Свойства и функции элементов нервной системы коротко. §2. Основные свойства и функции элементов нервной системы. Координационная деятельность ЦНС и ее принципы

СТРОЕНИЕ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И СВОЙСТВА
ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА

Для того чтобы поведение человека было успешным, необходимо, чтобы его внутренние состояния, внешние условия, в которых человек находится, и предпринимаемые им практические

Она представляет собой совокупность разреженных,

Неспецифический путь передачи импульсов выходит на все слои к.г.м. и служит для оказания на нее тонизирующих, активизирующих влияний. Проведение возбуждения по неспецифическому пути характеризуется изменением фоновой ритмики коры, которое наступает с некоторым опозданием после ответа коры на специфическое возбуждение. "В передаче активизирующего влияния на корковые нейроны участвуют две основные части ретикулярной системы - стволовая и таламическая, отличающиеся по характеру своего действия. К этим отделам ретикулярной формации на разных уровнях отходят специальные коллатерали, так что изолированное нарушение одной системы не исключает действия другой. Стволовая ретикулярная система оказывает влияние на всю кору, вызывая широко распространенную депрессию (десинхронизацию) медленных волн. В отличие от нее ретикулярная система таламуса обладает более избирательным действием; одни ее отделы локально влияют на передние сенсорные, а другие - на задние области коры, связанные с переработкой зрительно-слуховой информации"

В условиях сна проводимость специфического пути остается высокой, и первичный ответ коры регистрируется наиболее отчетливо. Сон выключает ретикулярную систему, блокирует передачу в к.г.м. тех активирующих влияний, которые порождает возбуждение ретикулярной формации. Во сне человека, когда активность и, соответственно, активизирующее влияние ретикулярной системы на кору снижены, специфический раздражитель также не вызывает соответствующей реакции и изменений поведения. Только совместная работа специфической и неспецифической ретикулярной систем может обеспечить полноценное восприятие раздражителя и его использование в регуляции поведения.

Анализатор, таким образом, выступает как сложная аффе-рентно-эфферентная система, деятельность которой тесным образом связана с работой ретикулярной формации, причем периферические

Два раздела центральной нервной системы - специфический и неспецифический - выполняют различную роль в регуляции чувствительности рецепторов. Специфическая система более всего влияет на адаптационные, а неспецифическая - на ориентировочные рефлексы.

Е.Н.Соколов считает, что разделение ретикулярной формации на стволовую и таламическую фактически совпадает с разделением ориентировочных рефлексов на генерализованные и локальные. "Последние, создавая избирательную настройку анализатора, особенно отчетливо выступают в актах произвольного внимания человека"

Говоря об анализаторах, следует иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, это название, предложенное еще в начале XX в., когда многое об устройстве и функционировании центральной нервной системы человека не было известно, не совсем точное, так как анализатор производит не только анализ (разложение), но и синтез (соединение) раздражителей. Во-вторых, анализ и синтез могут происходить вне сознательного контроля этих процессов со стороны человека. Многие раздражители

Каждый орган или система в организме человека играют свою роль. При этом все они взаимосвязаны. Значение трудно переоценить. Она отвечает за корреляцию между всеми органами и их системами и за функционирование организма в целом. В школе рано начинают ознакомление с таким многогранным понятием, как нервная система. 4 класс - это еще маленькие дети, которые не могут глубоко разобраться во многих сложных научных понятиях.

Структурные единицы

Главные структурные и функциональные единицы нервной системы (НС) - нейроны. Они представляют собой сложные возбудимые секретирующие клетки с отростками и воспринимают нервное возбуждение, перерабатывают его и передают другим клеткам. Нейроны также могут оказывать на клетки-мишени модулирующее или тормозное воздействие. Они являются составной частью био- и хеморегуляции организма. С функциональной точки зрения нейроны являются одной из основ организации нервной системы. Они объединяют несколько других уровней (молекулярный, субклеточный, синаптический, надклеточный).

Нейроны состоят из тела (сома), длинного отростка (аксона) и небольших ветвящихся отростков (дендритов). В разных отделах нервной системы они имеют различную форму и величину. В некоторых из них длина аксона может достигать 1,5 м. От одного нейрона отходит до 1000 дендритов. По ним возбуждение распространяется от рецепторов к телу клетки. По аксону импульсы передаются эффекторным клеткам или другим нейронам.

В науке существует понятие «синапс». Аксоны нейронов, подходя к другим клеткам, начинают ветвиться и образуют многочисленные окончания на них. Такие места и называют синапсами. Аксоны образуют их не только на нервных клетках. Синапсы есть на мышечных волокнах. Эти органы нервной системы присутствуют даже на клетках желез внутренней секреции и кровеносных капиллярах. представляют собой покрытые глиальными оболочками отростки нейронов. Они выполняют проводящую функцию.

