Правило безударная гласная в корне слова примеры. Справочник по правописанию и стилистике. Корни, написание которых зависит от ударения

В группу орфограмм «Безударные гласные в корне слова» включены несколько правил написания:

  • Безударная проверяемая гласная в корне слова.
  • Безударная непроверяемая гласная в корне слова.
  • Чередующиеся гласные в корне слова.
  • Правописание И и Ы в начале корня после приставок, оканчивающихся на согласные.

Безударная проверяемая гласная в корне слова

Чтобы верно написать безударную проверяемую гласную в корне слова, следует подобрать такое однокоренное слово или изменить само слово так, чтобы на данную гласную падало ударение.

Внимание! Нельзя проверять глагол одного вида глаголом другого вида, например: опоздать - опаздывать. В данном случае следует подобрать однокоренное слово другой части речи или изменить глагол, не изменяя его вида.

Безударная непроверяемая гласная в корне слова

В данной орфограмме слова невозможно проверить путем подбора однокоренных слов или изменением самого слова. В данном случае написание того или иного слова следует запомнить. Такие слова называют словарными.
Например: вокзал, атмосфера и т.д.

Чередующиеся гласные в корне слова

В данной орфограмме написание буквы не зависит от ударения и ударением проверить ее нельзя. Написание чередующихся гласных зависит от нескольких условий, а потому их можно разделить на несколько групп:

  • написание зависит от наличия или отсутствия суффикса -а-;
  • написание зависит от ударения;
  • написание зависит от конечной согласной корня;
  • написание зависит от значения слова.

Написание зависит от наличия или отсутствия суффикса -а-

В эту группу включено правописание таких корней, как -кас-/-кос(н)- и всех корней с чередованием е/и.

Кас-/-кос(н)-: если за корнем следует суффикс -а-, в корне пишется -а-, есди данный суффикс отсутствует, в корне пишется -о-.

Корни с чередованием и/е (-бер-/-бир; -дер-/-дир-; -тер-/-тир-; -пер-/-пир-; -мер-/-мир-; -стел-/-стил-; -жег-/-жиг-; -чет /-чит-; -блест-/-блист-): если за корнем следует суффикс -а-, в корне пишется -а-, если данный суффикс отсутствует, в корне пишется -о-.

Написание зависит от ударения

В эту группу включено правописание таких корней, как -гар-/-гор, -зар-/-зор-, -клан-/-клон-, -твар-/-твор-, -скоч-/ (-скач-), -гар-/-гор-: под ударением пишется -а-, без ударения пишется -о-.

Исключения: выгарки, пригарь. -зар-/-зор-: под ударением пишется -о-, без ударения - -а-.

Исключения: зоревать, зоревой, зорянка.

Клан-/-клон-; -твар-/-твор-: под ударением пишется -а- и -о-, без ударения - -о-.

Скоч-/-скак- (-скач-): в безударном положении перед к пишется -а-, а перед ч пишется -о-.

Исключения: скачок, скачу, скачкообразный.

Написание зависит от конечной согласной корня

В эту группу включено правописание таких корней, как -лаг-/-лож- и -раст- (-ращ-)/-рос-.
-лаг-/-лож-: перед г пишется -а-, перед ж пишется -о-.

Исключения: Ростов, Ростислав, отрасль, ростовщик, росток.

Написание зависит от значения слова

В эту группу включено правописание таких корней, как -равн-/-ровн-, -мак-/-мок-.
-равн-/-ровн-: если корень имеет значение «ровный, гладкий, прямой», то пишется -о-, если значение «одинаковый, наравне», то пишется -а-.

Исключения: равнение, равняться, равнина, сровнять с землей, ровесник, поровну.

Мак-/-мок-: если корень имеет значение «пропускать, впитывать жидкость», то пишется -о-, если имеет значение «погружать в жидкость», пишется -а-.

Корни -плов-/-плав- (-плыв-)

В отдельную группу можно отнести корни -плов-/-плав- (-плыв-), в которых в словах пловец, пловцы, пловчиха всегда пишется -о-, в слове плывуны всегда пишется -ы-, в остальных случаях пишется -а-.

4. Правописание И и Ы в начале корня после приставок, оканчивающихся на согласные

После русскоязычных приставок, окачивающихся на согласную, в корне слова начальная и меняется на ы.
Например: подыграть, предыдущий, безысходный.

Исключениями являются приставки меж- и сверх-, которые не меняют гласную.
Например: сверхинтересный, межинститутский.

Кроме того, исключением является слово взимать.

После иноязычных приставок (дез-, транс-, суб-, контр-) начальная корневая гласная И не меняется на Ы.
Например: дезинфекция, контригра, трансиндийский.

Внимание! Следует отличать сложные и сложносокращенные слова от слов с приставками, окачивающимися на согласную.

В сложных и сложносокращенных словах начальная И корня не меняется на Ы.
Например: спортинвентарь, двухигольчатый.

Русский язык, как известно, один из богатейших в мире. Лексическая структура настолько разнообразна, что кроме общепринятых правил существуют дополнительные положения, исключения и прочие инструменты, способствующие графическому изображению устной речи. Орфография объединяет правила о том, как корректно писать слова и значимые их части. В дисциплине содержатся сведения о дефисных и раздельных начертаниях, употреблении и способах переноса. Всю эту систему называют еще правописанием. Существует три принципа построения конструктивных элементов речи: морфологический, фонетический и семантический. В статье рассмотрим некоторые основные правила, которые содержит язык (русский).

Безударная гласная: общие сведения

Пользуясь графикой, правописание формирует начертание слов в одном правильном образе и грамматической форме. Благодаря данной системе конструкции имеют один-единственный графический образ. Он обычно обладает определенным значением, не связанным со звуковой стороной элемента речи. Все безударные гласные в корне можно разделить на несколько групп. Для каждой из них существуют свои правила. В статье рассмотрим, что собой представляют слова с безударными гласными.

