Музыкальные сказки Г. Цыферова («Град», «Про чудака лягушонка»). Притча о буридановом ослике Каким был ослик

Жил-был на свете буриданов ослик.
Говорят, что его (беднягу, умирающего между двумя стогами сена) придумал средневековый философ Жан Буридан. Тут кое-какие сомнения есть, но, может быть, к концу притчи что-нибудь прояснится. Надо только чуточек потерпеть, пока все буквы на бумагу лягут.

Ну так вот – у этого ослика была весьма серьёзная проблема, и даже не одна, а целая цепочка. Как раз обо всём этом и речь.

Но сначала давайте-ка, дадим ему имя, а то неудобно как-то – всё ослик и ослик, да ещё и буриданов. А ослик этот любил думать (совсем как человек), но всё время чего-то опасался. (Может он и на самом деле был человек? – ну, может, не сейчас, а когда-нибудь раньше?) Но хватит вопросов, а то так никогда до имени и не доберёмся – и помрём между именем и осликом.

Давайте назовём его Умником – он, ведь, немного глуповатенький такой ослик, со всеми этими его проблемами, ну, так ему очень даже приятно будет иметь этакое имя.

Ослик, по имени Умник, был очень голоден, и это была главная его проблема (на тот момент времени). Брёл он, брёл по пустынному полю, и уже совсем изнемог от голода, как вдруг увидел вдалеке сено.

– Вот это везение, – подумал он, и пошёл в ту сторону. (Он ещё не знал, что счастье и несчастие всегда вместе идут.)

Приближаясь к цели, Умник увидел, что с другой стороны тоже стоит копна сена – такая же красивая (для ослика) как и первая. Он остановился и стал присматриваться – оказалось, что копёшки были совершенно одинаковые по размерам, и расстояния до них были тоже одинаковые. И тут он задумался, какую выбрать-то? Хочется-то побольше, поудобней и повкуснее (ну, совсем как человеку).

Так бы он и умер от голода, как тот буриданов ослик, о котором рассказывают люди (только правда ли это?), но он всё же был Умник, и это его спасло. Пострадал он, пострадал от неразрешимой проблемы (на тот момент времени), да и заснул. А проснулся Умник от очаровательнейшего аромата лугового сена. Смотрит, а пока он спал, поднявшийся ветер взметнул в воздух несколько клочьев сена с одного стога, и они разметались в его сторону – один, так совсем недалеко лежал. Пошёл ослик к ближайшему, схрупал его, потом к следующему – так до той копёшки и добрался. И уж такая жизнь у него теперь началась – сплошное счастье.

Но мы-то знаем, что счастье вечным не бывает – где-то рядышком всегда его противоположность бродит (или это просто одно и тоже явление такое, только с разных сторон?).

Со временем завелись друзья у него – соседи, где-то рядом живущие. Приходили, рассказывали новости всякие, обсуждали их; спорили иногда о том, о сём. Совсем неглупые соседи – как раз под стать Умнику. Ну, совсем интересная теперь жизнь у него. (А это значит, что где-то невдалеке уже и неприятности проклёвываются.)

И вот как-то поутру, похрупав сена, Умник увидел вдалеке что-то странное весьма. Пощурился, пощурился, и понял, что с одной стороны (вроде как на самом горизонте) виднеется свеча, излучающая радостно-золотистый свет; а с другой стороны (так же вдалеке) соблазнительно мерцает кочерга, обещающая массу удовольствий. Пообсуждал он эту новость со своими соседями, и, в конце-концов, пришли они к выводу, что, рано или поздно, должны они будут выбрать – куда идти.

– А может лучше никуда не идти? – думал Умник.
Друзья его потихоньку разошлись – кто к свече, кто к кочерге, а он так себе и живёт у копёшки. Вроде, всё хорошо у него – сена вдоволь, даже травка молодая подрастать в поле стала, а вот что-то покоя не даёт ему, что-то душу гложет. Ну, ясное дело, – надо выбор сделать, надо идти дальше, да вот что выбрать-то? Всё, вроде, красиво выглядит, и всё где-то далеко маячит...

Так время идёт, идёт – и уж совсем плохо стало Умнику.

– На что решиться, куда идти? – так и не может он выбора сделать.

(Ну, совсем «ни Богу свечка, ни чёрту кочерга».)
Измаялся вконец Умник, уж и совсем не рад, что сено это когда-то нашёл.

– Эх, не было бы сена, не было бы и проблемы теперешней, – думает он.

Но однажды видит – со стороны свечи кто-то идёт к нему. Весь такой радостно-спокойный, светло-лицый. Легко-легко земли касаясь идёт – и земля тоже какой-то светлой становится там где он прошёл. Травинки ярче зазеленели, скворцы деловито по полю снуют, и ручеёк по камушкам колокольчиками своими позванивает... Все ему радуются.

