Open Library - открытая библиотека учебной информации. Философский смысл проблемы бытия Снежное «спагетти» в одном из озер Финляндии


И что особенно важно, индивидуализированное духовное лизовано> в общественном человеке и по своей сущности явля-
ется особой разновидностью духовного, обусловленного также
бытием общества и развитием истории. Вот почему индивидуали-
зированное и внеиндивидуальное духовное так тесно переплетены,
способны друг в друга. Результаты деятельности
сознания и вообще духовной деятельности конкретного человека
могут отделяться от него самого, как бы выходить. И тогда
возникает духовное второго типа - объективированное (внеинди-
видуальное) духовное.
Бытие
объективированного
духовного
Духовное, и это всегда подчеркивал материализм, невоз-
можно без его материальных носителей. Индивидуализированное
духовное существует в виде сугубо индивидуальных, неповто-
римых процессов сознания и бессознательного, материализован-
ных и в процессах и проявлениях работы
мозга, центральной нервной системы, всего организма. Но имеются
такие формы материализации духовного, которые рождаются в
лоне человеческой культуры и принадлежат к внеиндивидуальным
формам ее бытия. Наиболее универсальны естественные и искус-
ственные, знаково-символические, формы существования, вопло-
щения духовного.
Язык - один из ярких примеров единства индивидуализи-
рованного и объективированного духовного. Связь языка и созна-
ния, языка и мысли несомненна. К. Маркс называл язык действи-
тельностью мысли, подчеркивая тем самым роль языка как формы,
через которую выходят вовне, объективируются отдельные резуль-
таты, фрагментарные процессы работы сознания. Вместе с тем
буквы (звуки), слова, предложения, тексты, структуры, правила,
богатые варианты развитого языка - это реальность, также и
обособленная от сознания отдельных индивидов, поколений людей.
Им эта реальность дана как особый мир, запечатленный в
человеческой культуры, в памяти человечества. Языковая память
культуры, человечества - сложное единство актуальной памяти
многих конкретных людей, говорящих и пишущих на данном
языке, и объективно существующих памятников (письменных,
а с некоторого времени - и звуковых документов). Только бла-
годаря тому и другому обогащается, изменяется, хранится, а
Значит, живет, существует язык как целое.
Как же и где рождаются, где и как существуют объективи-
зированные формы бытия духовного? На примере языка можно ви-
Деть, что объективированные формы возникают и в
рамках индивидуализированных форм - прежде всего в сознании
но также и в недрах бессознательного, в виде так называемого
Коллективного бессознательного).
К примеру, когда-то в глубокой древности человек придумал
идею колеса. Но достаточно было создать первые колеса, опробовать
их и тем самым подтвердить плодотворность идеи - одной из
самых успешных в технической мысли человечества,- как идея
эта сначала воплотилась, в реальных колесах,
а потом стала вести и свое относительно самостоятельное суще-
вование. Она воплотилась в знаниях о колесе, которые пере-
давались через практический опыт поколений, подтверждавших
3. Основные формы и диалектика бытия
и обогащавших идею. Идея колеса сначала, видимо, применялась
к ограниченному кругу предметов, потом стала в
великом множестве все более сложных устройств. И соответ-
ственно она включалась во все более сложные виды человеческих
знаний. Так смертные люди породили бессмертную идею. Она
обособилась от индивидуального процесса сознания и действия.
Началась жизнь идеи.
На примере плодотворных идей можно видеть, что они, дей-
ствительно, свободно и широко в мире человеческой
жизни, если, конечно, не вносить в этот образ никакого идеали-
стического буквализма. идеи не сами по себе, а вме-
сте с развитием других конкретных индивидов, поколений людей,
для которых идеи становятся своего рода общезначимыми прин-
ципами, правилами, схемами действия. Конечно, по мере развития
человека и человечества они преобразуются, иногда довольно су-
щественно. Однако самые ценные идеи отбираются, накаплива-
ются, в совокупности образуя духовное богатство человеческой
цивилизации и культуры. Не вдаваясь в их анализ (он дается
в главах, посвященных обществу, его культуре), отметим лишь
то, что характеризует особый способ бытия объективированного
(внеиндивидуального) духовного.
Оно, как и индивидуализированное духовное, обязательно
материализуется, причем оба вида духовного материально воп-
лощаются в словах, звуках, знаках естественного и искусствен-
ного языков. Материальные духовного - это матери-
альные предметы и процессы (книги, чертежи и формулы, проекты,
холсты и краски картин, мрамор и бронза статуй, пленки фильмов,
ноты и звучание музыкальных инструментов и т. д.). Сегодня
функции хранения и использования социальной памяти все чаще
передаются современным машинам, что значительно повышает
роль тех исследований сознания и знания, которые сконцентри-
рованы именно вокруг объективированного духовного.
Итак, внешние воплощения идей, мыслей, ценностей (как
идеальных смыслов) различны, но они обязательно имеются.
В этом отношении никакие (свободные от объективи-
рованных воплощений) идеи и ценности невозможны. Что и
подчеркивает материализм в борьбе против крайних объективно-
идеалистических мистификаций, примером которых было утвер-
ждение Платона, будто где-то далеко-далеко, на хребте неба
существуют, обособленно от всякой материи, идеи Блага, Истины,
Красоты и т. д. Но и эта идеалистическая картина возникла не
на пустом месте. Платон мистически истолковал удивительные
особенности бытия объективированного духовного, во многом
опираясь на вполне реальные процессы. Мы их рассмотрели на
примере идеи колеса. Платон приводил другие, но сходные
примеры. Ткацкий челнок, рассуждал он, может испортиться
или вовсе исчезнуть. Идея же челнока (имелся в виду хорошо
продуманный принцип его изготовления и работы) непреходяща
в том смысле, что может служить везде и всегда, где и когда
потребуется челнок изготовить.
А идея-идеал красоты? Или справедливости? Или истины?
Как бы ни изменялись представления людей о красоте, благе,
добре, истине, все-таки сложились обобщенные представления,
критерии и нормы, регулирующие процессы художественного,
нравственного, научного творчества. Такие идеи в процессе разви-
тия человечества кристаллизуются, формируя духовные сокро-
вища общечеловеческих ценностей. Мир идей обогащается, а тем
самым приобретает все большее значение их относительно само-
стоятельное бытие. Отсюда, однако, неправомерно делать вывод
об абсолютной независимости бытия духовного от бытия мира
природного и человеческого. Бытие идей не просто неотделимо от
бытия природы и человеческого мира, но изначально и непреложно
включено в целостное бытие как таковое.
Утверждая это, диалектический материализм ни в коей мере
не перечеркивает специфику бытия идей, этого наиболее яркого
проявления бытия объективированного духовного. Специфика
этого объективированного бытия заключается в том, что его
элементы и фрагменты (идеи, идеалы, нормы, ценности, различ-
ные естественные и искусственные языки) способны сохраняться,
совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном про-
странстве и историческом времени. Духовная жизнь человече-
ства, духовное богатство цивилизации и культуры, социальная
жизнь - это специфическое объективированного
духовного, чем и определяется его место в целостном бытии.
Особую роль в духовном играют духовно-нравственные прин-
ципы, нормы, идеалы, ценности, такие, как, скажем, красота,
справедливость, истина. Они существуют в виде и индивидуали-
зированного и объективированного духовного. В первом случае
речь идет о сложном комплексе побуждений, мотивов, целей, кото-
рые определяют духовную структуру личности, во втором случае -
воплощенных в науке, культуре, массовом сознании (их доку-
ментах) идеях, идеалах, нормах, ценностях. Два этих вида бытия духовно-
нравственного по-разному оцениваются субъективными и объективными идеалистами: первые во главу угла ставят
индивидуальные, субъективные духовно-нравственные переживания и ценности,
вторые считают истинным воплощением духа
Как такового внеиндивидуальное, объективированное бытие духовного.
Приверженцы идеализма, исходя из признания действительно
Важной роли и традиционно высокой ценности духовного в
человеческой жизни, в частности облагораживающего воздей-
ствия общечеловеческих ценностей, провозглашают духовное
, бытием, противопоставляют его природ-
ным потребностям, побуждениям человека как,
Глава V. Бытие
бытию. Правда, идеалисты нередко признают и
существование природы, и объективную ее предзаданность отдель-
ным людям, их сознанию. Так, нет оснований возражать Гегелю,
когда он пишет: нас предметы природы суть, они обладают для сознания авто-
ритетом, внушающим ему, что они не только суть, но и отличаются
особенной природой, которую оно признает и с которою оно
сообразуется в своем отношении к ним, в своем трактовании их
и пользовании ими> . Но Гегель сразу же добавляет: нравственных законов бесконечно выше, потому что предметы
природы воплощают разумность лишь внешне и разрозненно и
скрывают ее под образом случайности>
Идеалист смотрит на все бытие, в особенности на бытие при-
роды, с бытия духа. И тогда предметы природы и природа
в целом представляются ему, бытием, где господ-
ствовали бы хаос, случай, если бы природное было предоста-
влено самому себе. В истории философской мысли живучей ока-
залась такая общая модель бытия, которая отводила духовному
роль бытийственного (онтологического) и ценностного (аксиоло-
гического) первоначала: , от которого якобы
и должны исходить оформленность, системный порядок, целесооб-
разность, развитие в природе.
Вот почему диалектический и исторический материализм при-
дает такое большое значение исследованию специфики всех форм
бытия, их внутренней (имманентной) диалектики. В отличие от
идеализма на первое место среди форм бытия им поставлено
диалектически развивающееся бытие вещей, процессов, состояний
природы.
Но исследование бытия, как было сказано ранее,- только
предпосылка осмысления единства мира. От выявления предпо-
сылок надо перейти к непосредственному изучению проблемы
единства мира в ее полноте. Это и делается в следующей главе,
посвященной вопросу о движущейся материи, о пространстве и
времени как формах ее бытия.
Гегель. Соч. М.- Л" 1934. Т. 7. С. 182.
Там же.

