Оттепель в культурной жизни презентация. Презентация на тему "«оттепель» в ссср или хрущевская оттепель". Реформа управления народным хозяйством

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Оттепель» в духовной жизни. СССР в 1953 – 1964 гг.

«Оттепель» (1953-1964 гг.) И.Эренбург в повести «Оттепель» назвал этот период «оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской зимы. Период «оттепели» характеризовался смягчением политического режима, началом процесса реабилитации жертв массовых репрессий 1930-х – начала 1950-х гг., расширением прав и свобод граждан, некоторым ослаблением идеологического контроля в области культуры и науки.

Хрущевская «оттепель» конца 50-х-начала 60-х годов - это не весна, в том значении, как мы понимаем, но это надежды на весенние перемены в стране. Поколение молодых людей стали называть шестидесятниками. Термин впервые появился в заглавии опубликованной статьи С. Рассадина в декабре 1960 г. в журнале «Юность» о молодых писателях, их героях и читателях. Шестидесятников объединяло обостренное чувство ответственности за судьбу страны и убежденность в возможности обновления советской политической системы. «Оттепель» (1953-1964 гг.)

Оттепель проявилась не только в снятии наиболее жестких ограничений на деятелей культуры, но и в постепенном возобновлении культурных связей с зарубежными странами. 1957 г. – в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов, положивший начало регулярным контактам советской молодежи с зарубежными сверстниками. «Оттепель» (1953-1964 гг.)

«Оттепель» (1953-1964 гг.) В 1957 г. после международного фестиваля молодежи на улицах появились стиляги – молодежь, одетая по западной моде. Власть пыталась держать эти процессы под контролем. Стиляг осуждали и высмеивали.

«Оттепель» (1953-1964 гг.) Советский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивались в 1930-1940-е гг. : заново вошли в литературу С.А. Есенин, М.И. Цветаева, А.А. Ахматова А.А. Ахматова М.И. Цветаева С.А. Есенин

«Оттепель» (1953-1964 гг.) Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. В это время появилась целая плеяда замечательных поэтов – «шестидесятников»: Е. А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Б.А. Ахмадулина, Р.И. Рождественский. Р. Рождественский А. Вознесенский Б. Ахмадулина Е. Евтушенко

«Оттепель» (1953-1964 гг.) Широкую популярность обрел жанр авторской песни, в которой автором текста, музыки и исполнителем являлся, как правило, один человек. А.А. Галич, Б.Ш. Окуджава, В. С. Высоцкий – настоящие властители дум молодежи 1960-1970-х гг. Б. Окуджава В. Высоцкий А. Галич

«Оттепель» (1953-1964 гг.) Особым духом творческих исканий проникнута литература писателей – «шестидесятников»: Д.А. Гранина «Иду на грозу», Ю.П. Германа «Дорогой мой человек», писателя – фантаста И.А. Ефремова «Туманность Андромеды». И. Ефремов Ю. Герман Д. Гранин

«Оттепель» (1953-1964 гг.) Важную роль в литературной жизни 1960-х гг. играли литературные журналы. 1955 г. – вышел первый номер журнала «Юность». Особую популярность среди читателей обрел журнал «Новый мир», главный редактор А.Т. Твардовский А. Твардовский

«Оттепель» (1953-1964 гг.) В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, героически возвышенные образы сменяются изображением тяжести военных будней. Новую правду о войне раскрывали в своих произведениях Ю.В. Бондарев «Батальоны просят огня», М. А. Шолохов «Судьба человека», К. М. Симонов «Живые и мертвые». М. Шолохов Ю. Бондарев К. Симонов

«Оттепель» (1953-1964 гг.) Большим событием стала публикация в 1962 г. на страницах журнала «Новый мир» повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», где автор на основании собственного лагерного опыта размышлял о жертвах сталинских репрессий. А.И. Солженицын

«Оттепель» (1953-1964 гг.) Лучшие фильмы первых лет «оттепели» также показывают «человеческое лицо» войны: «Летят журавли» по пьесе В. Розова «Вечно живые», режиссер М.К. Калатозов. М. Калатозов

«Оттепель» (1953-1964 гг.) «Баллада о солдате», режиссер Г.Н. Чухрай.

«Оттепель» (1953-1964 гг.) «Судьба человека» по повести М. А. Шолохова, режиссер С.Ф. Бондарчук.

«Оттепель» (1953-1964 гг.) Однако внимание властей к литературно-художественному процессу как зеркалу общественных настроений не ослабевало. Цензура тщательно отыскивала и уничтожала любые проявления инакомыслия. Так рукопись романа В.С. Гроссмана «Жизнь и судьба», о судьбе, жертвах и трагедии ввергнутого в войну народа, была изъята у автора органами госбезопасности. По сохранившимся в списках двум экземплярам роман был опубликован в СССР только в годы перестройки.

«Оттепель» (1953-1964 гг.) В. Гроссман

«Оттепель» (1953-1964 гг.) В конце 1950-х гг. возник литературный самиздат. Так назывались ходившие в списках в виде машинописных, рукописных или фотокопий издания не прошедших цензуру произведений переводных иностранных и отечественных авторов. В самиздатовских копиях распространялись стихи М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой, Н. С. Гумилева, молодых современных поэтов.

«Оттепель» (1953-1964 гг.) Другим источником знакомства с неподцензурным творчеством стал « тамиздат » - печатавшиеся за границей произведения отечественных авторов, возвращавшиеся затем окольными путями на родину к своему читателю. Так произошло с романом Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго», который с 1958 г. распространялся в самиздатовских списках в узком кругу заинтересованных читателей.

«Доктор Живаго» В СССР роман готовили к публикации в «Новом мире», но книгу запретили как «проникнутую духом неприятия социалистической революции». В центре внимания – судьбы интеллигенции в вихре событий революций и Гражданской войны. После присуждения Б.Л. Пастернаку в 1958 г. Нобелевской премии по литературе в СССР развернулась кампания по травле писателя. Пастернак был исключен из Союза писателей СССР. Писатель категорически отверг требования властей покинуть страну, но был вынужден отказаться от премии. Конфликт губительным образом сказался на здоровье писателя – 30 мая 1960 г. его не стало.

