Позитивное мировосприятие. Как заякорить ваше позитивное восприятие себя и мира. Реакции других людей

«Успешный человек – не тот, у кого самое лучшее, а тот, кто умеет извлекать всё самое лучшее из всего, что даёт жизнь». (Автор не известен).

«Одного луча света довольно, чтоб рассеялась тьма». (Шопенгауэр).

«Кто твёрдо знает, что делать – тот приручает судьбу». (Миклухо – Маклай).

«Если человек всем доволен, он не болеет». (Роджерс)

«Счастливый человек утром идёт на работу с радостью, а вечером с радостью возвращается с неё». (Автор не известен).

Чтобы быть в гармонии с собой и с внешним миром необходимо позитивное восприятие жизни. Это означает рассматривание всех событий, происходящих в жизни, как благоприятных, то есть придерживаться совета Д. Карнеги «делайте из лимона лимонад», иметь позитивное мышление и привычку оптимиста (больше говорить о хорошем). Есть два типа людей: одни в душе носят «сундучок горьких воспоминаний», а другие - «шкатулку драгоценных мгновений» - они настроены на любовь, доброту, прощение. Этому способствует активная деятельность и образ жизни, юмор, который приносит душевный комфорт в нелегких ситуациях, полноценный сон и общение с друзьями. Поддерживать хорошее настроение помогает смена обстановки (перестановка мебели, обновление гардероба), путешествия или разнообразие маршрутов прогулок, избегание монотонности, чтение и просмотр весёлых историй, фильмов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Успешный человек – не тот, у кого самая лучшее, а тот, кто умеет извлекать всё самое лучшее из всего, что даёт жизнь». (Автор не известен).

«Одного луча света довольно, чтоб рассеялась тьма». (Шопенгауэр).

«Кто твёрдо знает, что делать – тот приручает судьбу». (Миклухо – Маклай).

«Если человек всем доволен, он не болеет». (Роджерс)

«Счастливый человек утром идёт на работу с радостью, а вечером с радостью возвращается с неё». (Автор не известен).

Чтобы быть в гармонии с собой и с внешним миром необходимо позитивное восприятие жизни. Это означает рассматривание всех событий, происходящих в жизни, как благоприятных, то есть придерживаться совета Д. Карнеги «делайте из лимона лимонад», иметь позитивное мышление и привычку оптимиста (больше говорить о хорошем). Есть два типа людей: одни в душе носят «сундучок горьких воспоминаний», а другие - «шкатулку драгоценных мгновений» - они настроены на любовь, доброту, прощение. Этому способствует активная деятельность и образ жизни, юмор, который приносит душевный комфорт в нелегких ситуациях, полноценный сон и общение с друзьями. Поддерживать хорошее настроение помогает смена обстановки (перестановка мебели, обновление гардероба), путешествия или разнообразие маршрутов прогулок, избегание монотонности, чтение и просмотр весёлых историй, фильмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование зрительных восприятий у детей первого года жизни

Исследуя зрительные ориентировочные реакции новорожденных детей,ученые установили,что уже через несколько часов после рождения у малыша можно вызвать скачкообразные или ступенчатые движения глаз в ст...

Перспективный план по формированию позитивной мотивации на здоровый образ жизни у дошкольников

Перспективный план работы по формированию позитивной мотивации на здоровый образ жизни у дошкольников....

Быть хорошим родителем – значит быть позитивным самому и научить позитивно мыслить своего ребенка

Мы сами создаем свое будущее. Будущее каждого человека – это проявление его мыслей в действительности....

Рутинная работа, напряжение от общения с большим количеством людей, скрытый стресс от зимы, «пробок» и простуды + вечное противостояние тех, у кого «стакан наполовину пуст» и тех, для кого всегда полны не только стаканы, но и другие стороны жизни — всё это может стать причиной для превращения вас в законченного пессимиста. Если присмотреться, причин для пессимизма и даже депрессии хватает: достаточно только взглянуть на нашу экономику и состояние рынка труда (но не будем вдаваться в эту тему, иначе рискуем от лайфхаков перейти к политике и экономике). Однако есть несколько способов, как настроить себя не только на «фильтрацию» негатива, но и на позитивное восприятие реальности (даже такой непростой, как наша).

В чем кроется настоящий источник оптимизма?

У каждого человека есть свой набор правил и шаблонов для интерпретации тех или иных событий, которые его касаются. Пессимистам гораздо проще найти причины для грусти, а оптимистам — отыскать поводы для радости; и в этом нет ничего странного.

Все дело в первоначальной установке, которую мы применяем даже к самым, казалось бы, элементарным вещам. Понятно, что войны, болезни или смерть не просто огорчают, но и пугают людей, заставляют их переживать не только физические, но и нравственные страдания. Однако почему-то большинство окружающих нас людей предпочитают делать трагедии из того, что они застряли в «пробке» по пути на работу, или радоваться только тогда, когда они в далеком неопределенном будущем накопят денег себе на новую машину. В итоге хроническое ощущение себя «несчастным» занимает у пессимистически настроенного человека большую часть времени.

