Упражнение. Конечные сонанты и звонкие согласные Конечные согласные

Для смысла слов они важны -

Конечные согласные.

Но в речи часто не слышны.

Тренировать их мы согласны.

Как будем их тренировать?

Строку с строкою рифмовать. Повторяйте какое-либо окончание с согласным звуком на конце, и в рифму этому окончанию сами будут рождаться незамысловатые строки, типа:

Ать-ать-ать-ать. Очень хочется гулять.

Ет-ёт-ёт-ёт. Но с утра дождище льёт.

Уть-уть-уть-уть. Не пойти ли мне соснуть.

Ать-ать-ать-ать. Завтра рано мне вставать.

Упражнение "Хоровод" .

Ют-ют-ют-ют- красны девицы поют.

От-от-от-от-водят русский хоровод.

Ят-ят-ят-ят-ясных соколов манят.

Ут-ут-ут-ут-хоровод водить зовут.

Еть-еть-еть-еть - вместе звонки песни петь.

Упражнение "Турпоход".

Ёт-ёт-ёт-ёт-солнце медленно встает.

Ит-ит-ит-ит-пионерский лагерь спит.

Ат-ат-ат-ат-просыпается отряд.

Ут-ут-ут-ут - на зарядку все идут.

Ат-ат-ат-ат - к умывальникам спешат.

Ыт-ыт-ыт-ыт - стол давно уже накрыт.

Ет-ёт-ёт-ёт - пионеров завтрак ждет.

От-от-от-от - собралися все в поход.

Ет-ёт-ёт-ёт - весело отряд идет.

Ём-ём-ём-ём - все довольны этим днем!

Упражнение "Ловушка Т" .

Говорю я по складам.

Видите старанье?

Ни одной я не отдам

Буквы в окончанье.

В слове "сееТ" на конце

Не исчезнет буква "Т".

В слове "прыгнеТ", "упадеТ" Тоже "Т" не пропадеТ.

Очень четко я звучу,

Букву "Т" не проглочу.

Упражнение "Конечные согласные".

Пыхтит паровоз,

Ползет водовоз,

Плывет пароход,

Летит самолет,

Поет ветерок,

Цветет ноготок,

Растет грибок,

Гудит городок,

Грустит бегемот,

Волнуется крот...

Все то, что пыхтит, и ползет, и плывет,

Летит, и поет, и цветет, и растет -

Все это по-своему в мире живет.

Целевая установка упражнения: следить за четким произнесением конечных согласных - т, к, с, которые в звучащей речи часто не слышны. Подлаивать их!

Обеспечив синхронность работы артикуляторного, дыхательного и голосового аппаратов, можно добиться лучшего звучания трудных в произнесении "пучков" согласных с минимальным артикуляционным усилием. Гласные в произнесении этих сочетаний должны звучать свободно и звучно. Когда же они тускнеют, то это служит сигналом того, что связи несколько перенапряжены. Тогда надо вспомнить о мышечном чувстве свободы в области гортани и активизировать работу диафрагмы - "подлаять", опереть звук. Упражнение "Пучки согласных".

Их много в нашей речи мы встречаем,

Хотя не думаем о них, не замечаем

И искажаем смысл произнесенных фраз.

Должны "пучки согласных" беспокоить нас.

Их четко надобно произносить -

Урона смыслу слов не наносить.

Отыскивайте в речи и тренируйте сложные "букеты", "пучки" согласных в словах и на стыках слов во фразах: боДРСТВовать, муДРСТВовать, поСТСКРиптум, паРТВЗНос, ВЗБудоражитьЛ ВЗБадривать, дилетаНТСТВо, агеНТСТВо, адъюНКТСТВо, сверх-ВСТРевоженный, раСВСТРевожили, как-нибуДЬ-ВДРугоИ раз; пуНКТВСТРечи; конспеКТ СХВатил; ореЛВЗМахнуЛКРылами; не| моГВЗДРемнуть; передаСТВСТол находок; коНТРВСТРеча, куНСТКамера, ведоМСТВо, конНСТРукция, деТСТВо, беГСТВо, браНДС-Пойт, цеНТРФорвард, маРШБРосок, траНСПЛантация, рекоРДСМен, коНТРНаступление, СвеРХЗВуковой, ВЗДВаивать, фило-соФСТВовать, гораЗДВСХРапнуть, моНСТРВСКЛокочен...

Усиленного мускульного напряжения требуют фразы, состоящие из односложных слов.

Упражнение "Односложные слова".

Из односложных слов составьте фразы.

Попробуйте их четко произнесть.

И вы бесспорно убедитесь сразу:

В активность надо "аппарат" привесть.

Иначе много звуков пропадает

И смысла речи зритель не поймет.

В тот час тут пел дрозд. В тот год был тут град. В тот год был там ТРАМ. Под дуб вполз еж. Всем люб был Петр. Бубн бьет в такт. Темп быстр -тембр чист. В миг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Брит брат Клим, брит брат Глеб. Фрол - прям, Пров - крив. Ваш гость взял трость. Волн всплеск - брызг блеск. Сто верст вскачь, Волк влез в хлев. Есть серп рожь жать? Пров впал в транс. Рысь сыр ест? Сыр рысь ест.

Упражнение "Друг" .

Жил-был Гном.

Спал Гном днем.

Ночь бодр был:

Пел, ел, пил...

Вдруг в дверь, стук.

Кто? Гость - Жук!

Гость, был мил:

Пел, ел, пил...

Как друг Гном

Спал Жук днем.

Упражнение "Пес".

Был день...

Вдруг дождь.

Гром:"Бом!"-

Все-в дом.

Вслед пес -

Мокр нос,

Шерсть вниз,

Хвост свис,

Взгляд туп...

Дик, глуп!

Вверх нос!

Упражнение "Двойные согласные". Тренируйтесь в произнесении слов и словосочетаний с двойными согласными: отдаленный, отдать, ввязаться, отдушина, изжить, разжигать, беззаконие, иностранный, собственник, бессмертие, воссоздать, отталкивать, оттенок, отторгнуть, подтвердить, в форме, отчет, отчизна, подчеркивать...

Обратите внимание на слова и словосочетания, в которых двой­ные согласные меняют смысл: введение - ведение, ввернуть - вернуть, вводя - водя, отдернуть - одернуть, подданный - поданный, поддержать - подержать, спинной - спиной, вас спросить - вac просить, вводный -водный...

