Образы природы в искусстве романтизма. Особенности восприятия и изображения природы в литературе романтизма. Романтизм в музыке – погружение во внутренний мир

Романтизм – течение и направление в культуре Европы. Его временные рамки – это вторая половина 18 века и первая половина века 19-го.

От других идейных и стилевых течений в культуре и искусстве (например, барокко, классицизма, реализма и т.д.), романтизм отличается как принципами творчества, так и своей философией. В основе романтизма лежит культ естественных чувств и эмоций человека. Ура всему не приукрашенному, не причесанному, бурному, бунтарскому!

Романтизм пришел на смену господства классицизма в искусстве Европы. Классицизм – это строгие рамки творчества, изображение идеального мира взамен реального, бесстрастность. Романтизм тоже отрицает жестокий и несправедливый мир реальности, и изображает идеальный мир, но этот идеал другой, отличный от рационального идеала классицизма.

Литература романизма – торжество бунта

Идеальный романтический герой – это сильная личность, бунтарь против правил и догм общества. В романтизме царит культ природы, девственной и дикой. Не человек вершина мира, а природа, считают романтики. У природы человек черпает силы жить, она исцеляет, восстанавливает, лечит горе и обиды. Только в единении с природой человек чего-то стоит, только с ней он обретает покой и гармонию.

Цивилизация в романтизме – зло. Цивилизованный человек, по мнению романтиков, испорчен, ленив, оторван от первозданных моральных ценностей природы. Поэтому часто попадается в романтических произведениях образ гуманного «благородного дикаря», не знающего цивилизации. Такой человек – это позитивный герой в романтизме, так как он более добр, более морален и человечен, чем человек грамотный и цивилизованный. К тому же он и мудрее цивилизованного человека, лучше приспособлен к жизни.

Выдающиеся представители романтизма в европейской и американской литературе – это Иоганн Гете, Перси Биче Шелли, Самюэль Кольридж, Эрнст Теодор Амадей Гофман, лорд Джордж Гордон Байрон, Виктор Гюго, Уильям Блейк, Проспер Мериме, Фенимор Купер.

Направление романтизма, помимо Европы, захватило также культуру Нового Света, то есть США, где тоже было распространено в первой половине 19 века.

Романтизм в музыке – погружение во внутренний мир

Выдающиеся композиторы и исполнители-романтики – это Фредерик Шопен, Рихард Вагнер, Франц Шуберт, Феликс Мендельсон, Иоганнес Брамс, Эдвард Григ, Гектор Берлиоз, Ференц Лист.

Частично в романтической манере писал свои произведения великий композитор и пианист Людвиг ван Бетховен.

Романтики в музыке стремятся максимально выразительно передать всю бурю, всю разнообразную гамму эмоций и чувств человека. Резкие музыкальные переходы и контрасты настроений, сильный эмоциональный накал – все это не только допускается, но и приветствуется в романтичной музыке.

Романтики стремятся, чтобы их музыка была максимально индивидуальной, чтобы ее можно было узнать «по почерку» автора. Грустная, минорная лирическая музыка, тема одиночества, погружение в душевные переживания – все эти черты как нельзя лучше вписываются в романтизм.

Русский романтизм – яркая летопись шедевров

Романтизм в российской музыке – это творчество Петра Ильича Чайковского, Николая Римского-Корсакова, Александра Бородина, Модеста Мусоргского. Романтизм в музыке процветал до конца 19 века, в то время как в литературе его время уж миновало.

А в литературе российской это Михаил Лермонтов, Василий Жуковский, Федор Тютчев, Евгений Баратынский. Ранняя поэзия Александра Пушкина тоже относится к романтическому стилю.

Как и романтики Европы, русских романтиков интересует не бытие всего человечества, а лишь развитие личности человека. В центре их произведений – незаурядная личность избранного героя. Например, Печорин, Демон или Хаджи Мурат в творчестве типичного классического романтика - Михаила Юрьевича Лермонтова.

Также, как и европейские романтики, русский романтизм обращается к народным фольклорным сюжетам и мотивам. Вспоминаются герои народных легенд, и перерабатываются крестьянские предания, старинные сказки. Примером может служить баллада Василия Жуковского «Светлана» по мотивам народных песен.