Оптимисты создают для себя «маленькие правила», благодаря которым они эти же ситуации воспринимают иначе: «любой день, что ты на земле, а не под ней — уже повод для отличного настроения» (как в поговорке).

Создайте для себя «маленькие правила оптимизма»

Чтобы настроить себя на положительное восприятие реальности, вовсе нет нужды прибегать к успокоительным препаратам, нейростимуляторам или зацикливаться на поиске позитива во всем, что бы с вами ни происходило. Достаточно небольших правил поведения и восприятия по отношению к той или иной ситуации в вашей жизни (это — как тренировка, надо приучать себя к ним поначалу, но дальше станет легче):

1. Сядьте и напишите список своих правил

Возьмите ручку и лист бумаги (никаких компьютеров и мониторов) и запишите свои собственные «маленькие правила» в формате следующих утверждений, делящихся на 2-х типа:

  • «Я чувствую себя несчастным, когда происходит следующеее: … (и список в столбик)»
  • «Я чувствую себя счастливым, когда: … (и снова список в столбик)»

Сильно больших списков составлять не надо. Точность и полнота списка здесь менее важна, чем сами ощущения и эмоции, которые передаются через эти «маленькие правила»: важно, что первым приходит вам в голову при формировании понятия «негативная эмоция» и «позитивная эмоция».

2. Обратите внимание на полученные результаты

Составили списки? Теперь сядьте и перечитайте получившиеся результаты так, как будто это писали не вы, а посторонний человек. Какое ощущение возникает? Писал ли это пессимист или оптимист? Такому человеку просто быть счастливым или легче чувствовать себя несчастным?

Доказательством того, что подобный самоанализ работает, служит уже тот факт, что вы добрались до данного этапа. Если бы вы где-то в глубине души не чувствовали, что что-то вас не устраивает в своем отношении к жизни, то не «забрались» бы так далеко в выполнении этого упражнения.

Чаще всего окажется, что часть (или даже значительная часть) ваших ожиданий от жизни существенно занижена, потому что вы уже подсознательно готовы к тому, что ничего не получится, и чтобы не расстраиваться лишний раз, вы просто не делаете никаких шагов по направлению к тому, что вас расстраивает.

3. Переработайте ваши правила в сторону улучшения

А теперь время проявить немного творчества. Возьмите второй лист бумаги, глубоко вдохните и снова спросите себя:

  • Какие повседневные события могут доставить вам ощущения счастья?
  • Какие нестандартные события могут вас заставить вас почувствовать себя несчастным?

Сформулировать ответы на эти вопросы — важная задача. Обдумайте все возможности и дайте ответы на то, что вы хотели бы видеть в своей жизни. На первый вопрос стоит перечислить как можно больше вещей, событий и явлений. А второй список сделайте покороче: включите в него только самые серьезные и действительно грустные события.

Когда закончите составлять списки, свои «правила оптимизма» перепишите в следующем формате:

  • «Я счастлив, когда… [событие]»
  • «Я несчастен только если… [событие]»

Формулировки тут играют важную роль. В итоге у вас получится 2 листа бумаги: на одной «правила пессимиста», по которым вы живете сейчас, на другом — «правила оптимиста», по которым вы бы хотели жить и в которые хотите верить в дальнейшем.

4. А теперь сожгите старые правила

Звучит немного странно и по-детски, но простой «ритуал сожжения» ненужных более правил работает, и вот почему.

За прошедшие более чем 125 тыс лет истории человечества одним из отличительных навыков человека стало умение управляться с огнем. Огонь стал частью ритуалов, религий и обрядов — от туземных идолов и до католических церквей. Важность огня в жизни человека заложена на подсознательном уровне в поколениях людей, и сожжение — это способ перевести нечто материализованное (как слова на бумаге) в нечто нематериальное (сделать так, чтобы всё «ушло и не вернулось»). Сожгите прошлое отношение к жизни — небольшой ритуал, который послужит своего рода эмоциональной разрядкой.

5. Новые правила разместите так, чтобы они попадались вам на глаза ежедневно

Место старых правил должны занять новые. Лист с новыми правилами прикрепите рядом с вашим рабочим столом, возле компьютерного монитора или около зеркала в ванной. Сделайте так, чтобы каждый ваш день начинался с невольного прочтения этих правил, чтобы написанное вами от руки правило вы сами проговаривали / прочитывали каждый день, настраивая свой мозг на восприятие в реальности в первую очередь положительных, а не отрицательных ее сторон.

Ключ к оптимизму, более здоровому образу жизни, новым возможностям в жизни и в работе — в ваших руках, просто попробуйте!