Нервные окончания

Это специализированные образования, расположенные на кончиках отростков нервных волокон. Они обеспечивают в виде импульса. Нервные окончания участвуют в формировании передающих и воспринимающих концевых аппаратов разной структурной организации. По функциональному назначению выделяют:

Синапсы, которые передают нервный импульс между нервными клетками;

Рецепторы (афферентные окончания), направляющие информацию от места действия фактора внутренней или внешней среды;

Эффекторы, передающие импульс от нервных клеток к другим тканям.

Деятельность нервной системы

Нервная система (НС) - целостная совокупность нескольких взаимосвязанных между собой структур. Она способствует слаженной регуляции деятельности всех органов и обеспечивает реакцию на изменения условий. Нервная система человека, фото которой представлено в статье, связывает воедино двигательную активность, чувствительность и работу иных регуляторных систем (иммунной, эндокринной). Деятельность НС связана с:

Анатомическим проникновением во все органы и ткани;

Установлением и оптимизацией взаимосвязи между организмом и окружающей внешней средой (экологической, социальной);

Координированием всех обменных процессов;

Управлением системами органов.

Структура

Анатомия нервной системы очень сложна. В ней находится много структур, различных по строению и назначению. Нервная система, фото которой свидетельствуют о ее проникновении во все органы и ткани организма, играет важную роль как приемник внутренних и внешних раздражителей. Для этого предназначены особые сенсорные структуры, которые находятся в так называемых анализаторах. Они включают специальные нервные устройства, которые способны воспринимать поступающую информацию. К ним относятся следующие:

Проприорецепторы, собирающие информацию, касающуюся состояния мышц, фасций, суставов, костей;

Экстерорецепторы, располагающиеся в кожных покровах, слизистых оболочках и органах чувств, способные воспринимать полученные из внешней среды раздражающие факторы;

Интерорецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях и ответственные за принятие биохимических изменений.

Основное значение нервной системы

Работа НС тесно связана как с окружающим миром, так и с функционированием самого организма. С ее помощью происходит восприятие информации и ее анализ. Благодаря ей происходит распознавание раздражителей внутренних органов и поступающих извне сигналов. Нервная система отвечает за реакции организма на полученную информацию. Именно благодаря ее взаимодействию с гуморальными механизмами регуляции обеспечивается приспособляемость человека к окружающему миру.

Значение нервной системы состоит в обеспечении координации отдельных частей организма и поддержании его гомеостаза (равновесного состояния). Благодаря ее работе происходит приспособление организма к любым изменениям, называемое адаптивным поведением (состоянием).

Базовые функции НС

Функции нервной системы довольно многочисленны. К основным из них относятся следующие:

Регуляция жизнедеятельности тканей, органов и их систем в нормальном режиме;

Объединение (интеграция) организма;

Сохранение взаимосвязи человека с окружающей средой;

Контроль над состоянием отдельных органов и организма в целом;

Обеспечение активации и поддержания тонуса (рабочего состояния);

Определение деятельности людей и их психического здоровья, являющихся основой социальной жизни.

Нервная система человека, фото которой представлено выше, обеспечивает такие мыслительные процессы:

Восприятие, усвоение и переработку информации;

Анализ и синтез;

Формирование мотивации;

Сравнение с имеющимся опытом;

Постановку цели и планирование;

Коррекцию действия (исправление ошибок);

Оценивание результатов деятельности;

Формирование суждений, выводов и заключений, общих (абстрактных) понятий.

Нервная система помимо сигнальной выполняет еще и Благодаря ей выделяемые организмом биологически активные вещества обеспечивают жизнедеятельность иннервируемых органов. Органы, которые лишены такой подпитки, со временем атрофируются и отмирают. Функции нервной системы очень важны для человека. При изменениях существующих условий окружающей среды с их помощью происходит приспособление организма к новым обстоятельствам.

Процессы, происходящие в НС

Нервная система человека, схема которой довольно проста и понятна, отвечает за взаимодействие организма и окружающей среды. Для его обеспечения осуществляются такие процессы:

Трансдукция, представляющая собой превращение раздражения в нервное возбуждение;

Трансформация, в ходе которой происходит преобразование входящего возбуждения с одними характеристиками в выходящий поток с другими свойствами;

Распределение возбуждения по разным направлениям;

Моделирование, представляющее собой построение образа раздражения, заменяющего сам его источник;

Модуляция, изменяющая нервную систему или ее деятельность.

Значение нервной системы человека также состоит во взаимодействии организма с внешней средой. При этом возникают различные ответные реакции на любые виды раздражителей. Основные виды модуляции:

Возбуждение (активация), заключающаяся в повышении активности нервной структуры (это состояние является доминантным);

Торможение, угнетение (ингибиция), состоящее в снижении активности нервной структуры;

Временная нервная связь, представляющая собой создание новых путей передачи возбуждения;

Пластическая перестройка, которая представлена сенситизацией (улучшением передачи возбуждения) и габитуацией (ухудшением передачи);

Активация органа, обеспечивающего рефлекторную реакцию организма человека.

