Страшные факты о графе дракула. Настоящий граф Дракула: православный, защитник родины и не очень счастливый человек Жил ли граф дракула на самом деле

С начала 20-го века не ослабевает интерес к личности Влада III Басараба, правителя княжества Валахия, более известного в современности как граф Дракула, персонаж романа Брэма Стокера. Во всем мире Дракула признан одним из самых жестоких средневековых правителей, но в Румынии его считают национальным героем. Кем же на самом деле был правитель Валахии?

Почему Дракула?

Легендарное прозвище «Дракула» было унаследовано юным Владом от своего отца, Влада II, благодаря его членству в ордене Дракона. Этот рыцарский орден был основан королем Венгрии Сигизмундом I Люксембургом в 1408 году. Задачей ордена была защита католической церкви от разнообразных язычников и еретиков, а также охрана венгерского королевского дома. По уставу ордена, рыцари должны были носить подвязки и щиты с изображением золотого дракона. Влад II вступил в орден в 1431 году, незадолго до его упадка, и это дало ему прозвище «Дракул» (румынская форма слова «дракон»). Вскоре изображение дракона появилось на золотых монетах, которые выпускал Влад II и на многочисленных геральдических изображениях. Влад III перенял прозвище у своего отца, однако через некоторое время добавил к нему частицу «а» в конце, поскольку в народе оно было наиболее известно именно в таком виде.

Жизнь Дракулы

Влад из династии Басарабов родился в период примерно между 1429 и 1431 годами. Точная дата не сохранилась, но историки установили приблизительный период, по косвенным данным, таким как возраст его старшего брата, о котором известно, что в 1442 ему было 13 лет. Кроме того, установлено начало первого правления Дракулы, ноябрь 1448 года, следовательно, в этот момент он был уже совершеннолетним, поскольку правил без регента. Период с рождения, и до 1436 года он провел в городе Сигишоаре, Трансильвания. Дом сохранился до наших дней и превращен в музей. Он находится по адресу ул. Жестянщиков, 5.

В то время княжество Валахия, впрочем, как и остальные европейские страны, вело бесконечные войны с турецким султаном, а также друг с другом. Время от времени заключались союзы и перемирия, которые, продолжались недолго. Ближайшим стратегическим союзником, и, в то же время, соперником, было королевство Венгрия. Король Янош Хуньяди пытался сделать правителем Валахии своего ставленника, Басараба II. Влад II не имел тогда военной возможности помешать его планам, и прибег к традиционному для христианской Европы способу, обратившись за помощью к турецкому султану Мурату II. Конечно, средневековые короли и правители ненавидели «неверных» турок, а религиозные деятели посылали им проклятия, с церковных кафедр. Однако, традиционная ненависть к своим единоверцам была также сильна. Когда возникала угроза потери власти или влияния от своих христианских «собратьев», союз с турками (если он был возможен на тот момент) был полностью оправданным решением.

«Отличавшийся большой богобоязненностью, неустанно строивший церкви Дракула говорил, что «Моя заслуга его перед Всевышним исключительно велика - ни один его предшественник не послал к Богу столько святых и великомучеников».»
―Влад III Цепеш

Влад II также не мог допустить потери трона, пусть даже его занял бы вполне христианский правитель Басараб II. Летом 1442 года Влад II отправился за помощью к турецкому султану Мурату II. Однако переговоры затянулись на 8 месяцев. В это время власть Басараба II достаточно укрепилась в Валахии, и маленький Дракула, вместе с остальной семьей Влада II, вынужден был скрываться. Переговоры с султаном завершились только весной 1443 года. К счастью, Влад II получил долгожданную возможность изгнать своих христианских собратьев из Валахии. Турецкие войска помогли сместить ненавистного Басараба II, и восстановить власть Влада II. Понятно, что султан рассчитывал извлечь выгоду из такого кратковременного союза.

В это же время, завершился очередной крестовый поход, проводившийся Яношем Хуньяди против турок. В переговорах о мире, участвовал также отец Дракулы. Янош Хуньяди признал, что Валахия остается под влиянием турок. В средние века подобные договора очень часто заключались «вечными», однако в данном случае речь шла лишь о 10 летнем периоде действия. Неудивительно, что уже 4 августа, всего через несколько дней после подписания договора, венгры приступили к подготовке нового крестового похода против турок.

Конечно, ни один здравомыслящий король или император, не стал бы доверять своим военным и политическим партнерам, а хищническая целесообразность диктовала потребность немедленно начать планирование действий против своих союзников. Поэтому, любой союз должен был подкреплен чем-то большим, чем просто бумага, пусть даже скрепленная многочисленными гербовыми печатями и клятвенными заверениями в вечной дружбе. Таким образом, возникла традиция «залога». В конце июля 1444 года Владу III вместе со своим младшим братом Раду пришлось отправиться в Турцию в качестве заложников, обеспечив выполнение союзнических обязательств со стороны своего отца. В этот период ему было примерно 12 лет.

Юный Влад находился в Турции около 4 лет, до осени 1448 года. Большинство историков согласны, что именно в этот период сформировался его знаменитый характер. Есть несколько теорий, что именно повлияло на него в Турции. Утверждают, что его подвергали пыткам, или пытались заставить принять ислам. Также существует версия о том, что его младший брат Раду подвергался сексуальному насилию со стороны Мехмеда, наследника турецкого султана. Все это могло крайне ожесточить Влада. Но скорее всего это мифы, поскольку не существует документальных свидетельств. Нрав средневековых турок действительно был суров, и Влад прошел у турок практику эффективного укрепления вертикали государственной власти. На самом деле, гнилой либерализм был не характерен для Влада еще с младенчества, поэтому обучение оказалось успешным, в чем предстояло убедиться его политическим оппонентам.

В это время венгры, как обычно, жаждущие территориальных приобретений, нарушили мирный договор, решив совместить полезное (очередной крестовый поход против «неверных» в лице турецкого султана), с приятным (устранить Влада II, усадив на его место очередную марионетку, князя, который по иронии судьбы также звали Владислав II). Первоначальный замысел Яноша Хуньяди удался. Отец Дракулы и его старший брат были обезглавлены, и таким образом отстранены от активной политической деятельности. Но тут турецкий султан наконец решил помочь братьям славянам, в ходе генерального сражения на Косовом поле 18 октября 1448 года, разбив войска венгерского короля. Именно эта битва стала ключевым моментом в биографии Влада II, приведя его к успеху. В ноябре он стал валашским князем, сменив венгерского ставленника (дальнейшая судьба которого не представляет интереса).

Первое правление Дракулы

Первый период правления молодого князя Валахии оказался относительно недолгим. Вернувшись в Тырговиште, столицу княжества, Влад проявил себя по настоящему хорошим правителем, и провел политические чистки среди бояр, которые поддерживали венгерского марионеточного правителя. В ходе чисток широко применялись традиционные методы укрепления централизованной власти, подсмотренные еще у турок. Предположительно, именно в это время впервые проявились решительные черты характера будущего Дракулы.

Однако венгерский король Янош все еще стремился вернуть утраченные позиции в Валашском княжестве, и Влад III был вынужден покинуть Тырговиште в том же 1448 году. Политическое убежище было найдено в Молдавии, где он и оставался примерно до 1455 года.

«Известен эпизод, когда в начале своего правления Дракула, созвав до 500 бояр, спросил их, сколько правителей помнит каждый из них. Оказалось, что даже самый младший помнит не менее семи царствований. Ответом Дракулы была своеобразная попытка положить конец «недостойному» порядку, когда бояре оказывались настолько долговечнее своих повелителей: все пятьсот «украсили» колья, вкопанные вокруг замка Дракулы.»

В 1456 году, Влад отправился в Трансильванию, где появилась возможность подготовки политического реванша. В это время там собирался очередной крестовый поход, на этот раз под эгидой монахов-францисканцев. Основу христианского воинства должны были составить ополченцы, стекающиеся со всей Европы. Однако, по идеологическим причинам, крестоносцы не принимали в свои сплоченные ряды православных христиан. Именно из числа этих отвергнутых ополченцев Влад набрал свое первое войско. В это время войска султана начали блокаду Белграда, войска францисканцев отправились туда же, с целью помешать им. Череда сражений, произошедших в июле 1456 года, между турками, и крестоносцами, позволила ополчению Влада беспрепятственно прорваться в Валахию. Часть валашских бояр, во главе с Мане Удрище, вовремя почувствовала изменение политической конъюнктуры, и создала фракцию, поддерживающую Влада III. Во многом благодаря их помощи, 20 августа 1456 года Влад во второй раз стал князем Валахии. Так началось второе правление Дракулы, продлившееся 6 лет. Именно в этот период Дракула совершил большинство своих подвигов, обеспечивших ему бессмертие в популярной литературе 20 века.

Второе правление Дракулы

Заняв высокую должность, Влад вновь занялся чисткой дворянского сословия. Оппозиция, в свое время способствовавшая казни отца и старшего брата, была устранена физически. Чтобы придать торжественность данному событию, был созван традиционный пасхальный пир, на котором агенты Влада III и арестовали недальновидных оппозиционеров. Некоторые румынские источники сообщают, что их казнь состоялась прямо во время пира.

Следующим шагом, который предпринял дальновидный Влад, стал поход в Трансильванию, которая тогда была автономным княжеством в составе Венгерского королевства. Поход, состоявшийся в 1457 году, преследовал две цели. Кроме милых сердцу средневековых королей грабежей и разорений, следовало проучить жителей городов Сибиу и Брашов, которые строили коварные планы отстранения Влада III от занимаемой должности. На это место планировали посадить младшего брата Влада, по кличке «Монах», слабого правителя, склонного к союзу с османскими империалистами. Дракула пресек эти антигосударственные планы, попутно разрушив в Трансильвании 4 крупных поселения и неустановленное количество мелких.

