Атмосфера. Строение атмосферы. Презентация по географии «Состав и строение атмосферы пыль, сажа, вулканический пепел

Слайд 1

Презентация на тему Атмосфера
Презентацию выполнила ученица 5 класса Сидорова Виолетта Учитель: Карданова Ю.Р.

Слайд 2

Слайд 3

цели и задачи
углубить знания об атмосфере, изучить состав воздуха, строение атмосферы и характеристики слоев, значение атмосферы для природы Земли; формирование знаний о географической оболочке - атмосфера, как об источнике существования жизни.

Слайд 4

Атмосфера – воздушная оболочка Земли
Атмосфера – самая верхняя оболочка Земли. Её толщина составляет примерно 2000-3000 км. Верхняя граница у атмосферы отсутствует.

Слайд 5

Состав атмосферы
Атмосфера Земли состоит из смеси газов. В основном это Азот(N2) – 78%, кислород(O2) – 21% и остальные газы – углекислый газ, водяной пар, озон, гелий, водород, аргон и т.д. – 1%.

Слайд 6

Строение атмосферы
Толщина атмосферы около 3 тыс. км. В ней выделяют несколько слоев, которые отличаются друг от друга по температуре и составу газов. Нижний слой – тропосфера - поверхность Земли, однако эта граница относительна. Далее идет стратосфера. Еще выше – мезосфера, термосфера, экзосфера. Это верхние слои атмосферы, которые переходят в космическое пространство на высоте 2 – 3 тыс. км. над поверхностью Земли.

Слайд 7

Тропосфера - самый нижний слой атмосферы, толщина которого над полюсами составляет 8 - 10 км, в умеренных широтах - 10-12 км, а над экватором - 16-18 км. Воздух в тропосфере нагревается от земной поверхности, т. е. от суши и воды. Поэтому температура воздуха в этом слое с высотой понижается в среднем на 0,6 °С на каждые 100 м. У верхней границы тропосферы она достигает -55 °С. При этом в районе экватора на верхней границе тропосферы температура воздуха составляет -70 °С, а в районе Северного полюса -65 °С. В тропосфере сосредоточено около 80 % массы атмосферы, находится почти весь водяной пар, возникают грозы, бури, облака и осадки, а также происходит вертикальное (конвекция) и горизонтальное (ветер) перемещение воздуха. Можно сказать, что погода в основном формируется в тропосфере.
Тропосфера

Слайд 8

Стратосфера - слой атмосферы, расположенный над тропосферой на высоте от 8 до 50 км. Цвет неба в этом слое кажется фиолетовым, что объясняется разреженностью воздуха, из-за которой солнечные лучи почти не рассеиваются. В стратосфере сосредоточено 20 % массы атмосферы. Воздух в этом слое разрежен, практически нет водяного пара, а потому почти не образуются облака и осадки. Однако в стратосфере наблюдаются устойчивые воздушные течения, скорость которых достигает 300 км/ч. В этом слое сосредоточен озон (озоновый экран, озоносфера), слой, который поглощает ультрафиолетовые лучи, не пропуская их к Земле и тем самым защищая живые организмы на нашей планете. Благодаря озону температура воздуха на верхней границе стратосферы находится в пределах от -50 до 4-55 °С. Между мезосферой и стратосферой расположена переходная зона - стратопауза.
Стратосфера

Слайд 9

Мезосфера - слой атмосферы, расположенный на высоте 50-80 км. Плотность воздуха здесь в 200 раз меньше, чем у поверхности Земли. Цвет неба в мезосфере кажется черным, в течение дня видны звезды. Температура воздуха снижается до -75 (-90)°С. На высоте 80 км начинается термосфера. Температура воздуха в этом слое резко повышается до высоты 250 м, а потом становится постоянной: на высоте 150 км она достигает 220-240 °С; на высоте 500-600 км превышает 1500 °С.
Мезосфера и термосфера

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Значение атмосферы
Воздух нужен для дыхания всем живым организмам. Озон, содержащийся в стратосфере, предохраняет живые организмы от вредного для них ультрафиолетового излучения Солнца. В результате хозяйственной деятельности человека воздух становится грязным. Озоновый слой разрушается. Нужно сохранить воздух чистым!













Включить эффекты

1 из 13

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация на тему "Атмосфера" по географии поможет сформировать знания об атмосфере. Ознакомит с парниковым эффектом, озоновым экраном, значением атмосферы для нашей планеты. Поможет учителю в проведении урока, содержит вопросы для закрепления материала.