Глава VI
Материя
ф Ленинское определение мате-
рии ф Современная наука о строе-
нии материи. Материальное единство
мира ф Движение ф Пространство
и время ф
Категория бытия, выступая
предельно общей абстракцией,
объединяет по признаку суще-
ствования самые различные
явления, предметы и процессы:
природные объекты, их свойст-
ва, связи и отношения, челове-
ческие коллективы и отдельных
людей, социальные институты,
состояния человеческого созна-
ния и т. д. Все существующее -
это и есть мир, к которому мы
принадлежим.
Выделяя главные _ сферы
бытия (природу, общество, соз-
нание) , мы неявно полагаем,
что многообразие явлений, со-
бытий, процессов, включенных
в эти сферы, объединено неко-
торой общей основой. Вместе с
тем возникает вопрос: имеется
ли нечто объединяющее сами
.ЦЁ о единстве всего бесконечного
1 многообразия мира?
" Идея такого единства при-
водит к представлению об об-
щей основе всего существующе-
го, для обозначения которой в
философии была выработана
1. Ленинское определение материи
категория субстанции. Субстанция обозначает внутреннее единство многообразия
конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством
которых и через которые она и существует.
Учения, объяснявшие единство мира. исходя из одной суб-
станции, относятся к философии монизма Но само понимание
субстанции может быть различными в качестве субстанции
можно мыслить и материю и дух. Соответственно этому сле-
дует различать материалистический монизм (например, уче-
ние Фалеса, Гераклита, Спинозы) и идеалистический монизм
(например, философия Платона, Гегеля). Монизму противо-
стоит дуалистическая трактовка мира, согласно которой он
образован двумя существующими исходными началами - мате-
риальным и идеальным. Первое из них объединяет сферу
телесно-предметной реальности, а второе - сферу духа (Р. Де-
карт) .
Марксистско-ленинская философия продолжает традицию
материалистического монизма. Это значит, что многообразие
бытия во всех его проявлениях она рассматривает под углом
зрения их материального единства. Сознание же понимается
не как субстанция, а как особое свойство материи, присущее не
всем, а только высшим формам ее организации. Структурность,
движение, пространство и время предстают как атрибутивные Ха-
рактеристики материи, то есть такие ее свойства, без кото-
рых материя не существует. Вместе с тем сами эти свойства
не могут быть отделены от материи.
Мир, в котором мы живем и частью которого являемся,-
это материальный мир. Он состоит из различных предметов
и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают
и исчезают, отражаются в нашем сознании, существуя незави-
симо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе,
не может быть отождествлен с материей, но все их многообра-
зие, включая их связи, составляет материальную действитель-
ность.
В домарксовском материализме материя часто понималась
как нечто существующее наряду с вещами, как некоторая те-
лесность, праматерия.из которой возникают и в которой исчеза-
ют конкретные вещи. Диалектический материализм развивает
иное представление о субстанциональности материи, рассматривая
ее как бесконечно развивающееся многообразие единого мате-
риального мира. С этой точки зрения материя существует только
в многообразии конкретных объектов, через них, а не наряду с
ними.
Все эти характеристики находят свое концентрированное
выражение в диалектико-материалистическом определении мате-
рии.
Ленинское определение материи
Диалектико-материалистическое и метафизическое понимание материи
Методологическое значение ленинского определения материи
Диалектико-материалистическое
и метафизическое
понимание материи
Категория материи является фундаментальным философским
понятием. Диалектико-материалистическое определение этого по-
нятия было дано В. И. Лениным в книге критицизм>: ния объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях
его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими
ощущениями, существуя независимо от них>
В этом определении выделено два основных признака: во-
-первых, материя существует независимо от сознания, во-вторых,
она копируется, фотографируется, отображается ощущениями.
первая характеристика означает признание первичности материи
по отношению к сознанию, вторая - признание принципиальной
познаваемости материального мира. Таким образом, определение
материи предстает как сжатая, свернутая формулировка материалистического решения основного вопроса философии. И по-
этому оно сразу позволяет провести разграничительные линии
между материализмом, с одной стороны, и идеализмом и агностицизмом - с другой.
Вместе с тем ленинское определение материи заключает в
себе и такое содержание, которое отличает диалектическое
понимание мира от метафизического. В этом определении отсутствуют ссылки на
конкретные свойства и виды материи, нет
перечисления каких-либо ее конкретных характеристик. В тради-
ции материализма были и другие определения. Например,
Немногие материалисты XVIII-XIX столетий, и философы, и есте-
твоиспытатели, определяли материю как совокупность неделимых
Корпускул (атомов), из которых построен мир. Но Ленин дает
совершенно иное определение материи.
Дело в том, что на каждом этапе познания и практики человек
осваивает только некоторые фрагменты и аспекты неисчерпаемого
В своем многообразии мира. Поэтому бессмысленно определять
Материю через перечисление ее известных видов и форм, если
учесть, что последующее развитие познания и практики будет
не уничтожение материи, а расширение горизонта наших знаний
о материй и открытие ее новых видов.
В. И. Ленин предостерегал от повторения прошлых ошибок
при философском осмыслении новых видов материи. Были попыт-
ки объявить последними мироздания вместо
атомов электроны. В этой связи Ленин отмечал, что электрон
так же неисчерпаем, как и атом. Данное положение во многом
предвосхищало общие тенденции развития будущей физики эле-
ментарных частиц, обнаружившей сложность, структурность и
взаимопревращаемость этих фундаментальных физических объек-
тов. Крупные ученые (М. Борн и др.) отметили значение ленинской
идеи.
Диалектико-материалистическое понимание материи имеет
важное значение не только для естествознания, но и для общест-
венных наук. Оно является предпосылкой для последовательной
разработки материалистического понимания истории, позволяет
рассмотреть общественную жизнь как функционирование и раз-
витие сложной материальной системы - человеческого общества.
