Тесты по теории эволюции и атропогенезу. Тесты по теории эволюции и атропогенезу Тесты по биологии тему эволюции

Тема: «Эволюционное учение»

Вариант 1

К. Линней внес существенный вклад в развитие биологии т. к. он:

А) ввел в практику принцип двойных названий видов (род и вид)

Б) развил учение о борьбе за существование, классифицировав ее на две основные формы

В) развил представление о различных формах изменчивости и их значении в эволюции

Г) создал первую теорию происхождения человека

Назовите форму естественного отбора, результатом которой является индустриальный меланизм у бабочки березовая пяденица:

А) дизруптивный Б) направленный В) канализирующий Г) транзитивный

Назовите ученого, который в своей систематике разделил всех животных на «кровеносных» и «бескровных»

А) Ч. Дарвин Б) Аристотель В) Эмпедокл Г)

Под необратимым процессом исторического изменения живых существ и их сообществ понимают:

А) борьбу за существование Б) естественный отбор

В) эволюцию Г) развитие жизни на Земле

Назовите ученого, который считал, что сначала возникли ткани, затем органы, а потом – организмы

А) К. Линней Б) Аристотель В) Эмпедокл Г)

Г) самоопыляющиеся растения

Какую форму естественного отбора назвали «ножницы эволюции», т. к. она сохраняет два различных уклонения от средней нормы:

Назовите основное отличие естественного отбора от других эволюционных факторов:

А) ведет к изменению генофонда популяций и вида

Б) имеет универсальный характер

В) имеет направленный характер

Г) обладает непрерывностью действия

Какая форма естественного отбора сохраняет внутривидовой полиморфизм (разнообразие)

Из предложенного списка выберите признаки движущей формы естественного отбора:

Г) приводит только к усилению признака;

Из предложенного списка выберите взгляды и вклад в науку К. Линнея:

Используя знания о движущих силах эволюции (наследственность, изменчивость (мутации) и естественный отбор) объясните, как возникло в природе явление индустриального меланизма у бабочки березовая пяденица. Какая форма естественного отбора действует при этом явлении?

Тест по биологии 11 класс

Тема: «Эволюционное учение»

Вариант 2

ри решении заданий части А выберите один правильный ответ на вопрос.


Назовите форму естественного отбора, благодаря которой происходит выработка у микробов и насекомых устойчивости к и ядохимикатам:

А) направленный Б) канализирующий В) балансированный Г) транзитивный

Назовите термин, которым обозначают комплекс разнообразных отношений между организмом и факторами живой и неживой природы:

А) адаптации Б) естественный отбор

В) борьба за существование Г) выживаемость

Естественный отбор:

А) всегда приводит к усилению определенного признака;

Б) не меняет признаки живых организмов;

В) может приводить не только к усилению признака, но и к его ослаблению вплоть до полного исчезновения;

А) трофическая межвидовая конкуренция Б) трофическая внутривидовая конкуренция

В) трофическая межвидовая борьба Г) трофическая внутривидовая борьба

А) Ч. Дарвин Б) Аристотель В) К. Линней Г)

Какое из приспособлений является результатом действия внутривидовой борьбы за существование:

А) длинный корень у верблюжьей колючки;

Б) сохранение у кактусов остатков листьев в форме колючек;

В) формирование запаса жира в горбе ;

Г) яркая окраска самцов у фазанов.

Назовите ученого, который полагал, что в основе эволюции лежит сознательное стремление организмов к совершенствованию:

А) Ч. Дарвин Б) Аристотель В) К. Линней Г)

Какая форма отбора может носить обратимый характер:

А) направленный Б) канализирующий В) балансированный Г) транзитивный

Назовите основную причину такого явления как борьба за существование:

А) наличие чрезмерного количества особей и недостаток средств к существованию

Б) неблагоприятное воздействие на организмы факторов окружающей среды

В) неблагоприятное воздействие на организм особей своего и другого вида

Г) противоречие между стремлением организмов выжить и размножиться и относительность приспособленности организмов к окружающей среде

Назовите форму естественного отбора, примером которой служит следующее явление: у вида бабочек африканский парусник имеется несколько форм окраски, каждая из которых подражает определенному виду ядовитых бабочек:

А) направленный Б) движущий В) дизруптивный Г) транзитивный

Что является непосредственным следствием (результатом) борьбы за существование:

А) формирование приспособленностей; Б) естественный отбор;

В) образование новых видов; Г) увеличение разнообразия особей

Назовите группу организмов, в которой практически невозможен движущий естественный отбор:

А) растения, размножающиеся вегетативным (бесполым) путем

Б) растения, опыляющиеся ветром или насекомыми

В) чистые линии (чистокровные особи)

Г) самоопыляющиеся растения

Назовите вид борьбы за существование, который является наиболее напряженным:

А) межвидовая Б) внутривидовая

В) между организмами и средой обитания Г) репродуктивная конкуренция

ри решении заданий части Б выберите три правильных ответа на вопрос.

