Четыре самых безбашенных способа. Общеразвивающие упражнения. методические указания для преподавателей и студентов по курсу физическое воспитание Упражнения для мышц рук

© satyrenko - stock.adobe.com

    Что потребуется

    У многих спортсменов руки заметно отстают в развитии от крупных мышечных групп. Причин может быть несколько: чрезмерное увлечение лишь базовыми упражнениями или, наоборот, слишком большое количество изолирующей работы на руки, которые и так работают во всех жимах и тягах.

    Если вы хотите накачать бицепс и трицепс, нужно грамотно сочетать базу и специальные упражнения для рук. Из статьи вы узнаете об особенностях таких упражнений и правильной технике их выполнения, а также мы предложим несколько программ тренировок.

    Немного об анатомии мышц рук

    Прежде чем рассматривать упражнения для развития рук, обратимся к анатомии. Это необходимо для понимания специфики рассматриваемой мышечной группы.

    Руки представляют собой массивный объем мускулатуры, распределенной по множеству мелких мышечных групп. Проработать их все одновременно не получится из-за особенностей строения. Мышцы рук в своем большинстве противопоставлены друг другу, что требует дифференцированного подхода к упражнениям:


    © mikiradic - stock.adobe.com

    Как правило, когда речь идет о тренировке рук, подразумевают именно бицепс и трицепс. Мышцы предплечья тренируют отдельно или не тренируют вовсе — обычно они и так гармонично развиваются вместе с руками.

    По причине небольшого размера мышц и возможности читинга в упражнениях есть следующие рекомендации к тренировкам:

    • Прорабатывайте одну мышечную группу рук за тренировку. Например, спина+бицепс или грудь+трицепс (принцип тренировки мышц-синергистов). Это оптимизирует рабочий процесс и позволяет совмещать тяжелые базовые движения со специальными. Опытные атлеты могут делать специализацию на руки, прокачивая их полностью в один день. Новичкам такой подход не рекомендуется.
    • Если вы делаете бицепс после спины или трицепс после груди, на них достаточно будет пары упражнений. Если вы будете делать по 4-5 — это приведет к перетренированности, руки расти не будут. То же самое может случиться, если ваш сплит будет построен следующим образом: спина+трицепс, грудь+бицепс. В таком случае бицепс будет работать 2 раза в неделю, а трицепс — и вовсе 3 (еще один раз в день плеч при жимах). Это слишком много.
    • Работайте в многоповторном стиле — 10-15 повторений. Это снижает риск травм и увеличивает наполненность кровью мышц. Малые мышцы лучше откликаются на такую нагрузку, так как изначально не предназначены для подъема больших весов.
    • Выполняйте упражнения в строгой технике. Оставьте читинг профессиональным спортсменам. Гораздо эффективнее будет поднимать 25 кг штангу на бицепс абсолютно чисто, чем закидывать корпусом и плечами 35 кг.
    • Не стоит увлекаться пампингом, суперсетами и дроп-сетами. На примере выше — опять же, будет эффективнее поднимать на бицепс штангу 25 кг на 12 раз, чем делать 15 кг на 20 или 15-10-5 кг по 10 (дроп-сет). Данные приемы лучше использовать при достижении определенного плато в наборе массы, уже имея за плечами опыт силовых тренировок и приличные рабочие веса.

    Упражнения для мышц рук

    Бицепс

    Бицепс — целевая мышечная группа для многих атлетов. Рассмотрим типичные . Формируйте индивидуальный комплекс на основе предложенных нами движений.

    Подъемы штанги стоя

    Самое распространенное упражнение на данную мышечную группу. Несмотря на то, что многие считают его базовым, оно является изолирующим — работает только локтевой сустав. Тем не менее, оно достаточно эффективное, если выполнять его правильно:

  1. Возьмите снаряд в руки. Гриф можно использовать любой — прямой или изогнутый, все зависит от ваших предпочтений. Многие при подъемах с прямым грифом чувствуют дискомфорт в запястьях.
  2. Встаньте прямо, ноги на ширине плеч.
  3. На выдохе согните руки в локтевом суставе за счет усилий бицепсов, стараясь не шевелить спиной и не выводить руки вперед. Не используйте инерцию, подкидывая штангу при помощи корпуса.
  4. В верхней фазе амплитуды задержитесь на 1-2 секунды. При этом максимально напрягите бицепс.
  5. Медленно опустите снаряд, не до конца разгибая руки. Сразу же начинайте следующее повторение.

Почему нельзя полностью разгибать руки? Все дело в суставном сопротивлении, которое нужно преодолеть при повторном подъеме. Полностью опуская руки, вы тренируете не мышцы, а связки и сухожилия. Еще одна причина — бицепс в этой точке будет отдыхать. Лучше, когда все время подхода он находится под нагрузкой.

Подъемы гантелей стоя и сидя

Преимущество гантелей перед штангой — вы можете прорабатывать руки отдельно, больше концентрируясь на каждой из них. Подобные подъемы можно выполнять стоя (получится практически аналог предыдущего упражнения) и сидя, причем на наклонной скамье. Последний вариант — наиболее эффективный, так как бицепс даже при опущенных руках находится в напряжении.

Техника выполнения:

  1. Поставьте скамью под углом 45-60 градусов.
  2. Возьмите гантели и сядьте. Хват — супинированный, то есть ладони изначально смотрят от корпуса и их положение не меняется.
  3. На выдохе одновременно согните руки, при этом зафиксируйте локти и не уводите их вперед.
  4. Задержитесь в пиковом сокращении на 1-2 секунды.
  5. Подконтрольно опустите снаряды, не разгибая до конца руки.

© Makatserchyk - stock.adobe.com

Также вы можете выполнять это упражнение по очереди левой и правой рукой. Допустим и вариант с нейтральным хватом в исходной позиции и супинацией кисти во время подъема.


© Makatserchyk - stock.adobe.com

Подъемы на скамье Скотта

Преимущество данного упражнения заключается в невозможности читинга. Вы плотно упираетесь в тренажер грудью и трицепсом, а во время подъема не стоит отрывать от него руки. Благодаря такой конструкции здесь работает только бицепс. Чтобы при этом исключить помощь мышц предплечья, возьмитесь открытым хватом (большой палец не противопоставляется остальным) и не сгибайте/разгибайте кисти.

Движение можно выполнять как со штангой, так и с гантелью. Выберите для себя наиболее удобный вариант или просто чередуйте их от тренировки к тренировке.


© Makatserchyk - stock.adobe.com



© Makatserchyk - stock.adobe.com

Подтягивания узким обратным хватом

Единственное базовое упражнение на бицепс — здесь работают два сустава (локтевой и плечевой), а также активно включаются мышцы спины. Многим достаточно сложно научиться подтягиваться только за счет рук, поэтому это упражнение нечасто встречается в комплексах. К счастью, бицепсу для успешной проработки достаточно изоляции и косвенного участия в базовых тягах при тренировке спины.

Чтобы как можно больше задействовать нужную нам группу мышц, выполняйте подтягивания следующим образом:

  1. Повисните на турнике при помощи узкого обратного хвата. Так как кисти супинированы — большая нагрузка придет именно на бицепс. Лямки использовать не нужно. Чем шире хват — тем больше акцент идет на широчайшие.
  2. Подтянитесь за счет сгибания рук в локтях. Старайтесь концентрироваться именно на этом движении. Подбородок должен оказаться выше перекладины.
  3. Задержитесь в этом положении на 1-2 секунды, максимально напрягая бицепс.
  4. Медленно опуститесь вниз.

Подъемы штанги лежа грудью на наклонной скамье

Еще одно отличное упражнение для бицепса. Здесь также исключен читинг, так как корпус зафиксирован на скамье (ее нужно установить под углом 30-45 градусов и лечь грудью). Единственное, за чем остается следить — локти, которые не нужно выводить вперед при подъеме.

В остальном техника аналогична обычным подъемам штанги на бицепс. Однако рабочий вес здесь будет поменьше.


© Makatserchyk - stock.adobe.com

Концентрированные сгибания с гантелей

Неплохое упражнение, как правило, выполняется с небольшим весом, так как для больших гантелей нужны достаточно сильные руки и бицепс. Лучше взять вес поменьше, но делать движение четко и без малейшего читинга — тогда нагрузка пойдет точно в нужную нам мышечную группу.

Техника такова:

  1. Сядьте на скамью, расставьте ноги в стороны, чтобы они не мешали подъему.
  2. Возьмите в левую руку гантель, упритесь локтем в одноименное бедро. Второй рукой обопритесь о правую ногу для устойчивости.
  3. Согните руку усилием двуглавой мышцы руки. Зафиксируйте пиковое сокращение.
  4. Подконтрольно опустите ее вниз, не разгибая до конца.

© Makatserchyk - stock.adobe.com

Сгибания рук на верхних ручках кроссовера

Многим атлетам нравится это упражнение, так как руки здесь находятся в нетипичной для прокачки бицепсов позиции — подняты до параллели с полом. Это позволяет нагрузить мышцы под несколько другим углом и разнообразить тренинг. Лучше всего эти сгибания ставить в конец тренировки.

