Чем отличается дополнение от обстоятельства. Дополнение и обстоятельство Что такое дополнение обстоятельство и определение

Когда отдельные слова объединяются в предложения, они становятся его членами, и у каждого из них появляется своя Синтаксис изучает, как из слов создается связный текст. Определение, обстоятельство, дополнение - это наименования слов-участников предложения, которые объединяются в группу второстепенных членов.

«Господа и слуги»

Если в предложении есть второстепенные члены, значит, существуют и главные. Таковыми являются слова-подлежащие и слова-сказуемые. Каждое предложение имеет как минимум один из главных членов. Чаще синтаксические конструкции состоят из обоих - подлежащего и сказуемого. Они представляют грамматическую основу предложения. А что же делают второстепенные (определение, обстоятельство, дополнение)? Их задача - дополнять, уточнять, объяснять главные члены или друг друга.

Как в предложении отличить второстепенные члены от главных?

Во-первых, будем помнить о том, что главные члены предложения содержат основную информацию о предмете, лице, действии, состоянии. В предложении «Недавно прошел (сказуемое) дождь (подлежащее)» основу составляет словосочетание «прошел дождь», которое и заключает основной смысл высказывания.

Второстепенные члены (определение, обстоятельство, дополнение) не содержат утверждений о предметах, лицах, состояниях и действиях, они лишь поясняют те утверждения, которые содержатся в главных членах. «Дождь прошел (когда?) недавно».

Во-вторых, распознать главные ч. п. можно по вопросам, которые к ним задают. Подлежащее всегда ответит на вопрос «кто?» либо «что?». Сказуемое в предложении ответит на вопрос «что делает?», «кто такой?», «что такое?», «каков?». Члены предложения, которые называют второстепенными, тоже имеют свои, только им одним свойственные, вопросы. Поговорим о них детальней.

Вопросы определения, дополнения, обстоятельства

  • Определением языковеды именуют член предложения, который описывает признак, качество предмета или лица. «Какой, который, чей?» - вопросы, задаваемые к определению.
  • Дополнением называется тот второстепенный член, который содержит название лица или предмета, но не того, который совершает или испытывает действие, а тот, что стал объектом для действия. Вопросы (сюда не входит именительный) - это вопросы дополнения (обстоятельства и определения никогда на них не отвечают).
  • Обстоятельством именуют второстепенный член, обозначающий в предложении признак действия либо иного признака. «Где, откуда и куда, когда, как, зачем и почему?» - вот вопросы, которые можно задать к обстоятельству.

Мы рассмотрели вопросы определения, дополнения, обстоятельства. Теперь выясним, какими частями речи может быть выражен каждый из этих второстепенных членов.

Характеристика определения, примеры

По вопросам, которые задают к определению, видно, что в качестве этого члена предложения выступают имена прилагательные, причастия.

  • «Послышался (какой?) нарастающий шум». Причастие «нарастающий» здесь является определением.
  • «Я сдаю уже (который?) третий экзамен». Порядковое числительное «третий» исполняет роль определения.
  • «Катя куталась в (чью?) мамину кофту». Прилагательное «мамину» - определение.

При синтаксическом разборе этот член предложения подчеркивают волнистой чертой.

Специфика обстоятельств

Группы слов, которыми может выражаться обстоятельство, огромны, а потому этот член предложения имеет несколько видов - места и времени, цели и причины, сравнения и образа действия, условия, а также уступки.

Обстоятельства места

Они характеризуют направление и место действия. К ним задают вопросы «куда, откуда и где»?

  • «Человек еще не побывал (где?) на Марсе». Обстоятельство в данном случае выражено предлогом и существительным, пребывающим в предложном падеже: «на Марсе».

Обстоятельства времени

Они характеризуют временной промежуток, в котором происходит действие. К ним задают вопросы «с каких пор, до какого времени, когда?».

  • «Мы не виделись (с каких пор?) с прошлой зимы». Обстоятельство выражено словосочетанием прилагательного и существительного, которое пребывает в родительном падеже и имеет предлог: «с прошлой зимы».
  • «Я вернусь (когда?) послезавтра». В качестве обстоятельства используется наречие «послезавтра».
  • «Нам надо успеть пересечь границу (до какого времени?) до вечера». Обстоятельство времени выражено существительным в родит. падеже с предлогом: «до вечера».

Обстоятельства цели

Они поясняют, для чего производится действие. «Зачем, с какой целью?» - его вопросы.

