История графа дракулы. Реальная биография и факты из жизни влада цепеша, известного как граф дракула Дракула кто он

То, чем прославился вымышленный персонаж – вампир граф Дракула, цветочки по сравнению с тем, что известно об исторической личности. О князе Владе Третьем по прозвищу Цепеш, что значит "сажающий на кол".

Дьявол в облике дракона

Цепешем Влада прозвали турки. Сам он предпочитал зваться Дракулой. Так называл себя и его отец, член Ордена Дракулы. Особый рыцарский орден был создан тогдашними правителями Венгрии с политической целью: объединяться против агрессии Османской империи на Балканах. Дракула переводится и как "дьявол", и как "дракон", чье изображение было орденским символом. Влад перенес его на монеты.

Он родился в Трансильвании, борьбу против турок начал, как только стал князем – в 25 лет. Рекрутировал в крохотной Валахии всех, начиная с 12-летних мальчиков, добивался неслыханных побед, самоутверждался в чудовищно жестоком отношении к пленным, был и сам в турецком плену. Его предавали, трижды отстраняли от власти, он снова восходил на трон и с каждым разом все более изощрялся в проявлении ненависти к противникам. Их оказалось немало, и это были не только турки, у которых он позаимствовал способы расправы. Были, например, итальянцы, немцы, венгры. Для всех них он и в самом деле стал "князем тьмы". Его ожесточенность превратилась в манию, судя по отзывам современников.

Любимая казнь

Поэт при немецком дворе Михаэль Бехайм выпустил в 1460 году поэму "О злодее, который звался Дракула". В ней были такие, например, детали: "А если целая толпа зарыта в землю до пупа, что может быть ужасней? В людей пускали тучу стрел, чтобы никто не уцелел…". Другой источник – "Сказание о Дракуле" Федора Курицына, русского посла в Венгрии: "Как-то обедал Дракула среди трупов, посаженных на кол вокруг стола. Слуга, подававший яства, заткнул нос. "Что ты делаешь?" – спросил Дракула. Тот отвечал: "Государь, не могу вынести этого смрада". Дракула велел посадить его здесь же на кол, говоря: "Ты сядешь высоко, и смраду до тебя будет далеко!"

© Фото: Universal Pictures, 2014 Фильм "Дракула" (Dracula Untold), 2014

Фильм "Дракула" (Dracula Untold), 2014

Дракула не держал придворного летописца, который бы создавал хронику его успехов. И все, что о нем печаталось, это были политически ангажированные "антидракуловские" тексты. "В них много неправды, но то, что в его правление практиковалась публичная казнь через сажание на кол, это так", – рассказывает историк Марина Бобкова:

"Публиковались многочисленные гравюры, как Влад III Цепеш проводит массовые казни на колу: они были, и это чудовищный, наиболее мучительный и изуверский вид казни. Он предполагает медленное садистское уничтожение. Человека в голом виде выставляли напоказ, его страдания длились от получаса до нескольких суток. Влад очень активно применял эту казнь к своим политическим противникам, иноверцам, нарушителям закона; от нее не был гарантирован никто: ни мужчины, ни старики, ни женщины, ни даже дети".

Однажды армия Влада овладела турецкой крепостью и взяла в плен целый гарнизон. А потом был поставлен "лес кольев" длиной три километра с насаженными на них тысячами турок... Если теперь вспомнить, как важен кол в позднейших рассказах про бессмертного графа-вампира, то можно подумать, что все они сочинялись в Турции. Но это не так.

© Фото: Hammer Film, 1958 Кристофер Ли в фильме "Дракула"(1958)


Кристофер Ли в фильме "Дракула"(1958)

Три могилы одного покойника

Вампира с историческим именем изобрел ирландский писатель Брэм Стокер. Роман "Дракула" он написал в конце XIX века, когда узнал о Владе Цепеше от одного венгерского профессора. Про то, что Влад пил кровь, Стокеру не рассказывали, этой детали нет даже в "антидракуловских" текстах XV века. Писатель создал вокруг своего Дракулы культ вампиризма потому, что состоял в эзотерическом ордене "Золотая заря" и практиковал черную магию. Ему, как он говорил, было видение о вампире, и он решил это видение записать. На содержание романа повлияло и то, что он создавался, когда гремела жуткая история про лондонского серийного убийцу женщин – так и не найденного Джека Потрошителя. В итоге Стокер породил самое популярное в мире чудовище.

О вампире по имени Дракула снято больше 270 фильмов и написано почти столько же книг. Все это в конце концов так крепко связало историческое лицо с вымышленным, что суеверия распространились даже на родине Влада Цепеша. Тем более что выяснилось: у средневекового князя не одна, а три могилы, и неизвестно, где находится его отрубленная голова. Впрочем, по ее следам еще можно было бы пройти. Когда Влада коварно убили на поле битвы, его немедленно обезглавили, а голову отвезли в турецкую столицу. Там она сначала демонстрировалась на площади, а потом была пригвождена копьем к стене во дворце султана.

Образ Влада III Цепеша, известного как Влад Дракула, в современном сознании ассоциируется с именем персонажа классического романа и непомерно раздутых историй о его жестокости, которые многие люди воспринимают как правду. Никто не утверждает, что Дракула был святым, однако любое достойное доверия суждение о его действиях должно сдерживаться пониманием как истории, так и географии.

XV век – Балканы между Крестом и Полумесяцем

XV век в европейской истории рассматривается как переходный период – мост между Поздним Средневековьем, Ранним Возрождением и Ранним Новым временем. Многие технологические, социальные и культурные события XV века возвещали о «европейском чуде» последующих веков – великих достижениях в науке, математике, медицине, искусстве. В Западной Европе формируются современные парадигмы гуманизма и национального сознания. Однако суеверие и жестокость ещё не в стороне от интеллектуального возрождения.

Масштабы Святой Инквизиции значительно расширились в ответ на протестантскую реформацию и католическую контрреформацию, распространившись на многие европейские страны и их колонии в Африке, Азии, Америке (это привело к перуанской инквизиции и мексиканской инквизиции). Тысячи «еретиков» были сожжены, что считалось «актами веры». Malleus Maleficarum, переводимый как Молот ведьм, самый известный трактат по демонологии, породил веру в то, что дьяволы и темное колдовство представляют реальную угрозу для спасения человека.

В Ватикане выбирают эксцентричных пап, которым интересна больше светская жизнь, нежели духовное руководство своей паствы. Междоусобные распри, политическое недоверие к соседним королевствам и княжествам становится нормой. Божественное право королей приобретает неприкосновенность и широко распространенное убеждение. С распадом феодальной структуры и возникновением централизованного государства, которым правит монарх, наделенный абсолютной властью, зарождаются первые искры национализма как идеологии.

Балканы в этот исторический период находились на перекрестке великих империй. После образования западных государств, находившиеся между молотом – христианской Европой, и наковальней – исламским Востоком, балканские народы вынуждены были сражаться на двух фронтах. Балканским правителям приходилось идти на уступки как христианским, так и мусульманским лидерам, в попытках обеспечить нормальное существование своим народам.

Византийская империя господствовала над регионом на протяжении тысячелетия. Но к пятнадцатому веку, некогда могущественная, она сократилась не более чем до Константинополя. Подъем западных держав и османская угроза фактически уничтожили сферу влияния Византии. Единственное и неприкосновенное, что сохранилось от великой империи, – православная религия. Одним из немногих оплотов православия оставалось княжество Валахия.

Все это сыграло важную роль в формировании мышления пятнадцатого века. В это бурное время родился наш герой – Влад Цепеш Дракула, биография и факты о жизни которого приведены в статье.

Рождение тирана

Предположительно, Влад III Дракула родился между 1428 и 1431 годами. Вероятнее всего, он появился на свет в 1429 году, когда его отец поселился в Трансильвании. Румынский историк Раду Флореску, написавший в соавторстве с Раймондом МакНелли ряд бестселлеров о Владе III Дракуле, считает, что он родился в трансильванском городе Сигишоара (тогда Шессбург, находившийся в Венгерском королевстве). Семья проживала в трехэтажном каменном доме на главной площади Сигишоары с 1431 по 1435 год.

