Урок обучения грамоте Сопоставление звуков (Ж) и (Ш). Закрепление звука Ж, буквы Ж. Сопоставление звуков Ж — Ш Сопоставление ж ш

Ирина Мулюкова
Закрепление звука Ж, буквы Ж. Сопоставление звуков Ж - Ш

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

по освоению образовательной области «Развитие речи. Обучение грамоте»

Тема : «Закрепление звука Ж , буквы Ж . Сопоставление звуков Ж – Ш ».

Задачи :

Образовательная : Закрепить артикуляционное произношение звука Ж , написание буквы Ж . Сопоставить звуки Ж – Ш , познакомить с правилами написания сочетаний ЖИ – ШИ. Учить соотносить звук и букву , запоминать буквы

Развивающая : Развивать умение выполнять звуковой анализ слов с использованной смешанной модели (звукобуквенной ) модели.

Воспитательная : Формировать интерес к языку, его особенностям.

Техническая : Работа с кассой букв и слогов .

Речевая : Активизировать словарный запас детей.

Виды детской деятельности : речевая деятельность.

Материал и оборудование : Мультимедийная установка, фишки, маркерная доска, маркеры, кассы букв и слогов .

Предварительная работа : словесные и дидактические игры.

1 Организационный момент

Воспитатель предлагает детям вспомнить какие звуки живут в стране Грамотности.

2 Подготовка к освоению программного материала

Какие платья носят звуки в этой стране ?

Скороговорка : Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

3 Ознакомление с новым материалом

Анализ звука Ж (губы округлены, немного выдвинуты вперед, язык широкий, приподнят немного). А теперь вспомним, как шипит воздух, когда выходит из шарика. Что делает голос, когда мы произносим звук Ш ? (Голос спит, ладонь к горлу)

Правила написания ЖИ – ШИ (лыжи, лужи, мыши, шина)

Динамическая пауза.

Листья желтые летят, под ногами шелестят

4 Первичное осмысление и закрепление материала на практике

Воспитатель загадывает загадку :

С неба звезды падают, лягут на поля

Пусть под ними скроются черные поля.

Много – много звездочек тонких, как стекло;

Звездочки холодные, а земле тепло (снежинка)

Сколько слогов в этом слове?

Звукобуквенный анализ слова .

Работа с кассой букв и слогов (лыжи)

Самостоятельно превратить в лужи.

5 Подведение итогов

Ребята, сегодня мы закрепили звук Ж . Я предлагаю вам нарисовать, слепить или вырезать эту букву дома и принести ее в детский сад.

Публикации по теме:

«План-конспект НОД закрепление правильного произношения звука [с] (по лексической теме «Птицы»)» Тема: «Закрепление правильного произношения звука [с] (по лексической теме «Птицы»)» Интеграция образовательных областей: Речевое развитие,.

«В гостях у звука и буквы О». Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема занятия: «В гостях у звука и буквы О» форма проведения: занятие – сообщение нового материала тип: интегрированное занятие вид: обучение.

Интегрированное занятие «Закрепление звуков [А], [О], [У], [М], [С], [Х]» Образовательные задачи: - закреплять умение называть предыдущее, последующее и пропущенное число обозначенное цифрой; - закреплять навыков.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] и дифференциации звуков [С]-[С’] Тема: звук Л, звуки С-СЬ. Задачи: I---автоматизировать звук Л в слогах, словах, предложениях; –развивать фонематическое восприятие в работе.

Конспект индивидуального занятия по автоматизация звука [Л’] со стечением согласных звуков Цели: автоматизация звука Ль со стечением согласных звуками в слогах, словах, фразах, предложениях, формирование грамматического строя,.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему: "Приключения звука и буквы «С»" Цель: - Закрепление правильного произношения.

Конспект по обучению грамоте «Закрепление звуков [а] [у]» Тема: «Закрепление звуков А, У; соответственно букв и слогов. Соотнесение произносимых и составленных слов из разрезной азбуки большого.

Класс: 1

Презентация к уроку








































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

УМК «Школа России» по учебному курсу «Литературное чтение» (период обучения грамоте).

Тип урока: открытие нового знания.

Цели урока:

образовательные:

  • выделить из речи новый звук, дать характеристику нового звука, обозначить звук [ж] буквами Ж, ж;
  • установить, что глухой звук ш может обозначаться разными буквами – ж и ш (пронаблюдать за изменением слова);
  • установить способ определения буквы на месте глухого согласного звука (изменение слова).

развивающие:

  • развитие логического мышления (учить анализировать, сравнивать, выделять главное);
  • развитие внимания;
  • развитие речи: обогащение и усложнение словарного запаса; овладение выразительными средствами языка; развитие сенсорной сферы – развитие точности и тонкости различения звуков [ж ] и [ш], оттенков речи.

воспитательные:

  • воспитывать любовь к русскому языку, желание развивать свой ум, смекалку и находчивость;
  • чувство патриотизма, гордости за свою Родину; интерес к мировым событиям;
  • стремление к здоровому образу жизни, интерес к различным видам зимнего спорта.

Образовательные ресурсы:

  • ИКТ (презентация);
  • учебник «Азбука», подставка для учебника;
  • картинки для доски: снежинка, ворота с хоккеистом, лыжник (спуск с горы), пять картинок Олимпийских колец с подписями материков (отдельно – синее (Европа), чёрное (Африка), красное (Америка), жёлтое (Азия), зелёное (Австралия));
  • веер с цифрами (для определения количества слогов в словах);
  • три геометрические фигуры (круги) жёлтого, зелёного и красного цвета (для рефлексии).

