Открытый урок описание памятника архитектуры. Тема урока Описание памятника культуры. Подготовка к сочинению по картинам. Урок развития речи. Описание памятника

План - конспект урока по русскому языку в 8 классе.

ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ - ОПИСАНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ПАМЯТНИКА (ХРАМ ПОКРОВА НА НЕРЛИ)

Цель: пробудить интерес к изучению архитектурных памятников и дополнительных источников по литературе, истории и МХК.

Задачи:

Формирование мыслительных приемов работы учащихся по сравнительному анализу картин «Церковь Покрова на Нерли» С.В. Герасимова и «Храм Покрова на Нерли» С.А. Баулина.;

Развитие способностей составлять собственный текст на основе увиденного, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы русского литературного языка на письме, оценивать ответы товарищей;

Воспитание интереса к живописи и к искусству в целом.

Оборудование: мультимедийный проектор, изображения храма Покрова на Нерли, карточки

Тип урока: урок обучающий сочинению.

Вид урока: урок - экскурсия.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Эпиграф

Мы пришли с тобой и замерли

И забыли все слова

Перед белым чудом на Нерли,

Перед храмом Покрова.

Что не камен, а из света весь,

Из любви, из молитв -

Вот и с вечностью сведались:

И возносит, и знобит.

Борис Чичибанин (1988г.)

Звон колоколов. Вступительное слово учителя.

Слайд 2.

Учитель: Что вы сейчас услышали?

А что означает звон колоколов?

Ребята, вы знаете какие-нибудь архитектурные исторические сооружения, может быть храмы, церкви, соборы и т.д. (ребята отвечают).

Почему вы запомнили именно их?

Посмотрите на доску, что вы видите?

Вам знакомы какие-нибудь из этих памятников архитектуры?

Вы не замечаете чего-нибудь необычного в расположении изображений на доске?

Как вы думаете, что общего у первой части изображений?

А почему я их повесила все вместе?

А вы знаете, как называется этот памятник архитектуры?

Это церковь или храм (его так тоже называют) Покрова на Нерли.

Как вы думаете, почему я ваше внимание обратила именно на этот храм?

Как вы думаете, чем мы сегодня займемся на уроке?

Чтобы вы хотели узнать об этом памятнике архитектуры?

Сейчас я вам расскажу, почему такую всемирную известность и любовь снискала скромная и простая церковь Покрова на Нерли.

Но прежде, давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число и классная работа.

Когда пишут и говорят об этом храме, обычно приводят слова Игоря Грабаря (русский и советский художник, архитектор, реставратор и критик) : «ЦерковьПокрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства». Что сделало этот храм таким знаменитым? Его история? Или, Может быть, его удивительный гармоничный облик?

Церковь Покрова на Нерли - памятник становления и расцвета Владимирского княжества при Андрее Боголюбском. Этот удивительный человек задался целью создать новую столицу Руси, подобную Киеву, и не только Киеву, но и Константинополю и Иерусалиму. Всего за 7 лет было возведено множество прекрасных храмов во Владимире, построено Боголюбово и, как венец всему, сооружен храм Покрова на Нерли. Он был построен на расстоянии версты от Боголюбовского замка, при слиянии двух рек - Нерли и Клязьмы. (показать на карте) Устье Нерли - это своеобразные речные ворота Владимирской земли на оживленном торговом пути Нерли-Клязьма-Ока-Волга. Церковь Покрова возвышается над берегом старицы Клязьмы на округлом, поросшем травой и деревьями холме. Она будто вырастает из этого холма, и невольно восхищаешься, как удачно выбрано место для постройки храма. Но это только на первый взгляд кажется, что все так просто. На самом деле, храм хранит множество секретов - и строительных, и исторических.

Слайд 3.

Учитель: Что собственно известно об этом памятнике зодчества? Скупые летописные сведения о храме не сообщают ни даты, ни даже названия церкви: «И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и створи Боголюбный храм… и постави церкви две камены». Правда, еще в одной летописи упоминается все-таки то, что храм на Нерли в честь Покрова. Некоторые сведения есть в «Житии Андрея Боголюбского». Из него следует, что храм связан с победоносным походом владимирцев на болгар и с гибелью от ран княжича Изяслава Андреевича (сына Андрея Боголюбского) в 1165 году. Удивительны и строки строительства храма. Обычно церковь строили за 3-4 сезона, но «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела», т.е. храм был возведен за один год.

Правда, есть мнение, что посвящение храма, построенного князем Андреем, могло быть связано и с другим праздником, установленным им после чуда, случившегося 1 августа 1164 года, когда во время похода на волжских болгар от образов Спаса, Владимирской Богоматери и креста, находившихся в русском войске, начали исходить огненные лучи. Именно с этим победоносным походом, успех которого обеспечила икона Владимирской Божией Матери, «Житие Андрея Боголюбского» связывает строительство церкви Покрова.

Слайд 4.

Учитель: Церковное предание гласит, что однажды, во времена осады Константинополя, его жители всю ночь слезно молились в храме, посвященном Деве Марии, и просили заступления и помощи Богоматери. И во время этой всенародной молитвы блаженный Андрей, великий православный подвижник, увидел в храме Божию Матерь, простирающую над народом Свой Покров - Мафорий.

В ту же ночь осаждавшие бежали от города. Праздник Покрова всегда выражал и до сего времени выражает веру православных людей России в то, что Богоматерь имеет об Отечестве нашем особое попечение и покрывает его своей великой милостью.

Слайд 5.

Учитель: Вглядитесь в этот белокаменный храм. Поражает ли вас что-нибудь? (учащиеся отвечают). (Гармоничный белокаменный храм органично сливается с окружающим пейзажем, оставляет ощущение движения; полный покоя и поэзии луговой простор, вольный воздух, высокое небо, пышные травы, издалека манит белый наряд древней церкви посреди древесных крон, изящество форм, грация силуэта, резная декорация.) Пропорции храма необыкновенно изящны и красивы. Часто этот храм сравнивают с образом красной девицы и называют «белой лебедью русской архитектуры». А теперь давайте посмотрим на него поближе.

Слайд 6. (все надписи на слайдах записываем, т.к. они понадобятся при написании сочинения)

Учитель: Тип храма совершенно обычен того времени (крестово-купольный, одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный, с тремя продольными и тремя поперечными нефами), он неуловимо отличается от множества других храмов. Здесь все направлено на достижение эффекта максимальной стройности и высоты.

Стены церкви слегка наклонены внутрь и этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания. Этой же цели служит большое количество бросающихся в глаза вертикальных линий: удлиненные колонки аркатурного пояса, узкие высокие окна, вытянутый барабан купола.

Полуцилиндрические апсиды, такие грузные, так сильно выступающие в постройках Юрия Долгорукого, здесь словно утоплены в тело храма.

Аркатурно-колончатый пояс, тонкие колонки которого опираются на резные кронштейны, проходит по всем фасадам и под карнизом апсид. Выше аркатурно-колончатого пояса стены украшены рельефами.