Сепаратистские тенденции однако оказались сильны в Брашове, крупном региональном центре восточной Трансильвании. Там обретался некий Дан, очередной претендент на Валашский престол, которого, как обычно, поддерживал венгерский король. Теперь эту должность занимал Ласло Хуньяди, старший сын Яноша, скончавшегося при подозрительных обстоятельствах в 1456 году.

С 1456 по 1458 год Дракула был вынужден лавировать между венгерским королевством и турецким султанатом, и ограничивался дипломатическом давлением на Брашов. В этот период, несколько раз разорялись окрестности города, но до самой региональной столицы Дракула пока не добирался. Эскалация конфликта продолжалась, и в апреле 1460 года наконец состоялось сражение между войсками Дракулы и Дана. Последний потерпел поражение, и попал в плен к Дракуле. Дальнейшая судьба Дана была вполне предсказуема. В дальнейшем Дракула проявил слабость, недостойную истинного монарха и государственного деятеля, ограничившись всего лишь массовым сажанием на кол военнопленных и мирного населения, в том числе стариков и детей. Центр оппозиции, город Брашов при этом не был ни разрушен, ни сожжен. Возможно, такая слабость объясняется тем, что войска Дракулы были ослаблены потерями, понесенными в ходе всей предыдущей кампании.

Осенью 1460 года, Дракула заключил мирный договор с Брашовым, и некоторыми другими регионами Трансильвании. Как обычно, подписание договора сопровождалось клятвами о мирном сотрудничестве и вечной нерушимой дружбе между народами. Дракула обязался защищать Трансильванию как от турецких агрессоров, так и от братского молдавского народа. В то же время, Дракуле была обещана аналогичная поддержка.

Во время всего периода второго правления Дракулы, значительное место занимало его сотрудничество с православной церковью. Благодаря усилиям Влада III, в Валахии было основано несколько монастырей, строились храмы. Некоторые села, такие, как, например Троэнеши и Тисман, были освобождены от любых повинностей, и закреплены за близлежащими монастырями. Очевидно, это было сделано сердобольным Владом с целью облегчить непосильный труд крестьян, ослабленных непосильным объемом податей, которые требовались для обеспечения многочисленных освободительных походов своего правителя. Впрочем, монастыри сразу же обложили обрадовавшихся крестьян новыми повинностями, но к деятельности Дракулы это уже не имеет отношения.

Политика Дракулы на ближнем востоке

В дальнейшем, фокус внешнеполитических интересов Влада окончательно сместился на Османскую империю. Подавляя сепаратистские тенденции в дворянской среде, Влад продолжил укрепление вертикали государственной власти. В тоже время, армия Валашского государства росла и крепла. В ряды вооруженных сил привлекались свободные крестьяне и горожане. Несмотря на формально действовавшие вассальные отношения, османский султан Мехмед II ждал удобного случая, чтобы вторгнуться в Валахию, и окончательно освободить ее население от угнетателей. Народ охотно вливался в армию Дракулы, ведь все понимали, чем грозит такое освобождение простым людям.

Когда численность войск достигла примерно 500 т., Влад стал действовать, плюс разведка сообщала, что потенциальная численность османских войск, готовых ко вторжению, составляет не более 150 тысяч. В 1461 году был совершен дипломатический демарш – Влад отказался платить дань султану. 150 тысячная армия турок немедленно вторглась в Валахию. Однако Дракула, помимо того, что был искусным дипломатом, проявил себя еще и выдающимся полевым командиром. В 1462 году, в ночном сражении 17 июня войска Дракулы внезапно атаковали турок, уничтожив около 15 000. Те османские солдаты, которым повезло попасть в плен, были казнены традиционным сажанием на кол, а самому Мехмеду II удалось сбежать в Турцию.

По иронии судьбы, вскоре после ночного сражения, фракция оппозиционно настроенных дворян сфабриковала обвинение против Дракулы о том, что он являлся турецким шпионом. Обвинение было сфальсифицировано при помощи очередного венгерского короля, традиционного недолюбливавшего Дракулу. Так завершилось второе правление Влада III, он был брошен за решетку, где и провел следующие 12 лет.

Конец карьеры

Долгожданное освобождение состоялось в 1475 году. Венгерскому королю понадобились военные таланты Дракулы. Возглавляя одно из подразделений венгерской армии, Дракула провел еще несколько сражений с турками. В ноябре 1476 Влад вернулся в Валахию, где сверг князя Лайоту. Благодарные жители избрали Влада своим правителем. Однако, вскоре после этого, рука наемного убийцы оборвала жизнь выдающегося политического деятеля Валахии.

Факты о Дракуле

Существует несколько исторических анекдотов, выразительно характеризующих Влада, и авторитет установленной им власти. На фонтане центральной площади Тырговиште была установлена золотая чаша. Любой горожанин мог воспользоваться ею, и выпить воды, однако за много лет, никто так и не попытался украсть ее.

На прием к Владу однажды пришли два странствующих монаха. Влад поинтересовался, что говорят о нем в народе. Один из монахов сказал, что Влада повсеместно восхваляют, а второй сообщил о многочисленных проклятиях в его адрес. Первый монах был немедленно казнен традиционным сажанием на кол, поскольку Влад не любил когда в его присутствии лицемерили.

Согласно еще одной легенде, Влад решил проблему с малообеспеченным населением в Валахии. Собрав вышеназванный контингент в столице, Влад устроил им шикарный пир. Когда гости хорошо наелись, Влад спросил у них, желают ли они раз и навсегда избавится от голода. Гости, конечно же, ответили согласием. После этого Влад приказал запереть все выходы из здания, и сжег его.

Происхождение прозвища Цепеш

Второе по известности прозвище Влада, «Цепеш», на самом деле появилось уже после его смерти. Оно означает «Кол», и было дано ему турками. А происходит оно от любимого вида казни, чаще всего применявшейся Владом для укрепления власти и государства. Сажание на кол применялось и раньше, но Влад внес в него определенное разнообразие. Например, форма кола могла изменяться. Также кол мог вводиться в подсудимого через горло или пупок. Когда высшей мере социальной справедливости подвергался дворянин, или высокопоставленный оппозиционер, его кол всегда находился выше простых крестьян.

Сказки о Дракуле

В условиях информационного вакуума, который был характерен для средних веков, сказки и легенды, слагаемые о Дракуле, часто являются единственным источником информации о его деяниях. Самые первые легенды о Дракуле сложились в среде простых людей, румынских крестьян, для которых он был героем, освободившим их от турок. Сказки передавались из поколения в поколение, постепенно обрастая невероятными подробностями. В наше время уже не представляется возможным определить, где реальные факты, а где откровенное народное творчество.

Дракула в кинематографе

В наши дни подсчитано, что о валашском правителе снято около 270 фильмов, показатель, достойный книги рекордов Гиннеса. В это число входит примерно 150 полнометражных картин. В большинстве они являются третьесортными фильмами ужасов, созданными для публики, не отягощенной интеллектом и познаниями в истории. Однако существуют фильмы, обласканные критиками и Голливудом.

Замок Дракулы

Замок Бран, прозванный «замок Дракулы», находится в 30 километрах от Брашова, являясь одной из приманок для туристов. Согласно местным легендам, Дракула проводил здесь много времени с1456 по 1458 год. Другая, совершенно уже неправдоподобная, легенда рассказывает о пытках, которым Дракулу в этом замке подвергали турки. Из-за отсутствия документов, ни одну из легенд подтвердить не удается. Скорее всего, хитрые румынские крестьяне просто сочинили их, чтобы заставить глупых туристов оставить часть своих денег в гостеприимном Бране.

Дракула сегодня

Трезвый анализ фактов, достоверно известных о Владе III, приводит к четким выводам. Влад Цепеш был типичным средневековым правителем, воспитанным соответственно своему времени. Возможно, он был чрезмерно жесток с пленными, крестьянами и дворянами-оппозиционерами, но это было характерно для абсолютного большинства тогдашних правителей. Время было жестокое, а власть нужно удержать любой ценой. Казалось бы, так бы и остаться ему одной из незначительных, хотя и кровавых,фигур средневековой истории. Но не тут-то было!

Давно известен интерес малообразованной массы к самым низменным и животным проявлениям человеческой натуры, а несчастный случай на улице моментально собирает толпу зевак. Современная поп-культура четко улавливает эту потребность и поощряет ее. В начале 20 века, такие писатели как Эдгар По, Брэм Стокер и Роберт Блох стали пионерами подобной эксплуатации массовым сознанием, создав первые романы ужасов. Тут то и пригодился средневековый князек местечкового масштаба, моментально превратившийся в икону. За первыми произведениями о Дракуле хлынул настоящий поток откровенно низкопробной литературы, конца которому не видно. Пока кровавый аппетит публики не будет удовлетворен, фильмы и книги о Дракуле будут появляться, а писатели будут создавать все более извращенные и кровавые сюжеты о Валашском князе, оставив далеко позади румынских крестьян, пугавших своих детей сказками о страшном Владе Цепеше.

Кто он, Влад Цепеш граф Дракула?

Я не Кювье, но судя по этому зубу, граф Дракула Задунайский был человеком весьма странным: и неприятным:.

