Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи. Дефис в разных частях речи: Существительное Слитное и раздельное написание всех частей речи
Лекция: Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи
Дефисное написание слов
Пишем через дефис сложные:
С., образованные путем сложения двух основ без соедин. гл.: кресло-качалка, шкаф-купе.
С. с вице-, унтер-, лейб-, штаб-, экс- и др.: вице-мисс Мира, экс-чемпионка, унтер-лейтенант. Искл.: контр-адмирал.
С., означающие стороны света, партии, единицы измерения: юго-запад, социал-демократия, ватт-час. Искл.: трудодень.
Некоторые географические названия: Ростов-на-Дону, Сан-Марино, Санкт-Мориц.
Составные фамилии: Петров-Водкин, Складовская-Кюри.
Иностранные фамилии, первая часть которых начинается с Сен-, Сент-: Сент-Экзюпери, Сен-Луидор.
NB! Составные имена с первой частью дон- пишем через дефис только тогда, когда вторую часть имени мы отдельно не используем: Дон-Хуан, Дон-Аминадо. Но когда дон используют в значении «господин», тогда мы пишем его раздельно: дон Фернандес, дон Алварес.
Артикли и частицы в иностранных фамилиях пишем раздельно: Мария фон Трапп, ле Корбузье, Роберт де Ниро, Гарсия де Орта. (Кроме тех случаев, когда фамилии без них не используются, тогда пишем через дефис: Ван-дер-Ваальса ).
Иногда их пишем слитно: Лафонтен.
Дефисы не нужны в именах разных категорий, которые соответствуют русским имени, отчеству и фамилии: Гай Калигула.
Личные имена и фамилии, объединенные с прозвищами, пишем раздельно: Пеппи Длинный чулок.
Наименования растений: иван-чай.
П., означающие оттенок цвета: светло-фиолетовый, темно-лиловый.
П., образованные от сложных С., которые сами пишутся через дефис: северо-восточный, социал-демократический.
П., означающие качество с дополнительным оттенком: остро-кислый, смущённо-довольный.
П. с первой частью на -ико: диалектико-материалистический. Искл. слова с велико-: великокняжеский.
П., между частями которых можно поставить с. И: русско-даргинская свадьба (русская и даргинская).
Повтор слова: белый-белый, далеко-далеко, точь-в-точь. Искл.: бок о бок.
Повтор той же основы, но с разными окончаниями или приставками: раным-рано, красным-красно.
NB! Два одинаковых С. в усилительной комбинации, где одно стоит в И.п., другое в Т.п., пишем раздельно: дурак дураком, честь честью.
Если первой частью представлено Ч., написанное цифрами: 10-процентное молоко, 20-рублёвый напиток, 7-этажное здание.
Порядковые Ч., где первый элемент представлен в виде цифр: 89-миллионный, 12-тысячный.
Порядковые Ч., если они написаны цифрами с грамматическим окончанием: 7-й этаж, 80-го года.
Специальные термины и наименования, аббревиатуры, в составе которых есть буква алфавита: β-лучи.
Сложные м. и звукоподражания: кхе-кхе, вай-вай-вай, кря-кря.
Предлоги из-за, из-под, по-над, по-за.
Н. во-первых, в-третьих и т.д., а также Н., с приставками по- и суффиксами -ки, -ски, -ьи, -ому, -ему: по-французски, по-твоему, по-собачьи, по-муравьиному, по-осеннему (одета). NB! на-гора (термин шахтёров).
NB!
Различайте:
Одета
(как?) по-весеннему
(Н.).
Плыли
(по какому?) по весеннему
(П.) небу.
Сочетание двух синонимических слов: любо-дорог, шиворот-навыворот (разг.).
П. из двух или более основ с равноправным значением: санитарно-эпидемиологический, мясо-молочный.
Слитное написание слов
Сложные С., П. и Н., первой частью которых является Ч., написанное буквами: шестилетка, пятитонка, шестикратно, дявятиэтажный.
Все сложносокращенные слова: совхоз, завхоз, завуч.
С., первая часть которых - начало слова, вторая - целое слово: медбрат (медицинский брат), педколлектив (педагогический коллектив).
С., первой частью которых является агро-, авиа-, авто-, аква-, аэро-, гидро-, зоо-, кино-, контр-, макро -, метео-, микро-, мото-, псевдо-, радио-, теле-, фото-, электро-: электромобиль, мотошлем, аквамарин, кинокомедия, микроинсульт, автостоянка.
С., первая часть которых является Г. на -и: сорвиголова. NB! перекати-поле.
С., означающие жителей местности, если даже название местности пишется через дефис: Пуэрто-Рико, однако пуэрториканец.
Слова с приставками вне-, nосле-, сверх-, а-, анти-, архи-, инфра-, контр-, ультра- и др. (эти слова не являются сложными), а ещё с начальными частями пан-, квази-, псевдо-: доперестроечный, внесюжетный, аморальный, сверхчеловек, архиважный, контратака, ультрамодный, межпланетный, пананглийский, псевдоним.
С., у которых вторая часть -град, -город: Нижний Новгород, Сталинград.
С., у которых первая часть борт- или вторая часть -метр: бортпроводница, амперметр.
П., образованные от сложных С.: водопроводный, мусороуборочный.
П., образованные от с/ч, в которых слова связаны способом согласование: темнокожий (тёмная кожа).
Слова, образовавшиеся путем сложения основ: дикорастущий, тренога (соед. гласные О и Е).
