В каком стиле работал архитектор баженов. Загадочный русский архитектор василий баженов. Жизнь в чужих зданиях

Зодчий Василий Баженов

Василий Иванович Баженов (1737-1799) – архитектор, график. Работал в Москве и Петербурге. Считается представителем классического стиля. Пробовал себя в неоготике.

По замыслу Баженова, на месте средневековой крепости с глухими зубчатыми стенами должен был появиться общественный центр, к овальной площади которого сходились главные улицы города.

Баженов намеревался убрать из Кремля старые монастырские и приказные здания, оставив в неприкосновенности Грановитую палату, Красное крыльцо, Теремной дворец, колокольню Ивана Великого, Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы. Он считал, что убрав средневековую скученность застройки, подчеркнёт значимость оставшейся в современном обрамлении старины.

Для начала предполагалось снести часть кремлёвской стены, выходящую на набережную, и три башни. Туда выходил один из фасадов Дворца, к которому от набережной вела широкая, открытая лестница. Поскольку холм был уже занят, его собирались основательно "почистить". Екатерина проект одобрила, и Кремль начали рушить: в 1770-1771 гг. снесли стену и Тайницкую башню.

Но в 1775 г. по повелению Екатерины перестройка Кремля прекратилась. Для Баженова и Казакова это было серьёзным ударом – потеряны семь лет жизни!

Причины называли разные:

  • шла война с Турцией, и Екатерина затеяла дорогостоящий проект, чтобы продемонстрировать Турции устойчивость финансового положения России. Действительно, в 1774 г. был заключён Кючук-Кайнарджийский мир;
  • Екатерина не пожелала возвеличивать Москву;
  • слишком много пришлось бы ломать в Кремле. Трудно это оказалось на деле.

В общем, Кремль устоял. В 1783 г. стену и башню восстановили. Говорят, что использовали тот же самый кирпич, который, вопреки традиции, не успели растащить.

Василий Баженов прекрасно сочетал искусство планировки с изяществом форм проектируемых зданий. Реализуй он свой проект – наши правители стали бы жить в европейском Дворце, а не в средневековой крепости.

Не успели зажить раны после провала реконструкции Кремля, как Екатерина поручила Василию Баженову строительство Дворца в Царицыне . Продолжалось оно с 1776 по 1785 г. Десять лет упорного труда, вложение собственных денег из-за плохого финансирования... В свои неполные пятьдесят Баженов выглядел на шестьдесят.

Работа принята не была, от строительства зодчего отстранили, а завершение дворца поручили Матвею Казакову .

Против готики Екатерина ничего не имела: в это же время она приняла Петровский путевой дворец, построенный Казаковым в стиле неоготики. И потом, все архитектурные решения с ней согласовывались в эскизах.

Причина была в другом. Гнев императрицы вызвали близость Баженова к масонам и его контакты с наследником Павлом, которые имели место на фоне слухов о готовящемся покушении. В этой ситуации масонская символика на стенах дворца, налепленная без меры, послужила поводом.

Дом Пашкова

Дом Пашкова – самое известное творение Баженова, и, пожалуй, одно из самых красивых зданий города.

В каком-то смысле, это – дом-протест. Он стоит на высоком Ваганьковском холме, напротив Кремля, на реконструкцию которого десять лет назад было напрасно потрачено столько сил. И вот теперь, над Кремлём вознеслось изящное, несмотря на свои размеры, здание, говорящее: "Смотрите, что вы упустили!" Лёгкое и прекрасное оно стоит укором средневековой крепости с зубчатыми стенами.

Строительство началось в 1784 г., а закончилось в роковом для зодчего 1786-м. В том году по воле императрицы он оказался не у дел.

Последний период

Шесть лет Василий Баженов занимался частной практикой. Это мало сказалось на списке работ зодчего. Видимо, заказчики, боясь гнева императрицы, не разглашали имя автора проектов. Только в 1792 г. Баженов был назначен в адмиралтейств-коллегию в Петербурге.

Взойдя на престол в 1797 г., Павел I вспомнил о Баженове и назначил его вице-президентом Академии художеств. На этом посту ему надлежало определить пути развития отечественной архитектуры и воспитания художников. На этот раз осуществлению планов помешала смерть. Василий Иванович Баженов умер в 1799 г. в возрасте 62-х лет.

