Задачи медицинской психологии. Развитие медицинской психологии, ее предмет, задачи и методы

Психическое здоровье выступает одной из необходимых составляющих социального благополучия личности, уровня его физического комфорта и трудоспособности. Несмотря на огромные усилия, прилагаемые к развитию и совершенствованию системы здравоохранения, за последнее столетий в мировых странах многократно выросла распространенность психических расстройств.

Подходы к дефиниции медицинской психологии

В сложившейся ситуации особую актуальность приобретает развитие медицинской (клинической) психологии - научной области, призванной решить наиболее сложные проблемы современности. Специфика статуса научного направления заключается в его междисциплинарном характере, позиции на стыке медицинских и психологических знаний и практик. Выступая самостоятельной научной областью, медицинская психология не утрачивает связей ни с медициной, ни с психологией.

Определение 1

На современном этапе своего развития медицинская психология представляет собой самостоятельный раздел медицинских знаний, который включает психологические проблемы, возникающие у людей на различных этапах развития заболеваний в различных условиях обращения за медицинской помощью.

В центре внимания науки – психология больного, психологическое состояние личности, которое имеет решающее значение в возникновении заболевания, обуславливает особенности его течения, определяет развитие и успех лечения.

Задачи медицинской психологии

В процессе оказания медицинской и психологической помощи медицинская психология направлена на решение ряда актуальных задач, включая психологический анализ природы заболеваний, в частности нервно-психических, исследование психических болезней; изучение всего диапазона пагубных и благотворных влияний на личность.

Определение 2

Предметом научной области выступает исследование многообразных проявлений психики больного, их влияние на болезнь и здоровье, обеспечение оптимальных условий, психологически целебных влияний.

Медицинская психология призвана оптимизировать контакты между пациентом и врачом, способствовать быстрейшему и полному выздоровлению, предупреждению возникновению заболеваний.

Общая и частная медицинская психология

Медицинская психология может быть условно разграничена на общую и частную.

Определение 3

В центре внимания общей – основные закономерности психических состояний больного (выработка критериев болезненной, частично измененной и нормальной психики), психология медицинского работника, психология повседневного взаимодействия пациента и врача, психология атмосферы лечебных организаций.

Определение 4

Частная клиническая психология исследует ведущие аспекты профессиональной деятельности медицинского работника в процессе его взаимодействия с конкретным пациентом при определенных заболеваниях.

Болезнь как базовая категория медицинской психологии

Любое заболевание выступает патологическим состоянием не отдельных органов, но всего организма в целом, соответственно, и лечение должно носить комплексный характер.

В современной медицине патологические состояния условно подразделяются на:

  • внутренние (соматические), при которых патологические трансформации осуществляются в системах и органах человеческого тела;
  • нервные заболевания. Патологические состояния данного типа чаще всего носят системный характер;
  • психические болезни, сущность которых заключается в расстройстве специфически субъективных, идеальных, рассудочных форм человеческой деятельности. Патологии данного вида находят свое отражение в изменениях продуктивности, результативности целенаправленной деятельности, изменениях последовательности, полноты и адекватности психомоторики, пантомимической выразительности, неадекватности оценок окружающих и пр.

Вне зависимости от характера заболевания, патологическое состояние приводит к изменениям психики личности. Снижение негативных переживаний, стрессовых состояний вследствие психических изменений выступает одной из наиболее актуальных задач медицинской психологии.

Таким образом, клиническая психология выступает одним из перспективных научных направлений, позволяющих оптимизировать психологическое состояние больного человека, способствующих быстрейшему и полному выздоровлению личности.

Основными задачами медицины являются: поддержание здоро­вой жизни человека, профилактика, лечение болезней и облегче­ние страданий пациентов.

Умения, навыки и практический опыт медика, и в том числе, фельдшера, медицинской сестры, в большинстве случаев позволяют им успешно справляться со своими профессиональными обязанностями.

Однако работа с пациентом заключается не только в лечении физических недугов, но и в умении разобраться в психологии пациента, особенно в тех отклонениях в психической деятельности, которые появляются как первичные заболевания (психические болезни), возникают под влиянием болезней тела (соматогенные психические расстройства) или, наоборот, провоцируют последние (психосоматические болезни). Медицина представляет собой профессию, в которой отношения строятся на уровне человек - человек. Понимание психологических основ этих отношений и дает медицинская психология.

Медицинская психология – раздел общей психологии, изучающий психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. В область исследования медицинской психологии входит:

а) широкий комплекс психологических закономерностей, связанных с возникновением и течением болезней;

б) влияние тех или иных заболеваний на психику человека;

в) обеспечение оптимальной системы оздоровительных воздействий;

г) характером отношений больного человека с микросоциальным окружением.

Медицинская психология является пропидевтикой (предварительный круг знаний о чем-нибудь) по всем клиническим дисциплинам; способствует не только улучшению необходимых контактов с больными, быстрейшему и наиболее полному выздоровлению, но и предупреждению болезней и охране здоровья. Условно медицинскую психологию подразделяют на общую и частную :

Общая медицинская психология изучае т следующее:

Основные закономерности психологии больного человека, психологии медицинского работника, психологии повседневного общения больного и медицинского работника, психологической атмосферы лечебных учреждений;

Учение о психосоматических и соматических взаимовлияниях;

Медицинскую деонтологию, вопросы врачебного долга, этики, тайны;

Психогигиену, объединяющую такие разделы медицинской психологии, как психогигиена семьи, брака, психогигиена лиц в кризисные периоды жизни, психогигиена обучения и воспитания ит.д.;

Психопрофилактику, предупреждение расстройств психической деятельности;



Психотерапию, как метод воздействия на психику больного, обеспечивающую устранение болезненных расстройств у больного;

Частная медицинская психология раскрывает ведущие аспекты врачебной этики при общении с конкретным больным и при определенных формах болезней. Главное внимание при этом обращается на:

Особенности психологии больного с пограничными формами нервно-психических расстройств;

Психологию больных на этапах подготовки, проведения хирургических вмешательств и послеоперационном периоде;

Особенности психологии больных, страдающих различными заболеваниями;

Психологию больных с дефектами органов и систем;

Медико-психологический аспект трудовой, военной и судебной экспертиз.

Кроме этих разделов медицинская психология включает в себя еще:

Нейропсихологию, которая изучает нарушения высших психических функций при локальных поражениях головного мозга.