NB! Следует различать Н. (вверх, вниз, вдаль, наголову, вслед) и омонимы (С. c п.). Если нет зависимых слов, это Н., если есть- С. с п.: взобраться наверх (Н.) - взобраться на верх (чего?) здания (С. с п.).
Слова с пол-, полу-
Слова с полу- всегда пишутся слитно: полуботинки, полуофициальный.
Слова с пол- пишем через дефис, если корень начинается с:
гласной: пол-абрикоса, пол-арбуза;
заглавной буквы: пол-Архангельска, пол-Дагестана;
с Л: пол-ленточки, пол-линейки.
NB! Раздельно слова с пол- пишем тогда, когда между пол- и словом есть определение: пол дедушкиного огорода, пол маленькой кружки.
В других случаях слова с пол- пишем слитно: полчаса, полкниги, полботинка.
Не нашли в этой лекции нужное? Посмотрите «Правописание служебных слов» .
| |
Тема урока: «Слитное, дефисное и раздельное написания разных частей речи»
разных частей речи.
Текст задания : слитноеписьмогосподствоваловплотьдоизобретения печатногостанкаиучреждениявовторойполовине 16векапервойкрупнойтипографиивМоскве
Слитное, дефисное и раздельное написания
разных частей речи.
Раздельное написание слов позволяет: – точно передать смысловую сторону речи, – избежать непонимания и двусмысленности, – помогает быстро и осмысленно читать текст
Слитное, дефисное и раздельное написания
разных частей речи.
Через дефис пишутся
части речи
Примеры
Из-за, из-под
а) Обозначают названия
промежуточных сторон света
Северо-восток, юго-запад
б) Обозначают одно понятие,
образованное из двух
самостоятельных слов
Диван-кровать, плащ-палатка
в) Имеют первой частью пол-, перед
гласными, прописными и л
Пол-лимона, пол-яблока,
пол-Европы
Слитное, дефисное и раздельное написания
разных частей речи.
Через дефис пишутся
части речи
Примеры
а) Обозначают оттенки цветов
Светло-зеленый, сине-зеленый
б) Могут быть заменены двумя
равноправными словами с союзом
Машинно-тракторный завод
в) Образованы от сложных
существительных, пишущихся
через дефис
Юго-западный,
северо-восточный
Слитное, дефисное и раздельное написания
разных частей речи.
Через дефис пишутся
части речи
Примеры
С суффиксами - то, -либо,
-нибудь ,приставкой кое-
Кто-то, что-либо, кое-кого,
что-нибудь
Слитное, дефисное и раздельное написания
разных частей речи.
Задание: подобрать к выделенным словам сложные прилагательные, устно объяснить их написание.
Текст задания : Настали весенние дни. В прошлогодней траве проглядывают свежие стебельки . Ветер разносит аромат разогретой земли. Раскрываются почки на березах . Кроны сосен темнеют на фоне неба . Со всех сторон слышится пение птиц.
Слитное, дефисное и раздельное написания
разных частей речи.
Задание: Распределите слова по группам, впишите их в таблицу, раскрыв скобки:
Текст задания: (Из)за, (свеже)мороженый, (кое)что, (чудо)машина, (пол)дома, кто(либо), (железно)дорожный, (пол)автобуса, (трех)ведерный, (юго)западный, (пол)России, (не)смотря на трудности, отрезал (пол)яблока, начертить (полу)круг, налила (пол)чашки, разглядеть в (полу)тьме, обойти (пол)Москвы, проехать на (везде)ходе, поставить (мыше)ловку, (древне)русская литература.
- (Пол) огурца, (пол) метра, (пол) ложки, (пол) города, (пол) Москвы, (пол) девятого, (полу) автомат.
- (Трёх) миллионный город, (7) тысячный новорождённый, (семьдесят) пятый год, (восемь) (с) половиной часов.
- (В) виду окончания рейса все повеселели; (в) след (за) тем включился граммофон; это что (то) (в) роде дневника; (на) перекор стихиям; (в) течение часа всё было тихо; (в) следствие плохой погоды мы оставались в избушке (с) верх необходимого; охотник (из) под руки смотрел волку (в) след; она заплатила ему (за) то, что он (в) продолжение часа следил за вещами; (в) связи с этой поездкой обнаружились недостатки (в) следствии, проведённом (на) кануне.
- Что (бы) мне почитать, что (бы) заснуть так (же) крепко, как и вы? (И) так, спрячься за (то) дерево во что (бы) (то) (ни) стало. (При) том заявлении есть чистые бланки, так (что) вы сможете сдать все нужные документы. Они как (будто) сговорились – прибыли в одно и то (же) время. Мы то (же) не опоздали.
- (Не) уже (ли) да (же) это тебя не остановит? Ну (ка), помогите кто (нибудь)! Как (же) ты не понимаешь, ведь они стали (бы) врагами. Я (таки) полагаю, что (кое) (с) кем неплохо (бы) поговорить. Всё (таки) что (то) его тревожит. (Кое) где остались (таки) пятна.
Задание 14. СЛИТНОЕ, РАЗДЕЛЬНОЕ И ДЕФИСНОЕ НАПИСАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ
СЛИТНО (РАЗДЕЛЬНО)
Алгоритм выполнения задания:
1) Прочитайте предложение, вдумайтесь в его смысл.
2) Определите, к какой части речи принадлежит выделенное слово.
Союзы чтобы, тоже, также, зато, притом, причём, итак, оттого пишутся слитно ; их можно заменить синонимами той же части речи.