1. Из предложенного списка выберите признаки стабилизирующей формы естественного отбора:

А) действует при изменении условий внешней среды;

Б) действует при стабильных, неизменных условиях внешней среды;

В) может приводить не только к усилению признака, но и к его ослаблению вплоть до полного исчезновения;

Г) действие направлено на уничтожение особей, несущих признаки, значительно уклоняющиеся от средней нормы;

Д) действие направлено на сохранение сложившейся в данных условиях нормы признака;

Е) приводит к сдвигу среднего значения признака, к появлению новой оптимальной средней величины.

2. Из предложенного списка выберите взгляды и вклад в науку:

А) считал вид реальной и элементарной единицей живой природы;

Б) полагал, что в основе эволюции лежит сознательное стремление организмов к совершенствованию;

В) для обозначения видов ввел бинарную (двойную) номенклатуру названий;

Г) создал первую эволюционную теорию;

Д) считал, что благоприобретенные признаки передаются по наследству;

Е) построил первую научную систему живой природы, которая включала всех известных в то время животных и растения.

ри решении заданий части С дайте полный ответ на вопрос

1. Используя знания о движущих силах эволюции (наследственность, изменчивость (мутации) и естественный отбор) объясните, как возникло в природе явление внутривидового полиморфизма (разные оттенки раковин) у улиток. Какая форма естественного отбора действует при этом явлении?


ТЕСТ ПО ТЕМЕ « УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ».

I. Выберите один правильный ответ

  1. Основой современной теории эволюции является учение

а) К. Линнея б) Ж.-Б. Ламарка в) Ч. Дарвина

  1. К движущим силам эволюции НЕ относится

а) естественный отбор б) адаптация организмов в) борьба за существование

  1. Результатом естественного отбора НЕ является

а) многообразие видов б) адаптация организмов к среде в) изоляция

  1. Элементарной единицей эволюции является

а) вид б) популяция в) отдельный организм

  1. Единственным направляющим фактором эволюции является

а) естественный отбор б) наследственная изменчивость в) борьба за существование

  1. Сходство организмов по внешнему и внутреннему строению определяет критерий
  1. Главным критерием вида является

а) морфологический б) географический в) генетический

  1. Микроэволюция приводит к образованию новых
  1. Одним из результатов макроэволюции является образование новых

а) особей б) классов в) видов

  1. Появление в процессе эволюции четырехкамерного сердца является

а) ароморфозом б) идиоадаптацией в) дегенерацией

  1. Установите соответствие между понятиями и явлениями

1. Покровительственная окраска А. Ароморфоз

гусеницы капустной белянки Б. Идиоадаптация

2. Преобразование передних конечностей В. Дегенерация

В крылья у птиц

3. Отсутствие кишечника у

свиного цепня

4. Появление цветка у растений

в процессе эволюции

5. Яркая, привлекающая насекомых

окраска цветка шиповника

III. Составьте сравнительную таблицу

  1. Назовите понятия:

1. Все многообразные отношения организмов друг с другом и с окружающей средой - …

2. Процесс выживания наиболее приспособленных особей - …

3. Территория распространения данного вида - …

4.Видообразование, связанное с пространственно-территориальной изоляцией -...

5. Изменчивость, связанная с изменениями генотипа, - …

6.Эволюционные процессы, происходящие в надвидовых систематических группах, -...

7. Неповторимость исторического процесса развития жизни отражает … характер

эволюции.


Вариант 1

Часть 1(A)

А1. Видом называется группа особей:

  1. обитающих на общей территории
  2. появившихся в результате эволюции
  3. скрещивающихся и дающих плодовитое потомство
  4. созданных человеком на основе отбора

А2. Признаки, формирующиеся у особей в процессе естественного отбора, полезны:

1) человеку

2) виду

3) биоценозу

4) окружающей среде

1)ароморфоза 2) дегенерации

3) биологического прогресса 4) биологического регресса.

А4. Какой критерий вида обусловливает различие в форме кроны и высоты деревьев сосны обыкновенной, выросшей в лесу и на поле

1) морфологический 2) генетический

3) географический 4) экологический

А5. Морфологический критерий вида - это:

  1. область распространения
  2. особенности процессов жизнедеятельности
  3. особенности внешнего и внутреннего строения
  4. определенный набор хромосом и генов

А6. Какой фактор в эволюции человека утратил свое значение в настоящее время?

