О ком напоминают сфинксы на египетском мосту. Сфинксы на египетском мосту. Ши-цза на Петровской набережной


В Санкт-Петербурге немало мест имеют мистическую историю существования. Египетский мост с момента его появления был окружен легендами и слухами. Их новый всплеск произошел в 1905 г., после неожиданного обрушения моста. Причины катастрофы были настолько загадочными, что порождали десятки версий – от рациональных до совсем невероятных и мистических, как, например, предупреждение сфинксов.


Все мосты Петербурга уникальны, но у Египетского – особенная история. Мост назывался цепным, так как висел на тройных нитях металлических цепей. Он был сооружен в 1825-1826 гг. инженерами В. фон Троттером и В. Христиановичем. Мост украшали фигуры четырех сфинксов и орнамент из иероглифов, из-за чего возникло название Египетский.

20 января 1905 г., когда по Египетскому мосту проходил кавалерийский эскадрон, пролеты неожиданно рухнули на лед Фонтанки. Вечерние газеты писали: «Сегодня в 12 ½ час. дня при следовании лейб-гвардии конно-гренадерского полка через Египетский Цепной мост через Фонтанку, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строю справа по три в ряд, вместе с лошадьми упали в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов… К 2 часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приемные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьезно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось».

Цепи разорвались, и весь мост оказался на дне реки. Только четыре сфинкса остались на своих местах по обе стороны моста. Тут же началось расследование причин обрушения. Первой версией была «непрочность конструкции». Однако инженеры возражали против нее, так как с момента своего создания мост ремонтировали уже несколько раз, в 1904 г. ремонтные работы проводились дважды, после чего вынесли вердикт о том, что конструкция находится в хорошем состоянии.

Катастрофа на Египетском мосту, 1905

Следующей версией стала «раскачка моста кавалерией» – так называемый эффект резонанса, который мог возникнуть вследствие ритмичных колебаний от слаженного шага военных. Во всех учебниках обрушение Египетского моста упоминалось как пример эффекта резонанса. Якобы именно тогда и появилась команда «Идти не в ногу!», отдававшаяся любому строю перед входом на мост.

Обрушение Египетского моста, 1905

Однако очевидцы катастрофы единогласно утверждали, что солдаты шли не в ногу, некоторые ехали на лошадях. Навстречу ехали извозчики, по тротуару шли прохожие – слаженного хода не было, и эффект резонанса в этом случае не должен был возникнуть. После того как ученые произвели физико-математические расчеты, эта версия показалась еще более сомнительной. Современными специалистами авария объясняется недостаточной прочностью металла на холоде.

Временный мост

Когда с помощью научных методов объяснить обрушение моста не удалось, подключилась народная фантазия. Выдвигались версии от мистических до фантастических. Так, например, возникла легенда о том, что возле моста жила дочь почтмейстера Мария, обманутая и брошенная офицером. Однажды она увидела в окно, как мост переходит тот самый полк, в котором служил ее обидчик, и в сердцах выкрикнула: «Чтоб вам, военным, провалиться!». Однако проклятия бедной Марии народной молве показалось недостаточно. Вспомнили, что мост был облицован гранитными блоками, вынутыми из стенок рвов Михайловского замка. А тот пользовался в народе зловещей славой – говорили, что гранит на постройку брали с мест древних капищ, что вызвало гнев богов.

Египетский мост в Санкт-Петербурге

А многие во всем произошедшем обвиняли сфинксов. И хотя они не имели к Древнему Египту никакого отношения, им все равно в народе приписывали мистическую силу. Говорили, что они поют погребальные песни. Дело в том, что цепи, на которых держался мост, действительно издавали разные звуки. Ну а народная фантазия приписала эти песни сфинксам и наделила их пророческой силой.

Сфинкс на Египетском мосту в Санкт-Петербурге

В 1954-1955 гг. отстроили новый Египетский мост и отреставрировали сфинксов. В 1989 г. на одного из них налетел автомобиль и сбил его в воду. В 2004 г. прошла еще одна реставрация, головы сфинксов украсили позолотой – возможно для того, чтобы вернуть им первоначальный вид, а может, в надежде на то, что в таком виде они больше не будут исполнять «погребальных песен».

