Немецкий флот в скапа флоу. Подъем затонувших кораблей. Дальнейшая судьба кораблей флота

Тайна затопления германского флота в Скапа-Флоу

По условиям Компьенского перемирия, германский Флот открытого моря подлежал интернированию. Но, поскольку ни одна нейтральная страна не взяла на себя ответственность за его содержание, германские корабли были отконвоированы на главную базу британского флота - в бухту Скапа-Флоу, где и содержались более полугода, ожидая, пока победители решат их судьбу. На судах были оставлены немецкие экипажи, командующим был назначен немецкий контр-адмирал Людвиг фон Ройтер, англичане не поднимались на борт немецких кораблей без его разрешения. В то же время германские суда не имели боеприпасов и не могли оказать никакого сопротивления британскому флоту. Не без оснований опасаясь передачи своего флота странам Антанты и стремясь не допустить этого, немецкие моряки решили затопить свои корабли в преддверие подписания мирного договора в Версале.

Претворение замысла с затоплением кораблей было сопряжено с определенными трудностями. Для того, чтобы немецкие моряки не могли нарушить условий перемирия, например, сбежав в нейтральную Норвегию, англичане держали в Скапа-Флоу эскадру линкоров и большое число сторожевых кораблей. С германских судов были сняты радиостанции. Перемещаться с корабля на корабль морякам запрещалось, однако немцам удалось наладить связь через английское судно, перевозившее почту. Большая часть экипажей немецких кораблей была вывезена в Германию, чтобы облегчить эвакуацию с тонущих судов. Дата затопления флота была назначена на 21 июня 1919 года, предполагаемый день подписания Версальского договора. Незадолго до этого стало известно, что подписание договора откладывается на два дня, но адмирал фон Ройтер решил не тянуть с осуществлением плана, тем более что ничего не подозревавшие англичане как раз утром 21 июня увели эскадру линкоров на учения.

21 июня 1919 года в 10 часов 30 минут фон Ройтер подал условный сигнал. Экипажи подняли на кораблях германские военно-морские флаги и открыли кингстоны, заклинив их. В течение 5 часов были затоплены 10 линкоров, 5 линейных крейсеров, 5 легких крейсеров и 32 эскадренных миноносца. Один линейный корабль («Баден»), 3 легких крейсера («Эмден», «Нюрнберг» и «Франкфурт») и 14 миноносцев были выброшены на мель англичанами, успевшими вмешаться и довести корабли до мелководья. Только 4 миноносца остались на плаву. Англичанам было трудно помешать затоплению кораблей, которое стало для них полной неожиданностью. Они поднимались на тонущие корабли, требуя у немцев закрыть кингстоны, а потом пытались сделать это сами. Девять немецких моряков погибли в схватках на борту (включая капитана линейного корабля «Маркграф» Шуманна) или были застрелены в шлюпках.

Англичане и французы были огорчены, что немецкий флот затонул, поскольку тогда еще рассчитывали получить его себе. Фон Ройтер и его подчинённые были объявлены военнопленными, как нарушившие условия перемирия. Впрочем, это практически ничего не меняло в их судьбе, поскольку, согласно подписанному вскоре Версальскому миру, все военнопленные подлежали возвращению на родину. По возвращении в Германию моряки были встречены как национальные герои, отстоявшие честь германского флота. А некоторые британские, французские, итальянские, американские и японские политики и адмиралы даже вздохнули с облегчением, поскольку с повестки дня был снят сложнейший вопрос о том, как делить германский флот между победителями.

Фактически же получилось так, что немцы выполнили за союзников их работу, поскольку уже в 20-е годы большинство дредноутов было выведено из состава флота и отправлено на металлолом. Наверняка та же судьба постигла бы и трофейный германский флот, хотя некоторые из затопленных в Скапа-Флоу германских судов англичане поднимали еще и в 1937 году, но никак не использовали в военных целях.

Из книги Сталин мог ударить первым автора Грейгъ Ольга Ивановна

Глава 20 Тайна миссии Черноморского флота После оставления Одессы был создан Крымфронт.И прежде чем говорить о трагедии этого фронтового объединения, следует назвать авторов его создания, указать цели и задачи, а самое главное - мотивы, которыми руководствовались

автора Соколов Борис Вадимович

Тайна русско-германского сепаратного мира Россия находилась в изолированном положении от двух главных союзников - Англии и Франции. Кроме того, в 1915 году русская армия потерпела тяжелые поражения от австро-германских войск. Данные обстоятельства

Из книги 100 великих тайн Первой мировой автора Соколов Борис Вадимович

Тайна германского наступления 1918 года После того как Россия оказалась выведена из войны, Германия рассчитывала бросить все силы на Западный фронт, чтобы разбить франко-британские войска до того, как на континент прибудут основные силы американской

Из книги Командир подлодки. Стальные волки вермахта автора Прин Гюнтер

Глава 12 ЗАЛИВ СКАПА-ФЛОУ После обеда мы стояли, болтая, в столовой нашей базы. Дежурный открыл дверь, вошел капитан фон Фридебург.– Внимание, господа. Корветтенкапитан Собе, капитан-лейтенанты Велмер и Прин, вам приказано явиться к командующему подводным флотом.Он

Из книги Линкоры Британской империи. Часть 5. На рубеже столетий автора Паркс Оскар

Из книги Гросс-адмирал. Воспоминания командующего ВМФ Третьего рейха. 1935-1943 автора Редер Эрих

Скапа-Флоу В Скапа-Флоу, как я уже упоминал, был собран после капитуляции германский флот под командованием контр-адмирала фон Ройтера. Когда с Парижской мирной конференции до нас дошли известия, что нам не будет позволено сохранить ни одного корабля из состава

Из книги Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания автора Патянин Сергей Владимирович

Из книги Битва за Крым автора Широкорад Александр Борисович

Глава 21. Запоздалое явление германского флота Переброска германских ВМС на Черное море не предусматривалась планом «Барбаросса». Но уже в первые месяцы войны германские генералы осознали, что захватить Крым и Кавказ без кригсмарине им не удастся.Пройти через Босфор

Из книги Величайшая подводная битва. «Волчьи стаи» в бою автора Халхатов Рафаэль Андреевич

Глава 3 Первая кровь «Бык Скапа-Флоу» и другие Германские подводники энергично готовились воевать буквально с первого дня воссоздания подводных сил. Однако объявление войны стало настоящим потрясением для многих из них, и К. Дёниц не был исключением. Он и ряд его офицеров

Из книги Морские волки. Германские подводные лодки во Второй мировой войне автора Франк Вольфганг

Глава 5 ОПЕРАЦИЯ «СКАПА-ФЛОУ» (октябрь 1939 г.) В сентябре 1939 года одна из «каноэ», действовавших к востоку от Оркнейских островов, оказалась у Пентланд-Ферт – пролива между Шотландией и Оркнейскими островами. Сильное западное течение подхватило лодку и понесло через бурный

Из книги Гросс-адмирал. Воспоминания командующего ВМФ Третьего рейха. 1935-1943 автора Редер Эрих

Скапа-Флоу В Скапа-Флоу, как я уже упоминал, был собран после капитуляции германский флот под командованием контрадмирала фон Ройтера. Когда с Парижской мирной конференции до нас дошли известия, что нам не будет позволено сохранить ни одного корабля из состава

автора Харпер Дж.

Первый отход германского флота Шеер, для которого общее положение все еще оставалось также неясным, оказался теперь охваченным нашим флотом. Английские линейные крейсеры, вышедшие, наконец, в голову линии, находились теперь у него на правом крамболе, а громадная линия

Из книги Правда об Ютландском бое автора Харпер Дж.

Второй отход германского флота В 19 ч. 10 мин. головные части неприятельского флота появились в видимости некоторых наших линейных кораблей. «Мальборо» со своими кораблями немедленно открыл огонь по головным линкорам противника, а 5-я эскадра – по его линейным крейсерам.

Из книги Правда об Ютландском бое автора Харпер Дж.

