10 безличных предложений. Личные, неопределенно-личные и безличные предложения. б) действие носит стихийный характер

Укажем несколько ти­пов безличных предложений с точки зрения характера их по­строения.

1. При описании явлений природы или стихийных явлений употребляются безличные предложения, сказуемое которых не связано ни с каким лицом или предметом, не требует дополне­ния: Ужерассветало. (П.) Уже совсемстемнело и начало хо­лодать. (Т.) На лесопильном дворегорит. (Ч.)

2. При изображении стихийных явлений употребляются и такие безличные предложения, сказуемое которых выражено переходным глаголом с прямым дополнением и сопровождается другим дополнением в творительном падеже: Всё небозаво­локло серыми тучами. (Герц.) Зажгло грозою дерево. (Н.) Бурею корабль разбило . Как видно из примеров, действующий предмет в этих предложениях известен (тучи, гроза, буря), но он понимается как орудие стихийной силы и обозначается фор­мой творительного падежа.

Переносно предложения с таким же построением употреб­ляются при изображении острых и сильных переживаний чело­века: Меня словно обухомударило. (Ч.) Как ножом по сердцу полоснуло меня. (Л. Т.) Меня так ипроняло страхом. (Г.)

3. При изображении таких состояний, источник которых не­известен, употребляются безличные предложения со сказуе­мым, выраженным переходным глаголом. Прямое дополнение обозначает лицо, охваченное данным состоянием: Менязнобит. С утра старикалихорадило. Менявзорвало. (Т.) И как это тебя угораздило! (Ч.) Такого же типа предложения с переходным глаголом употребляются при изображении действий, субъект которых неизвестен: Тарантастолкнуло: Лаврецкий выпрямил­ся. (Т.)

4. При описании различных ощущений, вызываемых внеш­ней причиной, могут употребляться безличные предложения, сказуемое которых выражено непереходным глаголом и сопро­вождается дополнением в творительном падеже. Это дополне­ние указывает причину, источник, производителя данного со­стояния: Издалитянуло тихим и мягким теплом. (Т.) В раскры­тые окнапахло хвоей. (А. Н. Т.) Изо ржи, словно из печи, то­же тепломобдаёт. (Н.)

5. Очень широко распространены безличные предложения, сказуемое которых сопровождается дополнением в дательном падеже. В подобных предложениях рисуются состояния лиц, не зависящие от их воли: Мнене спится. Дома емуне сиделось. Мне что-товзгрустнулось. Мнегрустно поневоле. (П.)

6. Дополнение в дательном падеже употребляется и в тех безличных предложениях, которые обозначают необходимость действия; сказуемое в этом случае бывает выражено сочетани­ем модальных слов типа надо, нужно, следует, надлежит с не­определённой формой глагола, например: Нам надо работать . Вам следует поторопиться . Личному составу надлежит быть в полной боевой готовности.

7. Совершенно особую конструкцию представляют безлич­ные предложения с дополнением в родительном падеже. Они бывают двух видов:

1) При выражении отрицания. Сопоставьте: в утвердитель­ной форме: Слышался какой-то шум, в отрицательной:Не слы­шалось никакого шума; в утвердительной форме: Была возмож­ность поехать, в отрицательной:Не было возможности поехать;

в утвердительной форме: У меня есть время, в отрицательной:

У менянет времени. Подобные отрицательные предложения обозначают полное отсутствие предмета или явления.

2) При выражении утверждения. Всё предложение имеет количественно-оценочный характер, а дополнение в родитель­ном падеже обозначает целое, из которого берётся часть: Хлеба намхватит до конца экскурсии. Кашиосталось на двоих.

Упражнение 40. По образцам замените личные предложения безличными (письменно).

Образец. Я хочу изучать историю Москвы.-Мне хочется изучать ис­торию Москвы.

1) Я не хотел отставать от других. 2) Он не сидит дома. 3) Бабушка не спит. 4) Я не верил в успех поездки.

Образец. Снег занёс все дороги.- Снегом занесло все дороги.

1) Дождь освежил зелень. 2) Ветер сломал сук на дереве. 3) Град попортил всходы. 4) Тонкий ледок подёрнул лужи. 5) Огонь в ту же минуту охватил всю кровлю. 6) Всё небо за­тянули серые облака. 7) Ураган снёс множество хижин.

Образец. У меня есть лыжи.- У меня нет лыж.

