Система образования на современном этапе в российской федерации. Структура современной системы образования Система образования в российской федерации основные компоненты

  • 3. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Законодательство об образовании.
  • 4. Управление образованием в Российской Федерации: федеральный, региональный и муниципальный уровни и их полномочия.
  • 5. Государственный надзор и контроль в сфере образования.
  • 6. Лицензирование образовательной деятельности и аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
  • 7. Образовательные организации в России: структура и характеристика.
  • 8. Организации, осуществляющие образовательную деятельность как дополнительную.
  • 9. История образования в России.
  • 10. Учебно-методические обеспечение образования.
  • 11. Расходы на образование: динамика расходов федерального бюджета и проблемы финансирования на образование.
  • 12. Международные рейтинги образовательных систем и места российских образовательных организаций.
  • 13. Дошкольное образование в России.
  • 14. Система школьного образования в России.
  • 15. Система высшего профессионального образования в р.Ф.
  • 16. Проблемы высшего образования в р.Ф. И пути их решения.
  • 17. Основные направления развития современного образования.
  • Плюсы и минусы Болонского процесса
  • 22. Проблема качества образования и педагогической теории и практике.
  • 23. Особенности преподавания экономики в средней и высшей школе.
  • 24. Зарубежные образовательные системы: сравнительная характеристика и возможности использования опыта в отечественной образовательной практике.
  • 25. Основные исторические этапы интеграции науки и экономики.
  • 26. Научно-технический потенциал и закономерности его развития.
  • 27. Организационная структура науки.
  • 28. Основные структурные единицы научно-технического комплекса современных развитых стран (нип, киц, рип, регион науки, технополис, технопарк, инкубатор): общая характеристика.
  • 29. Федеральные и региональные программы поддержки научных исследований. Федеральные исследовательские центры и университеты.
  • 30. Функции современного государства по отношению к науке.
  • 31. Расходы на науку в современных промышленно развитых странах и России. Производство и экспорт наукоёмкой продукции в мире.
  • 32. История развития науки в России.
  • 33. Современная государственная политика в научной сфере.
  • 34. Основные проблемы развития отечественной науки.
  • 35. Актуальные направления развития современной экономической науки. Проблемы теории и практики экономического развития.
  • 1. Система образования в Российской Федерации: структура и общая характеристика.

    2. Виды образования и формы обучения в Российской Федерации

    3. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Законодательство об образовании.

    4. Управление образованием в Российской Федерации: федеральный, региональный и муниципальный уровни и их полномочия.

    5. Государственный надзор и контроль в сфере образования.

    6. Лицензирование образовательной деятельности и аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

    7. Образовательные организации в России: структура и характеристика.

    8. Организации, осуществляющие образовательную деятельность как дополнительную.

    9. История образования в России.

    10. Учебно-методические обеспечение образования.

    11. Расходы на образование: динамика расходов федерального бюджета и проблемы финансирования на образование.

    13. Дошкольное образование в России.

    14. Система школьного образования в России.

    15. Система высшего профессионального образования в Р.Ф.

    16. Проблемы высшего образования в Р.Ф. и пути их решения.

    17. Основные направления развития современного образования.

    18. Образование в условиях глобализации.

    19. Сущность понятий «компетенция» и «компетентность». Основные идеи комплексного подхода в обучении.

    20. Понятие и сущность инновационного процесса в образовании.

    21. Проблемы реформы отечественного образования и реализация принципов Болонского процесса.

    22. Проблема качества образования и педагогической теории и практике.

    23. Особенности преподавания экономики в средней и высшей школе.

    24. Зарубежные образовательные системы: сравнительная характеристика и возможности использования опыта в отечественной образовательной практике.

    25. Основные исторические этапы интеграции науки и экономики.

    26. Научно-технический потенциал и закономерности его развития.

    27. Организационная структура науки.

    28. Основные структурные единицы научно-технического комплекса современных развитых стран (НИП, КИЦ, РИП, регион науки, технополис, технопарк, инкубатор): общая характеристика.

    29. Федеральные и региональные программы поддержки научных исследований. Федеральные исследовательские центры и университеты.

    30. Функции современного государства по отношению к науке.

    31. Расходы на науку в современных промышленно развитых странах и России. Производство и экспорт наукоёмкой продукции в мире.

    32. История развития науки в России.

    33. Современная государственная политика в научной сфере.

    34. Основные проблемы развития отечественной науки.

    35. Актуальные направления развития современной экономической науки. Проблемы теории и практики экономического развития.

    Нет 9,10,17,18,19,20,22,24,29,35

    1. Система образования в Российской Федерации: структура и общая характеристика.

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) Гл. 2. Система образования. Статья 10 Структура системы образования.

    1. Система образования включает в себя:

    1) федеральные государственные образовательные стандартыи федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

    2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей)несовершеннолетних обучающихся;

    3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

    4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

    5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

    2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

    3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования .

    В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

    1) дошкольное образование;

    4) среднее общее образование.

