Общая патология - Чеснокова Н.П. Учимся развивающему диалогу (по методу Е.Н. Чесноковой) Сергеев О.С., Сухов В.М. и др. Патофизиология дыхания

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Саратовский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов 3-е издание

Издательство Саратовского медицинского университета

УДК 616-192(072.8) ББК 52.05 П 206

В учебном пособии в соответствии с учебной программой по патологической физиологии изложены общие и частные разделы курса. Разделы общей патофизиологии включают вопросы по патогенезу воспаления, лихорадки, иммунологии, аллергии, канцерогенезу, а также по механизмам развития реакции адаптации и дезадаптации. По проблемам частной патофизиологии включены разделы патологии сердечно-сосудистой, дыхательной систем, системы крови, пищеварения, печени, почек, эндокринной и нервной систем. В пособии нашла отражение тесная патогенетическая взаимосвязь структурных и функциональных сдвигов на клеточном, органном и системном уровнях, что крайне важно для восприятия актуальных проблем патологии студентами медицинских вузов.

Для студентов высших медицинских учебных заведений.

Составители: Г.Е. Брилль, В.В. Моррисон, Е.В. Понукалина, Н.П. Чеснокова, Г.А. Афанасьева, С.О. Берсудский, И.А. Будник, Т.Н. Жевак, Г.Б. Кудин, О.Л. Морозова, Т.А. Невважай, Н.Н. Отдельнова, Н.В. Полутова, Г.Ф. Пронченкова, Т.П. Денисова.

Под общей редакцией проф. В.В.Моррисона, проф. Н.П.Чесноковой

Рецензенты:

доктор медицинских наук профессор В.Г.Овсянников; доктор биологических наук профессор В.Б.Мандриков.

Утверждено Центральным координационным методическим советом Саратовского медицинского университета.

© Г.Е. Брилль, В.В. Моррисон, Е.В. Понукалина, Н.П. Чеснокова, Г.А. Афанасьева, С.О. Берсудский, И.А.Будник, Т.Н. Жевак, Г.Б. Кудин, О.Л. Морозова, Т.А. Невважай, Н.Н. Отдельнова, Н.В. Полутова, Г.Ф. Пронченкова, Т.П. Денисова, 2008.

© Саратовский медицинский

университет, 2008.

ВВЕДЕНИЕ

Патологическая физиология - медицинская научная дисциплина, изучающая закономерностивозникновенияитеченияболезненныхпроцессовикомпенсаторноприспособительных реакций в больном организме.

До второй половины XIX века патологическая физиология в России не существовала как самостоятельная наука и дисциплина для преподавания. Вопросы общей патологии и патологической физиологии изучались в курсах патологической анатомии, физиологии и терапии. Зарождение патологической физиологии связано с применением в XIX веке экспериментального метода для изучения патологических процессов (Ф. Мажанди, А.М. Филомафитский, К. Бернар и др.). Первыми преподавателями основ общей патологии и патофизиологии в России были такие известные терапевты, патологи и физиологи, как А.М. Шумлянский, М.М. Тереховский. С.Г. Зыбелин, И.Е. Дядьковский, К.В. Лебедев и многие другие.

Большой вклад в развитие общей патологии внесли крупные зарубежные физиологи и морфологи - К. Бернар, В. Кеннон, Р. Вирхов, Г. Селье.

К. Бернар является основоположником экспериментально-физиологи­ческого направления в патологии и учения о постоянстве внутренней среды организма - гомеостазе.

Крупнейший немецкий патолог Р. Вирхов является основателем учения о клеточной патологии. Он показал морфологическую основу саморегуляции деятельности клеток и значение расстройств саморегуляции в развитии болезни.

Г. Селье раскрыл важную роль нейроэндокринной системы в формировании приспособительных реакций и расстройств жизнедеятельности.

Первая самостоятельная кафедра патологической анатомии и патологической физиологии в России была создана А.И. Полуниным в Москве в 1849 г. Из неё в 1869 г. была выделена кафедра общей патологии.

А.И. Полунин (1820–1888) - отечественный патолог, профессор. Приверженец материалистического мировоззрения, А.И. Полунин призывал изучать здоровый и больной организм в единстве с окружающей средой. Впервые в России он перевел и издал двадцать лекций Р. Вирхова по целлюлярной патологии, редактировал и издавал «Московский врачебный журнал». Профессор А.И. Полунин читал курс лекций, состоящий из 4 разделов: общего учения о болезни; учения о путях её распространения; учения об общих механизмах развития болезней; учения об отдельных болезненных процессах. В разные годы учениками А.И. Полунина были впоследствии выдающиеся российские ученые, врачи и педагоги: Г.А. Захарьин, С.П. Боткин, И.М. Сеченов, А.Б. Фохт, В.Ф. Снегирев и др.

В 1874 г. В.В. Пашутиным была создана кафедра общей и экспериментальной патологии в Казанском университете.

