Анализ стихотворения Рубцова «Старая дорога. Анализ стихотворения Рубцова “Старая дорога” В чем смысл названия старая дорога рубцов

Идут по ней, как прежде, пилигримы,

И машет им прощальная рука.

Навстречу им июльские деньки

Идут в нетленной синенькой рубашке,

По сторонам – качаются ромашки,

И звон звенит во все свои звонки,

И в тень зовут росистые леса…

Как царь любил богатые чертоги,

Так полюбил я древние дороги

И голубые

вечности глаза!

То полусгнивший встретится овин,

То хуторок с позеленевшей крышей,

Где дремлет пыль и обитают мыши

Да нелюдимый филин – властелин.

То по холмам, как три богатыря,

Еще порой проскачут верховые,

И снова – глушь, забывчивость, заря,

Все пыль, все пыль да знаки верстовые…

Здесь каждый славен –

мертвый и живой!

И оттого, в любви своей не каясь,

Душа, как лист, звенит, перекликаясь

Со всей звенящей солнечной листвой,

Перекликаясь с теми, кто прошел,

Перекликаясь с теми, кто проходит…

Здесь русский дух в веках произошел,

И ничего на ней не происходит.

Но этот дух пройдет через века!

И пусть травой покроется дорога,

И пусть над ней, печальные немного,

Плывут, плывут, как мысли, облака…

В этом стихотворении можно выделить несколько пластов. Первый – конкретный и реальный. Это описание дороги, окруженной лесами, с ее пылью и верстовыми знаками, травой и ромашками по обочинам. Вдали видны полусгнивший овин и хуторок с позеленевшей крышей, три холма. Точно указано время – знойный июль.

Второй пласт – человек, лирический герой, шагающий по этой дороге: «так полюбил я древние дороги». Поэт передает внутреннее состояние своего героя: «И оттого, в любви своей не каясь, / Душа, как лист, звенит, перекликаясь/ Со всей звенящей солнечной листвой». Человек шагает по пыльной дороге, но ему хорошо. Он ощущает себя частью окружающего мира, он видит филина, избы вдалеке, может насладиться прохладой леса и красотой ромашек. Ему хорошо, пока он идет. Но ведь он идет один! И куда он идет? И от чего уходит? Не потому ли мысли его все-таки печальны?! И не ему ли махала «прощальная рука»?

Третий пласт – философский, если можно так сказать. Раздвигается пространство и время. Дорожная пыль превращается в пыль веков. Появляются образы пилигримов и скачущих всадников, и русский дух. Интересно, что слово «пилигрим» имеет два значения:

1)странник, путешественник; 2)странствующий богомолец, паломник.

Видимо неслучайно в стихотворении присутствует, пожалуй, только один звук – звон: «и зной звенит во все свои звонки» (прием аллитерация), «душа звенит». У читателя невольно идет ассоциация с колокольным звоном.

Начинается и заканчивается стихотворение одной и той же картинкой – плывущими по небу облаками. Это тоже многозначный образ. Все в нашей жизни призрачно, изменчиво, непостоянно, и вместе с тем легко, прекрасно и проходящее. Облака – символ вечной природы. Как и дорога – «старая дорога» (именно этот образ вынесен в название стихотворения), много повидавшая на своем веку, бесконечная. Да и у июльских деньков «нетленная» синенькая рубашка.

Рубцов в этом стихотворении часто использует прием олицетворения. Создается впечатление движения и смены картинок: июльские деньки идут, ромашки качаются, росистые леса зовут, облака плывут. Все глаголы стоят в настоящем времени, подчеркивая сиюминутность впечатлений.


Похожие материалы:

Тема дороги в поэзии Николая Рубцова. Анализ стихов. Тема дороги
Тема дороги достаточно часто встречается в произведениях русских поэтов и писателей. Например, у Н.А. Некрасова в стихотворении «В дороге» и поэме «Кому на Руси жить хорошо»; у А.С. Пушкина – образ зимней дороги; у Н.В. Гоголя в поэме «Ме...

Готическая литература в России
Общие тенденцииВообще интерес к готической литературе России был не чужд. В Россию готическая волна начинает проникать к 1790-м годам, когда в Европе достигает своего апогея. Так, рассмотренный ранее «Замок Отранто» Уолпола знали в семье А...

Истоки, типы, жанры и формы фантастики
Если под фантастикой понимать любую выдумку, любое нарушение пропорций действительности, зафиксированное в художественной форме, то её дальние истоки следует искать не только в средневековой, в данном случае древнерусской литературе, но и...