которая включает в качестве своего неотъемлемого аспекта ду-
ховные процессы. Включенность сознания в ткань истории обще-
ства не противоречит рассмотрению самого общества как целост-
ного материального объекта. Сознание может существовать только
в рамках этого объекта. Оно возникает как продукт эволюции
материи в неразрывной связи со становлением практики и об-
щественных отношений. Рассматривая сознание как особую реаль-
ность, диалектический материализм выделяет один из аспектов,
одну из сторон жизнедеятельности человека как общественного
существа. Этот аспект можно превратить в самостоятельный
предмет изучения, но отсюда не следует, что сознание в реально-
сти существует как отделенный от материи особый предмет.
Философия анализирует отношение сознания к материи, и
такое рассмотрение является содержанием основного вопроса
философии. Но за рамками постановки и решения этого вопроса
противопоставление материи и сознания теряет свой смысл.
их противоположность относительна, поскольку сознание являет-
ся свойством высокоорганизованной материи и не существует
вне и независимо от определенного уровня материальной орга-
низаций (для существования сознания необходимо существова-
ние человека и его мозга, а также общественной жизни людей).
поэтому Ленин, подчеркивая относительность противоположности
материй и сознания, отмечал, что в мире жущейся материи>.
Определение материи через признак ностью существовать вне нашего сознания>, еще не дает явного
знания о том, как структурирована материя. Однако неявно уже
предполагает, что материя неисчерпаема, существует в бесконеч-
ном числе видов и свойств, а значит, обладает определенной,
пусть очень сложной структурой. Конкретное представление о
том, какова именно эта структура, каково строение материи,
складывается в процессе познания и практики.
В основе современных научных представлений о строении
материи лежит идея ее сложной системной организации. Любой
объект материального мира может быть рассмотрен в качестве
системы, то есть особой целостности, которая характеризуется
наличием элементов и связей между ними.
Например, макротело можно рассматривать как определенную
организацию молекул. Любая молекула тоже является системой,
которая состоит из атомов и определенной связи между ними:
ядра атомов, входящие в состав молекулы, как одноименные
(положительные) заряды подчиняются силам электростатиче-
ского отталкивания, но вокруг них образуются общие электронные
оболочки, которые как бы стягивают эти ядра, не давая им разле-
теться в пространстве. Атом также представляет собой системное
целое - состоит из ядра и электронных оболочек, расположенных
на определенных расстояниях от ядра. Ядро каждого атома, в
свою очередь, имеет внутреннюю структуру. В простейшем слу-
чае - у атома водорода - ядро состоит из одной частицы -
протона. Ядра более сложных атомов образованы путем взаимо-
действия протонов и нейтронов, которые внутри ядра постоянно
Превращаются друг в друга и образуют особые целостности -
Нуклоны, частицы, которые часть времени пребывают в протонном,
а часть - в нейтронном состоянии. Наконец, и протон, и нейт-
рон - сложные образования. В них можно выделить специфи-
ческие элементы - кварки, которые взаимодействуют, обменива-
лось другими частицами - глюонами (от лат. - клей),
как бы кварки. Протоны, нейтроны и другие
частицы, которые физика объединяет в группу адронов (тяжелых
Частиц), существуют благодаря кварк-глюонным взаимодействиям.
Изучая живую природу, мы также сталкиваемся с системной
Организацией материи. Сложными системами являются как клет-
ка так и построенные из клеток организмы; целостную систему
Представляет собой вся сфера жизни на Земле - биосфера,
Существующая благодаря взаимодействию своих частей: микроор-
ганизмов, растительного, животного мира, человека с его преобра-
зующей деятельностью. Биосферу можно рассматривать как
целостный объект, как и атом, молекулу и т. д., где есть определен-
ные элементы и связи между ними.
. Материальные системы всегда взаимодействуют с внешним
окружением. Некоторые свойства, отношения и связи элементов
в этом взаимодействии меняются, но основные связи могут сохра-
няться, и это является условием существования системы как 1
целого. -Сохраняющиеся связи выступают как инвариант, то есть
устойчивые, не изменяющиеся при вариациях системы. Эти устой-
чивые связи и отношения между элементами системы и образуют
ее структуру. Иными словами, система - это элементы и их
структура.
Любой объект материального мира уникален и нетождествен
другому. Но при всей уникальности и непохожести объектов
определенные их группы обладают общими признаками строения.
Например, существует очень большое разнообразие атомов, но
все они устроены по одному типу - в атоме должно быть ядро
и электронная оболочка. Огромное многообразие молекул - от
простейшей молекулы водорода до сложных молекул белков -
имеет общие структурные признаки: ядра атомов, образующих
молекулу, стянуты общими электронными оболочками. Можно об-
наружить общие признаки строения у различных макротел, у.
клеток, из которых построены живые организмы, и т. д. Наличие
общих признаков организации позволяет объединить различные
объекты в классы материальных систем.
Все виды материи связаны между собой генетически, то есть
каждый из них развивается из другого. Строение материи
можно представить как определенную иерархию этих уровней
(см. схему).
Уровни организации
неживой природы
Согласно современным научным взглядам, глубинные структу-
ры материального мира представлены объектами элементарного
уровня. Это прежде всего элементарные частицы. За исключением
электрона, исследования которого начались еще в прошлом веке,
все остальные были обнаружены в XX столетии. Их свойства
оказались весьма необычными, резко отличающимися от свойств
макротел, с которыми мы сталкиваемся в повседневном опыте.
Все элементарные частицы обладают одновременно и корпуску-
лярными. и волновыми свойствами, а закономерности их движения,
изучаемые квантовой физикой, отличаются от закономерностей
движения макротел, описанных в классической физике.
До открытия элементарных частиц и их взаимодействий
разграничивали два вида материи - вещество и поле.
СХЕМА ИЕРАРХИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ
Представления науки о строении материи (80-е годы XX в.)
МЕТАГАЛАКТИКА
Системы галактик
Галактики БИОСФЕРА
человеческое общество.
Планетные системы
Общественная жизнь
Планеты биоценозы
популяции

