Употребление слов в речи проект. Слова-паразиты в речи. Притча от Льва Толстого

Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи. Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. В школе, на уроках нас знакомят с нормами литературного языка, объясняя правила употребления русского языка. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Сегодня все чаще в речи подростков стали «проскальзывать» лишние слова. Отчего это зависит? Как с этим бороться?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района Воронежской области

Исследовательская работа

Выполнил:

Некрылов Александр,

обучающийся 5 «Б» класса

Руководитель:

Мушта Валентина Ивановна, учитель русского языка и литературы

Бутурлиновка 2017

Введение……………………………………………………………………….…..3

Глава 1. Теоретические основы изучения слов, засоряющих речь………...…..6

Заключение…………………………………………………………………....….13

Список использованной литературы…..………………………..……….……..14

Приложение………………………………………………………………………15

Язык народа и богат и точен,

Но есть, увы, неточные слова,

Они растут, как сорная трава

У плохо перепаханных обочин.

Рыленков Н.

Введение

Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи. Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. В школе, на уроках нас знакомят с нормами литературного языка, объясняя правила употребления русского языка. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Сегодня все чаще в речи подростков стали «проскальзывать» лишние слова. Отчего это зависит? Как с этим бороться?

Цель исследования: привлечение внимания школьников к своей речи; определение причины употребления слов «сорняков».

Объект исследования : речь учащихся

Методы исследования:

Работа проводилась в несколько этапов:

  1. Изучения литературы по теме исследования
  2. Наблюдение за речью учащихся на уроке и вне уроков, в неформальной обстановке
  3. Анкетирование

Глава 1. Теоретические основы изучения слов, засоряющих речь

Родной язык - не просто набор слов и фраз, не только свод грамматичес - ких правил. Это образ жизни, воздух, которым мы дышим, вода, которую пьем… Это еще и музыка, источник, золотой ключик к пониманию истории, народной мудрости.

Есть и другая причина появления этих слов в нашей речи. На эти слова возникает мода. Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.

1. недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);

2. намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;

3. быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

4. мода на некоторые слова.

Наблюдения за речью окружающих позволили классифицировать слова данной категории по разным признакам.

«Сами понимаете» - это классический пример человека робкого и постоянно перед всеми извиняющегося.

«Короче» – человек не расположен к общению , он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» достигается обратный эффект.

«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых , кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово.

Среди школьников в ходу словечко «как бы». Оно означает условность, неуверенность в том, что говорит; приблизительность. Некоторые школьники так и живут – «как бы пойдем, а как бы и не пойдем»; «как бы будем, а как бы и не будем». Такие люди не обременены ответственностью, это сказывается и на их речи.

Мы приводим еще несколько примеров, как слова-сорняки могут рассказать о натуре человека, характере, сущности мышления и видения мира.

«Типа» - Желание выделиться. Заменитель паузы

«Чё» - Вопрос – недоумение.

«Щас» - Нежелание что-либо делать.

«Это» - Пауза во время говорения или употребления каких-то слов.

«Вообще, ваще!» - Лёгкое возмущение.

Если вместо каких-то слов произносится «как его, ну как его, как это» -это попытка что-то вспомнить.

Глава 2. Проведение исследования по употреблению

В анкетировании принимали участие 27 учащихся 5 «Б» класса.

Результаты анкетирования были следующими:

Всё это ведёт к повышению уровня общей культуры, а вместе с ней и культуры речи.

Заключение

Мы уверены, что если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех обеспечен. И пусть как призыв звучат слова великого русского писателя И.С.Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».

Народная мудрость гласит: Есть только один путь заставить человека говорить грамотно – научить его любить свой язык.

Так давайте беречь и любить наш великий русский могучий язык!

Список используемой литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Ну, короче, блин, щас, типа, как бы, значит, это самое, а-а-а, чёрт, как его…

Другие _________________________________________________________

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Дневник наблюдений за речью обучающихся 5 «Б» класса

№ п/п

ФИО

ПОН

ВТ

СР

ЧЕТ

ПЯТ

СУБ

ПЕРЕМЕНА

Алиев Д

Белячков К.