Чтобы обезопасить свою власть, Дракуле пришлось сломить власть бояр – потомственной землевладельческой аристократии. Они обладали правом выбирать нового правителя, когда придет время. Таким образом, новоизбранный господарь находился в зависимом положении перед боярами, сознательно ограничивающими полномочия правителя ради собственной безопасности. Влад Дракула полагал, что обладая абсолютной властью, он сможет лучше защищать автономию своего княжества от внешнего вмешательства. Узнав подробности убийства старшего брата Мирчи, информацию он использует с двойной целью – чтобы сломить политическую власть бояр и отомстить.

Порядок за счет жестокости

На Пасху 1457 года Дракула пригласил бояр Тырговиште в свой дворец. На празднике Дракула показал сомнение относительно лояльности бояр. Раздраженный их ответами он начал вершить месть. Румынская информация гласит, что Влад посадил на кол 500 бояр. Хотя это количество преувеличено, если учитывать физические масштабы застолья, но реальная история не менее трагичная. Старые и немощные бояре были действительно посажены на кол и оставлены гнить за границей княжеского двора.

Молодых и здоровых Влад заставил идти пешком несколько десятков километров вверх по реке Арджеш к замку Поенари (замок Влада Цепеша в Румынии), чтобы укрепить и перестроить его. Многие умерли от истощения, другие погибли, падая в коварные пропасти.

На место казненных бояр Влад назначал людей из низших классов, отдавая им конфискованные земли. Это позволяло сохранять верность и преданность, поскольку вновь назначенные понимали, что своим состоянием обязаны исключительно Владу Дракуле и привилегии, предоставленные им воеводой, будут упразднены в случае прихода нового правителя.

Созданный новый правительственный орган, стоящий над советом бояр, «арма», служил дальнейшему укреплению власти. Арма состоял из хорошо оплачиваемых наемников, полностью преданных Дракуле и выполнявших грязную работу. Наконец, появились телохранители – служи.

Колосажатель

Для XV века Влад III Дракула – наиболее заметная фигура из тех, кто предпочел подобный метод пытки и казни. Биография Дракулы полна предательств и преследований. Рано осиротевший, вынужденный проживать в изгнании, взяв под свой контроль княжество Валахию, он жестоко расправлялся с врагами, и с теми, кто предал его семью в прошлом. Влад использовал разные методы казни, но его имя прочно связано с насажением на кол. Пытка и казнь применялась в отношении саксов из Брашова, злоумышленников в его княжестве, в независимости от их социального положения. Влад никогда не щадил пленных.

Своей славой колосажателя он обязан, главным образом, хроникам. Изобретение Иоганна Гутенберга открыло эпоху массовой коммуникации, и немецкие католики, проживавшие в Валахии, у которых была особая вражда с Дракулой, умело использовали возможности печатного станка. Эта вражда привела к публикации многих скандальных сообщений о валашском князе. Рассказы о Владе публиковались в некоторых из первых печатных книг, от Брашова до Страсбурга, и сопровождались ксилографиями, изображающими «очаровательные сцены», в которых Влад обедает рядом с пронзенными трупами его жертв.

Сжигание антиобщественных элементов как политика очищения

Ненависть и клевета проистекают из двух причин. Во-первых, причина глобальной проблемы – раскол между католиками и православными, развивавшийся на протяжении веков. Валахия оставалась одним из немногих государств, где большинство жителей были адептами Греческой православной церкви. Это облегчало осуждение Влада и дало повод рождаться второй причине – конфликту между Валахией и саксами – немецкоязычными купцами городов Брашов и Сибиу во время правления Дракулы. Саксы, иммигрировавшие в XII-XIII веках в основном из Фландрии и Люксембурга, проживали в южной части Трансильвании, в районе городов Сибиу, Сигишоара и Брашов, а также на севере вокруг Клужа и Быстрицы.

Конфликт между воеводой и саксонскими купцами начался после смерти Яноша Хуньяди. Венгрия после его смерти оставалась политически нестабильной. Вопрос о том, кто должен занять трон, принимал насильственный оборот. Между двумя фракциями, поддерживающими короля Ладислава Постума, и поддерживающими сына Хуньяди, Матьяша Корвина, разразилась гражданская война.

Дракула находился в союзе со своим другом Михаем Силадьи, дядей и воспитателем Матьяша Корвина. Но города Сибиу и Брашов нередко вступали в конфликт с Силадьи и Дракулой, даже доходя до того, что поддерживали и укрывали претендентов на трон Валахии. Одним из них был Дан III, который при поддержке венгерского короля Ладислава готовился занять трон Валахии. В ответ на предложение помощи одному из своих врагов Дракула совершил набег и разграбил несколько городов на юге Трансильвании.

Конфликт между противоборствующими группировками был разрешен в конце 1457 года. С этой резолюцией в Валахии остался статус-кво, а Дан III был изгнан из Брашова. По странной иронии судьбы король Ладислав умер в тот же день. Договор вступил в силу, открыв путь Корвину на венгерский престол. Это положило начало короткому периоду политической стабильности между Валахией и Венгрией.

В этот период Дракула стремится покончить с саксонским торговым превосходством. Саксам были предоставлены особые торговые привилегии Мирчей Старым. Но они все чаще попадали в трудное положение, когда османы отрезали несколько важных торговых путей. С этой целью саксонские купцы стремились компенсировать свои потери за счет валашских торговцев. По экономическим причинам Корвин поддержал Сибиу и Брашов. Ситуация усугубилась, когда в октябре 1458 года король арестовал своего дядю (Силадьи), что еще больше оттолкнуло Дракулу. Когда отношения между Корвином и Дракулой достигли точки кипения, венгерский король, а также саксонские купцы начали поддерживать ранее высланного Дана III. Несколько недель спустя Дан III вторгся в Валахию, но потерпел поражение от Дракулы.

Гибель Дана III описана в «Нюрнбергской хронике » 1488 года: «Он (Дракула) схватил молодого Дана, выкопал для него могилу, провел похоронную службу согласно христианскому обычаю и обезглавил его возле могилы». Узнав о кончине Дана, Брашов отправил к Дракуле послов из пятидесяти пяти человек в надежде избежать дальнейших военных действий. Но делегация была взята под стражу за то, что помогала сопернику.


В мае 1459 года Влад Колосажатель начал поток ответных ударов.

Война с Трансильванией

Разграбив Брашов, Дракула обратил свое внимание на земли Амлаш и Фэгэраш, которые поддерживали Дана III. Амлаш вместе с Фэгэрашом представлял традиционный румынский регион с местной автономией в составе Трансильвании. Территории оставались в составе королевства Венгрии, но во владении валашского правителя до 1464 года.

То, что последовало за нападениями на Кастенхольц, Ноудорф, Хольцменген, Бренндорф, другие селения в Бурценланде (все земли Брашова), послужило источником для самой продолжительной клеветнической компании в истории человечества. Выдержки из Нюрнбергской хроники 1488 года, написанной немцами католиками, дают представление, хотя и сильно преувеличенное о конфликте Дракулы с саксами:

«…Затем Дракула отдыхал возле часовни Святого Иакова. Окраины были сожжены. Когда наступил день, он сидел среди посаженных на кол мужчин и женщин, старых и молодых, окруженных вокруг холма, рядом с часовней, и с удовольствием принимал пищу под их стоны и крики». Этот комментарий заставил саксов предположить, что вампир Влад Цепеш пил кровь своих жертв. На самом деле нет никаких упоминаний о Владе Дракуле как кровопийце.

Дракулу обвиняли в том, что он жарил детей, сажал на кол священников, свою любовницу разорвал на куски, поскольку она обманула его, сказав, что беременна. С каждым новым сказанием деяния Дракулы становились все ужаснее и более привлекательными для тех, кто их слушал.

Хроника заканчивается своеобразным пассажем: «Вскоре король Венгрии захватил его, и долгое время держал в тяжелом плену… После этого он публично крестился как католик и совершил великое покаяние. Король снова сделал князя Дракулу правителем. И люди говорят, что потом творил он много добрых дел». Зачем такая перемена с негативного тона на позитивный? Это указывает на тот факт, что информация об «ужасных деяниях» имеет отношение к его принадлежности православной вере.

Славянские истории о Владе Цепеше взяты из «Сказания о воеводе Дракуле », написанного между 1486 и 1490 годами. Каждый рассказ подтверждает мысль о том, что, несмотря на хорошо задокументированную жестокость, Влад был смелым лидером, который использовал суровую форму правосудия независимо от социального положения.