Многоклеточные организмы
клетки
Молекулы одноклеточный уровень
(ДНК, РНК. белки)
Атомы
элементарные частицы, физический вакуум
Еще в конце XIX - начале XX века поле определяли как не-
прерывную материальную среду, а вещество - как прорывное,
состоящее из дискретных частиц.

Еще не успел отзвучать блюз, который так любил этот слишком интеллигентный и слишком непредсказуемый французский философ, как услышали мы шум крыльев. Хозяйка нашего музея мудрая Сова Минервы опять появилась над нами. Мы остановились и стали ждать от нее очередного совета… Но, на сей раз, она почему-то промолчала и, тихо скользнув в воздухе, исчезла в бесконечных музейных лабиринтах.

Может быть обиделась?! Ведь сегодня уже в тридцать пятый раз мы отправляемся на экскурсию по нашему призрачному философскому музею. О ком только не рассказывали, и о философствующих животных и даже о Камнях Екклезиаста, уж вроде бы о совсем неодушевленных предметах, а о хозяйке дома, нашей Путеводительнице по кладезям премудрости ни слова…Есть на что обижаться!

Сегодня же мы исправим это досадное недоразумение. Сова Минервы ведь вылетает у нас не откуда-нибудь, а из афоризма царя философов, настоящего философского Зевса-Олимпийца – Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.

Как и положено философскому полубогу великий немецкий философ очень часто не задумывался над тем, чтобы его рукописные труды, лекции и высказывания были понятны широкой аудитории. Гегель выражал свои глубокие мысли сложным, труднодоступным языком. За этот язык его даже прозвали ""деревянным Гегелем"".

Однако, есть исключения из правила. Из маленького парижского кафе, в котором мы слушали блюз по Жану-Полю Сартру, мысленно перенесемся в Берлинский Университет, побываем на лекциях, которые читает Абсолютный Дух, так студенты в шутку называли профессора Гегеля, и послушаем неповторимые образцы гегелевского языка, в том числе и его знаменитые афоризмы.

На лекциях Абсолютный Дух серьезен, сосредоточен, педантичен и …, и конечно же бывает рассеян, как впрочем и большинство философов. Студенты, попыхивая трубками в пивных, пересказывают многочисленные казусы, происходившие с метром из-за рассеянности…

А вы слыхали братцы, однажды наш старик явился в университет на час раньше, чем нужно было по расписанию. Входит он в аудиторию, вскарабкивается на кафедру и давай бубнить очередную лекцию. А в аудитории то не его студенты! Ну, кто-то из них, уж не помню кто, попытался ему растолковать, дескать, герр профессор, аудитория то не ваша! Куда там! Старик только отмахнулся от него, как от назойливой мухи и опять – бу-бу-бу, бу-бу-бу!

А тут на тебе, является профессор Августи собственной персоной, и понятно почему – его то лекция должна была быть как раз в это время.

А старик все свое – "чистое бытие равно чистому ничто, в себе и для себя сущее…бу,бу,бу"… Короче, так до конца и не понял что к чему…

А по другим анекдотам выходило, что Гегель как-то раз не заметил, что читает для одного-единственного слушателя, а в другой раз вообще читал лекцию в совершенно пустой аудитории.

Один из наших соотечественников, побывавший на лекциях у профессора Гегеля, писал домой папеньке: ""Говорит он несносно, кашляет почти на каждом слове, съедает половину звуков и дрожащим плаксивым голосом едва договаривает другую половину"".

Однако Гегель сумел преодолеть ораторские недостатки и научился излагать свои гениальные идеи просто и ясно. Наш слушатель, знакомый только с ""деревянным"" гегелевским языком ни когда бы не подумал, что следующие строчки написаны этими скучным, рассеянным профессором …

"Эй, старуха, ты торгуешь тухлыми яйцами!"

"- Что? Мои яйца тухлые!? Сама ты тухлая! Ты мне смеешь говорить про мой товар! Ты! Да не твоего ли отца вши в канаве заели, не твоя ли мать с французами крутила, не твоя ли бабка сдохла в богадельне! Ишь, целую простыню на платок извела! Знаем, небось, откуда все эти тряпки да шляпки! Если бы не офицеры, не щеголять бы тебе в нарядах! Порядочные то за своим домом следят, а таким самое место в каталажке! Дырки бы на чулках заштопала!"

Все, говорит Гегель, окрашивается в голове торговки в цвет этих яиц, тогда как те офицеры, которых она упоминала, наверняка заметили бы в покупательнице совсем иные детали.

Эпизод столь к привычного разговора торговки и покупательницы с предельной ясностью показывает, что необразованное, дремучее обыденное сознание кичится своей конкретностью, а на деле, подобно торговке яйцами, мыслит грубо абстрактно и не вникает в суть предмета.

Гегель развил в себе не только дар памфлетиста. Он в совершенстве овладел искусством афоризма, которое, как известно, заключается в умении выразить глубокую и оригинальную идею в нескольких простых и понятных словах.

Даже тупоголовые прусские чиновники любили повторять гегелевские афоризмы:

""Существование государства – это шествие Бога в мире!""

Или ""Что разумно, то действительно и что действительно, то разумно"".

Эти бюрократы, по-видимому, подразумевали, что уж их то действительность непременно разумна. Они и не подозревали, как улыбался философ, слушая их и думая о том, что все действительно разумное обязательно станет когда-нибудь неизбежным.

Правда один чиновник, тайный советник Иоганн Вольфганг Гете прекрасно понял гегелевский афоризм и ответил на него своим: ""Сущее не делится на разум без остатка!""

А историки уже на протяжении двух веков любят повторять другой афоризм великого философа "История повторяется дважды". Один непопулярный ныне мыслитель так писал об этом изречении Гегеля…

"Кажется, право, будто историей в роли мирового духа руководит из гроба старый Гегель с величайшей добросовестностью заставляя все события повторяться дважды: первый раз в виде великой трагедии и второй раз – в виде жалкого фарса".

Наконец, всегда восхищает нестареющий гегелевский афоризм о Сове Минервы. В новом переводе он звучит так…

"Когда философия начинает рисовать своей серой краской по серому, тогда некая форма жизни стала старой, но серым по серому ее омолодить нельзя, а можно только понять.

Сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек".

Минерва, а в греческой мифологии – Афина, как известно, богиня мудрости. А ее верные спутники – змея и сова. Приходя, например, в Пушкинский музей мы можем видеть их рядом с Минервой.

