Древние печати ближнего востока. Цилиндрические печати месопотамии Цилиндрические печати как исторический источник

Печати Древнего Востока

Сегодня никто не может представить хоть сколько-нибудь важный документ без печати - оттиска на бумаге, сделанного с помощью голубой или синей краски и подтверждающего подлинность этого документа. Но как давно появились первые печати и какие функции они первоначально выполняли?

Оказывается, наиболее старинные образцы появились ещё на Древнем Востоке! Они были хорошо известны в Месопотамии, Египте, Индии и Китае. Все великие древние цивилизации имели печати в общем похожие, существуют между ними и различия характерные для каждого народа и времени.

Так например печати шумер, жителей древней Месопотамии, имели цилиндрическую форму, от этого и получили свое название. Вдоль продольной оси цилиндра просверливалось отверстие, которое позволяло прокатывать его по сырой глине, оставляя на ней уникальный оттиск. Цилиндрические печати вырезались из твердого камня и часто содержали сложные сюжеты, которые отличались богатством и точностью деталей, высокой художественностью исполнения. Шумеры использовали эти их для идентификации любой собственности и при заключении сделок. Считалось также, что этот важнейший атрибут каждого жителя Месопотамии обладает магическими свойствами.

Древние египетские печати более напоминали современные, хотя являются самыми ранними - наиболее широкое применение они имели в 3 - 2 тысячелетии до нашей эры. Они, также вырезались из природных минералов и камня, и известны под названием «печатей-скарабеев», потому что одну сторону их неизменно украшала фигурка скарабея, считавшегося священным в Древнем Египте. Другая сторона содержала иероглифы с именем - для маркировки имущества, или заклинания, если печать использовалась в религиозных ритуалах. Их использовали нанося на них краску и прикладывая к папирусу, на котором оставался цветной отпечаток, либо выдавливая оттиск в сырой глине. По мере ослабления влияния Египта, скарабей постепенно исчез с печатей, но их овальная форма и функции остались прежними.

В Китае печать была не просто средством идентификации владельца имущества и подлинности документов, но также всегда прекрасным произведением искусства. Та часть, которая использовалась для держания печати, как правило была украшена фигурками животных, драконов, или стилизованного бамбука. Вырезая печати из полудрагоценных и драгоценных камней и минералов, например нефрита, китайцы добивались такого эффекта, что фигурки оказывались окрашены разными оттенками и узорами благодаря природной неравномерности окраски самого камня и неизбежным вкраплениям другой породы. Большое значение китайские художники-резчики придавали каллиграфии и композиции. Им удавалось на небольшой площади разместить несколько иероглифов так, что они не только отлично читались, но представляли собой сложную, красивую и изящную композицию.
Ещё одна интересная особенность китайской печати в том, что постепенно она становиться неотъемлемым атрибутом любого чиновника, и более того - предметом удостоверяющим его положение и власть, а потеря чиновничьей печати строго каралась. Печати высокопоставленных китайских чиновников стали выполнять из драгоценных металлов. Например императорская печать была сделана из золота высочайшей пробы.

На древние индийские печати повлияла кастовая религиозная система Индии. Так не обнаружено ни одной древней индийской печати, на которой были бы изображены сюжеты битвы. Объясняется это тем, что высшая правящая каста - брахманы это ученые и духовенство, а не воины как это бывает в других государствах. Поэтому на найденных образцах встречаются изображения мифических животных и богов. И конечно же изображения, которые указывают на торговое применение печатей в Индии, для обозначения содержимого сосудов и мешков.

Печати, выполненные в форме цилиндра, являются одними из самых древних идентификаторов подписи владельца, а также визирования документов и маркировки частной собственности. Наибольшую популярность такие печати получили в Месопотамии, Египте, Ассирии, Вавилоне и на Древнем Востоке. Они были выполнены в форме небольшого цилиндра, высеченного из камня и имеющего отверстие вдоль продольной оси. Их украшали графическими изображениями или текстом, используемым в качестве штампа. Нужный оттиск получали в результате горизонтального прокатывания печати по сырой глине. Изредка можно было встретить печати в виде выпуклых цилиндров. С их помощью на папирус или пергамент наносили краску

В Месопотамии цилиндрические печати делали из твердого камня, как правило темных цветов. В ход шли природные минералы: аметист, гематит, халцедон, известняк, мыльный камень. А вот в Египте цилиндрические печати в основном делали из стекла или фаянса. Государственные же печати изготавливались из полудрагоценных камней. Если современные печати хранятся, к примеру, в сейфах, то в старину их всегда носили с собой, как важнейший знак собственности владельца

