Цели и задачи медицинской психологии. Роль и задачи медицинской психологии в профессиональной подготовке психолога

Роль медицинской психологии заключается

1. в улучшении необходимых контактов медперсонала с больными,

2. в быстрейшем и наиболее полном выздоровлении,

3. в предупреждении болезней, охране здоровья, воспитании гармоничной личности.

Она широко изучает весь диапазон благотворных или пагубных влияний на личность человека, воздействие характера межличностных отношений на его здоровье и возникновение болезней.

Основная цель преподавания медицинской психологии сводится

1. к воспитанию у студентов гуманизма,

2. высокой медицинской культуры,

3. этических норм

4. широкого психогигиенического (психопрофилактического) подхода в коррекции состояния больного человека.

Важнейшей задачей медицинской психологии является изучение психики больного в различных условиях.

Медицинская психология должна разрабатываться в связи с актуальными задачами, которые ставятся различными медицинскими дисциплинами.

ОБЩАЯ И ЧАСТНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Особенностями медицинской психологии сегодня являются всё большая дифференциация на различные направления и расширяющиеся связи с другими областями знаний. По направленности психологических исследований можно выделить общую и частную медицинскую психологию.

Общая медицинская психология изучает общие вопросы и включает в себя следующие разделы:

Основные закономерности психологии больного человека (критерии нормальной, временно измененной и болезненной психики), психологии врача (медицинского работника), психологии повседневного общения больного и врача, психологической атмосферы лечебно-профилактических учреждений.

Психосоматические и соматопсихические взаимовлияния.

Индивидуальность (темперамент, характер, личность), эволюцию и этапы ее постнатального онтогенеза (включая детство, отрочество, юность, зрелость и поздний возраст), аффективно-волевые процессы.

Медицинскую деонтологию, включающую вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны.

Психогигиену (психологию медицинских советов и консультаций, психологию семьи, психогигиену лиц в кризисные периоды их жизни (например, пубертатный, климактерический). Психологию брака и половой жизни. Психогигиеническое обучение, психотренинг взаимоотношений врача и больного.

Общую психотерапию.

Частная медицинская психология изучает конкретного больного, а именно:

особенности психических процессов у психических больных;

психику больных на этапах подготовки, выполнения хирургических вмешательств и в послеоперационный период;

особенности психики больных, страдающих различными заболеваниями (сердечно-сосудистыми, инфекционными, онкологическими, гинекологическими, кожными и т.д.);

психику больных с дефектами органов и систем (слепота, глухота и т.п.);

особенности психики больных при проведении трудовой, военной и судебной экспертизы;

психику больных алкоголизмом и наркоманией;

частную психотерапию.

Можно выделить конкретные клиники, где находят практическое применение знания соответствующих разделов медицинской психологии:

в психиатрической клинике - патопсихология ;

в неврологической - нейропсихология ; в соматической - психосоматика .

Патопсихология изучает, по определению Б.В. Зейгарник, структуру нарушений психической деятельности, закономерности распада психики в их сопоставлении с нормой. Патопсихология может рассматривать задачи как общей медицинской психологии (когда изучаются закономерности распада психики, изменения личности психических больных), так и частной (когда исследуются нарушения психики конкретного больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной экспертизы).

Близка к патопсихологии нейропсихология , объектом изучения которой служат заболевания ЦНС (центральной нервной системы), преимущественно локально-очаговые поражения головного мозга.

Психосоматика изучает влияние психики на возникновение соматических проявлений.

Патопсихологию следует отличать от психопатологии. Последняя является частью психиатрии и изучает симптомы психического заболевания клиническими методами, используя медицинские понятия: диагноз, этиология, патогенез, симптом, синдром и др. Основной метод психопатологии - клинико-описательный.

На развитие медицинской психологии оказывают существенное влияние следующие медицинские дисциплины: психиатрия, неврология, нейрохирургия, психотерапия, терапия. Это влияние взаимообразно. Близка медицинская психология и к ряду других психологических и педагогических наук - экспериментальной психологии, трудотерапии, олигофренопедагогике, тифлопсихологии, сурдопсихологии и др.

Медицинская психология оказывает значительное влияние на развитие общетеоретических вопросов психологии: соотношение социального и биологического в развитии психики; анализ компонентов, входящих в состав психических процессов; развитие и распад психики; роль личностного компонента в структуре различных форм психической деятельности. Медицинская психология использует знания педагогики, социологии, философии и т.д.

Известно, что в России основатель отечественной медицинской психологии В. М. Бехтерев вслед за Вундтом, открывшим в 1879 г. первую психологическую лабораторию в Лейпциге, организовал в 1885 г. в Казани вторую в Европе экспериментально - психологическую лабораторию. Позже создаются аналогичные лаборатории в Санкт-Петербурге. Вслед за В. М. Бехтеревым в конце XIX – начале XX века В. Ф. Чиж, С. С. Корсаков и А. А. Токарский, Н. Н. Ланге, Г. И. Россолимо, А. И. Сикорский создают в других городах России психологические лаборатории, в которых разрабатывались и апробировались экспериментальные подходы для решения задач клинико-психологической диагностики, в частности в психиатрии.

Нельзя не сказать и о роли, и о значении созданной В.Н.Мясищевым проблемной комиссии "Медицинская психология" при АМН СССР в 1962 г. Это был период "оттепели", и ситуация требовала, среди прочего, и "легализации" психологии, особенно в медицине. Проблемная комиссия под руководством В.Н.Мясищева и М.С.Лебединского собрала единомышленников. Во многом благодаря рекомендациям комиссии стали возможными новые направления в официальных планах исследований, диссертационных работах, в совершенствовании организационных форм и содержании преподавательской работы, в частности в Ленинградском университете, где преподавал в те годы В. Н. Мясищев. Несколько позже он впервые добился введения аспирантуры по этой, тогда казавшейся экзотичной, дисциплине.

