Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. Возникновение и организация школ в древней месопотамии Школа древнего двуречья

Школа и воспитание в Междуречье (Месопотамии)

Приблизительно в IV тыс. до н.э. в Междуречье Тигра и Евфрата возникли города-государства Шумер и Аккад, существовавшие здесь почти до начала нашей эры, и другие древние государства, такие как Вавилон и Ассирия. Все они обладали достаточно развитой культурой. В них получили развитие астрономия, математика, сельское хозяйство, была создана оригинальная письменность, возникли различные искусства.

В городах Месопотамии существовала практика древонасаждения, прокладывались каналы с мостами через них, возводились дворцы для знати. Условия жизни, сложившиеся в древних городах, развивающиеся хозяйственные отношения требовали все большего и большего количества грамотных людей. Писцы были нужны и для заключения сделок, и для государственной службы, и в храмах. Их значимость, или, говоря современным языком, – социальный статус постоянно повышался. Стать писцом означало добиться успеха, получить высокооплачиваемую работу и уважение. Именно поэтому шумерские школы – эддубы стали столь популярны в городах.

Дословно эддуба – дом табличек. Это связано с тем, что шумерские письмена наносились на пластинки из сырой мягкой глины специальными деревянными резцами. Потом плитки обжигались в специальных печах, твердели и могли храниться фактически вечно. Большое количество шумерских текстов сохранилось до наших дней благодаря этой древней технологии – ученые обнаруживают их во время археологических раскопок.

Мировую известность получили глиняные рукописи из библиотеки и архива древнего города Ниппура. Наиболее важными документами считаются летописи Ашшурбанипала (668–626 до н.э.), законы царя Вавилона Хаммурапи (1792–1750 до н.э.) и законы Ассирии второй половины II тыс. до н.э. Именно из этих бесценных свидетельств древности удалось узнать о школах Междуречья, их укладе, разновидностях, особенностях обучения. Известно, что эддубы создавались при храмах и дворцах. В них обучались дети соответствующих сословий. Для детей из незнатных семей тоже были школы. Писцы нередко зарабатывали школьным делом, организуя эддубы при своих домах, обучали детей письменности для хозяйственных нужд, получая приработок. Многие школы впоследствии становились культурными центрами, перерастая в хранилища табличек – своего рода древние библиотеки.

Воспитание в древнейших государствах Междуречья полностью соответствовало патриархально-семейному укладу жизни, в котором почиталась власть отца в семье. В древнем манускрипте "Кодекс Хаммурапи" говорится об ответственности отца за приучение сына к благочестию и обучение его своему ремеслу, об обязанности служить сыну во всем примером. Именно этот подход утвердился и в эддубе в продолжение традиций семейного воспитания. Школьные учителя должны были поддерживать авторитет отца, а отец – авторитет учителей и мудрых правителей.

Древние методики обучения строились на принципах передачи ремесла: ученик воспроизводит образец до тех пор, пока его работа не сравняется по качеству с изделием мастера. Для будущего писца это означало бесконечное переписывание табличек-образцов и заучивание их текстов наизусть. Конечно, с точки зрения современных представлений об обучении такие методы кажутся рутинными, но именно они позволяли добиваться результатов, соответствующих и укладу, и нормам поведения и морали. Послушание, почтительность в отношениях с начальством, готовность к долгому монотонному труду были важными качествами писца.

Помимо усидчивости, благонравия и грамотности, окончивший эддубу писец получал знание двух языков – аккадского и шумерского, арифметики, овладевал навыками пения, обретал некоторую юридическую подготовку, знание культовых ритуалов. В Древнем Вавилоне получили распространение зиккурата – дома знаний. Как правило, это были культурные центры при храмах, сочетавших в себе места для исполнения религиозных обрядов, школы и библиотеки. По-видимому, зиккурата сыграли важную роль в распространении культуры, искусств, медицинских знаний и грамотности в самых разных слоях населения, что в свою очередь позитивно сказалось на развитии цивилизации древнейших государств Междуречья.

Конспект урока на тему «Древнее Двуречье».

5 класс

Урок « Древнее Двуречье » является первым уроком при изучении главы «Западная Азия в древности» по учебнику «История Древнего мира» 5 класс, авторы: Вигасин А.А. Годер Г.И. и Свенцицкая И.С.

Прогностическая цель : продолжать у учащихся формирование общих и особенных черт восточной цивилизации через изучение древних государств

Цель на данный урок: формирование универсально-учебных действий через предметные УУД работать с исторической картой, овладевать целостным представлением об историческом пути жителей Двуречья; устанавливать причинно-следственные связи между географическими условиями обитания шумеров и их экономическим развитием; метапредметные УУД: самостоятельно выделять и формулировать цели урока; самостоятельно ориентироваться в учебнике и осуществлять поиск нужной информации; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать других; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения.

Предполагаемый результат. Учащиеся должны знать географическое положение Древнего Двуречья; — занятия и верования жителей Древнего Двуречья. Уметь — ориентироваться по карте, определять общие черты с историей Древнего Египта, выделять особенности развития Двуречья, извлекать необходимую информацию из текста учебника, высказывать своё мнение.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, карта «Древнее Двуречье», ТПО, раздаточный материал

Ход урока

1 этап. Организационный (1 минута)

— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть в хорошем настроении! Начнём урок. Проверьте наличие учебных принадлежностей. Нам будут необходимы учебник (стр.63), карта Древнего Востока (стр.31), РТ (стр.36). А также простой и цветные карандаши.

Мы с вами продолжим путешествие по удивительному, загадочному миру, миру Древней истории. О какой стране Древнего мира мы говорили на прошлых уроках? (Египет).