Сова стала символом мудрости. Помните, наш любимый элитарный клуб знатоков ""Что? Где? Когда?"" имеет живую сову в качестве своего символа.

К сожалению, философская мудрость, как, впрочем, и любая другая, часто опаздывает и приходит слишком поздно. В свое время афоризм о Сове Минервы вызывал кривотолки. Слова ""серым по серому"" удручающе действовали на молодых учеников Гегеля. И вот один из них решил дополнить знаменитое высказывание учителя следующим образом: ""Но философия это также предрассветный крик петуха, возвещающий новую молодость мира"".

Учитель не возражал против такой поправки.

Может быть, когда Сова Минервы перестанет на нас обижаться и простит наше невнимание к ней, она всем на удивление возьмет да и разразится предрассветным криком петуха, возвестит новую молодость мира, а духи тьмы и невежества перестанут шалить и смущать молодые умы.

А пока, чтобы окончательно помирится с мудрой хозяйкой нашего философского музея вспомним напоследок еще один афоризм царя философов, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля…

”Здесь в сфере духа текут реки забвения, из которых пьет Психея, в них она погружает свою боль; здесь смягчаются, превращаясь в сновидения, мрачные призраки жизни и, озаренные светом, превращаются в очертания сияющей вечности"".

    Нет. Его захерачит пролетающий мимо метеорит. Либо он свалит в другую вселенную.

    Утоним, умрём от жажды, замрзнем, раздавит нас луна, задохнёмся...
    А у таких людей как мы, наврятли могут кончиться вопросы 8)

    Возможно, эйфория... Я бы ответила счастье, но некоторые люди, с которыми я общалась, говорили, что не знают, что это такое, что никогда не испытывали его...

    Солнце управляет деятельностью ума, т.е. способностью действовать, а Луна управляет способностью отдыхать и накапливать силы. Также Луна управляет способностью наслаждаться. Надо понять, что нам кажется, что мы сами от себя зависим, но человек, который начинает изучать серьезно эти тонкие взаимодействия влияния окружающего мира на организм, он начинает понимать, что у него сильно меняется самочувствие в результате движения Луны и движения Солнца.

    да, у нас подготовка к свадьбе уже идёт (happy)

    ну уш точно не по соседству так бы я уже жил бы тама

    При заключении брака.
    Если у родителей разные фамилии, у детей может быть двойная.

    Наверное, думают что если уехали отсюда, то стали офигенными, многого добились и всё такое

    теория "правильного"загара-www.youtube.com/watch?v=mOFIVwhBPVI

    это иллюзии... игры разума... вера в то, что если ты вкладываешь энергию в отношения, то они типа взаимны и о тебе тоже будет думать объект твоих мечтаний... не будет... он же и так сидит на тобой созданной энергетической подпитке... отключи ее - перестань думать и цепляться мыслями за него - вот тогда он сам начнет искать контактов с тобой... как же: лишиться такого классного источника энергии! вампирские отношения - уж сколько раз сталкивалась...

БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА. СООТНОШЕНИЕ БЫТИЯ И СОЗНАНИЯ

Бытие - философская категория. Философия - это наука, изучающая систему идей, взглядов на мир и место в нем человека. Бытие означает прежде всœего существование, основанное на поло­жении «я есть». При этом крайне важно различать реальное и иде­альное бытие. Реальное бытие имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально и неповторимо и означает действи­тельное существование вещи или человека. Идеальное бытие пред­ставляет собой сущность предмета. Оно лишено временного, прак­тического характера, остается неизменным. Идеальным бытием обладают идеи, ценности, понятия.

Наука выделяет четыре формы бытия:

1) бытие вещей, процессов, природы как единого целого;

2) бытие человека;

3) бытие духовного;

4) бытие социального, включающее индивидуальное бытие и бытие общества.

Первая форма бытия означает, что природа существует вне сознания человека, она бесконечна в пространстве и во времени как объективная реальность, так же как и всœе предметы, создан­ные человеком.

Бытие человека включает в себя единство телœесного и духовно­го существования. Функционирование тела тесно связано с рабо­той мозга и нервной системы, а через них - с духовной жизнью человека. С другой стороны, сила духа может поддерживать жизнь человека, к примеру в случае его болезни. Важную роль для бытия человека играет его мыслительная деятельность. Р.Декарт сказал: «Я мыслю, следовательно, я существую». Человек существует по­добно любой другой вещи, но благодаря мышлению он способен осознавать факт своего существования.

Бытие человека - объективная реальность, независящая от сознания конкретною человека, поскольку является комплексом природного и общественного. Человек существует как бы в трех измерениях бытия. Первое - это существование человека как объек­та природы, второе - как особи вида homo sapiens , третье - как социально-исторического существа. Каждый из нас - реальность для самого себя. Мы существуем, и вместе с нами существует наше сознание.

Бытие духовного можно условно разделить на два вида: духов­ное, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ неотделимо от конкретной жизнедеятельности ин­дивидов, - индивидуализированное духовное, и то, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ су­ществует вне индивидов, - внеиндивидуальное, объективирован­ное духовное. Индивидуализированное бытие духовного включает, прежде всœего, сознание индивида. С помощью сознания мы ориен­тируемся в окружающем мире. Сознание существует как совокуп­ность сиюминутных впечатлений, чувств, переживаний, мыслей, а также более стабильных идей, убеждений, ценностей, стерео­типов и т.д.

Сознание отличается большой подвижностью, не имеющей внешнего проявления. Люди могут сообщать друг другу о своих мыслях, чувствах, но могут и скрывать их, подстраиваться под собеседника. Конкретные процессы сознания возникают с рожде­нием человека и умирают вместе с ним. Остается только то, что преобразуется во внеиндивидуальную духовную форму или пере­дается другим людям в процессе общения.

Сознание неотделимо от деятельности мозга и нервной систе­мы человека. В то же время мысль, переживание, образ, создан­ный в сознании, - не материальные предметы. Οʜᴎ - идеальные образования. Мысль способна мгновенно преодолевать простран­ство и время. Человек может мысленно воспроизводить времена, в которые никогда не жил. С помощью памяти он может возвращать­ся в прошлое, а с помощью воображения - думать о будущем.

Индивидуализированное духовное включает в себя не только сознательное , но и бессознательное . Под бессознательным пони­мается совокупность психических процессов, лежащих вне сферы осознанного, не подчиняющихся контролю разума. Область бес­сознательного составляют бессознательная информация, бессо­знательные психические процессы, бессознательные поступки. Бес­сознательная информация - это ощущения, восприятия, эмо­ции, чувства, которые не были переработаны сознанием. Человек воспринимает огромное количество информации, из которой осо­знается лишь незначительная часть. Остальная информация либо исчезает из памяти, либо существует на подсознательном уровне, «в глубинах памяти», и может проявиться в любой момент.

Бессознательные процессы - это интуиция, сновидения, эмоцио­нальные переживания и реакции. В них может проявляться инфор­мация, хранящаяся в подсознании. Бессознательные процессы играют определœенную роль в решении творческих задач, в науч­ном поиске, когда не хватает объективной информации.