1) У меня есть коньки. 2) Здесь были белые грибы. 3) У ме­ня была лошадь. 4) У меня было свободное время. 5) У него было стремление рисовать.

41. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите тип безличного предложения по отсутствию или наличию в нём дополнений и характеру этих дополнений (в винительном, творительном, дательном и родительном падежах).

1) Уже совсем ра...вело. (Л. Т.) 2) Потемнело. Белес...ватое облачко чуть-чуть виднелось в зенит... . (Кор.) 3) Уже смер­калось, когда войска пришли на место ночлега. (Л. Т.) 4) Дох­нул сентябрь - и георгины дыханьем ночи обожгло. (Ф.) 5) В первый год дом так и сверкал, даже резал глаза своей свежестью. (Кор.) 6. Всю головушку разл...мило! (Остр.) 7) Губы его подёрг...вало. (Т.) 8) Ей страстно захотелось сада, темноты, чистого неба, звёзд. (Ч.) 9) Вечно было ему н...досуг. (Н.) 10) Лаврецкому стало жаль старика. (Т.) 11) В приёмной мне н... пришлось долго ждать.

§ 35. Назывные предложения - это односоставные предло­жения, состоящие только из подлежащего или подлежащего с пояснительными словами, например:Зима. Крестьянин, торже­ствуя, на дровнях обновляет путь. (П.)Голубые пригорки не­забудок. Жёлтые поля свербигуса. Пчела серо-чёрная гудит, и вьётся, и впивается. (Л. Т.) Назывные предложения произно­сятся с особой интонацией.

Смысл назывных предложений заключается в утверждении бытия или наличности явления в настоящем времени. Следова­тельно, назывные предложения не могут быть употреблены ни в прошедшем, ни в будущем времени, ни в сослагательном, ни в повелительном наклонении. В этих временах и наклонениях им соответствуют двусоставные личные предложения со сказуе­мым было или будет:Зима (назывное предложение). Была зи­ма. Будет зима (двусоставные личные предложения).

Назывные предложения часто встречаются в художествен­ных описаниях. Они придают речи сжатость и выразитель­ность:

Шум, хохот, беготня, поклоны,

Галоп, мазурка, вальс... Меж тем,

Между двух тёток у колонны,

Не замечаема никем,

Татьяна смотрит и не видит,

Волненье света ненавидит... (П.)

Назывные предложения, сопровождаясь частицейвот, упо­требляются при указании:Вот ива. Были здесь ворота. (П.)

Назывные предложения могут быть восклицательными:Вес­на! Выставляется первая рама. (Майк.)

Выявлено существование безлично-инфинитивных предложений как переходных конструкций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подходя к изучению безличных предложений нужно всегда помнить, что только изучение грамматической и стилистической сторон языковых явлений в их органическом единстве даст возможность изучить их не формально, а глубоко, сознательно, раскрыть в каждом отдельном явлении его подлинное содержание, увидеть его в движении и функционировании в различных речевых и функционально-языковых стилях. Грамотность – это не только умение правильно писать, но и умение правильно, уместно употреблять речевые средства в различных контекстах, обстоятельствах, ситуациях и целях. Только такое изучение грамматических явлений, в том числе и безличных предложений, обеспечит высокую речевую культуру.

В своей работе мы рассмотрели различные классификации безличных предложений: Леканта П.А., Пешковского А.М. и Скобликовой Е.С., что позволило изучить все аспекты функционирования безличных предложений в современном русском языке.

Такое разнообразных точек зрения на проблему безличных предложений вызвано тем, что ди сих пор ученые не пришли к единому мнению относительно безличных предложений, также не существует единой классификации этих предложений. Однако существование такого разнообразия подходов позволяет рассматривать безличные предложения с разных точек зрения: исходя из грамматической формы не только главного члена (сказуемого), но и других членов, обязательных в данной конструкции; по способам выражения вещественного и грамматического значений; исходя из семантических особенностей таких предложений.

Безличные предложения нами рассмотрены с точки зрения определения безличности, а также с различных точек зрения: структурной, семантической.

Большинство ученых придерживается мнения, что безличные предложения представляют собой наследие той эпохи, когда первобытные люди, не имея представления ни о законах внешнего мира, ни о строении своего тела, чувствовали себя совершенно беспомощными в борьбе с природными стихиями и болезнями. Из-за незнания истинных причин природных и общественных явлений возникают искаженные, фантастические представления дикарей об окружающей их действительности, убеждение, что болезни насылает и погоду делает неизвестная сила.