  1. Сферы земли
  2. Состав атмосферы
  3. Парниковый эффект
  4. Озоновый экран
  5. Строение атмосферы
  6. Значение атмосферы

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Лемешкин А.П.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

Презентация к уроку географии 6 класса

МБОУ Лемешкинская СОШ Волгоградской области

Слайд 2

Нам предстоит ответить на вопросы:

  • Что называется атмосферой?
  • Из чего состоит атмосфера?
  • Каково строение атмосферы?
  • Слайд 3

    СФЕРЫ ЗЕМЛИ

    • АТМОСФЕРА
    • М.В. Ломоносов 1775 год
  • Слайд 4

    СОСТАВ АТМОСФЕРЫ

  • Слайд 5

    ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ

    • Углекислый газ и пары воды «берегут» тепло планеты
  • Слайд 6

    ОЗОНОВЫЙ ЭКРАН

    • Ультрафиолетовые лучи Озоновый слой
  • Слайд 7

    СТРОЕНИЕ АТМОСФЕРЫ

    • 55 км
    • 8-18 км
    • 1000 км
  • Слайд 8

  • Слайд 9

    ЗНАЧЕНИЕ АТМОСФЕРЫ

  • Слайд 10

    ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ

    • Какого газа в воздухе больше всего?
    • Какой газ воздуха нужен для фотосинтеза?
    • Какой газ воздуха нужен для горения, гниения и дыхания?
    • Почему озоновые дыры – это опасное явление?
    • Как называется слой атмосферы, где живем мы с вами?
    • Почему для полетов в стратосферу к запасу горючего берут и запас кислорода в баллонах?
  • Слайд 11

    ДОСТИГНУТЫ ЛИ ЦЕЛИ УРОКА?

    • Что называется атмосферой?
    • Из чего состоит атмосфера?
    • Каково строение атмосферы?
    • Какое значение имеет атмосфера для нашей планеты?
  • Слайд 12

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    • §23 учить, § 24 (стр.90-91) прочитать
    • Найти в интернете информацию о названии верхних слоев атмосферы и их характеристиках
    • Принести на практикум записи наблюдений за температурой воздуха
  • Слайд 13

    Использованные ресурсы

    • Сканированные таблицы из учебника В.П. Дронов, Л.Е.Савельева «География. Землеведение» 6 класс – «Дрофа», 2007 год
  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    Лемешкин Александр Петрович,

    Цели: образовательные

    развивающие

    воспитательные

    Оборудование

    Ход урока

    Организационный момент

    Изучение нового материала

    Тема урока: «Атмосфера» (слайд 1 )

    На уроке ответим на вопросы:

    Что называют атмосферой?

    Из чего она состоит?

    Строение атмосферы.

    слайде 2 )

    Литосфера (дать определение)

    слайд 3)

    Состав атмосферы

    слайд 4

    Кислород

    слайд 4, по щелчку)

    Углекислый газ

    слайд 5, по щелчку )

    Азот

    слайд 5, по щелчку)

    Примеси воздуха

    Озон

    (слайд 6)

    твердыми примесями

    Строение атмосферы

    слайд 7

    Строение атмосферы

    Слои атмосферы

    Верхняя граница (км)

    Особенности воздуха

    Наличие влаги и облаков

    Особенности температуры

    Тропосфера

    8-10 или 16-18 км

    Содержит 4/5 всего воздуха

    Стратосфера

    Содержит разреженный воздух

    Верхние слои атмосферы

    Примерно 1000 км

    Воздуха почти нет

    Влаги и облаков нет

    1-я группа:

    2-я группа:

    3-я группа:

    4-я группа:

    5-я группа:

    6-я группа:

    Защита от падения метеоритов

    (слайд 9)

    Закрепление

    Ответьте на вопросы (слайд 10):

    Рефлексия.

    (слайд 11)

    Домашнее задание (слайд 12)

    Лемешкин Александр Петрович,

    учитель географии МБОУ Лемешкинской СОШ

    Руднянского района Волгоградской области

    Урок географии в 6 классе «Атмосфера, ее состав, строение и значение»

    Цели: образовательные углубить знания об атмосфере, изучить состав воздуха, строение атмосферы и характеристики слоев, значение атмосферы для природы Земли;

    развивающие – развивать универсальные учебные действия: умение самостоятельно ставить цели и планировать работу, работать с учебником, заполнять таблицы, анализировать, сравнивать;

    воспитательные – продолжить формирование экологического мышления и интереса к естественным наукам, развивать умение работать в парах, давать оценку работы товарищей и самооценку

    Оборудование : презентация, раздаточный материал – таблицы для самостоятельного заполнения

    Ход урока

    Организационный момент

    Приветствие учащихся, настрой на работу

    Изучение нового материала

    Определение темы и целей урока

    Ребята, отгадайте загадку: «Мы живем на дне океана. Он, словно невидимое одеяло, окружает Землю и создает оболочку, которая называется… (атмосфера).»