Петербуржцами в 19-м веке. Поэтому и при постройке нового моста для украшения использовались египетские орнаменты. Иероглифы украшали обе мостовые части, а проезд "охраняли" фигуры сфинксов. Конечно, в истории моста не обошлось без легенд, как и во многих строениях в Северной столице.

Египетский мост располагается в Адмиралтейском районе города, и с помощью него соединяются Покровский и Безымянный острова, перекинут он через Фонтанку. Свое название мост получил благодаря своей египетской тематике. Решение о его постройке было вызвано назревшей необходимостью о соединении отдаленных районов Фонтанки. Для разработки новой переправы были приглашены лучшие мастера, авторы сконструированного ранее цепного Пантелеймоновского моста, инженеры В.А. Христианович и Вильгельм фон Треттер. А фигуры сфинксов были сделаны по образцу модели Петра Соколова.

Реализация этого проекта началась в августе 1825 г., когда начали устанавливать сваи, а в период с августа по октябрь того же года сооружались гранитные устои моста, для чего было задействовано до 130 каменщиков. Все металлические элементы были сделаны на заводе Берда. Они проверялись с помощью машины, которая была изготовлена на этом же самом заводе. Весь процесс строительства занял всего год, и открытие данного моста было очень важным событием во всей истории петербургского мостостроения.

Торжественная церемония открытия состоялась 25 августа 1826 г. Среди гостей присутствовали инженеры, профессора и ученики Корпуса путей сообщения, учителя и воспитанники Военно-строительного училища и большое количество простых горожан. Египетский мост несильно отличался от Пантелеймоновского. По своей конструкции он был цепной, висячий и однопролетный.

Конечно, его главной отличительной особенностью было оформление в египетском стиле, которое было непривычно для жителей Северной столицы. Все элементы, которые располагались на въезде на мост, были украшены наиболее роскошно. Три цепи прикреплялись к большим воротам из чугуна, которые были украшены загадочными египетскими иероглифами. Сам мост был украшен ажурной решеткой, на которой тоже находились различные символы египтян.

Но самым главным украшением моста стали, конечно же, сфинксы, которые находились на берегах Фонтанки. Фигуры помещены на постаменты из гранита, на их головах располагались фонари, имеющие форму шестигранника. Сфинксы остались единственным сохранившимся от первоначального вида элементом.

Среди горожан это архитектурное сооружение получило неофициальное название "поющий", потому что когда люди переходили по нему, звук бряцающих цепей сопровождал движение. Чаще всего звучание было печальным, и некоторые увидели в этом знак, что с мостом может что-то случиться. Неожиданное его крушение произошло зимой в 1905 г.

До этой даты мост неоднократно ремонтировался в разные года. Починка, предшествующая печальному событию, была сделана в 1900-м году. 20 января 1905 г. по нему проходила военная кавалерия, а прямо по направлению к ним ехали сани с возницами. И в этот самый момент мост обрушился на лед Фонтанки. Обошлось без человеческих жертв, погибли только лошади. Этот случай вызвал многочисленные общественные толки.

Для того чтобы установить точную причину обрушения, была сформирована специальная комиссия Городской думы. Члены комиссии установили причину в железе плохого качества. Но, тем не менее, горожане не были удовлетворены таким объяснением, поэтому появились многочисленные версии этого случая.

1. Резонанс, вызванный ритмичным шагом военных. Это одна из самых популярных версий, которая даже была включена в учебники по физике. Конструкция моста не смогла выдержать слаженный шаг эскадрона, что спровоцировало резонанс. После появления этой теории даже ввели новую команду для военных "Идти не в ногу", которая говорится перед вхождением на любой мост.

Но у этой гипотезы есть серьезные недостатки. Ни одно математическое или физическое вычисление не подтвердило резонансное явление на Египетском мосту. Также, по словам очевидцев, всадники не спускались с лошадей, поэтому ни о каком слаженном шаге и речи не могло быть.

2. Помимо научной теории, романтичными петербуржцами была выдвинута и мистическая гипотеза. В одном доме с окнами, выходившими на этот мост, проживала некая Мария. Ее возлюбленным был конногвардейский офицер, который оставил бедную женщину. Поэтому, когда она увидела, как по мосту проходит полк кавалерии, то пожелала, чтобы военные провалились. И в тот же момент рушится Египетский мост.