Что мы знаем о Египте? Учитель по ответам составляет план урока

(На доске прикрепляю листы географическое положение; — природные условия; — занятия; — религиозные верования; — письменность

— Ребята, обратим внимание на карту в учебнике Древнего Востока (стр. 31). При фараоне Тутмосе III граница Египта была отодвинута до р.Евфрат. Найдите её на карте. Давайте проложим маршрут из Мемфиса до реки Евфрат (ученик выходит к карте и рассказывает о маршруте: из дельты Нила через небольшой перешеек на Синайском полуострове, затем по восточному побережью Средиземного моря, где находятся Палестина, Финикия, Сирия, по пустыне мы доберёмся до реки). Именно здесь более 5 тыс. лет назад располагалась страна, которую называли Междуречье или Двуречье. Как вы думаете, откуда появилось такое название?

2 этап. ИНМ

Мы будем изучать историю Древнего Двуречья. В какой последовательности мы будем знакомиться с этой страной?

Цель нашего урока: (записываю на доске) что общего в развитии Древнего Египта и Двуречья. А об особенностях мы поговорим на следующем уроке.

Откроем тетради и запишем тему урока: Древнее Двуречье.

(Делаем записи) Общие черты:

— географическое положение;

— природные условия;

— занятия;

— религиозные верования;

— письменность

Откройте ТПО на стр.36.Ответьте на первые два вопроса задания №45. (Напоминаю правила работы в контурной карте). Предлагаю отметить соседние страны Двуречья, выполнив задание №5 (стр.37) – проверяем (к доске с ТПО – по карте).

— Итак, что общего мы можем отметить в географическом положение Двуречья и Египта? (Обе эти страны находятся в одной части света, имеют реки большие…)

А что общего в расположении городов этих стран? (на реках). Первые два крупных города в Двуречье возникли недалеко от Персидского залива и начинаются они на одну букву «У». Назовите эти города.

На экране рисунок. – Ребята, перед вами древнее поселение шумеров (народ). Сделайте вывод о занятиях жителей Двуречья ( разливы давали возможность заниматься земледелием). Земледелие было главным занятие жителей Двуречья и Египта.

Добавляю: — В Южном Двуречье не было ни гор, ни деревьев, а значит, не могло быть строительства из камня и дерева. Дерево было очень дорогим. Только богатые могли себе позволить, например, деревянные двери в доме. Топлива было мало. Кирпичи, которые делали из глины не обжигали. А такой кирпич быстро крошится. Поэтому, когда появляются первые города, стену приходилось делать такой толщины, что по верху могла бы проехать повозка.

Казалось бы, что глина малоценный, на первый взгляд, вид сырья. Но как его можно использовать? (кирпичи, печи, полы в домах, горшки…). Недаром в Междуречье возник миф о том, что боги создали человека, вылепив его из глины. На глине можно ещё и писать! Многовековой опыт подсказывал древним жителям Двуречья, что на влажной глине долго остаются следы ног человека, отпечатки пальцев. А нельзя ли на ней, подумал человек, фиксировать знаки. И он стал учиться писать изображениями или знаками письма на влажных глиняных табличках.

Как называлось это письмо, вы узнаете, разгадав анаграмму ОЛИСЬПНКИ (клинопись). Запишем термин в словарик. Клинопись письменность, знаки, которые состоят из групп клинообразных чёрточек, знаки выдавливались на сырой глине. (На слайде появляются знаки) – На что похожи эти знаки? (На иероглифы). Несколько сот знаков содержалось в клинописи, поэтому научиться читать и писать было не менее сложно, чем в Египте.

(рисунок) Так выглядела школа для обучения писцов в Двуречье). Ребята, а вам хотелось бы обучаться в такой школе?….Почему? В школе был человек, которого называли «отцом школы». Как вы думаете, он изображён на рисунке? («Человек с палкой»…)

Благодаря письменности до наших дней дошло сказание о царе Гильгамеше. Давайте прочитаем его на стр.64.

О какой стороне жизни общества свидетельствует этот факт?

Видео!!! (храмы) — Что общего в религиозных верования Египта и Двуречья? (Язычество)

Молодцы. Давайте вернёмся к цели нашего урока. Достигли мы результатов? (Доказывают)

3 этап. Закрепление. Раздаю листы с заданием. (3 минуты)

«Закончи предложение»

1. Междуречье иначе называется … (Двуречье)

2. Ур и Ур у к это название … (городов)

3. Бога солнца звали …(Шамаш)

4. Религия жителей Двуречья – это … (язычество)

5. Письменность Двуречья называлась … (клинопись)

6. Древним народом, создавшим первые государства в Двуречье, были …(шумеры)

7. Двуречье располагалось в Западной (Передней) …(Азии)

8. Дворцы, храмы, жилые дома сооружали из … (глиняных кирпичей)

9. Главного человека в школе называли…(«отцом школы»)

10. Учёные жрецы считали священным число …(60)

4 этап. Рефлексия. Подведём итоги!

5 этап. Домашнее задание. (На слайде)

«Древние цивилизации Востока» - Пирамида Хеопса и храм. Растение. Изобретения. Финикия. Чай. Хаммурапи. Китай. Древний Восток. Древнее государство. Папирус. Ошибка. Египет. Имя исторического деятеля. Страны Восточного Средиземноморья. Исторические памятники. Хлопок. Зиккурат. Палестина. Клинопись и глиняная табличка. Ступа и колонна царя Ашоки.

«Культура Месопотамии» - 1. Апис. 2. Сфинкс. 2. Для красоты. 3. Какие одежды носили жители Месопотамии? 2. Иштар. 5. Какие записи выполнены древними шумерами? 2. Определите скульптурное изображение древнего шумера. 1. Из-за наводнений. 3. Древесина стоила очень дорого. 4. Почему в Месопотамии города и храмы возводили на платформе?

«Особенности государств Древнего Востока» - Какой вклад внесли народы Древнего Востока в мировую культуру. Малая Азия. Река Евфрат. Письменность стран Древнего Востока. Народы Древнего Востока. Канал. Высшая добродетель. Государства Древнего Востока. Уважение к старшим. Пленники. Индийцы. Индостан. Чем угощали змей древние жители Индии. Клинопись.