Бережной И.

Богатырев Т.

Бражникова Е.

Буронов Я.

Вышкварка А.

Дерябина В.

Дорохина М.

Дроботенко В.

Иконникова И.

Кончакова А.

Коржова М.

Лавриченко Т.

Ламтева А.

Макухин В.

Милютина Е.

Некрылов А.

Пономарев Р.

Соломатин А.

Субочев А.

Тищук В.

Толибжонова Ж.

Чернов Е.

Четвериков А.

Чибилюткин Н.

Чумак А.

Памятка 10



«Такскать» (так сказать) «Это» «А именно» «Например» «Это самое» «В принципе» «Типа» «Вот» «Понимаешь» «Короче говоря» «В натуре» «Блин» «Вообщем-то»


К.Г.Паустовский писал: «С русским языком можно творить чудеса.… Нет таких звуков, красок и мыслей – сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

Объект исследования – дети подросткового возраста (28 человек) из средней общеобразовательной школы , художественные произведения («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыкова-Щедрина, « Третий в пятом ряду» А.Алексина, «Петька Краснов рассказывает» В.Шукшина), телеведущая (Екатерина Андреева), журналисты программы «Новости» и депутаты Госдумы РФ, участники репортажей программы «Новости».


Анкетирование



Девочки (18 человек).


Мальчики (11 человек).

Наблюдение. Сравнительный анализ.


Аудиоисследование


Выводы по II главе.


Заключение. Подводя итоги проделанной работы, прихожу к выводу, что общая и словесна я культура в нашей стране снижается, а эстетический вкус носителей языка портится под влиянием тех перемен, что происходят в обществе.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 г. НИЖНИЙ ЛОМОВ

Исследовательский проект

учеников 5-6 классов моей школы

ученицы 6 «В» класса

Паутова Марина ,

Петрушина Елизавета

Научный руководитель :

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 2 г. Нижний Ломов

Немова Светлана Николаевна

г. Нижний Ломов, 2014

Оглавление

    Введение …………………………………………...………………… стр. 3

    Основное содержание исследования

Глава 2. Исследование речи учащихся 5 -6 классов МБОУ СОШ №2

г. Нижний Ломов

2.2. Анкетирование учащихся и анализ полученных результатов………стр.17

    Заключение. Выводы. Перспективы ………...……………… стр.26

    Список использованной литературы …………………....….. стр.27

    Приложение 1. Анкеты для соцопроса...………………………... стр.28

    ВВЕДЕНИЕ

Мы нынче как бы все глупеем
Все стали как бы забывать,
Что как бы даже не умеем
Без «как бы» пару слов связать.

Добро бы было как бы в дело,
Пусть даже как бы наугад.
А то ведь как бы неумело
И чаще как бы невпопад.

Ю.Важдаев

Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. Одной из важнейших проблем современного общества является низкая культура речи . Н а уроках в школе нас знакомят с нормированным литературным языком, объясняя правила употребления лексики русского языка. Но речь наша зачастую маловыразительна, засорена. А в общении со сверстниками мы сознательно используем другой язык, свободный от норм. Почему это происходит? От чего зависит? Мы решили заняться исследованием лингвистических явлений, влияющих на культуру речи.

Актуальность проблемы исследования обоснована тем, что сегодня все чаще в речи подростков и взрослых людей стали «проскальзывать» лишние слова.

Какие сорные слова встречаются в речи учащихся нашей школы и о чём они могут рассказать? Как бороться с активным употреблением нашими сверстниками таких словечек? Как беречь чистоту своей речи? Как сделать речь выразительной, образной? В своём проекте мы попытались ответить на эти вопросы.

Объект исследования : речь учащихся 5-6 классов МБОУ СОШ № 2 г Нижний Ломов Пензенской области.

    выяснить, насколько речь наших одноклассников соответствует нормам литературного языка;

    определить, какие мероприятия помогут повысить культуру речи;

Методы исследования: изучение литературы по теме, наблюдение, сравнение, обобщение, устный опрос, анкетирование, анализ результатов анкетирования.