Внутреннее пространство церкви подчинено той же идее - движению ввысь. Четыре столба, на которые опираются своды, слегка суживаются к верху, зрительно увеличивая тем самым высоту храма. Высоко над головой парит полный света купол. Некогда в нем помещалось изображение Христа-Пантократора, окруженного архангелами и серафимами, а стены храма покрывал пестрый ковер фресок, которому вторил цветной майоликовый пол.

Закомары центральных прясел трех фасадов украшены рельефами с изображением святого царя-псалмопевца Давида, сидящего на троне в окружении львов и птиц, внимающих ему и олицетворяющих земные и небесные стихии. Правой рукой Давид благословляет, а левой держит Псалтирь. Изображение Давида здесь не случайно - он был примером всесильного и умного правителя и считался покровителем Владимирского княжеского дома.

В боковых закоморах расположены резные грифоны с ланями в когтях. Но они не раздирают жертву, а словно прислушиваются к голосу Давида. Скорее, это символ защиты от зла.

Ниже над окнами установлены женские маски. Возможно, они напоминают о великом почитании святым князем Божией Матери, которое он принес и на Владимирскую землю. Таких масок на фасадах храма 21.

Еще ниже, возле окон центрального прясла над порталами, представлены лежащие львы - бдительные стражи храма, символизирующие защиту от злых и враждебных сил.

Под окнами проходит аркатурный пояс, колонки которого имеют пышные лиственные капители, а консоли представлены в виде объемных резных женских и звериных масок.

«Ритм архитектурных линий Покровской церкви можно уподобить ритму песнопений. Это как бы материализовавшаяся в камне лирическая песнь Недаром древние воспринимали художественный образ архитектурного сооружения как «гласы чудные от вещей», подобные гласу труб, славящих Бога и Его святых» (В.Плугин)

Фотогалерея с музыкальным сопровождением.

Слайды 7-13

Учитель: Сейчас вы увидите фотографии храма и услышите церковный хор. Подумайте: к чему стремились создавшие храм безвестные зодчие? (Зодчие стремились передать идею превосходства духовного над материальным).

Какие чувства испытывали вы сегодня, узнав историю храма, разные версии его происхождения, увидев его в различное время года, в различное время суток? (Его история смягчает и трогает душу; овевает светлой грустью…)

Работа с картинами.

Слайд 13

Перед вами представлены две картины: «Церковь Покрова на Нерли» С.В. Герасимова и «Храм Покрова на Нерли» С.А. Баулина. Что изображено на картинах? (раздать 2 ученикам краткие сообщения о художниках, пока они готовят остальные ученики, поделенные на 2 группы, сравниваю эти две картины, выделяют, что общего в них, и чем они отличаются).

Перед вами лежит примерный план сочинения, посмотрите и скажите все ли компоненты данного плана мы разобрали. О чем мы еще не сказали? Конечно, о своих впечатлениях.

План сочинения - описания

1. Несколько слов о создателе картины/художнике/.

2. Передо мной картина…

а) краткая история создания храма…

б) описание храма…

3. Общее впечатление о картине…

!!! ПОМНИТЕ, что перед вами условная схема плана

Учимся писать заключение. Для чего написана эта картина? Какова идея картины?

Красота обыкновенной церкви является идеей (основной мыслью) этой картины. Художники нас учат видеть прекрасное в простой обстановке, в обыденных вещах, окружающих нас,радоваться жизни

Какое настроение вызывает картина?

Какое впечатление производит?

О впечатлении. Выберите эпитет:

Бодрое, великолепное, веселое, восхитительное,

дивное, доброе, прекрасное, прелес т ное, радос т ное, славное, хорошее, чудное, умиротворяющее.

Выделите главное из того, что вы увидели и услышали и на основе этого и на основе ваших впечатлений опишите Храм Покрова на Нерли.

Каким типом речи вы воспользуетесь? Возможно ли смешение типов речи?

Рефлексия. Перед вами лежат смайлики, возьмите тот, который выражает ваше впечатление и настроение от нашего сегодняшнего урока.

Домашнее задание. Написать сочинение. (слайд 14)

Урок русского языка в

8 классе на тему

«Описание с элементами повествования

памятника русской архитектуры »

Цели урока: подготовить учащихся к сочинению-описанию с элементами повествования памятника архитектуры; активизировать лексику, необходимую для описания памятника архитектуры; совершенствовать умение подбирать и использовать специальные языковые средства для сочинения в научно-популярном стиле речи; способствовать формированию интереса к русской культуре.

Оборудование: иллюстрации, фотографии, ксерокопии изображения храма Василия Блаженного; словарики-иллюстрации понятий некоторых архитектурных терминов. Мультимедийный проектор.

Подготовка к уроку:

1.Составить словарик к уроку, посмотрев в толковых словарях определения следующих слов-понятий: зодчие, храм,возводить (здание),увенчать. Записать в словарике, какая стилистическая помета дается к этим словам.

2.Индивидуальные задания: подготовить рассказ о создании храма Василия Блаженного; подготовить рассказ о композиции храма по плану его построения.

Ход урока. Слайд№1(Тема урока), №2 (Эпиграф к уроку).

Говорят, что архитектура – это застывшая музыка.

Да нет же, не застывшая! У каждого храма на Руси – своя нота.

У одного торжествующая, у другого щемящая,

у третьего пронзительная

Надо только научиться слушать эти ноты…

(Отрывок из сочинения Кати Ч. 8 класс)

Вступительное слово учителя.

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие. «Государственное правило, -говорит Карамзин, - ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному». Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». А.С. Пушкин.

Русская земля. Её история… Она осталась в рукописях, сказаниях, песнях. Существует она и в «каменных летописях», как справедливо называл создававшуюся на протяжении столетий старинную архитектуру Н.В. Гоголь.

Памятники старины – это вкусы времени, представления о прекрасном, духовные идеалы, трудолюбие, мастерство народа. Это история его страдания и мужества, закалявшегося в битвах.

Сейчас мы совершим экскурсию и уделим внимание сокровищам нашей культуры – древнерусскому зодчеству.

Каждый собор, монастырь, маленькая церквушка, даже колокольня или звоница могли бы рассказать о себе удивительные истории.

Слайд №3. (Преподобная колокольня). Например, в Суздале есть Преподобная колокольня (1813 г.) Предание повествует, что во время Отечественной войны 1812 года суздальцы дали обет: в случае изгнания войск Наполеона из России воздвигнуть в городе самую великую колокольню в честь победы русского воинства. Свое обещание суздальцы выполнили. В городе появилась Преподобная колокольня. Её высота составляет 72 метра. В общей панораме города она доминирует над всеми прочими сооружениями и выглядит очень торжественно.