Внешняя политическая деятельность

После консолидации власти Цепеш мог сосредоточиться на внешних проблемах. В 1457 году он оказал поддержку Стефану в свержении Пётру Арона. Благодаря Владу Стефан добился успеха и стал величайшим правителем Молдавии.

К 1461 году Дракула чувствовал себя в достаточной безопасности, чтобы отказаться от ежегодной дани Османской империи. Он был полон решимости не только освободить Валахию и восстать против османского вассальства, но и принял призыв папы Пия II к новому крестовому походу, несмотря на катастрофические поражения крестоносцев от рук османов в Никополе в 1399 году и Варне в 1446 году. С каждой новой капитуляцией христиан, Константинополь в 1453 году, Сербия после смерти Георгия Бранковича в 1456 году, Греция в 1458 году, сопротивление становилось все труднее. Еще не завоеванные земли вынуждены были принимать унизительные условия мира, что ставило их в сферу влияния Османской империи.

Кроме того, со смертью таких бескомпромиссных христианских правителей как Хуньяди, Бранковича, Михая Силадьи, чувство страха и безнадежности охватывало земли, на которые приходили османы. Особенно страшная судьба ожидала Михая Силадьи, казненного по приказу Мехмеда II Завоевателя. Его схватили во время разведывательной миссии, пытали и распилили пополам. Смерть человека, который был не только политическим союзником, но и личным другом Цепеша, только усилила его глубокую ненависть к османам.

Хорошие отношения с Венгрией, включая предложение о брачном союзе с сестрой венгерского короля Матьяша Корвина, также сыграли свою роль в браваде Дракулы. Сочетание всего этого, включая память о времени, проведенном в османском плену и яростное стремление к независимости Валахии, сделало неизбежной легендарную конфронтацию между Мехмедом Завоевателем и Владом Цепешем.

Война с Османской империей

В 1461 году Влад прекращает платить дань османов. В это время Мехмед II возглавлял поход по покорению Трабезунда, последнего бастиона Византийской империи. Вернувшись на Балканы в 1462 году, султан собирает хорошо оснащенную армию с намерением переправиться через Дунай и вторгнуться на территорию Валахии.

Султан собирался превратить Валахию в буфер между своими землями и католическим западом. Поскольку Цепеш, как и его предшественники, оказались ненадежными союзниками, султан взял с собой брата Влада и своего фаворита Раду, с намерением посадить его на валашский престол. Султан считал, создание валашского пашалика позволит ему сократить границу с западным христианским миром, что облегчит начало будущих вторжений.

Из хроник византийского историка Лаоника Халкокондила известно, султан подозревал, что Влад находился в тайном союзе с венграми. Решив свергнуть Дракулу, он разработал план его приезда в Константинополь. Он посылает к нему эмиссаров, коменданта турецкой крепости Никополь Хамза-пашу и бывшего византийского дьяка Фому Катаволиноса. Обманом или хитростью они должны уговорить Влада выехать из Валахии. Местом встречи назначалась крепость Джурджу, где Дракулу намеривались заключить под стражу. Но Влада предупредили об их намерениях, и он придумал собственную ловушку. А Хамза-пашу и Фому Катаволиноса по традиции он посадил на кол.

Дракула приказывает своему конному войску следовать за ним в качестве телохранителей. Когда они приблизились к крепости, Цепеш, переодевшись в османскую офицерскую форму и отдавая приказы на беглом турецком, заставил охранников открыть ворота.

Это стало первым в серии нападений Влада Цепеша на османские города и укрепления вдоль Дуная. За две недели он прошел со своим войском в 22 000 человек 800 километров, до Черного моря, используя арьергардные действия «выжженной земли» и партизанскую тактику «бей и беги».

Османская армия численно превосходила его силы, почти четыре к одному; 90 000 солдат, из них элитный янычарский корпус в 25 000 человек. Влад понимал, что не может позволить себе вступить в битву. Но деморализовать врага у него получалось, чему сопутствовала и изнуряющая жара, о которой писали хроникеры.

Превосходство османов было сведено на нет валашской топографией. Непроходимые леса и болота мешали продвижению. Кроме того, Дракула велел сжечь посевы, отравить воду в колодцах, а людей и скот переселить в Карпаты. Семь дней, которые османы провели на валашской земле, не принесли ощутимых результатов для наступления.

Когда султан подошел к Тырговиште, 17 июня 1462 года, Дракула провел легендарную «ночную атаку», заставшую утомленных османов врасплох. Печально известный эпизод массового разгрома, которые как утверждают хроникеры, заставил закаленного войной султана плакать.

Теодор Аман «Битва с факелами»

Ночная атака

Дракула предвидел, что сможет пробиться сквозь ошеломленные силы османов к палатке Мехмеда и убить его, используя свой кылыч (меч). Но что-то пошло не так, или он получил недостоверную информацию о местонахождении палатки султана. В результате Дракула напал на палатку визирей султана. Просчет Цепеша дал время янычарам перегруппироваться. Элитное войско быстро окружило и обезопасило палатку Мехмеда.

Валашскому войску пришлось отступить. Обе стороны понесли значительные потери, но верно то, что османы потеряли значительно больше людей. Несмотря на значительные потери в ночной атаке, Мехмед решил продолжать наступление и осадить Тырговиште. По мере продвижения, турецкую армию встретил «лес посаженных на кол». Халкондил так описывает этот ужасный и мрачный образ: «Пройдя около пяти километров, султан увидел людей, посаженных на кол, – поле с кольями длиной около трех километров и шириной в один километр. Это были большие колья, на которых гнили около двадцати тысяч тел! Султан с содроганием повторял, что не сможет покорить землю человека, который способен творить столь ужасные и неестественные вещи. Османы от вида мрачной картины были напуганы до смерти…».

Психологическая война, используемая Владом, была изобретательной и жестокой. 22 июня турки начали отступать на восток, оставив Раду в Тырговиште новым правителем Валахии. Раду сплотил бояр-диссидентов против своего брата и пообещал восстановить мир с турками, все утраченные наследственные титулы и отказаться от призыва валашских мальчиков в армию янычар.

Влад продолжал преследовать турок, но около Бралии он потерпел поражение и был вынужден бежать в Трансильванию, где намеревался встретиться с войсками короля Корвина, армия которого, наконец, начала медленный марш к Валахии.

Дракула писал письма венгерскому королю, сообщая о своих деяниях и умоляя о помощи. К сожалению для Влада Дракулы, венгерский король не собирался преследовать турок. Матьяш Корвин участвовал в ожесточенном споре за венгерскую корону с императором Священной Римской империи Фридрихом III и не мог позволить себе тратить силы и рисковать авторитетом в крестовом походе.

Мастер прокрастинации, когда это ему было нужно, Корвин даже не покинул Буду к тому времени, когда Мехмед возвращался домой. Влад был арестован по приказу генерала Яна Искры из Брандиса под городом Рукэр. Основанием послужили поддельные письма Влада к туркам, в которых он обещает османам союз против Венгрии.

Портрет Влада III Цепеша, немецкий художник, вторая половина XVI века, замок Амбрас

Годы в заключении

Влад был заключен в тюрьму в Балграде (теперь Алба Юлия в Румынии). Вскоре его отвезли в Вишеград, недалеко от Буды, где он провел четырнадцать лет под домашним арестом в Вишеградской крепости. Никаких документов, относящихся к этому периоду жизни Влада, между 1462 и 1475 годами, не сохранилось. Летом 1475 года Стефан Великий послал посланников к Матьяшу Корвину, с просьбой отправить Влада в Валахию против Лайота Басараба (Басараб III Старый), который покорился османам.

В 1475 году Матьяш Корвин освободил Влада при условии, что он перейдет из православной веры в католицизм. Ранней весной 1476 года Влад провел кампанию против турок с сербским лидером Вуком Бранковичем в Боснии. Летом он и Бранкович помогли Стефану изгнать турок из Молдавии.

Казалось, что его время, наконец, настало, чтобы вернуть себе статус правителя Валахии, и он не собирался умирать. Его брат Раду больше не живой, а нынешним правителем Валахии был осман по имени Лайота Басараб (Басараб III Старый). В ноябре 1475 года прошел бой между Лайота Басарабом и Владом за титул господаря, в котором Дракула одержал победу.

Жена Влада Цепеша

Согласно современным исследованиям, у Влада было две жены. Первая жена Влада Цепеша, возможно, – незаконнорожденная дочь Яноша Хуньяди, умерла в 1472 или 1473 году. Старший сын Влада, Михня, получивший впоследствии прозвище Злой, родился в 1462 году.