Распространенные случаи

Начнем изучать безударные гласные, проверяемые ударением. Разберем для начала термин. Проверяемые безударные гласные представляют собой элементы, которые вызывают определенные сомнения при написании в ряде случаев. Для устранения этих сложностей существуют слова, в которых сомнительные звуки находятся в сильной позиции. Благодаря этому пишущий видит, как нужно правильно написать безударные гласные в корне. Например: вода (водный) или жара (жар), лиса (лисы). В этих присутствуют проверяемые безударные гласные.

Словарные конструкции

Выше была описана безударная гласная корня, проверяемая ударением. Рассмотрим случаи, когда в речи нет конструкции, в которой было бы ясно, как следует писать букву в "слабой" позиции. То есть присутствует непроверяемая безударная гласная. Такие элементы в достаточном количестве содержатся в справочной литературе. Их нужно запомнить. Это, например, какие слова? Безударные гласные есть и в заимствованных, и в исконно русских конструкциях: винегрет, утилитарный, палисадник, привилегия. В этот же список можно включить слова антагонизм, бифштекс, канонада, инициатива, макака. Сюда же относятся слова бриолин, демагог, кобура, бадминтон, дирижабль, кабала, криминология, панорама, оптимизм, панегирик. Также в списке имеются достаточно известные понятия: смятение, наваждение, вестибюль, волынка, деликатес, иждивение, макулатура, оказия. Непроверяемая безударная гласная присутствует в таких элементах, как: пластилин, диапазон, конфорка, обаяние, кощей, туннель, абориген, эсперанто. И это далеко не весь список. В начале изучения этих конструкций пишущие часто обращаются к справочной литературе.

Соединительные буквы

В речи применяются разные слова с безударными гласными. В некоторых конструкциях буквы выполняют соединительную функцию. Такая необходимость возникает в случаях образования сложных конструкций. Как правило, такие структуры состоят из двух Соединительную функцию выполняют определенные буквы. В этих случаях несложно запомнить, какие безударные гласные присутствуют в конструкциях.

Так, при сращении частей интернационального характера применяются "е" и "о". Соединительная гласная используется в письме после парных и одновременно В этом случае используют "о". После парных и одновременно мягких, а также шипящих "ц" и "ж" используется "е". Примеры слов, где встречаются такие буквы: мировоззрение, сторублёвый, мышеловка, сенокос, грязеводолечебница, овцеводство, древнерусский, тысячелетний, москворецкий, девяностолетний, диктофон. В этот же список можно включить: работодатель, одноразовый, пылесос, свежеокрашенный, мореплаватель. К рассматриваемой категории относят: общедоступный, звукорежиссёр, маслосыроваренный, чаепитие. Среди таких конструкций также присутствуют: коневодство и конокрад, кровеносный и кровоподтёк, песнетворчество и песнопение, дальнеприцельный и дальнозоркий и другие.

Буквы "о", "а", "я", "и", "ы"

Рассмотрим другие с безударными гласными. Букву "о" принято писать после "е" или "и" в конструкциях, которые имеют первую часть с основами на -ей, -ия и -ея. Например: бактерия (бактерионоситель), религия (религиоведение), химия (химиотерапия), трахея (трахеобронхит), история (историография), музей (музеология, но исключение: музееведение). В ряде случаев предусмотрено вместо "е" и "о" использовать буквы, совпадающие с падежными окончаниями речевых элементов, основные части которых присутствуют в сложных сочетаниях. Применяются:

1. "Я" - в словах, которые имеют первую половину:

  • "себя" (к примеру, себялюбивый; но есть слова-исключения: себестоимость);
  • "время" (пример: времяпрепровождение, времяисчисление);
  • "имя": (имяславие);
  • "семя" (семязачаток; но исключения: семенохранилище, именослов, семеноводство).

2. "А" - в таких речевых элементах, как "сумасшедший" и "умалишенный", а также в конструкциях, которые в первых частях имеют:

  • "сорока-" (сорокасвечовый, сорокалетие, сорокачасовый; но: сорокоуст, сороконожка);
  • "полутора-" (полуторагодовалый, полуторатонный, полуторасталетний).

"И" и "ы"

Буква "и" употребляется в словах, которые имеют в первых половинах некоторые числительные. Примеры: семимесячный, десятилетка, шестидесятилетие, тридцатитомный, триединый, трилистник, триипостасный, триединство (но: треножник, треугольный). К этому же списку относят такие конструкции, как: вертихвостка, сорвиголова, дяди-Стёпин, вырвиглаз.

1. В сложных словах (в окончании их первых половин) ставятся "и" и "а":

  • авиа-, аква-, мега-, медиа-, макси-, милли-, мини- (а также все слова, имеющие такие первые части).

2. Буква "и" употребляется также в словах с частями:

  • -метрия (например, дозиметрия);
  • -фицировать и -фикация (например, электрифицировать).

3. Буква "ы" присутствует в таких элементах речи, как, например, "Анны-Петровнин" или "бабы-Дусин".

Заимствованные конструкции

Есть такие речевые элементы, к которым нельзя применить правила орфографии. Это происходит в тех случаях, когда относятся к разным языкам. Например, безударные сочетания "ра", "ла", (врата, глава), являясь неполногласными, имеют старославянское происхождение и всегда пишутся с буквой "а". В корне же слов с таким сочетанием, употребляемых сегодня, соответствует "оро", "оло" (ворота, голова).

Правила орфографии нельзя распространить на иноязычные конструкции, так как слова с безударными гласными могут отличаться от тех, в которых сомнительный компонент находится в сильной позиции.

Правила для речевых элементов с чередующимися "о" и "а"

У некоторых глаголов в совершенном виде (если это слова с безударной гласной "о" например) нельзя использовать для проверки глагольные конструкции в несовершенном. Например: опоздать - поздно, а не опаздывать; проглотить - глотка, а не проглатывать и так далее. Другими словами, в этих случаях нельзя пользоваться для проверки глаголами с несовершенным суффиксом -ива- (-ыва-). Также в сомнительном случае "топтать" следует использовать форму "топчет", но не "втаптывать".