    Так что же мы будем изучать сегодня на уроке?

    Тема урока: «Атмосфера» (слайд 1 )

    Что именно мы должны будем узнать об атмосфере? Предложите свои варианты целей урока

    На уроке ответим на вопросы:

    Что называют атмосферой?

    Из чего она состоит?

    Строение атмосферы.

    Значение атмосферы для Земли. (Цели урока открываем на слайде 2 )

    Определение понятия «атмосфера»

    А что же такое атмосфера? (слушаем разные версии, выбираем лучшую и записываем в тетрадь)

    Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Этот термин предложил М.В. Ломоносов в 1775 году.

    Ребята, а какие еще оболочки Земли вы знаете?

    Литосфера (дать определение)

    Гидросфера (дать определение) (открыть слайд 3)

    Состав атмосферы

    Итак, переходим к изучению состава атмосферы. Что вы знаете по этому вопросу?

    (Воздух – это смесь газов. Он состоит из кислорода, углекислого газа (возможно, кто-то из учащихся назовет и азот) Открываю слайд 4 – диаграмма по щелчку. Интересно, каков состав атмосферы и какую долю занимает каждый из газов в атмосфере?

    На несколько минут мы превратимся в химиков 17-18-го веков, изучающих этот вопрос.

    Кислород

    Воздух невидим, и как же мы докажем, что в нем есть кислород? (Если бы не было кислорода, не было бы ни дыхания, ни горения)

    Как определить, какую часть воздуха занимает кислород? (Под стеклянным колоколом, опущенным в чашу с водой, сожгли фосфор, продукты горения которого не газообразны. Вода в колоколе поднялась на 1/5 часть. Сколько же % кислорода в воздухе? Верно, 20%, а точнее – 21%) (слайд 4, по щелчку)

    Углекислый газ

    Как мы докажем, что в воздухе есть углекислый газ? (Живые существа выделяют его при дыхании; если бы его не было, у растений бы не было фотосинтеза) Как вы думаете, много ли углекислого газа в воздухе? (Мало) Почему? (Его поглощают растения) Верно, углекислого газа в воздухе очень мало, всего 0,03%. Как пополняются запасы углекислого газа, кроме дыхания? (Горение топлива и извержение вулканов)

    На заре зарождения нашей планеты соотношение газов атмосферы было совсем иным. Углекислого газа было много, а кислорода не было совсем. Отчего же изменился состав атмосферы? (Появились живые существа, растения изменили состав атмосферы)

    Углекислый газ, кроме участия в фотосинтезе, играет еще одну важную роль на Земле: вместе с водяным паром он сохраняет тепло в атмосфере (рассказ о парниковом эффекте, слайд 5, по щелчку )

    Азот

    Итак, кислорода в атмосфере 21%, углекислого газа 0,03%, а какой же газ занимает большую часть атмосферы? Найдите информацию в учебнике на рис.80 (Азот, его 78%) (слайд 5, по щелчку)

    Азот в переводе значит «безжизненный». Ученый, который его обнаружил в атмосфере, посадил под колпак с азотом мышку, и она умерла. Почему умерла мышка? (Не было кислорода). Сейчас утверждают, что азот, напротив, один из самых важных элементов в живых существах. Без него не было бы ни белков, ни ДНК. Азот из воздуха улавливают почвенные бактерии и превращают его в соли, а растения впитывают его корнями из почвы.

    Примеси воздуха

    А что же еще входит в состав атмосферы? Остается почти 1% каких-то газов. Найдите информацию в тексте учебника. (Это водяные пары и озон)

    Озон – это видоизмененный кислород, его молекулы состоят не из двух, а из трех атомов.