Каковы отличительные черты романтического пейзажа? Приведите примеры романтической описания природы в поэме М. Ю. Лермон­това.

Ответ

Поэма «Мцыри» написана в 1839 г., незадолго до смерти Лермонтова. Это одно из его последних произведений, своеобразный итог всего творческого пути. В поэме воплотился поздний, зрелый лермонтовский романтизм – направление, которому в той или иной степени поэт следовал всю свою жизнь.

Все идеи поздней лирики поэта отразились в этом произведении. К концу жизни ведущей темой в творчестве Лермонтова стала тема одиночества. Но, по сравнению с ранней лирикой, теперь одиночество лирического героя воспринимается как его свобода, то есть он по-новому рассмотрел для себя принцип романтического дуализма (традиционный принцип романтиков, построенный на различии для поэта мира «здесь» и мира «там», противопоставлении идеального и реального). Таким образом, поэт пришел к новому восприятию отношений героя и внешнего мира.

В текст поэмы включены все значимые компоненты романтического произведения, как-то: необычный герой в необычных обстоятельствах, конфликт, вызванный столкновением мира реального и мира идеального, и, разумеется, романтический
пейзаж.

Пейзаж в поэме «Мцыри» имеет особую роль, поскольку он, с одной стороны, помогает глубже проникнуть в
душу героя и понять его. А с другой стороны — он и сам выступает в произведении в роли активно действующего персонажа.

Все действие поэмы происходит на фоне кавказской природы, пышной и роскошной, которая олицетворение свободы для Мцыри. Более того, автор подчеркивает слияние своего героя с природой:

«О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад», «глазами тучи я следил», «рукою молнии ловил».

Пейзаж показан глазами героя и передает мысль и чувства. Первая картина — разделенные потоком берега — одиночество, отчаяние. Заключительная — облака, направляющие на восток, к Кавказу, — непреодолимое стремление на родину.

Сравнения подчеркивают эмоциональность Мцыри (как серна гор, пуглив и дик, и слаб, и гибок, как тростник). Сравнения отражают мечтательность натуры юноши (я видел горные хребты, причудливые, как мечты…). С помощью сравнений показано слияние Мцыри с природой, сближение с ней (сплетаясь, как пара змей), так и отчужденность Мцыри от людей (Я сам, как зверь, был чужд людей и полз и прятался, как змей). В этих сравнения – сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри.

Но покой и благодать, разлитые в природе, противопоставлены тоске и тревоге лирического героя.

Кругом меня цвел Божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев
Прозрачной зеленью листов;
И грозды полные на них,
Серег подобье дорогих,
Висели пышно, и порой
К ним птиц летал пугливый рой.
И снова я к земле припал,
И снова вслушиваться стал
К волшебным, странным голосам;
Они шептались по кустам,
Как будто речь свою вели
О тайнах неба и земли;
И все природы голоса
Сливались тут; не раздался
В торжественный хваленья час
Лишь человека гордый глас.

Герой тоскует, что живёт во времени, а не в вечности, как природа.

Природа и человек

В ранних романтических произведениях М. Горького действовали социально-конкретные лица - главным образом босяки, а также близкие к ним по своему общественному положению люди. Критическая направленность рассказов о горькой и тяжелой доле отверженных, «бывших людей», очевидна. В своем презрении к уродливым собственническим устоям деклассированный люд нес в себе стихийное влечение к воле, свободе. Во многих В ранних романтических произведениях М. Горького события из жизни босяков разворачиваются на фоне природы. Таковы, например, рассказы «Челкаш», «Мальва», «Старуха Изергиль», «Макар Чудра».

Но иногда пейзажные зарисовки являются не просто фоном, на котором разворачивается действие того или иного произведения. Зачастую пейзаж несет в себе некую смысловую нагрузку, как бы оттеняя душевное состояние героев, их переживания, настроения.