Задачи НС

Основные задачи нервной системы:

Рецепция - улавливание изменений во внутренней или внешней среде. Она осуществляется сенсорными системами при помощи рецепторов и представляет собой восприятие механических, термических, химических, электромагнитных и других видов раздражителей.

Трансдукция - преобразование (кодирование) поступившего сигнала в нервное возбуждение, представляющее собой поток импульсов с характеристиками, свойственными раздражению.

Осуществление проведения, заключающееся в доставке возбуждения по нервным путям в необходимые участки НС и к эффекторам (исполнительным органам).

Перцепция - создание нервной модели раздражения (построение его сенсорного образа). Этот процесс формирует субъективную картину мира.

Трансформация - преобразование возбуждения из сенсорного в эффекторное. Его целью является осуществление ответной реакции организма на произошедшее изменение среды. При этом происходит передача нисходящего возбуждения из высших отделов ЦНС к нижерасположенным или в ПНС (рабочим органам, тканям).

Оценка результата деятельности НС при помощи обратных связей и афферентации (передачи сенсорной информации).

Строение НС

Нервная система человека, схема которой представлена выше, подразделяется в структурном и функциональном отношении. Работу НС невозможно понять в полной мере, не разобравшись в функциях ее основных видов. Только изучив их назначение, можно осознать сложность всего механизма. Нервная система подразделяется на:

Центральную (ЦНС), которая осуществляет реакции различного уровня сложности, называемые рефлексами. Она воспринимает раздражители, получаемые из внешней среды и от органов. К ней относят головной и спинной мозг.

Периферическую (ПНС), соединяющую ЦНС с органами и конечностями. Ее нейроны находятся далеко от головного и спинного мозга. Она не защищена костями, поэтому подвержена механическим повреждениям. Только благодаря нормальному функционированию ПНС возможна человека. Эта система ответственна за реагирование организма на опасность и стрессовые ситуации. Благодаря ей в подобных ситуациях учащается пульс и повышается уровень адреналина. Заболевания сказываются на работе ЦНС.

ПНС состоит из пучков нервных волокон. Они выходят далеко за пределы спинного и головного мозга и направляются к разным органам. Их называют нервами. К ПНС относятся Они являются скоплением нервных клеток.

Заболевания периферической нервной системы разделяются по таким принципам: топографическо-анатомическому, этиологическому, патогенезу, патоморфологии. К ним относятся:

Радикулиты;

Плекситы;

Фуникулиты;

Моно-, поли- и мультиневриты.

По этиологии заболеваний они делятся на инфекционные (микробные, вирусные), токсические, аллергические, дисциркуляторные, дисметаболические, травматические, наследственные, идиопатические, компрессийно-ишемические, вертеброгенные. Заболевания ПНС могут быть первичными (проказа, лептоспироз, сифилис) и вторичными (после детских инфекций, мононуклеоза, при узелковом периартериите). По патоморфологии и патогенезу они делятся на невропатии (радикулопатии), невриты (радикулиты) и невралгии.

Рефлекторная деятельность в значительной степени определяется которые представляют собой совокупность структур ЦНС. Их скоординированная деятельность обеспечивает регуляцию различных функций организма или рефлекторные акты. Нервные центры имеют несколько общих свойств, определяемых структурой и функцией синаптических образований (контакт между нейронами и другими тканями):

Односторонность процесса возбуждения. Он распространяется по в одном направлении.

Иррадиация возбуждения, заключающаяся в том, что при значительном увеличении силы раздражителя происходит расширение области вовлекаемых в этот процесс нейронов.

Суммация возбуждения. Этот процесс облегчается наличием огромного множества синаптических контактов.

Высокая утомляемость. При длительном повторном раздражении происходит ослабление рефлекторной реакции.

Синаптическая задержка. Время рефлекторной реакции полностью зависит от скорости движения и времени распространения возбуждения через синапс. У человека одна такая задержка составляет около 1 мс.

Тонус, который представляет собой наличие фоновой активности.

Пластичность, являющаяся функциональной возможностью существенно модифицировать общую картину рефлекторных реакций.

Конвергенция нервных сигналов, определяющая физиологический механизм пути прохождения афферентной информации (постоянного потока нервных импульсов).

Интеграция функций клеток в нервных центрах.

Свойство доминантного нервного очага, характеризующегося повышенной возбудимостью, способностью к возбуждению и суммированию.

Цефализация нервной системы, заключающаяся в перемещении, координации деятельности организма в главных отделах ЦНС и сосредоточении в них функции регуляции.

Нервная система состоит из извилистых сетей нервных клеток, составляющих различные связанные между собой структуры и контролирующих всю деятельность организма, как желаемые и сознательные действия, так и рефлексы и автоматические действия; нервная система позволяет нам взаимодействовать с внешним миром, а также отвечает за умственную деятельность.