    С помощью текста учебника ответьте на вопросы: -Откуда берется озон в атмосфере? (Образуется из кислорода при грозе) - Какую он играет роль? (Образует озоновый слой на высоте 20-30 км, этот озоновый экран защищает все живое от губительного излучения солнца (добавляю – УЛЬТРАФИОЛЕТОВОГО излучения солнца, которое вызывает ожоги и рак) (слайд 6)

    А какие твердые частички есть в воздухе? (Конечно, это и пыль, и споры растений, и пыльца, и микроорганизмы. Их называют твердыми примесями воздуха. Они играют свою роль вместе с водяным паром при образовании облаков).

    Строение атмосферы

    По вопросу о строении атмосферы, ее слоях и их особенностях я предлагаю поработать самостоятельно в парах с текстом стр.89 и рисунком 82 и через 5 минут доложить результат поиска ответа на вопросы, которые я вам раздам.

    Работа в парах (малых группах) по вопросам, используя слайд 7 , рисунок 82 и текст учебника на стр.89. После 5-минутной подготовки переход к обсуждению, затем к самостоятельному заполнению таблиц с последующей их самопроверкой (слайд 8):

    Строение атмосферы

    Слои атмосферы

    Верхняя граница (км)

    Особенности воздуха

    Наличие влаги и облаков

    Особенности температуры

    Тропосфера

    8-10 или 16-18 км

    Содержит 4/5 всего воздуха

    Содержится почти вся влага и много облаков

    С высотой понижается, достигая -550С

    Стратосфера

    Содержит разреженный воздух

    Очень мало влаги, почти нет облаков

    С высотой повышается, достигая 00С

    Верхние слои атмосферы

    Примерно 1000 км

    Воздуха почти нет

    Влаги и облаков нет

    Температура с высотой понижается до -2700С

    1-я группа:

    Как называется самый нижний слой атмосферы? Какова его толщина на полюсах и над экватором? Предположите, почему толщина этого слоя разная. Как определяют, где именно заканчивается этот слой? (Тропосфера; на полюсах 8-10 км, над экватором 16-18 км. Этот слой содержит 4/5 всего атмосферного воздуха, и температура в нем убывает с высотой, достигая у верхней границы -550С. Учитель должен дополнить, что, например, 8 км – это как от Лемешкино до Новокрасино, а 18 км – до Садового. И температура тогда, например, в Лемешкино 00, а в Садовом -550)

    2-я группа:

    Какой слой атмосферы называют фабрикой погоды? Где расположен этот слой? Почему его так называют? Приведите два-три доказательства, что это действительно верное утверждение. (Это тропосфера – нижний слой атмосферы. Доказательства того, что тропосфера – фабрика погоды: 1) Это самый нижний слой атмосферы, поэтому он отвечает за погоду на поверхности земли 2) Здесь сосредоточена вся влага атмосферы, поэтому здесь формируются облака и осадки. 3) Здесь происходит постоянное движение воздуха и образуется ветер, приносящий холодный или теплый воздух.)

    3-я группа:

    Как называется второй (от поверхности земли) слой атмосферы? На какой высоте находятся верхняя и нижняя границы этого слоя? По каким признакам установили, что именно это и есть границы данного слоя? (Это стратосфера; нижняя граница от 8 до 18 км, в зависимости от положения над полюсами или экватором; верхняя граница – на высоте 55 км. Границы тропосферы установили по таким признакам: 1) в ней еще есть разреженный воздух 2) в ней есть очень мало водяного пара и облаков 3) в ней температура воздуха растет с высотой от -550 до 00.

    4-я группа:

    В каком слое атмосферы располагается слой озона? На какой высоте над землей он расположен? Почему озоновый слой называют озоновым экраном? Почему ниже этого слоя можно встретить признаки живых существ – споры, пыльцу, микроорганизмы – а выше него признаков жизни нет? (Озоновый экран расположен в нижней части стратосферы, на высоте 20-30 км. Он отражает от себя ультрафиолетовые лучи, поэтому называется защитным экраном. Выше озонового слоя все живые существа сгорают в ультрафиолетовом излучении)

    5-я группа:

    Что нагревается сильнее – поверхность земли или воздух? В каком слое атмосферы температура с высотой понижается? Почему? Что происходит с температурой воздуха в следующем слое атмосферы? Почему это происходит? (Для ответа на вопрос вспомните, что часть солнечного света проходит сквозь атмосферу, а часть отражается от облаков – см. рис. 83 на стр. 91) Почему в самых верхних слоях атмосферы стоит космический холод – температура ниже 2700? (В тропосфере температура с высотой понижается, так как солнце нагревает землю сильнее, чем воздух, и чем ближе к земле, тем воздух от земли прогревается сильнее. Выше тропосферы, в стратосфере, становится теплее, потому что часть солнечных лучей отражается от плотного воздуха тропосферы и от озонового экрана; эти лучи и нагревают разреженный воздух стратосферы. На большой высоте воздуха практически нет, там вакуум, а он не способен поглощать солнечные лучи и нагреваться ими.)