Важны в русской речи двойные согласные.

Когда их не слышно, то это опасно:

Не только с акцентом звучит наша речь,

Но трудно при этом смысл фразы сберечь.

Один из приемов такой тренировки:

Найти пару слов и, рифмуя их ловко,

Понять, как меняется смысл, если в слове

Согласный один или два их в основе:

Под детские поделки

Умелые подделки.

Оценишь их хор,

Услышав их ор.

Вам можно верить,

Чтоб тайну вверить?

Кран может подтечь,

Потом и потечь.

Спортивный отдел

Спортсменов одел.

Есть процедура водная,

А лекция есть вводная.

Изжить недостатки,

стереть в порошок.

И жизнь станет лучше,

и жить хорошо.

Чемодан я подержу

Силы ваши поддержу.

Научитесь слышать звуки речи, полюбите их, почувствуйте их значение для выразительности звучащего слова, овладевайте "зву­кописью", четким произнесением каждого звука русской речи. Упражнение "Звуки".

Шипящий звук "Ша"

заШурШал, заШептал,

А "Жэ"-словно Жук,

закруЖась, заЖуЖЖал.

ЗаВеяли Ветры Весенний в "Вэ".

Зафыркал вдруг "эф",

расфуфырился: "Фэ!"

СвиСтящий Согласный звук "эС" -

заСвиСтел,

За ним Звонко, Звонко, Звук "Зэ"

ЗаЗвенел.

Раскатистый "эР" - не напрасно "соноРный":

Рычит и Рокочет в Работе упорной!..

Бьет Бурю и Бой в БараБан Бравый "Бэ".

Пришел ПоПросить быть Потише звук "Пэ"...

Упражнение "Парикмахер-неудачник"

Чик!Чик! Чик! Чик!

Челку я себе подстриг! (с радостью)

Чик! Чик! Чик! Чак!

Чудо челка у меня! (с гордостью)

ЧИк-чик! чИк-чик! чИк-чик! чОк! Отхватил волос клочок! (с испугом)

Чик! Чик! Чик! Ха! Что за челка?

Чепуха! (с досадой)

Короткими движениями пальцев рук (ножницы) "подстригаем челку", имитируя звук ножниц-энергичными звуками Ч.

Упражнение помогает тренировать чистое произнесение звука Ч, не давая ему возможности превратиться в звук Щ. Соединить четкое, отрывистое произнесение Ч с активным движением диафрагмы. "Подлаивать" тренируемый звук.

Упражнение "Воробьи". Представьте, что вы "воробьи". Прыгаете около удочки с насаженным на крючок червяком и "чирикаете".

Первый. Чик-чирик, чей червячок? Второй. Чей червяк?

Чирик, молчок! На крючочке червячок. Попадешься на крючок. Первый. На крючок? Чего? Чего? Не боюсь я ничего! Червячка с крючка схвачу! Чик-чирик! И - проглочу!

Хотя упражнение делается сидя, но при вере в то, что вы "воробьи", невольно рождаются быстрые, легкие характерные движения головы, тела, которыми сопровождается текст. Острый, быстрый поворот головы "шустрого воробья" и такие же острые, быстрые движения языка (в верхние зубы и - отскок на гласную), энергичный, короткий выдох при произнесении согласного Ч , легкое движение диафрагмы.

Трудными звуками русской речи являются губно-зубные В. Ф. Они западают, их не слышно чаще всего в начале слова, что искажает смысл. "В - вообще очень нелюбимая буква. Она запирает звук, требует особой постановки говорильного аппарата, свойственной только ей да еще букве "Ф" (верхние зубы на нижней губе)". (См.: Волконский С. Выразительное слово. - СПб, 1913, с. 65.) Именно потому, что эти согласные действительно запирают звук, и надо тренировать особую активность их произнесения.

Вспомните знакомое по дыхательной гимнастике упражнение "Пульверизатор" (ф! ф! ф!..) и закрепите активное произнесение согласного "Ф " в текстах. Например, покрыв волосы лаком, рассматриваете себя в зеркале и оцениваете новую прическу: И в фас, и в профиль "Фантази" к физиономии Зизи.

Упражнение "Бабка Фекла".

Фыркнул Федька, Фыркнул Фрол, Зафырчал Весь Федькин дВор... Бабка Фекла ВздернуФ нос, ЗаФырчаф как паровоз, РасФуФырясь, как Фита, Федьку с Фролом - Взашей!

Взашей Федьку, Фрола Взашей Бабка Фекла - знай, мол наших!

Упражнение "Воля". Вы идете в метель и вьюгу. Ветер бьет в лицо, валит с ног... Погрузите себя в атмосферу обстоятельств: вызовите дрожь в теле, в губах, которые, не переставая дрожать, издают тянущийся, дрожащий звук ВВВВВВВВВВВВВВВВВВ... Начинайте действовать, призывая всю свою волю к преодолению препятствий.

Эй, ветрило-ветродуй,

Ветродуй, в лицо

Валишь с ног и в дрожь

вгоняешь,

Воешь, свищешь

и пугаешь?.. Не возьмешь!

Я волевой.

В страх не ввергнешь,

Вой не вой!..

Вьюга вдруг взвилась и взвыла,

Вьюга вспять поворотила!

Верх взять воля помогла.

Воля все превозмогла.

Воспитывайте волю!

Сохраняйте дрожащее "ВВВ" в стихах: удваивайте и утраивайте согласный "в", дрожа от холода, когда разговариваете с Ветром.

Русская речь требует хорошо натренированного языка, потому что двенадцать согласных в нашей речи образуются при движении кончика или передней части языка по направлению к верхним зубам или передней части твердого нёба: Д, Т, Н, Ц, Ч, 3, С, Ж, Ш, Щ, Л, Р.

Надо натренировать хорошую вибрацию кончика языка, чтобы сонорный согласный Р не "проваливался" в слове среди звучания других согласных и гласных. И хотя в русской речи Р менее раскатистый, чем, допустим, в испанском языке, но он должен звучать определенно, не искажать смысла слова.

Упражнение "Переполох". Передайте услышанный вами грачиный крик:

ГРАбят, БРАтцы!