Патопсихологю, которая изучает нарушения психической деятельности у больных с психическими расстройствами (психические заболевания, психопатии, неврозы).

Психосоматическая медицина

В 1818 году немец. Врач Хайнрот высказал мнение, что телесные болезни могут иметь душевные причины. Он был тогда просто осмеян коллегами за идею, представлявшуюся ошибочной. А ведь еще Сократ 2400 лет назад заявил: «Нет телесной болезни отдельно от души», а Платон, ученик Сократа, жаловался: «При лечении совершают большую ошибку, допустив существование врачей для тела и врачей для души, ведь одно неотделимо от другого».

Волнение обычно сопровождается сердцебиением, представление о еде вызывает слюноотделение и т.д. Неоднократно описывалось душевное состояние воинов в ожидании боя. В этих условиях у солдат наблюдались различные соматические нарушения, выражавшиеся в учащении пульса и дыхания, чувство озноба или ощущения жара, позывы на мочеиспускание и др. Указанные проявления представлений и эмоций являются нормальными и естественными, если они обусловлены трудной ситуацией и исчезают с переменой обстановки. При болезненных состояниях изменения в организме, вызываемые представлениями и эмоциями, могут быть более выраженными и более длительными или же совершенно не соответствующими психическими воздействиям (неадекватными). По результатам исследований, человек с крайне низким проявлением эмоциональности и тяжелой реакцией на стрессовую ситуацию, порождающую чувство подавленности, угнетенности, безнадежности, склонен к раковым заболеваниям. Человек же склонный к ишемической болезни сердца в стрессовой ситуации демонстрирует чувство враждебности, агрессивности.



Психосоматическая патология – это своеобразный соматический резонанс психических процессов.

«Плачет мозг, а слезы в желудок, в сердце, в печень… » - так образно писал известный отечественный врач Р.А. Лурия. По данным отечественных и зарубежных авторов от 30 до 50% пациентов соматических клиник нуждаются лишь в коррекции психологического состояния. К числу истинных психосоматозов относят:


Бронхиальную астму;

Гипертоническую болезнь;

Ишемическую болезнь сердца;

Язвенную болезнь 12-перстной кишки;

Язвенный колит;

Нейродермит;

Неспецифический хронический полиартрит.


Болезненные нарушения, возникающие под влиянием психических факторов, называются психогениями .

Когда психические расстройства вызываются соматическими причинами - соматогениями . Психогенные расстройства со стороны сердечно-сосудистой системы могут выражаться в изменении частоты пульса (тахикардия и брадикардия), нарушение ритма сердечных сокращений, повышение или понижение кровяного давления, ослаблении сердечной деятельности, обмороках. Нарушения со стороны дыхания проявляются в виде кашля, одышки, удушья. Многообразны нарушения желудочно-кишечного тракта – тошнота, рвота, запоры, изменения двигательной и секреторной деятельности желудка. Со стороны мочевыделительной и половой системы может быть психогенная задержка мочеиспускания, различные проявления половой слабости у мужчин и половой холодности у женщин.

Выделяют три механизма психогенного возникновения заболеваний:

1 «срыв» высшей нервной деятельности;

2 влияние механизмов внушения и самовнушения;

3 условнорефлекторно закрепившиеся патологические реакции и состояния.

В заболевании могут играть роль одновременно два или три этих механизма. Причины психогенных заболеваний могут присоединиться к физическим, химическим, биологическим факторам в этиологии заболевания (причины возникновения болезни).

Одним из наиболее существенных в проблеме психосоматических зависимостей является вопрос о том, - чем определяется место соматического нарушения при психогенных заболеваниях.

Факторы, предрасполагающие к психогенным заболеваниям:

а) наследственность, прежде всего в смысле создания в организме слабого места или места наименьшего сопротивления, которое в условиях психогенного воздействия поражается, прежде всего;

б) результат жизненного опыта, включая травмы, инфекции и др. заболевания, приводящие к ослаблению соматической системы;

в) активная деятельность системы при психогенном напряжении.

Социопсихосоматика здоровья

Социопсихосоматика – направление мед. Психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение ряда соматических заболеваний в обществе. Условия жизнедеятельности населения не только напрямую воздействует на здоровье, но и стимулирует у людей стрессовые реакции, которые в свою очередь являются пусковым механизмом многих патологических процессов в организме. Научный анализ показал значение духовного неблагополучия людей как фактор риса заболеваний. Особенностью нашего времени являются факторы:

1. Бурный научно – технический прогресс.

2. Огромный лавинообразный поток информации.

3. Насыщенность человеческих отношений.

4. Ускоренный стремительный темп жизни.

5. Значительные изменения в экономической и политической жизни общества.

Все это приводит к психоэмоциональному перенапряжению человека, постоянному стрессу. Психоэмоциональные стрессы реализуют свое действие на организм, приводя в одних случаях к развитию таких психосоматических болезней как гипертоническая, язвенная болезни, сахарный диабет, бронхиальная астма, тиреотоксикоз, в других случаях – к развитию неврозов, неврозоподобных состояний, психических расстройств.

Неудовлетворенность жизнью, приводит к чрезвычайному стрессу, оказывающему повреждающее влияние на сердечно-сосудистую и иммунную системы. Чрезмерный стресс приводит к росту простудных болезней, гриппа, инфекционных заболеваний. Среди различных причин неудовлетворенности жизнью сильное негативное влияние на здоровье оказывает неудовлетворенность работой, жизненной перспективой, неопределенность будущего, - что способствует повышению в 2 раза частоты психических расстройств и телесных заболеваний.

Исследования говорят о том, что зачастую

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

План

1. Внешняя и внутренняя картина болезни.

2. Заболевания сердечно-сосудистой и кроветворной систем.

3. Заболевания пищеварительной системы.

4. Заболевания дыхательной системы.

5. Заболевания кожи.

Медицинская психология как прикладная наука имеет следующие задачи :

  • - изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение;
  • - изучение влияния тех или иных болезней на психику;
  • - изучение различных проявлений психики в их динамике;
  • - изучение нарушений развития психики;
  • - изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой;
  • - разработка принципов и методов психологического исследования в клинике;
  • - создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях .

В медицинской сфере часто используется термин "клиническая психология". Порой понятия "медицинская психология" и "клиническая психология" используются как синонимы. Этого мнения придерживались, например, М. С. Роговин (1969), А. Е. Личко и Н. Я. Иванов (1992), Ю. Ф. Поляков (1996) . Однако представление других авторов в отечественной психологии (Н. В. Иванов, В. М. Блeйхер, В. М. Банщиков) сводится к пониманию клинической психологии как области медицинской психологии, имеющей прикладной характер и ориентированной на потребности психиатрической, соматической и неврологической клиники .

