Как проверить безударную гласную в окончании существительных. Падежные окончания существительных. Написание окончаний по спряжению глаголов

Место проведения: класс

Межпредметные связи: окружающий мир.

Тип урока: закрепление изученного материала

УМК «Гармония»

Оборудование: компьютер, проектор, таблицы – опоры, памятки, раздаточный материал (таблица с заданием, текст), иллюстрации, картинки.

Цели:

обучающая: учить самостоятельно добывать знания, делать выводы по теме, на репродуктивном уровне применять полученные знания, закрепить полученные знания по данной теме;

развивающая: развивать речь, внимание, орфографическую зоркость, мышление (выделять главное, обобщать и систематизировать);

воспитательная: формировать нравственные качества, ответственность, воспитывать интерес к урокам русского языка;

оздоровительная: содействовать сохранению здоровья через методы и приемы, реализующие принцип комфортности .

Ход урока.

I. Организационный момент.

Я желаю вам сегодня добра

Вы желаешь мне сегодня добра

Мы желаем сегодня друг другу успеха

Если вам будет трудно

Я помогу.

Посмотрите на эти картинки и выберите ту, которая соответствует вашему настроению. Я надеюсь, что такое настроение у вас будет и в конце урока.

Давайте улыбнемся, друг другу, подарим свою улыбку окружающим и пожелаем друг другу удачного и интересного урока. Ведь хорошее рабочее настроение поможет нам справиться с любыми заданиями на нашем пути. А освещать наш путь и помогать в трудную минуту нам будет вот это доброе и ласковое солнышко. (на доске рисунок солнышка)

Сядем удобнее, выпрямим спинку и начнем урок.

Проверка домашнего задания.

Возникли у вас вопросы при выполнении домашнего задания? Все было понятно в задании? Хорошо, я проверю ваши работы и поставлю оценку.

II. Чистописание.

С чего же мы начнем наш урок? (Минутка чистописания)

Откройте, ребята тетрадочки и запишите число.

Прежде чем мы начнем работать, поставьте на полях отметку, которую бы вы хотели получить.

https://pandia.ru/text/80/287/images/image002_145.jpg" width="80" height="87 src=">.jpg" width="93" height="136">

м _ тель в _ тер

Посмотрите на слова и скажите, какая буква в них пропущена. (буква е)

Сегодня мы будем прописывать эту букву.

А что это за буква? (гласная, йотированная, дает два звука)

Когда эта гласная дает два звука?

Молодцы.

Давайте в воздухе пропишем эту букву с элементом. А теперь запишите в тетрадочке.

Ребята, послушайте стихотворение.

С неба падали пушинки

На замерзшие поля.

Ель закутали косынкой,

Жаркой шубой – тополя.

И укрыли дом да площадь

Необычным одеялом.

Как же их зовут? – ты спросишь.

Имя здесь я написала.

(Ирина Семенова)

Кто самый внимательный?

Назовите слово, которое можно составить из первых букв каждой строчки. (снежинки)

Молодцы. Запишите это слово, выдели в нем корень и подбери однокоренные слова.

Какой корень в этих словах? Что происходит в корнях этих слов? (чередование согласной г - ж)

III. Определение темы урока.

Послушайте стихотворение. Закончите его.

Запорошила дорожки,

Разукрасила серёжки.

Наконец-то ты пришла

К нам волшебница... (зима)

(на доске картинки с зимним пейзажем)

Посмотрите на слова, которые у меня написаны.

у зимушки

к зимушке

на зимушку

за зимушкой

о зимушке

Чем отличаются эти слова? (окончаниями) Почему изменяются окончания?

Сформулируйте сами тему нашего урока (правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа)

Мы сегодня будем повторять все, что знаем о падежах. Упражняться в определение безударных окончаний имен существительных. Эта проблема нашего урока.

IV. Работа над темой урока.

Давайте вспомним с вами название всех падежей и вопросы.

Молодцы, вы отлично справились. Были ли вы внимательными и заметили ли что-нибудь? (падежи стояли не по порядку)

Расставьте их в нужном порядке. (Ученик выполняет задание у доски)

Молодец. Ты хорошо справился с заданием. А теперь давай вспомним предлоги. Некоторые падежи употребляются только с определенными предлогами.

Давайте вспомним, Д. п. – к, по; П. п. – о; Р. п. – без; Т. п. – между.

Посмотрите на слова, какой общей темой они объединены? (Вьюга, декабрь, метель, пороша, мороз, снежинка) (зима)

Запишите существительное в нужной падежной форме. Выделите в существительных окончания, укажите падеж.

Чтобы правильно написать безударное падежное окончание, что надо сделать?

А как еще можно проверить безударное окончание? (ударным окончанием существительного того же типа склонения).

(ученики заполняют каждый свою таблицу)

идти по мороз

смотреть на снежинка

наступит за декабрь

спрятался от метель

выпала пороша

рассказал о вьюга

Значение всех слов вам понятно?

Давайте воспользуемся толковым словарем и посмотрим, что обозначает это слово. (один из учеников слово пороша смотрит в толковом словаре)

Что вы заметили? Все ли существительные употребили с предлогом. Вывод. (существительные в И. п. употребляются без предлогов)

Молодцы.

V. Физминутка. (для глаз)

(в классе развешены снежинки, учитель показывает на них лазерной указкой, дети следят глазками; звучит музыка)

VI. Актуализация знаний.

Отгадайте загадки.

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

И в рыжей шубке - летом (белка)

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы –

Уши больше головы? (заяц)

Просыпается весной

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)

Недотрога, весь в иголках,

Я живу в норе под елкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не входят звери. (ежик)

А вы знаете, ребята, как проводят зиму эти животные?

Послушайте, вам прочитаю об этих животных, а вы мне поможете. (учитель читает о животных, не называя их; ученики досказывает вслух название животного)

Послушайте задание, которое вам надо будет выполнить.

Определите падеж и выделите окончания выделенных слов.