Техника следующая:

  1. Возьмите обе верхние ручки кроссовера — левую в левую руку, правую в правую. Встаньте между стоек тренажера боком к ним.
  2. Поднимите руки так, чтобы они были перпендикулярны корпусу и параллельны полу.
  3. Одновременно согните руки, при этом зафиксировав положение локтей и не поднимая их.
  4. В пиковой точке максимально прожмите бицепс в течение 1-2 секунд.
  5. Медленно разогните руки (не до конца) и тут же начните следующее повторение.

© Makatserchyk - stock.adobe.com

Подъемы на нижнем блоке или в кроссовере

Сгибания рук с нижнего блока или нижней ручки кроссовера — хороший вариант для завершения тренировки бицепса. Как правило, это упражнение выполняется в достаточно высоком числе повторений — 12-15 и основное его назначение — «добить» мышцу и как следует наполнить ее кровью.

Техника проста и похожа на обычный подъем штанги, только вместо грифа используется специальная ручка. Стоять нужно не вплотную к блоку, а чуть отойти от него, чтобы уже в нижнем положении бицепс был под нагрузкой.

Движение можно выполнять двумя руками с прямой рукоятью:


© antondotsenko - stock.adobe.com

Или делать по очереди одной рукой:


© Makatserchyk - stock.adobe.com

При использовании каната основной акцент нагрузки смещается на плечевую и плечелучевую мышцы (как в упражнении «молоток», о котором речь пойдет ниже):


© Jale Ibrak - stock.adobe.com

«Молотки»

Для увеличения объема рук нужно не забывать прокачивать плечевую мышцу (брахиалис), расположенную под бицепсом. При гипертрофии она как бы выталкивает двуглавую мышцу плеча, что и приводит к фактическому росту обхвата рук.


Самые эффективные упражнения для этой мышцы — подъемы штанги и гантелей на бицепс нейтральным (ладони смотрят друг на друга) и обратным хватом (ладони смотрят назад).

«Молотки» — упражнение, выполняющееся так раз нейтральным хватом. Чаще всего его делают с гантелями — техника полностью копирует обычные подъемы гантелей, отличается только хват. Выполнять можно как стоя, так и сидя.


© Makatserchyk - stock.adobe.com

Также «молотки» можно выполнять со специальным грифом, который имеет параллельные ручки:

© Makatserchyk - stock.adobe.com

Подъемы штанги обратным хватом

Еще одно упражнение на плечевую и плечелучевую мышцы. Идентично подъемам прямым хватом, только вес будет чуть меньше.


Трицепс

Как правило, у спортсменов нет проблем с трицепсом из-за повального увлечения жимом. Однако нужны и другие упражнения.

Жим лежа узким хватом

Базовое упражнение на трицепс. В меньшей мере задействуется грудь и передние дельты.

Техника выполнения:

  1. Расположитесь на прямой скамье. Плотно упритесь всей стопой в пол. Делать «мост» не нужно.
  2. Возьмитесь за гриф закрытым хватом чуть уже или на ширине плеч. Расстояние между руками должно быть примерно 20-30 см.
  3. На вдохе медленно опустите штангу на грудь, при этом не расставляйте локти в стороны, они должны идти как можно ближе к корпусу. Если при опускании вы чувствуете дискомфорт в запястьях, увеличьте ширину хвата, попробуйте опускать не до груди, оставляя 5-10 см, или попробуйте использовать кистевые бинты.
  4. На выдохе быстрым движением выжмите штангу, распрямляя до конца руку в локтевом суставе.

© Makatserchyk - stock.adobe.com

Жим можно выполнять и с гантелями — в данном случае их нужно взять нейтральным хватом и при опускании точно также вести локти вдоль корпуса:


© Makatserchyk - stock.adobe.com

Французский жим

Одно из лучших упражнений для рассматриваемой мышечной группы, хотя и является изолирующим.

Единственный, но ощутимый минус — французский жим со штангой лежа практически гарантированно «убивает» локти при больших рабочих весах (примерно свыше 50 кг). Именно поэтому либо выполняйте его в конце тренировки, когда трицепс уже забит и большой вес не нужен, либо замените на вариант с гантелями, либо делайте сидя.

В классическом варианте выполнения — лежа со штангой и с опусканием за голову — больше всего нагружается длинная головка трицепса. Если опускать ко лбу — работают медиальная и латеральная.

Техника выполнения:

  1. Возьмите штангу (можно использовать и прямой, и изогнутый гриф — как будет комфортнее запястьям) и лягте на прямую скамью, надежно упритесь ногами в пол, не нужно ставить их на лавку.
  2. Выпрямите руки с грифом над грудью. Затем отведите их, не сгибая, в сторону головы примерно до уровня в 45 градусов. Это исходная позиция.
  3. Медленно опустите снаряд за голову, сгибая руки. Локти зафиксируйте в одной позиции и не разводите их в стороны. В нижней точке угол в локтевом суставе должен быть 90 градусов.
  4. Разгибая руки, вернитесь в исходное положение. Движение происходит только в локтевом суставе, плечами каким-то образом двигать не нужно.
  5. Выполните следующее повторение.

Чтобы снизить нагрузку на локти, можно выполнять это же упражнение с гантелями:


© Makatserchyk - stock.adobe.com

Еще один хороший вариант — сидя. Здесь техника аналогична, только руки не нужно отводить назад, выполняйте сгибания и разгибания с вертикальной исходной позиции рук.


© Makatserchyk - stock.adobe.com

Отжимания на брусьях в трицепсовом стиле

Обычные отжимания на брусьях в большей степени прорабатывают мышцы груди. Однако можно сместить акцент на трицепс, если немного изменить технику:

  1. Исходное положение — упор на брусьях на прямых руках. Корпус должен располагаться строго перпендикулярно полу (причем и при опускании/подъеме тоже), наклоняться вперед не нужно. Если вы можете изменять расстояние между брусьями, для трицепсового варианта отжиманий лучше сделать его чуть меньше. Ноги при этом можете подогнуть, если вам так удобнее.
  2. Медленно опуститесь вниз, сгибая руки. Локти при этом отводите не в стороны, а назад. Амплитуда — максимально комфортная, но не больше прямого угла в локтевом суставе.
  3. Разгибая руки, поднимитесь в исходную позицию. Выпрямите руки до конца и начните новое повторение.

© Yakov - stock.adobe.com

Если вам сложно выполнять нужное количество повторений (10-15), можете воспользоваться гравитроном — это тренажер, который облегчает отжимания на брусьях и подтягивания за счет противовеса:


© Makatserchyk - stock.adobe.com

Отжимания спиной к скамье

Еще одно базовое упражнение на трехглавую мышцу плеча. Как и практически вся база на трицепс, активно включает в работу мышцы груди и передний пучок дельт.

Техника выполнения:

  1. Поставьте две скамьи параллельно друг другу. На одну из них сядьте на край, обопритесь руками по обе стороны корпуса, а на вторую положите ноги так, чтобы упор пришелся на лодыжку.
  2. Упритесь руками и свесьте таз со скамьи. Угол между корпусом и ногами должен составлять примерно 90 градусов. Держите спину прямо.
  3. На вдохе согните руки до комфортного угла, при этом не сгибая ноги. Слишком низко опускаться не нужно — появляется излишняя нагрузка на плечевой сустав. Локти отводите назад, не разводите их в стороны.
  4. На выдохе поднимитесь в исходную позицию за счет разгибания в локтевом суставе.
  5. Если вам слишком легко — положите на бедра блины от штанги.

© Makatserchyk - stock.adobe.com

В некоторых тренажерных залах можно встретить тренажер, который имитирует данный вид отжиманий:

Отжимания от пола с узкой постановкой рук

Классические отжимания также можно делать для проработки трицепсов. Для этого нужно встать в упор лежа так, чтобы руки были вплотную. При этом разверните их друг к другу, чтобы пальцами одной руки можно было накрыть пальцы другой.

При опускании и подъеме следите за локтями — они должны идти вдоль корпуса.


© Makatserchyk - stock.adobe.com

Кик-бэк

Это разгибание руки с гантелью вдоль корпуса в наклоне. Из-за положения туловища и зафиксированной в одном положении руки вес здесь будет небольшой, но вся нагрузка при правильном выполнении уйдет в трицепс.

Классический вариант выполнения подразумевает опору на скамью, как при тяге гантели к поясу:


© DGM Photo - stock.adobe.com

Также его можно делать стоя в наклоне, просто оперевшись о вторую ногу, выставленную вперед:


© Makatserchyk - stock.adobe.com

Еще один вариант — с нижних ручек кроссовера:


Наконец, кик-бэки можно выполнять сразу двумя руками. Для этого нужно лечь грудью на чуть приподнятую или прямую скамью:


Разгибания рук с гантелей из-за головы

Данное упражнение можно назвать разновидность французского жима, однако оно очень часто встречается в тренажерных залах, поэтому и вынесено отдельно. Акцент здесь идет на длинную головку трицепса. Рекомендуется вставлять в свой тренировочный план один из вариантов разгибаний сидя или стоя с рукой, поднятой вверх.

Техника выполнения с одной гантелью двумя руками:

  1. Сядьте на прямую скамью или скамью с низкой вертикальной спинкой (высокая спинка может мешать при опускании гантели). Не прогибайте поясницу.
  2. Возьмите в руки гантель, поднимите ее над головой, выпрямив руки так, чтобы они были перпендикулярны полу. Снаряд при этом удобнее всего держать под верхний блин.
  3. На вдохе медленно опустите гантель за голову, при этом будьте осторожны и не заденьте ее. Амплитуда — максимально удобная для вас, но до угла в 90 градусов дойти нужно.
  4. На выдохе разогните руки до исходного положения. Старайтесь не разводить локти в стороны.