  1. пространственная изоляция
  2. наследственная изменчивость
  3. комбинативная изменчивость
  4. колебания численности в результате миграционных процессов

А7. Прямохождению у предков человека способствовало:

  1. освобождение руки
  2. появление речи
  3. развитие многокамерного сердца
  4. усиление обмена веществ

А8. Свойство приобретать новые признаки, а также различия между особями в пределах вида - это проявление:

  1. наследственности
  2. борьбы за существование
  3. индивидуального развития
  4. изменчивости

А9. Ареал распространения крота обыкновенного относится к критерию вида:

1) морфологическому 2) географическому

3) физиологическому 4) генетическому

А10. При географическом видообразовании формирование нового вида происходит в результате:

  1. распадения и расширения исходного ареала
  2. искусственного отбора
  3. сужения нормы реакции признаков
  4. дрейфа генов

Часть 2 (B)

В1. Результатом эволюции является:

  1. дрейф генов
  2. многообразие видов
  3. мутационная изменчивость
  4. приспособленность организмов к условиям внешней среды
  5. повышение организации живых существ
  6. борьба за существование.

В2. Установите соответствие между признаком обыкновенной беззубки и критерием вида, который он характеризует.

Признак Критерий вида

А) тело покрыто мантией 1) морфологический

Б) раковина имеет две створки 2) экологический

В)обитает в пресных водоемах

Г) кровеносная система незамкнутая

Д) питание водными микроорганизмами

Е) личинка развивается в воде.

В3. Установите последовательность появления в процессе эволюции основных групп:

А) Кишечнополостные

Б) Членистоногие

В) Кольчатые черви

Г) Колониальные жгутиковые

Д) Плоские черви

Часть 3(C) Дайте полный развёрнутый отве т.

С1. Объясните, почему люди разных рас относятся к одному виду.

Контроль по теме «Учение об эволюции органического мира».

Вариант 2

Часть 1 (A)

Выберите один ответ из предложенных четырёх.

А1. Увеличение численности вида в природе свидетельствует:

  1. о биологическом прогрессе
  2. о развитии по пути дегенерации
  3. о биологическом регрессе
  4. о развитии по пути ароморфоза

А2. О возникновении папоротников в истории природы Земли свидетельствует:

  1. существование травянистых и древесных форм
  2. наличие их отпечатков и окаменелостей
  3. их способ размножения
  4. их современное разнообразие

A3. Упрощение внутреннего и внешнего строения организмов называется:

  1. общей дегенерацией
  2. ароморфозом
  3. идиоадаптацией
  4. регенерацией

А4. Какое эволюционное явление называют дивергенцией:

  1. схождение признаков у неродственных видов
  2. расхождение признаков у родственных видов
  3. приобретение узкой специализации
  4. образование гомологичных органов
  1. появление спор
  2. образование семени
  3. образование плода
  4. видоизменение листьев

А6. Появление пятипалой конечности и легочного дыхания у древних земноводных позволило:

  1. освоить водную среду обитания
  2. быстрее размножаться
  3. выйти на сушу
  4. питаться разнообразной пищей

А7. Главной причиной биологического регресса многих видов животных и растений в настоящее время является :

  1. изменение климата
  2. хозяйственная деятельность человека
  3. изменение рельефа
  4. увеличение численности хищников

А8. Одно из доказательств родства кишечнополостных и простейших :

  1. расположение клеток в два слоя
  2. наличие стрекательных клеток
  3. развитие организма из одной клетки
  4. внеклеточное пищеварение

А9 . Какие особенности организации кистеперых рыб позволяют считать их предками наземных позвоночных?

  1. чешуя на теле, наличие плавников
  2. образование легких; особое строение плавников
  1. обтекаемая форма тела, хорошо развитые органы чувств
  2. дыхание с помощью жабр; хищничество

А10. Почему покрытосеменные в процессе эволюции стали господствующей группой растений?

  1. они составляют первое звено в цепи питания
  2. в их клетках расположены хлоропласты, в которых происходит фотосинтез
  3. в процессе жизнедеятельности они взаимодействуют со средой обитания
  4. они имеют разнообразные приспособления к жизни в разных условиях

Часть 2(B)

В задании В1 выберите три верных ответа из шести.

В1. Усложнение организации костных рыб по сравнению с хрящевыми проявляется:

  1. в наличии у большинства видов плавательного пузыря
  2. в отсутствии плавательного пузыря
  3. в хрящевой основе внутреннего скелета
  4. в окостенении скелета
  5. в формировании жаберных крышек
  6. в отсутствии жаберных крышек

При выполнении задания В2 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

В2. Установите соответствие между характеристикой систематической группы и направлением её эволюции .

Характеристика Направления эволюции

  1. многообразие видов А) биологический прогресс
  2. ограниченный ареал Б) биологический регресс
  3. небольшое число видов
  4. широкие экологические адаптации
  5. широкий ареал
  6. уменьшение числа популяций

При выполнении задания ВЗ установите правильную последовательность биологических процессов.