Главное требование к восприятию - реалистичность. Адекватный человек живет не в глюках, а в реальности. С другой стороны, в любом событии есть разные стороны: приятное и нет, полезное и вредное, достойное и дурное. Позитивный взгляд на мир видит в нем все лучшее, его светлые и радостные стороны, все то, что обещает нам удачу и успех.

В одно окно смотрели двое.
Один увидел дождь и грязь,
другой – листвы зелёной вязь,
весну и небо голубое!

В одно окно смотрели двое...

Выйдя из квартиры, один огорчится тому, что стена подъезда опять расписана, а другой обрадуется, что лифт открылся по первому же нажатию кнопки. Оба этих человека живут в одном и том же мире, но каждый из них сам выбирает, что ему видеть. Позитивное мировосприятие - восприятие мира преимущественно сквозь позитивную установку, в светлых и ярких тонах, привычка замечать во всем хорошее.

Позитивное мировосприятие определяется в первую очередь убеждениями людей, совокупностью позитивных или негативных убеждений. Это убеждения людей о доброжелательности окружающих людей и мира в целом, о справедливом обустройстве мира и жизни, о месте удачи в жизни и о возможности человека контролировать жизненные события (авторской позиции). Понятно, что с этим связано и определенное представление о себе, кто я и какой я.

Позитивный образ Я. Люди с позитивным мировосприятием чаще себе нравятся: они видят в себе больше достоинств, нежели недостатков, и уверены, что окружающие о них думают также хорошо. Напротив того, невысокое о себе мнение, видение в себе преимущественно недостатков и уверенность, что окружающие не видят в нем интересного и привлекательного человека характеризует негативный образ себя.

Образ дружественного мира. Убеждение людей о доброжелательности мира и людей в своем позитивном полюсе представлен позицией «Миру можно доверять, он безопасен и доброжелателен. Люди добры и готовы прийти на помощь», в негативном полюсе - «Люди часто предают, они недружелюбны и злы. Людям доверять нельзя».

Убеждение о справедливом обустройстве мира. Те, кто кому подобные убеждения близки, полагают, что порядочных и достойных людей жизнь награждает, и непорядочных, плохих – наказывает. Те, кто не верит в справедливое обустройство мира, полагают, что жизнь о справедливости не заботится, и жизненные успехи распределяются когда случайно, а когда-то просто среди тех, кто умеет у жизни и людей урвать.

Убеждение в собственной везучести. Люди с позитивным мировосприятием чаще считают себя человеком везучим, к кому удача и судьба благосклонна. Люди с негативным мировосприятием отмечают скорее невезучесть, неудачное и неблагоприятное стечение обстоятельств.

Убеждение о возможности авторской позиции в жизни. Те, кому близка подобная позиция, уверены в своих возможностях контролировать ситуацию, добиваться своих целей и предотвращать неприятности. Напротив того, люди в позиции жертвы не верят, что в их силах чего-то уверенно добиваться, невозможно защитить себя от неудач.

К сожалению, позитивное мировосприятие не всегда достаточно реалистично. Люди с самой стойкой (и неадекватной) позитивной установкой - это лудоманы: игроки, подсевшие на игровые автоматы. Они категорически уверены, что им обязательно повезет, и на этом основании просаживают последние деньги. Такое нереалистичное мировосприятие характерно для человека-ребенка. Разумные люди пользуются позитивным мировосприятием, как любым другим инструментом: лишь там, где это уместно.

Вы должны быть участником этой группы, чтобы иметь возможность общения в ней

Людмила Буркина

С точки зрения оптимиста, все воспринимать позитивно, а с другой стороны - при нашей жизни, когда столько проблем и всяческих неприятностей - сделать это довольно сложно. Начнем с того, что все события в мире сами по себе нейтральны и не окрашены ни какими эмоциями. Это каждый человек придает им отрицательный или положительный (или оставляет нейтральный) оттенок.

Например, поскользнулся человек и упал, если это в кинокомедии, то смешно - позитивное восприятие, если это вы упали - то больно, отрицательное восприятие, а возможно вы на улице прошли мимо и особенно не обратили внимание на этот случай - нейтральное восприятие. То есть мы сами, наш мозг, дает оценку событиям. Причем чаще он, мозг, как бы без нашего участия это делает - выплескиваются эмоции. А если попробовать контролировать свои чувства - это не легко и не всегда, особенно по началу, удается. Но если стараться, то результаты точно будут. Причем самое трудное - не только внешне не высказывать отрицательные эмоции, а действительно верить, что все отлично (ну или нейтрально).

Как же при этом нам воспринимать неудачи и неприятности, которые встречаются на каждом шагу. К неудачам необходимо относится как к уроку, на пути к достижению цели. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Наполеон Хилл: " Неудачи учат нас, а не ставят перед нами заграждения... В каждом отрицательном моменте заложены семена столь же существенных положительных моментов... Всего лишь одна, но хорошая идея, подкрепленная действием, способна обратить неудачу в успех. Ваши ошибки - это не Вы".

