Основные даты жизни княгини ольги. Княгиня ольга российская Княгиня Ольга в истории России

По преданию, святая княгиня Ольга происходила из древнего славянского рода Гостомысла, который посоветовал когда-то призвать варягов княжить на Русь. Имя Ольга было дано ей князем Олегом, опекуном князя Игоря (ее будущего мужа), вместо славянского имени Прекрасна. В 945 г. древляне убили князя Игоря, и вдова, по языческому обычаю, жестоко отомстила за смерть своего мужа.

Потеряв супруга, княгиня Ольга начала самостоятельно править страной, так как сыну ее Святославу было всего три года. Она слыла мудрой и милосердной правительницей. Ольга установила систему «погостов» - центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева - городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель - новогородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.

В 945 г. Ольга осуществила серьезные преобразования в управлении княжеством - установила точный размер взимаемой в пользу Киева дани («полюдья») - «уроков» (или «оброков») и периодичность их сбора («уставы»). Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор («тиун»).

Но великая княгиня понимала, что путь к будущему величию Руси лежит прежде всего через духовное просвещение.

Ольга крестилась в Константинополе от Патриарха Феофилакта, ее восприемником был сам Император Константин Багрянородный. Имя св. равноапостольной Елены было в крещении дано княгине не даром: подобно матери имп. Константина, царице Елене, обретшей Честное Древо Креста Господня в Иерусалиме, св. Ольга привезла с собой в Киев Святой Крест, вырезанный из цельного куска Древа Господня, на котором была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же прияла Ольга, благоверная княгиня».

Новопросвященная княгиня воздвигла на Руси храмы святителя Николая и Святой Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске. На реке Пскове, где она родилась, благоверная Ольга, по преданию, основала город Псков. На месте видения трех светоносных лучей с неба, которого в тех краях сподобилась великая княгиня, был воздвигнут храм Святой Живоначальной Троицы.

Однако византийский Император отказался восстановить митрополию в Киеве, существовавшую еще при Аскольде. Тогда просветительница Руси обратилась к будущему основателю Германской империи королю Оттону с просьбой прислать миссию в Киев. Но посольство Западной Церкви опоздало. Сын равноапостольной Ольги, молодой князь Святослав, убежденный язычник, поддержал сторонников язычества в Киеве. По его приказу был убит племянник княгини Глеб и разрушены некоторые храмы, возведенные благоверной княгиней. Сама святая Ольга вынуждена была тайно держать при себе священника. Перед кончиной она предрекла скорое обращение Руси в христианство и трагическую смерть своего сына Святослава.

Скончалась равноапостольная Ольга 11 июля 969 г. в Киеве, причем летописец сообщает, что «плакали все по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди». Соблюдая правила новой веры, княгиня перед смертью повелела сыну не совершать над ее могилой языческой тризны и произвести погребение по православному чину.

Внук Ольги, святой равноапостольный князь Владимир Святославич, распорядился перенести ее мощи в Десятинный храм Успения в Киеве.

В 1547 г. Ольга как первая русская правительница-христианка была причислена Русской Православной Церковью к лику равноапостольных святых. Время правления Ольги и ее сына Святослава завершило 150-летнее существование языческого восточнославянского государства и подготовило вступление в историю будущей Святой Руси.

Приблизительной датой рождения Ольги считается 894 год. Различные летописи не дают однозначного ответа о ее происхождении. Одни источники говорят о том, что Ольга (Хельга) происходит из семьи скандинавских князей, другие о том, что Ольга – это дочь Вещего Олега. Летописец Нестор, написавший «Повесть временных лет» считает, что Ольга родилась в простой деревенской семье под Псковом.

По некоторым источникам, князь Игорь, будущий супруг Ольги, познакомился с ней во время похода, она помогала ему переплывать реку. Игорь увидел всю красоту и мудрость будущей княгини и привез ее в Киев. Позже Игорь взял в жены девушку. Летописи отмечают, что на момент замужества Ольге только-только исполнилось 12 лет.

Ольга проявила себя не только как заботливая жена, но и как прекрасный правитель. В отсутствие Игоря, пока тот был в походах, Ольга решала политические вопросы государства Киевского.

В 945 году Игорь был убит, а княгиня Ольга стала регентом для их малолетнего сына Святослава. Чтобы урегулировать конфликт и захватить Киевскую Русь древляне послали к Ольге 20 мужей, с предложением выйти замуж за князя Мала. По летописи все они были живьем погребены.