ВЗ. Установите последовательность действия движущих сил эволюции в популяции растений, начиная с мутационного процесса:

  1. борьба за существование

Б) размножение особей с полезными изменениями

  1. появление в популяции разнообразных наследственных изменений

Г) преимущественное сохранение особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями

Д) закрепление приспособленности к среде обитания

Часть 3(C)

Дайте полный развернутый ответ.

С1. Какие типы палеонтологических находок служат доказательствами эволюции?

Ответы на вопросы и критерии оценивания контрольной работы (для учителя)

По теме «Учение об эволюции органического мира».

11 класс

Часть 1 (А)

А10

1 вариант

№ задания

1 вариант

2 вариант

112122

АББААБ

ГАДВБ

ВАГБД

Задания части 2(В) оцениваются от нуля до 2-х баллов. Если в ответе содержится одна ошибка, то учащийся получает один балл. За неверный ответ или ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов. Максимальный балл за часть 2 (В) – 6 баллов.

Часть 3 (С)

Элементы ответа: 1 вариант

  1. Люди разных рас имеют в клетках одинаковый набор хромосом.
  2. От межрасовых браков рождаются дети, которые при достижении половой зрелости способны к воспроизводству.
  3. Люди разных рас сходны по строению и химическому составу органов, тканей, клеток, процессам жизнедеятельности, абстрактному мышлению.

Элементы ответа: 2 вариант

  1. Ископаемые остатки и отпечатки.
  2. Переходные формы.
  3. Филогенетические ряды.

Критерии оценивания:

– ответ включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок-3 балла;

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 3 названных ответа, но содержит негрубые биологические ошибки-2 балла;

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 2 названных ответа, но содержит негрубые биологические ошибки-1 балл;

Ответ неправильный – 0 баллов.

Максимальный балл-3 балла.

Шкала перевода баллов в школьную отметку

Максимальный балл за работу – 19 баллов.

«5»-17-19 баллов

«4» - 14-16 баллов

«3»- 10-13 баллов

«2» - менее 10 баллов.


Вариант 1


А. Гераклит
Б. Аристотель
В. Линней
Г. Анаксимен


А. Метафизические взгляды
Б. Трансформизм
В. Креационизм
Г. Верного ответа нет


А. В 1809
Б. В 1859
В. В 1897
Г. В 1976


А. Селекция
Б. Генетика
В. Физиология
Г. Цитология


Б. Наследственности
В. Мутационной изменчивости
Г. Верного ответа нет


А. Межвидовая борьба
В. Внутривидовая борьба
Г. Верного ответа нет


А. Шмальгаузен
Б. Мюллер
В. Северцов
Г. Пирсон


А. Демонстрационная окраска
Б. Маскировка
В. Мимикрия
Г. Все ответы верны


А. Идиоадаптация
Б. Общая дегенерация
В. Ароморфоз
Г. Верного ответа нет


А. Общественный образ жизни
Б. Развитие речи
В. Развитие мышления
Г. Все ответы верны

Вариант 2


А. Уоллес
Б. Дарвин
В. Линней
Г. Ламарк


А. Ламарк
Б. Дарвин
В. Северцов
Г. Линней


А. 1987
Б. 1859
В. 1895
Г. 1867



Г. Мутационной изменчивостью и естественным отбором


А. Волны жизни
Б. Дрейф генов
В. Популяционные волны
Г. Изоляция

6.Конвергенция - это…
А. Схождение признаков
Б. Расхождение признаков
Г. Верного ответа нет


А. В мезозое
Б. В палеозое
В. В кайнозое
Г. Верного ответа нет

8.К агроценозам относят…
А. Луг
Б. Опушку леса
В. Мелководную речку
Г. Верного ответа нет

9.Назовите косное вещество:
А. Почва
Б. Газ
В. Микроорганизмы
Г. Метеориты


А. Ароморфоз
Б. Дивергенция
В. Мимикрия
Г. Верного ответа нет

Вариант 3

1.Кювье придерживался…
А. Взглядов креационизма
Б. Взглядов трансформизма
В. Метафизических взглядов
Г. Верного ответа нет


А. Удвоение хромосом
Б. Слияние ядер клеток
Г. Все ответы верны


А. Мимикрия
Б. Маскировка
В. Демонстрационная окраска
Г. Верного ответа нет


А. Мюллер и Геккель
Б. Северцов и Шмальгаузен
В. Харди и Вайнберг
Г. Верного ответа нет


А. Ароморфозы
Б. Атавизмы
В. Идиоадаптации
Г. Верного ответа нет


Б. Защите семени
Г. Все ответы верны


А. Проплиопитеки
Б. Дриопитеки
В. Парапитеки
Г. Неоантропы


А. Палеогеновый период
Б. Неогеновый период
В. Антропогеновый период
Г. Верного ответа нет