Сходные с этими союзами по звучанию слова других частей речи что бы, то же, так же, за то, при том, при чём , и так, от того пишутся раздельно. Они состоят из двух компонентов: один из них (же, бы) можно либо убрать из предложения, либо переставить в другое место; другой компонент (то, том, чем, так, того) заменить другими словами.
Слитно пишутся производные предлоги: ВСЛЕДСТВИЕ = из-за, ВВИДУ = из-за, НАСЧЁТ = о, НАВСТРЕЧУ = к, НЕСМОТРЯ НА = вопреки.
Раздельно пишутся производные предлоги: В ТЕЧЕНИЕ = В ПРОДОЛЖЕНИЕ, В ОТЛИЧИЕ, В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, НА ПРОТЯЖЕНИИ.
Для слитного, дефисного или раздельного написания наречий применяйте соответствующие правила.
Производные предлоги | Существительные с предлогами |
|
в течениЕ Не было известий в течение года. | Как долго? (значение времени) | в течениИ (чего?) реки Смотрите в продолжениИ(чего?) серии. В (быстром) течениИ реки Смотрите в (скором) продолжениИ серии |
в продолжениЕ Она говорила в продолжение часа. |
||
в заключениЕ статьи Под конец, в итоге | Сидел в заключениИ. Сидел в (долгом) заключениИ. |
|
в отличиЕ от других (используется с от) | Разница в отличиИ жизни. Разница в (сильном) отличиИ жизни. |
|
вследствиЕ = из-за Он не пришёл вследствие болезни. Запомни: впоследствиИ - наречие | в следствие Вмешался в следствие по делу о краже. Вмешался в (новое) следствие по делу о краже. |
|
вроде =наподобие сосуд вроде колбы | Ошибка в роде существительного. |
|
насчёт =об, о Договориться насчет экскурсии. | Положить на счет в банке. Положить на (свой) счет. |
|
навстречу =к Идти навстречу другу. | Пойти на встречу с друзьями. Пойти на (долгожданную) встречу . |
|
ввиду =из-за Ввиду дождя мы не пошли в кино. | Я имел в виду завтра. (устойчивое выражение). в виде конуса в виду города (вид конуса, вид города) |
|
наречия | Существительные с предлогами |
|
подняться наверх (относятся к глаголу) | подняться на верх горы на (самый) верх горы |
|
туфли мне впору | в пору цветения - в (весеннюю) пору цветения |
|
Производные предлоги | Деепричастия с отрицанием |
|
Несмотря на дождь, выехали за город (хотя был дождь). Невзирая на непогоду, мы пошли в поход. (вопреки чему?) | Не смотря на отца, он встал из-за стола. Не взирая на меня, он вышел из комнаты. (=не глядя) |
ДЕФИСНОЕ НАПИСАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ
1. Правописание -то, -либо, -нибудь и др.
Через дефис пишутся со словами приставка кое- и суффиксы
-то, -либо, -нибудь, -таки. Например: все-таки, кое-куда, как-либо
Запомнить: как будто
2. Правописание слов с пол-, полу-.
Слова с полу- всегда пишутся слитно. Например: полусапожки, полушубок
Слова с пол- могут писаться через дефис, слитно и раздельно.
А. Через дефис пишутся слова с пол-, если корень начинается с
гласной, заглавной буквы или л.
Например: пол-лимона, пол-Москвы, пол-яблока
Б. В остальных случаях слова с пол- пишутся слитно:
полмоста, полвагона
Раздельно слова с пол- пишутся в том случае, если между пол- и словом есть определение:
пол вишневого сада, пол моего участка
3. Правописание наречий.
Через дефис пишутся следующие наречия:
а) образованные повторением одного и того же слова или одно- коренных слов: мало-помалу, много-много;
б) имеющие приставку по- и суффиксы -ому/-ему, -и: по-новому, по-зимнему, по-товарищески;
в) имеющие приставку в-/во- и суффикс -их/-ых: во-первых, в-третьих.
Внимание! Следует отличать наречия, пишущиеся через дефис, и омонимичные им части речи:
Холодно (как?) по-зимнему (наречие). Идти по (какому?) зимнему (прилагательное) снегу.
Запомнить: точь-в-точь, бок о бок.
4. Правописание сложных имен прилагательных.
Через дефис | |
1. Прилагательные, обозначающие оттенок цвета: ярко-красный. | 1. Прилагательные, образованные от |
1. Прилагательные, образовавшиеся путем сращения слов: дикорастущий. |
5. Правописание сложных имен существительных.
Через дефис | |
1. Существительные, образованные путем соединения двух равноправных слов без соединительной гласной: диван- кровать. | 1. Сложные слова, первая часть которых - начало слова, вторая - целое слово: медсестра (медицинская сестра), стенгазета (стенная газета). |
Вариант 1
.
13.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
Драматическое произведение нужно строить так, ЧТО(БЫ) смысл его возвышался над ним (НА)ПОДОБИЕ шпиля.
(НА)РЯДУ с картинами на современные темы большое место в творчестве Репина занимает историческая живопись, к которой он периодически возвращается (В)ТЕЧЕНИЕ всей своей жизни.
Блок ПРЕДПОЧЁЛ (БЫ), ЧТО(БЫ) «молчаливая, ушедшая в себя душа» поэта, для которой весь мир - «балаган», так и осталась погружённой в туманные грёзы.
(И)ТАК, баллада Пушкина исторически достоверна, (ТО)ЕСТЬ по сравнению с балладами Жуковского она более приближена к реальности.
(ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.