Нервная система состоит из различных взаимосвязанных структур, которые вместе составляют анатомическую и физиологическую единицу. состоит из органов, расположенных внутри черепа (головного мозга, мозжечка, мозгового ствола) и позвоночника (спинной мозг); отвечает за интерпретацию состояния и различных потребностей организма на основе полученной информации, чтобы затем генерировать команды, предназначенные для получения целесообразных ответов.

состоит из множества нервов, которые идут к головному мозгу (мозговые пары) и спинному мозгу (позвоночные нервы); действует как передатчик сенсорных стимулов мозгу и команд от мозга к органам, ответственным за их выполнение. Автономная нервная система контролирует функции многочисленных органов и тканей через антагонистические эффекты: симпатическая система активируется во время тревоги, а парасимпатическая - в состоянии покоя.



Центральная нервная система Включает в себя спинной мозг и структуры головного мозга.

ФИЗИОЛОГИЯ

ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ

СИСТЕМЫ

Выполнила:

Гафурова Лейсан Радиковна

ПЛАН

Рефлекс как основная форма нервной деятельности

Возбуждение и торможение в ЦНС

Строение, развитие и функциональное значение различных

Отделов ЦНС

Вегетативная нервная система

Тема № 1.

ОБЩИЙ ПЛАН СТРОЕНИЯ И ЗНАЧЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

1. Используя плакаты, планшеты и муляжи изучите общий план строения нервной системы, ее деление на центральную и периферическую, соматическую и вегетативную.

Обратите внимание, что нервная система управляет работой всех органов и систем, при этом соматическая часть обеспечивает чувствительную функцию организма и произвольные движения (сокращения поперечно-полосатых мышц), а вегетативная часть регулирует деятельность внутренних органов и систем (дыхательной, пищеварительной, сердечно-сосудистой, а также мочеполовой и эндокринной)

2. Используя литературу, изучите строение нервной ткани, нейрона, его отростков (аксона и дендрита) и нейроглии. Рассмотрите микропрепараты слайды с нервной тканью и соответствующие плакаты.

Обратите внимание на наличие в нейронах базофильного(тигроидного) вещества, синтезирующих белки, и нейрофибрилл, проводящих возбуждение (нервные импульсы). Найдите один длинный отросток – аксон и несколько древовидно ветвящихся коротких отростков – дендриты. Запомните одно исключение из этого правила. Есть особого вида дендриты – дендриты чувствительных клеток спинномозговых узлов. Они являются длинными доходят до периферии и оканчиваются чувствительными нервными приборами – рецепторами. Выделите по количеству отростков 3 группы нейронов: 1) псевдоуниполярные (ложные однополюсные) нейроны, аксон и дендрит которых начинаются от общего выроста тела клеткой с последующим Т-образным делением; характерно для чувствительных нейронов краниальных и спинальных узлов; 2) биполярные (двухполюсные) нейроны – с двумя отростками (аксон и дендрит); 3) мультиполярные (многополюсные) нейроны – с тремя и более отростками. У человека они встречаются чаще всего.

Уясните и запомните 3 группы нейроны по выполняемой функции:

1) афферентные (чувствительные, рецепторные, центростремительные) нейроны – несут импульсы от рецепторов к рефлекторному центру;

2) промежуточные (вставочные, контактные) нейроны – осуществляют связь между различными нейронами;

3) эфферентные (двигательные, вегетативные, исполнительные, центробежные) нейроны – передают импульсы от ЦНС к эффекторам (рабочим органам).

После этого рассмотрите нейроглию , которая окружает со всех сторон нейроны и составляет для них строму. Она выполняет в нервной ткани опорную, трофическую. Защитную функции.

Все клетки нейроглии делятся на 2 вида: глиоциты (макроглия) и глиальные макрофаги (микроглия). Среди глиоцитов различают эпендимоциты, астроциты и олигодендроциты. Эпендемоциты выстилают спинномозговой канал и желудочки головного мозга. Астроциты образуют опорный аппарат ЦНС. Олигодендроциты окружают тело нейронов, находятся в составе оболочек нервных волокон. Глиальные макрофаги осуществляют функцию фагоцитоза.

Тестовые задания

1. Максимальная длина аксона у человека может составлять:

2. Информация в нейроны обычно поступает:

1. по аксону,

2. по дендритам,

3. через аксонный холмик,

4. только от глиальных клеток.

3. Нейроны не обладают способностью:

1. возбудимых тканей,

2. раздражимых тканей,

3. деления,

4. самовозбуждения.

4. Нервная клетка выполняет все функции, кроме:

1. приема информации,

2. сокращения,

3. координации информации,

4. выработки медиатора,

5. хранения информации.

5. Триггерной зоной нейрона в естественных условиях является:

1. ядро клетки,

2. аксо-соматический синапс,

3. дендриты нервной клетки,

4. аксонный холмик.