«Древняя Передняя Азия» - Администрация 30 Как называли чиновников тайной полиции в Персии? Алфавит. Стекло. Оценки в конце игры выставляет учитель на основании личного счета участников и достижений команды. Ашшурбанапал. Образование и искусство 10 Так называли школу в Древнем Междуречье. Письменность 10 Именно так назывались значки на глиняных табличках.

«Индия и Китай в древности» - Конфуцианство и даосизм. Жизнь есть зло. Монархии. Государство Чжоу. Древняя Индия. Брахманизм. Индра. Возникновение буддизма. Проникновение в Индию арийских племен. Древний Китай. Исход из мифологической эпохи. Государство Шан. Конфуций. Черты исторического развития Древнего Востока. Эпоха «борющихся царств».

«Древнее Двуречье» - О каком занятии идет речь. Вопрос урока. Древнее Двуречье. Словарь. Торговля. Письменность. В Южном Двуречье не хватало многих видов сырья. Природа и географическое положение. Основой жизни здесь была вода. Клинопись.

Всего в теме 34 презентации

Школу и воспитание Древнего Востока следует рассматривать как нечто относительно цельное и вместе с тем, как результаты специфического развития каждой из древневосточных цивилизаций, обладавших устойчивыми особенностями. Цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшие витки развития мировой школы и педагогики. В этот период возникли первые учебные заведения, были предприняты первые попытки осмысления сущности воспитания и образования. Педагогические традиции древних государств Двуречья, Египта, Индии и Китая повлияли на генезис воспитания и обучения в более поздние времена.

"Дома табличек"

Возникшие ранее 3-го тысячелетия до н. э. и сменявшие друг друга вплоть до 100-го г. н. э. государства в междуречье Тигра и Евфрата (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия и др.) имели достаточно стабильную и жизнестойкую культуру. Здесь успешно развивались астрономия, математика, агротехника: были созданы оригинальная письменность, система музыкальной записи, процветали различные искусства. В древних городах Месопотамии разбивали парки, бульвары, прокладывали каналы, воздвигали мосты, проводили дороги, строили роскошные дома для знати. В центре города возвышалось культовое здание-башня (зиккурат).

Почти в каждом городе были и школы. Учебные заведения появились здесь в 3-м тысячелетии до н. э. в связи с потребностью хозяйства и культуры в грамотных людях - писцах. Представители этой профессии стояли на достаточно высокой ступени социальной лестницы. Первые заведения, где готовили писцов, получили название домов табличек (по-шумерски - эдуббы). Оно происходит от глиняных табличек, на которые наносилась клинопись. Письмена вырезали деревянным резцом на сырой табличке, которую затем обжигали. Первые школьные таблички относятся к 3-му тысячелетию до н. э. С начала 1-го тысячелетия до н. э. писцы стали пользоваться деревянными табличками: их покрывали тонким слоем воска, на котором выцарапывали письменные знаки.

Первые школы такого типа возникли, очевидно, при семьях писцов. Затем появились дворцовые и храмовые «дома табличек». Получить представление об этих школах позволяют глиняные таблички с клинописью, являющиеся материальным свидетель­ством развития цивилизации, в том числе и школы, в Междуре­чье. Десятки тысяч таких табличек обнаружены в развалинах двор­цов, храмов и жилищ. Таковы, к примеру, таблички из библио­теки и архива г. Ншхпура, среди которых следует назвать прежде всего летописи Ашшурбанипала (668-626 до н.э.), законы царя Вавилона Хаммурапи (1792-1750 до н.э.), законы Ассирии вто­рой половины 2-го тысячелетия до н.э. и др.

Постепенно эдуббы приобретали автономию. В основном эти школы были небольшими, с одним учителем, в обязан­ности которого входило и управление школой, и изготовле­ние новых табличек-образцов, которые ученики заучивали, переписывая их в таблички-упражнения. В крупных «домах табличек», по-видимому, имелись особые учителя письма, счета, рисования, а также специальный управитель, следив­ший за порядком и ходом занятий. Обучение в школах было платным. Чтобы заручиться дополнительным вниманием учи­теля, родители делали ему подношения.

Вначале цели школьного обучения были узкоутилитарны­ми: подготовка необходимых для хозяйственной жизни писцов. Позднее эдуббы стали постепенно превращаться в центры куль­туры и просвещения. При них возникали крупные книгохрани­лища, например Ниппурская библиотека во 2-м тысячелетии до н.э. и Ниневийская библиотека в 1-м тысячелетии до н.э.

Складывавшуюся школу как образовательное учреждение питали традиции патриархально-семейного воспитания и од­новременно ремесленного ученичества. Влияние семейно-об-щинного уклада жизни на школу сохранялось на протяжении всей истории древнейших государств Междуречья. Главную роль -в воспитании детей по-прежнему играла семья. Как следует из «Кодекса Хаммурапи», отец должен был отвечать за подготов­ку сына к жизни и был обязан обучать его своему ремеслу. Ос­новным методом воспитания в семье и школе являлся пример старших. В одной из глиняных табличек, где содержится обра­щение отца к сыну, отец призывает его следовать положитель­ным примерам сородичей, друзей и мудрых правителей.



Возглавлял эдуббу «отец», учителей именовали «братьями OTi ia». Ученики делились на старших и младших «детей эдуббы». Обучс! ше в эдуббе рассматривалось прежде всего как подготовка к ремеслу писца. Ученикам надлежало научиться технике изго-тош1С1 шя ram (яных табличек, освоить систему клинописи. За годы обучения ученик должен был изготовить полный комплект таб-


личек с предусмотренными текстами. На протяжении всей исто­рии «домов табличек» универсальными приемами обучения в них являлись заучивание и переписывание. Урок состоял в запо­минании «табличек-моделей» и их копировании в «табличках-упражнениях». Сырые таблички-упражнения корректировал учи­тель. Позже иногда стали применяться упражнения типа «дик­тантов». В.основе методики обучения лежало, таким образом, многократное повторение, запоминание столбцов слов, текстов, ;вдач и их решений. Однако применялся и.метод разъяснения учителем трудных слов и текстов. Можно предположить, что в обучении использовался также и прием диалога-спора, причем i не только с учителем или учеником, но и с воображаемым пред­метом. Ученики делились на пары и под руководством учителя.показывали или опровергали те или иные положения.

