Новые стандарты образования: АОП для детей с ОВЗ. Виды образовательных программ для детей с овз Скачать адаптированная программа для детей с овз

Инклюзия — это буквально «вовлечение». Речь идет о таких условиях, которые позволят детям с ОВЗ учиться в обычной школе. На данный момент инклюзивное образование вызывает больше вопросов, нежели ответов. Но есть и реальные результаты. В некоторых школах, наряду с обычными классами, сформированы коррекционные, в которых обучаются дети с ОВЗ, требующие особого подхода и специальных условий. На уроках они обучаются по собственной, адаптированной, программе, а на переменах и после уроков «особые» дети вовлечены в общую жизнь школы, участвуют в мероприятиях, общаются со здоровыми сверстниками.

Программа, по которой учатся дети с ОВЗ, как было сказано выше, не обычная, а адаптированная. Она зиждется на принципах коррекционной работы и направлена на получение детьми с инвалидностью образования в полном объеме, но в формах, учитывающих состояние их здоровья.

Как составить адаптированную программу?

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ по ФГОС не отличается принципиально от аналогичной программы для здоровых детей.

За основу следует взять программу соответствующего предмета и привести ее в соответствие с требованиями. Например, по многим предметам для детей с ОВЗ увеличено количество часов; в некоторых случаях (например, на уроках физической культуры) имеются особенности в содержательной части.

Затем следует выбрать учебник из числа рекомендованных, сделать тематическое планирование, выбрать подходящие формы контроля. Надо иметь в виду, что дети с ОВЗ обычно сдают экзамены не в форме ОГЭ и ЕГЭ, поэтому стоит приблизить формы текущего контроля к особенностям ГВЭ. Разумеется, если речь идет об адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ по ФГОС НОО, то это не имеет значения: ВПР обычно для детей с ОВЗ те же, что и для всех, им может быть предложено лишь дополнительное время на выполнение заданий, специальное освещение, задания, напечатанные крупным шрифтом.

Наконец, выполнив всю подготовительную работу, можно составлять саму программу.

Что должно быть в программе?

На название образовательного учреждения, слева «Рассмотрено на заседании педагогического совета от ___, протокол № ___», справа «Утверждаю» с подписью директора школы и печатью, в центре название «Адаптированная образовательная программа основного (или начального) общего образования для детей с ОВЗ (указать вид)», внизу год.

На второй странице следует перечислить правовые документы, на основании которых создана программа. В перечень необходимо внести Конституцию РФ, Закон об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г., Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598) (если программа для НОО), Устав образовательного учреждения и т.д.

Дать информацию о составе программы (пояснительная записка, учебный план, учебный график, рабочие программы по предметам, оценочные и методические материалы и проч.)

Затем указываются цели программы. Например, такие:

  • Создание условий, обеспечивающих возможность для детей с ОВЗ получение качественного образования.
  • Социальная адаптация детей с ОВЗ с помощью дифференцированного подхода к обучению; формирование их социальной компетентности, необходимой для самореализации.

Или кратко (вариант для адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ по ФГОС НОО 7 вида): «Создание в учебном заведении особой медико-педагогической среды с целью реабилитации детей с ЗПР и последующей их интеграции в современное культурное и социально-экономическое пространство».

Затем следует поместить перечень задач (большинство не отличаются от задач обычной образовательной программы, с некоторыми нюансами). Однако надо включить и специфические задачи:

  • Оптимизация деятельности сотрудников школы, направленной на коррекцию нарушенных функций детей с ОВЗ с опорой на сохранные функции.
  • Реабилитация обучающихся с ОВЗ, позволяющая развивать умение учиться и жить в обществе, полноценно участвовать в разных формах деятельности (культурной, творческой, спортивной и т.д.).
  • Работа над формированием личности обучающихся, регуляцией эмоционально-волевой сферы, познавательной активности и т.п..
  • Применение .

После задач надо указать планируемые результаты (они формулируются на основании указанных задач: скажем, «работа над формированием мотивации» — «сформированная мотивация» и тому подобное).

Здесь же желательно привести какие-то результаты в соответствии с профилем. Например, для детей с ЗПР: «Развитие способностей обучающихся с ЗПР с помощью организации общественно полезной деятельности, творческой деятельности, участия в спортивных мероприятиях, в проектной деятельности и т.п.»

Затем приводятся рабочие программы всех предметов с указанием количества часов, названий и авторов учебных пособий, форм контроля.

Образовательная программа обсуждается (а чаще просто голосуется) на педсовете и утверждается директором школы. Она должна быть представлена на сайте образовательного учреждения.

Адаптированная программа для детей с ОВЗ по ФГОС НОО

Иногда учителя затрудняются составить адаптированную программу для учеников с ОВЗ по ФГОС НОО, ведь дело это новое. Однако требования неумолимы: опубликован Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», теперь для «особенных» учащихся начальной школы есть свой ФГОС, а значит, должна быть и программа.

Особенности программы

Образовательная программа для детей с ОВЗ строится по стандартному образцу, только во все пункты включается что-то «коррекционное». Кроме того, необходимо уточнить, нет ли изменений количества часов или содержания учебного материала в конкретном классе по конкретному предмету. Учебники используются из списка рекомендованных по ФГОС; обратите внимание, что для детей с нарушениями зрения, интеллекта и т.п. есть особые учебные пособия, тогда как обучающиеся по программам, например, VI вида учатся по обычным.

Все особенности: специальные учебные пособия, увеличение часов на изучение предмета, введение специальных предметов (СБО, адаптивная физическая культура и т.п.), преподавание (растягивание) материала одного года изучения за два — должны быть отражены в программе.

Структура программы

В программу необходимо внести перечень нормативно-правовых документов, на основании которых она создана.

Затем следует «Пояснительная записка», в которой:

  • обосновывается необходимость создания адаптированной программы;
  • предоставляются общие сведения об образовательной организации;
  • сообщаются цели и задачи адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ по ФГОС НОО, а также планируемые результаты;
  • даются сведения об учебно-методическом, кадровом (с информацией о наличии дефектологического образования у педагогов, о специалистах-логопедах, психологах и т.п.), материально-техническом обеспечении образовательного процесса);
  • особенности режима детей с ОВЗ, специфика календарного плана.