Тест 1. 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТОМУ(ЖЕ) мне наскучило кочевать с места на место (В)ТЕЧЕНИЕ целого года.
По некоторым мелочам, ПО(ТОМУ), например, как оба они (В) МЕСТЕ варили кофе, я мог заключить, что живут они мирно, благополучно и что они рады гостю.
Выражение лица у неё было такое, словно она готова (ТОТ)ЧАС заплакать, (НЕ)СМОТРЯ на то что новости были очень хорошие.
(В)СКОРЕ Степан привезёт почту, а ТАК(ЖЕ) продукты.
В-1. 13 СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ТЕЧЕНИЕ года в репертуар оркестра вошли русские народные песни и танцы, а ТАК(ЖЕ ) произведения современных зарубежных композиторов.
Пережёвывать пишу в клюве птицы не умеют, ЗА(ТО) некоторые способны заглатывать целиком (ПО)ИСТИНЕ гигантскую добычу.
(НА)ВСТРЕЧУ эскадре адмирала Макарова (ТАК)ЖЕ быстро двигались пограничные катера.
(ПО)ЭТОМУ поводу Роберт решил посоветоваться ТАК(ЖЕ) с тестем, человеком умным и здравым, разбиравшимся в тонкостях юриспруденции. (В)ПОСЛЕДСТВИИ студенты не раз убеждались, что профессор ТАК(ЖЕ) разборчив в людях, как и в книгах.
В-2. 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ТЕЧЕНИЕ последнего года работы было много, (ЗА)ТО теперь на город было любо-дорого посмотреть.
Некоторое время Меркулов шёл (В)СЛЕД за всеми, (ЗА)ТЕМ остановился.
Не знаю, (ОТ)ЧЕГО затихли мои товарищи, но я замолчал (ОТ)ТОГО тихого томления, которое вызвала во мне трогательная мелодия.
Присутствовали (ПРИ)ТОМ разговоре многие, но было это давно и (ПО)ЭТОМУ всеми забылось.
Дедушку (В)ТЕЧЕНИЕ всей жизни звали (ПО)ПРОСТУ Кузьмичом.
В-3. 13 . Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ДАЛИ показался катер, (ПО)ЭТОМУ встречающие начали подтягиваться к причалу.
Жара (ПО)НЕМНОГУ спадала, но (ПО)ПРЕЖНЕМУ было невыносимо душно.
КОГДА(ТО) Архип Петрович довольно хорошо понимал (ПО)ФРАНЦУЗСКИ .
(ДРЕВНЕ)ГРЕЧЕСКИЕ и (СТАРО)СЛАВЯНСКИЕ книги таят в себе ещё много загадок.
На улице было (ПО)ОСЕННЕМУ холодно, (ПО)ЭТОМУ мы все надели тёплые куртки.
В-4. 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
И ВСЁ(ТАКИ) у нас много осталось подарочной упаковки - ЧТО(БЫ) ещё такое завернуть в неё?
Во всех типографиях повторяют одно и ТО(ЖЕ): стоимость работ будет зависеть (ОТ)ТОГО , с какого носителя информации перепечатывать.
В её черных глазах светилось что-то (В)РОДЕ счастливых огоньков, которые (В)ПОСЛЕДСТВИИ не раз удивляли Сергея.
От рассказов охотников у меня текли слюнки, а ТАК(ЖЕ) поднималось чувство жалости к самому себе ЗА(ТО), что вот просидишь понапрасну весь отпуск в засаде.
В-5. 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(НЕ)СМОТРЯ на то что большинство стихотворений Жуковского являются переводными, в них мы ВСЁ(ТАКИ) видим русский пейзаж.
Я хочу поговорить с вами (НА)СЧЁТ квартиры, (В)СВЯЗИ с чем прошу вас уделить мне немного внимания.
Студент выбрал эту тему реферата, ЧТО(БЫ) лучше узнать историю музыки, и (В)ТЕЧЕНИЕ месяца изучал полученные в библиотеке книги.
ЧТО(БЫ) прогноз погоды был точным, данные о состоянии атмосферы, океана и суши получают на
метеорологических, аэрологических и радиолокационных станциях, а ТАК(ЖЕ) со спутников.
Осипу хотелось думать, что лёгкие облака плывут в ТАКИЕ(ЖЕ) счастливые земли, как и его любимый край, в который он вернулся (НА)КОНЕЦ после долгих скитаний.
В-6. 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)НАЧАЛЕ августа жара стоит нестерпимая - даже самый решительный человек не в состоянии охотиться, самая преданная собака, преувеличенно высунув язык, униженно виляет хвостом, но (В)ПЕРЁД не идёт.
Андрей Рублёв был (ПО)ИСТИНЕ выдающимся мастером древнерусской живописи, однако известно о нём немного: (ОТ)ТОГО далёкого времени сохранилась лишь миниатюра, на которой запёчатлён художник.
Тихо опустилось солнце за горы, выбросило (К)ВЕРХУ прощальный зелёный луч, и Байкал (ТОТ)ЧАС отразил в себе нежную зелень.
ЕСЛИ(БЫ) природа могла чувствовать благодарность к человеку (ЗА)ТО , что он проник в её жизнь, превознёс и воспел её, эта благодарность выпала бы на долю Пришвина.
Лермонтов, (НЕ)СМОТРЯ на мучительные сомнения, твёрдо верит в судьбу, ТАК(ЧТО ) жизнь для него не бесцельное скитание по морю житейской суеты.