Слайд №4, №5.(Покровский Монастырь). Покровский монастырь (1364 г. Суздаль) кажется величественным и строгим. Это не случайно. Василий III , делая указ на строительство собора, распорядился устроить под собором полуподвальный обширный склеп для погребения умерших знатных монахинь. И собор стал не только главным храмом монастыря, но и торжественным мавзолеем. В мрачном подцерковье за толстыми стенами нашли своё пристанище опальные царицы, княгини, боярыни. Здесь покоится дочь Ивана III и его племянница, жена Василия III , жена Ивана Грозного и другие представительницы знатных аристократических русских родов. В конце XVII века сюда была отправлена первая жена Петра I Евдокия Лопухина. Именно в старинных русских городах прочитывается наибольшее количество страниц русской истории.

Слайд №6-37. (Виртуальная экскурсия). Просмотр слайдов.

После просмотра на экране остается слайд №37.(Храм Василия Блаженного).

Сегодня на уроке мы будем готовиться к описанию памятника древнерусской архитектуры.Мы будем говорить об одном из самых величественных. Красивых и всемирно известных соборов – храме Василия Блаженного. Об этом храме известный искусствовед Михаил Владимирович Алпатов писал, что в нем русская архитектура достигла «зрелости и классического совершенства».

Знаете ли вы, где расположен храм Василия Блаженного?

Кто из Вас бывал на Красной площади и видел этот храм?

Какое впечатление произвел на вас этот храм, когда вы впервые увидели его?

Мы выяснили, что храм Василия Блаженного видели почти все, когда бывали в Москве, а кто не был, знают его, потому что не раз видели его изображение. Вы все сказали, что храм вам нравится. Действительно, он очень красив и неповторим. А теперь представьте себе такую ситуацию. Вы приехали в Москву со своим младшим братом или сестрой, которые впервые увидели этот храм. Что вы сможете рассказать об этом соборе? (Как правило, в ответ следует молчание или неуверенное называние фактов, связанных с храмом.)

Почему же вы не можете справиться с этим заданием? (Не хватает знания фактов: когда был построен храм, в честь каких событий.)

Тогда я сформулирую другое задание. У каждого из вас на столе лежит фотография храма. Кто из вас сможет описать храм? (Как правило, желающих не бывает.)

Что же мешает описать храм, изображение которого перед вашими глазами? (Не хватает слов. Для того, чтобы его описать, необходимо знание архитектурных элементов, деталей собора.)

Действительно, это задание невозможно выполнить без дополнительных сведений как о самом храме, так и о его архитектурных особенностях. А ведь может так случиться, что вы окажитесь в ситуации, когда не на уроке, а в жизни вы будете беспомощны: не сможете ответить на вопросы человека, который спросит вас об этом или любом другом храме, вам нечего будет сказать своим друзьям, родственникам, знакомым, если зайдет разговор на эту тему.

Каждый человек, живущий на своей земле, должен знать и уметь говорить о наиболее значимых явлениях родной культуры, в том числе и из области архитектуры. Литература не создается только для писателей и поэтов, живопись радует не только живописцев, архитектура существует не только для архитекторов - это наше общее наследие, наше достояние. Поэтому наша задача на уроке будет заключаться в том, чтобы обогатить себя сведениями о культурном наследии России, получить необходимые знания о храме Василия Блаженного, научиться описывать его, используя в речи специальные термины. Итогом урока будет написанное вами сочинение-описание с элементами повествования на тему «Собор Василия Блаженного – памятник русской старины». Помогут вам справиться с этой задачей ваши одноклассники, которые выступят в роли «историка» и «архитектора», а также специальные словарики с иллюстрациями тех понятий, о которых мы будем говорить на уроке (Ксерокопии словариков необходимо разложить на парты, т.к. словарь разделен на два слайда.)

Сбор фактического материала к сочинению .

Возможное содержание рассказа ученика, выступающего в качестве «историка» на уроке:

В середине XVI века сложной проблемой на Руси стали отношения с Казанским царством. Московские князья не раз предпринимали военные походы на Казань. В октябре 1552 года русские войска приступом овладели Казанью. В ознаменование этой победы на большой площади у Кремля (раньше Пожар, сейчас Красная площадь) был построен Покровский собор, названный так в честь общерусского праздника Покрова. Началом сооружения был 1555 год, а окончилось строительство в 1562 году.

Царь Иван IV , по прозвищу Грозный, пригласил талантливых русских мастеров Барму и Постника Яковлева и « и повеле им здати церкви каменнызаветныявосемь престолов».

Слайд №38. (Храм Василия Блаженного со строками Д.Кедрина). В своей известной поэме «Зодчие» Дмитрий Кедрин писал об этом событии так:

Как побил государь

Золотую Орду под Казанью,

Указал на подворье свое

Приходить мастерам.

И велел благодетель,-

Гласит летописца сказанье,-

В память оной победы

Да выстроят храм.

А писатель А.Волков рассказывает в книге «Зодчие» о строительстве храма:

Тысячи людей вовлечены были в строительство Покровского собора. Дровосеки стучали в лесах топорами, валили мачтовые сосны, огромные дубы. Углежоги выжигали уголь, и на этом угле кузнецы ковали железные полосы, скрепы, болты. Глиномесы готовили сотни тысяч кирпича, а обжигщики укладывали кирпич в печи. Плотники резали квадратные дубовые шашки для полов. Купцы доставляли луженое железо для кровель и глав. Столяры делали перегородки для иконостасов, покрывая их тончайшей узорной резьбой. Иконописцы писали иконы. Басменники, постукивая фигурными молоточками по листам золота и серебра, приготовляли драгоценные переплеты для богослужебных книг, а эти книги переписывались трудолюбивыми монахами-переписчиками в тесных кельях. И вся эта многообразная кропотливая работа сходилась в единому центру – к строительной площадке, где властвовали Барма и Постник.

По замыслу творцов храма, собор воплощал величие Ивана Грозного, победу русского воинства на Волге. Церквам, окружавшим центральную Покровскую церковь, были даны названия святых праздников, которые пришлись на период похода на Казань. Когда работа над проектом была завершена, метрополитМакарий сказал царю, что есть нарушения церковных правил: церкви должны заканчиваться куполами, а тут шатры. Барма произнес речь, что храм ставится в память русского воинства, в память великих жертв, понесенных русскими людьми. А это означает, что архитектура должна быть самобытной.

Размеры помещений внутри храма были невелики. Однако объяснялось это тем, что изначально храм не предназначался для моления, а задумывался как памятник.

Строили собор из красного кирпича, пуская пояски и карнизы из белого известнякового камня. Это выглядело очень нарядно и празднично, хотя и нарушало традиции белокаменной Москвы. Так что поначалу храм был красно-белый, и лишь в XVII веке он был раскрашен так причудливо.

    Есть ли у вас вопросы к нашему уважаемому историку?(В докладе было сказано, что храм назывался Покровским, а мы его больше знаем под другим названием.Прочему?)

Дополнения «историка ».