Случаи чередования "е" и " и"

Внимательно следует относиться к написанию слов с омонимичными корнями. В таких конструкциях сомнительные элементы произносятся одинаково, но при написании они обозначены разными буквами. Можно сравнить попарно: посидеть (сидя) и поседеть (сед). После мягкой согласной и шипящей буква "е" произносится в соответствии с ударением как "е", так и "о". При письме обозначается как "е", так и "ё". Пример: шелестеть (шелест) и шелка (шёлк).

Написание сомнительных букв после "ц"

При написании нерусских собственных имен, к примеру, географических названий, после согласной "ц" в словах следует писать "ю" и "я". Пример: Цюрих. Если слог ударный, то писать следует "о", в случае если буква так и произносится. Ее же следует писать в производных от этого слова. Пример: цокать, цокотать. Также использовать букву "о" следует в иноязычных словах. Пример: герцог. При написании слов с буквой "ц" в корне следует писать букву "и", а не "ы", например, в слове "цирк". Но в этом правиле существует ряд исключений, когда в слове необходимо писать букву "ы": цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц и производные от них. Их следует запомнить.

Трудные случаи в орфографии

Существуют некоторые конструкции, которые не попадают под правила. Их необходимо запомнить. Например, при написании такого слова, как "бархат", в сильной позиции употребляется буква "а" (бархатистый), а вот в безударном положении использовать следует "о" (бархотка). При написании такого речевого элемента, как "детвора", в слабом положении следует писать "е". Эта же буква применяется и в основном слове "дети", где под ударением находится и пишется "е", и в производном от него - "детский". Однако при написании элемента речи "дитя" использовать следует букву "и". Так же как и в слове "дитятко", где под ударением пишется "и". Сложности могут возникнуть с таким речевым элементом, как "магнит". Это слово (греческое по своему происхождению) в ряде однокоренных конструкций имеет ударный гласный "е", а в слабом положении звук обозначен как "е", так и "и". Пример: магнит, магнетик; магнитола, магнетизм.

Присутствие таких вариантов в орфографическом написании поддерживается побочным ударением во вводной части сложных слов на буквы "е" или "и". Так же они различаются и при произношении. В корне финансового термина "дебет" второй гласный в однокоренных словах всегда является безударным. В такой конструкции, как "дебетовать", он передается буквой "е", а в слове "дебитор" - буквой "и". В основах таких слов как "инфекция" и "дезинфекция" в положении ударения пишется "е". В слабой позиции употреблять следует "и". При написании различие в использовании букв можно объяснить происхождением источника основы. В таких случаях определение правильности написания осуществляется при помощи справочного издания.

Роль правописания в практике

Орфография выполняет функцию средства языкового общения в письменном виде. Этот факт, несомненно, делает ее довольно значимой дисциплиной для общества. Орфография и вся система развития звуковой базы языка в целом находятся в постоянном взаимодействии. Принятые правила правописания являются обязательными для всех пишущих людей, не важно, составляет человек письмо, статью, заявление или подает объявление в газету. Не зря орфографию начинают изучать с начальных классов. Для детей она входит в обязательную школьную программу как один из основных предметов. При написании исконно русских или следует использовать строго установленные правила. Если сомнительное положение не подчиняется ни одному из них, то следует обратиться к справочной литературе, найти сложный случай и постараться запомнить его.

Какими способами можно проверить безударную гласную в корне слова?

    Чтобы быстро проверить безударную гласную в корне слова, нужно найти к этому слову однокоренные слова. Проверочным будет такое слово, которое в корне имеет ударение на нужной букве. Вот, например, жара (корень жар) можно проверить словом жарко (А под ударением). Еще примеры: работа (раб), ломать (лом), дела (дело). Так же нужно навсегда запомнить сочетания букв: -оро-, -оло- (мороз, молоко) - вот эти сочетания в корне всегда пишутся неизменно. Есть еще слова с никак не проверяемой гласной, их ничем проверить нельзя к сожалению. Нужно просто их запомнить: заяц, нора, собака, медведь, пора, камыш и другие.

    Безударная гласная в корне слова проверяется только одним способом по правилам русского языка - нужно подобрать однокоренное слово к этому проверяемому слову, чтобы эта гласная(которая вызывает сомнение) оказалась под ударением. Например: говорить (можно проверить словом говор, разговор), сады, садовые (сад, садик).

    Существует два способа проверки безударного гласного:1) подбор родственного слова, в котором искомый звук будет под ударением

    кора--кОрка

    уважаемый--увАжить

    управление--прАвый

    2) изменение ФОРМЫ этого же слова так, чтобы гласный был под ударением:

    гора--гОры

    угасать--угАснет

    платить--плАтит

    Безударную гласную, если она, конечно, является проверяемой, можно проверить, подобрав однокоренное слово, в котором эта безударная гласная будет стоять под ударением (например, летит - полт). Либо можно изменить форму самого слова (на уменьшительно-ласкательную, например, как в паре тропА - трОпка)

    Можно проверить:

    • ударением в однокоренном слове на ту же гласную;
    • буквой, которой будет идти за корнем (рос-раст-ращ) и (скоч-скак), например растИ или выскоЧу. Есть исключения у этого правила;
    • сюда же можно отнести остальные чередующиеся гласные в корне (правило);
  • Для этого нужно найти к этому слову однокоренное слово или несколько слов для уверености, где эта буква в корне будет находится под ударением. К большинстве слов это можно подобрать, все остальные случаи по словарю.

    Для того чтобы проверить безударную гласную в корне слова, сначала нужно найти к этому слову однокоренное слово либо несколько слов и проверить.. например: Летит - Полет, если что не понятно то обратитесь в вашему учителю по русскому языку. Удачи!

    Нужно подобрать однокоренное слово, где ударение будет приходиться на эту безударную гласную. Чтоб подобрать проверочное слово необходимо пополнять словарный запас, а этого можно добиться только чтением. Не все слова можно проверить, есть правила и есть исключения, а также непроверяемые слова можно найти в орфографическом словаре.

    Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо найти к нему однокоренные слова. Проверочным будет то слово, в корне которого стоит ударение на нужной букве.Например, горА (корень гор) можно проверить словом гОрный. Так же нужно запомнить сочетания букв: оро, оло (мороз, молоко) - эти сочетания в корне пишутся неизменно. Hye и есть слова с непроверяемой гласной. Которые ничем проверить нельзя. Нужно просто запомнить: заяц, капуста, собака, медведь.

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Возможные трудности

Добрые советы

К безударному корню трудно подобрать проверочное слово потому, что оно вышло (выходит) из активного употребления.

Н..гие поля - нАг (то есть не одет).

К безударному корню трудно подобрать проверочное слово потому, что значения корней в настоящее время уже расходятся по смыслу.

Проз..бать - зЯбь.

Об..яние - бАять.

В этом случае приходится полагаться на вашу начитанность и языковую интуицию. Если вы в них сомневаетесь, обратитесь к списку 1.

Гласную в слове можно проверить разными ударными корнями.

Разв..ваться - вИлся, вЕял.

Зап..вать - пЕть, пИть.

Обратите внимание на значение корня (его легко узнать по контексту). Выберите проверочное слово, близкое по значению. Если вы затрудняетесь это сделать, обратитесь к списку 2.

К одному и тому же безударному корню иногда можно подобрать два проверочных однокоренных слова с разными ударными гласными.

Г..лова - гОловы, двуглАвый.

Г..родской - гОрод, грАд.

Зас..делся - сЕсть, сИдя.

Разбр…сал – брОсил, разбрАсывает.

Скорее всего, перед вами явление полногласия и неполногласия. Не проверяйте корни с полногласными сочетаниями –оло- и –оро- однокоренными словами с неполногласными сочетаниями –ла- и –ра-.

Обратите особое внимание на коварный корень –сид- / -сед-. Запомните правописание слов с этим корнем:

сидеть, посидеть, засидеться (сИдя),

но: седло, заседание, председатель (сЕл).

Безударную гласную О в корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на – ывать, - ивать :
посм…треть – смОтрит (глагол рассмАтривает не является проверочным словом).

Трудно запомнить слова-исключения. Иногда не удаётся вспомнить, какую именно гласную писать в данном слове-исключении.

Воспринимайте исключения как словарные слова. Запоминайте их отдельно от правил. Чтобы запомнить было легче, обратитесь к списку 3. Вставьте буквы вместо многоточий.

Можно ошибочно отнести орфограмму «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением» к слову с чередующимся корнем и наоборот.

Пример неверного толкования:

рОсток - безударная гласная в корне проверяется словом подрОс.

Различайте корни, проверяемые ударением, и корни, в которых происходит чередование гласных.

Пример верного толкования:

рОсток - перед нами исключение из орфограммы «Чередование гласных в корне –раст- (-ращ-) \ -рос-».

Возникают трудности при толковании значений слов с корнями –равн- и –ровн-.

Подр…внять волосы - значит сделать их одинаковыми? Прямыми?

Оба варианта толкования кажутся сомнительными.

Действительно, далеко не ко всем случаям с корнями –равн- и –ровн- можно напрямую применить правило. Запомните правописание слов: сровнять, выровнять.

К слову с сомнительной согласной иногда трудно подобрать проверочное слово.

Сырое(ж\ш)ка.

Варе(ж\ш)ка.

Если вы не можете подобрать проверочное слово, обратитесь к списку 4.

Вы не уверенны в написании слова с возможной непроизносимой согласной.

Обратитесь к списку 5.

В некоторых однокоренных словах в корне пишется то удвоенная согласная, то одинарная (тоННа, но трехтоНка).

Иноязычные корни в некоторых русских словах теряют удвоенную согласную. Обратите внимание на следующие случаи:

тоННа - трехтонка, пятитонка и т.п.,

колоННа - колонка,

грамматика - грамота,

кристаЛЛ, кристаЛЛический - кристальный.

Не путайте также два похожих корня: -бал- (на балу, бальное платье) и –балл- (пятибалльный шторм, высший балл).

В некоторых заимствованных словах после согласной либо гласной вместо буквы Е пишется буква Э. Как отличать такие слова?

С…ссия, силу…т, ма…стро, про…кт.

После согласных и после гласной И в таких словах обычно пишется буква Е.

Исключением является слово проект , правописание которого необходимо запомнить.

ДОлина - отдАленный район;

развИвающиеся страны - знамёна развЕваются;

разрЯдить обстановку - разрЯдить ружьё - разрЕдить грядки;

прожЕвать хлеб - прожИвать в Москве;

завИзировать отчет - завЯзать узел;

сплОтить ряды - заплОтить реку - уплОтнить график - заплАтить по счету;

угАдали ответ - угОдили в западню;

умАлять достоинство - неумОлимая правда;

посЕдел к старости - посИдел на скамейке;

отОщать от голода - утАщить домой;

увИдать приятеля - листья увЯдают;

посвЕтить лампой - посвЯтить жизнь обществу - посвЯтить в тайну;

соблюдать чИстоту в доме - чАстота колебаний - чЕстолюбие;

навЕвать тоску - завИвать волосы - навИвать проволоку на катушку;

скрЕпить печатью - скрИпеть карандашом;

ослЕпить светом - слЕпить из глины - глаза слИпаются;

примЕрять платье - примИрять врагов;

выпАрить на огне - выпОроть молнию;

отвОрите дверь - отвАрить в молоке;

ворона свИла гнездо - свЕла пятно на платье - свЕла по лестнице вниз;

спИшите задание - спЕшите домой;

залИзать раны - залЕзать в окно;

слЕзать вниз - слИзать мед с крышки;

тИсненный золотом переплет - стЕсненный в средствах;

повАлить дерево - позвОлять шалости;

покАрать по закону - покОрить благородством;

укрОтить зверя - сокрАтить сроки;

закОлоть - закАлить на огне;

пристЕгнуться - постИгать истину;

блАгослОвенный- прослАвление;

полАскать ребенка - полОскать белье;

пОлоть грядку - пАлить из пушки;

городской стАрожил - стОрожить склад;

обЕжать вокруг дома - не обИжать младших;

дрОжат от холода - раздрАжать своим видом.