    5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

    6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

    7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

    2. Виды образования и формы обучения в Российской Федерации

    Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). (профессиональное обучение)

    Уровни общего образования:

    1) дошкольное образование;

    2) начальное общее образование;

    3) основное общее образование;

    4) среднее общее образование.

    Уровни профессионального образования:

    1) среднее профессиональное образование;

    2) высшее образование - бакалавриат;

    3) высшее образование - специалитет, магистратура;

    4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

    Дополнительное образование:

    1) как дополнительное образование детей и взрослых

    2) дополнительное профессиональное образование.

    Формы обучения

    В России существует три основные формы получения образования: очная (дневная); очно-заочная (вечерняя);заочная.

    Ограничения на получение образования по той или иной форме обучения может устанавливаться законодательством об образовании и (или) образовательным стандартом.

    Также возможно получение образования в форме экстерната (самообразования) и семейного образования с правом прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях.

    - сетевое обучение . Сетевая форма реализации образовательных программ - реализация образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций;

    - электронноеидистанционное обучение .

    Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

    1. В Российской Федерации образование может быть получено:

    1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

    2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

    2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

    3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

    4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

    5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

      Роль образования в развитии российского общества……………………5

      Структура современного Российского образования……………………..8

    3. Система высшего профессионального образования в Российской Федерации………………………………………………………………………..16

    Заключение……………………………………………………………………….22

    Список литературы………………………………………………………………25

    Введение

    Для современной экономики характерен динамизм, а также быстрые и глубокие структурные сдвиги, что вызывает двоякие последствия для узкоспециализированной подготовки кадров высокой квалификации. Во-первых, перспективная потребность в такой подготовке в определенной мере сокращается по отношению к подготовке кадров широкого профиля, приобретающих и меняющих специализацию в рамках системы непрерывного образования. Во-вторых, сохраняющаяся потребность в узкоспециализированной подготовке поддается достоверному прогнозированию со стороны государственных органов и работодателей не более чем на два года. Неотъемлемым условием эффективного использования бюджетных средств выступает совпадение горизонтов бюджетирования и прогнозирования тех потребностей, которые реализуются с помощью бюджета.

    Переход к двухуровневой системе образования повлек за собой изменения во многих методиках преподавания. Педагогическая наука отреагировала на эти процессы потоком исследований, посвященных осмыслению путей реформирования образования. В них показано, что решение проблем образования требует совершенно иного уровня мышления, привычки оперировать иными категориями, руководствоваться иными представлениями о жизненных идеалах и ценностях.

    Научный поиск в решении данной проблемы направлен на устранение противоречий, характерных для современной высшей военной школы: между новым качеством жизни и действующей системой образования; между социальными требованиями к личности специалиста и отсутствием соответствующей профессиональной подготовки в вузе; между потребностью вовлечения иноязычной профессиональной коммуникации (устной и письменной, теоретической в том числе) в образовательный процесс и отсутствием четкой системы в обучении иностранному языку такого рода; между желанием обучаемых в технических вузах приобрести дополнительное высшее (гуманитарное) образование по иностранному языку; между наличием значительных корпусов иноязычных текстов-источников профессиональной информации, формирующих профессиональную компетенцию (книга, компакт-диск, текстовый файл в электронной почте, электронный учебник, традиционные лекция и доклад и т.п.), и незнанием обучаемыми оптимальных систем анализа их смысловой структуры и др.

    Переход в России к двухуровневой системе высшего профессионального образования продиктован интересами личности. Двухуровневая система позволяет построить более гибкие, индивидуализированные (личностно-ориентированные) образовательные программы. После получения степени бакалавра человек может скорректировать свою образовательную траекторию: в случае необходимости пойти на работу или продолжить образование, если это потребуется, в магистратуре или по программе подготовки специалиста с одногодичным сроком обучения либо в структурах дополнительного профессионального образования. Данная система позволяет более рационально использовать финансовые ресурсы обучающихся.

    Цель данной работы – рассмотреть становление российской системы образования.

    Объект исследования – система образования.

    Предмет исследования – российская система образования.

      рассмотреть образование как социальный феномен;

      рассмотреть российскую систему образования;

      провести исследование статей по вопросам современного образования.

      Роль образования в развитии российского общества

    Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обусловливающие необходимость существенных изменений в системе образования:

    Ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

    Переход к постиндустриальному, информационному обществу,

    Значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем, особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

    Возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;

    Динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда,

    Глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

    Возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80 процентов национального богатства, что, в свою очередь, обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.

    Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.

    Особое значение имеет развитие плодотворного сотрудничества и сохранение общего образовательного пространства со странами Содружества Независимых Государств, образовательная поддержка соотечественников за рубежом.

    Новые социальные требования к системе российского образования

    Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильность, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

    На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.

    Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных концессий, ограничения социального неравенства.

    Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой. Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Необходимо использовать все возможности для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи.

    В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных, финансовых.