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологии, изучающая личность, индивидуальность больного человека; особенности психической деятельности, изменения ее при заболеваниях; влияние личности больного на процессы возникновения заболевания и выздоровления, а также взаимоотношения между пациентом и медицинским персоналом в ходе лечебно – реабилитационного процеса.

Предмет изучения медицинской психологии

По направленности психологических исследований можно выделить общую и частную медицинскую психологию .

Общая медицинская психология изучает общие вопросы и включает в себя следующие разделы:

1.Основные закономерности психологии больного человека, психологии медицинского работника, психологии общения медицинского работника и больного, психологический климат отделения.

2. Психосоматические и соматопсихические взаимоотношения, то есть психологические факторы, влияющие на болезнь, изменение психологических процессов и психологического склада личности под влиянием болезни, влияние психических процессов и особенностей личности на возникновение и протекание болезни.

3. Индивидуальные особенности человека и их изменения в процессе жизни.

4. Медицинскую деонтологию и биоэтику.

5. Психогигиену и психопрофилактику, то есть роль психики в укреплении здоровья и предупреждении заболевания.

6. Психологию семьи, психогигиену лиц в кризисные периоды их жизни (пубертатный, климактерический). Психологию брака и половой жизни.

7. Психогигиеническое обучение, психотренинг взаимоотношений врача и больного.

8. Общую психотерапию.

Частная медицинская психология изучает:

1. Особенности психологии конкретных пациентов при определенных формах болезней, в частности при пограничных нервно-психических расстройствах, различных соматических заболеваниях, наличии дефектов органов и систем;

2. Психологию пациентов при подготовке и проведении хирургических операции и в послеоперационный период;

3. Медико-психологические аспекты трудовой, военной и судебной экспертизы;

4. Психику больных с дефектами органов и систем (слепота, глухота и т.п.);

5. Психику больных алкоголизмом и наркоманией;

6. Частную психотерапию.

Задачи медицинской психологии:

1. психокоррекционная работа (психотерапия)

2. психогигиена

3. психологическая экспертиза, связанная с социальной и трудовой реабилитацией больных

· лечебно-диагностического и лечебно-реабилитационного.

Лечебно-диагностический блок включает в себя патопсихологическую, нейропсихологическую, соматопсихологическую, психофизиологическую, социально-психологическую диагностику.

Лечебно-реабилитационный блок включает психотерапевтические, психокоррекционные, психопрофилактические и социотерапевтические мероприятия.

Основные методы исследования в медицинской психологии:

· наблюдение за поведением пациента,

· эксперимент: лабораторный и в естественных условиях,

· анкетирование - анкетный опрос

· беседа с пациентом (сбор фактов о психических явлениях в процессе личного общения),

· интервью,

· исследование продуктов деятельности пациента (письма, рисунки, дневники, поделки и т.п.)

· клинические диагностические тесты.

Наблюдение:

Внешнее наблюдение – это способ сбора данных о психологии и поведении человека путём прямого наблюдения за ним со стороны.

Внутреннее наблюдение , или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения.

Стандартизированное наблюдение заранее определено и чётко ограничено в плане того, что наблюдается, ведётся по предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.

Включенное наблюдение характеризуется непосредственным участием наблюдателя в исследуемом процессе.

Стороннее наблюдение не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Опрос – это метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и больших затрат времени на проведение исследования.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространённая его форма – это анкета. Но её недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание её вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос – разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определёнными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.

Стандартизированный опрос – при нём вопросы и характер ответов на них обычно ограничены узкими рамками, он более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Тесты предполагают чёткую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации.

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно проверенных с точки зрения их валидности и надёжности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Проективный тест – в его основе лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям.

Наиболее распространенные тесты для исследования личности

Метод исследования уровня притязаний. Методика используется для исследования личностной сферы больных. Больному предлагают ряд задач, пронумерованных по степени сложности. Испытуемый сам выбирает посильную для себя задачу. Экспериментатор искусственно создает ситуации успеха-неуспеха для больного, при этом анализирует его реакцию в этих ситуациях. Для исследования уровней притязаний можно использовать кубики Кооса.

Метод Дембо-Рубинштейн. Используется для исследования самооценки. Испытуемый на вертикальных отрезках, символизирующих здоровье, ум, характер, счастье, отмечает, как он оценивает себя по этим показателям. Затем отвечает на вопросы, раскрывающие его представление о содержании понятий “ум”, ”здоровье” и т.д.

Метод фрустрации Розенцвейга. С помощью этого метода исследуются характерные для личности реакции в стрессовых ситуациях, что позволяет сделать вывод о степени социальной адаптации.

Метод незаконченных предложений. Тест относится к группе вербальных проективных методов. Один из вариантов этого теста включает 60 незаконченных предложений, которые испытуемый должен закончить. Эти предложения могут быть разделены на 15 групп, в результате исследуются отношения испытуемого к родителям, лицам противоположного пола, начальству, подчиненным и т.д.

Тематический аперцептивный тест (ТАТ) состоит из 20 сюжетных картин. Испытуемый должен составить рассказ по каждой картине. Можно получить данные о восприятии, воображении, способности осмысливать содержание, об эмоциональной сфере, способности к вербализации, о психотравме и т.д.

Главная > Лекция

Цели и задачи медицинской психологии.