Ход урока

Этапы урока Ход урока Слайд

1. Организационный момент.

Проверяется готовность учащихся к уроку.

2. Актуализация знаний.

Вступление.

– Какое грандиозное событие ожидается во всём мире?

(Ответы детей: Олимпиада ).

– Это мировое событие для нашей страны особенно важное, XXII зимние Олимпийские игры будут проходить в нашей стране в городе Сочи!

Слайд 1

– Мы будем встречать гостей, спортсменов всей планеты.

Символом Олимпийских игр является белый флаг – символ мира и дружбы, на котором изображены пять разноцветных колец.

Слайд 2

(стихотворение читает наизусть заранее подготовленный ученик)

«Пять колец, пять кругов –
Знак пяти материков.
Знак, который означает
То, что спорт, как лучший друг,
Все народы приглашает,
В свой всемирный, мирный круг».

Слайд 3

Пять материков: Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия

(учитель показывает материки) .

Слайд 4

На карте «Земля и её обитатели» вы видите людей разных национальностей.

А ещё вы видите многообразие животного мира на нашей планете.

Слайд 5

– На удачу люди придумывают талисманы для Олимпийских игр.

Обычно, это животные или выдуманные существа.

Впервые три талисмана были выбраны всенародным голосованием, голосовали все жители России. В тройку победителей вошли – Леопард, Белый медведь и Зайка.

Наши талисманы торопятся в город Сочи, но по пути решили зайти к нам в школу на наш урок.

Слайд 6

Вспомните девиз Олимпиады.

(Ответы детей: «Быстрее, выше, сильнее»!

Слайд 7

– Как вы думаете, чтобы стать чемпионом мира, каким должен быть человек?

(Ответы детей: …)

Необходимо обладать и силой ума, быть развитым человеком, грамотным, чтобы с честью представлять свою страну!

Именно в школе на всех уроках мы можем развивать в себе все эти качества!

Надеяться на удачу талисманов мало!

Чтобы прийти к успеху, надо самим потрудиться на славу!

И сегодня мы с вами внесём свой

«маленький вклад в БОЛЬШОЙ СПОРТ»!

3. Сообщение о новой теме.

– Сегодня мы сделаем небольшое открытие – откроем новый звук в своей речи и дадим характеристику новому звуку.

А в конце урока талисманы Леопард, Белый медведь и Зайка познакомят нас с обозначением цвета колец, мы узнаем – какое кольцо по цвету к какому материку относится…

Слайд 8

4. Повторение изученного материала.

– Вспомним, на какие две группы делятся звуки.

(Ответы детей: «…гласные и согласные».)

Слайд 9

– Чем гласные звуки отличаются от согласных?

(Ответы детей: «…гласные не встречают преграду при произнесении, а согласные встречают; гласные могут образовывать слог, а согласные – нет».)

Слайд 10

5. Физическая минутка №1.

– Попробуем отгадать, какой звук гласный, а какой согласный.

Как только вы услышите гласный звук, то вы подпрыгиваете и хлопаете в ладоши, а, когда услышите согласный звук, то приседаете…

(Учитель произносит несколько изученных звуков: [а], [о], [п], [ы], [ш], [у], [з],

[й’э], [й’а] (при этих звуках учащиеся сначала приседают, а затем подпрыгивают)

Слайд 11

– Молодцы!!!

Слайд 12

6. Изучение нового материала.

Талисманы пришли к нам в гости с подарком. Что изображено на картинке?

(Ответы детей: «Снежинка».)

– В слове «снежинка» скрывается наш новый звук, попробуйте услышать его.

Посоветуйтесь друг с другом (работа в паре).

Слайд 13

– Какой новый звук мы будем сегодня изучать?

(Ответы детей: «… звук [ж]».)

Совершим открытие – узнаем всё о новом звуке [ж].

– Произнесём звук [ж] несколько раз, подумаем, встречает ли этот звук преграду при произнесении…

(Ответы детей: «… звук [ж] встречает преграду при произнесении».)

– Сделайте вывод: гласный звук [ж] или согласный.

(Ответы детей: «… звук [ж] встречает преграду при произнесении и поэтому он согласный звук».)

– Произнесите ещё раз звук ж, как он звучит, твёрдо или мягко?

(Ответы детей: «… звук [ж] звучит твёрдо.)

– Произнесите звук [ж] и подумайте, имеет ли он пару по мягкости?

(Ответы детей: «… звук [ж] звучит твёрдо и не имеет пару по мягкости.)

– Произнесите несколько раз звук [ж], закрыв ушки ладошками. Определите, какой звук – звонкий или глухой…

(Ответы детей: «… звук [ж] звонкий.)

– Подумайте, имеет ли он пару по глухости, если – да, то назовите этот звук…

(Ответы детей: «… звук [ж] имеет пару по глухости – звук [ш].)

Слайд 1 4

(проверка характеристики нового звука)

– Проверим, сравнив со схемой, верны ли наши открытия о новом звуке [ж].

Слайд 15

7. Физическая минутка №2.

– Встречаем наш новый звук [ж]!

Подпрыгиваем и хлопаем в ладоши, если услышим в слове звук [ж],

приседаем, если в слове нет нового звука!

(Учитель называет слова: лужа, Луша, жар, шар, стужа).

8. Работа со схемой.

– Выложите на доске схему к слову «снежинка».

Сначала определите количество слогов в этом слове (похлопайте в ладоши, можете поставить кулачок под подбородок, кому какой способ нравится…).