«Оттепель» (1953-1964 гг.) «Я пропал, как зверь в загоне, Где-то воля, люди, свет. А за мною шум погони, Мне наружу хода нет… Что ж посмел я намаракать, Пакостник я и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей» Б. Пастернак

«Оттепель» (1953-1964 гг.) Процессы обновления затронули и изобразительное искусство. Шестидесятые годы – время становления так называемого «сурового стиля» в советской живописи. В полотнах Д. Д. Жилинского «Молодые скульпторы», В.Е. Попкова «Строители Братской ГЭС» реальность предстает без обычной в 1940-1950-е гг. лакировки, нарочитой праздничности и парадности.

«Оттепель» (1953-1964 гг.) Д.Д. Жилинский Молодые скульпторы В.Е. Попков Строители Братской ГЭС

«Оттепель» (1953-1964 гг.) Скульпторы работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных Великой Отечественной войне. В 1960-е гг. были возведены памятник – ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (1963-1967 гг., скульптор Е.В. Вучетич), Мемориал на Пискаревском кладбище в Ленинграде (1960 г., скульпторы В.В. Исаева, Р.К. Таурит).

Памятник – ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (1963-1967 гг., скульптор Е.В. Вучетич),

Мемориал на Пискаревском кладбище в Ленинграде (1960 г., скульпторы В.В. Исаева, Р.К. Таурит).

«Оттепель» (1953-1964 гг.) Власть искала новые приемы воздействия на интеллигенцию. С 1957 г. стали регулярными встречи руководителей ЦК КПСС с деятелями искусства и литературы. На этих встречах подвергалось « зубодробительной» критике все, что не вписывалось в официальную идеологию режима. Заодно отрицалось и все, что было лично не понятно самому Хрущеву. Личные вкусы руководителя страны вновь приобрели характер официальных оценок.

Выставка в Манеже в 1962 г. В 1962 г. Н.С. Хрущев посетил выставку московских художников-авангардистов в Манеже. Авангардная живопись и скульптура вызвали у первого секретаря ЦК КПСС резко отрицательную реакцию. Жесткая критика за «формализм» и «безыдейность», развернувшаяся в печати после скандала на выставке в Манеже, загнала этих художников в «подполье» - на квартиры (отсюда появился феномен «квартирны х выставок» и название «другого искусства» - андеграунд от англ. Underground – подземелье). Скульптор Э. Неизвестный покинул страну.

Выставка в Манеже в 1962 г.

«Оттепель» (1953-1964 гг.) Э. Неизвестный

Противоречия «оттепели» «Оттепель» «Предел оттепели» Начало демократизации, обновление духовной жизни страны, появление новых произведений, свобода творчества. Стремление поставить духовную жизнь общества на службу командно-административной системе. Контроль со стороны компартии, новые формы воздействия: специальными постановлениями ЦК установлены пределы «свободы творчества», регулярные встречи руководителей ЦК с деятелями культуры.


Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

«ОТТЕПЕЛЬ» В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ МБОУ «Лицей №12 г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М. ОТТЕПЕЛЬ

И.Г. ЭРЕНБУРГ (1891–1967) - советский писатель, поэт, публицист

« …Оттепель, наступившая после долгой и суровой сталинской «зимы». В то же время это была не «весна» с её полноводным и свободным «разливом» мыслей и чувств, а именно «оттепель», за которой мог последовать «лёгкий морозец»

ЛИТЕРАТУРА

Восстанавливается доброе имя многих деятелей культуры – жертв беззакония: В. Мейерхольда, Б. Пильняка, О. Мандельштама, И. Бабеля.

Принцип художественной объективности, ставил правду искусства выше любых идеологических

предписаний.

Б.А. ПИЛЬНЯК

(1894-1938 гг.)

Увидел в революции не только силу, но и «слезы и кровь».

И.Э. БАБЕЛЬ

(1894 -1940 гг.)

ЛИТЕРАТУРА

Советский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивались в 1930 -1940-е гг.: заново вошли в литературу С.А. Есенин, М.И. Цветаева, А.А. Ахматова

ЛИТЕРАТУРА

Рождение нового направления в советской литературе - обновленческого, обращение к внутреннему миру человека, его повседневным заботам и проблемам, нерешённым вопросам развития страны.

В 1953 году в своей работе В. Померанцев « Об искренности в литературе» пишет: « …честно писать – это значит не думать о выражении лиц высоких и невысоких читателей…»

ЛИТЕРАТУРА

В журнале « Новый мир» появились статьи В. Овечкина, Ф. Абрамова, И. Эринбурга, В. Пановой, которые впервые поставили вопрос о губительности той атмосферы, которая сложилась в стране.

Ф. АБРАМОВ

В. ПАНОВА

Ф. ПАНФЕРОВ

ЛИТЕРАТУРА

В романе описывается драматическая судьба изобретателя, сталкивающегося с бюрократической системой.

В.М. ДУДИНЦЕВ

ЛИТЕРАТУРА

В романе описываются ученые, их самозабвенная работа, поиски, исследования. В книгах Гранина воплощался мир людей, по-новому мыслящих, свободных, решительных, самостоятельных.

Д.А. ГРАНИН

ЛИТЕРАТУРА

В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, героически возвышенные образы сменяются изображением тяжести военных будней. Новую правду о войне раскрывали в своих произведениях Ю.В. Бондарев «Батальоны просят огня», М. А. Шолохов «Судьба человека», К. М. Симонов «Живые и мертвые».

Ю. БОНДАРЕВ

М. ШОЛОХОВ

К. СИМОНОВ

ЛИТЕРАТУРА

Настоящим потрясением для многих людей стал выход в свет произведений А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»,

«Матренин двор», в полный рост поставивших проблемы

преодоления сталинского наследия в повседневной жизни советских людей

Хрущев: «это очень опасная тема и трудный материал» и заниматься им надо, «соблюдая чувство меры».

А.И. СОЛЖЕНИЦЫН

ЛИТЕРАТУРА

Освоение космоса, разработка новейших образцов техники сделали любимым жанром читателей научную фантастику. Романы И.А. Ефремова, А.П. Казанцева, братьев Стругацких приоткрывали для читателей завесу будущего.

А. и Б. СТРУГАЦКИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. В это время появилась целая плеяда замечательных поэтов – «шестидесятников»:

Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Б.А. Ахмадулина, Р.И. Рождественский.

Е.А. ЕВТУШЕНКО

Б.А. АХМАДУЛИНА

Р. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ

ЛИТЕРАТУРА

Не надо околичностей. Не надо чушь молоть. Мы - дети культа личности, мы кровь его и плоть.