В зарубежной психологии область психологии, которая в отечественной науке относится к медицинской психологии, чаще всего носит название клинической психологии. При этом предмет клинической психологии может пониматься по-разному. Клинические психологи изучают психические расстройства при различных заболеваниях, занимаются исследованием особенностей личности и психологическим консультированием, разрабатывают способы устранения признаков дезадаптивного поведения.

Клиническая психология направлена на решение задач клинической практики (психиатрической, неврологической, соматической). К разделам клинической психологии относятся патопсихология, нейропсихология, соматопсихология.

В патопсихологии изучаются болезненные изменения в психике, закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при психических заболеваниях. Ценность патопсихологии в медицинской практике заключается в разработке и применении методик диагностики психических нарушений у больных людей. Патопсихолог, по мнению известного российского специалиста в области медицинской психологии Б. В. Зейгарник, должен быть, прежде всего, психологом и вместе с тем быть хорошо осведомленным в теоретических основах и практических запросах психиатрической клиники . Прикладное значение патопсихологии особенно высоко в психиатрии. Патопсихология необходима для установления степени и определения структуры интеллектуального дефекта, проведения экспертизы, а также при оценке эффективности лечения. В патопсихологии изучаются нарушения сознания и личности, восприятия, памяти, мышления.

Патопсихологию как область научных и практических психологических знаний не следует путать с психопатологией. Психопатология - это учение о патологии психики, ее болезненных изменениях. Психопатология является разделом психиатрии (т.е. медицины) и занимается клиническим описанием признаков психических заболеваний (при этом используются такие медицинские понятия, как этиология, патогенез, симптом, синдром). Она изучает закономерности развития психической болезни.

Остается дискуссионным вопрос о разграничении предмета патопсихологии и психопатологии. Обе пауки изучают расстройства психики, но пользуются при этом разными методами. Патопсихология изучает психические расстройства методами психологии (патопсихологический эксперимент, тестирование), а психопатология в основном прибегает к клиникоописательному методу . Наиболее авторитетные специалисты в области патопсихологии в нашей стране - Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, В. М. Блейхер, И. В. Крук.

В. М. Блейхер и И. В. Крук (1986) выделяют следующие задачи, стоящие перед практической патопсихологией:

  • 1) получение данных для диагностики;
  • 2) исследование динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией - оценка эффективности проведения лечебного процесса;
  • 3) участие в экспертной работе - военной, медико-социальной, судебной, психолого-медико-педагогической экспертизах;
  • 4) участие в реабилитационной работе;
  • 5) исследование недостаточно изученных психических заболеваний, а также структуры психических нарушений при некоторых неврологических и соматических заболеваниях;
  • 6) участие в психотерапии .

Психические нарушения человека нередко бывают связаны с нарушениями деятельности мозга в результате травмы. Поэтому в качестве раздела медицинской психологии часто называют нейропсихологию , которая исследует зависимость психических явлений от физиологических процессов, протекающих в мозге. Нейропсихология изучает мозговые механизмы высших психических функций, изменения психики больных при локальных поражениях головного мозга. В нейропсихологии исследуются нарушения восприятия (агнозия), произвольных целенаправленных движений и действий (апраксия), расстройства различных форм речевой деятельности (афазия), нарушения памяти (амнезия), внимания, мышления, эмоций. Новые приемы для ранней и точной диагностики локальных поражений мозга, созданные в нейропсихологии, позволяют разрабатывать и применять научно обоснованные методы восстановления психических функций. Основоположником нейропсихологии в России был А. Р. Лурия. В последние десятилетия в области нейропсихологии активно работают также Е. Д. Хомская и Л. С. Цветкова.

Важнейшее направление работы медицинских психологов - работа с соматическими больными . Взаимосвязь психических функций человека и соматических заболеваний известна давно. Появление термина "психосоматический" относится к 1818 г., когда немецкий врач Иоганн Хайнрот впервые предложил его для обозначения связи между психологическими конфликтами и физическими болезнями. В 1825 г. Якоби использовал родственное понятие "соматопсихика". Зарождение психосоматической медицины связывают с психоаналитическими работами 3. Фрейда .

В настоящее время доказано, что в происхождении таких заболеваний, как бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка, гипертония, важная роль принадлежит психическому фактору. Известно, что сильные душевные волнения, длительные стрессовые переживания могут отрицательно повлиять на организм и вызвать соматические заболевания. Эта связь психического фактора с возникновением и развитием соматических и нервно- психических заболеваний получила выражение в названии "психогенные заболевания". С другой стороны, некоторые нервно-психические нарушения, личностные особенности человека возникают в связи с соматическими заболеваниями. Такие изменения в психике пациента принято называть соматогениями. Так, при сердечно-сосудистой патологии больные испытывают тревогу, страх, особенно во второй половине дня. При желудочно- кишечных заболеваниях пациенты подавлены, раздражительны, проявляют ипохондрию (повышенные опасения за свое здоровье). При туберкулезе характерны частые проявления эйфории (беспричинное состояние чрезмерной веселости, характеризующееся благодушием, радостью, беспечностью, безмятежностью). Поэтому медицинский психолог должен уделять внимание пациентам, часто и хронически болеющим. Они очень ранимы, отличаются раздражительностью, вспыльчивостью, обидчивостью, слезливостью.

(билеты)

Медицинская психология как наука. Ее содержание и основные разделы.

Медицинская (клиническая) психология – отрасль психологии, которая сформировалась на стыке с медициной, она использует знания психологических закономерностей в медицинской практике: в диагностике, лечении и профилактике заболеваний. Кроме изучения психики больного человека, к основным разделам предмета клинической психологии относится изучение закономерностей общения и взаимодействия больных и медицинских работников, а также изучение психологических средств воздействия на больных в целях профилактики илечения заболеваний. Мед.психологию можно разделить на: Общую клиническую психологию, которая разрабатывает проблемы основных закономерностей психологии больного человека, проблемы психологии врача и психологии лечебного процесса, а кроме того учение о взаимоотношениях психического и соматопсихического в человеке, рассматриваются вопросы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии; Частную клиническую психологию , раскрывающую ведущие аспекты психологии больных при определенных заболеваниях, а также особенностей врачебной этики; Нейропсихологию – служащую для решения задач установления локализации очаговых поражений мозга; Нейрофармакологию – исследующую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; Психотерапию – изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного. Патопсихологию – также можно отнести к клинической психологии. И наконец, специальная психология – изучающая людей с отклонениями от нормального психического развития, которое связано с врождеными или приобретенными дефектами формирования нервной системы (тифлопсихология – слепых, сурдопсихология – глухих, олигофренопсихология – умственно отсталых)

Место медицинской психологии в структуре психологии.