А. Косное вещество
Б. Биогенное вещество
В. Живое вещество
Г. Биокосное вещество


А. Трудовая деятельность
Б. Наследственная изменчивость
В. Дрейф генов
Г. Популяционные волны
Д. Общественный образ жизни
Е. Развитие речи
Ж. Изоляция
З. Развитие мышления

Ответы на Вариант 1

1.Кто в своих трудах писал о том, что человек и животные имеют единый план творения?
А. Гераклит
*Б. Аристотель
В. Линней
Г. Анаксимен

2.В средние века в науке господствовали …
*А. Метафизические взгляды
Б. Трансформизм
В. Креационизм
Г. Верного ответа нет

3.Первая эволюционная теория была разработана
*А. В 1809
Б. В 1859
В. В 1897
Г. В 1976

4.Выведением новых сортов и пород растений и животных занимается…
*А. Селекция
Б. Генетика
В. Физиология
Г. Цитология

5.Все новые признаки возникают в результате…
А. Комбинативной изменчивости
Б. Наследственности
*В. Мутационной изменчивости
Г. Верного ответа нет

6.Какая из видов борьбы за существование происходит наиболее остро?
*А. Межвидовая борьба
Б. Борьба с неблагоприятными условиями
В. Внутривидовая борьба
Г. Верного ответа нет

7.Закон стабилизирующего скрещивания установил…
А. Шмальгаузен
Б. Мюллер
В. Северцов
*Г. Пирсон

8.Сходство между незащищёнными и защищёнными видами - это…
А. Демонстрационная окраска
Б. Маскировка
*В. Мимикрия
Г. Все ответы верны

9.Морфофизиологический процесс, который ведёт к упрощению организмов, к морфофизиологическому регрессу - это…
А. Идиоадаптация
*Б. Общая дегенерация
В. Ароморфоз
Г. Верного ответа нет

10.Назовите социальный фактор антропогенеза:
А. Общественный образ жизни
Б. Развитие речи
В. Развитие мышления
*Г. Все ответы верны

Ответы на Вариант 2

1.Первым эволюционную теорию предложил…
А. Уоллес
Б. Дарвин
В. Линней
*Г. Ламарк

2.Кто из учёных разделил всю живую природу на два царства?
А. Ламарк
Б. Дарвин
В. Северцов
*Г. Линней

3.О главной движущей силе эволюции в своём гениальном труде Дарвин писал в…
А. 1987
*Б. 1859
В. 1895
Г. 1867

4.Теория Дарвина объясняет появление приспособленности…
А. Комбинативной изменчивостью и естественным отбором
Б. Комбинативной изменчивостью и искусственным отбором
В. Мутационной изменчивостью и искусственным отбором
*Г. Мутационной изменчивостью и естественным отбором

5.Направленное изменение частоты встречаемости отдельных генов - это…
А. Волны жизни
*Б. Дрейф генов
В. Популяционные волны
Г. Изоляция

6.Конвергенция - это…
*А. Схождение признаков
Б. Расхождение признаков
В. Преобразование строения и функций организма
Г. Верного ответа нет

7.Общими предками человека и человекообразных обезьян жили…
*А. В мезозое
Б. В палеозое
В. В кайнозое
Г. Верного ответа нет

8.К агроценозам относят…
А. Луг
Б. Опушку леса
В. Мелководную речку
*Г. Верного ответа нет

9.Назовите косное вещество:
А. Почва
Б. Газ
В. Микроорганизмы
*Г. Метеориты

10.Частное приспособление организмов к определённому образу жизни в конкретных условиях внешней среды - это…
А. Ароморфоз
Б. Дивергенция
В. Мимикрия
*Г. Верного ответа нет

Ответа на Вариант3

1.Кювье придерживался…
А. Взглядов креационизма
Б. Взглядов трансформизма
*В. Метафизических взглядов
Г. Верного ответа нет

2.В селекции растений часто получают полиплоидные формы. В основе полиплоидии лежит:
А. Удвоение хромосом
Б. Слияние ядер клеток
В. Нарушение процесса деления
*Г. Все ответы верны

3.Некоторые безобидные неядовитые змеи приобрели значительное сходство с ядовитыми, что помогает им избегать нападения хищников, - такое явление получило название…
*А. Мимикрия
Б. Маскировка
В. Демонстрационная окраска
Г. Верного ответа нет

4.Биогенетический закон сформулировали:
*А. Мюллер и Геккель
Б. Северцов и Шмальгаузен
В. Харди и Вайнберг
Г. Верного ответа нет

5.Недоразвитые органы, которые утратили своё значение в процессе эволюции - это…
А. Ароморфозы
Б. Атавизмы
В. Идиоадаптации
*Г. Верного ответа нет