То есть вы не прячетесь от проблем и ошибок, а учитесь и анализируете их - пытаетесь найти в них положительный момент и на нем акцентируете свое внимание. Диоген: " Никто нас не обижает, кроме нас самих", "нам наносят эмоциональную травму не окружающие нас люди, а наша реакция на их слова и действия".

Несколько слов о работе, которая иногда также доставляет нам не мало отрицательных эмоций, словами Элвуда Чепмэна: "Многие считают, что работа и удовольствие - противоположные понятия… Сосредоточьте внимание на положительных факторах труда... Выматывающая силы работа - слишком высокая цена, которую мы можем заплатить за право вести достойный себя образ жизни.

При отрицательном отношении к работе Вы трижды проигрываете: 1) работа не приносит удовольствия; 2) профессионально не растете; 3) отрицательное влияние на личную жизнь... Совместите бизнес и удовольствие! Ищите работу, которая Вам нравиться. Если такой профессии еще не существует, создайте ее".

Другими словами, в работе надо также искать положительные факторы, но если вы действительно ненавидите свою работу, то возможно надо поискать другую? И еще, никогда не уделяйте повышенного внимания тому, что люди думают о вас, как они вас оценивают. Древнеримский философ Эпиктет сказал: "Людей волнуют не сами события, а их мнение об этих событиях".

У каждого, наверное, бывают дни, когда все не так и вообще паршиво. Для этого случая можно для себя придумать формулу, которая бы помогала с этим справиться. Ог Мандино написал, что ему в этом случае помогает открыть газету на 6-й странице (в США там публикуют некрологи) и подумать, что любой из этих людей с радостью поменялся бы с ним местами, а все его неприятности - чепуха.

Мне помогает, когда я представлю, что в масштабах Земли, а еще лучше Вселенной все мои проблемы и трудности такая мелочь, что расстраиваться из-за них не стоит. Попробуйте подобрать себе то, что вам помогает. И еще несколько цитат из разных книг: "И в прошлом и в будущем нужно искать положительное - вот формула, которая поможет нам жить. Управляйте своими мыслями, контролируйте свои эмоции, сами вершите свою судьбу! Сосредотачивайте свои мысли на том, что считаете приятным и полезным, и отвлекайтесь от всего неприятного и пагубного. Настройте свой мозг на то, чего вы хотите, и отвлекайте его от того, чего не хотите. При положительном настрое всегда можно добиться успеха. Возможности человека ограничены только его желаниями, жизненным настроем....Деньги не позволяют купить положительный настрой. ...Только вы сами можете управлять жизненным настроем".

И переходим теперь к упражнениям, которые помогут нам достичь цели и стать счастливыми.

Упражнения

"Мы становимся тем, о чем больше всего думаем", сказал У. Джеймс. Так давайте думать о том, какими мы хотим стать и чего достичь. Для достижения большего эффекта надо научиться расслабляться физически - этому учат аутотренинг и другие системы. "Физическое расслабление - способствует психическому расслаблению. Расслабленное тело не может ощутить страх, раздражение, тревогу." Выберете время и место, где вас никто не потревожит - расслабьтесь и представьте себе, что цель достигнута и что вы при этом ощущаете, чем больше мелких деталей представите (цвет, запах и т.д.) тем лучше.

В книге Анатолия Бабушкина "Баня - дом здоровья" дается рекомендация - это делать в сауне или русской парилке, правда он упор делает на здоровье. Но мы попробуем совместить эти рекомендации. Итак, в сауне или в русской парилке расслабьтесь, лучше лечь, и представьте себе тот момент, когда Вы были по настоящему счастливы, возможно это первый день отпуска и вы вышли на берег моря и все здорово. Или это тот день, когда вы удачно закончили большой проект и т.д.

Когда вы это представили (именно то ощущение счастья - Верещагин называет это "эталонным" состоянием), теперь в этом состоянии представьте, что вы достигли вашей цели и как вам хорошо. Чем чаще вы это упражнение делаете, тем лучше. Как говорит Колин Тернер: "Вложите в себя один процент вашего времени в день, и вы получите остальные девяносто девять процентов в виде прибыли".

А вот что о расслаблении говорит Ульям Джемс (1899 г.) - "Заповеди расслабления" - "Когда решение принято и необходимо приступить к исполнению, отбросьте всякую ответственность за исход дела - т. е. растормозите свой интеллектуальный и практический механизмы, позвольте им действовать свободно и непринужденно, и они послужат вам вдвойне".