Вторая супруга – двоюродная сестра Матьяша Корвина, Илона Силадьи. Матьяш Корвин заключил сделку с находившимся в плену у венгерского короля Владом сделку. Он должен был перейти в католицизм и жениться на члене венгерской королевской семьи. Влад согласился. Неизвестно, что думала Илона об этой женитьбе, но как утверждают некоторые источники, она была влюблена в князя Дракулу. Благодаря браку с Илоной Влад Цепеш получил свободу в 1475 году. В том же 1475 году он принял католическую веру.

Они стали жить в Пече в роскошном доме, который вскоре стал известен как «Drakwlyaháza» («Дом Дракулы»). Илона родила двоих сыновей. Первый сын, имя которого неизвестно, был убит до 1486 года. Влад безуспешно претендовал на Валахию около 1495 года, стал предком знатной венгерской семьи.

Гибель князя

Лайота Басараб вернулся в Валахию и при поддержке турок выступил против Влада, чтобы вернуть себя трон Валахии. Сражение произошло в конце декабря 1476 года или в начале января 1477 год, по дороге из Джурджу в Бухарест.

Смерть Влада Цепеша: обстоятельства, при которых погиб Влад Цепеш в возрасте 45 лет, окутаны тайной. Он наблюдал бой с высоты. Слуга предавших Цепеша бояр, напал на него и зарезал. По другой версии он был убит боярами во время совещания. Ещё одна версия рассказывает, что Влада убил турок, получивший поддержку бояр и переодевшийся слугой.

По словам Леонардо Ботта, посла Милана в Буде, османы разрубили труп Влада на куски, а голову отправили в Константинополь в бочке с медом, для доказательства, что Колосажатель наконец сражен.

Куда делось тело

Согласно народной традиции, Влад был похоронен в монастыре Снагов под безымянной могильной плитой. Однако раскопки 1933 года показали, что там нет никаких следов воеводы. По версии профессора Константина Резачевича, тело Цепеша погребено в церкви монастыря Комана, недалеко от поля битвы, где он был убит. Но и в этом случае идентифицировать тело в безымянной могиле не удалось.

Откуда взялась легенда о вампире Дракуле

Дракула Брэма Стокера – интерпретация стригоев или мороев в румынской и молдавской мифологии. Легенды о демонических существах и кровопийцах существовали на протяжении тысячелетий в разных культурах. Но фольклорный материал и история для существа, известного сегодня как вампир, происходит исключительно из юго-восточной Европы, в частности из Трансильвании, начала XVIII века. Тогда начали записывать и публиковать устные традиции многих этнических групп, проживавших в регионе.

Осознание того, что в истории действительно существовала загадочная фигура по имени Дракула, стала мейнстримом. На самом деле очень мало внимания уделялось возможной связи между вымышленным графом и его исторической тезкой до 1972 года, когда Раду Флореску и Раймонд Т. МакНалли открыли миру историю настоящего Дракулы – Влада Цепеша. Будучи самыми влиятельными биографами Дракулы на сегодняшний день, они решили рискнуть спекулировать по этому вопросу.

В книге «Дракула: Биография Влада Колосажателя» утверждается, что «именно акцент на злом Дракуле вызвал поэтическое воображение ирландского писателя ужасов Брэма Стокера благодаря его контакту с венгерским профессором Арминием Вамбери». Большинство людей начали ассоциировать Влада Дракулу с графом Дракулой, предполагая, что граф Дракула Влад Цепеш вдохновил Стокера написать самую известную историю о вампирах. За этим последовало случайное открытие МакНалли, что Музей Розенбаха в Филадельфии приобрел рабочие документы Стокера для «Дракулы», которые убедительно доказывают, что он действительно знал о существовании «Воеводы Дракулы».

Стало обычным делом предполагать, что Стокер был вдохновлен рассказами о зверствах Колосажателя и намеренно смоделировал Дракулу с личности Влада. Это привело к некоторым причудливым и порой нелепым заявлениям. Например, отказ Дракулы от православной веры привел к тому, что он стал объектом наказания православных священников, которые «публично наложили на него проклятие вампиризма».

Однако некоторые ученые во главе с Элизабет Миллер ставят под сомнение глубину этой связи, начиная с 1998 года. Они утверждают, что на самом деле Стокер мало что знал об историческом Владе III. Итак, наш герой Влад Цепеш: почему его называют вампиром? Стокер использовал только имя «Дракула» вместо «граф Вампир» и обрывки из румынской истории.

Поскольку замок Бран – единственный во всей Трансильвании, который в некоторой степени соответствует описанию Брэма Стокера, он и получил название «замок Дракулы». Расположен он в 25 километрах к юго-западу от Брашова, в живописном месте Бран – на трансильванской стороне исторической границы с Валахией.

Брэм Стокер никогда не бывал в Румынии. Он изобразил замок на основании того, что ему было доступно в Британии на рубеже веков. Воображаемый «замок Дракулы» из офорта в первом издании готического романа «Дракула» напоминает Бран, хотя известной прямой связи между ними не существует. Предполагается, что Стокер использовал иллюстрацию из книги писателя-путешественника Чарльза Бонера «Transylvania, its products and its people ». Причиной такой широко известной связи между замком Бран и легендой о Дракуле является, прежде всего, туризм.

В 1970-х годах Румынии, с началом развития отношении с Западом, пришлось большое внимание уделять маркетингу туризма. Благодаря исключительному месторасположению, живописной архитектуры, возможно, косвенным ассоциациям с Владом Цепешем и графом Дракулой Брэма Стокера, румынское правительство решило преподнести Бран как настоящий «замок Дракулы». Возможно, Цепеш мог в нем проживать несколько ночей, проходя через ущелье Бран.

В настоящее время замок является музеем, посвященным экспонированию предметов искусства и мебели, собранных королевой Марией Румынской. Внизу холма, на котором расположен замок, находится небольшой музей под открытым небом традиционных румынских крестьянских построек, из региона Бран.

Почему не утихает интерес к Владу

Влад Дракула – человек, перед которым трепетали враги и подражали поздние правители, почитаемый соотечественниками, несомненно, одна из самых интригующих фигур истории.

Книги и фильмы о Князе Тьмы

Персонаж графа Дракулы из романа Брэма Стокера «Дракула» 1897 года пользовался огромной популярностью с момента ее публикации и породил необычную субкультуру вампиров во второй половине 20-го века. Первой адаптацией романа Стокера считается «Носферату. Симфония ужаса » Фридриха Вильгельма Мурнау (1922) с Максом Шреком в роли вампира – графа Орлока. В общей сложности снято более 200 фильмов с участием графа Дракулы.

В центре субкультуры вампиров – Трансильвания, которая стала почти синонимом вампиризма. Редко найдешь «дословную» адаптацию «Дракулы». Создатели используют персонажа для анализа концепций жизни и смерти, секса, веры, ксенофобии, политики и так далее. Вампиризм остается одной из самых гибких метафор жанровой фантастики, а Дракула – воплощение этих идей.

Вконтакте

Влад Цепеш родился приблизительно в 1429 или 1431 г. (точная дата появления на свет, как и смерти, историкам неизвестна). Он происходил из рода Басарабов. Его отец, Влад II Дракул, был валашским господарем и правил областью на территории современной Румынии. Матерью ребенка являлась молдавская княжна Василика.

Семья и знаменитое прозвище

Первые семь лет своей жизни Влад III Цепеш провел в трансильванском городе Сигишоаре. В доме его семьи располагался монетный двор. В нем чеканились золотые монеты, на которых изображался дракон. За это отец Влада (а позже и он сам) получил прозвище «Дракул». Кроме того, он был в качестве рыцаря зачислен в орден Дракона, созданный венгерским королем Сигизмундом I. В молодости сын также назывался «Дракул», однако позже эта форма изменилась на более известную - «Дракула». Само слово принадлежит к румынскому языку. Его также можно перевести как «дьявол».

В 1436 году отец Влада стал правителем Валахии и перевез семью в тогдашнюю столицу княжества Тырговиште. Вскоре у мальчика появился младший брат - Раду Красивый. Затем умерла мать, а отец женился во второй раз. В этом браке родился еще один брат Дракулы, Влад Монах.