Бессознательные поступки представляют собой импульсивные действия в состоянии аффекта (душевного волнения), прострации (физического и психического расслабления), лунатизма и т.д. Бессознательные действия встречаются редко и часто связаны с нарушением психического равновесия человека.

Ученые считают, что бессознательное представляет важную сторону психической деятельности индивида, его духовной цело­стности. В науке выделяются три уровня бессознательного . Первый уровень - это неосознанный психический контроль человека за жизнью своего организма, координацией функций, удовлетворе­нием наиболее простых потребностей тела. Этот контроль осуще­ствляется автоматически, бессознательно. Второй уровень бессо­знательного - это процессы, сходные с сознанием человека в период бодрствования, но до какого-то времени остающиеся не­осознанными. Так, осознание человеком какой-либо мысли про­исходит после того, как она возникнет в недрах бессознательного. Третий уровень бессознательного проявляется в творческой инту­иции. Здесь бессознательное тесно переплетено с сознанием, так как творческое озарение может возникнуть только на основе уже полученного опыта.

Индивидуализированное духовное неразрывно связано с бы­тием человека и бытием мира в целом. Пока живет человек, раз­вивается и его сознание. В некоторых случаях этого не происходит: человек существует как организм, но сознание его не работает. Но это - ситуация тяжелой болезни, при которой прекращается мыслительная деятельность и функционирует только тело. Чело­век, находящийся в состоянии комы, не может контролировать даже элементарные физиологические функции.

Результаты деятельности сознания конкретного человека мо­гут существовать отдельно от него. В этом случае выделяют бытие объективированного духовного.

Духовное не может существовать без материальной оболочки. Оно проявляется в различных формах культуры. Форма духовно­го - это различные материальные предметы (книги, чертежи, картины, статуи, фильмы, ноты, машины, здания и т.д.). Также и знания, концентрируясь в сознании конкретного человека в виде идеи (индивидуализированного духовного), воплощаются в пред­метах и ведут самостоятельное существование (объективирован­ное духовное). К примеру, человек хочет построить дом. Он снача­ла обдумывает идею строительства, разрабатывает проект, а затем воплощает его в действительности. Так идея трансформируется в реальность.

Духовная жизнь человечества, духовное богатство культуры - это способ существования бытия духовного. Особую роль в духов­ном бытии играют духовно-нравственные принципы, нормы, идеалы, ценности, к примеру такие, как, красота͵ справедливость, истина. Οʜᴎ существуют в виде и индивидуализированного, и объективированного духовною. В нервом случае речь идет о сложном комплексе побуждений, мотивов, целœей, которые определя­ют внутренний мир человека, во втором случае - о воплощенных в науке и культуре идеях, идеалах, нормах, ценностях.

Как видно, бытие тесно связано с сознанием - свойством чело­веческого мозга воспринимать, осмысливать и активно преобра­зовывать окружающую действительность. В структуру сознания вхо­дят чувства и эмоции, самосознание и самооценка человека.

Сознание неразрывно связано с языком. Язык - один из ярких примеров единства индивидуализированного и объективирован­ного духовного. С помощью языка мы передаем друг другу инфор­мацию, последующие поколения получают знания от предыду­щих. Благодаря языку мысль получает свое законченное выраже­ние. Вместе с тем, язык служит важным средством взаимодействия людей в обществе, выполняя функции общения, познания, вос­питания и т.д.

Отношение бытия и сознания выступает предметом споров в науке с глубокой древности. Материалисты считают, что бытие определяет сознание. Идеалисты же указывают на первичность сознания по отношению к бытию. Из этих положений вытекает проблема познаваемости мира. Материалисты говорят, что мир познаваем. Идеалисты отрицают познаваемость мира, познание, по их мнению, - это приобщение человека к миру «чистых» идей.

Сознание, несомненно, идеально, так как отражает окружаю­щий человека мир в субъективных образах, понятиях, идеях. Тем не менее идеальное - это отражение действительности в форме знаний, эмоций, практической деятельности человека. Вместе с тем, нельзя отрицать, что если мы не знаем о каком-либо предмете, это не значит, что его не существует.

Человеческое сознание индивидуально, неповторимо и уни­кально. При этом человек - существо общественное, в связи с этим из совокупности сознаний индивидов складывается общественное сознание.

Общественное сознание - это сложное явление. Оно подразде­ляется на общественную идеологию , которая отражает обществен­ное бытие с позиций интересов тех или иных социальных групп, классов, партий, и общественную психологию, определяющую ду­шевную, эмоционально-волевую жизнь людей на обыденном, бытовом уровне.

Учитывая зависимость отсферы проявления выделяют различные фор­мы сознания: моральное, правовое, научное, обыденное, религиоз­ное, философское и др.

Сознание человека - это одновременно и его самосознание, ᴛ.ᴇ. осознание своего тела, своих мыслей и чувств, своего поло­жения в обществе, отношения к другим людям. Самосознание не существует обособленно, оно является центром нашего созна­ния. Именно на уровне самосознания человек не только познает мир, но и воспринимает себя и определяет смысл своею суще­ствования.

Первой формой самосознания (самочувствием) является эле­ментарное осознание своего тела и включенности его и мир окру­жающих вещей и людей. Следующий, более высокий уровень са­мосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, той или иной куль­туре и социальной группе. Наконец, самый высокий уровень само­сознания - это осознание себя как уникального и неповторимого, непохожего на других людей индивида, обладающего свободой совершать поступки и нести за них ответственность. Самосозна­ние, особенно на последнем уровне, всœегда связано с самооцен­кой и самоконтролем, сопоставлением себя с идеалом, приня­тым в обществе. В связи с этим возникает чувство удовлетворения или неудовлетворения собой и своими поступками.

Для формирования самосознания крайне важно, чтобы человек видел себя «со стороны». Мы видим свое отражение в зеркале, замечаем и исправляем недостатки внешнего вида (прическу, одеж­ду и т.д.). Также и с самосознанием. Зеркалом, в котором мы ви­дим себя, свои качества и поступки, служит отношение к нам других людей. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, отношение человека к самому себе опосредовано его отношением к другому человеку. Самосознание рождается в процессе коллективной практической деятельности и межличностных взаимоотношений.

При этом собственный образ, который формируется у человека его самосознанием, не всœегда соответствует реальному положе­нию вещей. Человек в зависимости от обстоятельств, характера, личных качеств может завышать или занижать самооценку. В ре­зультате отношение человека к себе и отношение общества к нему не совпадают, что в конечном итоге приводит к конфликту. По­добные ошибки в самооценке нередки. Бывает, человек не видит или не желает видеть своих недостатков. Οʜᴎ могут обнаружиться только во взаимоотношениях с другими людьми. Часто один чело­век может лучше понять другого, чем последний сам себя. В то же время, объективно оценивая себя в процессе коллективной дея­тельности и взаимоотношений с другими людьми, человек сам может судить о себе более точно. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, самосознание постоянно корректируется и развивается с включением человека в систему межличностных отношений.

Вопросы и задания

1. Что такое бытие? В чем отличие реального и идеального бытия?