В ходе работы над этой темой мы обращались к специальной литературе, посвящённой культуре речи, к Интернет-материалам; наблюдали за речью учащихся 5-6 классов нашей школы; проводили анкетирование, анализировали полученные результаты.

Структура проекта определилась логикой исследования и достижения поставленной цели.

Данная работа может иметь практическую значимость при организации школьного учебного курса по русскому языку и может помочь обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку.

II . ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

возникновения и классификация

Вы... это самое... того...

Когда вы говорите,

То значит, это... как его...

Ну, в общем, не тяните...

Вот, между прочим, так сказать,

Что мне хотелось вам сказать.

А. Шибаев

Слово – это важнейшая нормативная единица языка, являющаяся строительным материалом для предложения (высказывания). Высказывание строится из слов, смысл высказывания - из значений этих слов. Для правильного осмысления высказывания необходимо не только знание значений всех слов (и грамматики), но и знание речевой ситуации. Согласно правилам языка, в высказывании не должно быть ни одного слова, которое бы не принимало участия в выражении смысла высказывания. Появление таких слов есть нарушение правил языка.

Слова-сорняки имеют место в спонтанной, слабо контролируемой устной речи. "...Автоматизм приводит к засорению устной речи пустыми модальными частицами", – писал В.В. Виноградов. Особенно часто слова-сорняки наблюдаются у малограмотных людей, пользующихся нелитературным просторечием. Это люди низкого образовательного и культурного уровня.

Академик Л.В. Щерба называл подобные словечки "упаковочным материалом" – люди как бы суют их между значимыми словами, чтобы не дать им разбиться друг о друга.

Примеры таких слов проиллюстрированы веселым стихотворением Эммы Мошковской:

Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак

Это в общем значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя
Так сказать.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А его родители-
Видишь ли
И видите ли…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.

Большинством лингвистов, в том числе Скворцовым Л.И. , считается, что «слова-сорняки» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок . Однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.

От употребления слов-сорняков нужно избавляться, строго контролируя свою речь и речь окружающих. О человеке их употребляющем, хочется заметить: «Сказал так много, но ничего не сказал».

Так какие же слова имеют "склонность" к тому, чтобы становиться сорняками? Какие части речи? Какие группы слов?

Наблюдения над речью школьников, взрослых носителей языка, журналистов, публицистов, персонажей художественных произведений показывают, что словами-сорняками становятся далеко не все слова. В "роли" слов-сорняков выступают слова с ослабленным лексическим значением : частицы, вводные конструкции, некоторые местоимения.

Таблица 1

Группа

Частицы

ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы

Вводные единицы

конечно, наверное, вероятно, кажется, вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, так сказать, стало быть, понимаешь, собственно говоря, слушай

Местоимения, местоименные наречия

это, это самое, как его, там

Переход из одной части речи в другую

блин, черт

Когда ж мне не хватало слов,
Я добавлял то «ах», то «эх»,
И «так сказать», и «будь здоров»,
И «ну и ну», и «просто смех».

Б.Заходер

Сорняки «пристают» к человеку и очень часто повторяются им в высказываниях даже небольшого размера, что очень затрудняет понимание и негативно сказывается на имидже говорящего. Любое слово и фраза теряют смысл, если ее повторить раз 30-40. А между тем слова ни в чем не виноваты, просто они вдруг полюбились людям, повторяющим их к месту и не к месту. Кстати, по тому, какой словесный сор преобладает в речи человека, можно многое узнать о нем самом.

Как слова характеризуют человека

«На самом деле» используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Они свято уверены, что их мировоззрение единственно верное.

«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, тех, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово.

«Сами понимаете» – это классический пример «маленького» человека, робкого и постоянно перед всеми извиняющегося.

«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.

«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко, но пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.

«Практически» очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями.

«Вообще-то» – словечко людей, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.

Употребление слов-сорняков в художественной литературе

Например, в рассказе И.С.Тургенева "Муму" дворецкий Гаврила говорит: " Всё же он, так сказать, на что-нибудь может быть потребен ... Ну, посмотри на себя, ну, посмотри… ну, на кого ты похож?.. Ну, ну, ну кричал Гаврила со двора, смотри у меня, смотри! "

Другим примером может быть речь деда из повести М. Горького "Детство": "То-то вот... Эх, вы-и... Ага-а!"; "Что-о, дура?! Ага-а! То-то вот... Эх, вы-и!"