  • «Раиса Петровна отправилась на море (зачем?) купаться». Обстоятельство выражается здесь инфинитивом «купаться».
  • «Сергей приехал на съемочную площадку (для чего?) на пробы». Обстоятельством стало существительное, пребывающее в и имеющее предлог: «на пробы».
  • «Маша изрезала коврик (зачем?) назло гувернантке». Обстоятельство выражено наречием «назло».

Обстоятельство причины

Оно характеризует причину совершения действия. «На каком основании, почему и отчего?» - вопросы этого

  • «Артем отсутствовал на репетиции (на каком основании?) из-за болезни». Обстоятельство выражено существительным в род. п. с предлогом: «из-за болезни».
  • «Я наговорил ей глупостей (почему?) сгоряча». Обстоят. выражено наречием «сгоряча».
  • «Алиса открыла двери, (отчего?) сжалившись над путником». В качестве обстоятельства используется деепричастный оборот «сжалившись над путником».

Обстоятельства образа действия

Они описывают, как именно, каким образом оно совершается, в какой степени выражено это действие. Соответственными являются и его вопросы.

  • «Мастер работал (как?) легко и красиво». Обстоятельствами являются наречия «легко» и «красиво».
  • «Платье было (в какой степени?) совсем старым». Обстоятельство выражается здесь наречием «совсем».
  • «Мальчишки мчались (как быстро?) сломя голову». Обстоятельство выражено фразеологизмом.

Обстоятельства сравнения

К ним мы тоже задаем вопрос «как?», но выражают они сравнительную характеристику.

  • «Паровоз, (как кто?) как зверь, мерцал огнями фар». Обст. выражено существительным с союзом: «как зверь».

Обстоятельства условия и уступки

Первое показывает, при каком условии возможно совершение действия, а второе описывает, вопреки чему оно происходит.

  • «Он вспомнит все, (при каком условии?) если увидит Викторию». В качестве обстоятельства выступает сочетание «союз, глагол, существительное»: «если увидит Викторию».
  • «Клуб не отменит соревнования, (вопреки чему?) несмотря на ливень». Обст. выражено деепричастным оборотом: «несмотря на ливень».

При разборе этот член подчеркивают линией «точка-пунктир».

Таковы определение и обстоятельство. Дополнение бывает выражено существительными либо местоимениями.

Примеры дополнений

  • «Солнце осветило (что?) поляну». Дополнение выражено существительным в вин. п.
  • «Марина вдруг увидела (кого?) его». Дополнение - местоимение в винительном падеже.
  • «Дети остались без (чего?) игрушек». В качестве дополнения использовано существительное в род. п.
  • «Мы узнали (кого?) Марфу по походке». Дополнением является существительное в род. п.
  • «Ирина радовалась (чему?) морю, как дитя». В роли дополнения - существительное в дательном падеже.
  • «Алексей отдал (кому?) мне рукопись» (выражено местоимением в дательном падеже).
  • «Прошлым летом я увлекся (чем?) рисованием» (существительное в творительном падеже).
  • «Иван стал (кем?) программистом» (существительное в творит. падеже).
  • «Ребенок с увлечением рассказывал о (чем?) космосе» (существительное в предл. п.).
  • «Не говори ему о (ком?) ней». В качестве дополнения употреблено местоимение в предложном падеже.

При разборе этот второстепенный член подчеркивают пунктирными черточками.

Место и роль второстепенных членов предложения

Второстепенные члены могут уточнять и объяснять главные в разной конфигурации, Пример: «Материнский взгляд согревал (кого?) малыша, (как?), как солнце, (какое?) ласковое и горячее». Схема данного предложения такова: определение, подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение.

А вот предложение, в котором в качестве основы присутствует только сказуемое: «Давайте проводим (что?) год (какой?) ушедший (как?) песней». Схема предложения: составное сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство.

Мы можем убедиться в том, что второстепенными эти члены являются только грамматически, но не по содержанию. Порой смысл, который заключают определение, обстоятельство, дополнение, бывает важней, нежели информация, переданная сказуемыми и подлежащими.

Приложения рассматриваются обычно как разновид-ность определения.

Второстепенные члены непосредственно или опосредованно связаны с грамматической основой , то есть от грамматической основы можно задать вопрос к второстепенному члену, от этого второстепенного члена - к другому и т.д.

Испуганное лицо молодой девушки выглянуло из-за деревьев (Тургенев).

Грамматическая основа - лицо выглянуло . От подлежащего можно задать вопросы к двум словам: лицо (какое?) испуганное ; лицо (чьё?) девушки . От определения девушки можно задать вопрос к одному слову девушки (какой?) молодой . Сказуемое выглянуло связано с существительным с предлогом: выглянуло (откуда?) из-за деревьев .