Где же стРАжа?

ЧтоуКРАли?

Два пеРА,

БезобРазие! С утРА...

ВыуКРАли?

МынебРАли. -

КРАли! Это я

Грачиный крик

Перевел На наш язык.

(А.Шибаев)

Упражнение "Чудо-песенка". Весна. Ранним утром спускаетесь к реке, чудо-песенкой радостно приветствуете пробуждающуюся

Тю-рп-рюшеньки! Рю-ре!

Трю-рю-рюрь!

Привет заре!

Трю-рю-рюрь!

Привет апрелю,

И реке, и птичьим трелям,

И березкам, и рябине,

Что стоят, как на картине.

Те-ре! Ерь-Ерь! Трю-рю-рю!

Песней встретил я зарю.

Тю-рю-рюшеньки! Рю-ря!

Прелесть песенка моя!

Незамысловатая,

Даже глуповатая.

Ну и что ж!

Зато язык

Мой вибрировать привык.

Если в самом деле вы действуете: приветствуете природу, делясь с нею радостным чувством удивления перед пробуждением жизни и внутренним взором видите объекты общения,-то Р зазвучит легко, свободно. Ведь и дыхание, и звук Р включается в активное действие.

Полезно создавать различные игровые ситуации, объединяя ряд упражнений единым содержанием. Упражнение "Чаепитие"*.

Действие 1-е: Раздуть угли в самоваре.

В миг раздуем уголек.

Нам поможет в том сапог: Ф!Ф!Ф!Ф!Ф! (третий вид в-дыхания - воздух "рывками

Действие 2-е: В самоваре закипела вода. выталкивается").

Самовар наш закипел

И по-своему запел: ПШШШ! ПШШШ! ПШШШ!

Действие 3-е: Заварка чая.

В чайник чай. И кипятком!

Льется струйка шепотком: ШШШШШШШ!

Действие 4-е: Приглашение к столу.

Приходите дяди, приходите тети,

Если чай вы любите, если чай вы пьете! Самовар зовет пить чай:

Чай горячий наливайте

Чай душистый попивайте! (грудной регистр)

Чайник зовет пить чай:

Чай горячий наливайте.

Чай душистый попивайте! (в среднем регистре)

Чашки приглашают пить чай:

Чай горячий наливайте.

Чай душистый попивайте! (в головном регистре)

Действие 5-е: Наливается чай в чашки.

В чашку крепкий чай... И вот-

Из-под крана струйка льет: ССССССССССССССССССС (первый вид выдыхания).

Действие 6-е: Кладется сахар в чашки.

Кпту-кпто-кпта - положила три куска.

Кпты-кптэ-кпти - положила тоже три.

Действие 7-е: Размешивается сахар.

Ложечка желобоковыгибистая!

Желобоковыгибистая ложечка!

Размешаем сахар в чае: чаи! чаи! чаи! чаи!

Действие 8-е: Приступили к чаепитию.

Пить люблю из чашки чай.

Ой! Горячий! Ай-ай-ай!

Нет такой нельзя нам пить.

Надо малость остудить: ФФФФФ! Ф! Ф! ФФФФФ! Ф! Ф!

(первый, второй, третий виды выдыхания).

Действие 9-е: Ведется застольная беседа.

Водовоз вез воду из-под водопровода.

Водовоз вез воду из-под водопровода?

Из-под водопровода водовоз вез воду.

Чудо-водица!

Пьешь-пьешь-не напиться!

Действие 10-е: Конец чаепития.

Самовар опустел и на одном выдыхании, ровно, мерно, выпуская воздух говорит:

В другой раз гостите.

Чай пить приходите.

А сегодня не обессудьте! Ффффсссссссё...

Небрежнос ТС; вместо Д-ДЗ:

ТдЗе растСяпа, да тСетСеря -

Там не прибыль, а потСеря".

Не смотри, как рот дЗерет, а

Смотри, как дЗело идЗет".

Отчего происходит этот недостаток в звучании мягких согласных Т-Д?

Известно, что при произнесении согласных Д-Т язык, передней своей частью плотно прижатый к альвеолам верхних зубов, под сильным давлением воздушной струи отскакивает от них и опускается вниз, за нижние резцы. При мягком звучании ТЬ-ДЬ происходит больший подъем средней части спинки языка. При изменении позиции языка важно сохранить плотную смычку кончика языка с альвеолами. При малейшей щели между языком и альвеолами ТЬ-ДЬ становятся "тсякающими" и "дзякающими".

Произнося "Дь-дь-дь-дь", попробуйте слегка двигать кончиком языка вверх и вниз по резцам (как бы "протирая их"). К согласному "Д" сразу же прибавляется призвук "3". Значит, для избавления от этого недостатка надо добиться того, чтобы кончик языка не скользил (образуя щель, в которую выходит воздух, порождая свистящие звуки 3-С), а плотно прилегая к верхним альвеолам, мгновенно отскакивал от верхних зубов, "взрывая" мягкие согласные Д-Т. Какие приспособления, ассоциации помогают излечивать этот недостаток? Их много.

Упражнение "Ток". Представьте, что ваши верхние зубы на­электризованы. (Каким образом это случилось - фантазируйте.) Когда вы хотите прижать к ним кончик языка, то бьет, как током. Любопытно еще и еще проверить это ощущение, чтобы убедиться: существует ли оно?

Дя! - звук отскочил, вместе с быстро опущенной нижней че­люстью. Пробуйте еще раз. Осторожнее - ток!

А теперь чередуйте слоги: чистого звучания «Тю» с призвуком С - "ТСю".

Тсё-Тё! Тся-Тя! Тси.Ти! Дзю-Дю! Дзё-Дё! Дзя-Дя! Дзи-Ди!

Не торопитесь произносить слоги. Заинтересуйтесь тем, что делает ваш язык. Любопытно ведь прислушаться к звукам, которые изменяются при малейшем движении языка.

Слуховой анализатор и мышечная память - вот главные вра­чеватели недостатков речи. Надо поэтому чередовать верное и неверное произнесение. Понять и услышать разницу звучания. "Ученики должны не только знать, понимать неправильное, но и воспроизводить его. Это наиболее исчерпывающий прием изучения ошибок, - пишет К. С. Станиславский.-Ими надо уметь владеть. Правильное лучше оценивается, когда до конца охватываешь не только его, но и неправильное"".