Поворачивает ослик голову – а от кочерги тоже, бодренько так, идёт кто-то. Деловитый такой, подтянутый, хорошо одетый, чисто выбритый и сигара в зубах ароматная. И уж такой быстроглазый – ничто не ускользнёт от его внимания.

И вот они одновременно подошли к ослику, каждый со своей стороны, и остановились на одинаковом расстоянии до него.

– Здравствуй, Умник, – тоже одновременно сказали.
Умник недоумённо смотрел на них.
– Мы пришли, чтобы поговорить с тобой о необходимости сделать выбор, – заговорил быстроглазый.

Светло-лицый кивнул головой и улыбнулся.
– А почему я должен что-то выбирать? – спросил Умник. – И что это такое, что я должен выбирать? –

– Рано или поздно, но неизбежно, в жизни сознательных существ приходит время, когда необходимо делать выбор между полезным или неполезным; красивым или некрасивым; добрым или недобрым; честным или нечестным; большим или маленьким, – негромким, но очень чётко слышимым голосом сказал светло-лицый. –

– Ты, ведь, умеешь думать? – спросил он у ослика.
– Конечно, – ответил Умник, – у меня и имя-то – видишь какое. –

– Ну и о чём ты больше любишь думать? О еде или о смысле жизни? –

– Сначала сено, конечно же, – без еды, ведь, никак. А поговорить о смысле жизни, оно на сытый желудок даже и приятно, чтобы время скоротать. –

– Ну и до чего же тогда ты его коротаешь, это время-то – поскорее до смерти прожить хочешь? Так, что ли? –

Ослик растеряно хлопал своими красивыми глазами.
– Что же ты молчишь? – спросил светло-лицый.
Быстроглазый тихонечко посмеивался.
Умник пошевелил ушами и поглядел на пролетающего скворца.

– А скворец делает какой-нибудь выбор? Или он просто время коротает до своей смерти? – спросил он.

– Скворец просто выполняет порученную ему работу, потому что у него нет разума – он не думает. А тебе дан ум, поэтому ты можешь думать и выбирать то, что тебе нравится или не нравится, – ответил быстроглазый.

– Ну, если ум такая обуза, то лучше я от него избавлюсь, – пробормотал Умник, глядя на подрастающую травку.

– Ага, вот ты уже и сделал выбор, – весело сказал светло-лицый. – Ты выбрал его «царство», – и он показал на быстроглазого.

– А что это за царства ваши? Кто-то из вас хороший, а кто-то плохой? – заинтересованно спросил Умник.

Быстроглазый хитро посмотрел на светло-лицего.
– Моё царство, это мир удобств, мир материальной пользы и выгоды. А его царство, – и он кивнул на светло-лицего, – это мир духовных устремлений, мир удобств для души.

– А ты не дьявол, случайно? – подозрительно прищурился Умник.

Быстроглазый рассмеялся, а светло-лицый задумчиво улыбнулся. Потом быстроглазый вытащил из кармана две коробочки и быстро разложил их, превратив каждую в удобный стул. Эти стулья он поставил на местечко поровнее, и теперь он и светло-лицый сидели близко друг к другу.

– Ты понимаешь, Умник, – начал светло-лицый, – на свете вообще-то нет ничего совсем плохого или хорошего. Существа, обладающие разумом (человек, например), дают всему свою оценку, ибо такого свойство ума. То, что кому-то нравится, называют хорошим, а то, что не нравится – плохим. Вот, например, если ты голоден, то сено, овёс, травка полевая для тебя пища хорошая, а для человека эта пища плохая, ибо ему вкусна еда, приготовленная особым способом. Или – сейчас, пока травка ещё не подросла, тебе сено очень даже вкусно, но когда подрастёт и трава, и прочие прелести природы, ты на сено и смотреть не будешь.

А вот, например, о «наших царствах». Да, его «царство», – и он поглядел на быстроглазого, – это мир удобств и выгоды. Там люди заботятся о личной выгоде и удобствах для себя. А в моём – стремятся к божественному, доброму, светлому; заботясь о чистоте душевной.

Но кто-то может побежать в моё «царство» ради выгоды своей, думая так: «Вот, у боженьки я хорошо устроюсь, и все грехи он своим прощает. И на работу меня принимать будут везде. Выгодно в церковь ходить». Ты сам уже видишь, какое «царство» он выбрал на самом деле.

А кто-то выберет «царство» земных удобств, но, никогда и ни в чём, не делая того, что может помешать или повредить другим людям. Да и само это «царство» он выбрал для того, чтобы, имея деньги и возможности, помогать нуждающимся. Ты уже догадался, что в моё «царство» ведут его дела.