А. и Б. Стругацкие

Уже почти шесть веков тянется за Владом Цепешем зловещая тень его устрашающей репутации. Кажется, что речь идет на самом деле об исчадии ада. Кровожадный вампир, «ужас, летящий на крыльях ночи», деспот, сажающий на кол за малейшую провинность, и так далее и тому подобное. Влад Цепеш превратился в массовом сознании в чудовище, равных которому не бывало.

А может, это был обычный для той эпохи деятель, разумеется, обладавший выдающимися личными качествами, среди которых демонстративная жестокость занимала отнюдь не последнее место? О Дракуле снимают фильмы ужасов и пишут книги, леденящие кровь. О личности валашского господаря до сих пор идут споры, делаются очередные попытки выяснить соотношение мифа и реальности, правды и вымысла в описаниях этого человека. Однако при попытке разобраться в событиях, отстоящих от нас почти на шесть веков, иногда неосознанно, а иногда намеренно вокруг образа этого человека создаются новые мифы.

Так каков же он был на самом деле и почему именно его выбрали в «главные вампиры» истории? Кем же был тот, кто для миллионов читателей и кинозрителей стал воплощением вампиризма? На родине, в Румынии, он, как правило, считается поборником «жестокой справедливости», спасителем и защитником отечества. Эту странную антитезу один из исследователей сформулировал так: «Небезызвестный Дракула, валашский садист и патриот».

Но двусмысленности начинаются сразу же, едва мы попробуем воспроизвести полное имя, титул и прозвище нашего героя. Одни источники уверенно называют валашского господаря Владом III, другие же - не менее уверенно - Владом IV. Причем речь идет не об отце и сыне (порядковый номер отца, тоже Влада, варьируется соответственно), а об одном и том же человеке. Конечно, за древностью лет подобные расхождения неудивительны… Но, с другой стороны, никто ведь не путается в номерах куда более многочисленных Людовиков!

Год его рождения, не говоря уже о дате, точно не известен. Влад Цепеш-Дракула родился, вероятнее всего, в 1430 или 1431 году (кое-кто называет даже 1428 или 1429 годы), когда его отец, Влад Дракул, претендент на валашский трон, поддерживаемый императором «Священной Римской империи» Сигизмундом Люксембургским, находился в Сигишоаре, трансильванском городе вблизи границы с Валахией.

В популярной литературе часто связывают рождение Влада с моментом вступления его отца в орден Дракона, куда тот был принят 8 февраля 1431 года императором Сигизмундом, занимавшим тогда еще и венгерский престол. Однако на самом деле это просто совпадение, а скорее - попытка такое совпадение изобрести. Таких выдуманных, а иногда и реальных совпадений в биографии Влада Цепеша полным-полно. Относиться к ним следует с большой осторожностью.

Отец Влада III, правитель Валахии Влад II (или по некоторым документам все-таки III), находясь в юности при дворе германского императора, действительно вступил в орден Дракона, причем орден был исключительно респектабельным - его члены обязывались подражать Святому Георгию в его неукротимой борьбе с нечистью, которая тогда ассоциировалась с полчищами турок, наползавшими на Европу с юго-востока. Именно благодаря вступлению в орден Дракона отец Цепеша получил прозвище Дракул (Дракон), перешедшее потом по наследству и к его сыну. Так называли не только Влада, но и его братьев Мирчо и Раду. Поэтому не понятно, связывалось ли такое имя с представлением о нечистой силе или даже скорее наоборот. В качестве постоянного напоминая о данном обете рыцари носили изображение дракона, убитого Георгием и висящего с распростертыми крыльями и перебитой спиной на кресте.

Но Влад II явно перестарался: он не только появился со знаком ордена перед подданными, но и чеканил дракона на своих монетах, даже изображал на стенах сооружаемых церквей. В глазах народа он с точностью до наоборот стал драконопоклонником и потому обрел прозвище Влад Дракул (Дракон). Автор русского «Сказания о Дракуле-воеводе» пишет прямо: «именем Дракула влашеским языком, а нашим - Диавол. Толико зломудр, яко же по имени его, тако и житие его».

Известно, что это прозвище использовалось иностранными владыками при официальном титуловании Цепеша, когда он был правителем Валахии. Цепеш обычно подписывался «Влад, сын Влада» с перечислением всех титулов и владений, но известно и два письма за подписью «Влад Дракула». Совершенно ясно, что он носил это имя с гордостью и не считал его оскорбительным.

Прозвище Цепеш (Тепеш, Тепес или Тепез - румынская транскрипция допускает варианты), имеющее такое жуткое значение (по-румынски «Сажатель-на-кол», «Пронзитель», «Насаживающий на кол»), при его жизни не было известно. Скорее всего, оно еще до его гибели употреблялось турками. Разумеется, в турецком звучании - «Казыклы». Однако похоже, что и против такого имени наш герой нисколько не возражал. После смерти господаря оно было переведено с турецкого и стало использоваться всеми, под ним он и вошел в историю.

Есть еще портрет, сохранившийся в тирольском замке Амбрас. Разумеется, Дракула вряд ли был именно таким, каким его изобразил средневековый художник. Современники признавались, что Влад, в отличие от своего брата Раду, прозванного Красивым, красотой отнюдь не блистал. Зато был физически очень сильным человеком, прекрасным наездником и пловцом.

А вот был ли он патологическим садистом или же бескомпромиссным героем, который не имел права на жалость, - на этот счет мнения расходились тогда и продолжают расходиться теперь. Для начала обратимся к истории.

Княжество Валахия в те времена являло собой то самое маленькое государство, которое, как заметил мудрый лорд Болингброк из «Стакана воды», получает какие-никакие шансы в том случае, если на его территорию претендуют сразу два больших. В данном случае на Валахии сошлись интересы католической Венгрии, наступавшей на православие, и мусульманской Порты, претендовавшей на мировое владычество. Валахия была областью, зажатой между турецкими владениями с юга (особенно после 1453 года, когда пала раздавленная турками Византия) и Венгрией с севера.

Кроме того, за спиной маленькой Валахии пряталась богатая Трансильвания (или Семиградье), принадлежавшая Венгрии, где бурно развивались ремесла, проходила ветвь Великого шелкового пути, росли самоуправляемые города, основанные саксонцами. Семиградские купцы были заинтересованы в мирном сосуществовании Валахии с турками-агрессорами. Трансильвания была своего рода буферной территорией между венгерскими и валашскими землями.

Своеобразие геополитического положения Валахии, а также религиозная специфика (исповедание народом и государями православия) противопоставляли ее как мусульманской Турции, так и католическому Западу. Это обусловило крайнее непостоянство военной политики. Правители то шли вместе с венграми на турок, то пропускали турецкие армии в Венгерскую Трансильванию. Борьбу супердержав валашские господари более-менее успешно использовали в своих целях, залучаясь поддержкой одной из них, чтобы очередным дворцовым переворотом свергнуть ставленника другой. Именно таким образом взошел на престол Влад-старший (отец), с помощью венгерского короля свергнувший своего двоюродного брата. Однако турецкое давление усиливалось, и союзничество с Венгрией мало что давало. Влад-старший признал вассальную зависимость Валахии от Порты.

Такое сосуществование достигалось по традиционному для того времени сценарию: князья отправляли ко двору турецкого султана своих сыновей в качестве заложников, с которыми обращались хорошо, но в случае мятежа в вассальном государстве немедленно казнили. Таким гарантом повиновения и стали сыновья валашского господаря: Раду Красивый и Влад, который свое далеко не столь невинное прозвище заработает позже.

Тем временем Влад-старший продолжал маневрировать меж двух огней, однако в конце концов был убит вместе с сыном Мирчо то ли венграми, то ли собственными боярами.

Кроме того, говоря об ужасах, неразрывно связанных с именем Дракулы, следует помнить о состоянии страны и существовавшей там системе власти. Государи избирались на престол из одного и того же рода, но выбор не был обусловлен какими-либо определенными принципами престолонаследия. Все решала исключительно расстановка сил в кругах валашского боярства. Поскольку любой из членов династии мог иметь множество как законных, так и побочных детей, любой из которых становился претендентом на престол (было бы кому из бояр на него поставить!), то следствием этого была фантастическая чехарда правителей. «Нормальный» переход власти от отца к сыну был редкостью. Понятно, что при стремлении зарвавшегося господаря закрепить свои полномочия, на повестку дня ставился террор, и объектом его оказывались как родичи правителя, так и всевластные бояре.

Террористические, если так можно выразиться, царствования были и до, и после Влада III. Почему же тогда творившееся при нем вошло в устные предания и литературу как превзошедшее все мыслимое и немыслимое, вышедшее за пределы самой жестокой целесообразности? Деяния этого правителя, широко растиражированные письменными произведениями XV столетия, и в самом деле леденят кровь.

Сама жизнь Влада (в румынских сказаниях он же воевода Цепеш) кажется непрестанным переходом от одной экстремальной ситуации к другой. В тринадцать лет он присутствует при разгроме турками валашских, венгерских и славонских войск в битве под Варной, затем - годы пребывания в Турции в качестве выданного отцом заложника (тогда-то он и выучил турецкий язык). В семнадцать лет Влад узнает об убийстве боярами из «венгерской» партии отца и старшего брата. Турки освобождают его и сажают на престол.

Из турецкой неволи Влад вернулся на родину законченным пессимистом, фаталистом и с полным убеждением, что единственными движущими силами политики служат сила или угроза ее применения.

Продержался он на троне первый раз недолго: венгры сбросили турецкого ставленника и посадили на трон своего. Влад вынужден был просить убежища у союзников в Молдавии. Однако проходит еще четыре года, и во время очередной (уже молдавской) смуты гибнет правитель этой страны - сторонник Влада, который гостеприимно его принял в Молдавии. Новый побег - на этот раз к венграм, истинным виновникам смерти отца и брата Дракулы, и четыре года пребывания в Трансильвании, у валашских границ, жадное выжидание своего часа.

