Социально-психологическое тестирование

Информация для родителей (законных представителей) обучающихся о проведении социально-психологического тестирования в образовательной организации.

Проблема зависимого поведения подростков и молодежи является одной из самых болезненных для современного российского общества. Результаты многочисленных научных исследований и обыденный житейский опыт свидетельствуют о том, что первые случайные пробы наркотиков в подростковом и юношеском возрасте приводят к быстрому формированию зависимости, нарушению процесса социализации, различным негативным последствиям и правонарушениям. Такого будущего не пожелает своему ребенку ни один родитель. При этом большинство подростков совершают первую пробу из любопытства и/или за компанию, для того, чтобы испытать новые ощущения, а также потому, что это модно и они не хотят отличаться от одноклассников.

Мероприятия по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ проводятся во всех образовательных организациях Российской Федерации с 2014/15 учебного года в соответствии с Федеральным законом от 7 июня 2013 года №120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ».

Они включают:

·        социально-психологическое тестирование;

·        профилактический медицинский осмотр.

Социально-психологическое тестирование проводится в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июня 2014 года № 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования».

Основными задачами социально-психологического тестирования являются:

·                   выявление у обучающихся психологических факторов риска с целью их последующей психологической коррекции;

·                   организация адресной и системной работы с обучающимися образовательной организации, направленной на профилактику вовлечения в потребление наркотических средств и психотропных веществ;

·                   формирование контингента обучающихся, направляемых на профилактические медицинские осмотры.

Тестирование проходит непосредственно в той образовательной организации, в которой учится ваш ребенок, под руководством штатных квалифицированных специалистов.

При проведении тестирования допускается присутствие родителей в аудиториив качестве наблюдателей.

Основные принципы проведения социально-психологического тестирования:

принцип добровольности: обучающиеся от 15 лет самостоятельно, от 13 до 15 лет их родители (законные представители), дают информированное добровольное согласие на прохождение социально-психологического тестирования;

принцип конфиденциальности: результаты социально-психологического тестирования сообщаются только лично обучающемуся, прошедшему тестирование, или родителям (законным представителям), при условии его несовершеннолетия;

принцип ненаказуемости: результаты социально-психологического тестирования не являются основанием для применения мер дисциплинарного наказания;

принцип помощи: по результатам тестирования можно обратиться за помощью к психологу.

Социально-психологическое тестирование — это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно психологические факторы риска возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической устойчивости личности.

Социально-психологическое тестирование не выявляетфакта незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Целью тестирования является выявление наиболее действенных факторов риска и защиты в проблеме злоупотребления наркотиками.Тест помогает выявить степень психологической устойчивости Вашего ребенка в трудных жизненных ситуациях.

Психологическая устойчивость — это качество личности, отдельными аспектами которого являются уравновешенность, стабильность, сопротивляемость. Оно позволяет противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях.

В связи со спецификой подросткового и юношеского возраста возможно сообщение результатов тестирования третьим лицам, сравнение персональных результатов респондентов между собой. Такое поведение может привести к разглашению персональных данных, неправильному пониманию результатов тестирования и навешиванию «ярлыков».

Приведенные выше аргументы привели к исключению индивидуальных интерпретаций результатов теста при массовом тестировании и замене их обобщенной обратной связью. Из обратной связи исключены количественные показатели во избежание сравнения результатов обследуемыми. Все формулировки носят исключительно качественный (несравнимый между собой) характер.

Вместе с тем, обобщенная обратная связь не исключает получение ребенком и его родителями интерпретаций индивидуальных результатов, подразумевающих более полную информацию об особенностях личностной сферы, а также межличностных взаимоотношений ребенка со сверстниками и родителями, на консультации у психолога.

Обобщенные результаты тестирования направляются в органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере здравоохранения, для принятия решения о проведении профилактических медицинских осмотров обучающихся.

Результаты социально-психологического тестирования:

·                   не являются достаточным основанием для постановки тестируемого на какой-либо вид учета (внутришкольный, наркологический учет или постановки иного диагноза);

·                   могут лишь мотивировать тестируемого обратиться за консультацией к психологу, а также воспользоваться предложениями по участию в программах или мероприятиях, направленных на развитие профилактической компетентности, навыков личностно-доверительного общения, качеств личности, обеспечивающих оптимальную социально-психологическую адаптацию;

·                   позволяют тестируемому получить информацию о самом себе, содействуя развитию у него навыков рефлексии, позволяющей адекватно оценивать свои возможности;

·                   обобщенные (не персональные) результаты социально-психологического тестирования позволяют организовать эффективные психопрофилактические мероприятия на уровне муниципальных образований и каждой конкретной школы.

Социально-психологическое тестирование — это лишь первый этап выявления затруднений, который может выполнять функцию старта работы над собой. После этого при благоприятном развитии ситуации должен следовать этап мобилизации социально-психологических ресурсов, который включает:

·                   формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;

·                   развитие стрессоустойчивости и навыков совладания со стрессом: принятия решений, обращения за социальной поддержкой, избегания опасных ситуаций;

·                   развитие навыков саморегуляции и самоорганизации личности;

·                   содействие осознания обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

·                   формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей.

 

Если у Вас остались или возникнут вопросы по проведению тестирования, Вы можете обратиться к официальным сайтам в сети Интернет и получить подробную консультацию:

http://fcprc.ru «Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное научное учреждение» «Центр защиты прав и интересов детей». На сайте открыта «Горячая линия» по вопросам проведения социально-психологического тестирования обучающихся http://fcprc.ru/projects/hotline/.