© Nicholas Piccillo - stock.adobe.com

Аналогичным образом можно работать и одной рукой. Второй при этом желательно придерживать локоть рабочей руки, чтобы он не уходил в сторону.


© bertys30 - stock.adobe.com

Разгибания рук на блоке

Классический пример «добивающего» упражнения на трицепс. Чаще всего его выполняют в конце тренировки, чтобы по-максимуму нагнать кровь в целевую мышцу. Еще один вариант применения — в начале занятия для разогрева.

Разминочный комплекс упражнений выполняется в среднем темпе, прорабатывая каждую задействованную в упражнении мышцу, кроме специально оговоренных случаев. Все упражнения нужно выполнять с большой амплитудой, но т.к. тело еще не разогрето, не доводить до максимального растяжения мышц.

Во время разминки необходимо следить за осанкой, как в исходном положении, так и в процессе выполнения. Приобретаемый навык сохранения осанки следует перенести на выполнение технических действий в каратэ и айкидо и повседневную жизнь.

Упражнения выполняются вдумчиво, обращая внимание на:

Ø правильность выполнения упражнения;

Ø направленность упражнения;

Ø задействованные мышцы, связки, суставы;

Ø осанку.

Опишем основные параметры исходных положений, которые будут использованы далее при описании упражнений разминочного комплекса. Указанные требования необходимо соблюдать, т.к. они являются базовыми элементами для каратэ и айкидо. Данное исходное положение необходимо соблюдать перед выходом в любую стойку, особенно это относится к выполнению ката (формальный комплекс упражнений в карате).

· Осевые анатомические линии – необходимо выдерживать и в исходных положениях и во время выполнения упражнения. Это является основой для всех движений.

· Стопы – параллельны друг другу по латеральному краю. Вес тела сконцентрирован в области основания пальцев, из такого положения легко переместиться в любую сторону, и создается психологический настрой на совершение действий.

· Колени – немного подсогнуты и параллельны друг другу по сагиттальной плоскости, проходящей через середину коленного сустава и голени.

· Таз – незначительно подаем вперед, для того чтобы вес тела перенести на основания пальцев ног; ягодицы в тонусе сохраняют и поддерживают положение таза.

· Надгребневая плоскость – параллельна плоскости пола и плечей. Необходимо удерживать данные плоскости в таком состоянии практически во всех упражнениях разминки и в технических действиях карате и айкидо, кроме специально оговоренных случаях.



· Спина – ровная, при помощи напряжения широчайших мышц спины опускаем плечи вниз и удерживаем положение плечей во время всей разминки и технических действий.

· Линия плечей – параллельна линии пола. Проведенная фронтальная плоскость через средину плечевых суставов совпадает с плоскостью таза.

· Положение головы – макушкой тянемся наверх, помогая телу сохранять осанку. Линия подбородка параллельна полу, данное положение помогает сохранять прямую спину и удерживать равновесие во время нанесения ударов.

· Взгляд – направлен вперед, спокойный, твердый.

В следующей главе будет приведен комплекс разминочных упражнений, который рассматривается в рамках данной дипломной работы. Каждое упражнение разминки описано в рамках следующей структуры:

ü Название упражнения – может кратко описывать выполнение упражнения, являться общепринятым термином или использовать некоторую аллегорию.

ü Исходное положение – это начальное положение тела перед выполнением упражнения.

ü Выполнение упражнения – краткое описание выполнения действий и их количества.

ü – участвуют практически все мышцы тела, но мы будем выделять лишь те, что наиболее активно принимают участие в работе.

ü Методические указания – описаны особенности выполнения упражнений.

ü Направленность упражнения – указаны прорабатываемые мышечные группы, суставы и связки; заложенные в упражнении, технические действия карате и айкидо.

Соблюдение всех методических рекомендаций и правильное выполнение разминочного комплекса упражнений приведет к оздоровлению организма спортсмена, к повышению общей гибкости, усовершенствованию двигательно-координационных способностей, улучшению осанки и, как следствие, психоэмоционального состояния.

Разминочный комплекс упражнений

Для карате и айкидо.

1. Сжимание пальцев рук

Исходное положение (ИП): пятки на ширине плеч, стопы параллельны друг другу по латеральной части стопы (фото 4.3) ; колени слегка подсогнуты и располагаются на оси перпендикулярной полу, проходящей через ногтевые фаланги больших пальцев; таз незначительно подан вперед засчет напряжения ягодичных мышц; спина прямая, живот втянут, плечи развернуты назад и опущены вниз; линия подбородка параллельна полу, макушка тянется наверх; затылок и копчик располагаются на одной воображаемой линии перпендикулярной полу (фото 2) ; центр тяжести смещен незначительно вперед и проецируется в основания пальцев (ИП №1). Руки вытянуты перед собой на уровне плечевых суставов, кисти прямое продолжение предплечья, пальцы рук растопырены (фото3).

Выполнение упражнения: сохраняя положение тела, резко сжимаем пальцы в кулак (фото 4.1) и разжимаем пальцы до ИП (фото 4.2). Количество повторений 30 раз.

Методические указания: использовать максимальную амплитуду движения для выпрямления пальцев кисти с последующим сильным сжатие в кулак. Следить за тем, чтобы кисть всегда располагалась на воображаемой линии, проходящей через середину плечевого, локтевого, запястного суставов и выходила в межфаланговое пространство II и III пальцев.

Основные мышцы участвующие в упражнении: сгибатели и разгибатели пальцев, плече-лучевая мышцы.

Направленность упражнения: Разогреваем мышцы предплечья, кисти, пальцев; Учимся быстро и правильно формировать положение кулака.

2. Вращение руками в запястном суставе

Исходное положение: ИП №1 . Руки вытянуты в стороны по средней линии туловища на уровне плечевых суставов; кисти сжаты в кулаки и являются прямым продолжением предплечья; лопатки, засчет напряжения широчайшей мышцы спины, опущены вниз и соединены по верхнему краю (ИП №2)(фото 5)

Выполнение упражнения: с охраняя положение тела и рук, вращаем кулаки вперед 10 раз и назад 10 раз, совершая максимальную амплитуду в запястном суставе (фото 6).


Методические указания : совершать вращение только в запястных суставах, сохраняя при этом правильное положение кулака.

Основные мышцы участвующие в упражнении : сгибатели кисти и пальцев и разгибатели кисти, длинная ладонная, лучевой сгибатель запястья, квадратный пронатор, плечелучевая и трехглавая мышцы.

Направленность упражнения : разогреваем запястный сустав и мышцы, отвечающие за движения в запястном суставе; увеличиваем подвижность запястного сустава. Обучение контролю над телом при работе мелких групп мышц.

3. Вращение руками в локтевом суставе

Исходное положение: ИП №2 (фото5) (см. упражнение №2)

Выполнение упражнения : Сохраняя положение тела, вращаем предплечья в локтевых суставах 10 раз к себе и 10 раз от себя (фото7).

Методические указания : сохраняя положение тела, совершаем движение с максимальной амплитудой вращения в локтевых суставах.



Основные мышцы, участвующие в упражнении : плечевая, двуглавая плеча, трехглавая плеча, плечелучевая, дельтовидная, клювовидная, малая и большая круглая плеча, большая грудная, круглый пронатор, круглый супинатор.

Направленность упражнения : разогреваем локтевой сустав и мышцы, отвечающие за движения в суставе; увеличиваем подвижность локтевого сустава; подготовительное упражнение для ударов «уракен», «уракенмаваси учи».

4. Вращение руками в плечевом суставе

Исходное положение: ИП №1. Руки сжаты в кулаки и свободно висят вдоль туловища (фото 8).

Выполнение упражнения : сохраняя положение тела, вращаем руки в плечевых суставах 10 раз вперед и 10 раз назад.

Методические указания : сохраняя положение тела, начинаем совершать вращательное движение назад прямыми руками, стараясь максимально свести вместе лопатки. Поднимаем руки из-за спины до вертикального положения над головой. Далее начинаем опускать вниз, скрещивая локти. При этом в фазе, когда руки выведены вперед перед собой, локти должны пересечься на средней линии. Продолжаем опускать скрещенные руки вниз вплоть до касания нижним локтем тела. При выполнении вращения кулаки стараемся максимально «оттянуть» от себя, сохраняя плечи в исходном положении. Вращение в другую сто
рону, выполняется аналогично (фото 9).

Сохраняя положение тела, совершаем движение с максимальной амплитудой вращения в плечевых суставах. При выполнении вращений надплечья должны оставаться неподвижными (фото 10).



Основные мышцы участвующие в упражнении : двуглавая плеча, трехглавая плеча, плечелучевая, дельтовидная, клювовидно-плечевая, малая и большая круглая плеча, малая и большая грудные, поверхностная межреберная, трапециевидная, подлопаточная, широчайшая спины, длиннейшая, ромбовидные, зубчатая и т.д.

