Предупреждение дисграфии у дошкольников. Дипломная работа: Предупреждение дисграфии у детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы детского сада. Речь и основные нарушения речи

Что же такое дисграфия? Дисграфия -это частичное специфическое нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажение звуко-слоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

Дисграфические ошибки всегда носят стойкий характер. Они не связаны с нарушением интеллекта ребенка или нерегулярностью посещения учебного учреждения. Дисграфические ошибки обусловлены несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

На сегодняшний день выделяют пять видов дисграфии:

1. Артикуляторно-акустическая дисграфия.

  1. Ребенок, опираясь на свое неправильное произношение, пишет слова так, как их произносит. Поскольку причина этой формы дисграфии связана с дефектным произношением ребенка, необходимо срочно начать работу с логопедом по исправлению звукопроизношения. При этой форме дисграфии нельзя опираться на проговаривание слов, пока не исправлены дефектные звуки. Как только дефектный звук будет поставлен, сразу же нужно начинать работу по дифференциации поставленного звука со звуком, которым раньше ребенок его заменял.

Игры и игровые упражнения

1).«Топни - хлопни» - логопед предлагает ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит,например, звук Р и топнуть ногой, если услышит звук Л. Задания даются сначала на уровне звуков, затем слогов, слов и предложений.»2.

2).«Покажи символ». Взрослый произносит вразбивку сначала звуки, затем слоги и слова с отрабатываемой парой звуков. Ребенок должен поднять нужный символ.(Например, звук Р — собачка, Звук Л - самолетик). Сначала взрослый произносит слова в медленном темпе, затем темп увеличивается.

3).«Повтори за мной». Взрослый произносит цепочку звуков, затем слогов и слов. Например, С, С, Ш; С,Ш,С;Ш,Ш,С; СА-ША; СА-ША-СА; СА-ША-СА-ША;СА-СА-ША-СА; СОК-ШОК; СОК-ШОК-СОК-СОК и др. Ребенок должен правильно повторить цепочку за взрослым.

4).«Найди лишний звук» (слог, слово). Например, С,С,Ш (звук Ш); СО- СО-ШО-СО (слог ШО),СОК, ШУМ, СУМКА, СЛОН (слово ШУМ) Задание выполняется с увеличением темпа. 5) «Скажи наоборот» (Логопед произносит слог СА, а ребенок слог ША, логопед — СУ, ребенок — ШУ и т.д.) Слоги подбираются в зависимости от того, какой звук был дефектным.

2.Акустическая дисграфия.

  1. Этот вид дисграфии проявляется в заменах букв, фонетически сходных звуков (звонкие- глухие, свистящие- шипящие, аффрикаты и их компоненты, входящие в их состав (Ч-ТЬ,Ч-Щ,Ц-Т,Ц-СЬ и т.д.), а также в неправильном обозначении мягкости на письме (ЛУБИТ-ЛЮБИТ, КРУЧОК-КРЮЧОК, ПЕН-ПЕНЬ).Работа по развитию фонематического восприятия должна строится на основе дифференциации пар звуков, сходных по признакам, указанным выше. На начальном этапе обязательно проводится работа по различению звуков и букв. Различение звуков отрабатывается в парах. (Например, звуки Т-Д. Сначала каждый из звуков отрабатывается отдельно (сначала Т, затем Д), в последствии даются упражнения для различения этих двух звуков в слогах, словах и предложениях (звуки Т и Д присутствуют в одном слове одновременно). При таком виде дисграфии дает хороший результат задание на поиск в тексте газеты или книги дифференцируемых букв. Например, в первом обзаце нужно найти и подчеркнуть букву Т, а во втором обзаце — букву Д. Затем задание усложняется. Детям предлагается букву Т обвести в кружок, а букву Д подчеркнуть. По мере усвоения и поддержания интереса у детей, в последствии, это задание можно предложить выполнять на скорость.

3.Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Этот вид дисграфии проявляется в пропусках и перестановках букв и слогов, недописывании конца слов, написании лишних слов в предложении и слогов в словах, повторении букв или слогов в словах, в написании в одном слове слогов разных слов, в слитном написании предлогов, в отдельном написании приставок. Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей с нарушением письменной речи. Коррекция этой формы дисграфии включает в себя три направления:

а) звуковой анализ и синтез,

б) слоговой анализ и синтез,

в) анализ и синтез на уровне предложений.

Игры и игровые упражнения

1) «Придумай слово на заданный звук». Это упражнение нужно постоянно применять по мере знакомства со звуками и буквами в определенной последовательности.

  1. 2) «Какого звука не хватает?» (лу. (к) - лук, су.(п) - суп, (ш).уба - шуба, ра.(м)а - рама) и др.

3) «Выбери картинки, в названиях которых есть заданный звук»

  1. 4) «Назови все звуки в слове по порядку» (н, о, с = нос; р, у, б, а, ш, к, а = рубашка)

5) «Назови в слове только гласные звуки» (музыка — у, ы,а)

6) «Назови в слове только согласные звуки (сумка -с, м, к)

7) «Слова» - детям предлагается придумать новое слово на последний звук предыдущего слова (нос-сок-кот-танки-игры и т.д.)

8) «Словесные цепочки» - придумывание нового слова на последний слог предыдущего (палка-кабан-банка-Катя и т.д.)

9) «Телеграф» -деление слов на слоги с проговариванием каждого слога и отбиванием на каждый слог по столу рукой. (ма-ши-на, у-лит-ка, ра-ки, дом) и др.

  1. 10) «Составь слово из звуков» (д,о,м=дом, м,а,м,а=мама и др.)

11) «Составь слово из слогов» (у-ли-ца=улица, ма-ли-на=малина) и др.

12) «Собери слово из звуков» (с,н,о=нос, х,у,м,а=муха) и др.

13) «Собери слово из слогов» (ги,кни=книги, са,Ла,ри=Лариса и др.)

14) «Придумай предложение» (слово «лодка» - Рыбак сидит в лодке.) По мере усвоения материала задание можно усложнить: составить предложение только из двух(трех, четырех слов); назвать все слова в предложении по порядку, затем вразбивку; назвать позицию слова по отношению его к другим словам, используя предлоги: ЗА,ПЕРЕД,МЕЖДУ; назвать «соседей» нужного слова.

15) «У кого длиннее предложение»- увеличение количества слов в предложении с последующим анализом. (Мама купила овощи.- Моя мама купила овощи.-Моя мама купила вкусные овощи. - Моя мама купила вкусные свежие овощи.и т.д.)

16) «Найди самое длинное и самое короткое слово в предложении»

(деление слов на слоги и выделение предлога - На машине везут песок. НА-предлог (короткое слово), ма-ши-не самое длинное слово в предложении - три слога).

17) «Собери предложение из слов» (на, мальчик, велосипед, едет = Мальчик едет на велосипеде.)