Биография Баженова

  • 1737. 1 марта – в селе Дольском Калужской губернии родился Василий Баженов. Переезд в Москву.
  • 1751. Василий Баженов определён вольным слушателем в школу гражданской архитектуры Д.В. Ухтомского .
  • 1755. Ухтомский определяет Василия Баженова в учрежденный в Москве университет, где он изучает иностранные языки.
  • 1756. Январь – В. Баженов переведён в открывающуюся в Петербурге Академию наук (академическую гимназию), где продолжил изучение иностранных языков.
  • 1757. Открытие в Петербурге Академии художеств. Баженова по его просьбе назначили в архитектурный класс, где он работал под руководством Чевакинского, Кокоринова, Деламотта.
  • 1760. 1 мая – за успехи в учёбе Баженов указом Сената определён "архитектурии помощником в ранге прапорщика". 12 сентября – отправлен в Париж для продолжения учебы.
  • 1762. 19 августа – Петербургская академия зачла присланные Баженовым работы за экзамен и заочно произвела его в адъюнкты. Октябрь – отъезд в Рим для усовершенствования в области архитектуры.
  • 1764. Август – переезд из Венеции в Париж. Королевская аудиенция.
  • 1765. Май – возвращение в Петербург.
  • 1766. 2 декабря – Екатерина II назначила В. Баженова архитектором при Артиллерии с чином капитана Артиллерийского.
  • 1767. Баженов командирован в Москву "для казённых артиллерийских надобностей".
  • 1768. Баженов представил Екатерине эскизный проект реконструкции Кремля.
  • 1772. Август – "вынутие первой земли" для закладки фундамента под Кремлёвский дворец.
  • 1773. 1 июня – церемония "положения первого камня" Кремлёвского дворца.
  • 1775. Отмена Екатериной II реконструкции Кремля. 10 июня – празднование Кучук Кайнарджийского мира. Увеселительные строения на Ходынском поле, спроектированные и построенные Баженовым.
  • 1776. Начало строительства баженовского дворца в Царицыне . Переезд в Москву Н.И. Новикова, его дружба с Баженовым.
  • 1784-1786. Сооружение по проекту Баженова дома Пашкова на Моховой .
  • 1786. Февраль – распоряжение императрицы "о разборке в селе Царицыне построенного главного корпуса до основания и о производстве потом (нового здания) по вновь конфирмованному, учинённому архитектором Казаковым плану".
  • 1787. Декабрь – просьба Баженова к графу А.А. Безбородко о продлении отпуска по состоянию здоровья.
  • 1780-е гг. Строительство усадьбы А.П. Ермолова в селе Красном, дома Юшкова и усадьбы Румянцева .
  • 1791. Указ Екатерины II о следствии над "мартинистами". Поездка к цесаревичу Павлу и предупреждение об опасности.
  • 1792. Начало расследования деятельности масонов. Арест Н.И. Новикова. Переезд в Петербург. Начало службы в Адмиралтействе. Предполагаемое участие в проектировании Михайловского замка.
  • 1793-1796. Участие зодчего в работах, осуществляемых в Гатчине и Павловске, проектирование Инвалидного дома, мастерских для Главного адмиралтейства, манежа и Аракчеевских казарм близ Смольного.
  • 1796. Сентябрь – смерть Екатерины II. Освобождение масонов. Присуждение Баженову чина действительного статского советника.
  • 1797. Закладка Михайловского замка. Написание завещания. Участие в проектировании Казанского собора.
  • 1799. 26 февраля – назначение Баженова вице президентом Академии художеств. Март – указ вице президента академии, об издании "Увража российской архитектуры".
  • 1799. 2 августа – смерть Василия Ивановича Баженова.

Член Российской академии с 1784 года.

Биография

Василий Баженов, сын дьячка одной из придворных кремлёвских церквей Ивана Фёдоровича Баженова (1711-после 1773), свой природный талант к искусству обнаружил ещё в детстве, когда срисовывал всякого рода здания в древней столице. Эта страсть к рисованию обратила на Баженова внимание архитектора Д. В. Ухтомского, принявшего его в свою школу.