    6-я группа:

    По рисунку 81 расскажите о значении атмосферы на нашей планете. Почему на других планетах Солнечной системы нет жизни?

    (-Защита от вредного солнечного и космического излучения;

    Условие для жизни растений и животных;

    Защита поверхности земли от перегрева и переохлаждения;

    Условие для образования звуков, ветров, осадков;

    Возможность выветривания твердых горных пород (образования на их месте песка, глины и почвы)

    Защита от падения метеоритов

    На других планетах нет такой атмосферы, нет воды и нет нормальных для жизни температур.) (слайд 9)

    Закрепление

    Ответьте на вопросы (слайд 10):

    Какого газа в воздухе больше всего? (Азота)

    Какой газ воздуха нужен для фотосинтеза? (Углекислый газ)

    Какой газ воздуха нужен для горения, гниения и дыхания? (Кислород)

    Почему озоновые дыры – это опасное явление? (УФ-лучи губительны для жизни)

    Как называется слой атмосферы, где живем мы с вами? (Тропосфера)

    Почему для полетов в стратосфере к запасу горючего берут и запас кислорода в баллонах? (Там разреженный воздух, и горение топлива было бы невозможно)

    Рефлексия.

    Подведите итоги сегодняшнего урока. Что мы узнали нового? Все ли цели урока достигнуты? (слайд 11) Кому, на ваш взгляд, можно сегодня поставить оценки за урок? Какие оценки вы поставили бы себе сами?

    Домашнее задание (слайд 12)

    Скачать конспект

    Конспект учебного занятия с использованием ЦОР

    Город: Магнитогорск

    ОУ: МОУ «С(к)ОШ №24»

    Учитель: Соломина И.И.

    Тема учебного занятия: Атмосфера: состав, строение, изучение.

    Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

    Тип учебного занятия: урок, построенный с использованием элементов поисковой, проблемной и проектной технологий.

    Цели (образовательная, коррекционно - развивающая, воспитательная) учебного занятия:

    1. Сформировать у учащихся представление о строении и изучении атмосферы, о составе воздуха.

    Развитие навыков работы с текстами учебника и слайдов.

    2. Совершенствование высших психических функций детей с ЗПР. Коррекция и

    развитие восприятия, памяти, мышления.

    3. Воспитание экологической культуры, позитивного отношения к окружающей

    среде, стремления к познанию мира.

    Оборудование:

    1. Компьютерный класс (локальная сеть);

    2. Учебник. «Начальный курс географии. 6 класс». Т.П. Герасимова, Н.П.

    Неклюкова. - М.: Дрофа, 2013.

    3. Мультимедиа курс «География 6 класс».

    4. Интерактивное приложение по географии. 6-7 класс.

    Дидактические материалы к учебному занятию: презентация на слайдах «Атмосфера: состав, строение, изучение», 30 слайдов, составитель Соломина И.И.

    Речевая разминка. Деятельность учителя.

    Демонстрация слайда №2. Четко произнести названия материков, затем океанов.

    Демонстрация слайда №3. Какие оболочки окружают нашу планету? Из чего они состоят?

    Деятельность ученика. Работают со слайдом №3.

    Литосфера - самая твердая оболочка, состоящая из горных пород.

    Гидросфера - водная оболочка Земли.

    Атмосфера - оболочка, состоящая из воздуха.

    Биосфера - оболочка, образованная живыми организмами.

    Деятельность учителя. Горные породы, воду, растения и животных мы видим, наблюдаем за ними, ощущаем их. Попробуйте доказать, что воздух тоже существует, хотя мы его и не видим.

    Учащиеся разделены на группы, каждой предлагается предмет, с помощью которого требуется доказать существование воздуха.

    Деятельность ученика. Получают предметы: детская игрушка-вертушка (привести в действие лопасти, подув на них - это и есть доказательство), воздушные шары (надуть их), пустая пластиковая бутылка с крышкой (если снять крышку, то бутылка легко деформируется, сминается, с закрытой крышкой это сделать нельзя - мешает воздух), маракас, погремушка, бубенцы или барабан с табличкой «Звук - это колебание воздуха» (воспроизведение любого звука доказывает наличие воздуха).