Покажите на веере количество слогов в слове (показывают на веере: 3) .

(К доске приглашаются два ученика, они работают в паре.)

Слайд 16

(Развитие внимания).

В нашей снежинке, подарке от талисманов, спряталась буква для обозначения нового звука [ж].

Отгадайте, что это за буква…

(Ответы детей: «…в снежинке спряталась буква «ж» для обозначения звука [ж].)

Слайд 17

– Сравните ваш ответ со слайдом…

Слайд 18

– Отгадайте, какие буквы спрятались в букве «ж»?

(Ответы детей: «…в букве «ж» спрятались буквы «к», «х»).)

9. Работа с лентой букв (плакат на доске).

– Найдите для буквы «ж» место на «ленте букв».

Посоветуйтесь друг с другом (работа в паре).

10. Работа с алфавитом (плакат на доске).

– Найдите в алфавите место буквы «ж».

– Между какими буквами расположена буква «ж»?

(Ответы детей: «…между буквами ё, з.)

11. Работа с учебником «Азбука».

– Откройте учебник на странице.

(Ответы детей: «…звук [ж] твёрдый, не имеет пару по мягкости.)

(Читают слоги).

12. Работа с текстом.

– Ум, смекалку и находчивость детей развивается и в подвижных играх.

– Прочитайте заголовок текста.

(Читают: «Жмурки». )

– Кто из вас знает, что это за игра?

(Предполагаемые ответы детей.. .)

– Прочитаем текст и узнаем об этой игре…

– Объясните, что это за игра.

– Что вы можете сказать об этих детях?

– Можно ли их назвать настоящими друзьями? Почему?

(Предполагаемые ответы детей.. .)

– Я надеюсь, что вы в любой игре, в любой жизненной ситуации придёте на помощь друг другу. И я, как ваш учитель, буду вами гордиться!

13. Эстафета «Спуск с горы».

– Попробуем мысленно отправиться на зимние Олимпийские игры, побыть спортсменами и преодолеть эстафету «Спуск с горы».

– Кто желает поучаствовать в этой эстафете?

(Учитель вызывает по желанию одного из учеников-участника эстафеты,

ученик вставляет пропущенную букву в слове, затем сам вызывает следующего участника эстафеты).

На доске картинка «Спуск с горы. Лыжник».

Дети вставляют буквы ж или ш (заранее приготовленные из магнитной азбуки) на место пропуска.

(Эстафета сопровождается песней группы «Непоседы» – «Гимн Олимпийских игр».

По окончанию игры идёт проверка, дети доказывают правильность написания слов – подбирают проверочные слова.

Слайд 19

14. Игра «Хоккей».

– А теперь поиграем в хоккей, забьём шайбу в ворота.

(Учитель вызывает по желанию одного из учеников – игрока-хоккеиста, ученик вставляет пропущенную букву в слове, затем сам вызывает следующего игрока).

На доске картинка «Ворота с вратарём».

Под картинкой записаны слова в столбик:

(Игра сопровождается песней детского хора – «Хоккеисты».)

По окончанию игры идёт проверка – дети читают слова.

Слайд 20

15. Работа в группе - игра в трёх командах (работа со словами, обозначающими несколько значений, повторение.

– А сейчас мы проведём игру, разделившись на три команды:

1 команда под названием «Леопард»,

2 – «Белый медведь»,

3 – «Зайка».

Каждая команда выбирает капитана команды.

Первое задание командам.

Вспомните, все изученные слова, обозначающие несколько значений, запишите эти слова на листе бумаги.

Второе задание.

Среди этих слов найдите слово, которое можно отнести к зимним Олимпийским играм, подчеркните это слово.

(После выполнения заданий капитаны зачитывают слова, зачитывают слово, которое подчеркнули…)

(Ответы детей: «…каток.)

Вопрос ко всем командам.

Слово «каток» к каким зимним Олимпийским играм можно отнести?

(Ответы детей: «…хоккей и фигурное катание.)

Слайды 21-23

16. Проверка слов с помощью презентации.

– С помощью слайдов объясните, пожалуйста, значение слов.

Слайды 24-34

17. Итог урока. (Рефлексия.)

– Сегодня на уроке мы постарались внести свой «маленький вклад в большой спорт»!

И в первую очередь нам помогала дружба, поддержка друг друга, ум и смекалка!

– Какие открытия мы совершили на уроке?

– Что особенно понравилось на уроке?

– Какое задание вам бы хотелось выполнить ещё раз?

А.

1. покажите жёлтый круг, если вам на уроке всё было понятно;

2. покажите зелёный круг, если вам необходима помощь одноклассников, учителя (в чём конкретно вам потребовалась помощь – … при необходимости даются объяснения (лучше – учениками, в крайнем случае – учителем);

3. покажите красный круг, если вы ничего не поняли на уроке и вам потребуется помощь после урока…

Б.

1. покажите жёлтый круг, если вы считаете, что потрудились «на славу»;

2. покажите зелёный круг, если вы считаете, что не достаточно потрудились на этом уроке;

3. покажите красный круг, если считаете, что совсем не трудились на уроке может быть в силу болезни, может быть поленились…

Слайд 35

– Пришла пора прощаться с нашими друзьями-талисманами – Леопардом, Белым медведем и Зайкой!