6.Среди семенных наиболее развиты покрытосеменные. Их ароморфозы выражаются в…
А. Появлении специального органа размножения - цветка
Б. Защите семени
В. Развитии двойного оплодотворения
*Г. Все ответы верны

7.Общими предками орангутангов, гиббонов и человекообразных обезьян были…
А. Проплиопитеки
Б. Дриопитеки
*В. Парапитеки
Г. Неоантропы

8.В каком периоде кайнозойской эры от насекомоядных плацентарных отделилась ветвь, которая затем привела к появлению парапитеков?
*А. Палеогеновый период
Б. Неогеновый период
В. Антропогеновый период
Г. Верного ответа нет

9.Главным веществом биосферы, по определению Вернадского, является…
А. Косное вещество
Б. Биогенное вещество
*В. Живое вещество
Г. Биокосное вещество

10.Назовите биологические факторы эволюции:
А. Трудовая деятельность
*Б. Наследственная изменчивость
*В. Дрейф генов
*Г. Популяционные волны
Д. Общественный образ жизни
Е. Развитие речи
*Ж. Изоляция
З. Развитие мышления


Новость отредактировал admin - 11-02-2011, 17:57

ТЕСТ ПО БИОЛОГИИ 11 КЛАСС

Часть 1

Вариант 1
А1. Кто из ученых считал движущей силой эволюции стремление к совершенству и утверждал
наследование благоприобретенных признаков?
1) Карл Линей
2) Жан­Батист Ламарк
3) Чарльз Дарвин
4) А.Н. Четвериков
А2. Совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, которая длительно существует
в определенной части ареала относительно обособленно от других совокупностей того же вида,
называется:
1) Вид
2) Популяция
3) Сорт
4) Колония
А3. К какому критерию вида относят особенности внешнего и внутреннего строения полевой
мыши?
1) Морфологическому
2) Генетическому
3) Экологическому
4) Географическому
А4. К какому критерию вида относят совокупность факторов внешней среды, к которым
приспособлен белый медведь?
1) Морфологическому
2) Генетическому
3) Экологическому
4) Географическому
А5. К статистическим показателям популяции относят:
1) Смертность
2) Численность
3) Рождаемость
4) Скорость роста
А6. Как называется случайное ненаправленное изменение частот аллелей и генотипов в
популяциях?
1) Мутационная изменчивость
2) Популяционные волны
3) Дрейф генов
4) Изоляция
А7. Как называются периодические и непериодические колебания численности популяции в
сторону увеличения или в сторону уменьшения численности особей?
1) Волны жизни
2) Дрейф генов
3) Изоляция
4) Естественный отбор



В1. Какие эволюционные изменения можно отнести к ароморфозам?
1) Появление цветка
2) Образование органов и тканей у растений
3) Появление термофильных бактерий
4) Атрофия корней и листьев у повилики
5) Специализация некоторых растений к определенным опылителям
6) Постоянная температура тела
В2. К эволюционным факторам относят:
1) Дивергенция
2) Наследственная изменчивость
3) Конвергенция
4) Борьба за существование
5) Параллелизм
6) Естественный отбор

Причина гибели растений
А) плоды вместе с сеном попадают в
желудок травоядных животных
Б) растения гибнут от сильных морозов и
засухи
В) семена погибают в пустынях и
Антарктиде
Г) растения вытесняют друг друга
Д) плоды поедают птицы
Е) растения гибнут от бактерий и вирусов
Форма борьбы за существование
1) внутривидовая
2) межвидовая
3) борьба с неблагоприятными условиями
А
Б
В
Г
Д
Е

соответствует
Признак животного
А) возникновение полового размножения
Б) образование у китообразных ластов
В) возникновение 4­х камерного сердца
Г) возникновение автотрофного способа
питания
Д) превращение листьев в колючки у
растений пустынь
Е) утрата листьев, корней и хлорофилла у
повилики
Направление эволюции
1) ароморфоз (арогенез)
2) идиоадаптация (аллогенез)

А
Б
В
Г
Д
Е

ТЕСТ ПО БИОЛОГИИ 11 КЛАСС
ПО ТЕМЕ « ОСНОВНЫЕ УЧЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ»
Часть 1
К каждому заданию А1­А15 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Вариант 2
А1. Кто является автором первого эволюционного учения?
1) Карл Линей
2) Жан­Батист Ламарк
3) Чарльз Дарвин
4) А.Н. Четвериков
А2. Структурной единицей вида является…
1) Особь
2) Популяция
3) Колония
4) Стая
А3. К какому критерию вида относят характерный для Человека разумного набор хромосом: их
число, размеры, форму?
1) Морфологическому
2) Генетическому
3) Экологическому
4) Географическому
А4. К какому критерию вида относят произрастание Рябчика крупноцветного в лесах на
скалистых местах?
1) Географическому
2) Морфологическому
3) Экологическому
4) Этологическому
А5. К динамическим показателям популяции относят:
1) Смертность
2) Численность
3) Плотность
4) Структуру
А6. Причиной популяционных волн не является:
1) Сезонные колебания температуры
2) Природные катастрофы
3) Агрессивность хищников
4) Мутационная изменчивость
А7. Что препятствует обмену генетической информацией между популяциями?
1) Мутационная изменчивость
2) Популяционные волны
3) Дрейф генов
4) Изоляция
А8. Как называется комплекс разнообразных отношений между организмами и факторами
неживой и живой природы:
1) Естественный отбор
2) Борьба за существование
3) Приспособленность