В.В. Пашутин (1845–1901) - один из основоположников патологической физиологии в России как самостоятельной научной дисциплины и предмета преподавания, почетный член Лондонского королевского общества, ученик И.М. Сеченова и С.П. Боткина. В 1879 г. В.В. Пашутин открыл аналогичную кафедру общей патологии в Военно-медицинской академии в Петербурге, кардинально переработав

курс общей патологии в новом экспериментально-физиологическом направлении. Особая заслуга В.В. Пашутина состоит в том, что он сформулировал задачи патофизиологии и реализовал их на практике.

Основные труды В.В. Пашутина посвящены разработке фундаментальных проблем голодания, обмена веществ, теплообмена и кислородной недостаточности. Им написан и издан в 1881 г. двухтомник «Лекции по общей патологии (патологической физиологии)».

В.В. Пашутин создал первую в России научную школу патофизиологов (П.М. Альбицкий, А.В. Репрев, Н.Г. Ушинский и др.). Его ученики возглавляли кафедры в Петербурге, Томске, Харькове, Одессе и других городах России.

Одновременно с Петербургской, самостоятельно создавалась Московская патофизиологическая школа, которую возглавлял А.Б. Фохт.

А.Б. Фохт (1848–1930) - отечественный патолог, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР. Основными задачами патофизиологии А.Б. Фохт считал выявление причин возникновения и закономерностей развития болезней, формирование теоретической основы мышления врача. Особенностью школы патофизиологов, которую возглавлял А.Б. Фохт, являлась тесная связь экспериментальных исследований с запросами клиники. Обращаясь в Совет высшей медицинской школы в 1920 году проф. А.Б. Фохт пишет о необходимости «совмещения общепатологических экспериментальных исследований с клиническим наблюдением». А.Б. Фохтом и его школой были заложены основы отечественной экспериментальной кардиологии, разработаны оригинальные методы моделирования болезней сердца, проведены фундаментальные исследования по изучению патогенеза заболеваний перикарда, кардиосклероза, патологии коронарного кровообращения. А.Б. Фохту принадлежат выдающиеся экспериментальные исследования по эмболии венечных и легочных артерий. а.б. Фохт - создатель крупной клиникоэкспериментальной школы, к которой принадлежали Ф.А. Андреев, Д.Д. Плетнев, Г.П. Сахаров, Г.И. Россолимо и др.

Ещё одна патофизиологическая школа создавалась на Украине (Киев, Одесса) профессором В.В. Подвысоцким.

В.В. Подвысоцкий (1857–1913) - крупный отечественный патофизиолог широкого профиля, основоположник Киевской школы патофизиологов. Им опубликовано свыше 90 научных работ, посвященных изучению процесса регенерации железистой ткани, проблеме развития опухолей, исследованиям в области микробиологии, иммунитета и патологии инфекций. Учебник В.В. Подвысоцкого «Основы общей и экспериментальной патологии» получил мировую известность. Учениками В.В. Подвысоцкого были А.А. Богомолец, Д.К. Заболотный, И.Г. Савченко, Л.А. Тарасевич и др.

В 1911 г. А.А. Богомольцем была создана кафедра общей патологии на медицинском факультете Саратовского императорского университета (ныне кафедра патофизиологии Саратовского государственного медицинского университета).

А.А. Богомолец (1881–1946) - один из выдающихся патологов первой половины ХХ столетия и общественный деятель, академик АН и АМН СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР, создатель круп-

ной школы патофизиологов. Основное направление исследований А.А. Богомольца

Изучение реактивности организма в нормальных и патологических состояниях. Его учение о трофической функции соединительной ткани является основой современных представлений о коллагенозах. Он был организатором и руководителем научной разработки консервирования крови.

В саратовский период (1911–1925) деятельности А.А. Богомольца основными направлениями деятельности кафедры общей патологии являлись проблемы инфекционной патологии, эндокринологии, иммунологии и аллергологии. А.А. Богомолец - инициатор создания в Саратове первой дорожной лаборатории, противомалярийных станций; он участвовал в организации противочумного института «Микроб», в издании журнала «Саратовский вестник здравоохранения». В 1921 году А.А. Богомольцем был написан учебник по общей патологии, который в течение ряда лет был основным руководством для студентов многих медицинских вузов страны. В 1935–1936 гг. А.А. Богомольцем издано фундаментальное руководство «Основы патологической физиологии» в 3 томах.

Талант А.А. Богомольца как ученого и организатора ярко проявился в период работы на Украине, где он был избран президентом Академии наук Украины. При непосредственном участии А.А. Богомольца в Киеве были организованы институты экспериментальной биологии и патологии, эндокринологии, геронтологии, онкологии.

Из школы А.А. Богомольца вышли такие выдающиеся ученые, как Н.Н. Сиротинин, Р.Е. Кавецкий, Н.Н. Горев и др.

Большое значение для патофизиологии имела деятельность Н.Н. Аничкова (1885–1965) и его учеников. Им принадлежат широкоизвестные исследования по патогенезу атеросклероза, а также патологии кровообращения, инфекционного процесса.

Большой вклад в развитие отечественной патофизиологии внес ученик А.А. Богомольца академик АМН СССР и чл.-кор. АН Украины Н.Н. Сиротинин (1896–1977). Основное направление его исследований - изучение реактивности

и резистентности организма при инфекционных и неинфекционных заболеваниях

и патологических состояниях в сравнительно-эволюционном аспекте. Н.Н. Сиротининым были проведены работы по изучению патогенеза горной болезни, разработаны практические рекомендации по проблеме гипоксии, гипокинезии в космической медицине.