Восстановление моста

Этот случай вызвал скептическое отношение к Пантелеймоновскому мосту, который был разобран в 1907 г. Чтобы восстановить движение, было решено построить деревянный мост, который возвели уже в апреле 1905 г. Несмотря на то, что перемещаться по нему было неудобно, потому что построили его совсем по-другому, в отличие от его предшественника, он просуществовал до 1955 г. (по некоторым данным, - до 1956 г.).

Новый Египетский мост был построен по плану архитекторов В. Васильковского и П. Арешева, который был наиболее приближен к изначальному виду. Конечно, его конструкция была упрощена, но египетское оформление оставили. И главные символы этого сооружения - сфинксы, продолжали стоять уже не один век.

Но однажды, весной 1989 г. "КамАЗ" наехал на одну из статуй сфинкса, в результате чего она упала в реку. Сфинкса достали из воды и отправили на реставрацию, во время которой люди увидели, что головы статуй были украшены позолотой, которая была спрятана под слоем краски. Все другие статуи тоже подремонтировали и привели в порядок все части, которые уже стали разрушаться. Таким образом, сфинксы продолжают оставаться главным украшением моста. Несмотря на то, что первоначальная конструкция была интереснее, Египетский мост продолжает привлекать внимание окружающих.

Наверное раза 4 был в Питере и так и не насмотрелся на этот город. Столько есть мест и возможностей увидеть что то знаковое и интересное, как ни в каком другом городе страны. Вот только вчера читали с вами захватывающую питерскую историю про то, . А ведь там готовый сценарий для фильма, причем с героическими и реальными главными героями. А вот вам еще одна история, которую наверное в школе рассказывали каждому, причем не на уроке истории, а на уроке физики.

В Санкт-Петербурге немало мест имеют мистическую историю существования. Египетский мост с момента его появления был окружен легендами и слухами. Их новый всплеск произошел в 1905 г., после неожиданного обрушения моста. Причины катастрофы были настолько загадочными, что порождали десятки версий - от рациональных до совсем невероятных и мистических, как, например, предупреждение сфинксов.


Египетский мост в Санкт-Петербурге | Фото: oldsp.ru

Все мосты Петербурга уникальны, но у Египетского - особенная история. Египетская тема была популярна в Петербурге 19 века, так под влиянием моды в 1826 году был построен оригинальный мост в египетском стиле.

9 августа 1825 года началось строительство цепного моста через реку Фонтанку в створе современного Лермонтовского проспекта. Он был спроектирован инженерами Треттером и Христиановичем. Береговые устои и каменные работы выполнялись подрядчиком Гавриилом Васильевым. Новая переправа стала вторым подобным сооружением через Фонтанку после Пантелеймоновского моста, спроектированного этими же инженерами.
Металлические конструкции и скульптуры были изготовлены на заводе К. Н. Берда. Изначально на заводе было изготовлено два пробных сфинкса. Эти фигуры долгое время были лишними, но сохранились. В 1971 году их отреставрировали и установили на пристани близ Каменноостровского моста. Гранитные устои были выполнены из камней, которые ранее использовались для облицовки канала вокруг Михайловского замка. По своей сути конструкция цепного Египетского моста являлась облегчённой копией конструкции Пантелеймоновского. Здесь было три поддерживающие цепи, а не пять.

Рядом с мостовыми устоями на чугунных пьедесталах были установлены чугунные сфинксы работы академика П. П. Соколова. На головах у сфинксов крепились шестигранные фонари. Чугунные порталы моста были украшены росписями в египетском стиле и иероглифами. Отдельные элементы орнамента были позолочены. Благодаря такому оформлению переправа приобрела соответствующее название - Египетский мост.

Интересно, что автор сфинксов Павел Петрович Соколов является автором и других известных петербургских мостовых скульптур - грифонов Банковского моста и львов моста Львиного. Все эти переправы строились примерно в одни и те же годы.

Движение по Егопетскому мосту было открыто 25 августа 1826 года, в восемь часов пополудни. Египетский мост неофициально называли "поющим". "Петербургская газета" 18 января 1901 года писала:
«Поющий мост. Оказывается, что и такой есть в Петербурге. Это Египетский. Он, как известно, цепной системы, и, когда вы едете по нему, то его цепи издают самые разнообразные заунывные звуки. Не поет ли уже он себе погребальную песню? » [Цит. по: 1, с. 87]

Краеведы Петербурга искали ответ на вопрос о цели возведения такого красивого, парадного моста вдали от парадной части Санкт-Петербурга. Самая распространённая версия связывает мост с находящимися неподалёку армейскими казармами. Возможно, таким образом, правительство пыталось воспитать в армии имперский патриотизм и благоговение. Но явного ответа на этот вопрос история не даёт.