Слайд 36

На прощание наши талисманы Леопард, Белый медведь и Зайка дарят нам пять Олимпийских колец

(каждое кольцо подписано, какой материк оно обозначает:

синее – Европа

чёрное – Африка

красное – Америка

жёлтое – Азия

зелёное – Австралия)

Пожелаем спортсменам России удачи на XXII зимних Олимпийских играх!

Звучит Гимн Олимпиады!

Слайд 37

18.

Благодарим за внимание!

Слайд 38

19. Интернет-ресурсы

Дополнительный материал для учителя.

Слайды 39-40

конспект открытого урока по обучению грамоте. тема: "сопоставление звуков "ж" и "ш".

Саблина Лариса Юрьевна

Урок в 1 классе по теме: «Сопоставление звуков [ ж ] и [ ш ]

Цели урока:

Формируемые УУД:

1.Организационный момент.

Какое важное событие начнется в нашей стране совсем скоро? (Олимпиада в Сочи)

Давным-давно в Греции жили-были люди и боги. Одним из таких полубогов был Геракл. (1слайд)

Именно он стал основателем Олимпийских игр, победив в беге своих 5 братьев и получив в награду венок из оливкового дерева. С тех пор Олимпийские игры проводятся регулярно. А знаете ли вы девиз Олимпийских игр? (Быстрее, выше, сильнее) (2слайд )

А давайте придумаем девиз для урока. (Дети высказывают свои предложения)

Все ваши предложения я выражаю в виде такого девиза: «Слушай, думай, рассуждай». (3 слайд)

В честь открытия Олимпийских игр мы проведем урок-соревнование. К нам на урок пришли игрушки-талисманы Олимпиады: Мишка, Зайка и Леопардик. Талисман – это небольшой предмет, приносящий удачу. Они будут вам помогать и вас поддерживать. (4 слайд)

Разделяемся на команды. 1 ряд – команда «Мишки», 2 ряд – команда «Зайки», 3 ряд – команда «Леопардики».

Как вы понимаете выражение «Уметь ценить время?» (Не терять ни секунды, все делать вовремя)

Тогда, не теряя ни секунды, приступаем к работе.

2. Актуализация знаний.

С помощью чего, как человек общается? (С помощью речи)

Из чего состоит наша речь? (Из предложений)

Из чего состоят предложения? (Из слов)

Из чего состоят слова? (Из слогов, звуков, букв) (5слайд)

С какой буквой познакомились на прошлом уроке? (Буквой ш)

Что вы о ней узнали? (Имеет один согласный, твердый, глухой звук)

Еще его называют шипящий.

Первое задание-соревнование. Определите место звука «Ш» в слове. Если он стоит в начале слова – поднимает руку 1 ряд, если он в середине – 2 ряд, а если в конце слова – 3 ряд.

Называю слова: мышка, шапка, ковш, шуба, малыш, кошка, шарф, карандаш, бабушка.

Молодцы! Справились с заданием.

А почему так важно правильно слышать звуки? (Для грамотного письма)

3. Постановка учебной проблемы.

Но сегодня на урок пришли сразу две буквы: Ж и Ш. Назовите их. (6 слайд)

Попробуйте определить цель урока. (Дети высказываются)

Формулируем цель урока: «Сравнение звуков «Ш» и «Ж». В конце урока мы подведем итоги и узнаем, правильно ли вы определили цель урока.

Сравните буквы. На что похожа буква Ш?

Посмотри на букву Ш.

Буква очень хороша.

Потому что из нее

Можно сделать е и ё.

На что похожа буква Ж?

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук.

Произнесите эти звуки. Сравните, как они произносятся. Что можно представить при произношении? (Ж – муха, мотор, Ш – змея, ветер)

При произношении звуков «ж» и «ш» органы речи работают одинаково, но «ж» произносится голосом, а «ш» - шумом.

Какой можно сделать вывод? (Ж и Ш – парные звуки по глухости-звонкости)

Вспомним, с какими парами мы уже знакомы: б-п, г-к, д-т, з-с.

Следующее задание-соревнование. Прочитайте правильно слоги с этими звуками. Чтение с разной интонацией: 1 ряд – радостно, а потом тихо, 2 ряд – грустно, спокойно, 3 ряд – вопросительно, громко. (7 слайд)

ЖА-ША ЖУ-ШУ

ЖЕ-ШЕ ЖИ-ШИ

АЖ-АШ УЖ-УШ

Подведем итоги. У вас хорошо получилось.

А что вы заметили при прочтении слогов с гласными Е и И? (Читаются твердо)

Почему так происходит?

Давным-давно эти буквы имели мягкие звуки, поэтому после них писали гласные Е,Ё,И. Со временем они утратили мягкость, но написание осталось.

4. Физминутка.

Устали? Давайте отдохнем. Разминка называется «Бегает. Прыгает. Летает». Я называю животное, а вы изображаете, что оно делает:

Воробей, заяц, муха, кузнечик, волк, страус…

5. Закрепление. Самостоятельная работа.

Следующее задание-соревнование. Придумайте как можно больше слов с этими слогами. Выиграет команда, которая назовет слово последними.

Выслушиваются все слова, исправляются ошибки, подводятся итоги.

6. Построение выхода из затруднения.

Продолжаем работать со словами. Произнесите слова:

Определите количество слогов, ударение. (8 слайд)

Выберите из нескольких предложенных правильную звуковую модель этих слов.(Ученики выбирают) (9 слайд)

Что вы заметили? (Они одинаковые)

А какую букву мы напишем на конце каждого из слов?

Какая опасность нас подстерегает при написании этих слов?

На конце парные согласные по звонкости-глухости звучат всегда глухо. Поэтому можно ошибиться.