В рассказе «Старуха Изергиль» первая часть - легенда о Ларре, одиноком индивидуалисте, жестоко поплатившемся за свою гордыню. Его индивидуалистическая свобода противопоставляется свободе самой природы, тоже вечной, но радующей сердце. Но Ларра не свободен от себя самого, от смерти. Если выражаться точнее, то собственное сознание своей несвободы от свободы явилось его наказанием. Противопоставляемая Ларре Природа глубоко симво-лична. Она является символом душевной чистоты, независимости, гармонии с самим собой и справедливости. В тот момент, когда старейшина племени произносит приговор Ларре, с неба, совершенно ясного и чистого, раздаются раскаты грома. Как пишет автор, «это силы небесные подтверждали речь мудрого».

Ларра не может вернуться в природу (когда герой падает на землю и бьется головой, то земля отстраняется от него, «углубляясь от ударов его головы»), стать ее частью, умереть, поэтому обречен он скитаться мрачной тенью по свету, ища покоя и не находя его.

В заключительной части рассказа «Старуха Изергиль» Горький показывает нам совсем другого героя - Данко. Этот Человек - борец, экспериментатор, сильная личность с широкой натурой. Он противопоставляется герою первой легенды. Но, как ни парадоксально, здесь, в этой части произведения, образ природы несет совсем другую смысловую нагрузку. Перед нами встают мрачные картины дремучего леса, где не видно и проблеска свода и солнца (прием аллегории), где люди чахнут и гибнут от смертоносных и зловонных испарений болот. Это место давит людей, пожирает их изнутри, парализует их волю и разум. Но Данко стал бороться со страхом, сумел вдохновить людей пойти на поиски лучшего места и лучшей доли. Он ведет их «к свободе, к свету». Природа Здесь как бы сопротивляется, не пускает людей от себя. Горький применяет неоднократно прием олицетворения. Небо мечет молнии, идут проливные дожди, людей затягивают болота, лес хватает их за ноги, за руки, вопит, беснуется в бессилии остановить смелое сердце. «И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей...»
В данном случае Природа (лес) - персонаж, действующее лицо, роль которого заведомо определена и сводится к изображению пороков самих людей, лее - порождение их собственных страхов, слабости, малодушия, безволия, так как они возвели его выше себя.

Противостояние свободного человека, способного пожертвовать собой ради счастья других, и консервативного общества, недовольного сложившейся ситуацией, но боящегося каких-либо изменений в жизни, заканчивается гибелью героя - Данко. Но Данко - победитель, так как люди получили свободу, свет, надежду. Они увидели светлую, необъятную (как сама свобода) степь, блестящую траву и переливающуюся всеми цветами радуги реку (символы жизни). И что же? Как же они отблагодарили своего героя, вырвавшего свое сердце из груди, чтобы им не было страшно, чтобы показать им другую, светлую жизнь? Они забыли о подвиге Данко, и лишь мать-Природа помнит о нем: мерцающие голубые огоньки в ночной мгле и есть напоминание природы о великом Человеке.

В рассказе «Челкаш» (так же, как и в «Старухе Изергиль») писатель использует свой излюбленный композиционный прием - обрамление. Основным событиям в рассказе предшествует описание обычного дня, повседневной работы порта, моря. «Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом». Так показывает Горький порабощенную человеком «свободную стихию», используя прием олицетворения. Здесь взаимоотношения природы и человека враждебны: Природа мстит за свое порабощение.

Надо отметить, что в рассказе «Челкаш» автор использует в основном морской пейзаж. Он необыкновенно многогранен и символичен. По-разному относятся к морю герои рассказа. Для Гришки Челкаша море - родная стихия: истинно свободная, непокорная, страшная и в то же время необыкновенно прекрасная. Чем-то море напоминает характер самого Челкаша.

Для Гаврилы, простого деревенского парня, может, увидевшего море в первый раз, оно - свидетель его грехопадения, его преступных замыслов и того животного страха, который испытал он, пойдя «на дело» вместе с Челкашом. Для него море - свидетель его унижения. «Все было холодно, страшно, зловеще. Гавриле стало страшно».