    Деятельность учителя. Демонстрация слайда №4. Ознакомление учащихся с планом работы на уроке.

    1. Атмосфера и её границы.
    2. Состав.
    3. Строение.
    4. Значение.
    5. Изучение.

    Демонстрация слайда №5. Определяем границы атмосферы. Группы получают вопросы. Работаем с текстом учебника. (Корректирует неточные ответы).

    Нижняя граница атмосферы ….

    Верхняя граница атмосферы …

    Что удерживает атмосферу около Земли?

    Что не даёт молекулам воздуха упасть на поверхность Земли?

    Деятельность ученика. После работы с учебником зачитывают ответы.

    Нижняя граница атмосферы совпадает с поверхностью Земли.

    Верхняя граница атмосферы на высоте 2000-3000 км постепенно переходит в космическое пространство.

    Земное притяжение удерживает атмосферу около Земли.

    Постоянное движение молекул воздуха не даёт молекулам воздуха упасть на поверхность Земли.

    (В тетрадь записать данные о верхней границе атмосферы).

    Деятельность учителя. Демонстрация слайдов №№6-9.

    Переходим к изучению вопроса о составе воздуха. Раздать распечатанные диаграммы группам учащихся. Типы диаграмм разные (столбчатые, кольцевая, круговая), но информация одинакова.

    Деятельность ученика. Выявляют информацию из имеющейся диаграммы, знакомят с ней всех остальных, делают выводы. (Азот-78%, кислород-21%, другие газы-1%).

    Деятельность учителя. Демонстрация слайдов №№10-12.

    Изучить следующий вопрос о строении атмосферы нам поможет таблица, она содержит характерные признаки всех слоев атмосферы. Вам надо найти соответствие признаков слоям. Для этого будем работать с атласом на стр.30 и учебником на стр.106, а также посмотрим сюжет видеоурока http://videouroki.net/view_post.php?id=291

    Деятельность ученика. Работают в группах, находя признаки тропосферы, стратосферы или верхних слоев атмосферы, затем зачитывают свои данные, выслушивают остальных и заполняют все оставшиеся колонки таблицы.

    Характерный признак

    Тропосфера

    Стратосфера

    Верхние слои атмосферы

    Толщина слоя 18 км.

    Простирается до высоты 50 км.

    В составе преобладает водород.

    На высоте 20-30 км температура повышается.

    Пролетая там небо видят не голубым, не фиолетовым, а черным.

    В составе почти весь водяной пар, а также пыль, пепел, углекислый газ.

    Верхние границы этого слоя на высоте 2000-3000 км.

    Содержится газ озон.

    Образуются облака, выпадают осадки, дуют ветры.

    На каждый километр высоты, температура понижается на 6°С.

    Возникает полярное сияние.

    Поглощает губительные ультрафиолетовые лучи.

    Оценивают заполненную таблицу самостоятельно, используя слайд №12 и шкалу оценки.

    0 ошибок - «5»

    1-2 ошибки - «4»

    3-5 ошибок - «3»

    6 и более ошибок - «2»

    Деятельность учителя. Демонстрация слайдов №№13-16.

    Изучаем значение атмосферы с помощью проблемных вопросов. Раздать распечатанные вопросы группам. Ответ на вопрос ученики должны связать со значением атмосферы.

    1. Слайд №13. Назовите причину появления кратеров на поверхности Луны? Почему поверхность Земли сильно отличается от поверхности Луны? (Ответ: На поверхности Луны находится большое количество кратеров, которые остались от ударов с метеоритами. Поверхность Земли защищена атмосферой от встречи с мелкими метеоритами. Они сгорают в атмосфере).
    2. Слайд №14. Для чего в окна домов устанавливают двойные стекла или двойные рамы? (Ответ: Между двойными стеклами находится воздух, который останавливает теплообмен. Такую же роль играет для планеты атмосфера. Территория Земли, где наступила ночь не переохлаждается, а там, где день не перегревается).
    3. Слайд №15. Как солнечные лучи влияют на состояние кожи человека? (Ответ: Под действием ультрафиолетовых лучей, наша кожа меняет цвет: мы загораем. Эти лучи очень опасны для живых организмов в большом количестве, но атмосфера оберегает всё живое, рассеивая ультрафиолетовые лучи). После ответа учеников учитель уточняет: 90 % ультрафиолетовых лучей рассеивает атмосфера.
    4. Слайд №16. Лунный пейзаж. Может ли быть такое? Предлагается картинка, на которой между лунными кратерами скачет лошадь, а мимо растущего на поверхности Луны дерева, пролетает птица. (Ответ: Такого быть не может, потому что для дыхания всех живых организмов необходим воздух, а на Луне атмосферы нет).