      Структура современного Российского образования

    Содержание школьного образования - это основа образовательной системы, и в условиях переходного периода в развитии общества оно является основным объектом реформирования и обновления. Содержание образования и его реализация воплощают те ценности и цели, которые общество ставит перед новым поколением. Успешная реализация реформы в области содержания образования является сложной и труднодостижимой задачей. Она требует тщательного планирования, хорошо разработанной стратегии, приверженности цели тех, кто ее реализует, внимания к ресурсам, обеспечения переподготовки и разработки соответствующей процедуры оценки. Реформу содержания образования затрудняет еще и то, что она проводится в обществе, где преподаватели и инфраструктура не обеспечены соответствующими ресурсами.

    Прежняя советская образовательная система отличалась жесткими учебными планами, составляемыми централизованно. Эти планы основывались на том, что учащиеся приобретали факто-логические познания в узко специализированных предметах. Акцент делался на науку и инженерное дело. Педагогическим инициативам школы или учителя места почти не отводилось. Существовал общий учебный план, для всех школ, который составлялся под руководством государства. Учебники производились государством монопольно и были бесплатными. Не было никакой структурированной системы оценки образовательных стандартов в национальном масштабе. Образовательные потребности определялись централизованным планированием распределения рабочей силы.

    Сейчас российское общество перестраивается, переоценивает свои ценности и цели, и эти перемены влекут за собой демократизацию и в образовательной сфере. Гуманизация, индивидуализация, новые концепции гражданского образования нашли свое место в образовательном процессе. Во многом это происходит благодаря многообразию типов общеобразовательных заведений (равно как и в ФРГ) и вариативности образовательных программ, что напрямую связано с развитием сети негосударственных общеобразовательных учреждений в региональных системах России.

    Несмотря на все это, сегодняшняя система образования в России - федеральная, централизованная.

    В настоящее время российская система образования очень схожа с немецкой, но все же она представлена в более упрощенном виде:

    1) Дошкольное образование , которое, как и в Германии, дает детям элементарные знания, но, все же, не приравнивается к первой ступени школьного образования. Дети начинают посещать детский сад с 1/1,5 года (ясли) и находятся там до 6 лет (также добровольно по желанию родителей).

    2) Начальное образование (начальная школа) начинается с полных 6 лет и длится в течение 4 лет (по результатам последних реформ в сфере образования). В отличие от Германии начальное образование дети могут получать уже в гимназиях или лицеях, так как в России данные типы учебных заведений представлены комплексно - с 1 по 11 классы.

    3) Неполное среднее образование в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах длится в течение 5 лет. Окончание 9 классов каждого из этих типов учебных заведений дает право на получение аттестата об общем среднем образовании.

    4) Полное среднее образование или производственно- техническое образование с правом поступления в техникум, колледж и другие профессиональные учреждения. По завершении обучения 10 и 11 классов школы, гимназии, лицея выпускники получают аттестат о полном среднем образовании и имеют полное право на поступление в ВУЗ. Это право распространяется также на окончившего любое профессиональное учреждение, что в Германии является неприемлемым.

    Система образования формируется государством, которое определяет ее структуру в целом, принципы ее функционирования и направления (перспективы) развития. Ведущую роль в области образования играют принципы государственной политики , которые регламентируют деятельность всех образовательных учреждений и органов управления образованием в стране. Принцип государственной политики в области образования отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании» (редакции 2004 г.): 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

    Осуществление целей и задач, которые выдвигаются современным обществом в области воспитания и обучения, немыслимы без соответствующей образовательной системы. Сама система формировалась постепенно. Вначале она включала только образовательные учреждения, которые самопроизвольно возникали и закрывались. Учебный материал был результатом творчества самих преподавателей. Они преподавали то, что знали, и так, как себе это представляли. Никакой системы контроля за качеством преподавания в этих школах и тем более централизованной системы отбора содержания преподаваемых дисциплин не было.

    С укреплением государственности власти попытались взять действующие школы под свой контроль. Для этого были созданы специальные (общегосударственные и местные) органы управления образовательными учреждениями. Таким образом, система образования стала включать в себя уже два вида учреждений: образовательные учреждения и органы управления образовательными учреждениями. В таком виде система образования в России существовала вплоть до введения в действие Закона Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году.

    С принятием нового закона в системе образования значительную роль стали играть государственные образовательные стандарты, которые наряду с органами управления, начали регламентировать деятельность учреждений образования и определять общие параметры всей системы образования в целом. Поэтому с 1992 года система образования пополнилась еще одним компонентом – образовательными программами, построенными на основе государственных образовательных стандартов. Более того, образовательные стандарты стали ведущей характеристикой деятельности системы образования.

    Сегодня система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

    - государственных образовательных стандартов, образовательных программ;

    - сети образовательных учреждений;

    - органов управления образованием.

    Образовательные программы определяют содержание образования на каждом конкретном уровне образования в данном образовательном учреждении и состоят из двух частей. Первая часть формируется на основании федерального компонента образовательного стандарта (более 70 % содержания программы): это так называемый обязательный минимум содержания образовательной программы. Вторая часть образовательной программы создаётся на основании национально-регионального компонента образовательного стандарта и является обязательной только для граждан России, проживающих в данном регионе. Все образовательные программы Российской Федерации подразделяются на общеобразовательные и профессиональные.

    Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры подрастающего человека, его адаптацию к жизни в обществе и создание основы для созданного выбора и освоения профессиональных программ. К общеобразовательным относятся следующие программы:

    Дошкольного образования;

    Начального общего образования (I – IV классы);

    Основного общего образования (V – IX классы);

    Среднего (полного) общего образования (X – XI классы).

    Профессиональные программы предназначены для подготовки специалистов соответствующих квалификаций путем последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня обучающихся. К профессиональным относятся образовательные программы:

    Начального профессионального образования;

    Среднего профессионального образования;

    Высшего профессионального образования;

    Послевузовского профессионального образования.

    Кроме основных образовательных программ в образовательном учреждении могут реализовываться дополнительные образовательные программы (факультативы, курсы по желанию родителей и учащихся, программы дворцов детского творчества и так далее).

    Образовательными называются учреждения, осуществляющие образовательный процесс, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

    По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций).

    В связи с тем, что образовательные учреждения реализуют различные образовательные программы и работают с учащимися разного возраста, уровня подготовки и способностей, различают образовательные учреждения нескольких типов:

    1) дошкольные;

    2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

    3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

    4) учреждения дополнительного образования взрослых;

    5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

    6) учреждения для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

    7) учреждения дополнительного образования детей;

    8) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

    В России кроме обычных общеобразовательных учреждений (школ) действуют и другие виды образовательных учреждений. Широкое распространение получили такие виды, как гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов, авторские школы, частные школы, воскресные школы, учебные комплексы, семейные школы, «детский сад-школа», «школа-вуз» и другие.

    Гимназия – вид общеобразовательного учреждения, ориентированного на формирование широко образованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук. Она функционирует в различных составе V-XI классов. Образование в гимназии дается на широкой гуманитарной базе с обязательным изучением нескольких иностранных языков.

    Лицей может открываться только на базе профильного высшего учебного заведения. Совместно с вузом лицей образует учебный комплекс. Обучаются в нем учащиеся старших классов. Лицей предназначен для осуществления повышенной подготовки по отдельным предметам, ранней профилизации учащихся и подготовки выпускников к осознанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в вузе.

    Общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов дает расширенное, углубленное образование по отдельным предметам одной, выбранной области знания и осуществляет раннюю профилизацию соответствующей области знания. Для реализации разработанной образовательной программы школа может привлекать профессорско-преподавательский состав вузов, сотрудников научно-исследовательских учреждений, учреждений культуры. Такая школа включает в себя все три ступени с I по XI класс.

    В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических производственных процессов, но и в сфере социальных систем, в том числе педагогических.

    Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации . Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования и науки Российской Федерации, управление образования республики, края, области или города, а также районные отделы образования.

    Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея его состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить педагогам, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. К органам общественного управления образованием относятся попечительские и управляющие Советы, Советы школы.

    Попечительский совет – орган самоуправления образовательного учреждения, создаваемый в целях оказания содействия в организации уставной деятельности образовательного учреждения, общественного надзора за финансово-хозяйственной деятельностью учреждения и укрепления его материально-технической базы.

    Попечительский совет является постоянно действующим коллегиальным органом на общественных началах при образовательном учреждении. Главной целью деятельности попечительского совета является содействие образовательному учреждению в осуществлении его задач, предусмотренных уставом, а также дополнительному привлечению финансовых ресурсов для укрепления материальной базы образовательного учреждения и повышения качества оказываемых им услуг. Попечительский совет не в праве вмешиваться в текущую оперативно-распорядительскую деятельность администрации образовательного учреждения. Попечительский совет взаимодействует с педагогическим советом образовательного учреждения: представитель попечительского совета может участвовать в работе педагогического совета. Члены попечительского совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе и без отрыва от основной деятельности.

    Государственный характер системы образования означает, прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в законе Российской Федерации «Об образовании». Организационной основой государственной политики является федеральная программа развития образования, принимаемая Федеральным собранием Российской Федерации на определенный промежуток времени. Программа содержит три основных раздела – аналитический , освещающий состояние и тенденции развития образования; концептуальный , излагающий основные цели, задачи, этапы программной деятельности и организационный , определяющий основные мероприятия и критерии их эффективности.

    Государственный характер управления образованием проявляется и в соблюдении органами управления гарантий прав граждан Российской Федерации на образование независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений. Задача органов управления образованием состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образование, но и в создании условий для самоопределения и самореализации личности.

    Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создаются государственный органы управления образованием:

    Центральные – Министерство образования и науки Российской Федерации и другие федеральные органы, имеющие отношение к системе образования;

    Ведомственные, республиканские (республики в составе Российской Федерации);

    Краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов.

    Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) было образовано 9 марта 2004 года. Минобрнауки России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в следующих сферах: образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности; молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральных служб по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.

    К ведению федеральных органов управления образованием относятся такие вопросы:

    Разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования;

    Установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;

    Разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях, установление порядка их создания, реорганизации и ликвидации;

    Установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

    Установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

    Органы управления образованием субъектов Российской Федерации определяют особенности реализации федеральных законов и нормативов в своих регионах. В их ведении находятся:

    Формирование законодательства субъектов Российской Федерации в области образования;

    Разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования;

    Установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;

    Формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование, установление местных налогов на образование и так далее.