1. Стихотворение «Старая дорога».

Все облака над ней,

все облака…

В пыли веков мгновенны и незримы,

Идут по ней, как прежде, пилигримы,

И машет им прощальная рука.

Навстречу им июльские деньки

Идут в нетленной синенькой рубашке,

По сторонам – качаются ромашки,

И звон звенит во все свои звонки,

И в тень зовут росистые леса…

Как царь любил богатые чертоги,

Так полюбил я древние дороги

И голубые

вечности глаза!

То полусгнивший встретится овин,

То хуторок с позеленевшей крышей,

Где дремлет пыль и обитают мыши

Да нелюдимый филин – властелин.

То по холмам, как три богатыря,

Еще порой проскачут верховые,

И снова – глушь, забывчивость, заря,

Все пыль, все пыль да знаки верстовые…

Здесь каждый славен –

мертвый и живой!

И оттого, в любви своей не каясь,

Душа, как лист, звенит, перекликаясь

Со всей звенящей солнечной листвой,

Перекликаясь с теми, кто прошел,

Перекликаясь с теми, кто проходит…

Здесь русский дух в веках произошел,

И ничего на ней не происходит.

Но этот дух пройдет через века!

И пусть травой покроется дорога,

И пусть над ней, печальные немного,

Плывут, плывут, как мысли, облака…

В этом стихотворении можно выделить несколько пластов. Первый – конкретный и реальный. Это описание дороги, окруженной лесами, с ее пылью и верстовыми знаками, травой и ромашками по обочинам. Вдали видны полусгнивший овин и хуторок с позеленевшей крышей, три холма. Точно указано время – знойный июль.

Второй пласт – человек, лирический герой, шагающий по этой дороге: «так полюбил я древние дороги». Поэт передает внутреннее состояние своего героя: «И оттого, в любви своей не каясь, / Душа, как лист, звенит, перекликаясь/ Со всей звенящей солнечной листвой». Человек шагает по пыльной дороге, но ему хорошо. Он ощущает себя частью окружающего мира, он видит филина, избы вдалеке, может насладиться прохладой леса и красотой ромашек. Ему хорошо, пока он идет. Но ведь он идет один! И куда он идет? И от чего уходит? Не потому ли мысли его все-таки печальны?! И не ему ли махала «прощальная рука»?

Третий пласт – философский, если можно так сказать. Раздвигается пространство и время. Дорожная пыль превращается в пыль веков. Появляются образы пилигримов и скачущих всадников, и русский дух. Интересно, что слово «пилигрим» имеет два значения:

1)странник, путешественник; 2)странствующий богомолец, паломник.

Видимо неслучайно в стихотворении присутствует, пожалуй, только один звук – звон: «и зной звенит во все свои звонки» (прием аллитерация), «душа звенит». У читателя невольно идет ассоциация с колокольным звоном.



Начинается и заканчивается стихотворение одной и той же картинкой – плывущими по небу облаками. Это тоже многозначный образ. Все в нашей жизни призрачно, изменчиво, непостоянно, и вместе с тем легко, прекрасно и проходящее. Облака – символ вечной природы. Как и дорога – «старая дорога» (именно этот образ вынесен в название стихотворения), много повидавшая на своем веку, бесконечная. Да и у июльских деньков «нетленная» синенькая рубашка.

Рубцов в этом стихотворении часто использует прием олицетворения. Создается впечатление движения и смены картинок: июльские деньки идут, ромашки качаются, росистые леса зовут, облака плывут. Все глаголы стоят в настоящем времени, подчеркивая сиюминутность впечатлений.

В одном ряду стоят характеристики природы и состояние человека: глушь, заря и забывчивость; у вечности есть глаза, а филин – «нелюдимый властелин». Много эпитетов: прощальная рука, росистые леса, древние дороги, солнечная листва, печальные облака.

Цветовая гамма напоминает есенинскую: голубой, синий и алый.

Стихотворение написано 5-стопным ямбом с пиррихием. Рифма – парная и опоясывающая, мужская и женская, точная.

Поэт строкой выделил, на наш взгляд, ключевые, главные слова данного стихотворного текста: облака, вечность, мертвый и живой. Пространство замкнулось в единый круг жизни и смерти, «где каждый славен».

Таким образом, в данном стихотворении дорога символизирует целый мир, с его прошлым и настоящим; мир природы и человека; мир, где царит русский дух.

2. Стихотворение «У размытой дороги …»

Грустные мысли наводит порывистый ветер,



Грустно стоять одному у размытой дороги,

Кто-то в телеге по ельнику едет и едет –

Позднее время – спешат запоздалые дроги.