Давайте вспомним, что надо сделать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание существительного?

Молодцы.

Сначала я буду читать о …? (учитель показывает картинку с изображением животного). Слово медведь я называть не буду, вы должны сами его назвать и поставить в нужный падеж. Определить склонение и вставить нужное окончание. (в процессе чтения на доску вывешиваются картинки с изображением животных).

Медведь зимой забирается в свою берлогу и впадает там в спячку. Под кожей у медвед… – жир, он защищает медвед… от зимней стужи. О медвед… сложено много сказок.

Зимой ежик спит в своей норке. Норка у ежик… в дупле поваленного дерева или в земле. Много интересного из книг можно узнать о ежик … .

Не страшна белк… холодная зима. Осенью переменила она рыженькое пальто на шубку. Наготовила белк… запасов на зиму. Насушила грибов, натаскала в дупло орехи и желуди. Потом белк… утепляет свой домик. Устраивает в дупле мягкую перинку из мха и сухих листьев. Зимой белк… свернется там клубочком и хвостом прикроется. Хвост греет белк… как одеяло.

К зиме заяц в новой шубке. Летняя шерсть у зайц … вылезает, отрастает светлая, пушистая. Трудно заметить зайц… зимой на снегу. Нет у него норы, нет запасов. Почки и кора деревьев кормят зайц… всю зиму. Страшны зайц… не мороз, а охотники, волки, лисы и совы. Спасает зайц… светлая шубка да быстрые ноги. (Работа делается на листочках индивидуально, про зайца дети записывают в свою тетрадь самостоятельно; звучит музыка).

Проверка.

Для каждого из этих животных, лес – родной дом. И приходя в лес, мы не должны нарушать покой зверей и птиц. Потому, что мы там гости.

VII. Физминутка.

Игра в «снежки».

(учитель кидает помпон, ученик определяет род существительного, которое называет учитель; «снежок» дети могут кидать друг другу и сами называть любые слова)

(Дерево, дорога, лес, прорубь, чаща, село, птица, зверь, верхушка, волк, кормушка, пальто, опушка, cирень).

VIII. Работа с учебником.

Упр. № 000.

137. Составь и запиши предложение с однородными членами.

На снегу были видны следы (- а; 1-е; ед. ч.) … , (н. о.; 2- е; ед. ч.) … , и (н. о; 3-е; ед. ч.) … .

Слова для справок: рысь, куропатка, тетерев.

Укажите падеж и склонение существительных. Выделите в них окончания.

Обратите внимание, вам надо слова для справок записать именно в том порядке, в котором предлагают авторы учебника. Проверка.

Давайте вспомним алгоритм написания безударного падежного окончания имени существительного.

IX. Закрепление знаний.

Игра «Альпинист».

Ребята, а вы знаете, кто такие альпинисты ?

Сейчас вы будете альпинистами вы должны покорить свою вершину знаний. - Послушайте задание. Вам надо правильно дописать окончание.

Что вы должны сделать, чтобы не ошибиться в выборе окончания?

А теперь давайте заполним таблицу.

(на доске таблица с пустыми столбиками, дети по очереди заполняют ее, записывая, верное окончание)

Р. п и - ы а - я и

Д. п. е у - ю и

П. п. е е и

Мы с вами вспомнили падежные окончания, вы без ошибок заполнили таблицу и теперь, не боясь, никаких трудностей будем покорять вершину.

Без шишк…, на ел…, на дерев …, в проруб …, о медвед …,

без метел…, о зайц …, около дорог …, в чащ …, на ветк …, о снежинк …, о вьюг …, по тропинк …, на мороз …, к птиц …, у кормушк …, с ветк …, о сосульк …, от верхушк …, о волк …, без рыс …, о зимушк …, без ветк …, у белк …о лес …, около опушк ….

(все слова записаны на карточках и прикреплены на изображение снежной вершины, дети выходят к доске и записывают окончание; слова можно брать не все)

Молодцы, вы справились с этим заданием. Вот этот флажок мы прикрепим к нашей вершине, вы покорили ее. Давайте похлопаем сами себе.

Молодцы.

Вы стоите на самой вершине. Под вами огромная, прекрасная наша Земля. Как она красива! Сколько лесов, полей, рек, озер, морей! А сколько зверей и птиц живет на этой земле. Мы должны беречь и охранять природу нашей Земли.

Белке, лисице, рыси, кунице лес – дом родной.

Птице и зверю хочется верить в мир и покой. (Ф. Лисичкина)

X. Рефлексия.

Вот и подошел к концу наш урок? Вам было интересно сегодня на уроке?

Над чем мы сегодня работали на уроке? Что нового для себя вы открыли?

Смог ли мы решить проблему урока? Какое настроение у вас в конце урока? Оцени свое активное участие в уроке. (у каждого ученика три кружка разного цвета, ребенок сам оценивает свою работу0.

XI. Итог урока.

Оценка работы.

Домашнее задание.

Спасибо всем за урок.

Задание.

(Задание для домашней работы напечатано на листке. Ребенок выполняет его, записывая в тетрадь)

Раскрой скобки, запиши существительные в нужном падеже. Определи склонение и падеж. Запиши 2 – 3 предложения, о том, что для тебя значит охранять природу.

(Рыба) нужна чистая вода, (птица) необходим воздух, а (зверь) – лес, степь, горы.

Охранять природу (страна) – это значит охранять (Родина), которая нужна каждому (человек).

2. Юрьева Н. А.,«350 развивающих упражнений по русскому языку», Минск, Издательство «Юнипресс», 2005 г.

3. Карягина Н. Н., Перепелицина Е. Н.«Развитие орфографической грамотности младших школьников», Волгоград, Издательство «Учитель», 2008 г.

4. Форощук А. А. , Форощук Н. Е. « Русский язык. Учебное пособие для начальных классов», Донецк, Издательство «Сталкер», 2007 г. г.