Медицинская психология изучает психологические особенности пациентов и медперсонала в лечебно-диагностическом процессе. Для психологии важна возможность изучать человека в состоянии кризиса – болезни, то есть изучать особенности изменений психики в патологическом состоянии тела. Основное положение медицины – врач должен лечить не болезнь, а больного – требует знания не только биологических и физиологических особенностей человека, но и особенностей его психики. Участие личности в страданиях тела, связанное с переносимым заболеванием, было известно давно. Единство клинического и психологического подходов в лечебной практике всегда отличало великих врачей древности и современности. М.Я.Мудров, С.П.Боткин, Г.А.Захарьин, В.М. Бехтерев, В.Н.Мясищев, З.Фрейд и многие другие врачи – ориентировали своих учеников на необходимость понимания больной личности и учет ее особенностей в ходе диагностики и лечения. Определение 1: В отечественной психологии медицинская психология рассматривается как отрасль психологической науки, направленная на решение теоретических и практических задач, связанных с психопрофилактикой заболеваний, диагностикой патологических состояний, психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления и приспособления к болезни, с решением экспертных вопросов, социальной и трудовой реабилитацией больных людей (Психол. словарь, ред. ЗинченкоВ.П. и Мещерякова Б.Г., 2004). Определение 2: Медицинская психология понимается как область профессиональной деятельности, направленной на повышение психических ресурсов человека и его адаптационных возможностей, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, преодоление недугов и психологическую реабилитацию. Содержание МП, ее место, объем до сих пор по-разному определяются различными специалистами. Общим является то, что МП понимается как пограничная область между психологией и медициной. При этом она изучает проблемы медицины в психологическом аспекте и методами психологии. Различия между названиями «клиническая» и «медицинская» относят: - во-первых, к различиям между медиками и психологами: медики предпочитают говорить «медицинская», а психологи – «клиническая», - во-вторых, в зарубежной научной литературе чаще используют термин «клиническая», а в отечественной – «медицинская». Различные психологические школы по-разному понимают предмет и задачи клинической психологии. Одни считают, что медицинская психология должна изучать психические расстройства при различных заболеваниях. Другие полагают, что медицинские психологи должны исследовать особенности личности и заниматься психологической коррекцией. Третьи считают задачей медицинской психологии разработку программ коррекции дезадаптивной картины болезни и дезадаптивного поведения. По направленности психологических исследований (на выявление общих закономерностей или на особенности конкретного больного) можно выделить ОБЩУЮ и ЧАСТНУЮ МП. Общая медицинская психология включает в себя следующие разделы: - основные закономерности психологии больного человека, психологии врача, психологии общения больного и врача, психологической атмосферы лечебного учреждения; - психосоматические и соматопсихические влияния; - медицинскую деонтологию (вопросы врачебного долга, тайны, этики); - психогигиену (обучение, тренинг взаимоотношений врач-больной, психология брака, психология семьи, кризисных периодов). Частная медицинская психология изучает: - особенности психических процессов у психически больных; - психика больных на различных этапах подготовки, выполнения операций, в послеоперационный период; - особенности психики больных с различными заболеваниями (сердечные, инфекционные, онкологические, кожные и др.); - особенности психики больных с дефектами органов и систем (слепота, глухота и пр.); - особенности психики больных при проведении экспертизы (военной, трудовой, судебной); - психику больных алкоголизмом и наркоманией. Основной задачей медицинской психологии как науки является изучение объективных закономерностей функционирования и проявления психических явлений и процессов человека в ситуации болезни и лечебного взаимодействия. Предмет медицинской психологии – особенности психической деятельности больного в их значении для патогенетической и дифференциальной диагностики болезни, оптимизации лечения, а также для сохранения и укрепления здоровья. Задачи медицинской психологии. Конкретные задачи МП формулировались следующим образом (Лебединский, Мясищев, 1966, Кабанов, Карвасарский, 1978):
    Исследование влияния заболеваний на психику человека и его поведение; Анализ влияния психологических факторов на возникновение, развитие и лечение заболеваний, а также на профилактику; Изучение роли психического как фактора, противостоящего возникновению и развитию болезни; Изучение нарушений развития психики; Изучение проявлений и динамики нарушений психики при различных заболеваниях; Разработка принципов и методов психологического исследования в клинике; Исследование влияния особенностей взаимоотношений больного с медицинским персоналом и микросредой на процесс течения болезни и выздоровления; Создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных целях.
Взаимосвязь медицинской психологии с другими науками. На развитие медицинской психологии оказывают существенное влияние следующие медицинские дисциплины: психиатрия, неврология, нейрохирургия, психотерапия, терапия. Это влияние взаимно. Медицинская психология близка и к ряду психологических наук: экспериментальной психологии, олигофренопедагогике, тифлопсихологии, сурдопсихологии и другим. Медицинская психология оказывает влияние на развитие общетеоретических вопросов психологии: - соотношение социального и биологического в развитии психики, - анализ компонентов, входящих в состав психических процессов, - развитие и распад психики, - роль личностного компонента в структуре различных форм психической деятельности. Экспериментально-психологическое исследование в клинике. В психиатрической клинике ЭПО используется: - для целей экспертизы (трудовой, военной, судебной), - для дифференциального диагноза, - для контроля эффективности лечения. Предметом исследования являются психические процессы испытуемого (восприятие, память, внимание, мышление, эмоции), мотивационная, волевая сферы. В клинике внутренних болезней (соматической) предмет исследования: - особенности эмоциональной сферы, - особенности мотивации. Реже: когнитивные процессы, поведенческие особенности.

Методы исследования в медицинской психологии.

Методы делятся на основные и вспомогательные. Основные – наблюдение и эксперимент, все остальные – вспомогательные. Наблюдение – изучение психологических явлений без вмешательства в их течение. Житейское наблюдение – ограничивается регистрацией фактов, имеет случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение – организовано, имеет план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение – предполагает участие исследователя в деятельности, которую он изучает. Невключенное наблюдение – не предполагает участия исследователя. Метод наблюдения является наиболее фундаментальным методам психологического исследования. Он заключается в профессиональной регистрации всех выявляемых во внешнем поведении испытуемого проявлений внутренней психологической структуры. Разновидность метода наблюдения – клинико-психологический метод (профессиональная психологическая беседа с больным). Роль метода наблюдения возрастает при подозрении о симуляции и диссимуляции, Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений. Эксперимент может быть лабораторным , когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкциями, естественным , когда изучение осуществляется в естественных условиях, констатирующим, когда изучаются лишь определенные психологические явления, формирующим – в процессе которого развиваются определенные качества. Вспомогательные методы. Опрос – метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Опрос может быть письменным (анкетирование), устным (беседа) и в форме интервью. Интервью предполагает установление личного контакта с испытуемым, имеет свои принципы, этапы и схему проведения. Тестирование – метод, в ходе которого испытуемый выполняет определенные действия по заданию исследователя. Для тестирования разработаны многие методики. Отличие тестирования от опроса:

Учебная программа (Syllabus) дисциплины «_Медицинская__психология__» составлена на основе ГОСО по специальности «Психология», типового учебного плана «Медицинская психология», типовой учебной программы _Медицинская психология и логической

  • Учебная программа (Syllabus) Дисциплина: Медицинская психология Специальность 050503 Психология (2)

    Программа

    Учебная программа (Syllabus) дисциплины «_Медицинская__психология__» составлена на основе ГОСО по специальности «Психология», типового учебного плана «Медицинская психология», типовой учебной программы «Медицинская психология» и логической

  • Пояснительная записка Медицинская психология

    Пояснительная записка

    О.А.Скугаревский, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»,

  • (билеты)

    Медицинская психология как наука. Ее содержание и основные разделы.

    Медицинская (клиническая) психология – отрасль психологии, которая сформировалась на стыке с медициной, она использует знания психологических закономерностей в медицинской практике: в диагностике, лечении и профилактике заболеваний. Кроме изучения психики больного человека, к основным разделам предмета клинической психологии относится изучение закономерностей общения и взаимодействия больных и медицинских работников, а также изучение психологических средств воздействия на больных в целях профилактики илечения заболеваний. Мед.психологию можно разделить на: Общую клиническую психологию, которая разрабатывает проблемы основных закономерностей психологии больного человека, проблемы психологии врача и психологии лечебного процесса, а кроме того учение о взаимоотношениях психического и соматопсихического в человеке, рассматриваются вопросы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии; Частную клиническую психологию , раскрывающую ведущие аспекты психологии больных при определенных заболеваниях, а также особенностей врачебной этики; Нейропсихологию – служащую для решения задач установления локализации очаговых поражений мозга; Нейрофармакологию – исследующую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; Психотерапию – изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного. Патопсихологию – также можно отнести к клинической психологии. И наконец, специальная психология – изучающая людей с отклонениями от нормального психического развития, которое связано с врождеными или приобретенными дефектами формирования нервной системы (тифлопсихология – слепых, сурдопсихология – глухих, олигофренопсихология – умственно отсталых)

    Место медицинской психологии в структуре психологии.

    Раскройте структуру методов психодиагностики

    Психодиагностика как отрасль психологии ориентирована на измерение индивидуально-психологических особенностей личности. Она ориентирует исследователя не на исследование, а на обследование, т.е. постановку психологического диагноза, который может устанавливаться на трех уровнях: симптоматический диагноз (ограничевается констатацией особенностей или симптомов); этиологический (учитывает, помимо особенностей, причины их возникновения); типологический диагноз (определение места и значения выявленных характеристик в общей картине психической жизни человека). Основные методы: наблюдения – систематическое, целенаправленное отслеживание проявлений психики (бывает: срез, лонгитюдальное, сплошное, выборочное, включенное); эксперимент – активное вмешательство исследователя в ситуацию.(естественный, лабораторный). Дополнительные методы: Тесты – наборы задач и вопросов, позволяющие быстро оценить психическое явление и степень его развития; моделирование – создание искусственной модели изучаемого феномена; анализ продуктов деятельности – созданные вещи, книги, письма, изобретения, рисунки (здесь же – контент-анализ); беседа (анамнез – сведения о прошлом, интервью, психологические анкеты)

    Принципы построения и проведения психологического обследования

    Психологическое

    Назовите показатели постановки психологического диагноза

    Диагноз может устанавливаться на трех уровнях: симптоматический (эмпирический) диагноз (ограничевается констатацией особенностей или симптомов); этиологический (учитывает, помимо особенностей, причины их возникновения); типологический диагноз (определение места и значения выявленных характеристик в общей картине психической жизни человека).

    Важнейшим элементом является выяснение в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия. Вторая ступень – этиологический диагноз –учитывающий наличие симптомов, а также их причины возникновения. .

    Факторы, определяющие надежность диагноза.

    Особенности эффективного взаимодействия больной – врач, клиент – психолог.

    Практически любая встреча и беседа врача с больным имеет важное значение для установления и поддержания оптимального психологического контакта. Особенно важно профессионально и грамотно провести первую встречу, т.к. она имеет не только диагностическое значение, но и важна как психотерапевтический фактор. Важно уметь выслушать больного и отметить, что для него является самым важным. В постановке вопросов следует избегать воздействий внушающего характера. В каждом конкретном случае наиболее удобный способ избирается врачом в зависимости от состояния больного и опыта врача. Врач должен в совершенстве владеть техниками активного слушания (безоценочное слушание, оценочное слушание, бессловесное общение и т.д.), техникой убеждения (метод выбора, сократовского диалога, авторитета, вызова, дефицита, проекции ожидания), уметь вести спор и даже вступать в конфликт. Учитывать характер заболевания и отсюда выбирать тип контакта.Не забывать о существовании образа «идеального больного» и «идеального врача» (сопереживающий и недерективный, сопереживающий и директивный, эмоционально-нейтральный и директивный).

    Основными формами взаимодействия после установления контакта являются либо руководство, либо сотрудничество

    Назовите базовые этические ценности клинического психолога

    Деятельность клинического психолога относится к трудным прфессиям. Человек, посвятивший себя этому, безусловно, должен и меть призвание к психологии. Психолог прежде всего должен быть гуманен . Пациент прежде всего вправе ожидать от психолога желания помочь и убежден, что другим психолог и быть не может. Гуманизм, сознание долга, выдержка и самообладание, совестливость, всегда считались главными характеристиками психолога. Клинический психолог должен иметь данные необходимые как психологу, так и врачу. Одним из главных этических принципов должен быть принцип соблюдения Она, как правило, включает в себя три вида сведений: о болезнях, об интимной и о семейной жизни больного. Врач-писхолог не случайный обладатель этих сведений, они ему доверены как человеку, от которого ждут помощи. Кроме того необходимой чертой личности психолога является общая и профессиональная культура, включающая в себя и организованность в работе и любовь к порядку, аккуратность, чистоплотность. Все это сформировалось в учение – медицинская деонтология. .