Когда Горький описывает сцену кражи «товара» с парохода, море все время является действующим лицом, свидетелем и соучастником происходящего. «Ночь была темная... море было спокойно, черно и густо, как масло». Вроде бы такое начало не. предвещает ничего плохого. В то время, когда Челкаш «делал дело», море стало совсем тихим, тучи стали толще, сильнее закрыли небо, как будто Природа была заодно с ними. А вот когда было уже все позади, «ветер пронесся и разбудил море, вдруг заигравшее частой зыбью...». После удачного дела море как бы просветлело, обрадовалось добыче, но в ожидании будущих (плохих) событий, омрачилась его гладь тяжкой думою. А после того, как Гаврила совершил покушение на убийство, и Челкаш упал, пораженный предательской рукой, началась настоящая буря, шторм. «Пена шипела, и брызги воды летали по воздуху. Посыпался дождь. Сначала редкий, он быстро перешел в плотный, крупный, лившийся с неба топкими струйками. Дождь ретиво сек воду и землю... ветер ревел... Все кругом наполнялось воем, ревом, гулом...»
Показывая нам разбушевавшуюся стихию, Горький как бы задает вопрос: Что страшнее - безумство бушующей, бездушной стихии или целенаправленное, обдуманное убийство?
Таким образом, В ранних романтических произведениях М. Горький отводит достаточно большое место проблеме взаимоотношений человека и природы, причем человек, как правило, зависим от природы, является ее неотъемлемой частью. Картины природы являются не просто фоном, декорацией, она служат дополнением к психологической характеристике героя, отражают его внутренний мир и сущность.

Романтизм представляет собой идейное направление в искусстве и литературе, появившееся в 90-х годах 18 века в Европе и получившее широкое распространение в других странах мира (Россия входит их число), а также в Америке. Основными идеями данного направления является признание ценности духовно-творческой жизни каждого человека и его право на независимость и свободу. Очень часто в произведениях данного литературного направления изображались герои, обладающие сильным, бунтарским нравом, сюжеты характеризовались ярким накалом страстей, природа изображалась в одухотворенном и целительном ключе.

Появившись в эпоху Великой Французской Революции и мировой промышленной революции, романтизм сменил такое направление как классицизм и эпоху Просвещения в целом. В противопоставление приверженцам классицизма, поддерживающим идеи культового значения человеческого разума и зарождение цивилизации на его основах, романтики ставят на пьедестал поклонения мать-природу, подчеркивают важность естественных чувств и свободу стремлений каждой личности.

(Алан Мэйли "Изящный век" )

Революционные события конца 18 века полностью изменили ход привычной жизни, как во Франции, так и в других в странах Европы. Люди, чувствуя острое одиночество, отвлекались от своих проблем, играя в различные азартные игры, и развлекаясь самыми различными способами. Именно тогда возникла идея вообразить, будто человеческая жизнь это бесконечная игра, где есть победители и побежденные. В романтических произведениях часто изображались герои, выступающие против окружающего мира, бунтующие против судьбы и рока, одержимые собственными мыслями и размышлениями о собственном идеализированном виденье мира, остро не совпадающим с реальностью. Осознав свою беззащитность в мире, где правит капитал, многие романтики находились в смятении и растерянности, ощущая себя бесконечно одинокими в окружающей их жизни, в чем и заключался главный трагизм их личности.

Романтизм в русской литературе XIX века

Главными событиями, имевшими огромное влияние на ход развития романтизма в России, были Война 1812 года и восстание декабристов 1825 года. Однако отличаясь самобытностью и оригинальностью, русский романтизм начала 19 века является неотделимой частью общеевропейского литературного движения и обладает его общими чертами и основными принципами.

(Иван Крамской "Неизвестная" )

Возникновение русского романтизма совпадает по времени с назреванием социально-исторического перелома в жизни общества того времени, когда общественно-политический уклад Российской державы находился в неустойчивом, переходном состоянии. Люди передовых взглядов, разочаровавшись в идеях эпохи Просвещения, пропагандирующие создание нового общества, основанного на принципах разума и торжества справедливости, решительно отторгнув принципы буржуазной жизни, не понимая суть антагонистических жизненных противоречий, чувствовали ощущения безысходности, потерянности, пессимизма и неверия в разумное решение конфликта.

Главной ценностью представители романтизма считали человеческую личность, и заключенный в ней таинственный и прекрасный мир гармонии, красоты и высоких чувств. В своих произведениях представители данного направления изображали не реальный мир, слишком низменный и пошлый для них, они отображали вселенную чувств главного героя, его внутренний мир, наполненный мыслями и переживаниями. Через их призму и проступают очертания реального мира, с которым он не может смириться и поэтому старается возвыситься над ним, не подчиняясь его социально-феодальным законам и моралям.