Упражнение "Звоночки". 13 В одной руке звонок побольше, зво­нит он так: "дзинь-дзинь", а в другой - поменьше, звонит он выше и звонче, издавая такой звук: "динь-динь". Позванивая то в один, то в другой звоночек, сыграйте "Чижика".

ДзИнь-дзинь! ДзИнь-дзинь! ДИнь-дИнь-дИнь! ДзИнь-Дзинь-дзинь! Динь-динь-дИнь! ДИнь! ДИнь!

Затем, непрерывно звоня во второй звоночек, созывайте друзей: Динь-динь-динь-динь-динь-динь-динь-динь...

Упражнение "Утки". Окликаете, зовете торопливо ковыляющих по двору уток:

Ути, ути! Уть-уть-уть! Что спешите? Есть хотите?

К речке держите свой путь? Уть-уть-уть-уть-уть-уть-уть!

Здесь 19 раз повторяются мягкие «ТЬ и ДЬ». Тренируйте четкое их произнесение. Особенно хорошо тренируется верное - без "тсяканья" - произнесение ТЬ в междометиях - коротких, сокращенных названиях уток, которыми мы скликаем их. Звук направлен как бы "к себе" - воздух идет вверх. Отсутствие пауз между словами не позволяет воздуху просачиваться и выходить вне звука

Упражнение "Телефон" . Тсякать, дзякать не хочу И язык свой приучу Говорить без С и 3 Мягкий Т и мягкий Д "Смычку" крепче, да "поддаешь" И дефект свой убираешь. Телефоны подключили

Дяде Пете, Тете Моте.

Вмиг они заговорили.

День-деньской звонят-

Нет мочи!

Тетя Мотя дяде Пете:

Вы как прежде заходите,

Телевизор посмотрите.

Да чайку со мной попейте. -

Дядя Петя тете Моте:

Может, вы ко мне зайдете

Да как прежде посидите

И со мной поговорите.-

ДИиь-динь! ДИнь-динь! Тень-тень! ТЕнь!

Динькает он целый день...

Прежде в гости заходили.

Телефоны отучили.

Большим недостатком, снижающим благозвучие речи, является смягченное произношение согласных Ж, Ш, (жИзнь, жЯра, хороши, слышЮ...). Имеющим этот недостаток необходимо знать верную установку речевого аппарата и тренировать звуки в изолированном виде, в сочетании с другими согласными и, наконец, в текстах, взятых из литературы или специально сочиненных,

Речь вульгарная, когда

Мы смягчаем ЖЭ и IIIА:

ШИрь, Во ржИ. КожЯнка. НожИк.

ЖЕра. ШЯрик. ЖЯрко. ВжИк...

Нет! Звучать мы так не будем!

Никогда не позабудем:

В речи-твердые ЖЭ, ША.

"ЖЫзнь конеШНо хорошА.

ВаЖНо жЫзнью дорожЫть,

ВаЖНо жАдно жЫзнь прожЫть,

Ж ЖАЖДой жАркою творя,

Щедро жАр душЬ! даря! -

Не прижал язык к зубам,

Дал свободу и покой,

Сразу ясно слышно нам:

Стала речь совсем иной,

Благозвучно зазвучала,

Благородной-русской стала..

Буква, звук, фонетический знак.

Звук - это то, что мы слышим ; буква - это знак, которым мы изображаем звук. Буква не всегда изображает один и тот же звук. Например, буква б в словах был и столб передает разные звуки [Б] и [П]. С другой стороны, один и тот же звук иногда изображается разными буквами. Например, в словах его и нива буквы в и г передают один и тот же звук [В]. Для английского языка, в силу ряда исторических причин, расхождение между звуками и буквами особенно характерно. Посмотрите на алфавит . Вы увидите, что многие буквы передают несколько звуков.

Чтобы показать, как читаются английские буквы и слова, существует фонетическая транскрипция, т.е. система знаков, в которой каждый знак изображает только один звук. Например: в русских словах второй и фтор первый звук изображен разными буквами: в и ф . Но звук в обоих словах один и тот же: [Ф]. В английской фонетической транскрипции его изображают одни знаком [f]. Эта система знаков принята в словарях, с которыми вам придется в дальнейшем иметь дело. Знаки вы найдете . Фонетические знаки обычно заключаются в квадратные скобки.

Буквы и фонетические знаки вы будете изучать постепенно в первых трех уроках. К таблице обращайтесь постоянно для их изучения.

Англичане пользуются латинским шрифтом, но на письме некоторые буквы имеют своеобразное начертание. Постарайтесь с самого начала приучиться писать четко и разборчиво. При самостоятельном изучении языка вам придется самим исправлять свои ошибки по ключу. Если ваши записи будут неразборчивы, вы можете не заметить некоторых ошибок, особенно орфографических. Поэтому следует писать четко и, по возможности, красиво.

Буквы B, D, F, H, K, L, M, N, P, T, V, Z и обозначаемые ими звуки.

Запомните следующие буквы и обозначаемые ими звуки

Буква Обозначает
звук
Соответствующий
русскому
B b [b] [Б]
D d [d] [Д]
F f [f] [Ф]
K k [k] [К]
M m [m] [М]
N n [n] [Н]
P p [p] [П]
T t [t] [Т]
V v [v] [В]
Z z [z] [З]

H h обозначает звук [h], который близок русскому [Х], но значительно слабее его и представляет собой простой выдох.

L l обозначает звук [l], который несколько мягче, чем русский звук [Л].

Эти буквы и звуки не представляют собой трудности, так как в русском языке есть похожие на них звуки. Обращаем ваше внимание лишь на две последние буквы.

Произнесите звуки, обозначаемые буквами:

B, D, F, H, K, L, M, N, P, T, V, Z; v, z, t, p, n, m, l, h, f, b, d

Типы слогов. Долгие и краткие гласные звуки.

В английском языке, как и в русском, есть открытые и закрытые слоги. Закрытым называется слог, кончающийся согласным звуком: "так", "вал". Открытым называется слог, кончающийся гласным звуком "па", "ро". В английском языке к открытым слогам условно причисляются также слоги, кончающиеся гласной буквой e , которая не читается. Эта "немая" буква лишь показывает, что слог нужно условно считать открытым. Это обстоятельство важно помнить потому, что чтение английских гланых букв зависит от типа слога, в который они входят. В закрытых слогах гласные обычно изображают кратких звук, а в открытых - долгий. Долгие звуки совпадают с названием данной буквы в алфавите (Второй столбец).