    Профессиограма практического психолога

    Профессиография – описание профессии с точки зрения требований, предъявляемыми ими к человеку. Охватывает различные стороны конкретной профессиональной деятельности: социально-экономические, технические, правовые, медико-гигиенические, психологические и др. Психограмма – краткая сводка требований, предъявляемых к психике человека как перечень необходимых профессиональных способностей.

    Особенности оказания психологической помощи клиенту

    Психологическая помощь – область практического применения психологии, ориентированная на повышениие социально-психологической компетентности людей. Она может адресовываться как отдельному субъекту, так и группе, организации. В клинической психологии психологическая помощь включает предоставление человеку информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления у него психических или психопатологических феноменов, а также активное целенаправленное психологическое воздействие а индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению. Основными способами являются психологическое консультирование, психологическая коррекция и психотерапия. Все они могут применяться как в отдельности, так и в сочетании. П. Консультирование – главная цель – научно организованное информирование клиента о его психологических проблемах с учетом его личностных ценностей и индивидуальных особенностей с целью формирования активной личностной позиции и пр. П.Коррекция – понимается как деятельность специалиста по исправлению тех особенностей личности, психического развития клиента, которые не являются оптимальными для него. Цель – выработка адекватной и эффективной для сохранения здоровья и психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации в обществе. Психотерапия – система комплексного лечебного вербального и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека при различных заболеваниях (психических, нервных, психоматических). Виды психического воздействия: воздействие, манипулирование, управление, формирование.

    Что такое ятрогения? Какие пути предупреждения их возникновения?

    Ятрогении – общее название, обозначающее психогенные расстройства у больного вследствие неосторожных, ранящих больного слов врача (собственно ятрогения) или его действий (ятропатия), медицинской сестры (соророгения), других медицинских работников. Пагубные самовлияния, связанные с предубеждением по отношению к врачу, страхи перед медицинским обследованием, могут также привести к подобным расстройствам (эгогения). Ухудшения в состоянии больного под влиянием нежелательных воздействий других больных (сомнения в правильности диагноза и т.п.) обозначают термином эгротогения. Предупреждение – повышение общей и профессиональной культуры медицинских работников и пр…

    Характеристика основных категорий врачебной этики

    Одним из главных этических принципов должен быть принцип соблюдения врачебной тайны (конфиденциальность) Она, как правило, включает в себя три вида сведений: о болезнях, об интимной и о семейной жизни больного. Врач-писхолог не случайный обладатель этих сведений, они ему доверены как человеку, от которого ждут помощи.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение

    1.Понятие медицинской психологии

    2. Разделы медицинской психологии

    Заключение

    Литература

    Введение

    Медицинская психология является актуальной и одной из ведущих отраслей современной психологии. Медицинская психология характеризуется тесной связью ее теоретических основ с практическим использованием их в решении широкого круга проблем охраны и укрепления здоровья населения.

    В современных условиях усугубления социальных проблем в нашей стране, ухудшения показателей здоровья населения, возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных задач медицинского и социального характера на качественно новом уровне. Объективно созрела необходимость активного внедрения в практику органов здравоохранения новых форм и методов социальной работы.

    В 90 гг. XX в. начала формироваться и активно внедрятся в практику здравоохранения новое направление социальной работы и вид профессиональной деятельности - медико-социальная работа. Особенностью медико-социальной работы является в том, что она, как вид профессиональной деятельности формируется на стыки двух самостоятельных отраслей

    - социальной защиты населения и здравоохранения. Такой характер медико-социальной работы требует особых подходов к подготовке специалистов по социальной работе, направленных на формирование основ знаний в области медицины и медицинской психологии.

    В основе тесной связи между медицинской психологией и психиатрией лежат общность объекта исследования, общее понимание психических заболеваний, проявляющихся расстройствами в отражении реального мира и как следствие дезорганизацией поведения или его изменениями.

    В решении теоретических и практических задач медицинский психолог опирается на предметное знание, состоящее из двух взаимосвязанных между собой частей. С одной стороны, это накопленные к настоящему времени представления о природе, структуре, мозговых механизмах, основных закономерностях индивидуального развития и проявлений психики человека, т.е. то, что называется общей психологией, с другой -- знание собственного предмета, отражающее психологические закономерности нарушений и отклонений в познавательных (когнитивных) процессах и личности человека, обусловленные конкретной болезнью. В данном случае речь идет о медицинской психологии и, прежде всего, о патопсихологии как одной из ее ветвей, сформировавшейся в рамках клинической психологии. Но в основе подхода к пониманию патологии (аномалий, отклонений в психике) находится система взглядов о природе психического отражения у здорового нормального человека.

    Проблема структуры и динамических характеристик психики различным образом решается разными психологическими школами и по-разному трактуется представителями разнообразных направлений в рамках их собственных концептуальных представлений о человеке как субъекте отражения окружающего мира. Это имеет прямое отношение и к решению практических задач, поскольку психологическая концепция определяет методологию исследования человека, за которой следует система конкретных методик для выявления искомых особенностей психики в норме и при патологии. В этом смысле психологические методики не являются нейтральными, они создаются и реализуются для выявления и оценки тех составляющих психики, которые адекватны принимаемой психологической концепции (или научной парадигме). Выбор методики -- это, прежде всего осмысленный выбор определенной системы взглядов на сущностные составляющие психики человека.

    1. Понятие медицинской психологии

    Медицинская психология -- раздел психологии, посвященный изучению влияния психических факторов на возникновение, течение болезней, диагностике патологических состояний, психопрофилактике и психокоррекции заболеваний. Принято выделять две основные области приложения медицинской психологии: нервно-психические и соматические заболевания. На основе данных, которые получены в медицинской психологии, могут быть построены продуктивные гипотезы о процессе нормального развития психики.