Из школы Ухтомского Баженов - по ходатайству И. И. Шувалова - перешёл в Академию художеств; там его свои способности к архитектуре раскрылись в такой мере, что преподаватель архитектуры С. И. Чевакинский сделал талантливого молодого человека своим помощником при постройке Никольского морского собора.

В сентябре 1759 года Баженов был направлен для развития своего таланта в Париж (став первым пенсионером Академии художеств, отправленным за границу).

Поступив в ученики к профессору Шарлю Девайи, Баженов занялся изготовлением моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже он сделал, соблюдая строгую пропорциональность частей, модель Луврской галереи, а в Риме - модель собора Св. Петра, учился гравированию.

Вслед за Ж. -Ж. Суффло, К. -Н. Леду и другими мастерами французского классицизма того времени Баженов усвоил «вкус к грандиозным масштабам проектируемых сооружений, чьи композиция, план и декор содержали сложную, часто масонскую символику» и не всегда были осуществимы в реальности.

По возвращении в Россию, живя в Москве, Баженов участвовал в издании труда Витрувия (перевод Ф. В. Каржавина).

Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь как искусством планировки, так и изяществом формы проектируемых зданий (что в полной мере проявил после возвращения на родину). Являлся одним из проводников т. н. французского вкуса (стиля) в русской архитектуре, ярким памятником которого является Пашков дом. Своё мастерство выказал в академической программе на степень профессора комплекса увеселительных сооружений для Екатерины; однако ожидаемой должности Баженов не получил и взял увольнение от академической службы, после чего князь Г. Г. Орлов определил его в своё Артиллерийское ведомство главным архитектором с чином капитана.


Photoglob AG, Zürich , Public Domain

В этой должности Баженов предположительно построил в Москве дом Пашкова, а в окрестностях столицы - дворцовый комплекс в Царицыне.

В Московском Кремле, вместо стен, служащих оградой святынь и дворцов, Баженов проектировал сплошной ряд зданий, которым была сделана торжественная закладка. «Форум великой империи» на Боровицком холме проектировался как грандиозный общественный центр, к которому должны были сходиться все улицы Москвы. Исторический контекст при этом практически не учитывался: многие допетровские здания Кремля предполагалось снести, заодно закрыв со стороны реки обзор храмов , что неминуемо исказило бы исторический облик твердыни. уже начали было разбирать (снеся часть обращённого к Москве-реке участка стены с шестью башнями), но по воле императрицы сооружение было отложено и потом оставлено совсем; снесённая часть стен Кремля позже была восстановлена .


Корзун Андрей , CC BY-SA 3.0

Такая же судьба постигла царицынский ансамбль Баженова, представлявший собой новаторский сплав элементов нарышкинского барокко конца XVII в. и западноевропейского готического декора. Впервые Баженов опробовал это сочетание в 1775 г., работая вместе с М. Ф. Казаковым над временными увеселительными павильонами Ходынского поля, где праздновалось заключение Кючук-Кайнарджийского мира с турками. Екатерина летом 1785 г. приехала на три дня в первопрестольную, посетила работы по сооружению дворцов в Царицыне (собственного и великокняжеского) и, возмутившись их равными размерами, повелела снести оба; архитектор от осуществления проекта был отстранён.

В это же время в Москве Баженов предпринимает попытку организовать «партикулярную» (частную) академию и набрать учеников. Видимо, затея не удалась, так как, по словам Баженова, «препятствиев к моему намерению весьма есть много».


Неизвестно , GNU 1.2

До сих пор Баженову приписывается утраченный памятник Санкт-Петербурга, Старый Арсенал на Литейной улице (в XIX в. его занимал Окружной суд, сожжён в 1917 г., разобран в конце 1920-х годов); но, вероятнее всего, к нему зодчий не имеет никакого отношения. Строительство здания началось под руководством архитектора Артиллерийского ведомства В. Т. фон Дидерихштейна весной 1766 года и велось архитектором Инженерного корпуса К. И. Шпекле.

Баженов же в конце 1766 г. поступил в Артиллерию, но вскоре уехал в Москву. Большое количество документов по этой теме сохранилось в фондах Исторического архива ВИМАИВиВС («архив Артиллерийского музея») в Санкт-Петербурге. Большой мост через овраг в усадьбе Царицыно - одна из немногих сохранившихся построек, авторство Баженова в отношении которых точно установлено.