Позже Ольга сама обратилась к древлянам с просьбой послать к ней 20 мужей, чтобы ее встретили с честью на древлянской земле. Однако прибывших мужей закрыли в бане и сожгли. Это была вторая месть Ольги древлянам за смерть супруга.

Военный поход княгини на древлян не увенчался успехом. Несмотря на то, что многие города были захвачены, город Коростень осадить не удалось. Однако потребовав дань с каждого двора по тройке голубей и воробьев, привязала к их лапам трут и город охватил пожар.

После мести Ольга занялась внутренней политикой государства. При ней была преобразована налоговая реформа, заключающаяся в том, что теперь «погосты» (области) должны были платить «уроки» (фиксированную дань).

Внешняя политика Ольги также показывала ее мудрость. Дела с другими государствами велись не посредствам военных походов, а при помощи дипломатии. Были заключены дружеские отношения с Византией и Германией.

Отношения с другими государствами, в частности с Византией показали Ольге, что есть другая истинная религия, в отличие от язычества – христианство. В 957 году Ольга приняла христианство и получила имя Елена. Очарованный красотой Ольги император Византии хотел взять ее в жены, но княгине Киевской удалось отказать, не задев чувства императора.

Ольга пыталась обратить своего сына в православие, но ее попытки были напрасны, Святославоставался язычником. По мнению историков, Святослав опасался негодования своей дружины и именно поэтому отказывался принимать христианство.

Несмотря на это, крещение Ольги произвело неизгладимое впечатление на ее внука Владимира, который в 988 году не только сам окрестился, но и крестил всю Киевскую Русь.

Однако Ольга не дожила до этого события, она скончалась, в 969 году. И только в середине XVI века княгиня Ольга Киевская была признана святой.

О происхождении Ольги в летописях сохранились лишь смутные предания. Одни летописцы считали, что она родом из Пскова, другие выводили ее из Изборска.

Принята версия, что родители ее были простыми людьми, а сама она в юности работала перевозчицей через реку, где с ней и познакомился охотившийся в тех местах князь Игорь. Красивая легенда, сохранившаяся в поздних летописях, рассказывает нам о встрече Игоря и Ольги.

Однажды юному Игорю пришлось охотиться возле Пскова. Оказавшись на берегу реки, он никак не мог переправиться на другую сторону, потому что у него не было лодки. И вдруг князь увидел на реке лодку, управляемую неким юношей. Игорь подозвал этого юношу и повелел перевезти себя на другой берег. Оказавшись в лодке, князь вдруг понял, что его перевозчиком был вовсе не юноша, а прекрасная девушка, одетая в мужскую одежду - это и была Ольга. И начал князь говорить ей нескромные речи. Но девушка твердо ответила князю: «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание!».

Устыдившийся Игорь прекратил свои речи. Когда Игорь вернулся в Киев, вскоре пришла ему пора жениться. Вот тогда и вспомнил князь красоту и благоразумие псковской девушки и взял ее в жены.

В 945 году князь Игорь погиб от рук соседних древлян. Убив Игоря, древляне решили, что теперь они свободны от обязательств перед киевской династией. Более того, древляне стали претендовать на киевский стол - они потребовали, чтобы княгиня Ольга вышла замуж за древлянского князя Мала. Но характерно, что конфликт с русами древляне, в соответствии со славянскими традициями, попытались разрешить мирным путем - послали к Ольге своих послов.

Дальнейшее хорошо известно по «Повести временных лет». Ольга хитростью заманила два посольства древлян в ловушки и жестоко расправилась с ними. Затем она явилась в Древлянскую землю и устроила тризну на могиле мужа, на которую пригласила и древлян. По приказу Ольги ее дружинники сначала напоили древлян допьяна, а затем иссекли их мечами («Повесть временных лет» называет цифру убитых - 5000 человек).

Правление княгини Ольги при малолетнем Святославе было более успешным, нежели ее мужа Игоря. Став правительницей Киева, Ольга во внутренней политике проводила курс на еще большее подчинение славянских племен власти Киева. В 947 году вместо полюдья она установила твердые размеры дани для древлян и новгородцев, организовав пункты сбора дани – погосты (места, где останавливались сборщики).

Ольга способствовала распространению на Руси христианства. В середине 50-х годов 10 века Ольга с большим посольством отправилась в Византию. Там она крестилась в христианскую веру, получив в крещении имя Елены. «Повесть временных лет» описывает крещение княгини Ольги следующим образом. Византийский император, сраженный красотой и мудростью Ольги, захотел жениться на ней. «Я язычница, - ответила русская княгиня. - Если хочешь крестить меня, то крести меня сам, - иначе не крещусь».