4.Аграмматическая дисграфия.

Этот вид дисграфии связан с недоразвитием грамматического строя речи. Аграмматизмы на письме встречаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Аграмматическая дисграфия проявляется в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовывать слова между собой, страдает словообразование, словоизменение, возникают трудности в синтаксическом строе речи, что проявляется в ошибках при создании конструкций сложных предложений: пропусков членов предложений,нарушением последовательности слов в предложениях.

Игры и игровые упражнения

  1. 1) «Один-много»-образование форм единственного и множественного числа существительных (стол-столы, кукла- куклы, окно-окна и др.

2) «Он-они»-образование глаголов настоящего времени множественного числа (строит-строят, играет-играют и др.)

3) «Доскажи словечко» - образование глаголов прошедшего времени мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа(Мальчик в дом.(зашел). Девочка в класс.(зашла). Солнце за лес.(зашло).

  1. 4) «Назови ласково», «Большой-маленький», «Назови детеныша» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (лиса-лисичка, заяц-зайчик; шкаф-шкафчик, кровать-кроватка; кошка-котенок-котята, волк-волчонок-волчата и др.) 5) «Чей предмет?», «Чей хвост?»- образование притяжательных прилагательных (платье мамы - мамино платье, книга дедушки - дедушкина книга; хвост зайца - заячий хвост, хвост медведя - медвежий хвост и др.)

6) «Из чего сделано?» - образование относительных прилагательных (дом из дерева-деревянный дом, компот из вишни - вишневый компот, гвоздь из железа - железный гвоздь и

7) «Бусы»-согласование прилагательных с существительными в роде, числе. Чем больше слов, тем длиннее бусы. (снег(какой?) - белый, пушистый, холодный, мягкий, мокрый, липкий и др., снежинки (какие?) - белые, легкие, резные, красивые и др.; окно (какое?) - большое, светлое, чистое и др.)

8) «Один-два-пять» - согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже (один дом - два дома - пять домов; одна дверь - две двери - пять дверей, одно окно-два окна-пять окон и др.)

9) «Кто больше?» - распространение предложений однородными членами (У Маши красное яблоко. У Маши красное, вкусное, спелое, большое яблоко.) Выигрывает ребенок, который

придумает самое длинное предложение.

10) «Большущее» - образование имен существительных с увеличительными суффиксами (рука-ручища, волк-волчище, дом-домище и др.)

11) «Отгадай слово- действие, которое задумал твой товарищ» - образование возвратных глаголов (у-шел, у-летел, у-плыл и др.; при-шел, при-нес,при-гнал и др.) Один ребенок называет приставку (начальную часть слова) и совершает показ действия, другой ребенок должен отгадать, какое слово загадал его товарищ.

12) «Закончи предложение» - составление предложений с противопоставлением (Мы хотели посмотреть мультфильмы, но у нас сломался телевизор.) и сложноподчиненных предложений с придаточным времени (Мы посмотрели мультфильмы, когда починили телевизор.) 13) «Скажи наоборот» - образование антонимов (добро - зло, радость-горе, большой-маленький, толстый-тонкий, кричит-молчит и др.) 14) «Придумай предложение по картинке»-употребление предложно-падежных конструкций с предлогами В,НА,ПЕРЕД,ОКОЛО,ЗА,НАД,ПОД (Птичка сидит в клетке. Птичка летает за клеткой. Птичка сидит на клетке. Птичка летает под клеткой. Птичка летает над клеткой. И т. д.)

  1. 5.Оптическая дисграфия.

В ее основе лежит несформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского языка состоят из элементов: палочек, овалов, полукругов и некоторых других специфических элементов. Эти элементы комбинируются в пространстве и образуют буквы-знаки. Некоторые дети не улавливают тонких различий между буквами, что приводит к неправильному их изображению. При знакомстве с буквами, их печатании и овладении чтением каждый ребенок проходит закономерный этап проб и ошибок. Он длится определенный период: от нескольких дней до полугода. В этот период ребенок может ошибаться. Взрослые не должны ругать его за ошибки, а должны помочь ему справиться с этим новым для него видом деятельности и сделать все, чтобы процесс обучения грамоте вызывал у ребенка только положительные эмоции и удовольствие, радость от познания нового.

Но, если этот процесс затянулся и взрослые замечают, что к моменту поступления в школу, ребенок по-прежнему пишет(печатает) буквы зеркально, путает их друг с другом, необходимо обратиться за помощью логопеда до поступления в первый класс.

Игры и игровые упражнения.

1) Рисовать, обводить, закрашивать, заштриховывать буквы, складывать буквы из счетных палочек, лепить буквы из пластилина, выкладывать буквы из бус, собирать буквы из частей-элементов, составляющих буквы, выкладывать буквы из крупы на пластине, лепить их из пластилина.

2) Заучивать короткие стихи о буквах, в которых описываются элементы букв (Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком.)

3) Угадывание буквы по написанию в воздухе, на столе, на ладони ребенка.

4) Проговаривать схему написания буквы: (Например, буква Н -две длинные вертикальные палочки - спинки, перекладинка — матрасик, получается кроватка).

5) Придумывание названий предметов, на которые похожа буква (Ж- на жука, Д на дом, А -на крышу, Л -на шалаш и т.д.)

6) «Допиши букву» (Ребенку предлагается узнать букву без какого-то одного элемента, дописать и назвать ее.)

7) «Наложенные изображения»-(Ребенку предлагается узнать и назвать буквы, изображения которых наложены одно на другое)

8) «Зашумленные изображения букв» (Ребенку предлагается узнать заштрихованные буквы, назвать и записать их).

9) «Найди ошибку и исправь ее» (Ребенку предлагаются правильно и неправильно написанные буквы. Ребенок находит неправильно написанные буквы и исправляет

их написание.)

Одновременно при этом виде дисграфии необходимо развивать внимание ребенка, используя упражнения на зрительно-пространственную координацию.

Игры и игровые упражнения для развития зрительно-пространственной координации

1) Сравнить две картинки и найти отличия, используя при сравнении слова: слева, справа, вверху, внизу, около, за, в левом верхнем углу и т.д.

  1. 2) Пройти по лабиринту.

3) Дорисовать недостающие детали у предметов.

4) Продолжить узор.

  1. 5) Запомнить и назвать предметы, нарисовать их на листе бумаги.

У каждого учителя-логопеда в арсенале есть свои игры, игровые упражнения, игровые задания, которые помогают при работе над профилактикой различных видов дисграфии у дошкольников. Но нужно помнить, что все упражнения должны быть разнообразны, проводиться в игровой форме, чтобы у ребенка не пропадал интерес к занятиям. Нужно использовать много речевых игр и заданий, соревнований, которые очень нравятся детям и внесут в любое занятие интерес, являющийся главным условием успешной коррекции дисграфии.

























































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

План

I. Актуальность

1. Оптическая дисграфия

а) Выявление предпосылок оптической дисграфии
б) Устранение предпосылок оптической дисграфии

2. Игры на предупреждение оптической дисграфии в дошкольном возрасте

II. Заключение

III. Литература

I. Актуальность

Дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которая неизбежно проявится у детей с началом их школьного обучения в случае непринятия профилактических мер.