Долгота звуков имеет в английском языке гораздо большее значение, чем в русском. По-русски мы можем сказать кратко Пить! или Пи-ить! От этого измениться лишь оттенок высказывания, но не смысл самого слова пить . По-английски долгота звука меняет смысл слова.

Буквосочетание ee предает звук .

Упражнение

Прочтите вслух слоги:

Конечные согласные

Основное правило произношения английских согласных звуков в конце слова состоит в том, что звонкие согласные должны оставаться звонкими . По-русски мы превращаем их в конце слов в глухие. Так, мы пишем холод , а говорим [ХОЛОТ], пишем без слов , говорим [БЕССЛОВ]. По английски этого делать нельзя. Например, если вы вместо led прочтете let , то у вас вместо руководил получиться позволил .

Поэтому все конечные звонкие согласные надо произносить звонко, не заменяя их глухими.

Упражнение

1. Прочтите в слух слоги с буквой Е, е, обозначающей звуки или [e] :

2. Прочтите слоги с гласным звуком [e], тщательно следя за произношением конечного согласного звука:

Гласная буква А, а.

Буква А, а имеет два чтения в закрытых слогах и в открытых.

Звук представляет собой нечто между русским [А] и [Э]. Откройте рот так, как будто вы приготовились сказать [А], но произнесите [Э]. У вас получится звук : man , pan , fan .

Звук представляет собой дифтонг, т.е. сочетание двух гласных звуков, произнесенных слитно. Он похож на русское [ЭЙ] с ударением на первом элементе: [Эй]. Встречается в открытых слогах, т.е. в слогах, кончающихся гласной буквой, включая "немое" е: take , pale

Упражнение

Прочитайте вслух слоги:

Ударение в слове. Звук .

В английских словах ударение может падать на любой слог слова, но чаще всего ударным бывает первый слог. Приставки обычно являются безударными. В фонетической транскрипции ударение обозначается знаком [" ] пред ударным слогом.

В многосложных словах могут быть два ударения - основное и дополнительное (второстепенное). Это второстепенное, более слабое ударение обозначается тем же знаком, но внизу: [, ]. Например: mathematics [,mxTi"mxtiks ] математика .

В безударных слогах часто слышится неопределенный гласный звук . Он встречается и в русском языке. Произнесите бегло предложение: Возьми карту со стены в моей комнате .

В слове комнате букву а вы произнесите как неясный, неопределенный звук. Такой же звук получится у вас в предлоге со . Это и есть звук , встречающийся в неударных слогах.

Упражнение

Прочтите следующие имена.

l: непроизносимое l чаще всего пишется после i (чередование il/ill, во многих из этих слов l может звучать): babil (babiller), baril (barillet), chenil, coutil, courtil, fénil, fournil, grésil (grésiller), gril (griller), nombril, outil (outillage), persil, sourcil (sourciller), terril, gentil (gentille), fusil (fusiller) (во многих из этих слов -il - непродуктивный суффикс); soûl (soûlard), cul, acul (culotte);

ls: pouls (pulsation);
p: camp, champ, drap (draperie), galop (galoper), loup, coup, sparadrap, trop. Исключение: sirop - siroter (но: sirupeux), loup - louve;
ps: corps, temps;
pt: exempt (exempter), prompt (promptitude), il rompt (rompre); r: непроизносимое r может быть только после е (ouvrier ouvrière, инфинитивы: aimer). NB: monsieur;
rs: volontiers, gars; собственные имена: Poitiers;
S: непроизносимое s пишется в качестве флексии имен (livre livres, bon - bons), глаголов je prends, je pris, je prenais и т. д. S пишется во многих собственных именах и географических названиях: Colas, Denis, Paris. Немое s на конце основы сло¬ва чередуется с [s] - ss или [z] - s: tapis - tapisserie, ras - rase.
-as: во многих словах -as является суффиксом, выделение ко-торого трудно из-за его непродуктивности и нечеткости значения. Чаще всего имеет собирательное значение с увеличительным или пежоративным оттенком: coutelas, cadenas, plâtras, galimatias. Из беспроверочных написаний отметим: ananas (s может звучать), canevas, chas, lilas, taffetas;
is: этот слог может выступать в качестве малопродуктивного суффикса существительных с собирательным значением или зна-чением действия (нередко с пежоративным оттенком): gazouillis, ramassis (от gazouiller, ramasser) и т. д.;
-os: слова на -os поддаются проверке: dos - s"adosser, repos - se reposer и т. д. Из беспроверочных написаний отметим héros, chaos;
-ais: harnais (harnacher), jais, laquais, marais, palais, relais, frais (fraîche), mais, jamais и др., a также слова с суффиксом -ais -aise: polonais;
-ois: anchois, carquois, chamois, fois, minois, mois (mensuel), pois, empois (empeser), patois, putois, trois (troisième) и др., a также слова с суффиксом -ois (-oise): chinois;
-ous: sous (sous-entendre), absous, remous;