В современном русском литературном языке в подавляющем большинстве случаев, когда выбор падает на безличные конструкции при наличие синонимичных личных, он объясняется необходимостью по тем или иным причинам устранить из речи обозначение производителя действия и носителя признака. Нами отмечено, что такие конструкции существуют параллельно, что позволяет носителям языка разнообразить свою речь.

Основная, самая частотная, часть безличных предложений выражает интеллектуальное восприятие действительности (состояние природы и среды, физическое состояние живого мира, психо-эмоциональное состояние человека), а также волю человека или его стремления, желания (функция воздействия на других людей).

Необходимо так же отметить достоинство изучения безличных предложений на основе художественных текстов. Это позволяет учителю наглядно продемонстрировать учащимся способы функционирования безличных предложений в реальной речевой ситуации, показать им все многообразие таких предложений. И осуществить интеграцию уроков русского языка и литературы.

Список литературы

Арват Н.Н. Безличные предложения в древнерусском языке (по материалам новгородской письменности XI-XV вв.): Автореф. дисс. ... кфилн. - Одесса, 1955.

Бабайцева В.В. Изучение односоставных предложений в VII классе//Русский язык в школе. – 1973. - №5.

Бабайцева В.В. Односоставные предложения в современном русском языке. - М., 1968.

Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. В 3 частях. Часть 3. Синтаксис. Пунктуация. – М.: Просвещение, 1987.

Белошапкова В.А. Современный русский язык: Синтаксис. – М.: Высшая школа, 1977.

Богородицкий В.А. Общий курс русской грамматики. - М.-Л., 1935.

Будаков Р.А. Писатели о языке и язык писателей. – М.: Издательство Московского университета, 1984.

Буслаев Н.Ф. Опыт исторической грамматики русского языка. ч.11. - М., 1958. - §110

Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М.: Высшая школа, 1991.

Величко А.В., Туманова Ю.А., Чагина О.В. Простое предложение: Опыт семантического описания. – М.: Издательство Московского университета, 1986.

Виноградов В.В. Из истории изучения русского синтаксиса. - М., 1958.

Воинова Е.И. О соотношении инфинитивных и безличных предложений//Русский язык в школе. - 1958. - №2.

Вопросы грамматики и лексики русского языка//Уч. зап. ЛГПИ им. Герцина. - Л., 1968.

Вопросы синтаксиса современного русского языка. - М.: Учпедгиз, 1950.

Галкина-Федорук Е.М. Безличные предложения в современном русском языке//Вопросы синтаксиса современного русского языка/Под ред. Виноградова В.В. - М., 1950.

Гвоздев А.Н. Современный русский язык. В 2 частях. Часть 2. Синтаксис. – М.: Просвещение, 1973.

Грамматика русского языка. - М., 1954. - Т.2. - Ч.1.

Дручинина Г.П. Какой синтаксис нужен школе?//Русский язык в СНГ. - 1992. - №10-12.

Дручинина Г.П., Онипенко Н.К. К вопросу об односоставном предложении//Русский язык в школе. - 1993. - №1.

Золотова Г.А. О некоторых теоретических результатах работы над "Синтаксическим словарем русского языка"//Вопросы языкознания. - 1986. - №1.

Калинин А.Ф. Безлично-инфинитивные предложения среди других типов простого предложения//РЯШ. - 2000. - №4.

Кириченко Г.С. К изучению односоставных предложений в VII классе//Русский язык в школе. - №5. – 1972.

Краткий справочник по современному русскому языку/Под ред. П.А. Леканта. - М., 1995.

Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 1986.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – Л.: Просвещение, 1972.

Мещанинов И.И. Структура предложения. - М.-Л., 1963.

Овсянико-Куликовский Д.Н. Синтаксис русского языка.

Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 1938.

Подгаецкая И.М. Проблемный анализ литературы по современному русскому языку. – М.: Просвещение, 1987.

Покусаенко В.К. Некоторые случаи определения типа предложения//Русский язык в школе. – 1979. - №6.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Айрис Рольф, 1997.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.: Айрис-пресс, 1998.

Руднев А.Г. Синтаксис современного русского языка. - М.: Высшая школа, 1963.

Русский язык: Энциклопедия/Под ред. Филина Ф.П. – М.: Советская энциклопедия, 1979.