    Деятельность ученика. После всех ответов делают вывод или обобщение о значении атмосферы.

    Деятельность учителя. Демонстрация слайдов №№17-20.

    Атмосфера изучается с помощью ряда приборов, некоторые из них на слайде. Запишите в тетрадь их названия. Сейчас вы получите инструкции к этим приборам, но у них есть один недостаток - в них не указано название прибора. Ваша задача, используя свои знания или методом исключения, логически размышляя, вы должны определить название прибора, а затем найти его в филворде на интерактивной доске (используется интерактивное приложение по географии 6-7 класс. Издательство Планета, разработчик приложения Склейнов Е.Л.).

    Инструкция №1

    Прибор для измерения атмосферного давления, был изобретён итальянским учёным Эванджелиста Торричелли в 1644 году.

    Он показывает атмосферное давление, действующее на гофрированную тонкостенную металлическую коробку, в которой создано разрежение. При понижении атмосферного давления коробка слегка расширяется, а при повышении — сжимается и воздействует на прикрепленную к ней пружину. На практике часто используется несколько (до десяти) коробок, соединенных последовательно, и имеется передаточная система, которая поворачивает стрелку, движущуюся по круговой шкале.

    Польза от измерения атмосферного давления: Можно не говорить о том, что это помогает метеорологам предсказывать погоду. В первую очередь показания атмосферного давления нужны метеозависимым людям. Уровень давления начинает меняться до изменения погоды, а значит, наблюдая за переменной давления можно подготовиться к возможным проблемам со здоровьем. На погоду реагируют люди с сердечнососудистыми заболеваниями, гипотонией и гипертонией, мигренями и другими заболеваниями. Своевременный прием необходимых препаратов снизит риск обострения заболевания в период перемены погоды.

    На приборе, перпендикулярно направлению ветра, может устанавливаться свободно качающаяся металлическая пластина, по углу отклонения которой от вертикали определяется сила ветра. В современных приборах для определения силы ветра используется легкий пропеллер.

    Инструкция №5

    Прибор для измерения атмосферных жидких и твердых осадков. Состоит из сосуда (ведра) с приёмной площадью 200 см 2 и высотой 40 см, куда собираются осадки и специальной защиты, предотвращающей выдувание из него осадков. Устанавливается прибор так, чтобы приемная поверхность ведра находилась на высоте 2 метра над почвой. Измерение количества осадков в миллиметрах слоя воды производится измерительным стаканом с нанесенными на нем делениями. Количество твердых осадков измеряется после того, как они растают.

    Деятельность ученика.

    Ответы: №1- барометр; №2 - гигрометр; №3 - термометр; №4 - флюгер; №5 - осадкомер.

    После обсуждения в группах ученики находят данные слова на интерактивной доске.

    Деятельность учителя. Демонстрация слайда №21.

    Для закрепления материала решим задачу. Применяем правило. При подъеме на 1000 метров, температура понижается на 6° С.

    Деятельность ученика.

    Условие задачи: У подножия горы Памир температура воздуха +36°С.

    Какая температура будет на высоте 6000 метров?

    1. 6000: 1000 = 6 (6 раз понизится Т°С при подъеме на -6°С)
    2. 6 × 6 = 36 (-36°С была бы Т°С, если бы у подножия горы было 0°С)
    3. 36 - 36 = 0 (градусов)

    Ответ: 0°С

    Деятельность учителя. Демонстрация слайда №22.

    Каждый ученик получает лист с заданиями (как на слайде №22). Выполняется не в группах, а индивидуально.

    1. Расположите пластилиновые детали разных размеров так, чтобы они показали слои атмосферы в правильном порядке.
    2. Проведите сплошной линией верхнюю границу атмосферы, учитывая радиус Земли.

    Деятельность ученика.

    Выполняют и проверяют с помощью слайда №23. При оценивании добавляется 2 балла (если оба задания выполнены правильно)

    Деятельность учителя. Демонстрация слайда №24.

    1. Изучить §35, подготовить пересказ.*
    2. Ответить на вопросы 1-3**
    3. Повторить термины.
    4. Составить рассказ по рисунку 67.

    Если остается время, решаем задачу. (Слайд №25)

    Рассчитайте какова температура воздуха за бортом самолета, летящего на высоте

    10 000 метров, если у земной поверхности она равна +10°С?