После пояснительной записки должны быть помещены рабочие программы по предметам начального образования, перечень зоровьесберегающих мероприятий и технологий, применяемых в учебном заведении, перечень форм контроля; при желании именно сюда можно поместить информацию о планируемых результатах формирования личности ученика с ОВЗ, мероприятиях, направленных на его реабилитацию и интеграцию в общество.

Данные рекомендации адресованы работникам образовательных учреждений (административным работникам, педагогам, психологам, классным руководителям, логопедам, тьюторам, и др. специалистам), ответственным за составление адаптированной образовательной программы (АОП) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Цель работы: создание методического обеспечения, организационных документов, определяющих структуру и содержание адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования №1»

(структурное подразделение МБОУ – гимназия №2)

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Составитель Орлова Наталья Александровна

2014 год

1. Введение (обоснование актуальности, определение цели, задач, методов и практической значимости представленной работы);

2. Основная часть :

2.1 Теоретические аспекты изучаемой проблемы;

2.2.Практические аспекты деятельности педагогических кадров (опыт работы МБОУ – гимназии №2 г. Тулы);

3. Заключение .

4. .

Введение

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") установлено: « … содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».

Актуальность тематики данных методических рекомендаций объясняется тем, что для получения общего образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.

Цель работы: создание методического обеспечения, организационных документов, определяющих структуру и содержание адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ.

Задачи:

  • оказание помощи специалистам в разработке адаптированной образовательной программы для разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательных учреждений всех уровней;
  • ознакомление со структурой адаптированной образовательной программы, механизмами ее разработки, процедурами перевода обучающегося с ограниченными возможностями здоровья на обучение по Программе, с организацией итогового и промежуточного контроля.

Основная часть

II. Теоретические аспекты составления адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Адаптированная образовательная программа (далее АОП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (лица с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с нарушениями речи, интеллекта, расстройствами аутистического спектра), детей инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

АОП разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.

Необходимым этапом является адаптация общеобразовательной программы, которая осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации инвалида и включает такие направления деятельности как анализ и подбор содержания; изменение структуры и временных рамок; использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности. Анализируются требования государственного образовательного стандарта, содержание примерных программ, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитываются особенности психофизического развития лиц с ОВЗ (по представленным родителями документам). Проектируются необходимые структурные составляющие адаптированной образовательной программы и о пределяются временные границ освоения АОП. При проектировании АОП указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания Программы. При этом необходимо обратить внимание на четкое формулирование цели АОП и определение круга задач, конкретизирующих цель адаптированной образовательной программы.

  1. Определение содержания АОП. Проектирование содержания АОП должно включать в себя содержательное наполнение образовательного, коррекционного и воспитательного компонентов.
  1. Планирование форм реализации АОП.

Реализация АОП может, осуществляется с использованием различных форм, в том числе с использованием дистанционных технологий и электронного обучения.

  1. Планирование участия в реализации АОП различных специалистов (воспитателей, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования и др.). Особое внимание следует обратить на возможность включения в реализацию АОП родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ, или группы обучающихся с ОВЗ со схожими нарушениями развития.
  2. . Определение форм и критериев мониторинга результатов освоения адаптированной образовательной программы.

Следует предусмотреть критерии промежуточной и итоговой оценки результативности освоения АОП.

  1. При решении вопроса о переводе обучающегося с ОВЗ как не прошедшего промежуточную аттестацию необходимо руководствоваться:

пунктом 20 Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;

пунктом 9 статьи 58 Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.

  1. Решение о переводе обучающегося с ОВЗ на АОП принимается на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и при согласии письменном заявлении родителей (законных представителей).
  2. Педагогический совет общеобразовательного учреждения ежегодно утверждает АОП для обучающихся с ОВЗ и (или) группы обучающихся с ОВЗ.

2. СТРУКТУРА АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

2.1. Компонентный состав структуры АОП для обучающегося с ОВЗ:

2.2.1. Титульный лист;

2.2.2. Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика лиц с ОВЗ, с описанием особенностей их психофизического развития. На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируется цель и задачи обучения по предмету или предметам на текущий период.

В пояснительной записке обязательно следует указать примерные программы, на основе которых подготовлена АОП, а также обосновать варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.

2.2.3. Содержание программы. Компонент структуры АОП, раскрывающий ее содержание по трем блокам: образовательный, коррекционный и воспитательный. Проектирование каждого из трех блоков должно идти с учетом развития предметных, метапредметных и личностных результатов освоения обучающимися АОП

образовательный компонент АОП раскрывается содержание образования по годам обучения, ожидаемые результаты предметных достижений, формы оценивания предметных достижений обучающихся с ОВЗ;

коррекционный компонент, излагает направления коррекционной работы с обучающимся (обучающимися), ее приемы, методы и формы. В коррекционном блоке должна быть предусмотрена деятельность учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога.

воспитательный компонент содержит описание приемов, методов и форм работы, реализуемых в урочное и внеурочное время.

2.2.4. Основные требования к результатам реализации АОП.

В данном разделе АОП следует соотнести цель и задачи Программы с ее планируемыми результатами, а также конкретно сформулировать результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося (обучающихся) и уровне сформированности ключевых компетенций. Эти требования являются основой для осуществления промежуточной и итоговой оценки результативности АОП. Требования к результатам реализации Программы можно не выделять в особый раздел, а проектировать их параллельно с описанием содержания Программы в рамках обозначенных выше компонентов.

2.2.5. Система контрольно-измерительных материалов включает в себя тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для промежуточной и итоговой аттестации, включает критерии оценки проверочных работ.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

3.1. Реализация АОП должна предусматривать создание в образовательной организации специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ.

3.2. При реализация АОП необходимо создавать условия:

учет особенностей ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения, компенсации и коррекции нарушений развития (информационно-методических, технических);

реализация коррекционно-педагогического процесса педагогами и педагогами-психологами соответствующей квалификации, его психологическое сопровождение специальными психологами;

предоставление обучающемуся с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи;

привлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс.