6. Быстрые изменение функциональной активности отдельного нейрона определяются:

1. степенью морфофункциональной зрелости,

2. характеристиками задействованных синапсов,

3. степенью миелинизации нейрона,

4. характеристиками самого нейрона.

7. Какие функции выполняет нейроглия?

1. трофическую,

2. барьерную,

3. миелинообразующую,

4. опорную,

5. все вышеперечисленные.

8. К возбудимым тканям относятся:

1. эпителиальная, нервная, мышечная,

2. соединительная, мышечная, нервная

3. костная, железистая, нервная,

4. нервная, мышечная, железистая.

9. Специфическими структурами нейронов нервной ткани являются

1. митохондрии и тонофибриллы

2. лизосомы и протофибриллы

3. комплекс Гольджи и миофибриллы

4. базофильное (тигроидное) вещество и нейрофибриллы

10. Как называются нейроны имеющие три и более отростков?

1. униполярные

2. биполярные

3. мультиполярные

4. полярные

Контрольные вопросы

1. Схема строения нервной системы.

2. Функции соматической и вегетативной нервной систем.

3. Строение нервной ткани.

4. Виды нейронов по их функции.

5. Виды нейронов по количеству отростков.

6. Какие специфические структуры различают в нейроне?

7. Нейроглия и ее функции.

КРОССВОРДЫ

1.

По горизонтали:

1. Разновидность синапса по локализации.

2. Соединительнотканная оболочка покрывающая пучки нервных волокон.

3. Быстро распространяющаяся по нервному волокну волна возбуждения возникающая при раздражении.

По вертикали:

4. Основатель учения о парабиозе и малой утомляемости нервных волокон.

5. Глиальные макрофаги.

По горизонтали:

1. Чувствительное нервное окончание, расположенное в мышечно-суставном аппарате (мышцах, связках, суставных сумках).

2. Фермент, способный быстро разрушать ацетилхолин, выделяющийся в нервном окончании.

3. Нейрон с двумя отростками.

По вертикали:

4. Двигательный (вегетативный) нейрон.

5. Воспаление нерва.

Тема № 2.

КРОССВОРДЫ

5. Отросток нервной клетки (осевой цилиндр), покрытый оболочками.

По горизонтали:

1. Сократительный аппарат мышечной ткани.

2. Чувствительный нейрон.

3. Ткань нервной системы, в которой распологаются нейроны и их отростки

По вертикали:

4.Медиатор холинергических синапсов.

5. Множественное воспаление или дегенеративное поражение нервов.

По горизонтали:

1. Временное снижение возбудимости ткани, возникающее после ее возбуждения.

2. Специфический компонент структуры нейрона, проводящий возбуждение (нервные импульсы).

3. Клетка образующая вокруг нервных волокон шванновскую оболочку (нейролемму)

Тема № 3

Тема № 4

Практическая работа № 1.

Тема № 5.

СТРОЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ОТДЕЛОВ ЦНС

КРОССВОРДЫ

По горизонтали:

1. Узкое щелевидное пространство между твердой и паутинной оболочками спинного мозга.

2. Канал, в котором располагается спинной мозг.

По вертикали:

1. Вещество спинного мозга, в котором расположены нейроны.

3. Канатик, находящийся между передней и задней латеральными бороздами.

4. Короткие древовидно ветвящиеся отростки нейрона.

По горизонтали:

1. Одна из функций спинного мозга.

2. Часть нервной системы по топографическому принципу.

3. Верхняя часть спинного мозга.

По вертикали:

4. Причинно обусловленная реакция организма на раздражение, осуществляемая при обязательном участии ЦНС.

5. Господствующий очаг возбуждения в ЦНС, изменяющий и подчиняющий себе работу всех других нервных центров.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2.

Практическая работа № 1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОМИНАНТНОГО ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА (ТЕСТ ДЖ. ДЖЕЙНА).


Посмотрите на представленные на рисунке лица и определите, какая из них кажется Вам более веселой. Если левая – значит, у Вас преобладает правое полушарие мозга. Если же более довольным кажется Вам правый портрет, значит, доминирует левое полушарие.

Практическая работа № 2

Практическая работа № 3

ИССЛЕДОВАНИЕ АСИНЕРГИИ.

А. Проба Ожеховского.

ХОД РАБОТЫ. Врач и обследуемый становятся лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки. Обследующий держит свои руки (ладонями вперед) перед собой на уровне плечевого пояса испытуемого, который своими ладонями как бы опирается на врача, т.е. переносит на него незначительную часть своего веса, достаточную для поддержания равновесия. При внезапном убирании рук врача книзу испытуемый стремится сохранить равновесие тела.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ. В норме испытуемый успешно сохраняет равновесие, оставаясь неподвижным, или слегка отклоняется назад. У больного человека выполнение пробы приводит к явному наклону туловища вперед (с подшагиванием или без него).

Б.Проба Бакинского.