П.Д. Горизонтов (1902–1987) - выдающийся российский патофизиолог, академик АМН СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, крупный организатор медицинской науки. Он активно разрабатывал наиболее актуальные проблемы теоретической патологии (этиология, патогенез, роль внешней среды в возникновении заболеваний), заложил основы патофизиологии лучевых поражений организма, внес вклад в развитие проблемы стресса, разрабатывал методологические аспекты экспериментальной медицины.

Большой вклад в развитие патологической физиологии внес А.Д. Сперанский (1988–1961), который организовал в Москве Институт патологической физиологии. Научные интересы А.Д. Сперанского были сосредоточены на проблеме нерв-

ной трофики и нервных дистрофий, им показана важная роль нервной системы в развитии не только приспособительных, но и патогенных процессов в организме от момента возникновения болезней до выздоровления.

Основные научные направления, разрабатываемые крупнейшим российским патофизиологом А.Д. Адо (1909–1997), касались проблем аллергологии, воспаления, иммунитета. Он изучил механизмы действия микробных агентов, токсинов и вирусов на нервную систему, установил особенности их действия. А.Д. Адо является одним из основателей системы аллергологической службы в стране.

Г.Н. Крыжановский (р. 1922) является крупнейшим российским патофизиологом, разрабатывающим проблемы общей патологии нервной системы. Им создана концепция о формировании генераторов патологически усиленного возбуждения в различных отделах нервной системы. Г.Н. Крыжановский показал, что дезинтеграция системных отношений и растормаживание функциональных структур является универсальными биологическими закономерностями.

Г.Н. Крыжановский внес значительный вклад в учение о нервной трофике и развитие нейродистрофического процесса, в учение о патофизиологии боли. Им написаны такие фундаментальные монографии, как «Столбняк» (1966), «Детерминантные структуры в патологии нервной системы» (1980), «Общая патология нервной системы» (1997) и др.

Большой вклад в развитие кафедры патологической физиологии Саратовского медицинского университета внес ученик А.Д. Адо крупный отечественный патофизиолог профессор В.В. Михайлов (1928–2000), который руководил кафедрой с 1962 по 1975 гг. Научные исследования В.В. Михайлова охватывали проблемы патогенеза различных бактериальных интоксикаций (ботулиническая, столбнячная, стафилококковая, дифтерийная) и аллергии. В.В. Михайлов является автором монографий «Ботулизм» (1980), «Дифтерия» и фундаментального труда «Основы патологической физиологии» (2001).

В 1924 г. произошло переименование кафедр общей патологии в кафедры патологической физиологии во всесоюзном масштабе по инициативе профессоров А.А. Богомольца и С.С. Халатова, которые определили структуру и содержание предмета патофизиологии.

Патологическая физиология - фундаментальная наука и учебная дисциплина, изучающая общие закономерности возникновения, развития и исхода заболеваний и патологических процессов. Термин «патофизиология» происходит от двух слов: «патология» и «физиология». В свою очередь, термин «патология» в переводе с греческого означает pathos - болезнь, страдание + logos - учение, наука, а «физиология» - с греческого physis - природа, сущность + logos. Таким образом, «патофизиология» - это наука о жизнедеятельности больного организма.

Патологическая физиология тесно связана с различными медико-биологи­ ­ ческими и клиническими науками. Патологическая физиология выглядит по отношению к специальным клиническим дисциплинам как наука, изучающая процессы, общие для всех болезней или для их больших групп. По выражению Г.Н. Кры-

жановского (1990) - «патофизиология - мост между базисными теоретическими образовательными дисциплинами и клиникой».

Современный этап развития патологической физиологии характеризуется тенденцией к комплексированию её с другими дисциплинами, их взаимопроникновением. Экспериментальная терапия используется как метод изучения заболевания и разработки новых способов лечения. Многие важнейшие проблемы современной патологии (например, воспаление, пересадка тканей и органов, нарушение кровообращения в мозге, сердце, компенсация кровообращения при пороках сердца и др.) не могут быть решены без комплексного (с участием представителей разных биологических и медицинских специальностей) изучения закономерностей микроциркуляции, изучения проницаемости биологических мембран.

Ниже приводится схема, отражающая место патофизиологии среди других медико-биологических и клинических дисциплин.

Как учебная дисциплина общая патология и патофизиология состоит из 3 разделов:

1. Общий раздел . Включает общую нозологию (учение о сущности болезни), формирующую основные понятия и категории патологии, создающую классификации и номенклатуру болезней и изучающую социальные аспекты патологии; общую этиологию - учение о причинах и условиях возникновения болезни и принципах этиотропной профилактики и терапии; патогенез - учение о механизмах развития болезни, механизмах выздоровления и умирания и о принципах патогенетической профилактики и терапии, а также учение о наследственности, конституции и реактивности.

2. Типовые патологические процессы (воспаление, лихорадка, гипоксия, аллергия, отек, нарушения обмена веществ и др.) - т.е. процессы, которые часто выступают в качестве компонента многих заболеваний.