3.3. К реализации АОП в образовательной организации должны быть привлечены тьюторы, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи.

Компонентный состав структуры АОП

Структурные единицы АОП

Их характеристика

Титульный лист АОП

Наименование образовательного учреждения

Гриф согласования программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания методического объединения)

Гриф утверждения программы директором образовательного учреждения (с указанием даты и номера приказа)

Название адаптированной образовательной программы без указания категории лиц с ОВЗ.

ФИО педагога (ов), разработавшего (их) и реализующего (их) программу (возможно указание стажа работы, категории)

Параллель/класс, в которых изучается Программа.

Эксперт (по решению педагога или руководства ОУ)

Год составления программы

Пояснительная записка АОП

Цель и задачи АОП.

Особенности класса, в котором будет реализован данная АОП. Если педагогу известно об индивидуальных особенностях конкретного учащего/учащихся, то это также указывается.

Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач АОП.

Количество учебных часов, на которое рассчитана АОП.

Характерные для АОП формы организации деятельности обучающихся с ОВЗ

Специфические для АОП формы контроля освоения обучающимися с ОВЗ содержания (текущего, промежуточного, итогового)

Основные требования к результатам реализации АОП

Предметный результат: «Ученик научится» (обязательный минимум содержания) «Ученик получит возможность» (максимальный объем содержания учебного курса)

Личностный результат.

Система контрольно-измерительных материалов АОП

Тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для зачетных работ.

Количество контролирующих материалов

Критерии оценки проверочных работ

Практические аспекты деятельности педагогических кадров (опыт работы МБОУ – гимназии №2 г. Тулы)

На данный момент наше учреждение посещают двое детей-инвалидов. Оба ребенка не имеют видимых нарушений и отклонений в развитии, у обоих сохранна интеллектуальная сфера, что беспрепятственно позволяет им совместно воспитываться и обучаться в группах с детьми, не имеющих нарушений в развитии.

С момента поступления детей с ОВЗ в учреждение, с их семьями ведется тесная работа по разработанному и действующему «Алгоритму действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение»

На начальном этапе проводилась первичная встреча с семьей с целью знакомства и сбора информации о развитии ребенка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей.

В работу с детьми данной категории включились сотрудники образовательного учреждения, администрация: заместитель директора по АХР, зам. директора по ВР, медработник, педагог-психолог, учителя-логопеды, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, которые способствуют созданию условий и благоприятного микроклимата в гимназии, для облегчения адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их успешной социализации. Осуществляют индивидуальный подход к детям при организации воспитательно-образовательного процесса. Учителя и специалисты проводят беседы с родителями, консультации, дают рекомендации, советы для оптимального развития и адаптации детей в обществе, а также оказание помощи всем членам семей, воспитывающих этих детей. Администрация, в свою очередь, заключает договора о взаимоотношениях между ОУ и родителями (законными представителями), а в дальнейшем способствует созданию специальных условий, предполагающих формирование адаптированной образовательной среды. Медработник осуществляет контроль за адаптацией детей с ОВЗ и детей-инвалидов к условиям ОУ, отслеживает состояние их здоровья, самочувствие в течение дня, своевременность приема лекарственных препаратов, согласно заключению и рекомендациям лечащих врачей во время пребывания этих детей в ОУ. Консультирует учителей и родителей (законных представителей), дает рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям в соответствие с диагнозом в организации питания, организации режимных процессов в детском саду и дома.

Следующим этапом осуществляется углубленное психолого-педагогическое обследование всех сфер деятельности детей данной категории, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, речевого развития, интеллектуального развития. Результаты данного обследования выносятся на ПМПК учреждения с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.

Далее проводится организационная работа по проектированию, разработке и утверждению образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели, рекомендации ПМПК, ожидания родителей, четко формулируются цели и задачи индивидуальной образовательной программы (обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов и т.д.).

Далее педагогами и специалистами ОУ разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты на основе разработанной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, учитывая общеобразовательную программу ОУ. Данные индивидуальные образовательные маршруты включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения.

Так как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для обучающегося с ОВЗ составляет один год, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.

В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.

Как было сказано ранее, в данный момент, наше образовательное учреждение посещают два ребенка-инвалида. Согласно Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" ч. 11 ст. 79 «Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в случае их пребывания в учреждении». Администрацией нашего учреждения создаются специальные условия за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, которые предполагают формирование адаптированной образовательной без барьерной среды, имеются средства для обучения и воспитания, а также для своевременной коррекции нарушений в развитии детей с учетом структуры их нарушений:

  • оборудование для развития общей подвижности;
  • оборудование и игрушки для развития: ручных навыков; тактильного, зрительного и слухового восприятия; мышления, речи и языка;
  • игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;
  • оборудование для игр с водой и сыпучими материалами;
  • материалы для изобразительного творчества;
  • фонотека, музыкальные игрушки;
  • художественная литература для детей и родителей.

В нашем учреждении порядок разработки и корректировки адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ или детей-инвалидов проходит в рамках ПМПК учреждения. Образовательная программа разрабатывается педагогами и специалистами ОУ и утверждается директором. Индивидуальная образовательная программа для ребенка с ОВЗ или ребенка - инвалида в нашем учреждении имеет такую структуру.

  1. Титульный лист , который включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями. При необходимости программа должна быть согласована с председателем психолого-медико-педагогического консилиума. На титульном листе можно указать специалиста, который является ответственным за реализацию индивидуальной программы.
  2. Пояснительная записка, в которой излагается сведения о ребенке: возраст, группа, социальное окружение, интересы; ожидания родителей; диагноз; психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных независимой психолого-педагогической диагностики формулируются цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке указываются основные общеобразовательные программы, на основе которых разработана индивидуальная образовательная программа, а также обосновывается варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.
  3. Индивидуальный учебный план . Возможно варьирование внутри содержания индивидуальной программы путем усиления отдельных тем, разделов. Варьирование на уровне содержания индивидуальной образовательной программы осуществляется путем перепланировки количества часов в структурных единицах программы; изменения последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых тем; увеличения объема интегрированных занятий внутри индивидуальной программы.
  4. Содержание программы.