Корзун Андрей , CC BY-SA 3.0

Оставшись без всяких средств к существованию, Баженов открыл художественное заведение и занялся частными постройками. Перемену в его служебной карьере и немилость Екатерины объясняют его сложным самолюбивым нравом, а также связью с кружком Н. И. Новикова, который поручил ему доложить наследнику Павлу I о выборе последнего московскими масонами в верховные мастера. В этих сношениях с цесаревичем Екатерина подозревала наличие политических целей, и гнев её на Баженова обрушился раньше, чем на других; но дальше исключения из службы дело не пошло, а в 1792 г. он был принят вновь на службу по адмиралтейств-коллегии и перенёс свою деятельность в Петербург.

Без всяких оснований ему приписывался Каменноостровский дворец - дворец великого князя Павла Петровича на Каменном острове и работы в Гатчинском дворце. Документально только подтверждается его участие в разработке одного из проектов Михайловского замка. Как установили петербургские исследователи, авторство этого грандиозного сооружения приписать только Баженову невозможно. Работы начались задолго до строительства и велись «под диктовку» Павла Петровича, саморучно набросавшего эскизы плана, сначала архитектором Малого двора А. Франсуа. Виолье, затем - в 1790-х гг. - к делу подключился и Баженов, но окончательный проект был составлен В. Бренной; он-то и был осуществлён.

После своего вступлении на престол Павел I, вообще приближавший к себе всех гонимых его матерью, назначил Баженова вице-президентом Академии художеств и поручил ему приготовить собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры, а также представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии художеств. Баженов с жаром принялся выполнять милостивые поручения монарха, выказавшего себя покровителем отечественного искусства; многое бы, без сомнения, он мог сделать, если бы смерть совершенно неожиданно не пресекла его жизнь.

Баженов был похоронен в Санкт-Петербурге, но позже, в 1800 году, его останки были перевезены в имение Баженовых в селе Глазово (ныне Тульская область).

9 901 views

12 марта (1 марта по старому стилю) 1738 года в Москве родился Василий Иванович Баженов – знаменитый русский архитектор XVIII[…]

12 марта (1 марта по старому стилю) 1738 года в Москве родился Василий Иванович Баженов – знаменитый русский архитектор XVIII века, которому приписывается множество построенных в ту пору зданий, но, как выясняется в наши дни, не все эти постройки можно обоснованно считать работами Баженова.

Будущий архитектор родился в семье дьячка в одной из придворных кремлевских семей и с детства обнаружил талант к срисовыванию с натуры домов, церквей и кремлевских стен. Учился у архитектора Дмитрия Ухтомского, затем в Академии художеств, где проявил талант и стал помощником своего учителя Саввы Чевакинского при проектировании и постройке Никольского морского собора в Санкт-Петербурге. Его направили на обучение в Париж к профессору Шарлю Девайи, где Баженов стал масоном, но, скорее, из эстетических соображений, поскольку его восхищали пропорции масонской символики и архитектуры.

Вернувшись в Россию, участвовал в издании русских переводов трудов Витрувия и стал проводником французского вкуса в архитектуре, ярким проявлением котором стал построенный Баженовым (или приписываемый ему на протяжении двух столетий) Пашков дом, известный тем, что вначале сюда переехал из Санкт-Петербурга Румянцевский музей, а затем здание отошло Государственной библиотеке. Однако никаких документов, подтверждающих, что этот дом построил Баженов, не сохранилось, и указание авторства основывается на устной традиции.


Дом Пашкова. Гравюра Дюрфельда по рисунку Антинга

Зато известно, что Баженов попал в приятели светлейшего князя Григория Орлова, фаворита Екатерины II. Отдаляя Орлова от петербургского двора, но не желая отпускать его далеко, Императрица назначила своего фаворита генерал-фельдцейхмейстером по Артиллерийскому корпусу, генерал-директором по Инженерному корпусу и первоприсутствующим в Канцелярии артиллерии и фортификации. Фактически под управлением Орлова находились все крепостные сооружения и их гарнизоны, а квартировать ему полагалось в главной крепости – Московском Кремле.