4) Изменчивость
А9. Какой формой борьбы за существование является поедание речным окунем своих мальков?
1) Межвидовой
2) Внутривидовой
3) С неблагоприятными условиями среды
4) Внутривидовой взаимопомощи
А10. Какая форма естественного отбора направлена на сохранение мутаций, ведущих к меньшей
изменчивости средней величины признака?
1) Движущий естественный отбор
2) Разрывающий естественный отбор
3) Стабилизирующий естественный отбор
4) Дизруптивный естественный отбор
А11. Какой фактор эволюции способствует возникновению преград к свободному скрещиванию
особей?
1) Волны жизни
2) Естественный отбор
3) Модификации
4) Изоляция
А12. К какой группе доказательств эволюции органического мира относятся филогенетический
ряды?
1) Сравнительно­анатомическим
2) Эмбриологическим
3) Палеонтологическим
4) Биогеографическим
А13. Укажите правильную схему классификации растений:
1) Вид род семейство отряд класс тип
2) Вид род семейство порядок класс тип
3) Вид род семейство порядок класс отдел
4) Вид род отряд семейство класс тип
А14. Какие органы возникают в результате дивергенции?
1) Гомологичные
2) Аналогичные
3) Атавистические
4) Рудиментарные
А15. Какое из перечисленных приспособлений относят к идиоадаптациям?
1) Возникновение хорды
2) Возникновение ползучего стебля у клубники
3) Образование 2­х кругов кровообращения
4) Утрата органов кровообращения у бычьего цепня

Часть 2.
При выполнение заданий В1­В2 выберите три верных ответа из шести.
При выполнение заданий В3­В4 установите соответствие между содержанием первого и второго
столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
В1. Какие признаки характеризуют биологический прогресс?
1) Сокращение численности видов
2) Расширение ареала вида
3) Возникновение новых популяций, видов
4) Сужение ареала вида
5) Упрощение организации и переход к сидячему образу жизни
6) Увеличение численности видов
В2. Какие особенности иллюстрируют стабилизирующую форму естественного отбора?
1) Действует в изменяющихся условиях среды
2) Действует в постоянных условиях среды
3) Сохраняет норму реакции признака
4) Изменяет среднее значение признака либо в сторону уменьшения его значения, либо в
сторону увеличения
5) Контролирует функционирующие органы
6) Приводит к смене нормы реакции
В3. Установите соответствие между гибелью растений и формой борьбы за существование.
Причина гибели растений
А) растения одного вида вытесняют друг друга
Б) растения гибнут от вирусов, грибов, бактерий
В) семена погибают от сильных заморозков и засухи
Г) растения погибают от недостатка влаги при
прорастании
Д) люди, машины вытаптывают молодые растения
Е) плодами растений питаются птицы и
млекопитающие
Форма борьбы за существование
1) межвидовая
2) внутривидовая
3) борьба с неблагоприятными
условиями
А
Б
В
Г
Д
Е
В4. Установите соответствие между признаком животного и направлением эволюции, которому он
соответствует
Признак животного
А) редукция органов зрения у крота
Б) наличие присосок у печеночного сосальщика
В) возникновение теплокровности
Г) возникновение 4­х камерного сердца
Д) утрата нервной и пищеварительной системы у
свиного цепня
Е) уплощенное тело камбалы
Направление эволюции
1) ароморфоз (арогенез)
2) идиоадаптация (аллогенез)
3) общая дегенерация (катагенез)
А
Б
В
Г
Д
Е

С1. Какой тип естественного отбора представлен на рисунке? В каких условиях среды он
наблюдается? Какие мутации сохраняет?