Мы выросли в тумане, двусмысленном весьма, среди гигантоманий и скудости ума.

Мы - сверстники примера, который грозовел наичистейшей верой и грязью изуверств.

Мы - помеси, метисы несовместимых свойств: дерзаний с догматизмом, с новаторством притворств.

Его вступление в литературу в 1958 г. было «внезапным, стремительным,» и, с позиций того времени, неслыханно дерзким.

А.А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ

САМИЗДАТ

В конце 1950-х гг. возник литературный самиздат.

Так назывались ходившие в списках в виде машинописных, рукописных или фотокопий издания не прошедших цензуру.

Н.И. ГЛАЗКОВ

Поэт, переводчик, изобретатель термина «Самиздат»

Мне говорят, что «Окна ТАСС»

Моих стихов полезнее.

Полезен также унитаз,

Но это не поэзия.

Я на мир взираю из-под столика.

Век двадцатый - век необычайный.

Чем столетье интересней для историка,

Тем для современника печальней…

САМИЗДАТ

Любое событие порождало лавину анекдотов. Это не просто способ пошутить, это основная возможность сформулировать и передать другим свои политические оценки и жизненные наблюдения...

- Почему в продаже нет обуви?

- Босиком легче догнать и перегнать Америку

- Как называется прическа Хрущева?

- Урожай 1963 года.

Колхозник говорит: «Вам, писателям, хорошо: в литературе Никита Сергеевич понимает!»

Хрущев ввел в Конституцию СССР новую статью: «Граждане СССР имеют право на посмертную реабилитацию».

КИНЕМАТОГРАФ

Лучшие фильмы первых лет «оттепели» также показывают «человеческое лицо» войны …

«Летят журавли» по пьесе В. Розова «Вечно живые», режиссер М.К. Калатозов. В центре - трагическая история двух влюбленных, которых война разлучила навсегда.

КИНЕМАТОГРАФ

«Баллада о солдате», режиссер Г.Н. Чухрай. Молодой солдат Алёша Скворцов совершает подвиг и вместо ордена просит дать ему отпуск, чтобы повидаться с мамой. Путь домой оказывается долог и непрост.

КИНЕМАТОГРАФ

испытатель

Астахов, герой

Советского

Союза, во время

войны попадает в плен. После войны вернувшегося Астахова исключают из партии, увольняют с работы и лишают правительственной награды. Любовь жены и вера в себя спасают его и возвращают надежду на справедливость...

КИНЕМАТОГРАФ

«Судьба человека», режиссер С.М. Бондарчук. Фильм рассказывает о русском солдате, прошедшего страшные испытания. Но он отстоял своё право быть человеком, сохранил способность любить...

КИНЕМАТОГРАФ

«Весна на Заречной улице», режиссер М. Хуциев. История любви юной учительницы школы рабочей молодежи и ее ученика.

В кинематографии появился новый тип киногероя - рядового человека, далекого от идеала, но привлекательного своими нравственными качествами, близкого и понятного зрителям.

КИНЕМАТОГРАФ

«Высота», режиссер М. Зархи. Фильм о непростых характерах простых советских людей, умеющих трудиться, мечтать, любить – строить большое человеческое счастье.

ТЕАТР

Наблюдался творческий рост театрального искусства. Театры активно искали свой путь развития, обретали собственный стиль

В 1956 г. в Москве была организована Студия молодых актеров, вскоре выросшая в театр-студию «Современник», под руководством

режиссера О.Н. Ефремова.

ТЕАТР

Ядром коллектива стали популярные советские актеры Г. Волчек, Е. Евстигнеев, И. Кваша, О. Табаков.

ЕВГЕНИЙ ЕВСТИГНЕЕВ

ГАЛИНА ВОЛЧЕК

ТЕАТР

В том же году главным режиссером ленинградского БДТ стал Г.А. Товстоногов. Репертуарные искания нового руководителя БДТ шли по двум руслам – современной драматургии и мировой классики.

  • «Пять вечеров» А. Володина
  • «Варвары» М. Горького
  • «Горе от ума» А.С. Грибоедова
  • «Мещане» М. Горького,
  • «Ревизор» Н.В. Гоголя,
  • «Три сестры» А.П. Чехова
  • «Прошлым летом в Чулимске»
  • А. Вампилова

  • «Энергичные люди» В. Шукшина
  • «История лошади» Л.Н. Толстого
ТЕАТР

На его сцене свои лучшие роли сыграли Л. Макарова, Е. Копелян, В. Стржельчик, К. Лавров, П. Луспекаев, С. Юрский, Е. Лебедев, О. Басилашвили.

К. ЛАВРОВ

О. БАСИЛАШВИЛИ

П. ЛУСПЕКАЕВ

ТЕАТР

С 1964 г., местом притяжения театралов стал Московский театр драмы и комедии на Таганке, под руководством Ю.П. Любимова. Молодой колектив объявил себя наследником традиций Станиславского, Вахтангова, Мейерхольда

ТЕАТР

В «звездной» труппе блистали А. Демидова, В. Высоцкий, Н. Губенко, В. Золотухин, З. Славина, Л. Филатов.

В. ВЫСОЦКИЙ

А. ДЕМИДОВА И Л. ФИЛАТОВ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

С конца 50-х годов в советской живописи утвердилось новое направление, позже названное «суровым стилем», для которого характерен подчеркнутый драматизм в подходе к жизненным яв-лениям.

П.Н. НИКОНОВ НАШИ БУДНИ (1960)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Н.И. АНДРОНОВ «ПЛОТОГОНЫ» (1958-1961)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

В.Е. ПОПКОВ «СТРОИТЕЛИ БРАТСКА» (1960-1961)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Шло становление нового художественного мышления в изоб-разительном искусстве. Реабили-тировано искусство авангарда 20-х годов, стали проводиться выставки молодых художников, работавших в нетрадиционном сти-ле

МУЗЫКА

В мае 1958 г. ЦК КПСС издал постановление «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца», в котором признавались бездоказательными и несправедливыми прежние оценки Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Н. Мясковского и др.

Д. ШОСТАКОВИЧ

С. ПРОКОФЬЕВ

А. ХАЧАТУРЯН

МУЗЫКА

Наиболее значительным событием в музыкальном театральном искусстве стала премьера выдающегося балета А. Хачатуряна «Спартак».