2. Какие формы бытия вы знаете? Объясните их.

3. Какую роль играет сознание в жизни человека?

4. В чем состоит взаимосвязь сознательного и бессознательного?

5. Охарактеризуйте уровни бессознательного.

6. Как взаимодействуют индивидуализированноедуховное и объекти­вированное духовное?

7. Как взаимосвязаны бытие и сознание? В чем состоит различие взгля­дов на данный вопрос идеалистов и материал истов?

8. Какими бывают формы сознания? Что такое общественное созна­ние?

9. Что такое самосознание? Каковы его формы? В чем состоят предпо­сылки формирования самосознания?

10. Гегель пишет: «Солнце, луна, горы, реки, вообще окружающие нас предметы природы - суть, они обладают для сознания авторите­том, внушающим ему, что они не только суть, но и отличаются особен­ной природой, которую оно признает и с которою оно сообразуется всвоем отношении к ним, в своем трактовании их и пользовании ими... Авторитет нравственных законов бесконечно выше, потому что предме­ты природы воплощают разумность лишь внешне и разрозненно и скры­вают ее под образом случайности».

Объясните, как Гегель объясняет взаимодействие индивидуализиро­ванного духовного и объективированного духовного.

Духовное, и это всегда подчеркивал материализм, невозможно без его материальных носителей. Индивидуализированное духовное существует в виде сугубо индивидуальных, неповторимых процессов сознания и бессознательного, материализованных и «локализованных» в процессах и проявлениях работы мозга, центральной нервной системы, всего организма. Но имеются такие формы материализации духовного, которые рождаются в лоне человеческой культуры и принадлежат к внеиндивидуальным формам ее бытия. Наиболее универсальны естественные и искусственные, знаково-символические, формы существования, воплощения духовного.

Язык - один из ярких примеров единства индивидуализированного и объективированного духовного. Связь языка и сознания, языка и мысли несомненна. К. Маркс называл язык действительностью мысли, подчеркивая тем самым роль языка как формы, через которую выходят вовне, объективируются отдельные результаты, фрагментарные процессы работы сознания. Вместе с тем буквы (звуки), слова, предложения, тексты, структуры, правила, богатые варианты развитого языка - это реальность, также и обособленная от сознания отдельных индивидов, поколений людей. Им эта реальность дана как особый мир, запечатленный в «памяти» человеческой культуры, в памяти человечества. Языковая память культуры, человечества - сложное единство актуальной памяти многих конкретных людей, говорящих и пишущих на данном языке, и объективно существующих памятников (письменных, а с некоторого времени - и звуковых документов). Только благодаря тому и другому обогащается, изменяется, хранится, а значит, живет, существует язык как целое.

Как же и где рождаются, где и как существуют объективированные формы бытия духовного? На примере языка можно видеть, что объективированные формы возникают и «работают» в рамках индивидуализированных форм - прежде всего в сознании (но также и в недрах бессознательного, в виде так называемого коллективного бессознательного).

К примеру, когда-то в глубокой древности человек придумал идею колеса. Но достаточно было создать первые колеса, опробовать их и тем самым подтвердить плодотворность идеи - одной из самых успешных в технической мысли человечества,- как идея эта сначала воплотилась, «опредметилась» в реальных колесах, а потом стала вести и свое относительно самостоятельное существование. Она воплотилась в знаниях о колесе, которые передавались через практический опыт поколений, подтверждавших и обогащавших идею. Идея колеса сначала, видимо, применялась к ограниченному кругу предметов, потом стала «работать» в великом множестве все более сложных устройств. И соответственно она включалась во все более сложные виды человеческих знаний. Так смертные люди породили бессмертную идею. Она обособилась от индивидуального процесса сознания и действия. Началась жизнь идеи.

На примере плодотворных идей можно видеть, что они, действительно, свободно и широко «шествуют» в мире человеческой жизни, если, конечно, не вносить в этот образ никакого идеалистического буквализма. «Шествуют» идеи не сами по себе, а вместе с развитием других конкретных индивидов, поколений людей, для которых идеи становятся своего рода общезначимыми принципами, правилами, схемами действия. Конечно, по мере развития человека и человечества они преобразуются, иногда довольно существенно. Однако самые ценные идеи отбираются, накапливаются, в совокупности образуя духовное богатство человеческой цивилизации и культуры. Не вдаваясь в их анализ (он дается в главах, посвященных обществу, его культуре), отметим лишь то, что характеризует особый способ бытия объективированного (внеиндивидуалъного) духовного.

Оно, как и индивидуализированное духовное, обязательно материализуется, причем оба вида духовного материально воплощаются в словах, звуках, знаках естественного и искусственного языков. Материальные «носители» духовного - это материальные предметы и процессы (книги, чертежи и формулы, проекты, холсты и краски картин, мрамор и бронза статуй, пленки фильмов, ноты и звучание музыкальных инструментов и т. д.). Сегодня функции хранения и использования социальной памяти все чаще передаются современным машинам, что значительно повышает роль тех исследований сознания и знания, которые сконцентрированы именно вокруг объективированного духовного.

Итак, внешние воплощения идей, мыслей, ценностей (как идеальных смыслов) различны, но они обязательно имеются. В этом отношении никакие «чистые» (свободные от объективированных воплощений) идеи и ценности невозможны. Что и подчеркивает материализм в борьбе против крайних объективно-идеалистических мистификаций, примером которых было утверждение Платона, будто где-то далеко-далеко, на хребте неба существуют, обособленно от всякой материи, идеи Блага, Истины, Красоты и т. д. Но и эта идеалистическая картина возникла не на пустом месте. Платон мистически истолковал удивительные особенности бытия объективированного духовного, во многом опираясь на вполне реальные процессы. Мы их рассмотрели на примере идеи колеса. Платон приводил другие, но сходные примеры. Ткацкий челнок, рассуждал он, может испортиться или вовсе исчезнуть. Идея же челнока (имелся в виду хорошо продуманный принцип его изготовления и работы) непреходяща в том смысле, что может служить везде и всегда, где и когда потребуется челнок изготовить.

А идея-идеал красоты? Или справедливости? Или истины? Как бы ни изменялись представления людей о красоте, благе, добре, истине, все-таки сложились обобщенные представления, критерии и нормы, регулирующие процессы художественного, нравственного, научного творчества. Такие идеи в процессе развития человечества кристаллизуются, формируя духовные сокровища общечеловеческих ценностей. Мир идей обогащается, а тем самым приобретает все большее значение их относительно само стоятельное бытие. Отсюда, однако, неправомерно делать вывод об абсолютной независимости бытия духовного от бытия мира природного и человеческого. Бытие идей не просто неотделимо от бытия природы и человеческого мира, но изначально и непреложно включено в целостное бытие как таковое.

Утверждая это, диалектический материализм ни в коей мере не перечеркивает специфику бытия идей, этого наиболее яркого проявления бытия объективированного духовного. Специфика этого объективированного бытия заключается в том, что его элементы и фрагменты (идеи, идеалы, нормы, ценности, различные естественные и искусственные языки) способны сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени. Духовная жизнь человечества, духовное богатство цивилизации и культуры, социальная жизнь - это специфическое «место бытия» объективированного духовного, чем и определяется его место в целостном бытии.