Иван Грозный был «на рабы свои жестокосерд вельми и на пролитие крови и на убийство дерзостен и неумолим, множество народа от мала до велика при царствии своем погуби». В Москве никто не решался перечить царю. За исключением одного человека: лишь юродивый (по-старому – блаженный) Василий, ходивший зимой и летом босиком и в рубище, не боялся царя.

Сын Ивана Грозного Федор тяжело переживал злодеяния своего отца. После смерти Василия Блаженного Федор велел похоронить его в храме. Над его могилой выросла небольшая десятая главка

Вскоре название собор Покрова на Рву или Покровский собор, данное храму Иваном Грозным, было вытеснено новым названием, которое дал храму народ – храм Василия Блаженного.

    Итак, теперь мы знаем, когда, как строился храм, почему он так назван. Можно ли уже описать храм? Каких знаний нам не хватает? (Необходимо иметь представление об основных архитектурных особенностях храма.)

    В этом нам помогут иллюстрации с изображением храма, а также план собора. Н.В. Гоголь когда-то сказал,что «архитектура – это каменная летопись мира». Давайте попробуем ее прочитать, а поможет нам в этом «архитектор».

Сообщение «архитектора» о композиции храма.

Слайд №39.(План собора). Мастера Постник и Барма, как вы слышали, получили приказ царя построить церковь, состоящую из восьми престолов, или церквей. Но мастера изменили первоначальный замысел и,как говорится в летописи, « Божьим промыслом основаша девять пределов, не яко же повелено им, но яко по Бозе разум давася им в разумении основания». Как же расположили эти церкви зодчие? Посмотрите на план собора. В центре плана (рис.№1) находится церковь Покрова. Она самая большая по размерам. По четырем сторонам света расположены четыре крупные башни (рис.2,3,4,5), которые имеют форму восьмигранника, или «восьмерика». Башни № 6,7,8,9 расположены по диагоналям. Эти башни более мелкие, четырехгранные, имеющие форму «четверика». Церковь (№10), нарушающая симметрию,- та самая церковь, которая была построена позднее на месте захоронения Василия Блаженного.

Писатель А.Волков писал о плане собора:

План собора таков. Вокруг центрального храма располагаются четыре меньших храма по четырем сторонам света: эти храмы архитекторы называют «Большой четверицей». В промежутках, по диагоналям, размещаются церкви «малой четверицы». Приходится признаться: план задуман с гениальной простотой, с полным пониманием геометрических необходимостей.

Есть ли вопросы к «архитектору»? Что непонятно в плане собора? (Что за жирная линия вокруг храма?)

Дополнение «архитектора»:

Черная линия вокруг храма – это гульбище, или галерея.

Покажите на фотографии те башни, о которых шла речь в сообщении: центральную, Покровскую башню, башни по сторонам света и диагональные башни.

В сообщении «архитектора» встретились слова: четверик, восьмерик, гульбище. Давайте обратимся к нашему словарю, ещё раз уточним эти понятия.

Словарно-стилистическая работа .

Слайд 40-41 (Словарь к уроку).

Рассмотрите иллюстрации словаря, а затем найдите восьмерики и четверики на фотографии собора

Найдите в словаре, а затем на фотографии собора гульбище, или галерею.

Обратите внимание на слово гульбище. Какие слова вы назвали бы в качестве однокоренных к данному? (Гулять, прогулка.гулянье)

Слово галерея, вытеснившее исконно русское слово гульбище, не имеет образа. Но посмотрите, какой яркий образ лежит в основе слова гульбище. Нам не нужно переводить его, хотя оно давно ушло из языка, мы зримо представляем себе место, предназначенное для прогулок.

Рассмотрите иллюстрации, данные к архитектурным терминам в словарике. Найдите эти элементы на фотографии храма. (учащиеся в течение нескольких минут работают со словарями и фотографиями собора, сопоставляя рисунки и детали собора.)

Все слова в нашем словарике представляют собой архитектурные термины. Вспомните и скажите, для какого стиля речи характерно активное употребление терминов? (Для научного стиля)

Будем ли мы пользоваться этими терминами в сочинении? (Да.)

Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что сочинение мы будем писать в научном стиле речи. Но научный стиль также имеет свои разновидности. Вспомнить эти разновидности нам поможет следующая таблица:

Слайд №42. (Научный стиль).

Научный стиль речи

Собственно научный

Научно-учебный

Научно-популярный

используется в

монографиях,

научных статьях,

диссертациях

учебниках,

учебных пособиях,

лекциях

рецензиях,

отзывах,

очерках,

школьных сочинениях

Подумайте и скажите, какая разновидность (подстиль) научного стиля речи будет характерна для вашего сочинения. (Скорее всего мы будем писать сочинение в научно-популярном подстиле).

Вспомним, что характерно для этого подстиля? (Научно-популярный подстиль близок по своим особенностям к художественному и публицистическому стилям речи. Он рассчитан на людей, которые не являются специалистами в той или иной области. Главная задача этого подстиля – занимательно рассказать о чем-то слушателям или читателям, создать своим рассказом положительный настрой. Всколыхнуть чувства, эмоции людей).

Вы правильно вспомнили все особенности этого подстиля. Но в ваших сочинениях помимо терминов встретятся и слова совершенно другого типа. Дома вам нужно было по толковому словарю уточнить значения некоторых слов и посмотреть, какая стилистическая помета дается в словаре к этим словам: зодчие, храм, возводить, увенчать. Что обозначают эти слова? (Зодчие-строители, архитекторы; храм - собор, церковь; возводить – сооружать, воздвигать, строить; увенчать – завершить, закончить.Возле этих слов указана стилистическая помета - «высокое»).

Что означает эта помета? (Помета «высокое» означает, что данное слово придает речи оттенок торжественности, приподнятости. «Высокие» слова – это разновидность книжных слов. Чаще всего используются в публицистическом стиле).

Имеем ли мы право использовать слова такого типа в своем сочинении? (Да, возможно, так как именно эти слова употребляются, когда речь идет о древнерусской архитектуре).

Давайте ещё раз посмотрим на собор Василия Блаженного. Если бы вас попросили подобрать слова, характеризующие этот храм, его облик, какие слова вы назвали бы в первую очередь? (Оригинальный, непохожий на другие; прекрасный, удивительный; уникальный, своеобразный, величественный, сказочный…)

Как вы считаете, возможно ли употребление таких слов в сочинении? (Да, возможно, так как эти слова не только характеризуют храм, но и помогают передать чувства людей, видящих эту красоту).

Верно, ваша задача заключается в том, чтобы не просто механически описать храм, а передать через слова свои чувства и настроения при виде этого величественного памятника древнерусской архитектуры. Прилагательные оценки помогут нам в этом.

Но не только этот прием вы можете использовать в описании храма. Вспомните и о других средствах художественной выразительности (метафорах, олицетворениях), возможно и они пригодятся вам в работе.

Орфографическая работа.

Слайд №43. (Орфографическая работа).

Задание: Вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания.