МУЗЫКА

В декабре 1959 года состоялось Первое Всероссийское совещание деятелей эстрадного искусства. Это явилось актом признания заслуг советской эстрады.

  • Л. Мондрус - Синий лён
  • И. Бржевская - То ли дождик, то ли снег
  • Г. Великанова – Ландыши
  • Э. Хиль - Зима
  • Т. Миансарова –
  • Чёрный кот

  • В. Мулерман - Лада,
  • А. Ведищева - Всё равно ты будешь мой

ВАДИМ МУЛЕРМАН

МУЗЫКА

Широкое распространение к концу десятилетия получили и вокально-инструментальные ансамбли.

«ДРУЖБА» А. БРОНЕВИЦКОГО, СОЛИСТКА ЭДИТА ПЬЕХА

МУЗЫКА

Н. ДОБРОНРАВОВ И А. ПАХМУТОВА

В этот период начинается творческая деятельность

Э. Денисова, А. Петрова, А. Шнитке, Р. Шедрина,

А. Эшпая. Огромной популярностью пользовались

произведения Г.

Свиридова и

Пахмутовой на

Добронравова.

Б. ОКУДЖАВА

Это серьезные раздумья о жизни человека:

о жестокости нашей жизни,

о неуважении к личности, о крушении идеалов, о разочарованиях, об эфемерности надежд.

ДО СВИДАНИЯ, МАЛЬЧИКИ

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчики головы подняли - повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли, за солдатом - солдат...

До свидания, мальчики!

Мальчики,

постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте

высокими,

не жалейте ни пуль, ни гранат

и себя не щадите, и все-таки

постарайтесь вернуться назад.

Оттепель проявилась и в постепенном возобновлении культурных связей с зарубежными странами. 1957 г. – в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов, положивший начало регулярным

контактам

советской

молодежи с

зарубежными

сверстниками

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ

  • Прозвучавшая на церемонии закрытия песня «Подмосковные вечера» надолго сделалась визитной карточкой СССР.
  • Один из фестивальных конкурсов впоследствии стал постоянной передачей на телевидении и положил основу массовому распространению в находящемся под железным занавесом Советском Союзе КВН.
  • К фестивалю были написаны песни «Если бы парни всей Земли…», «Зори московские…», «Звенит гитара над рекою…» и др.
  • В стране стала распространяться мода на
  • джинсы, кеды, рок-н-ролл и игру

    бадминтон.

ВСЕМИРНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ МОЛОДЕЖИ И СТУДЕНТОВ

В 1957 г. после международного фестиваля молодежи на улицах появились стиляги – молодежь, одетая по западной моде. Власть пыталась держать эти процессы под контролем. Стиляг осуждали и высмеивали.

… Ты его, подружка, не

Может, он залетный

Может, когда маленьким

Кто-то его на пол уронил,

Может, болен он, бедняга?

Нет, он попросту стиляга!

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ

  • 1958 – первый международный
  • конкурс им. П.А. Чайковского

  • 1959 – возобновлен Московский
  • кинофестиваль

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ
  • 1957 - в Москве открылась персональная выставка работ испанского художника
  • П. Пикассо.

  • 1958 - выставка американских абстракционистов в Сокольниках
  • 1960 - «Живопись Великобритании 1700 – 1960» в ГМИИ
  • 1961 - выставка современных французских мастеров в Сокольниках.

П. ПИКАССО «СКРИПКА И ВИНОГРАД» 1912

ПАРТИЙНЫЙ КОНТРОЛЬ

Невозможность действовать репрессивными методами

вынуждала партийное руководство искать новые приемы воздействия на интеллигенцию

«Вовсе не означает, что теперь, после осуждения культа личности, наступила пора самотека... Партия проводила и будет последовательно и твердо проводить... ленинский курс,

непримиримо выступая против любых идейных шатаний»

Н.С. Хрущев

ПАРТИЙНЫЙ КОНТРОЛЬ

Литературный журнал «Новый мир» стал рупором нового направления в советской литературе. Однако власть признала публикацию этих работ «вредной» и отстранила Твардовского от руководства журналом

А. ТВАРДОВСКИЙ

ПАРТИЙНЫЙ КОНТРОЛЬ

Попытки главы Союза писателей А. А. Фадеева добиться изменить стиль руководства Союзом писателей и его отношений с ЦК КПСС.

привели к его опале, а затем и к самоубийству.

Из предсмертной записки:

…Искусство в СССР «загублено самоуверенно-невежественным руководством партии», а

литераторов, даже самых признанных, низвели до положения мальчиков, уничтожали, «идеологически ругали и называли

это партийностью»

ПАРТИЙНЫЙ КОНТРОЛЬ

Публикация на Западе запрещенного властями романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» и присуждение ему Нобелевской премии поставили писателя буквально

вне закона. В октябре 1958 г. он

был исключен из Союза

писателей и вынужден

отказаться от Нобелевской

премии, чтобы избежать

высылки из страны

Б. ПАСТЕРНАК

«Я пропал, как зверь в загоне,

Где-то воля, люди, свет.

А за мною шум погони,

Мне наружу хода нет…

Б. Пастернак

ПАРТИЙНЫЙ КОНТРОЛЬ

Цензура тщательно отыскивала и уничтожала любые проявления инакомыслия. Так рукопись романа

В.С. Гроссмана «Жизнь и судьба», о судьбе, жертвах и трагедии ввергнутого в войну народа, была изъята у

госбезопасности. По

сохранившимся в

списках двум

СССР только в годы

перестройки.

В.С. ГРОССМАН

ПАРТИЙНЫЙ КОНТРОЛЬ

Жесткая критика за «формализм» и «безыдейность», развернувшаяся в печати загнала этих художников в «подполье» = зарождение андеграунда

В 1962 г. Н.С. Хрущев посетил выставку художников-авангардистов в Манеже: «…Я вам говорю как Председатель Совета Министров: все это не нужно советскому народу» (Н.С. Хрущев)

ПАРТИЙНЫЙ КОНТРОЛЬ

Резкой критике за «идеологическую сомнительность»,

«недооценку руководящей роли партии», «формализм» и т. п. регулярно подвергались не только писатели и поэты (А. Вознесенский, Д. Гранин, В. Дудинцев, Е. Евтушенко, К. Паустовский и др.), но и

скульпторы, художники, режиссеры (Э. Неизвестный,

Р. Фальк, М. Хуциев),

философы, историки

Н. С. Хрущёв в 1962 году на выставке назвал скульптуры

Э. Неизвестного «дегенеративным искусством»:

По просьбе родственников Хрущева, Эрнст Неизвестный создал надгробный памятник Н. С. Хрущёву на Новодевичьем кладбище

«Я так и не понял, чего в нем больше белого или черного?»