В-7. 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ТЕЧЕНИЕ суток М.В.Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску и
(В)СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение.
ТО(ЖЕ) время не понимал, (ОТ)ЧЕГО дом стал таким пустынным.
Великий шёлковый путь начинался в Китае, (ЗА)ТЕМ шёл через Среднюю Азию, Персию, Ближний Восток, а (ОТ)ТУДА в Европу.
Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ
В-8. 13 . Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(ВО)ВРЕМЯ экспедиций специалисты определяют видовой состав животных и растений, а ТАК(ЖЕ) берут пробы грунта, воды и воздуха.
ЧТО(БЫ) понять, КАКИЕ(ЖЕ ) законы управляют Вселенной, люди проводят исследования в космосе.
ВРЯД(ЛИ) сегодня найдётся КАКАЯ(НИБУДЬ) отрасль промышленности, в которой так или иначе не использовалось бы дерево.
(В)ПОЛНЕ вероятно, что (В)СКОРЕ произойдёт естественное слияние кабельного телевидения с сетями Интернета.
Отец не смел спросить, в чём дело, и в ТО(ЖЕ) время не понимал, (ОТ)ЧЕГО дом стал таким пустынным.
В-9. 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)СВЯЗИ с тем, что этот поезд то(же) опаздывал, я сдал билеты в кассу.
Взлетает птица (в)высь , и я то(же) хочу взлететь.
Мой сосед говорил (в)растяжку и к тому(же) очень громко.
(В)течение нескольких минут они то(же) молчали.
(И)ТАК мне захотелось узнать эту историю до конца, что я сел поближе, ЧТО(БЫ) лучше слышать рассказчика.
В-10. 13 . Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Надо было дождаться Семёнова во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что его приезд многое решал.
Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.
Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.
(В)ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне пришлось жить в старинной подмосковной усадьбе, (ПРИ)ТОМ она не была похожа на обычные усадьбы.
(НА)ПРОТЯЖЕНИИ многих веков из леса (В)ВИДЕ брёвен вывозятся лишь стволы деревьев, а пни остаются в земле.
А19 включает местоимения, наречия, союзы, предлоги, частицы. Поэтому материал на правописание существительных и прилагательных здесь не приводится. Рассмотри примеры в таблице. Нужно знать, что есть что и что как пишется. Комментарии после таблицы научат не путать слова-омонимимы. Узнай ошибкоопасные слова.
Что как писать
Союзы
Союзные сочетания
Местоимения
Наречия
Предлоги
Частицы
Внимание:
Таблица не может вместить много материала, она содержит ограниченное количество примеров. Если не чувствуешь себя достаточно уверенно, перейди в рубрику СОС . Задай параметры: 9-11 классы/Грамматический словарь/ требуемая часть речи.
- Помни: СОС - словарь-конструктор. Он предоставляет возможности выбора: собери нужную тебе конфигурацию слов и работай с ней. СОС быстро и эффективно расширяет языковой опыт.
Не путай:
1. Союзы - местоимения с предлогами, местоимения и наречия с частицами
1) потому что - по тому что:
Она не позвонила ему, потому что они поссорились.
(значение причины, союз потому что
)
По тому вопросу, который обсуждался вчера, они никак не могли прийти к согласию.
тот в форме Д.п.)
2) поэтому - по этому:
Перед выходом из дома зазвонил телефон. Это был важный звонок, поэтому мне пришлось задержаться.
(значение следствия, союз поэтому)
По этому поводу не беспокой меня больше.
(значение указания, сущ. с предлогом и местоимение в роли определения)
3) поскольку - по скольку:
Поскольку полкласса болело, учителю пришлось отложить объяснение новой темы.
(значение причины, союз поскольку)
"По скольку раз я должна повторять одно и то же?" - сердилась мать.
(значение количества, местоимение с предлогом)
4) зато - за то:
Он говорил слишком кратко, зато ярко и артистично.
(значение противопоставления, союз зато )
Она не простила его за то, что он не помог ей.
(значение указания, местоимение то в форме В.п.)
5) также - так же:
Также тебе нужно уделять больше внимания математике.
также)
Так же , как и год назад, он усердно учился и был лучшим в классе.
(значение сопоставления, наречие так с частицей же)
6) тоже - то же:
Я тоже интересуюсь биологией.
(значение присоединения, союз тоже )
Я стараюсь делать то же , что и другие, но у меня никак не получается.
(значение указания, местоимение то и частица же )
7) чтобы - что бы:
Чтобы не заболеть, одевайся по погоде.
(значение цели, союз чтобы)
Она раздумывала, что бы надеть сегодня вечером.
(значение объекта, относительное местоимение что и частица бы, бы может быть опущено)
8) причём - при чём:
Он сделал задание быстро, причём правильно.
(союзы причём и притом синонимы, их легко взаимно заменить)
Он не понимал, при чём он, в чём его вина.
(относительное местоимение что с предлогом)
9) притом - при том:
Он стал заниматься бизнесом, притом успешно.
(союзы причём и притом синонимы, их легко заменить друг на друга)
Мать записала сына в спортивную секцию при том клубе, в котором сама занималась плаванием.
(значение указания, местоимение тот с предлогом)
10) оттого что - от того:
Она чувствовала себя счастливой, оттого что все вокруг улыбались.
(значение причины, союз оттого что)
От того дома можно пройти через двор и сократить дорогу.
(значение указания, местоимение тот с предлогом)
11) чтобы - что бы ни:
Занимайся, чтобы сдать экзамен получше.