Император исполнил желание Ольги, а затем снова предложил стать своей женой. Ольга же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью. А у христиан не разрешается это, - ты сам знаешь». И ответил император: «Перехитрила ты меня, Ольга».

«...Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь Святою, история Мудрою…».
Н.М. Карамзин

«Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи».

«Повесть временных лет»

«Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа».

Нестор - летописец

«Подвиг ее в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания» .

"Книга Степенная царского родословия", источник ХVI века

Прекраса

Кто она, псковитянка Прекраса?
Не ответит историк вам сразу.
Больше скажет о юной Прекрасе
Осень: ветер, безлюдье, ненастье.
О голубо-глубоокой
Деве церковь Ильи Пророка
Вам расскажет - слушайте только.
Ведь Прекраса - она и Ольга
Как Илья Пророк на иконе
Бога слушает в полупоклоне,
Приложив ладонь свою к уху, -
Вы послушайте - сердцем, духом.
Как Преслава-Ольга гуляла
С князем Игорем по разнотравью.
...Здесь Руси-России начало.
Здесь поют родники Православья.
Здесь река Великая громко,
Преодолевая пороги.
Вторит храму - для нас, потомков -
О Прекрасе, России, Боге.

Александр Фурсов, г. Владимир

(Воспитание школьников, 2000, № 3, с. 15).

Княгиня Ольга по праву занимает почетное место среди первых русских князей, которые положили жизнь на создание и укрепление государства, получившего название Киевская Русь. Ольгу, безусловно, можно назвать крупным государ­ственным деятелем, ибо она провела ряд важных реформ, самой значительной из которых была административно-на­логовая. Ольга первой из русских князей официально приня­ла христианство и была канонизирована Русской православ­ной церковью еще в домонгольский период.

Монах Иаков (XI век) в своем похвальном слове говорит о нетленности ее тела, перенесенного Владимиром в Десятинную церковь: «Взы­скал и воспринял спасение (Владимир) от бабки своей Ольги, которая пришла в Царьград и приняла святое крещение, и пожила хорошо перед Богом, всякими добрыми делами украсившись, и почила с миром во Христе Иисусе и в блаженной пере. Все это слышал князь Владимир о бабке своей Ольге, нареченной в святом крещении Еленой, и житию подражая той святой царицы Елены - блаженной княгини Ольги».

Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла... Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечений, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения».

Александров, А.А. Во времена княгини Ольги: Легенды и были о княгине Ольге в Псковской земле / А. А. Александров. - Псков: ООО фирма "Псковское возрождение", 2001. - 282 с.: ил. 4 с.

Эта книга посвящена реальной исторической личности - Святой Равноапос­тольной княгине Ольге Российской (893-969 гг.), жившей в сложное и драматичес­кое время формирования и становления раннего русского государства.

Уроженка Псковской земли (ее историческая родина - "весь" Выбутская находится в 12 км от Пскова выше по реке Великой), она рано вышла замуж за Великого киевского князя Игоря, сына Рюрика, рано крестилась и способство­вала распространению христианства в Русской земле. С ее именем связыва­ют основание города Пскова и строительство здесь первого Троицкого собора. Основное внимание в книге обращено на связь княгини Ольги с Псковской землей.

Книга является научно-популярным изданием и рассчитана на широкий круг читателей.

Велько, А. В. Святая равноапостольная великая княгиня Ольга / А. В. Велько. – Минск: Белорусская Православная Церковь, 2015. – 64 с. : ил. – (Святые во Христе). – Авт. указан на обороте титульного листа.

В оформлении обложки использована копия росписи художника М. В. Нестерова во Владимирском соборе.

«Се первое вниде в Царство небесное от Руси» - так написал о ней киевский летописец, один из авторов «Повести временных лет», древнейшего летописного свода из дошедших до нашего времени.

В памяти русских людей Ольга навсегда осталась «мудрейшей среди всех человек» , так называли ее современники и ближайшие потомки.

Святая равноапостольная княгиня Ольга занимает особое место в истории Святой Руси. В глубокой и цельной личности этой древней славянской правительницы удивительным образом соединились незаурядный ум и твёрдая воля, подлинная сила духа и величие души, истинное благочестие и Богомудрость.

Своим духовным подвигом Ольга предопределила выбор, сделанный позднее её внуком - святым великим князем Владимиром. Поэтому её назвали «духовной матерью русского народа», «предвозвестницей христианской земли», «начальницей веры» на Руси.