Искусствовед М.В. Алпатов писал о храме Василия Блаженного так: Основу построения образует стройный и вытянутый главный шатер, увенчанный небольшой главкой; он окружен четырьмя более низкими и массивными башнями с мощными главами; между ними расположены другие четыре ещё меньшие главы. Но, нарастая к центру, башни не образуют пирамиды,- если их можно уподобить голосам, составляющим подобие хора, то они не сливаются в один голос; здесь можно усматривать скорее подобие дружеской беседы, в которой каждый собеседник, прислушиваясь к другому, сохраняет свое мнение.

Слайд №44. (Проверка орфографической работы).

Какое средство художественной выразительности использовал автор, описывая храм? (Автор дает в тексте развернутое сравнение: композиция храма сравнивается с дружеской беседой, в которой слышен каждый голос).

Итак, мы с вами, во-первых, рассмотрели ряд слов терминологического характера, которые необходимы, чтобы описать памятник древнерусского зодчества; во-вторых, определили, что сочинение мы будем писать в научно-популярном подстиле, где употребление этих слов традиционно; в-третьих, выяснили, что при написании сочинения можно пользоваться «высокими» словами, необходимыми для описания памятника древнерусской архитектуры; в сочинении будут уместны также эпитеты, сравнения и другие средства художественной выразительности. Теперь нам нужно собрать рабочие материалы, для чего рассмотрим особенности храма.

Сбор рабочего материала .

Неповторимый памятник русской старины – собор Василия Блаженного - цветет, по словам А. Волкова, «как прекрасный цветок, как песня, запечатленная в камне». Давайте вместе рассмотрим «ноты» этой «песни». Мы выяснили, что центральная башня собора – Покровская. Что её отличает от остальных башен? (Она не только самая большая, но и самая высокая.)

    Что напоминает её форма? Её форма напоминает шатер.)

    Чем увенчана церковь? (Церковь увенчана куполом.)

    Какова форма купола, что она напоминает? (Форма купола напоминает луковицу.)

    Башня выглядит необычно, красиво благодаря расписным полукруглым украшениям. Вы уже знаете, что эти украшения называются кокошниками. Как вы думаете, почему они так названы? (эти украшения называются кокошниками, потому что они по форме напоминают женский головной убор – кокошник.) В русской культуре всё удивительным образом связано, даже, казалось бы, такие разные вещи, как головной убор и архитектурное украшение, для которого была была позаимствована не только форма кокошника, но и само слово.

    В этой башне три яруса. Уточните по словарю, что такое ярус? (ярус – это убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.) найдите ярусы башни на фотографии собора.

    А что представляют собой окна? (Окна узкие, щелевидные.)

    Как назывались на Руси такие окна? (окна назывались бойницами.)

    Почему эти окна так назывались? (Окна раньше служили не только для того, чтобы пропускать свет в помещение, но при необходимости из них можно было вести бой и наблюдать за врагом.) Верно, но в храмах эти узкие вытянутые окна выполняли ещё одну важную функцию - они служили для украшения собора. Посмотрите, как «вписались» бойницы в общую композицию собора, как они гармоничны и естественны на башнях.

    Рассмотрим четыре башни по сторонам света. Какова их форма? (Башни столпообразные, многоярусные.)

    Какие элементы использовались для их украшения? (Различной формы кокошники, бойницы, украшенные треугольными стрелами.)

    Знакома ли вам форма их куполов? (купола такие же как и у центральной башни – в форме луковиц.)

    Что привлекает ваше внимание в оформлении куполов? (Оформлены причудливо, у каждого свой неповторимый узор, напоминающий то чалму, то шипы.)

    Действительно, когда смотришь на купола собора, кажется, что фантазия зодчих была неисчерпаема:

Продолжение орфографической работы.

Слайд №45. (Продолжение орфографич. работы)

Трудная работа началась, когда дело дошло до сооружения глав. Башни разнились одна от другой архитектурным оформлением.Постник наше различные приемы и для отделки глав. Форма у всех одна – луковичная, но много изобретательности и неистощимой фантазии вложил гениальный зодчий в частности.Одна глава напоминала кедровую шишку из русского бора, по другой извивались причудливые зигзаги, третью покрывала чешуя, словно гигантскую рыбу, четвертая разрезалась на дольки вертикальными разрезами, а на следующей надрезы шли спиралями…

(А.Волков).

Слайд №46.(Проверка орфографич работы).

    Что венчает купола? (Кресты.)

    Теперь внимательно рассмотрим диагональные башни. Расскажите о них по тому же плану: размер, форма, украшения. (Диагональные башни самые маленькие. Так же как и башни по сторонам света, они многоярусные. Переход от одного яруса к другому осуществляется постепенно, за счет кокошников, расположенных в шахматном порядке, или «вперебежку». Украшены башни многоцветной росписью.)

    Вы правильно заметили, что кокошники и здесь украшают башни. Это был излюбленный декоративный прием строителей каменных церквей. Красота – один из главных принципов, которым следовал древний зодчий. Кокошники имели и важное конструктивное значение: их стали употреблять для перехода от нижнего восьмерика к верхнему, уменьшая таким образом объем башен. Позднее зодчие стали ставить кокошники в два ряда – то один над другим, то вперебивку.

    Рассмотрим гульбище, или галерею. Где она расположена? (Галерея окаймляет храм.) Галерея проектировалась таким образом, чтобы на нее можно было выходить и изнутри и снаружи.

    Какие архитектурные детали, уже знакомые вам, украшают галерею? (Различной формы арки, которые образуют своды.)

    Особое внимание строителями уделялось отделке порталов. Что это такое? (Портал – вход в церковь.)

    Три портала вели в храм: с севера, с запада, с юга. Мы видим на фотографии один из порталов. Опишите его. (колонны портала украшены каменным орнаментом. Венчает портал шатер, украшенный позолотой. Ко входу в портал ведет высокая лестница.)

Итак, мы рассмотрели храм, описали и центральную башню, и башни, расположенные по сторонам света и диагональные башни. Теперь нам необходимо составить план будущего сочинения.

Учитель предлагает восьмиклассникам самостоятельно составить сложный план сочинения на тему «собор Василия Блаженного – памятник русской старины», включив в него и рассказ об истории его создания и описание внешнего вида храма.

Возможный вариант плана:

Слайд №47. (Вариант плана).

    ХрамВасилия Блаженного – часть русской истории.

    Чудо русской архитектуры:

а) композиция храма;

б) центральная башня;

в) башни по сторонам света и диагональные башни;

г) галерея и порталы храма;

3. «Песня, запечатленная в камне». (Мое мнение о храме.)

Работа над текстом сочинения .

    Подумайте и скажите, о чем вы будете говорить во вступлении к сочинению? (Во вступлении мы расскажем о том, когда и как возник храм, как он стал частью русской истории.)

    Какой тип речи поможет вам выполнить эту задачу? (Основной тип речи, который будетбудет использоваться – это повествование, поскольку в этой части мы используем информацию, данную нам «историком» и «архитектором».)