    1. 10000: 1000 = 10 (10 раз понизится Т°С при подъеме на -6°С)
    2. 10 × 6 = 60 (-60°С была бы Т°С, если бы у подножия горы было 0°С)
    3. - 60 + 10 = - 50 (градусов)

    Ответ: - 50°С

    Слайд №26. Так выглядит радиозонд.

    Слайды №27-30. Воздушные шары. Оригинальная форма. Индийский мультимиллионер Виджъяпат Сингханиа установил рекорд высоты полета на воздушном шаре, наполненном горячим воздухом, поднявшись на высоту более 21 километра.

    Здравствуйте сосны, дубы, тополя. Здравствуйте сосны, дубы, тополя. Здравствуйте горы, леса и поля. Здравствуйте избы родных деревень. Пусть радостным будет сегодняшний день

    Мы живем на дне океана. Он, словно невидимое одеяло, окружает Землю и создает оболочку, которая называется…

    АТМОСФЕРА

    АТМОСФЕРА

    Нам предстоит ответить на вопросы:

    • Что называется атмосферой?
    • Из чего состоит атмосфера?
    • Каково строение атмосферы?
    АТМОСФЕРА, ЕЕ СОСТАВ, СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЕ « АТМОСФЕРА»
    • «Атмос» – (греч) пар
    • «Сфера» – (греч) шар, оболочка
    • Атмосфера – воздушная оболочка Земли
    СОСТАВ АТМОСФЕРЫ

    учебник стр. 105

    (постройте в тетради круговую диаграмму)

    азот – 78%

    кислород – 21%

    другие газы – 1%

    (углекислый газ,

    водяной пар, озон,

    гелий, водород и др.)

    СТРОЕНИЕ АТМОСФЕРЫ

    • Экзосфера
    • Термосфера
    • Мезосфера
    • Стратосфера
    • Тропосфера
    СТРОЕНИЕ АТМОСФЕРЫ ЗНАЧЕНИЕ АТМОСФЕРЫ

    Воздух нужен для дыхания почти всем живым организмам на земле

    (учебник стр.106)

    ЗНАЧЕНИЕ АТМОСФЕРЫ ПОКОРЕНИЕ АТМОСФЕРЫ ИЗУЧЕНИЕ АТМОСФЕРЫ ИСТОРИЯ ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ Первые путешественники на воздушном шаре французы Жозеф и Этьен Монгольфье сделали первый в мире воздушный шар из бумаги и ткани, а поднимал его нагретый жаровней воздух. Пробный полет состоялся в 1783 г. в Париже при стечении народа: шар воспарил на 2 км! Первый шар, наполненный водородом, запустил в том же году парижский профессор Жак Шарль, но прорезиненный шелк оболочки на высоте 1 км лопнул. ИСТОРИЯ ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ В ноябре 1783 г. первый полет аэростата состоялся и в России. Аэростаты в 1870 г. доставляли почту и продовольствие в осажденный прусской армией Париж. В 1897 г. три смельчака полетели на Северный полюс, но этот шар пропал без следа. В марте 1999 г. Брайан Джонс и Бертран Пикар совершили первое кругосветное путешествие на воздушном шаре «Брейтлинг Орбитер 3», облетев землю за 19 дней ТРУДНОСТИ, С КОТОРЫМИ СТОЛКНУЛИСЬ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ

    • Облака – это густой холодный туман, в котором ничего не видно
    • Недостаток кислорода, т.к. с изменением высоты воздух становится разряженным
    • Холод – на каждый километр высоты t° падает на 6°
    ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ
    • Какого газа в воздухе больше всего?
    • Какой газ воздуха нужен для фотосинтеза?
    • Какой газ воздуха нужен для горения, гниения и дыхания?
    • Почему озоновые дыры – это опасное явление?
    • Как называется слой атмосферы, где живем мы с вами?
    • Почему для полетов в стратосферу к запасу горючего берут и запас кислорода в баллонах?
    ДОСТИГНУТЫ ЛИ ЦЕЛИ УРОКА?
    • Что называется атмосферой?
    • Из чего состоит атмосфера?
    • Каково строение атмосферы?
    • Какое значение имеет атмосфера для нашей планеты?
    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
    • § 35 (прочитать)
    • Выполнить задания 1 и 5 (стр.108)
    • Найти в интернете информацию о характеристиках верхних слоях атмосферы.
    спасибо за урок!
    Вверх