Статьи

Княгиня Ольга в истории России

Михайлова, И. Повелительницы стихий / И. Михайлова // Родина. – 2008. - № 1. – С. 109 – 113.
Княгиня Ольга как пример древнерусской княгини; её месть за смерть князя Игоря – сакральный смысл и исторические реалии.


Кайдаш-Лакшина, С. Княгиня Ольга, основательница Русского государства / С. Кайдаш-Лакшина // Юность. – 2007. - № 6. – С. 55 – 69.


«Уроки» и «уставы» княгини Ольги // Дегтярёв А. Я. Избранные труды по русской истории: т. 2. - М., 2006. – С. 41 – 45.


Богданов, А. Строительница Руси и князья – разбойники: 1100-лет назад Россия обрела возможность цивилизованного развития фактически под государственным правлением женщины / А. Богданов // Независимая газ. – 2003. - 24 сент. – С. 13. - (НГ – Наука).


Мордовцев, Д.Л. Женщины в русской истории: Княгиня Ольга / Д.Л. Мордовцев // Отечество. – 2003. - № 3. – С. 50 – 61.


Княгиня Ольга – легендарный образ и реальная личность // Национальный эрос и культура: В 2т. т. 1: Исследования. - М., 2002. – С. 88 – 100.


Завет святой Ольги // Меньшиков М.О. Выше свободы: статьи о России. – М., 1998. – С. 227 – 284.
Историческое, государственное и религиозное значение княгини Ольги.


Грачёва, И. Великая княгиня Ольга: лабиринт родословной и личности / И. Грачёва // Наука и религия. – 2001. - № 10. – С. 20 – 23.


Рассказ «Повести временных лет» 955г. о крещении Ольги // Мюллер Л. Понять Россию: ист.-культ. исследования. – М., 2000. – С. 43 – 59.


Когда и где крестилась княгиня Ольга? // Лесной С. История «руссов» в неизвращенном виде. № 8. – Мюнхен, 1959. – С. 873 – 876.


Была ли Ольга славянкой? // Лесной С. История «руссов» в неизвращенном виде. № 2. – Париж, 1954. – С. 148 – 153.
Опровержение гипотезы о скандинавском происхождении княгини Ольги.


Византия и Русь. Договоры. Путешествие святой Ольги в Константинополь // Успенский Ф.И. История Византийской империи: период Македонской династии (867 – 1057). – М., 1997. – С. 265 – 275.


Святая Ольга // Нечволодов А. Сказания о Русской Земле: В 4 ч. ч.1. – М., 1997. – С. 137 – 153.


Ольга: [о княгине Ольге] // Мир женщины. - 1996. - № 9. – С. 28.


Орден Святой Ольги // Российские судьбы. – Кн.1: Святая Ольга – Владимир Святой. – СПб. – М., 1996. – С. 128 – 133.


Никитин, А. Праматерь князей русских: [княгиня Ольга] / А. Никитин // Памятники Отечества: Вера. Надежда. Любовь. – М., 1995. – С. 34 – 36.


Великая княгиня Ольга: иконография: [библиография] / сост. И. М. Горелова // Библиография. – 1994. - № 4. – С. 40-41.


Глухов, А.Г. «Предвозвестница христианской земле»: Княгиня Ольга / А. Г. Глухов // Библиография. – 1994. - № 4. – С. 36-40.


Карташёв, А.В. Княгиня Ольга (945 – 969 гг.) // Карташёв А.В. Очерки по истории русской церкви. Т.1. – М., 1992. – С. 97 – 104.


Ольга, княгиня Киевская // Каргалов В. Полководцы Древней Руси // Вадим Каргалов, Андрей Сахаров. – М.: Мол. гвардия, 1985. – С. 7- 60.


Легенда о княгине Ольге http://wordweb.ru/2009/08/21/legenda-o-knjagine-olge.html . - 14.07.2011.


Ломоносов, М.В. Древняя российская история. Глава 4. О КНЯЖЕНИИ ОЛЬГИНЕ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rummuseum.ru/lib_l/lomon14.php . - 14.07.2011.


Ольга Мудрая [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hrono.ru/biograf/bio_o/olga.php . - 14.07.2011.


Святая равноапостольная великая княгиня Российская Ольга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://days.pravoslavie.ru/Life/life6777.htm . - 14.07.2011.


Святая Равноапостольная Княгиня Ольга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.old-pskov.ru/olga.php . - 14.07.2011.


Сказание о княгине Ольге [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vidania.ru/knyaginyaolga.html#up . - 14.07.2011.