Цилиндрические печати получили наибольшую популярность в Месопотамии, где они использовались при оформлении сделок, зафиксированных на глиняных табличках. На этих документах ставились личные печати продавца, покупателя и свидетелей. Что касается оттисков цилиндрических печатей, то их можно было встретить на одежде и амулетах. Кроме того, их использовали для опечатывания сосудов и дверей, защищая свое имущество от несанкционированного проникновения и краж. В случае утери горожанином своей печати, он нанимал специальных глашатаев, которые ходили по городу и кричали об утрате печати и о ее дальнейшей недействительности
Старинные цилиндрические печати представляют собой одно из лучших творений Древнего Востока. Если самые первые печати были украшены простым геометрическим узором, то более поздние экземпляры декорировались сложными сюжетами и композициями. Иногда это был текст, а порой - непрерывные фризы с сюжетами из религии или мифологии с участием множества персонажей: богов, известных воинов, животных, птиц, цветов и растений

В Месопотамии печати были как отличительным знаком владельца, так и его талисманом. После смерти их клали к умершему вместе с его личными вещами. В отличие от больших скульптур и барельефов маленькие цилиндрические печати не были разрушены и уничтожены вандалами и завоевателями. Они хорошо сохранились до наших дней, практически не имея существенных повреждений. И сегодня благодаря этим старинным образцам со сложными изображениями, подписями прежних владельцев и другой бесценной информацией, специалисты имеют возможность по крупицам воссоздать древнейшую историю мира

Помимо своей уникальности в качестве источника знаний об экономике и истории Месопотамии, эти печати представляют собой высокохудожественные произведения лучших мастеров-резчиков по камню. Сегодня одна из самых крупных и хорошо сохранившихся коллекций цилиндрических печатей представлена в Британском музее

Прочитано 3051 раз

Роберт Б. Мейсон (Robert B. Mason)

Перевод - 2009 г.

Введение

Печати представляют интересный материал для исследований изменений техники и материалов во времени. Начало любого понимания используемых материалов - их твердость. Твердость может быть измерена по шкале твердости Моха от 1 до 10 (см. рис.1.) Любой камень будет состоять из определенных минералов определенной твердости. Чтобы обрабатывать минерал или камень, необходимо пользоваться материалом равной или, что предпочтительнее, большей твердости.

Особого внимания заслуживает группа минералов - кварцы, диоксид кремния, с твердостью 7 по шкале Моха. Они делятся на два основных типа: макрокристаллический - горный хрусталь, дымчатый кварц, молочный кварц, аметист и розовый кварц; и разнообразные крипто- или микрокристаллические, называемые все вместе кальцедоном - агат, сердолик, тигровый глаз, кровавик (гелиотроп), яшма и сланец (в том числе кремень). Горный хрусталь находится в виде гальки в Тигре и Евфрате, поэтому относительно доступен и использовался с древнейших времен. Считается, что аметист происходит из Египта, но также есть источники в Иране и Турции. Известно о наличии розового кварца в Месопотамии. Халцедоны, сердолик, кровавик и агат импортировались из Индии и Ирана. Яшма происходит из гор Загроса (Zagros).

Использовалось три основных техники вырезания печатей. Первая - ручная, когда резец держали в руке. Мурей (Moorey) (1994 рис. 6) показывает острые инструменты из кремня 3000-2600 г.г. до н.э. из Киша (Kish), которые, вероятно, использовались непосредственно или будучи насаженными на деревянные рукоятки и прекрасно подходили для обработки других камней. Вторая техника - сверление при помощи лучковой дрели, в которой сверло вращалось сначала в одну сторону, потом - в другую в зависимости от движения «смычка» вперед и назад. Резчик мог располагать дрель вертикально, держа ее, или горизонтально - тогда он должен был держать обрабатываемый образец. Третья техника - обработка производилась вращающимся точильным камнем, который до самого последнего времени вращали при помощи «смычка». В каждом из случаев резец, сверло или точильное колесо должно было быть сделано из материала, по крайней мере, той же твердости, что и обрабатываемый образец, или покрыто абразивом из материала той же или большей твердости.