Скобликова Е.С. Современный русский язык: Синтаксис простого предложения. – М.: Просвещение, 1979.

Тимофеев К.А. Инфинитивные предложения в русском языке. Автореф. докт. дисс. - Благовещенск-на-Амуре, 1951.

Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. – Л.: Просвещение, 1990.

Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М.: Просвещение, 1986.

Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. - Л., 1941.


Овсянико-Куликовский Д.Н. Из синтаксических наблюдений. К вопросу о классификации бессубъектных предложений. Известия ОРЯС, т.V, кн.I. - СПб., 1900, С.1146-1186. Цит. по кн.: Вопросы грамматики и лексики русского языка//Уч. зап. ЛГПИ им. Герцина. - Л., 1968.

Овсянико-Куликовский Д.Н. Синтаксис русского языка. - С.50.

Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. - М., 1938. – С.166-167.

Там же. - С.181.

Буслаев Н.Ф. Опыт исторической грамматики русского языка. ч.11. - М., 1958. - §110, С.8.

Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. - Л., 1941. - С.30.

Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. - Л., 1941. - С.61.

Там же. - С.87.

Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. - М.: Государственное учебно-педагоги­ческое издательство, 1938. – С.342.

Там же. - С.342.

Один из самых распространенных типов односоставных предложений. Своеобразие в том, что в отличие от определенно-личных и неопределенно-личных в них нет указания на носителя признака.

Безличные предложения - это такие односоставные предложения, в которых единственный главный член обозначает действие или признак с устраненным производителем или носителем.

Безличное предложение употребляется в том случае, когда внимание говорящего целиком сосредоточено на действии, а не на том, кто егопроизводит . Такое подчеркивание действия происходит, когда:

а) производитель неизвестен:

Пр.: Вокруг гремело и ухало.

б) действие носит стихийный характер:

Пр.: Весной затопило мост.

в) деятель известен, но сам по себе он не важен, а важен результат:

Пр.: В голове трещит.

Моросит.

Главный член безличного предложения может быть выражен:

Безличным глаголом:

Пр.: Светает. Морозит. Нездоровиться. Смеркалось. Веселено.

Личным глаголом в безличном значении:

Пр.: На улице свежеет.

В трубе воет.

Волной разбило лодку.

Безлично-предикатным словом (с инфинитивом или без него):

Пр.: В небесах торжественно и чудно.

Чего тебе надобно, старче?

Далеко видно кругом!

Кратким страдательным причастием в форме среднего рода:

Пр.: Про батарею Тушина было забыто.

Как мало пройдено дорог,

Как много сделано ошибок (С. Ксении).

Отрицательным словом или конструкцией, выражающей отрицание:

Пр.: Там счету нет столетьям

Нет ни ржи, ни тропки

Ни писем, ни весны.

Инфинитивные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, выраженным независимым инфинитивом, обозначающим возможное (невозможное), необходимое или неизбежное действие:

Пр.: Вам, не видать таких сражении. (Ю. Лермонтов)

Лицом к лицу не увидать .

Друзей не счесть у нас.

И до рассвета бушевать огню.

Инфинитивные предложения отличаются от безличных составом предикативной основы.

В безличных предложениях с инфинитивом в состав сказуемого входит глагол или слово категории состояния, к которым примыкает инфинитив:

Пр.: Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы, да, можно голодать и холодать, идти на смерть, но эти три березы при жизни никому нельзя отдать (Симонов).

В инфинитивных предложениях инфинитив не зависит ни от какого слова, а, наоборот, все слова подчиняются ему в смысловом и грамматическом отношении:

Пр.: Не догнатьтебе 6eшеной тройки ! (Некрасов).

Азамат, не сноситьтебе головы !

Инфинитивные предложения отличаются от безличных по общему значению. Как мы уже говорили, основная масса безличных предложений обозначает действие, которое возникает и протекает независимо от деятеля, то в инфинитивных предложениях действующее лицо побуждается к активному действию; отмечается желательность, необходимость активного действия: Пр.: Встать. Выйти вон!

В инфинитивных предложениях модальность определяется самой формой предложения и интонацией.

Пр.: Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить - и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца! (М.).

Иногда модальность может выражаться и частицами:

Пр.: Нарвать бы здесь большой-большой букет и к изголовью тихо принести (С).

Не тебе бы говорить, не мне бы слушать (пословица).