20 января 1905 г., когда по Египетскому мосту проходил кавалерийский эскадрон, пролеты неожиданно рухнули на лед Фонтанки. Вечерние газеты писали: «Сегодня в 12 ½ час. дня при следовании лейб-гвардии конно-гренадерского полка через Египетский Цепной мост через Фонтанку, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строю справа по три в ряд, вместе с лошадьми упали в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов… К 2 часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приемные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьезно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось».

Цепи разорвались, и весь мост оказался на дне реки. Только четыре сфинкса остались на своих местах по обе стороны моста. Тут же началось расследование причин обрушения. Первой версией была «непрочность конструкции». Однако инженеры возражали против нее, так как с момента своего создания мост ремонтировали уже несколько раз, в 1904 г. ремонтные работы проводились дважды, после чего вынесли вердикт о том, что конструкция находится в хорошем состоянии.

Следующей версией стала «раскачка моста кавалерией» - так называемый эффект резонанса, который мог возникнуть вследствие ритмичных колебаний от слаженного шага военных. Во всех учебниках обрушение Египетского моста упоминалось как пример эффекта резонанса. Якобы именно тогда и появилась команда «Идти не в ногу!», отдававшаяся любому строю перед входом на мост.

Однако очевидцы катастрофы единогласно утверждали, что солдаты шли не в ногу, некоторые ехали на лошадях. Навстречу ехали извозчики, по тротуару шли прохожие - слаженного хода не было, и эффект резонанса в этом случае не должен был возникнуть. После того как ученые произвели физико-математические расчеты, эта версия показалась еще более сомнительной. Современными специалистами авария объясняется недостаточной прочностью металла на холоде.

Газета "Новости дня" так описала это событие:
Сегодня в 12 ½ час. дня при следовании лейб-гвардии конного-гренадерского полка через Египетский цепной мост через Фонтанку, по направлению от Могилёвской улицы к Ново-Петергофскому проспекту, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строй справа по 3 в ряд, вместе с лошадьми (упали) в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов. Вся настилка моста вместе с перилами и скреплениями, разорвав цепи и сломав часть чугунной опоры, проломала лёд и оказалась на дне реки. <...> К 2-м часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приёмные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьёзно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось. Из лошадей одна затонула, две были искалечены и, вытащенные на берег, пристрелены. Причина несчастья, как предполагают, раскачка моста кавалерией при не вполне прочной конструкции. <...>

Когда с помощью научных методов объяснить обрушение моста не удалось, подключилась народная фантазия. Выдвигались версии от мистических до фантастических. Так, например, возникла легенда о том, что возле моста жила дочь почтмейстера Мария, обманутая и брошенная офицером. Однажды она увидела в окно, как мост переходит тот самый полк, в котором служил ее обидчик, и в сердцах выкрикнула: «Чтоб вам, военным, провалиться!». С тех пор Мария Ратнер получила прозвище - Мария Египетская.

Однако проклятия бедной Марии народной молве показалось недостаточно.

Вспомнили, что мост был облицован гранитными блоками, вынутыми из стенок рвов Михайловского замка. А тот пользовался в народе зловещей славой - говорили, что гранит на постройку брали с мест древних капищ, что вызвало гнев богов.

А многие во всем произошедшем обвиняли сфинксов. И хотя они не имели к Древнему Египту никакого отношения, им все равно в народе приписывали мистическую силу. Говорили, что они поют погребальные песни. Дело в том, что цепи, на которых держался мост, действительно издавали разные звуки. Ну а народная фантазия приписала эти песни сфинксам и наделила их пророческой силой.

После аварии на месте Египетского моста остались гранитные мостовые устои и сфинксы на пьедесталах. Рядом, в створе Усачёва переулка (ныне переулок Макаренко), в том же году был построен деревянный семипролётный мост. Многими этот мост отмечался как крайне неудобный, так как транспорту приходилось с Лермонтовского проспекта сворачивать на узкую набережную. Известно, что перед постройкой нового Египетского моста рассматривалось семнадцать различных его вариантов.