Деятельный Орлов и мечтающий о грандиозном градостроительном проекте Баженов нашли общий язык. И в итоге загадочный архитектор более всего прославился своим проектом переустройства Боровицкого вала, то есть проектом новой застройки территории Московского Кремля. Баженов предложил разобрать Кремлевские стены и вместо них построить сплошной ряд зданий, которые образовали бы кольцо вокруг Соборной площади Кремля, а Боровицкий холм должен был превратиться в огромный народный форум, к которому стекались бы все улицы центра Москвы. Здания уже были заложены и освещены, а Кремлевскую стену начали разбирать, уничтожив участок, выходивший к Москва-реке, в том числе, начав разборку шести (по другим сведениям – четырех) башен. Но Государыне Екатерине пошли такие решительные жалобы, что Императрица сочла за благо остановить реализацию проекта, и позднее разобранные участки Кремлевской стены были восстановлены архитектором Матвеем Казаковым.

Но что прощалось Орлову, не простилось Баженову. Архитектору было поручено строительство ансамбля дворцов Царицына села, и здесь тоже началась стройка. Но в 1885-м Императрица приехала на 3 дня в Москву, посетила строительные работы, возмутилась тем, что ее дворец и великокняжеский дворец замышляются одинакового размера и повелела стройку прекратить, дворцы разобрать, а архитектора от ремесла отстранить.




Новый шанс выпал Баженову после смерти Екатерины, когда Павел I взялся принципиально возвышать всех, кто попал в немилость усопшей Императрицы. Новый правитель призвал Баженова и для начала назначил его вице-президентом Академии художеств, поручив ему подготовить собрание чертежей русских зданий для систематического исторического исследования русской архитектуры. Баженов с радостью и рвением взялся за эту работу, но неожиданно умер в августе 1799 года, не успев испытать того разочарования, которое выпало вскоре на долю других, призванных Павлом ко двору, после того, как Павел был убит в ночь государственного переворота на рубеже веков.

Споры о том, Баженов или не Баженов является автором проектов нескольких зданий, не утихают и поныне. В XVIII столетии при исполнении частных заказов российские архитекторы часто не указывали своего авторства, в отличие от приезжих итальянцев. В результате почти все псевдоготические постройки в Москве и Подмосковье, относящиеся к последней четверти XVIII века и не имеющие установленного авторства, приписываются по двухвековой традиции Василию Баженову или Матвею Казакову.







Мост через овраг. Архитектор Василий Баженов. Царицыно. Около 1776-1785.

Василий Иванович Баженов - русский архитектор, считающийся одним из основоположников классицизма в России.

Детство и юность. Учеба

Точные место и дата рождения Баженова до сих пор служат предметом дискуссий в ученой среде. Согласно первой теории Василий Иванович родился 1 марта 1737 года в селе , недалеко от города . По другим данным, датой его рождения следует считать 1 марта 1738 года, а местом - город . Несмотря на то, что точные сведения, вероятнее всего, узнать не удастся уже никогда, не ставятся под сомнения заслуги Баженова перед и подлинность богатого культурного наследия, оставленного им для потомков.

Баженов родился в семье псаломщика. Вне зависимости от того, где он появился на свет, первые годы своей жизни будущий великий архитектор провел в Москве - эти сведения не вызывают сомнений. С ранних лет мальчик увлекался рисованием, пытался лепить первые архитектурные творения из снега, срисовывал изображения храмов, церквей и известных зданий. Желание юного Баженова связать всю свою жизнь с искусством поначалу не встретило понимания у родителей. Так, Баженов-старший хотел, чтобы сын пошел по его собственным стопам, поэтому отдал мальчика в Страстной монастырь.

Тем не менее, вскоре стало понятно, что живопись для Василия Ивановича - не просто детская блажь. Вскоре он стал учиться у , хотя, как стало впоследствии известно, самые тяжелые техники он осваивал самостоятельно. Поэтому не будет преувеличением назвать Баженова живописцем-самоучкой. Впоследствии он стал живописцем второго класса, не достигнув и восемнадцатилетнего возраста. Тем не менее, Василию Ивановичу повезло с наставниками. У Баженова не было возможности брать платные уроки, поэтому Ухтомский, убежденный в таланте своего подопечного, взял его к себе вольным слушателем. Он также неоднократно помогал Баженову, предоставляя тому возможность подрабатывать и даже послал его принимать участие в разработке, установке и разрисовке Креста в Сретенском монастыре.