Вот именно так и есть в обычной земной жизни. В ней нет каких-то видимых «царств», но есть понятие добра и зла, света и тьмы, божественного и злобного. И все сознательные существа каждое мгновение делают выбор – как поступить (или сказать, или подумать) – честно и искренне; или подленько, думая только о своей выгоде.

Что ты думаешь об этом? –
Умник задумчиво смотрел на горизонт, потом перевёл взгляд на светло-лицего, подумал ещё, и взглянул на быстроглазого. Тот ободряюще улыбнулся ослику. Умник повернулся к светло-лицему.

– Ты очень хорошо и понятно всё сказал, спасибо. Но не ответил, всё-таки, на мой вопрос к нему, – и кивнул на быстроглазого. – А он чего молчит? Я же у него спрашивал. –

Светло-лицый улыбался, а быстроглазый тихонечко посмеивался. Ослик внимательно рассматривал обоих и легко пошевеливал ушами. И в этот момент он понял, что совсем не нервничает, как это бывало раньше.

– Интересно, – подумал он, – когда это я успел так измениться? Неужели за эти несколько минут?–

– Да, да, Умник, – ответил на его мысли светло-лицый, – именно за эти «несколько минут». Когда ты понял то, что я рассказал, часть твоих страхов рассеялась, ибо страхи происходят или от незнания, или от накопившегося зла. Зла в тебе нет. А опыт понимания жизни поможет освободиться и от остальных страхов. А сейчас пусть Монобыт ответит на твой вопрос. И, кстати, вопрос твой был хорошим, хотя ты ещё не знаешь об этом. –

Ослик вежливо помахал хвостом и, покосившись на быстроглазого, спросил, – А что это за имя у него такое? –

Светло-лицый с улыбкой взглянул на Монобыта.

Урок литературного чтения по образовательной программе «Гармония» во 2 классе
Выполнила: учитель начальных классов

Тема: Г. Цыферов. Град

Цели: 1. Познакомить с автором и произведением.
2. Развивать умения читать без ошибок, выразительно, делать выводы, читать по ролям, выборочно.
3. Воспитывать желание учиться, узнавать новое, анализировать свою работу на уроке и работу своих товарищей.

Оборудование: презентация; тексты с рассказом о граде; смайлики, учебники, тетради на печатной основе.

Формирование УУД на уроке:
- личностные: формировать нравственно-этические ориентиры, способность к эмоционально-личностной децентрации, развивать способность к рефлексии;
- регулятивные: развивать склонность к оценке товарищей и самооценке, понимать и принимать учебную задачу;
- познавательные: ориентироваться в тексте произведения, в книгах, анализировать произведение с целью выявления причинно-следственных связей, анализировать произведение с целью определения авторского отношения к персонажу, анализировать произведение с целью определения личного отношения к персонажу, анализировать произведение с целью характеристики персонажа;
- коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, аргументировать высказывания.

Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания:

3. Работа по теме урока:

Сообщение темы и цели:
Ребята у вас на партах лежат листочки. Прочитайте сведения, содержащиеся в них, и скажите, о каком природном явлении идёт речь?
Разновидность ливневых осадков, выпадающих в виде шарообразных либо неправильной формы частиц льда, имеющих разный размер, от миллиметра до нескольких сантиметров. Их состав включает в себя слои прозрачного льда, чередующиеся полупрозрачными слоями. Обычно подобные осадки выпадают в тёплое летнее время года во время грозы и ливня из довольно крупных и весьма развитых кучево-дождевых облаков. Подобные осадки наносят большой вред сельскому хозяйству, ведь они способны почти полностью уничтожить посевы.

(Да это град)

Ребята, отгадайте загадки:
Говорят, что я упрям,
Что характер вздорный.
Не упрямый я, друзья,
Просто непокорный!
Я иду, когда хочу,
И стою, когда хочу,
Я »иа-иа» кричу
И копытцами стучу.
(Ослик)

Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
(Ответ: медведь)

Как вы думаете, как эти отгадки можно связать между собой?
- А как их можно связать с темой нашего урока? Предположите.
- Сегодня мы будем знакомиться с произведением Г. Цыферова «Град».
-Какие цели будем ставить перед собой на уроке?

Детский писатель. Самая известная сказка Г. Цыферова — «Паровозик из Ромашкова», по которой в 1967 году был снят одноимённый мультфильм (по сценарию Г. Цыферова и Г. Сапгира), который по праву можно назвать классикой отечественной мультипликации.