Плачет звезда, холодея, над крышей сарая…

Вспомни – о родина! – праздник на этой дороге!

Шумной гурьбой под луной мы катались играя,

Снег освещенный летел вороному под ноги.

Бег все быстрее…Вот вырвались в белое поле.

В чистых снегах ледяные полынные воды.

Мчимся стрелой…Приближаемся к праздничной

Славное время! Души моей лучшие годы.

Скачут ли свадьбы в глуши потрясенного бора,

Мчатся ли птицы, поднявшие крик над селеньем,

Льется ли чудное пение детского хора, –

О, моя жизнь! На душе не проходит волненье…

Нет, не кляну я мелькнувшую мимо удачу,

Нет, не жалею, что скоро пройдут пароходы.

Что ж я стою у размытой дороги и плачу?

Плачу о том, что прошли мои лучшие годы…

Это стихотворение объединено образом лирического героя, его чувствами и воспоминаниями. Оно называется – «У размытой дороги» (ср. «Старая дорога»). «Грустно стоять одному у размытой дороги…» – главная мысль стихотворения. Настроение меняется от «грустно» до «плачу». Плачет звезда, ей холодно, ветер порывистый, и плачет лирический герой. Природа созвучна его настроению. От чего же на душе волнение и от чего слезы? Наверное, самое главное все же не то, что прошли лучшие годы, а то, что дорога размыта. Нет пути, или герой не знает, куда идти дальше и зачем?! Все стихотворение построено, как диалог с самим собой. Есть восклицания, и есть риторический вопрос: «Что же стою у размытой дороги и плачу?» Здесь противопоставлены две картинки и два ощущения: праздник, лучшие годы, шумная гурьба людей, веселье и размытая дорога, печаль, одиночество.

Рифма перекрестная и только женская. Трехсложный размер (четырехстопный дактиль) придает стихотворению мягкость и напевность.

Таким образом, в данном стихотворении дорога – это как неизвестное будущее, в котором, по мнению лирического героя, уже не будет так хорошо, как раньше.

3. Стихотворение «Два пути».

Рассыпались

листья по дорогам.

От лесов угрюмых падал мрак…

Спите все до утреннего срока!

Почему выходите

на тракт?

Но мечтая, видимо, о чуде,

По нему, по тракту, под дождем

Все на пристань двигаются люди

На телегах, в седлах и пешком.

А от тракта, в сторону далеко,

В лес уходит узкая тропа.

Хоть на ней бывает одиноко,

Но порой влечет меня туда.

Кто же знает,

может быть, навеки

Людный тракт окутается мглой,

Как туман окутывает реки…

Я уйду тропой.

с. Никольское Вологодской обл.

Это стихотворение интересно тем, что оно написано, когда автору было всего 14 лет. Но он определил уже для себя свой путь. Это не широкая дорога, по которой идет большинство людей, а узкая тропа. Для немногих. Рубцов понимал, что «на ней бывает одиноко, но порой влечет меня туда».

В данном стихотворении путь, дорога – это судьба, которую ты выбрал и которой ты уже не сможешь изменить.

«Старая дорога» Николай Рубцов

Всё облака над ней,
всё облака…
В пыли веков мгновенны и незримы,
Идут по ней, как прежде, пилигримы,
И машет им прощальная рука…
Навстречу им - июльские деньки
Идут в нетленной синенькой рубашке,
По сторонам-качаются ромашки,
И зной звенит во все свои звонки,
И в тень зовут росистые леса…
Как царь любил богатые чертоги,
Так полюбил я древние дороги
И голубые
вечности глаза!

То полусгнивший встретится овин,
То хуторок с позеленевшей крышей,
Где дремлет пыль и обитают мыши
Да нелюдимый филин - властелин.
То по холмам, как три богатыря,
Ещё порой проскачут верховые,
И снова-глушь, забывчивость, заря,
Всё пыль, всё пыль, да знаки верстовые…

Здесь каждый славен -
мёртвый и живой!
И оттого, в любви своей не каясь,
Душа, как лист, звенит, перекликаясь
Со всей звенящей солнечной листвой,
Перекликаясь с теми, кто прошёл,
Перекликаясь с теми, кто проходит…
Здесь русский дух в веках произошёл,
И ничего на ней не происходит.
Но этот дух пойдёт через века!
И пусть травой покроется дорога,
И пусть над ней, печальные немного,
Плывут, плывут, как прежде, облака…

Анализ стихотворения Рубцова «Старая дорога»

Стихотворение «Старая дорога» было создано Рубцовым во время поездки на Алтай, предпринятой в 1966 году. Там он пробыл несколько месяцев – с мая по сентябрь. Тот период ознаменовался написанием ряда лирических произведений. В их числе – «Шумит Катунь», «Ось жизни», «В горной долине», «Весна на берегу Бии», «Улетели листья с тополей…», «В деревне». Сочиненные на Алтае стихотворения литературоведы объединили в цикл, дав ему негласное название «Алтайское лето».