Направленность упражнения : разогреваем плечевые суставы и мышцы, отвечающие за движения в плечевом суставе; разогреваем грудной отдел позвоночника и мышцы верхнего плечевого пояса; учимся сохранять неподвижное положение тела при большой амплитуде движения рук; учимся соединять локти по передней средней линии, сохраняя осанку и не допуская движение плечевых суставов вперед и вверх; увеличиваем подвижность плечевых суставов. Подготовка к блоку «моротэ-гэдан-укэ ».

5. Вращение туловищем

Исходное положение: ИП №1. (фото 11).

Выполнение упражнения : сохраняя неподвижным нижнюю часть тела, выполняем вращение туловищем вокруг вертикальной оси. Упражнение выполняется по часовой и против часовой стрелки по 10 раз в каждую сторону (фото 12) .


Основные мышцы участвующие в упражнении : межреберные, прямая живота, косые живота, поперечная живота, зубчатая, широчайшая спины, выпрямляющая позвоночник, длиннейшие, ягодичные, грушевидная, квадратная, запирательные, близнецовые, гребенчатая, приводящие, медиальная/латеральная/промежуточная широкие бедра, пояснично-подвздошная, прямая бедра, тонкая бедра, двуглавая бедра, полусухожильная.

Методические указания : При вращении спина остается прямой, шейный отдел позвоночника является прямым продолжением грудного отдела, руки не меняют своего положения относительно туловища (фото 13) .



Направленность упражнения : разогреваем мышцы спины, живота и боковой поверхности туловища, поясничный отдел; учимся сохранять ровную линию спины в различных положениях; учимся сохранять неподвижной нижнюю часть тела при активной работе верхней части.

6. Наклоны влево-вправо

Исходное положение: ИП №1 , руки вверх на вертикальной оси тела, сцеплены. Пальцы одной руки обхватывают латеральный край открытой ладони другой (фото 14).

Выполнение упражнения : сохраняя неподвижно нижнюю часть тела, выполняем пружинящие наклоны в сторону латеральной части открытой ладони (фото 15). Упражнение выполняется в обе стороны по 30 раз.

Методические указания : В процессе выполнения наклонов, все тело находится во фронтальной плоскости, проходящей через середину запястных, локтевых, плечевых, тазобедренных и коленных суставов, а также середину головы. Плечи развернуты и опущены вниз (фото 16).

Основные мышцы участвующие в упражнении : межреберные, косые живота, широчайшая спины, поднимающая лопатку, ромбовидные, дельтовидная, круглые плеча, трехглавая плеча, ягодичные, грушевидная, близнецовые, наружная запирательная, квадратная, латеральная широкая бедра, подвздошно-большеберцовый тракт.


Направленность упражнения : разогреваем межреберные мышцы, мышцы боковой поверхности туловища, спины, живота и мышцы латеральной поверхности бедра и медиальной поверхности плеча; учимся сохранять ровной линию спины в различных положениях; учимся сохранять неподвижной нижнюю часть тела при активной работе верхней части.

7. Вращение бедрами

Исходное положение: ИП №1. (фото 17).

Выполнение упражнения : сохраняя неподвижным плечевой пояс, выполняем вращение бедрами вокруг вертикальной оси. Упражнение выполняется по часовой и против часовой стрелки по 10 раз в каждую сторону (фото 18).

Методические указания : При вращении спина остается прямой, шейный отдел позвоночника является прямым продолжением грудного отдела, руки не меняют своего положения относительно туловища. Голова не меняет своего положения в пространстве (не смещается вверх/вниз, вправо/влево). Вращение выполняется с максимальной амплитудой.



Основные мышцы участвующие в упражнении : межреберные, прямая и косые мышцы живота, поперечная живота, зубчатая, широчайшая спины, выпрямляющая позвоночник, длиннейшие, ягодичные, грушевидная, квадратная, запирательные, близнецовые, гребенчатая, приводящие, медиальная/латеральная/промежуточная широкие бедра, пояснично-подвздошная, прямая бедра, тонкая бедра, двуглавая бедра, полусухожильная, подвздошно-большеберцовый тракт, передняя большеберцовая, малоберцовые, камбаловидная, икроножные, длинный разгибатель пальцев.

Направленность упражнения : разогреваем мышцы спины, живота, боковой поверхности бедер и ягодичные мышцы; разминаем пояснично-крестцовое сочленение; учимся сохранять неподвижной верхнюю часть тела при активной работе нижней (при переходе из одной стойки в другую сохранять неподвижность верхней части туловища).

8. Вращение в тазобедренном суставе

Исходное положение: ноги вместе (пятки вместе, большие пальцы прижаты друг к другу) (фото 20); колени слегка подсогнуты и плотно прижаты друг к другу; таз незначительно подан вперед за счет напряжения ягодичных мышц; спина прямая, живот втянут, плечи развернуты назад и опущены вниз; линия подбородка параллельна полу, макушка тянется наверх; затылок и копчик располагаются на одной воображаемой линии перпендикулярной полу; центр тяжести смещен незначительно вперед и располагается в области основания пальцев (ИП №3). Руки сцеплены за головой в замок в области затылка, плечи опущены, лопатки сведены вместе (фото 19).

Выполнение упражнения : совершаем вращательное движение в тазобедренном суставе согнутой ногой в коленном суставе. Вращение выполняется левой и правой ногой по 10 раз наружу, 10 раз внутрь.

Методические указания : движение ноги вверх перед собой начинается с поднятия пальцев, стопа двигается вверх, сгибаясь в голеностопном суставе, одновременно подсаживаемся на опорную ногу, сохраняя положение подвздошных костей в плоскости параллельной полу(фото 21-22) . Опорная стопа не меняет своего положения и пальцы ног расслабленны. Продолжаем движение ноги вверх, сгибая в коленном суставе, пока колено не окажется выше уровня пояса в плоскости перпендикулярно телу проходящий через одноименный плечевой сустав; пятка останавливается на передней средней линии бедра опорной ноги с максимальным сгибом в коленном суставе (менее 90 0).


Основные мышцы участвующие в упражнении : межреберные, прямая и косые мышцы живота, поперечная живота, зубчатая, широчайшая спины, выпрямляющая позвоночник, длиннейшие, ягодичные, грушевидная, квадратная, запирательные, близнецовые, гребенчатая, приводящие, медиальная/латеральная/промежуточная широкие бедра, пояснично-подвздошная, прямая бедра, тонкая бедра, двуглавая бедра, полусухожильная, подвздошно-большеберцовый тракт, передняя большеберцовая, малоберцовые, камбаловидная, икроножные, длинные сгибатели пальцев, удерживатели сгибателей пальцев.

Направленность упражнения : разогреваем ягодичные мышцы, мышцы бедра и мышцы туловища; увеличиваем подвижность тазобедренного сустава; улучшаем координацию (устойчивость на одной ноге); подготовка к блокирующим действиям ногами.

9. Подъем колена к плечу

Исходное положение: ИП №3. Руки сцеплены за головой в замок в области затылка, плечи опущены, лопатки сведены вместе (фото 24).

Выполнение упражнения : поднимаем колено к одноименному плечу вперед и в сторону поочередно по 10 раз с каждой ноги. В процессе выполнения упражнения, ногу на пол не ставим.

Методические указания : Движение ноги вверх (см. упр.№8). Опускаем ногу вниз по той же траектории, не ставя ногу на пол, переводим колено на среднюю боковую линию, поднимаем выше уровня пояса с максимальным сгибом в коленном суставе. Пальцы ног смотрят в сторону и вверх. Опускаем ногу вниз, не ставя на землю, переводим ногу в положение перед собой.

Основные мышцы участвующие в упражнении : межреберные, прямая и косые мышцы живота, поперечная живота, широчайшая спины, выпрямляющая позвоночник, длиннейшие, ягодичные, грушевидная, квадратная, запирательные, близнецовые, гребенчатая, приводящие, медиальная/латеральная/промежуточная широкие бедра, пояснично-подвздошная, прямая бедра, тонкая бедра, длинные сгибатели пальцев, удерживатели сухожилий сгибателей пальцев.

Направленность упражнения : Разогреваем мышцы нижней части туловища, мышцы бедра, ягодичные мышцы; увеличиваем подвижность тазобедренного сустава; улучшаем координацию (устойчивость на одной ноге); подготовка к ударам ногами (мае-гери, маваси-гери, йоко-герикекоми, йоко-герикьяги, уширо-гери).

10. Вертолетик

Исходное положение: ИП №3. Руки на поясе, локти располагаются на боковой средней линии, пальцы рук вперед (фото 25).

Выполнение упражнения : поднимаем колено к одноименному плечу вперед и выполняем вращение голени в коленном суставе по 10 раз по часовой и против часовой стрелки каждой ноги. В процессе выполнения упражнения, ногу на пол не ставим (фото 26-27).

Методические указания : Движение ноги вверх (см. упр. №8). Сохраняя положение тела, совершаем вращение голени в коленном суставе вокруг вертикальной оси с максимальной амплитудой, при этом бедро зафиксировано и неподвижно. При смене направления вращения колено не опускается. Упражнение с другой ноги выполняем аналогично. Стопа помогает движению голени, совершая вращение в голеностопном суставе. При этом стопа проходит все положения характерные для ударов ногами (йоко-гери, микадзуки, ура-микадзуки,уширо-гери).