В качестве упражнений могут служит и следующие рекомендации из книг: "Расслабьтесь - Механизм Успеха работает на вас... Каждое утро выходите из дома с таким чувством, как будто ВЫ - самый счастливый человек... Любите себя... Проверьте и заново оцените свои убеждения. Верьте в себя....Учитесь слушать себя - подумайте в тишине и уединении - расслабление... Сделайте успех привычкой!... Быть самим собой и делать то, что вы действительно любите... Как только вы поймете, что вы можете достигнуть успеха, вы достигнете его... Надо воспитывать "привычку к успеху". Успех способствует успеху. Воссоздайте "чувство успеха" по памяти (какой-то эпизод)... Действуйте всегда - понемногу, но каждый день...".

Вот еще одна очень полезная рекомендация: " Если в попытке ничего не теряется, а в случае успеха можно приобрести многое, обязательно попытайтесь!" Со временем мы становимся все более ленивы и нам иногда лень заставить себя кому-то позвонить или куда-то сходить, а согласно выше приведенной цитате - надо обязательно пробовать, в случае неудачи вы теряете сколько-то времени, а в случае удачи...

Теперь "упражнения" по отношению к другим людям: "Чем больше вы делитесь, тем больше будете иметь... Чтобы стать счастливыми, делайте счастливыми других людей!... Начните улыбаться сами себе, начните улыбаться всему миру! Стремитесь отыскать хорошее в других и учитесь любить людей... Радостью всегда нужно делиться!... Простите себя и других, не судите людей. Старайтесь понять других людей. Делайте комплементы. Другие люди видят мир не так, как вы. Развивайте в себе состояние радости и счастья: а) почувствуйте себя счастливым. б) делитесь своим счастьем с другими".

И помните, что " успех и слава приходят к тем, кто вырабатывает в себе страстное желание достичь цели", а "слабое желание дает, слабые результаты".

Ну, и некоторые азбучные истины, о которых мы часто забываем: "Умейте раскаиваться и признавать свою неправоту... Вносите коррективы в свои действия... Уверенность в себе - первый секрет успеха... Настойчивость - это важный фактор превращения желания в материальный эквивалент.

И все-таки я верю, что: "Похоже, существует прямая зависимость между ожиданиями людей и тем, что происходит в действительности".

Не знаю, удалось мне передать вам настрой, который возникает после прочтения книг. Но для закрепления этого настроя, с помощью опять же цитат, повторю основные идеи. Итак, главное, что "Воображение - это мастерская вашего разума, которой под силу трансформировать его энергию в благосостояние и успех."

А для того чтобы это произошло необходимо соблюдать следующие принципы (Наполеон Хилл):

1. Позитивное мировосприятие

2. Определенность цели

3. Готовность пройти лишнюю милю

4. Быть приятной в общении личностью

5. Энтузиазм

6. Извлекать уроки из поражений

7. Применять творческое видение.

Максуэл Мольц говорит, что условия успеха:

1. Конкретная цель

2. Умейте смотреть правде в глаза, не обманывайте себя. Признавайте свои ошибки и промахи, но не зацикливайтесь на них.

3. Будьте смелы, решая свои проблемы, умейте рисковать.

4. Доброта к людям и высокое самоуважение

5 - Я - это Я, остальное не имеет значение (Я - уже личность)."

Тернер Колин повторяет: "Укрепляйте уверенность в себе:

А) основная цель - быть счастливым

Б) воображение - каким буду

В) вспоминать положительный опыт

Г) подниматься над негативными чувствами

Д) верьте в себя активно, а не пассивно.".

И при этом надо помнить: "Жить одним днем, но видеть впереди цель - формула успеха. Или вперед или назад - среднего нет. Ты можешь сделать это, если веришь, что можешь! Победа дается дюймами, а не милями."

Счастья Вам и успехов!

Я концепция - чувство собственной идентичности.

Самооценка - общая оценка человеком своей компетентности и ценности.

Я концепция и самооценка - вот два вида восприятия себя, которые в огромной степени воздействуют на то, как мы общаемся.

Я концепция - это чувство собственной идентичности. Это мысль или мысленный образ, которые у вас сложились о ваших навыках, способностях, знаниях, компетентности и индивидуальности. Самооценка - это ваша общая оценка своей компетентности и ценности.

Формирование и поддержание я концепции

Как вы узнаете, что в действительности представляют собой ваши навыки, способности, знания, компетентность и личность? Наша я концепция основана на отдельных интерпретациях себя, данных нами, исходя из нашего опыта и реакций других людей.

Восприятие себя

Мы формируем впечатление о себе, основанное на нашем собственном восприятии. Основываясь на собственном опыте, мы развиваем наше собственное восприятие своих навыков, способностей, знаний, компетентности и индивидуальности. Например, если вы считаете, что легко завязываете беседу с незнакомыми людьми и вам нравится непринужденно беседовать с ними, то можете сделать заключение, что вы необыкновенно дружелюбны.