Прорыв германского флота ночью Большинство критиков или совершенно игнорировало факт неполучения Джеллико почти никаких сведений о движении противника в течение ночи, или же они придавали преувеличенное значение тем скудным сведениям, которые до него доходили. В

Из книги Если бы Гитлер не напал на СССР… автора Кремлев Сергей

Глава 21. Операция «Воздушный лев» и конец Скапа-Флоу Если повести взглядом по карте Великобритании вверх от Лондона - на север и чуть западнее, к Шотландии, то, добравшись до Эдинбурга, мы обнаружим, что город стоит на берегу узкого, глубоко вдающегося в сушу залива

Из книги Свастика над Таймыром автора Ковалев Сергей Алексеевич

Приложение. Отдельные корабли германского флота, упоминаемые в книге Авианосцы типа «Граф Цеппелин», заложены 2 единицы («Граф Цеппелин», заложен 28.12.1936 года; «В»),Водоизмещение: 19 250-28 090 тонн. Максимальная скорость - 35 узлов.Размеры: 250x31,5x7,2 метра Броня - 80 мм

Немецкие моряки решили затопить свои корабли, чтобы они не достались победителям.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Otto Wünsche. Съемки затонувших кораблей 2 часть | Эхо второй мировой

    ✪ Уничтожение японских броненосцев «Хацусэ» и «Ясима»

Субтитры

Интернирование Флота открытого моря

По условиям завершившего Первую мировую войну перемирия , заключённого 11 ноября 1918 года между Германией и странами Антанты , немецкий Флот открытого моря подлежал интернированию . Но, поскольку ни одна нейтральная страна не взяла на себя ответственность за его содержание, германские корабли были отконвоированы на главную базу британского флота - в бухту Скапа-Флоу, где и содержались более полугода, ожидая, пока победители решат их судьбу. На судах были оставлены немецкие экипажи, командующим был назначен немецкий контр-адмирал Людвиг фон Ройтер , англичане не поднимались на борт немецких кораблей без его разрешения.

В преддверии окончания срока перемирия и подписания Версальского договора фон Ройтер не без оснований опасался передачи германского флота союзникам. Чтобы не допустить этого, немецкие моряки решили затопить свои корабли.

Затопление немецких кораблей

Немцы тщательно подготовились к затоплению кораблей, при том, что исполнение этого замысла сопровождалось известными трудностями. Для того, чтобы немецкие моряки не могли нарушить условий перемирия (например, попытавшись сбежать в нейтральную Норвегию), англичане держали в Скапа-Флоу эскадру линкоров и множество сторожевых кораблей. Радиостанции с немецких кораблей были убраны, перемещаться с корабля на корабль морякам запрещалось, однако немцам удалось наладить связь через английское судно, перевозившее почту. Большая часть экипажей немецких кораблей была вывезена в Германию, чтобы облегчить оставшимся эвакуацию с тонущих судов. Дата затопления флота была выбрана заранее - 21 июня , предполагаемый день подписания Версальского договора. Незадолго до этого фон Ройтеру стало известно, что подписание договора откладывается на два дня, но он решил не тянуть с задуманным, тем более, что ничего не подозревавшие о его замысле англичане утром 21 июня увели эскадру линкоров на учения.

21 июня 1919 года в 10 часов 30 минут фон Ройтер подал заранее условленный сигнал. Экипажи подняли на кораблях германские военно-морские флаги и открыли кингстоны , заклинив их. В течение 5 часов были затоплены 10 линкоров , 5 линейных крейсеров , 5 легких крейсеров и 32 эскадренных миноносца . Один линейный корабль («Баден»), 3 легких крейсера («Эмден», «Нюрнберг» и «Франкфурт») и 14 миноносцев были выброшены на мель англичанами, успевшими вмешаться и довести корабли до мелководья. Только 4 миноносца остались на плаву. Англичанам было трудно помешать затоплению кораблей, так как они ничего не знали заранее. Они обстреливали тонущие корабли, поднимались на них, требуя у немцев закрыть кингстоны, пытались сделать это сами. Девять немецких моряков погибли в схватках на борту (включая капитана линейного корабля «Маркграф» Шуманна) или были застрелены в шлюпках. Они стали последними жертвами Первой мировой войны. [ ]

Последствия

Англичане и французы были разозлены тем, что немецкий флот затонул. Поскольку фон Ройтер и его подчинённые нарушили условия перемирия, они были объявлены военнопленными. Однако, английский адмирал Уэмисс заметил:

Я смотрю на затопление, как на под­линный дар небес. Он снял болезненный вопрос о разде­ле германских кораблей. Полагаю, что сначала будет много воплей, но когда станут известны факты, всякий поду­мает, вроде меня: «Слава Богу».

После возвращения из плена контр-адмирал фон Ройтер был встречен на родине как герой, защитивший честь ВМС Германии.

Однако последствия непосредственно для Германии оказались весьма тяжелыми. Стоимость кораблей была пересчитана и добавлена к сумме репараций,наложенных державами- победительницами на Германию. Таким образом акт затопления принес моральное удовлетворение, но ухудшил финансовое состояние жителей Германии.

Список кораблей флота Открытого моря, находившихся в Скапа-Флоу

Название Тип Судьба
Seydlitz Линейный крейсер Затоплен Поднят в 1929
Moltke Линейный крейсер Затоплен Поднят в 1927
Von der Tann Линейный крейсер Затоплен Поднят в 1930
Derfflinger Линейный крейсер Затоплен Поднят в 1939
Hindenburg Линейный крейсер Затоплен Поднят в 1930
Kaiser Линкор Затоплен Поднят в 1929
Prinzregent Luitpold Линкор Затоплен Поднят в 1929
Kaiserin Линкор Затоплен Поднят в 1936
Friedrich der Grosse Линкор Затоплен Поднят в 1937
König Albert Линкор Затоплен Поднят в 1935
König Линкор Затоплен Не поднят
Großer Kurfürst Линкор Затоплен Поднят в 1933
Kronprinz Линкор Затоплен Не поднят
Markgraf Линкор Затоплен Не поднят
Baden Линкор Выброшен на мель Передан Великобритании, потоплен в качестве мишени в 1921
Bayern Линкор Затоплен Поднят в 1933
Brummer Крейсер Затоплен Не поднят
Bremse Крейсер Затоплен Поднят в 1929
Dresden Крейсер Затоплен Не поднят
Cöln Крейсер Затоплен Не поднят
Karlsruhe Крейсер Затоплен Не поднят
Nürnberg Крейсер Выброшен на мель Передан Великобритании, потоплен в качестве мишени в 1922
Emden Крейсер Выброшен на мель Передан Франции, разобран в 1926
Frankfurt Крейсер Выброшен на мель
S32 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
S36 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
G38 Эсминец Затоплен Поднят в 1924
G39 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
G40 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
V43 Эсминец Выброшен на мель Передан США, потоплен в качестве мишени в 1921
V44 Эсминец Выброшен на мель
V45 Эсминец Затоплен Поднят в 1922
V46 Эсминец Выброшен на мель Передан Франции, разобран в 1924
S49 Эсминец Затоплен Поднят в 1924
S50 Эсминец Затоплен Поднят в 1924
S51 Эсминец Выброшен на мель Передан Великобритании, разобран в 1922
S52 Эсминец Затоплен Поднят в 1924
S53 Эсминец Затоплен Поднят в 1924
S54 Эсминец Затоплен Поднят в 1921
S55 Эсминец Затоплен Поднят в 1924
S56 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
S60 Эсминец Выброшен на мель
S65 Эсминец Затоплен Поднят в 1922
V70 Эсминец Затоплен Поднят в 1924
V73 Эсминец Выброшен на мель Передан Великобритании, разобран в 1922
V78 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
V80 Эсминец Выброшен на мель Передан Японии, разобран в 1922
V81 Эсминец Выброшен на мель Затонул по пути на разборку
V82 Эсминец Выброшен на мель Передан Великобритании, разобран в 1922
V83 Эсминец Затоплен Поднят в 1923
V86 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
V89 Эсминец Затоплен Поднят в 1922
V91 Эсминец Затоплен Поднят в 1924
G92 Эсминец Выброшен на мель Передан Великобритании, разобран в 1922
G101 Эсминец Затоплен Поднят в 1926
G102 Эсминец Выброшен на мель Передан США, потоплен в качестве мишени в 1921
G103 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
G104 Эсминец Затоплен Поднят в 1926
B109 Эсминец Затоплен Поднят в 1926
B110 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
B111 Эсминец Затоплен Поднят в 1926
B112 Эсминец Затоплен Поднят в 1926
V125 Эсминец Выброшен на мель Передан Великобритании, разобран в 1922
V126 Эсминец Выброшен на мель Передан Франции, разобран в 1925
V127 Эсминец Выброшен на мель Передан Японии, разобран в 1922
V128 Эсминец Выброшен на мель Передан Великобритании, разобран в 1922
V129 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
S131 Эсминец Затоплен Поднят в 1924
S132 Эсминец Выброшен на мель Передан США, затоплен в 1921
S136 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
S137 Эсминец Выброшен на мель Передан Великобритании, разобран в 1922
S138 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
H145 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
V100 Эсминец Выброшен на мель Передан Франции, разобран в 1921

В марте 2014 года по всем новостным лентам проскочила о том, что в бухте Донузлав, крупнейшем озере в Крыму, были в стратегических целях затоплены два списанных корабля - БПК «Очаков» и буксир «Шахтер». Мы решили проанализировать эту и заодно заглянуть в прошлое, поскольку методика затопления кораблей в военных целях известна с античных времен.