5. Касаткина Н. А., «Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка (стихи, загадки, кроссворды, шарады)», Волгоград, Издательство «Учитель», 2003 г.

6. Лазарева Л. А. www. pdps. lv

Опыт показывает, что одной из самых трудных орфограмм для учащихся начальных классов является правописание падежных окончаний –е и -и в именах существительных. Источником ошибок в указанных случаях является звуковое совпадение безударных окончаний существительных в сочетаниях типа по деревне – из деревни, в роще – из рощи, на площадке – на площади и т. п.

Дети очень часто неправильно пишут окончания в словах потому, что неправильно определяют падеж. Младших школьников затрудняет различение падежей. Впрочем, бывает и так: ученик грамотно пишет окончания в словах, а разбирает формы имён существительных неверно.

Казалось, такая простая на первый взгляд тема: “Имя существительное”, но сколько важных вопросов решается при её изучении. Самый главный и важный – как научить грамотно писать?

Три года учитель кропотливо отрабатывает умения детей быстро находить имя существительное в группе других частей речи по существенным признакам, готовит к работе на важном этапе – правописанию окончаний.

Сначала целесообразно познакомить учащихся с падежами, не соотнося их с каким-либо определённым склонением. Дети знакомятся с названиями падежей, с падежными вопросами. Они учатся ставить вопросы к именам существительным при определении падежа.

На этой первоначальной ступеньке знакомства с падежами учащиеся не соединяют падеж существительных с конкретными окончаниями.

Для выяснения понятия “падеж” целесообразно давать учащимся существительные разных склонений (мужского, женского и среднего рода; 1, 2, 3-го склонения). Тогда падеж будет восприниматься детьми как показатель связи существительных с другими словами в предложении (или словосочетании). На данном этапе важно, чтобы дети поняли, что падеж зависит

от слова, с которым связано имя существительное, и от вопроса, который ставится от другого слова. Например: видели кого? (что?) собаку, медведя, рысь – один падеж (винительный) для всех существительных; купались в чём? в реке, в озере, в заливе – один падеж (предложный) для всех существительных, отвечающих на вопрос где? (В чём?).

При изучении трёх типов склонений такое понимание падежа будет утверждаться и укрепляться. В результате первоначального знакомства с падежами учащиеся усвоят, что всего падежей шесть; каждый падеж отвечает на определённый вопрос; любые существительные, если они отвечают на один и тот же вопрос, стоят в одном и том же падеже (например: вижу кого? синичку, соловья; делаю что? табуретку, стол).

При склонении различие между существительными заключается в окончаниях, а не в падежах. Существительные, принадлежащие к разным склонениям, отличаются друг от друга окончаниями.

Изучение темы: “Изменение по падежам” происходит в определённом порядке. Прежде всего детям даётся понятие о том, что имена существительные изменяются по вопросам в зависимости от других слов. После этого идёт ознакомление с отдельными падежами и с падежными вопросами. Каждый падеж сначала берётся без предлогов, затем учащиеся узнают, какие предлоги соединяются с теми или с иными падежами.

Очень важно на первых порах давать имена существительные с ударными окончаниями, используя такие виды работ, как разбор предложений, словосочетаний, с установлением связи между словами, составлением предложений и словосочетаний с изученными падежными формами имён существительных, в частности существительных, отвечающих на вопросы где? куда? откуда?

Важно и то, чтобы в процессе изучения данной темы учащиеся чётко сопоставляли падежи друг с другом, выясняли роль каждого из падежей и предлогов.

Чтобы дети поняли различие в падежных окончаниях имён существительных и правильно их писали необходимо научить определять и тип склонения имён существительных по их родовым признакам. Дети должны понять, что по роду и ударным окончаниям можно определить тип склонения: к 1-му склонению относятся им.сущ. ж.р. и м.р. с окончаниями -а,-я (земля, сестра, ….). Каждое склонение имеет различные окончания в одном и том же падеже.

А дальше идёт изучение каждого склонения в отдельности. Используются все возможности для сопоставления склонений друг с другом, с тем чтобы дети научились находить сходство их в падеже и различие в окончаниях (Р. – школы, дома, степи; Д.- школе, дому, степи и т.д.).
С другой стороны, дети учатся правильно писать безударные окончания по аналогии с ударными у существительных, принадлежащих к одному и тому же склонению и стоящих в одном и том же падеже (по комнате , по деревне по воде ).

Задача, которая стоит перед учителем при изучении в IV классе имён существительных 1-го склонения, состоит в том, чтобы помочь детям понять, что ударные и безударные окончания существительных указанного склонения одинаковы, и научить детей проверять правописание безударных окончаний существительных на сопоставлении между собой падежей: родительного и дательного, родительного, дательного и предложного и т.д. Окончания этих падежей легко перепутать, поэтому важно отработать и развить у детей способности проверять написание окончаний подставляя вместо существительного с безударным окончанием существительное того же склонения и того же падежа с ударным окончанием (из деревни - из земли ; к деревне – к земле). Теперь легко усвоить, что окончание родительного падежа - -и (-ы), дательного и предложного падежей – е. Умение различать падежи помогает и различению окончаний, например: около деревни (Р.п.), по деревне (Д.п.), в деревне (П.п.). Все эти слова отвечают на один и тот же вопрос где?, но имеют разные окончания, т.к. в разных падежах.

Правописание окончаний имён существительных 2-го склонения вызывает меньше затруднений. Безударное окончание предложного падежа звучит ближе к и, чем к е: “ в доми, парки”. Вопрос где? характерен не только для предложного падежа. Поэтому детям могут помочь: 1)знания того, что характерное окончание предложного падежа существительных 2-го склонения –е; 2) сопоставление с существительным того же падежа и склонения, но с ударным окончанием (в городе , в парке, в Смоленске - в столе , в селе, в Орле ).

3-е склонение противопоставляется 1-му и 2-му склонению. Важно показать, что имена существительные 3-го склонения никогда не имеют окончание –е, что только в трёх падежах имеется окончание -и (степи –Р.п., к степи – Д.п., о степи – П.п.).