Мы подчеркиваем огромную роль первого опыта как специфического феномена. Например, кто то, отвергнутый при первой же попытке назначить свидание, может воспринимать себя непривлекательным для противоположного пола. Если последующие опыты привели к аналогичным результатам, первоначальное восприятие закрепляется. Даже если первый опыт не повторится немедленно, вероятно, может потребоваться еще не одна успешная попытка, чтобы изменить первоначальное восприятие.

Когда мы получили положительный опыт, возникает высокая вероятность поверить, что мы обладаем теми личными качествами, которые у нас ассоциируются с этим опытом, и эти характеристики становятся частью нашего общего представления о себе. Так, если Соня быстро отлаживает компьютерные программы, с которыми безуспешно борется Джекки, она, наиболее вероятно, будет считать себя «компетентно решающей проблемы» в своей я концепции. Ее положительный опыт подтверждает, что она обладает определенными навыками, следовательно, эта характеристика получает подкрепление как часть ее я концепции.

Реакции других людей

В дополнение к нашему восприятию себя наша я концепция формируется и поддерживается тем, как на нас реагируют другие люди. Например, если в ходе «мозгового штурма» один из сотрудников сказал: «Вы мыслите действительно творчески», - вы можете решить, что эти слова как нельзя лучше подходят к вашему имиджу. Такие комментарии имеют особенную власть, воздействуя на восприятие себя, если вы уважаете человека, сделавшего вам комплимент. Эти замечания более действенны, если сделаны сразу после вызвавшего их факта. Вы используете высказывания других людей как подтверждение вашего мнения о себе. Они могут подтверждать, укреплять или изменять наше восприятие того, кем и чем мы являемся.

Некоторые люди имеют очень детальную я концепцию, они могут описать большое количество навыков, способностей, знаний по многим вопросам и личных качеств, которыми они обладают. Чем богаче наша я концепция, тем лучше мы знаем и понимаем, кто мы такие, и тем лучше мы можем справиться с трудностями, возникающими при взаимодействии с людьми.

Наша я концепция начинает формироваться на ранних стадиях жизни, и информация, которую мы получаем от своей семьи, изменяет нашу я концепцию. Члены семьи должны чувствовать ответственность за развитие на основе их слов и поступков правильной и сильной я концепции у других членов семьи.

Например, когда мама говорит: «Роберто, твоя комната выглядит чисто убранной. Ты очень организованный мальчик» , или брат замечает: «Киша, дав взаймы Томике пять долларов, ты действительно выручила ее. Ты очень великодушна» , - это поможет Роберто или Кише осознать важную часть своей индивидуальности.

К сожалению, во многих семьях их члены наносят вред я образу других, особенно развитию я концепции у детей. Очень вредно обвинять, давать клички и постоянно обращать внимание на недостатки других. Когда отец кричит: «Терри, ты так глуп! Если бы ты только немного подумал, этого бы не случилось» , он разрушает веру сына в свои умственные способности. Когда старшая сестра дразнит: «Эй, Дамбо, сколько раз тебе говорить, ты слишком неуклюжа, чтобы быть балериной» , она разрушает в сестре восприятие грациозности.

Развитие и поддержание самооценки

Вспомните, что самооценка, или наша общая оценка своей компетентности и личных достоинств, - это наша положительная или отрицательная оценка я концепции. Заметьте для себя, что иметь высокую самооценку - это не то же самое, что чувствовать себя в полном порядке, нужно еще иметь на это основания. Наша оценка личных достоинств основана на наших ценностях и все время совершенствуется в результате опыта. С точки зрения Мрука, самооценка - это не только то, как хорошо или плохо вы что то делаете (я концепция), но и то, какое значение мы сами придаем своим действиям или как оцениваем, хорошо мы что то делаем или плохо.

Например, частью я концепции Фреда является уверенность, что он физически силен. Но если Фред не считает физическую силу или другие качества, которыми он обладает, достойными внимания, в этом случае он не будет иметь высокую самооценку. Мрук считает, что высокую самооценку определяют восприятие имеющихся качеств и уверенность в том, что эти качества имеют ценность.

Когда мы успешно используем наши навыки, способности, знания или личные качества в стремлении стать достойным человеком, мы повышаем самооценку. Когда мы не можем использовать наши навыки, способности, знания, компетентность или личные качества или когда мы используем их для достижения неблаговидных целей, мы снижаем самооценку.

Правильность я концепции и самооценки

Правильность нашей я концепции и самооценки зависит от точности собственного восприятия и от того, как мы реагируем на восприятие нас другими.