В 1954-1956 годах инженером В. В. Демченко, архитекторами В. С. Васильковским и П. А. Арешевым был построен новый Египетский мост. Его сдали в эксплуатацию 30 декабря 1955 года, а временную деревянную переправу в 1956 году разобрали. Чугунные сфинксы на мостовых устоях были сохранены, к ним добавили стилизованные торшеры-обелиски.

В 1989 году один из сфинксов был сбит в воду машиной. Фигуру отреставрировали и поставили на место. В 2004 году прошла реставрация одной и ремонт остальных скульптур. Выяснилось, что головы сфинксов ранее были вызолочены. В ходе реставрации позолота сфинксов была восстановлена. Торжественное открытие скульптур после реставрации произошло 27 мая 2004 года.

источники

В 19 веке в Европе вошли в моду цепные мосты. Кроме того, весь мир увлекался в тот момент Египтом, его культурой и древней историей.

Санкт-Петербург, не желая отставать от европейских тенденций, тоже захотел получить свой Египетский мост, правда перекинули его очень далеко от центра, в самом конце реки Фонтанка.

Архитекторы Христианович и Треттер оформили его в древнеегипетском стиле.

Разумеется, как назвать переправу, в градостроительном департаменте Петербурга споров не было.

По проекту установили чугунные ворота, украшенные египетскими иероглифами и орнаментами. Таким же узором украсили все архитектурные элементы – ограду, колонны, карнизы. И, конечно, не обошлось без сфинксов.

Четыре чугунных статуи, изображавшие мифических животных, были установлены на обеих набережных Фонтанки.

Головы сфинксов венчали шестигранные фонари. Основной пролет держится на цепях.

Есть мнение, что расположение такого пышного моста вдали от центральной, парадной части города, вызвано помещавшимися неподалеку армейскими казармами. Наверное, такой исторической ассоциацией власть хотела добавить солдатам и офицерам патриотизма и благоговения. Так это, или нет, с уверенностью уже никто не скажет. Скорее всего, мост был просто данью моде.

Египетский мост простоял до начала 20 века и в 1905 году, во время первой революции, когда по нему проходил конногвардейский эскадрон, внезапно обрушился.

Считается, что старые конструкции вошли в резонанс, вызванный четким шагом военных, и не выдержали слишком сильных колебаний.

Это было всего лишь предположением, но оно получило большие последствия.

Во-первых, случай вошел в школьные учебники истории, как наглядный пример последствий резонанса.

Во-вторых, теперь, когда военные идут строем по любым мостам, им отдается команда «идти не в ногу», дабы не вызвать новых обрушений.

Опять же, так ли это на самом деле, неизвестно. Очевидцы утверждали, что солдаты не слезали с лошадей, вступая на переправу. А лошади, даже самые дрессированные, не могут идти в ногу так слаженно. Скорее всего причина обрушения Египетского моста кроется в других, не столь романтичных причинах.

Наиболее вероятно, что он просто не выдержал вес плотного конного строя.

Есть еще одна легенда, не менее романтичная, и еще более неправдоподобная. По слухам, в доме неподалеку проживала женщина по имени Мария, прозванная Египетской. Один из офицеров полка обманул ее в свое время, поэтому, увидев в окно проходящий полк, она в негодовании пожелала военным провалиться, и в следующий миг мост рухнул.

Погибший под конскими копытами Египетский мост на скорую руку заменили деревянным, который простоял до 1955 года, когда его заменили каменным.

Новая конструкция не блистала пышностью и архитектурными изысками. Перед его создателями не было поставлено задачи воссоздать строение в прежнем виде.

Наоборот, проект отличался скромностью, хотя, египетские мотивы сохранились в оформлении ограды. Кроме того, уцелели знаменитые сфинксы, благодаря которым сохранилось и прежнее название.

Сфинксов отреставрировали в 2004 году. Под толстым слоем краски, покрывавшей их головы, обнаружилась позолота. Ее восстановили, гранитные пьедесталы укрепили и отчистили и возвратили монстров на прежнее место.

Мост находится рядом с гостиницей Азимут, но остальным обычным туристам его не увидеть даже на речной экскурсии. Все типовые прогулки на речных трамвайчиках сворачивают чуть раньше из Фонтанки в Крюков канал.