Детство

В 1442 году Влад III Цепеш оказался в бегах. Его отец поссорился с венгерским правителем Яношем Хуньяди. Влиятельный монарх решил посадить на валашский трон своего ставленника Басараба II. Понимая ограниченность собственных сил, родитель Дракулы отправился в Турцию, где он собирался попросить помощи у могущественного султана Мурата II. Тогда-то его семья и скрылась из столицы, чтобы не попасться в руки сторонников венгров.

Прошло несколько месяцев. Наступила весна 1443 года. Влад II договорился с турецким султаном и вернулся на родину с мощной османской армией. Это войско сместило Басараба. Венгерский правитель даже не стал сопротивляться этому перевороту. Он готовился к предстоящему Крестовому походу против турок и справедливо считал, что разбираться с Валахией нужно только после победы над своим основным противником.

Война Хуньяди завершилась битвой при Варне. Венгры потерпели в ней разгромное поражение, был убит король Владислав, а сам Янош бесславно бежал с поля боя. Последовали переговоры о мире. Турки на правах победителей могли навязывать свои требования. Политическая обстановка кардинально изменилась, и отец Дракулы решил переметнуться к султану. Мурат согласился стать патроном валашского господаря, однако, чтобы убедиться в его верности, потребовал прислать в Турцию ценных заложников. В качестве них были выбраны 14-летний Влад Дракула и 6-летний Раду.

Жизнь у османов

Дракула провел в Турции четыре года (1444-1448 гг.). Традиционно считается, что именно в этот период его характер претерпел необратимые изменения. Вернувшись на родину, Влад Дракула стал уже совершенно другим человеком. Но что могло стать причиной этих перемен? Мнения биографов валашского господаря на этот счет разделились.

Одни историки утверждают, что в Турции Дракулу насильно заставляли принять ислам. Пытки действительно могли бы негативно сказаться на психике, но о них нет ни одного свидетельства в заслуживающих доверия источниках. Также предполагается, что Цепеш пережил сильный стресс из-за домогательств наследника османского престола Мехмеда к его брату Раду. Об этой связи писал историк греческого происхождения Лаоник Халкокондил. Однако, согласно источнику, данные события имели место в начале 1450-х гг., когда Дракула уже вернулся домой.

Даже если первые две гипотезы и правдивы, то по-настоящему Влад III Цепеш изменился после того, как узнал об убийстве собственного отца. Господарь Валахии погиб в борьбе против венгерского короля. Отправив сыновей в Турцию, он надеялся, что в его стране наконец-то наступит мир. Но на самом деле маховик войны между христианами и мусульманами только раскручивался. В 1444 году венгры вновь отправились в Крестовый поход против турок и вновь потерпели поражение. Затем Янош Хуньяди напал уже на Валахию. Отец Дракулы был казнен (ему отрубили голову), а на его место правитель Венгрии посадил очередного своего ставленника - Владислава II. Со старшим братом Влада расправились еще более жестоко (его заживо похоронили).

Вскоре весть о произошедшем достигла Турции. Султан собрал грозную армию и разбил венгров в битве на Косовом поле. Османы поспособствовали тому, что в 1448 году Влад III Цепеш вернулся на родину и стал валашским князем. В знак милости султан одарил Дракулу конями, деньгами, великолепными одеждами и другими подарками. Раду остался жить при турецком дворе.

Недолгое правление и изгнание

Первое валашское правление Дракулы продолжалось всего два месяца. За это время он успел только начать расследование обстоятельств убийства своих родственников. Румынский князь узнал, что его отца предали собственные же бояре, которые в решающий момент переметнулись к венграм, за что новая власть осыпала их разными милостями.

В декабре 1448 года Дракуле пришлось покинуть столицу Валахии Тырговиште. Оправившийся от поражения, Хуньяди объявил о походе против Цепеша. Армия господаря была слишком слабой для успешного сопротивления венграм. Трезво оценив ситуацию, Дракула скрылся в Молдавии.

Эта небольшая страна так же, как и Валахия, управлялась своими князьями. Правители Молдавии, не обладавшие значительными силами, были вынуждены соглашаться на польское или венгерское влияние. Два соседних государства боролись друг с другом за право быть сюзеренами небольшого княжества. Когда Дракула осел в Молдавии, у власти там находилась польская партия, что гарантировало ему безопасность. Свергнутый господарь Валахии оставался в соседнем княжестве, пока в 1455 году на троне не утвердился сторонник венгров и Яноша Хуньяди Петр Арон.

Возвращение к власти

Опасаясь быть выданным своему заклятому врагу, Дракула уехал в Трансильванию. Там он начал собирать народное ополчение, чтобы вновь занять валашский престол (на котором тогда вновь находился ставленник венгров Владислав).

В 1453 году турки захватили византийскую столицу Константинополь. Падение Царьграда вновь обострило конфликт между христианами и османами. В Трансильвании появились католические монахи, которые стали набирать добровольцев в новый крестовый поход против неверных. На священную войну брали всех кроме православных (они, в свою очередь, шли в армию к Цепешу).

Дракула в Трансильвании надеялся, что валашский князь Владислав также отправится освобождать Константинополь, что облегчит его задачу. Однако этого не произошло. Владислав испугался появления трансильванского ополчения на своих границах и остался в Тырговиште. Тогда Дракула заслал шпионов к валашским боярам. Некоторые из них согласились поддержать претендента и помочь ему с государственным переворотом. В августе 1456 года Владислав был убит, а Цепеша во второй раз провозгласили господарем Валахии.

Незадолго до того турки вновь объявили войну Венгрии и осадили принадлежавший ей Белград. Крепость удалось спастись. Крестовый поход, который предполагалось завершить освобождением Константинополя, развернулся в сторону Белграда. И хотя турки были остановлены, в христианской армии началась эпидемия чумы. За девять дней до прихода к власти Дракулы в Валахии его находившийся в Белграде противник Янош Хуньяди умер от этой страшной болезни.

Князь и знать

Новое правление Влада в Валахии началось с казни бояр, виновных в гибели его брата и отца. Аристократы были приглашены на пир, приуроченный к празднику Пасхи. Там им и объявили смертельный приговор.

По легенде, прямо во время торжественного пира Дракула спросил сидевших за одним столом с ним бояр, скольких валашских правителей они застали живыми. Ни один из гостей не смог назвать меньше семи имен. Вопрос был зловещим и символичным. Невероятная текучка правителей в Валахии говорила только об одном: знать здесь готова предать своего князя в любой момент. Дракула не мог допустить подобного. Он занял трон совсем недавно, его позиции были еще шаткими. Чтобы закрепиться у кормила власти и продемонстрировать свою решительность, он и провел показательные казни.

Хотя господарю была неприятна знать, он не мог избавиться от нее полностью. При Цепеше существовал совет из 12 человек. Каждый год правитель старался как можно больше обновить состав этого органа, чтобы включить него достаточно верных себе людей.

Владения Дракулы

Первоочередной задачей Влада на престоле было разобраться с системой налогообложения. Валахия платила дань Турции и власти требовался стабильный доход. Проблема заключалась в том, что после восшествия Дракулы на престол из Валахии в Трансильванию бежал главный казначей княжества. Он забрал с собой регистр - сборник, куда вносились все данные о налогах, податях, селах и городах государства. Из-за этой потери первое время княжество испытывало финансовые проблемы. Следующего казначея удалось найти только в 1458 году. Новый кадастр, необходимый для восстановления налоговой системы, готовили три года.

На принадлежавшей Дракуле территории находились 2100 деревень и еще 17 городов. В то время не проводилась перепись населения. Тем не менее историкам с помощью второстепенных данных удалось восстановить примерную численность подданных князя. Население Валахии составляло около 300 тысяч человек. Цифра скромная, но в средневековой Европе демографического роста практически не наблюдалось. Мешали регулярные эпидемии, а на кровопролитные события век Дракулы был особенно богат.

Крупнейшими городами Цепеша были Тырговиште, Кымпулунг и Куртя-де-Арджеш. Они являлись фактическими столицами - там располагались княжеские дворы. Также валашскому господарю принадлежали прибыльные дунайские порты, контролировавшие торговлю Европы и Черноморья (Килиа, Брэила).

Как говорилось выше, казна Дракулы пополнялась в основном за счет налогов. Валахия была богата скотом, зерном, солью, рыбой, винодельнями. В густых лесах, занимавших половину территории этой страны, обитало много дичи. С востока сюда доставлялись редкие для остальной Европы пряности (шафран, перец), ткани, хлопок и шелк.