Us: abus, refus, jus, pus, talus, plus (plusieurs), sus (предлог), dessus и др.;
-ns: guet-apens, suspens (suspensif), dans, sans, encens;
-rs: épars, jars; ailleurs, plusieurs, (a) lors, hors, tors; recors, mors; cours, débours, (à) rebours, toujours (tous - jours), velours.
Глагольные формы: jе pars, je meurs, je sers и др.
Исключения из морфологического принципа в написании немого s (в производных словах вместо s появляются d, t, с): s - d: suspens - suspendre, mors - mordre (но: remords), tors tordre;
s - t: absous - absoute, dissous - dissoute (dissoudre), chaos - chaotique, jus, verjus - juteux, verjuter, rachis - rachitique; sursis - sursitaire, talus - taluter, velours - velouteux, palais -palatin;
s -с: tiers - tierce, gars -garçon;
s - ch: frais - fraîche, harnais - harnacher, marais - maraîcher;
s - нуль: relais - relayer, repas - repaître, héros - héroïque; st: в глагольной форме il est;
t после s - самая частая из непроизносимых немых букв, в большинстве случаев выявляется морфологически: chat chatte, cadet - cadette, départ - partir, profit - profiter, sot - sotte, pot - poterie, cent - centième. Однако существуют слова, где конечное t не поддается проверке: acabit, répit, verrat и др. Исключения из морфологического принципа:
t - s: appétit - appétissant, canut - canuse, intérêt - intéresser, dépôt - déposer; chant - chanson (но: chanter);
t - c: méchant - méchanceté (но: méchante); plant-plançon (нo: planter); fort -force (но: forte), effort, renfort - s"efforcer, renforcer; sort - sorcier (но: sortilège);
t - et: contrat - contractuel; effet - effectif; objet, sujet - objectif, subjectif; conflit - conflictuel, délit - délictueux, edit- edicter. NB: t - ill: habit - habiller;
t пишется в ряде глагольных форм. Непроизносимое t пишется в суффиксах -at, -et, -ot (secrétariat, maigrelet, vieillot).
ts: puits, rets, mets, формы от mettre: je, tu mets; x: этимологически или традиционно пишется на конце ряда слов после i, и: dix , six , crucifix, perdrix, prix, faix, paix; choix,

croix, noix, poix, voix; chaux, faux "ложный’, faux "коса’, taux; deux, preux; courroux, doux, époux, houx, jaloux, roux, saindoux, toux, flux (afflux, reflux); x чередуется с s: paix - paisible; с ss: poix - poisseux; с с: doux - douce. При словообразовании x сохраняется только в числительных: deuxième, sixième, dixième и произносится в crucifixion, fluxion.
По традиции х пишется после и в суффиксе прилагательных -еux: (т. е. во всех прилагательных, кроме feu, bleu, hebreu), во мн. числе существительных, в глагольных формах (Je veux);
z: raz dе marée, assez, chez, rez-de-chaussée, nez, lez (уст. пред¬лог), riz, a также глагольные формы: vous parlez. В окончании -ez z пишется вопреки этимологии, для передачи закрытого произношения [е].

> Согласные звуки

Если струя воздуха вынуждена преодолевать тем или иным способом то или иное препятствие, произносится согла´сный звук .

Система согласных называется консонанти´змом (от лат. соnsоnаns - «согласный звук»). В русском языке 36 согласных звуков.

Артикуляционная характеристика согласных включает в себя следующие признаки: соотношение голоса и шума, место образования, способ образования, палатализованность.

При образовании согласных голосовые связки могут иметь два основных положения и производить два вида работ: 1) голосовые связки могут быть натянутыми, и в этом случае они дрожат, вибрируют в потоке выдыхаемого воздуха и тем самым создают голос (музыкальный тон); 2) голосовые связки могут быть расслаблены, и в этом случае они свободно (как при обычном, неречевом дыхании) пропускают воздух в имеющуюся щель, не создавая никакого звучания.

В зависимости от этих двух положений голосовых связок все согласные делятся на звонкие и глухие: зво´нкие согла´сные образуются с участием голосовых связок (при наличии голоса), глухи´е - без участия голосовых связок (без голоса).

Преодоление препятствия всегда создаёт шум. Поэтому согласные состоят не только из голоса, но и из шума, а некоторые только из шума. Если согласный состоит только из шума, это глухо´й шу´мный согла ´сный (парные: [п], [ф], [к], [т], [с], [ш] - и внепарные: [ч], [ц], [ш’], [х]). Если согласный состоит из шума и тона, но шум преобладает, это зво´нкий шу´мный согла´сный (парные: [б], [в], [г], [д], [з], [ж]). Если преобладает тон над шумом, это соно´ рный согла´ сный (все внепарные звонкие: [j], [л], [м], [н], [р]).

При образовании согласных нёбная занавеска может быть в двух положениях: 1) приподнята и прижата к задней стенке зева; 2) опущена. В первом случае нёбная занавеска закрывает, а во втором - открывает проход для воздуха в носовую полость, в результате чего образуются соответственно ротовые (или чистые ), и носовые (или назальные , от лат. nasalis - «носовой»). Носовых согласных в русском языке только четыре: [м], [м"], [н], [н"]; остальные 32 звука чистые.

Все носовые только звонкие (сонорные ). Это обусловлено самим механизмом образования носовых звуков: носовая полость при образовании звуков является резонатором, и только резонатором. Но всякий резонатор, как вторичный источник звучания, может работать только в том случае, если работает и какой-либо первичный источник звука, в данном случае голосовые связки; без голосовых связок (соответственно - без голоса) носовых звуков образовать нельзя: в лучшем случае возникнет лишь шорох усиленного дыхания через нос. Поэтому носовые сонорные не оглушаются даже в наиболее слабой позиции - на конце слов после глухих: песнь, ритм .

Характеристика согласных по месту их образования - это характеристика и классификация звуков по органам произношения, прежде всего активным. Активные органы произношения - язык и губы, пассивные - зубы и нёбо в разных его участках.

По активным органам произношения согласные делятся прежде всего на две группы: 1) губны´е зву´ки (лабиа´льные ), образуемые работой губ, и 2) язычные звуки , образуемые работой языка. Каждая из этих групп делится на подгруппы: губные в зависимости от того, к какому другому органу, активному и пассивному - артикулирует нижняя губа; язычные - в зависимости от того, какой участок языка является центром звукообразования, а далее в зависимости от пассивного органа, по отношению к которому артикулирует язык.

В соответствии с этим:

· губные делятся на две подгруппы: 1) губно-губны´е (двугу´бные , билабиа´льные ), образуемые работой обеих губ: [б], [б’], [п’], [п’], [м], [м’]; 2) губно-зубны´е (лабио-дента´льные ) , образуемые артикуляцией нижней губы к верхним зубам [в], [в’], [ф], [ф’] ;

· язычные делятся на три подгруппы:

1) переднеязы´чные , образуемые передней частью языка, которые в свою очередь делятся ещё на подгруппы по пассивному органу:

а) переднеязы´чные зубны´е (передняя часть языка артикулирует к зубам): [д], [д’], [т], [т’], [з], [з’], [с], [с’], [н], [н’], [л], [л’], [ц];

б) переднеязы´чные нёбные (передняя часть языка артикулирует к передней части нёба): [ж], [ш], [ш’], [ч’], [р], [р’];

2) среднеязы´чные (по пассивному органу - средненёбные: средняя часть языка артикулирует к средней части нёба): [j];

3) заднеязы´чные (задненёбные: задняя часть языка артикулирует к задней части нёба; мягкие звуки значительно смещаются в зону средней части нёба): [г], [г’], [к], [к’], [х ], [х’].