1) Случаи, в которых к данному слову трудно подобрать проверочное.

ОкресТности - окресТ (вышло из употребления);

празДник - празДен (вышло из употребления);

чествовать - чесТь;

яВственный - яВить;

яства - есть;

усТный - усТа;

громозДкий - громозДить;

кудесник - чудеса;

бессловесный - слова, словеса;

ровесник - вровень;

сверсТник - версТа (в значении возраст - из др.-р. яз.);

часТный, часТник - часТь;

сумаСшедший - с ума Сошедший;

чуВство - в др.-р. яз. в этом слове ясно звучал согласный [в].

2) Случаи, в которых проверка может привести к ошибке.

Блеснуть (хотя блестеть);

лесТница (хотя лесенка);

плеснуть (хотя плескаться);

искусный - искусен (не путайте со словами искусство, искусственный).

шеФствовать (шеФ) - шествовать (шедший);

часТный (часТь) - ежечасный (час);

косТный мозг (косТь) - косные воззрения.

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

Осн..щение; распростр..нять; зат..нувшийся; просв..щение.

В большинстве случаев безударные гласные в корне проверяются ударением:

насл..ждение - сладость;

объед..нение - единство.

Не следует проверять безударные гласные в глаголах совершенного вида глаголами несовершенного вида на -ывать / -ивать (в них ударная гласная меняется):

опоздать - нельзя проверять словом опаздывать ;

раскроить - нельзя проверять словом раскраивать.

Оснащение - снасть.

Распространять - пространство.

Затянувшийся - затянутый.

Просвещение - свет.

Чередующиеся гласные в корне

В корнях с чередующимися гласными безударная гласная проверяется не ударением, а по особым правилам. Эти корни можно объединить в четыре группы.

От чего зависит правописание гласной в корне:

от ударения

от последующей согласной

от наличия либо отсутствия суффикса -а-

от значения корня

корни:
-зар-
-плав-
-гор-
-клон-
-твор-
-чин-
-мин-
-жим-

корни:
-скак- / -скоч-
-раст- / -рос-
-лаг- / -лож-

корни:
-бер- / -бир-
-тер- / -тир-
-пер- / -пир-
-дер- / -дир-
-стел- / -стил-
-блест- / -блист-
-чет- / -чит-
-жег- / -жиг-
-мер- / -мир-
-кос- / -кас-

корни:
-равн- , -ровн-
-мак-, -мок-

1. Чередующиеся корни, в которых правописание гласной зависит от ударения:

ЗАР-, -ПЛАВ-, -ГОР-, -КЛОН-, -ТВОР-, -ЧИН-, -ЖИМ-, -МИН-, -НИМ-

Тв..рить; нач..нать; заг..рел; з..ря; зан..мать; попл..вок; вспом..нать; наж..мал.

В данных корнях под ударением могут звучать и писаться разные гласные (например зо́рька, за́рево; скло́н, кла́няться и т. д.).

В безударном же положении в них пишутся следующие варианты корней:

Зар-

Плав-

Гор-

Клон-

Твор-

Чин-

Жим-

Ним-

Мин-

Озарить
Плавучий

Исключения:

зоревать;

пловец;

плывуны .

Сгорел
Наклонил
Сотворить

Исключение:

утварь .

Починил Сжимая Внимал Разминал

Тв о рить - безударный корень -ТВОР-.

Нач и нать - безударный корень -ЧИН-.

Заг о рел - безударный корень -ГОР-.

З а ря - безударный корень -ЗАР-.

Зан и мать - безударный корень -НИМ-.

Попл а вок - безударный корень -ПЛАВ-.

Вспом и нать - безударный корень -МИН-.

Наж и мал - безударный корень -ЖИМ-.

2. Корни, в которых правописание гласной зависит от последующей согласной: -СКАК- / -СКОЧ-, -РАСТ- (-РАЩ-) / -РОС-, -ЛАГ- / -ЛОЖ-

Поск..кал; выск..чка; ск..чок; выр..сти; выр..сли; пол..гать; пол..жить.

Скоч-

Скак-

Раст-, -ращ-

Рос-

Лаг-

Лож-

Отскочил

Исключения:

скачок;

я скачу;

скача .

Проскакал

Подрасти

Выращенный

Исключения:

росток;

ростовщик;

Ростов;

Ростислав .

Исключение:

отр а сль.

Располагались

Излагать

Положение

Изложение

Поск а кал - вариант -СКАК-.

выск о чка - вариант -СКОЧ-.

Ск а чок - исключение.

Выр а сти - вариант -РАСТ-.

Выр о сли - вариант -РОС-.

Пол а гать - вариант -ЛАГ-.

Пол о жить - вариант -ЛОЖ-.

3. Корни, в которых правописание гласной зависит от наличия суффикса -а-

3.1. Корни -бер / бир-â; тер / тир-â; пер / пир-â; дер / дир-â; стел / стил-â; блест / блист-â; чет / чит-â; жег / жиг-â; мер / мир-â.

Наст..лать; уп..реться; уд..рал; бл..стающий.

Здесь правописание гласной зависит от суффикса -а- после корня.

Наст и лать - после корня идет суффикс -а-.

Уп е реться - после корня отсутствует суффикс -а-.

Уд и рал - после корня идет суффикс -а-.

Бл и стающий - после корня идет суффикс -а-.

3.2. Корень -КОС- / -КАС-

Прик..сновение; к..снуться; по к..сательной; к..саться.

Прик о сновение

К о снуться - после корня отсутствует суффикс -а-.

По к а сательной - после корня идет суффикс -а-.

К а саться - после корня идет суффикс -а-.

4. Близкие по значению корни, в которых правописание гласной зависит от значения

4.1. Корни -РАВН- и -РОВН-

Выр..внять (дорогу); ср..внить отрезки.