(В. А Жуковский )

Одним из основоположников русского романтизма считается известный поэт В.А Жуковский, создавший ряд баллад и поэм, имевших сказочное фантастическое содержание («Ундина», «Спящая царевна», «Сказка о царе Берендее»). Его произведениям присущ глубокий философский смысл, стремление к нравственному идеалу, его поэмы и баллады наполнены его личными переживаниями и размышлениями, присущие романтическому направлению.

(Н. В. Гоголь )

Задумчивые и лирические элегии Жуковского сменяют романтические произведения Гоголя («Ночь перед Рождеством») и Лермонтова, творчество которых носит своеобразный отпечаток идейного кризиса в сознании общественности, впечатленной разгромом движения декабристов. Поэтому романтизм 30-х годов 19 века характеризуется разочарованием в реальной жизни и уходом в придуманный мир, где все гармонично и идеально. Романтические главные герои изображались как люди, оторванные от действительности и потерявшие интерес к земной жизни, вступающие в противоречие с обществом, и обличающие сильных мира сего в их грехах. Личная трагедия этих людей, наделенных высокими чувствами и переживаниями, состояла в гибели их нравственных и эстетических идеалов.

Умонастроения прогрессивно думающих людей той эпохи наиболее ярко отразилось в творческом наследии великого русского поэта Михаила Лермонтова. В его произведениях «Последний сын вольности», «Новгороду», в которых четко прослеживается образец республиканского вольнолюбия древних славян, автор выражает горячее сочувствие борцам за свободу и равенство, тем, кто выступает против рабства и насилия над личностью людей.

Для романтизма характерно обращение к историческим и национальным истокам, к народному фольклору. Это наиболее ярко проявилось в последующих произведениях Лермонтова («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»), а также в цикле стихотворений и поэм о Кавказе, который воспринимался поэтом как страна вольнолюбивых и гордых людей, противостоящих стране рабов и господ под властью царя-самодержца Николая I. Образы главных в произведениях «Измаил-бей» «Мцыри» изображены Лермонтовым с большой страстью и лирическим пафосом, несут ореол избранников и борцов за свою Отчизну.

К романтическому направлению также можно отнести раннюю поэзию и прозу Пушкина («Евгений Онегин», «Пиковая дама»), поэтические произведения К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского, Н. М. Языкова, творчество поэтов-декабристов К. Ф. Рылеева, А. А. Бестужева-Марлинского, В. К. Кюхельбекера.

Романтизм в зарубежной литературе XIX века

Главной особенностью европейского романтизма в зарубежной литературе 19 века является фантастичность и сказочность произведений данного направления. В своем большинстве это легенды-сказки, повести и новеллы с фантастическим, нереальным сюжетом. Наиболее выразительно романтизм проявился в культуре Франции, Англии и Германии, каждая из стран внесла свой особенный вклад в развитие и распространение данного культурного явления.

(Франсиско Гойя " Урожай" )

Франция . Здесь литературные произведения в стиле романтизма носили яркий политический окрас, во многом настроенный против новоявленной буржуазии. По мнению французских писателей, новое общество, появившееся в результате социальных перемен после Великой Французской революции, не понимало ценность личности каждого человека, губило ее красоту и подавляло свободу духа. Наиболее известные произведения: трактат «Гений христианства», повести «Аттала» и «Рене» Шатобриана, романы «Дельфина», «Корина» Жермены де Сталь, романы Жорж Санд, Гюго «Собор Парижской богоматери», серия романов о мушкетерах Дюма, собрание сочинений Оноре Бальзака.

(Карл Бруллов "Всадница" )

Англия . В английских легендах и преданиях романтизм присутствовал довольно давно, но не выделялся как отдельное направление до середины 18 века. Английские литературные произведения отличает наличие немного мрачноватой готики и религиозного содержания, здесь присутствует много элементов национального фольклора, культуры рабочего и крестьянского класса. Отличительная особенность содержания английской прозы и лирики - описание путешествий и странствий в далекие земли, их исследование. Яркий пример: «Восточные поэмы», «Манфред», «Путешествие Чайльд-Гарольда» Байрона, «Айвенго» Вальтера Скотта.