Вопрос об инфинитивных предложениях в грамматике является дискуссионным. Одни лингвисты выделяют их в самостоятельный тип, другие считают их разновидностью безличных. (В школьных учебниках инфинитивные предложения рассматриваются в составе безличных).

Номинативные предложения - это такие односоставные предложения, в которых главный член выражен И. п. существительного (иногда местоимения) или количественно-именным сочетанием. Совместно с интонацией номинативные предложения выражают мысль о бытии, существовании названных предметов и явлений.

Пр.: Вечер . Ночь . Осень . Тишина .

Понятие бытия выступает как логическая основа грамматического значения. Это понятие проявляется особыми грамматическими средствами: формой И. п. существительного, количественно-именного сочетания и особенно интонацией. Номинативные предложения в принципе не зависят от контекста, не скованы, не связаны, но бытийное значение часто проясняется контекстом. Основное значение - утверждение бытия, на которое наслаиваются указательные, эмоциональные значения и волеизъявления. Важную роль в номинативных предложениях играет интонация.

По составу номинативные предложения могут быть нераспространенными и распространенными (даже широко):

Пр.: 1916год. Окопы... Грязь. (нераспространенные предложения).

Холодная казенная бумага, нелепая любимая земля.

(распространенное предложение)

По функции номинативные предложения бывают:

1) описательные (бытийные, экзистенциальные):

Пр.: Туман. Река.

2) указательные (частицы вот, вон, указывают на близость и удаленность предмета):

Пр.: Вот и лес. Вот и школа и т.д.

3) предикативные номинативы или номинатив сообщения (оценочно-бытийные):

Пр.: Тепло. Солнечно. Радостно - красота!

4) побудительные предложения, которые делятся на 2 группы:

Побудительно-пожелательные:

Пр.: Внимание. Привет. Добрый день.

Побудительно-повелительные, обусловленные ситуацией, требующей быстрой реакции адресата.

Пр.: Скальпель (идет операция). Огонь (идет бои).

5) собственно-назывные (к ним относятся названия книг, журналов, картин, надписи на вывесках и т.д.)

Не все лингвисты считают их предложениями.

Вокативные предложения ("предложения-обращения") оцениваются разноречиво. Одни ученые выделяют их в особый тип односоставных предложений, а другие включают в число номинативных, третьи рассматривают их как нечленимые.

Вокативные предложения - это обращения, осложненные выражением нерасчлененной мысли, чувства, волеизъявления. Обращение легко отличить от вокативного предложения

Пр.: Спаси меня, Ваня, спаси меня (обращение).

Ваня, позвала она - Иван Андреевич! (вокативное предложение, имя собеседника осложнено желанием привлечь его внимание).

По значению различаются следующие группы вокативных предложений:

1) вокативные предложения-призывы, в которых называется адресат речи с целью привлечь его внимание:

Пр.: Часовой! - строго окликнул Новиков.

2) вокативные предложения, выражающие эмоциональную реакцию на слова и действия собеседника:

Пр.: -Мама! - стонала Катя, не зная куда спрятаться от стыда и nохвал.

Бабушка! - укоризненно, с расстановкой произнесла Олеся.

Главный член вокативного предложения нельзя считать ни сказуемым, ни подлежащим, однако он может определяться другими членами, например приложением, что имеет место при главном члене - местоимении.

Вокативные предложения стоят на границе односоставных и нечленимых предложений. Условно включая вокативные предложения в односоставные (вслед за А.А. Шахматовым), следует сказать, что они не являются типичными односоставными, и это определяет способность вокативных предложений к переходу в разряд нечленимых предложений при утрате лексической значимости существительных.

Контрольные вопросы

1. Каковы структурные признаки каждого типа односоставных предложений?

2. Чем отличаются инфинитивные предложения от безличных?

3. С какими типами предложений не нужно путать односоставные предложения?

4. Почему номинативные предложения не могут быть отрицательными или вопросительными?

Безличными называются односоставные предложения, главный член которых называет процесс или состояние, независимые от активного деятеля (или признак, независимый от его носителя). Например: Рассветает; Мне не спится; На улице холодно. Семантической основой безличных предложений является отсутствие именно активного деятеля (или носителя признака), так как указание на деятеля (или носителя признака) в предложении все-таки может быть, однако в такой форме, которая не допускает грамматического подлежащего. Ср. Примеры: Я пою легко и Мне поется легко. В безличном предложении Мне поется легко есть указание на действующее лицо (мне), однако форма глагола-сказуемого не допускает именительного падежа, его нельзя установить и по связи с другими словами, и действие представляется как протекающее независимо от деятеля.