Э. Неизвестный

ПАРТИЙНЫЙ КОНТРОЛЬ

С 1957 г. регулярными стали встречи руководства ЦК с

деятелями литературы и искусства. Личные вкусы Н. С. Хрущева приобретали характер официальных оценок. Бесцеремонное вмешательство не находило поддержки не только у большинства самих участников этих встреч и у интеллигенции в целом.

СКУЛЬПТУРА

ПИСКАРЕВСКОЕ КЛАДБИЩЕ

(1960) скульпторы

В.В. ИСАЕВА,

Р.К. ТАУРИТ

Скульпторы работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных Великой Отечественной

СКУЛЬПТУРА

МАМАЕВ КУРГАН (1963-1967) скульптор Е. ВУТЕТИЧ

АРХИТЕКТУРА

По предложению И. В. Сталина в 1947 г. Совет министров СССР принял решение о строительстве в Москве 8-ми высотных зданий, одним из которых, самым высоким, стал главный корпус МГУ на Ленинских (ныне Воробьёвых) горах.

ЗДАНИЕ МГУ НА ЛЕНИНСКИХ ГОРАХ (1949-1953 гг.) архитектор Л. РУДНЕВ

АРХИТЕКТУРА

В 1955 году принято постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», положившее конец сталинскому ампиру. Началась застройка районов крупными массивами, унылый «коробочный» пейзаж стал нормой для советских

Районы ХИМКИ-ХОВРИНО

(архитектор

КАРО АЛАБЯН)

АРХИТЕКТУРА

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СТАДИОН ИМ. В.И. ЛЕНИНА В ЛУЖНИКАХ

(1954-1956) арх. А. ВЛАСОВ, Н. УЛЛАС и др.

АРХИТЕКТУРА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕМЛЕВСКИЙ ДВОРЕЦ (1959-1961) арх. МИХАИЛ ПОСОХИН

РАЗВИТИЕ НАУКИ

В 1957 г. по инициативе академиков М. А. Лаврентьева, С. Л. Соболева и С. А. Христиановича под названием Сибирское отделение Академии наук СССР (СО АН СССР). В его состав вошли научные учреждения Западно-Сибирского филиала Академии наук СССР

К 1959 г. в стране имелось около 3200 научных учреждений

РАЗВИТИЕ НАУКИ

В 1956 г. был создан Международный исследовательский центр в Дубне (Объединенный институт ядерных исследований). 1957 г. - создание самого мощного в мире синхрофазотрона (резонансный циклический ускоритель)

РАЗВИТИЕ НАУКИ

Приоритет в научных разработках отдавался интересам военно-промышленного комплекса. На его нужды работали крупнейшие ученые страны (С. Королев, М. Келдыш, А. Туполев, А. Сахаров, И. Курчатов и др.)

С. КОРОЛЕВ

КОНСТРУКТОР

М. КЕЛДЫШ

МАТЕМАТИКА

А. ТУПОЛЕВ

КОНСТРУКТОР

РАЗВИТИЕ НАУКИ

1954 г. – запущена первая в мире АЭС в Обнинске

1954 г. – испытана водородная бомба

РАЗВИТИЕ НАУКИ

1955 – 1956 гг. – первая советская Антарктическая экспедиция

РАЗВИТИЕ НАУКИ

1956 г. - выход на трассы первого в мире реактивного пассажирского лайнера Ту-104

РАЗВИТИЕ НАУКИ

1957 г. - первый в мире атомный ледокол «Ленин»

1957 г. - первый искусственный

спутник Земли

РАЗВИТИЕ НАУКИ

1957 г. - создание быстроходных пассажирских судов на подводных крыльях («Ракета»)

РАЗВИТИЕ НАУКИ

1963 г. – первый полет женщины-космонавта В. Терешковой

СОВЕТСКИЙ СПОРТ

НИНА РОМАШКОВА –

первый советский олимпийский чемпион (метание диска)

Годы «оттепели» были ознаменованы триумфальными победами советских спортсменов. 1952 г. – летняя олимпиада в Хельсинки (22 золотых, 30 серебряных, 19

бронзовых медалей)

Советский Союз

получил 2 место по

числу медалей,

который впервые в

истории принял

участие в

Олимпийских играх.

СОВЕТСКИЙ СПОРТ

1956 г. – летняя олимпиада в Риме (103 медали,

из них 43 золотые, 29 серебряные и 31 бронзовая.)

Л. ЛАТЫНИНА (ГИМНАСТИКА)

В. КАПИТОНОВ (ВЕЛОСПОРТ)

Ю. ВЛАСОВ

(ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКА)

СОВЕТСКИЙ СПОРТ

Это были годы триумфа великого советского футболиста-вратаря Льва Яшина, сыгравшего за спортивную карьеру более 800 матчей и ставшего серебряным призером Кубка Европы (1964 г.) и чемпионом Олимпийских игр (1956 г.).

ОБРАЗОВАНИЕ

Образовательная система нуждалась в обновлении в соответствии перспективам развития науки и техники

В декабре 1958 г. был принят закон о новой структуре образования:

1. Вместо семилетки была создана обязательная

восьмилетняя политехническая школа.

2. Среднее образование – школа рабочей (сельской) молодежи без отрыва от производства, техникумы, средняя трехгодичную трудовая общеобразовательную школу с производственным обучением.

3. Для поступление в ВУЗ вводился обязательный производственный стаж

ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ

С конца 1950-х годов наметилась новая волна давления на церковь. Обоснование – борьба против «религиозных пережитков» в сознании людей. За 1958-1965 гг. количество зарегистрированных православных обществ сократилось с 13477 до 7551

Священники утверждались властями.

За верующими осуществлялась слежка -члены партии и ВЛКСМ в случае посещения церкви исключались из этих организаций

Обобщить знания учащихся об основных реформах Хрущёва в политической, социально-экономической, духовной областях, полученные в ходе предшествующей практической работы.

Продолжить формирование умений анализировать исторические явления, обобщать, сравнивать, работать с художественным и учебным текстом, документами, оценивать события, давать личную характеристику.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

(1953 - 1964гг.)