О том, каким был уклад школы и каким хотели его ви­деть в Междуречье, говорят найденные в развалинах столи­цы Ассирии - Ниневии таблички «Восславление искусства писцов». В них говорилось: «Истинный писец не тот, кто ду­мает о хлебе насущном, а кто сосредоточен на своем труде». Прилежание, по мнению автора «Восславления...», помога­ет ученику «выйти на дорогу богатства и благополучия».

Один из клинописных документов 2-го тысячелетия до н.э. позволяет составить представление об учебном дне школь­ника. Вот что в нем говорится: «Школьник, куда ты ходишь с первых дней?» - спрашивает учитель. «Я хожу в школу», - отвечает ученик. «Что ты делаешь в школе?» - «Я делаю свою ыбличку. Ем завтрак. Мне задают устный урок. Мне задают письменный урок. Когда занятия кончаются, я иду домой, вхожу и вижу моего отца. Я рассказываю отцу о моих уроках, и отец мой радуется. Когда я просыпаюсь утром, то вижу 1 in но мать и говорю ей: скорее дай мне мой завтрак, я иду в школу: в школе надзиратель спрашивает: "Почему ты опаз-мываешь?" Испуганный и с бьющимся сердцем, я вхожу к учителю и кланяюсь ему почтительно».

< >(>учсние в «домах табличек» было сложным и трудоемким. ! !,i первом этапе учили читать, писать, считать. При овладе-

п грамотой следовало запомнить множество клинописных ц|.1м>11. Далее ученик переходил к заучиванию поучительных п. торий, сказок, легенд, приобретал известный запас прак-тчееких знаний и умений, необходимых при строительстве, i in i л влепии деловых документов. Прошедший обучение в «доме i и hi и чек» становился обладателем своего рода интегрирован-|цMi профессии, приобретая различные знания и умения.

И школах изучались два языка: аккадский и шумерский. Шу-Mi |" кип язык в первой трети 2-го тысячелетия до н.э. уже


24 Глава 2.

перестал быть средством общения и сохранялся лишь как язык науки и религии. В новое время аналогичную роль в Европе играл латинский язык. В зависимости от дальнейшей специа­лизации будущим писцам давались знания в области собствен­но языка, математики и астрономии. Как можно понять из табличек того времени, окончивший эдуббу должен был вла­деть письмом, четырьмя арифметическими действиями, ис­кусством певца и музыканта, ориентироваться в законах, знать ритуал совершения культовых действий. Он должен был уметь измерять поля, делить имущество, разбираться в тканях, ме­таллах, растениях, понимать профессиональный язык жре­цов, ремесленников, пастухов.

Возникшие в Шумере и Аккаде школы в виде «домов таб­личек» претерпели затем значительную эволюцию. Постепен­но они становились как бы центрами просвещения. В то же самое время начала складываться особая литература, обслу­живавшая школу. Первые, условно говоря, методические пособия - словари и хрестоматии - появились в Шумере за 3 тыс. лет до н.э. В них включались поучения, назидания, на­ставления, оформленные в виде клинописных табличек.

В период расцвета Вавилонского царства (1-я половина 2-го тысячелетия до н.э.) важную роль в деле образования и воспи­тания стали играть дворцовые и храмовые школы, которые обычно располагались в культовых зданиях - зиккуратах, где имелись и библиотеки, и помещения для занятий писцов. Та­кие, говоря современным языком, комплексы именовались «домами знаний». В Вавилонском царстве с распространением знаний и культуры в средних социальных группах появляются, по-видимому, учебные заведения нового типа, о чем свиде­тельствует появление на различных документах подписей тор­говцев и ремесленников.

Эдуббы получили особенно широкое распространение в Ассирийско-Нововавилонский период - в 1-м тысячелетии до н.э. В связи с развитием хозяйства, культуры, усилением про­цесса разделения труда в Древней Месопотамии наметилась специализация писцов, что отразилось и на характере обуче­ния в школах. В содержание обучения стали включаться заня­тия, условно говоря, философией, литературой, историей, геометрией, правом, географией. В Ассирийско-Нововавилонс­кий период появляются уже и школы для девушек из знатных семей, где обучали письму, религии, истории и счету.

Важно отметить, что в этот период создаются большие дворцовые библиотеки в Аишгуре и Ниппуре. Писцы собира­ли таблички на различные темы, о чем свидетельствует биб­лиотека царя Ашшурбанипала (VI в. до н.э.), особое внима-


Школа и воспитание в Древнем Египте

ние стало уделяться обучению математике и способам лече­ния разных болезней.

Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к

3-му тысячелетию до н.э. Школа и
Школа и воспитание воспитание в эту эпоху должны
в Древнем Египте были формировать ребенка, подро-

стка, юношу в соответствии со сложившимся на протяже­нии тысячелетий идеалом человека: немногословного, умев­шего терпеть лишения и хладнокровно принимать удары судь­бы. В логике достижения такого идеала шло все обучение и воспитание.

В Древнем Египте, как и в других странах Древнего Вос­тока, огромную роль играло семейное воспитание. Отноше­ния между женщиной и мужчиной в семье строились на до­статочно гуманной основе, о чем свидетельствует то, что мальчикам и девочкам уделялось равное внимание. Судя по древнеегипетским папирусам, египтяне уделяли заботе о де­тях много внимания, ибо, по их верованиям, именно дети могли дать родителям новую жизнь после совершения погре­бального обряда. Все это отражалось на характере воспита­ния и обучения в школах того времени. Дети должны были усвоить мысль о том, что праведная жизнь на земле опреде-мяст счастливое существование в загробном мире.

