Записки сумасшедшего, главный герой, сюжет, история создания. "Записки сумасшедшего": описание и анализ повести из энциклопедии Записки сумасшедшего в русской литературе

Качественно новый этап в осмыслении проблемы безумия в рус-ской литературе первой половины XIX века связан с «Записками сума-сшедшего» Н.В. Гоголя, входящими в состав его «петербургских повестей». Тема безумия — одна из центральных тем «Записок сумасшедше-го». В отличие от предшественников, Гоголь подключил тему безумия к иному проблемному контексту, обусловленному историософской и со-циальной тематикой «петербургского цикла» (темы Петербурга, ма-ленького человека, табели о рангах и др.).

Традиционно в русской литературе образ Петербурга выступает в двух противоположных ипостасях: как город, олицетворяющий могу-щество человека, построенный: по замыслу Петра и воплотивший его волю, с одной стороны, с другой - как город, подавляющий своей мо-щью слабого человека, угнетающий его. По мысли В.Н. Топорова, в са-мой идее Петербурга есть «нечто изначально безумное», т.к. «здесь со-вершилось чудовищное насилие над природой и духом». Не случайно в XIX в. Петербург занимал первое место среди всех городов России в социальной статистике по числу душевнобольных и само-убийств. Нераз-рывно связан с темой безумия и гоголевский Петербург — как город, являющийся «средоточием бреда».

Наряду с созданием Петербурга результатом деятельности Петра Великого стало введение табели о рангах, жестко регулирующей иерар-хическую структуру общества. В городе, созданном по воле великого человека - императора Петра, маленький человек с особой остротой должен был ощущать свое ничтожество и бессилие.

Безумие в «Записках сумасшедшего» традиционно рассматрива-лось в социальном аспекте как отражение ненормального устройства общества России николаевской эпохи. Однако безумие интересовало Гоголя не только как социальная болезнь современного ему общества, в котором человек с легкостью превращается в «нуль», а степень ценности человеческой личности определяется социальным статусом («рангом»), но и как пато-логическое состояние психики, на что обратили внимание уже первые читатели повести. Так, В. Г. Белинский назвал «Записки сумасшедшего» «психической историей болезни, изложенной в поэтической форме», тем самым впервые отметив удивительную медицинскую точ-ность, с какой автор изобразил процесс помешательства Поприщина. Эта точность является не просто важной особенностью реализации темы безумия в "Записках сумасшедшего", но новаторством Гоголя по сравнению с его предшественниками. В современном литературоведе-нии распространено мнение о том, что в «Записках сумасшедшего» «клинически точно описано зарождение и развитие шизофренического бреда».

На высокую степень медицинской достоверности в изображении безумия Поприщина обратил внимание лечащий врач Гоголя А.Тарасенков. Хотя на его вопрос, использовались ли при написании этой повести подлинные записки душевнобольных или наблюдения над ними, писатель ответил отрицательно, тем не менее, известно, что Гоголь не был безразличен к достижениям психиатрии своего времени. Он был знаком с книгой французского психиатра Ф.Лере «Психологические фрагменты о безумии» (1834), а также с печатавши-мися в «Северной пчеле» отрывками из «Рассуждений о лечении ума-лишенных доктора Левенгайна», в которых описывались случаи, когда больные воображали себя Королем, Ангелом, Богом. Кроме того, как установил И.П. Золотусский, в феврале 1834 года в «Северной пчеле» была опубликована серия статей о жизни пациентов петербург-ского сумасшедшего дома, в которых сообщалось о том, что пациенты Больницы Всех Скорбящих строю соблюдали установленный доктором режим, вели спокойную умеренную жизнь, не лишенную невинных развлечений, выполняли легкую работу и т.п. По отношению к буйно-помешанным применялись обливание холодной водой и изоляция.

Очевидно, что автор «Записок сумасшедшего» при написании повести опирался не только на книги Лере и Левенгайна, но и на опуб-ликованный в «Северной Пчеле» материал, хотя и существенно преоб-разовал ту его часть, которая касалась описания жизни сумасшедших в Больнице Всех Скорбящих. Так, «рыцарские обычаи» испанского коро-левского двора пришлись не по нраву безумцу Поприщину. Когда герой проявил неповиновение, ему были назначены обливания холодной во-дой. Устами героя Гоголь ьыражает собственное мнение по поводу этой процедуры: «Обычай глупый, бессмысленный!».