А как проверить, какую букву надо написать?(Изменить слово)

Но здесь нас подстерегает новая опасность. Как пишутся сочетания ЖИ-ШИ?(С буквой И)

Замечательно поработали. Все опасности преодолели. Какие умения приобрели?

7. Физминутка.

Сделал паузу иль нет?

Быстроногому гонцу.

И отважному борцу.

И гимнасту, и пловцу.

Всем друзьям – физкультпривет.

Ты готов к работе? Нет?

8. Закрепление.

Опять задание. Проверим вашу сообразительность. Отгадайте загадки.

Две полоски на снегу.

Оставляю на бегу.

Я бегу от них стрелой,

А они опять за мной. (лыжи)

Все лето стояли.

Зимы ожидали.

Дождались поры,

Помчались с горы. (санки)

Вот так чудо – чудеса.

Подо мной два колеса.

Я ногами их верчу

И качу, качу, качу. (велосипед)

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня? (коньки)

На каждую загадку выставляется картинка-отгадка. (10 слайд)

Молодцы! Конечно, вы все отгадали. Но, по-моему, один предмет здесь лишний. Какой? Почему? (велосипед не зимний инвентарь)

Какие вы знаете зимние виды спорта с этими предметами? Многие будут в программе Олимпийских игр:

  • Лыжные гонки
  • Прыжки с трамплина
  • Фристайл
  • Конькобежный спорт
  • Санный спорт
  • Скелетон и другие.
  • Мы работали с буквами
  • Со словами
  • С предложением
    • словесные методы: объяснение, побуждающий и подводящий диалоги с учащимися, выдвижение гипотез, свободные высказывания;
    • наглядные методы: различные слайды – опоры, мультипликация, иллюстрации, необходимые для подготовки собственного высказывания.
    • репродуктивные
    • частично-поисковые
    • методы контроля, самоконтроля и самооценки.
      • коллективная (во время проверки раннее изученного материала)
      • групповая (во время получения новых знаний)
      • индивидуальная (чтение с интонацией).
  • высокий интерес к изучению данного предмета
  • развитые на достаточном уровне общеучебные умения и навыки
  • хорошие потенциальные возможности к овладению понятий (развитое слуховое восприятие, умение сравнивать и обобщать изучаемые явления, развитое воображение, стремление к самостоятельному высказыванию, независимо от речевой подготовки)
  • достаточно высокая мотивация, которая стимулировалась технологией игрового обучения.

9. Самостоятельная работа. Работа в парах.

- Теперь вы будете сами составлять предложения с этими словами, работая по парам.

1 ряд – слово «лыжи», 2 ряд – слово «сани (санки)», 3 ряд – слово «коньки».

Пока ученики думают, звучит музыка о спорте.

Слушаю ваши предложения. Лучшие предложения записываю на доске, прочитываем их все вместе, называем количество слов, главную мысль предложения.

Подводим итоги: какой ряд придумал самые красивые предложения.

Одним из символов Олимпиады являются олимпийские кольца. Они символизируют дружбу 5 континентов. Во время Олимпийских игр с древних времен повелась традиция: все войны останавливаются. Никто не воюет. (вывешиваю картинку олимпийских колец) (11слайд)

Сегодня на уроке вы работали в командах. Работали замечательно. Талисманы вам помогали. Но я считаю, что в соревновании победила дружба.

Послушайте домашнее задание: составьте дома рассказ о зимних забавах, используя слова – лыжи, санки, коньки. Попросите помочь вам маму, папу или бабушку.

10. Рефлексия урока.

Вспомните, какова была цель урока?

Нам это удалось?

Что было трудно?

Что понравилось делать?

Давайте повторим:

Рассказ – домашнее задание.

Слышишь звонкий звонок?

Нам пора кончать урок.

Мы – умные.

Мы – дружные.

Мы – внимательные.

Мы – старательные.

Мы отлично учились.

Все у нас получилось!

На доске 3 круга разного цвета. Выберите тот цвет, который на ваш взгляд показывает, как мы работали на уроке. Плохо – красный цвет, так себе – желтый цвет, хорошо – зеленый.

Какой цвет выбираем? (12 слайд)

Класс: 1-е

Программа: «Школа России»

Урок: обучение грамоте

Тема урока: «Сравнение звуков Ж и Ш. Чтение слов и предложений»

Учитель: Саблина Лариса Юрьевна.

2014-2015 уч. год

Самоанализ урока

Цели урока: учить распознавать звуки «Ж» и «Ш» и соответствующие буквы; познакомить с особенностями звуков как всегда твердых согласных, учить распознавать эти звуки по глухости- звонкости; познакомить с правилом написания сочетаний ЖИ-ШИ; развивать речь, интеллектуальные способности, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, работать в парах, воспитывать чувство патриотизма к Родине и любви к спорту на примере Олимпийских игр.

Формируемые УУД: распознавать звуки и соответствующие им буквы; характеризовать звуки, знать правильное написание буквосочетаний, выразительно читать, следить за чтением одноклассников, работать дружно в командах и парах, применять полученные знания в жизненных ситуациях.

Урок построен в соответствии с программными требованиями.

На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы все новые и новые формы урока , где за основу берется познавательный интерес учащихся, а учитель является лишь катализатором, который приблизит этот интерес к формированию познавательной активности. Именно поэтому данный урок представляет собой урок –игру. Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечила работу всего класса, позволила учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление.

Для достижения цели урока использовала различные методы .