(значение цели, союз чтобы
)
Что бы ни случилось, не унывай.
(значение условия, сочетание с относительным местоимением что бы ни )
2. Наречия - существительные с предлогами
1) сначала - с начала:
Сначала дети стеснялись, но потом освоились.
(наречие)
Сначала подумай, потом говори.
(наречие)
С начала года прошло только два месяца, а работа уже шла к завершению.
(сущ. с предлогом)
2) вдали - в дали:
Вдали виднелись огни.
(наречие)
В дали моря, у линии горизонта, показалась маленькая точка.
(сущ. с предлогом)
3) вдаль - в даль:
Поезд ушёл вдаль .
(наречие)
Она так пристально смотрела в даль , словно хотела разглядеть там что-то важное.
(сущ. с предлогом)
4) вначале - в начале:
Вначале разрешите представиться.
(наречие)
В начале осени к нам в гости приехала бабушка.
(сущ. с предлогом)
5) вконец - в конец:
(наречие)
Народу в кассу было много, и нам не оставалось ничего другого, как встать в конец длинной очереди.
(сущ. с предлогом)
6) по-летнему - по летнему:
Сестра оделась совсем по-летнему .
(наречие)
Мы гуляли по летнему лесу до вечера.
(по лесу - сущ. с предлогом, летнему
7) по-новому - по новому:
Брат хотел жить по-новому .
(наречие)
С понедельника поезда ходят по новому
расписанию.
(по расписанию - сущ. с предлогом, новому - прилагательное в роли определения)
8) по-маминому - по маминому:
Я упрямилась и не хотела делать по-маминому .
(наречие)
По маминому совету я решила поехать в лагерь.
(по совету - сущ. с предлогом, маминому - прилагательное в роли определения)
9) по-другому - по другому:
Сделай по-другому .
(наречие)
Назад он пошёл по другому
пути, который оказался короче.
(по пути - сущ. с предлогом, другому - местоимение в роли определения)
10-й класс
Слитное и дефисное написание
сложных слов разных частей речи
(По учебнику А.И. Власенкова и
Л.М. Рыбченковой
«Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи»)
Форма урока: групповая работа.
Цели:
образовательная – отработка навыка поиска закономерностей дефисного написания существительных, прилагательных, наречий и служебных частей речи;
воспитательная – выработка навыка взаимодействия в группе, воспитание такта, внимательности друг к другу;
развивающая – развивать внимание и наблюдательность, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память.
ЭТАПЫ УРОКА:
1. Установка и разделение на группы.
Учитель: У нас сегодня урок взаимообучения. Вы будете работать в группах. Каждая группа получит карточку с заданием. Вам надо выполнить задания, которые обозначены на карточке, и подготовить сообщение по данной теме. Далее представитель от группы выступает с итоговым сообщением перед классом, все остальные составляют опорный конспект, опираясь на который вы сможете дальше продолжить работу – коллективную и индивидуальную.
Класс делится на 6 групп.
Два человека (из сильных учеников) назначаются экспертами. Им представляются все задания, которые они должны будут оценить (правильность выполнения, убедительность выступления, доступность схем и т.д.).
2. Групповые задания.
Карточка № 1
1. Как пишутся слова с перечисленными частями: авиа-, авто-, агро-, библио-, био-, вело-, гео-, гидро-, графо-, зоо-, изо-, кино-, лже-, макро-, микро-, мульти-, радио-, теле-, термо-, стерео-, фоно-, фото-, экзо-, электро- ?
3. Сможете ли вы догадаться, что такое «висячий» дефис? Составьте предложение-пример.
Карточка № 2
1. Распределите слова в две колонки в зависимости от их написания (слитно/через дефис): пол(стакана), пол(литровка), полу(ночная), пол(тинник), пол(океана), пол(Киева), пол(чайной) ложки, полу(лежа), пол(одиннадцатого), пол(первого), пол(лимона), пол(игры), пол(тарелки), пол(тора), пол(тораста), в(пол)оборота, полу(оборот), в(пол)накала.
2. Есть ли исключения из этого правила?
3. Как вы думаете: пол – это какая морфема? Докажите свою точку зрения.
4. Как бы вы сформулировали тему вашего сообщения?
5. Подготовьте краткую схему – запись вашего сообщения.
Карточка № 3
1. Как вы думаете: зависит ли написание сложных слов от соединительной гласной? Понаблюдайте за словами: юго-запад, восьмигранник, сорвиголова, тысячелетие, бормашина, лесоповал, пылесос, человеко-день, диван-кровать, летчик-испытатель . Можно ли вывести какую-либо закономерность?
2. Почему слово перекати-поле пишется через дефис? Связаны ли с этим словом слова мать-и-мачеха, иван-да-марья ?
3. Как называется способ образования таких слов?
4. Как бы вы сформулировали тему вашего сообщения?
5. Подготовьте его краткое описание.
Карточка № 4
1. Почему в одних случаях пишется дефис, в других – нет: река Москва / Москва-река; озеро Ильмень / Ильмень-озеро ?
2. Почему дом-музей, сосна-великан пишутся через дефис, а слова гражданин начальник, малютка сестра, девушка горничная – без дефиса?
3. Как это правило связано с синтаксической ролью слов в предложении?
4. Как бы вы сформулировали тему вашего сообщения?
5. Подготовьте краткое описание.
Карточка № 5
1. Почему еле-еле, но бок о бок, почему точь-в-точь, но однако ж ?
2. Вы согласны с тем, что по-моему и по моему написано верно? От чего зависит написание этих слов?