А автор повести «Таня Гроттер» Дмитрий Емец вложил в уста своего героя Баб-Ягуна фразу, повторяемую каждый раз в затруднительных случаях: "Ох, мамочка моя, бабуся!" Эта фраза звучит как некий призыв о помощи, но при этом выглядит смешно и позволяет понять характер персонажа. Баб-Ягун это комический герой повести, неунывающий, умеющий превратить серьёзное и страшное в весёлое.

Во-первых, они дают время говорящему обдумать продолжение своей фразы. При построении фразы человек делает паузы, заполняя их бессмысленными словами. Если человек волнуется или хочет быстрее высказаться, количество сорняков увеличивается.

  • Во-вторых, они являются сигналом слушающему, что диалог продолжается и скоро будет получен ответ.

По мнению британских экспертов , по время публичных выступлений очень даже неплохо вставлять звуки вроде "м-м-м" или "э-э-э". Именно подобные, немного косноязычные речи, запоминаются слушателям лучше.

И всё же, чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм. Данное качество речи неразрывно связано с её правильностью. Cамым заметным для слушателей в устной речи является несоблюдение её чистоты. Интересно то, что «засоренность» речи у других замечают даже те, кто сам не соблюдает эти требования.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ МБОУ СОШ №2 г. Нижний Ломов

Хорошо, что с чужим языком ты знаком,

Но не будь во вражде со своим

языком!

С. Маршак

ПЕРВАЯ ГРУППА

ВТОРАЯ ГРУППА

Это гиперкоммуникабельные люди, которые из-за желания найти общий язык с собеседником начинают копировать его движения, мимику и, конечно же, манеру речи. К этой же категории относятся те, кто употребляет «модные» словечки. Они просто копируют манеру речи тех, кто, по их мнению, достоин уважения.

ТРЕТЬЯ ГРУППА

Это люди, редко прислушивающиеся к своей речи.

Одна группа слов употребляется пятиклассниками и шестиклассниками для эмоциональной окраски речи, например, « блин» или «чёрт».

Другие слова служат для замещения пауз: « ну», «вот», «это самое». Такие слова-сорняки учащиеся употребляют и во время ответа на уроке. Многие наши одноклассники имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть « э-э-э», «а-а-а» или « м-м-м ».

Часто также в школе звучат слова, которые служат для ускорения речи: « короче», «так сказать» и слова, которые употребляются, когда говорящий не может найти подходящее слово: « типа», «типа того», «как бы», «вроде того» .

На одном из уроков литературы в результате наблюдения было отмечено: каждый раз, вставая из-за парты для ответа, учащиеся делали над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у-у» , пытаясь собраться с мыслями и сформулировать первую мысль.

А что знают сами ученики о таких словах и об особенностях их употребления?

2.2. Анкетирование учащихся и анализ полученных результатов

Свобода почему-то лишила нас возможности говорить на человекообразном своем языке.

Н.С. Михалков

Мы решили провести социологический опрос среди учащихся 5-6 классов МБОУ СОШ №2 г. Нижний Ломов для исследования их речи. Нами были составлены и предложены две анкеты .

Всего в анкетировании принимали участие 157 школьников:

5 «А» класс- 24 ученика;

5 «Б» класс- 22 учащихся;

5 «К» класс- 28 учащихся;

6 «А» класс- 23 ученика;

6 «Б» класс- 22 учащихся;

6 «В» класс- 21 ученик;

6 «К» класс- 17 учащихся.







В этом анкетировании приняли участие 79 мальчиков 68 девочек.





Анкетирование учащихся 5-6 классов с целью

по гендерному признаку

Анализ полученных результатов


Есть только один путь заставить человека говорить грамотно – научить его любить свой язык.

Народная мудрость

Словесный мусор – бич современного общества в целом. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе.