В 1456 году конъюнктура наконец сложилась благоприятно для беглого правителя. В очередной раз Дракула занимает престол с помощью валашских бояр и венгерского короля, недовольного своим предыдущим протеже. Так началось то правление Влада Цепеша в Валахии, во время которого он и стал героем легенд и совершил большую часть своих деяний, вызывающих до сих пор самые разноречивые оценки.

На четвертом году княжения Дракула разом прекращает выплату дани туркам и ввязывается в кровопролитную и неравную войну с султанской Портой. Для успешного ведения любой войны, а уж тем более с таким грозным соперником, необходимо было укрепить свою власть и навести порядок в собственной державе. К осуществлению этой программы и приступил Цепеш в присущем ему стиле.

Первое, что, согласно исторической хронике, совершил Влад, утвердившись в тогдашней столице Валахии городе Тырговиште, - выяснил обстоятельства гибели своего брата Мирчо и покарал виновных. Он приказал вскрыть могилу брата и убедился, что тот, во-первых, был ослеплен, а во-вторых, перевернулся в гробу, что доказывало факт погребения заживо. Согласно хронике, в городе как раз праздновали Пасху и все жители принарядились в самые лучшие одежды. Усмотрев в таком поведении злобное лицемерие, Цепеш распорядился заковать всех жителей в цепи и отправить на каторжные работы по восстановлению одного из предназначавшихся ему замков. Там они должны были работать до тех пор, пока парадные одежды не превратятся в лохмотья.

Звучит рассказ психологически вполне достоверно, да и документ, в котором он содержится, вроде заслуживает доверия. Это не памфлет, написанный врагами Влада, а добротный труд, составленный бесстрастным летописцем, причем почти одновременно с происходившими событиями.

Однако зададимся вопросом: а можно ли верить этой истории, описанной в хронике?

Власть в Валахии была захвачена Владом 22 августа 1456 года, после расправы над соперником, гибель которого произошла 20 августа. При чем здесь Пасха, ведь дело шло к осени?

Более правдоподобно выглядит предположение, что события эти относятся к первому вступлению Влада на трон в 1448 году, непосредственно после гибели брата. Однако тогда он правил всего лишь два осенних месяца - с октября по начало декабря, то есть никакого пасхального праздника тоже не могло быть.

Получается, что мы имеем дело с легендой, каким-то образом исказившей действительность и связавшей воедино разные происшествия, изначально друг с другом никак не связанные. Хотя, возможно, некоторые детали, попавшие в хронику, и соответствуют реальности. Например, эпизод со вскрытием могилы Мирчо. Такое событие могло действительно произойти, причем еще в 1448 году, когда Цепеш стал правителем в первый раз.

Что наверняка подтверждается упомянутой хроникой, так это тот факт, что легенды о правлении Влада Цепеша стали складываться практически сразу же с началом этого правления. Кстати, хотя все эти рассказы содержали описание разнообразных жестокостей, совершаемых Владом, общий тон их был скорее восторженным. Все они сходились на том, что Цепеш в кратчайшие сроки навел в стране порядок и добился ее процветания. Однако средства, которые при этом он использовал, вызывают в наше время далеко не столь единодушный восторг.

С момента второго воцарения Дракулы в стране творится нечто невообразимое. К началу правления под его властью находилось (включая смежные с Валахией и контролируемые области Трансильвании) около 500 тысяч человек. За шесть лет (1456–1462), не считая жертв войны, по личному распоряжению Дракулы было уничтожено свыше 100 тысяч. Возможно ли, чтобы правитель, пусть даже средневековый, вот так за здорово живешь уничтожил пятую часть своих подданных? Даже если в некоторых случаях под террор можно попытаться подвести какую-то рациональную основу (устрашение оппозиции, ужесточение дисциплины и прочее), то цифры все равно вызывают новые вопросы.

Происхождение легенд о Дракуле требует пояснений. Во-первых, деятельность Влада Цепеша была изображена в десятке книг - сперва рукописных, а после сделанного Гуттенбергом изобретения и печатных, созданных в основном в Германии и в некоторых других европейских странах. Все они сходны, так что, видимо, опираются на какой-то один общий источник. Важнейшими источниками в данном случае являются поэма М. Бехайма (немца, в 1460-х годах жившего при дворе венгерского короля Матиуша Корвина), а также немецкие памфлеты, распространявшиеся под названием «Об одном великом изверге» в конце того же столетия.

Другая группа сборников легенд представлена рукописями на русском языке. Они близки друг к другу, похожи и на германские книги, но кое в чем от них отличаются. Это древнерусская повесть о Дракуле, написанная в 1480-х годах, после того, как Валахию посетило русское посольство Ивана III.

Есть еще и третий источник - устные предания, до сих пор бытующие в Румынии, - как непосредственно записанные в народе, так и обработанные известным сказочником П. Испиреску в XIX веке. Они колоритны, но в качестве опоры для поиска истины спорны. Наслоившийся в них за несколько веков устной передачи сказочный элемент слишком велик.

Источник, к которому восходят немецкие манускрипты, написан явно врагами Цепеша и изображает его самого и его деятельность в самых черных тонах. С русскими документами сложнее. Не отказываясь от изображения жестокостей Влада, они пытаются найти для них более благородные объяснения и ставят акценты так, чтобы те же самые поступки выглядели в предлагаемых обстоятельствах и более логично, и не так мрачно.

Кто-то из современных исследователей-любителей решил проблему соотношения правды и лжи о Цепеше простым способом. Он решил: раз немецкие источники поносят Влада, а русские - выгораживают, возьмем только те рассказы, которые содержатся и там, и там. Эти уж точно будут соответствовать истине. Однако такой метод оказался не очень корректным. Русские манускрипты написаны, как уже доказано учеными, на основе немецких. Они изображают Цепеша в несколько более мягких тонах, но уж если ему было приписано какое-то деяние, то оно так и остается приписанным, лишь с другим объяснением. Так что если в немецком источнике содержалась ложь, то в русском она осталась, только в более умеренном виде.

Известен эпизод, когда в начале своего правления Дракула, созвав до 500 бояр, спросил их, сколько правителей помнит каждый из них. Оказалось, что даже самый младший помнит не менее семи царствований. Ответом Дракулы была своеобразная попытка положить конец «недостойному» порядку, когда бояре оказывались настолько долговечнее своих повелителей: все пятьсот «украсили» колья, вкопанные вокруг покоев Дракулы в его столице Тырговиште. Но если в этом случае понять чувства «террориста на престоле» и его мотивы нетрудно, то объяснить ими все остальное, пожалуй, нельзя.

Благодаря этим свидетельствам, изобилующим перекликающимися эпизодами, воссоздается образ владыки, до самозабвения любящего сажать людей на колы и бороться за правду-справедливость, причем невозможно сказать, где первая страсть переходит во вторую и наоборот, так неразрывно они слиты. «Правда» мыслится не иначе, как в виде неустанного умерщвления людей, и наоборот - убийства творятся исключительно во имя «восстановления справедливости». Достигается это неустанной изощренной игрой, которую ведет «зломудрый» (по словам древнерусского автора) Дракула с современниками: он «изобретает» ситуации, в которых должен возникнуть некий зазор между идеальной, абсолютной правдой-справедливостью и словами либо поступками испытуемых. Вот несколько примеров.

Иностранного купца, приехавшего в Валахию, обокрали. Он подает жалобу Дракуле. Пока ловят и сажают на кол вора, с которым «по справедливости» все ясно, купцу подбрасывают по приказу Дракулы кошелек, в котором на одну монету больше, чем было. Купец, обнаружив излишек, сразу сообщает об этом Владу. Тот хохочет: «Молодец, не сказал бы - сидеть бы тебе на колу рядом с вором».

Вообще отличавшийся большой богобоязненностью, неустанно строивший церкви Дракула говорил, что заслуга его перед Всевышним исключительно велика - ни один его предшественник не послал к Богу столько святых великомучеников. Когда некий монах начал его уличать в тирании, а казненных в полном согласии со словами самого Дракулы величать мучениками, Дракула радостно ответил, что готов и самого монаха приобщить к мученикам. И приобщил.

Еще пример. Дракула весело пирует, по выражению древнерусского автора, среди «трупия». Слуга, подносящий блюда, морщится. На вопрос «почему?» выясняется, что он не может терпеть смрад. «Резолюция» Дракулы: «Так посадить же его повыше, чтобы и смрад до него не доставал». И корчится бедолага на колу невиданной высоты.

Как правило, Дракула стремился соизмерять высоту колов с социальным рангом казненных - бояре и здесь оказывались гораздо выше простолюдинов, благодаря чему «парк кольев» являл своего рода картину равного перед владыкою в смерти, но сословно дифференцированного валашского общества.

Примечательна и «дипломатия» Дракулы. Вот перевод с древнерусского: «Был такой обычай у Дракулы: когда приходил к нему неопытный посол от царя или от короля и не мог ответить на его коварные вопросы, то сажал он посла на кол, говоря: „Не я виноват в твоей смерти, а либо государь твой, либо ты сам. На меня же не возлагай вины. Если государь твой, зная, что неумен ты и неопытен, послал тебя ко мне, многомудрому государю, то твой государь и убил тебя; если же ты сам решился идти, неученый, то сам себя и убил“». Классический пример - расправа с турецкими послами, которые, по обычаю своей страны, кланяясь Дракуле, не снимали шапок. Дракула похвалил обычай, а чтобы еще более укрепить их в нем, прибил шапки к головам послов гвоздями.