3. Частная патофизиология . Этот раздел включает типовые формы нарушений органов и систем: дыхания, кровообращения, крови, пищеварения, эндокринной

и нервной систем, печени, почек и т.д. И хотя эта часть называется частной патофизиологией, здесь опять-таки главными являются общепатологические аспекты. Этот раздел наиболее тесно сближен с клиникой.

В общем виде задачи медицинской науки заключаются в обеспечении опережающего развития фундаментальных исследований и повышении эффективности прикладных работ.

В этой связи патофизиология призвана решать следующие задачи:

изучение основных закономерностей нарушения жизнедеятельности организма в условиях патологии;

систематизацию и аналитико-синтетическую обработку фактического материала;

создание экспериментальных моделей патологических процессов;

разработка и внедрение эффективных методов ранней диагностики и лечения, мер ранней профилактики;

определение переходных состояний между здоровьем и болезнью, изучение предболезни.

Патофизиология является главной экспериментальной дисциплиной в медицине, а ее основным методом служит патофизиологический эксперимент. В процессе познания научный эксперимент выполняет следующие основные функции:

1) посредством вычленения отдельных свойств и сторон предмета дает возможность проникнуть в его сущность, раскрывать его закономерности;

2) материализуя ту или иную идею, выраженную в теории, гипотезе или предвидении, выступает критерием их истинности, формой проявления общего;

3) выступает в качестве средства получения и накопления новых научных данных, является первоисточником новых гипотез и теорий.

Смысл патофизиологического эксперимента заключается в том, чтобы вызвать болезнь или патологический процесс у животного, изучить их и полученные данные перенести в клинику. Эксперимент позволяет производить такие воздействия на организм, которые недопустимы в клинике. В эксперименте на животных возможно испытание новых лекарственных препаратов.

Для изучения патологических процессов в эксперименте служат острые и хронические опыты.

Острые опыты (например, воспроизведение острой кровопотери, шока, асфиксии, ожоговой травмы, различных отравлений и т.д.) ограничены по времени их протекания, в исследовании результатов воздействия болезнетворных агентов.

Хронический эксперимент (метод создания фистул, трансплантация органов

и тканей, вживление электродов в мозг и др.) создает возможность более длительного наблюдения и исследования жизнедеятельности организма, более глубокого раскрытия взаимодействия органов и систем на всех этапах заболевания. Этим обеспечивается не только аналитический, но и синтетический подход к изучению патогенеза патологических процессов.

Данные, полученные на животных, нельзя механически переносить на человека, поскольку они односторонне и неполно освещают происхождение, возникновение и восстановление нарушенных функций в том виде, как это имеет место в организме человека. Это обусловлено существенными видовыми различиями процессов жизнедеятельности у животных и человека, важной ролью социальных факторов в возникновении, развитии и исходах болезней человека.

К этапам научного эксперимента можно отнести:

1) планирование эксперимента;

2) моделирование патологии на животном на различных уровнях интеграции организма (молекулярном, клеточном, тканевом, органном, системном, организменном).

Моделирование - это воспроизведение структурно-функционального комплекса болезни в более упрощенной форме для выяснения причин, условий и механизмов ее развития, разработки методов лечения и профилактики.

Основные требования к модели:

■ общность этиологического фактора; ■ высокая воспроизводимость модели в эксперименте;

■ общность морфологических, биохимических и функциональных признаков на различных уровнях интеграции организма (системном, органном, клеточном, субклеточном, молекулярном);

■ общность принципов терапии оригинала и модели; ■ сходство в развитии типичных осложнений.

В патологии, в зависимости от степени упрощения и уровня изучения, можно моделировать патологические процессы, патологические реакции, патологические состояния, отдельные нозологические формы болезни, нарушения деятельности отдельных клеток, молекулярные нарушения.

3. Изучение патологического процесса в динамике с использованием современных морфологических, биохимических, физиологических, биофизических, иммунологических и других методов (комплексный анализ).

4. Разработка методов патогенетической терапии с последующим переносом полученных данных в клинику (клиническая апробация). Экспериментальная терапия проводится на основе сформулированной гипотезы патогенеза процесса и имеет большое значение не только для разработки лечебных мероприятий и внедрения

в клинику новых лекарственных средств, но и служит критерием правильности представлений о патогенезе.

5. Обработка полученных результатов современными методами статистики. В патофизиологии широко используются также методы клинического наблюдения и исследования больного человека. Клиническая патофизиология в наши дни становится актуальным разделом патофизиологии, имея своей основной задачей изучение общих вопросов этиологии и патогенеза болезней человека. В задачу клинической патофизиологии входит также выяснение компенсаторных возможностей организма, которые обеспечивают его функционирование в условиях болезни

и патологического процесса.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕЙ ПАТОЛОГИИ

1.1. Нозология

Нозология - учение о болезни. Понятие «болезнь» является ключевым понятиеммедицины,посколькукаждодневнаяпрактическаядеятельностьврачанаправлена на обнаружение заболевания, выявление его принадлежности к той или иной нозологической группе и назначение соответствующего лечения. При попытке дать научное определение болезни возникают серьезные трудности, связанные, прежде всего, с объективной сложностью данной категории, которую пытаются уложить в прокрустово ложе краткого и непротиворечивого определения.