Мишанова, А. Земные пути легендарной княгини Ольги: заочное путешествие для учащихся 5-8 классов / Мишанова Анна Александровна [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://poipkro.pskovedu.ru/cnpi/konkurs04/mishanova.htm . - 14.07.2011.

Княгиня Ольга и Псковский край


Левин, Н.Ф. Святая равноапостольная княгиня… / Н.Ф. Левин // Псковский летописец: краеведческий альманах – 2009. - № 1. – С. 10-21.


Бестужева-Лада, С. Святая из Пскова: [о княгине Ольге] / С. Бестужева-Лада // Смена. – 2008. - № 7. – С. 128-137.


Торопцев, А. П. Ольга - великая княгиня / А. П. Торопцев // Торопцев А. П. Рюриковичи. - М., 2007. - С. 24-32.


Петрова, М. У истоков Пскова / М. Петрова // Время-псковское. – 2006. – 12 окт. (№ 57). – С. 11. – (Прогулки по городу с … Анатолием Александровым).
Анатолий Александров – кандидат ист. наук, археолог, авт. кн. «Во времена княгини Ольги».


Александров, А. По следам княгини Ольги / А. Александров // Новая прагматика: информ.-аналитический журнал. - 2006. - № 3 (май-июнь). - С. 106-118: ил.
Места летописного и легендарного пребывания св. княгини Ольги на Псковской земле.


Богданов, А.П. Княгиня Ольга / А.П. Богданов // Вопросы истории. - 2005. - № 2. - С. 57-72.


Меньшиков, М.О. Ольгин день / М.О. Меньшиков // Встреча: профессионально-отраслевой, литературно-художественный иллюстрированный журнал. - 2003. - № 7. - С. 27-29: фот.
О княгине Ольге, о Дне равноапостольной кн. Ольги.


Александров, А. Первая псковитянка / А. Александров // Родина. – 2003. - № 7. – С. 34-36.


А.Р. Баснословные времена: [о княгине Ольге; ил. картина Г.П. Кондратенко "Князь Игорь и Ольга"] / А.Р. // Встреча: профессионально-отраслевой, литературно-художественный иллюстрированный журнал. - 2003. - № 7. - С. 26.


Якутин, Н. Премудрая Ольга / Н. Якутин // Экономика и жизнь. - 2003. - № 28 (июль). – С. 28.

Левин, Н.Ф. Прославление псковичами святой Ольги Российской / Н.Ф. Левин // Псков в российской и европейской истории: междунар. науч. конф.: в 2 т. - М.: МГУП, 2003. - Т. 2. - С. 102-108.
Об Ольгинских местах, реликвиях и памятниках.


Рычка, В. М. Была ли святая равноапостольная княгиня Ольга уроженкой Пскова? :(историографический этюд) / В. М. Рычка // Псков в российской и европейской истории: междунар. науч. конф.: в 2 т. - М.: МГУП, 2003. - Т. 1. - С. 118-123.

Усачев, А.С. Эволюция рассказа о происхождении княгини Ольги в русской книжности середины XVI в / А.С. Усачев // Псков в российской и европейской истории: междунар. науч. конф.: в 2 т. - М.: МГУП, 2003. - Т. 2. - С. 329-335.


Яковлева, М. Драгоценное имя – Ольга / М. Яковлева // Яковлева М. Ольгина отчина. – Псков, 2001. – С. 7-16.


Петров, Г.В. Святые земли Псковской / Г. В. Петров // Псков. - 2001. - № 14. - С. 14-18.


Константинов, О. Ольгино поле. Поздняя осень 2001 года / О. Константинов // Новости Пскова. – 2001. – 22 нояб. – С. 5. – (Святыня).
У нас в городе и области остается море уникальных мест, прямо или косвенно связанных с именем Ольги, о которых никто не вспоминает. Одним из таковых является Ольгино поле.


Александров, А. Легенды о княгине Ольге в Псковской земле / Анатолий Александров // Псковская губерния. – 2001. – 8-14 нояб. (№ 44). – Режим доступа: http://gubernia.pskovregion.org/number_64/9.php . - 14.07.2011.


Александров, А.А. Бъдын княгини Ольги / А.А. Александров // Земля Псковская, древняя и современная: тез. докладов к науч.-практ. конф. 1998/99 гг.. - Псков, 1999. - С. 50-57.
Значение слова "бъдын", обряд захоронения на Псковщине.


Медников, М. М. По святым местам: [к Дню Святой княгини Ольги] / М. М. Медников // Новости Пскова (г. Псков). - 1998. - 24 июля.
История создания храма во имя кн. Ольги.