Это уже не просто садизм. Историки сделали немало, чтобы ввести Дракулу в число «великих» садистов Возрождения. Чем не собратья Дракулы и «неополитанский король Ферранте (…), неутомимый работник, умный и умелый политик», который и убитых врагов, засолив, рассаживал вдоль стен погреба, устраивая у себя во дворце целую галерею, которую посещал в добрую минуту, и десятки подобных ему современников Влада III?

Но есть и различие: упоенная игра Дракулы с правдой - справедливостью, в которую, как легко убедиться, он вкладывает особый смысл. Во-первых, это проверка испытуемых на соответствие всем возможным идеалам - честности, красноречия, зажиточности, изящества и т. д. Причем любое отклонение от идеала наказывается мучительной смертью. Во-вторых, «правда» Дракулы - это уязвимость человека, т. е. возможность любым способом истолковать слова или поступки как несущие скрытое указание на его казнь, а еще желательнее - даже на вид казни (как в случае с турецкими послами).

Здесь очень показателен упоминаемый в различных источниках эпизод с венгерским послом. Дракула, пригласив его на пир, указывает на чрезвычайно большой позолоченный кол и вопрошает, зачем этот кол может здесь понадобиться. Следует ответ, что, верно, некий выдающийся муж провинился перед Дракулой и тот хочет отличить осужденного красотою кола. Дракула же отвечал: «Верно говоришь; вот ты - великого государя посол, посол королевский, для тебя и приготовил этот кол». По критерию открытости для смерти посол сам признал себя подходящей добычей Дракулы. Но звучит ответ: «Государь, если я совершил что-либо, достойное смерти, делай, как хочешь. Ты судья справедливый, не ты будешь в смерти моей повинен, но я сам». Ускользает венгерский посол - нет, оказывается, в его предыдущей реплике санкции на казнь. Не успевает ухватить его Дракула. Но при этом доволен, желанная формула прозвучала: не он убивает людей, несовершенства их и просчеты убивают. Следует развязка: «Если бы не так ответил, быть бы тебе на этом колу».

Подоспевшие войска султана разгромили Дракулу и подошли к Тырговиште, но здесь-то и произошло трудновообразимое - тысячи человеческих жертв как бы выкупили жизнь Цепеша. Увидев лес колов с мертвецами перед стенами его столицы, султан воскликнул: «Что же мы можем сделать с этим человеком?» И, странным образом утратив энтузиазм, он с основными силами отошел в Турцию.

Тем не менее поражение Цепеша было полным. Дракула, теснимый оставшимися турецкими отрядами, бежал. Но Европа, которая в дни побед славила его как великого христианского полководца, взявшего реванш за поруганный турками Константинополь, и «не замечала» его кровавых зверств, отвергла Дракулу. Венгерский король заточил его в темницу. Там Цепеш провел 12 лет.

И тут снова удача вернулась к нему. Венгерский король предложил Цепешу перейти в католичество. Дракула отрекается от православия. Следует женитьба на сестре короля Матвея Корвина, и садист, которого только что обличали сочиняемые в Венгрии памфлеты, становится желанной для венгров кандидатурой на валашский престол. В 1476 году он опять на троне, свергнув своего брата Раду II, придерживающегося турецкой ориентации. Вновь вспыхивает война с турками.

Сообщения о том, как именно погиб Цепеш, противоречивы. Согласно одному из них, у Влада был слуга-турок - агент, внедренный султаном, который пользовался полным доверием господаря и всюду его сопровождал. Он-то и убил Цепеша, подобравшись к нему со спины и отрубив голову, которую отвез повелителю правоверных.

Эта версия маловероятна. Цепеш был слишком осторожен и подозрителен, чтобы довериться турку (уж кто-кто, а он знал пристрастие турок к политическим играм), а единственная причина, по которой он мог бы иметь с ним дело, - получение каких-то сведений о противнике. В таком случае вряд ли «языку» было бы позволено находиться вооруженным без присмотра возле командующего.

О том, что голова Влада была отвезена в Турцию, сообщается по меньшей мере в трех европейских источниках. Один из них - хроника Антонио Бонфини, итальянского историка и летописца при дворе Матиуша Корвина, видимо, является основой для других сообщений. В турецких источниках об этом ничего не говорится.

Очень подробно описана гибель Влада в Кирилло-Белозерской рукописи. По этой версии, Влад отделился от своих войск и в одиночку поднялся на холм, «чтобы насладиться зрелищем своих бойцов, успешно рубящих турок» (вообще-то у военачальника есть более серьезные причины взглянуть на поле боя с возвышенного места). Тут на него наткнулся отряд валашских бойцов, которые приняли его за турка, ведь он, как обычно, был во время боя одет по-турецки. Уже пронзенный пикой, он сумел зарубить пятерых из нападавших, но их было гораздо больше, и Влад был заколот «многими копьями». Найдя мертвое тело «ошибочно» убитого воеводы, валахи отсекли ему голову и отправили султану, дабы мог порадоваться и тот.

Возможно, постепенно память о жестокосердном искателе справедливости - Владе Дракуле - изменилась бы в памяти обычных людей, став достоянием историков. Но фигура валашского правителя заинтересовала английского писателя Брэма Стокера, и в конце XIX века появился его знаменитый роман о вампире графе Дракуле.

Очень часто в критической и историографической литературе встречается утверждение: чудище, выдуманное Стокером, практически ничего общего не имеет с историческим Дракулой. Особый акцент делается на том, что в румынской традиции нет никаких указаний на превращение Дракулы в вампира, не говоря уж о тех удивительных изменениях, что претерпевает биография реального Дракулы в романе.

Стокер из валаха (румына) превращает своего героя в трансильванского венгра-секлера. Можно указывать и на иные отступления писателя от исторической правды. Так, замок Дракулы он помещает в трансильванском проходе Борго. Здесь в самом деле находился замок, который должен был посещать Влад Цепеш, но настоящая резиденция правителя - на реке Арджеш, близ границ Трансильвании и Валахии. Всего охотнее критики указывают на то, что Дракула у Стокера совершенно не похож на Влада Цепеша в румынской фольклорной традиции. Так ли это? Действительно ли между Дракулой-моралистом, Дракулой-садистом и стокеровским вампиром не найдется ничего общего?

Известно мнение, что Стокер сделал своего героя вампиром, неверно поняв одно слово в немецком памфлете против Цепеша, означающее на деле не вампира, а берсерка. Так называли исступленных древнегерманских воинов, которые в пылу битвы воображали себя волками, терзающими врагов. Но ведь у Стокера Дракула и остается берсерком. Похваляясь славой предков, граф говорит, что среди них были величайшие берсерки эпохи переселения народов. Откуда же взялся вампир?

Предполагалось, что этот мотив мог родиться из другой строки памфлета, в которой Дракула сравнивался с блохою, сосущей кровь своей жертвы. Кроме того, указывалось, что образ сумасшедшего Ренфильда, обожествляющего Дракулу и одержимого идеей поглощения различных жизней, в частности поедающего птиц живьем, навеян образом Дракулы, терзающего птиц и мышей в тюрьме.

Что же касается румынского фольклора, то и с ним дело обстоит далеко не так просто. Действительно, воитель Влад III обретает в нем героические черты. Более того, само имя Дракула, т. е. Сын Дракона, или Сын Дьявола, решительно устраняется из румынского фольклора, где он - Вода (воевода) Цепеш. Однако некоторые исследователи отмечают, что в биографии Дракулы несомненно есть один эпизод, которым вполне могло быть обусловлено появление легенды о его превращении в вампира, - это отступничество от православия, переход в католичество, что по народным верованиям часто карается проклятием в виде вампиризма.

Примечателен эпизод, который есть в одной из легенд: против Воды Цепеша поднимается вместе с турками вся нечисть. Тут и вампиры - они собираются на горе Ратезат, лежащей на границе Румынии и Валахии, совсем недалеко от исторического замка Дракулы.

С этим наблюдением исследователей, посвятивших немало времени «дракуловедению», следует сопоставить и проделанный ими же опрос крестьян, ныне обитающих по соседству с этим замком. Результаты оказались неожиданными. Крестьяне, конечно, чтут Цепеша как великого героя, многие утверждают даже, что предки их сражались под его знаменами, но в то же время замок овеян странной славой. Мимо него боятся ходить по ночам, а когда фольклористы просили показать к нему дорогу, им отвечали: «Запрещено».

А еще среди крестьян бытует поверье: Дракула то ли вообще не умер, то ли обладает удивительной способностью возрождаться и являться к живым в любой момент. Это предание тоже героическое: Цепеш придет и будет защитником Румынии от чужеземного нашествия, каким был и в XV веке.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

"Жил да был на свете кровожадный князь Дракула. Он сажал людей на кол, поджаривал на угольях, варил головы в котле, заживо сдирал кожу, разрубал на куски и пил из них кровь..." - рассказывал Авраам Ван Хельсинг, перелистывая книгу о прижизненных преступлениях грозного вампира. Многие помнят этот эпизод из фильма Ф. Копполы, снятого по роману Брэма Стокера "Дракула", и, возможно, именно из этой киноленты узнали, что Дракула не был вымышленным персонажем.

У знаменитого вампира есть прототип - князь Валахии Влад Дракула Цепеш (Tepes - от румынского tepea - кол, буквально - Протыкатель, Сажатель на кол), правивший этим румынским княжеством в середине XV века. И действительно, этого человека по сей день называют "великим извергом", затмившим своими злодеяниями Ирода и Нерона.