Таким образом, в одно предложение входят все слова, которые так или иначе связаны с грамматической основой. Это особенно важно при расстановке знаков препинания в сложном предложении. Запятыми (реже другими знаками) части сложного предложения отделяются друг от друга. Поэтому для проверки знаков препинания надо четко представлять, где находятся эти границы.

Вечером пока мы молча ожидали Асю я убедился окончательно в необходимости разлуки (Тургенев).

Чтобы правильно расставить знаки препинания в этом предложении, надо:
а) выделить грамматические основы;
б) установить, какие слова связаны с этими основами.

В данном предложении две грамматические основы:

1 - я убедился ; 2 - мы ожидали .

Значит, предложение сложное.

С первой грамматической основой связаны слова: убедился (как?) окончательно ; убедился (в чём?) в необходимости ; убедился (когда?) вечером ; в необходимости (чего?) разлуки . Следовательно, первое предложение будет иметь вид: Вечером я убедился окончательно в необходимости разлуки.

Со второй грамматической основой связаны слова: ожидали (кого?) Асю ; ожидали (как?) молча . Пока является временным союзом в придаточном предложении. Следовательно, второе предложение будет иметь вид: пока мы молча ожидали Асю , причем оно находится внутри главного предложения.

Итак, знаки препинания в сложном предложении следует расставить следующим образом:
Вечером, пока мы молча ожидали Асю, я убедился окончательно в необходимости разлуки.

Но для правильной расстановки знаков препинания необходимо не только выявить все второстепенные члены предложения, но и определить их конкретный тип (определение, дополнение, обстоятельство), поскольку каждый из второстепенных членов имеет свои правила обособления. Следовательно, неправильный разбор второстепенных членов может привести к ошибкам в пунктуации.

Каждый из второстепенных членов имеет свою систему вопросов.

  • Определение отвечает на вопросы какой? чей?

    Красное платье; весёлый мальчик.

  • Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.

    Увидел друга .

  • Обстоятельства отвечают на вопросы наречий: где? когда? как? почему? и др.

    Ожидали молча .

Обратите внимание!

К одному и тому же второстепенному члену иногда можно задать несколько разных вопросов. Особенно часто это происходит в том случае, если второстепенный член выражен именем существительным или местоимением-существительным. К ним всегда можно задать морфологический вопрос косвенного падежа. Но далеко не всегда существительное или местоимение будет дополнением. Синтаксический вопрос может быть иным.

Например, в сочетании лицо девушки к существительному в родительном падеже можно задать морфологический вопрос: лицо (кого?) девушки . Но существительное девушки в предложении будет являться определением, а не дополнением, потому что синтаксический вопрос будет иным: лицо (чьё?) девушки .

Конспект урока – практикума русского языка в 4-ом классе

по учебнику «Русский язык» по системе «Загадки членов предложения /особенности отличий дополнения и обстоятельства/»

МОУ «Гимназия №6» г.. Новочебоксарска

Форма урока: повторительно-обобщающая

Цель урока:

1. Разрушить стереотип, который закладывается у учеников младших классов, после изучения темы «Члены предложения», что определённым частям речи соответствуют определённые члены предложения.

2. Ввести понятие «разумный вопрос», который отличается от вопросов смысловых и вопроса косвенных падежей.

«Разумный вопрос – это тот вопрос, который наиболее полно отражает лексическое значение словосочетания».

1.Показать детям, что нет прямой взаимосвязи между членами предложения и частями речи.

План урока:

I Постановка цели урока.

II Минутка чистописания – первая проблема; какая часть речи может выступать в роли сказуемого.

III Словарная работа – вторая проблема; какая часть речи может выступать в роли подлежащего.

IV Сравнение дополнения и обстоятельства.

А) понятие «разумный вопрос»;

Б) групповая работа;

В) вывод – третья и четвёртая проблема; какая часть речи может выступать в роли дополнения, обстоятельства..

V. Давайте, порассуждаем. Опираясь на лексическое значение слова, определить, какое слово выступает в роли подлежащего.


VI Рефлексия.

VII Выводы. Домашнее задание.

Ход урока

I . Организационный момент. Постановка целей урока

Постановка общей цели урока – Постараться решить одну из загадок предложения на материале русских народных пословиц. Какие части речи могут стать сказуемым, подлежащим, дополнением, определением, обстоятельством. Есть ли прямая связь между частями речи и частями предложения.

Основная задача урока – рассмотреть, как можно отличить дополнение от обстоятельства.

1. Перед вами кроссворд. Он введёт ключевые, главные понятия нашего урока.

На какие группы можно разделить все слова кроссворда?

Части речи

Члены предложения.

Заполним таблицу связи частей речи и членов предложения, и к концу урока проследим, есть ли изменения в таблице.