БПК «Очаков» находился в составе ВМФ России с 1973 по 2011 год, но самую интересную свою миссию выполнил уже после списания. На снимке он, завалившись набок, блокирует выход из Донузлава.

До 1961 года Донузлав был полноценным озером, отделенным от вод Черного моря земляным перешейком. Но в результате строительства военно-морской базы в перешейке был прорыт канал 200-метровой ширины, поэтому озеро Донузлав превратилось в технический водоем, хотя название свое сохранило. Сегодня озеро отделено от «большой воды» косой, а искусственный канал позволяет кораблям ВМФ выходить в открытое море. До недавних пор здесь функционировала Южная военно-морская база Украины - именно ее и стремились заблокировать во избежание вооруженного конфликта российские военные.

Впрочем, затопление кораблей как стратегический маневр известно давным-давно. Еще в XI веке в проливе Пеберренде фьорда Скалделев (Дания) было затоплено шесть судов викингов с целью перекрыть фьорд от атаки с моря. Суда были обнаружены в 1962 году и ныне хранятся в музее, искусственное затопление подтверждается их идеальным состоянием и необычным расположением на дне.

Севастопольские бухты

Конечно, Донузлав - это не первый случай стратегического затопления кораблей в Крыму. Одна из подобных операций произошла в Севастополе в 1855 году, в самый разгар Крымской войны. Для России война с самого начала не задалась: причины заключались как в устаревшем техническом оснащении русских войск, так и в неуверенных действиях командования. Россия стремилась усилить свое влияние на Балканах и получить контроль над Босфором и Дарданеллами, Великобритания - ослабить Россию и поделить сферы влияния за счет союза с Османской империей.

Силы Коалиции несомненно преобладали, и в итоге к 1854 году Россия оказалась в шаге от потери Крыма. Превосходящий флот союзников блокировал русские корабли в Севастопольской бухте, что позволило Коалиции контролировать Черное море и высаживать десанты на берега Крыма. Важнейшим стратегическим пунктом был, конечно, Севастополь, и в сентябре 1854 года начался его последовательный штурм. Героическая оборона города вошла в историю, но нас интересует лишь один ее эпизод. Командующий обороной Севастополя адмирал Павел Нахимов прекрасно понимал, что если вражеские корабли войдут в бухту, то город будет потерян, и 11 сентября, еще до начала активных боевых действий, поперек фарватера затопили семь парусных судов 1830-1840 годов постройки, чтобы создать подводную цепь между Александровской и Константиновской батареями. Интересно, что среди них был знаменитый фрегат «Флора», годом ранее удивительным образом вышедший победителем из неравного боя с тремя турецкими пароходофрегатами - при том, что командир, молодой капитан Скоробогатов, на тот момент не имел боевого опыта, а пароходы в три раза превосходили «Флору» по совокупной мощности орудий, были маневреннее и управлялись более опытными командирами. Большинство затопленных судов были стандартными 84-пушечными линейными кораблями, построенными в Николаеве с 1833 по 1840 год; первый из серии корабль «Силистрия» был также затоплен на Севастопольском рейде.

Преграда на протяжении следующих месяцев несколько раз разрушалась из-за штормов и естественного гниения - ее «ремонтировали» затоплением новых кораблей. В декабре к первой семерке прибавились корабль «Гавриил» и корвет «Пилад», а в феврале 1855 года появилась вторая линия - еще шесть кораблей. Всего к концу обороны на рейде было затоплено 75 боевых и 16 вспомогательных кораблей! Затапливались корабли разными способами - подрывом, обстрелом с берега и т. д. Интересно, что после войны, в 1857-1859 годах, порядка 20 кораблей (в частности, несколько пароходов) были подняты со дна, отремонтированы и снова вступили в строй.

Севастопольский рейд - это крупнейшее стратегическое затопление судов, причем успешное: барьер из мачт действительно не позволил неприятелю войти в бухту и начать массированный обстрел города, что спасло Севастополь от захвата. Событию посвящен самый известный монумент города - поставленный в 1905 году Памятник затопленным кораблям.

Оркнейский лабиринт

Второй по известности инцидент с затоплением кораблей произошел значительно позже - уже в XX веке. Гавань Скапа-Флоу на Оркнейских островах на протяжении обеих мировых войн была основной базой Королевских военно-морских сил Великобритании и, соответственно, привлекательной целью для немецких войск.

Правда, самое известное затопление произошло в Скапа-Флоу в мирное время. После перемирия, завершившего Первую мировую войну, немецкий Флот открытого моря (такое официальное название носил ВМФ Германии) был отконвоирован на Оркнейские острова, где и ожидал своей судьбы - скорее всего, передачи союзникам. На кораблях оставались немецкие матросы и командиры, хотя все было конфисковано, орудия демонтированы, средства связи ликвидированы. Полгода флот содержался в Скапа-Флоу под надзором британцев, а 21 июня 1919 года внезапно (!) синхронно начал тонуть. Дело в том, что командующий флотом Людвиг фон Ройтер, несмотря на проигранную войну, оставался патриотом Германии и не мог допустить, чтобы его корабли достались Антанте. С трудом наладив связь между кораблями, немцы договорились о том, что они единовременно спустят на воду шлюпки, поднимут на кораблях немецкие флаги и откроют кингстоны - что и произошло. Схватившиеся за голову англичане ничего не успели сделать (хотя и стреляли с берега по пленным кораблям, требуя закрыть кингстоны) - фон Ройтер затопил 52 корабля: линкоры, крейсеры, эскадренные миноносцы. Британцы успели выволочь на мель 22 судна. По возвращении в Германию из плена фон Ройтер стал национальным героем. Интересно, что многие представители союзников восприняли поступок адмирала как благо - он снял все споры относительно дележки немецкого флота между странами Антанты.


Строительство «барьеров Черчилля» между двумя островами Оркнейского архипелага. Блокшивы еще не убраны.


Мост, проложенный по блокшивам с одного Оркнейского острова на другой.


Современный вид «барьеров Черчилля».

Но это была не стратегия, а скорее крайнее средство, чтобы суда не достались врагу. Подобных случаев история знала сотни - вспомнить хотя бы легендарный крейсер «Варяг» или затопление французского флота в Тулоне в 1942 году. Во время же Первой мировой на Оркнейских островах имело место и стратегическое затопление - именно в целях остановки вражеского флота. Узкие проходы между островами нужно было перегородить, чтобы максимально усложнить маневрирование вражеских подлодок: у британцев были карты измененного фарватера, а у немцев - нет. Суммарно за время Первой мировой в узких проходах было затоплено порядка 50 устаревших судов-блокшивов, по сути сделавших архипелаг лабиринтом. С самого начала Второй мировой войны было понятно, что база британского ВМФ, как и на четверть века раньше, станет одной из основных мишеней немецких подлодок - и заграждения «обновили», затопив еще несколько блокшивов. Но 14 октября 1939 года британский линкор HMS Royal Oak был потоплен немецкой подлодкой U-47 прямо на рейде Скапа-Флоу - погибло 833 моряка, а подлодка, проникшая в самое сердце британского флота, ушла безнаказанной. Этот инцидент вынудил Черчилля отдать приказ о срочном строительстве между островами бетонных дамб (получивших название «барьеры Черчилля»), стационарно ограничивающих судоходство между островами. Впрочем, они были окончены только к 1944 году, когда стратегическое их значение сильно упало. А затопленные блокшивы и по сей день являются туристическими и дайвинговыми достопримечательностями островов.
История, история


Затопление «Каменного флота» в гавани Чарльстона попало на первые полосы местных и федеральных газет. Всего в 1861-1862 годах было затоплено 24 блокшива, в основном - китобойные суда, благодаря чему удалось замедлить поставки припасов армии Конфедерации.