Коллон (Collon) (1987 рис. 452) приводит оттиск печати древне-вавилонского периода (Old Babylonian period), который показывает образец в процессе создания, с предварительной обработки при помощи колеса, затем сверление, и, наконец, окончательная обработка вручную. Подробное исследование техники производства можно сделать при помощи мощного микроскопа или сканирующего электронного микроскопа (scanning electron microscope (SEM)). Исследование при помощи SEM в Британском Музее (British Museum) произвело сравнение влияния обработки на особенности, обнаруженные на печатях из кварца. Например, сверление при помощи кремня, который держали в руке; медного сверла с закрепленным корундом и изношенного медного сверла также с корундом в качестве рабочего тела, были подвергнуты сравнению со сверлением на древних артефактах.

Порядок - сначала сверление цилиндра, а потом украшение его - был необязательным. Иногда находят готовые цилиндры, которые не были украшены, иногда - украшенные, но разрушенные в процессе просверливания отверстия. Отклонение просверленных отверстий показывает, что они были сделаны с противоположных концов.

Есть также отдельные образцы пробных экземпляров, которые обычно создавались на ненужных кусках мягкого камня (см. Collon 1987 Fig 450).

История и развитие

Сельскохозяйственная революция эпохи неолита привела к образованию оседлых общин на Ближнем Востоке. Такие общины обеспечили беспрецедентные возможности для владения материальными благами, и появилась необходимость развития системы маркировки, кто чем владеет. Это простые печати-оттиски. Печати из коллекции ROM изготовлены из мягкого зеленого камня, известного под названием хлорит, и может датироваться 3500 г. до н.э. (рис.2.) При использовании более твердого камня, такого, как кремень, на таком материале легко делается простое линейное изображение. Подобные изображения, называемые буллами (bullae), были обнаружены на глиняных лампах из раскопа в Ниневии (Nineveh) в северном Ираке. Буллы имеют отпечатки плетеных изделий на обороте. Каменный сосуд из Сирии примерно 5200 г. до н.э. был запечатан глиной с оттиском на ней (Fortin 1999). Продолжающееся развитие оседлого образа жизни привело к дальнейшему развитию торговли и коммерции. Примерно к 3500 г. до н.э. впервые наблюдается развития техники записей для управления торговлей. Это керамические жетоны, различной формы глиняные комочки, которые предназначались для обозначения различных товаров. Они запечатаны внутри глиняного шара, знаки, изображающие отдельные товары были вырезаны или отпечатаны на внешней стороне глиняного шара, и печать была прокатана по поверхности.

Вскоре глиняные шары сменили глиняные дощечки с надписями клинописью на шумерском языке (Рис.3.) Помимо дощечек и оттисков на керамических сосудах, корзинах, мешках и даже дверях есть другие документы, для заверения которых использовались печати. Фортин (Fortin) (1999) приводит отпечатки детской ноги из ракопа в Тель Мескене (Tell Meskene), древнем Эмаре (Emar) в верховьях Евфрата (Euphrates), датируемый примерно 1200 г. до н.э. Отец был обязан продать этих детей, но владелец счел их слишком маленькими и оставил с родителями, пока не достигнут подходящего возраста. Между тем, он взял отпечаток ноги каждого ребенка, как доказательство отсроченного владения, вместе с печатями свидетелей.

В конце четвертого тысячелетия до н.э. видно заметное рассеяние шумерской материальной культуры в Месопотамии. Она включала в себя керамику, особенно печально известные чаши со скошенным краем, глиняные шары и таблички и цилиндрические печати. Этот период назван в честь великого города Урук (Uruk), увековеченного позднее в качестве столицы Гильгамеша (Gilgamesh). Цилиндрические печати из Урука очень крупные, обычно они изготовлены из известняка или гипса с добавлением ляпис-лазури. В отличие от более поздних цилиндрических печатей они не просверлены по длине. Форма могла происходить от деревянных или костяных прототипов. Доказательство использования таких непрочных материалов в то время - хотя наиболее распространенный тип печатей т.н. «царь первосвященник» "priest king" (см. Collon 1987 рис 807), наиболее распространенные оттиски - геометрические (см. Collon 1987 рис 9), значит, что более поздние печати сгнили.