ХОД РАБОТЫ. Испытуемый ложится на жесткую кушетку, скрещивает руки на груди. Врач предлагает испытуемому встать с кушетки, не изменяя положения рук, и наблюдает за процессом вставания.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ. В норме человек успешно пытается поднять туловище. При поражении мозжечка попытка встать не выполнима и ограничивается подъемом ног, а не туловища.

Практическая работа № 4

Практическая работа № 5

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИСМЕТРИИ .

А.Проба Стюарт-Холмса.

ХОД РАБОТЫ . Испытуемому предлагают поочередно согнуть руку в локтевом суставе, оказывая ему при этом сопротивление с последующим резким прекращением сопротивления. Оценивается объем движений руки после прекращения сопротивления.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ . В норме движение руки обследуемого после прекращения сопротивления минимально. При поражении мозжечка на стороне поражения наблюдается избыточное движение, проявляющееся ударами руки обследуемого о собственную грудь.

Б. Пронаторная проба Тома.

ХОД РАБОТЫ . Испытуемый с закрытыми глазами вытягивает руки ладонями вверх перед собой. Затем ему предлагается одновременно обеими руками повернуть кисти ладонями вниз. Оценивается наличие избыточной пронации кисти.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ . В норме объем движения кистей одинаков. Наличие избыточной пронации для одной из рук свидетельствует о стороне поражения мозжечка

Тема № 6.

Практическая работа №1.

РЕГИСТРАЦИЯ ВЕЛИЧИНЫ КОЖНОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЯХ ОРГАНИЗМА (В СОСТОЯНИИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ПОКОЯ, ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ФИЗИЧЕСКОГО УПРАЖНЕНИЯ И В ПЕРИОД ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОСЛЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ).

Ответы на кроссворды

№ 1. По горизонтали: 1. Миофибрилла. 2. Афферентный. 3. Нейроглия.

По вертикали: 4.Шеррингтон. 5. Волокно.

№2 . По горизонтали: 1. Рефрактерность. 2. Нейрофибрилла. 3. Леммоцит.

По вертикали: 4. Ацетилхолин. 5. Полиневрит.

Тема № 4

Тема № 5.

Ответы на кроссворды

№ 1. По горизонтали: 1. Субдуральное. 2. Позвоночный.

По вертикали: 1. Серое. 3. Боковой. 4. Дендриты.

№2 . По горизонтали: 1. Проводниковая. 2. Периферическая. 3. Шейная.

По вертикали: 4. Рефлекс. 5. Доминанта.

Тема № 6.

Список литературы по физиологии ЦНС

Основная:

1 .Нормальная физиология: учебник. – ГЭОТАР- Медиа, 2005, Орлов Р.С., Ноздрачев А.Д.

2 .Физиология человека. Под ред. В.М. Покровского и Г.Ф. Коротько, Медицина, 2002.

3. Ю.И. Савченков. Лекции по курсу нормальной физиологии. КрасГМУ, 2009

Дополнительная:

4. Сборник задач и упражнений по физиологии. Учебное пособие. Под ред. Ю.И. Савченкова, Красноярск, 1998ю

5. Физиологическая и патофизиологическая терминология. Ю.И. Савченков, С.Н. Шилов. Красноярск, 2001.

6. Методы исследования физиологических функций. Ю.И. Савченков, КрасГМУ, 2009.

7. Уроки физиологии с BIOPAC Student Lab.. Методическое руководство по регистрации и анализу данных. Красноярск, 2007.

8. Сборник тестов по физиологии, Красноярск, 2007.

ФИЗИОЛОГИЯ

ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ

СИСТЕМЫ

Выполнила:

Гафурова Лейсан Радиковна

ПЛАН

1. Общий план строения и значения нервной системы

Основные свойства и функции элементов нервной системы

Как известно, нервная система - центр деятельности всего организма, она выполняет две главные функции: 1) функцию передачи информации, за которую ответственны периферическая нервная система и связанные с нею рецепторы (чувствительные элементы, находящиеся в коже, глазах, ушах, во рту и пр.), и эффекторы (железы и мышцы). 2) Второй важной функцией нервной системы является интеграция и переработка получаемой информации и программирование наиболее адекватной реакции.

Эта функция принадлежит центральной нервной системе и включает широкий диапазон процессов - от простейших рефлексов на уровне спинного мозга до самых сложных мыслительных операций на уровне высших отделов мозга. Центральная нервная система состоит из спинного мозга и различных структур головного мозга. Повреждение или неадекватное функционирование любого участка нервной системы вызывает специфические нарушения в функционировании организма и психики. Наиболее сильно на психику влияет характер полноценности и адекватности функционирования головного мозга, особенно коры головного мозга .