Прежде чем сформулировать определение понятия «болезнь», целесообразно остановиться на определении ряда базовых медико-биологических терминов.

Несомненно, что в основе любой болезни лежит отклонение жизнедеятельности организма от ее естественного (нормального) течения.

Биологическая норма - это диапазон изменчивости показателя или признака, в рамках которого сохраняется оптимум функционирования живой системы. Оптимум функционирования - это полноценное выполнение какой-то биологической функции с минимальными затратами энергии и минимальным вовлечением работающих структур. Норма - есть не жестко заданная константа, а динамичный оптимум, зависящий от индивидуальных особенностей организма и его функционального состояния. Показатели нормы, установленные для состояния покоя, значительно изменяются в состоянии деятельности (при физической нагрузке, эмоциональном стрессе) и при этом считаются нормальными для данного функционального состояния. Если определить содержание глюкозы в крови спортсмена на старте и на финише марафонской дистанции, то, несомненно, будут получены весьма различающиеся цифровые значения данного показателя. Однако и то и другое является нормой, при учете того, что исходные значения показателя были получены в условиях покоя, а конечные значения - после интенсивной физической нагрузки. Не существует абстрактной нормы, нормы «вообще». Норма всегда «привязана» к определенному функциональному состоянию организма или специфическим реальным условиям его существования (физическая деятельность, невесомость, гипобарическая гипоксия и т.п.). Само по себе различие показателей и даже их выход за пределы среднестатистической нормы еще не свидетельствует о патологии.

Термин «норма» может быть применен для характеристики какого-либо отдельно взятого параметра (кровяное давление, уровень сахара), для оценки какойлибо функции (желчевыделение, желудочная секреция) или деятельности органа (системы). Норма для целого организма есть здоровье.

Здоровье (по определению экспертов ВОЗ) - состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или физических дефектов. Здоровье - оптимум функционирования организма как целостной системы.

Здоровье и болезнь - есть различные состояния, в которых может находиться организм. Существуют еще два переходных состояния: одно из них находится на

Название: Общая патология.
Чеснокова Н.П., Моррисон В.В., Брилль Г.Е.
Год издания: 2002
Размер: 3.06 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский

В представленном учебном пособии рассмотрено введение в предмет патологической физиологии, проблемы нозологии, типовые реакции клетки на действие альтерирующих факторов, патологическая физиология КОС, патогенное действие факторов внешней среды, общий адаптационный синдром, патогенез шока и принципы патогенетической терапии шоковых состояний, типовые нарушения периферического кровообращения и патолгия микроциркуляции, острое воспаление - механизмы сосудистых и тканевых реакций, этиопатогенез лихорадки, инфекционный процесс в аспекте патологической физиологии, иммунопатология и аллергия, патология водного обмена, общая патология опухолевого роста.

Название: Основы патологии заболеваний по Роббинсу и Котрану. Том 3

Год издания: 2016
Размер: 93.59 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Практическое руководство "Основы патологии заболеваний по Роббинсу и Котрану" состоит из трех томов. Третий том рассматривает заболевания мочеполовой и эндокринной системы, опорно-двигательного аппара... Скачать книгу бесплатно

Название: Основы патологии заболеваний по Роббинсу и Котрану. Том 2
Винай Кумар, Абуль К. Аббас, Нельсон Фаусто, Джон К. Астер
Год издания: 2016
Размер: 87.94 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Практическое руководство "Основы патологии заболеваний по Роббинсу и Котрану" состоит из трех томов. Второй том рассматривает вопросы системной патологии: системной и кроветворной ситстемы, желудочно-... Скачать книгу бесплатно

Название: Основы патологии заболеваний по Роббинсу и Котрану. Том 1
Винай Кумар, Абуль К. Аббас, Нельсон Фаусто, Джон К. Астер
Год издания: 2016
Размер: 76.4 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Практическое руководство "Основы патологии заболеваний по Роббинсу и Котрану" состоит из трех томов. Первый том рассматривает общую патологию, в которую входят такие главы: воспаление, болезни новорож... Скачать книгу бесплатно

Название: Патофизиология
Зайко Н.Н., Быць Ю.В.
Год издания: 2015
Размер: 18.13 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Учебное пособие "Патофизиология" под ред., Зайко Н.Н., и соавт., рассматривает общие и специальные вопросы патологической физиологии. Изложены вопросы общей нозологии, общей патофизиологии клеток, а т... Скачать книгу бесплатно

Название: Дизрегуляционная патология
Крыжановский Г.Н.
Год издания: 2002
Размер: 65.39 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга "Дизрегуляционная патология" под ред., Крыжановского Г.Н., рассматривает нарушение регуляции жизнедейтельности. Изложена новая система понимания патофизиологических процессов - дизрегуляционная... Скачать книгу бесплатно

Название: Атлас патологии Роббинса и Котрана
Эдвард К. Клатт
Год издания: 2010
Размер: 127.28 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Описание: "Атлас патологии Роббинса и Котрана" под ред., Э.Клатта рассматривает на примере качественного иллюстративного материала основные патологические процессы организма человека. Изложены примеры рентгеног... Скачать книгу бесплатно