Все мы переживали успех и неудачи и все мы слышали комплименты и критику в свой адрес. Если мы придаем чрезмерно большое значение успешному опыту и положительным результатам, наша я концепция может гипертрофироваться, и самооценка подвергнется инфляции. Если же мы, тем не менее, принимаем неудачи близко к сердцу и низко оцениваем наши успехи или если мы долго помним полученные критические замечания, наш образ себя может быть не сформирован и наша самооценка занижена. Ни в том ни в другом случае наши я концепция и самооценка не будут точно отражать, кем мы являемся.

Неконгруэнтность - разрыв между не правильным восприятием себя и реальностью.

Неконгруэнтность - это разрыв между неправильным восприятием себя и реальностью. Это становится проблемой, поскольку наше восприятие себя, вероятно, сильнее воздействует на наше поведение, чем наши реальные способности.

Например, Шон может на самом деле обладать всеми навыками, способностями, знаниями, компетентностью и личными качествами, чтобы стать успешным лидером, но если он не считает, что обладает этими качествами, он и шагу не сделает, когда появится необходимость в руководителе. К сожалению, отдельные личности склонны подкреплять свое восприятие себя, изменяя свое поведение в соответствии со своей я концепцией. Таким образом, люди с высокой самооценкой склонны вести себя, демонстрируя большую уверенность, тогда как люди с низкой самооценкой склонны вести себя, всячески подтверждая низкую самооценку, во власти которой они находятся. Неточность искаженного образа себя усиливается посредством самоисполняющихся пророчеств и через фильтрацию сообщений.

Самоисполняющиеся пророчества

Самоисполняющиеся пророчества - это события, которые происходят в результате собственных или чужих предсказаний, ожиданий или разговоров.

Самоисполняющиеся пророчества - это те прогнозы, которые вы делаете о себе. Мы часто предрекаем себе успех или неудачу. Например, Стефан видит себя легко входящим в контакт и способным без усилий узнавать людей, и он говорит: «Сегодня я собираюсь развлечься на вечеринке» . В результате своего положительного самосознания он ожидает встретить новых людей, завязать несколько новых знакомств и развлечься. В противоположность ему Артур видит себя лишенным навыков к созданию новых отношений, и он говорит: «Сомневаюсь, что я кого нибудь тут знаю. Мне предстоит совершенно отвратительный вечер» . Поскольку он боится знакомиться с новыми людьми, он чувствует себя неловко, когда его представляют кому то, и, как он и предсказывал, проводит время, одиноко стоя у стены и мечтая о том, когда он сможет уйти.

Самооценка оказывает важное воздействие на предсказания, которые делают люди. Например, люди с положительной самооценкой оценивают успех позитивно и уверенно предсказывают, что они могут его повторить. Люди с низкой самооценкой приписывают свой успех удачному случаю и предсказывают, что они не смогут повторить его.

Предсказания других также могут воздействовать на ваши действия. Например, когда преподаватели ведут себя так, как если бы их студенты были способными, последние «покупаются» на ожидания и преуспевают. Таким же образом, когда профессора ведут себя так, как если бы их студенты были бездарными, последние могут «опуститься» до навязанного им предсказания. Таким образом, когда мы говорим с другими, у нас появляется возможность влиять на их будущее поведение.

Фильтрация сообщений

Наше восприятие себя также может быть искажено, когда мы фильтруем сказанное другими. Даже если мы «слышим» сообщения правильно (то есть наши уши получают сообщения, а наш мозг записывает их), мы не воспринимаем их одинаково. Например, вы составили план занятий для вашей студенческой группы. Кто то говорит, что вы хороший организатор. Вы можете не услышать этот комментарий, можете проигнорировать его или ответить: «Любойможет это сделать - здесь нет ничего сложного» . Если вы действительно считаете себя хорошим организатором, вы обратите внимание на комплимент и можете даже усилить его, бросив реплику вроде «Благодарю, я много работал, готовясь к занятиям, но это окупилось. Решение само шло в руки».

Изменение я концепции и самооценки

Я концепция и самооценка - устойчивые характеристики, но они могут изменяться. В своем анализе некоторых других исследований Кристофер Мрук обнаружил, что самооценка может возрастать. Он сообщает: «В конечном счете самооценка возрастает в результате тяжелой работы и практики, практики, практики - это неотвратимый экзистенциальный факт».

Представление себя

Роль - это паттерн приобретенных форм поведения людей, используемый для достижения ожидаемых целей в определенной ситуации.

Мы также представляем другим наш я образ и самооценку через различные роли, которые мы исполняем. Роль - это паттерн приобретенных форм поведения людей, используемый для достижения ожидаемых целей в определенной ситуации. Например, в течение дня вы можете исполнять роли «студента», «брата или сестры» и «продавца».