В культуре Джемдет Наср (Jemdet Nasr) того же периода печати были короткими и толстыми цилиндрической формы (Рис.4.). Они были широко распространены - их находят в Египте и Сирии. Преимущественно используется мягкий темный камень типа хлорита или кальцита, в основном обрабатываемый сверлом. Очень редко обнаруживаются более твердые экземпляры из горного хрусталя. Их могли обрабатывать при помощи корунда - оксида алюминия, минерала корунд. Он был найден на раскопках в Уре (Ur), а также известен из шумерских текстов, где упоминается, что он был вставлен в свинец. Корунд мог происходить с острова Наксос (Naxos) или из Индии, хотя источники его также известны в верхнем течении Евфрата. Наиболее распространенные сюжеты - работающие люди и идущие животные. К концу 4-го тысячелетия до н.э. цилиндрические печати упростились, рельефное изображение наносилось вращающимся колесом. Такие печати были широко распространены, их находят от Египта до Ирана.

Конец четвертого тысячелетия приблизительно совпадает с началом Раннего Бронзового века (Early Bronze Age). Исходя из названия, период может быть ошибочно определен использованием бронзы, сплава меди и олова, тогда как основным используемым сплавом в это время была мышьяковая медь. В это период торговля ценными медными товарами и позднее оловянными становится существенной, поскольку они не были общедоступными материалами. Эта торговля, а также другие формы обмена стали контролироваться правящей элитой. Таким образом, материальная культура этого периода зачастую определяется правящей элитой - от пирамид Египта, циклопической архитектуры Греции и до гигантских памятников Европы. Для осуществления этого контроля в Месопотамии развивается сложная бюрократия, которая использует клинопись на глиняных табличках и отметки о принадлежности при помощи цилиндрических печатей. Таким образом, Бронзовый век становится эпохой расцвета цилиндрических печатей.

Влияние культуры Месопотамии может быть проиллюстрировано печатями из Египта, которые датируются примерно 3100-2686 г.г. до н.э. (Рис.5.)

Некоторые из самых ранних печатей третьего тысячелетия сделаны из очень мягкого материала - талька, the hydrous magnesium silicate, часто называемого стеатитом, который достаточно мягок, чтобы на нем можно было оставить след ногтем. Длинные тонкие вырезанные при помощи колеса геометрические цилиндрические печати (см. Collon 1987 рис. 41) из северной Месопотамии сделаны из этого мягкого камня, а затем обожжены до enstatite, the anhydrous magnesium silicate. Похожий экземпляр из Шумера есть в коллекции ROM (Рис. 6). Он изготовлен из ляпись-лазури.

После примерно 2750 г. до н.э. ляпис-лазурь обнаруживается в Месопотамии в больших количествах. Это Раннединастический период Шумера, время Царских могил Ура, где предметы из ляпис-лазури богато украшены. Ляпис-лазурь настолько многозначительна, что в литературе ей отводят метафорическую роль как синониму благосостояния и блестящей роскоши. Она была принадлежностью богов и героев. Хотя есть небольшие источники ее в Иране, в основном предполагается, что она была привезена из Бадахшана в Афганистане. Это скорее камень, чем минерал. Это настоящий мрамор, трансформировавшийся известняк, состоящий в основном из карбоната кальция минерала кальцита. Синий цвет обусловлен минералом лазулитом, hydrous magnesium aluminium silicate. Ляпис-лазурь, таким образом, содержит кальцит и лазулит, часто вместе с другими минералами, такими, как сульфид железа, пирит. Fortin (1999 рис?) публикует фото необработанного куска, найденного в Тель Мардихе (Tell Mardikh), древнем Эбла (Ebla), неподалеку от Алеппо (Aleppo) в Сирии, в контексте, датируемом 2300 г. до н.э. Ляпис часто продавался необработанным.

Фигурные печати из Шумера изображают два основных сюжета: сцены поединков и сцены пиров. Сцены поединков изменяются от более ранних, где сражающиеся расположены горизонтально (см. Collon 1987 рис. 61) до более поздних, где они расположены вертикально (см. Collon 1987 рис. 522). С 2600 г. до н.э. есть хорошо датируемая последовательность царских печатей, таких, как печать Мес-ане-пада (Mes-ane-pada), первого царя Первой династии Ура (см. Collon 1987 рис. 522). На шумерских цилиндрических печатях из второй группы изображены сцены пиров (см. Collon 1987 fig. 93).