Раскройте структуру методов психодиагностики

Психодиагностика как отрасль психологии ориентирована на измерение индивидуально-психологических особенностей личности. Она ориентирует исследователя не на исследование, а на обследование, т.е. постановку психологического диагноза, который может устанавливаться на трех уровнях: симптоматический диагноз (ограничевается констатацией особенностей или симптомов); этиологический (учитывает, помимо особенностей, причины их возникновения); типологический диагноз (определение места и значения выявленных характеристик в общей картине психической жизни человека). Основные методы: наблюдения – систематическое, целенаправленное отслеживание проявлений психики (бывает: срез, лонгитюдальное, сплошное, выборочное, включенное); эксперимент – активное вмешательство исследователя в ситуацию.(естественный, лабораторный). Дополнительные методы: Тесты – наборы задач и вопросов, позволяющие быстро оценить психическое явление и степень его развития; моделирование – создание искусственной модели изучаемого феномена; анализ продуктов деятельности – созданные вещи, книги, письма, изобретения, рисунки (здесь же – контент-анализ); беседа (анамнез – сведения о прошлом, интервью, психологические анкеты)

Принципы построения и проведения психологического обследования

Психологическое

Назовите показатели постановки психологического диагноза

Диагноз может устанавливаться на трех уровнях: симптоматический (эмпирический) диагноз (ограничевается констатацией особенностей или симптомов); этиологический (учитывает, помимо особенностей, причины их возникновения); типологический диагноз (определение места и значения выявленных характеристик в общей картине психической жизни человека).

Важнейшим элементом является выяснение в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия. Вторая ступень – этиологический диагноз –учитывающий наличие симптомов, а также их причины возникновения. .

Факторы, определяющие надежность диагноза.

Особенности эффективного взаимодействия больной – врач, клиент – психолог.

Практически любая встреча и беседа врача с больным имеет важное значение для установления и поддержания оптимального психологического контакта. Особенно важно профессионально и грамотно провести первую встречу, т.к. она имеет не только диагностическое значение, но и важна как психотерапевтический фактор. Важно уметь выслушать больного и отметить, что для него является самым важным. В постановке вопросов следует избегать воздействий внушающего характера. В каждом конкретном случае наиболее удобный способ избирается врачом в зависимости от состояния больного и опыта врача. Врач должен в совершенстве владеть техниками активного слушания (безоценочное слушание, оценочное слушание, бессловесное общение и т.д.), техникой убеждения (метод выбора, сократовского диалога, авторитета, вызова, дефицита, проекции ожидания), уметь вести спор и даже вступать в конфликт. Учитывать характер заболевания и отсюда выбирать тип контакта.Не забывать о существовании образа «идеального больного» и «идеального врача» (сопереживающий и недерективный, сопереживающий и директивный, эмоционально-нейтральный и директивный).

Основными формами взаимодействия после установления контакта являются либо руководство, либо сотрудничество

Назовите базовые этические ценности клинического психолога

Деятельность клинического психолога относится к трудным прфессиям. Человек, посвятивший себя этому, безусловно, должен и меть призвание к психологии. Психолог прежде всего должен быть гуманен . Пациент прежде всего вправе ожидать от психолога желания помочь и убежден, что другим психолог и быть не может. Гуманизм, сознание долга, выдержка и самообладание, совестливость, всегда считались главными характеристиками психолога. Клинический психолог должен иметь данные необходимые как психологу, так и врачу. Одним из главных этических принципов должен быть принцип соблюдения Она, как правило, включает в себя три вида сведений: о болезнях, об интимной и о семейной жизни больного. Врач-писхолог не случайный обладатель этих сведений, они ему доверены как человеку, от которого ждут помощи. Кроме того необходимой чертой личности психолога является общая и профессиональная культура, включающая в себя и организованность в работе и любовь к порядку, аккуратность, чистоплотность. Все это сформировалось в учение – медицинская деонтология. .

Профессиограма практического психолога

Профессиография – описание профессии с точки зрения требований, предъявляемыми ими к человеку. Охватывает различные стороны конкретной профессиональной деятельности: социально-экономические, технические, правовые, медико-гигиенические, психологические и др. Психограмма – краткая сводка требований, предъявляемых к психике человека как перечень необходимых профессиональных способностей.

Особенности оказания психологической помощи клиенту

Психологическая помощь – область практического применения психологии, ориентированная на повышениие социально-психологической компетентности людей. Она может адресовываться как отдельному субъекту, так и группе, организации. В клинической психологии психологическая помощь включает предоставление человеку информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления у него психических или психопатологических феноменов, а также активное целенаправленное психологическое воздействие а индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению. Основными способами являются психологическое консультирование, психологическая коррекция и психотерапия. Все они могут применяться как в отдельности, так и в сочетании. П. Консультирование – главная цель – научно организованное информирование клиента о его психологических проблемах с учетом его личностных ценностей и индивидуальных особенностей с целью формирования активной личностной позиции и пр. П.Коррекция – понимается как деятельность специалиста по исправлению тех особенностей личности, психического развития клиента, которые не являются оптимальными для него. Цель – выработка адекватной и эффективной для сохранения здоровья и психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации в обществе. Психотерапия – система комплексного лечебного вербального и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека при различных заболеваниях (психических, нервных, психоматических). Виды психического воздействия: воздействие, манипулирование, управление, формирование.

Что такое ятрогения? Какие пути предупреждения их возникновения?