Но главное условие успеха – воспитание любви к русскому языку. Язык народа – никогда не увядающий цветок. Оценивая любовь народа к родному языку, можно увидеть не только культуру человека, но и его гражданскую позицию. И любовь к Родине, Отчизне невозможно представить без родного языка. Ведь только через любовь к родному языку, к своему народу, его национальным традициям берет начало любовь к своему многонациональному Отечеству, уважение к культуре другого народа, рядом с которым живёшь и учишься.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОДЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ

Берегите наш язык, наш прекрасный

русский язык, этот клад, это достояние,

переданное нам нашими предшественниками.

И.С.Тургенев

При помощи наблюдения и анкетирования проанализированы наиболее употребляемые учащимися 5-6 классов МБОУ СОШ №2 г. Нижний Ломов слова-паразиты. К бесспорным лидерам среди них можно отнести слово «блин».

«Первые шаги в науку»

МБОУ «ХУЖИРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Проектная работа

Руководитель Е

П. ХУЖИР,2014г

Задачи:

3. Предложить методы исправления проблемы.

Методы исследования : наблюдение, анкетирование, изучение литературы.

1 Введение 3 стр

2 Основная часть 4 стр

3 Заключение 8 стр

4 Список использованной литературы 9 стр

5 Приложение 10 стр

3

ВВЕДЕНИЕ

Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

Твёрдые и мягкие,

Слова бывают смелые,

Упрямые, суровые,

Но непременно дело .

Стоит за каждым словом.

(С. Баруздин)


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Я обратился к словарям и нашёл определение этих слов:

Я внимательно стал слушать, как говорят школьники, и записывал слова, без которых можно бы было обойтись. А так же в классе я провел анкету про мусорные слова. Вот что у меня получилось!

иностранные слова там, где можно подобрать русское слово (ПИАРИТЬ) Ребята вспомнили много смешных фраз, подслушанных у других или замеченных за собой, посмеялись и решили, что говорить надо или на одном языке, или на другом, но не на двух-трёх сразу!

КОРОЧЕ, КАК БЫ, ЭТО САМОЕ и прочие длинноты, когда можно сказать быстро и внятно.

УГУ, АГА, ДА НУ, ВАЛИ, ЕЩЁ ЧЕГО – там, где можно ответить положительно или отрицательно, но используя нормальные слова, и это будет гораздо красивее и убедительнее!

ЭЭЭ… МММ…ААА… звуки в моменты обдумывания следующей фразы.

Новомодные слова ВАУ, КРУТО, КЛЁВО, как выражение эмоций.

ЁЛКИ, БЛИН это ЭВФЕМИЗМЫ, или замена ругательных слов. Эти слова нехорошо не только писать, но и говорить! Да… ребята поделились, что знают

Много слов, которые нельзя говорить, но они их слышат и на улице, и что очень страшно - у себя дома!!!

Слова, которые служат для ускорения речи.

Слова, которые служат для замещения пауз, когда говорящий не может найти подходящее слово.

Слова, которые служат для эмоциональной окраски речи.

1) недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);

2) намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;

3) быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

4) мода на некоторые слова .

1.Я предложил объявить конкурс рисунков: « Аллея добрых слов»

2.Мама предложила тоже конкурс, но стихов посвященных красоте русского языка .

3.В каждом классе можно сделать уголок добрых слов.

6.Ещё можно устроить вечер притч и сказок.


2.Попробуй заменить слова каким-нибудь звуком, как это делают с нецензурными словами на ТВ. С одной стороны, это поможет тебе отслеживать ненужные слова в своей речи и говорить их бессознательно. С другой – все - таки неприлично все время пикать, бибикать или присвистывать при разговоре. Поэтому шанс, что ты скоро очистишь свою речь, довольно велик.

3.Наказывай себя штрафом. Сказал “типа” – и день без сладкого. Произнес « кстати” не к месту – немедленно три приседания. Очень действенный метод, но т трудновыполнимый, если не обладаешь железной волей.