Таким образом, безумие интересовало Гоголя не только как способ отражения неправильности организации общественной системы, но и собственно как психическое заболевание. Одно из возможных объяснений заинтересованности Гоголя клиниче-ской стороной безумия связано с тем, что уже во время работы над «За-писками сумасшедшего» писатель сам был потенциально душевнобольным человеком, в глубине души предчувствовал собственное безумие и боялся его.

Возможно, он пытался изжить свой страх в письме, стремясь «ра-ционализировать», постичь безумие. Другое объяснение заинтересован-ности Гоголя в медицинском аспекте безумия лежит вне личности писа-теля и связано с актуализацией этой проблемы в общественном созна-нии и литературе первой половины XIX века.

Интерес Гоголя к безумию как к психическому заболеванию от-разился в изображении сумасшествия Поприщина не как конечного ре-зультата, но как процесса. Положенное в основу сюжета повести развитие душевного заболевания героя стало в «Запис-ках сумасшедшего» объектом повествования.

Безумие в «Записках сумасшедшего» тематизируется: оно не только становится отправной точкой в развитии нарратива повести, но и приобретает повышенную значимость для понимания смысла текста. Тематизация безумия в повести связана и с расширением смысла данно-го понятия (безумие как психическое заболевание - безумие как своеоб-разное мировидение - безумие как основополагающий принцип органи-зации социума и шире - мира человеческих взаимоотношений). В «За-писках сумасшедшего» безумие, не переставая быть метафорой, приоб-ретает устойчивое значение психического заболевания. Вместе с тем в повести Гоголя происходит онтологизация безу-мия, которое выступает в качестве одного из способов существования человека в мире, указывает на глубинную взаимосвязь бытия мира и бытия человека. В «Записках сумасшедшего» раскрывается «природа переживания личностью своего мира и самого себя», исследуется «мо-мент перехода от нормального способа бытия-в-мире к психотическо-му». Поприщин сходит с ума, оказавшись не в состоянии при-нять окружающую его реальность, в которой он «нуль, более ничего». В таком случае, ею безумие может рассматриваться как «компенсаторная мечтательная модификация реального быта». Уход из реальности в безумие для Поприщина означает возможность жить в создаваемом им самим мире, где он - центральная фигура, устанавливающая свой собственный миропорядок. Однако безумие По-прищина - «сродни смерти», т. к. является «одним из видов изгнания, вытеснения за пределы жизни». Для общества безумец пе-рестает существовать как полноправный член, т.е. фактически умирает. Таким образом, безумие по своей сути онтологически противоречиво: в нем совмещается бытие (создание безумцем собственной модели мира) и небытие (социальная смерть безумца).

Безумие в «Записках сумасшедшего» мотивируется не только со-циально - как следствие нереализованных надежд героя на успешную карьеру, но и психологически - как результат безответной любви По-прищина к генеральской дочери Софи. «Безупречность» психологиче-ской мотивировки безумия Поприщина отмечает В.В.Гиппиус: «хаоти-ческое сознание героя закономерно следует из хода его болезни».

При всей специфике реализации тема безумия в «Записках сума-сшедшего» связана с «высоким» романтическим безумием и может быть адекватно осмыслена лишь в соотнесении с ним. Индивидуальная авторская эпистема Гоголя была обусловлена произведениями русских и западноевропейских романтиков. Так, о влиянии гофмановской тра-диции на «Записки сумасшедшего» свидетельствуют письма Меджи (отголосок «Житейских воззрений кота Мурра»), Большое влияние на молодого Гоголя оказало знакомство с новеллами Одоевского «Себа-стиан Бах» и «Последний квартет Бетховена»: «Записки сумасшедшего» первоначально задумывались как "Записки сумасшедшего музыканта" но затем музыканта заменил чиновник, причем не номинальный чинов-ник, как Антиох из «Блаженства безумия» Полевого, а истинный пред-ставитель пошлого чиновничьего мира. Таким образом, Гоголь придал проблеме безумия социальную окраску. Кроме того, формирование го-голевской эпистемы обусловил интерес писателя к медицинским пред-ставлениям о безумии, а также его личная заинтересованность сумасшествием В «Записках сумасшедшего» произошло снижение «высокого» романтического героя-безумца и, соответственно, снижение «высокого» безумия. «Индивидуальное сумасшествие» Поприщина в повести «оборачивается сумасшествием коллективным - безумием социальных порядков и ненадежностью идеологических конвенций». Тем не менее, в «Записках сумасшедшего» сохраняется характерное для роман-тической традиции представление о безумии как об истинном знании, что позволяет автору вложить в уста Поприщина социальную критику.