Выр о внять (дорогу) - сделать ее более прямой, гладкой (по значению подходит корень -РОВН-).

Ср а внить отрезки - провести их сопоставление (по значению подходит корень -РАВН-).

4.1. Корни -МАК- / -МОК-

Обм..кнуть в чай; пром..чил ноги; вым..кнуть.

Обм а кнуть в чай - опустить в жидкость.

Пром о чил ноги - пропустить жидкость через одежду.

Вым о кнуть - пропустить жидкость.

Правописание проверяемых согласных в корне

Проверяемые согласные подразделяются на два типа: сомнительные и непроизносимые.

Подру..ка; голлан..ский; чудес..ный; салфе..ка.

Запомним следующие случаи:

блеснуть (хотя блестеть);

лестница (хотя лесенка);

плеснуть (хотя плескаться);

шефствовать (шеф), но шествовать (шедший);

костный (мозг), но косные (воззрения);

вперемешку (перемешать) - вперемежку (перемежаться);

сверстник, но ровесник;

чувствовать, чествовать;

яства, но явственный;

частная (жизнь);

праздник;

сумасшедший.

Подру ж ка - подруженька.

Голлан д ский - Голландия.

Чудесный - чудеса.

Салфе т ка - салфеточка.

Правописание словарных слов

Слова, написание которых не регулируется орфографическим правилом, называются словарными.

С..рень, интелл..генция, во..зал, па..сажир.

Словарные слова также пишутся по орфографической норме. Эта норма установлена не по тому или иному правилу, а специально для данного слова. Она отражена в орфографическом словаре.

Школьный курс предполагает знание определенного минимума словарных слов, которые входят в школьный орфографический словарь. Кроме того, необходимый минимум словарных слов, которые следует запомнить, находится в конце каждого школьного учебника по русскому языку.

CИрень, интеллИгенция, воКзал, паСсажир.

Тема безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением, идет через всю школу по программе русского языка не зависимо от названия УМК. Знакомится с правописанием безударных гласных и их проверкой ученик еще в первом классе, в некоторых УМК и корень изучается уже в первом класс, в других во втором. В любом случае ребенок должен научиться этот корень находить и выделять, а для этого нужно подобрать пару родственных слов и найти у них общую часть. Затем нужно поставить в слове ударение и подчеркнуть гласную, которую мы можем проверить. Далее подобрать такое родственное слово, в котором ударение будет падать на эту гласную.

Разноуровневые карточки по теме Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением, 2 класс.

Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением».

Первый уровень

Поставь в словах ударение, вставь пропущенную букву.

Карточка №1

козочка – к…за

лес – л…сник

гриб – гр…бок

горы – г…ра

холм – х…лмы

росы – р…са

мяч – м…чи

чижик – ч…жи

Карточка №2

мяч – м...чи

грач – гр…чи

земли – з…мля

головы – г…лова

дерево – д…ревья

волны – в…лна

норы – н…ра

ёжик - …жи

Карточка №3

окна - …кно

вёсны – в…сна

пчёлы – пч…ла

реки – р…ка

письма – п…сьмо

мёд – м…док

лес – л…са

озеро - …зёра

Карточка №4

свечи – св…ча

численник – ч…сло

слово – сл…варь

кончик – к…нец

доски – д…щечка

зёрнышко – з…рно

голодный – гол…д

порядок – р…ды

Карточка №5

ослеп – сл…пой

гололёд – л…дяной

яйца - …ичный

вечер – в…черний

вождь – в…жатый

центр – ц…нтральный

смолы – см…листые

море – м…ской

Карточка №6

повозка – в…зить

ходит – перех…дил

молча – зам…лчал

уносит – н…сить

шалость – наш…лил

гости – уг…стил

скрип – скр….петь

мирный – м…рить

Карточка №7

травы – тр…ва

море – м…ряк

снег – сн…жинка

степь – ст…пной

холод – х…лодный

бег – б…жал

смотр – см…трел

загадка – отг…дать

Карточка №8

брёвна – бр…вно

дрозд – др…зды

носик – н…сы

избы - …збушка

треск – тр…скучий

часики – ч….совой

лёжа – пол…жать

повозка – в…зить

Карточка №9

слёзы – сл…за

стрелка – стр….лок

овцы – …вца

счастье – сч…стливый

больно – б…леть

тёмный – т…мнеть

помог – пом…гать

поспешно – посп…шил

Карточка №10

зимы – з…ма

брёвнышко – бр…вно

вёсла – в…сло

меч – м…чи

польза – п…лезный

весело – в…сёлый

заварка – в…рить

полёт – прил…тели

Карточка №11

коврик – к…вёр

звери – зв…рьки

скворушка – скв…речник

снежный – сн…говик

птенчик – пт…нцы

держит – д…ржал

дождь – д…ждливый

полз – уп…лзать

Карточка №12

полюшко – п…лянка

свет – св…тильник

вёдра – в…дёрко

сад – с…довник

тень – т…нистая

чёрный – ч…рнеть

чистка – выч…стить

узнали – узн…вать

Второй уровень

Поставь ударение, из двух слов выбери проверочное, вставь пропущенную букву.