Когда я говорю «подлежащее», то о какой части речи вы думаете? - Когда я говорю «сказуемое», то о какой части речи вы думаете?

Когда я говорю « дополнение», то о какой части речи вы думаете? - Когда я говорю «определение», то о какой части речи вы думаете? - Когда я говорю «обстоятельство», то о какой части речи вы думаете?

Чаще всего после ответа на вопросы заполняется таблица именно так.

Имя существительное

Имя прилагательное

Подлежащее

Сказуемое

Дополнение

Определение

Обстоятельство

Это наша таблица – стереотипов. Посмотрим, какие изменения произойдут с ней во время урока.

II Минутка чистописания.

Обратите внимание, какая буква появилась в кроссворде в пересечении слов, обозначающих члены предложения? Вот на минутке чистописания мы и запишем слоги и слияния букв с буквой е.

ые не де ле

Написание этих слогов и слияний закрепим, написав пословицу .

«Работа да руки – надёжные в людях поруки.»

В каких орфограммах встретилась буква е?

Объясните значение данной пословицы? (Если требуется, то необходимо объяснить значение всех слов)

Найдите основу этого предложения.

О чём говориться в предложении?

О работе да руках

Что говориться о подлежащем?

Работа и руки – это поруки

Вывод . В роли сказуемого выступает существительное.

III Словарная работа

Перед вами на доске словарные слова, такие же слова у вас на листочках. Вставьте пропущенные буквы

Б…седовать, г..реть, езд..ть, ж..лать, ж..лтеть, невол..ть, нег..довать, ненавид..ть, св..ркать, се..ть, ф..нтазировать, шествов..ть, п..чалить, ф..нишировать, к..мандовать, в..лшебник, сн..гирь.

Ученики, вставив буквы, проводят взаимопроверку с соседом по парте. Составьте предложения с данными словами.

Показать пример употребления в пословице словарного слова.

«Людей ненавидеть – душу печалить». Сделаем синтаксический разбор предложения./Выделим основу, второстепенные члены, дадим его характеристику./

Вывод . В роли подлежащего выступает глагол неопределённой формы.

/ВЕРНУТЬСЯ И ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ/

IV Сравнение дополнения и обстоятельства

А.1. Вспомнить классификацию членов предложения. Дать с детьми полные и точные определения членам предложения.

Члены предложения


Главные члены предложения

/ грамматическая основа предложения/

Второстепенные члены предложения

Подлежащее

Определение

Сказуемое

Дополнение

Обстоятельство

2. В чём сложность различия дополнения и обстоятельства.

/учащиеся должны отметить, что чаще всего к одному и тому же слову можно поставить два вопроса, смысловой и косвенный, не отличаются по частям речи/

Задание 1.

Выпишите словосочетания с выделенными словами и поставьте правильный вопрос.

Выберите нужный вопрос./ Работу комментируют учащиеся./

Материнская молитва со дна моря (откуда? с чего?) вынимает.

Вынимает (откуда?))со дна, («со дна » выступает в роли обстоятельства места)

Правда не стоит (где? на чём?) на миру , а по миру ходит.

Не стоит (где?) на миру, («на миру» выступает в качестве обстоятельства места)

Своя земля и в горстке (в чём? где?) мила.

Мила (в чём?) в горстке, (« в горстке» выступает в качестве дополнения)

Не всякий, кто читает, (в чём? где?) в чтении силу знает.

Силу знает (в чём?) в чтении, («в чём» выступает в качестве дополнения)

(в чём? где?) В бедах человек умудряется.

Умудряется (где?) в бедах.(«в бедах» выступает в качестве обстоятельства)

При разборе данных словосочетаний очень важно разобрать лексическое значение пословиц, уточнить значение данных слов, показать их обобщающий характер.

Вывод . Для правильной постановки вопроса надо знать

лексическое значение словосочетания в конкретной пословице, т. е. надо выбирать разумный вопрос.

3.Анализируем схему «разумный вопрос».

Разумный вопрос

Вопрос косвенных падежей

Смысловой вопрос

дополнение

обстоятельство

Б. Групповое задание

Отец поехал

Почему?

Куда?

С какой целью?

Зачем?

Что делать?

Он посоветовал

Что?

Что делать?

Задание в группах. Вам даны предложения, попробуйте поставить разумный вопрос к слову «учиться».(Можно посоветовать приём, применяемый в старших классах. Закройте слово «учиться» и тогда вопрос ставить легче)

Он посоветовал (что?) учиться (дополнение).

Отец поехал (с какой целью?) учиться (обстоятельство цели).