В основу построения данного урока положен коммуникативный метод , наилучшим образом способствующий реализации одной из главных задач обучения: развитие речевых умений и навыков учащихся. На уроке использованы:

Методы обучения являлись инструментом развития, способствовали вооружению школьников прочными знаниями, а также умениями переносить их на новые ситуации. Послужили способом формирования потребности в новых знаниях, создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся. Выбранные мною методы соответствовали характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.

В ходе выполнения продуктивных заданий проверялся усвоенный материал, на основе которого идет осмысление нового. Постаралась задания, которые предлагаются детям, давать в игровой форме, они быстро сменяют друг друга, яркие, запоминающиеся. Элемент занимательности, связь с жизнью заставляли учащихся мобилизовать свои силы и все имеющиеся в арсенале знания, умения и навыки.

Создание проблемной ситуации позволило заинтересовать учащихся, столкнув их с трудностью, убедила в необходимости получения новых знаний.

Для решения проблемной ситуации была организована групповая работа, работа в парах, самостоятельная работа. Во время закрепления знаний для формирования интереса к предмету загадки, мультипликацию, практические задания.

Для организации деятельности учащихся на уроке применила различные формы работы с детьми:

Способы взаимодействия продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к уроку мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности учащихся:

Учитывала психологические особенности детей: визуалы, кинестетики, аудиалы и рекомендации психолога.

Реализована воспитательная функция урока - формирование патриотической позиции.

Урок прошёл в хорошем ритме, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся. Части урока логически связаны друг с другом, требовала от учащихся полных доказательных ответов.

Домашнее задание дала творческое, с учётом ведущей сенсорной системы учащихся.

Активность и работоспособность ребят на уроке хорошая.

Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем.
Результаты урока я оцениваю как хорошие. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен в необходимом для первого освоения объёме.

Учитель: Саблина Лариса Юрьевна

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Урок обучения грамоте в 1 классе

Тема : Сопоставление звуков (ж) и (ш).

Провела:

учитель начальных классов

Колесникова Н.А

г.Приозерск

Цели:

- Продолжить знакомство с новыми буквами и звуками;

Дифференцировать звуки(ж),(ш), закреплять понятия: звонкие-глухие парные согласные;

Способствовать развитию навыков орфоэпически правильного, слогового, выразительного, сознательного, беглого чтения;

Развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание;

Воспитывать любознательность.

Прогнозируемые результаты :

Дети научатся на слух различать звуки(ж) и (ш);

Установят их сходство и различие;

Запомнят, что звуки(ж) и (ш) на конце слов и в середине слова следует уточнять подбором группы родственных слов до тех пор, пока звук не будет слышаться ясно;

Пополнят словарный запас новыми словами, что будет способствовать развитию логического мышления, развитию речи.

Ход урока

1Организационный момент

Прозвенел для нас звонок

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли,

Чтоб в мир знаний нас вести!

2 Мотивация учебной деятельности

Ребята, какой урок мы начинаем? (обучение грамоте).

А, что означает слово «грамота» в вашем понимании? (слайд1)

Грамота- чтение и письмо. Значит-это умение читать и писать. А выучиться грамоте- научиться чтению и письму.

Как вы думаете, слово «грамота» однозначное или многозначное? Какие значения этого слова вы еще знаете?

Грамота- документ, выдаваемый в награду за успехи в каком-либо деле.(похвальная, почетная) (слайд 2)

Грамота - старинное народное название всякого документа, письма.

Так, как называются слова, имеющие много значений? (многозначные ) (табличка)

А теперь, посмотрите, как выглядели Древнерусские грамоты и деловые записи на бересте. (слайд 3)

Береста -кора березы. (слайд 4)

Такие грамоты называют- « берестяные грамоты ».

А, что изображали на бересте? (знаки, буквы)

А, что такое буквы? (письменные фигурки, значки для звуков)

Для чего же люди придумали буквы-значки? (чтобы запечатлеть произнесенные ими звуки)

Да, действительно, каждая фигурка-буква-это, как- бы застывший звук.

Вы, конечно знаете, что звуки и буквы живут в разных царствах:

Звуки- в царстве того, что мы слышим, а

Буквы- в царстве того, что мы видим.

Тот, кто пишет, переводит звуки из мира слышимого в мир видимого.

Тот, кто читает, наоборот, переводит видимые знаки в звучащие слова.

И сегодня мы с вами будем учиться переводить звуки из мира слышимого в мир видимого.(по мостику)

В какой-то степени мы будем сегодня…(переводчиками).

3 Актуализация знани й

Но, чтобы переводить звуки и буквы, нужно понять. Как рождаются звуки.

Кажется, что говорить легко: звуки, слова и даже целые фразы как- будто сами выпрыгивают у нас изо рта.

Но, все не так просто: в нашем организме в это время работает целый « завод» по производству звуков.

О работе этого завода лучше всех знает учитель-логопед Насиба Иномджоновна.

Учитель-логопед:

-Вместо станков на заводе работают органы речи. А какие органы речи вы знаете? (зубы, губы, язык…)

-А звуки-это «работники». Ведь для того, чтобы получился звук, трудятся легкие, дыхательное горло, носик, ротик, губы и язык. Это и есть-органы речи. А наши ушки всегда на посту: чуть человек не так произнес в слове звук, ухо сразу услышит.

-На какие 2 группы мы можем разделить звуки?