Всё выше сказанное ещё раз доказывает, что одной из наиболее актуальных тем русского языка в правописании слов с безударными гласными в слове является “Правописание безударной гласной в окончании имени существительного”.

Даже умение склонять имена существительные и определять у них падеж не всегда приводит к грамотному написанию данной орфограммы. В классе встречаются такие дети, которые не могут использовать слова-помощники при письме: дети с низким уровнем внимания своевременно не могут определить нужную орфограмму в слове, с низким уровнем памяти не могут быстро запомнить нужное окончание существительного в определённом склонении и падеже.

В данной ситуации учитель обязан использовать все формы и приёмы работы, чтобы добиться сознательного усвоения данной темы и применения знаний в практической деятельности.

Большую помощь в работе учителя со всем классом могут оказать карточки с индивидуальными заданиями.

Т.е. “важно стремиться к тому, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии.” (Деменёва Н.Н. “Дифференциация учебной работы младших школьников)

В современном образовании решается вопрос о развитии навыков обучения каждого ребёнка на определённом уровне. Вот почему важен индивидуальный подход, который должен реализоваться путём дифференцированного обучения.

Используя разные методы и приёмы психологического обследования детей (методика “Исследование словесно –логического мышления”, исследование памяти по методикам Т.Ротановой и Богдановой Т.Г., внимание – методика Бурдона, наблюдения, устные и письменные работы детей) показали, что по степени обучаемости можно выделить три группы детей:

первая - с низкой степенью обучаемости;

вторая - группа со средней степенью обучаемости;

третья - группа с высокой степенью обучаемости.

Фрагменты урока по теме: “Имя существительное”

Цели . 1. Учить сравнивать и писать ударные и безударные окончания
имён существительных одного и того же склонения.
2. Формировать устойчивость и распределение внимания, аналитико-синтетическое мышление,
навыки самопроверки.

Объяснение нового материала

К – №1

Внимательно рассмотрите таблицу. Просклоняйте данные слова.

1) Прочитайте задание на карточках, выберите задание по своим возможностям и выполните его.

    3) Самостоятельная работа. (По одному ученику каждого уровня задание выполняют на плёнке, проверка осуществляется с помощью кодоскопа.)

2) Сравнение ударных и безударных окончаний имён прилагательных (начинаю с 1-го уровня).

Какие ударные окончания выписали ребята, выполняющие первую карточку? (просмотр и сравнение выполненного задания учениками 1-го уровня);
- Посмотрите внимательно как выполнили задание ребята на второй карточке.
В какой части слова стоит ударение?
- В окончании.
- Сравните окончания с первой карточки и со второй. Сделайте вывод.
- Окончания ударные.
- Посмотрите на 3 карточку. Что вы заметили в сравнении с первыми двумя?
- На первых двух карточках окончания ударные, а на третьей – безударные.
- Кто заметил ещё одну особенность?
- Ударные и безударные окончания имён существительных пишутся одинаково.
- Какие слова можно использовать в помощь, когда будем писать слова с безударным окончанием?
РЕКА, ЗЕМЛЯ, ДВОР, КОНЬ, ОКНО, СТЕПЬ.
- Прочитайте вывод на 82 странице учебника.

Первичная проверка нового материала

(дифференциация по уровню трудности)

К – №2

Проверка осуществляется с помощью кодоскопа (по одному ученику из каждого уровня выполняли задание на плёнке).

  • Прочитайте задание и проверьте свои работы и работы своих товарищей.
  • Назовите слова – помощники 1-го, 2-го, 3-го склонения.
  • Прочитайте задание второй карточки, возьмите сигналы “да” и “нет”, проверим свои работы.

Если ребята считают, что окончание поставлено верно, показывают “да”, если не согласны – показывают “нет”.

  • Какие слова-помощники вы использовали в своей работе?
  • (Аналогичная работа проводится по проверке третьей карточки)

Закрепление изученного материала

(задание можно проработать в двух вариантах)

В –1.
(Дифференциация по объёму учебного материала.)

Задание упражнения :

  • Поставьте существительные из скобок в нужном падеже. Напиши словосочетания.

Определите падеж и склонение существительных. Выделите окончания. Обозначьте ударение.

  1. Первое предложение выполняется с комментированием.
  2. Самостоятельная работа
  3. 1-й уровень - 2, 3 предложение;

    2-й уровень - 2, 3, 4 предложение;

    3–й уровень - 2, 3, 4, 5 предложение, указать проверочные слова.

    Проводится с помощью карточек с безударными падежными окончаниями:
    -е, -и, -а, -я, -ой, -ей, -ом, -ем, -у, -ю.

В – 2.
(Дифференциация по уровню самостоятельности)
Упражнение 181 страница 83.

  1. Ознакомление с заданием.
  2. Дети 3-го уровня приступают к выполнению задания.
  3. С помощью учителя учащиеся 1 и 2 –го уровней работают над 1, 2 предло- жениями.
  4. Учащиеся 2-го уровня продолжают работать самостоятельно, а учащиеся 1-го уровня выполняют работу самостоятельно под контролем учителя.
  5. Проверка выполненного задания.
    (осуществляется с 3-го предложения)

Формирование умений и навыков

1-й уровень

О мякот…, по пустын…, на пароход…, от радост…, из берлог…,
к побед…, для библиотек…, на горизонт…, об осен…, по горст…,
о мыш…, о капел… .

2-й уровень
Спишите, поставьте ударение, определите склонение и падеж им. существительных, вставьте и выделите пропущенное окончание.
От кашк… к гвоздик…, по дорожк… к рощ…, по осинк… к сирен…,
на макушк… ел…, от деревн… к речк…, около грядк… на капуст…, от веточк…к ветв.. .

3-й уровень
Напишите словосочетания по данным схемам. Окончания имён существительных должны быть безударными.