История знала более полусотни случаев стратегического затопления блокшивов. В 1861-1862 годах более 40 судов были затоплены в гавани города Чарльстон (Южная Каролина, США) по приказу адмирала Чальза Дэвиса. В основном это были старые рыболовные суда, купленные по дешевке именно для этой цели и нагруженные песком и камнями, за что и получили прозвище «Каменный флот». Целью затопления была остановка блокадопрорывателей, поставлявших боеприпасы для Конфедерации. В ноябре 1914 года в Портленде (Великобритания) был затоплен эскадренный броненосец HMS Hood - в целях перекрытия прохода к базе ВМФ для немецких подлодок. В апреле 1918 года блокшивы даже приняли участие в атаке: три старых британских бронепалубных крейсера были нагружены бетоном и затоплены у входа в судоходный канал бельгийского порта Зебрюгге, использовавшегося немцами в качестве подлодочной базы. Два из них под огнем противника успешно дошли до узкого места и затонули, перекрыв подлодкам выход из порта, - лишь через три дня немцы разрушили западный берег канала, проложив для запертых лодок новый путь на свободу. Еще позже, в апреле 1941 года, Марио Бонетти, командир итальянской флотилии, базирующейся в Массауа (Эритрея) в Красном море, понимая, что в скором времени флот союзников нападет, а у него нет достаточных сил для обороны, решил максимально обесценить захват порта. Он приказал разрушить большую часть строений, а в фарватере затопил 18 крупных транспортов - как итальянских, так и немецких.

В общем, перечислять случаи стратегического затопления можно бесконечно. Но вернемся к Крыму.

И снова Крым

Противолодочный корабль «Очаков» был спущен на воду 30 апреля 1971 года в рамках проекта 1134-Б (или «Беркут-Б»). Всего в 1960-1970-х годах было построено семь таких кораблей - шесть из них в 2011 году признаны окончательно устаревшими и отправлены на слом, лишь БПК «Керчь», пройдя плановый ремонт, продолжил службу в российском ВМФ. «Очаков» же был выведен из состава флота и в течение трех последних лет с демонтированным вооружением стоял на вечном приколе в Севастополе. В ночь с 5 на 6 марта 2014 года он был отбуксирован к выходу из бухты озера Донузлав и затоплен; его огромный, 162-метровый корпус перекрыл узкий судоходный канал наполовину.


Расположение затопленного противолодочного корабля «Очаков» в фарватере озера Донузлав. Прибрежные участки канала перекрыты двумя меньшими судами.

Затопление корабля произвели с помощью взрыва - сперва корпус дестабилизировали, наполнив водой с помощью пожарного судна, а затем подорвали, благодаря чему судно легло на борт поперек канала в самой мелкой его части (глубиной 9−11 м). «Очаков» наполовину находится над водой, тем не менее его эвакуация - это сложнейшая инженерная операция.

Чтобы перекрыть оставшуюся часть прохода, рядом с «Очаковым» затопили спасательное буксирное судно «Шахтер» длиной 69,2 м, а спустя шесть дней - еще один списанный корабль, 41-метровый водолазный бот «ВМ-416» 1976 года постройки. Затопление позволило перекрыть фарватер и заблокировать в бухте суда украинского ВМФ. К настоящему времени они мирно перешли к Черноморскому флоту - блокировка не позволила вести активные боевые действия. В конце июля начались работы по подъему «Очакова» и освобождению прохода; предположительно операция завершится к концу осени.

События в Крыму показали, что затопление кораблей может сработать как маневр и в наше время, причем как маневр мирного плана. Он направлен в первую очередь на предотвращение боевых действий. Впрочем, будем надеяться, что даже такие маневры никогда больше не понадобятся.

Стратегия развлечений

Ввиду того что затонувшие корабли являются привлекательными объектами для дайверов, в разных странах списанные суда иногда затапливают намеренно в качестве «парков развлечений». Наиболее известный прецедент - это затопление бывшего американского корабля слежения General Hoyt S. Vandenberg, спущенного на воду в 1943 году. В разных качествах, в том числе в роли кинематографического судна, он служил вплоть до 2008 года, а в 2009-м был затоплен у города Ки-Уэст (Флорида) в качестве развлекательного объекта для дайверов. Предварительно с него было снято все, что могло повредить туристам - от дверей, могущих стать ловушками, до проводки, - а затем он был подорван равномерно распределенными зарядами, что позволило опустить его на дно в горизонтальном положении.

Затопление Флота открытого моря в Скапа-Флоу

Противники

Командующие силами сторон

Силы сторон

Затопление Флота открытого моря в Скапа-Флоу произошло после окончания Первой мировой войны на базе британского флота 21 июня 1919 года. Флот открытого моря был интернирован в Скапа-Флоу и чтобы он не достался победителям был затоплен собственными экипажами по приказу контр-адмирала Людвига фон Ройтера. Впоследствии многие из затонувших кораблей были подняты и разобраны на металл.

Предшествующие события

В 11 часов утра 11 ноября 1918 года вступило в силу Компьенское перемирие, заключенное между Антантой и Германией, означавшее фактическое окончание Первой мировой войны . В одном из пунктов соглашения значилось: Интернирование всех подводных лодок и других современных кораблей военного флота Германии.

Представители Северо-Американских Соединенных Штатов настаивали на интернирование кораблей в нейтральный порт, с чем были несогласны Норвегия и Испания. Представлявший на переговорах Великобританию первый морской лорд, адмирал Рослин Эрскин Уэмисс предложил до решения дальнейшей судьбы кораблей флота Германии интернировать их на военно-морскую базу Великобритании Скапа-Флоу, где они будут находиться по охраной Королевских ВМС . Это решение было передано правительству Германии 12 ноября 1918 года с поручением подготовить Флот открытого моря к отплытию, к 18 ноября.

Прибытие немецких делегатов на HMS Queen Elizabeth 1918. Картина Джона Лавери

В ночь на 15 ноября 1918 года на борт флагмана Гранд Флита HMS Queen Elizabeth для обсуждения деталей капитуляции германского флота с адмиралом Девидом Битти прибыл представитель командующего Флотом открытого моря адмирала Франца Риттера фон Хиппера контр-адмирал Уго Мойрер. Битти представил ему расширенные условия сдачи: подводные лодки флота сдаются эскадре Королевских ВМС под командованием контр-адмирала Реджинальда Йорка Тирвитта в Харвиче. Надводные корабли переходят для разоружения и сдачи в Ферт-оф-Форт, откуда под конвоем следуют в Скапа-Флоу, где будут находиться до конца мирных переговоров. Мойрер просил отсрочить крайние сроки сдачи, сетуя на падение дисциплины и революционные настроения среди экипажей, в конце концов после полуночи им были подписаны условия сдачи.

Сдача и интернирование Флота открытого моря

Адмирал фон Хиппер отказался принимать участие в сдаче Флота открытого моря и делегировал для выполнения этой задачи контр-адмирала Людвига фон Ройтера .

Капитуляции германского Флота открытого моря 21 ноября 1918. Картина Бернарда Финнигана Гриббла

Утром 21 ноября 1918 года еще в темноте британский флот единым соединением вышел в море из Розайта для участия в операции с намеком названной «Операция ZZ». На рассвете 2 эскадры линейных крейсеров, 5 эскадр линкоров и 7 эскадр легких крейсеров образовали две кильватерные колонны длиной около 15 миль каждая, шедшие на расстоянии 6 миль друг от друга. Впереди них двигались 150 эсминцев, весь флот направлялся на восток с умеренной скоростью 12 узлов. Около 10:00 на кораблях прозвучал сигнал боевой тревоги и из тумана появились корабли германского Флота открытого моря. Они шли единой колонной: первыми 5 линейных крейсеров - SMS Seydlitz , SMS Moltke , SMS Hindenburg , SMS Derfflinger и SMS Von der Tann , затем SMS Friedrich der Grosse под флагом контр-адмирала фон Рейтера. За ним шли еще 8 дредноутов - SMS Grosser Kurfürst , SMS Prinzregent Luitpold , SMS Markgraf , SMS Bayern , SMS Kaiserin , SMS Kronprinz , SMS Kaiser и SMS König Albert . За ними шли 7 легких крейсеров и 49 эсминцев. Однако это был не весь состав флота, миноносец V30 подорвался на мине и затонул. Линкор SMS König и легкий крейсер SMS Dresden стояли в доках из-за проблем с двигателями и должны были выйти в Англию в начале декабря. Германским кораблям было приказано выйти в море без боеприпасов и с уменьшенными экипажами, но нация, предпочитающая унижению гибель, могла попытаться нанести последний удар победителям. Легкий крейсер HMS Cardiff (D58) повел германские корабли между двумя британскими колоннами. Когда германский флагман поравнялся с HMS Queen Elizabeth , эскадры Битти повернули в наружную сторону и легли на западный курс, конвоируя бывших врагов. Для демонстрации мощи здесь же присутствовали и корабли британских доминионов и союзников - 6-я эскадра линкоров состояла из 5 американских дредноутов, крейсер Amiral Aube и 2 эсминца представляли Францию.