Включает в себя три основных компонента или блока:

Образовательный компонент , в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения (промежуточные планируемые результаты) с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям и др. Образовательный компонент является обязательным, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план .

Коррекционный компонент , в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимися, приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят разделы специалистов ОУ: учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателя, который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанником во время непосредственно-образовательной деятельности и в свободной деятельности.

Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения.

Заключение и рекомендации. В данном разделе формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года. Рекомендации формулируются с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его обучения

При подготовки данного материала были использованы ссылки на:

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26.

III. Заключение

Данные рекомендации адресованы работникам образовательных учреждений (административным работникам, педагогам, психологам, классным руководителям, логопедам, тьюторам, и др. специалистам), ответственным за составление индивидуальной образовательной программы (ИОП) обучающихся.

Адаптированная образовательная программа – документ, определяющий специфику освоения содержания образовательного стандарта на основе рекомендаций городской психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, комплексной диагностики особенностей личности ребенка, ожиданий родителей с целью создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания. АОП составляется для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, получающих образование в различных формах обучения (очное, индивидуальное обучение на дому, а также индивидуальное обучение на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

АОП направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, а также соматическими заболеваниями (при условии сохранности интеллектуальной сферы) по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его заболевания, познавательных потребностей и интересов.

IV. Список использованной литературы

Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) - www.unisef.ru

Региональная общественная организации инвалидов «Перспектива» - www.perspektiva$inva.ru

НО Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» - www.downsideup.org

Региональная общественная организация социально-творческой

реабилитации детей и молодежи с отклонениями в развитии и их семей

«Круг» - www.roo$kroog.ru

Региональная общественная благотворительная организация

«Центр лечебной педагогики» - www.ccp.org.ru, www.osoboedetstvo.ru

Центр «Наш солнечный мир» - www.solnechnymir.ru

Институт проблем инклюзивного образования (при Московском городском психолого-педагогическом университете) - www.mgppu.ru,

www.inclusive-edu.ry, www.edu$open.ru

Президент России - школьникам - http://www.uznay-prezidenta.ru/

Сайт Тьюторской ассоциации - http://www.thetutor.ru

Сайт Минобрнауки - http://mon.gov.ru/

«Российское образование» Федеральный портал (обо всем, что касается Российского образования - нормативные документы, новые стандарты, образовательные ресурсы и т.д.) - www.edu.ru

Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ)

Мировая статистика показывает, что примерно 500 миллионов человек на нашей планете - это люди с ограничениями возможностей здоровья (ОВЗ). Этот термин предполагает наличие психических, сенсорных или двигательных дефектов. Из общей массы выделяется 150 миллионов детей. Хотя современная медицина и шагнула далеко вперед, а специалисты прилагают все возможные усилия, ежегодно наблюдается медленное, но стабильное увеличение этого числа.

Если опираться на характер нарушений, то можно понять, что некоторые из них излечимы в процессе развития ребенка, другие же лишь компенсируются, а явные признаки сглаживаются. От сложности и характера нарушений зависит работа педагога с ребёнком, развитие его навыков и умений, а также дальнейший прогресс в обучении. В связи с этим разрабатываются АОП для детей с рассмотрим далее.

Дети с ОВЗ

Если рассматривать основную классификацию ограниченных возможностей, то следует выделить следующие нарушения:

  • расстройство поведения или общения;
  • слуховые нарушения;
  • зрительные расстройства;
  • с речевыми дисфункциями;
  • с изменениями опорно-двигательного аппарата;
  • с отсталостью умственного развития;
  • с задержкой психического развития;
  • комплексные нарушения.

Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ необходимы в качестве коррекционных схем обучения и воспитания таких ребят. Схемы помогают уменьшить степень нарушения или вообще избавиться от дефектов. К примеру, в обучении детей со зрительными дефектами применяются специальные игры, улучшающие восприятие этого анализатора.

Суть адаптированной образовательной программы

Современная педагогическая отрасль, а точнее, ее теория и практика, претерпевают значительные изменения. Наблюдается смена образовательной парадигмы в сфере специального и общего образования. Сейчас акцентируется внимание на адаптирование образовательных программ под индивидуальные особенности каждого ребенка.

Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ - это уникальные программы, созданные специально для ребят, имеющих ограничения по состоянию здоровья. В разработанных документах учитываются особенности нарушений и психофизического развития, индивидуальные возможности ребенка.

АОП для детей с ОВЗ обеспечивает коррекцию имеющихся у ребенка нарушений в развитии, а также его адаптацию к общественной жизни.

АОП для особенных детей

Создается адаптированная программа образования, предназначенная для детей с психическими и физическими нарушениями, специально, чтобы определить цели и содержание педагогического процесса, особенности их раскрытия в предметах. Кроме того, определяются педагогические техники, необходимые для непосредственного образовательного процесса.

Согласно предметным программам, создаются и рабочие документы. Сейчас они составляются в соответствии с В программе прописаны задачи и цели изучения того или иного предмета, а также критерии оценки знаний и способностей учащихся с ОВЗ.

Также составляется индивидуальный который помогает установить необходимое количество часов, выделяемых определенным педагогам.

Цели адаптированной образовательной программы

АОП для детей с ОВЗ в школе и детских садах гарантируют осуществление полноценного учебного процесса. Одновременно сохраняются коррекционные направления педагогического процесса, которые можно изменять, дорабатывая методы и приемы обучения.

К целям АОП для детей с ОВЗ относятся:

  1. Коррекция нарушений и дефектов, преодоление неуспеваемости и прочих проблем.
  2. Реабилитация ребенка, то есть привлечение его к общественной жизни.
  3. Выработка внутренней мотивации и стимулирование ребенка с ОВЗ.

Задачи образования для детей с ОВЗ

Для решения основных образовательных задач АОП для детей с ОВЗ необходимо:

  • Создать условия для исправления или сглаживания имеющихся нарушений в процессе развития, обучения и адаптации ребенка (использование различных педагогических подходов).
  • Создать условия для того, чтобы ребенок с определенными нарушениями получал необходимые знания по всем предметам, которые имеют практическую направленность.
  • Создать условия для комфортного развития личности ребенка во всех образовательных направлениях, его адаптации в обществе.
  • Сформировать общую культуру личности учащегося за счет освоения хотя бы минимума из программы образования.
  • Создать условия для формирования духовно-нравственных качеств личности.
  • Создать условия для формирования задатков здорового образа жизни, получения знаний о важности здоровья.