Способы образования согласных определяются по характеру преград или препятствий, создаваемых органами произношения в полости рта при образовании соответствующих звуков.

Различаются следующие виды преград:

1) смычка органов произношения: органы произношения (два активных или активный и пассивный) плотно смыкаются, образуя смычку, которая при образовании звука разрывается потоком воздуха, в результате чего и образуется шум (шум взрыва), например, при образовании звуков [б], [т];

2) щель (между органами произношения): органы произношения, активный и пассивный, сближаются так, что между ними образуется узкая щель, через которую и протекает выдыхаемый воздух, в результате чего образуется шум трения, например, при образовании звуков [з], [с];

3) смычка с последующей щелью: органы произношения сначала смыкаются, а затем расходятся. В результате образуются сли´тные зву´ки , или аффрика´ты (от лат. affricate - «образованный трением», «притёртый»). В русском языке при этом образуется смычка только как при звуке [т], а последующая щель - как при образовании звуков [с] или [ш]. В русском языке только два «слитных» звука: [ц], [ч’];

4) смычка с одновременным проходом для воздуха в каком-либо другом участке речеобразующего аппарата. В современном русском языке фактически при этом образуется смычка как при образовании звуков [б] и [д], а свободным остаётся проход для воздуха или через нос (образуются носовые звуки: [м], [м’], [н], [н’]), или по бокам языка (образуются звуки [л], [л’]);

5) вибрация, дрожание органа произношения в потоке воздуха (для простоты это можно представить, с некоторым огрублением, как неоднократную смену смычки и щели, смыкания и размыкания органов произношения). Фактически в русском языке это осуществляется только вибрацией передней части языка, артикулирующей к передней части нёба, и в результате образуется только два звука [р], [р’].

В соответствии с этим согласные звуки в русском языке по способу образования делятся на пять групп:

1) смычно-взрывные : [б], [б’], [п], [п’], [д], [д’], [т], [т’], [г], [г’], [к], [к’];

2) щелевые (или фрикативные , от лат. fricatio «тереть»): [в], [в"], [ф], [ф’], [з], [з’], [с], [с’], [х], [х’], [ж], [ш], [ш’], [j];

3) смычно-щелевые (слитные, аффрикаты): [ц], [ч’];

4) смычно-проходные (или плавные ): [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’];

5) дрожащие (вибранты ): [р], [р’].

Кроме основной артикуляции согласные звуки могут иметь дополнительную артикуляцию - так называемую палатализа´цию , когда среднепередняя часть языка поднимается к твёрдому нёбу, что вызывает изменение шума - смягчение. Все согласные по твёрдости/мягкости делятся на парные и внепарные. Внепарными являются звуки [ж], [ш], [ш’], [ц], [ч’], [j].

Произношение согласных звуков связано с такими фонетическими процессами, как озвончение, оглушение, смягчение, уподобление (ассимиляция) и расподобление (диссимиляция), происходящими с согласными в слабой позиции.

В речевом потоке согласные звуки, парные по звонкости-глухости, изменяются в своём качестве в зависимости от положения в слове. Изменения согласных, парных по звонкости-глухости, объясняются действием регрессивной ассимиляции.

Си´льной пози´цией согла´сных по зво´нкости-глу´хости считается положение согласного а) перед гласным, например: дача, темп, обижен , б) перед сонорным, например: клубный, злоба, песня , в) перед согласными [в] и [в’], например: твой, зверский, дворец . Все остальные позиции являются для согласных сла´быми по зво´нкости-глу´хости .

В слабой позиции по звонкости-глухости в области согласных могут происходить следующие фонетические процессы:

1) оглушение, при котором:

а) все звонкие согласные (кроме сонорных) на конце слова произносятся как парные им глухие, например: снег [с’н’эк], прорубь [про´руп’], жердь [жэрт’];

б) два конечных звонких переходят в соответствующие глухие, например: проезд [прΛj’э´ст], дрозд [дрост], изб [исп];

в) звонкие согласные внутри слова перед глухими оглушаются, например: вязкость [в’а´скъс’т’], ложка [ло´шкъ], пробежка [прΛб’э´шкъ];

2) озвончение, при котором все глухие согласные перед звонкими (кроме [в] и [в’]) произносятся как парные им звонкие, например: просьба [про´з’бъ], сделанный [з’д’э´лъныj’], к жене [гжы э н’э´].

Оглушение конечных звонких согласных не зависит от качества начального звука следующего слова и происходит в потоке речи перед всеми согласными и гласными.

Си´льной пои´зицией соглаи´сных по твёрдости-мя´гкости считается положение согласного а) на конце слова, например: пыль, кров, тетрадь , б) перед гласным, например: мясной, излучать, хорошо. Все остальные позиции являются для согласных сла´быми по твёрдости-мя´гкости .

В слабой позиции по твёрдости-мягкости в области согласных может происходить смягчение, например: гвоздик, примоститься , поместье. Смягчение твёрдых согласных зависит от различных условий: какие это согласные, перед какими мягкими согласными находятся, в какой части слова имеется сочетание согласных. В русском языке существуют следующие правила смягчения согласных:

1) внутри слова перед звуком [j] все согласные кроме [ж], [ш], смягчаются, например: вьюга [в’j’у´гъ], судья [суд’j’а´];

2) зубные согласные [з], [с], [д], [т] перед мягкими зубными и губными могут произноситься мягко: груздь [грус’т’], затмить [зΛт’м’ит’];

3) согласный [н] перед мягкими [д], [т], [н] (реже перед [з] и [с]), а также перед [ч], [ш’] произносится мягко, например: кантик [ка´н’т’ик], бандит [бΛн’д’и´т], пенсионер [п’ьн’с’иΛн’э´р];

4) префикс или предлог С , а также конечные согласные префиксов на З и созвучных с ними предлогов перед мягкими зубными и разделительным Ъ произносятся мягко, например: смял [с’м’], с него [с’н’], бездельник [з’д’], без дела [з’д’], изделия [з’д’], из дела [з’д’].