Цель проведения: выявить уровень освоения учащимися учебного материала курса "Общая
ТЕСТА ПО БИОЛОГИИ В 11 КЛАССЕ
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
биология" по пройденным темам

Ориентировочное время выполнения административного теста ­40 минут.
Тема «Основы учения об эволюции» изучается в 11 классе в курсе «Общая биология» и является
обширной и довольно сложной темой.
В ходе изучения этого раздела обучающиеся знакомятся с историей эволюционных идей, с
работами К.Линнея, учением Ж.Б.Ламарка, эволюционной теорией Ч.Дарвина, изучается роль
эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Учащиеся
знакомятся с синтетической теорией эволюции. Изучают популяцию как структурную единицу
вида, единицу эволюции; движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.
Для надёжного определения уровня усвоения теоретического материала каждым учеником
целесообразно применение тестового контроля. В проверку включены умения не только
воспроизводить знания, но и применять их для формулирования мировоззренческих выводов и
обобщений. Кроме того, тестирование является качественным и объективным способом
оценивания знаний обучающихся, оно ставит всех ребят в равные условия, исключая субъективизм
учителя.
Задачи тестирования: проверить знания истории эволюционных идей, научных заслуг К.Линнея и
Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина; систематизировать знания о виде, популяции, движущих силах
эволюции и её результатах; проверить понимание учащимися макроэволюции и видообразования,
главных направлений эволюции органического мира.
Критерии оценивания теста.
Все задания разделены по уровням сложности.
Задания базового уровня соответствуют минимуму содержания биологического образования и
требованиям к уровню подготовки выпускников. Они составлены в соответствии со стандартом
среднего биологического образования. К каждому заданию приводятся варианты ответов, из
которых только один верный. За верное выполнение каждого такого задания выставляется по 1
баллу.
Задания повышенного уровня направлены на проверку освоения учащимися более сложного
содержания. Они содержат задания с выбором нескольких ответов из приведенных, на
установление соответствия, на определение последовательности биологических явлений, на
указание истинности или ложности утверждений. За верное выполнение каждого такого задания
выставляется по 2 балла.
Задание части С включает задание со свободным ответом. За верное выполнение задания
выставляется 3 балла.
Структура работы:
1) По содержанию работа включает следующие блоки:
 Развитие эволюционного учения Ч.Дарвина
 Вид и его критерии
 Популяции

 Борьба за существование ее формы
 Естественный отбор и его формы
Генетический состав и изменение генофонда популяций

 Изолирующие механизмы. Видообразование
 Макроэволюция и ее доказательства
 Система растений и животных – отображение эволюции

Главные направления эволюции органического мира
2) По уровням заданий работа позволяет выявить усвоение материала на базовом,
повышенном и высоком уровнях.
3) По формам тестовых заданий работа состоит из тестов с выбором одного верного
варианта ответа, открытого типа с кратким ответом, открытого типа с полным развернутым
ответом.
Распределение заданий работы по содержанию:
Блоки
Номера тестовых
заданий
А1
А2, А3, А4
А5
А6, А7
Развитие эволюционного учения
Ч.Дарвина
Вид е его критерии
Популяции
Генетический состав и изменение
генофонда популяций
Борьба за существование ее формы А8, А9
Естественный отбор и его формы
Изолирующие механизмы.
Видообразование
Макроэволюция и ее
доказательства
Система растений и животных –
отображение эволюции
Главные направления эволюции
органического мира
ИТОГО­10
А10
А11
15
А12
А13
А14, А15
Число
заданий
1
Процент заданий на
данный блок
6,7%
3
1
2
2
1
1
1
1
2
15
20%
6,7%
13,3%
13,3%
6,7%
6,7%
6,7%
6,7%
13,3%
100%
Распределение заданий работы по частям.

1
2
3
Части работы
Число заданий
Часть 1 (А)
Часть 2 (В)
Часть 3 (С)
Итого
15
4
1
20
Максимальный
первичный балл
15
8
3
26
Тип задания
С выбором
ответа
С кратким
ответом
С развернутым
ответом
Распределение заданий работы по уровню сложности:
Уровень сложности
заданий
Номера тестовых
заданий
Число заданий
Базовый
А1­А15
15
Процент заданий на
данный уровень
сложностиС1:
1) Стабилизирующий отбор
2) Наблюдается в относительно
постоянных условиях окружающей
среды
3) Сохраняет мутации, ведущие к
меньшей изменчивости средней
величины признака
Движущий отбор
Наблюдается в однонаправленном
С1:
1)
2)
изменении условий окружающей среды
3)
Сохраняет мутации, ведущие к
другим крайним проявлениям величины
признака (или в сторону усиления или в
сторону ослабления)
Система оценивания выполненной тестовой работы (шкала перевода в оценку):
Максимальное количество баллов за работу ­ 26
Оценка «2» ставится, если учащийся набрал менее 33% от общего числа баллов
Оценка «3» ­ если набрано от 33% до 48% баллов
Оценка «4» ­ если ученик набрал от 49% до 81% баллов
Оценка «5» ­ если ученик набрал свыше 82% баллов
Оценка «2»
Оценка «3»
Оценка «4»
Оценка «5»
Менее 8 баллов
От 8 до 12 баллов
От 13 до 21 балла
От 22 до 26 баллов

Вверх