Подобно романтическому герою-безумцу, Поприщин в своем су-масшествии обретает своеобразную свободу - в поступках, мыслях и словах. Происходит «очищение ума» героя от предрассудков и условностей. Так, он объявляет себя королем, освобождаясь тем самым от ненавистной ему должен ости титулярного советника, он освобождает-ся от унизительного подхалимства, присущего служащим департамента, наконец, он освобождается от чувства робости перед «ее превосходительством» Софи. С этой позиции сумасшествие Поприщина - «траги-ческая попытка... вырваться за ужасающе тесные границы своего ужа-сающего существования». Трагизм этой попытки заключает-ся в том, что освобождение Поприщина далеко не полное: даже в безу-мии ценность человеческой личности он соотносит с ее положением на социально-иерархической лестнице. Этим безумие Поприщина отличается от «высокого» романического безумия.

Кроме того, в рамках романтической традиции в повести Гоголя «Записки сумасшедшего», как и в произведениях Погорельского и По-левого, актуализируется понимание безумия как пе-рехода героя в иное пространство.

Главной характеристикой темы безумия в «Записках сумасшед-шего» является неоднозначность ее осмысления, обусловленная при-надлежностью повести Гоголя к «нечистой культуре» (термин Ф.П. Федорова) позднего романтизма, для которой характерен синтез романтических и реалистических принципов. С одной стороны, тема безумия в «Записках сумасшедшего» тесно связана с «высоким» романтическим безумием и, соответственно, воспринимается читателем как «приобщение к традиции романтических гениальных безумцев». С другой стороны, романтическая трактовка безумия в повести Гоголя во многом переосмыслена: если у романтиков безумие - мета-фора мудрости и свободы, знак духовной избранности, то безумие в «Записках сумасшедшего» - это психическое заболевание героя, веду-щее к полному разрушению его психики. Кроме того, Гоголь, в отличие от своих предшественников, акцентирует социальный аспект темы безу-мия, что можно рассматривать как реалистический импульс.

Прорыв к новому пониманию безумия осуществляется, с одной стороны, благодаря творческой актуализации мифологической традиции, а с другой - благодаря переосмыслению традиционных для литературы романтизма представлений о безумии. Так, по словам Ф.П. Федорова, в 1830 — 1840-е годы в культурном сознании происходит сдвиг, приметой которого является именно парадокс, свидетельствую-щий о неполноте, относительности романтических истин и устремляю-щий культуру к новым истинам и ценностям, однако в границах того же романтического континуума.

Таким образом, «пограничное» положение Гоголя между роман-тизмом и реализмом, синкретический характер его художественного дара обусловливает специфику интерпретации темы безумия в повести: безумие в «Записках сумасшедшего» рассматривается и в метафориче-ском плане (как «болезнь» социума), и в прямом (как психическое забо-левание); выступает в качестве художественного приема, способствую-щего раскрытию недостатков общественного устройства, и предстает как самоценное явление; осмысливается с опорой на романтическую традицию и свидетельствует о прорыве автора к реалистической проблематике. Особенности интерпретации темы безумия в «Записках су-масшедшего» позволяют утверждать, что перед нами переходный текст, для которого в принципе характерна «мерцающая» поэтика: игра тради-ционными, старыми смыслами в повести сочетается с прогностическим схватыванием, угадыванием новых смыслов. Новый уровень понимания и осмысления безумия обусловил новаторскую повествовательную структуру повести Гоголя.

Кадр из фильма «Записки сумасшедшего» (1968)

Титулярный советник Аксентий Иванович Поприщин, сорока двух лет, ведёт свои дневниковые записи на протяжении четырёх с лишним месяцев.

В дождливый день вторника третьего октября 1833 г. Поприщин в своей старомодной шинели отправляется, припозднившись, на нелюбимую службу в одно из отделений петербургского департамента в надежде разве что получить от казначея наперёд немного денег из жалованья. По дороге замечает подъехавшую к магазину карету, из которой выпархивает прелестная дочь директора департамента, где он служит. Герой нечаянно подслушивает разговор дочкиной собачонки Меджи с собачкой Фиделькой, принадлежащей двум проходящим мимо дамам. Удивившись сему факту, Поприщин вместо службы отправляется за дамами и узнает, что они живут в пятом этаже дома Зверкова, что у Кокушкина моста.