№1

следом, следы – насл…дить

ледяной, лёд – л…док

снег, снеговик – сн…жинка

звонкий, звонок – позв…нить

котята, котик – к…тёночек

говорил, говор – разг…вор

пляска, расплясался – пл…сать

заварка, заварить – св…рить

№2

поверхность, верхушка – в…ршина

сторож, сторожит – ст…рожка

кольца, колечко – к-льцо

дешёвый, дёшево – д…шевле

рябенький, рябина – р…бой

завинтил, винтик – подв…нтить

ночлег, ноченька – н…чевать

тянут, тянучка – пот…нули

№3

бедняк, бедный – б…дняжка

пастушок, пас – п…стух

скрип, скрипучий – заскр…пел

поделка, деловой – д…ла

обманщик, обманул – обм…нуть

тёпленький, тепло – пот…плело

зелень, зеленоватый – з…лёный

читатель, прочитанный – ч…тать

№4

топить, растопка – раст…пил

дров, дровяной – др…ва

лисонька, лисята – л…сёнок

часики, часовщик – ч…сы

бельевой, побелка – б…льё

насорил, насорено – зас…рить

крикнул, крикун – закр…чал

кормушка, накормит – к…рмить

№5

посоли, соль – с…лёный

дождик, дожди – д…ждливый

посадка, садовник – зас…дить

столик, столовая – ст…ляр

беляк, беленький – б…льевая

сталь, сталевар – ст…льной

посёлок, селение – с…ло

подарок, подари – д…рить

№6

сосны, сосновый – с..сна

просьба, проситель – попр…сить

деревянный, деревья – дер…во

старенький, старик – ст..рушка

колосится, колос – к…лосья

мостовая, мостик – м…сты

сердечко, сердце – с…рдечный

стойка, стоять – пост…ять

№7

бобры, бобрик – б…бровый

отчим, отечество - …тец

овечий, овцы - …вечки

домище, домик – д…машний

каток, катит – пок…тать

выяснил, ясный – объ…снил

откачка, качать – раск…чали

тяжко, тяжелее – т…жёлый

№8

задание, задано – з…дача

волнение, волны – в…лновать

телята, тёлка – т…лёночек

лошадь, лошадка – л…шадиный

море, моряк – м…рской

свиньи, свинина – св…нья

потерпишь, терпение – пот…рпеть

сказать, сказка – подск…зать

№9

вредный, вредить – навр…дил

пчёлка, пчелиный – пч…ла

корень, корешок – к…ренья

морщинки, морщит – м…рщины

мирить, мирно – пом…рились

долг, одолжи – зад…лжал

пёстренький, запестрел – п…стреть

кончать, окончил – нак…нечник

№10

голубь, голубчик – г…лубятня

земли, земляк – з…мляной

кройка, скроить – выкр…йка

скалы, скалистый – ск…лы

совиный, совушка – с…вёнок

выгон, гонки – заг…нять

терять, потеря – раст…рял

закопал, копка – к…пать

№11

росинка, росы – р…систый

подводник, водяной – в…дица

рядок, ряд – р…довой

дождик, дожди – д…ждливый

город, загородка – ог…родить

ученье, ученик – уч…ница

№12

давление, давит – разд…вить

небо, небесный – неб…са

конюшня, конский – к…неводство

молодой, молодость – м…лодёжь

падать, западня – п…дение

ловушка, ловля – нал…вил

Третий уровень

Подбери проверочное слово, поставь ударение, вставь пропущенную букву.

№1

… - с…довник

… - в…дяной

… - цв…тут

… - зв…зда

… - т…нистый

… - м…стерить

… - др…жит

… - з…мля

№2

… - в…рить

… - ст…лбы

… - пл…та

… - скр…пач

… - …грать

… - прил…тел

… - выр…зать

№3

… - ш…рстяной

… - п…левой

… - хол…д

… - кл…довая

… - пч…линый

… - ост…влять

№4

… - з…мовать

… - к…злёнок

… - к…вёр

… - м…ховой

… - к…мочек

… - см…ялся

… - цв…тная

… - заскр…пел

№5

… - к…рмил

… - ч…рника

… - гн…здо

… - с…сновый

… - р…чной

… - площ…дь

… - т…жёлый

… - зап…щал

№6

… - б…лил

… - пр…мой

… - п…чник

… - д…ление

… - ог…нёк

… - кр…чать

… - подн…сти

… - хв…лить

№7

… - н…винка

… - пл…ды

… - зерк…ло

… - фабр…ка

… - м…стечко

… - гр…зовая

… - пл…тить

… - пост…ять

№8

… - н…зина

… - тр…стник

… - п…чтальон

… - м…рской

… - кл…новый

… - пот…мнело

… - посм…трел

№9

… - осл…бел

… - фл…жок

… - м…стовая

… - т…пло

… - г…лодный

… - в…дить

…. – т…шина

… - ск…льзить

№10

… - сл…дил

… - л…дник

… - сп…шить

… - к…лючий

… - б…нтовать

… - разл…новать

… - т…рмозить

… - стр…на

№11

… - б…рега

… - д…бро

… - т…рговля

… - п…стреть

… - ос…нь

… - пощ…дить

… - оп…здать

… - к…фейник

№12

… - зап…сать

… - зазв…нил

… - сл…мать

… - в…ртушка

… - пож…лтел

… - ст…на

… - зав…дить

… - сн…говик

Четвёртый уровень

Подбери по два проверочных слова, поставь ударение, вставь пропущенные буквы.

Образец: зе́лень, зелёный – з…л…не́ть.

№1

П…л…сатый, к…л…сок, х…л…дало, г…л…са, м…л…дой.

№2

Г…в…рливый, ст…р…на, б…р…га, д…р…гой, в…с…лятся.

№3

Ст…р…ниться, г…л…вастик, в…л…сок, ст…б…лёк, в…ч…рок.

№4

Б…р…да, д…р…жить, г…л…вешка, м…л…тилка, з…л…чёный.

№5

Ст…р…жить, л…п…тали, в…т…рок, к…л…сится, тр…п…тали.

№6

З…л…той, г…л…систый, д…р…вянный, г…л…дал, г…р…дить.

Карточки для проверочных работ по теме Безударные согласные в корне, проверяемые ударение

Карточка №1

В скобках пиши проверочные слова.

П..стух, мол..тьба, зап..х, п..лоса, д..леко, зв..зда, ст..лбы, н..зина, д..жди, з..нты, д..брота.

В..зить, поч..нить, бр..дить, х..дить, л..вить, схв..тить, прин..сить, пос..дить, осм..треть.

2. Прочитай словосочетания. Рядом запиши слово, которым можно заменить данное словосочетание.

Образец. Заниматься лепкой – лепить.