Название: Основы патологии
Митрофаненко В.П., Алабин И.В.
Год издания: 2011
Размер: 3.81 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга "Основы патологии"под ред., Митрофаненко В.П., и соавт., рассматривает собирательный материал о патологии как о базисном начале любой соматической болезни. Изложены вопросы частной патологии осн... Скачать книгу бесплатно

Название: Патофизиология. Том 2
Новицкий В.В., Гольдберг Е.Д., Уразова О.И.
Год издания: 2013
Размер: 14.7 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Описание: Учебное руководство "Патофизиология" под ред., Новицкого В.В., и соавт., состоит из двух томов. Второй том рассматривает патофизиологию органов и систем. Изложены особенности патологической системы кр...

Год выпуска: 2002

Жанр: Патофизиология

Формат: DjVu

Качество: Отсканированные страницы (плохое качество)

Описание: Учебное пособие «Общая патология» включает в себя лекционный курс по основным проблемам общей патологии, а также материалы тестового контроля, ситуационные задачи и рекомендуемую литературу к каждому разделу. В нем нашла отражение тесная патогенетическая взаимосвязь структурных и функциональных сдвигов на клеточном, органном и системном уровнях, что крайне важно для восприятия актуальных проблем патологии студентами медицинских вузов.

Учебное пособие «Общая патология» предназначено для самостоятельной внеаудиторной работы студентов.

«Общая патология»


Введение в предмет

  1. Основные этапы развития обще патологии и патофизиологии
  2. Содержание и структура предмета патофизиологии
Проблемы нозологии
  1. Нозология как составная часть общей патологии
  2. Теории причинности в нозологии. Критика идеалистических и метафизических теорий этиологии болезни
  3. Реактивность и резистентность. Условия среды
Типовые реакции клетки на действие альтерирующих факторов
  1. Патология цитоплазматической мембраны и клеточных органоидов
  2. Патология клеточного ядра
  3. Дистрофия. Некроз. Апоптоз
Патофизиология кислотно-основного состояния
  1. Регуляция кислотно-основного гомеостаза
  2. Типовые нарушения кислотно0основного состояния. Общая характеристика
  3. Негазовый ацидоз
  4. Газовый ацидоз
Патогенное действие факторов внешней среды
  1. Патогенное действие ионизирующей радиации
  2. Патогенное действие электрического тока
Общий адаптационный синдром
  1. Общая характеристика в стадии развития общего адаптационного синдрома
  2. Механизмы неспецифической резистентности, обеспечиваемые гормональными сдвигами
  3. Механизмы дезадаптации при развитии ОАС
  4. Эндогенные механизмы антистрессорной защиты
Патогенез и принципы патогенетической терапии шока
  1. Шок. Этиологические факторы и классификация
  2. Травматический шок
  3. Осложнения травматического шока
  4. Травматическая болезнь
  5. Стресс-лимитирующие системы организма при травматическом шоке
  6. Принципы патогенетической терапии травматического шока
Типовые нарушения периферического кровообращения и микроциркуляции
  1. Материальная гиперемия
  2. Венозная гиперемия
  3. Отеки
  4. Тромбоз
  5. Эмболия
  6. Ишемия
  7. Инфаркт
  8. Кровотечение
Механизмы сосудистых и тканевых реакций в зоне острого воспаления
  1. Современные представления об этиологии и патогенезе воспаления
  2. Молекулярно-клеточные механизмы развития первичной и вторичной альтерации. Классификация медиаторов воспаления. Характеристика их биологического действия
  3. Значение соединительнотканных элементов, эндотелиальных клеток, клеток крови в механизмах развития воспаления
  4. Особенности нарушения обмена веществ в очаге воспаления
  5. Механизмы развития пролиферации в очаге воспаления
  6. Влияние очага воспаления на организм
Этиология и патогенез лихорадки
  1. Общая характеристика и определение понятия
  2. Структурно-функциональная организация аппарата терморегуляции. Механизмы развития лихорадки
  3. Положительное и отрицательное значение лихорадки
  4. Гипертермии
Инфекционный процесс
  1. Определение. Этиологические и эпидемиологические факторы
  2. Стадии инфекционного процесса и механизмы защиты организма от инфекций
Иммунопатология и аллергия
  1. Иммунный ответ в норме и патологии
    1. Общая характеристика антигенов-аллергенов
    2. Метаболизм и трансформация антигенов в организме. Индукция иммунного ответа
    3. Закономерности реализации гуморального иммунитета
    4. Особенности взаимодействия лимфоцитов и макрофагов при индукции аллергических реакций. Особенности развития аллергических реакций гуморального и клеточного типов
    5. Иммунодефицитные состояния
  2. Физиология и патология фагоцитоза
    1. Общая характеристика морфологических и функциональных особенностей фагоцитарных клеток
    2. Стадии процесса фагоцитоза
    3. Этиопатогенетические факторы развития недостаточности фагоцитоза
  3. Роль патологии фагоцитоза в развитии недостаточности специфических иммунологических механизмов защиты, неспецифической резистентности и формировании аллергических реакций
Патология водного обмена
  1. Количество и распределение воды в организме
  2. Классификация дисгидрий
  3. Обезвоживание
  4. Гипергидратация
Общая патология опухолевого роста
  1. Классификация опухолей
  2. Биологические особенности опухолей
  3. Стадии опухолевого процесса
  4. Этиология опухолей
  5. Механизмы канцерогенеза
  6. Факторы, способствующие канцерогенезу
  7. Влияние опухоли на организм