На следующий день Поприщин, очинивая перья в кабинете директора, случайно встречается с его дочерью, которой все более очаровывается. Он даже подаёт ей упавший на пол платок. В течение месяца его нескромное поведение и грёзы относительно этой молодой особы становятся заметны для окружающих. Начальник отделения даже выговаривает ему. Тем не менее Поприщин тайно проникает в дом его превосходительства и, желая вызнать что-нибудь о барышне, вступает в разговор с собачонкой Меджи. Последняя от разговора уклоняется. Тогда Поприщин отправляется в дом Зверкова, поднимается на шестой этаж (ошибка Гоголя!), где живёт со своими хозяйками собачка Фиделька, и похищает из её угла ворох мелких бумажек. Это оказывается, как и предполагал Поприщин, перепиской двух подруг-собачонок, из которой он узнает для себя много важного: о награждении директора департамента очередным орденом, об ухаживании за его дочкой, которую, оказывается, зовут Софи, некоего камер-юнкера Теплова и даже о самом себе, совершенном уроде вроде «черепахи в мешке», при виде которого Софи не может удержаться от смеха. Эти записки собачонок, как и вся проза Гоголя, полны упоминаний о множестве случайных персонажей, вроде некоего Бобова, похожего в своём жабо на аиста, или Лидиной, которая уверена, что у неё голубые глаза, в то время как у неё они зелёные, или собаки Трезора с соседнего двора, любезной сердцу пишущей эти письма Меджи. Наконец Поприщин узнает из них, что дело у Софи с камер-юнкером Тепловым явно идёт к свадьбе.

Несчастная любовь вкупе с тревожными сообщениями газет окончательно повреждают рассудок Поприщина. Его волнует попытка упразднить испанский престол в связи со смертью короля. А ну как он, Поприщин, и есть тайный наследник, то есть лицо знатное, из тех, что любят и почитают окружающие? Чухонка Мавра, которая служит Поприщину, первой узнает эту потрясающую новость. Через три с лишним недели прогула «испанский король» Поприщин заходит к себе на службу, перед директором не встаёт, на бумаге ставит подпись «Фердинанд VIII», после чего пробирается в директорскую квартиру, пытается объясниться с Софи, делая при этом открытие, что женщины влюбляются в одного черта. Напряжённое ожидание Поприщиным испанских депутатов разрешается наконец их приездом. Но «Испания», в которую его отвозят, весьма странная земля. Там множество грандов с выбритыми головами, их бьют палками, капают на темя холодную воду. Очевидно, что здесь правит великая инквизиция, которая и мешает Поприщину делать великие, достойные его поста открытия. Он пишет слёзное письмо матушке с мольбой о помощи, но шишка под самым носом у алжирского бея вновь отвлекает его бедное внимание.

В русской литературе довольно часто встречаются персонажи с психологическими расстройствами личности. И произведения Н.В. Гоголя не являются здесь исключением. Он умел проникнуть в человеческую душу, чтобы показать читателю надрывные страдания русского человека. Немного странное видение окружающего мира очень влияло на текст его произведений. Ощущение глубокого отчаяния является одним из важнейших мотивов его творчества. Мир его героев погружен в безумие. Но кто бы мог подумать, что его истории, собранные в цикл «Петербургских повестей», станут некой маленькой энциклопедией «маленького человека», которая откроет читателю дверь в мир, пронизанный болью и одиночеством.

Повесть написана в 1834 году, в период работы над несколькими другими историями, позже объединенными в общий цикл «Петербургские повести». В тот момент Николай Васильевич начал очень серьезно относится к работе писателя и видел в ней единственный смысл жизни. Он работает очень много, практически без отдыха, о его творчестве начинают говорить критики, в том числе и В.Г. Белинский.

Тогда Гоголь был увлечен рассказами Одоевского из цикла «Дом сумасшедших» и, возможно, это в большей степени повлияло на замысел его повести. Также существовало ещё два литературных замысла подходящих по сюжету: «Записки сумасшедшего музыканта», а также ненаписанная комедия «Владимир 3-ей степени». В этих произведениях прослеживается сюжет, схожий с темой в записках. В центре внимания были герои, ставшие в итоге безумцами.

Гоголь писал записки, исходя из собственных наблюдений, в то время как сам служил в департаменте. В повести присутствуют элементы, относящиеся к личной жизни писателя. К примеру, «Дом Зверкова» у Кокушкина моста – это тот дом, в котором жил одно время сам писатель и его друг.

При первой публикации произведение не прошло цензурные ограничения, о чем Н.В. Гоголь с некой долей разочарования писал А.С. Пушкину:

Вышла вчера довольно неприятная зацепа по цензуре по поводу „Записок сумасшедшего“; но, слава Богу, сегодня немного лучше; по крайней мере я должен ограничиться выкидкою лучших мест… Если бы не эта задержка, книга моя, может быть, завтра вышла.