Наносить вред –

Сделать подарок –

Издавать крики –

Испытывать жалость –

Излучать свет –

Произвести выстрел –

В подобранных словах подчеркни безударную гласную.

3. Прочитай и спиши пословицы.

1) Кончил дело – гуляй смело. Конец – всему делу венец.

2) Труд человека кормит, а лень портит. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

3) Добрая слава дороже богатства. Лень добра не делает.

5) В камень стрелять – только стрелы терять.

Найди в каждой пословице однокоренные слова. Подчеркни то, которое является проверочным для безударной гласной в корне.

Карточка №2

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни, как их можно проверить.

Вокруг меня л..тели мешки риса, бегали коренастые фигуры. Я тоже хв..тал мешки, т..скал, бр..сал, снова б..жал и хв..тал. За б..ртом пл..сали волны. Хл..стал по палубам дождь. Св..стал над р..кой ветер. В сырой мгле рассвета стремительно и неустанно бегали полуголые мокрые люди и кр..чали, см..ялись, любуясь своей силой, своим трудом. (М. Горький.)

2. К данным словам подбери однокоренные с указанными значениями.

Синий – слово, обозначающее название птицы.

Снег – слово, обозначающее название птицы.

Рыжий – слово, обозначающее название гриба.

Белый – слово, обозначающее часть яйца.

Напиши полученные пары слов. Подчеркни безударную гласную корня.

3. Напиши в пять столбиков слова с безударной гласной в корне

П..так, сп..ртивный, дл..на, с..нева, ш..лун, п..сти, м..сной, в..зание, м..рской, л..ства, б..да, с..ринка, т..мнота, тр..ва, л..нивый

Карточка №3

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Ветер с моря, ромашки с поля, цветок из сада, ягоды из леса, шишка ели, запах мёда, борщ из свёклы.

Запиши словосочетания по образцу.

Образец. Чай из трав – травяной чай.

В именах прилагательных подчеркни безударные гласные в корне.

2. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Митя нак..тался на саночках с л..дяной горы и на коньках по замёрзшей р..ке. Приб..жал д..мой и г..в..рит отцу: «Уж как вес..ло з..мой! Я бы х..тел, чтобы з..ма всё была».

(По К. Ушинскому)

3. Из однокоренных слов выпиши только те, которые являются проверочными. В проверяемом слове вставь пропущенную букву.

1) Подвязка, вязать, связка, развязать, связанный – св..зать.

2) Подливка, залив, ливень, наливать – подл..вать.

3) Сознавать, знать, признание – узн..вать.

4) Заявить, объявить, заявка – объ..вление.

5) Светлячок, светлый, свет, светает, рассвет – св..тильник.

Карточка №4

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Подбери к данным словам проверочные слова. Напиши. Вставь пропущенные буквы.

Хлод, холдный – пох..л..дло.

… , … – ст..р..жить.

… , … – г..л..дать.

… , … – в..ч..реет.

… , … – з..л..неет

2. Спиши пословицы. Найди слова с двумя безударными гласными в корне. Устно подбери проверочное слово для каждой гласной.

1) Родная сторона сердцу дорога. 2) Про доброе дело говори смело. 3) Пустой колосок всегда нос кверху дерёт. 4) Ум не в бороде, а в голове. 5) Старых почитай, молодых

3. Прочитай и определи, какая безударная гласная в корне проверена.

Трепещет, … – тр..п..тали.

Вечерний, … – в..ч..реет.

Сторожка, … – ст..р..жили.

Зелень, … – з..л..нели.

Хлопочет, … – хл..п..тали.

Лепет, … – л..п..тали.

Спиши, дописывая проверочное слово для другой безударной гласной

Карточка №5

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

По небу п..лзли со всех ст.рон т..жёлые гр..зовые тучи; солнце исчезло; как-то сразу пот..мнело; в оздухе запахло д..ждём. Осл..пительной змейкой блеснула молния, над самой г..л..вой оглушительными раскатами прок..тился гром. (Н. Гарин-Михайловский.)

2. Спиши, изменяя слова, обозначающие действие предмета, по образцу.

Образец. Кормит – кормил.

Варит – … . Машет – … . Вяжет – … .

Стонет – … . Пашет – … . Пишет – … .

Лижет – … . Скажет – … . Зацепит – … .

Тащит – … . Топит – … . Косит – … .

3. Отгадай загадки. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.

1) За железным к..нём ящик тянется с д..бром, сквозь дырявое дно в землю падает д..бро.

2) В с..нокос г..рька, а в мороз сл..дка. Что за ягодка?

3) Ты кр..чал – оно м..лчало. Ты м..лчал – оно кр..чало.

4) Кто так медленно п..лзёт, на себе свой дом в..зёт?

5) Пот..хоньку я журчу, уг..стить в..дой х..чу.

6) Две с..стрёнки – м..стерицы, друг другу п..мощницы.

Карточка №6

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Тонкая ива склонилась над оз..ром. Словно в зерк..ло глядит она в прозрачную, как ст..кло, воду. Нал..тел в..терок, и оз..ро сразу ож..ло, зап..стрело.

Подчеркни слова, в которых безударная гласная в корне проверяется буквой ё.

2. Прочитай.

Т..кла через с..ло р..ка. Была она в..сёлая, г..в..рливая. Решили люди приучить речку к работе. Ведь она может помочь и коров доить, и землю п..хать, и огород пол..вать, и брёвна п..лить, и з..рно м..лоть.

Спиши. Вставь пропущенные буквы.

3. Спиши словосочетания. Подчеркни слова, которые звучат одинаково. Подбери и напиши к ним проверочные.

Посидеть на скамейке – поседеть от старости.

Полоскать бельё – поласкать щенка.

Заколю булавкой – закалю здоровье.

Примерять платье – примирять друзей.

Острые мечи – футбольные мячи.

Запивать лекарство – запевать песню.

Проживать в городе – прожевать пищу.

Свила гнездо – свела по ступенькам.

Спиши с доски – спеши домой.

Отворить дверь – отварить картофель.

Слезать с крыши – слизать сметану.

Вверх