-Если воздуху удается вырваться на ружу, не встретив никаких преград, получается какой звук? (гласный)

-А, если звуку придется прорваться через препятствие, которые устраивают губы, зубы, нос, то получаются какие звуки? (согласные)

-А для того, чтобы звуки вы произносили правильно, выполним артикуляционную гимнастику. Приготовьте зеркальце.

Артикуляционная гимнастика (Слайды 5)

    Лопаточка;

    Часики;

    Чашечка;

    Вкусное варенье.

- Отложите зеркала в сторону .

4 Определение темы урока и постановка целей

Ну вот, ребята и ваш завод по производству звуков теперь готов к работе.

Когда рождается гласный звук на заводе, то работает….(голос).

А где живут звуки? (в царстве звуков)

Давайте переводчики переведем сначала гласные звуки в царство букв. (на доске имитация передвижения гласных звуков(облачков) из царства звуков в царство букв, подставляя к звукам буквы.)

Звук(а)-обозначается буками а, я

Звук(о)-…………….буквами о, е

Звук (и)- ……………буквой и

Теперь переведем некоторые согласные звуки…

Звук (в)-обозначим буквой в

(ж)-……………буквой ж

(ш)-……………буквой ш

Сколько гласных звуков живут в царстве звуков? (6звуков)

А букв гласных? (10 букв)

Что могут образовывать гласные? (слоги)

Покажите как образовываются слоги и какие.(ва- открытые, слоги-слияния, ав- закрытые, обратные)

А слоги можно собрать в …..(слова).

Что-то погода стала портиться. В царствах начался дождь. Посмотрите, какие слоги спрятались под зонт?(открытые)

Ду мы ка но чи ло ка

(в капельке буквы(б, п, ж,ш, л, н, д, т.)

Соберите слова, добавляя букву в капельке.

Душ камыш но? Чи? Ло?ка

Почему так сложно с первого раза определить по звуку, какая буква встанет в слово?

Что же вы сегодня узнаете на уроке?

Чему научитесь?

Определите тему урока.(«Сравнение, сопоставление звуков (ж) и (ш).) (слайд 6)

5 Работа по теме урока

Учитель-логопед:

-Какой звук издает змея?(рисунок змеи) (Ш-ш-ш)

-Какой звук издает жук? (рис. жука) (Ж-ж-ж)

-Сегодня мы рассадили вас по группам, чтобы нам было интереснее работать.

Одна группа будет-«ШИПЕЛКИ», а другая-«ЖУЖЖАЛКИ».

За каждый правильный ответ вы будете получать фишки, а в конце урока мы подсчитаем их. (слайд «Сходство и различие звуков (Ж,Ш))

-Когда мы произносим эти звуки, какие органы речи у нас работают? (язычок, губки, зубки). Есть препятствия, значит они…(согласные).

-«ЖУЖЖАЛКИ», произнесите свой звук (Ж), у нас голосок работает? Значит он- согласный…(звонкий) (слайд)

-«ШИПЕЛКИ», произнесите свой звук(Ш), у вас голосок работает? Значит он согласный…(глухой). (слайд)

-А кто в природе может издавать такие звуки? (слайд 7)

-Давайте проверим, а ваши ушки хорощо слышат свой звук. (ЖУЖЖАЛКИ(Ж), ШИПЕЛКИ(Ш),)

1) Игра на слуховое внимание . (Логопед называет слоги, слова; дети по группам поднимают изображение змеи и жука, если услышат свой звук.)

2 ) Игра по группам «Найди лишний предмет »

-Проверим ваше внимание ШУМЕЛКИ.(слайд)

-Теперь ваше внимание ЖУЖЖАЛКИ.(слайд)

3) Игра «Какой предмет, какому звуку соответс твует».

-Звуки работают в словах дружно, в команде и вы поработайте одной дружной командой.

-Вы потрудились, а теперь давайте отдохнем.

6 Физкультминутка

7 Продолжение работы. Постановка проблемы.

Какие звуки вы различали в словах? (ж,ш)

А какие это звуки?(парные по глухости-звонкости)

Звонкие и глухие, оба твердые звуки(Ж,Ш) очень похожи друг на друга- настоящие «двойняшки» (слайд 8)

А каких «двойняшек» мы уже поселили в Городе букв?

ЖуЖЖАЛКИ называют звонкие парные согласные, ШИПЕЛКИ- глухую пару.

Почему же в Алфавите живут и звонкие и глухие согласные? Для чего?

Проблема!

Решение проблемы

Они помогают различать слова. Те и другие «СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛИ».

Ар ЖАР

Произнесите слово ЖАР. Какой первый звук в слове слышите? (Ж). А какой буквой обозначим звук(Ж)? (буквой Ж)

Что означает слово ЖАР? (слайд 9)

(горячий, сильно нагретый воздух, зной летом; повышенная температура тела при болезни)

А теперь поменяйте букву Ж на буквуШ.

Произнесите полученое слово. (ШАР)

Изменилось ли значение слова? Что оно означает? (слайд 10)

(геометрическое тело; вид спортивного инвентаря; воздушный шар; земной шар)

Как мы называем слова, которые имеют много значений? (многозначные )

А чем являются в этих словах Ж и Ш? (смыслоразличителями - помогают различать смысл слов, слова по смыслу)

Игра с предложениями

Звуки складываются в слоги, слоги в слова, а слова в предложения.(слайд 11)

Что мы должны помнить о предложении?(все слова в предложении связаны по смыслу)

Соберите все слова в предложении так, чтобы они были связаны и предложения получились понятные и красивые.

Молодцы, вы очень внимательные и зоркие ребята!