Вы уже наверное знаете все подробность этой историческо-фантастической фигуры вдоль и поперек? Давайте просто подведем итоги тому, что известно.

Оставим на совести Стокера то, что он "превратил" реальную историческую личность в мифического монстра, и попробуем разобраться, насколько обоснованы обвинения в жестокости и совершал ли Дракула все те зверства, по сравнению с которыми вампирское пристрастие к крови молоденьких девушек кажется невинной забавой. Деяния князя, широко растиражированные литературными произведениями XV столетия, и в самом деле леденят кровь. Страшное впечатление производят рассказы о том, как Дракула любил пировать, наблюдая за муками посаженных на кол жертв, как он сжег бродяг, которых сам же пригласил на пир, как приказал забить гвозди в головы не снявшим шапки иностранным послам, и прочее, прочее... В воображении читателя, впервые узнавшего о злодеяниях этого средневекового правителя, возникает образ свирепого безжалостного человека с колким взглядом недобрых глаз, отражавших черную сущность злодея. Такой образ вполне соответствует немецким книжным гравюрам, запечатлевшим черты тирана, однако гравюры появились уже после гибели Влада.

А вот тех, кому доведется увидеть прижизненный, практически неизвестный в России портрет Дракулы, ждет разочарование - изображенный на холсте человек явно "не тянет" на кровожадного садиста и маньяка. Маленький эксперимент показал: люди, не знавшие, кто именно изображен на холсте, нередко называли "неизвестного" красивым, несчастным… Попробуем и мы на минуту забыть о репутации "великого изверга", непредвзято посмотреть на портрет Дракулы. Прежде всего, привлекают внимание большие, страдальческие глаза Влада. А еще поражает неестественная худоба его изможденного желтоватого лица. Рассматривая портрет, можно предположить, что на долю этого человека выпали жестокие испытания и лишения, что он скорее мученик, нежели палач…


Кликабельно 1800 рх

Влад возглавил Валахию в возрасте двадцати пяти лет, в 1456 году, в очень тяжелые для княжества времена, когда Османская империя расширяла свои владения на Балканах, захватывая одну страну за другой. Уже попали под турецкий гнет Сербия и Болгария, пал Константинополь, прямая угроза нависла над румынскими княжествами. Князь маленькой Валахии успешно противостоял агрессору и даже сам атаковал турок, совершив в 1458 году поход на территорию оккупированной Болгарии. Одна из целей похода - освободить и расселить на землях Валахии исповедовавших православие болгарских крестьян. Европа восторженно приветствовала победу Дракулы. Тем не менее большая война с Турцией была неизбежна. Валахия препятствовала расширению Османской империи, и султан Мехмед II принял решение военным путем свергнуть неугодного князя.

На трон Валахии претендовал младший брат Дракулы Раду Красивый, принявший ислам и ставший фаворитом султана. Понимая, что не сможет в одиночку противостоять самой большой со времени покорения Константинополя турецкой армии, Дракула обратился за помощью к союзникам. Среди них были и римский папа Пий II, обещавший дать деньги на крестовый поход, и молодой венгерский король Матьяш Корвин, называвший Влада "любимым и верным другом", и лидеры других христианских стран. Все они на словах поддержали валашского князя, однако, когда летом 1462 года грянула беда, Дракула остался один на один с грозным врагом.

Положение было отчаянным, и Влад сделал все возможное, чтобы выстоять в этой неравной схватке. Он призвал в армию все мужское население княжества начиная с двенадцатилетнего возраста, применял тактику выжженной земли, оставляя врагу сожженные деревни, где невозможно было пополнить запасы продовольствия, вел партизанскую войну. Еще одним оружием князя стал панический ужас, который он внушал захватчикам. Защищая свою землю, Дракула безжалостно истреблял врагов, в частности, сажал пленных на кол, используя против турок очень "популярную" в самой Османской империи казнь.

Турецко-валашская война лета 1462 года вошла в историю знаменитой ночной атакой, во время которой удалось уничтожить до пятнадцати тысяч османов. Султан уже стоял у столицы княжества Тырговиште, когда Дракула вместе с семью тысячами своих воинов проник во вражеский лагерь, намереваясь убить турецкого вождя и тем самым остановить агрессию. Владу не удалось до конца осуществить свой дерзкий план, но неожиданная ночная атака вызвала панику во вражеском лагере и как следствие - очень большие потери. После кровавой ночи Мехмед II покинул Валахию, оставив часть войск Раду Красивому, которому предстояло самому вырвать власть из рук старшего брата. Блестящая победа Дракулы над войсками султана оказалась бесполезной: Влад победил врага, но не смог противостоять "друзьям". Предательство молдавского князя Штефана, двоюродного брата и друга Дракулы, неожиданно перешедшего на сторону Раду, оказалось переломным моментом в войне. Дракула не мог сражаться на два фронта и отступил в Трансильванию, где его ждали пришедшие на помощь войска еще одного "друга" - венгерского короля Матьяша Корвина.

А дальше случилось нечто странное. В разгар переговоров Корвин приказал арестовать своего "верного и любимого друга", обвинив в тайной переписке с Турцией. В письмах, якобы перехваченных венграми, Дракула молил Мехмеда II о прощении, предлагал свою помощь в захвате Венгрии и самого венгерского короля. Большинство современных историков считают письма грубо сфабрикованной подделкой: они написаны в несвойственной Дракуле манере, выдвинутые в них предложения абсурдны, но самое главное - подлинники писем, эти важнейшие улики, решившие судьбу князя, были "утеряны", и сохранились только их копии на латинском языке, приведенные в "Записках" Пия II. Подписи Дракулы на них, естественно, не стояло. Тем не менее Влада арестовали в конце ноября 1462 года, заковали в цепи и отправили в венгерскую столицу Буду, где он без суда и следствия находился в тюрьме около двенадцати лет.

Что же заставило Матьяша согласиться с вздорными обвинениями и жестоко расправиться со своим союзником, в свое время помогшим ему взойти на венгерский престол? Причина оказалась банальной. По свидетельству автора "Венгерской хроники" Антонио Бонфини, Матьяш Корвин получил от папы Пия II сорок тысяч гульденов на проведение крестового похода, но не использовал эти деньги по назначению. Иными словами, постоянно нуждавшийся в деньгах король просто прикарманил значительную сумму и переложил вину за сорванный поход на своего вассала, который будто бы вел двойную игру и интриговал с турками. Однако обвинения в государственной измене человека, известного в Европе непримиримой борьбой с Османской империей, того, кто едва не убил и фактически обратил в бегство покорителя Константинополя Мехмеда II, звучали достаточно абсурдно. Желая понять, что же случилось на самом деле, Пий II поручил своему посланнику в Буде Николасу Модруссе на месте разобраться в происходящем.


Король Венгрии Матьяш Корвин. Младший сын Яноша Хуняди любил, чтобы его изображали на манер римского императора, с лавровым венком на голове. Он считался покровителем науки и искусства. В годы правления Матьяша резко возросли расходы его двора, и король изыскивал способы пополнения казны - от увеличения налогов до использова ния денег, переданных Ватиканом на крестовые походы. Князя обвинили в жестокости, которую он якобы проявлял по отношению к саксонскому населению входившей в состав Венгерского королевства Трансильвании. Матьяш Корвин лично рассказывал о злодеяниях своего вассала, а затем предъявил некий анонимный документ, в котором обстоятельно, с немецкой пунктуальностью сообщалось о кровавых похождениях "великого изверга".

В доносе говорилось о десятках тысяч замученных мирных жителях и впервые упоминались анекдоты о заживо сожженных нищих, о посаженных на кол монахах, о том, как Дракула приказал прибить гвоздями шапки к головам иностранных послов, и прочие подобные истории. Неизвестный автор сравнивал валашского князя с тиранами древности, утверждая, что во времена его правления Валахия напоминала "лес из посаженных на кол", обвинял Влада в невиданной жестокости, но при этом совершенно не заботился о правдоподобии своего рассказа. В тексте доноса встречается очень много противоречий, например, приведенные в документе названия населенных пунктов, где будто бы было уничтожено по 20-30 тысяч (!) человек, до сих пор не могут быть идентифицированы историками.

Что же послужило документальной основой для этого доноса? Мы знаем, что Дракула действительно совершил несколько рейдов в Трансильванию, уничтожая скрывавшихся там заговорщиков, среди которых находились претенденты на валашский престол. Но, несмотря на эти локальные военные операции, князь не прерывал коммерческих отношений с трансильванскими саксонскими городами Сибиу и Брашов, что подтверждает деловая переписка Дракулы того периода. Очень важно отметить, что, помимо появившегося в 1462 году доноса, нет ни одного более раннего свидетельства о массовых убийствах мирного населения на территории Трансильвании в 50-е годы XV века. Невозможно представить, как уничтожение десятков тысяч человек, регулярно происходившее на протяжении нескольких лет, могло бы остаться незамеченным в Европе и не нашло бы отражения в хрониках и дипломатической переписке тех лет.