3. Что общего у приставки кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь ?
4. Тоскаде. Разделите это слово на частицы. Как они будут писаться с другими словами?
5. Как бы вы сформулировали тему вашего сообщения?
6. Подготовьте его краткую запись.
Карточка № 6
1. Разбейте слова на две группы в зависимости от их написания: народно(хозяйственный), вечно(живой), вечно(зеленый), черно(белое), ослепительно(белый), иссиня (черный) .
2. Вспомните правило дефисного написания прилагательных.
3. Докажите, что оба слова написаны верно: вагоноремонтное (депо) и вагонно-паровозное (депо) .
4. Как бы вы сформулировали тему вашего сообщения?
5. Подготовьте краткую схему – запись вашего сообщения.
3. Заслушивание представителей от групп. (Некоторые сообщения можно было представить по-другому, но я записала то, что получилось у ребят, и предлагаю эти ответы в качестве варианта.)
Статья опубликована при поддержке корпорации "Профессионал", предоставляющей услуги по ремонту автомобилей. Большой опыт и высокая квалификация специалистов, а также новейшее оборудование, которым оснащены мастерские компании, – гарантия того, что кузовной ремонт автомобиля и ремонт подвески любой степени сложности будут выполнены качественно и в срок. Стоит также отметить, что любые работы, будь то восстановление кузовов автомобилей иномарок после ДТП по спецтехнологиям, включая работы с алюминиевыми рамами джипов, покраска кузова или отдельных запчастей, проведение ТО или комплексное слесарное обслуживание, будут произведены по оптимальным расценкам, а в некоторых случаях по ценам, существенно ниже рыночных, в чем можно убедиться, заглянув в прайс-лист на услуги компании на сайте 77professional.ru.
Вариант сообщения к карточке № 1.
Тема: «Слитное написание сложных существительных».
Слова с авиа-, авто-, агро-, библио-, био-, вело-, гео-, гидро-, графо-, зоо-, изо-, кино-, лже-, макро-, микро-, мульти-, радио-, теле-, термо-, стерео-, фоно-, фото-, экзо-, электро- всегда пишутся слитно. Следует различать написание «Лжедмитрий» (историческое лицо) и лже-Дмитрий (современное, написание дефисное, потому что собственное имя существительное).
«Висячий» дефис – это дефис при первых частях слов, вторая часть у которых общая. Например: На выставке представлены новинки кино-, теле- и радиоаппаратуры .
| Первая часть – заимствованная | + корень = слитно.
Вариант сообщения к карточке № 2.
Тема: «Слитное и дефисное написание слов с пол-» .
Слова с усеченным корнем пол- пишутся слитно:
1) если корень нарицательного существительного начинается на согласный, кроме л.
2) Если это полу- .
В остальных случаях пишется через дефис:
1) если корень начинается с согласного л: пол-листа;
2) корень начинается на гласную букву: пол-яблока;
3) корень имени существительного собственного: пол-Азии.
Пол чайной ложки пишется раздельно. Поллитровка – слитно.
Вариант сообщения к карточке № 3.
Тема: «Слитное и дефисное написание сложных существительных».
о, е, пишутся через дефис:
1) если обозначают промежуточные стороны света;
2) если обозначают единицы измерения.
Существительные, образованные путем сложения двух основ без соединительной гласной, пишутся через дефис: иван-да-марья, мать-и-мачеха, Ростов-на-Дону, жук-плавунец.
Существительные, образованные путем сложения двух основ при помощи соединительных гласных о, е, и, пишутся слитно. Исключение: перекати-поле, так как это – название растения.
Схема может быть представлена в виде предложения-примера:
1. Шеф-повар на юго-западе Санкт-Петербурга шел – нашел лук-порей для чудо-салата «Палочка-выручалочка» .
2. Кашевар из горицвета приготовил супоборщ .
Вариант сообщения к карточке № 4.
Тема: «Дефис при приложении».
Приложение – это имя существительное, которое играет роль определения в предложении. Если оно стоит после обозначаемого существительного (собственного или нарицательного), то отделяется дефисом: Россия-матушка, сын-подросток .
Приложение перед определяемым существительным именем собственным или такое, которое близко по значению к прилагательному, дефисом не отделяется: сестра Даша, малютка девочка, старуха горничная . Исключение: матушка-Русь .
Названия официальных лиц приложением не являются: товарищ майор .
Тема: «Дефисное написание наречий и частиц».
Наречия пишутся через дефис:
1) если повторяется основа: еле-еле; перво-наперво ; но раздельно, если в середине союз: бок о бок ;
2) при одновременном присоединении приставок в- (вы-), по - и суффиксов -ых, -их, -ому, -ему;
3) приставки кое- и суффиксы -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис. Частицы -ка, -с, -де, -то пишутся со всеми словами через дефис.
В предложении нужно различать: наречие пишется через дефис: по-моему . Если это предлог и местоимение – раздельно: по моему плану .
Вариант сообщения к карточке № 5.
Тема: «Написание сложных имен прилагательных».
1. Прилагательные, обозначающие оттенки цвета, пишутся через дефис: иссиня-черный . Исключение: стерильно белый, смертельно бледный.
2. Прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся через дефис, также пишутся через дефис.
3. Если между двумя словами можно вставить и или не только... но и, дефис обеспечен.
Прилагательные, которые образованы от словосочетаний, пишутся слитно: белоснежный (белый снег). Вечно живой и вечно молодой пишутся раздельно. Исключение: народно-хозяйственный.