    О чем вы скажете в основной части сочинения? (В основной части мы будем описывать храм, как выглядят его церкви, какова их форма, размер, чем они украшены.)

    Что будет представлять собой заключение? (заключение будет содержать вывод, итог всего сочинения.Взаключении можно сказать о своём восприятии и оценке храма.) Интересно, что храм воспринимается людьми по-разному. Исследователь Лев Любимов в своей книге «Искусство Древней Руси» приводит высказывания тех, кто видел это чудо русской архитектуры. Одни сравнивают его с колоссальным растением,другие – с группой скал, третьи – с кондитерским изделием и даже со «зданием из облаков, причудливо окрашенных солнцем». А что бы вы сказали о храме в заключении сочинения, с чем сравнили, как оценили? («Мне кажется, что храм Василия Блаженного напоминает сказочный дворец, который за одну ночь построила Василиса Премудрая из известной сказки. Я бы писала о его сказочности и удивительной красоте.» «Сегодня на уроке, внимательно рассмотрев храм и сопоставив его с планом, я впервые понял. Что храм очень гармоничен по замыслу. Я бы писал о необыкновенной гармонии собора». «Я думаю, что буду писать о русском народе, который много веков назад был способен создать такое чудо, которым мы восхищаемся и по сей день…»)

Домашнее задание: напишите сочинение-описание с элементами повествования на тему «Собор Василия Блаженного – памятник русской старины» по составленному плану, используя собранные в ходе урока материалы. Необходимо учитывать стилистические особенности научно-популярного стиля речи, в котором должно быть создано сочинение.

( Материал взят из журнала «Русский язык в школе» 2004 год №4 Л.И.Новикова.)

Урок подготовки к сочинению-описанию памятника

(по учебнику «Русский язык – 8» С. Г. Бархударова и др.)

Слайд 2

Памятник – это…

объект, составляющий часть культурного достояния страны;

произведение искусства, созданное для увековечения людей или исторических событий: скульптурная группа, статуя, бюст.

«Мне нравится, что уходим мы или приходим,

а он - всегда стоит. Под снегом, под летящими листьями, в заре, в мутном молоке зимы - всегда стоит…»

М.Цветаева о памятнике А. С. Пушкину в Москве

Слайд 3

Архитектурные термины

Архитектура, зодчество (син.) – искусство строительства, возведения зданий;

Композиция – построение памятника, соотношение его частей;

Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании его элементов;

Горельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объема;

Барельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона менее чем на половину своего объема;

Монумент – большой памятник;

Постамент – возвышение, служащее основанием памятника;

Пьедестал – подножие статуи;

Ландшафт – общий вид местности;

Слайд 4

Составьте синонимический ряд:

Скульптор - … (ваятель, зодчий, художник, автор)

Запомни!Памятник (кому? чему? – Д. п.)

Портрет (кого? – Р. п.)

Слайд 5

Работа с текстом упр. № 57(описание Триумфальной арки):

Какова тема текста?

К какому стилю он относится? Докажите.

Определите тип речи.

Кто такие галлы?

Как вы понимаете выражение «двунадесять языков»?

Что значит слово «апофеоз»?

Какому значению слова «памятник» соответствует Триумфальная арка?

АПОФЕОЗ – прославление, возвеличение, торжество, кульминация, наивысшая точка (ср. В.Верещагин «Апофеоз войны»)

Слайд 6

В. Верещагин «Апофеоз войны»

  • Слайд 7

    Работа с текстом упр. №111(описание Храма Василия Блаженного):

    Определите стиль и тип речи этого текста.

    Озаглавьте текст. Что отражено в вашем заглавии – тема или идея?

    Выделите в тексте микротемы и озаглавьте их. Что получилось?

    Сравнивая два описания архитектурных памятников (Триумфальной арки и Храма Василия Блаженного), выявите общее в их структуре и сделайте вывод об обязательных элементах, которые должны войти в описание любого памятника.

    Слайд 8

    План описания памятника архитектуры

    По какому поводу воздвигнут памятник?

    Где и когда сооружен?

    Описание памятника (общий вид и отдельные элементы).

    Описание ландшафта, в который вписан памятник.

    Впечатление, которое он производит.

    Слайд 9

    Домашнее задание ко второму уроку:

    Прочитайте фрагмент стихотворения Д. Кедрина «Зодчие» (упр. №112). Сравните этот поэтический текст с текстом, приведенным в упр. №111. В чем различие между ними (в стиле, типе речи, полноте описания, использовании средств художественной выразительности и т. д.)?

    Составьте (устно) мини-сочинение, заключающее в себе ответы на заданные вопросы.

    Подготовьтесь к словарному диктанту «Узнай слово» (по архитектурным терминам).

    Слайд 10

    Словарный диктант по архитектурным терминам

    Узнай слово по лексическому значению и запиши его:

    Искусство строительства зданий

    Узор, построенный на ритмическом чередовании его элементов

    Общий вид местности

    Скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более (менее) чем на половину своего объема

    Подножие статуи

    Возвышение, служащее основанием памятника

    Проверь себя!

    Архитектура, орнамент, ландшафт, горельеф, барельеф, пьедестал, постамент.

    Слайд 11

    Работа с текстом упр. 108(описание памятника А. С. Пушкину в Петербурге):

    К какому стилю и типу речи относится этот текст? Аргументируйте свой ответ.

    Выделите в тексте микротемы, соответствующие пунктам составленного нами плана описания памятника архитектуры.

    Какими художественными средствами пользуется автор для создания образа великого поэта? Как помогают они ярче представить себе облик А. С. Пушкина?

    Слайд 12

    Работа над текстом«Памятник Минину и Пожарскому»:

    Найдите признаки публицистического стиля в тексте.

    Выделите в тексте микротемы, соответствующие общему плану описания памятника.

    Найдите слова возвышенной лексики. Зачем автор так активно обращается к ним?

    Какие образные средства языка использованы в этом тексте?

    Можно ли понять из текста, с каким чувством автор пишет об этом памятнике? Аргументируйте свой ответ.

    Выборочное мини-изложение

    I вариант: Описание скульптуры Козьмы Минина.

    II вариант: Почему на первом рельефе Мартос

    изобразил самого себя?

    Слайд 13

    Домашнее задание:

    Опишите памятник Владимиру Красное Солнышко или Александру Невскому (на выбор), опираясь на план описания памятника архитектуры.

    Слайд 14

    Спасибо за внимание!

    Посмотреть все слайды

    Сценарный план урока «Описание памятника культуры. Подготовка к сочинению по картинам С. Баулина и С. Герасимова «Храм Покрова на Нерли»»

    Тема урока

    Описание памятника культуры. Подготовка к сочинению по картинам С. Герасимова и С. Баулина «Храм Покрова на Нерли»

    Тип урока

    Урок развития речи

    Цель урока

    Формирование коммуникативной компетенции и развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений и творческих способностей.