Первые работы Баженова относятся к 1753 году, когда Василий Иванович принял участие в восстановлении дворца Головина, здания, сильно пострадавшего в результате пожара. Там он расписывал печи под мрамор. Вскоре после этого Василий Иванович начал учиться в Московском университете, а потом был переведен в . Архитектурные навыки Баженова были на первых порах во многом заслугой известного в ту пору архитектора С. И. Чевакинского, под руководством которого Василий Иванович работал в северной столице. Чевакинский тоже оценил талант Баженова и взял его к себе в помощники на работы по возведению Никольского Морского Собора. В 1758 году его приняли в Академию художеств, где он занимался у А. Ф. Кокоринова. Учился Баженов блестяще и закончил Академию с золотой медалью. Подобные успехи давали выпускнику право продолжить обучение за границей, чем он вскоре и воспользовался, отправившись в Париж. К тому моменту Баженов уже отлично владел французским языком, любовь к которому началась со времен поступления в Московский университет.

В Париже он успешно выдержал экзамены в Академию Художеств и целых два года (1760-1762) учился и работал у профессора Шарля де Вайи, изучая французскую архитектуру и приобщаясь к совершенно новому для себя стилю - французскому классицизму. На этом заграничные путешествия Баженова не закончились: в 1762 году он отправился в Италию, где активно занимался изучением античности. После окончания стажировки он был выбран членом Болонской и Флорентийской академий. Академия святого Луки в Риме присвоила ему диплом академика и профессора. После этого он опять вернулся в Париж, где продолжил изучение европейских архитектурных стилей. В 1765 году Баженов вновь оказался в России. Впереди был большой творческий путь.

Перестройка Московского Кремля. Нереализованные проекты

По возвращении в Санкт-Петербург, Баженов почти сразу удостоился звания академика Академии художеств. Но в обещанной ему должности профессора Василию Ивановичу было отказано: к этому времени в Академии сменилось руководство, которое предложило ему получить степень профессора по академической программе, в которую входило создание комплекса увеселительных сооружений в Екатерингофе. Свою часть договора Баженов выполнил, а вот обещанной награды в виде желаемой должности, увы, так и не получил. Обиженный архитектор уволился с академической службы. Тогда он еще не знал, что перспективы, готовые открыться перед ним, были намного лучше несдержанных обещаний.

В 1762 году на российский престол взошла . В поле зрения императрицы находилось не только внутреннее укрепление страны, но и культурные аспекты. Так, Екатерина издала указ о возведении . Баженов, удостоенный личной аудиенции с императрицей, произвел на нее благоприятное впечатление, поэтому задача возвести дворец была возложена именно на него. Архитектор целых семь лет провел, тщательно планируя мельчайшие детали реконструкции ансамбля . Итоговый проект получил одобрение Екатерины: по плану Баженова ансамбль должен был представлять собой большой общественный комплекс, а главным фасадом выходить на линию Кремля. Первый камень был заложен в 1773 году, и в это же время Баженов создал и деревянную модель Большого Кремлевского дворца. После этого модель была отправлена в Северную столицу, но проект в итоге так и не был утвержден. Причин тому было множество. С одной стороны, чтобы воплотить в жизнь весь грандиозный замысел Баженова, требовались значительные средства. Турецкая угроза, нависшая в это время над Российской империей, не позволяла выделить солидную часть бюджета на «возвеличивание Москвы». Вдобавок разрушение Кремля в его первоначальном облике вызвало огромное недовольство в обществе. В итоге строительство в 1775 году было прекращено. Для Баженова это решение стало тяжелым ударом.

Тем не менее, нереализованное строительство Большого Кремлевского дворца было не последней возможностью проявить себя. Вскоре Екатерина поручила ему строительство резиденции в Царицыно. Баженов бросил все силы на реализацию идеи императрицы, но итоговый вариант государыню не устроил. Она заявила, что резиденция получилась слишком мрачной и повелела снести всю центральную часть. Это стало новым потрясением для Баженова, который суммарно почти двадцать лет потратил на разработку проектов, так и не ставших реальностью - Кремлевского дворца и резиденции в Царицыно. Все это не могло не сказаться на состоянии здоровья Баженова - неудачи выбили его из колеи и надолго лишили вдохновения.