Грамматические типы безличных предложений довольно разнообразны. Наиболее четки по своему строению и выражаемому значению глагольные безличные предложения.

1. Безличный глагол (без суффикса - ся и с суффиксом -ся): светает, моросит, знобит, тошнит; нездоровится, спится, хочется, смеркается, дремлется и др. Эти глаголы имеют грамматическую форму третьего лица единственного числа, а в прошедшем времени - форму среднего рода единственного числа: светает - светало, знобит - знобило. Но по значению эти глаголы таковы, что не допускают употребления при них имени существительного или местоимения в именительном падеже.

2. Личный глагол в безличном значении. Личные глаголы в безличном употреблении теряют формы изменения и застывают в форме третьего лица единственного числа или в форме среднего рода. (в форточку дует (ветер))

3. Безлично-возвратный дереват личного глагола (хочется сока, не спится)

4. Предикативные наречия. Это «наречия со значением состояния», этимологически связанные с краткими прилагательными и некоторыми именами существительными, семантической особенностью которых является выражение различных состояний. (жарко, светло, приятно)

5. Предложно-падежные обороты. (мне не до тебя)

7. Слово «нет» (нет времени). Глагол быть (не было, не будет).

8. Краткое страдательное причастие (занято, запрещено).

Главный член односоставного предложения может быть выражен инфинитивом, не зависящим ни от какого другого члена предложения и обозначающим действие возможное или невозможное, необходимое, неизбежное. Такие предложения называются инфинитивными . В инфинитивных предложениях не может быть безличного глагола или безлично-предикативного слова, так как при их наличии инфинитив занимает зависимую позицию, являясь примыкающей частью главного члена безличного предложения. Главный член выражен независимым инфинитивом (Не открывать люк)

Семантической спецификой инфинитивных предложений является обозначение ими потенциального действия, т. е. действия, которому суждено осуществиться, которое желательно или нежелательно, возможно или невозможно, необходимо, целесообразно или нецелесообразно и т. д.

Инфинитивные предложения имеют различные модальные значения: долженствование, необходимость, возможность и невозможность, неизбежность действия и др.: Лицом к лицу лица не увидать. Не менее распространено значение побуждения к действию, повеление, приказание: Тростей, зонтов и чемоданов не ставить!

Побуждение может быть адресовано и самому субъекту речи. Инфинитивные предложения с вопросительной частицей ли передают нерешительное предположение, сомнение: А что, не убраться ли мне? (А. Остр.).

Инфинитивные предложения с частицей бы приобретают значение желательности: Вам бы здесь до осени пожить. Частица бы нередко сочетается в инфинитивных предложениях с частицами только, лишь, хоть, если и др. В таких предложениях значение желательности передается более смягченно: Только бы уснуть (Фет)

Инфинитивные предложения синонимичны безличным предложениям с модальными безлично предикативными словами нужно, нельзя, необходимо, должно и др. В стилистическом плане они отличаются от них большей экспрессией, лаконичностью, напряженностью. Поэтому они свойственны разговорной речи и часто употребляются в художественной литературе, особенно в речи персонажей:...Быть грозе великой! (П.). Среди инфинитивных предложений выделяются предложения с главным членом, выраженным инфинитивом видать, слыхать (разг.), которые выступают в той же функции, что и безлично-предикативные слова со значением восприятия слышно, видно. Такие предложения обычно распространяются дополнением со значением объекта и свойственны разговорной речи. Ср.: Ничего не слышно. -Ничего не слыхать

10.Безличные предложения. Способы выражения главного члена безличных предложений. Вопрос о выделении инфинитивных предложений .

БП – это один из типов глагольных односоставных предложений.

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГЛАВНОГО ЧЛЕНА:

Безличные глаголы. Вечереет; Светает.

Личные в безличном употреблении (прош. время. средн.род, наст-буд. время 3 лицо ед.число, сослагат. наклонение – формы, совпадающие с личными, но значение лексически полностью нейтрализуется). Лодку унесло течением; В ушах звенит.

Отрицательное глагольное слово «нет». Нет времени.

Краткие страд. причастия. Вас не велено пускать; Занято; Закрыто.

ИНФИНИТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – разновидность односоставных предложений, в которых главный член выражен независимым инфинитивом.