В (1скл., ж.р.. П.п) около (2скл., м.р., Р.п.)
У (1скл., ж.р., Р.п.) (3скл., Р.п.)
На (2скл., м.р., П.п.) по (1скл., м.р., Д.п.)
У (1скл., ж.р., Р.п.) на ((1скл., ж.р.,П.п.)
По (1скл., ж.р., Д.п.) на (2скл., м.р., П.п.)
На (2скл., ср.р., В.п.) к (1скл., ж.р., Р.п.)

1-й уровень
Запиши слова в два столбика по окончаниям.
На ладон…, на топол…, от бол…, по комнат…, о геро…, до полк…, в деоевн…,
В конкурс…, в зелен…, от радост…, о молодёж…, на свирел… .

2-й уровень
Спишите. К словам подберите однокоренные слова другого склонения в том же числе и падеже.

На брош… - __________________________

Около постельк… - ____________________

По колыбельк… - ______________________

О медал… - ___________________________

В бутылк… -__________________________

О ноч… - _____________________________

На снег… _____________________________

3-й уровень

  1. Образуйте 2-3 существительных от глаголов: СГИБАТЬ, СБИТЬ, СДАТЬ, СЖАТЬ.
  2. Поставьте полученные слова в Р.п, Д.п, П.п., Т.п.

(Дифференциация по объёму учебного материала)
Подобрать слова – помощники, указать склонение.
1-й уровень – поставить им.существительные в форму ед.ч., Р.п и В.п.;
2-й уровень – поставить им.существительные в форму ед.ч., Р.п., В.п., Д.п.,
3-й уровень – поставить им.существительные в форму ед.ч., Р.п., В.п., Д.п., Т.п., П.п.

К - №8

(Дифференциация по уровню трудности и творчества)

1-й уровень - Найти в словаре слова, обозначающие людей и поставить их в Р.п и П.п.
2-й уровень Найти в словаре слова, обозначающие людей и поставить их в Р.п. и П.п. .
Найти лишнее слово и объяснить свой выбор (пассажир – удвоенная согласная).
3-й уровень - Найти в словаре слова, обозначающие людей и поставить их в Р.п. и П.п.
Разделить слова на две группы и объяснить своё решение.

  • Профессии людей.
  • Названия людей.
  • Подобрать синонимы к словам: солдат, ученик, товарищ, ученик, учитель.

    К- №9

    (Дифференциация по уровню трудности)

    1-й уровень
    Списать, раскрывая скобки. Поставить ударение, выделить окончание, определить склонение и падеж.

    Говорить о (сказка, повесть), писать в (тетрадка, тетрадь), плыть на (лодка, пароход), купаться в (речка, озеро), встретиться около (беседка, пристань), отдыхать в (деревня, лагерь), встретиться около (беседка, пристань), мчались на (машина, лошадь), рассказать о (случай, жизнь).

    2-й уровень
    Записать имена существительные в три столбика, поставить ударение, выделить окончание, указать падеж. (слова из задания для 1-го уровня).

    3- уровень
    Найти и исправить допущенные ошибки, в скобках написать проверочное слово, выделить окончание, поставить ударение, определить падеж и склонение.

    Говорить о сказки, повести; писать в тетрадке, в тетраде; плыть на лодке, на пароходе;
    Купаться в речке, в озер…; встретиться около беседки, пристани; отдыхать в деревне, в лагере; мчались на машине, на лошаде; рассказать о случаи, о жизне.

    Первичное закрепление темы:

    “Правописание безударных окончаний имён существительны х”

    К- №10 (дифференциация по степени трудности)

    1-й уровень
    Определить склонение и падеж имён существительных. Выделить окончания.

    Без кисти, по капле, с неба, о речке, после друг…, к дубраве, на колосе, над лесом, у горы, под дверью, у товарища, о матери, на солнце, к дяде.

    2-й уровень.
    Списать, вставить и выделить окончания, определить склонение и падеж имён существительных.

    Без кист…, по капл…, с неб…, о речк…, после друг…, к дубрав…, на колос…, над лес…, у горк…, под дверь…, у товарищ…, о матер……, на солнц…, к дяд… .

    3-уровень.
    Поставить имена существительные в нужном падеже с предлогом.
    Кисть – Р.п., капля – Д.п., речка – П.п., (после) друг – Р.п., дубрава - Д.п.,
    Колос – П.п., лес – П.п., горка – Д.п., дверь – Р.п., товарищ – П.п., мать – П.п.,
    Мать – Р.п., солнце – П.п., дядя – Р.п., дядя – П.п.

    К - №11

    1-й уровень
    Составить предложения, используя данные слова; у существительных выделить окончания, указать склонение и падеж.

    а) из-за, солнышко, выглянуло, тучки;
    б) по, поездки, ребята, из, вернулись, Калуги;
    в) на, охотники, опушке, около, отдыхали, пристани, леса.


    Найди лишние.

    2-й уровень
    Составить предложения, используя данные слова, вставить пропущенные окончания.
    Указать склонение и падеж имён существительных.

    а) из-за, солнышко, выглянуло, тучк…;
    б) по, поездк…, ребята, из, вернулись, Калуг…;
    в) на, охотники, опушк…, около, отдыхали, пристан…, лес….

    Все ли слова понадобятся для составления предложений?
    Найди лишние. Расскажи о его значении.

    3-й уровень
    Используя данные слова составить и записать предложения. Имена существительные поставить в нужном числе и падеже, используя предлоги.

    а) солнышко, тучка (ед.ч., Р.п.), выглянуло;
    б) ребята, поездка(ед.ч., Р.п.), вернулись, Калуга(ед.ч., Д.п.)
    в) охотники, опушка (ед.п., П.п.), отдыхали, пристань(ед.ч, Р.п.), лес (ед.ч, Р.п.).

    Все ли слова понадобятся для составления предложений?
    Найди лишнее. Расскажи о его значении. Подбери слова на ту же тему, что и слово пристань.