Польза адаптированной программы

Содержание АОП для детей с ОВЗ составляется, исходя из индивидуальных особенностей каждого учащегося. Обучение по этим программам имеет развивающий и коррекционный характер. Кроме того, учитываются дополнительные коррекционные занятия, дополняющие основную программу. Они необходимы для преодоления проблем и трудностей в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Эти занятия предусматривают АОП для детей с ОВЗ. ДОУ внедряют подобные программы в свои учебные планы. Дополнительные занятия помогают успешно продвигать общее развитие некоторых детей, корректировать их недостатки, психофизическое развитие, а также ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях.

Индивидуальные занятия может проводить психолог или учитель-предметник, а также логопед, дефектолог и прочие специалисты.

С чего начать составление адаптированной образовательной программы? Какие разделы необходимо отразить в АОП? Структура и содержание адаптированной образовательной программы для обучающихся с задержкой психического развития.

Составление адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья на основе примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования
обучающихся
с задержкой психического развития (из опыта работы)

Метод обучения только тогда выполняет свою роль, когда соответствует природе детей.

Важен не прием обучения, а метод обучения,

который выражается в характере отношений ученика и учителя

в их совместной деятельности.

Л.Н. Толстой.

Адаптированная образовательная программа (далее АОП) - это образовательная про-

грамма, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

(в том числе с инвалидностью), разрабатываемая на базе основной общеобразовательной

программы с учетом адаптированной основной образовательной программы (программы

специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов), и в соответствии

с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории

лиц с ОВЗ (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 28).

Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе; организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей; организация программ дополнительного образования, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребностей в самовыражении; участие в жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности. В рамках реализации адаптированной образовательной программы образовательная организация должна быть обеспечена удовлетворяющими особым образовательным потребностям детей с ОВЗ учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, соответствующей учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы.

На основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) адаптированная образовательная программа обучения предусматривает корректировку как самого учебного процесса (сроки, содержание учебного плана, формы и методы обучения), так и корректировку критериев и условий определения результатов обучения для каждого учащегося с ОВЗ. Также она должна включать комплекс мероприятий по психолого- педагогическому и медико-социальному сопровождению. Педагогический совет общеобразовательного учреждения ежегодно утверждает

адаптированную образовательную программу для обучающихся с ОВЗ.

Примерные направления работы педагогического коллектива по адаптации образовательной программы для обучающихся с ОВЗ.

Адаптированная образовательная программа в рамках образовательной организации

для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разрабатывается в несколько

этапов:

- Предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей .

Этап ориентирован на всестороннее изучение психолого-медико-педагогических

особенностей конкретного ребёнка. Важно, чтобы у ребенка, поступающего в образователь-

ную организацию, был статус «ребенок-инвалид» и рекомендации ИПР (индивидуальная

программа реабилитации) или статус «ребенок с ОВЗ» и рекомендации врачебной комиссии

и психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) по организации для него специальных образовательных условий. При отсутствии данных рекомендаций первым шагом администрации образовательной организации и специалистов будет выявление ребенка с ОВЗ

и проведение работы с родителями такого обучающегося с целью направления его на ПМПК.

При условии несогласия родителей на прохождение ПМПК и психолого-педагогическое со-

провождение такому ребенку оказываются образовательные услуги на общих основаниях.

- Изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования.

Цель этого этапа - определить, какие образовательные потребности есть у ребенка с ОВЗ, на какие

его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности

учителя и специалистов являются самыми актуальными. Сюда же относится описание необ-

ходимых ребенку с ОВЗ специальных образовательных условий с учетом его возможностей.

Важно выработать стратегию и тактику работы с ребенком, осуществить выбор образова-

тельной, воспитательной, коррекционной и лечебной стратегии. В процессе работы специа-

листы сопровождения обсуждают со всеми заинтересованными лицами, и прежде всего с ро-

дителями (законными представителями) ребёнка, возможные варианты решения проблемы,

позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности ис-

пользования той или иной методики. Завершением данного этапа является распределение

обязанностей по реализации избранного плана, последовательности действий, уточнение

сроков исполнения тех или иных организационных действий.

- Разработка адаптированной образовательной программы (АОП) включает едино-

направленную скоординированную деятельность специалистов разного профиля, согласно

избранной стратегии работы с ребёнком.

В разработку АОП входит:

  • проектирование необходимых структурных составляющих АОП;
  • определение временных границ реализации АОП;
  • формулирование цели АОП совместно с родителями;
  • определение круга задач в рамках реализации АОП;
  • определение содержания АОП (коррекционный, образовательный компоненты);
  • планирование форм реализации разделов АОП;
  • определение форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования
  • социальной компетентности обучающегося;
  • определение форм и критериев мониторинга эффективности учебной и коррекционной
  • работы.

Организация освоения образовательной программы включает в себя задачи по предметным областям, формы организации учебной деятельности и контроля, показатели достижений. Индивидуальный образовательный план в данном разделе касается только тех предметных областей, в освоении которых ребенок с ОВЗ может испытывать реальные трудности.

При определении направлений поддержки ребенка, подборе тактик и приемов педагогической деятельности учитель, как и все остальные специалисты, опирается на знание возможностей ребенка, его сильных сторон, а также точное понимание его возможных затруднений

в соответствии с тем или иным нарушением развития, индивидуальных особенностей усвоения учебного материала, стиля учебной деятельности, поведения и т. д.

Задачи по адаптации образовательной программы:

Компенсация дефицитов, возникших вследствие специфики развития ребенка;

Минимизация рисков, связанных с организацией и содержанием обучения;

Реализация потребностей ребенка в развитии и адаптации в социуме;

Выполнение государственного заказа на оказание образовательной услуги.