2 основных значения: 1) необходимости / долженствования, 2) выражают значение существования / несущ-я реалий.

Они сходны с БП в том, что указание на субъекта не входит в грамм-кую основу. Субъект может выражаться формой Д.п. : (Тебе дежурить), может восстанавливаться из ситуации (Встать!), может иметь обобщенное значение (Как варить грибной суп (рецепт)).

В ИП действие представлено как потенциальное. Оно не выражено как процесс, а лишь названо. ИП выражают разнообразные модельные и экспрессивные значения:

1)неизбежность (Быть беде)

2)желательность (Поспать бы хоть часок)

3)возможность/невозможность (Здесь не проехать)

4)побуждение, распоряжение, приказ (Молчать! Пропустить его) и др.

В ИП можно выделить остатки спрягаемых глагольных форм:

1)частица «бы» (Ей бы рабочей быть)

2)формы глагола «быть»

3)иногда – глаголы типа: Смотреть СТАЛО на что.

Иногда эти предложения рассматриваются как промежуточный тип – БЕЗЛИЧНО-ИНФИНИТИВНЫЕ. Их структура: инфинитив + местоимение + связка в безличной форме (в наст. времени - нулевая).

БИП имеют3 основных формы:

2)утвердительная (Есть за чем ехать)

Связь с этими компонентами (отрицательные / вопросительные местоимения, отриц-е частицы НЕ/НИ) характерна только для инфинитивных предложений, перевести глаголы в личную форму нельзя.

1. Верно ли утверждение, что безличные предложения называют действия (состояния), у которых нет субъекта? Докажите.

2. Каковы существующие в современном русском языке формы безличности?

3. Почему главный член именных безличных предложений всегда составной или сложный? Слова каких частей речи могут употребляться в нем?

4. Покажите на примерах (типа По утрам холодно. – В комнате холодно. – Мне холодно ), что второстепенные члены могут «прояснять» грамматическую семантику безличных предложений.

5. Почему во многих безличных предложениях второстепенные члены определенного типа являются обязательными? Расскажите о связи между грамматической семантикой предложения и семантикой обязательного второстепенного члена.

6. Проанализируйте безличные предложения по следующему плану: 1) грамматическое значение предложения; 2) главный член, его грамматическая форма и способ выражения; 3) наличие / отсутствие обязательного второстепенного члена; 4) при наличии такого второстепенного члена – его грамматическая семантика и форма.

1. В воздухе пахло железом . 2. Становилось тусклее с каждой минутой, тоскливее. 3. В церкви было ярко и зелено от листьев, льнущих извне к окнам. 4. Ни одной звезды не зажигалось над морем. 5. Кузьму Кузьмича распирало от переизбытка жизни . 6. Не так было с Иваном Ильичом . 7. Но в тот вечер ей было не до философии … 8. Разрывов и надрывающего посвиста снарядов больше не было слышно. 9. Реку и берега снова затянуло снежной метелью. Ветер усиливался, поворачивая на север. Быстро холодало. 10. Кате приходилось очень беречь силы. 11. Нужно было очень спокойно все обдумать (А.Н. Толстой).

7*. Определите, какие предложения являются двусоставными, какие безличными.

1. Начало истории очень романтично (Куприн). 2. Если это и остроумно, то зато безжалостно и нетактично (Куприн). 3. Меркулову жутко и тягостно (Куприн). 4. Как все звонко, радостно, ароматно и красиво было вокруг! (Куприн). 5. Тётке было страшно . <…> Страшнее всего было то, что этого чужого нельзя было укусить, так как он был невидим и не имел формы (Чехов). 6. Особенно тоскливо было по воскресеньям (Гранин). 7. [Разве все расскажешь .] Да и кому это интересно (Гранин).

8. По утрам неприятнее всего было умываться (Бунин). 9. Жить на хуторе становится с каждым днем все хуже и скучнее… (Бунин). 10. Ему было неудобно лежать. Он подложил руки под голову и задрал левую ногу на спинку дивана. Стало удобно (Чехов). 11. Вспоминать о вчерашней своей слабости ему не было стыдно (Чехов). 12. Трудно, трудно жить затворницей, да трудней веселой быть (Ахматова). 13. Быть честной оказалось нелегко (А.Н. Толстой). 14. А здесь на завтра назначено брать штурмом Кремль и арсенал… (А.Н. Толстой). 15. С вами тут недолго аварию натворить… (Гранин).