Ятрогении – общее название, обозначающее психогенные расстройства у больного вследствие неосторожных, ранящих больного слов врача (собственно ятрогения) или его действий (ятропатия), медицинской сестры (соророгения), других медицинских работников. Пагубные самовлияния, связанные с предубеждением по отношению к врачу, страхи перед медицинским обследованием, могут также привести к подобным расстройствам (эгогения). Ухудшения в состоянии больного под влиянием нежелательных воздействий других больных (сомнения в правильности диагноза и т.п.) обозначают термином эгротогения. Предупреждение – повышение общей и профессиональной культуры медицинских работников и пр…

Характеристика основных категорий врачебной этики

Одним из главных этических принципов должен быть принцип соблюдения врачебной тайны (конфиденциальность) Она, как правило, включает в себя три вида сведений: о болезнях, об интимной и о семейной жизни больного. Врач-писхолог не случайный обладатель этих сведений, они ему доверены как человеку, от которого ждут помощи.

Лекция № 5.1.

Тема: Введение в медицинскую психологию.

План:

§ 1. Медицинская психология: предмет и задачи.

§ 2. Методы медицинской психологии.

§ 3. Понятие и критерии здоровья.

§ 4. Здоровый образ жизни и психическое здоровье.

§ 1. Медицинская психология: предмет и задачи.

Медицинская психология является специальной отраслью психологической науки, направленной на решение теоретических и практических задач, к. связаны с психопрофилактикой заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, а также с решением вопросов о формах психокоррекционного влияния на процесс выздоровления, решение экспертных вопросов, социальной и трудовой реабилитацией больных.

Как правило, она включает в себя следующие разделы:

психология больного, психология лечебного взаимодействия, норма и патология психической деятельности, возрастная мед психология, семейная мед психология, психология девиантного поведения , психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия, неврозология, психосоматическая медицина.

Медицинская психология имеет тесную связь с родственными дисциплинами, в первую очередь с психиатрией и патопсихологий.

Кроме того, мед психология никогда не утрачивает связи с родственными ей другими психологическими и общественными дисциплинами - общей психологией, социологией, этикой и др.

Современная мед психология имеет две основные области применения:

1 - связана с применением психологии в клинике нервно-психических заболеваний, где основной проблемой является изучение влияния на психику больного изменений структуры и функционирования мозга, к. связана прижизненно приобретенной патологией и связана с врожденными аномалиями.

2 - связана с применением в клинике соматических заболеваний, ее основная проблема – влияние психических состояний и факторов на соматические процессы.

Больше развита первая область, что связано с возникновением научных дисциплин нейропсихология и экспериментальная патопсихология.

Медицинскую психологию принято делить на общую и частную .

Общая медицинская психология изучает:

Основные характеристики психологии больного человека и разграничения нормальной, временно измененной и болезненной психики;

Внутреннюю картину болезни, варианты реакций личности на болезнь и их значение для лечебно-диагностического процесса;

Психологию врачебной деятельности;

Психологию больных с дефектами тела, органов чувств и аномалиями развития (слепота, глухота, глухонемота и др.);

Клиническую психологию в педиатрии ;

Проблемы психического здоровья и психологические аспекты работы с больными, имеющими выраженную психическую патологию, страдающими психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманиями.

Предмет изучения мед психологии: многообразные особенности психики больного и их влияние на здоровье и болезнь, а также обеспечение оптимальной системы позитивных психологических воздействий с учетом всех обстоятельств, сопутствующих обследованию и лечению больного, в частности в системе взаимоотношений врач-медработник-пациент. (по определению и).

§ 2. Методы медицинской психологии.

Методы общей и мед психологии во многом пересекаются, и это естественно, поскольку методы, например, исследование памяти, внимания, мышления, темперамента применимы как в «здоровой» группе, так и для больных; более того, «здоровая группа» используется как эталон сравнения.

В тоже время некоторые предложенные методы учитывали потребности именно мед психологии. Они разрабатывались преимущественно в Санкт-Петербургском психоневрологическом институте им. . Это ЛОБИ – «личностный опросник бехтеревского института», с помощью которого исследуются самочувствие пациентов, их отношение к болезни, лечению, медперсоналу, семье, будущему и многое другое. Это ПДО – «патохарактерологический диагностический опросник», с помощью которого определяются: тип личности подростка, акцентуации и аномалии.

Большое практическое значение имеет разделение методик на пригодные к использованию в сестринском процессе, т. е. медработниками среднего звена, и пригодные лишь для использования специалистами-психологами либо лицами, прошедшими соответствующую специализацию.

Для медработников среднего звена вполне доступны большинство методов исследования состояний отдельных психических функций, некоторых свойств личности (например, темперамента, самооценки, степени тревожности). Это методы с несложной, нетрудоемкой процедурой проведения, а главное с однозначной интерпретацией результатов и простой их обработкой. В то же время методы исследования свойств личности, типов акцентуаций и аномалий, интеллекта доступны лишь для специалиста-психолога. Их процедура трудоемка, неприменима в рутинной работе медсестры; обработка и интерпретация результатов сложна и неоднозначна.

Классификация методов психологических исследований.

подразделяет методы, применимые в мед психологии, на три группы.

1. клиническое интервьюирование.

2. эксперементально-психологические методы исследования.

3. методы оценки эффективности психокоррекционного и психотерапевтического воздействия.

Клиническое интервьюирование. В некоторых учебниках в монографиях «клиническое интервьюирование» раньше именовалось методом «беседы». Кроме того, иногда отдельно выделялся метод «наблюдения», который, впрочем, неотделим от беседы.

Существенно, что интервьюированием обозначается и первая стадия сестринского процесса. И при проведении сестринского процесса интервьюирование включает определение отношения пациента к болезни, медицинскому и семейному окружению и многое другое совпадающее с целями клинико-психологического интервьюирования.

Целями клинического интервьюирования в мед психологии является выявление жалоб пациента, отношение пациента к болезни, «внутренней картины болезни», помощь пациенту в формулировании собственных проблем и осознании скрытых мотивов его поведения, психотерапевтическая помощь пациенту.

Условиями успешного клинического интервьюирования являются достижения максимальной доверительности и применение адекватных невербальных методов общения : правильная социальная дистанция между собой и пациентом – около 1,5 м; мягкий тембр голоса и жесты, избегание вопросов «в лоб», правильная последовательность вопросов, частые одобрения пациента при детальных ответах на вопросы и успешности проведения беседы.

Если клиническое интервьюирование и экспериментальное исследование проводятся в один день, желательно разделить беседу на два этапа: до и после эксперимента.

При предварительной беседе следует составить впечатление о самооценке пациента, его отношении к интервью, эксперименту и лицу, их производящему. После эксперимента пациента следует еще раз одобрить и выяснить у него, получил ли он и в какой степени помощь в результате беседы. Естественно, во время интервью необходимо наблюдать за мимикой, интонациями голоса пациента, его реакциями при удачных и неудачных ответах. Следует максимально возможно воздержаться от замечаний.