По убеждениям древних египтян, боги, взвешивая душу умершего, в качестве гири на чашу весов кладут «маат» - кодекс поведения: если жизнь умершего и «маат» уравнове­шивались, то покойный мог начать новую жизнь в загроб­ном царстве. В духе подготовки к загробной жизни составля­лись и поучения детям, которые должны были способство-пать формированию нравственности каждого египтянина. В них поучениях угверждалась и сама идея необходимости вос­питания и обучения: «Подобен каменному идолу неуч, кого по обучал отец».

Использовавшиеся в Древнем Египте методы и приемы школьного воспитания и обучения соответствовали приня-11.1 м тогда идеалам человека. Ребенку надлежало прежде все-i о научиться слушать и слушаться. В ходу был афоризм: «По-(пушание - это наилучшее у человека». Учитель обычно об­ращался к ученику с такими словами: «Будь внимателен и < мушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я ц-бе». Наиболее эффективным способом достичь повинове­ния были физические наказания, которые считались есте- 1 ш-иными и необходимыми. Девизом школы можно считать и мочение, записанное в одном из древних папирусов: «Дитя песет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услы-


26 Глава

шал». Абсолютный и безоговорочный авторитет отца и настав­ника был освящен в Древнем Египте многовековыми тради­циями. Тесно связан с этим и обычай передавать профессию по наследству - от отца к сыну. В одном из папирусов, к примеру, перечислены поколения зодчих, принадлежавших одной египетской семье. При всем консерватизме древнееги­петской цивилизации, как, впрочем, и других, в ее недрах можно обнаружить процессы, свидетельствующие о пересмотре идеалов личности, а с ними и целей воспитания. Из текста одного из древних папирусов, относящегося к 1 -му тысячеле­тию до н.э., можно обнаружить, что уже тогда наметились разные точки зрения относительно того, каким надлежит быть человеку. Неизвестный автор спорил с теми, кто отходил от традиционной приверженности семейного и школьного вос­питания идеалу покорности: «Человек, живущий в вере, по­добен растению, находящемуся в теплице». Эта мысль им под­робно не раскрыта, но главное назначение всех форм школь­ного и семейного воспитания состояло в выработке у детей и подростков нравственных качеств, что пытались осуществлять преимущественно путем заучивания различного рода мораль­ных наставлений, таких, как, например: «Лучше уповать на человеколюбие, нежели на золото в своем сундуке; лучше есть сухой хлеб и радоваться сердцем, чем быть богатым и познать печаль». Естественно, что понимание подобных сентенций в школе было весьма затруднено тем, что они были записаны иероглифами на архаичном, далеком от живой речи языке.

В общем, к 3-му тысячелетию до н.э. в Египте сложился некий институт «семейной школы»: чиновник, воин или жрец готовил своего сына к профессии, которой тот должен был посвятить себя в будущем. Позже в таких семьях стали появ­ляться небольшие группы учеников со стороны.

Своего рода государственные школы в Древнем. Египте существовали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них детей с 5 лет. Сначала будущий писец должен был на­учиться красиво и правильно писать и читать иероглифы; за­тем - составлять деловые бумаги. В отдельных школах, кроме того, обучали математике, географии, учили астрономии, медицине, языкам других народов. Чтобы научиться читать, ученику следовало запомнить свыше 700 иероглифов, ряеть пользоваться беглым, упрощенным и классическим способа­ми написания иероглифов, что само по себе требовало очень больших усилий. Вот что говорил один жрец своему ученику в этой связи: «Люби писание и ненавидь пляски. Целый день пиши твоими пальцами и читай ночью». В итоге таких заня­тий ученик должен был овладеть двумя стилями письма: де-


Шкала и воспитание в Древнем Египте

ловым - для светских нужд, а также уставным, на котором писали религиозные тексты.

В эпоху Древнего царства (3 тыс. лет до н.э.) еще писали на глиняных черепках, коже и костях животных. Но уже и в эту

эпоху в качестве материала для письма стали использовать па­пирус - бумагу, изготовленную из болотного растения того же названия. В дальнейшем папирус стал основным материа­лом для письма. У писцов и их учеников имелся своеобразный письменный прибор: чашка с водой, деревянная дощечка с углублениями для черной краски из сажи и красной краски из

Письмо под диктовку в древнеегипетской школе

охры, а также тростниковая палочка ддя письма. Почти весь текст писали черной краской. Красной краской пользовались для выделения отдельных фраз и обозначения пунктуации. Свит­ки папируса можно было использовать многократно путем смы­вания ранее написанного. Интересно заметить, что на школь­ных работах обыкновенно ставили время выполнения данного урока. Ученики переписывали тексты, которые содержали раз-мичные знания. На первоначальной стадии обучали прежде всего технике изображения иероглифов, не уделяя внимания ихзна-чепию. Позднее школьников обучали красноречию, которое (■читалось важнейшим качеством писцов: «Речь сильнее, чем оружие»; «Уста человека спасают его, но речь его может и по­губить его» - говорилось в древнеегипетских папирусах.

I? некоторых древнеегипетских школах ученикам сообща-щк"ь и начатки математических знаний, которые могли по­надобиться при строительстве каналов, храмов, пирамид, и о.) ".счете урожая, астрономических исчислений, которые in пользовались при прогнозировании разливов Нила и т.п. Имеете с этим обучали и элементам географии в сочетании с п-ометрией: ученик должен был уметь, например, начертить iiii.iii местности. Постепенно в школах Древнего Египта стала VI и пинаться специализация обучения. В эпоху Нового цар-i та (V в. до н.э.) в Египте появились школы, где готовили

28 Гл ава 2. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙШИХ


Воспитание и школа в Израильско-Иудейском царстве 29

Врачевателей. К тому времени были накоплены знания и со­зданы учебные пособия по диагностике и лечению многих болезней. В документах той эпохи дается описание почти по­лусотни различных болезней.