5) префикс или предлог В перед мягкими губными может произноситься мягко, например: в песне [ф’п’], вперёд [ф’п’], в низине [в’н’];

6) губные перед задненёбными не смягчаются, например: ставки [вк’], ломки [мк’], цепкий [пк’];

7) конечные согласные [т], [д], [б] в префиксах перед мягкими губными и разделительным Ъ не смягчаются, например: отъезд [тj’э´], объявление [бj’Λ], отпил [тп’];

8) согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а также перед [ч] и [ш’] произносится твёрдо, например: артель [рт’], фонарщик [рш’], кормить [рм’].

При произношении слов некоторые морфемы (обычно корни) в определённых сочетаниях с другими морфемами утрачивают тот или иной звук, т.е. происходит выпадение звука (упрощение групп согласных). Вследствие этого в написаниях слов оказываются буквы, лишённые звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. К числу непроизносимых согласных относятся:

1) т - в сочетаниях стн (например: костный [сн]), стл (например: счастливый [сл’]), нтск - ндск (например: гигантский [нск’], голландский [нск’]), стск (например: марксистский [с ц к’]);

2) д - в сочетаниях здн (например: праздник [з’н’]), рдц (например: сердце [рц]);

3) в - в сочетаниях вств (например: чувствовать [ств]), лвств (например: безмолвствовать [лств]);

4) л - в сочетании лнц (например: солнце [нц]).

О произношении слогов с другими сочетаниями согласных см. в разделе «Орфоэпия ».

сгенерировано за 0.022193908691406 сек.

Диссимиляция придыхательных согласных

Следы дигаммы

Переход начальной сигмы перед гласными в густое придыхание

Выпадение сигмы

Взаимодействие сонорных звуков с другими звуками

Взаимодействие взрывных звуков с другими

Йота в сочетании с согласными

Перестановка количества

Сокращение долгого гласного

Чередование гласных

Заменительное растяжение гласных

Удлинение гласных

Слияние гласных звуков.

Фонетические процессы в древнегреческом языке.

В некоторых словах I склонения гласный основы сливается с предшествующим ему гласным звуком, поэтому на конечном долгом слоге всегда бывает облегченное ударение. Слияние гласных происходит и в некоторых словах II склонения.

Таблица определения слившихся слогов

α = α + α, ε, η = ε + α = ο + α
= α + ᾳ, ει, ῃ
αι = α + αι, ει, ι = ε + αι = ο + αι
ει = = ε + ε, ει, ι
η = = ε + α, η
= = ε + αι, ῃ
οι = = ε + οι = ο + ει, ι, οι, ῃ
ου = = ε + ο, ου = ο + ε, ο, ου
ω = α + ο, ου, ω = ε + ω = ο + α, η, ω
= α + οι, ῳ = ε + ῳ = ο + ῃ, ῳ
ᾰ - ᾱ, η ε - η ο - ω ῐ - ῑ ῠ - ῡ
αι - ᾳ, ῃ ει - ῃ οι - ῳ αυ - αυ, ηυ ευ - ηυ
ᾰ - ᾱ, η ε - ει ο - ου ῐ - ῑ ῠ - ῡ

Красис (смешение) происходит при артикле, союзе ϰαί и приставке προ, причем йота второго из сливающихся элементов становится подписной: τὸ ὄνομα = τοὔνομα, ὁ ἄνϑρωπος = ἅνϑρωπος, ϰαλὸς ϰαὶ ἀγαϑός = ϰαλὸς ϰἀγαϑός, ϰαὶ εἶτα = ϰᾆτα, προέλεγον = προύλεγον.



Элизия отпадение конечного гласного происходит не только на стыке приставки и корня или его приращения, но и при встрече слов, из которых одно оканчивается на гласный, а другое с гласного же нечинается, причем взрывной согласный перед гласным с густым придыханием становится придыхательным: ἀντ" ἐϰείνου = ἀντὶ ἐϰείνου, εἰμ" ἄνϑρωπος = εἰμὶ ἄνϑρωπος, ϰαϑ" ἡμέραν = ϰατὰ ἡμέραν. Элизия обозначается апострофом.

ναῦς гомер. νηῦς корабль, Ζεύς гомеровский acc. Ζῆνα.

βασιλέως из βασιλῆος басилей, πόλεως из πόληος город.

Выпадение ν перед ς .

σύνταξις построение , ἔμπειρος εν опытный , ἐγγύς вблизи , συγϰαλέω συν созывать, συνχέω συν сливать, συλλέγω συν собирать, ἐμμένω ἐν оставаться , συῤῥέω συν стекаться , δελϕίς - δελϕίνος дельфин .

Выпадение λ перед ν и удвоение λ (λν - λλ) : ὄλλυμι из ὄλνυμι губить .

Выпадение ντ перед σ

γίγας - γίγαντος гигант, ὀδούς - ὀδόντος зуб, χαρίεις - χαρίεντος приятный, δειϰνύς - δειϰνύντος показывающий.

  • перед другой сигмой: γένεσι из γένεσσι от γένος род
  • между гласными: γένη из γένεσα от γένος род
  • между согласными: γέγραϕϑε из γέγραϕσϑε от γράϕω писать.

ἵστημι из σίστημι ставить, ἑπτά из σεπτά семь.

βασιλέως из βασιλῆϜος от βασιλεύς басилей; βοός из βοϜός от βοῦς бык; νηός из ναϜός от ναῦς корабль; νέος из νέϜος новый, молодой; οἶϰος из Ϝοῖϰος дом; πλέω из πλέϜω плыть будущ. πλεύσομαι.

Приставное ν - ἐϕελϰυστιϰόν находится после окончаний σι и в форме 3-го л. ед. числа на ε перед гласным следующего слова, в конце предложения и вообще перед знаками препинания: ἔλυεν, λύουσιν, εἰσίν, ἐστίν, πᾶσιν, Ἀϑήνησιν, εἴϰοσιν, παντάπασιν.

Конечная сигма в некоторых словах перед начальными согласными следующего слова опускается: οὕτως так , ἄχρις и μέχρις вплоть, пока .

В предлоге ἐξ из ξ перед согласными переходит в ϰ.

В отрицании οὐ

Вверх