Особую роль в духовном играют духовно-нравственные принципы, нормы, идеалы, ценности, такие, как, скажем, красота, справедливость, истина. Они существуют в виде и индивидуализированного и объективированного духовного. В первом случае речь идет о сложном комплексе побуждений, мотивов, целей, которые определяют духовную структуру личности, во втором случае - о воплощенных в науке, культуре, массовом сознании (их документах) идеях, идеалах, нормах, ценностях. Два этих вида бытия духовно-нравственного по-разному оцениваются субъективными и объективными идеалистами: первые во главу угла ставят индивидуальные, субъективные духовно-нравственные переживания и ценности, вторые считают истинным воплощением духа как такового внеиндивидуальное, объективированное бытие духовного.

Приверженцы идеализма, исходя из признания действительно важной роли и традиционно высокой ценности духовного в человеческой жизни, в частности облагораживающего воздействия общечеловеческих ценностей, провозглашают духовное «истинным», «высшим» бытием, противопоставляют его природным потребностям, побуждениям человека как «неподлинному» «низшему» бытию. Правда, идеалисты нередко признают и существование природы, и объективную ее предзаданность отдельным людям, их сознанию. Так, нет оснований возражать Гегелю, когда он пишет: «Солнце, луна, горы, реки, вообще окружающие нас предметы природы суть, они обладают для сознания авторитетом, внушающим ему, что они не только суть, но и отличаются особенной природой, которую оно признает и с которою оно сообразуется в своем отношении к ним, в своем трактовании их и пользовании ими». Но Гегель сразу же добавляет: «Авторитет нравственных законов бесконечно выше, потому что предметы природы воплощают разумность лишь внешне и разрозненно и скрывают ее под образом случайности»

Но исследование бытия, как было сказано ранее,- только предпосылка осмысления единства мира. От выявления предпосылок надо перейти к непосредственному изучению проблемы единства мира в ее полноте. Это и делается в следующей главе, посвященной вопросу о движущейся материи, о пространстве и времени как формах ее бытия .

Проблема субстанции. Дуализм и монизм.

Центральным понятием рационалистической метафизики является понятие субстанции, корни которого лежат в античной онтологии.

Декарт определяет субстанцию как вещь (под «вещью» в этот период понимали не эмпирически данный предмет, не физическую вещь, а всякое сущее вообще), которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Если строго исходить из этого определения, то субстанцией, по Декарту, является только бог, а к сотворенному миру это понятие можно применить лишь условно, с целью отличить среди сотворенных вещей те, которые для своего существования нуждаются «лишь в обычном содействии бога», от тех, которые для этого нуждаются в содействии других творений, а потому носят название качеств и атрибутов, а не субстанций.

Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций - духовные и материальные. Главное определение духовной субстанции - ее неделимость, важнейший признак материальной делимость до бесконечности. Здесь Декарт, как нетрудно увидеть, воспроизводит античное понимание духовного и материального на чал, понимание, которое в основном унаследовало и средневековье. Таким образом, основные атрибуты субстанций - это мышление и протяжение, остальные их атрибуты производны от этих первых: воображение, чувство, желание - модусы мышления; фигура, положение, движение - модусы протяжения.

Нематериальная субстанция имеет в себе, согласно Декарту, идеи, которые присущи ей изначально, а не приобретены в опыте, а потому в XVII веке их называли врожденными. В учении о врожденных идеях по новому было развито платоновское положение об истинном знании как припоминании того, что запечатлелось в душе, когда она пребывала в мире идей. К врожденным Декарт относил идею бога как существа всесовершенного, затем - идеи чисел и фигур, а также некоторые общие понятия, как, например, известную аксиому: «если к равным величинам прибавить равные, то получаемые при этом итоги будут равны между собой», или положение «из ничего ничего не происходит». Эти идеи и истины рассматриваются Декартом как воплощение естественного света разума.

С XVII века начинается длительная полемика вокруг вопроса о способе существования, о характере и источниках этих самых врожденных идей. Врожденные идеи рассматривались рационалистами XVII века в качестве условия возможности всеобщего и необходимого знания, то есть науки и научной философии.

Что же касается материальной субстанции, главным атрибутом которой является протяжение, то ее Декарт отождествляет с природой, а потому с полным основанием заявляет, что все в природе подчиняется чисто механическим законам, которые могут быть открыты с помощью математической науки - механики. Из природы Декарт, так же как и Галилей, полностью изгоняет понятие цели, на котором основывалась аристотелевская фишка, а также космология и соответственно понятия души и жизни, центральные в натурфилософии эпохи Возрождения. Именно в XVII веке формируется та механистическая картина мира, которая составляла основу естествознания и философии вплоть до начала XIX века.

Дуализм субстанций позволяет, таким образом, Декарту создать материалистическую физику как учение о протяженной субстанции и идеалистическую психологию как учение о субстанции мыслящей. Связующим звеном между ними оказывается у Декарта бог, который вносит в природу движение и обеспечивает инвариантность всех ее законов.

Декарт оказался одним из творцов классической механики. отождествив природу с протяжением, он создал теоретический фундамент для тех идеализации, которыми пользовался Галилей, не сумевший еще объяснить, на каком основании мы можем применять математику для изучения природных явлений. До Декарта никто не отважился отождествить природу с протяжением, го есть с чистым количеством. Не случайно именно Декартом в наиболее чистом виде было создано представление о природе как о гигантской механической системе, приводимой в движение божественным «толчком». Таким образом, метод Декарта оказался органически связанным с его метафизикой.

Слабым пунктом учения Декарта был неопределенный статус субстанций: с одной стороны, подлинным бытием обладала только бесконечная субстанция бог, а конечные, то есть сотворенные, субстанции находились в зависимости от бесконечной. Это затруднение попытался преодолеть В. Спиноза (1632 -1677), испытавший на себе сильное влияние Декарта, но не принявший его дуализма и создавший монистическое учение о единой субстанции, которую он назвал богом, или природой. Спиноза не принимает субстанциальности единичных вещей и в этом смысле противостоит традиции номинализма и эмпиризма. Его учение - пример крайнего реализма (в средневековом его понимании), переходящего в пантеизм. Спиноза определяет субстанцию как причину самой себя (causa sui), то есть как то, что существует через само себя и познается из самого себя. Именуя субстанцию богом, или природой, Спиноза тем самым подчеркивает, что это не бог теистических религий, он не есть личность, наделенная сознанием, могуществом и волей, не есть творец природных вещей. Бог Спинозы - бес конечная безличная сущность, главным определением которой является существование, бытие в качестве начала и причины всего сущего. Представление о слиянии бога и природы, которое лежит на основе учения Спинозы, называется пантеизмом; Спиноза продолжает ту традицию, которая была намечена у Николая Кузанкого и развернута у Джордано Бруно. Пантеизм Спинозы есть шаг на пути к материализму, и не случайно материализм XVIII и XIХ веков нередко апеллировал к учению Спинозы.

Вверх