В школах Древнего Египта дети учились с раннего утра до
позднего вечера. Попытки нарушить школьный режим беспо­
щадно карались. Чтобы достичь успехов в учении, школьники
должны были пожертвовать всеми детскими и юношескими
радостями. Вот что говорится в одном из писем XIX династии,
где учитель наставляет нерадивого ученика: «О, пиши тщатель­
но, не ленись, а не то ты будешь жестоко побит... Твоя рука
должна непрестанно опираться на науки, ни одного дня отды­
ха не давай себе, а иначе тебя будут бить. У молодого человека
есть спина; он ощущает, когда его бьют. Хорошенько слушай,
что тебе говорят, ты извлечешь из этого пользу. Коз учат пля­
сать, лошадей обуздывают, голубей заставляют стаиваться, яс­
требов летать. Тебя не должно обременять напряжение духа,
книги не должны надоедать тебе, ты извлечешь из них пользу».
Должность писца считалась очень престижной. Отцы не очень
знатных семей считали для себя честью, если их сыновей при­
нимали в школы писцов. Дети получали от отцов наставления,
смысл которых сводился к тому, что обучение в такой школе
обеспечит их на долгие годы, даст возможность разбогатеть и
занять высокое положение, приблизиться к родовой знати.
Воспитание и школа В ИСТ0 Р ИИ ДР^них цивилизаций Во-
в Израильско- стока становление религиозного

Иудейском царстве принципа единобожия было реша-

ющим фактором в развитии куль­туры, что было связано с возникновением новых нравствен­ных представлений. Многие дошедшие до нас источники сви­детельствуют о трудностях при определении критериев Добра и Зла, с которыми сталкивались народы того времени. Мно­гочисленные божества, которым поклонялись люди, как пра­вило, были злыми, и их гнева следовало бояться. Духи добра помогали, но могли в любой момент сменить милость на гнев. Мистическое сознание людей подталкивало их к фор­мальному жертвоприношению в виде откупа. Любой колдун брался решать сложные жизненные и хозяйственные про­блемы. Покровительство языческих богов было слабым, а их множество вносило большие разногласия между людьми.

Уже некоторые египетские фараоны, стремясь упрочить свою власть, пытались установить единобожие. Так, фараон Эхнатон был за это предан забвению. Аналогичные явления наблюдались в Междуречье и в Персии. Впервые в истории установить единобожие удалось еврейскому народу.


Древние евреи были выходцами из семитских кочевых пле­мен, поселившихся в Месопотамии во времена Шумера. Позже некоторые из этих племен перекочевали в Египет, где были по­рабощены египтянами. Именно в этот период, как гласит преда­ние, иудейский бог Яхве заключил с этим угнетенным народом договор, и Моисей (Моше) был избран тем посредником, че­рез которого Яхве говорил с еврейским народом. За свои благо­деяния Яхве потребовал исполнения всеми его воли. В Ветхом завете описаны и чудесное спасение еврейского народа из раб­ства, и жестокая кара, выпавшая на долю поработителей, и мистические явления, и, возможно, реальные исторические события. Мистицизм и история практически неразделимы в древ­них источниках. Установить истинное происхождение десяти нрав­ственных заповедей, якобы врученных Моисею на Синайской горе самим Яхве, вряд ли кто-нибудь возьмется. Но в данном случае это не важно. Важно то, что была прочерчена граница между Добром и Злом. Пусть условная, не совпадающая с совре­менными представлениями, но четкая и понятная для людей того времени. Яхве не принимал жертв от грешников. Человека, убившего ближнего своего, следовало схватить даже около жер­твенника и покарать смертью. Предполагалось не только испол­нение каждым иудеем заповедей Яхве, но и вершение суда над ■[сми, кто их нарушает, - право судить и карать.

Вместе с единобожием в древнееврейской религии появи­лась еще одна особенность. Яхве считался властным над всеми народами и их богами, но избрал для попечительства только иудейский. Религиозное и национальное в самосознании иуде­ев стали неразрывно связаны между собой.

После бегства из Египта древнееврейские племена дошли до страны Ханаан (Палестина) и создали государство Изра­иль, от которого в 925 г. до н.э. отделилось самостоятельное i i.apcTBO Иудея. В 722 г. до н.э. ассирийский царь Саргон II разру­шил Самарию - столицу Израиля, пленил израильский народ и увел в Ассирию значительную его часть. В итоге Израиль пре­кратил свое существование. В 586 г. до н.э. Навуходоносор II и хватил последний оплот иудеев - Иерусалим и увел плен­ников в Вавилонию.

По преданиям, именно в этот период произошло переос­мысление иудеями своей судьбы. У них возобладала идея необ-х(>ди мости вымаливать прощение и свободу у всесильного Яхве. М i югочисленные пророки в этот период стали как бы учителя-мп своего народа. В 538 г. до н.э. иранский царь Кир II отпустил еврейский народ на свободу.

(голь сложные исторические перипетии, а также мисти-пичм сознания древних евреев отразились на их отношении к


3 0 Глава 2. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВАХ

воспитанию, которое можно охарактеризовать как религиоз­но-национальное явление, где оба начала были единым це­лым. Продолжение рода приобрело для этого народа особый духовный смысл, и школа стала почитаться наравне с храмом. Если поселение было мало и не было возможности построить школу, то дети учились в синагоге, молитвенном доме. Учи­тель, чаще всего проповедник, денег за свой труд не получал, так как считалось, что слова Библии, особенно Торы (Пяти­книжия), даны народу Богом бесплатно, а значит, и переда­ваться детям тоже должны бесплатно. Уважение к учителю вос­питывалось в семье задолго до поступления детей в школу. Древняя мудрость гласила: «Если ты увидел, что отец твой и учитель твой споткнулись одновременно, то первому руку подай учителю своему», хотя отец в семье почитался как аб­солютный господин.