4. Работа с учебником: упражнение 200 (по учебнику А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой).
Выпишите только те слова, написание которых вызывает у вас затруднение. Сверяйтесь со словарем .
Сделайте вывод: написание каких слов для вас оказалось трудным?
Составьте для проверки таких слов алгоритм действий.
5. Проверочная работа – упражнение 199.
6. Домашнее задание. Напишите грамматическую сказку о тире и дефисе для выступления перед младшими школьниками. Какую идею вы хотели донести до ребят?
НЕСКОЛЬКО РАБОТ УЧЕНИКОВ
Гриньков И.
Сказка о двух братьях-близнецах
Жил-был на свете царь Синтаксис. И была у него жена Пунктуация. Долго у них не было детей (a не было потому, что в древнем нашем языке знаков препинания не было), и вот наконец счастливый царь должен был стать отцом. В один прекрасный день у него родились сразу два сына. Бабка-повитуха, когда приняла первого младенца на руки, так сказала царю:
– Хорош, хорош! И длинный, и серьезный. Ваш сын – настоящий молодец!
Царь подумал и промолвил:
– Раз вы так сказали, то пусть его так и зовут – Тире . Отныне пусть ставят его между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи.
Второй же сын родился поменьше, да не слабее.
– А этот – крепыш-малыш, – сказала бабка-повитуха.
– Тогда пусть его зовут Дефис и ставят при приложении, которое стоит после определяемого слова – существительного нарицательного.
Бабка-повитуха очень обрадовалась такому решению царя, так как сама стала писаться через дефис. Дефис у нее был любимым приемным сынком. Она позволяла себе ставить его даже в словосочетаниях, типа Русь-матушка, и это ей сходило с рук. И ты ставь в таких словосочетаниях дефис, потому что не стоит гневить царя Синтаксиса.
Идея текста, которую я хотел донести: различительная функция тире и дефиса в синтаксисе .
Турская М.
Сказка о Тире и Дефисе
Жили-были по соседству Тире и Дефис. Жили они поначалу дружно, а потом начались между ними ссоры.
Дефиса часто вызывали на работу: то слово перенести, то при приложении постоять, то отделить приставку кое- и суффиксы -то, -либо, -нибудь, то поучаствовать в состязании двух одинаковых слов (постоять между ними, чтоб не слились они в кучу и не было драки), а по вечерам ходил Дефис к старому Писателю и стоял при -ка, -с, -де, -то, пока тот восстанавливал разговоры помещиков и их слуг для старинной рукописи.
К Тире же обращались редко, и это стало его злить. Всячески старался навредить Дефису его сосед, и вот уже гражданин начальник и тому подобное стали писать без дефиса, собственные имена отказались от Дефиса при приложении... Стал Дефис чахнуть и уменьшаться и, наверное, и вовсе бы пропал, если бы не один тайный указ Правительства. В нем разрешалось прямую речь, если говорящих было двое и более, передавать в форме диалога: без кавычек, но зато каждую реплику с новой строки и начиная с Тире. Так возгордился с тех пор Тире, что его аж раздуло. С тех пор так и повелось: тире писать длиннее, а дефис короче, но каждый на своем месте, чтоб не возникало споров.
Живут эти знаки и ныне по соседству, нельзя сказать, чтоб уж очень дружно: дети плохо знают их правила и часто то не поставят знака, то, наоборот, поставят лишний, а соседу и обидно, и завидно. Но ссорятся они редко, так как оба заняты – каждый своим делом.
Вот и ты, дружочек, хорошенечко учи эти правила, чтоб не обижать эти два знака.
Идея текста, которую я хотела донести: различительная функция тире и дефиса, необходимость тщательного изучения этих правил пунктуации .
Зайцев Д.
Сказка о находчивом мастере
Жил-был на свете на все руки мастер. Однажды король Синтаксис заказал ему украшения для своих подчиненных.
Всем были хороши его придворные (их, кстати, звали предложениями), но чего-то у них не хватало: то у одного конца и краю нет, то другой затараторит, да так быстро, что никто не может разобрать, о чем он говорит. Одно предложение крикнуть хотело, да не хватало голоса, другое – спросить, но не было подходящей интонации... Словом, нашел мастер подходящую доску и давай каждому его украшение мастерить: кому точку, кому запятую, кому знак восклицательный, кому вопросительный...
И так этот мастер увлекся своей работой, что не заметил, как волшебная доска кончилась и у него в руках осталось всего две чурочки: одна подлиннее, а вторая покороче. А тут как назло и явись король Синтаксис в его мастерскую.
– Готов ли мой заказ? – строго спросил он.
– Готов, Ваше Величество, – отвечает мастер, а сам руки с чурочками за спину прячет.
– А в руках у тебя что? – насупил брови король. – Уж не растранжирил ли ты драгоценный материал по пустякам?
Испугался мастер грозного повелителя, да тут же и нашелся:
– Это, Ваше Величество, самые ценные украшения: вот это – тире, а вот это – дефис.
– Да ведь они же одинаковы!
– Нет, Ваше Величество, они абсолютно разные. Дефис короче и украшает только слова, а тире длиннее – ему и украшать предложения.
– Надо же, а с виду совсем неприметно. Ладно, вот тебе за твою работу награда.
Забрал свой заказ король и выдал украшения своим подчиненным.
Идея текста, которую я хотел донести: необходимость правильного употребления пунктуационных знаков и их значимость для языка.
С.М. ВОВК,
пос. Софрино,
Московская обл.