Классификация экспериментально-психологических методов. Представляется возможность привести два рода классификаций.

По форме:

1. тестовые задания

2. вопросники

3. проективные методики.

По назначению:

1. простые методы исследования состояния отдельных психических функций.

2. психометрические шкалы исследования интеллекта

3. методы исследования индивидуальных различий

4. методы исследования основных личностных свойств.

Тесты представляют специальные наборы и материалы, с которыми работает испытуемый. Процедура теста должна быть максимально огорожена от случайных влияний. Результаты их применения должны быть четко обозначены: норма, пограничные результаты, патология.

Вопросники : в них может содержаться от полутора десятков до двух сотен вопросов, в зависимости от их назначения. Вопросники делятся на открытые и закрытые. В вопросниках открытого типа ответы могут даваться в свободной форме; в вопросниках закрытого типа предусмотрены ответы типа «да-нет» либо выбор одной из градаций ответа: обычно в цифрах от 1 до 4.

Проективные методики: при их проведении испытуемому предлагается неопределенный стимульный материал, который он должен дополнить, развить или интерпретировать.

Классификация экспериментально-психологических методов по их назначению.

1. методы исследования состояния отдельных психических функций – внимания, памяти, мышления, эмоций и др. В этих случаях используются тестовые задания; большинство из них пригодно для использования в сестринском процессе.

2. психометрические методы исследования интеллекта. Все предлагаемые для этого метода сложны и трудоемки в рутинной работе медработников среднего звена не пригодны. Предлагается выполнение ряда субтестов; некоторые представлены вопросниками, обычно открытого типа; некоторые представляют стандартизированные тестовые задания. Достаточно сложна и процедура обработки результатов. Таким образом, эти методы предназначены для использования только специалистом-психологом.

3. методы для исследования индивидуальных различий. Имеются в виду методы исследования темперамента, уровня самооценки, уровня притязаний, степени тревожности, наконец – типов личности, в том числе акцентуаций и аномалий. Как правило, для этого используются вопросники, более или менее объемные. Некоторые из них доступны к использованию в сестринском процессе. Некоторые трудоемкие методы предназначаются только для работы со специальной психологической подготовкой.

4. проективные методы исследования личности. При их использовании дается обобщенная оценка ряда личностных свойств, внутриличностных конфликтов, идентификация испытуемого с его «героем», степень давления среды и способы защиты. Определяется и степень фрустрации , и направленности реакции на фрустрационную ситуацию («экстрапунктивная» - направленная на окружение, «интрапунктивная» - на самого себя, «импунктивная» - признание ситуации малозначащей). Проективные методы сложны, и скорее не трудоемкостью, а сложностью и неоднозначностью интерпретации результатов. Их проведение доступно лишь психологу с определенным опытом и высокой квалификацией.

Методы оценки эффективности психокоррекционного и психотерапевтического воздействия. Для этого предлагается использовать специальные шкалы, разработанные (1985).

Исследуются следующие показатели:

1. степень симптоматического улучшения;

2. степень осознания психологических механизмов болезни;

3. степень изменения нарушенных отношений личности;

4. степень улучшения социального функционирования.

Работа должна проводиться опытным специалистом-психологом.

Как правило, для контроля эффективности проводимой терапии может использоваться большая группа тестов, например методы исследования памяти либо шкалы для исследования тревожности.

§ 3. Понятие и критерии здоровья.

Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства. Но несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие “здоровье” с давних пор не имело конкретного научного определения. И в настоящее время существуют разные подходы к его определению. В частности, 2 из них.

Здоровье – это динамика гомеостатических (постоянство состава и устойчивость основных функций организма) и адаптивных процессов в организме человека и его психике, которая обеспечивает ему возможность длительно жить и активно трудиться в различных условиях окружающей среды и противостоять её неблагоприятным факторам.

Профессионалы-специалисты ВОЗ считают, что здоровье не является абсолютным понятием. В 1947 году определила здоровье” как состояние полного физического, психологического и социального благополучия”, а не просто отсутствия заболевания или неполноценности.

Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Однако мера и степень такого благополучия у каждого человека своя.

Исходя из различных подходов к определению здоровья оно может быть рассмотрено как интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды. Причем, его не следует рассматривать как самоцель; оно является лишь средством для наиболее полной реализации жизненного потенциала человека.

Наблюдения и эксперименты давно позволили медикам и исследователям разделить факторы, влияющие на здоровье человека, на биологические и социальные. Подобное деление получило философское подкрепление в понимании человека как существа биосоциального.

Медиками, прежде всего, к числу социальных факторов относятся жилищные условия, уровень материального обеспечения и образования, состав семьи и т. д. Среди биологических факторов выделяют возраст матери, когда родился ребенок, возраст отца, особенности протекания беременности и родов, физические характеристики ребенка при рождении. Рассматриваются также психологические факторы , как результат действия биологических и социальных факторов.

В качестве факторов риска здоровья рассматриваются: вредные привычки (курение, потребление алкоголя, неправильное питание), загрязнение среды обитания, а также на “психологическое загрязнение” (сильные эмоциональные переживания, дистрессы) и генетические факторы).

Так, например, выявлено, что длительный дистресс подавляет иммунитет, делая их более уязвимыми к инфекциям и злокачественным опухолям; кроме того при стрессе у реактивных людей, легко впадающих в гнев, в кровь выбрасывается большое количество стрессовых гормонов, которые, как полагают, ускоряют процесс образования бляшек на

стенках коронарных артерий.

Исследователи выделяют несколько групп факторов здоровья , определяющих соответственно его воспроизводство , формирование , функционирование, потребление и восстановление , а также характеризующих здоровье как процесс и как состояние.

Так, к факторам (показателям) воспроизводства здоровья относятся: состояние генофонда, состояние репродуктивной функции родителей, ее реализация, здоровье родителей, наличие правовых актов , охраняющих генофонд и беременных и т. д.

К факторам формирования здоровья причисляется образ жизни, к которому относит уровень производства и производительности труда; степень удовлетворения материальных и культурных потребностей; общеобразовательный и культурный уровни; особенности питания, двигательной активности, межличностных отношений; вредные привычки и т. д., а также состояние окружающей среды.

В качестве факторов потребления здоровья рассматривается культуру и характер производства, социальную активность индивида, состояние нравственной среды и т. д.