    Задачи урока

    1. Формировать умение находить в текстах описание, аргументировать свой выбор.

    2.Формировать умение составлять описание памятника культуры, создавать и редактировать собственные тексты с учётом требования к построению связного текста.

    3. Способствовать пробуждению стойкого интереса к истории и культуре родной земли.

    Планируемые результаты, в том числе формирование УУД

    Личностные: уважительное отношение к родному языку, родной истории.

    Метапредметные: владение навыками работы со , словарями, владение всеми видами речевой деятельности, применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения.

    Предметные: освоение базовых понятий лингвистики: типы речи, описание как тип речи, разновидности описания

    Основные понятия

    Описание памятника культуры.

    Межпредметные связи

    Изобразительное искусство, архитектура, литература.

    Учебник, репродукции картин, компьютер, мультимедийное устройство, компьютерная презентация по теме урока.

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    1.Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к

    Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число.

    У нас с вами сегодня урок развития речи.

    Учащиеся записывают дату урока.

    2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.


    Начать наш урок мне хотелось бы несколько необычно. Послушайте стихотворение.


    Древней церкви нежный силуэт
    Отразился в зеркале реки,
    И струится лучезарный свет
    Храма, что воздвигнут на Нерли.

    Белый, легкий, устремленный ввысь -
    Словно камнем обернулась песня.
    Словно лебедь, осеняет мыс
    И готов умчаться в поднебесье.

    Церковь ту построил князь Андрей,
    Праздник чтя, не думая о славе;
    Храм, пройдя века до наших дней,
    Все грустит о юном Изяславе.

    Матерь Богородица родная!
    Русь возьми под свой святой Покров -
    Пусть она живет, беды не зная,
    И минует вражеских оков.

    О каком памятнике культуры идёт речь в этом стихотворении?


    Церковь Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества, вершиной творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания. Многие художники изображали на своих полотнах этот храм. И на сегодняшнем уроке мы познакомимся с картинами русских художников С. Герасимова и С. Баулина, на которых изображена удивительная по красоте церковь.

    Слушают стихотворение.


    Ответы детей:

    В стихотворении говорится об удивительном памятнике культуры – храме Покрова на Нерли.

    3.Целеполагание

    Сформулируйте цели нашего урока.

    (самостоятельно формулируют цели урока)

    На уроке мы должны рассмотреть картины художников, сравнить их, подготовиться к сочинению - описанию по картинам.

    4. Построение проекта выхода из затруднения.

    На предыдущем уроке мы составили план описания памятника культуры. Что нужно знать и уметь, чтобы описать памятник культуры?

    Необходимо знать историю создания памятника, уметь, используя специальные слова и термины, описывать памятник культуры.

    5.Реализация построенного проекта.

    Я предлагаю вам совершить заочную экскурсию по святым местам и перенестись во Владимирскую землю. Здесь в 1165 году князь Андрей Боголюбский построил храм.

    С историей создания церкви нас познакомит Анненков Иван.


    Специально подготовленный ученик выступает с сообщением об истории создания храма.(приложение 1.)

    Ученики слушают выступление одноклассника


    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


    Перед вами две картины, на которых изображена церковь Покрова на Нерли. Одна картина художника, другая принадлежит кисти художника.

    Слово о художниках.

    Индивидуальные задания опережающего характера.

    Сообщение о художнике С. Герасимове. (приложение 2)

    Сообщение о художнике С. Баулине.

    (приложение 3)

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


    Вашему вниманию предлагается следующее задание:

    Расположите предложения так, чтобы у вас получился связный текст.

    А) Она выделяется своей ослепительной белизной.

    Б) Наше время характеризуется пристальным вниманием к памятникам архитектуры.

    В) Храм пленяет необыкновенным изяществом.

    Г) Интерьер церкви необыкновенно легок и светел.

    Д) Церковь Покрова на Нели (1165 г.) находится за городом.

    Ответ: б), д), а), в), г).


    Учащиеся выполняют задание, записывают предложения, чтобы получился связный текст.

    Самопроверка по эталону.

    Наше время характеризуется пристальным вниманием к памятникам архитектуры.

    Церковь Покрова на Нели (1165 г.) находится за городом. Она выделяется своей ослепительной белизной. Храм пленяет необыкновенным изяществом. Интерьер церкви необыкновенно легок и светел.


    8.Включение в систему знаний и повторение.

    Обратимся к упражнению 89 в учебнике.

    Ученики делятся впечатлениями об изображённом на картинах.


    9. Рефлексия.


    Наш урок подошёл к концу.

    Продолжите предложения:

    Сегодня на уроке я узнал….

    Я научился….

    На уроке мне было…


    Ученики анализируют свою , продолжив начатые предложения.

    10. Домашнее задание

    Упражнение 89. Написать сочинение по картинам художников С. Герасимова и С. Баулина в форме письма к другу.


    11. Оценки

    Большое спасибо за урок. Оценки получают - «5», Анненков Иван –«5», Анненкова Юлия – «5»



    Приложение 1

    Историческая справка о Храме Покрова на Нерли (индивидуальное опережающее задание).

    Церковь Покрова на Нерли построена князем Андреем Боголюбским за одно лето в 1165 году в период расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Этот храм стоит на небольшом холме, на приречном лугу, там, где река Нерли впадает в Клязьму, в одном километре от Боголюбова. Исторические источники связывают возведение храма с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году.

    Место для церкви - пойменный луг, указал сам князь Андрей Боголюбский. Здесь каждую весну разливалось широкое половодье, древние мастера смогли применить свой опыт и смекалку. Они заложили обычный фундамент на глубину 1,6 метров и возвели над ним укрепленный холм из глины и булыжного камня. Снаружи этот холм был облицован белокаменными плитами. Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь в быстротекущих водах, подступающих прямо к ее стенам. Когда - то здесь была пристань, где причаливали шедшие по Клязьме речные суда.

    Покров на Нерли в том виде, как мы его знаем, - лирическая поэма, обращенная к внутреннему миру человека, к его задушевным чувствам. Глядя на утонченный силуэт храма, вспоминаешь о том, что он построен в честь погибшего в лютой сечи семнадцатилетнего любимого сына Андрея Боголюбского, юного Изяслава, которого народное предание называет вишенкой, срубленной в цвету… Вероятно, поэтому светлой грустью веет от этой одиноко стоящей на берегу Нерли церкви.

    Церковь Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества, вершиной творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества.

    Конструктивно храм Покрова на Нерли чрезвычайно прост - это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырехстолпный храм. Светлый и легкий, храм Покрова на Нерли - это воплощенная победа духа над материей. Всеми доступными приемами неизвестные архитекторы постарались придать своему сооружению ощущение движения. Стены церкви слегка наклонены внутрь, и этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания; этой же цели служат большое количество бросающихся в глаза вертикальных линий (узкие высокие окна, вытянутый барабан купола, удлиненные колонки арматурного пояса).