    Медицинская психология (от лат medicus--врачебный, лечебный)-- отрасль психологии, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. В область исследования Медицинской психологии входит широкий комплекс психологических закономерностей, связанных с возникновением и течением болезней, влияние тех или иных заболеваний на психику человека, обеспечением оптимальной системы оздоровительных воздействий, характером отношений больного человека с макросоциальным окружением. Структура Медицинской психологии включает ряд разделов, ориентированных на исследования в конкретных областях медицинской науки и практического здравоохранения. Наиболее общим из них является клиническая психология, включающая патопсихологию нейропсихологию и соматопсихологию Интенсивно развиваются отрасли Медицинской психологии, связанные с психокоррекционной работой психогигиена, психофармакология, психотерапия, психическая реабилитация. Кербиков О. В., Избр. труды, М., 1971, с. 300--11: О психогигиенической работе в школе.

    Среди важнейших проблем Медицинской психологии -- взаимодействие психических и соматических (телесных, физиологических) процессов при возникновении и развитии болезней, закономерности формирования представления о своем заболевании у больного, изучение динамики осознания болезни, формирования адекватных личностных установок, связанных с лечением использование компенсаторных и защитных механизмов личности в терапевтических целях, изучение психологического воздействия лечебных методов и средств (медикаментов, процедур, клинических и аппаратурных исследований, хирургических вмешательств и др.) в целях обеспечения их положительного максимального влияния на физическое и психическое состояние пациента. Существенное место среди исследуемых Медицинской психологии вопросов занимают психологические аспекты организации лечебной среды (стационара санатория поликлиник и т д.), изучение отношений больных с родственниками персоналом и друг с другом. В комплексе проблем организации лечебных мероприятий особое значение имеет изучение закономерностей психологического воздействия врача в ходе проведения им диагностической, лечебной, профилактической работы, рационального построения взаимоотношений участников лечебного процесса, предупреждение ятрогений Психология Словарь. / Под общ ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. М.,1990

    2.Разделы медицинской психологии

    медицинский психология болезнь психокоррекция

    Медицинская психология, включает в себя следующие разделы:

    1.) Патопсихология, отрасль психологии, изучающая закономерности нарушений психической деятельности и свойств личности на основе сопоставления с закономерностями их формирования и протекания в норме.

    Становление патопсихологии тесно переплетается с развитием психиатрии. Первые экспериментально-психологические лаборатории в психоневрологических учреждениях были созданы в конце 19 в. немецким психологом В. Вундтом, русскими психоневрологами В. М. Бехтеревым и С. С. Корсаковым.

    В начале 20 в. стали публиковаться первые пособия по применению экспериментально-психологических методов исследования психически больных. В развитии патопсихологии в России большую роль сыграли идеи Л. С. Выготского.

    Патопсихологические исследования имеют большое значение для ряда общеметодологических проблем психологии, например для решения вопроса о соотношении биологического и социального в развитии психики. Данные этих исследований показывают, что нарушение личности не означает «высвобождения» её биологических инстинктов и потребностей, а характеризуется, прежде всего изменением самих человеческих мотивов и потребностей. Устанавливается также, что закономерности распада психики не повторяют в обратном порядке этапы её развития.

    Данные патопсихологических исследований используются в психиатрии: в качестве диагностических критериев; при установлении степени интеллектуального снижения; при проведении экспертизы (судебной, трудовой, военной); при учёте эффективности лечения, особенно при использовании психофармакологических средств; при анализе нарушений психической деятельности в случае вредных условий труда; при решении вопроса о восстановлении утраченной работоспособности.

    Патопсихология использует экспериментальные методы исследования, основным принципом которых является качественный анализ нарушений психики как опосредованной и мотивированной деятельности. Патопсихологический эксперимент предоставляет возможность актуализации не только умственных операций, но и мотивов больного человека. Особое развитие получила патопсихология детского возраста, в которой на основе положения Выготского о «зоне ближайшего развития» разработаны особые методы, в частности метод обучающего эксперимента.

    Методы медицинской психологии, не отличаясь в принципе от методов общей психологии, конкретизируются в зависимости от характера болезни. Особое внимание медицинской психологии уделяет анамнезу - анализу прошлых переживаний пациента от младенчества до момента заболевания.

    2). Анамнез (греч. anamnesis -- воспоминание), сведения об условиях жизни больного, предшествовавших данному заболеванию, а также вся история развития болезни.

    Анамнез -- неотъемлемая часть каждого врачебного исследования, зачастую дающая необходимые указания для диагноза болезни. Различают общий анамнез и анамнез данного заболевания. В общий анамнез входят ответы на следующие группы вопросов: заболевания родителей и ближайших родственников (наследственные заболевания, злокачественные опухоли, психические заболевания, туберкулёз, сифилис и др.); предшествующие данному заболевания и операции, образ жизни (семейное положение, условия питания), привычки (употребление алкоголя, курение), половая жизнь, условия труда, все бытовые условия.

    Анамнез данного заболевания касается начала болезни, течения и лечения её до дня исследования. Анамнез собирают из рассказа самого больного или окружающих его лиц.

    В ветеринарной практике анамнез собирают, опрашивая ухаживающих за животными, изучая документальные данные (истории болезни и т. п.). Устанавливают происхождение животного и состояние здоровья его родителей, наличие заболеваний в хозяйстве, которому принадлежит животное, условия ухода и содержания (характеристика кормления, водопоя, помещения для животного, условия эксплуатации). Выясняют предшествующие заболевания, время возникновения данной болезни, её признаки, случаи подобной болезни в хозяйстве, сведения о примененном лечении. Шкляр В.С., Диагностика внутренних болезней. К., 1960

    3). Болезненный характер переживания, неразрешимость патогенной обстановки, длительность психотравмирующего стресса - все эти факторы могут быть поняты и объяснены только с учётом индивидуальных особенностей личности и характера больного.

    Стресс (от англ. stress -- давление, нажим, напряжение),

    1) в технике -- внешняя сила, приложенная к объекту и вызывающая его деформацию.