Псков – град святой Ольги // Плоткин К. М. Древний Псков. – Псков, 1997. – С. 21-28.


Александров, А. А. Ольгинская топонимика Пскова / А. А. Александров // Земля псковская, древняя и современная: тез. докл. к науч.-практ. конф. 1995/96 гг. - Псков, 1996. - С. 72-78.

Левин, Н. Ф. Княгиня Ольга в Псковской истории / Н. Ф. Левин // Псковская правда. - 1995. - 19, 20 июля. – Режим доступа: http://pskoviana.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=176:2011-07-01-06-30-29&catid=54 . – 14.07.2011.


Левин, Н.Ф. Старый Псков и княгиня Ольга / Н.Ф. Левин // Псковский городской Совет народных депутатов. Вестник Псковского гор. Совета народных депутатов. - Псков, 1993. - Вып. 6. - С. 78-84.

Александров, А.А. Княгиня Ольга: летопись, археология, топонимика: по следам одной летописной строки / А.А. Александров // Земля Псковская, древняя и социалистическая: краткие тез. докладов. - Псков, 1987. - С. 90-93.


Выбуты – родина княгини Ольги


Богушевский, Н.К. О селе Выбутах (Лыбутах), родине Святой Великой Княгини Ольги Российской, Логазовской волости Псковского уезда / Н.К. Богушевский // Святыни и древности Псковского уезда по дореволюционным источникам / сост., авт. вступ.ст. Н.Ф. Левин. - Псков, 2006. - С. 27-34: ил. - Содерж.: Месторождение Св. Ольги; Ольгина церковь, или дворец, в д. Выдре-Вольжиной (есть схема) ; Приходская церковь с. Выбуты; Ольгин камень у д. Беклеши; Ольгины слуды, Ольгины ворота и Ольгин камень; Ольгина отчина с. Покровское и Ольгин монастырь.


Закладка храма во имя св. равноапостольной княгини Ольги Российской в пог. Выбуты // Святыни и древности Псковского уезда по дореволюционным источникам / сост., авт. вступ.ст. Н.Ф. Левин. - Псков, 2006. - С. 53-57: фот.


Смиречанский, В. Погост (весь) Выбута (Любута) (Историческая справка о начале Пскова) / В. Смиречанский // Святыни и древности Псковского уезда по дореволюционным источникам / сост., авт. вступ. ст. Н.Ф. Левин. - Псков, 2006. - С. 35-52.


Морозкина, Е.Н. Выбуты / Е.Н. Морозкина // Памятники Отечества. Псковская земля / Е.Н. Морозкина; ред.-сост. Т.В. Вересова. - М., 2004. - С. 65-67.
Природные красоты и историческая ценность Выбут (княгиня Ольга, брод через р. Великую - стародавняя застава).


Медникова, Т. Выбуты – Родина княгини Ольги / Т. Медникова // Стерх. – 2001. – 23 марта

(№ 12 Б). – (Псковские хроники, с. 4).


Медников, М. М. Во имя Святой Ольги / М. М. Медников // Новости Пскова. - 1999. - 24 авг.
О строительстве церкви во имя Св. Вел. Кн. Ольги Российской в с. Выбуты (1913-1915 гг.). О работе Комитета, который возклавила Ее Величество Ольга Константиновна, по сооружению храма.


Толстой, М. Выбуты. Ольгинский Слуды. Ольгинские Ворота. Будник / М. Толстой // Толстой М. Святыни и древности Пскова. - СПб., 1993. - С. 78.


В Выбутах будет памятник? // Стерх. - 2008. - 18 июня. - С. 2.
О предполагаемой установке памятника кн. Ольге в Выбутах.

Бог троицу любит: память и памятники // Время - псковское. - 2008. - 11 июня. - С. 3.
Будет установлен памятник княгине Ольге в Выбутах.


http://www.ruschudo.ru/miracles/386/ . - 14.07.2011.


Выбуты - родина княгини Ольги [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pskovichka.ru/publ/vybuty_rodina_knjagini_olgi/4-1-0-23 . - 14.07.2011.


Выбуты - родина княгини Ольги. Фотоальбом [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://pskovgo.narod.ru/russia/pskov_2.htm . - 14.07.2011.


Левин, Н. Часовня в Выбутах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pskovgrad.ru/arkhitekturnyjj_ansambl/pskov/1146926610-chasovnya-v-vybutax.html . - 14.07.2011.