В ходе подготовки условий по внедрению и реализации программы осуществляется создание «безбарьерной» среды: специальные приспособления в помещениях школы, оборудование рабочего места, тактильные и зрительные поддержки и др.

- Реализация АОП:

  • организация деятельности учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с программой и планом;
  • организация мониторинга учебных достижений, социальной компетентности ребенка и эффективности коррекционной работы.

- Анализ и коррекция.

Это этап осмысления полученных результатов, позволяющий

уточнить и оптимизировать содержание деятельности, основываясь на данных диагностики.

Организация деятельности ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум)

по анализу эффективности работы, динамики развития и учебных достижений ребенка, внесение корректив в АОП.

Структура и содержание

адаптированной образовательной программы

для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР)

Дети с ЗПР, имеющие незначительные нарушения развития, легко включаются в инклюзивное образование.

Адаптированная образовательная программа разрабатывается на основе программ ООП НОО. Данная программа сохраняет основное содержание образования общеобразовательной школы, но отличается коррекционной направленностью обучения (специфика программ для детей с ЗПР, вариант 7.1)Это обусловлено особенностями усвоения учебного материала детьми, испытывающими стойкие трудности в обучении.

В обучении школьников с ЗПР используют особые методы обучения, а именно, больший акцент делается на наглядные и практические методы обучения, а также применяются индуктивный, репродуктивный и игровые методы, приемы опережающего обучения, приемы развития мыслительной активности, приемы выделения главного, прием комментирования и т. д.

Учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные) имеют

своеобразие. При обучении детей данной категории используются в большинстве учебники

образовательного учреждения общего типа (УМК «Школа России»). Средства обучения

должны учитывать особенности восприятия, интеллектуального развития детей с ЗПР - следовательно, они должны содержать самые важные признаки объекта, и по возможности

без дополнительных несущественных деталей, средства наглядности должны быть доступные для понимания, иметь достаточный размер, четкие подписи.

В структуре АОП обучающихся с задержкой психического развития представлены:

  1. Пояснительная записка : цели и задачи АОП, срок ее освоения, представлена краткая

психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР.

  1. Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР адаптированной образовательной программы оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего

образования. Освоение адаптированной образовательной программы начального общего образования, созданной на основе Стандарта, обеспечивает достижение обучающимися с задержкой психического развития трех видов результатов: личностных, метапредметных

и предметных.

Личностные результаты освоения АОП включают индивидуально-личностные качества

и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные

установки, необходимые для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения АОП должны отражать:

Осознание себя как гражданина России;

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-

пространственной организации;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных

ситуациях;

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации

к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духов-

ным ценностям.

Метапредметные результаты освоения АОП, включающие освоенные обучающимися

универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),

обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения

учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные

задачи и готовность к овладению в дальнейшем АОП, должны отражать:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых

учебных и практических задач;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия

в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности;

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных

технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

Формирование умений работы с учебной книгой для решения коммуникативных и познавательных задач в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся;

Использование различных способов поиска, сбора, обработки информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

Овладение навыками смыслового чтения текстов доступных по содержанию и объему

в соответствии с целями и задачами;

Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации

и составлять тексты в устной и письменной формах;

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам на наглядном материале, основе практической деятельности и доступном вербальном материале на уровне, соответствующем индивидуальным

возможностям;

Готовность слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;

Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; и др.

Предметные результаты освоения АОП для детей с ЗПР строятся с учетом специфики

  1. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения

Призвана решить следующие задачи:

Ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных

предметов и формирование универсальных учебных действий;

Обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;

Позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития жизненной компетенции.

Результаты достижений обучающихся с ЗПР в овладении АОП являются значимыми

для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы:

Дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных

особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

Динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненны-

ми) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обес-

печивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных

Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося, что позволяет не только представить

полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-

педагогический консилиум (ПМПк).

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность

к овладению в дальнейшем АОП.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.

В процессе оценки достижения планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

  1. Содержание образования:

Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной

нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Содержание

начального общего образования обучающихся с ЗПР реализуется преимущественно за счет

введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира, с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей, а также коррекционно-развивающих

курсов, направленных на коррекцию недостатков психической сферы.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных

предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с ЗПР:

Формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;

Готовность обучающихся к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования;

Формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к обще-

культурным, национальным и этнокультурным ценностям;

Формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

Личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

- Программа коррекционной работы .

В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ЗПР целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АОП обучающимися с ЗПР, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального дифференцированного подхода в образовательном процессе.

Программа коррекционной работы должна обеспечивать:

Выявление особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической

помощи обучающимся с ЗПР, с учетом особенностей их психофизического развития и инди-

видуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);

Разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;

Возможность освоения обучающимися с ЗПР адаптированной основной образователь-

ной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

Оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной

и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, связанных с их воспитанием и обучением.

Программа формирования универсальных учебных действий конкретизирует требования Стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АОП

начального общего образования и служит основой разработки программ учебных предметов.

Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению, позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования обучающихся с ЗПР и призвана

способствовать развитию универсальных учебных действий, обеспечивающих обучающимся

умение учиться.

Задачами реализации программы являются:

Формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

Овладение комплексом УУД, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

Развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую

деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную по-

мощь педагога.

Программа духовно-нравственного развития призвана направлять образовательный

процесс на воспитание обучающихся с ЗПР в духе любви к Родине, уважения к культурно-

историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально

ответственного поведения.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с ЗПР на ступени

начального общего образования является социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа

жизни - комплексная программа формирования у обучающихся с ЗПР знаний, установок,

личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физи-

ческого и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих

познавательному и эмоциональному развитию обучающегося.

Программа внеурочной деятельности.

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. Внеурочная деятельность объединяет все,

кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении

дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся

с ЗПР, организации их свободного времени. Внеурочная деятельность ориентирована на со-

здание условий для:

Творческой самореализации обучающихся с ЗПР в комфортной развивающей среде,

стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности;

Позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления

обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами.