    2) в психологии, физиологии и медицине -- состояние психического напряжения, возникающее у человека при деятельности в трудных условиях (как в повседневной жизни, так и в специфических обстоятельствах, например во время космического полёта). Понятие стресса было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома.

    Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до её полной дезорганизации, что ставит задачу изучения адаптации человека к сложным (т. н. экстремальным) условиям, а также прогнозирования его поведения, особенно в подобных условиях.. Левитов Н. Д., О психических состояниях человека, М., 1964: Эмоциональный стресс, пер. с англ., Л., 1970.

    Дальнейшее развитие медицинской психологии приводит к выделению в ней таких её ответвлений, как клиническая психофизиология (клиническая психосоматология) и клиническая нейропсихология, психологические проблемы дефектологии и патопедагогики. Медицинская психология является основой психотерапии и психогигиены.

    4) Нейропсихология, отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга; развивалась как раздел неврологии.

    В течение столетий идеалистическая психология исходила из представления о параллельности мозговых (физиологических) и сознательных (психических) процессов или из представления о взаимодействии между этими двумя областями, считавшимися самостоятельными.

    Лишь во 2-й половине 19 в. в связи с успехами изучения мозга и развитием клинической неврологии был поставлен вопрос о роли отдельных частей коры больших полушарий головного мозга в психической деятельности. Указывая на то, что при поражении определённых зон коры левого (ведущего) полушария у человека нарушаются отдельные психические процессы (зрение, слух, речь, письмо, чтение, счёт), неврологи предположили, что эти зоны коры больших полушарий -- центры соответствующих психических процессов и что «психические функции» локализованы в определённых ограниченных участках мозга. Так создавалось учение о локализации психических функций в коре. Однако это учение, носившее «психоморфологический» характер, было упрощённым.

    Современная нейропсихология исходит из положения, что сложные формы психической деятельности, сформировавшиеся в процессе общественного развития и представляющие высшие формы сознательного отражения действительности, не локализованы в узко ограниченных участках («центрах») коры, а представляют сложные функциональные системы, в существовании которых принимает участие комплекс совместно работающих зон мозга. Каждый участок мозга вносит специфический вклад в построение этой функциональной системы. Так, стволовые отделы мозга и ретикулярная формация обеспечивают энергетический тонус коры и участвуют в сохранении бодрствования. Височная, теменная и затылочная области коры больших полушарий -- аппарат, обеспечивающий получение, переработку и хранение модально-специфической (слуховой, тактильной, зрительной) информации, которая поступает в первичные отделы каждой зоны коры, перерабатывается в более сложных «вторичных» отделах этих зон и объединяется, синтезируется в «третичных» зонах (или «зонах перекрытия»), особенно развитых у человека. Лобная, премоторная и двигательная области коры -- аппарат, обеспечивающий формирование сложных намерений, планов и программ деятельности, реализующий их в системе соответствующих движений и дающий возможность осуществлять постоянный контроль над их протеканием.

    Таким образом, в выполнении сложных форм психической деятельности участвует весь мозг.

    Нейропсихология имеет важное значение для понимания механизмов психических процессов. Одновременно, анализируя нарушения психической деятельности, возникающие при локальных поражениях мозга, нейропсихология помогает уточнить диагностику локальных поражений мозга (опухолей, кровоизлияний, травм), а также служит основой для психологической квалификации возникающего при этом дефекта и для восстановительного обучения, что используется в невропатологии и нейрохирургии.

    В России проблемами нейропсихологии занимаются на кафедре нейропсихологии факультета психологии МГУ, в ряде лабораторий и неврологических клиник. Большой вклад в разработку нейропсихологии внесли учёные др. стран: Х. Л. Тойбер и К. Прибрам (США), Б. Милнер (Канада), О. Зангвилл (Великобритания), А. Экаэн (Франция), Э. Вейгль (ГДР). Проблемам нейропсихологии посвящены специальные журналы «Neuropsychologia» (Oxf., с 1963). «Cortex» (Mil., с 1964) и др. Имеется международное общество нейропсихологии. Введение в клиническую нейропсихологию, Л., 1973; А. Р. Лурия.

    5) Психотерапия (от психо... и греч. therapeia -- лечение), система психических воздействий, направленных на лечение больного. Цель психотерапии -- устранить болезненные отклонения, изменить отношение больного к себе, своему состоянию и окружающей среде. Возможность оказывать влияние на психику человека была замечена ещё в древности. Формирование научной началось в 40-х гг. 19 в. (работы английского врача Дж. Брэда, который объяснил действенность психического влияния функциональными особенностями нервной системы человека). Теоретическое обоснование и практическая разработка специальных методов психотерапии связаны с деятельностью Ж. М. Шарко, В. М. Бехтерева и многие др. Определенное влияние на развитие психотерапии оказал метод психоанализа, усиливший внимание к миру внутренних человеческих переживаний, к той роли, которую они играют в происхождении и развитии болезней; однако фрейдизму (а ранее -- в 1-й половине19 в. -- школе «психиков» рассматривавшей психические болезни как результат «гнета греха») присущ иррациональный подход к пониманию природы психических заболеваний. Психотерапия в СССР основывается на данных медицинской психологии и физиологии высшей нервной деятельности, клинико-экспериментальном методе исследования.