Памятники княгине Ольге в Пскове


Иванов, Ю. Две Ольги / Ю. Иванов // Литературная Россия. - 2008. - 13 июня (№ 24). - С. 15.
О княгине Ольге; упоминаются памятники Ольге В. Клыкова и З. Церетели в Пскове.


Константинов, О. Псковские святые: кто увековечен на памятнике княгине Ольге? / О. Константинов // Новости Пскова. – 2003. -11; 12; 13; 18; 19 нояб.; 3дек.
О кн. Владимире, Довмонте-Тимофее, Марфе Пск., Николае Салосе, Вассе Пск.-Печерской, Александре Невском, Корнилии Пск.-Печерском, Никандре-пустынножителе, Митрополите Вениамине, св. Тихоне, Всеволоде-Гаврииле Псковском, вел. кн. Елизавете Федоровне. Фотографии фрагментов памятника.

Дементьев, О. Месть св. Ольги: за подарок на гипсовом постаменте / Олег Дементьев // Российская газета. - 2003. - 16 сент. - С. 6.
О памятнике В.Н.Клыкова кн. Ольге.


Павлючик, Л. У какой Ольги встретимся? : в древнем Пскове в добавок к двум вождям появились две княгини / Леонид Павлючик // Труд. - 2003. - 30 июля. - С. 8.
О памятниках княгине Ольге В. Клыкова и З. Церетели.


Дементьев, О. Легенды бронзовой Ольги: в Пскове установлен памятник покровительнице древнего города / Олег Дементьев // Российская газета. - 2003. - 25 июля. - С. 6.

Петров, И. Под громыхание грозы открылась Ольга: к 1100-летию первого упоминания г. Пскова в летописи / И. Петров // Псковская провинция. - 2003. – 25 июля. - С. 2.
Об открытии памятника княгине Ольге скульптора Зураба Церетели у гостиницы "Рижская".


Тимофеева, Л. Крестом благословляя Псков: к 1100-летию первого упоминания г. Пскова в летописи / Л. Тимофеева // Псковская провинция. - 2003. - 25 июля. – С. 9.
Об открытии памятника княгине Ольге скульптора В.Клыкова в Детском парке, об истории создания памятника.


Константинов, О. Первый памятник святой Ольге / О. Константинов // Новости Пскова. - 2003. – 20 мая. - С. 3.
Об освящении места закладки памятника в детском парке.


Ямщиков,С. Губернатору Псковской области Е. Э. Михайлову. Мэру города Пскова М. Я. Хоронену: [обращение в связи с сооружением в Пскове памятника кн. Ольге и месте его установки] / С. Ямщиков // Псковская правда. - 2003. - 7-8 мая. - С. 18.


Петров, И. К нам прилетел отец княгини Ольги / И. Петров // Псковская провинция. - 2003. - 18 апр. - С. 3.
В г. Пскове впервые побывал известный российский скульптор Зураб Церетели, автора памятника княгине Ольге - дар Пскову к 1100-летию.


Ольга без границ // Аргументы и факты. - 2003. - № 23. - Прил.: Северо-Запад, № 17, с. 12. - Об установке двух памятников Ольге в Пскове.


Константинов, О. "Ольг для Пскова много не бывает" / О. Константинов // Новости Пскова. - 2003. - 31янв. - С. 1, 3.
К вопросу установки памятников княгине Ольге в Пскове. Фото.


Константинов, О. Вячеслав Клыков - на родине княгини Ольги / О. Константинов // Новости Пскова. - 2003. - 10 янв. - С. 5.
Фоторепортаж о пребывании скульптора на Псковщине.

Памятник княгине Ольге Вячеслава Клыкова

Достопамятные люди земли Псковской: о памятнике св. Ольге скульптора В. М. Клыкова / сост. Н. В. Государенко; МУК «Централизованная библиотечная система» г. Пскова. – Псков, 2005. – 20 с.

О памятнике Вячеслава Клыкова [Электронный ресурс]. – Режим доступа:Что почитать

Хороша наша часовенка в любую погоду и в любое время года.

Ольгинское общество в Пскове

Волочкова, О. Всероссийское Ольгинское общество / Ольга Волочкова // Псковский летописец: краеведческий альманах. – 2009. - № 1. – С. 22-31.

Волочкова, О.К. Ольгин след в родном городе: беседа с директором Псковского музея-заповедника О.К. Волочковой / беседовала А. Арсеньева // Новости Пскова. - 2005. – 26 июля. – С. 4.
Об обществе св. Ольги Российской при Псковском музее-заповеднике, о восстановлении и благоустройстве памятных мест, связанных с кн. Ольгой.