Аккадский (Akkadian) период, примерно с 2334 до 2193 г.г. до н.э., является первым образцом главной семитской культуры в Месопотамии. Он был заложен Саргоном (Sargon) из Аккада (Akkad), города, который, как считают, находился неподалеку от более позднего Вавилона. Саргон и его наследники, такие, как внук Нарам-Син (Naram-Sin), создали империю, которая протянулась от побережья Средиземного моря до Персидского залива. Аккадские печати обычно представляют из себя крупные цилиндры с выпуклыми сторонами. Обычно на них присутствуют два сюжета. В сценах поединков продолжают изображать более рельефную мускулатуру и меньший беспорядок (Рис.7). Сцены пиров сменяют богато украшенные сцены подношений божествам семитских аккадов (Рис.8.) Основным материалом является змеевик (серпентин), темный метаморфный камень, образовавшийся из океанического осадка и пробившийся в Иран и Турцию во время образования гор Загрос (Zagros) и Таурус (Taurus). Другие печати из низкокачественного ляписа, нефрита, диорита, cores of large shells, зеленой и красной яшмы и горного хрусталя.

В III периоде Ура, между 2192 и 2004 г.г. до н.э. хлорит становится преобладающим материалом. Он немного тверже змеевика и также происходит из Ирана и Турции. Сцены поединков продолжают изображаться, но преобладающими становятся стандартные сцены подношений, на которых божество обращено влево, а Лама (Lama), присутствующая при подношениях богиня, произносит молитву.

К концу третьего тысячелетия в обращение входит гематит, оксид железа, и цилиндрические печати преобладают первые четыре века второго тысячелетия (т.е. 2000-1600 г.г. до н.э.), что соответствует началу Среднего Бронзового века (Middle Bronze Age). Гематит твердый, тяжелый, плотный минерал, требует тщательной обработки. Основные источники располагаются в восточной Турции, хотя химический анализ выявил, как минимум, пять отдельных групп. Другие материалы - горный хрусталь, дымчатый кварц, аметист, обсидиан, красную и белую яшму, сердолик из Индии и амазонит, синий полевой шпат из Кашмира или Уральских гор. Это период Старой Ассирийской империи (Old Assyrian Empire), сегодня более часто считаемой торговой зоной, покрывающей территорию богатой ресурсами восточной Анатолии, источника гематита (Рис.9.) В Южной Месопотамии он известен под названием периода Исин-Ларса (Isin-Larsa period). Теперь в сценах подношения на молящемся надет головной убор, добавлены т.н. «заполняющие пространство» объекты, тогда как богиня Лама изображена с поднятыми руками (Рис.10, см. также Collon 1987 рис. 153, Collon 1987 рис. 538).

В 1763 г. до н.э. Хаммурапи (Hammurabi) объединяет центральную и южную Месопотамию и основывает Вавилонскую империю (Old Babylonian empire). Возможно, наиболее известный памятник того периода, черная стелла со сводом законов, украшенная сценой подношения. Старо-вавилонский период возвещает о возвращении аккадских и раннединастических сцен поединков (Collon 1987 рис. 158) и поединков с божествами (Collon 1987 рис. 165). Сцены подношений видоизменяются - изображаются богиня Лама и бородатый царь, богиня напротив царя (Collon 1987 рис. 1, 166, 167). После смерти Хаммурапи в 1750 до н.э. большая часть печатей носят явные следы сверления и обработки колесом (Collon 1987 рис. 193).

В западной части Большой Месопотамии находится богатое и могущественное царство Ямхад (Алеппо) (Yamhad (Aleppo)). Цилиндрические печати этого региона часто влияют на более поздние стили, особенно мотив гильошей и способы изображения верховного божества (Collon 1987 рис. 209, 219). На востоке в эламитской (Elamite) части Ирана цилиндры делались из битума (Collon 1987 рис. 225). В Hittite Anatolia будут цилиндрическими, но не просверленными по центру и имеющими пломбу на нижней части (Collon 1987 рис. 841; 835). Примерно в 1500 г. до н.э. расположен еще одно темное пятно в древней истории, которое отмечает начало Позднего Бронзового века (Late Bronze Age). Печати этого периода изначально делались из твердого камня группы кварцев. Сюда входят различные крупнокристальные кварцы такие, горный хрусталь, и микрокристальные - такие, как серый халцедон и агат. В Месопотамии есть две основных культурных области. В Вавилоне это Касситы (Kassites) в 1155 г. до н.э., два основных стиля, изобилующими надписями, обычно длинная молитва (Рис. 11, см. также Collon 1987 рис. 239; 240). В северной Месопотамии и Сирии - Митанни (Mitanni). Появляются два новых материала: спеченный кварц или фаянс (Рис.12). Вырезанные печати представляют смешение старых стилей. Например, печать царя Идрими из Алалаха, Сирия (King Idrimi of Alalakh) весом 1500 карат изображает вавилонскую богиню с сирийским гильошем (Collon 1987 рис. 546).