Основные мышцы участвующие в упражнении : прямая и косые живота, широчайшая спины, выпрямляющая позвоночник, длиннейшие, ягодичные, грушевидная, квадратная, запирательные, близнецовые, гребенчатая, приводящие, медиальная/латеральная/промежуточная широкие бедра, пояснично-подвздошная, прямая бедра, тонкая бедра, передняя большеберцовая, длинные сгибатели пальцев, удерживатели сгибателей пальцев.

Направленность упражнения : разогреваем коленный и голеностопный суставы, мышцы тазового пояса; увеличиваем подвижность в коленном и голеностопном суставах; улучшаем координацию (сохранение равновесия); подготовка к ударам ногами (йоко-гери, микадзуки, ура-микадзуки, уширо-гери).

11. Движение голени вперед-назад

Исходное положение: ИП №3. Руки на поясе, локти располагаются на боковой средней линии, пальцы рук вперед (фото 28).



Выполнение упражнения : поднимаем колено к одноименному плечу вперед и выполняем движение голени в коленном суставе вперед-назад по 10 раз с каждой ноги. В процессе выполнения упражнения, ногу на пол не ставим.

Методические указания : движение ноги вверх (см. упр.№8). Сохраняя положение тела, совершаем движение голени вперед-назад в диапазоне от выпрямления до максимального сгиба в коленном суставе. Бедро зафиксировано и неподвижно. При движении голени вперед стопа натягивается, располагаясь на оси, проходящей через середину коленного, голеностопного суставов и через середину большого пальца, при этом пальцы ноги натягиваются на себя. При возврате голени пятка движется к ягодицам. Одновременно сгибаем голеностопный сустав, и большой палец ноги стремится к голени. До конца выполнения упражнения колено не опускается. Упражнение с другой ноги выполняем аналогично.

Основные мышцы участвующие в упражнении : прямая живота, широчайшая спины, выпрямляющая позвоночник, длиннейшие, ягодичные, грушевидная, квадратная, запирательные, близнецовые, гребенчатая, приводящие, медиальная/латеральная/промежуточная широкие бедра, пояснично-подвздошная, прямая бедра, тонкая бедра, двуглавая бедра, передняя большеберцовая, полуперепончатая, полусухожильная, икроножная, камбаловидная, длинные сгибатели пальцев, удерживатели сгибателей пальцев.

Направленность упражнения : разогреваем коленный и голеностопный суставы, мышцы тазового пояса; увеличиваем подвижность в коленном и голеностопном суставах; улучшаем координацию (сохранение равновесия); подготовка к ударам ногами (мае-гери, уширо-гери).

12. Вращение в голеностопном суставе

Исходное положение: ИП №3. Руки на поясе, локти располагаются на боковой средней линии, пальцы рук вперед (фото 29).

Выполнение упражнения : поднимаем колено к одноименному плечу вперед и выполняем вращательное движение в голеностопном суставе по часовой и против часовой стрелки по 10 раз с каждой ноги в каждую сторону. Во время выполнения упражнения сохраняем равновесие, ногу на пол не ставим.

Методические указания : Движение ноги вверх (см. упр.№8). Сохраняя положение тела, совершаем вращение в голеностопном суставе в обе стороны с максимальной амплитудой. Стопа проходит все положения характерные для ударов ногами. Бедро и голень зафиксированы и неподвижны. До конца выполнения упражнения колено не опускается. Упражнение с другой ноги выполняем аналогично.

Основные мышцы участвующие в упражнении : икроножные, камбаловидные, малоберцовые, длинные/короткие сгибатели, длинные/короткие разгибатели, пяточное сухожилие (ахиллесово).

Направленность упражнения : разогреваем голеностопный сустав, мышцы голени и стопы; увеличиваем подвижность в голеностопном суставе; улучшаем координацию (сохранение равновесия и неподвижное положение тела при работе мелкими группами мышц); учимся правильно формировать стопу для основных ударов ногами.

13. Перекаты на стопе вперед-назад

Исходное положение: ИП №1. Руки на поясе, локти располагаются на боковой средней линии, пальцы рук вперед (фото 30).

Выполнение упражнения : Перекатываемся на стопах (фото 31.1) с «мысочков» (фото 31.2) на пятки (фото 31.4). и обратно по 10 раз (фото 32).

Методические указания : Сохраняя ось тела вертикально, перемещаем центр тяжести на основания пальцев, поднимая максимально пятки, одновременно сгибаем коленные суставы, чем компенсируем изменение уровня тела, возникающие при подъеме на мыски. Затем через всю плоскость стопы (фото 31.3) перекатываемся на пятки, пальцы отрываются от пола, добиваясь максимального сгиба в голеностопном суставе, коленный сустав выпрямляется. Ось тела продолжаем сохранять вертикально (фото 29).



Основные мышцы участвующие в упражнении : икроножные, камбаловидные, малоберцовые, длинные/короткие сгибатели, длинные/короткие разгибатели, пяточное сухожилие (ахиллесово), подошвенная межкостная, червеобразная.

Направленность упражнения : Разминаем мышцы голени и стопы; увеличиваем гибкость голеностопного сустава и пальцев на сгибание; учимся перемещать центр тяжести без изменения уровня тела; подготавливаем ударную поверхность стопы для ударов ногами (мае-гери, уширо-гери).

14. Перекаты на стопе вправо-влево

Исходное положение: №1 (см.упр.№13). Руки на поясе, локти располагаются на боковой средней линии, пальцы рук вперед.



Выполнение упражнения : перекатываемся на боковые поверхности стоп и обратно по 10 раз (фото 33).

Методические указания : сохраняя ось тела вертикально, перемещаем центр тяжести в сторону (влево), левая стопа перекатывается на всю поверхность внешнего ребра, левый коленный сустав, загружаясь, сгибается. Одновременно правая стопа перекатывается на внутреннюю поверхность, нога выпрямляется в коленном суставе. Аналогично делаем упражнение в другую сторону. Во время выполнения упражнения подвздошные кости двигаются в плоскости параллельной полу (фото 34).



Основные мышцы участвующие в упражнении : икроножные, камбаловидные, малоберцовые, длинные/короткие сгибатели, длинные/короткие разгибатели, пяточное сухожилие (ахиллесово).

Направленность упражнения : разминаем мышцы голени и стопы; увеличиваем гибкость голеностопного сустава в боковых сгибаниях; учимся перемещать центр тяжести в сторону без изменения срединной оси; подготавливаемударную поверхность стопы для ударов ногами (йоко-гери, микадзуки, ура-микадзуки).

15. Выпад

Исходное положение: (Фото 35) левая (правая) нога впереди, расстояние между пятками составляет длину ноги, ширина - одно плечо, фронтальная плоскость бедер и плечей располагается перпендикулярно впередистоящей ноге. Впередистоящая нога - носок направлен вперед, колено согнуто так, что по передней части коленного сустава проецируется на основание большого пальца, сзадистоящая нога - стопа находится под 45 0 относительно саггитальной плоскости, пятка и латеральная часть стопы плотно прижата к полу, колено прямое. Туловище - на вертикальной оси, живот в тонусе, поясницу не прогибаем, ягодицы поджаты, плечи развернуты назад и опущены вниз, макушку тянем вверх. Руки на поясе (ИП №4).

Выполнение упражнения : не допуская прогиба в поясничном отделе позвоночника, выполняем пружинящие движения на впередистоящую ногу, стараясь опустить центр тяжести как можно ниже по 30 раз с каждой ноги (фото 36).

Методические указания : сохраняя ось тела вертикально, при накате на колено плотно держим стопу сзадистоящей ноги на полу, не допуская напряжение пальцев впередистоящей ноги. Подвздошные кости таза в процессе выполнения упражнения остаются на линии параллельной полу и перпендикулярно сагиттальной плоскости.

Основные мышцы участвующие в упражнении : прямая живота, широчайшая спины, выпрямляющая позвоночник, ягодичная, большая приводящая, полусухожильная, двуглавая мышца бедра, латеральная широкая, икроножные мышцы, пяточное (ахиллесово) сухожилие.

Направленность упражнения : растягиваем мышцы всей задней поверхности бедра сзадистоящей ноги, ахиллесово сухожилие; улучшаем подвижность в тазобедренных и голеностопных суставах; учимся держать равновесие и положение тела; подготовка к стойке дзенкуцу-дачи.

16. Выпад на носке

Исходное положение: ИП №4 , ставим носок сзадистоящей ноги на место пятки, пятка вертикально вверх, колено прямое (ИП №5) (фото 37).

Выполнение упражнения : не допуская прогиба в поясничном отделе позвоночника, выполняем пружинящие движения на впередистоящую ногу, стараясь опустить центр тяжести как можно ниже по 30 раз с каждой ноги.



Методические указания : сохраняя ось тела вертикально, при накате на колено сохраняем сзадистоящую ногу прямой, не допуская напряжение пальцев впередистоящей ноги. Подвздошные кости таза в процессе выполнения упражнения остаются на линии параллельной полу и перпендикулярны сагиттальной плоскости.

Основные мышцы участвующие в упражнении : прямая живота, широчайшая спины, выпрямляющая позвоночник, ягодичная, впередистоящая (работают меньше) – двуглавая мышца бедра, полусухожильная мышца; сзадистоящая – гребенчатая, приводящие, прямая, портняжная мышцы.