Роли, которые мы исполняем, могут определяться нашими собственными нуждами, отношениями, которые мы создаем, культурными ожиданиями, влияющими на нас, выбором групп, членами которых мы хотели бы стать, и нашими собственными сознательными решениями. Например, если вы были старшим ребенком в большой семье, ваши родители могли поручить вам роль старшего брата, что наделяло вас функциями поддержания дисциплины, присмотра за братьями и сестрами или хозяйственными функциями, в зависимости от того, как они представляли себе семейные отношения. Или если ваши ровесники видят в вас «шута», вы можете продолжать играть эту роль, смеясь и рассказывая веселые истории, даже ощущая на самом деле, что эту роль вам навязали и она вам приносит только вред. Каждый из нас исполняет множество ролей ежедневно, и мы находим в себе различные навыки и свойства для исполнения этих ролей. В каждой новой ситуации мы можем попробовать знакомую нам роль или попытаться сыграть новую.

Я концепция, самооценка и коммуникация

Наши я концепция и самооценка влияют на правильность понимания себя. Они также влияют на наше общение, помогая преодолеть наши внутренние противоречия и влияя на стиль общения.

Восприятие себя снижает конкуренцию внутренних сообщений

Когда мы должны принять решение, мы можем особенно ясно ощутить различные и часто взаимоисключающие «голоса» в нашей голове. Послушайте монолог Кори по возвращении его с интервью при приеме на работу.

Кори: Полагаю, что я произвел очень хорошее впечатление на заместителя директора по кадрам, - я так думаю, потому что она долго разговаривала со мной. Ну, она поговорила со мной, но может быть, она только хотела быть любезной. Все таки это ее работа. Нет, тогда бы она не стала тратить на меня столько времени. И она просто засияла, когда я рассказал ей о моей учебе в интернатуре при Федерации. Да, она сказала, что заинтересована опытом, полученным мной в интернатуре. Говоря об этом, она дала мне понять, что это может повлиять на ее отношение ко мне как к будущему работнику.

Если Кори уверен в себе, он, возможно, сделает заключение, что интервью было искренним, и будет спокоен относительно него. Но если он считает себя не достойным и думает, что не обладает необходимыми навыками и способностями для хорошего исполнения работы, то, вероятно, будет больше «прислушиваться» к своим негативным оценкам ситуации и сделает заключение, что не имеет шанса получить эту работу.

Восприятие себя влияет на то, как мы говорим о себе с другими

Если мы высоко оцениваем себя, мы, скорее всего, общаемся уверенно. Например, люди с сильной я концепцией и высокой самооценкой обычно побуждают других верить в свой успех. Подобно этому люди со здоровым восприятием себя склонны защищать свою точку зрения даже под натиском контраргументов. Если мы низко оцениваем себя, мы, как правило, общаемся неуверенно, занижая свои достижения.

Почему некоторые люди принижают себя, невзирая на свои достижения? Люди, которые имеют низкую самооценку, вероятно, не уверены в ценности своего вклада и ожидают от других негативной оценки. В результате, может быть, люди с низкой я концепцией или низкой самооценкой находят менее болезненным принизить себя сами, чем слышать критику от других. Чтобы предвосхитить вероятное обсуждение другими их неудач, они делают это первыми.

Культурные и гендерные различия

Культура влияет на восприятие и воздействует на представление людей о себе. Большинство американских граждан придерживается так называемой «западной точки зрения на самих себя». Они говорят, что личность - это независимое существо с определенными способностями, чертами, мотивами и ценностями и что все эти факторы определяют поведение. Более того, люди с этой западной точкой зрения рассматривают личность как основную социальную единицу. В западной культуре позитивная я концепция и самооценка построены на таких ценностях, как независимость, а также раскрытие и выражение уникальности каждого человека.

До сих пор люди разных культур используют различные ценности для построения позитивных я концепции и самооценки. Во многих восточных культурах семья, а не личность является наименьшей социальной единицей. Такие культуры не принимают и не ценят независимость, скорее ценится взаимозависимость между людьми. Уверенный в себе индивидуалист в западной культуре может расценивать эти качества как достоинства и развить у себя позитивную самооценку. Человек, принадлежащий к восточной культуре и обладающий теми же качествами, рассматривает их как недостатки и будет развивать у себя негативную самооценку.

В западных культурах дети будут ценить свои личные качества, которые связаны с независимостью, развивая на этом основании высокую самооценку. В любых восточных культурах в ребенке стремятся развивать взаимозависимость. Такие дети будут повышать самооценку, когда они воспитывают в себе сотрудничество, помощь и самопожертвование.

Подобным образом мужчина и женщина в результате социализации рассматривают себя по разному и судят о себе по тому, соответствует ли их поведение ожидаемому от лиц их пола в их культуре. Если от женщины ожидают, чтобы она заботилась о доме и семье, тогда те женщины, которые находят в себе навыки, способности, знания, компетентность и персональные качества, необходимые для этого, будут обогащать я концепцию и повышать самооценку. Но женщины, которые не обладают этими качествами, вероятно, будут менее уверены в себе и, скорее всего, будут иметь низкую самооценку.

Вверх