Обреченный флот. Картина Бернарда Финнигана Гриббла

Все корабли направились в бухту Абеледи, внутри острова Мэй, где германские корабли стали на якорь. Союзные корабли перешли на свои якорные стоянки в Ферт оф Форте. Адмирал Битти с британского флагмана просигналил: «Германский флаг надлежит спустить сегодня с закатом и более не поднимать без разрешения» и сразу еще один: «Я намерен сегодня в 18:00 отслужить благодар­ственный молебен в честь победы, которую Всемогущий Бог даровал нашему оружию». И уже обращаясь, к своему экипажу произнес:

В 15:57 германский флаг был спущен на бывших кораблях бывшего Императорского Флота. На следующий день германские корабли подверглись осмотру, чтобы удостовериться, что в погребах нет боеприпасов, а с орудий сняты замки. В период с 22 по 26 ноября небольшими группами немецкие корабли под конвоем были переведены в Скапа-Флоу. На той же неделе делегация союзников прибыла в Киль. Их задачей было отправить линкоры SMS König и SMS Baden , легкий крейсер SMS Dresden и еще один миноносец вместо затонувшего в Англию, чтобы довести количество сданных кораблей до предус­мотренного договором. Последний из кораблей прибыл на Оркнейские острова 9 декабря.

В плену

Размещение кораблей Флота открытого моря в Скапа-Флоу

На главной военно-морской базе Королевских ВМС в гавани Скапа-Флоу линкоры и крейсера интернированного флота были поставлены на якорь к северу и западу от острова Кава. Миноносцы расположили вокруг острова Рюса. Для предотвращения попыток прорыва немецких кораблей в нейтральную Норвегию, а также чтобы помешать экипажам покинуть корабли англичанам приходилось держать в Скапа-Флоу эскадру линкоров, флотилию эсминцев и множество патрульных траулеров. Никто не мог предсказать, сколько времени протянется выработка условий мирного договора. До этого момента германские военные корабли могли считаться только интернирован­ными в портах союзников. Поэтому британские караулы могли подняться на борт германских кораблей только в случае нарушения условий перемирия или только с разрешения фон Рейтера, который номинально являлся командующим немецкой эскадрой.

На кораблях германской эскадры в момент прибытия в Скапа-Флоу находилось около 20000 человек экипажа, но к середине декабря это количество было значительно сокращено. На линейных крейсерах осталось по 200 человек, на линкорах - по 175, на легких крейсерах - по 80 и на эсминцах - по 10. То есть, в общей сложности на немецких кораблях фон Рейтера должны были находиться 4565 матросов, а также 250 офицеров и старшин. Моральное состояние экипажей можно было охарактеризовать как «полная деморализация». Продукты питания, доставлявшиеся из Германии два раза в месяц, были однообразными и не высокого качества. Немецким экипажам запрещалось сходить на берег или посещать другие корабли. Единственным развлечением была рыбалка и ловля чаек вдобавок это помогало разнообразить скудный рацион.

Немецкие моряки рыбачат с борта миноносца в Скапа-Флоу

Среди немецкого медперсонала отсутствовали стоматологи, а англичане оказывались предоставлять стоматологическую помощь. К тому же и сюда докатились революционные настроения, среди команд начали формироваться группы, называемые «Красная гвардия».

Все это служило поводом для снижения дисциплины вплоть до того, что фон Ройтеру пришлось перенести свой флаг на легкий крейсер SMS Emden . Поэтому контр-адмирал, чье здоровье оказалось подорванным охотно шел на сокращения экипажей и даже сам поднимал вопрос об этом. Ройтер хотел максимально избавиться от неблагонадежных подчиненных. Он даже сумел обратить в свою пользу произошедший в конце июня 1919 года акт неповиновения. На кораблях подняли Имперские военно-морские флаги, чтобы отметить годовщину Ютландского боя. Однако ничто не могло послужить причиной подозрений, будто это было сделано по распоряжению фон Рей­тера, так как многие корабли одновременно подняли красные флаги. После этого случая экипажи сократились до британского стандарта для кораблей, находящихся в резерве, то есть: 75 человек на линейном крейсере, 60 на линкоре, 30 на легком крейсере и необходимый минимум на эсминцах, всего около 1700 человек. Командующий опасался захвата своих кораблей англичанами и приказал своим офицерам и матросам подготовить к затоплению корабли, а для скрытного проведения подготовительных работ большие экипажи были нежелательны.

Затопление флота

Германский флот в Скапа-Флоу 1919.

В конце марта 1919 года Гранд Флит прекратил существование, от­ветственность за интернированные германские корабли перешла к вновь сформированному Атлантическому флоту. Для осуществления охраны в Скапа-Флоу в середине мая прибыла 1-я эскадра линкоров, состоявшая из 5 линейных кораблей типа Revenge под командованием контр-адмирала Сиднея Роберта Фримантла.

На переговорах союзники добились сдачи германских кораблей, контр-адмирал Сидней Фри­мантл получил сообщение, что мирный договор будет подписан в Версале 21 июня. Младший флагман 1-й эскадры линкоров контр-адмирал Виктор Стэнли уже подготовил соответствую­щие приказы и даже провел учения абордажных партий . Фримантл решил захватить германские корабли в момент завершения перемирия, подавив возможное сопротивление. Он решил, что для этого его эскадра весь день будет находиться в порту. До окончания перемирия он не мог взять немецкие корабли на абордаж. Однако 20 июня Фримантл получил сообщение, что подписание мира перенесено с 21 на 23 июня, а Совет Четырех в Париже утвердил захват германских кораблей, как только 23 июня в 19:00 истечет срок перемирия. Фримантл немедленно сообщил фон Рей­теру, что перемирие продлено еще на 48 часов. Так как теперь критическим днем становилось 23 июня, британский контр-адмирал 21 июня увел 1-ю эскадру линкоров на совместные торпедные учения с флотилией эсминцев в Портланд-Фёрт.

Фон Рейтер 17 июня выпустил приказ, предписы­вающий произвести затопление в 10:00 21 июня, прежде, чем истечет срок перемирия, так как опасался вме­шательства английских абордажных партий. Он не видел причин отменять свой план, даже узнав о продлении перемирия, и даже получал дополнитель­ные выгоды ввиду отсутствия кораблей Фримантла. Когда стало ясно, что мирный договор, включающий сдачу кораблей, вскоре будет подписан, офицеры подготовили корабли к затоплению, открыв клапаны конденсаторов и крышки подводных торпедных аппаратов. Водонепроницаемые двери и люки были заклинены, чтобы их невозможно было закрыть. Сам фон Рейтер позднее писал:

В 10:30 21 июня 1919 года фон Рейтер поднял сигнал: «Параграф 11. Подтверждаю». Это был условный сигнал начать затопление. Немецкие моряки открыли кингстоны, кувалдами разбивали тру­бопроводы, клапаны и вентили. На кораблях вновь поднялись Имперские военно-морские флаги, сами они стали раскачиваться и погружаться. Прошло еще какое-то время, прежде чем англичане сумели сообразить, что германские корабли начинают садиться кто носом, кто кормой, или имеют ненормальный крен на борт. Неподвижным оставался только флагманский крейсер SMS Emden . Фон Рейтер опасался, что британский дрифтер, пришвартованный у борта для поддержания связи с Фримантлом, успеет поднять тревогу, и будут приняты ответные меры.