«ДОГНАТЬ И ПЕРЕГНАТЬ АМЕРИКУ»

Обобщить знания учащихся об основных реформах Хрущёва в политической, социально-экономической, духовной областях, полученные в ходе предшествующей практической работы; -продолжить формирование умений анализировать исторические явления, обобщать, сравнивать, работать с художественным и учебным текстом, документами, оценивать события, давать личную характеристику.

КОНЕЦ ЭПОХИ СТАЛИНИЗМА И БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ. НАЧАЛО ХРУЩЕВСКОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. МИРНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ СОВЕТСКОГО СОЮЗА. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Н. С. ХРУЩЕВА. ЗНАЧЕНИЕ ХРУЩЕВСКОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ.

НАЧАЛО ХРУЩЕВСКОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ.

“ Коллективное руководство ”

Схема: “ Этапы внутрипартийной борьбы ”

сделать вывод о приемлемости программ; почему программа Берии и Маленкова не прошла?

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.

Реформы (меры) Последствия освоение целины кукурузная эпопея повышение заработной платы установление пенсий введение паспортов введение материальных стимулов расширение личных подсобных хозяйств, а затем их ограничение. подъём сельского хозяйства увеличение количества продуктов питания продовольственный кризис Реформы в области сельского хозяйства.

Основные достижения социально – экономической политики. массовое строительство благоустроенного жилья, введение семичасового рабочего дня, снижение пенсионного возраста, запуск искусственного спутника Земли, первый полёт человека в космос, создание атомных станций, строительство атомного ледокола “ Ленин ” , введение бесплатного обучения (отмена платы за обучение).

“ Реабилитация ”

“ XX съезд КПСС ”

“ Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций ”

В период хрущевской “оттепели” происходит: -некоторое ослабление идеологического пресса со стороны партии и государства на творческую интеллигенцию; -появляется определенная свобода творчества; -деятели культуры и искусства получают право на самостоятельный творческий поиск и неоднозначность оценок; -прямые репрессии против интеллигенции сменяются новыми формами воздействия со стороны партийного руководства; специальные постановления ЦК, устанавливающие пределы “свободы творчества”, за которые интеллигенция не могла выходить в критике существовавших порядков; – регулярные встречи руководства ЦК с деятелями культуры и искусства.

“ Конституционный проект 1962-1964 гг. ”

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Н. С. ХРУЩЕВА.

"Кузькина мать" Никиты Хрущева

Карибский кризис октября 1962г.

Сфера Позитивные черты Негативные черты Политическая Десталинизация Демократизация Культ личности Экономическая Создание основ индустриального общества Продовольственный кризис Духовная Оттепель Партийно-государственный контроль “ Основные черты хрущевского десятилетия ”

1.Десталинизация общества («оттепель»). 2. Реабилитация репрессированных. 3. Освоение целинных земель. 4. Развитие науки, техники, космоса. 5. Строительство коммунизма. 6. Строительство 5-этажных домов («хрущёвок»). 7. Паспортизация сельского населения. 8. «Кукурузная эпопея». 9. Самокритика его, как государственного деятеля. 1. Отсутствие гласности, умалчивание о важных событиях (Кыштым, авария). 2. Своеобразная манера поведения на международной арене. 3. Обращение к репрессивным мерам (1962г., Новочеркасск). 4. Опасность развязывания 3-й мировой войны (1962г., Карибский кризис). 5. Приписки в государственных планах (Рязанская афера). 6. Стремление любыми способами догнать и перегнать Америку и показать всем «Кузькину мать».

П о н я т и я «оттепель» реабилитация ротация социальная напряжённость пацифизм целинник «кукурузная эпопея» коммунизм



ИЗМЕНЕНИЯ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ Начало процесса десталинизации в культурной политике. С началом хрущевской оттепели процесс преодоления сталинизма затронул различные области культуры, способствовал восстановлению культурной преемственности, расширению международных контактов. Со стороны партийно-правительственного аппарата были сделаны некоторые уступки в этих областях, благодаря чему допускался некоторый отход от принципов социалистического реализма.


После смерти И.В. Сталина было создано Министерство культуры СССР (во главе с Е.А. Фурцевой), возросла роль творческих союзов, съездов художественной интеллигенции (Союза художников РСФСР, Союза писателей РСФСР, Союз работников кинематографии СССР). Были восстановлены добрые имена деятелей науки, искусства, литературы (О. Мандельштама, Б. Пильняка, И. Бабеля и др.). В то же время сама концепция культурной политики не претерпела изменений: в полной мере продолжал действовать принцип партийности в литературе и искусстве. В связи с принятием новой Программы КПСС (1961) перед творческой интеллигенцией были поставлены задачи правдивого отражения социалистической действительности и достижений народного хозяйства, обличения буржуазной культуры. После смерти И.В. Сталина было создано Министерство культуры СССР (во главе с Е.А. Фурцевой), возросла роль творческих союзов, съездов художественной интеллигенции (Союза художников РСФСР, Союза писателей РСФСР, Союз работников кинематографии СССР). Были восстановлены добрые имена деятелей науки, искусства, литературы (О. Мандельштама, Б. Пильняка, И. Бабеля и др.). В то же время сама концепция культурной политики не претерпела изменений: в полной мере продолжал действовать принцип партийности в литературе и искусстве. В связи с принятием новой Программы КПСС (1961) перед творческой интеллигенцией были поставлены задачи правдивого отражения социалистической действительности и достижений народного хозяйства, обличения буржуазной культуры.


ШЕСТИДЕСЯТНИКИ Хронологически оттепель в области культуры началась раньше, чем в политической сфере. Уже в 1953-1956 гг. писатели И. Эренбург, М. Дудинцев, критик В. Померанцев в своих произведениях поставили волнующие всех вопросы: о роли интеллигенции в отечественной истории, ее отношениях с партией, о значении творчества художников и писателей в существующей системе. В связи с начавшейся оттепелью в среде интеллигенции произошел раскол на консерваторов, оставшихся верными старым принципам, и либералов (шестидесятников), предпринявших попытку изменить положение и роль творческой интеллигенции в стране.


НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ Оттепель в литературе В результате изменений в общественно-политической жизни страны произошла реабилитация многих деятелей литературы, в т.ч. А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко и др. Стали доступны произведения, незаслуженно забытые или просто неизвестные. Началась публикация новых и некоторых старых литературно-художественных журналов.