  1. Условия реализации АОП:

Кадровые условия . В штат специалистов образовательной организации, реализующей

адаптированную образовательную программу начального общего образования обучающихся

с ЗПР, должны входить воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи, специалисты по адаптивной физкультуре, социальные педагоги, музыкальный работник, медицинские работники. Требования к трудовым функциям педагогических работников определены Стандартом профессиональной деятельности педагога.

Финансово-экономические условия реализации АОП обучающихся с ЗПР опирается

на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих конституционное право граждан

на общедоступное получение бесплатного общего образования. Объем действующих расходных обязательств отражается в задании учредителя по оказанию государственных (муниципальных) образовательных услуг в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Финансово-экономическое обеспечение образования лиц с ОВЗ опирается

на п. 2 ст. 99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Материально-технические условия школьного образования обучающихся с задержкой

психического развития должны отвечать не только общим, но и их особым образовательным

потребностям. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса

образования должна быть отражена специфика требований к:

Организации пространства, в котором обучается ребенок с ЗПР;

Организации временного режима обучения;

Техническим средствам обучения, включая компьютерные инструменты обучения,

ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся

Специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, отвечающим

особым образовательным потребностям обучающихся с ЗПР и позволяющим реализовывать

выбранный вариант программы.

Учебно-методические условия . Учет особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР обусловливает необходимость использования специальных учебников, адресованных данной категории обучающихся. Для закрепления знаний, полученных на уроке,

а также для выполнения практических работ, необходимо использование рабочих тетрадей

на печатной основе, включая прописи. Особые образовательные потребности обучающихся

с ЗПР обусловливают необходимость специального подбора дидактического материала, пре-

имущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности.

Материал выступления с презентацией на семинаре по теме "Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ как средство реализации инклюзивного образовательного процесса"

Просмотр содержимого документа
«АОП для детей с ОВЗ как средство реализации инклюзивного образовательного процесса»

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Одним из показателей эффективной работы педагогического коллектива в области реализации инклюзивной практики является гибкий, индивидуализированный подход к созданию специальных условий обучения и воспитания для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Такой подход проявляется, прежде всего, в разработке вариативного индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках образовательной организации, разработкой адаптированной образовательной программы, созданием инклюзивной образовательной среды, специальных образовательных условий, соответствующих потребностям разных категорий детей с ОВЗ.

Создание специальных образовательных условий, необходимых для детей с ОВЗ всех категорий, подразделяются на следующие общие направления: организационное обеспечение, психолого-педагогическое и кадровое обеспечение.

Программно-методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса отражается в трех документах:

–программе коррекционной работы, являющейся составной частью основной образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией на основе рекомендуемого перечня общеобразовательных программ,

Адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП), (лежит в основе)

Адаптированной образовательной программе (АОП), разрабатываемой с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Адаптированная основная образовательная программа – это программа, адаптированная для обучения определенных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью.

Программа нацелена на «преодоление несоответствия между процессом обучения ребёнка с ОВЗ по образовательным программам начального, основного, среднего общего образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей».

Грамотно выстроенная адаптированная образовательная программа для учащегося с ОВЗ позволяет обеспечить личностное развитие школьника, усвоение учебного материала и социализацию в детском коллективе.

Адаптированная образовательная программа, как и любая другая программа, разрабатываемая специалистами образовательных организаций, должна быть утверждена руководителем и проектируется и реализуется для нуждающегося в ней ребенка с согласия родителей (законных представителей), что также закреплено в нормативных документах в сфере образования.

Структура адаптированной образовательной программы начального общего образования (АОП НОО) для обучающихся с ОВЗ

1. Целевой раздел

В пояснительной записке к адаптированной образовательной программе дается психолого-педагогическая характеристика и описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ , и, соответственно, ключевые идеи организации образовательного процесса для данной категории обучающихся на начальной ступени обучения.

Планируемые результаты освоения обучающимися АОП НОО должны отражать предметные, метапредметные и личностные результаты обучения по каждому направлению, для каждой образовательной области.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП предъявляет не только требования к предметным, метапредметным и личностным результатам но и требования к использованию знаний и умений на практике, к активности и самостоятельности ребенка, а также специальные требования к развитию жизненной компетенции обучающегося в соответствии с его индивидуальными возможностями.

«Программа формирования универсальных учебных действий» строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования обучающихся с ОВЗ и призвана способствовать развитию универсальных учебных действий, обеспечивающих обучающимся умение учиться.

Программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области обеспечивают достижение планируемых предметных результатов освоения программы. Здесь важно отметить материально- техническое обеспечение: кабинет, освещение, рабочее место и т.д.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся с ОВЗ, основанного на системе духовных ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни комплексная программа формирования у обучающихся с ОВЗ знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья.

Особое внимание заслуживает программа коррекционной работы. Согласно ФГОС начального общего образования, программа коррекционной работы должна обеспечивать:

Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

Возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательной организации. В проектах ФГОС для обучающихся с ОВЗ определены функции программы коррекционной работы, которые заключаются в выявлении особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.

Программа внеурочной деятельности, ее сущность и основное значение заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с ОВЗ, организации их свободного времени.

3. Организационный раздел

Включает в себя Учебный план , реализующих АОП НОО обучающихся с ЗПР, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.

Особого внимания заслуживает система условий реализации АОП, которая включает описание условий и ресурсов образовательной организации, обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и требованиями ФГОС, описание системы оценки условий реализации АОП НОО для обучающихся с ОВЗ.

Разделы

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

1) Цели реализации адаптированной образовательной программы общего образования в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися образовательной программы НОО.

2)Психолого-педагогическая характеристика обучающихся, описание особых образовательных потребностей обучающихся.

3) Ключевые идеи организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ на начальной ступени школы (принципы и подходы к формированию АОП НОО и состава участников образовательного процесса образовательного учреждения; общая характеристика АОП НОО; общие подходы к организации внеурочной деятельности).

1) Формирование универсальных учебных действий, личностные и метапредметные результаты.

2) Предметные результаты освоения учебных дисциплин (академические достижения).

2) Требования к предметным, метапредметным и личностным результатам на данной ступени образования.

5) Специальные требования к развитию жизненной компетенции.