Нарушения письменной речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости детей, увеличивают сроки овладения школьной программой, вызывают негативное отношение детей к процессу обучения.

Достаточный уровень развития оптико-пространственных представлений является необходимым условием для усвоения зрительных образов букв и, особенно для дифференциации близких по начертанию букв. Однако у многих детей к началу школьного обучения эти функции остаются не вполне сформированными, что приводит к появлению оптической дисграфии.

1. Оптическая дисграфия

Обследования детей подготовительных групп показало, что предпосылки оптической дисграфии имеют примерно 44,5% детей (из них 26,7% связано трудностями латерализации).
Оптическая дисграфия не зависит от состояния устной речи и может иметь место у детей даже с самым высоким уровнем её развития. В основе этого вида дисграфии лежит совершенно иное «слабое звено»: недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению к друг другу) и зрительного анализа и синтеза. Именно эту несформированность и следует рассматривать как явную предпосылку оптической дисграфии.

В школе оптическая дисграфия проявляется, как трудность усвоения ребенком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему похожими

– замена букв, состоящего из одного количества одинаковых элементов (И и Ш, Ц и Щ, П и Т, А и М), или похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов (В и Д, Б и Д, Ш и Т);
– не дописывание элементов буквы;
– «зеркальное» изображение букв.

а) Выявление предпосылок оптической дисграфии

Одним из наиболее простых способов выявления сформированности у ребёнка зрительно – пространственных представлений является проверка понимания им значения предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу. Сделать это можно следующим образом:

Задание 1. Попросить показать ребёнка, где карандаш лежит на книгах, где под книгами, а где в книге. Или предложить ему самому положить под книгу, на книгу и в книгу.

Задание 2. Теперь можно поменять характер вопросов. Попросить ребёнка взять карандаш с книги, из-под книги, из книги.
Затруднения в выполнении этих двух заданий будут свидетельствовать о недостаточной сформированности у ребёнка зрительно-пространственных представлений, выражающейся в непонимании расположения предметов в пространстве по отношению к друг другу.

Задание 3. Это задание позволяет выявить правильность ориентировки ребёнка в правой и левой сторонах пространства.
а) Положить карандаш справа от книги и попросить ребёнка сделать то же самое с его карандашом. Вполне возможно, что он положит свой карандаш слева, то есть воспроизведёт расположение в пространстве этих двух предметов «зеркально».

б) Сложите два карандаша в виде печатной буквы «Г» и попросить ребёнка сделать то же самое с его карандашами, а затем так же букву «И» сложить. Зеркальность выполнения этих заданий будет свидетельствовать о затруднении в дифференциации левой и правой сторон пространства.

Задание 4.

а) Попросить ребёнка сказать, чем (какими деталями) отличаются друг от друга две похожие вазы. Для нахождения всех этих довольно мелких различий ребёнок должен обладать достаточно развитым зрительным анализом.

б) Предложить ребёнку сложить из детских кубиков по образцу какой-либо предмет. Для выполнения этого задания ребёнок должен уметь синтезировать отдельные части в целый предмет.

Трудности выполнения ребёнком старшего дошкольного возраста хотя бы нескольких из приведённых выше заданий будет свидетельствовать о несформированности у него зрительно- пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза, а значит и о наличии явных предпосылок оптической дисграфии. Эти предпосылки обязательно должны быть устранены до начала школьного обучения.

Практика убеждает нас в том, что если в дошкольном возрасте проводить профилактическую работу по оптической дисграфии и дислексии, то в школьном возрасте детям не нужна логопедическая помощь. Значит, нужно сделать всё возможное для того, чтобы «убрать» предпосылки оптической дисграфии и дислексии до начала обучения в школе.

б) Устранение предпосылок оптической дисграфии

Профилактика оптической дисграфии, заключается в устранении выявленных её предпосылок, и должна быть направлена на преодоление отставания в развитии у ребёнка зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

Развитие представлений о форме и величине предметов

1. Упражнение. Указав на квадрат (или треугольник, овал и пр.) расположенных в верхнем ряду, попросить найти такую же фигуру в нижнем ряду.Продолжать выполнять эту работу до тех пор, пока ребёнок не усвоит все геометрические формы и их названия.

2. Упражнение. Попросить показать большое, маленькое и среднее яблоко, а так же два одинаковых по величине яблока. Затем показывая поочерёдно на каждое из яблок, попросить назвать их величину (большое, среднее, маленькое, среднее). Показав в заключении на два одинаковых по размеру яблока, постараться получить от ребёнка соответствующее словесное обозначение («одинаковые»).

3. Упражнение. Аналогично сравниваем предметы по высоте, толщине, длине, ширине и закрепляем соответствующее словесные обозначения «толстый – тонкий», «высокий – низкий», «длинный – короткий», «широкая – узкая».

(11-27 СЛАЙДЫ)

2. Игры на развитие у ребёнка зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза

Работа над пространственными предлогами

Особый раздел составляет работа над пространственными предлогами. При помощи которых выражается расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу. Прежде всего нужно в доступной форме (на реальных предметах и на картинках) объяснить смысловое значение основных предлогов.

(29-32 СЛАЙДЫ)

Игры на закрепление умений правильно употреблять предлоги

Ориентировка в правой и левой сторонах пространства

Очень важным показателем сформированности или несформированности у ребёнка пространственных представлений является его умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства. В этом плане необходимо добиваться того, чтобы до начала школьного обучения ребёнок мог без затруднений выполнять следующие упражнения.

1. Упражнение

Попросить ребёнка поднять вверх правую руку. При правильном выполнении им этого задания попросить его показать правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо, левой рукой левую ногу. В случае затруднений при выполнении этих заданий необходимо добиться чёткой ориентировки ребёнка в правой и левой сторонах своего тела.

2. Упражнение

Поработайте над тем, чтобы ребёнок научился ориентироваться в правой и левойсторонах окружающего пространства по отношению к нему самому (умение, определять справа или слева от него находятся расположенные в комнате различные предметы.

3. Упражнение

Встать напротив ребёнка и попросить его показать сначала его правую руку, а затем вашу, его левый глаз, а затем ваш и т.д.. После этого дать ребёнку игрушку и попросить показать правую илевую руку у петрушки. Это задание являетвя самым сложным, и нередкооно становится доступным лишь детям младшего школьного. И тем не менее нужно постепенно добиваться правильного его выполнения.