Воспитание в семьях иудеев хотя и носило деспотический характер, но и предполагало наставительные беседы с деть­ми, что предписывалось Торой.

Школьное воспитание и обучение чаще всего было трехсту­пенчатым. Иудеи создали свою систему письменности, и на первой ступени обучения дети должны были овладеть начатка­ми чтения и письма, сохранившегося в своей основе до наших дней, а также счетом. В начальной школе учитель и ученики сидели на полу, демонстрируя свое равенство перед Богом, когда же старшие дети получали возможность включаться в дискуссию, учитель садился на некоторое возвышение.

Тора и Талмуд - свод религиозно-этических и правовых догм иудаизма, а также толкование Торы - служили.главными пред­метами школьного изучения. Тору заучивали пдати наизусть, развивая память, которая считалась у древних иудеев важней­шим свойством ума. В процессе этих занятий дети учились рас­суждать и излагать прочитанное и заученное. Третий этап обуче­ния был связан с подготовкой к будущей профессиональной деятельности. Поскольку профессия чаще всего передавалась мальчику по наследству, отец выполнял и роль учителя.

Девочек также знакомили с Торой и письмом, но в мень­шем объеме. Знания эти были необходимы для соблюдения строгих и сложных традиций при ведении домашнего хозяй­ства. Идеалом женщины считались мать и примерная жена. Содержание древнееврейского образования было весьма скуд­ным с точки зрения овладения детьми практическими зна­ниями. Иудеи не строили пирамид и сложных оросительных систем, не занимались мореплаванием и вели замкнутый образ жизни, только в известной мере контролируя прохо­дящие через их страну караванные пути между Ираном и


Воспитание и школа в Древнем Иране

Египтом. Легкость, с которой Иудея покорилась римлянам, говорит о том, что и в военном деле они не преуспели. По-видимому, причины этих явлений кроются в религии. На­род, избранный Богом, не должен смешиваться с другими народами. Это положение считалось важнейшей ценностью в древнееврейском воспитании. Чистота души, чистота крови, чистота пищи и чистота тела считались путями к спасению, а достижение этих идеалов являлось сутью всего древнеев­рейского воспитания, на что была ориентирована и деятель­ность школы. v

Переход к единобожию был важным шагом к рассмотре­нию категорий Добра и Зла, на чем формировались идеалы, лежавшие в основе взглядов на воспитание. Конечно, дохрис­тианская мораль представляется сегодня чуждой современному европейцу. Принципы типа «око - за око» признаются сегодня аморальными, но в них уже проявились зародыши морали, отличавшиеся от первобытных табу. А следовательно, у иудей­ских воспитателей уже появился предмет для обсуждений с детьми, что было первым, пусть и небольшим, шагом к осоз­нанию норм и принципов справедливости через воспитание.

После завоевания Иудеи Римом в VI в. до н.э. еврейский
парод расселился практически по всему свету, но элементы его
древней веры и традиций воспитания по сей день продолжают
сохраняться, и вокруг них ведутся многовековые дискуссии.
Воспитание и школа Древний Иран - это страна, кото-
в Древнем Иране рую населял °Д ИН из самых загадоч-

ных народов Земли - арийцы. Ин­дусы, немцы, кельты, италийцы, греки, прибалты, некото­рые славянские народности находятся в историческом родстве с арийцами, следы которых обнаружены не только в Запад­ной Европе, но и в Гималаях, и в Монголии, и на Урале. I IjicMcua древних персов были в I в. до н.э. ближневосточной ветвью арийцев и объединялись верой, ведущей свое начало, возможно, от индийских Вед, ставшей впоследствии основой идя многих самостоятельных верований. Зороастризм - это еще один из примеров единобожия. Здесь поклонение главному богу Ахурмазде, олицетворяющему Добро в извечной борьбе Добра и Зла, наложило отпечаток и на характер воспитания.

I? Авесте - пророчествах Заратуштры, по мнению совре­менных историков, содержатся элементы, вошедшие позднее и чилийскую и римскую культуры. Многие положения Авесты перекликаются и с Торой, и с Библией, и с Кораном. В Древ­нем Иране, откуда был родом Заратуштра, возникли своеоб­разные представления о ценностях человека, его душе и ее соотношении с телом.


32 Глава 2. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВАХ

Так, Заратуштра утверждал, что человек подобен Богу, а душа его - это часть Божьей силы. Смысл жизни состоит в реализации данной Богом силы для борьбы со злом - злыми духами (дэвами), которые живут в самом человеке в виде смер­ти, бесплодия, лживости, лени, зависти, лицемерия, и уста­новлении царства Добра. Это делало религию иранцев хотя и абстрактной, но с сильно развитым этическим началом.

Семейное воспитание у древних иранцев, как и у других восточных народов, было весьма строгим. До семилетнего возраста ребенку позволялось все, никаких запретов не су­ществовало, но по истечении этого срока он имел право ослушаться только три раза, на четвертый раз его ждала смер­тная казнь. Такая жестокость, по-видимому, являлась обрат­ной стороной идеи чистоты. Ребенок, не способный усвоить с трех раз требование повиноваться, считался неполноцен­ным, «нечистым», а все нечистое являлось порождением царства Зла и должно было быть «очищено».

Важным средством воспитания в семье у древних иранцев считалось приучение детей к выполнению многочисленных обрядов, сопровождавших всю жизнь людей того времени. Одновременно родители должны были разъяснять детям ос­новы религии, в которых большое место занимали вопросы нравственности.