Внешняя политика

В 1457 году валашская армия пошла с войной на трансильванский город Сибиу. Инициатором кампании был Влад III Цепеш. История похода туманна. Дракула обвинил жителей города в том, что они помогали Хуньяди и ссорили его с младшим братом Владом Монахом. Покинув земли Сибиу, валашский господарь отправился в Молдавию. Там он помог взойти на престол своему давнему товарищу Штефану, поддерживавшему Дракулу еще в период его изгнания.

Все это время венгры не прекращали своих попыток вновь подчинить себе румынские провинции. Они поддержали претендента по имени Дан. Этот соперник Дракулы осел в трансильванском городе Брашове. Вскоре там были задержаны валашские купцы, а их товары - конфискованы. В письмах Дана впервые встречаются упоминания о том, что Дракула любил прибегать к жестокой пытке сажания на кол. Именно от нее он и получил свое прозвище Цепеш. С румынского языка это слово можно перевести как «кольщик».

Конфликт Дана и Дракулы обострился в 1460 году. В апреле армии двух правителей встретились в кровопролитной битве. Валашский господарь одержал убедительную победу. В качестве назидания врагам он приказал посадить на кол уже мертвых солдат противника. В июле Дракула взял под контроль важный город Фэгэраш, который до того занимали сторонники Дана.

Осенью в Валахию прибыло посольство из Брашова. Его принял сам Влад III Цепеш. Замок князя стал местом подписания нового мирного договора. Документ относился не только к брашовянам, но и ко всем жившим в Трансильвании саксонцам. Пленные с обеих сторон получили свободу. Дракула обещал присоединиться к союзу против турок, угрожавших владениям Венгрии.

Война с османами

Так как его родиной являлась Румыния, Дракула был православным. Он активно поддерживал церковь, давал ей деньги и всячески защищал ее интересы. На средства князя поблизости с Джурджу был построен новый монастырь Комана, а также храм в Тыргшоре. Давал Цепеш деньги и греческой церкви. Он жертвовал Афону и другим православным монастырям в захваченной турками стране.

Влад III Цепеш, биография которого в период второго правления оказалась так тесно связанной с церковью, не мог не попасть под влияние христианских иерархов, убеждавших власти в любой европейской стране воевать против турок. Первым признаком нового антиосманского курса стал договор с трансильванскими городами. Постепенно Дракула все больше склонялся к необходимости войны с неверными. На эту мысль его старательно наталкивал валашский митрополит Макарий.

Бороться с султаном силами одной профессиональной армии было невозможно. В бедной Румынии просто не жило достаточное количество людей для того, чтобы снарядить войско столь же колоссальное, каким оно считалось у турок. Именно поэтому Цепеш вооружил горожан и крестьян, создав целое народное ополчение. Дракула в Молдавии успел познакомиться с подобной системой обороны страны.

В 1461 году валашский господарь решил, что у него достаточно ресурсов для разговора с султаном на равных. Он отказался платить османам дань и стал готовиться к вторжению. Нашествие действительно состоялось в 1462 году. В Валахию вошла армия величиной до 120 тысяч человек, которую возглавил Мехмед II.

Дракула не дал туркам провести войну по своему сценарию. Он организовал партизанскую борьбу. Валашские отряды нападали на османское войско небольшими отрядами - по ночам и внезапно. Такая стратегия стоила туркам 15 тысяч жизней. Более того, Цепеш воевал согласно тактике выжженной земли. Его партизаны уничтожали любую инфраструктуру, которая могла бы пригодиться интервентам на чужбине. Не были забыты и столь любимые Дракулой казни - сажание на кол стало страшным сном турок. В итоге султану пришлось удалиться из Валахии ни с чем.

Гибель

В 1462 году, вскоре после окончания войны с Османской империей, Дракулу предали венгры, лишившие его трона и посадившие соседа в темницу на целых двенадцать лет. Формально Цепеш оказался в тюрьме по обвинению в сотрудничестве с османами.

После освобождения, когда шел уже 1475 год, он, оставшись без власти, начал служить в армии Венгрии, где занимал должность королевского капитана. В этом качестве Влад принял участие в осаде турецкого бастиона Шабац.

Летом 1476 года война с османами переместилась в Молдавию. Там продолжал править Штефан Великий, другом которого был Дракула. Год рождения Цепеша пришелся на смутное время, когда на стыке Европы и Азии происходили события огромного масштаба. Поэтому даже если бы он и хотел вернуться к мирной жизни, сделать это у него не получилось бы.

Когда Молдавия была спасена от турок, Штефан Молдавский помог Дракуле вновь утвердиться на валашском престоле. В Тырговиште и Бухаресте в то время правил настроенный проосмански Лайот Басараб. В ноябре 1476 года молдавские войска захватили ключевые города Валахии. Дракула в третий раз был провозглашен князем этой несчастной страны.

Вскоре войска Штефана покинули Валахию. У Цепеша осталась незначительная армия. Он погиб в декабре 1476 года, всего лишь через месяц после утверждения своей власти. Обстоятельства смерти, как и могила Дракулы, доподлинно неизвестны. По одной версии его убил подкупленный турками слуга, по другой - князь погиб в бою против тех же турок.

Дурная слава

Сегодня Влад Дракула гораздо больше известен не историческими фактами своей жизни, а тем мифическим образом, который сложился вокруг его личности уже после смерти князя. Речь идет, разумеется, о знаменитом трансильванском вампире, перенявшем имя валашского господаря.

Но как появился этот персонаж? О реальном Дракуле ходили самые невероятные слухи еще при его жизни. В Вене в 1463 году о нем был написан и издан памфлет, в котором Цепеш описывался как кровожадный маньяк (использовались факты о казнях с помощью сажания на кол и другие свидетельства многочисленных румынских войн). В этот же сборник была включена поэма «О злодее», написанная Михаэлем Бехаймом. Произведение настаивало на том, что Цепеш - тиран. Упоминались казни девушек и детей. Сам Влад III Цепеш, женатый на Илоне Силадьи, имел трех сыновей: Михаила, Влада и Михню.

В 1480 гг. появилась «Повесть о Дракуле воеводе». Она была написана на русском языке дьяком Федором Курицыным, работавшим в посольском приказе при Иване III. Он посещал Венгрию, где был с официальным визитом у короля Матьяша Корвина для заключения союза против Польши и Литвы. В Трансильвании Курицын собрал несколько историй о Дракуле, которые он позже использовал как основу своей повести. Произведение русского дьяка отличалось от австрийского памфлета, хотя сцены жестокости есть и в нем. Однако настоящую всемирную известность образ Дракулы получил много позже - в конце XIX века.

Образ Стокера

Сегодня об этом знает кажется только сама Румыния: Дракула был не вампиром и не графом, а правителем Валахии XV века. Для большинства обывателей по всему земному шару его имя ассоциируется только с нежитью. Идею о том, что Влад III Цепеш пил кровь сделал популярной ирландский писатель Брэм Стокер (1847 - 1912). Своим романом «Дракула» он перевел исторического персонажа в разряд мифического существа и популярного героя массовой культуры.

Образ вампира, так или иначе, есть в каждой языческой культуре и религии. Обобщенно его можно назвать «живым трупом» - мертвым существом, поддерживающим свою жизнь с помощью питья крови своих жертв. К примеру, у древних славян похожим созданием считался упырь. Стокер увлекался мистикой и решил воспользоваться дурной славой реального Дракулы для своего романа о вампире. Писатель также называл его Носферату. В 1922 году это слово было вынесено в заголовок эпохального фильма ужасов Фридриха Мурнау.

Образ Дракулы стал классическим для всего мирового кинематографа и жанра хоррора. На протяжении XX века эта индустрия снова и снова возвращалась к сюжету Стокера о трансильванском графе (согласно Книге рекордов Гиннесса, было снято 155 полнометражных фильмов). При этом есть лишь дюжина лент, посвященных Цепешу, жившему в XV столетии.

О египетской царице Клеопатре, самой яркой и могущественной женщине античного мира. Любвеобильная и сладострастная, она сводила мужчин с ума. За одну ночь с правительницей они были готовы отправиться на смерть. На этот раз мы переместимся в Средние века. Речь пойдет об одном из самых кровожадных правителей - Владе Цепеше Дракуле. В массовом сознании этот монарх стал чудовищем, которому нет равных. Личность этого человека, считавшегося садистом и маньяком, до сих пор вызывает споры. Кстати, есть и те, кто уверен, что он был обычным деятелем своей эпохи, в которой демонстративная жестокость была вполне обычным делом.