В «Старой дороге» нашли отражение значимые для творчества Рубцова темы – дороги и родины. В произведении можно с некоторой долей условности выделить два плана. Первый – реальный. Поэт описывает дорогу, на первый взгляд особо ничем не примечательную. Обычный человек, скорей всего, и вовсе не обратил бы на нее внимание, ведь на просторах необъятной России таких – великое множество. Действие стихотворения происходит в разгар лета. По небу плывут облака, по сторонам качаются ромашки и «в тень зовут росистые леса». В тексте вообще немало бытовой конкретики. Например, в середине поэт упоминает полусгнивший овин и «хуторок с позеленевшей крышей».

Лирический герой шагает по старой дороге, испытывая от этого невероятное счастье. Душа его звенит, перекликаясь «со всей звенящей солнечной листвой». Ему нравится незатейливый пейзаж вокруг, он умеет искренне радоваться простым вещам. Герой обладает зорким сердцем. Шагая по обыкновенной дороге, он видит прошлое и настоящее страны, переживает одновременно единственное мгновение и целую вечность. Так появляется второй план стихотворения. В дорожной пыли возникают фрагменты истории и мифологии России с ее царями, богатырями, пилигримами. Расширяются границы времени и пространства. Дорога становится местом практически мистическим, где «русский дух в веках произошел». В финальных строках внимание лирического героя переключается с прошлого и настоящего на будущее. Он искренне верит, что вышеупомянутый русский дух пройдет через века. Когда-нибудь травой покроется дорога, но также будут плыть над ней облака. Анализируемый текст отличается кольцевой композицией – первые и последние строки не повторяют в точности друг друга, но весьма похожи и явно перекликаются. Тем самым Рубцову удается показать непрерывное вращение колеса истории. Меняются времена, но есть на свете кое-что вечное – как русский дух, как облака.

Все облака над ней,

все облака…

В пыли веков мгновенны и незримы,

Идут по ней, как прежде, пилигримы,

И машет им прощальная рука.

Навстречу им июльские деньки

Идут в нетленной синенькой рубашке,

По сторонам - качаются ромашки,

И звон звенит во все свои звонки,

И в тень зовут росистые леса…

Как царь любил богатые чертоги,

Так полюбил я древние дороги

И голубые

вечности глаза!

То полусгнивший встретится овин,

То хуторок с позеленевшей крышей,

Где дремлет пыль и обитают мыши

Да нелюдимый филин - властелин.

То по холмам, как три богатыря,

Еще порой проскачут верховые,

И снова - глушь, забывчивость, заря,

Все пыль, все пыль да знаки верстовые…

Здесь каждый славен -

мертвый и живой!

И оттого, в любви своей не каясь,

Душа, как лист, звенит, перекликаясь

Со всей звенящей солнечной листвой,

Перекликаясь с теми, кто прошел,

Перекликаясь с теми, кто проходит…

Здесь русский дух в веках произошел,

И ничего на ней не происходит.

Но этот дух пройдет через века!

И пусть травой покроется дорога,

И пусть над ней, печальные немного,

Плывут, плывут, как мысли, облака…

В этом стихотворении можно выделить несколько пластов. Первый - конкретный и реальный. Это описание дороги, окруженной лесами, с ее пылью и верстовыми знаками, травой и ромашками по обочинам. Вдали видны полусгнивший овин и хуторок с позеленевшей крышей, три холма. Точно указано время - знойный июль.

Второй пласт - человек, лирический герой, шагающий по этой дороге: «так полюбил я древние дороги». Поэт передает внутреннее состояние своего героя: «И оттого, в любви своей не каясь, / Душа, как лист, звенит, перекликаясь/ Со всей звенящей солнечной листвой». Человек шагает по пыльной дороге, но ему хорошо. Он ощущает себя частью окружающего мира, он видит филина, избы вдалеке, может насладиться прохладой леса и красотой ромашек. Ему хорошо, пока он идет. Но ведь он идет один! И куда он идет? И от чего уходит? Не потому ли мысли его все-таки печальны?! И не ему ли махала «прощальная рука»?