Восстановлению здоровья служат рекреация, лечение, реабилитация.

В условиях современной научно-технической революции большое количество причин приводят к определенной дезорганизации природных основ эффективной жизни личности, кризису эмоциональности, основными проявлениями чего являются эмоциональная дисгармония, отчужденность и незрелость чувств, ведущие к ухудшению здоровья и заболеваниям. Большое значения для здоровья имеет установка человека на долгую здоровую жизнь.

За рубежом и в нашей стране в последние годы формируется новое направление-психология здоровья, которое представляет собой синтез психологии и валеологии.

Психология здоровья – это новое научное направление, переживающее период развития и становления, раскрывающее новые способы самосовершенствования и самопознания. Целью психологии здоровья человека являются: поддержание и укрепление естественного здоровья, открытие новых возможностей организма с опорой на духовные основы и психологический фактор.

Актуальность развития психологии здоровья обуславливается всё возрастающими нагрузками на нервную систему человека связанные с информационным прессингом и понижающей поддержки общества. Так же сказывается негатив в межчеловеческих взаимоотношениях (разобщённость общества, религиозная и национальная рознь) - всё это вызывает эмоциональное напряжение, которое и приводит к возникновению ряда болезней.

§ 4. Здоровый образ жизни и психическое здоровье.

Итак, как уже отмечалось, здоровье человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но особое место среди них занимает образ жизни человека.

Здоровье человека более чем на 50%, согласно разным источникам зависит от его образа жизни. пишет: «Как считают некоторые исследователи, здоровье человека на 60 % зависит от его образа жизни, на 20 % – от окружающей среды и лишь на 8 % – от медицины». По данным ВОЗ, здоровье человека на 50-55 % определяется условиями и образом жизни, на 25 % – экологическими условиями, на 15-20 % оно обусловлено генетическими факторами и лишь на 10-15 % – деятельностью системы здравоохранения.

Охрана своего здоровья обязанность каждого человека, которая не по силам другим. Вредные привычки, избыточное или недостаточное питание, проживание во вредных экологических условиях приводят организм в плачевное состояние уже к тридцати годам.

Первостепенная потребность человека, определяющая его способность к труду и созиданию это гармоническое развитие психики и личности в целом. Это является предпосылкой к самопознанию, самоутверждению и счастью.

Здоровый образ жизни – это сложившаяся у человека рациональная организация бытовой, производственной и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющая реализовать свой скрытый потенциал.

В современной науке принято выделить ряд составляющих здоровья, в частности, таких как физическое, психическое, социальное и духовное здоровье.

На биологическом (физиологическом) уровне здоровье предполагает равновесие функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды. Физическое здоровье – это нормальное состояние органов и всех систем, что в купе и составляет здоровье организма. К числу основных факторов, влияющих на физическое здоровье, относятся: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, гигиенические процедуры.

На психическом уровне предполагает гармонию и равновесие личности, её устойчивости, уравновешенности, способности противостоять влияниям, которые нарушают её целостность. На психическое здоровье воздействуют система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности.

Психическое здоровье в первую очередь зависит от головного мозга, способности к мышлению и волевых качеств человека.

На социальном уровне на первый план выступает влияние социума на здоровье человека. Социальное здоровье личности зависит от соответствия личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенности семейным и социальным статусом, гибкости жизненных стратегий и их соответствия социокультурной ситуации (экономическим, социальным и психологическим условиям). Социальное здоровье определяется моральными принципами, которые и являются основой социальной жизни человека.

Отличительными признаками социального (нравственного) здоровья является сознательное отношение к труду и деятельности коллектива , неприятие и неприязнь к привычкам, противоречащим моральным принципам. Человек полностью здоровый и психически, и физически может пренебрегать нравственными моралями и принципами (быть нравственно неполноценным).

На духовное здоровье, являющееся предназначением жизни, влияет высокая нравственность, осмысленность и наполненность жизни, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром, Любовь и Вера.

Говоря о здоровье можно выделить три различных его вида, которые непосредственно связаны между собой: психическое, физическое и социальное.

Психическое здоровье в первую очередь зависит от головного мозга способности к мышлению и волевых качеств человека.

Физическое здоровье – это нормальное состояние органов и всех систем, что в купе и составляет здоровье организма.

Социальное здоровье определяется моральными принципами, которые и являются основой социальной жизни человека. Отличительными признаками социального (нравственного) здоровья является сознательное отношение к труду и деятельности коллектива, неприятие и неприязнь к привычкам, противоречащим моральным принципам. Человек полностью здоровый и психически, и физически может пренебрегать нравственными моралями и принципами (быть нравственно неполноценным).

Рассмотрение этих факторов, как отдельно влияющих на каждую составляющую здоровья достаточно условно, так как все они находятся в тесной взаимосвязи.

Психическое здоровье это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условием окружающей действительности регуляцию поведении, деятельности.

Вопросы, касающиеся границ между психологической нормой и патологией, здоровьем и болезнью, до настоящего времени изучены далеко не полностью. Это объясняется, с одной стороны, отсутствием четких признаков, позволяющих различить отдельные психические проявления индивидуальной нормы и болезни, а с другой – динамикой психических нарушений.

были предположены следующие критерии психического здоровья:

1) причинная обусловленность психических явлений, их необходимость, упорядоченность;

2) соответствующая возрасту человека зрелость чувств

3) максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности и отношение человека к ней

4) соответствие реакций силы и частоты внешних раздражителей

5) критический подход к обстоятельствам жизни

6) способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в разных коллективах

8) чувство ответственности за потомство и близких членов семьи

9) постоянство и идентичность переживаний в однотипных обстоятельствах

10) способность изменить способ поведения в зависимости от смены жизненных обстоятельств

11) самоутверждение в обществе (коллективе) без ущерба для остальных его членов

12) способность планировать и осуществлять свой жизненный путь

Необходимо отметить, что содержание понятия «психическое здоровье» не исчерпывается медицинскими и психологическими критериями. В нем также всегда отражены общественные и групповые нормы и ценности, регламентирующие духовную жизнь человека.

Условия, необходимые для поддержания психического здоровья:

Наличие чувства защищенности

Наличие смысла жизни

Уважение и самоуважение

Соответствие психических нагрузок уровню индивидуальной переносимости

Необходимость и возможность устранения эмоциональной напряженности.