8. Что позволило выделить инфинитивные предложения из числа безличных?

9*. Почему у инфинитивного предложения модальное значение определить сложнее, чем у безличного? Покажите это на примерах.

10. Покажите на примерах, что введение в главный член различных частиц изменяет модальное значение инфинитивного предложения. (Для этого можно поэкспериментировать с конкретным предложением: Закончить работу к 5 часам! – Нам не закончить работу к 5 часом! – Закончить бы нам работу к 5 часом! – А не закончить ли нам работу к 5 часом? и т.п.).

11. Какие предложения относят к безлично-инфинитивным?

12. Заполните таблицу. Особое внимание обратите на формы: 1) возможные в нескольких типах предложений; 2) не употребляющиеся ни в одном типе односоставных предложений.

В дальнейшем используйте данную таблицу при определении типов глагольных односоставных предложений.

Употребление глагольных форм
в составе главного члена односоставных предложений

Морфологическая форма глагола Тип предложения
1 л. ед. ч. наст. и буд. вр. изъявит. накл.
1 л. мн.ч. наст. и буд. вр. изъявит. накл.
2 л. ед. ч. наст. и буд. вр. изъявит. накл.
2 л. ч. наст. и буд. вр. изъявит. накл.
3 л. ед. ч. наст. и буд. вр. изъявит. накл.
3 л. мн. ч. наст. и буд. вр. изъявит. накл.
м. р. ед. ч. пр. вр. изъявит. накл. и сослагат. накл.
ж. р. ед. ч. пр. вр. изъявит. накл. и сослагат. накл.
ср. р. ед. ч. пр. вр. изъявит. накл. и сослагат. накл.
мн. ч. пр. вр. изъявит. накл. и сослагат. накл.
2 л. ед. ч. повелит. накл.
2 л. мн. ч. повелит. накл.
форма совместного действия
инфинитив

13*. Подумайте, на какие признаки можно опираться, определяя тип односоставного предложения, в основу которого входит инфинитив.

14. Определите, к какому структурно-семантическому типу относятся предложения.

1. Нет, не женщине руководить лабораторией . 2. А вот об учебе в аспирантуре рассказывать было нечего. 3. Откровенно говоря, большинству порядком надоело учиться. 4. Интереснее всего было стоять на мостике, над плотиной . 5. – Ванюшкина ему не догнать! – кричал Пека. 6. Словом, Борисову было отчего тревожиться (Гранин).

15. Определите, к какому типу по характеру грамматической основы относится каждое простое предложение (предикативная часть сложного). Выделите и охарактеризуйте главные члены.

1. Где-то за церковью запели великолепную печальную песню. Нельзя было разобрать слов, и слышались одни только голоса: два тенора и бас. Оттого, что все прислушались, во дворе стало тихо-тихо… (Чехов).

2. – Друзья мои, – начал он, – я пришел вам сказать, что мешкать нечего. Собирайтесь… ехать вам пора. Через час вам надо быть готовыми. Надо вам ехать венчаться. От Паклина нет никакого известия; лошадей его сперва задержали в Аржаном, а потом прислали назад… Он остался там. Вероятно, его увезли в город (Тургенев).

3. Как ненасытны мы и как несправедливы! Всю радость явную неверный гонит страх. Еще так ласковы волос твоих извивы! Какой восторг живет на блекнущих устах! Идем. Надолго ли еще не разлучаться? Надолго ли дышать отрадою? Как знать! Пора за будущность заранее не пугаться, Пора о счастии учиться вспоминать (Фет).

4. В театрах и кино публику выпускают небольшими партиями, якобы во избежание затора. Избежать заторов очень легко – стоит только открыть имеющиеся в изобилии выходы. Но вместо того администрация действует, применяя силу (И.Ильф, Е.Петров).

5. Бродишь глазами по этим милым холмам и, вспоминая свое прошлое, иной раз подумаешь: «Нет, не хочу опять повторять, не хочу опять быть молодым!» И улыбнешься вместе с землей и чему-то обрадуешься (Пришвин).

16*. Проанализируйте сведения о безличных предложениях в учебниках для средней школы. Оцените их с точки зрения научности и осуществления внутрипредметных связей с морфологией.

17. Составьте подборку примеров, которые можно использовать при изучении глагольных односоставных предложений в общеобразовательной школе. (При выполнении задания используйте произведения литературы, входящие в школьную программу.)


Похожая информация.


Вверх