Частные заказы. Конец пути

Лучшая работа Василия Ивановича, тем не менее, была еще впереди. Таким проектом стало возведение дома П. Е. Пашкова, который был внуком денщика самого . Дом был возведен прямо напротив Кремля и получился больше похожим на грандиозный дворец. Это строение до сих пор считается одной их лучших архитектурных построек Москвы. Сейчас в здании располагается Российская государственная библиотека.

Баженов сыграл немалую роль и в истории Санкт-Петербурга, в 1790 году разработал один из проектов Михайловского замка. Спустя два года он переехал в Петербург, где был принят на службу в Адмиралтейств-коллегию.

После смерти Екатерины в 1796 году на российском престоле оказался ее сын, . Император высоко чтил архитектурные заслуги Баженова и сразу же пожаловал ему чин действительного статского советника, а в 1799 году назначил вице-президентом Академии художеств. Василий Иванович не удостаивался таких почестей при матери Павла, Екатерине. Павел горячо одобрил проект строительства Михайловского замка, который был утвержден в первый же год его правления. К сожалению, пошатнувшееся здоровье уже не позволило Баженову лично руководить строительными работами, поэтому замком занимались архитекторы В. Ф. Бренна и Е. Т. Соколов, воплощавшие замок согласно первоначальному замыслу Баженова. До окончания строительства замка Василий Иванович тоже не дожил, скончавшись в 1799 году. В этом замке впоследствии будет убит сам император Павел I.

Заслуги Баженова перед Отечеством огромны. Он был первым русским архитектором, который создавал свои проекты как объемно-пространственные композиции, связанные с ландшафтом. Под его руководством работали М. Ф. Казаков, Е. С. Назаров и многие другие выдающиеся архитекторы. Он возвел выдающиеся архитектурные сооружения в Петербурге и Москве.

Согласно оставленному им завещанию Баженов был похоронен в селе (ныне в Тульской области).


Имеет отношение к населенным пунктам:

Провел в Москве детские и юношеские годы, учился в городе у Д. В. Ухтомского, затем в Московском университете. Наиболее значимым творением Баженова в Москве является проект дома П. Е. Пашкова (1784-1786), расположенный по адресу: ул. Воздвиженка, 3/5, стр. 1. По одной из версий, местом рождения архитектора является Москва.

Тимофей Тимофеевич Баженов – журналист, натуралист, зоолог, автор и ведущий передач о дикой природе, рассказывающих об удивительных фактах, авантюрных приключениях и невероятных экспериментах.

С его участием снято более пятисот уникальных сюжетов, включая единственные в своем роде кадры рождения рыси, укуса змеи, общения с белыми медведями. Многие зрители восхищаются отвагой и изобретательностью ведущего, непринужденностью обращения с дикими животными, но есть и такие, которые называют его лжецом, использующим в передачах обман и подлог.

Детство Тимофея Баженова

Будущий телеведущий родился в Москве 25 января 1976 года в семье журналистов. Его воспитанием занималась мама и бабушка, бывший врач. Отец оставил семью, когда Тима был еще ребенком. Причем случилось это после того, как его мама попала в автокатастрофу, в которой было сильно изуродовано ее лицо: ей оторвало нос. Поэтому этот поступок сын не может простить отцу и по сей день.


Как утверждает Тимофей, в школе он учился плохо, чувствовал себя как в тюрьме, и, по его словам, «фашизм его педагогов был сравним только с фашизмом в застенках НКВД».

До третьего класса у него вообще не было друзей из-за того, что учительница назвала его самым маленьким в классе и пообещала подарить соску. Но он любил физический труд, особенно плотницкое дело. В частности, в 9-летнем возрасте он будто бы самостоятельно построил в бане на даче парилку.

Невзирая на якобы плохую успеваемость и страшную жестокость учителей, после школы юноша успешно поступил на факультет журналистики МГУ, правда, на вечернее отделение, который окончил в 1998 году с красным дипломом. Одновременно он учился и на биологическом факультете данного престижного ВУЗа, где отличником учебы не стал.

Начало карьеры Тимофея Баженова

Будучи студентом, Баженов работал дрессировщиком, вел на радио музыкальную программу, был спецкором «Радио России» и сотрудником службы новостей «Голоса России». После окончания журфака, его приняли на телеканал НТВ.