    Образовательное учреждение в своей деятельности реализует одну или несколько образовательных программ. Однако формы освоения гражданином Российской Федерации образовательной программы могут быть различны. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» освоение образовательной программы допускается:

    1) в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;

    2) в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

    Первая форма характеризуется тем, что в ходе образования постоянно существует связь «обучаемый – преподаватель». Эта связь может осуществляться в ходе непосредственного общения (при очном и заочно-очном обучении) или через контрольные работы (при заочном обучении).

    При второй форме освоения образовательной программы обучаемый только сдает экзамены по определенным частям образовательной программы. При этом преподаватели не следят за процессом его подготовки. Вся ответственность за качество освоения образовательной программы лежит на родителях учащегося и на нем самом.

    Первая и вторая формы получения образования принципиально различны, однако закон разрешает сочетание этих форм. Следовательно, любой ребенок, обучающейся в школе, из любого класса может быть переведен на вторую форму обучения сроком на один, два и более лет. Для этого необходимо только желание родителей и оформление соответствующих документов. В 2007 году был принят Закон РФ об обязательном среднем (полном) общем образовании независимо от форм его получения.

    Лекция 17.

    Источником содержания образования в любом обществе на том или ином этапе его развития являются текущие и перспективные потребности данного общества. В Законе РФ «Об образовании» определены общие требования к содержанию образования, которое должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства.

    Согласно теории И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, основанной на гуманистической парадигме, содержание образования – это система знаний, интеллектуальных и практических умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения, определяемая характером образования в данном учебном заведении (школе, колледже, вузе, аспирантуре и т.д.).

    Знания служат инструментом деятельности во всех других элементах. Однако можно знать, но не уметь. Умение – тот опыт, который накоплен человечеством по осуществлению способов деятельности. Вместе с тем, можно знать и уметь действовать, но не уметь творить. Творчество проявляется в видении новых функций объектов, переносе ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельной постановке проблемы и поиске альтернативных путей ее решения и др. Энциклопедическая образованность человека вовсе не гарантирует творческого потенциала. И, наконец, все эти элементы могут служить разным целям в зависимости от системы норм отношений к миру, обществу, знаниям, самому себе. Последний компонент содержания образования определяет направленность действий обучающегося в соответствии с его потребностями и мотивами.

    Существуют многочисленные теории отбора содержания учебного материала. К важнейшим из них относятся энциклопедизм (дидактический материализм), дидактический формализм и утилитаризм. Сторонники энциклопедизма, в том числе Я.А. Коменский, считали, что основная цель школы состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Они утверждали, что глубина понимания учениками определенного фрагмента действительности пропорциональна количеству изученного материала. Учебные программы, построенные по принципу максимального объема информации, принуждают педагога к торопливой и поверхностной работе, а учащихся превращают в пассивных слушателей, усваивающих материал фрагментарно и, прежде всего, за счет памяти.

    В противоположность представителям энциклопедизма сторонники дидактического формализма рассматривали обучение только как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся. Цель работы школы они видели в углублении, расширении и формировании способностей и интересов, поэтому главным критерием при отборе учебных предметов, по их мнению, должна служить формирующая ценность учебного предмета, наиболее сильно представленная в математике и классических языках. В древности на этой точке зрения стояли Гераклит («Многознание уму не научит»), Цицерон, затем И. Кант, Г. Песталоцци, А. Дистервег.

    По мнению К.Д. Ушинского, «рассудок развивается только в действительно реальных знаниях», следовательно, эти теории необходимо рассматривать взаимосвязанно, так как познание фактов влияет на формирование мышления, а развитие мышления дает ученику возможность овладеть знаниями определенного фактологического материала.

    Теория утилитаризма (прагматизма) возникла на рубеже XIX и XX столетий в США (Дж. Дьюи). По Дьюи образование нужно понимать как непрерывный процесс «реконструкции опыта». Источник связи между учебным содержанием отдельных предметов следует искать в индивидуальной и общественной деятельности ученика. Единственный путь к овладению социальным наследием связан с возможностями приобщения их к тем видам деятельности, которые позволили цивилизации стать тем, чем она есть. Поэтому при определении содержания обучения нужно сконцентрировать свое внимание на занятиях конструктивного характера, учить детей готовить еду, шить, приобщать их к рукоделию. Прогресс в учебе связан не с изучением отдельных предметов в определенной последовательности, а со свободой учащегося формировать новые отношения и типы поведения, связанные с его опытом. Следовательно, реконструкция социального опыта является основным критерием при определении содержания образования; разнообразные практические занятия должны играть роль фактора, активизирующего мышление и деятельность учащихся.