В 14-13 в.в. до н.э. происходит расширение Ассирийской империи (Middle Assyrian Empire). Около 80% ассирийских печатей изготовлены из твердого камня, а из фаянса - ни одной. Цилиндрические печати сделаны с использованием всех преимуществ эффекта оттиска нужной длины, например длинный ряд животных (ср. Collon 1987 рис. 279; 282).

В 1000 г. до н.э. начинается Железный век - мир более легкого получения металлов. Торговля, организованная правительством, и бюрократическая элита станут частью прошлого.

В 9 в. до н.э. происходит расширение Ново-Ассирийской империи (Neo-Assyrian empire) - более ранние печати из змеевика и известняка и более поздние из кварца в основном тоньше и длиннее бочкообразной формы с круглыми концами (ср. Collon 1987 fig. 340). Охота и пиры являются основными мотивами, некоторые могут быть связаны с настенными рельефами середины 8 в. до н.э. (ср. Collon 1987 рис. 656). В конце 8 в. рост использования для письма алфавита вместо клинописи на материалах, отличных от глины, приводит к росту использования плоских печатей. В 612 г. до н.э. Ассирия покоряется Медесу (Medes) из Ирана и вавилонянам. Печати нововавилонской империи продолжают оставаться цилиндрическими, в качестве материала для них используется твердый камень (Рис.13), при этом увеличивается использование плоских печатей (Рис. 14).

В 539 г. до н.э. Кир Великий (Cyrus the Great) покоряет Вавилон, и в 5 в. империя Ахеменидов (Achaemenid) простирается от Нила до Инда. Царские архивы записаны при помощи клинописи на глиняных дощечках и запечатаны цилиндрическими печатями, так видно возрождение цилиндрических печатей. Ахемениды быстро развили новый стиль цилиндрических печатей на заготовках бочкообразной формы из агата и халцедона (Рис.17. и 18.). К концу 5 в. цилиндрические печати вышли из употребления.

Печати с давних пор использовались народами разных древних цивилизаций, выполняя важные функции в жизни общества. В разных древних культурах существовали разные формы и виды таких изделий, позволяющих осуществлять контроль и учет, вести документооборот. расскажет о том, какие эти изделия были в древней Месопотамии.

Цилиндрические печати древних шумеров

Обитавшие на территории двуречья, расположенного между Тигром и Ефратом племена древних шумеров создали развитую цивилизацию, оставившую большое количество уникальных исторических памятников, среди которых и знаменитые цилиндрические печати, впервые появившиеся в древней столице шумерского царства городе Уруке, упоминающемся в знаменитом шумерском эпосе о Гильгамеше.

Археологов удивил размер печати изготовленной из гипса или известняка с вкраплениями ляпис-лазурита. Такие печати вероятно в большом количестве еще делали из более мягких материалов, таких как дерево и кость, которые не смогли сохраниться до нашего времени. Но об их хождении свидетельствует большое количество оттисков, которые находили ученые во время раскопок. Они отличались от геометрических изображений, нанесенных на известняковые образцы.

Шумеры создали оригинальные конструкции оттисков, позволявших наносить длинную полосу изображений, в то время как круглая печать обеспечивала создание изображения, ограниченного своим размером и формой. Большая потребность в изделиях такого типа свидетельствовала о развитых товарно-денежных отношениях и торговле в древнем Шумере. С помощью цилиндрических печатей с индивидуальными надписями и изображениями производили учет, заверяли свои торговые и иные соглашения, обозначали принадлежность вещей конкретному собственнику, вели активный документооборот в государственном управлении. цилиндрического типа и глиняные таблички позволяли наладить сложную систему учета и контроля, существовавшую в древнем Шумере в III тысячелетии до н.э.

Судя по количеству оставшихся оттисков с надписями различного типа, сделать печать из мягкого камня, кости или дерева могли представители различных социальных слоев, активно вовлеченные в экономические отношения. Позднее цилиндрические печати шумеров стали более короткими и широкими. Внутри у них появилось продольное отверстие в III тысячелетии до нашей эры они получили широко распространение по всей территории Месопотамии в результате освоения технологии выплавки меди стали делать цилиндры из металла. Вероятно, купить печать, изготовленную из бронзы, могли позволить себе только очень состоятельные люди и представители государственной бюрократии, так как бронза, в состав которой входила медь, была очень дорогим материалом. Бронзовые сверла позволяли быстрее обрабатывать камень или бронзовый сплав, чем использующийся до этого корунд.