    Урок на тему: Безударные окончания имен существительных

    1). Орг. момент

    Прозвенел звонок – начинаем наш урок.

    Ребята, какое у вас настроение?

    Повернитесь друг к другу, улыбнитесь друг другу и скажите: «Я желаю тебе добра. Ты желаешь мне добра. Если будет трудно, справимся вместе всегда ».

    Запись числа

    Перед письмом вспомним, как нужно правильно сидеть за партой:

    «Сяду прямо, не согнусь, на отлично потружусь»

    Откройте тетради, запишите число и классная работа

    2.Минутка чистописания. Самоопределение к деятельности.

    Какое время года хозяйничает сейчас на земле?

    Какие ассоциации вызывает это слово? Что представляете?

    Вот север, тучи нагоняя,

    Дохнул, завыл – и вот сама

    Идет волшебница зима.

    Кому принадлежат эти строки? Пушкин

    С кем поэт ассоциирует зиму? Как он ее называет?(Волшебницей.)

    Действительно, в зимнюю пору происходит много сказочного, волшебного. И самый волшебный праздник – Новый год.

    Назовите первую букву слова волшебница.

    Какие звуки обозначает буква «в»? Что можете о них рассказать?

    в обозначает мягкий согласный звук.

    Назовите слоги, в которых буква в обозначает твердый согласный звук.

    Напишите красиво эти слоги. (ходить по классу и смотреть кто как пишет и вслух указывать на недостатки, потом одну лучшую тетрадь показать под камерой. Посмотрите, вот у … очень красиво и аккуратно написаны слоги, соблюдены размеры букв, правильно соединены буквы)

    3. Словарная работа.

    Мы с вами уже сказали, что зима это к…ньки, ин…й , вал…нки, п…льто, с…п…ги, вет…р, м…роз , м…тель.

    А что за слова я такие назвала? Почему они называются словарными?

    Из данных слов выберите и запишите:

    1 вариант: те слова, называющие вещи, которые можно надеть

    2 вариант: те слова, которые характеризуют погоду зимой.

    А теперь, обменяйтесь тетрадями, возьмите в руки карандаши, будем проверять.

    Что написал 1 вариант?, какие буквы вставили?

    Что написал 2 вариант? Какие буквы вставили?

    Молодцы! Справились почти без ошибок!

    4. Сообщение темы и целей урока.

    Из земли из избушки

    По воде по дороге

    На стене на празднике

    Из глуши в степи

    Чем похожи эти группы слов? (окончаниями е, и)

    Чем отличаются группы слов? (в 1 столбике слова с ударными окончаниями

    Во 2 столбике с безударными окончаниями)

    Тема нашего урока «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»

    Чему будем учиться на уроке? (Будем проверять безударные гласные в окончании)

    Какая цель урока?

    Закрепить знания проверки безударных падежных окончаний имен существительных .

    5. Работа над темой урока.

    Что называется склонением?( Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.)

    - Сколько склонений в русском языке?

    Какие существительные относятся к 1 склонению? Приведите примеры

    (Имена существительные мужского и женского рода, которые в начальной форме имеют окончание –а или –я.)

    Какие существительные относятся ко 2 склонению? Приведите примеры

    (Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме и имена существительные среднего рода с окончаниями –о, -е или –ё.)

    Какие существительные относятся к 3 склонению? Приведите примеры

    ( Имена существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной форме с мягкой основой и с твёрдой основой на ж, ш.)

    Вспомните алгоритм правильного написания безударного окончания существительных. Для этого давайте обратимся к учебнику на стр.37

    Молодцы! Теперь мы без ошибок выполим следующее упражнение.

    Итак, пишем с комментированием на месте.

    Задание: вставь окончания, определи склонение и падеж.

    без ошибк.., на пароход…, в пол…, около площад…, в росош…, к рощ…

    Умнички! Давайте сделаем вывод, как же проверить безударные окончания имен существительных? Что для этого нужно сделать?

    6. Физкультминутка.

    Вы, наверное, устали немножко, давайте отдохнем, а потом опять писать начнем.

    7. Закрепление.

    Закрепим наши знания, выполнив упражнение в рабочей тетради стр. 29, упр 44.

    Вам нужно составить и записать по 2 словосочетания из слов каждой группы. Употребите глаголы в форме прошедшего времени ед.числа, в скобках укажите падеж и склонение существительных.

    Скажите на какие вопросы отвечает глагол прошедшего времени?

    По 1му человеку к доске, с комментированием.

    Дальше нам предлагают сравнить окончания сущ.2 скл и 3 скл в П.п. Что вы можете сказать? В чем особенность написаний окончаний у существительных 3го скл? Что же нужно знать, чтобы не ошибиться в выборе окончаний сущ-х 2 и 3 скл?

    А теперь разделимся на группы. Каждой группе дам определённое задание, которое, они в течении 5 минут должны выполнить, затем по 1 человеку о группы выступить с правильным ответом у доски.

    У каждой группы на столах лежит текст, в котором в словах пропущены окончания.

    1ой группе нужно найти и выписать существительные в Р.п.

    2ой группе в Д.п.

    3ей группе в П.п.

    4ой группе в Р.п.

    5ой группе в Д.п.

    6ой группе в П.п.

    Тексты у всех будут разные.

    Время истекло, прошу 1ю группу с ответом. (выходит к доске, на слайде подчеркивает слова, и объясняет свой выбор) и т.д.

    Итак, скажите мне еще раз, что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание имен существительных?

    Ну и последнее задание, выполнив которое, я узнаю, как точно вы поняли нашу сегодняшнюю тему, научились ли правильно записывать безударные окончания сущ-х.

    Перед вами лежат листочки со словами, в которых пропущены окончания существительных, за 2 минуты, вы должны будете как можно больше и правильно вписать этих окончаний.

    Время пошло. Время истекло, положили листочки на край стола, в конце урока вы мне их сдадите.

    8. Домашнее задание.