Королевский упырь

«В моих жилах течет трансильванская кровь, согласно генеалогическому древу я происхожу от Влада III Цепеша», - заявил в 2012 году британский принц Чарльз в Лондоне на открытии одной из туристических выставок.

Румынское национальное бюро путешествий выпустило брошюру, где утверждалось, что королевская семья Соединенного Королевства состоит в родстве с жившим в XV веке прототипом графа Дракулы - господарем Валахии. Британские СМИ писали, что представителя монаршей династии специально нарекли наследником Дракулы, чтобы заманить в Румынию как можно больше британских туристов. Однако на выставке было представлено династическое древо Виндзорской династии, согласно которому связь с трансильванскими князьями, правившими в XV веке, все-таки существует.

1 /3

Две монаршие семьи породнились в XIX веке: британский король Георг V женился на , которая была прямым потомком брата Цепеша - Влада IV. Таким образом выяснилось, что - потомок Дракулы в шестнадцатом колене.

«Румыния - это страна гор и легенд, где в морозном ночном воздухе не дает заснуть вой волков», - заявил тогда сын королевы , добавив, что не боится своего «кровожадного родственника», и в 2006 году даже купил небольшой домик в одной из румынских деревень.

Замок Дракулы

Где именно жил его знаменитый трансильванский предок, неясно. Сейчас в каждом замке страны рассказывают истории о Владе Цепеше, большинство из которых, конечно, выдуманы, да и сами резиденции появились спустя несколько веков после смерти правителя. Доподлинно известно, что глава государства довольствовался малым. Замок, где он проживал на самом деле, был окружен зубчатыми стенами и обдувался всеми ветрами, десятки бревенчатых комнат были связаны между собой узкими лесенками, а некоторые даже подземными переходами. Красивая мебель, коллекция оружия, золото и серебро - все это окружало правителя, однако не представляло для него большой ценности.

По словам историков, своей главной задачей он видел создание единого государства. Неудивительно, что для румын Цепеш - национальный герой, святой, почитаемый местной церковью, доблестный воин, сражавшийся против османской экспансии, и правитель, стремившийся объединить разрозненное государство.

В то время шла изнурительная борьба с крупными феодалами - боярами. Они настолько привыкли к неограниченной власти в своих родовых уездах, что сопротивлялись любым попыткам центральной власти получить контроль над всей страной. В то же время они не гнушались обращаться за помощью то к венграм, то к османам. Цепеш в конце концов смог создать единое государство, положив конец сепаратизму.

Однако такие заслуги перед страной не отменяют того, что Дракула, согласно историческим документам, на самом деле был жестоким и мстительным.

Дракула придет, порядок наведет

«Ешь кашу, а не то придет Дракула и заберет тебя», - многие поколения румынских детей слышали в детстве эту народную присказку. Во всем мире леденящая душу легенда о правителе-кровопийце вызывает два чувства: неподдельный интерес и ужас. Впрочем, до образа графа Дракулы, созданного ирландским писателем , ему, конечно, далеко. Однако рассказы о жизни румынского правителя по-прежнему будоражат воображение.

Так, неизвестный немецкий автор с подачи одного из венгерских королей в конце XV века, уже после смерти Цепеша, писал, что якобы тот частенько обедал под насаженными на кол трупами. Согласно легенде, однажды слуга правителя не смог вынести смрад, исходивший от разлагавшихся тел, тогда деспот приказал посадить его на самый высокий кол со словами: «Теперь этот запах гнили до тебя не дойдет».

1 /2

Ходили слухи, что свирепый и безжалостный тиран сжигал бродяг, с которыми мог сесть пировать, заставлял родителей есть собственных детей, а также забивал гвозди в головы тех, кто не снял перед ним шапку. Не церемонился правитель и с неверными женами и вдовами, нарушающими правила целомудрия. Рассказывали, что им по приказу Цепеша вырезали половые органы, потом с женщин сдирали кожу.

Описанных историй много, и каждая по-своему леденит душу. Так, описан случай, когда правитель встретился с двумя странствующими монахами. Цепеш хотел узнать, какие настроения царят в народе по поводу его правления. Один из них рассказал, что его считают злодеем, второй - заверил, что люди восхваляют его как мудрого правителя, освободителя от угрозы, исходящей от Османской империи. В целом, оба монаха были правы. У легенды, впрочем, два финала. Согласно одной из версий, Дракула казнил первого, поскольку ему не понравился его ответ, согласно второй - именно его оставили в живых, а второго - казнили за ложь.

Еще в одной истории обокрали купца, ехавшего через Валахию. Тот пожаловался Цепешу. Пока вора ловили и сажали на кол, по приказу главы государства торговцу подбросили кошелек, в котором было на одну монету больше, чем в утраченном. Увидев излишек, купец тут же сообщил об этом монарху. Тот рассмеялся и сказал: «Молодец, что сказал, а не то сидеть тебе на колу рядом с вором».

Местное население очень боялось своего правителя. Одно только имя Цепеша вселяло в них страх. Если предыдущие истории о жизни Цепеша не подтверждены какими-то фактами, то это событие считается достоверным. Чтобы привить горожанам честность, в центре площади, расположенной в столице Валахии, около одной из местных достопримечательностей установили большую чашу из золота. Она никем не охранялась. Каждый мог подойти к ней и выпить из нее воды, но при этом никто не осмеливался ее украсть. Все понимали, чем может обернуться это преступление.

Румынский Иван Грозный

Влад Цепеш Дракула родился, по некоторым данным, в 1430 году. Настоящей фамилией его семьи была Басараб - отсюда, кстати, и происходит одна из областей средневековой Румынии - Бессарабия. Прозвища «Дракул» - «сын Дракона» и Цепеш - «сажающий на кол» (заостренный кол во времена его правления был основным орудием казни - прим. «Ленты.ру» ) он получил уже после того, как взошел на престол.

История его семьи отчасти напоминает ту, что произошла с Иваном Грозным: бояре погубили его родных. Придя к власти, он тут же расправился со всеми повинными в заговоре. Согласно историческим документам, «число посаженных на кол тогда составляло около десяти человек».

1 /2

Настоящий Влад Цепеш, в отличие от героя романа Стокера, никаким графом на самом деле не был, этот титул автор добавил для создания готической красоты, наделив главного героя, жестокого и кровожадного аристократа, благородно-романтическими чертами.

На протяжении всего своего правления настоящий Дракула активно боролся с Османской империей, причем довольно успешно. Рассказывали, что он вселял в турок ужас. Истории о его кровожадности и беспощадности лишь подогревали их страхи.

Что касается романтических чувств, то Влад Цепеш не был лишен и их: у правителя было две жены: одна дворянка из Трансильвании по имени Илона Жилаги, вторая - более простого происхождения по имени Елизавета, считается, что именно ее Дракула любил всем сердцем. Их романтическую историю румыны передавали из уст в уста. Так, узнав о гибели супруга, Елизавета свела счеты с жизнью.

У Влада III было трое сыновей, однако никто из них не смог впоследствии занять престол - род правителя был прерван. Царствовать стал брат Цепеша.

Считается, что сам Дракула погиб во время одного из сражений, где его предали венгры, перешедшие на сторону османов, и озлобленные бояре. Во время битвы, не помня себя от гнева, они разрубили тело Цепеша на куски, а голову отправили османскому султану. Останки правителя похоронили монахи. Местная церковь была благодарна правителю за то, что он смог сохранить христианскую веру, несмотря на давление со стороны турок-мусульман. Спустя несколько веков археологи, впрочем, вскрыли эту могилу, однако ничего там не нашли. В соседнем захоронении они обнаружили скелет без черепа. Считается, что это и есть то, что осталось от Цепеша.

Эта история и вдохновила ирландского писателя на создание готического романа «Дракула», ставшего впоследствии культовым произведением. Там появляется совсем другая легенда: якобы проклятый кем-то из своих бесчисленных жертв граф Дракула после смерти превратился в вампира.

После прочтения романа Стокера на могилу знаменитого «кровопийцы» началось паломничество туристов. Чтобы ослабить нездоровое внимание к тирану, румынские власти решили перенести его могилу. В настоящее время она находится на острове, где ее охраняют монахи одного из местных монастырей.