Сегодня можно заказать печать онлайн с любым изображением на ней каждому желающему. Благодаря использованию цифровых технологий можно быстро создать печать самому с любым оригинальным оттиском и любой формы. Для этого следует использовать онлайн конструктор печатей и штампов , с помощью которого подбирается оригинальный эскиз печати. Разнообразные оригинальные оттиски требуются не только для ведения деловой документации. Оригинальное изображение поможет выделить авторские работы из массы иных изделий, представленных на рынке, проштамповать собрание книг в личной библиотеке, наносить свою именную печать на поверхность различных изделий, чтобы указать на их принадлежность конкретному человеку. После составления оригинального дизайн-проекта, можно будет скачать печать на свой носитель и использовать разработанный эскиз для изготовления оригинального оттиска.

Цилиндрическая печать - выточенный из камня небольшой цилиндр с продольным осевым отверстием, который использовался в Древнем мире в качестве удостоверения личности автора документа или свидетеля его подписания. Боковая поверхность цилиндра (труцил) содержала уникальную резьбу по камню, как правило, содержащую религиозный сюжет. Наибольшее распространение цилиндрические печати получили в Месопотамии , где, начиная с шумерского периода, такая печать являлась важнейшим, всегда носимым с собой, атрибутом человека.

Способы изготовления

Большинство цилиндрических печатей изготавливались таким образом, чтобы после прокатывания по мягкому материалу (например, по мокрой глине) получалось выпуклое изображение. Рисунки и орнаменты самой печати при этом делались вдавленными. Однако, некоторые цилиндрические печати, предназначенные в основном для других письменных материалов, сами изготавливались выпуклыми и использовались, например, для нанесения краски на документ из пергамента , папируса и др.

Распространение

Регионы распространения и находок цилиндрических печатей:

  • Месопотамия (относятся к шумерскому , аккадскому и вавилонскому периодам);
  • Северный Кавказ (Майкопская культура);
  • Анатолия (относятся к Хеттскому царству , Митанни и Урарту);
  • Иран (относятся к Эламу и к Ахеменидам);

Подавляющее большинство таких печатей было обнаружено именно в Месопотамии в связи с тем, что сырая глина, использующаяся там как писчий материал, была наиболее приспособлена для использования цилиндрических печатей.

Применение

Оттиски цилиндрических печатей обнаружены на разнообразных поверхностях, преимущественно на глиняных табличках, а также на одежде, амулетах и на разнообразных других писчих материалах. Часто цилиндрические печати прокатывались по кускам глины, опечатывающей двери, сосуды и др. для подтверждения неприкосновенности складов и запасов. Иногда цилиндрические печати имели очень широкое распространение, иногда использовались лишь царем, его ближайшими приближёнными и писцами .

Цилиндрические печати в Месопотамии

Наибольшее распространение и применение цилиндрические печати получили в Месопотамии, где являлись неотъемлемым звеном документооборота . У культур этого региона было принято оформлять сделки на глиняных табличках с участием свидетелей, при этом продавец, покупатель и свидетели «подписывались» своими цилиндрическими печатями. Иногда сделку удостоверял местный чиновник, исполняя роль «нотариуса ».

Если горожанин терял свою печать, было принято посылать гонцов в разные части города, которые кричали на каждой улице об утере печати таким-то человеком и о том, что более такая печать недействительна.

Цилиндрическую печать человека после его смерти обычно клали вместе с ним в могилу вместе с его другими личными ценностями.

Цилиндрические печати как исторический источник

Цилиндрические печати являются важным источником для изучения истории государств Древнего мира . Это связано с тем, что множество таких печатей, будучи изготовленными из камня, хорошо сохранились и содержат много уникальных сцен из религиозных обрядов. Изучением изображений на печатях занимается наука сфрагистика .

Напишите отзыв о статье "Цилиндрическая печать"

Литература

  • Nijhowne J.D. Politics, religion, and cylinder seals: a study of Mesopotamian symbolism in the second millennium BC. - Oxford, England: Archeopress, 1999. - 126 с. - ISBN 0860549984 .