САМИЗДАТ В конце 50-х годов получил распространение самиздат (бесцензурная литература), сыгравший значительную роль в общественной жизни того времени. Организатором самиздата стало молодое поколение московской интеллигенции - писатели, поэты, философы, не подчинявшееся официальному курсу. Первый самиздатовский журнал Синтаксис был основан поэтом А. Гинзбургом.


НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВЫСШАЯ ШКОЛА На основании закона от 24 декабря 1958 г. началось реформирование школы, которое продолжалось до сер. 60-х гг., был завершен переход от семилетнего к восьмилетнему образованию (два дня в неделю школьники должны были работать на производстве); начальная четырехлетняя школа заменялась - трехлетней. Срок обучения в средней школе увеличился с 10 до 11 лет. Выпускники получали вместе с аттестатом зрелости свидетельство о специальности. Произошли изменения в системе профессионально-технического образования


Одновременно, в 1950-1955 гг., по всей стране было открыто 50 новых вузов (общее число их к концу 50-х гг. составило 766 (против 105 в дореволюционной России), а число студентов 2200 тыс. (против 127 тыс. до революции). Молодежь с трудовым стажем имела преимущества при зачислении в вузы.


ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ После ХХ съезда КПСС общественные науки получили новый импульс, хотя административное руководство продолжало сдерживать их развитие. Были изданы коллективные труды: Всемирная история, История Великой Отечественной войны, История русского искусства, этнографическая серия Народы мира. Появились новые журналы по различным отраслям обществоведения. В трудах историков и обществоведов разрабатывались новые темы и новые подходы, связанные с началом процесса десталинизации.


Одновременно продолжался процесс идеологизации сознания. В целях дальнейшего улучшения коммунистического воспитания подрастающего поколения в школах и вузах вводились новые общественные дисциплины: Обществоведение, Основы научного коммунизма, Основы научного атеизма; для взрослого населения - система политзанятий, открывались университеты марксизма-ленинизма. Одновременно продолжался процесс идеологизации сознания. В целях дальнейшего улучшения коммунистического воспитания подрастающего поколения в школах и вузах вводились новые общественные дисциплины: Обществоведение, Основы научного коммунизма, Основы научного атеизма; для взрослого населения - система политзанятий, открывались университеты марксизма-ленинизма.


НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В СССР Ускорение темпов научно-технического прогресса. В качестве центральной проблемы в период хрущевских реформ была выдвинута задача ускорения темпов научно-технического прогресса и существенного повышения его народнохозяйственного и социального эффекта. Вступление СССР в эпоху научно-технической революции стало важным фактором развития культуры. Сеть научных учреждений в стране в этот период заметно превысила довоенный уровень. Только в системе Академии наук СССР в 1956 г. насчитывалось 120 институтов и крупных лабораторий, 12 филиалов на местах. Новые научные центры были созданы на Сахалине, Камчатке, Крыму, Поволжье и т.д.


КИНЕМАТОГРАФ В 50-60-е гг. отечественное кино переживало новый этап своего развития (появилось цветное кино). В эти годы вышли фильмы с новым типом киногероя (близкого и понятного зрителям): М. Хуциева Весна на Заречной улице; А. Зархи Высота (с Н. Рыбниковым в главной роли).


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В 1957 г. был учрежден Союз художников СССР. Было реабилитировано искусство авангарда 20-х гг., проводились выставки молодых художников, работавших в нетрадиционном стиле. В этот период продолжали активно работать советские художники М. Сарьян, Б. Иогансон, П. Корин; скульпторы - Е. Вучетич, С. Коненков и др. В 50-е гг. значительных успехов достигло музыкальное искусство. В эти годы были написаны симфонии Десятая и Одиннадцатая Д. Шостаковича, балеты Спартак А. Хачатуряна, Тропою грома К. Караева, мировое признание получили советские пианисты С. Рихтер, Э. Гилельс, скрипач Д. Ойстрах.


АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА В начале 50-х гг. произошли изменения в практике градостроительства и архитектуры зданий. В Москве было построено несколько высотных зданий (в их числе здание МГУ на Ленинских горах, 1949-1953 гг., архитектор Л. Руднев).


НОВОЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ НАСТУПЛЕНИЕ НА ИНТЕЛЛИГЕНЦИЮ В конце 50-х гг. произошел поворот официальных властей к жесткой политике в области культуры и искусства. В ходе встреч руководителей КПСС с различными творческими союзами и интеллигенцией звучал призыв к их активной деятельности на благо коммунистического строительства. При этом Н.С. Хрущев проявлял некомпетентность и категоричность в оценках творчества деятелей культуры. Своеобразным рубежом стало дело Пастернака.


В 1958 г. за роман Доктор Живаго, запрещенный в СССР и опубликованный за рубежом, Б. Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе. Тогда же Пастернак был исключен из Союза писателей и был вынужден отказаться от Нобелевской премии. В 1962 г. после посещения Н.С. Хрущевым выставки в Академии художеств состоялась очередная проработка деятелей культуры, а левые течения получили осуждение как формальные и абстрактные. В 1958 г. за роман Доктор Живаго, запрещенный в СССР и опубликованный за рубежом, Б. Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе. Тогда же Пастернак был исключен из Союза писателей и был вынужден отказаться от Нобелевской премии. В 1962 г. после посещения Н.С. Хрущевым выставки в Академии художеств состоялась очередная проработка деятелей культуры, а левые течения получили осуждение как формальные и абстрактные.


ВЫВОД Развитие культуры в период хрущевской оттепели носило противоречивый характер. С одной стороны, был дан глубокий импульс для развития отечественного образования, науки, искусства, происходило расширение международных связей с зарубежной общественностью. С другой - в условиях существования тоталитарного государства деятели советской культуры находились в жестких рамках и под постоянным контролем партийно-правительственного аппарата. Партийная бюрократия не допускала свободы творчества, направляя усилия интеллигенции в строгое русло идеологической работы. В разные периоды существования государства неугодные творческие работники подвергались преследованиям, репрессиям или забвению. Интеллигенция не смогла открыто противостоять давлению со стороны властей, что породило в дальнейшем духовный кризис в обществе.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "История"

Готовые презентации по истории предназначены как для самостоятельного изучения учениками, так и для учителей при проведении уроков. При использовании презентации по истории в учебном процессе учителя тратят меньше времени на подготовку к уроку и повышают усваиваемость материала у учеников. В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по истории для 5,6,7,8,9,10 класса, а также много презентации по истории отечества.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Презентация по истории на тему: «Оттепель» в СССР Выполнила: Аминева Наталья г. Нижний Новгород 2015

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Понятие оттепели Хрущёвская оттепель - неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина (середина 1950-х - середина 1960-х годов). Характеризовался во внутриполитической жизни СССР либерализацией режима, ослаблением тоталитарной власти, появлением некоторой свободы слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, открытостью западному миру, большей свободой творческой деятельности. Название связано с пребыванием на посту Первого секретаря ЦК КПСС Н. Хрущёва (1953-1946).