Вывод. В роли дополнения и обстоятельства может выступать глагол.

/ВЕРНУТЬСЯ И ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ/

Имя существительное

Имя прилагательное

Подлежащее

Сказуемое

Дополнение

Определение

Обстоятельство

В. Самостоятельная работа.

Задание 2.При работе с этим заданием очень важно выяснить значение пословиц.

Определите, каким членом предложения являются выделенные слова.

Жить – родине служить. (слово «жить» является подлежащим)

Молоденький умок – вешний ледок . (слово «ледок» является сказуемым)

Наукою люди кормятся. (слово «наукою» является обстоятельством)

Детей наказывай стыдом , а не грозою и бичом. (слово «стыдом» является дополнением)

Поехали гостевать , а приехали горевать. (слово «гостевать» является обстоятельством)

Вывод.

Очень важно ставить разумный вопрос, который позволяет правильно определять член предложения.

V Давайте, порассуждаем .

На доске записаны слова

Давайте подумаем, какую русскую народную пословицу мог из этих слов составить народ. Что бы он поставил на первое место «хотение» или «умение». Какое из этих слов является подлежащим.

Обращаясь к словарям – первоисточникам мы видим

первоначальную форму записи пословицы «Умение рождает хотение».

(В современной трактовке дети чаще всего эту пословицу читают «Хотение рождает умение», аналогичную работу можно провести по пословице «Честь ум рождает».)

VI Рефлексия.

А теперь давайте оценим свою работу на уроке, заполнив листочки самооценки.

Побудь учителем минутку, поставь оценку, но не в шутку.

Успешность

Словарная работа

Задание № 1.

Групповая работа

Задание №2

Самооценка

VII Вывод. Домашнее задание.

· Чтобы правильно отличать дополнение от обстоятельства, надо уметь ставить разумный вопрос, который передаёт лексическое значение словосочетания.

· Член предложения не связаны напрямую с частями речи.

Имя существительное

Имя прилагательное

Подлежащее

Сказуемое

Дополнение

Определение

Обстоятельство

· Таблица, заполняемая нами в ходе урока, показывает, что глагол может выступать в роли подлежащего, дополнения, обстоятельства.

2.Домашнее задание.

Попробуйте составить предложение, в котором слово «учиться » выступило бы в роли определения.

В предложении, кроме подлежащего и сказуемого, составляющих его грамматическую основу, могут быть использованы второстепенные члены, уточняющие, конкретизирующие или дополняющие содержание. К ним относятся дополнения, определения и обстоятельства. Каждая группа второстепенных членов предложения выполняет в речи свою конкретную синтаксическую функцию.

Что такое дополнение и обстоятельство

Дополнение – связанный со сказуемым второстепенный член предложения, который называет предмет или лицо, выступающие объектом действия в конкретной речевой ситуации.
Обстоятельство – второстепенный член предложения, указывающий на способ, образ или другой признак действия, выраженного сказуемым.

Сравнение дополнения и обстоятельства

В чем же разница между дополнением и обстоятельством?
Дополнение может быть выражено существительным, местоимением или субстантивированной частью речи, занимающими в структуре предложения позицию после распространяемого слова. Обычно это глагол, с которым дополнение связано способом управления. Такую связь определяют по вопросам косвенных падежей.
Переход (через что?) через перевал оказался сложным.
Цветы поставили (во что?) в вазу.
Дополнение указывает на объект действия или средство, при помощи которого оно совершается: вязать крючком; кормить завтраком; гонять голубей; читать книгу.
Обстоятельство выражается наречием, деепричастием или деепричастным оборотом, в некоторых случаях – существительным и словосочетанием с обстоятельственным значением. К обстоятельству можно поставить вопросы: как? каким образом? когда? с какой целью? в какой мере? где? почему?
(Когда?) Изредка срывался ветер и доносил (откуда?) со стороны моря невнятный шум.
Он жил (как?) просто, заботясь только о хлебе насущном.
Обстоятельство всегда связано со сказуемым, но структурно может быть отделено от него другими членами предложения.
Таким образом, дополнение и обстоятельство выполняют в предложении разные смысловые и синтаксические функции.

TheDifference.ru определил, что отличие дополнения от обстоятельства заключается в следующем:

Обстоятельство указывает на образ, способ или время действия, то есть обстоятельства, при которых оно протекает. Дополнение обозначает объект или средство действия.
Обстоятельство выражается наречием или близкими к нему по значению частями речи. Дополнение чаще всего выражено существительным или местоимением.
К дополнению можно поставить вопросы косвенных падежей. Вопросы, адресованные к обстоятельствам, зависят от способа выражения обстоятельственного значения.

Вверх