Цепеш — национальный герой румынского народа и местночтимый святой, который почитается местной церковью. Он был доблестным воином и борцом против турецкой экспансии в христианскую Европу. Но почему он стал известен всему миру как вампир, который пьёт кровь невинных людей? Сейчас разберемся.

Не все знают, что создателем текущего образа Дракулы был английский писатель Брэм Стокер. Он являлся активным членом оккультной организации Золотая Заря. Для таких сообществ в любое время был характерен большой интерес к вампирам, который является не выдумкой писателей или фантазеров, а конкретным медицинским фактом. Медиками давно исследованы и задокументированные настоящие факты вампиризма, которые случаются и в наше время и, который является одним из тяжелейших заболеваний. Образ физически бессмертного вампира привлекает оккультистов и черных магов, стремящихся противопоставить нижний мир мирам верхним — Божественным и духовным.

В VI в. византиец Прокопий Кесарийский, чьи труды являются основными источниками по истории древних славян, отметил, что перед тем как славяне, начали поклонятся богу громовержцу (Перуну), древние славяне поклонялись — упырям. Конечно, речь шла не о голливудских вампирах, нападающих на беззащитных девушек. В древнее, языческое время, вампирами называли выдающихся воинов, героев, особо почитавших Кровь как духовную и физическую сущность. Есть даже мнения, что существовали определённые ритуалы поклонения Крови — омовения, жертвоприношения и тому подобное.

Оккультистские организации, полностью извратили древнюю традицию, превратив поклонение священной, духовной Крови, в поклонение биологической. Появившееся в XIV веке княжество Валахия, на знамёнах которого с древних времён, находилось изображение коронованного орла с крестом в клюве, мечом и скипетром в лапах, было первым крупным государственным образованием на территории сегодняшней Румынии. Одной из ведущих исторических фигур эпохи национального становления Румынии является валашский князь Влад Цепеш.

Князь Влад III Цепеш, православный самодержавный господарь Валахии. Почти все, что связано с деятельностью этого человека, окутано тайной. Место и время его рождения точно не установлены. Валахия была не самым спокойным уголком . Пламя бесчисленных войн и пожаров уничтожило подавляющее большинство рукописных памятников. Лишь по уцелевшим монастырским летописям удалось воссоздать облик реального исторического князя Влада, известного современному миру под именем графа Дракулы.

Источник: Pinterest

Год, когда родился будущий повелитель Валахии можно определить лишь приблизительно: между 1428-м и 1431-м. Построенный в начале XIV в. дом на Кузнечной улице в г. Сигишоаре до сих пор привлекает внимание туристов: считается, что именно здесь увидел свет мальчик, названный при крещении Владом. Родился ли будущий господарь Валахии именно здесь неизвестно, зато установлено, что в этом доме жил его отец князь Влад Дракул. «Дракул» по румынски означает дракон. Князь Влад состоял в рыцарском ордене Дракона, ставившего своей целью защиту Православия от неверных. Было у князя три сына, но прославился лишь один из них — Влад. Надо отметить, что он был истинным рыцарем: храбрый воин и умелый полководец, глубоко и истинно верующий православный христианин, в своих действиях всегда руководствующийся нормами чести и долга. Влад отличался огромной физической силой. Его слава великолепного кавалериста прогремела по всей стране — и это во времена, когда люди с детских лет привыкали к коню и оружию.

Как государственный деятель Влад придерживался принципов патриотизма: борьба с захватчиками, развитие ремесел и торговли, борьба с преступностью. И во всех этих областях в самые сжатые сроки Влад III добился впечатляющих успехов. Хроники повествуют о том, что во времена его правления можно было бросить золотую монету и подобрать ее через неделю на том же месте. Никто не осмелился бы не то что присвоить чужое золото, но даже прикоснуться к нему. И это в стране, где за два года до того воров и бродяг было не меньше, чем горожан и земледельцев! Как произошло такое преображение? Очень просто — в результате проводившейся валашским князем политики планомерного очищения общества от «асоциальных элементов». Суд в то время был простым и скорым: бродягу или вора, независимо от того, что он украл, ждал костер или плаха. Та же участь была уготована всем цыганам или заведомым конокрадам и вообще людям праздным и ненадежным.

Важно знать, что означает прозвище, под которым вошел в историю Влад III. Цепеш в буквальном переводе означает «сажатель на кол». Именно заостренный кол во времена правления Влада III был основным орудием казни. Большинство казненных составляли пленные турки и цыгане. Но та же кара могла постигнуть любого, кто был уличен в преступлении. После того, как тысячи воров погибли на кольях и сгорели в пламени костров на городских площадях, новых охотников проверить свою удачливость уже не находилось.

Влад не давал поблажки никому, независимо от общественного положения. Всякого, кто имел несчастье навлечь на себя княжеский гнев, ожидал одинаковая участь. Методы князя Влада оказались также весьма эффективным регулятором экономической деятельности: когда несколько купцов, обвиненных в торговле с турками, испустили дух на колу, сотрудничеству с врагами Веры Христовой пришел конец.

Отношение к памяти Влада Цепеша в Румынии, даже в современной, совсем не такое, как в западноевропейских странах. И сегодня многие считают его национальным героем эпохи становления будущей Румынии, которое восходит к первым десятилетиям XIV в. В то время князь Басараб I основал небольшое независимое княжество на территории Валахии. Победа, одержанная им в 1330 г. над венграми — тогдашними хозяевами придунайских земель, — закрепила его права. Затем началась долгая, изнурительная борьба с крупными феодалами — боярами. Привыкнув к неограниченной власти в своих родовых уделах, они сопротивлялись любым попыткам центральной власти получить контроль над всей страной. При этом, в зависимости от политической ситуации, они не гнушались прибегать к помощи то венгров-католиков, то турок-мусульман. Через сто с лишним лет Влад Цепеш положил конец этой прискорбной практике, раз и навсегда решив проблему сепаратизма.

Ниже приведены некоторые из историй, написанные неизвестным немецким автором с подачи короля Хуньяди Матьяша в 1463 году:

— Иностранного купца, приехавшего в Валахию, обокрали. Он подаёт жалобу Цепешу. Пока ловят и сажают на кол вора, купцу подбрасывают по приказу Цепеша кошелёк, в котором на одну монету больше, чем было. Купец, обнаружив излишек, сразу сообщает Цепешу. Тот хохочет и говорит: «Молодец, не сказал бы — сидеть бы тебе на колу рядом с вором».

— Цепеш обнаруживает что в стране много нищих — он созывает нищих, кормит досыта и обращается с вопросом: «Не хочется ли им навсегда избавиться от земных страданий?» На положительный ответ Цепеш закрывает двери и окна и сжигает всех собравшихся заживо.

— Существует рассказ о любовнице, которая пытается обмануть Цепеша, рассказывая о своей беременности. Цепеш её предупреждает что не терпит лжи, но она продолжает настаивать на своём, тогда Цепеш вспарывает её живот и кричит: «Я же говорил, что не люблю неправды!».

— Описан также случай, когда Дракула задал вопрос двум странствующим монахам, что говорят в народе по поводу его правления. Один из монахов ответил, что население Валахии ругает его как жестокого злодея, а другой сказал, что все восхваляют его, как освободителя от угрозы турков и мудрого политика. В действительности, и одни, и другие свидетельства были по-своему справедливы, а легенда, в свою очередь, имеет два финала. В немецкой «версии» Дракула казнил первого за то, что ему не понравилась его речь. В русском варианте легенды, господарь оставил первого монаха живым, а второго казнил за ложь.

— Одно из самых жутких и наименее правдоподобных свидетельств в том документе гласит о том, что Дракула любил завтракать на месте казни или месте недавнего сражения. Он приказывал принести ему стол и еду, садился и кушал среди мёртвых и умиравших на колах людей.

— По свидетельствам древнерусской повести, неверных жён и вдов, нарушающих правила целомудрия, Цепеш приказывал вырезать половые органы и сдирать кожу, выставляя напоказ вплоть до разложения тела и поедания его птицами, либо делать то же самое, но предварительно пронзив их кочергой от промежности до уст.

— Существует также легенда о том, будто была чаша у фонтана в столице Валахии, сделанная из золота; каждый мог подойти к ней и выпить воды, но никто не осмеливался её украсть.


Вверх