Жанр и направление

«Записки сумасшедшего» принято называть повестью из-за среднего объема, концентрации на одной сюжетной линии и определенного количества персонажей, недостаточного для романа и избыточного для рассказа. Она написана в жанре дневниковых заметок, которые главный герой писал на протяжении четырех месяцев.

Направление, в котором писал Николай Васильевич Гоголь, трудно конкретизировать. Литературоведы позже назовут его «гоголевским». Оно возникло именно в тот момент, когда появились «Петербургские повести», в 40-х годах, и послужило почвой для возникновения Натуральной школы. Это одно из условных названий критического реализма, который только начал появляться в русской литературе того времени. Основные черты этого направления:

  • реализм художественного выражения;
  • наличие общественно значимых тем;
  • критическое отношение к социальной действительности.
  • Композиция

    Композиция повести делится на пять частей, в которых довольно остро чувствуется напряжение, нарастающее в душе героя с каждой новой строкой.

  1. Все начинается с рассказа о довольно никчемной жизни Поприщина и его тайных желаниях.
  2. Далее следует завязка основного действия: герой мечтает жениться на дочери своего начальника — Софи, её красота поразила бедное сердце несчастного чиновника.
  3. Событие развивается, мы видим зачатки безумия в голове главного героя, в момент, когда он будто бы слышит разговор двух собачек на улице, одна из которых является питомицей Софи. Поприщин следует за животными, чтобы больше узнать о хозяйке, а затем решается на довольно странный поступок: украсть письма из корзинки одной собачонки и прочесть их. Из писем он узнает о Теплове – потенциальном женихе своей возлюбленной, и эта новость повергает его в отчаяние.
  4. Кульминация действия происходит в тот момент, когда герой перестает ходить на службу и начинает воображать, будто он скрытый наследник испанского престола.
  5. Повесть заканчивается довольно трагично: Поприщина помещают в сумасшедший дом, где он сталкивается с ужасами содержания душевнобольных и пытается написать письмо матери с просьбой о помощи.
  6. Главные герои и их характеристика

    1. Главный герой, чьи записки нам предложил прочесть автор – Аксентий Иванович Поприщин . Чиновник, который занимается переписыванием бумаг в департаменте. Его основная работа заключается в очинке перьев для директора департамента. Этот персонаж очень напоминает нам Акакия Акакиевича Башмачкина из повести «Шинель». Он так же одинок, за сорок два года жизни так и не сумел обзавестись семьей или хотя бы парой близких друзей. Положение его крайне бедственно, герой постоянно стыдится своего старомодного платья и себя самого, в том числе. В свободное время он практически всегда читает журнал «Северная пчела», лежит на диване и иногда посещает театр, считая это место высшим проявлением настоящего искусства. В целом, его поведение не кажется читателю странным, но с каждой новой заметкой сомнения по поводу его психического здоровья увеличиваются. Фамилия героя выбрана Гоголем не случайно. Поприщин — происходит от слова «поприще», именно оно описывает ту маниакальную идею, возникшую в голове Аксентия Ивановича. На протяжении всего произведения он судорожно пытается найти предназначение, чтобы хоть в чем-то видеть смысл собственного существования.
    2. Возлюбленная Поприщина – Софи , дочь директора департамента. Юная, невероятно красивая девушка, которая относится к главному герою с известной долей иронии. Из писем двух собачонок становится известно, что она надсмехалась над Аксентием Ивановичем, сравнивая его со старой черепахой. Гоголь не пытается особым образом охарактеризовать героиню, но дает читателю понять, что особы из её круга просто не могут отвечать взаимностью на чувства титулярных советников.
    3. Теплов – камер-юнкер, о котором Поприщин так же узнает из украденных писем. Никаких особенных сведений о нем нет, кроме того факта, что Софи отдала ему своё сердце.
    4. Директор департамента – человек, о котором довольно часто упоминается в записках. Непосредственный начальник Аксентия Ивановича. В начале произведения фигурировал в положительном свете, но после того, как стало известно о предстоящей свадьбе его дочери с Тепловым, мнение коренным образом меняется. Поприщин называет директора масоном и глупой пробкой, не имеющей собственного мнения.
    5. Меджи и Фиделька – отнюдь не самые последние герои произведения. Именно в разговорах и таинственной переписке этих собачек отражена фантастическая сторона повести. Таким образом, Н.В. Гоголь хотел передать нравы и мораль светского общества и то, каким гнилым оно является на самом деле.
    6. Темы

      Маленький человек – основная тема «Записок». Этот образ не раз фигурировал в «Петербургских повестях». Гоголя особенно волновала эта проблема, так как будучи молодым, он сам часто сталкивался с несправедливостью по отношению к людям, имеющим более низкий чин. Когда он приехал в Петербург в 1829 году, то буквально был шокирован существующим неравенством, которое укоренилось в обществе. Он лично познал всю боль человека, которому не хватает денег на новую шинель, или бедственное положение в среде молодых художников, когда посещал рисовальные классы академии художеств.