Родилась 12 ноября 1988 г. в г. Москве. В 2011 г. с отличием окончила Институт восточных культур и античности Российского государственного гуманитарного университета по специальности «Востоковед. Африканист» и специализацией «Филология Кореи». Училась у известных корееведов, среди которых Т.М. Симбирцева, Л.Р. Концевич, С.В. Волков, Е.Н. Кондратьева, Е.В. Бречалова, А.В. Погадаева. В 2008-2009 гг. проходила стажировку в университете Кунмин (Сеул, Южная Корея). В 2011-2014 гг. прошла обучение в аспирантуре РГГУ. В 2013, 2014 гг. проходила курс чтения и перевода классики, написанной на ханмуне, в Международном центре корейских исследований института Кюджангак при Сеульском национальном университете.

Канд. ист. наук (17.12.2018), тема дисс.: «Пространственные представления и самосознание культуры в Корее в XVII-XVIII вв. по материалам историко-географического памятника “Описание избранных деревень” (Тхэнниджи , 1751 г.) Ли Джунхвана (1690-1756)» (263 с., РГГУ), науч. руководитель – И.С. Смирнов.

Сфера научных интересов: традиционная география Кореи, история Кореи (особенно период Чосон), теория пхунсу чири соль, ханмун.

С 2012 г. преподает в РГГУ (Москва). Читаемые курсы: история Кореи, география Кореи, философия Кореи, введение в специализацию, источниковедение, история корееведения. Автор ряда статей по преподаваемым дисциплинам.

Основные работы :

Некоторые особенности национальной географии в «Описании избранных деревень» («Тхэнниджи, 1751 г.) Ли Джунхвана // Вестник российского корееведения №5. М., Наука, 2013. С.96-105

«Описание избранных деревень» (Тхэнниджи) в восприятии современного корейца // Корея: уроки истории и вызовы современности. Сб. ст. / Институт Дальнего Востока РАН, Центр корейских исследований. М., 2013. С. 312-322.

Ли Джунхван (李重煥, 1690-1756?) - "Седой отшельник под синим небом" // Дни аспирантуры РГГУ. М., 2013. С. 375-382.

Памяти Н.В. Кюнера (1877-1955). «Очерк Кореи» (1912 г.) – к столетию со дня публикации и в связи с переводом на корейский язык // Вестник Центра корейского языка и культуры. Вып. 16. – СПб: СПбГУ, 2014. С. 7-26.

Развитие геомантических компасов в Китае и Корее // Вестник российского корееведения. 2014, № 6. С. 103-119.

«Тхэнниджи»: в поисках рукописей (описание работы с манускриптами в библиотеке Ёнсе) // Вестник РГГУ. История. Филология. Культурология. Востоковедение. №3. М., РГГУ, 2015. С.118-124.

Отвергнуть или понять? – Взгляд западных миссионеров конца XIX – начала XX в. на корейскую геомантию // Вестник российского корееведения. № 7. М.: Наука – Восточная литература, 2015. С. 131-149.

Массовые казни 1722 г. как кульминация межпартийной борьбы в XVIII в. // Власть и насилие в незападных обществах: актуальные проблемы исследований: сборник тезисов / под ред. Г.В. Лукьянов, А.Л.Рябинин, С.А.Рагозина, И.А.Артемьев. М.: Издательство ГБПОУ Московский государственный образовательный комплекс, 2016. С.180.

Веское слово отшельника: традиция пассивной критики // IV Международная научная конференция молодых ученых-корееведов «Молодое поколение в корееведении». Москва, МГУ, 2016. С. 10-11.

Chesnokova Nataliya. Korean Ethnic Features of the “Self-Image” in Yi Chung-hwan’s “T’aengniji” (1751) // Korean Literature Workshop for Overseas Doctoral Students, 5-10 July 2016. Seoul, Somerset Palace, pp.185-193.

«Внутренняя эмиграция» благородного мужа: традиция отшельничества в Корее // Россия и Корея в меняющемся мировом порядке: политика, экономика, культура: V Международная корееведческая конференция, 18–19 мая 2016 г.: тезисы и доклады / отв. ред. И.А. Толстокулаков. – Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т, 2016. С.148-156.

Особенности прочтения «Описания избранных деревень» Ли Джунхвана в Корее в конце XVIII – начале ХХ в. // VII Международная научная конференция «Проблемы литератур Дальнего Востока», посвященная 120-летию Мао Дуня, 29 июня – 3 июля, Санкт-Петербург: сборник текстов докладов / отв. ред. А.А. Родионов. – Санкт-Петербург: Изд-во «Студия НП-принт», 2016. Т.2. С.182-190.
Место рождения как потенциальный детерминант будущего в Корее: стереотипы и регионализм. М.: ИДВ РАН, 2016. С.334-345.