4 слайд

Описание слайда:

История Начальной точкой «хрущёвской оттепели» послужила смерть Сталина в 1953 году. К «оттепели» относят также недолгий период, когда у руководства страны находился Георгий Маленков и были закрыты крупные уголовные дела («Ленинградское дело», «Дело врачей»), прошла амнистия осуждённых за незначительные преступления. В эти годы в системе ГУЛАГа вспыхивают восстания заключённых: Норильское восстание, Воркутинское восстание, Кенгирское восстание.

5 слайд

Описание слайда:

XX съезд КПСС. В 1953 г. Начался процесс реабилитации незаконно осужденных. Но к 1956 г.были реабилитированы лишь 7700 человек. В феврале 1956 г. Состоялся XX съезд КПСС. Его главной задачей было подведение теоретической базы под курс корректировки сталинской политики. В руководстве страны по этому вопросу шла борьба. В.Молотов считал необходимым консервацию сталинского режима, а Н.Хрущев выступил за критику культа личности Сталина и начало преобразований. В последний день работы съезда Н.Хрущев зачитал доклад посвященный беззакониям, творившимся в стране в 30-50-е гг.Но дальше критики Сталина, Ежова и Берии Хрущев не пошел. Он заявил, что «сталинизм» не изменил природы социализма. Съезд специальным постановлением осудил культ личности, но в его тексте никаких фактов не содержалось. Тем не менее доклад положил начало процессу десталинизации. На свободу вышло ок. 700000 человек.

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Начало «Оттепели». В литературе А.Твардовс-кий,И.Эренбург,Ф.Пан-феров и др. ставили воп-рос о губительности для интеллигенции сталинс-кой эпохи.В итоге Твар-довский был отстранен от руководства «Новым миром». Яркие произведения были созданы Д.Граниным, В. Дудинцевым, М.Шоло-ховым,В.Катаевым и др. Ю.Болдырев,Г.Бакланов Э.Казакевич и М.Шоло-хов поставили вопрос о цене победы в войне. И.Эренбург.

8 слайд

Описание слайда:

Художественная культура. В 1958 г.были сняты идеологические обвинения с композиторов, Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна. В этот период начинается творческая деятельность Э.Денисова, А.Петрова, А.Шнитке, Р.Шедрина, А.Эшпая. Огромной популярностью пользовались произведения Г.Свиридова и песни А.Пахмутовой на стихи Н.Добронравова. В живописи был реабилитирован авангард. В нем развивалось «классическое» и новое направления. В 1962 г.по инициативе М.Суслова Н.Хрущев закрыл выставку абстракционистов в Манеже. Советский зритель вновь увидел творчество С.Конненкова и С. Эрьзи. Кинематограф добился огромных успехов. Фильм «Летят журавли»(М.Калатозов) получил Гранпри фестиваля в Каннах,а «Иваново детство»(А.Тарковский в Венеции.) Н.С.Хрущев и деятели культуры.

9 слайд

Описание слайда:

Образование. В 50-е гг.началось обновление системы образования. Ликвидировалось раздельное обучение мальчиков и девочек. Открылись новые ВУЗы. В 1958 г.началась школьная реформа. Вводилось обязательное 8-летнее обучение. Для желающих обучаться в ВУЗе вводился обязательный 2-годичный трудовой стаж. Была отменена плата за обучение в старших классах школы и ВУЗах. Ф.Решетников. «Опять двойка!»

10 слайд

Описание слайда:

Аграрная политика Хрущева. Иной точки зрения придерживался Н.Хрущев, считавший главным направление развития сельского хозяйства освоение целинных земель (экстенсивный вариант). В 1954 г.в восточные р-ны страны направились 450 тыс. человек. А 5 лет они освоили 42 млн. га целины и производство зерна в стране выросло в 1,5 р.вскоре колхозники получили паспорта, им начали платить пенсии, колхозы стали сами определять направления деятельности.

11 слайд

Описание слайда:

К 1958 г.прирост продукции составил 34%.Это привело к тому, что Хрущев уверовал в силу административных методов. В стране началась борьба против приусадебных участков. В ответ крестьяне резали скот и птицу, вы рубали сады. Это вновь привело к трудностям с продовольствием. Поэтому в 1962 г.цены на продукты питания были увеличены на 20%. В ответ в ряде районов страны начались забастовки, которые были подавлены армией.

12 слайд

Описание слайда:

Развитие промышленности Сохранение приоритетов в развитии тяжелой промышленности привело к тому, что на ее долю приходилось уже 75% общего числа промышленных объектов. В 1957 г.вместо министерств создаются Советы народного хозяйства руководивших экономикой конкретного региона. Это укрепило регионы, но в то же время привело к появлению «местничества. В 50-е гг в строй было введено 8 тыс. промышленных предприятий. Производство электроэнергии выросло в 3 раза, стали - в 5 раз, угля - в 3,5,нефти-в 7,6 раза. К н. 60-х гг. в СССР были созданы основы индустриального общества. В ведущих отраслях экономики ручной труд был вытеснен машинным. Численность город-ского населения превысила численность жителей села. Были созданы условия для повышения образовательного и профессионального уровня работников.

13 слайд

Описание слайда:

Научно-техническая революция. В 50-е гг.в СССР началась научно-техническая революция. В 1954 г.в Обнинске была открыта 1-я в мире АЭС.В 1957 г.- спущен на воду атомный ледокол «Ленин», запущен 1-й искусственный спутник Земли.12.04.61 в космос отправился 1-й космонавт Ю.А.Гагарин. Бурно развивалась фундаментальная наука и передовые отрасли промышленности. К сожалению прогресс затронул лишь отрасли связанные с ВПК и освоением космоса. Новейшие технологии в массовом производстве не применялись.

Вверх