Ехать сюда специально не удобно. Но, если кто-то рискнет совершить пешеходную прогулку по набережной Фонтанки, то увидит и его, и стерегущих Сфинксов.

Это один из первых цепных мостов в Петербурге. Идея конструкции таких переправ родилась на рубеже XVIII и XIX веков одновременно в разных странах. Тогда в строительстве инженерных сооружений начали активно внедрять железные конструкции, которые в отличие от традиционного чугуна работают не только на сжатие, но и на растяжение. Именно это свойство железа позволило родиться идее подвесить на железные цепи мостовое полотно.

Первым цепным висячим мостом в Петербурге в 1823 году стал Екатерингофский мост (одна из первых подобных переправ в Европе), не дошедший до наших дней. В том же 1823 году приступили к сооружению Пантелеймоновского моста , а вскоре было решено перекинуть через Фонтанку ещё один висячий мост, названный Египетским.

Выбор названия моста вполне традиционен для первой четверти XIX века, когда в моде было искусство Древнего Египта. Архитектурные детали в характерном для Египта стиле были свойственны позднему классицизму. Их в своём творчестве применял Тома де Томон , проектируя фонтаны со сфинксами у подножья Пулковской горы. В тот же период А. Менелас возвёл Египетские ворота в Царском Селе. В 1830-х годах на берегу Невы напротив Академии художеств были установлены знаменитые сфинксы .

Когда началось проектирование Египетского моста осталось неизвестным. Но зато сохранились сведения, что 6 февраля 1825 года главнокомандующий путей сообщения и публичных зданий герцог А. Вюртембергский напоминал о необходимости скорейшего окончания проектирования. Этим занимался инженер В. А. Христианович при консультации Г. М. Треттера . Они же, кстати, перед этим возводили цепной Пантелеймоновский мост. Они же затем возводили пешеходные висячие мосты: Банковский , Почтамтский , Львиный .

17 апреля Треттер предоставил герцогу А. Вюртембергскому два варианта чертежей с пояснительными записками. Они отличались сметами: 148 500 и 158 500 рублей. Эти суммы показались начальству слишком большими. Был заказан третий вариант, который отличался от предыдущих тем, что мост проектировался строго перпендикулярно берегам Фонтанки, без учёта направления прилегающих улиц .

Строительство Египетского моста началось 9 августа 1825 года с забивки свой под береговые устои. До 25 августа в грунт было забито 264 сваи длиной 8,52 и 10,65 метров. Береговые устои и каменные работы выполнялись подрядчиком Гавриилом Васильевым. Гранитные устои были выполнены из камней, которые ранее использовались для облицовки канала вокруг Михайловского замка . Строительство планировалось завершить до конца года, но из-за запоздания каменных работ, завершившихся в начале ноября, монтаж железных конструкций перенесли на следующий год.

Металлические конструкции и скульптуры были изготовлены на заводе К. Н. Берда По своей сути конструкция цепного Египетского моста являлась облегчённой копией конструкции Пантелеймоновского - его усовершенствованной версией. Здесь было три поддерживающие цепи, а не пять. Чугунные порталы моста были украшены росписями в египетском стиле и иероглифами. Отдельные элементы орнамента были позолочены.

Рядом с мостовыми устоями на чугунных пьедесталах были установлены чугунные сфинксы работы скульптора Петра Павловича Соколова. Изначально на заводе было изготовлено две пробных фигуры. Они долгое время оставались лишними, но сохранились. В 1971 году их отреставрировали и установили на пристани близ Каменноостровского моста . На головах у сфинксов крепились шестигранные фонари. П. П. Соколов является автором и других известных петербургских мостовых скульптур - грифонов Банковского моста и львов моста Львиного. Другое его знаменитое произведение - статуя "Девушка с кувшином" в Царском Селе.

Движение по Египетскому мосту было открыто 25 августа 1826 года, в восемь часов пополудни. Этому событию придавалось большое значение. Ещё за месяц до окончания строительства был разработан торжественный церемониал открытия переправы. Длина цепного Египетского моста составляла 54,8 метра, ширина - 11,7 метров, высота порталов - 6,5 метров .