    Анализируя все вышеперечисленные теории, можно сделать вывод, что любой элемент содержания образования следует рассматривать с двух позиций: что он дает для познания мира и что дает для развития личности. Следовательно, учебные предметы важны не сами по себе, а как составная часть культуры в самом широком смысле этого слова. Чем более технически развитым становится общество, тем менее специализированным должно быть образование: в данном обществе перемены происходят быстро, следовательно, узкая специализация быстро теряет свое значение. Технократизм современного мышления заключается в раздробленном восприятии мира исключительно через достижения науки и техники. Но для творчества известных ученых характерно взаимодействие естественнонаучных и гуманитарных концепций (О. Хайям, Сервантес, В. Хлебников и др.).

    Если и существует мировой закон образования, то одной из его первых посылок должно быть превалирование гуманитарной составляющей над технократической. Ведь образование (образ собственного «Я») в первую очередь – воспитание, а воспитывают принципы, которые нельзя выработать без развитого общего гуманитарного мышления. Изучение естественных наук без четких нравственных и моральных ориентиров может завести учащегося в дебри антинаучности и даже человеконенавистничества. Наука должна опираться на заповеди общечеловеческой нравственности, иначе учебное заведение окажется не рассадником просвещения, а «вертепом будущих разбойников», и новые исследования ученых обернутся против человека.

    Как увеличить гуманитарный компонент в содержании образования?

    1. Необходимо рассматривать курсы химии, физики, биологии со стороны философии, этики, истории развития науки. Начала всех наук гуманитарны по законам, определяющим природу человека.

    2. Шире использовать на занятиях исторические сведения, так как это делает занятия социально осмысленными и самые современные данные через призму истории воспринимаются легче. «Драма идей» и «драма людей» помогает в усвоении любой темы, способствует формированию личности учащегося.

    Введение в содержание образования сквозных интегральных курсов («История науки и культуры», «Мудрость веков» и так далее).

    Следующий вопрос, требующий разрешения при анализе содержания образования, можно сформулировать так: необходимо ли одно содержание за разное время или за одинаковое время давать разное по объему и глубине? Безусловно, всех надо учить одинаково хорошо, но не одинаково в плане объема знаний по каждому из предметов. Одним из путей, ведущих к решению данного вопроса, стало появление учебников с трехуровневым содержанием.

    1 уровень – базовый «суперминимум», содержащий самое главное и фундаментальное, самое простое в каждой теме. Он обеспечивает неразрывную логику изложения и создает пусть неполную, но обязательно цельную картину основных представлений.

    2 уровень – естественное расширение и углубление знаний за счет единой неразрывной логики.

    3 уровень – сверхпрограммный материал, рассчитанный на учащихся, у которых есть стремление к творчеству и заинтересованность в этом предмете.

    Выбор уровня изучения предоставляется самому обучаемому, этим обеспечивается базовый минимум и дается простор развитию творческой индивидуальности. Не следует путать три уровня содержания образования с тремя уровнями усвоения одного и того же материала.

    Стандартизация образования – это ориентация образовательной системы на реализацию государственного образовательного стандарта. Стандартизация отечественного образования стала актуальной в начале 1990-х годов в связи с демократизацией школы и предоставления регионам самостоятельности.

    Конституцией РФ и Законом «Об образовании» установлены государственные образовательные стандарты (ГОС), включающие федеральный и национально-региональный компоненты, определяющие обязательный минимум содержания основных обязательных программ, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. В стандартах закрепляются цели, задачи и содержание образования, что дает возможность диагностировать его результаты, осуществлять государственный контроль за соблюдением прав граждан на образование, сохранять единое образовательное пространство России. Государственные образовательные стандарты по новым образовательным программ вводятся не ранее чем через пять лет после начала работы по данным программам. Именно ГОС являются основой для объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников, независимо от форм получения образования.

    На основе ГОС разрабатываются учебные планы образовательных учреждений всех типов. Базисный учебный план состоит из федерального компонента (инвариантная часть), национально-регионального и школьного (вузовского) компонентов (вариативная часть). В инвариантной части обозначены образовательные области, создающие единство образовательного пространства на территории России, вариативная отвечает целям учета национальных, региональных особенностей, обеспечивает индивидуальный характер развития учащихся в соответствии с их склонностями и интересами, возможностями образовательного учреждения, спецификой развития территории.

    Каждая образовательная область в учебном плане конкретной школы представлена набором соответствующих предметов и интегрированных курсов. Инвариантная часть включает следующие образовательные области: «Русский язык как государственный», «Язык и литература», «Искусство», «Общественные дисциплины», «Естественные дисциплины», «Математика», «Физкультура», «Технология». Набор образовательных областей остается инвариантным, тогда как их наполнение конкретными предметами может заметно отличаться в разных регионах. Например, образовательная область «Общественные дисциплины» может включать следующие предметы: история Отечества, всеобщая история, человек и общество, основы современной цивилизации, граждановедение, экономика и другие предметы, отвечающие потребностям региона и школы. Инвариантная часть содержит также минимальное количество часов, отводимых на ту или иную образовательную область, обязательных для любого типа школ.