      Именно поэтому Гоголь хотел показать жизнь людей в нечеловеческих условиях. И «Записки сумасшедшего» становятся самым трагичным произведением из всего цикла. Все, что происходит с Аксентием Ивановичем, нельзя назвать простым рассказом о жизни бедняка. Это заметки, сквозь которые слышны безумные вопли отчаяния, мольбы о помощи, болезненные переживания. Всё существование главного героя сосредоточенно только в пределах собственной головы. Постоянные угрызения совести, одиночество и бедность заставляют его шагнуть туда, откуда нет выхода. Мир безумия, словно врата ада, разворачивается перед ним и захватывает в свои сети. Удивительно, что именно безумие наводит героя на довольно здравые рассуждения о собственном бесправии.

      Проблемы

      В повести затрагивается ряд довольно важных проблем. И проблема уничижительной бедности является одной из главных. В самом герое заключен протест против несправедливых общественных устоев, где уже нет таких понятий, как «разум» и «справедливость». Ведь именно в такой обстановке многие люди начинают чувствовать себя угнетенными и слабыми. Появляется момент соперничества и сравнения себя с другими, что приводит к тотальной неуверенности в себе. Осуждение и пренебрежение теми, кто занимает не самые престижные должности, в конце концов, может привести к волнениям более серьезным, чем одно происшествие в департаменте Петербурга.

      Ещё одна важнейшая проблема – одиночество. Поприщев воплощает в себе это понятие. Он покинут всеми, никто не желает понять его. И Гоголь пытается заострить внимание читателя на том, что любой человек, независимо от его социального статуса и денежного положения, заслуживает участия. В каждом можно попытаться разглядеть светлые черты, каждый заслуживает помощи и поддержки. Однако зачастую люди, проигравшие в лотерею рождения, никому не нужны. И в момент, когда одиночество окружает со всех сторон, действительно можно сойти с ума.

      Смысл

      Главная идея произведения заключается в неприятии существующего неравенства и угнетения по отношению к отдельным людям. Общество даже не успевает задуматься над тем, что попрание нравственных устоев может причинить кому-то боль. А боль общественного унижения становится вдвойне хуже, когда человек пытается справиться с ней в одиночку и чаще всего проигрывает в этой неравной битве.

      Автор направляет свою основную мысль не только по тропе осуждения несправедливой иерархической системы. Она набредает на другую сторону медали – измельченную в жерновах невежества и зависти личность маленького человека. Ее помыслы так же мелки и суетны, как внутренний мир говорящих собачек. Чего он хочет от жизни? Уподобиться господам, жениться на знатной молодой барышне, войти в избранное общество, что сулит ему уважение и трепет в глазах представителей света. Его ценности фальшивы, ведь в них нет ни истинной любви, ни божественной искры призвания, ни целеустремленности ума. Эти несущественные и поддельные фантомы тоже вносят свою лепту в печальный финал. Добиваясь и желая их, человек теряет себя.

      Критика

      О новой повести Гоголя критики чаще отзывались доброжелательно. Тогда он уже стал влиятельной и заметной фигурой в литературном мире. К его мнению прислушивались, его произведения охотно издавали. Многие рецензенты разгадали величайший талант мастера и не раз описали его. Конечно, правительственная пресса во главе с Фаддеем Булгариным, та самая «Северная пчела», представленная в тексте книги, саркастически и злобно охарактеризовала новую работу автора, которого и так недолюбливали в официозных кругах.

      Но особенно запоминающимся стал положительный отзыв прославленного критика В.Г. Белинского:

      Возьмите „Записки сумасшедшего“, этот уродливый гротеск, эту странную, прихотливую грезу художника, эту добродушную насмешку над жизнию и человеком, жалкою жизнию, жалким человеком, эту карикатуру, в которой такая бездна поэзии, такая бездна философии, эту психическую историю болезни, изложенную в поэтической форме, удивительную по своей истине и глубокости, достойную кисти Шекспира: вы ещё смеетесь над простаком, но уже ваш смех растворен горечью; это смех над сумасшедшим, которого бред и смешит, и возбуждает сострадание.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Записки сумасшедшего» - повесть Николая Васильевича Гоголя , написанная им в 1834 году. Впервые повесть вышла в 1835 году в сборнике «Арабески » с заголовком «Клочки из записок сумасшедшего». Позднее была включена в сборник «Петербургские повести».