Сразу после 12:00 Фримантл получил срочную радиограмму из Скапа-Флоу, которая требовала его немедленного возвращения со всем флотом: «Германские корабли тонут. Некоторые уже затонули». В это время его 5 линкоров Находились в 8 милях от Оркнейских островов, ожидая, пока 9 эсминцев примут свои торпеды и подготовятся к новой атаке. К тому времени большая часть германских кораблей уже глубоко сидела в воде или имела крен на грани опрокидывания. Находившиеся в гавани эсминцы HMS Vega (L41) и HMS Vesper (D55) и несколько траулеров ничего не могли сделать. Их экипажи открыли стрельбу, пытаясь принудить немецких моряков, которые пересаживались в шлюпки, оставаться на борту своих кораблей и прекратить затопление. В результате 9 человек погибли включая командира SMS Markgraf корветтен-капитана Вальтера Шумана, еще 16 были ранены.

В 14:00 соединение Фримантла вернулось в Скапа-Флоу и встало на якоря возле тонущих кораблей. Немедленно были посланы вооруженные партии, чтобы закрыть кингстоны, водонепроницаемые двери и люки и попытаться вывести корабли на мель. Командир линкора HMS Revenge Суоби писал:

Единственным спасенным линкором стал SMS Baden . Были спасены легкие крейсера SMS Emden , SMS Frankfurt , SMS Nürnberg и половина миноносцев. Все остальные корабли к 16:00 затонули.

Список кораблей флота Открытого моря, находившихся в Скапа-Флоу

Название Тип Дальнейшая судьба
SMS Bayern Линкор Затоплен в 14:30 Поднят 1 сентября 1934 года. В 1935 разобран на металлолом.
SMS Friedrich der Große Линкор Затоплен в 12:16 Поднят 29 апреля 1937 года. В 1937 разобран на металлолом.
SMS Großer Kurfürst Линкор Затоплен в 13:30 Поднят 29 апреля 1938 года. В 1938 разобран на металлолом.
SMS Kaiser Линкор Затоплен в 13:15 Поднят 20 марта 1929 года. В 1930 разобран на металлолом.
SMS Kaiserin Линкор Затоплен в 14:00
SMS König Albert Линкор Затоплен в 12:54 Поднят 11 мая 1936 года. В 1936 разобран на металлолом.
SMS König Линкор Затоплен в 14:00 Не поднимался
SMS Kronprinz Wilhelm Линкор Затоплен в 13:15 Не поднимался
SMS Markgraf Линкор Затоплен в 16:45 Не поднимался
SMS Prinzregent Luitpold Линкор Затоплен в 13:15 Поднят 9 июля 1931 года. В 1933 разобран на металлолом.
SMS Baden Линкор Выведен на мель С 1921 года использовался ВМС Великобритании в качестве мишени
SMS Derfflinger Линейный крейсер Затоплен в 14:45 Поднят 12 ноября 1939 года. В 1948 разобран на металлолом.
SMS Hindenburg Линейный крейсер Затоплен в 17:00 Поднят 22 июля 1939 года после нескольких неудачных попыток. В 1930 разобран на металлолом.
SMS Moltke Линейный крейсер Затоплен в 13:10 Поднят 10 июля 1926 года. В 1929 разобран на металлолом.
SMS Seydlitz Линейный крейсер Затоплен в 13:50 Поднят 2 ноября 1928 года. В 1930 разобран на металлолом.
SMS Von der Tann Линейный крейсер Затоплен в 14:15 Поднят 7 декабря 1930 года. В 1934 разобран на металлолом.
SMS Cöln Легкий крейсер Затоплен в 13:50 Не поднимался
SMS Karlsruhe Легкий крейсер Затоплен в 15:50 Не поднимался
SMS Dresden Легкий крейсер Затоплен в 13:50 Не поднимался
SMS Brummer Легкий крейсер Затоплен в 13:05 Не поднимался
SMS Bremse Легкий крейсер Затоплен в 14:30 Поднят 27 ноября 1929 года. В 1930 разобран на металлолом.
SMS Nürnberg Легкий крейсер Выведен на мель Использовался ВМС Великобритании в качестве артиллерийской мишени. Затоплен 7 июля 1922 года у острова Уайт.
SMS Frankfurt Легкий крейсер Выведен на мель Передан ВМС США. Использовался как мишень для бомбардировщиков. Затоплен 18 июля 1921 года у Кейп-Генри.
SMS Emden Легкий крейсер Выведен на мель Передан ВМС Франции. Использовался в качестве цели для тестирования взрывчатых веществ. Сдан на слом в Кане в 1926 году

Миноносцы затопленные в Скала-Флоу:

S 32, S 36, S 49, S 50, S 52, S 53, S 54, S 55, S 56, S 65, S 131, S 136, S 138, G 38, G 39, G 40, G 101, G 103, G 104, B 109, B 110, B 111, B 112, V 45, V 70, V 78, V 83, V 86, V 89, V 91, H 145

  • Все затопленные миноносцы подняты и сданы на слом в период с 1922 по 1926 год.

Миноносцы, выведенные на мель или оставшиеся на плаву:

V 44, V 73, V 82, G 92, V 125, V 128, S 51, S 137 - переданы ВМС Великобритании. V 43, G 102, S 132 - переданы ВМС США V 46, V 100, V 126 - переданы ВМС Франции S 60, V 80, V 127 - переданы ВМС Японии

Оценка события современниками

Англичане и французы были разозлены тем, что немецкий флот затонул. «Предательское нарушение перемирия» - так высказался Фримантл, приказав считать фон Рейтера и его экипажи военнопленными. Взбешенный Мэдден телеграфи­ровал в Париж предложение в будущем ограничить германский флот 2 легкими крейсерами, 6 эсминцами и 6 миноносцами. Однако, английский адмирал Уэмисс заметил:

Немецкий адмирал Шеер заявил:

Дальнейшая судьба кораблей флота

Башня затопленного немецкого линкора в Скапа-Флоу

Из 74 немецких кораблей, находившихся в Скапа-Флоу, было затоплено 15 линкоров, 5 крейсеров и 32 миноносца. Остальные либо остались на плаву, либо были выведены англичанами на мелководье. Позднее эти корабли были разделены между союзными флотами. Из затопленных кораблей 1 легкий крейсер и 5 эсминцев были подняты и разобраны в Скапа, остальные оставались на дне, после окончания Первой мировой войны страны участники были перенасыщены металлоломом и поэтому подъем и утилизация Флота открытого моря были сочтены нецелесообразными. В 1923 году после поступления от жителей Оркнейских островов о том что останки кораблей опасны для судоходства фирма Cox & Danks Shipbreaking Co. в период с 1924 по 1938 год подняла 5 линкоров, 2 крейсера и 26 миноносцев. Последним к весне 1939 года был поднят линейный крейсер SMS Derfflinger , но из-за начавшийся Второй мировой войны его перевер­нутый корпус оставался в Скапа-Флоу еще 7 лет. Только в 1946 году его отбуксиро­вали в Клайд и разобрали на металл в Роузните.

В 1962 году правительства Германии и Великобритании окончательно урегулировали права на останки семи затопленных немецких кораблей - Германия их официально продала спустя 42 года после гибели. Актом Британского парламента от 1979 года гавань Скапа-Флоу является памятником археологического наследия. В настоящее время гавань пользуется популярностью у любителей подводного плавания. Доступ аквалангистов к останкам немецкого флота разрешён, но пловцы не вправе проникать внутрь кораблей или забирать с собой что-либо, найденное на кораблях и в радиусе 100 м. от них. На острове Хой в здании бывшей флотской нефтебазы действует экспозиция для посетителей.

Примечания Линкор SMS Markgraf в Скапа-Флоу

--Ir0n246:ru (обсуждение) 15:00, 25 февраля 2016 (UTC)

Янг недолго оставался монополистом в использовании сжатого воздуха при судоподъеме. В ночь на 2 августа 1916 г. итальянский линейный корабль «Леонардо да Винчи» был взорван немецкой адской машиной, заложенной в его артиллерийском погребе. Этот громадный корабль, стоимость которого оценивалась в 4 млн. фт. ст., опрокинулся и затонул в заливе Таранто на глубине 11 м; вместе с ним ушли под воду 249 матросов и офицеров.

Водолазы, осматривавшие судно под водой, сообщили, что по обе стороны от киля в корпусе зияют две невероятных размеров пробоины, а от палуб, находившихся над кормовыми погребами, мало что осталась. Сначала итальянские военные инженеры предложили для подъема линкора построить вокруг него большой плавучий сухой док. Если из камер плавучести такого дока выкачать воду, он всплывет, подняв вместе с собой линкор. Пока обсуждались этот и подобные ему прожекты, орудийные башни и трубы линкора под действием его громадной массы постепенно погружались в придонные наносы, залегавшие под опрокинувшимся кораблем.