6) Формы проведения аттестации.

1) Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.

2) Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.

1) Общие положения (характеристика учебного предмета; описание места учебного предмета в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета).

3) Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

1) Цель, задачи, основные направления работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию обучающихся.

2) Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания (социальных компетенций, моделей поведения).

2.4.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

1) Цели, задачи, планируемые результаты работы образовательной организации по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

2) Основные направления и перечень организационных форм работы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

1) Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими АОП НОО.

3) Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ (в т. ч. безбарьерной среды, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг тьютора, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий).

4) Модели и технологии реализации коррекционной работы в образовательной организации.

5) Планируемые результаты коррекционной работы.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Учебный план

1) Базисный учебный план.

2) Рабочий учебный план образовательного учреждения.

2) Обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с целями АОП НОО образовательного учреждения, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и требованиями ФГОС. 3) Механизмы достижения необходимых изменений в системе условий.

В нашей школе подготовкой к введению новых стандартов, для обучения детей с ОВЗ стали следующие мероприятия:

    проведен диагностический этап с 1-классниками, по выявлению детей с ОВЗ: изучены документы, медицинские карты, проведено собеседование с родителями.

    составлен пакет документов по реализации ФГОС для детей с ОВЗ (приказ, локальный акт…)

    разработана АОП НОО для детей с ОВЗ

    открыт кабинет психолога, в котором имеется оборудование… Психолог готов оказывать комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся образовательной деятельности.

    работает кабинет социального педагога, который оказывает социальную защиту обучающимся и их развитие в социуме.

    оборудован санузел????

    проучен педагог по теме «Подготовка к введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»

Таким образом, Концепция ФГОС для обучающихся с ОВЗ задает целевые и содержательные ориентиры в обеспечении права детей с ОВЗ на образование посредством создания адаптированной образовательной программы с учетом особенностей психофизического развития и специальных образовательных потребностей детей, организации комплексной помощи в процессе развития и обучения, реализации инклюзивного образовательного процесса.

Просмотр содержимого презентации
«АОП НОО»

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ как средство реализации инклюзивного образовательного процесса

Составитель: Авдеенко Елена Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №9»


«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал.

На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития…

… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»

Кофи Аннан


Обоснование необходимости разработки специальных ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

  • Право детей с ограниченными возможностями здоровья на образование и его реализация на практике.
  • Дети с ограниченными возможностями здоровья – неоднородная по составу группа школьников.
  • Современные тенденции в изменении состава школьников с ОВЗ.
  • Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями

Программно-методическое обеспечение:

  • коррекционная программа;
  • адаптированная основная общеобразовательная

программа АООП;

  • адаптированная образовательная программа АОП

АОП НОО

Адаптированная образовательная программа - это программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.


Цель АОП: построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.

Задачи:

  • формирование учебных умений и навыков;
  • овладение знаниями основ наук;
  • активизация интереса к художественному и техническому творчеству, приобщение к культурным ценностям человечества;
  • индивидуализация обучения, учитывая состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности.

Адресность программы:

  • глухих;
  • слабослышащих;
  • позднооглохших;
  • слепых;
  • слабовидящих;
  • с нарушениями опорно-двигательного

аппарата (НОДА),

  • задержкой психического развития (ЗПР);
  • тяжелыми нарушениями речи (ТНР);
  • расстройствами аутистического спектра (РАС).

РАЗДЕЛЫ

1. Целевой

3. Организационный


Разделы

1. Целевой

1. 1. Пояснительная записка

1) Цели реализации АОП общего образования в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися образовательной программы НОО.

2) Психолого-педагогическая характеристика обучающихся , описание особых образовательных потребностей обучающихся.

3) Ключевые идеи организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ на начальной ступени школы (принципы и подходы к формированию АОП НОО и состава участников образовательного процесса).


1.Целевой раздел

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися АОП НОО

  • Формирование УУД.

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП НОО

2) Предметные результаты освоения учебных дисциплин.

1) Описание направлений и целей оценочной деятельности, объекта и содержания оценки, критериев, процедур и состава инструментария оценивания, форм представления результатов, условий и границ применения системы оценки.

2) Требования к предметным, метапредметным и личностным результатам на начальной ступени образования.

3) Личностные результаты обучения по каждому направлению (освоение жизненной компетенции).

3) Требования к использованию знаний и умений на практике.

4) Требования к активности и самостоятельности применения знаний и умений на практике.

2.1. Программа формирования универсальных учебных действий

1) Связь УУД с содержанием учебных предметов.

2.2. Программы отдельных учебных предметов

2) Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

2.3. Программа духовно-нравственного развития

2) Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

1) Цель, задачи, основные направления работы по ДНВ и развитию обучающихся.

3) Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

2) Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания.

3) Формы организации системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающимся осваивать и на практике использовать полученные знания.


2.4.Программа формирования ЗОЖ

1) Цели, задачи, планируемые результаты работы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

2.5.Программа коррекционной работы

2) Основные направления и перечень форм работы.

1) Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий по освоению АОП НОО.

2.6. Программа внеурочной деятельности

2) Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса.

1) Общие положения, цели, задачи внеурочной деятельности.

2) Основное содержание и организационно-методические условия внеурочной деятельности.

3) Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ; модели и технологии.

4) Планируемые результаты коррекционной работы.

3) Цели, задачи и содержание отдельных направлений внеурочной деятельности школы.

4) Программы курсов внеурочной деятельности, реализуемых в образовательной организации.


3. Организационный раздел

3.1. Учебный план

1) Базисный учебный план.

3.2. Система условий реализации АОП НОО

2) Рабочий учебный план образовательной организации.

1) Описание условий и ресурсов образовательной организации.

2) Обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с целями АОП НОО образовательной организации, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и требованиями ФГОС.

3) Пояснительная записка к рабочему учебному плану.

3) Механизмы достижения необходимых изменений в системе условий.

4) График (дорожная карта) по созданию необходимой системы условий.

5) Система оценки условий реализации АОП НОО для обучающихся с ОВЗ.


Спасибо за внимание!

Коллеги, поздравляю

с началом учебного года!!!

Вверх