Главный герой

Герой «Записок сумасшедшего», от имени которого ведется повествование - Аксентий Иванович Поприщин, мелкий петербургский чиновник, переписыватель бумаг в департаменте, столоначальник (в одной из записей прямо указано, что он столоначальник, хотя это звание в основном присваивалось надворным советникам), мелкий дворянин в чине титулярного советника (та же профессия и тот же чин был у другого гоголевского персонажа, Акакия Акакиевича Башмачкина).

Исследователи не раз обращали внимание на основу фамилии героя «Записок сумасшедшего». Аксентий Иванович недоволен своей должностью, над ним, как над всяким сумасшедшим, довлеет одна идея - идея поиска своего неведомого «поприща». Поприщин недоволен, что им, дворянином, помыкает начальник отделения: «Он уже давно мне говорит: „Что это у тебя, братец, в голове всегда ералаш такой? Ты иной раз метаешься как угорелый, дело подчас так спутаешь, что сам сатана не разберет, в титуле поставишь маленькую букву, не выставишь ни числа, ни номера“».

Сюжет

Повесть представляет собой дневник главного героя. В начале он описывает свою жизнь и работу, а также окружающих его людей. Далее он пишет о своих чувствах к дочери директора, и вскоре после этого начинают проявляться признаки сумасшествия - он разговаривает с её собачкой Меджи, после чего заполучает письма, которые Меджи писала другой собаке. Через несколько дней он полностью отрывается от реальности - он понимает что он - король Испании. Его безумие видно даже по числам в дневнике - если начинается дневник с 3 октября, то понимание о том,что он - король Испании приходит, по его датировкам 43 апреля 2000 года. И чем дальше тем больше погружается герой вглубь своей фантазии. Он попадает в сумасшедший дом, но воспринимает это как прибытие в Испанию. В конце записи полностью теряют смысл, превращаясь в набор фраз. Последняя фраза повести: «А знаете ли, что у алжирского дея под самым носом шишка?».

В некоторых изданиях последняя фраза выглядит так: «А знаете ли, что у алжирского бея под самым носом шишка?».

История создания

Сюжет «Записок сумасшедшего» восходит к двум различным замыслам Гоголя начала 30-х годов: к «Запискам сумасшедшего музыканта», упоминаемым в известном перечне содержания «Арабесок » и к неосуществленной комедии «Владимир 3-ей степени». Из письма Гоголя Ивану Дмитриеву от 30 ноября 1832 года, а также из письма Плетнёва Жуковскому от 8 декабря 1832 года можно усмотреть, что в ту пору Гоголь был увлечён повестями Владимира Одоевского из цикла «Дом сумасшедших», вошедших позже в цикл «Русских ночей» и, действительно, посвящённых разработке темы мнимого или действительного безумия у высокоодарённых («гениальных») натур. Причастность собственных замыслов Гоголя в 1833-1834 годов к этим повестям Одоевского видна из несомненного сходства одной из них - «Импровизатора» - с «Портретом ». Из того же увлечения романтическими сюжетами Одоевского возник, очевидно, и неосуществленный замысел «Записок сумасшедшего музыканта»; непосредственно связанные с ним «Записки сумасшедшего» тем самым связаны, через «Дом сумасшедших» Одоевского, с романтической традицией повестей о художниках.

Предлагаем вам ознакомиться с одним интересным произведением русского классика, прочитать его краткое содержание. "Записки сумасшедшего" - это написанная Николаем Васильевичем Гоголем в 1834 году повесть. Она впервые вышла в сборнике "Арабески" в 1835 году. Позднее произведение было включено в другой сборник этого писателя под названием "Петербургские повести". "Записки сумасшедшего" в кратком изложении представлены в этой статье.

Аксентий Иванович Поприщин, от лица которого ведется повествование, - титулярный советник 42 лет. Свои дневниковые записи он начал около четырех месяцев назад.

Опишем теперь первые события произведения, их краткое содержание. "Записки сумасшедшего" открывает следующий эпизод. 3 октября 1833 года, в дождливый день, главный герой отправляется в старомодной шинели, припозднившись, на службу, которую не любит, в одно отделение департамента Петербурга в надежде получить от казначея немного денег наперед из жалованья. Замечает он по дороге карету, подъехавшую к магазину, из которой выходит прекрасная дочь директора департамента.