Указанные конструкции зарылись в ил на 9 м, но дальше не пошли, потому что под этим слоем находилась твердая глина. В это время блестящий инженер генерал Феррати, руководивший программой строительства ВМФ Италии, пришел к выводу, что поднять затонувший линкор можно только при помощи сжатого воздуха. Он и его коллега майор Джианелли (закончивший, кстати сказать, работы по подъему «Леонардо да Винчи» после смерти генерала Феррати) использовали масштабные модели линкора, желая удостовериться, что поднять корабль можно и в перевернутом состоянии. Спрямление корабля предполагалось выполнить после его постановки в сухой док. Наипервейшей задачей спасателей был, однако, подъем линкора, но сначала нужно было заделать все отверстия в корпусе корабля. Работа эта была не из трудных, поскольку сам корпус, если не считать двух огромных пробоин в кормовой части, не претерпел большого разрушения. Как только пробоины были заделаны, с корабля сняли сотни тонн боеприпасов, чтобы уменьшить его массу. Один за другим внутренние отсеки корабля герметизировались, и вода из них вытеснялась сжатым воздухом. На корпусе опрокинувшегося корабля установили воздушные шлюзы, так что рабочие имели возможность снимать с заполняемого сжатым воздухом корабля различные грузы.

Работа по герметизации корпуса началась весной 1917 г. К ноябрю носовая часть линкора начала обретать некоторую плавучесть. Перед майором Джианелли стояла теперь новая проблема. Сухой док, в который предполагалось поставить «Леонардо да Винчи», был рассчитан на суда с осадкой до 12 м, линкор же в теперешнем его состоянии имел осадку 15 м, а это означало, что придется снять с корабля орудийные башни, трубы и элементы надстроек в его верхней части, глубоко засевшие в иле. Но именно на них и опирался затонувший линкор. Поэтому все подготовительные работы по снятию башен, труб и тому подобного спасатели вынуждены были производить изнутри корабля. Уровень воды в одной из башен пришлось сделать на 6 м ниже уровня окружающей эту башню грязи. Пока водолазы ставили заплаты на внутреннюю поверхность башен, Джианелли затопил вдоль обоих бортов линкора по четыре понтона подъемной силой 350 т каждый. Расчеты показывали, что для всплытия корабля достаточно сжатого воздуха, который будет накачан и его корпус, но Джиашеллн не хотел рисковать и распорядился на всякий случай увеличить подъемную силу самого линкора восемью понтонами. С помощью землесосов в дне залива прокладывался «канал» – фарватер, ведущий от затонувшего корабля к плавучему сухому доку.

Подъем линкора начался 17 сентября 1919 г. Он всплыл в необычайной легкостью, и на следующий день его удалось завести в притопленный сухой док. После ремонта корабля в сухом доке его оставалось перевернуть. В заливе Таранто не было достаточно глубокого места, чтобы выполнить такую операцию, и итальянцы принялись с помощью землесосов делать большое углубление в центре залива. В январе 1921 г. «Леонардо да Винчи» был выведен из сухого дока и отбуксирован к этому углублению. На борту линкора находилось 400 т твердого балласта. Джианелли велел постепенно добавить в отсеки правого борта 7,5 тыс. т водяного балласта. Крен корпуса начал понемногу расти и увеличивался до тех пор, пока судно не перевернулось и осталось почти в нормальном положении с легким креном на правый борт. Последним актом этой спасательной операции явился подъем орудийных башен из толстого слоя ила на дне залива.

Подъем выполнялся с помощью кольцевого понтона подъемной силой 1000 т. Он затоплялся и ставился в подводном положении над башней, которую предстояло поднять, крепился к этой башне с помощью стальных тросов и после продувки камер плавучести поднимался, неся с собой на поверхность очередную башню. Вся операция обошлась итальянцам в 150 тыс. фт. ст. Много выдающихся по своему характеру судоподъемных операций было выполнено и в других странах. Некоторые из них отличались оригинальностью инженерных решений, смелостью и личной инициативой. Описанию подобных работ можно посвятить не одну книгу. Но все они, несомненно, бледнеют перед подвигом одного человека, отважившегося выполнить задачу, от решения которой отказалось правительство его собственной страны. Этим человеком был Эрнест Фрэнк Кокс. А задача состояла в подъеме германского флота, затопленного в Скапа-Флоу на Оркнейских островах в 1919 г.

Эрнест Кокс – человек, поднявший со дна германский флот


К тому времени, когда Кокс вознамерился поднять затопленный в Скапа-Флоу флот, ему еще ни разу в жизни не приходилось поднимать на поверхность ни одного судна, даже самой обычной шлюпки. Он никогда не занимался какими-либо спасательными работами. К тому же он не имел диплома инженера. Его профессией была торговля металлоломом, за что он получил прозвище «большого старьевщика». Кокс родился в 1883 г. Он не отличался тягой к учебе и в 13 лет бросил школу. Но даже не получив образования, он сумел быстро продвинуться вперед благодаря своей неуемной энергии и выдающимся способностям. Женившись в 1907 г. на Дженни Миллер, он перешел на работу в принадлежавшую ее отцу компанию «Овертон стил уоркс» и уже через пять лет был готов к тому, чтобы организовать собственную фирму. Двоюродный брат его жены Томми Дэнкс согласился финансировать предприятие на условии, что Кокс никогда не потребует от него принять практическое участие в деятельности новой компании. В течение первой мировой войны фирма «Кокс энд Дэнкс» выполняла правительственные заказы на поставку военного снаряжения.

По окончании войны Кокс выкупил долю своего партнера и со сверхъестественной прозорливостью целиком отдался торговле металлоломом, еще не ведая о том, что он уже полностью созрел для выполнения главного дела своей жизни – подъема германского флота.

Затопленный флот

Согласно условиям перемирия, 74 германских военных корабля, в том числе 11 линкоров, 5 линейных крейсеров, 8 легких крейсеров и 50 миноносцев и эсминцев, были интернированы в огромной естественной бухте Скапа-Флоу на Оркнейских островах. Там они должны были оставаться до полудня 21 июня 1919 г. – момента официальной капитуляции Германии. Район расположения германского флота патрулировался английскими военными кораблями, но на борту каждого немецкого судна оставались небольшие по численности экипажи, номинально подчинявшиеся контр-адмиралу Людвигу фон Рейтеру. Ни один английский офицер или матрос не имели права взойти на борт какого-либо немецкого корабля.

Вечером 20 июня вице-адмирал Сидней Фримантл, командовавший британскими кораблями, сторожившими германский флот, получил сообщение о продлении по просьбе немецких представителей срока действия перемирия до полудня 23 июня. Он решил занять остающееся время торпедными учениями, и утром 21 июня в море вышел весь находившийся в этом районе английский флот, за исключением трех эсминцев, ожидавших ремонта (на одном из них можно было даже развести пары), плавбазы, нескольких дрифтеров и вооруженных тральщиков. Точно в полдень 21 июня на флагманском корабле адмирала фон Рейтера был поднят заранее установленный сигнал. Немедленно на всех германских судах подняли вымпелы, на клотиках взвились красные флаги, заревели гудки, зазвонили колокола и в воздух понеслись радостные крики нескольких тысяч немецких моряков. Тем временем находившиеся в нижних помещениях судов офицеры и старшины открывали кингстоны, разбивали приемные патрубки систем подачи забортной воды. Они изогнули штоки заборных клапанов так, чтобы их нельзя было закрыть, и выкинули за борт рукоятки и маховики кингстонов. На эсминцах, пришвартованных по два и по три к одной бочке, прикручивали к кнехтам швартовы и расклепывали шплинты якорных цепей, чтобы нельзя было потом отсоединить цепи.

И тут на глазах немногочисленных английских моряков, взиравших в ужасе на все происходившее, немецкие корабли начали, как пьяные, раскачиваться из стороны в сторону, крениться, сталкиваясь друг с другом, погружаться на дно – носом, кормой, бортом или же переворачиваясь кверху днищем. Английские дрифтеры и траулеры, открыв орудийный огонь, попытались вынудить немцев закрыть кингстоны, но те, надев спасательные нагрудники, стали прыгать за борт либо же в спасательных шлюпках направлялись к берегу. Восемь человек было убито и пять ранено. Англичане предприняли попытку спасти хотя бы несколько кораблей, но им удалось отвести на мелководье всего несколько эсминцев, три крейсера и один линкор. 50 германских судов – от миноносцев водоизмещением 750 т до линейного крейсера «Гинденбург» водоизмещением 28 тыс. т – ушли под воду на глубине от 20 до 30 м.