Египетский мост неофициально называли "поющим". "Петербургская газета" 18 января 1901 года писала:

«Поющий мост. Оказывается, что и такой есть в Петербурге. Это Египетский. Он, как известно, цепной системы, и, когда вы едете по нему, то его цепи издают самые разнообразные заунывные звуки. Не поет ли уже он себе погребальную песню?» [Цит. по: 1, с. 87]

20 января 1905 года через Египетский мост проходил кавалерийский эскадрон, а навстречу ему - 11 саней с возницами. Мост затрещал и рухнул. В воде оказались все кроме двух всадников и трёх лошадей. Подоспевшие пожарные помогли пострадавшим выбраться на берег. Позже в полиции выяснилось, что пострадал один кавалерист, женщина и девочка. Погибших к счастью не оказалось. Газета "Новости дня" так описала это событие:

Сегодня в 12 ½ час. дня при следовании лейб-гвардии конного-гренадерского полка через Египетский цепной мост через Фонтанку, по направлению от Могилёвской улицы к Ново-Петергофскому проспекту, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строй справа по 3 в ряд, вместе с лошадьми (упали) в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов. Вся настилка моста вместе с перилами и скреплениями, разорвав цепи и сломав часть чугунной опоры, проломала лёд и оказалась на дне реки. <...> К 2-м часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приёмные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьёзно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось. Из лошадей одна затонула, две были искалечены и, вытащенные на берег, пристрелены. Причина несчастья, как предполагают, раскачка моста кавалерией при не вполне прочной конструкции. <...>

Обрушение Египетского моста многим показалось более чем странным. Ведь последние его ремонты дважды проходили в 1904 году, и один раз - в январе 1905 года. После обследования конструкций появилась официальная причина происшествия - плохое качество железа и наличие в металле одного из звеньев цепи внутренней раковины. Современными специалистами авария объясняется недостаточной прочностью металла на холоде. В школьных учебниках обрушение Египетского моста с тех пор приводится как доказательство эффекта резонанса. А в воинском уставе "благодаря" аварии появилась новая команда "идти не в ногу", которая отдаётся строю перед началом движения по любому мосту. Тем не менее, точной причины происшедшего так и не найдено. Есть свидетельства, что солдаты передвигались по Египетскому мосту не сойдя с лошадей, а значит в ногу они идти не могли, соответственно не могли создать эффекта резонанса.

Существует и ненаучная, мистическая версия причины обрушения Египетского моста. В одном из близлежащих домов якобы жила женщина, которую в свою время обманул один из гвардейских офицеров. Увидев в окне проезжающих по мосту военных, женщина воскликнула: "Чтоб вам, военным, провалиться!". Тут же это и случилось.

Как бы то ни было, из аварии были сделаны необходимые выводы. В начале XX века были разработаны новые системы висячих мостов, в которых применяли уже не цепи, а ванты (гибкие многопроволочные канаты), выдерживающие гораздо большую нагрузку.

После аварии на месте Египетского моста остались гранитные мостовые устои и сфинксы на пьедесталах. Рядом, в створе Усачёва переулка (ныне переулок Макаренко), в том же году был построен деревянный семипролётный мост. Многими этот мост отмечался как крайне неудобный, так как транспорту приходилось с Лермонтовского проспекта сворачивать на узкую набережную. Известно, что перед постройкой нового Египетского моста рассматривалось семнадцать различных его вариантов. Например, ещё в 1913 году инженер А. И. Пшеницкий и архитектор М. С. Лялевич предлагали свой проект. Но его реализации помешали начало Первой мировой войны и последующая Революция 1917 года.

В 1954-1956 годах инженером В. В. Демченко, архитекторами В. С. Васильковским и П. А. Арешевым был построен новый Египетский мост. Его сдали в эксплуатацию 30 декабря 1955 года, а временную деревянную переправу в 1956 году разобрали. Чугунные сфинксы на мостовых устоях были сохранены, к ним добавили стилизованные торшеры-обелиски.

В 1989 году один из сфинксов был сбит в воду машиной. Фигуру отреставрировали и поставили на место. В 2004 году прошла реставрация одной и ремонт остальных скульптур. Выяснилось, что головы сфинксов ранее были вызолочены. В ходе реставрации позолота сфинксов была восстановлена. Торжественное открытие скульптур после реставрации произошло 27 мая 2004 года.

Длина Египетского моста составляет 44 метра, ширина - 27 метров.

Вверх