Двадцать имен одной рукописи: проблема унификации названия единственного произведения Ли Джунхвана (1690-1756?) // Известия Чеченского педагогического университета. Серия 1. Гуманитарные и общественные науки. №2 (14). Махачкала, АЛЕФ, 2016. С.93-100.
Дипломатия на грани фола: «верность», «долг» и «садэ» в Корее в XVII-XVIII вв .// Вестник РГГУ. Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. №2. М., РГГУ, 2017. С. 114-122.

Редакторская правка в Корее в начале ХХ в. как свидетельство смены культурной парадигмы (на примере «Описания избранных деревень» (Тхэнниджи), 1751 г.) // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, №3, 2017. С.16-19.
Пространство и его границы в «Описании избранных деревень» (Тхэнниджи, 1751 г.) Ли Джунхвана // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Журнал теоретических и прикладных исследований. №41, 2017. С. 63-68.

«Описание избранных деревень» (Тхэнничжи, 1751 г.): реконструкция ритуала создания // Вестник центра корейского языка и культуры, №18. Санкт-Петербург, СПбГУ, 2017. С.101-119.

Творчество Юн Мин Сока и его вклад в развитие песен протеста минчжун-каё // Корея перед новыми вызовами. М.: ИДВ РАН, 2017. ISBN: 978-5-8381-0326-0. С. 396-408.

Chesnokova N.A.Paintings by brush. Korean classical poetry in Chinese language // Вестник центра корейского языка и культуры, №18. Санкт-Петербург, СПбГУ, 2017. C. 191-196.

Н.В. Кюнер (1877-1955): «Корея во второй половине XVIII века». Неопубликованная рукопись // Вестник архивиста. Вып.1. М., 2018. С.24-37.
// Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2018. №1. С.229-232.
Рец: С.О. Курбанов. Размышления об исторической науке и роли личности в истории (с примерами из истории Кореи). СПб.: Издательство РХГА, 2016. 212 с.// Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2018. №1. С. 231-234.
Неизбежная узурпация: семейная драма средневековой Кореи // Журнал КИМ. 2019-08-09.
История кофе в Корее // Журнал КИМ. 2019-10-20

Питер Ли: Предвидение будущего корейской литературы в глобальном контексте (пер. с англ.) // Изучение Кореи на Западе: От первого лица. Сборник интервью и эссе . Пер. с английского. Под науч. ред. Т.М. Симбирцевой. М.: Издательство РГГУ, 2011. С. 5-29.

Литература о жизни и трудах

Волков С.В. Отзыв официального оппонента на дипломную работу Чесноковой Н.А. «Геомантический компас пхэчхоль в системе представлений средневековых корейцев о мироустройстве: анализ комплекса иероглифов» (специальность 020800 «Востоковедение, африканистика»). М.: РГГУ, 2011 // Сайт РАУК, раздел "Рецензии"

Защита кандидатской диссертации старшего преподавателя ИКВИА Наталии Чесноковой // сайт НИУ ВШЭ (декабрь 2018 г.)

Я начала учиться развивающему диалогу, встретив психолога-консультанта, работающего по этому методу. Сейчас и в роли мамы, и в роли репетитора полученный опыт и навыки выстраивания диалога мне очень помогают.
В качестве приятного бонуса меняются отношения с ребенком и переживание материнства.

Некоторые элементы диалога вполне можно осваивать самостоятельно, и я уверена, что это тоже может изменить качество наших взаимоотношений с собой, миром и людьми. А ниже — обещанный каталог ссылок!

  1. Чеснокова Е.Н. Метод построения развивающих диалогических отношений «учитель – ученик»: дис. … канд. психол. наук. СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
  2. Чеснокова Е.Н. Структура и функции развивающего диалога в образовании. Текст статьи
  3. Пежемская Ю.С. «Развивающий диалог в образовании» Текст статьи
  4. Лихтарников А.Л., Чеснокова Е.Н. Как разорвать замкнутый круг. Принципы и методы социально-­психологической реабилитации подростков с асоциальным поведением. Программа подготовки к освобож­дению из воспитательной колонии. СПб., 2004.

Группы и семинары:

  1. Открытые вечерние семинары в Санкт-Петербурге, обучающие курсы и циклы семинаров Чесноковой Елены Николаевны, автора метода. Информацию можно получить здесь: «Школа развивающего диалога и консультирования», группа ВК
  2. «Основы психологического консультирования в образовании и социальной работе» — программа повышения квалификации для специалистов, работающих в сфере «человек-человек», построенная на основе развивающего диалога (и это один из модулей обучения). Ведёт Пежемская Юлия Сергеевна. Информация на сайте РГПУ им. Герцена
  3. Группы и консультации на основе развивающего диалога в психологическом центре «Движение». Ведёт Татьяна Владимировна Осина. Сайт «Движения»
  4. Психологическая часть занятий йогой в одном из центров и тренинги в Yogaliving, ведёт Татьяна Бушманова. Yogaliving
  5. Мои группы для родителей, для подростков-хоумскулеров и для педагогов (учителей, репетитором). Информация о возможности присоединиться
Вверх