Никогда еще в истории на одном сравнительно небольшом участке моря не было затоплено столько военных кораблей. Этот рекорд просуществовал до 17 февраля 1944 г., когда американцы потопили в лагуне Трук на Тихом океане 51 японский корабль. Срочно возвратившийся в тот же вечер в Скапа-Флоу адмирал Фримантл, с трудом сдерживая ярость, заявил фон Рейтеру: – Честные моряки любой страны были бы не способны совершить такой поступок, за исключением, пожалуй, ваших людей.

В пору описываемых событий в Англии ощущалась острая нехватка металла для производства самых различных видов продукции – от железнодорожных рельсов до бритвенных лезвий. Нужно было строить суда, выпускать сельскохозяйственные машины, автомобили, пишущие машинки – словом, все, в чем нуждалась вернувшаяся к мирной жизни страна. В переплавку пошли пушки, танки, корпуса снарядов. В 1921 г. Кокс обошел своих конкурентов, купив у британского Адмиралтейства старые линкоры и разобрав их затем на лом на верфи Куинсборо. А три года спустя он приобрел у английского правительства за 20 тыс. фт. ст. немецкий плавучий док. Кокс и сам толком не знал, что делать с огромной U-образной махиной. Он лишь намеревался срезать установленный в доке громадный стальной цилиндр длиной 122 м и диаметром 12 м (ранее он использовался для испытаний прочных корпусов германских подводных лодок) и продать его на слом. Так Кокс и поступил. В результате он остался владельцем, по сути дела, совсем ненужного ему плавучего дока.


Рождение идеи


Вскоре, приехав в Копенгаген для переговоров с датской фирмой «Петерсон энд Альбек» относительно продажи партии цветных металлов, Кокс завел в владельцами фирмы разговор о нехватке железного лома. В ответ Петерсон полушутливо посоветовал ему воспользоваться тем самым плавучим доком, чтобы попытаться поднять часть затопленных в Скапа-Флоу кораблей. – Я не предполагаю, что вы сможете поднять линкоры, но, насколько мне известно, на дне бухты лежат тридцать или сорок миноносцев, причем водоизмещение самого большого из них не превышает тысячи тонн. А ваш док вполне поднимает и три тысячи тонн. В самом деле? Ну, а почему он, Кокс, не сможет поднять линкоры? Например, «Гинденбург». Двадцать восемь тысяч тонн металла ржавеют на дне, ожидая, пока их кто-нибудь не поднимет. И никто еще до сих пор не отважился на подобное.

Тут у Кокса и родилась идея, захватившая его на долгие годы. А уже если Кокс брался за что-либо, то он не терял времени даром. Он провел один день в технической библиотеке, изучая соответствующую литературу и обдумывая план дальнейших действий. Затем он отправился в Адмиралтейство и попросил продать ему «как есть» несколько миноносцев, лежащих на дне бухты Скапа-Флоу. Чиновники Адмиралтейства отнеслись к просьбе Кокса с предельной честностью. Они предложили ему предварительно лично осмотреть местонахождение кораблей и, что было еще более важным, дали ознакомиться с докладом о результатах обследования Скапа-Флоу официальной комиссией Адмиралтейства, посетившей его пятью годами ранее. «Вопрос о подъеме судов полностью отпадает, – говорилось в докладе, – а поскольку они не мешают судоходству, нет смысла даже взрывать их. Пусть лежат и ржавеют там, где они затонули».

Миноносцы лежали на дне вокруг своих швартовных бочек такими беспорядочными грудами, что, согласно заключению экспертов, их подъем был сопряжен с непомерными затратами. Что же касается больших кораблей, то для их подъема не годился ни один из существующих методов. Кокс, однако, был не специалистом, а практиком. Смысл своей жизни он видел в решении инженерных задач, и подъем германского флота представлялся ему просто более сложной по масштабам операцией. К тому же, мнение экспертов Адмиралтейства никак не могло повлиять на его решение хотя бы потому, что он так и не удосужился прочитать их доклад.


Кокс покупает лежащий на дне моря флот


Кокс все же прислушался к советам и направился в Скапа-Флоу, чтобы лично убедиться на месте в невозможности подъема хотя бы одного судна. Затем он вернулся в Лондон и предложил Адмиралтейству 24 тыс. фт. ст. за 26 миноносцев и два линкора. Ошеломленное дерзостью Кокса высшее начальство приняло деньги. Кокс стал владельцем военно-морского флота. Это могло показаться невероятным, но одного проведенного в библиотеке дня и столь же краткосрочного визита в Скапа-Флоу оказалось достаточным, чтобы наметить план действий.

Огромный плавучий док, владельцем которого Кокс так неожиданно стал, обладал подъемной силой, равной 3 тыс. т; масса каждого эсминца составляла от 750 до 1,3 тыс. т. Поэтому, полагал Кокс, он вполне сможет поднимать с помощью дока по два и даже по три миноносца, если их почему-либо не удастся расцепить под водой. Пройдет всего несколько недель и с миноносцами будет покончено. Деньги, полученные от их продажи на слом, можно будет использовать, чтобы срезать носовые, орудийные башни гигантского линейного крейсера «Гинденбург», лежавшего почти на ровном киле на глубине 18 м, да еще вдобавок на покрытом галькой дне.

При отливе башни полностью выступали из воды, поэтому срезать их с помощью кислородно-ацетиленовых горелок не представит особого труда. Деньги от продажи башен пойдут на оплату расходов, связанных с подъемом «Гинденбурга» водоизмещением 28 тыс. т. А когда крейсер будет поднят, его можно будет использовать в качестве гигантского понтона для подъема других кораблей. План был весьма хорош – этакая строгая последовательность заранее предопределенных событий. Он имел только один недостаток, проистекавший из абсолютного невежества Кокса в вопросах судоподъемных работ: план не мог быть осуществлен. Но во всем этом еще предстояло убедиться. А пока в распоряжении Кокса был флот, лежащий на дне Скапа-Флоу, плавучий док и большое количество якорных цепей с затонувших линкоров, которые он намеревался использовать вместо подъемных тросов. У него не было ни специалистов, ни соответствующего, оборудования.

На острове Хой, где Кокс намечал организовать штаб-квартиру по руководству и проведению всей операции, полностью отсутствовали какие бы то ни было мастерские, склады, жилые помещения. Там не было абсолютно ничего, даже электричества. На другой день после оформления покупки флота Кокс занялся наймом людей. С двумя ему особенно повезло. Это были Томас Маккензи и Эрнест Маккоун, получившие впоследствии прозвище «пара Маков». Они образовали главный штаб всех дальнейших операций. Покончив с этими делами, Кокс, презрев возражения двух своих помощников (многое из того, что он совершил в последующие годы, шло вразрез их мнению), срезал одну стенку своего U-образного дока и поставил на ее место временную заплату. Теперь док приобрел форму перевернутой буквы Г. Затем он до половины разрезал док поперек и отбуксировал, его за 700 миль на Оркнейские острова. Там док был подтянут к берегу в Милл-Бей на острове Хой и окончательно разрезан пополам.

В итоге в распоряжении Кокса оказались две секции сухого дока сечением, напоминавшим перевернутую букву Г, длиной по 61 м и шириной 24,3 м. В стенках каждой секции размещались насосы, воздушные компрессоры, генераторы, а также машинное и котельное отделения. На палубах располагалось по 12 комплектов грузоподъемных устройств. В состав каждого такого устройства входил блок грузоподъемностью 100 т и ручная лебедка с тройной передачей. Каждый блок, в свою очередь, был соединен с талями грузоподъемностью 100 т, прикрепленными с помощью болтов и массивных стальных пластин к стенке дока. От талей отходили подъемные цепи, пропущенные через ручьи шкивов. Свободные концы цепей свисали через кромку палубы в воду. Для работы на одной лебедке требовались два человека. Тут и произошло первое столкновение Маккоуна с Коксом. Маккоун требовал приобрести стальные тросы окружностью 229 мм. Кокс настаивал на использовании вместо тросов старых якорных цепей, поскольку каждый трос обошелся бы ему в 2 тыс. фт. ст. В этом споре Кокс одержал верх, но только на время.

Вверх