Всероссийское Ольгинское общество [Электронный ресурс]. – Режим доступа.

Святая равноапостольная благоверная княгиня Ольга Российская

(894 - 969)

Княгиня Ольга - жена киевского князя Игоря Рюриковича и мать князя Святослава. Одна из самых замечательных женщин - правительниц в русской истории. Ольга управляла древнерусским государством с 945 до 960 года в качестве регента при малолетнем сыне Святославе. Первая женщина, причисленная русской церковью к лику святых.

С её именем связано первое упоминание о Пскове в летописи (903 год), она считается основательницей Троицкого собора в Пскове. Благодаря её усилиям была укреплена крепость Пскова.

О жизни Ольги до ее встречи с Игорем известно немногое. Из древней летописи русского государства «Повесть временных лет» и ее «Жития» мы знаем, что звали ее варяжским именем Хельга, а на русском - Ольга. Предание, изложенное в «Житии», называет родиной Ольги село Выбуты неподалеку от Пскова, вверх по реке Великой. Здесь состоялась встреча ее с будущим супругом. Молодой князь охотился «в области Псковской» и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью и стал склонять ее ко греху. Перевозчица оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих поданных. Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней.

Игорь, как и положено правителю-воину часто отсутствовал отправляясь в военные походы и на сбор дани, Ольга оставалась в Киеве на престоле.

В 942 году родила сына - Святослава, а в 945 году был убит ее муж, князь киевский Игорь. После смерти мужа, и по малолетству сына Ольга становится полновластной правительницей Киевской Руси.

Игоря убили восставшие древляне и Ольга, укрепляя государство, сумела перехитрить их и впоследствии полностью разгромить и подчинить. Летопись повествует о жестокой мести, подчеркивая, что христианской в то время княгиня еще не была.

Дважды Ольга объехала псковские и новгородские земли, назначая и упорядочивая дани, учреждая места для торговли и обмена. Такое разумное распределение «полюдья» - налогов в пользу Киева обеспечивало объединение русских земель вокруг него. Позднее при этих своеобразных административных центрах строились храмы.

Мудрая правительница искала связей с иными странами и во многом была первым государственным деятелем, чей статус признавался другими государствами.

В 955 году она посетила Византию и приняла христианскую веру. «Житие» рассказывает, что обряд совершил патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником был император Константин Багрянородный, который оставил описание визита Ольги и самого обряда в своем труде «О церемониях византийского двора». Ольга принимает христианство с именем Елена. Вслед за ней христианскую веру приняло ее ближайшее окружение.

Став первой христианкой в русском княжеском роду, она просила посвятить для крещения Руси священнослужителей и первая начала вводить христианство на Русской земле, чему воспротивился ее сын.

Святославу уже исполнилось 15-16 лет и он имел государственное влияние. Он не только не пожелал принять крещение, но и демонстративно поддерживал язычество, высмеивая веру матери.

Не сбылась и надежда Ольги организовать брак Святослава с византийской принцессой. Этот шаг помог бы снять с Руси клеймо варварской страны. Святослав предпочитал воевать и в Киеве появлялся редко. Конфликт матери и сына привел к тому, что титул князя киевского Святослав получил лишь после ее смерти, да и прожил недолго. Древнерусские книжники усмотрели в этом кару закоренелому язычнику.

Последние годы жизни великая княгиня посвятила воспитанию внуков, что дало свои плоды - крестителем Руси стал один из них - Владимир Святославич.

Монах Иаков в повести ХІ века под названием «Память и похвала князю русскому Владимиру» сообщает точную дату смерти святой равноапостольной княгини Ольги: 11 июля 969 года.

Период ее княжения характеризуется как время мира и поступательного развития и потомки хранят о ней благодарную память.

За свои заслуги в распространении христианства, за праведную жизнь княгиня была причислена к лику святых, и именуется православной церковью как Святая Равноапостольная Благоверная княгиня Ольга Российская.

Особенное отношение к Ольге сложилось у псковичей. Имя княгини осталось на псковской земле в топографических и географических названиях; в самом Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, вновь восстановлена Ольгинская часовня на набережной реки Великой. Ее имя носили благотворительные учреждения и улицы.

День города отмечается в день памяти святой благоверной княгини. Память ее всегда с особой торжественностью празднуется в храмах псковской епархии. В Свято-Троицком соборе существует придел, освященный в ее честь. Есть также Ольгинский придел в церкви Успения с Пароменья. Памятный крест установлен рядом с местом где, по преданию, Ольге было видение трех небесных лучей.

Вверх