    Молодцы, вы сегодня все поработали на отлично! Подошло время задать вам домашнее задание.

    1. повторить окончания существительных в каждом падеже.

    2. учебник стр. 37, повторить алгоритм написания безудар.окончаний сущ.

    3. выполнить уп. 64 на стр. 38. Здесь вам нужно воспользоваться повторенными правилами, правильно вписать окончания существительных, определить склонение, падеж и выделить окончания.

    9. Итог Урока.

    Чтобы подвести итог нашему уроку, я попрошу вас продолжить предложения.

    Я сегодня на уроке узнал___________________

    Я научился__________________________

    Я повторил______________________________

    Мне понравилось больше всего___________________

    Я работал с______________настроением

    Я испытывал затруднения, когда________________

    Спасибо вам за урок!

    Просмотр содержимого презентации
    «безударные окончания имен существительных»





    Словарная работа

    К…ньки, ин…й, вал…нки, п…льто, с…п…ги, вет…р, м…роз, м…тель .


    Словарная работа

    К о ньки, ин е й, вал е нки, п а льто, с а п о ги, вет е р, м о роз, м е тель.


    Из земли из избушки

    Из глуши в постели


    По воде по дороге

    На стене на празднике


    Из земли из избушки

    Из глуши в постели

    По воде по дороге

    На стене на празднике


    Тема урока:

    Правописание

    безударных

    падежных окончаний

    имен существительных


    Склонение имён существительных

    1 склонение

    1 склонение

    Ж.р. + М.р.

    2 склонение

    2 склонение

    М.р. + Ср.р.

    3

    склонение

    3 склонение

    Ж.р.










    Д омашнее задание

    • Повторить окончания существительных в каждом падеже.
    • Учебник стр. 37 , повторить алгоритм написания безударных окончаний.
    • Упр. 64, стр. 38

    Я сегодня на уроке узнал_______________ .

    Я научился_______________ .

    Я повторил________________ .

    Мне понравилось больше всего___________.

    Я работал с _____________настроением.

    Я испытывал затруднения, когда _________ .


    Таблица 1 — Падежные окончания существительных в единственном числе

    Падежи I склонение II склонение III склонение
    И. п. -а, -я

    жена , земля

    , -о, -е

    конь, село , поле

    ночь, лошадь

    Р. п. -ы, -и

    жены , земли

    -а, -я

    коня , села , поля

    ночи , лошади

    Д. п.

    жене , земле

    -у, -ю

    коню , селу , полю

    ночи , лошади

    В. п. -у, -ю

    жену , землю

    ,-а, -я, -о, -е

    коня , село , поле

    ночь, лошадь

    Т. п. -ой (-ою), -ей (-ею)

    женой , землей

    -ом, -ем

    конём , селом , полем

    -ью

    ночью , лошадью

    П. п.

    жене , земле

    -е, -и

    коне , селе , поле

    ночи , лошади

    В падежных окончаниях единственного числа пишется:

    1. буква е : в дательном и предложном падежах существительных I склонения и в предложном падеже II склонения (кроме слов на -ия , -ий , -ие ), например: к фабрике , на фабрике , к земле , о батарее , в статье ; на заводе , на станке ; о море ; в селе ;
    2. буква и :
      • в родительном падеже существительных I склонения, например: у фабрики , у земли , около батареи , из статьи ;
      • в предложном падеже существительных II склонения на -ие , -ий , например: в лектории , в волнении , о мировоззрении ;
      • в родительном, дательном и предложном падежах существительных I склонения на -ия , существительных III склонения и разносклоняемых существительных среднего рода на -мя , например: из коллекции , к коллекции , в коллекции ; из шинели , к шинели , в шинели ; у знамени , к знамени , о знамени .

    Следует различать формы предложного падежа существительных среднего рода на -ие и -ье , например: находиться в размышлении , быть во всеоружии (окончание ); находиться в раздумье , быть на побережье (окончание ).

    Падежные окончания в фамилиях и названиях

    В русских фамилиях на -ин(-ын) и на -ов(-ев) в творительном падеже единственного числа пишется -ым (как у прилагательных), например: с Вячеславом Деминым , с Ростиславом Синицыным , с Кириллом Колосовым . В иностранных фамилиях пишется окончание -ом , например: Дарвином , Чаплином .

    В названиях населенных пунктов на -ин(-ын) , -ов(-ев) , -ино(-ыно) , -ово(-ево) в творительном падеже единственного числа пишется окончание -ом (как у существительных), например: под городом Кашином , селом Бородином , городом Дмитровом .

    Падежные окончания существительных множественного числа

    Таблица 2 — Падежные окончания существительных во множественном числе

    Падежи I склонение II склонение III склонение
    И. п. -ы, -и

    жены , земли

    а, -я, -ы, -и

    кони , сёла , поля

    ночи , лошади

    Р. п.

    жён, земель

    -ов, -ей,

    коней , сёл, полей

    -ей

    ночей , лошадей

    Д. п. -ам, -ям

    жёнам , землям

    -ам, -ям

    коням , сёлам , полям

    -ам, -ям

    ночам , лошадям

    В. п. -ы, -и,

    жён, земли

    -а, -я, -ы, -и, ей, -ов

    коней , сёла , поля

    -и, -ей

    ночи , лошадей

    Т. п. -ами, -ями

    жёнами , землями

    -ами, -ями

    конями , сёлами , полями

    -ами, -ями

    ночами , лошадями

    П. п. -ах, -ях

    жёнах , землях

    -ах, -ях

    конях , сёлах , полях

    -ах, -ях

    ночах , лошадях

    1. В родительном падеже множественного числа после шипящих буква ь не пишется, например: решение задач , ремонт жилищ .
    2. В родительном падеже множественного числа существительных на -ья и -ье в безударном положении пишется -ий , под ударением — -ей , например: лгу́ний (лгунья), разду́мий (раздумье), но стате́й (статья), скаме́й (скамья) . Исключения: ру́жей (ружьё), платьев (платье), устьев (устье), верховьев (верховье), низовьев (низовье).
      У существительных на -ия , -ие в родительном падеже всегда пишется -ий , например: линий (линия), зданий (здание) .
    3. Если в родительном падеже множественного числа существительные оканчиваются на -ен , то мягкий знак не пишется, например: песен, вишен (ср. яблонь, кухонь) . После -ен в родительном падеже буква ь пишется в словах деревень , барышень .

    Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
    А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета

    § 4. Правописание окончаний

    Окончание - это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для образования связи слов в словосочетании и предложении.

    4.1. Правописание безударных окончаний имен существительных

    Выбор безударной гласной в окончании имени существительного зависит от типа его склонения.

    В Кита.., в Коре.., в Германи.., в Заполярь.., в изумлени..

    Чтобы выяснить написание окончания существительного, выполните следующие действия:
    1) поставьте существительное в начальную форму (кто / что?);
    2) определите по таблице тип его склонения;
    3) подставьте на его место проверочное слово для данного типа склонения (у этого слова в разных падежах ударное окончание, которое подскажет нужную гласную).

    Особая группа существительных*

    -мя
    -ия
    -ие
    -ий

    время
    партия
    знание
    гений

    Путь
    (проверочное слово для р. п., д. п. и п. п.)

    1 склонение
    (кроме слов на -ия)

    -а (м. р. / ж. р.)

    Я (м. р. / ж. р.)

    страна
    папа
    земля
    дядя

    Стена
    (проверочное слово)

    2 склонение
    (кроме слов на -ий, -ие)

    Нулевое оконч. (м. р.)
    -о (ср. р.)
    -е (ср. р.)

    конь
    село
    поле

    Стол
    (проверочное слово)

    3 склонение

    -ь (ж. р.)

    мать
    мышь

    Степь
    (проверочное слово)

    *Особая группа существительных включает разносклоняемые существительные, а также существительные 1 и 2 склонения с особыми окончаниями (так называемые существительные на -ия, -ие, ий ).
    В Китае — (Китай, 2 скл., в столе).
    в Корее — (Корея, 1 скл., в стене).
    в Германии — (Германия, особ. гр., в пути).
    в Заполярье — (Заполярье, 2 скл., в столе).
    в изумлении — (изумление, особ. гр., в пути).

    Обратите внимание!
    Помните, что существительные типа галерея, ассамблея, аллея, музей и пр. не следует относить к особой группе. Они склоняются по первому и второму склонению. Ср.:
    В коллекциИ (особ. гр.) — в галереЕ (1 скл.).
    В планетариИ (особ. гр.) — в музеЕ (2 скл.).

    Помните , что существительные типа сомнение и сомненье , Мария и Марья склоняются по-разному:
    о МарьЕ (Марья, 1 скл. о стенЕ);
    о МариИ (Мария, особая группа, о путИ).

    Помните , что правило не подходит к несклоняемым существительным и к существительным, склоняющимся как прилагательные.
    На пони (пони — несклоняемое сущ.).
    О заведующЕМ (заведующий — сущ., склоняющееся как прилагательное).



    4.2. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и причастий

    Безударные окончания имен прилагательных и причастий проверяются по ударному окончанию проверочного слова.

    В летящ..м самолете; изменяющ..мся мнением; могуч..й голос.

    Определить окончание можно по проверочному слову — вопросу какой? (он подскажет ударную гласную в окончании):
    во вращающ…мся цилиндре (в каком? — окончание -ом / -ем ) во вращающЕМся;
    с меняющ…мся ветром (с каким? — окончание -ым / -им ) с меняющИМся;
    беспокоящ...йся матери (какой? - окончание -ой/-ей) беспокоящейся матери;
    на тонущ…м судне (на судне каком? — окончание -ом / -ем ) на тонущЕМ.

    Исключение:
    в форме именительного (винительного) падежа м. р. ед. ч. окончание прилагательного (причастия) следует запомнить: -ЫЙ / -ИЙ.
    Пропащий человек; вьющийся дымок.


    4.3. Правописание безударных личных окончаний глагола

    Выбор безударной гласной в личном окончании глагола зависит от типа его спряжения.

    Мы кле..м; ты слыш..шь; они бор..тся.

    Чтобы выяснить написание окончания глагола, выполните следующие действия:
    1) поставьте глагол в неопределенную форму (что делать / что сделать? );
    2) определите по таблице тип его спряжения;
    3) подставьте проверочное слово (ударное окончание проверочного слова подскажет нужную гласную).

    Мы кле…м (клеИТЬ, II спряжение, мы говорИМ) — клеИМ
    Ты слыш…шь (слышАТЬ, II спряжение, ты говорИШЬ) — слышИШЬ
    Они бор…тся (борОТЬся, I спряжение, они берУТ) — борЮТся

    Обратите внимание!
    Иногда тип спряжения определить трудно, потому что неясно звучит безударный суффикс неопределенной формы (клеить, ссориться, сеять, таять, веять, реять, надеяться, затеять и др.).
    Такие суффиксы следует запоминать.

    При постановке глагола в неопределенную форму следует следить, чтобы глагол сохранял тот же глагольный вид.
    Заставишь (сов. в.) — заставить (сов. в.), а не заставлять (несов. в.).

    Глаголы типа услышать, постелить и т. п. (образованные с помощью приставок от глаголов - исключений) относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.
    Они прогонЯТ (прогнать, как и гнать, — глагол II спряжения).
    Они застелЮТ (застелить, как и стелить, — глагол I спряжения).

    Глаголы типа бриться, держаться и т. п. (образованные с помощью суффикса -СЯ от глаголов - исключений) относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.
    Они гонЯТся (гнаться, как и гнать, — глагол II спряжения).
    Они бреЮТся (бриться, как и брить, — глагол I спряжения).

    В летящем самолете (в каком?).
    Изменяющимся мнением (каким?).
    Могучий голос (искл.).

    Вверх