    Стены храма белокаменная резьба.

    Глядя на это удивительное творение русских мастеров, трудно поверить, что храм только чудом спасен от гибели. В 1784 году игумен Боголюбова монастыря ходатайствовал перед епархиальными властями о разрешении разобрать храм Покрова на Нерли, чтобы использовать его материал для постройки монастырской колокольни. Владимирский Епископ такое разрешение дал. Церковь уцелела только благодаря тому, что заказчики и подрядчики не сошлись в цене.

    Храм Покрова на Нерли сохранил главное, к чему стремились создававшие его безвестные зодчие - гениально выраженную в камне идею превосходства духовного над материальным, которая является краеугольным камнем любой религии. И, вероятно, именно поэтому это выдающее произведение русских мастеров получило всемирную известность и признание, став своеобразной « » России.

    Приложение 2

    Сергей Васильевич Герасимов (1885—1964), талантливейший русский живописец, много внимания уделял пейзажам. Сергей Васильевич Герасимов родился 1885 года в Можайске. Его отец был кустарем-кожевником, но с интересом относился к искусству и поощрял стремление к живописи детей. Еще в детстве Сергей Герасимов решил, что обязательно станет художником. Путь к воплощению мечты для него начался на пятнадцатом году жизни, когда он приехал в Москву поступать в Строгановское училище на декоративное отделение.

    Его полотна украшают крупнейшие музеи и картинные галереи России.

    Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» вызывает у зрителя положительные эмоции. В душе каждого человека есть что-то святое. А созерцание величественного храма заставляет задуматься о вечных ценностях. Композиция картины Герасимова такова, что церковь показана не сама по себе, она как бы центр маленькой Вселенной, представленной удивительным русским пейзажем. Красота окружающей природы только подчеркивает изящество и изысканность храма, который является делом рук человеческих.

    Приложение 3

    Сергей Алексеевич Баулин (1904—1976) известный русский художник, его по праву считают мастером архитектурного пейзажа. Живописец на своих полотнах мастерски изображал архитектурные стили различных времен. На картине «Храм Покрова на Нерли» церковь показана крупным планом. Мы можем разглядеть мельчайшие подробности, в частности удивительно красивую резьбу, украшающую здание. Пропорции храма таковы, что он выглядит утонченным, изысканным и каким-то воздушным. Словно он не дело рук земных мастеров, а творение небес. Здание кажется живым и одухотворенным. Сама мысль о том, в какие далекие времена был создан храм, не может не восхищать наших современников. Необыкновенный талант древнерусских мастеров, наших далеких предков, неоспорим. Мы не можем не гордиться этим. И пусть всякий раз при взгляде на Церковь Покрова на Нерли в душе просыпаются чистые, искренние, возвышенные чувства. А картины известных мастеров позволяют нам насладиться созерцанием храма, даже если воочию нам его увидеть не удается.


    Урок развития речи. Описание памятника

    архитектуры

    Цель урока : совершенствовать навыки устной речи, расширение словарного запаса учеников, обучение описанию памятника архитектуры.

    Методические приемы: объяснение учителя, выразительное чтение, словарная работа, составление плана, беседа, конструирование предложений, устное сочинение.

    Примечание : если позволяет время, следует выделить на эту тему два сдвоенных урока.

    Ход урока

    I . Проверка домашнего задания

    1. Теоретические вопросы:

    Расскажите о порядке слов в предложении и его значении.

    Каковы функции порядка слов в предложении?

    Что такое логическое ударение?

    Как связаны логическое ударение и интонация?

    2. Упр. 105 - взаимопроверка; фонетический и морфологический разборы - на доске (4 человека); в это время устные задания и разбор слова по составу - «по цепочке».

    3. Словарный диктант (по упр. 107).

    II. Слово учителя

    Тему урока развития речи вы можете угадать по содержанию второй части упр. 107: описание памятника архитектуры. Мы уже делали подобную работу: вспомните описание картины Мешкова, описание Триумфальной арки. Сегодня почитаем о некоторых достопримечательностях нашей страны и подготовимся к описанию памятника архитектуры нашего города, нашего края.

    III. Работа с учебником

    1. Самостоятельная работа по упр. 108 и 109 (по вариантам).

    2. Выразительное чтение текстов упражнений, ответы на вопросы, составление плана.

    3. Словарная работа. Записать в тетради слова в рамках: постамент, пьедестал, достопримечательность, искусство, искусный.

    I V . Устное описание картины Б. В. Щербакова «Русь подмосковная» (задания упр. 110).

    Вариант выполнения задания

    Смысл названия картины Б. В. Щербакова «Русь подмосковная» в соединении исторического имени нашей страны с определением, которое обозначает самое сердце Руси. На картине типично русский пейзаж - неброский, неяркий, спокойный, дышащий умиротворением: чуть холмистый рельеф, тихая речка, куртины деревьев, лес, деревенька с церковью. Древнее название «Русь» подчеркивает неизменность, вечность, постоянство характера пейзажа, характера самой русской земли. Этот смысл усиливается инверсией (обратным порядком слов).

    V . Описание памятника архитектуры

    1. Работа с упр. 111: выразительное чтение, составление плана, определение стиля и типа речи текста.

    Примерный план:

    1. В память о взятии Казани.

    2. Невиданное сооружение.

    3. Воплощение народных представлений о красоте архитектуры.

    4. Судьба зодчих Бармы и Постника.

    Стиль текста - публицистический, тип речи - описание с элементами повествования. Тип связи предложений в последнем абзаце - цепной.

    2. Выразительное чтение фрагмента стихотворения Д. Кедрина «Зодчие» (читает учитель или заранее подготовленный ученик).

    3. Сравнение поэтического текста с описанием храма (упр. 111).

    4. Устное сообщение-рассказ о храме Василия Блаженного.

    Вариант сообщения

    Храм Василия Блаженного находится в самом центре нашей столицы. Это одно из сооружений, ограничивающих пространство Красной площади. Храм поражает своей необычностью, оригинальностью. Он похож на яркую гигантскую игрушку, собранную из разных частей чьими-то талантливыми руками.

    А создали храм русские зодчие Барма и Постник, поплатившиеся за это гениальное произведение своим зрением. По легенде, царь Иван Грозный велел ослепить зодчих, чтобы они не смогли построить что-нибудь подобное. Храм остался уникальным сооружением, которым любуются люди уже в течение четырех с половиной веков.

    Храм-памятник начал строиться в 1554 году в ознаменование великой победы: русское войско штурмом взяло Казань. Каменный собор Покрова теперь известен как храм Василия Блаженного, по имени юродивого, похороненного у стен собора.

    Восемь столпов храма окружают девятый. Каждый купол оригинален, неповторим. Центральный храм венчает шатер. Это поистине сказочно красивое здание, изумляющее своей нарядностью, неожиданностью замысла.

    Домашнее задание. Описание памятника архитектуры города (упр. 114).

  • Вверх