Обучение мальчиков в школах начиналось в возрасте 7 лет. Главным источником первоначальных знаний являлась Аве­ста, собрание священных книг, написанная особым авес­тийским письмом. Ученики писали на глиняных черепках и по сырой глине, используя технику письма, сходную с ва­вилонской. По окончании школы они имели возможность получить специальную военную или чиновничью подготов­ку, а часть - освоить профессию жреца. Будущий чиновник должен был освоить не только грамоту, но и научиться быть умеренным в жизни, спокойным и покорным. Ученикам не­редко приходилось спать прямо на земле возле школ и не всегда получать пищу. Воспитание будущих воинов было еще более суровым. Тяжелые упражнения разного вида должны были сделать дух будущего воина непоколебимым, а тело - выносливым и быстрым.

Воспитание и школа История Древней Индии условно
в Древней Индии распадается на два периода: дравид-

" - " " J "" ско-арийский - до VI в. до н.э. и

буддистский - с VI в. до н.э. Особенность индийской культу­ры состояла в ее замкнутости, поэтому целесообразно рас­сматривать проблемы развития школы и педагогических идей в Древней и средневековой (имеется в виду период европей-


Воспитание и школа в Древней Индии 33

ского средневековья) Индии, вплоть до момента ее колони­зации Британией в XVIII в., в единстве.

Культура дравидских племен - коренного населения Ин­дии до первой половины 2-го тысячелетия до н.э. - прибли­жалась к уровню культуры ранних государств Междуречья, вследствие чего воспитание и обучение детей носило семей-но-школьный характер, причем роль семьи была главенству­ющей. Школы в долине реки Инда появились предположи­тельно еще в доарийский период в 3-2-м тысячелетиях до н.э. и по своему характеру были похожи, как можно предполо­жить, на школы Древней Месопотамии. Более тысячи печа­тей с надписями своеобразным письмом, глиняные черниль­ницы для письма на пальмовых листьях - вот и все, что со­хранилось в качестве памятников культуры и образования от тех времен. Во 2-1-м тысячелетиях до н.э. на территорию Ин­дии вторглись арийские племена из Древней Персии. Отно­шения между основным населением и завоевателями-ариями породили строй, позднее получивший название кастового: все население Древней Индии стало разделяться на четыре касты. Потомки ариев составляли три высшие касты: брахманов (жре­цов), кшатриев (воинов) и вайшьи (крестьян-общинников, ремесленников, торговцев). Четвертой - низшей - кастой являлись шудры (наемные работники, слуги, рабы). Наиболь­шими привилегиями пользовалась каста брахманов. Кшатрии, будучи профессиональными военными, участвовали в похо­дах и сражениях, а в мирное время находились на содержании государства. Вайшьи относились к трудовой части населения. I Пудры не имели никаких прав.

В соответствии с этим социальным делением и воспита-пие и обучение детей основывалось на идее, согласно кото­рой каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы стать полноправ­ным членом своей касты. У брахманов ведущими качествами иичности считались праведность и чистота помыслов, у кшат­риев - мужество и смелость, у вайшьи - трудолюбие и тер­пение, у шудры - покорность и безропотность.

Главными целями воспитания детей высших каст в Древ­ней Индии к середине 1-го тысячелетия до н.э. были: физи­ческое развитие - закаливание, умение управлять своим те-ном; умственное развитие - ясность ума и разумность пове­ления; духовное развитие - способность к самопознанию. (читалось, что человек рожден для исполненной счастья ж и и I и. У детей высших каст восп итывали такие качества, как чюбовь к природе, чувство прекрасного, самодисциплина, (амообладание, сдержанность. Идеалом нравственного пове-


34 Глава 2. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВАХ


Воспитание и школа в Древней Индии

Дения считались содействие общему благу, отказ от поступ­ков, которые идут во вред такому благу. Образцы воспитания черпались прежде всего в сказаниях о Кришне - божествен­ном и мудром царе - воине и пастухе. В этих сказаниях дано подробное описание семейно-общественного воспитания в Древней Индии.

Эпический Кришна воспитывался первоначально среди ровесников в совместных играх и труде. Позднее родители от­дали его в учение мудрому брахману. Здесь он вместе с соуче­никами изучал Веды и по истечении шестидесяти четырех дней должен был овладеть разнообразными искусствами и уме­ниями - «всей людской ученостью».

Идеал древнеиндийского воспитания раскрыт в образе царевича Рамы - одного из героев «Махабхараты» - эпоса народов Индии. Для индусов Рама являлся образцом совер­шенного человека, эталоном высшей воспитанности. Вот каким представлялся им Рама: «Никто не мог сравниться с царевичем в силе и отваге, и всех превзошел Рама ученос­тью, и воспитанием, и мудрым разумением. Исполненный добродетелей, он никогда не кичился и не выискивал поро­ков у других. Чистый душою, он был приветлив и кроток в обращении, незлобен и прямодушен, почтителен со стар­шими. Постоянно в часы отдыха он упражнялся в воинском искусстве, вел полезные беседы с умудренными возрастом, наукою и опытом мужами. Он знал Веды, законы и обычаи, был красноречив и рассудителен и никогда не уклонялся с пути долга».

Образцом древнеиндийской наставительной литературы можно считать «Бхагавадгиту» - памятник религиозно-фи­лософской мысли Древней Индии, содержащий философ­скую основу индуизма (середина 1-го тысячелетия до н.э.), была не только священной, но и учебной книгой, написан­ной в форме беседы ученика с мудрым учителем. В образе учителя здесь предстает сам Кришна, в образе ученика - царский сын Арджуна, который, попадая в затруднитель­ные жизненные ситуации, искал совета у учителя и, полу­чая разъяснения, поднимался на новый уровень познания и совершения поступков. Обучение должно было строиться в форме вопросов и ответов: сначала сообщение нового зна­ния в целостном виде, затем рассмотрение его с различных сторон. При этом раскрытие отвлеченных понятий сочета­лось с приведением конкретных примеров.

Суть обучения, как следует из «Бхагавадгиты», заключа­лась в том, чтобы перед учеником последовательно стави ■ лись постепенно усложнявшиеся задачи конкретного содс|)

Вверх