Успешное выполнение упражнений №1 – 3 даст ребёнку возможность избежать «зеркальности» в изображении букв и цифр. Однако для окончательного достижения этой цели необходимо ещё и чисто практически приучать его правильно ориентироваться на листе бумаги – начинать писать буквы или цифры с левого верхнего угла и заполнять строчку в направлении слева направо. Кроме того, элементы знакомых ребёнку печатных букв обязательно должны писаться сверху вниз, а не наоборот, и каждый элемент к любой конкретной букве должен приписываться только справа (например, букву Ю нельзя начинать писать с овала).

(35-37 СЛАЙДЫ)

Игры на ориентирование правой и левой сторон пространства

(38-40 СЛАЙДЫ)

Узнавание букв в усложнённых условиях

Если ребёнок дошкольного возраста уже знаком с печатными буквами, то очень полезно поупражнять его в выполнении следующих заданий: Назвать буквы сходные по начертанию, заштрихованные, недописанные, наложенные друг на друга, необычно расположенные и т.д.

Все эти задания проводятся в виде игры, они помогут ребёнку создать в своём воображении устойчивые образы букв, не смотря ни на какие «помехи». Это и будет наилучший способ профилактики оптической дисграфии.

(41-54 СЛАЙДЫ)

Игры на предупреждение оптической дисграфии

II. Заключение

Предложенные упражнения и игры способствуют развитию зрительного гнозиса, формированию пространственных представлений. Одной из приоритетных задач логопедов и педагогов является своевременное выявление, профилактики и коррекции оптической дисграфии, что не позволит допустить перехода ошибок в начальное звено школы.

III. Литература

1. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – С.Петербург, «Союз» 2001. 2. Логопедия/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 1998.
3. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей (Из опыта работы)
4. Ярёменко Б.Р., Ярёменко А.Б., Горяинова Т.Б. Минимальные дисфункцииголовного мозга у детей. – СПб.: Салит-Деан, 1999. 4. festival.1september.ru, 2013.

Автор : Лиханова Нина Леонидовна, учитель-логопед МДОБУ ЦРР-ДС №12 «Непоседы» г. Тынды Амурской области.
Проблема нарушений чтения и письма рассматривается уже более ста лет, но до сих пор является одной из наиболее актуальных и сложнейших в логопедии, так как является весьма распространённым явлением (Бельгия – 5%, Британия – 4%, Греция – 5%, США – 8,5%).
Впервые на нарушения чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. Куссмауль в 1887 г.
В настоящее время проблемой преодоления нарушения письма и чтения занимаются Р.И. Лалаева, В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева и другие, продолжается дальнейшая разработка и интенсивное накопление сведений и экспериментальных данных, позволяющих определять причины и патогенез возникновения дисграфий и дислексий, совершенствовать систему коррекционной работы.
Некоторые исследователи и педагоги обращают внимание на возрастание роли профилактической работы по предупреждению нарушений письма и чтения у детей: Ю.Ф. Гаркуша, Т.Н. Короткова, М.Г. Милистивенко, Г.В. Бабина, Н.А. Грассе.
Оптическая дислексия и дисграфия заключается в неузнавании букв как обобщённых графических знаков соответствующих фонем, т.е. буквы не осознаются как графемы. Ребёнок может видеть, списывать буквы, но не узнаёт их, т.е. не соотносит их с определенными звуками. Основной причиной неузнавания букв является неточное, нечёткое восприятие их, неустойчивость представлений о них, т.е. оптическая дислексия и дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Чтобы научиться читать и писать необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис. Буква отличается от любого другого рисунка прежде всего своей условностью, она никак не связана по замыслу с тем звуком, который обозначает. «Не буква как рисунок, носящий название соответствующего звука, а графема – графическое изображение фонемы – составляют единицу чтения и письма», - отмечала Р.Е. Левина.
Представляю игры, предназначенные для профилактики или коррекции оптической дисграфии и дислексии. Материал может быть использован как учителями-логопедами, воспитателями подготовительной к школе группы, так и учителями начальных классов как часть НОД и при организации индивидуальной коррекционной работы для профилактики или коррекции оптической дисграфии.
Эти игры я оформила через программу Phonoshop. Картинки я нашла в свободном доступе в сети Интернет. Phonoshop очень удобен для оформления различного наглядного материала. С его помощью я оформляю наглядность для проведения НОД, информационные стенды для родителей, игры и пособия для детей.

«Буква спряталась»

Цель :
Задачи :
Коррекционно-образовательные
Коррекционно-развивающие : развитие мелкой моторики, координации тонких движений руки, творческого воображения.
Воспитательные : формирование самостоятельности, инициативности.

Ход игры:
Ребенку предлагается узнать букву по отдельным элементам и назвать ее.
Игровая ситуация: «В одном волшебном лесу жили-были сказочные феи. Они были очень веселыми и игривыми. Они и тебе предлагают поиграть в их любимую игру. Поиграем? Феи и их друзья спрятали от тебя буквы, назови, какие? Напечатай найденные тобой буквы».
На начальных этапах обучения я предлагаю буквы двух цветов: гласные – красные и черные – согласные, позднее задание усложняется – ребёнку предлагаются все буквы одного цвета.

«Зашумленные буквы»

Цель: формирование у детей буквенного гнозиса.
Задачи:
Коррекционно-образовательные : закрепить у детей знания букв алфавита, совершенствовать навык «печатания».
Коррекционно-развивающие
Воспитательные : формирование уверенности в себе, инициативности.

Ход игры:
Ребенку предлагается узнать букву по контуру, находящемуся за контурным изображением различных предметов.
Игровая ситуация: «Феи опять спрятали буквы за контурами разных предметов, но ты разгадаешь опять их загадку, правда? Найди, какую букву спрятали Феи? Обведи ее пальчиком и напиши на листочке».

«Помоги провести урок в Лесной школе»

Цель: формирование у детей буквенного гнозиса.
Задачи:
Коррекционно-образовательные : совершенствование навыка чтения слогов, слов, навыка «печатания».
Коррекционно-развивающие : развитие мелкой моторики рук, координации тонких движений руки, творческого воображения.
Воспитательные: формирование уверенности в себе, эмпатии, желания
помочь.

Ход игры:
Ребенку необходимо по элементам букв угадать, какой слог или слово написано на карточке.
Игровая ситуация: «В лесной школе учительница приготовила задание для детей, написав его на доске, но кто-то пошутил и половину букв стер. Помоги восстановить слоги и слова, которые написала учительница».


Игра «Поезд»

Цель игры: закрепление навыка послогового чтения.
Задачи:
Коррекционно-образовательные : развитие фонематического слуха, формирование звукового анализа и синтеза слов.
Коррекционно-развивающие : развитие творческого воображения.
Воспитательные : формирование уверенности в себе.