Направленность упражнения : растягиваем мышцы задней поверхности бедра впередистоящей ноги, передней поверхности бедра сзадистоящей ноги; улучшаем подвижность в тазобедренных и голеностопных суставах; учимся держать равновесие и положение тела; подготовка к стойке дзенкуцу-дачи.

17. Выпад на колено

Исходное положение: ИП №5 , опускаем на пол колено сзадистоящей ноги, пятка вертикально вверх (ИП №6) (фото 38).

Выполнение упражнения : не допуская прогиба в поясничном отделе позвоночника, выполняем пружинящие движения на впередистоящую ногу по 30 раз с каждой ноги.


Методические указания : сохраняя ось тела вертикально, при накате на колено подаем таз вперед, не допуская напряжение пальцев впередистоящей ноги. При этом бедро сзадистоящей ноги тянем к противоположному колену, напрягая внутренние мышцы бедра впередистоящей ноги. Подвздошные кости таза в процессе выполнения упражнения остаются на линии параллельной полу и перпендикулярной сагиттальной плоскости.

Основные мышцы участвующие в упражнении : впередистоящая – двуглавая мышца бедра, полусухожильная, полуперепончатая, тонкая мышцы; сзадистоящая – подвздошно-поясничная, гребенчатая, приводящие, прямая бедра, портняжная; широчайшая спины, прямая живота.

Направленность упражнения : растягиваем мышцы задней поверхности бедра впередистоящей ноги, передней поверхности бедра сзадистоящей ноги; улучшаем подвижность в тазобедренных суставах; учимся держать равновесие и положение тела; учимся напрягать мышцы внутренней поверхности берда; подготовка к стойке дзенкуцу-дачи.

18. Выпад на колено наклоны вперед

Исходное положение: ИП №6, ставим стопу впередистоящей ноги на латеральное ребро, колено отводим наружу под углом 45 0 , наклоняем туловище вперед, руки в упор на пол (расстояние между руками - одно плечо), плечи отведены назад и вниз, спина прямая (фото 39).

Выполнение упражнения : не округляя спину в верхнегрудном отделе позвоночника, выполняем наклоны вперед по 30 раз с каждой ноги.


Методические указания : делаем наклоны вперед, сохраняя линию спины и опуская к полу низ живота. Подвздошные кости таза в процессе выполнения упражнения остаются на линии параллельной полу и перпендикулярно сагиттальной плоскости.

Основные мышцы участвующие в упражнении : сзадистоящая – двуглавая бедра, латеральная широкая, большая приводящая, икроножные мышцы, ягодичные; мышцы спины – длиннейшая, выпрямляющая позвоночник, широчайшая; впередистоящая – подвздошно-поясничная, гребенчатая, приводящие, прямая бедра, портняжная; прямая живота.

Направленность упражнения : растягиваем мышцы внутренней поверхности бедра впередистоящей ноги, передней поверхности бедра сзадистоящей ноги, мышцы спины; улучшаем подвижность в тазобедренных суставах; учимся держать положение тела; подготовка к стойке кокуцу-дачи.

19. В приседе на пятке наклоны вперёд


Исходное положение: из положения сидя на корточках, стопы вместе, пятки на полу (фото 40), вытягиваем левую (правую) в сторону (фото 41.1). Опорная нога перпендикулярна вытянутой, стопа на пятке, вес тела равномерно распределен по опорной стопе. Пятка опорной ноги располагается под седалищным бугром одноименной ноги. Носок вытянутой ноги наверх и на себя. Туловище фронтальной плоскостью развернуто к прямой ноге. Спина прямая, плечи назад и вниз, руки в упор перед собой.

Выполнение упражнения : совершаем наклоны к прямой ноге по 30 раз с каждой ноги (фото 41).

Зарядка должна проводиться в хорошо проветренной комнате, а если позволяют условия - на свежем воздухе. Выполнять упражнения следует в легкой, не стесняющей движения одежде. После зарядки рекомендуются водные процедуры - влажное обтирание, обмывание, прием душа, летом - купание. При выполнении зарядки необходимо следить за самочувствием и правильным дыханием во время упражнения. Лицам пожилого возраста, а также лицам, с какими-либо нарушениями в состоянии здоровья перед тем как начать занятия зарядкой следует посоветоваться с врачом и проводить занятия под его контролем. Для регулирования нагрузки при занятиях зарядкой важен самоконтроль - наблюдение за физическим состоянием (подсчет пульса, периодическое взвешивание). Каждый организм характеризуется комплексом специфических, присущих только ему свойств. На земле не существует двух одинаковых организмов, более того, в одном многоклеточном организме нет двух одинаковых клеток - каждая клетка уникальна и отличается от других. Поэтому, наряду с общими принципами построения комплекса утренней гимнастики, при его разработке необходимо учитывать и индивидуальные особенности организма. При разработке комплекса утренней гимнастики необходимо учитывать следующие наиболее важные факторы: состояние здоровья организма, общую физическую подготовленность организма, индивидуальные биологические ритмы организма

Я предлагаю комплекс упражнений максимально приближенный к универсальному.

Описание упражнения

Дозировка

Методические указания

Наклон головы вверх/вниз

И.п - стойка ноги врозь, руки на пояс 1 - наклон головы вверх 2 - и.п 3 - наклон головы вниз 4 - и.п

Выполняем 5 раз

Плечи отведены назад

Поворот головы влево/вправо

И.п - стойка ноги врозь, руки на пояс 1 - поворот головы вправо 2 - и.п 3 - поворот головы влево 4 - и.п

Выполняем 5-6 раз

Поднимание/опускание плеча

И.п - стойка ноги врозь, руки на пояс 1 – поднятие правого плеча 2 - и.п 3 – поднятие левого плеча 4 - и.п

Выполняем 5 раз

Выполняем медленно, под счет,спину держим ровно, плечи отведены назад

Вращение локтевого сустава

И.п - стойка ноги врозь, руки разведены 1 – 8 – вращение локтевого сустава к себе И.п 1-8 – вращение локтевого сустава от себя

Выполняем 2 раза

Выполняем медленно, под счет,спину держим ровно

Вращение кистей

И.п - стойка ноги врозь, руки разведены 1 – 8 – вращение кистей вперёд И.п 1-8 – вращение кистей назад

Выполняем 2 раза

Выполняем медленно, под счет,спину держим ровно

Вращение всей свободной верхней конечности

И.п - стойка ноги врозь, руки разведены 1 – 8 – вращение всей свободной верхней конечности вперёд И.п 1-8 – вращение всей свободной верхней конечности назад

Выполняем 2 раза

Выполняем медленно, под счет,спину держим ровно

Наклоны туловища влево/вправо

И.п - стойка ноги врозь, руки на пояс 1 – наклон туловища вправо 2 - и.п 3 – наклон туловища влево 4 - и.п

Выполняем 5 раз

Выполняем медленно, под счет,спину держим ровно

Наклоны туловища вперёд/назад

И.п - стойка ноги врозь, руки на пояс 1 – наклон туловища вперед 2 - и.п 3 – наклон туловища назад 4 - и.п

Выполняем 5 раз

Выполняем медленно, под счет,спину держим ровно

Повороты туловища влево/вправо

И.п - стойка ноги врозь, руки на пояс 1 – поворот туловища вправо 2 - и.п 3 - поворот туловища влево 4 - и.п

Выполняем 5 раз

Выполняем медленно, под счет,спину держим ровно

Приседания

И.п - стойка ноги врозь, руки на пояс

Выполняем 20 раз

Выполняем медленно, под счет,спину держим ровно

Вращение стопой

И.п - стойка ноги врозь, руки на пояс 1-8 - вращение правой стопой и.п 1-8 - вращение левой стопой и.п

Выполняем 2 раза

Выполняем медленно, под счет,спину держим ровно

Восстанавливание дыхания

И.п - стойка ноги врозь, руки на пояс 1 – глубокий вдох, руки поднимаем вверх 2 – выдох, руки опускаем вниз 3 – глубокий вдох, руки поднимаем вверх 4 – выдох, руки опускаем вниз

Выполняем 5 раз

Выполняем медленно, под счет,спину держим ровно

Перечисленные группы упражнений направлены на развитие физических качеств и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата. Также очень распространены упражнения, направленные на развитие и совершенствование дыхательной и кардио (сердечной) функций. Это специальные упражнения, в которых дыхание четко регулируется счетом или по секундомеру, и показатели функции сердца (ЧСС и АД – артериальное давление) находятся под особым контролем. Упражнения данного типа чаще всего используются в занятиях по лечебной физической культуре.

10. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ ПРЕДМЕТА

Упражнения без предмета – это наиболее распространенные упражнения, которые являются основой для построения других ОРУ – с предметами, на снарядах. Наиболее распространенные упражнения приводятся ниже. Для удобства их лучше всего рассматривать по анатомическому признаку: упражнения для мышц шеи, плечевого пояса, для спины, для боковой поверхности туловища, для ног и др.

1.Упражнения для мышц шеи:

– наклоны головы вправо, влево, вперед, назад;

– то же, но руки за головой, с преодолением сопротивления рук;

– круговые движения головы вправо, влево (без резких движений назад);

2. Упражнения для рук и плечевого пояса.

– сгибания и разгибания рук в локтевом и плечевом суставах;

– круговые движения и махи руками в различных направлениях;

– рывковые движения руками в сочетании с наклонами и поворотами туловища;

– переход из упора присев в упор лежа и наоборот.