Орфографическая зоркость

Вспомните, кому нужна зоркость.

-«Моряку».Ему нужно избежать столкновений с другим кораблем…

-«Ястребу».Ему необходимо издали видеть добычу.

-«Охотнику, снайперу,пограничнику, разведчику».

Чтобы зорко видеть, люди изобрели много «инструментов»: очки,бинокли, подзорные трубы, микроскопы, телескопы. (слайд 12)

А мы воспользуемся инструментом, который всегда с нами- глазами.

А чтобы глазки наши были всегда зоркими, нужно отдыхать. Мы научимся как правильно отдыхать. Следите глазками за передвигающимися предметами.

Гимнастика для глаз (слайд 13)

Какую фразу произнес КОТ ЛЕОПОЛЬД, кто заметил и запомнил? («Берегите зрение,ребята!»)

Но, оказывается, зоркими бывают не только глаза, но и …(УМ).

Он помогает глазам увидеть трудные места в словах.

Как можно назвать место, где может возникнуть ошибка ?(ОШИБКООПАСНОЕ )

А, чтобы видеть ошибкоопасные места, надо понимать, почему они возникают.

Для этого нужно узнать у звуков их тайну !

У каких звуков мы узнаем сегодня тайну?(Ж,Ш)

Раскрываем тайну звуков (Ж,Ш)

Е? ЧИ? СТРИ? Но?

Произнесите слова и вслушайтесь, как они звучат. Именно звучат, а не как пишутся.

Что ЯСНО слышится на конце слов? (звук(Ш)-глухой, парный согласный)

Вот одно « ОШИБКООПАСНОЕ » место, где на конце слова оказался один из пары « ДВОЙНЯШЕК» - глухой звук(Ш).

Услышав глухой звук на конце слова, обязательно спросите себя: «А может быть, это замаскированный звонкий? Не попал ли звук в слабую позицию?»

И, только, призвав на помощь « ВОЛШЕБНИКОВ » и, поставив этот звук в сильную позицию, напишем нужную букву.

Позовем « ВОЛШЕБНИКОВ » и поставим звук(Ш) в сильную позицию. (слайд 14)

Можно использовать правило « ОДИН_МНОГО »

НОЖИ-НОЖ ЕЖИ-ЕЖ ЧИЖИ-ЧИЖ СТРИЖИ-СТРИЖ

Ко всем ли словам с парным согласным на конце применимо это правило?

Давайте проверим.

Работа с учебником

Откройте страницу 26 в учебнике. Читаем столбики слов.

ЧИЖИ-ЧИЖ

СТРИЖИ-СТРИЖ

ЖИЛ-ШИЛ

МАЛЫШ-МАЛЫШИ

КАРАНДАШ-КАРАНДАШИ

Какая пара слов с парными согласными (Ж,Ш) в этом столбике не подходит к нашему правилу?

ЖИЛ-ШИЛ

Почему? (меняется буква- меняется значение слова)

В этих словах звуки(Ж,Ш) являются « СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЯМИ ».Почему?

Объясните значение этих слов:

ЖИЛ-существовал, проживал жизнь;

ШИЛ-соединял иголкой с ниткой края ткани.

Вы, наверное уже заметили, что звуки в слабой и сильной позиции «ЖИВУТ» по определенным законам.

По каким законам?

А сейчас, присмотримся к соседу!

ЧА?КА ЛО?КА КРУ?КА ДРУ?БА

Как обстоят дела, когда рядом оказываются два согласных(в середине слова) и ни один из них не « ВОЛШЕБНИК »(не гласный)?

Иногда возникает « ОШИБКООПАСНОЕ МЕСТО ».

А почему? ( ПРОБЛЕМА !)

Да, потому что эти звуки при встрече друг с другом сразу вступают в игру « ДЕЛАЙ, КАК Я!»

Командует в этой игре всегда второй согласный звук, а первый ему подчиняется.

Если второй звук звонкий, первый тоже становится звонким.

А, если второй звук глухой, первый тоже становится глухим.

ЧА?КА (К)-глухой, значит звук(Ш) тоже глухой

ДРУ?БА (Б)- звонкий, значит звук(Ж) тоже звонкий

(парный глухой в слабой позиции, рядом нет волшебника гласного)

Так, что же необходимо сделать, чтобы парный встал в сильную позицию- зазвучал? (позвать волшебников- гласных)

Превратим БОЛЬШОЕ в МАЛЕНЬКОЕ (слайд 15)

ЧА?КА------ЧАШЕЧКА

ЛО?КА-----ЛОЖЕЧКА

КРУ?КА----КРУЖЕЧКА

КРЫ?КА---КРЫШЕЧКА

(вставляем нужную букву после проверки парного согласного)

8 Рефлексия учебной деятельности

Давайте подведем итог урока.

Какие звуки мы сегодня сравнивали, сопоставляли на уроке?

Покажите ЖУЖЖАЛКИ, ШИПЕЛКИ. (дети показывают собранные из фишек буквы звуков (Ж,Ш).

Что же вы сегодня узнали? Чему научились?

Какую работу выполняют звуки(Ж,Ш) в словах? (помогают различать слова)

Как проверить написание звонких и глухих согласных звуков в словах? (при помощи волшебников)

Список используемой литературы

1.Азбука автор : Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А. и др. Азбука. Учебник. 1 класс.

Издательство:Москва, Просвещение

3.Русский язык в рисунках

4.Занимательно о русском языке авторы: В.А.Иванова, З.А.Потиха, Д.З.Розенталь

Вверх