Ход игры:
Ребенку предлагается из букв, находящихся в вагончиках составить слово, которое находится в паровозе.
Игровая ситуация:
Чух-чух-чух! Мчится поезд во весь дух!
В паровозе СОВА везет весь состав,
Из вагончиков слово СОВА
Ты составь!

1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов – М., 2001
2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах – М., 1998
3. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших дошкольников
– С-Пб., 1998
4. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей – С-Пб., 1995
5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников – М., 1997
6. Хрестоматия по логопедии / под ред. Волковой Л.С. Т2 - М.,1997
7. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ – М., 1997
8. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи – М., 1996

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад комбинированного вида 9 «Солнышко» Дисграфия. Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста. Подготовила учитель-логопед Степанова Гузель Гумеровна г.лангепас 2016 г.

2 Профилактика дисграфии детей дошкольного возраста Анализ логопедической литературы и результаты практической деятельности показали, что процесс письма и чтения тесным образом связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя роль в данных видах умственной деятельности неодинакова. Учитывая сложность механизма письма и чтения, а также значимость дошкольного возраста в подготовке ребёнка к школе, целесообразно начинать формирование предпосылок письма и чтения в дошкольном возрасте. Операции письма по А.Г. Лурия: 1. Анализ звуковой структуры слова (определяется последовательность и место каждого звука в слове). 2. Соотношение выделенной из слова фонемы (звука) с определённым зрительным образом буквы, который должен быть отдифференцирован от всех других, особенно от графических сходных. 3. Моторная операция процесса письма - воспроизведение с помощью руки, зрительного образа буквы, одновременно осуществляется кинестетический контроль. В письменных работах школьников встречаются специфические, стойкие нарушения письма, которые показывают дисграфию. Дисграфия это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма Причины дисграфии: 1. Наследственность (прямое наследование, либо употребление токсических и наркотических веществ). 2. Органические нарушения ц.н.с. (афазия, дизартрия). 3. Социальные причины: неправильная речь окружающих, двуязычие в семье, невнимательное отношение родителей к речи ребёнка, дефицит речевых контактов. Нарушения письма могут быть у детей с ЗПР, с ДЦП, с ММД, с нарушением зрения, слуха, речевое недоразвитие. Как определить, нужна ли ребенку помощь логопеда? А если специалиста, в силу различных обстоятельств, нет и учитель, родитель не могут получить квалифицированную консультацию. Как в этой ситуации помочь ребенку? Для начала необходимо, чтобы родитель знал, какие ошибки относятся к специфическим, дисграфическим. Классификация дисграфических ошибок. Акустическая дисграфия (на основе фонемного распознавания, дифференкциация фонем) Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д- т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у е-и).

3 Артикуляторно-акустическая дисграфия Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. То есть отражает свое дефектное произношение на письме. Ребенок заменяет буквы, соответствующие фонетически близким звукам (звонкие-глухие, свистящиешипящие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав), а также неправильно обозначает мягкость согласных на письме («лубит» вместо «любит», «писмо» вместо «письмо»). Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового воприятия Проявляется на уровне слова и на уровне предложения. Причина ее возникновения затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Характерные ошибки на письме: 1. пропуски гласных букв; всят-висят, комнта-комната, урожй-урожай; 2. пропуски согласных букв: комата-комната, вей-всей; 3. пропуски слогов и частей слова: стрки-стрелки; 4. замена гласных: пище-пищу, сесен-сосен, люгкий-легкий; 5. замена согласных: тва-два, роча-роща, урошай-урожай, боказываедпоказывает; 6. перестановки букв и слогов: онко-окно; 7. недописывание букв и слогов: чере-через, на ветка-на ветках, диктандиктант; 8. наращивание слов лишними буквами и слогами: детити-дети, снег-снег, диктанат-диктант; 9. искажение слова: мальни-маленький, чайщик-чащи; 10. слитное написание слов и их произвольное деление: два-два, бойчасов-бой часов, в ся-вся; 11. неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. Замерзла Речка птицам голодно. Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. 12. нарушение смягчения согласных: болшой-большой, толко-только, умчалис-умчались, мач-мяч. Оптическая дисграфия. Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия. Причина возникновения несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (и-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.). 1. замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б; 2. замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ; 3. замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;

4 4. зеркальное написание букв: с, э, ю; 5. пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв. Аграмматическая дисграфия. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи: Причина возникновения недоразвитие грамматического строя речи. На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями 1. нарушения согласования слов: с еловый ветки-с еловой ветки, появилось трава-появилась трава, огромная бабочки-огромные бабочки; 2. нарушения управления: в ветка-с ветки; умчались к чащу-умчались в чащу, сидит стул-сидит на стуле; 3. замена слов по звуковому сходству; 4. слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще-в роще, настене-на стене, на бухли-набухли; 5. пропуски слов в предложении. Определив вид нарушений процесса письма, вы можете наметить основные направления работы с ребенком. Если учитель разберется вовремя в этих проблемах и отправит ребенка к специалисту, то своевременные коррекционные мероприятия могут намного облегчить жизнь маленькому школьнику. Но, к сожалению, гораздо чаще такой ребенок попадает к специалисту только после всего комплекса педагогического воздействия, который был бы хорош применимо к школьнику с обычными проблемами. Также важна и профилактическая работа по предупреждения нарушения письма. С детьми, имеющими повышенный риск возникновения дислексии и дисграфии, проводится коррекционно-профилактическая работа, которая должна носить комплексный характер и предполагать участие психолога, логопеда, воспитателей, родителей. Необходимо проводить целенаправленную специальную работу по развитию психических функций и процессов, обеспечивающих овладение читательской деятельностью и письмом, формированию собственно письменной речи как особого вида знаковой деятельности. Так, содержательную сторону готовности к овладению чтением составляют группы умений: языковые (умение оперировать различными языковыми единицами на уровне слова, предложения, связного текста; умение сравнивать слова, отвлекаясь от их предметного значения и др.), сенсомоторные (умение выделять и оперировать пространственными признаками предметов, умение оперировать временными понятиями в практической деятельности и др.), гностические (умение быстро и четко узнавать и дифференцировать зрительные образы, умение быстро и четко узнавать и воспроизводить слуховые образы (слова, ритмы и др.), семантические (умение устанавливать простейшие причинноследственные и временные связи, осуществлять смысловое прогнозирование и др.). Дети из группы риска нуждаются в индивидуализации темпов и приемов обучения чтению и письму. Система профилактических воздействий должна включать меры по исключению или сведению до минимума факторов риска.