Для того чтобы поведение человека было успешным, необходимо, чтобы его внутренние состояния, внешние условия, в которых человек находится, и предпринимаемые им практические действия соответствовали друг другу. На физиологическом уровне функцию объединения (интеграции) всего этого обеспечивает нервная система . Нервная система человека состоит из двух разделов: центрального и периферического. Центральный включает головной мозг, промежуточный и спинной мозг. Вся остальная часть нервной системы относится к периферической.

Центральная нервная система (ц.н.с) состоит из переднего мозга, среднего мозга, заднего мозга и спинного мозга. В этих основных отделах центральной нервной системы в свою очередь выделяются важнейшие структуры, имеющие прямое отношение к психическим процессам, состояниям и свойствам человека: таламус, гипоталамус, мост, мозжечок и продолговатый мозг.

Практически все отделы центральной и периферической нервной системы участвуют в переработке информации, поступающей через внешние и внутренние, расположенные на периферии тела и в самих органах рецепторы. С высшими психическими функциями, с мышлением и сознанием человека связана работа коры головного мозга (к.г.м.) и подкорковых структур , входящих в передний мозг.

Со всеми органами и тканями организма центральная нервная система связана через нервы , выходящие из головного и спинного мозга. Они несут в себе информацию, поступающую в мозг из внешней среды, и проводят ее в обратном направлении к отдельным частям и органам тела. Нервные волокна, поступающие в мозг с периферии, называются афферентными , а те, которые проводят импульсы от центра к периферии, - эфферентными.

Ц.н.с. представляет собой скопления нервных клеток - нейронов . Нервная клетка состоит из тела нейрона.

Древовидные отростки, отходящие от тел нервных клеток, носят название дендритов . Один из таких отростков является удлиненным и соединяет тела одних нейронов с телами или дендритами других нейронов. Он называется аксоном . Часть аксонов покрыта специальной миелиновой оболочкой , которая способствует более быстрому проведению импульса по нерву.

Места контактов нервных клеток друг с другом называются синапсами . Через них нервные импульсы передаются с одной клетки на другую. В большинстве своем нейроны являются специализированными, т.е. выполняют в работе ц.н.с. специфические функции: проведение нервных импульсов от рецепторов к ц.н.с. («сенсорный нейрон»), проведение нервных импульсов от ц.н.с. к органам движения («двигательный нейрон») и проведение нервных импульсов от одного участка ц.н.с. к другому («нейрон локальной сети»).

На периферии тела человека, во внутренних органах и тканях клетки своими аксонами подходят к рецепторам - миниатюрным органическим устройствам, предназначенным для восприятия различных видов энергии - механической, электромагнитной, химической и других - и преобразования ее в энергию нервных импульсов. Все структуры организма, внешние и внутренние, пронизаны массой разнообразных рецепторов. Особенно много их в органах чувств: глаз, ухо, поверхность кожи в наиболее чувствительных местах, язык, внутренние полости носа.

Особую роль в головном мозге играют правое и левое большие полушария, а также их основные доли: лобная, теменная, затылочная и височная.

И.П.Павлов ввел понятие анализатора. Это относительно автономная органическая система, обеспечивающая переработку специфической сенсорной информации на всех уровнях ее прохождения через ц.н.с. Соответственно основным органам чувств выделяют зрительный, слуховой, вкусовой, кожный и некоторые другие анализаторы.

Каждый анализатор состоит из трех анатомически различных отделов, выполняющих специализированные функции в его работе: рецептора, нервных волокон и центрального отдела, представляющего собой ту часть ц.н.с, где воспринимаются, перерабатываются соответствующие раздражители, хранятся воспоминания о них.

3. Строение поверхности коры головного мозга . Она представляет собой верхний слой переднего мозга, образованный в основном нейронами, их отростками-дендритами и пучками аксонов, идущих от этих клеток вниз, к отделам мозга. По особенностям распределения нейронов в слоях коры, их величине и форме всю к.г.м. разделяют на ряд областей: затылочная, теменная, лобная, височная .

В к.г.м. поступают импульсы, идущие от подкорковых структур и нервных образований ствола мозга; в ней же осуществляются основные психические функции человека.

Каждый психический процесс, состояние или свойство человека определенным образом связаны с работой всей центральной нервной системы. Ощущения возникают в результате переработки ц.н.с. воздействий на разные органы чувств различных видов энергии. Она поступает на рецепторы в форме физических стимулов, преобразуется, передается далее в ц.н.с. и окончательно перерабатывается, превращаясь в ощущения, в к.г.м..

Оба полушария, левое и правое, играют различную роль в восприятии и формировании образа. Для правого полушария характерны высокая скорость работы по опознанию, его точность и четкость. Такой способ опознания предметов можно определить как интегрально-синтетический, целостный по преимуществу, структурно-смысловой. Правое полушарие, вероятно, производит сличение образа с некоторым имеющимся в памяти эталоном на основе выделения в воспринимаемом объекте некоторых информативных признаков. С помощью же левого полушария осуществляется в основном аналитический подход к формированию образа, связанный с последовательным перебором его элементов по определенной программе. Но левое полушарие, работая изолированно, по-видимому, не в состоянии интегрировать воспринятые и выделенные элементы в целостный образ. С его помощью производится классификация явлений и отнесение их к определенной категории через обозначение словом. Таким образом, в восприятии с разными функциями одновременно принимают участие оба полушария головного мозга.