Следовательно, рейды Дракулы в принадлежавшие Валахии, но расположенные на территории Трансильвании анклавы в момент их проведения рассматривались в европейских странах как внутреннее дело Валахии и не вызывали никакого общественного резонанса. На основании этих фактов можно утверждать, что анонимный документ, впервые сообщивший о злодеяниях "великого изверга", не соответствовал действительности и оказался очередной фальшивкой, сфабрикованной по приказу короля Матьяша вслед за "письмом к султану" для того, чтобы оправдать незаконный арест Влада Дракулы. Для папы Пия II - а он был близким другом германского императора Фридриха III и в силу этого сочувствовал саксонскому населению Трансильвании - таких объяснений оказалось достаточно. Он не стал вмешиваться в судьбу высокопоставленного пленника, оставив в силе решение венгерского короля. А вот сам Матьяш Корвин, чувствуя шаткость выдвинутых им обвинений, продолжал дискредитировать томившегося в темнице Дракулу, прибегнув, говоря современным языком, к услугам "средств массовой информации". Поэма Михаэля Бехайма, созданная на основе доноса, гравюры, изображавшие жестокого тирана, "разосланные по всему миру для всеобщего обозрения", и, наконец, множество тиражей первопечатных брошюр (из которых до нас дошли тринадцать) под общим названием "Об одном великом изверге" - все это должно было сформировать негативное отношение к Дракуле, превратив его из героя в злодея. Судя по всему, Матьяш Корвин не собирался освобождать своего пленника, обрекая его на медленное умирание в темнице. Но судьба подарила Дракуле возможность пережить еще один взлет.

Во время правления Раду Красивого Валахия полностью подчинилась Турции, что не могло не тревожить нового римского папу Сикста IV. Вероятно, именно вмешательство понтифика изменило судьбу Дракулы. Князь Валахии на деле показал, что может противостоять турецкой угрозе, а потому именно Владу предстояло вести в бой христианскую армию в новом крестовом походе. Условиями освобождения князя из тюрьмы стали его переход из православной веры в католическую и женитьба на двоюродной сестре Матьяша Корвина. Парадоксально, но "великий изверг" мог получить свободу, лишь породнившись с венгерским королем, который еще недавно представлял Дракулу кровожадным монстром...

Спустя два года после освобождения, летом 1476 года, Влад в качестве одного из командующих венгерской армией выступил в поход; его цель состояла в освобождении оккупированной турками Валахии. Войска проходили по территории Трансильвании, и сохранились документы, сообщающие, что горожане саксонского Брашова радостно приветствовали возвращение "великого изверга", который, если верить доносу, еще несколько лет назад творил здесь неслыханные злодеяния. Вступив с боями в Валахию, Дракула вытеснил турецкие войска и 26 ноября 1476 года вновь взошел на престол княжества. Его правление оказалось очень коротким - князя окружали явные и скрытые враги, а потому роковая развязка была неизбежна.

Гибель Влада в конце декабря того же года окутана тайной. Есть несколько версий случившегося, но все они сводятся к тому, что князь пал жертвой измены, доверившись находившимся в его окружении предателям. Известно, что голову Дракулы передали в дар турецкому султану, и тот приказал выставить ее на одной из площадей Константинополя. А румынские фольклорные источники сообщают, что обезглавленное тело князя нашли монахи расположенного неподалеку от Бухареста монастыря Снагов и похоронили в построенной самим Дракулой часовне возле алтаря.

Так оборвалась короткая, но яркая жизнь Влада Дракулы. Почему же, вопреки фактам, свидетельствующим о том, что валашского князя "подставили" и оклеветали, молва продолжает приписывать ему злодеяния, которые он никогда не совершал? Противники Дракулы утверждают: во-первых, многочисленные произведения разных авторов сообщают о жестокости Влада, и, следовательно, такая точка зрения не может не быть объективной, а во-вторых, нет хроник, в которых он предстает в качестве творящего благочестивые дела правителя. Опровергнуть такие аргументы несложно. Анализ произведений, в которых говорится о злодеяниях Дракулы, доказывает, что все они либо восходят к рукописному доносу 1462 года, "оправдывающему" арест валашского князя, либо написаны людьми, находившимися при венгерском дворе во времена правления Матьяша Корвина. Отсюда же черпал сведения для своей повести о Дракуле, написанной около 1484 года, и русский посол в Венгрии дьяк Федор Курицын.

Проникнув в Валахию, широко растиражированные истории о деяниях "великого изверга" трансформировались в псевдофольклорные повествования, которые на самом деле не имеют ничего общего с народными преданиями, записанными фольклористами в районах Румынии, непосредственно связанных с жизнью Дракулы. Что же касается турецких хроник, то оригинальные эпизоды, не совпадающие с немецкими произведениями, заслуживают более пристального внимания. В них турецкие хроникеры, не жалея красок, описывают жестокость и храбрость наводившего ужас на врагов "Казыклы" (что означает - Сажатель на кол) и даже частично признают тот факт, что он обратил в бегство самого султана. Мы прекрасно понимаем, что описания хода военных действий противоборствующими сторонами не могут быть беспристрастными, однако не оспариваем и того, что Влад Дракула действительно очень жестоко расправлялся с пришедшими на его землю захватчиками. Проанализировав источники XV столетия, можно уверенно утверждать, что Дракула не совершал приписываемых ему чудовищных преступлений.

Он действовал в соответствии с жестокими законами войны, но уничтожение агрессора на поле боя ни при каких обстоятельствах нельзя приравнивать к геноциду мирного населения, в коем Дракулу обвинял заказчик анонимного доноса. Рассказы о зверствах в Трансильвании, за которые Дракула и получил репутацию "великого изверга", оказались клеветой, преследовавшей конкретные корыстные цели. История сложилась так, что потомки судят о Дракуле по тому, как описывали поступки Влада его враги, стремившиеся опорочить князя, - где уж в такой ситуации говорить об объективности?!

Что же касается отсутствия хроник, восхваляющих Дракулу, это объясняется слишком коротким сроком его правления. Он просто не успел, а возможно, и не посчитал необходимым обзавестись придворными летописцами, в обязанности которых входило восхваление правителя. Иное дело прославившийся своей просвещенностью и гуманизмом король Матьяш, "со смертью которого умерла и справедливость", или правивший без малого полвека молдавский князь Штефан, предавший Дракулу и посадивший на кол две тысячи румын, но при этом прозванный Великим и Святым...

В мутном потоке лжи трудно различить правду, но, к счастью, до нас дошли документальные свидетельства того, как правил страной Влад Дракула. Сохранились подписанные им грамоты, в которых он дарил крестьянам земли, жаловал привилегии монастырям, договор с Турцией, скрупулезно и последовательно отстаивавший права граждан Валахии. Мы знаем, что Дракула настаивал на соблюдении церковных обрядов погребения для казненных преступников, и этот очень важный факт полностью опровергает утверждение о том, будто он сажал на кол исповедовавших христианство жителей румынских княжеств. Известно, что он строил церкви и монастыри, основал Бухарест, с отчаянной храбростью сражался с турецкими захватчиками, защищая свой народ и свою землю. А еще есть легенда о том, как Дракула встречался с Богом, пытаясь узнать, где находится могила его отца, чтобы на этом месте воздвигнуть храм...


Есть два образа Дракулы. Мы знаем Дракулу - национального героя Румынии, мудрого и храброго правителя, мученика, преданного друзьями и около трети жизни проведшего в тюрьмах, оболганного, оклеветанного, но не сломленного. Однако нам известен и другой Дракула - герой анекдотических повестей XV века, маньяк, "великий изверг", а позже и вовсе проклятый Богом вампир. Кстати, о вампиризме: в каких бы зверствах ни обвиняли князя его современники, нет ни одного письменного источника, в котором бы говорилось, что он пил кровь своих жертв. Идея "превратить" Дракулу в вампира возникла только в XIX веке.

Состоявший в оккультном ордене "Золотая Заря" (он практиковал черную магию), Брэм Стокер заинтересовался этой исторической личностью с подачи профессора Арминиуса Вамбери, который был известен не только как ученый, но и как венгерский националист. Так и появился граф Дракула - литературный персонаж, постепенно превратившийся в массовом сознании в главного вампира всех времен и народов.

Е. АРТАМОНОВА.

Господарь Влад / Vlad Tepes (1979)

Год выпуска: 1979
Страна: Румыния
Жанр: Исторический
Режиссер: Д. Нэстасе / D. Nastase

Описание: Этот фильм, основанный на исторических фактах, отображает реальную жизнь валашского господаря Влада III Цепеша

Граф Дракула, созданный Брэмом Стокером является одним из самых знаменитых вампиров в литературе. Именно он стал «классическим» прообразом современного вампира — элегантного и загадочного человека, жаждущего человеческой крови. Однако, если вы не знали, он и в подметки не годился своему тезке Владу Цепешу — господарю Валахии, известному своим чрезмерным «гуманизмом» и «любовью» к людям…

Много лет он держал всю Валахию в страхе своей непредсказуемой и необузданной жестокостью. Кровь из шей жертв он, конечно, не пил, но тысячи кровавых казней, убийства «недостойных» жителей города и сажание на кол было ему весьма по нраву, что подтверждают рукописи 15-го века. Тем не менее насчет него существуют две прямо противоположные точки зрения.

Согласно первой, Цепеш был сумасшедшим садистом, который получал удовольствие от издевательства над своими жертвами. Согласно второй — борцом против ненавистных ему турков. Таким способом он просто пытался бороться с трусостью солдат и предательством бояр. Как бы там ни было, до наших дней дошли рукописи, которые описывают все жестокости князя.

Все исследователи согласны в том, что прозвище “Дракул” было унаследовано Владом III от отца, Влада II , являвшегося рыцарем Ордена св. Георгия (Ордена Дракона). Каждому рыцарю ордена следовало носить на одежде знак дракона, но отец Влада III, подчёркивая свою принадлежность к ордену, пошёл ещё дальше — поместил изображение дракона на золотые монеты, которые чеканил от своего имени.