3. Упражнения для мышц спины.

– наклоны и повороты туловища вперед и назад в и.п. стоя;

– поднимание и опускание туловища в и. п. лежа на животе;

– поднимания и махи ногами назад в и.п. лежа на животе; то же с одновременным симметричным или асимметричным подниманием рук;

– удержание поднятых рук и ног в и.п. лежа на животе.

4. Упражнения для мышц брюшного пресса (передняя поверхность туловища).

– поднимания туловища из и.п. лежа на спине;

– поднимания, махи, круговые движения («велосипед») в и.п. упор сидя или лежа на спине;

– одновременные движения руками и ногами в и.п. упор сидя или лежа на спине.

5. Упражнения для мышц боковой поверхности туловища.

– поднимания, махи ногами из и.п. лежа на боку;

– пружинящие наклоны туловища в сторону из и.п. стоя;

– поднимания – опускания таза из и.п. лежа на боку.

6. Упражнения для ног и мышц таза.

– упражнения для стоп и голени: поднимание на носки, полуприсед, ходьба на носках, прыжки и подскоки на одной и двух ногах, перекаты с пятки на носок;

– упражнения для бедер и голени: приседания, выпады в различных направлениях, ходьба в полуприседе и приседе, бег на месте с высоким подниманием бедра и др.;

– упражнения для развития подвижности в тазобедренном суставе: круговые движения тазом стоя, глубокие наклоны вперед с захватом голени, полушпагат, шпагат, глубокие пружинящие выпады, махи ногами с большой амплитудой;

7. Упражнения на расслабление. Эти упражнения обязательно присутствуют в комплексе ОРУ, выполняя функцию восстановления дыхания и снятия излишнего напряжения мышц. Это, например, свободные дугообразные движения руками в сочетании с подниманием на носки, полуприседом, полунаклоном; встряхивания кистями, предплечьями, плечами, опускание расслабленных рук вниз с акцентом на выдох и расслабление верхней части туловища и рук, размахивания расслабленными руками и встряхивания ног в различных и.п.

8. Комбинированные (комплексные) упражнения. Это упражнения, в которых одновременно или последовательно участвуют несколько основных мышечных групп, например, рук, ног и туловища. Пример:

И.п. – о.с.

1 – наклон вперед, руки в стороны.

2 – упор присев.

3 – упор стоя.

Таблица 2

Примерный комплекс ОРУ без предметов для УГГ
(утренней гигиенической гимнастики)

Дозировка

Методические указания

И.п. – о.с.

1 – руки в стороны

2 – руки вверх, подняться на носки

3 – руки в стороны

Темп спокойный, сохранять равновесие

1-4 – круговые движения головой вправо

5-8 – то же влево

Темп медленный, выполнять без резких движений

И.п. – стойка, ноги врозь, руки на пояс

1-3 – три пружинящих наклона вперед

Наклон выполнять с прямой спиной, смотреть вперед

И.п. – стойка, ноги врозь, руки на пояс

1 – наклон вправо, руки вверх

3-4 – то же влево

Наклон выполнять точно в сторону, руки прямые

И.п. – о.с.

1 – полуприсед, руки вперед

3 – присед, руки в стороны

Спина прямая, дыхание не задерживать

И.п. – стойка, руки вверх

1 – мах правой вперед, руки вниз

3-4 – то же левой

Ноги во время маха не сгибать, спина прямая

Продолжение табл. 2.

11. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ

Использование предметов существенно расширяет возможности воздействия упражнений на организм занимающихся, дает возможность более направленно развивать физические качества, поскольку каждый предмет имеет свои специфические преимущества использования. Так, упражнения с набивным мячом, гантелями способствуют развитию силы, со скакалкой – развивают прыгучесть, с гимнастической палкой – способствуют развитию точности движений, направлены на коррекцию дефектов осанки. Кроме того, использование предметов оптимизирует занятие, вносит элемент необычности, эмоционально окрашивает занятие. Мы рассмотрим упражнения со скакалками, обручами и с гимнастическими палками.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ.

  1. Задачи, средства физического воспитания
  2. Общеразвивающие упражнения.
  3. Требования к выполнению упражнений.
  4. Исходные положения для туловища.
  5. Исходные положения для рук.
  6. Исходные положения для ног.
  7. Требования к показу.
  8. Пособия для ОРУ.
  9. Физкультурные занятия.
  10. Утренняя гимнастика.
  11. Вопросы к анализу занятий.

Задачи физического воспитания в детском саду.

1. Охрана жизни, укрепление здоровья, полноценное физическое развитие организма, снижение заболеваемости.

2.Формирование правильных навыков основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье).

3. Формирование физических качеств личности (сила, ловкость, выносливость и т.д.)

4.Воспитание морально-волевых качеств характера.

Средства физического воспитания. Три группы.

  1. Комплекс гигиенических мероприятий, необходимых для здоровой жизни ребенка в детском саду.
  2. Закаливающие мероприятия с использованием солнца, воздуха, воды.
  3. Физические упражнения.
  4. Физические занятия.
  5. Утренняя гимнастика.
  6. Подвижные игры.
  7. Спортивные игры и упражнения, развлечения.
  8. Экскурсии, туризм.
  9. Спортивные досуги.
  10. Спортивные праздники.

Общеразвивающие упражнения –

Это упражнения для отдельных мышечных групп.

  1. Для мышц рук и плечевого пояса.
  2. Для прямых мышц спины.
  3. Для косых мышц спины.
  4. Для мышц брюшного пресса.
  5. Для мышц ног.

Требования к выполнению упражнений .

  1. Подбираем упражнения в соответствии с возрастом детей.
  2. К каждому упражнению подбираем соответствующее исходное положение.
  3. Выполняя наклоны вперед, повороты в стороны колени не сгибать, с места ноги не сдвигать. После наклонов, сгибаний требовать полного выпрямления туловища, рук, ног.
  4. Дыхание – учим дышать через нос. При наклонах, сгибаниях – выдох, при выпрямлении – вдох.
  5. Музыка в упражнениях. Под музыкальное сопровождение выполняются только хорошо знакомые упражнения. Новые упражнения всегда без музыки.

Исходные положения для туловища .

Стоя, стоя на коленях, сидя, сидя на пятках, лежа на спине, лежа на животе, лежа на боку, сидя в полуприседе, приседе.

Исходные положения для рук.

Руки вдоль туловища; руки вверх, слегка разведены в стороны; руки вперед, слегка разведены в стороны; руки за голову, кисти касаются затылка, локти до отказа отведены в стороны (кисти не соединять в замок особенно при ходьбе на пятках); руки за голову, кисти соединены в замок, локти до отказа отведены в стороны; руки к плечам – локти не выходят из одной плоскости с туловищем, руки не опускать; руки перед грудью, пальцы не касаются друг друга (вначале развести руки в стороны, затем согнуть в локтях; руки на пояс, локти слегка разведены назад, но не выходят из одной плоскости с туловищем; руки за спину (чаще у маленьких детей).

Исходные положения для ног.

Младшая группа : ноги вместе; ноги на ширине ступни.

Средняя группа : ноги вместе; ноги на ширине ступни; ноги на длине ступни; ноги на ширине плеч.

Старшая группа : ноги вместе; ноги на ширине ступни; ноги на длине ступни; ноги на ширине плеч; ноги - пятки вместе носки – врозь. Рекомендуют реже использовать это и.п., т.к. тяжесть тела падает на внутреннюю часть стопы, что ведет к образованию плоскостопия, по этой же причине не даётся ходьба на внутренней стороне стопы.

Методы обучения детей движениям.

Метод – это система приемов.

Словесный метод : названия упражнения, указания, пояснения, уточнения.

Наглядный метод : показ, помощь, использование зрительного, слухового ориентира.

Практический метод : повторение упражнений.

Требования к показу.

  1. Показ должен быть правильным. Педагог сам показывает тогда, если во время этого показа он может видеть детей, их реакцию. Если во время показа взрослый должен отвернуться, наклониться, то на показ такого упражнения надо подготовить ребенка.
  2. Показ должен быть виден вам, поэтому показывающий должен стоять впереди и между рядами.
  3. Упражнения показываются стоя лицом к детям, повернутые боком или спиной. Это зависит от упражнения, как лучше оно просматривается детьми, как виднее детям.

В профиль – приседания, когда фиксируется прямая спина и отрыв от пола пяток, наклоны и повороты в стороны.

Спиной – к детям показывается тогда, когда есть положение рук за спиной, положение предмета.

Младшая группа .

П . При построении в круг педагог стоит в кругу рядом с детьми, не выходя в центр. Все упражнения педагог делает вместе с детьми и по ходу выполнения объясняет. Психология ребенка такова, что он не может долго ждать. Все упражнения выполняются под словесные указания (не под счет ). Широко используется образ, сравнение, имитация. Дети очень подражательны и этот момент психики надо использовать. Упражнения выполняются 4-6 раз. Чем сложнее упражнение, тем меньше количество раз оно повторяется, и в более спокойном темпе выполняется упражнения для косых мышц и брюшного пресса.

Средняя группа .

Упражнения выполняются в кругу, врассыпную или буквой П , звеньями. Педагог или ребенок показывают каждое упражнение и новое и старое. В средней группе вводится счет. Широко используется имитация, образ, сравнения. Количество упражнений - 6, дозировка – 6.