Для поддержания психического здоровья необходимо стремиться к здоровому образу жизни , пропаганда его основ является обязанностью медицинского работника в соответствии с приказами Министерства здравоохранения РФ.

Здоровый образ жизни – это поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах , направленных на достижение физического и психического комфорта, укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных сил, обеспечение высокого уровня трудоспособности, активное долголетие.

Здоровый образ жизни предполагает:

Сознательную организацию условий труда

Чередование труда и отдыха

Рациональное сбалансированное питание, здоровый сон

Достаточную двигательную активность

Регулярную сексуальную жизнь

Наличие увлечений

Отказ от вредных привычек

Соблюдение правил личной гигиены

Бережное отношение к окружающей среде

Создание гармоничных условий в семье

Нормальные межличностные отношения в трудовом коллективе, с ближайшим окружением

Активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физкультурой

Избегание чрезмерного напряженных, приводящих к утомлению мероприятий и занятий

Создание комфортных условий труда и отдыха

Исходя из этого, можно сделать вывод, что здоровый образ жизни это - соответствие моральным нормам, активная жизнедеятельность и труд, защита своего психического и физического здоровья.

Обоснованием психологии здоровья является, понимание психического здоровья не негативным образом, а позитивным – как возможность к постоянному развитию и развитию личности. Психология здоровья рассматривается не как медицинское отношение, то есть отсутствие недостатков, а наличие некоторых преимуществ и возможностей.

Позитивные концепции к росту и развитию, предусматривают развитие человека и контроля своих действий, адекватной реакцией на любую ситуацию. Основа адекватного поведения это способность отличать реальные цели от желаемых и идеальных.

Основой зрелости личности выступает духовная ориентация, очищенная и самонаблюдением и самоконтролем своего душевного «я». Зрелость личности исходит из дисциплины ума, поступков и эмоций. Такая личность способна приводить в полное равновесие свои чувства, мысли и действия. Рассматривая личность как идеал человека, выделяются такие его характеристики, как ответственность и свобода, гармоничность и целостность, актуализация и реализация всех возможностей, согласованность личности с внутренним миром человека. Очень важным является стремление человека к естественности выражения самого себя.

Болезнь появляется при соотношении себя, с какой либо ролью и не пытаться ей быть, а создавать лишь видимость. Принимая во внимания все теории по личности человека, психология здоровья выходит за рамки любой из них. Психология здоровья в качестве научно-практического направления призвана расширять возможности восприятия и адаптацию поведения человека в жизненной среде. Расширение сознания приводит к пониманию человеком его особых способностей, которые могут возбудить желание жить полно, насколько позволяет ему не до конца осознанный и скрытый потенциал. Совершенствование человека процесс, не имеющий аналога или портрета идеальной личности. Потребность в развитие личности и её особой индивидуальности не знает границ и не имеет пределов. Психология здоровья ориентируется на идеальную жизнь в настоящем. Методы психологического воздействия делятся в зависимости от уровня развития сознания и общих потребностей того или иного человека. Уровни сознания можно рассматривать от практического идеала до нижайшей ступени, Эго. Эго возникает при искажении собственной личности, вследствие чего свой собственный образ истолковывается неверно.

Многие невольно путают состояние здоровьё и плохое самочувствие в определённый момент времени. Это не одно и то же плохое самочувствие может быть вызвано не только последствиями болезней, но и неудовлетворённостью состоянием души и психики. Очень многие расстройства связаны не с болезнью, а с душевным расстройством и различного типа беспокойствами. Чувства и переживания, которые ослабляют или усиливают ваше здоровье, связаны в основном с тем, во что верит человек и как относится к жизни, в общем. Чаще всего на чувства и настроения влияют субъективные факторы и отдельные вещи, окружающие в повседневной жизни. Как правило, колебание настроения связаны с очень низким уровнем психического осознания жизни и, в общем, здоровья. Причины того или иного настроение часто осознаются, и всё же воспринимается как беспричинное, хотя у каждого настроения есть своя причина пусть и незаметная с первого взгляда.

Контрольные вопросы для закрепления:

1. Медицинская психология как наука и области ее применения в клинической практике.

2. Проблемы общей и частной медицинской психологии.

3. Методы, используемые в медицинской психологии.

4. Значение знаний медицинской психологии для деятельности медицинского работника.

5. Понятие здоровья, его составляющие.

6. Здоровый образ жизни и его связь со здоровьем.

7. Пути поддержания здорового образа жизни.

Основные источники:

1. Петрова для медицинских специальностей: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. 6-е издание. / . – М.: Издательский центр «Академия», 20с.

Дополнительные источники:

Жарова ответственность в профессиональной деятельности медицинских работников.// ГлавВрач. – 2011, №1.- URL: http://glavvrach. panor. ru. Дата обращения: 30.05.2012. Жарова, ответственность и правовые нормы в профессиональной деятельности медицинских работников.// RELGA – научно-культурологический журнал широкого профиля. – 2010, №7 (205). - URL: http://www. relga. ru/Environ/WebObjects/tgu-www. woa/wa/Main? textid=2621&level1=main&level2=articles. Дата обращения: 30.05.2012. Лавриненко и этика делового общения. – URL: http://www. syntone. ru/library/books/content/2367.html. Дата обращения: 16.02.2011.

4. Полянцева для средних медицинских учреждений . Учебное пособие - 6 изд. Серия «Среднее профессиональное образование ». - Ростов н/Д: «Феникс», 2013. – 414 с.

5. Профессиональные проблемы медицинского работника.– URL: http://chereshneva. ucoz. ru/publ/professionalnye_problemy_medicinskogo_rabotnika/1-1-0-3. Дата обращения: 30.02.2012.

6. Пси-фактор. Библиотека по практической психологии: портал. – URL: http://psyfactor. org/lybr. htm. Дата обращения: 16.02.2011

7. Психология ОНЛАЙН. Библиотека психолога: портал. – URL: http://www. psychological. ru/default. aspx? p=26. Дата обращения: 16.02.2011

8. Руденко. Серия «Высшее образование». - Ростов н/Д: «Феникс», 2012. – 560 с.

9. , Самыгин для медицинских специальностей. Серия «Медицина». - Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 634 с.

10. Элитариум: Центр дистанционного образования: портал. – URL: http://www. elitarium. ru.

11. Этика и деонтология среднего медицинского работника.- URL: http://www. meddr. ru/etika_i_deontologiya_srednego_medicinskogo_r//9000.html. Дата обращения: 16.02.2011

Вверх