    Вариативная часть учебного плана в значительной мере зависит от направления, выбранного данным учебным заведением, и состоит из часов, отведенных на «Обязательные занятия», «Занятия по выбору» и «Факультативные, индивидуальные и групповые занятия». Часы вариативной части используются на углубленное изучение предметов инвариантной части, на введение дополнительных курсов, курсов по выбору для учащихся 10-11-х классов, индивидуальных учебных планов одаренных учащихся.

    Таким образом, каждая школа имеет возможность в данное время компоновать свой собственный учебный план на основе общего базисного. Учебный план устанавливает состав учебных предметов, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество часов, отводимых на любой предмет, предельную нагрузку учащихся, которая должна составлять в 7-8 классах – 35 часов, в 9 классе – 36 часов и в 10-11 классах – 38 часов.

    Содержание учебного предмета определено его программой , в которой сформулированы основные задачи учебного предмета, раскрыта логика изучения основных идей курса с указанием последовательности тем, дозировки времени на их усвоение и перечнем знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ученик. В построении программ сложилось несколько способов: концентрический, линейный, спиралеобразный и модульный. Концентрический путь предполагает двукратное или трехкратное прохождение одних и тех же разделов курса с постепенным расширением и углублением их содержания в зависимости от возраста учащихся. Такую программу можно схематически представить в виде кругов разного размера, наложенных друг на друга. Линейный принцип предусматривает последовательное и равномерное распределение материала по всем годам обучения, и содержание предмета как бы вытянуто в одну линию, представляет звенья одной цепи.

    Спиралеобразный способ предполагает постановку проблемы, к решению которой учащиеся и педагог возвращаются постоянно, расширяя и обогащая круг связанных с ней знаний и способов деятельности. Таким образом, для этого способа характерно многократное возвращение к проработке одних и тех же учебных тем и дополнение новых. При модульном способе все содержание учебной темы перераспределяется по следующим направлениям: ориентационное, содержательное, деятельностное и проверочное.

    В настоящее время многие педагоги создают и защищают собственные авторские программы, которые, учитывая требования государственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, собственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Они утверждаются педсоветом школы и наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору учащихся.

    С учетом имеющегося разнообразия учебных программ создаются учебники и учебные пособия. Учебники и учебные пособия выступают в качестве важнейших средств обучения, содержат изложение основ наук и одновременно организуют самостоятельную учебную деятельность учащихся по усвоению материала. Они должны учитывать их особенности восприятия и мышления, развивать познавательный и практический интерес, быть в меру красочными, содержать необходимые иллюстрации. Хороший учебник информативен, энциклопедичен, связывает учебный материал с дополнительной литературой, побуждает к самообразованию и творчеству. Педагог может выбирать те дидактические материалы, которые считает наиболее удачными.

    Таким образом, в содержании образования активно идет процесс демократизации, который заключается в следующем:

    Объективное, разностороннее, свободное отражение содержания учебных дисциплин;

    Гуманизация, взаимосвязь всех видов наук;

    Введение альтернативных образовательных систем (школа «Диалог культур», вальдорфская педагогика, школы М. Монтессори, свободного развития);

    Дифференциация обучения, новые образовательные структуры (детский сад – школа, школа – вуз).

    Введение …………………………………………………………………………..3

    1. Роль образования в развитии российского общества……………………5

    2. Структура современного Российского образования……………………..8

    3. Система высшего профессионального образования в Российской Федерации………………………………………………………………………..16

    Заключение……………………………………………………………………….22

    Список литературы………………………………………………………………25

    Введение

    Для современной экономики характерен динамизм, а также быстрые и глубокие структурные сдвиги, что вызывает двоякие последствия для узкоспециализированной подготовки кадров высокой квалификации. Во-первых, перспективная потребность в такой подготовке в определенной мере сокращается по отношению к подготовке кадров широкого профиля, приобретающих и меняющих специализацию в рамках системы непрерывного образования. Во-вторых, сохраняющаяся потребность в узкоспециализированной подготовке поддается достоверному прогнозированию со стороны государственных органов и работодателей не более чем на два года. Неотъемлемым условием эффективного использования бюджетных средств выступает совпадение горизонтов бюджетирования и прогнозирования тех потребностей, которые реализуются с помощью бюджета.

    Переход к двухуровневой системе образования повлек за собой изменения во многих методиках преподавания. Педагогическая наука отреагировала на эти процессы потоком исследований, посвященных осмыслению путей реформирования образования. В них показано, что решение проблем образования требует совершенно иного уровня мышления, привычки оперировать иными категориями, руководствоваться иными представлениями о жизненных идеалах и ценностях.

    Научный поиск в решении данной проблемы направлен на устранение противоречий, характерных для современной высшей военной школы: между новым качеством жизни и действующей системой образования; между социальными требованиями к личности специалиста и отсутствием соответствующей профессиональной подготовки в вузе; между потребностью вовлечения иноязычной профессиональной коммуникации (устной и письменной, теоретической в том числе) в образовательный процесс и отсутствием четкой системы в обучении иностранному языку такого рода; между желанием обучаемых в технических вузах приобрести дополнительное высшее (гуманитарное) образование по иностранному языку; между наличием значительных корпусов иноязычных текстов-источников профессиональной информации, формирующих профессиональную компетенцию (книга, компакт-диск, текстовый файл в электронной почте, электронный учебник, традиционные лекция и доклад и т.п.), и незнанием обучаемыми оптимальных систем анализа их смысловой структуры и др.