5 Вид дисграфии Чем обусловлена Ошибки Пути коррекции 1 Акустическая Нарушение фонемного распознавания (трудности слуховой дифференциации звуков речи) 2 Артикуляторноакустическая 3 На почве несформированности анализа и синтезаречевого потока Дефекты звукопроизношения (прежде всего, полные звуковые замены) Затруднение в определении количества и последовательности звуков в слове 4 Оптическая Недоразвитие оптикопространственных представлений и зрительного анализа и синтеза 5 Аграмматическая Несформированность грамматических систем словоизменения и словообразования навухли (набухли) холонна (холодная) запичат (запищат) дити (дети) кола (кора) каска (кашка) Шётки(щётки) Светы (цветы) до м (дом) катн (картина) кги (книги) дикант (диктант) птищы (птицы) (недоучет кол-ва одинак. элементов букв) пиша (пища) (недоучет доп. элемента) лина (луна) (смешение надстрочных подстрочных элементов) и на столу под кроватей стулов он сделала Работа дифференциацией звуков над Постановка» звука, автоматизация, дифференциация от ранее заменяемого звука Упражнения в звуковом и слоговом анализе и синтезе слов Устранение недоразвития зрительнопространственной сферы Формирование грамматических систем словоизменения и словообразования Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников Oднo из неoбхoдимых услoвий предупредительнoгo вoздействия - раннее распoзнавание настoраживающих признакoв речевoгo недoразвития. Учет механизмoв нарушения чтения и письма предпoлагает патoгенетический принцип кoррекциoннoй рабoты. Важнo не пoзднее 3-4 лет прoверить у ребенка сoстoяние слухoвoй дифференциации звукoв речи. Если oна затруднена, тo неoбхoдимo приступить к её развитию. Эта рабoта oбязательнo дoлжна быть закoнчена дo начала oбучения грамoте.

6 Надo преoдoлевать звукoвые замены в речи, сфoрмировать кинестетические oбразы звукoв, чтoбы при внутреннем прoгoваривании прoисхoдила oпoра на правильную артикуляцию звукoв. Кoррекция нарушений слoгoвoй структуры этo oдна из причин вoзникнoвения дисграфии и дислексии у шкoльникoв. Прoведение в детскoм саду бoлее углубленнoй рабoты пo анализу речевoгo пoтoка. Фoрмирoвание у детей прoчных грамматических стереoтипoв. Кoтoрые являются oтправнoй тoчкoй в деле пoстепеннoгo oвладения ребёнкoм грамматическими нoрмами языка. Развитие зрительнo- прoстранственных представлений. Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц (развитие связной монологической речи, способности к суждениям и умозаключениям; совершенствование лексико- грамматического и фонетического оформления речи). Для решения основных задач профилактики вся окружающая ребенка среда должна быть «развивающей», то есть она должна обеспечивать достаточное количество слуховых и зрительных впечатлений. Такая среда предполагает присутствие объектов, способных привлечь и удержать внимание ребенка, стимулировать развитие его познавательной и мыслительной деятельности. Большую помощь в этом могут оказать тщательно подобранные «развивающие» игрушки, а позднее и игры. Важную роль в этом отношении играет теплое эмоциональное общение с ребенком окружающих его взрослых людей. Особое внимание в дошкольный период должно быть уделено полноценному развитию устной речи, поскольку именно она является той основной базой, на которой в дальнейшем будет строиться письменная речь. Приведем некоторые виды упражнения: для развития слухового восприятия используются игры и задания, имеющие целью формирование слухового внимания: Угадай, кто это, «Послушаем тишину», «Что на улице»; навыка определения направления звука: Где позвонили, Жмурки с голосом; различения силы и громкости звука: Тихогромко!. Необходимо развивать у ребёнка чувство ритма, обучая повторять заданный ритмический рисунок (хлопками, отстукиванием), сравнивать серии ударов, предъявляемые последовательно. В ходе таких упражнений развивается речевое и неречевое слуховое восприятие ребёнка. для развития фонематического слуха ребенка следует учить подбирать картинки, соответствующие словам и начинающиеся (или содержащие) на заданный звук; различать отдельные звуки в ряду других звуков. развитие зрительного восприятия: составление картинки, разрезанной на части; конструирование по образцу, по предоставлению (например, из палочек); называние предметов по их контурам, дорисовка недорисованных предметов, называние перечеркнутых изображений; выделение предметных изображений, наложенных друг на друга; определение, что неправильно нарисовал художник. моторно-двигательное развитие включает в себя формирование крупной и мелкой моторики, развитие общей двигательной умелости (двигательной памяти, переключаемости движений).

7 формирование тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук: пальчиковый бассейн коробка, наполненная сыпучим наполнителем, имеющим необычную текстуру (например, манной, гречневой крупой, горохом, рисом или фасолью). С помощью этого приспособленья можно обучать детей нахождению предмета и определению его формы без подключения зрительного анализатора. В заключение хочется обратить внимание родителей на то, что если ребенок не различает некоторые речевые звуки на слух (проверять его можно начиная с двухлетнего возраста), если после пяти лет в его устной речи имеются звуковые замены, а после четырех все еще сохраняются аграмматизмы, если в пять-шесть лет он не владеет простейшими формами звукового анализа или обнаруживает несформированность зрительно- пространственных представлений, он не сможет овладеть полноценным письмом. По этой причине родителям и педагогам дошкольных учреждений очень важно внимательно присмотреться к ребенку еще в дошкольном возрасте с учетом перечисленных выше «параметров». В случае выявления хотя бы одного «слабого звена», необходимо сделать все возможное для своевременного его выравнивания, а значит и для предупреждения дисграфии. Список литературы: 1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, с. 2. Логинова Е.А. Нарушения письма. Учебное пособие. / Под ред. Волковой Л.С. - СПб.: Детство-Пресс, с. 3. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной - М.: Просвещение, с. 4. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей - СПб.: Союз, с «Я не виноват»(еремеенкова А.А.) 6. Коваленко, О.М. Коррекция нарушения письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы:учебно-метод.пособие / О.М. Коваленко.-М, 2008г. 7. Дроздова Н.В., Зайцева Л.А., Хабарова С.П., Харитонова Е.А. Нарушения устной и письменной речи:учеб.-метод. пособие Мн.: УО «БГПУ», 2003.

8 Задание: назвать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями. Задание: дорисовать недостающие элементы букв.

9 Найди спрятанные буквы «В». Обведи их. Добавь недостающий элемент буквы, чтобы получилась буква В.