Ссылки


Отрывок, характеризующий Цилиндрическая печать

Х
Но странное дело, все эти распоряжения, заботы и планы, бывшие вовсе не хуже других, издаваемых в подобных же случаях, не затрогивали сущности дела, а, как стрелки циферблата в часах, отделенного от механизма, вертелись произвольно и бесцельно, не захватывая колес.
В военном отношении, гениальный план кампании, про который Тьер говорит; que son genie n"avait jamais rien imagine de plus profond, de plus habile et de plus admirable [гений его никогда не изобретал ничего более глубокого, более искусного и более удивительного] и относительно которого Тьер, вступая в полемику с г м Феном, доказывает, что составление этого гениального плана должно быть отнесено не к 4 му, а к 15 му октября, план этот никогда не был и не мог быть исполнен, потому что ничего не имел близкого к действительности. Укрепление Кремля, для которого надо было срыть la Mosquee [мечеть] (так Наполеон назвал церковь Василия Блаженного), оказалось совершенно бесполезным. Подведение мин под Кремлем только содействовало исполнению желания императора при выходе из Москвы, чтобы Кремль был взорван, то есть чтобы был побит тот пол, о который убился ребенок. Преследование русской армии, которое так озабочивало Наполеона, представило неслыханное явление. Французские военачальники потеряли шестидесятитысячную русскую армию, и только, по словам Тьера, искусству и, кажется, тоже гениальности Мюрата удалось найти, как булавку, эту шестидесятитысячную русскую армию.
В дипломатическом отношении, все доводы Наполеона о своем великодушии и справедливости, и перед Тутолминым, и перед Яковлевым, озабоченным преимущественно приобретением шинели и повозки, оказались бесполезны: Александр не принял этих послов и не отвечал на их посольство.
В отношении юридическом, после казни мнимых поджигателей сгорела другая половина Москвы.
В отношении административном, учреждение муниципалитета не остановило грабежа и принесло только пользу некоторым лицам, участвовавшим в этом муниципалитете и, под предлогом соблюдения порядка, грабившим Москву или сохранявшим свое от грабежа.
В отношении религиозном, так легко устроенное в Египте дело посредством посещения мечети, здесь не принесло никаких результатов. Два или три священника, найденные в Москве, попробовали исполнить волю Наполеона, но одного из них по щекам прибил французский солдат во время службы, а про другого доносил следующее французский чиновник: «Le pretre, que j"avais decouvert et invite a recommencer a dire la messe, a nettoye et ferme l"eglise. Cette nuit on est venu de nouveau enfoncer les portes, casser les cadenas, dechirer les livres et commettre d"autres desordres». [«Священник, которого я нашел и пригласил начать служить обедню, вычистил и запер церковь. В ту же ночь пришли опять ломать двери и замки, рвать книги и производить другие беспорядки».]
В торговом отношении, на провозглашение трудолюбивым ремесленникам и всем крестьянам не последовало никакого ответа. Трудолюбивых ремесленников не было, а крестьяне ловили тех комиссаров, которые слишком далеко заезжали с этим провозглашением, и убивали их.
В отношении увеселений народа и войска театрами, дело точно так же не удалось. Учрежденные в Кремле и в доме Познякова театры тотчас же закрылись, потому что ограбили актрис и актеров.
Благотворительность и та не принесла желаемых результатов. Фальшивые ассигнации и нефальшивые наполняли Москву и не имели цены. Для французов, собиравших добычу, нужно было только золото. Не только фальшивые ассигнации, которые Наполеон так милостиво раздавал несчастным, не имели цены, но серебро отдавалось ниже своей стоимости за золото.
Но самое поразительное явление недействительности высших распоряжений в то время было старание Наполеона остановить грабежи и восстановить дисциплину.
Вот что доносили чины армии.
«Грабежи продолжаются в городе, несмотря на повеление прекратить их. Порядок еще не восстановлен, и нет ни одного купца, отправляющего торговлю законным образом. Только маркитанты позволяют себе продавать, да и то награбленные вещи».
«La partie de mon arrondissement continue a etre en proie au pillage des soldats du 3 corps, qui, non contents d"arracher aux malheureux refugies dans des souterrains le peu qui leur reste, ont meme la ferocite de les blesser a coups de sabre, comme j"en ai vu plusieurs exemples».
«Rien de nouveau outre que les soldats se permettent de voler et de piller. Le 9 octobre».
«Le vol et le pillage continuent. Il y a une bande de voleurs dans notre district qu"il faudra faire arreter par de fortes gardes. Le 11 octobre».
[«Часть моего округа продолжает подвергаться грабежу солдат 3 го корпуса, которые не довольствуются тем, что отнимают скудное достояние несчастных жителей, попрятавшихся в подвалы, но еще и с жестокостию наносят им раны саблями, как я сам много раз видел».
Вверх