Старшая и подготовительная к школе группы .

Построение в круг, звеньями, несколько кругов, парами, врассыпную. Показывают только новые упражнения педагог или ребенок. Педагог предлагает выполнить самостоятельно старые, знакомые упражнения, называет, поясняет, уточняет и дети выполняют самостоятельно. Надо детей заставлять думать, вспоминать. Упражнения выполняются под счет в бодром темпе, музыку или проговаривание. Количество упражнений 6-7 в старшей группе. Дозировка – 6-8 раз. Количество упражнений 7-8 в подготовительной к школе группе. Дозировка – 6-12 раз.

Пособия для ОРУ.

Младшая группа :

флажки, погремушки, султанчики, кубики, мешочки, платочки, упражнения на стульях, природный материал шишки, желуди, камешки, листья и т.д.), массажные мячики, дудочки, ленточки, цветные шары, воздушные шарики, маленькие игрушки, кегли.

Средняя группа :

флажки, погремушки, султанчики, кубики, мешочки, платочки, упражнения на стульях, природный материал шишки, желуди, листья и т.д.), массажные мячики, дудочки, ленточки, маленькие мячи цветные шары, воздушные шарики, маленькие игрушки, кегли, обручи, шнур, кольца от кольцеброса, серсо.

Старшая группа :

все то, что в средней группе. Добавляются палки, прыгалки, косички, мячи маленькие и большие, большой обруч – халохуп, длинные ленты.

Подготовительная к школе группа :

все то, что выполняется в средней и старшей группах. Добавляются набивные мячи, шест или длинные палки.

Физкультурные занятия .

Физкультурные занятия – это основная форма обучения детей движениям. Занятия проводятся в спортивной форме. Успешность зависит от знания материала, от владения движениями, каждая часть занятия оправдана целью.

Схема построения занятия .

Занятие состоит из трех частей.

1 часть : вводная длится от 2-5 минут.

Задачи : организация детей, собрать внимание, подготовить к выполнению более сложных задач, поупражнять в быстрой ориентировке в пространстве, в быстрой реакции на сигнал.

Практический материал – эта часть состоит из разновидностей ходьбы, бега, прыжки, подскоки, дыхательных упражнений. В этой части должны быть элементы построения и перестроения: парами, тройками. Может быть игра на внимание: «Найди свое место», «Найди свою пару»…

Время бега : младшая группа – 20 секунд;

средняя группа – 30 секунд,

старшая группа – 40 секунд,

подготовительная к школе группа – 60 секунд.

После бега всегда быстрая ходьба с постепенным замедлением переходом на спокойную ходьбу. В старших группах начинать вводную часть с команды. Ведущего менять почти на каждом занятии.

2 часть : основная длится от 4-20 минут.

Эта часть состоит из общеразвивающих упражнений, основных движений и подвижной игры.

Общеразвивающие упражнения

Задачи : развитие основных мышечных групп. Упражнения проводятся с предметами, пособиями и без них, из разных исходных положений, в разном построении, в разном темпе.

1 упражнение – для мышц рук и плечевого пояса,

2 упражнение – для прямых мышц спины,

3 упражнение – для косых мышц спины,

4 упражнение – для мышц брюшного пресса,

5 упражнение – для мышц ног, (прыжки),

6 упражнение – для мышц рук и плечевого пояса.

Дыхательные упражнения.

Основные движения.

Задачи :

а) формирование навыков основных движений;

б) закрепление навыков основных движений;

в) формирование физических способностей и нравственных качеств

Личности.

Эта часть состоит из 2-4 упражнений в основных движениях и подвижной игры. В этой части должно быть 1/3 часть нового материала. Способы проведения основных движений: поточный, групповой, фронтальный, метод круговой тренировки.

Подвижная игра должна быть знакомой, чтобы не тратить время на объяснение и разучивание. Подвижная игра – кульминационный момент занятия, поэтому её даём, чтобы увеличить нагрузку, но лучше, если в игре те движения, которые в занятии не брали.

2 часть : заключительная.

Задачи : успокоить организм, снизить физиологическую нагрузку, привести пульс ребёнка в первоначальное состояние.

Практический материал : спокойная ходьба, ходьба с заданиями, упражнениями, игры средней и малой подвижности, хороводные игры.

Запись в плане воспитателя физкультурного занятия.

Описать кратко и самое главное: учить…, продолжать закреплять…, быстро реагировать на сигнал…, воспитывать…

Лучше будет, если инструктор по физкультуре будет писать занятия воспитателям отдельно!

Пособия могут быть различны.

Ход занятия :

Вводная часть .

Полное описание последовательности: ходьба, бег, виды ходьбы, бега, построения, перестроения.

Основная часть .

Общеразвивающие упражнения. Описываются все упражнения.

Основные движения. 1 часть нового материала, 2/3 части повторение. Пишется способ выполнения основных движений.

Заключительная часть .

Спокойная ходьба по залу. Игра малой, средней подвижности, хороводные игры под спокойную музыку, упражнения на релаксацию.

Способы проведений основных движений на физкультурных занятиях.

Поточный – основные движения выполняются потоком, друг за другом. Когда один ребенок еще не закончил выполнение, а другой уже приступает к нему. Потоков может быть несколько 2-3. Плотность занятия при этом способе очень высокая, но контроль за качеством выполнения движения сложен.

Сложен. Поэтому чаще используется на повторном материале. Применяется во всех возрастных группах.

Фронтальный – это способ, при котором движение выполняется одновременно всей группой детей. Плотность занятия высокая, контроль за качеством выполнения движения сложен. Применяется во всех возрастных группах. Разнообразие выбора основных движений при этом ограничен.

Групповой способ – при котором группа детей делится на 2-3 самостоятельных подгруппы. Одна подгруппа под наблюдением инструктора по физкультуре разучивает новое движение, а две другие подгруппы по заданию самостоятельно повторяют знакомые движения. Затем подгруппы по сигналу меняются местами, таким образом, чтобы каждый ребенок поупражнялся на каждом снаряде несколько раз. Этот способ требует большой самостоятельности от детей и поэтому применяется в старшей и подготовительной к школе группах. Плотность занятия высокая, удобен контроль за качеством выполнения основных движений. Инструктор должен стоять так, чтобы дети были перед его глазами, чтобы ни одна группа не оказалась сбоку или сзади. Лучше располагать подгруппы буквой П . Или дается задание подгруппам хорошо знакомые, тогда используется метод круговой тренировки.

ПРИСУТСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ЗАНЯТИИ ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Принципы планирования основных движений.

  1. Использовать программную последовательность основных движений. Для четкости планирования рекомендуется каждое основное движение проводить на определенной неделе месяца. Например: 1 неделя – метание;

2 неделя – лазание;

3 неделя – прыжки;

4 неделя – равновесие.

2. На вторых занятиях недели планировать те же основные движения, что

И на первом этапе занятия. Основные движения как максимум проводить две недели подряд, иногда возможна замена 2, 3, 4 основных движений другими – знакомыми.

3. Последнее занятие квартала – итоговое, проверочное.

4. В течение квартала каждое основное движение должно быть проведено

Не менее 4-5 раз.

Утренняя гимнастика.

Младшая группа – 6 минут;

Средняя группа – 8 минут;

Старшая группа – 10 минут;

Подготовительная к школе группа – 12 минут.

Хорошо проходит утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение.

Варианты:

1. Утренняя гимнастика игрового характера;

2. Утренняя гимнастика с использованием полосы препятствий;

3. Утренняя гимнастика с включением оздоровительных пробежек;

4. Утренняя гимнастика с музыкально-ритмическими движениями;

5. Утренняя гимнастика с использованием простейших тренажеров.

Подвижные игры и перспективное планирование игр.

Подвижные игры – это средство для закрепления навыков основных движений в игровой ситуации. Воспитатель планирует подвижную игру 2 раза в день: утром, вечером. В плане пишется название и цель игры.

Перспективное планирование игр

  1. Разучивание игры идет после разучивания основных движений игры.
  2. Разучивание игры, как правило, через неделю.
  3. Разученную игру повторить в течение 1-2 недель.
  4. В младшей группе, средней группе на неделю воспитатель берёт 2-3 игры и повторяет их в течение недели.
  5. В старшей и подготовительных к школе группах в течение недели повторяется 3-4 игры.

Вопросы к анализу занятий.

  1. Подготовка воспитателя к занятию: готовность воспитателя, детей, пособий.
  2. Соответствие задач занятия возрасту детей.
  3. Организация занятия: своевременное начало, и конец занятия, распределение времени на отдельные части занятия, приемы размещения детей на занятии.
  4. Соответствие приемов обучения возрасту детей: зрительный, словесный, наглядный.
  5. Темп выполнения физических упражнений: соответствие дозировки возрасту детей, правильно ли распределена нагрузка на все группы мышц, их количество, способ выполнений, не было ли моментов ожидания, простоя.
  6. Место воспитателя, умение видеть всех детей, качество выполнения основных движений. Методика проведения подвижной игры
  7. Соответствовало ли содержание заключительной части, задача которой, успокоить организм детей.

Перечень физкультурных пособий и спортивного инвентаря.

Используется всё оборудование, которое есть в наличии детского сада.

Вверх