10 Логопедическая работа по предупреждению дисграфии ведётся поэтапно на протяжении всего учебного процесса. I этап. Развитие зрительного внимания и памяти Цель данного этапа выработка устойчивости, переключаемости, увеличение объёма памяти и внимания. Для достижения цели можно использовать следующие игры: «Что поменяли?» (фиксация изменений в расположении нескольких предметов). «Запомни» (запоминание изображений двух-пяти предметов). «Собери пирамиду» (запоминание порядка колец на пирамиде). «Найди фигуру» (выделение из множества заданных геометрических фигур). «Найди отличия» (определение различий в двух предметных картинках). «Что где было?» (запоминание расположения предметов на плоскости вверху, в центре, в правом верхнем углу и т.д.). «Найди картинку» (выделение из множества картинок по определённой теме) «Найди одинаковые фигуры» (классификация геометрических фигур: по цвету; по цвету и форме). «Раскрась фигуры» (раскрашивание заданных фигур из множества). II этап. Развитие зрительно-моторной координации Задачей данного этапа является развитие ощущений артикуляционных поз и движений, развитие мелкой моторики рук. 1. Выполнение артикуляционных упражнений с закрытыми глазами. 2. Чередование артикуляционных упражнений с открытыми и закрытыми глазами. 3. Двигательные упражнения с мячом, флажком и т.д. 4. «Рисование» в воздухе рукой. 5. Пальчиковая гимнастика. 6. Письменные упражнения в тетради: обведение контуров по трафарету, раскрашивание и т.п. III этап. Формирование представлений о схемах лица и тела На данном этапе даются понятия «право лево», «вверху внизу», разбирается схема лица и тела у ребёнка и у ребёнка, сидящего напротив. Изучаются контурные и силуэтные изображения, зашумлённые предметы. «Скажи правильно» (определение сторон собственного тела ребёнка и у другого, сидящего напротив). «Делай как я», «Зеркало»

11 «Чего нет?» (определение недостающих частей у предметов. Такие игры могут быть по каждой лексической теме) «Дорисуй половинку» (дорисовывание правой или левой половины картинки) «Почтовый ящик», «Волшебный мешочек», «Собери картинку» (кубики или картинки, разрезанные по горизонтальным и вертикальным линиям). «Слушай и выполняй» (выполнение инструкций: подними правую руку вверх; покажи левой рукой правый глаз, положи карандаш справа от кубика и т.п.). IV этап. Развитие звуко слогового анализа, чувства ритма На данном этапе развивается слухомоторная координация, умение ритмического отхлопывания или отстукивания; знакомим детей со схемой ритма. 1.«Прохлопай, прошагай слово» (послоговое проговаривание имён). 2.Воспроизведение определённого ритма по рисунку. 3.«Сколько частей?» (определение количества слогов в слове). 4.«Назови гласный звук» (выделение гласных звуков). 5.Знакомство со схемой слова и слога. 6.Обозначение слогов фишками. 7.«Скажи на один слог больше, чем я» (наращивание слогов). V этап. Развитие пространственных представлений 1. Конструирование из палочек по образцу, памяти. 2. Выкладывание мозаики по образцу. 3. Конструирование предметов из палочек по воображению. 4. «Геометрическое лото» (конструирование из наборов геометрических фигур) 5. Конструирование букв и цифр из палочек, крупы, элементов букв. 6. Определение правильно изображённой буквы или цифры среди неправильно написанных, зашумлённых и т.п. 7. Дописывание недостающих элементов букв. 8. Реконструирование букв путём перестановки, добавления элементов. Р Ф, Г Т, Е Ё, И Й, У Х, Ь Ъ, К Ж, Р В 9. Употребление предлогов (на, под, над, в, за) Развитие зрительно-моторной координации, пространственного анализа, чувства ритма и т.д. это необходимое условие предупреждения дисграфии. Работа должна проводиться систематически и поэтапно, учитывая психофизические особенности детей.


Консультация для учителей начальной школы Тема: «Дисграфия. Диагностика и коррекция» Подготовила учитель-логопед МБОУ лицея 1 Кусайло Е.Г. Письменная и устная речь это две формы речевой функции Устная

Определение Виды дисграфий Коррекция и профилактика Дисграфия это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера обусловлено несформированностью

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 4 Консультация для родителей по предупреждению. и коррекции дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста Подготовила учитель

Учебная дисциплина «ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ» Составитель: Сапогова Ольга Леонидовна, старший преподаватель кафедры логопедии Института инклюзивного образования БГПУ Определения нарушений письма Аграфия нарушения

МКДОУ БАЙКАЛОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД 6 «РЯБИНУШКА«ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ КАК

Характеристика форм дисграфии Составила: преподаватель кафедры логопедии БГПУ Лагун Т.Т. Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СУХОТИНА Т.А. Дисграфия это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают

Коррекционная педагогика, дефектология КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, ДЕФЕКТОЛОГИЯ Максимова Сайына Галеевна студентка Абрамова Наталья Андреевна канд. пед. наук, доцент Педагогический институт ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный

Презентация рабочей программы учителялогопеда МКДОУ д/с 77 комбинированного вида Адамович Т.В.. Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»

2 Пояснительная записка Рабочая программа по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе методического пособия

М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е «Ц Е Н Т Р П С И Х О Л О Г О - П Е Д А Г О Г И Ч Е С К О Й, М Е Д И Ц И Н С К О Й И С О Ц И А Л Ь Н О Й П О М О Щ И «Ц Е Н Т Р П О М О Щ И Д Е Т Я М» СОВРЕМЕННЫЕ

Профилактика дисграфии у дошкольников с нарушением речи Учитель логопед Л.А.Логинова МБУ 45 «Яблонька», Россия Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста Большинство авторов, глубоко изучавших

Занятия по устранению нарушенного звукопроизношения у детей дошкольников Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения

Коррекционно-логопедическая работа по предупреждению дисграфии, дислексии у дошкольников Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантией доступности

Нарушения письменной речи. Дисграфия Практическое занятие по дисциплине «Логопедия» старшего преподавателя кафедры педагогики и психологии непрерывного образования РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ Горониной Т.П, Цель

Пояснительная записка. Большинство детей к моменту обучения в школе полностью овладевают правилами звукопроизношения, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения.

Профилактика оптической дисграфии у слабовидящих детей младшего школьного возраста Голикова О.В. Учитель-логопед В настоящее время с началом обучения в школе у многих детей вдруг обнаруживаются затруднения

Пояснительная записка При обследовании письменных работ учащихся старших классов у многих учаихся была выявлена оптическая дисграфия (смешение букв по кинетическому сходству). Контроль над ходом двигательных

ГКУ ВО «Покровский детский дом» Из опыта работы учителя- логопеда высшей квалификационной категории: Кирилловой Натальи Ивановны Дисграфия - частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются

Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушением речи разработана с учетом диагностических данных учащихся группы и на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее

Профилактика дисграфии у дошкольников Дисграфия это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают

Западнова Ирина Петровна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 9» Республика Татарстан, г. Набережные Челны ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ОНР НА

2014 Рабочая тетрадь Круглый стол для воспитателей 1 Словарик Дисграфия (от греч. "графо" - письмо) - это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого

Тема: «Презентация модели взаимодействия специалистов в дошкольных учреждениях» Выступающая: Логопед Гречишникова Ольга Сергеевна Высшей квалификационной категории Рис. 1. Модель взаимодействия в работе

КОУ ОО «Петропавловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида» Компьютерные технологии как средство коррекции дислексии и дисграфии у учащихся коррекционных школ VIII

Пояснительная записка Проблема нарушений письменной речи у школьников одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего

2 Пояснительная записка Рабочая программа по коррекции акустической дисграфии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе методического пособия для учителя-логопеда

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТАБЛИЦ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Многочисленная категория детей, нуждающаяся в специализированной медицинской и психологопедагогической помощи - это дети

Формулировки логопедических заключений (для дошкольников) Предпосылки речевого недоразвития (до 2-х лет) Задержка речевого развития (с 2-х до 3-х лет) Общее недоразвитие речи I уровня (с 3-х лет) Общее

8.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине: Общие сведения 1. Кафедра СПиСП 44.03.03 Специальное 2. Направление подготовки (дефектологическое) образование,

К рабочей программе кружка «Правильно говорю и пишу» коррекционно-логопедической работы по профилактике и коррекции дисграфии учащихся вторых классов в логопедическом кабинете МОУ средняя школа 2 им. А.Н.