Германия . Огромное влияние на основы немецкого романтизма оказало идеалистическое философское мировоззрение, которое пропагандировало индивидуализм личности и его свободу от законов феодального общества, вселенная рассматривалась как единая живая система. Немецкие произведения, написанные в духе романтизма, наполнены размышлениями о смысле человеческого бытия, жизни его души, также они отличаются сказочными и мифологическими мотивами. Наиболее яркие немецкие произведения в стиле романтизма: сказки Вильгельма и Якоба Гримма, новеллы, сказки, романы Гофмана, произведения Гейне.

(Каспар Давид Фридрих "Этапы жизни" )

Америка . Романтизм в американской литературе и искусстве развивался немного позже, чем в странах Европы (30-е года 19 века), его расцвет приходится на 40-60-е годы 19 столетия. Огромное влияние на его появление и развитие оказали такие масштабные исторические события как война за независимость США в конце 18 века и гражданская война между Севером и Югом (1861-1865 годов). Американские литературные произведения условно можно поделить на два вида: аболиционистские (поддерживающие права рабов и их освобождение) и восточные (сторонники плантаторства). Американский романтизм основывается на тех же идеалах и традициях, что и европейский, в его переосмыслении и понимании на свой лад в условиях своеобразного уклада и темпа жизни жителей нового, малоизведанного материка. Американские произведения того периода богаты на национальные веяния, в них остро чувствуется чувство независимости, борьбы за свободу и равенство. Яркие представители американского романтизма: Вашигтон Ирвинг («Легенда о сонной лощине», «Жених-призрак», Эдгар Аллан По («Лигейя», «Падение дома Ашеров»), Герман Мелвилл («Моби Дик», «Тайпи»), Натаниэль Готорн («Алая Буква», «Дом о семи фронтонах»), Генри Уодсворт Лонгфелло («Легенда о Гайавате»), Уолт Уитмен, (поэтический сборник «Листья травы»), Гарриет Бичер-Стоу («Хижина дяди Тома), Фенимор Купер («Последний из могикан»).

И пусть романтизм в искусстве и литературе царил совсем недолго, и на смену героизму и рыцарству пришел прагматичный реализм, это ни в коей мере не уменьшает его вклад в развитие мировой культуры. Произведения, написанные в данном направлении, любят и читают с огромным удовольствием большое количество поклонников романтизма во всем мире.

Природа и человек в романтической лирике Жуковского

В.А. Жуковский вошел в нашу литературу как основоположник русского романтизма, открывший новые пути развития поэзии. Главным предметом своей поэзии он избрал мир человеческой души. По образному выражению Белинского, Жуковский дал русской поэзии «душу и сердце». Этими словами он подчеркнул значение Жуковского как зачинателя русской психологической лирики. «Душа и сердце» поэта неизменно присутствуют в тех стихотворениях Жуковского, где он с большой проникновенностью и тонкостью воссоздает картины природы. Своеобразие своей поэзии сам Жуковский определил в стихотворении «Невыразимое». Предмет его поэзии не изображение видимых явлений, а выражение пробуждаемых ими мимолетных, неуловимых переживаний:

Хотим прекрасное в полете удержать…

Жуковский прежде всего поэт-лирик. Его поэзия с начала до конца - история души поэта, его волнений, мечтаний и дум, лирическим выражением которых являются стихотворения, начиная с первой, характерной для него элегии «Сельское кладбище». Надо сказать, что жанр элегии стал определяющим в романтическую эпоху, так как именно в нем наиболее полно раскрывалось то новое, что привносил романтизм в поэзию: представление о сложности и противоречивости внутреннего мира человека, внимание к неуловимым движениям души и сердца, сочувствие человеческим страданиям. Элегия как стихотворение, посвященное грустным размышлениям, максимально полно выражает своеобразие лирического героя именно Жуковского с его стремлением к гармонии и покою. Уже в первой элегии «Сельское кладбище», являющейся свободным переводом элегии английского поэта Томаса Грэя, проявились такие черты поэзии Жуковского как сосредоточенность на душевных переживаниях, меланхолические раздумья над жизнью и судьбой человека, окрашенность всего стихотворения одним эмоциональным тоном, умение органически сочетать картины природы с переживаниями человека. «Сельское кладбище» начинается пейзажем, проникнутым меланхолической грустью, которую навевает картина медленно угасающего дня:

Уже бледнеет день…

В туманном сумраке окрестность исчезает,

Повсюду тишина…

В элегии развивается мысль о равенстве людей перед лицом смерти, несправедливости и противоречиях в социальном бытии человека и о печальной участи поэта в окружающей его действительности. Внутренний мир поэта раскрывается в образе меланхолически-мечтательного юноши, который, живя мечтами и сочувствием к людям, не знал ни славы, ни счастья, но сохранил по себе добрую память в сердце простодушного селянина и верного друга.

В «Сельском кладбище» наметились основные мотивы лирики Жуковского, получившие свое продолжение и развитие в следующей его элегии «Вечер», написанной в 1806 году. Содержание элегии составляет лирическое переживание созерцаемой поэтом природы, которое вызывает меланхолические воспоминания и раздумья о дружбе, «о счастье юных лет», об умерших друзьях, о личной судьбе и о своем призвании. Эти размышления приводят его к мысли о близкой смерти. Лирические мотивы так естественно и незаметно сменяются, что стихи становятся единым, живым, плавно льющимся музыкально-лирическим потоком, в котором отражается душа с малейшими оттенками и нюансами переживаний. Природа в стихотворении Жуковского не существует сама по себе. Эффект ее природы достигается при помощи олицетворений, эмоциональных эпитетов:

Как солнца за горой пленителен закат, -

Когда поля в тени, а рощи отдаленны

И в зеркале воды колеблющийся град

Багряным блеском озаренны…

В элегии ярко проявляется такая особенность дарования Жуковского, как зримая осязаемость поэтических образов. Можно легко представить себе, воссоздать в своем воображении ту картину, которую рисует поэт:

Уж вечер… облаков померкнули края,

Последний луч зари на башнях умирает;

Последняя в реке блестящая струя

С потухшим небом угасает.

Все тихо: рощи спят; в окрестности покой…

В стихотворение включаются ставшие традиционными для романтического мировосприятия мотивы сожаления о прошедшей молодости, погибших мечтах:

Сижу задумавшись: в душе моей мечты;

К протекшим временам лечу воспоминаньем…

О дней моих весна, как быстро скрылась ты,

С твоим блаженством и страданьем!

Оставаясь наедине с природой, лирический герой находит в ней собеседника, чья внутренняя жизнь столь же таинственна и подвижна, как и его собственная. Благодаря этому пейзажная лирика приобретает новое качество - символичность. Это особенно заметно в другом стихотворении - элегии «Море», написанной в 1822 году. Море предстает как одушевленное, одухотворенное существо:

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью

Тревожною думой наполнено ты…

В основании элегии лежит романтическое противопоставление недостижимей мечты и окружающей жизни. Жизнь моря представлена отражением неба:

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое светлое небо к себе?..

Своеобразие образа моря у Жуковского ярко проявляется в сопоставлении с образом моря у Пушкина в стихотворении «К морю», где оно выступает символом свободы, свободной стихии. Тишина спокойного моря, непрестанный рокот взволнованного, гул и гром обрушившегося на берег и на застигнутые бурей корабли были для поэтов не только музыкой природы, но и звуковым образом человеческих пёереживаний. Музыка природы наполнялась в их стихах человеческим смыслом.

Заслугой Жуковского явилось изображение внутреннего мира человека, жизни его души и сердца в единении с природой. Достоинство Жуковского как поэта Белинский видел в его стремлении к бесконечному, идеальному, прекрасному, в неудовлетворенности тем, что представляла действительность: «Утро ли, полдень ли, вечер ли, ночь ли, буря ли или пейзаж - все это дышит в ярких картинах Жуковского какою-то таинственной, исполненной чудных сил жизнью… Изображаемая Жуковским природа - романтическая природа, дышащая таинственной жизнью души и сердца».

Вверх