    Переход в России к двухуровневой системе высшего профессионального образования продиктован интересами личности. Двухуровневая система позволяет построить более гибкие, индивидуализированные (личностно-ориентированные) образовательные программы. После получения степени бакалавра человек может скорректировать свою образовательную траекторию: в случае необходимости пойти на работу или продолжить образование, если это потребуется, в магистратуре или по программе подготовки специалиста с одногодичным сроком обучения либо в структурах дополнительного профессионального образования. Данная система позволяет более рационально использовать финансовые ресурсы обучающихся.

    Цель данной работы – рассмотреть становление российской системы образования.

    Объект исследования – система образования.

    Предмет исследования – российская система образования.

    Рассмотреть образование как социальный феномен;

    Рассмотреть российскую систему образования;

    Провести исследование статей по вопросам современного образования.

    1. Роль образования в развитии российского общества

    Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обусловливающие необходимость существенных изменений в системе образования:

    Ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

    Переход к постиндустриальному, информационному обществу,

    Значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем, особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

    Возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;

    Динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда,

    Глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

    Возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80 процентов национального богатства, что, в свою очередь, обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.

    Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.

    Особое значение имеет развитие плодотворного сотрудничества и сохранение общего образовательного пространства со странами Содружества Независимых Государств, образовательная поддержка соотечественников за рубежом.

    Новые социальные требования к системе российского образования

    Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильность, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

    На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.

    Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных концессий, ограничения социального неравенства.

    Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой. Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Необходимо использовать все возможности для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи.

    В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных, финансовых.

    2. Структура современного Российского образования

    Содержание школьного образования - это основа образовательной системы, и в условиях переходного периода в развитии общества оно является основным объектом реформирования и обновления. Содержание образования и его реализация воплощают те ценности и цели, которые общество ставит перед новым поколением. Успешная реализация реформы в области содержания образования является сложной и труднодостижимой задачей. Она требует тщательного планирования, хорошо разработанной стратегии, приверженности цели тех, кто ее реализует, внимания к ресурсам, обеспечения переподготовки и разработки соответствующей процедуры оценки. Реформу содержания образования затрудняет еще и то, что она проводится в обществе, где преподаватели и инфраструктура не обеспечены соответствующими ресурсами.

    Прежняя советская образовательная система отличалась жесткими учебными планами, составляемыми централизованно. Эти планы основывались на том, что учащиеся приобретали факто-логические познания в узко специализированных предметах. Акцент делался на науку и инженерное дело. Педагогическим инициативам школы или учителя места почти не отводилось. Существовал общий учебный план, для всех школ, который составлялся под руководством государства. Учебники производились государством монопольно и были бесплатными. Не было никакой структурированной системы оценки образовательных стандартов в национальном масштабе. Образовательные потребности определялись централизованным планированием распределения рабочей силы.

    Принципы построения современной системы образования закреплены в “Законе об образовании РФ”, на основе которых будет строиться и стратегия и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в России. Эти положения обращены и к обществу, и к самой системе образования, и к личности и обеспечивают как “внешние” социально-педагогические условия развития системы образования, так и “внутренние” - собственно педагогические условия ее полноценной жизнедеятельности.

    К этим условиям относятся :

    Гуманистический характер образования;

    Приоритет общечеловеческих ценностей;

    Свободное развитие личности;

    Общедоступность образования; бесплатность общего образования;

    Всесторонняя защита потребителя образования,

    Сохраненные единства федерального, культурного и образовательного пространства;

    Свобода и плюрализм в образовании;

    Открытость образования;

    Демократический, государственно-общественный характер управления образованием;

    Светский характер образования в государственно-муниципальных образовательных учреждениях;

    Получение образования на родном языке;

    Связь образования с национальными и региональными культурами и традициями;

    Преемственность образовательных программ;

    Вариативность образования;

    Разграничение компетенций субъектов системы.

    Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом. Федеральная программа развития образования разрабатывается на конкурсной основе. Конкурс объявляется Правительством Российской Федерации.

    Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

    В ведении субъектов Российской Федерации в области образования находятся: определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования;финансовое подкрепление государственных гарантий доступности и обязательности основного общего образования путем выделения субвенций местным бюджетам; разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования, в том числе международных, формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования.

    Совершеннолетние граждане Российской Федерации имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования. Граждане Российской Федерации имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов. В образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения. Заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.



    Основные типы учебных заведений:

    · Детские сады

    · Начальная школа (1-4)

    · Средняя школа (неполное среднее 5-9) (полное среднее 10-11)

    · Средние специальные учебные заведения (колледжи, техникумы; лицеи)

    · Высшая школа (бакалавриат, магистратура, специалитет)

    · Дополнительное образование – образовательные центры, курсы, повышения квалификации и т.п. (см подробнее 77 вопрос)

    · Начальное и среднее образование является обязательным для всех граждан РФ.

    Вверх