Пояснительная записка. Данная программа предназначена для обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости и носит вариативный характер. При ее составлении за основу были взяты следующие документы:

1. Пояснительная записка Рабочая программа по логопедии для детей с глубокой умственной отсталостью (ГУО) составлена на основе следующих нормативно правовых документов: 1. Приказа Министерства образования

Аннотация к рабочей программе по коррекции нарушений речи для обучающихся 1-4 классов с ОВЗ (НОДА + умственная отсталость)., учитель-логопед Васильева Н.В. умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

З МЕСЯЦА ДО ШКОЛЫ Консультация для родителей подготовлена учителем-логопедом ГБДОУ 24 Петровой М. А. Параметры готовности к школьному обучению Психическое здоровье Физическое здоровье Мелкая моторика,

Кабанова Н.А., учитель-логопед ГБОУ НАО «СШ 4» Нарушения письменной речи Консультация для педагогов начальной школы, педагогов-психологов По данным статистики 60% детей в России имеют нарушения речи. С

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 157» «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми.» Учитель-логопед Костицына И.Г. Инновационные

ПЕДАГОГИКА Некипелова Лариса Викторовна учитель-логопед МБДОУ «Д/С 46» г. Белгород, Белгородская область ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: статья посвящена

Л. В. РОЖНОВА Школа-интернат 18 Г. Екатеринбург Диагностика навыков письма у учащихся младших классов СКОУ VII вида Письмо базовый школьный навык, без эффективного владения которым обучение затруднено

И.Н. Садовникова ДИСГРАФИЯ, ДИСЛЕКСИЯ: технология преодоления Пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей Москва УДК ББК 74.3 С14 С14 Садовникова И.Н. ISBN Агентство

Басосова Н.А., Мешкова А.П. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. ГБДЮУ 109 Невского района Санкт-Петербурга, ГБДОУ 39 Центрального района Санкт-Петербурга В данном докладе рассматривается

СОТРУДНИЧЕСТВО УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Морозова В.В., г. Санкт-Петербург В связи с тенденцией модернизации образования все более актуальной становится проблема

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Шимановска» Рассмотрена Принята на научно - Утверждена кафедрой

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, ДЕФЕКТОЛОГИЯ Польшина Мария Александровна канд. биол. наук, преподаватель Суслова Наталья Михайловна преподаватель ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

Подготовили: учитель-логопед Каретникова Е.И., учитель-логопед Гридасова-Прохорова Л.О. Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте. Задачи: определить

Дисграфия и дислексия: что нужно знать родителям, дети которых с трудом пишут и читают Учитель логопед Шолохова М.А. В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом

Пояснительная записка Письмо является психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности - внимание, зрительное, акустическое и пространственное

Пояснительная записка. В коррекционных школах VIII вида у детей наряду с патологией устной речи существуют нарушения чтения и письменной речи. Нарушения чтения (дислексия) и нарушения письма (дисграфия)

Скоро в школу! Дисграфия: что это и методы ее предупреждения. Учитель-логопед Корогодина Е. Н. Дисграфия частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью высших психических

Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей с ОВЗ средняя общеобразовательная школа интернат 6 г. Ялуторовска РАСМОТРЕНО Руководитель ШМО ОЛ Л М.Севастьянова Протокол заседания методического

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 26» Учитель-логопед: Пушкарева Н.Э. Целью логопедического воздействия является РАЗВИТИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ: развитие физического

Методика коррекционной работы по преодолению дисграфии и дислексии у учащихся ГОКУ СКШ 11 Подготовила руководитель методического объединения коррекционно-развивающего направления, учитель русского языка

План индивидуальной работы с уч-ся 1 класса. Коррекция звукопроизношения: - подготовительные упражнения для постановки звуков Л, Р, - постановка звука Л, - автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях,

Тема: Развитие слухового восприятия в рамках методики формирования звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Малаховская Елена Федоровна Цель исследования:

Дисграфия это частичное специфическое нарушение процесса письма. Дисграфия и дислексия не являются нарушениями, изолированными друг от друга, обычно встречаются в сочетании, так как имеют единые механизмы

Пояснительная записка Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию

ПРОГРАММА индивидуального логопедического сопровождения ребёнка с ЗПР Направления работы логопеда Диагностическое Коррекционное Профилактическое Задачи Выявление детей с нарушениями общего и речевого развития,

И.Н. Садовникова ДИСГРАФИЯ, ДИСЛЕКСИЯ: технология преодоления Пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей Москва ПАРАДИГМА 2011 УДК 373.2/.5:(072)

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад 9 «Кораблик» комбинированного вида г. Новотроицка Оренбургской области» Консультация для родителей «Как обучают детей звуковому

Содержание программы.пояснительная записка.2 2.Содержательный раздел программы 6 3.Организационный раздел программы.30 2 Пояснительная записка Программа по дополнительному образованию социальнопедагогической

2 Пояснительная записка К овладению первоначальными навыками чтения требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сфер дошкольника. Поэтому каждому ребенку необходимо разное время

Пояснительная записка Актуальность программы: Нарушения счетных операций (акалькулия, дискалькулия) имеют место у различных категорий детей с нарушениями развития: у детей с нарушениями зрения и слуха,

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Нарушения письменной речи, обусловленные несформированностью фонематического восприятия, проявляются на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова,

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

Семинар практикум для родителей «Предупреждение оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста» Дисграфия частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью

Материально-техническое оснащение логопедических кабинетов МКДОУ 8 г.сим Оснащение кабинетов Количество Инвентарный номер 1 Рабочий стол 1 2 Столы детские 4 3 Стулья 1 4 Тумбочка 1 5 Стульчики детские

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ коррекционно-развивающей работы с обучающимися -4 классов, имеющих заключение «СМЕШАННАЯ ФОРМА ДИСГРАФИИ» Составила: Алферова И.Р., учитель-логопед Самара, 08 г. Характеристика

Вверх