Третий пласт - философский, если можно так сказать. Раздвигается пространство и время. Дорожная пыль превращается в пыль веков. Появляются образы пилигримов и скачущих всадников, и русский дух. Интересно, что слово «пилигрим» имеет два значения:

1)странник, путешественник; 2)странствующий богомолец, паломник.

Видимо неслучайно в стихотворении присутствует, пожалуй, только один звук - звон: «и зной звенит во все свои звонки» (прием аллитерация), «душа звенит». У читателя невольно идет ассоциация с колокольным звоном.

Начинается и заканчивается стихотворение одной и той же картинкой - плывущими по небу облаками. Это тоже многозначный образ. Все в нашей жизни призрачно, изменчиво, непостоянно, и вместе с тем легко, прекрасно и проходящее. Облака - символ вечной природы. Как и дорога - «старая дорога» (именно этот образ вынесен в название стихотворения), много повидавшая на своем веку, бесконечная. Да и у июльских деньков «нетленная» синенькая рубашка.

Рубцов в этом стихотворении часто использует прием олицетворения. Создается впечатление движения и смены картинок: июльские деньки идут, ромашки качаются, росистые леса зовут, облака плывут. Все глаголы стоят в настоящем времени, подчеркивая сиюминутность впечатлений.

В одном ряду стоят характеристики природы и состояние человека: глушь, заря и забывчивость; у вечности есть глаза, а филин - «нелюдимый властелин». Много эпитетов: прощальная рука, росистые леса, древние дороги, солнечная листва, печальные облака.

Цветовая гамма напоминает есенинскую: голубой, синий и алый.

Стихотворение написано 5-стопным ямбом с пиррихием. Рифма - парная и опоясывающая, мужская и женская, точная.

Поэт строкой выделил, на наш взгляд, ключевые, главные слова данного стихотворного текста: облака, вечность, мертвый и живой. Пространство замкнулось в единый круг жизни и смерти, «где каждый славен».

Таким образом, в данном стихотворении дорога символизирует целый мир, с его прошлым и настоящим; мир природы и человека; мир, где царит русский дух.

Стихотворение «Старая дорога» было создано Рубцовым во время поездки на Алтай, предпринятой в 1966 году. Там он пробыл несколько месяцев – с мая по сентябрь. Тот период ознаменовался написанием ряда лирических произведений. В их числе – «Шумит Катунь», «Ось жизни», «В горной долине», «Весна на берегу Бии», «Улетели листья с тополей…», «В деревне». Сочиненные на Алтае стихотворения литературоведы объединили в цикл, дав ему негласное название «Алтайское лето».

В «Старой дороге» нашли отражение значимые для творчества Рубцова темы – дороги и родины. В произведении можно с некоторой долей условности выделить два плана. Первый – реальный. Поэт описывает дорогу, на первый взгляд особо ничем не примечательную. Обычный человек, скорей всего, и вовсе не обратил бы на нее внимание, ведь на просторах необъятной России таких – великое множество. Действие стихотворения происходит в разгар лета. По небу плывут облака, по сторонам качаются ромашки и «в тень зовут росистые леса». В тексте вообще немало бытовой конкретики. Например, в середине поэт упоминает полусгнивший овин и «хуторок с позеленевшей крышей».

Лирический герой... шагает по старой дороге, испытывая от этого невероятное счастье. Душа его звенит, перекликаясь «со всей звенящей солнечной листвой». Ему нравится незатейливый пейзаж вокруг, он умеет искренне радоваться простым вещам. Герой обладает зорким сердцем. Шагая по обыкновенной дороге, он видит прошлое и настоящее страны, переживает одновременно единственное мгновение и целую вечность. Так появляется второй план стихотворения. В дорожной пыли возникают фрагменты истории и мифологии России с ее царями, богатырями, пилигримами. Расширяются границы времени и пространства. Дорога становится местом практически мистическим, где «русский дух в веках произошел».

В финальных строках внимание лирического героя переключается с прошлого и настоящего на будущее. Он искренне верит, что вышеупомянутый русский дух пройдет через века. Когда-нибудь травой покроется дорога, но также будут плыть над ней облака. Анализируемый текст отличается кольцевой композицией – первые и последние строки не повторяют в точности друг друга, но весьма похожи и явно перекликаются. Тем самым Рубцову удается показать непрерывное вращение колеса истории. Меняются времена, но есть на свете кое-что вечное – как русский дух, как облака.

Вверх