Монеты широко распространились в Валахии и стали причиной появления прозвища, которое затем унаследовал Влад III. Хотя со временем народ присвоил имени другое значение — «сын Дьявола», что больше было похоже на правду.

Отец Дракулы - Влад II

В молодости Влад III звался Дракул (рум. Dracul), унаследовав прозвище отца без каких-либо изменений. Однако позднее (в 1470-е годы) стал указывать своё прозвище с буквой «а» на конце, поскольку к тому времени оно получило наибольшую известность именно в такой форме

Рукопись 15-го века рассказывает о том, как однажды Дракула пригласил в свой особняк нескольких гостей, закатил пир, а потом посадил их на кол прямо за обеденным столом. После чего не торопясь закончил свой обед, окуная хлеб в ведра с их кровью.

Дракула мстил за отца, убив сотни человек. И не просто убил, а вспорол тупыми мечами животы. Большую часть своей юности Влад провел в турецкой тюрьме, а когда освободился, узнал, что его отца выдал его же собственный народ, в том числе и бояре. И так как молодой князь не знал имен предателей, то пригласил их всех на пир, на котором они и были казнены.

Теодор Аман, «Бояре, застигнутые на пиру посланцами Влада Цепеша»

Одно из самых жутких свидетельств гласит, что Дракула любил завтракать на месте казни или месте недавнего сражения. Он приказывал принести ему стол и еду, садился и ел среди мёртвых и умиравших на колах людей.

Существует также дополнение этого рассказа, в котором говорится, что слуга, подававший Владу пищу, не выдержал запаха тлена и, схватившись руками за горло, выронил поднос прямо перед ним. Влад спросил, почему он это сделал. «Нет сил терпеть, ужасное зловоние», ответил несчастный. И Влад немедленно приказал посадить его на кол, который был на несколько метров длиннее остальных, после чего крикнул ещё живому слуге: «Вот видишь! Теперь ты выше всех, и смрад до тебя не долетает».

У Дракулы было чувство юмора — правда, весьма необычное. Например, когда люди, посаженные на кол, дергались как лягушки, князь смотрел на них и будто бы вскользь замечал: «Ах, какой удивительной грациозностью они обладают!»

Может показаться, что Дракула был обычным сумасшедшим, который только и делал, что бегал и убивал людей, но это не так.

Сажание на кол было принято в качестве наказания за преступление, независимо от того, совершил ли преступник убийство или украл буханку хлеба. Конечно, бывали исключения. Однажды цыган из табора, путешествовавшего по землям Дракулы, что-то украл. Когда его поймали, князь приказал сварить несчастного, а других цыган заставил его съесть.

Дракула избавлялся от всех больных и бедняков, сжигая их заживо в попытке навести порядок на улицах столицы Валахии. Однажды он позвал всех нищих, больных и бродяг в один из своих домов под предлогом праздника.

После того как они поели, Дракула вежливо извинился, вышел вон и приказал заколотить все окна и двери в доме. Затем дом сожгли. По данным летописей того времени, ни один человек не выжил.

Это были еще цветочки: иногда князь сжигал целые деревни в своих владениях безо всякой видимой причины.

Дракула «дарил» подданным золотые кубки. Результатом сотен убийств было то, что Дракула полностью контролировал свой народ и знал это. Чтобы проверить, насколько подданные боятся его, он поставил на главной столичной площади кубки из чистого золота.

Было объявлено, что любой может попить из них, но ни при каких обстоятельствах кубки не должны покинуть площадь. В то время в городе проживало около 60 000 человек, но в течение всего периода царствования князя никто к этим чашам даже не прикоснулся, хотя те и находились на виду у тысяч людей, живущих в бедности.

Теодор Аман, «Влад Цепеш и турецкие послы» (1861-64)

Прибывшим к Цепешу с требованием признания вассальности послам Османской империи Дракула задал вопрос: «Почему они не сняли шапки перед ним, правителем». Услышав ответ, что они обнажат головы только перед султаном, Влад приказал прибить шапки к их головам гвоздями.

Существует рассказ о любовнице, которая пытается обмануть Цепеша, рассказывая о своей беременности. Цепеш её предупреждает, что не терпит лжи, но она продолжает настаивать на своём, тогда Цепеш вспарывает её живот и кричит: «Я же говорил, что не люблю неправды!».

По свидетельствам древнерусской повести, Цепеш приказывал вырезать половые органы неверных жён и вдов, нарушающих правила целомудрия, и сдирать с них кожу, выставляя тела напоказ вплоть до разложения тела и поедания его птицами, либо делать то же самое, но предварительно пронзив их кочергой от промежности до уст.

Однажды Дракула послал войска, чтобы те выгнали турок со своей земли. И когда турки стали побеждать, он приказал сжигать собственные деревни, чтобы туркам негде было отдохнуть и пополнить запасы провианта. Более того, он отравил все колодцы и убил тысячи жителей, чтобы всё это не досталось захватчикам.

Замок Бран обрёл известность после того, как Брэм Стокер написал свой знаменитый роман «Дракула», где главным персонажем является граф Дракула, «вампир Трансильвании». В действительности граф Дракула никогда там не жил. Он просто любил здесь охотиться и время от времени останавливался на ночлег. Остальное — фантазии писателей и кинематографистов.

Замок Бран получил прозвище «замок Дракулы» три десятилетия назад с подачи западных туристов, которые приехали в Румынию в поисках Дракулы. Посетив замок в Трансильвании, они были поражены его сходством с тем замком, что описывал Стокер в своем романе, поэтому они прозвали его «замок Дракулы».

К несчастью (или счастью, это спорный вопрос), со временем, связь между романом Стокера и замком прочно укоренилась в сознании людей.

Замок Корвинов имеет к Дракуле большее отношение — по легенде именно в здешней темнице свергнутый господарь Влад Цепеш томился 7 лет.

Во время войны с турками князь погиб на поле боевых действий. Считается, что тело Дракулы было похоронено на кладбище монастыря Снагов на окраине Бухареста. Но есть противоречивые слухи: одни утверждают, что тело князя так и не нашли, другие — что останки были похоронены, но потом исчезли.

Вторая версия кажется правдивой, поскольку Влад III, вероятно, был похоронен с сокровищами, и до могилы могли добраться грабители.

Один из самых загадочных и жестоких царей, когда либо живших на земле, чье имя окружено мистикой. Влад III Цепеш (1431-1476) получил прозвище «колосожатель» за особую жестокость во время расправы с врагами. Родился господарь Валахии в 1431 г. Его настоящее имя Влад III Дракул, в переводе с румынского означает «сын дракона». Отец его Влад II состоял в рыцарском ордене Дракона, носил медальон и чеканил знак ордена на своих монетах, изображающих дракона. Есть другой перевод фамилии Дракул - «сын дьявола», возможно, так называли его враги и запуганные подданные.

Когда Владу III было 12 лет, его похитили турки, следующие 4 года он вместе с младшим братом находился в заложниках, что очень негативно повлияло на его психику. Он стал неуравновешенным, приобрел странные привычки. В семнадцати летнем возрасте он узнал об убийстве своего отца и старшего брата боярами, что стало причиной его ненависти к боярам и последующей борьбы с ними.

Влад Цепеш любил устраивать пиры рядом с умирающими в муках врагами, наслаждаясь их стонами и запахом, исходившим от разлагающихся тел. Вампиром он не был, но зато был жестоким садистом, упивающимся страданиями тех, кто ослушался его воли. Говорят, он казнил более 100 тысяч бояр, однако задокументированы лишь 10 из тех, кто оказался причастен к смерти отца и брата Дракулы.

Как государственный деятель, Влад Цепеш был освободителем родной страны от турков и человеком чести, исполняющим национальный долг. Он отказался выплачивать дань, создал крестьянское ополчение, отстоявших свою родину от турецких войск, пришедших наказать непослушного царя. Всех пленных турков казнили на площади во время праздника.

Дракула был религиозным фанатиком, даровал церквям земли, получил поддержку духовенства, а значит его действия были освящены церковью. Народу приходилось молча повиноваться. Однажды Влад собрал богомоленных в праздник Великой Пасхи и заставил их возводить крепость до тех пор, пока их одежды не развалились от времени.

Беспощадный правитель искоренил полностью преступность в своем государстве путем жестокого суда и мучительной смерти. Ни один нищий не смел взять чужое. Даже разбросанные монеты не улицах не были тронуты. Население стало исключительно честным после многих тысяч казней, аналогичного явления не было во всем мире. Благодаря поразительной жестокости, Влад Цепеш обрел славу и память потомков. Особая нелюбовь была к цыганам, ворам и бездельникам, которых он истреблял целыми таборами.

Элита Европы была возмущена, узнав о злодеяниях Дракулы, его решают заключить под стражу и такая возможность предоставляется. Во время побега, Влад бросил жену и всех подданных, обрекая их на смерть, но был задержан венгерским королем. В заключении пришлось провести 12 лет. Ради свободы ему потребовалось принять католичество. Этот шаг был принят королем как знак покорности, и он даже помог Дракуле снова встать на престол. Но вскоре его снова хотят убить. За свою жизнь Влад Цепеш много раз пытался бежать, но в этот раз ему не везет. Бояре, изрубив его тело на куски, отправили турецкому султану голову. Монахи, к которым Дракула был добр, втихую схоронили его останки.

Современные археологи заинтересовались историей Влада Цепеша, но вскрытая ими могила оказалась пустой. Рядом оказалось захоронение без черепа, его и принято считать останками Дракулы. Впоследствии его останки перенесли на остров, который охраняют монахи, чтобы избежать туристических нашествий.

Вверх