Специализация мозговых полушарий достигает наивысшего развития у человека. Известно, что примерно у 90% людей доминирует левое полушарие мозга, в котором расположены центры речи. В зависимости от того, какое полушарие у человека лучше развито, более активно функционирует, появляются свои отличительные различия в психике человека, его способностях.

Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга. Впервые эти отношения были экспериментально изучены в 60-х годах XX в. профессором психологии Калифорнийского технологического института Роджером Сперри (в 1981 г. за исследования в этой области ему была присуждена Нобелевская премия).

Оказалось, что у правшей левое полушарие ведает не только речью, но и письмом, счетом, вербальной памятью, логическими рассуждениями. Правое же полушарие обладает музыкальным слухом, легко воспринимает пространственные отношения, разбираясь в формах и структурах неизмеримо лучше левого, умеет опознавать целое по части. Случаются, правда, отклонения от нормы: то музыкальными оказываются оба полушария, то у правого находят запас слов, а у левого - представления о том, что эти слова означают. Но закономерность, в основном, сохраняется: одну и ту же задачу оба полушария решают с разных точек зрения, а при выходе из строя одного из них нарушается и функция, за которую оно отвечает. Когда у композиторов Равеля и Шапорина произошло кровоизлияние в левое полушарие, оба не могли больше говорить и писать, но продолжали сочинять музыку, не забыв нотное письмо, ничего общего не имеющего со словами и речью.

Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека.

Эксперименты показали, что при отключении правого полушария люди не могли определить текущее время суток, время года, ориентироваться в конкретном пространстве - не могли найти дорогу домой, не чувствовали «выше-ниже», не узнавали лица своих знакомых, не воспринимали интонации слов и т. п.

Человек не рождается с функциональной асимметрией полушарий. Роджер Сперри обнаружил, что у больных с «расщепленным мозгом», особенно у молодых, речевые функции в зачаточной форме, со временем совершенствуются. «Неграмотное» правое полушарие может научиться читать и писать за несколько месяцев так, словно оно уже умело все это, но забыло.

Центры речи в левом полушарии развиваются главным образом не от говорения, а от писания: упражнение в письме активизирует, тренирует левое полушарие. Но дело тут не в участии правой руки. Если европейского мальчика правшу отдать учиться в китайскую школу, центры речи и письма постепенно переместятся у него в правое полушарие, ибо в восприятии иероглифов, которым он научится, зрительные зоны участвуют неизмеримо активнее речевых. Обратный процесс произойдет у китайского мальчика, переехавшего в Европу. Если человек останется на всю жизнь неграмотным и будет занят рутинной работой, межполушарная асимметрия у него почти не разовьется. Таким образом, функциональная специфика полушарий изменяется под влиянием как генетических, так и социальных факторов. Асимметрия полушарий мозга - это динамическое образование, в процессе онтогенеза происходит постепенное нарастание асимметрии мозга (наибольшая выраженность асимметрии полушарий наблюдается в среднем возрасте, а к старости постепенно нивелируется), в случае поражения одного полушария возможна частичная взаимозаменяемость функций и компенсация работы одного полушария за счет другого.

Именно специализация полушарий и позволяет человеку рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией.

Но следует подчеркнуть, что в норме осуществление любой функции - это результат работы всего мозга, и левого, и правого полушария.

Особую роль в регуляции многих психических процессов, свойств и состояний человека играет ретикулярная формация . Она представляет собой совокупность разреженных, напоминающих тонкую сеть (отсюда название - ретикулярная) нейронных структур, анатомически расположенных в спинном мозге, в продолговатом мозге и в заднем мозге.

К ретикулярной формации идут боковые ветви волокон всех сенсорных систем. С ней также связаны нервные волокна, идущие из к.г.м. и из мозжечка. В свою очередь волокна ретикулярной формации проводят импульсы в нисходящем направлении, в мозжечок и в спинной мозг.

Ретикулярная формация оказывает заметное влияние на электрическую активность головного мозга, на функциональное состояние к.г.м., подкорковых центров, мозжечка и спинного мозга. Она же имеет непосредственное отношение к регуляции основных жизненных процессов: кровообращения, дыхания и др. Разрушение ретикулярной формации мозгового ствола вызывает состояние длительного сна. Восходящая часть ретикулярной формации связана с повышением и понижением чувствительности к.г.м. Она играет важную роль в управлении механизмами сна и бодрствования, научения и внимания. К.г.м. через нисходящие нервные волокна способна также оказывать влияние на ретикулярную формацию, что, по-видимому, связано с сознательной психологической саморегуляцией человека.

Вверх