На телевидении Тимофей освоил множество профессий – администратора, суфлера, диктора, ассистента режиссера. Он принимал участие в создании программ «Намедни», «Итоги», «В печать», «Рейтинг прессы» и других.

Для программы «Сегодня» корреспондент снимал репортажи в горячих точках, был ранен, попадал в плен. Впоследствии в интервью он воодушевленно рассказывал о войне, называл ее «мужским развлечением» и опровергал существующее убеждение в том, что участие в военных действиях, близость смерти накладывает отпечаток на психику и делает людей «сумасшедшими».


Своими учителями тележурналист считает гендиректора телекомпании НТВ Владимира Кулистикова, главного редактора Службы информации этого канала Татьяну Миткову, генерального директора ВГТРК Олега Добродеева.

Тимофей Баженов и программы о животных

С середины 2000-х годов журналист посвятил себя созданию телепрограмм и документальных фильмов о животных. С 2003 года в течение семи лет в цикле передач на НТН «Дикий мир» он предоставлял возможность телезрителям наблюдать за жизнью птиц и зверей. Например, увидеть, как медведь сосет лапу, медведица кормит медвежат, появляется на свет новорожденная рысь.

Увлекательный видеоматериал позволял россиянам становиться свидетелями пребывания экспедиции в условиях дикой природы, наслаждаться ее красотами, нетронутыми цивилизацией, получать рекомендации по выживанию в экстремальных условиях. Каждый из порядка 300 произведенных за этот период фильмов рассказывал о фауне различных уголков нашей Родины.


Одновременно, до 2010 года, Баженов вел авторский проект для детей «Сказки Баженова», который также пользовался неизменной популярностью у многих зрителей. Его героями были раненые звери, которых он привозил из экспедиций к себе на дачу. Там он занимался их лечением и дрессурой.

Сценарии сказок писала Татьяна Иванова, мама Тимофея. После закрытия передачи большинство животных журналист передал в зоопарки, но ворону Варю, умеющую подражать голосу его матери, Тимофей оставил себе.

Личная жизнь Тимофея Баженова

Журналист не женат. Причину отсутствия штампа в паспорте он объясняет тем, что очень свободолюбив, и признается в существовании частой «ротации» женщин в своей жизни.


Из-за занятости Тимофея в его взаимоотношениях с избранницами обычно отсутствует период ухаживания и романтических свиданий. Он предпочитает сразу переходить к физической близости.

Причем романы он заводит только с красивыми, образованными и умными представительницами женского пола, но необязательно – моложе его. По мнению Баженова, женщина может быть и старше его лет на десять.

Тимофей любит чинить машины, заниматься резьбой по дереву, делать тату. Он считает, что татуировки делают его гораздо привлекательнее, увеличивая многократно число красавиц, желающих с ним переспать.

Вся правда о татуировках Тимофея Баженова

Свою судьбу он намерен в будущем связать раз и навсегда с женщиной, которая будет отвечать определенным критериям. Их содержание он предпочел оставить в тайне.

Тимофей Баженов сейчас

В 2010 году журналист прекратил сотрудничество с НТВ и вернулся на ВГТРК, где продолжил карьеру в качестве ведущего новой приключенческой, полной экстрима, познавательной программы «Рейтинг Тимофея Баженова».

Телешоу, позиционируемое как опасная игра для взрослых, включает 6 циклов фильмов, посвященных вопросам выживания человека, экспериментам над человеческим организмом, взаимодействию с опасными животными, в частности, с гадюкой, тиграми-людоедами, белыми медведями.

Автор проекта демонстрирует на себе различные уникальные, опасные для жизни трюки, проделывая невероятные опыты вроде хождения по раскаленным углям, освобождения из подвешенного состояния или закрытой цистерны, выживания в лесу, объясняя загадки природы с научной точки зрения, поражая зрителей своими возможностями и многочисленными татуировками на теле.


В октябре 2015 года Тимофей присутствовал на открытии кормушек для белок на ВДНХ, которые призваны способствовать увеличению популяции этих зверушек. Он пообщался с первым их гостем, бельчонком, рассказал присутствующим о продуктах, которые любят белки, как и прочие грызуны: сало, мясо, творог, мед.

Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Вверх