Другие сказки Цыферова: «Жил на свете слонёнок», «Про цыпленка, солнце и медвежонка», «Про чудака лягушонка», «Про пароходик», «История про поросенка» и др. Сборники сказок: «Как лягушонок искал папу», «Разноцветный жираф», «Паровозик из Ромашкова», «Как стать большим и другие истории», «Дневник медвежонка». Книги Г. Цыферова издаются и в наши дни.

Первичное знакомство с произведением.
Читают подготовленные дети.
Обмен мнениями о прочитанном произведении. Понравилось, чем, какой жанр?

Тпо стр.13,з.1, выбери нужный ответ. Кто был внимателен.
-Чтение вслух по частям.
Читаем вслух, учимся читать без ошибок, выразительно, стараемся запомнить ход событий в истории.

Тпо стр.14 з. № 3. Как происходят события в сказке?

Проверка. Что было сначала, что случилось потом, что решил делать ослик дальше, чем всё закончилось?
- Выборочное чтение. Характеристика персонажа.
Найдите в тексте слова об ослике, прочитайте.
Какие чувства вызывает у тебя ослик и почему?
Как назвал ослика медвежонок? Поясни своё мнение.

Тпо стр.13 з. №2.

Каким был ослик, сделай вывод. Показ картинки ослика. Совпал ли ваш образ с картинкой?
Какой медвежонок. Каким вы его себе представили? Сравните с картинкой.
- Чтение по ролям, работа над выразительностью.
Итак, каким был ослик? Каким голосом будем читать слова ослика?
(тихий спокойный, весёлый, когда он радуется)
(за медвежонка уверенным, поучительным, ворчливым)

Работа в паре, чтение по ролям.

Потренируйтесь читать слова ослика и медвежонка по очереди, затем мы будем читать вслух. Чтение вслух по ролям. Анализ тех детей, которые читали.
Молодцы, ребята. Хорошо получилось у……
Как называет себя ослик? Прав ли он? Почему нет? Кого называют жалким?
Как можно назвать ослика? Как называют тех, кто жалеет других и помогает им?
(жалкий — возбуждающий жалость, несчастный)
(жалостливый – склонный к жалости, состраданию)

Как можно назвать ослика?
Как ты думаешь, нравится ли автору его персонаж?
Поясни своё мнение.

4. Рефлексия.
Понравился ли урок? Чем?
Оцените свою работу на уроке смайликом.
Кто из товарищей сегодня хорошо работал? Как вы думаете почему?

5. Итог урока.
Какое произведение читали?
Кто автор? Что узнали об авторе?
С каким природным явлением познакомились?
Что о нём узнали? Какой вред град наносит людям?
Ребята вы сегодня работали хорошо. Спасибо за урок.

Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю:

1. Беременность у ослов длится 12-14 месяцев. Мама-ослица рождает, как правило, 1 осленка. Кормит молоком до года. Уже через пару недель после рождения осленок начинает кушать грубые корма.

2. Высота взрослого животного — 90-163 см. Такой высоты ослик достигает в двухлетнем возрасте.

3. Половозрелыми животные становятся в возрасте 2-2.5 года. Продолжительность жизни — 25-35 лет. Но может прожить и до 45 лет.

4. Особенности содержания — пару слов о копытах

Больше всего бояться влаги. Сухой климат — лучший для осликов. Влажность категорически противопоказана, очень уязвимы копыта. Они более устойчивы по отношению к каменистым почвам, не столь ранимые, как у лошади. Но зато совсем не переносят влажных условий. Если содержать осла в домашних условиях в северных регионах — то стоит этот момент учитывать, не морозы страшны, а влажность.

5. Как прокормить?

Кушает ослик как среднестатистическая коза: сено, кочаны кукурузы…

На стойловый период необходимо 300 кг корма на 1 животное

Долгое время могут обходится без еды и воды, выносливые и крепкие животные.

6. Польза

Кроме того, что осликов можно использовать как рабочую силу, они еще дают и супер полезное молоко. Молока столько, сколько у козы.

Во Франции содержат ослов именно для молока — применяют его в качестве косметического средства. Жирность ослиного молока — 11.8%, обладает высокими бактерицидными свойствами.

7. Характер

Совершенно безвредные животные, хорошо понимают границы своих угодий и никогда не стараются забрести на чужую территорию.

8. Ослы — не лошади, отличаются от них и строением тела (количеством позвонков), и количеством хромосом. Потому-то и потомство, получаемое от скрещивания лошадей и ослов, не плодовито.

мул — это когда мама — лошадь, отец — осел

лошак — это когда папа — лошадь, а мама — осел

9. Хвостик осла похож по строению не на лошадиный, а на коровий: с кисточкой.

10. Мы привыкли, что ослики — серые, на самом деле они бывают и черные, и коричневые, и даже белые.







Вверх