Герой подслушивает разговор между Меджи и Фиделькой

Поприщин подслушивает нечаянно разговор, произошедший между Меджи, дочкиной собачонкой, и собакой Фиделькой, которая принадлежит двум дамам, прошедшим мимо. Герой, удивляясь этому факту, отправляется вместо службы за женщинами и узнает, что те обитают в пятом этаже дома, принадлежащего Зверкову, находящегося у Кокушкина моста.

Аксентий Иванович проникает в дом директора

Продолжается краткое содержание. "Записки сумасшедшего" составляют следующие дальнейшие события. Аксентий Иванович на другой день в кабинете директора, очинивая перья, встречается случайно с его дочерью, которая его все более пленяет. Он подает девушке платок, упавший на пол. Его грезы и нескромное поведение в течение месяца относительно этой дамы становятся наконец заметны окружающим. Поприщину выговаривает даже начальник отделения. Но тот все равно тайком проникает в дом директора и, желая узнать что-нибудь о предмете своего обожания, вступает с собачонкой Меджи в разговор. Та уклоняется от него.

Аксентий Иванович проникает в дом Зверкова

Чем продолжается повествуют о следующих дальнейших событиях. Аксентий Иванович приходит в дом Зверкова, поднимается вверх на шестой (ошибка Николая Васильевича Гоголя) этаж, где Фиделька живет со своими хозяйками, и похищает ворох бумажек из ее угла. Это была, как и предполагал главный герой, переписка двух собачонок-подруг, из которой он выясняет много важного: о том, что директор департамента был награжден очередным орденом, о том, что за Софи (так зовут его дочку) ухаживает Теплов, камер-юнкер, и даже о самом Поприщине, будто бы совершенном уроде наподобие "черепахи в мешке", видя которого, девушка не в состоянии удержаться от смеха.

Переписка Меджи с Фиделькой

Записки эти, как и остальная проза Гоголя, полны различными упоминаниями случайных персонажей наподобие Боброва, который похож на аиста в своем жабо, или Лидиной, уверенной, что глаза у нее голубые, в то время как на самом деле они зеленые, или же собаки с соседнего двора по имени Трезор, которая мила сердцу Меджи. Узнает Поприщин из них, что дело у девушки с Тепловым идет явно к свадьбе.

Поприщин мнит себя испанским королем

Окончательно повреждает рассудок главного героя а также тревожные сообщения различных газет. Волнует Поприщина попытка в связи со смертью испанского короля упразднить престол. А вдруг он и есть тайный наследник, знатный человек, которого почитают и любят окружающие? Мавра, чухонка, служащая Поприщину, узнает новость первой. Этот "испанский король" после трехнедельного прогула заходит наконец к себе на службу, не встает перед директором, ставит на бумаге подпись "Фердинанд VIII", а затем пробирается в квартиру своего начальника, пытается объясниться с девушкой, при этом делая открытие, что дамы влюбляются лишь в черта.

Поприщина увозят в психиатрическую клинику

Гоголь "Записки сумасшедшего" заканчивает следующим образом. Разрешается напряженное ожидание главным героем приезда испанских депутатов их появлением. Однако весьма странной является земля, куда его отвозят. В ней обитает множество различных грандов, головы которых выбриты, им капают холодную воду на темя и бьют палками. Здесь, очевидно, правит великая инквизиция, решает Поприщин, и именно она мешает ему делать достойные его поста великие открытия. Главный герой пишет своей матушке слезное письмо с просьбой помочь, но его скудное внимание отвлекает шишка, расположенная у алжирского бея под самым носом.

Так заканчивает Гоголь "Записки сумасшедшего". По мнению психиатров и психологов, автор не ставил цели описать сумасшествие как таковое. Гоголь ("Записки сумасшедшего") анализирует состояние общества. Он лишь показал убожество духовности и нравов светской и чиновничьей среды. Настоящие записки сумасшедших людей, конечно, выглядели бы иначе, хотя писатель ярко и правдоподобно описал бред главного героя.

Характер сумасшествия чиновника, как отмечают специалисты, относится к мании величия, которая бывает при так называемой параноидной форме течения шизофрении, паранойе и сифилитическом параличе. При прогрессивном параличе и шизофрении идеи существенно беднее интеллектуально, чем при паранойе. Следовательно, бред героя носит именно параноидальный характер.

Вверх