    Различают общую и частную, или специальную, психотерапию. Под общей психотерапией понимают комплекс психологических воздействий, укрепляющих силы больного в борьбе с заболеванием (взаимоотношения врача и больного, оптимальный психологический климат в учреждении, исключающий психическую травматизацию и ятрогенные заболевания, предупреждение и своевременное устранение вторичных невротических наслоений, которые могут вызываться основным заболеванием). Общая психотерапия -- необходимый компонент лечебного процесса при всех формах заболеваний. Частная психотерапия -- метод лечения больных с так называемыми пограничными формами нервно-психических расстройств (неврозы, психопатии и др.), использующий специальные способы психотерапевтического воздействия: рациональную (разъясняющую) психотерапию, внушение в состоянии бодрствования и в гипнозе, отвлекающую психотерапию, аутогенную тренировку, коллективную психотерапию и др. (в сочетании с медикаментозным и др. методами лечения). Психотерапия неосуществима без положительного эмоционального контакта с больным. Платонов К. И., Слово как физиологический и лечебный фактор, 3 изд., М., 1962;

    6) Психогигиена, раздел гигиены, изучающий меры и средства формирования, сохранения и укрепления психического здоровья людей и предупреждения психических заболеваний. Теоретическая основа Психогигиена -- социальная и общая психология, психотерапия, социальная психиатрия и физиология высшей нервной деятельности. Первый специальный труд «Гигиена страстей, или Нравственная гигиена» принадлежит Галену. Исходная для Психогигиены идея зависимости психического здоровья людей от условий их общественной жизни была выдвинута Ж. Ж. Кабанисом. Основоположник Психогигиена в России И. П. Мержеевский видел важнейшее средство сохранения душевного здоровья и повышения продуктивности деятельности в высоких стремлениях и интересах личности. Для Психогигиены в России характерно преимущественное внимание к таким социальным мерам, как улучшение условий труда и быта, последовательное формирование у подростков активных социально-ценных установок, профессиональная ориентация, способствующая реализации этих установок, а также к психогигиеническому просвещению и обучению специальным методам управления собственным психическим состоянием и самочувствием. Важный метод Психогигиены-- диспансеризация лиц с нервно-психическими нарушениями. К актуальным задачам П. относятся предупреждение психических травм у детей и разработка способов рационализации процесса обучения в средней и высшей школе (с целью предотвращения нервно-психических перегрузок). В связи с последствиями научно-технической революции возрастает значение управления психологическим климатом в больших и малых социальных группах, а также методов повышения психической стойкости работников профессий повышенной сложности. Разделы Психогигиены: производственная (Психогигиена труда), умственного труда, половой жизни и семейных отношений, детей и подростков, людей пожилого возраста.

    Заключение

    Таким образом, в решении практических задач психиатрии принимает участие отрасль психологической науки, которая обозначается как медицинская психология (В настоящее время четко определилась тенденция переименования медицинской психологии в клиническую. Это вызвано необходимостью терминологического единства на уровне международного профессионального сотрудничества. В западных странах медицинской психологией называют весь контекст общепсихологических знаний, необходимых врачу и составляющих значительную часть в содержании учебных программ подготовки специалистов в области медицины. В отличие от этого сфера научной и практической деятельности психолога в системе здравоохранения обозначается за рубежом как клиническая психология. Данная ситуация переходного периода смены наименований характеризуется употреблением в отечественной литературе и нормативных документах понятий "медицинская" и "клиническая" психология как синонимов). Имея свой собственный предмет и логику развития, она участвует в решении задач диагностики, экспертизы, в осуществлении психокоррекционных, психотерапевтических и реабилитационных мероприятий, направленных на адаптацию больного к жизни в социуме. Вместе с тем психологические исследования вносят свой вклад в решение и теоретических проблем современной психиатрии.

    Литература

    Лурия А. Р. Основы нейропсихологии, М., 1973;

    Шкляр В.С. Диагностика внутренних болезней. К., 1960

    Введение в клиническую нейропсихологию, Л., 1973;

    Кербиков О. В., Избр. труды, М., 1971, с. 300--11: О психогигиенической работе в школе.

    Платонов К. И., Слово как физиологический и лечебный фактор, 3 изд., М., 1962;

    Психология Словарь. / Под общ ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. М.,1990

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Внушенные изменения уровня активности психических процессов. Гипнорепродукция психических состояний. Репродуктивное внушение заданных психических состояний. Квалифицированная репродукция психических процессов и состояний. Изменение самооценки личности.

      практическая работа , добавлен 23.11.2009

      Поиск объективных методов диагностики эмоционально значимых состояний человека. Влияние особенностей межполушарной организации психических процессов на характер протекания различных эмоциональных состояний в условиях актуализации мотивации достижения.

      реферат , добавлен 11.05.2010

      История изучения психических состояний от древности до наших дней. Функции и виды психических состояний. Методики определения уровня тревожности. Признаки и виды аффективных состояний. Методы борьбы со стрессом. Отличия чувств и эмоций, понятие эмпатии.

      шпаргалка , добавлен 19.06.2014

      Основные теоретические подходы к изучению нервно-психических напряжений. Классификация психических состояний человека. Понятие тревожности и субъективные факторы, влияющие на ее возникновение и проявление. Влияние тревоги на эффективность деятельности.

      курсовая работа , добавлен 14.04.2009

      Исследование влияния рефлексивности, личностного смысла и временного фактора на структурно-динамические особенности взаимодействия психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов естественнонаучных специальностей.

      диссертация , добавлен 14.06.2011

      Психология - научное знание о закономерностях возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека. Педагогика: предмет, категории, методы исследования. История становления современной педагогики и психологии.

      шпаргалка , добавлен 01.04.2011

      Психология как научное исследование поведения и психических процессов. Исследование воздействия различных факторов на поведение личности. Исторические основания психологии. Обзор развития основных школ в психологии, их основные положения, значение.

      курсовая работа , добавлен 11.10.2009

      Характеристика психических состояний студентов в различные периоды учебной деятельности. Исследование особенностей изменений психических состояний студентов в период сессии. Изучение рекомендаций студентам для психологической подготовки к экзаменам.

      курсовая работа , добавлен 11.07.2015

      Особенности развития личности в младшем школьном возрасте. Анализ проблемы психических состояний в психологической науке. Эмпирическое исследование психических состояний у младших школьников. Организация и методы исследования, анализ его результатов.

      курсовая работа , добавлен 19.03.2013

      Отличительные черты невротических и личностных расстройств - психогенных заболеваний, возникающих из-за различных факторов, травмирующих психику. Обобщение факторов, влияющих на возникновение пограничных психических расстройств. Методы их профилактики.

    Вверх