5.Читай больше – это обогатит твой словарный запас. И в следующий раз тебе не придется, подыскивая нужное слово, прятаться за “как бы” и “типа”. 6.Создай аудиоархив. Записывай себя на диктофон (скажем, ставь перед собой задачу рассказывать о прошедшем дне и событиях как минимум 5-7 минут), а потом внимательно прослушивай монолог.

Заключение

Где чистота и ясность слов?

Мы слышим много «сорняков»!

Сегодня нашу речь насильно

Мы предаем, она бессильна!

И наш язык могучий, сильный!

На смерть, конечно, обречен,

Но мы же люди!

Мы свой язык должны сберечь!

Потомки пусть в тридцатом веке

Спасибо скажут нам за речь!

Использованная литература

1. Лихачёв «О добром и прекрасном».

Приложение 1

Что можно узнать о человеке по использованию им

в речи словесного мусора.

1. «Это самое». Если человек «любит» вставлять в свой разговор подобную фразу, то он о нем можно сказать, что относится от к людям ленивым, старающимся при первой же удачной возможности свалить собственные обязанности на другого человека.

2. «Кстати». Это слово характерно для таких собеседников, которые ощущают неловкость, находясь в той или иной компании, и так пытаются хоть как-то обратить внимание на себя и на свою речь.

полагает, что только его знания самые полные, а взгляды самые верные. Такие люди очень любят учить других всему, что «знают сами», при этом считая свой

Внутренний мир самым ярким и интересным не только для себя, но и для окружающих.

Приложение 2

Как чертёнок краюшку выкупал

Притча от Льва Толстого

Выехал бедный мужик пахать, не завтракамши, и взял с собой из дома краюшку хлеба. Перевернул мужик соху, отвязал сволока, положил под куст; тут же положил краюшку хлеба и накрыл кафтаном. Уморилась лошадь, и проголодался мужик. Воткнул мужик соху, отпрёг лошадь, пустил её кормиться, а сам пошёл к кафтану пообедать. Поднял мужик кафтан - нет краюшки; поискал, поискал, повертел кафтан, потряс - нет краюшки. Удивился мужик. «Чудное дело, - думает. - Не видал никого, а унёс кто-то краюшку». А это чертёнок, пока мужик пахал, утащил краюшку и сел за кустом послушать, как будет мужик ругаться и его, чёрта, поминать.

Потужил мужик.

Ну, да, - говорит, - не умру с голоду! Видно, тому нужно было, кто её унёс. Пускай ест на здоровье!

И пошёл мужик к колодцу, напился воды, отдохнул, поймал лошадь, запряг и стал опять пахать.

Смутился чертёнок, что не навёл мужика на грех, и пошёл сказаться набольшему чёрту. Явился к набольшему и рассказал, как он у мужика краюшку унёс, а мужик заместо того, чтобы выругаться, сказал: «На здоровье!» Рассердился набольший дьявол.

Коли, - говорит, - мужик в этом деле верх над тобою взял, ты сам в этом виноват: не умел. Если, - говорит, - мужики, а за ними и бабы такую повадку возьмут, нам уж не при чём и жить станет. Нельзя этого дела так оставить! Ступай, - говорит, - опять к мужику, заслужи эту краюшку. Если ты в три года сроку не возьмёшь верха над мужиком, я тебя в святой воде выкупаю!

Испугался чертёнок, побежал на землю, стал придумывать, как свою вину заслужить. Думал, думал и придумал. Обернулся чертёнок добрым человеком и пошёл к бедному мужику в работники. И научил он мужика в сухое лето посеять хлеб в болоте. Послушался мужик работника, посеял в болоте. У других мужиков всё солнцем сожгло, а у бедного мужика вырос хлеб густой, высокий, колосистый. Прокормился мужик до нови, и осталось ещё много хлеба. На лето научил работник мужика посеять хлеб на горах. И выпало дождливое лето. У людей хлеб повалился, попрел, и зёрна не налило, а у мужика на горах обломный хлеб уродился. Осталось у мужика ещё больше лишнего хлеба. И не знает мужик, что с ним делать.

И научил работник мужика затереть хлеб и вино курить. Накурил мужик вина, стал сам пить и других поить. Пришёл чертёнок к набольшему и стал хвалиться, что заслужил краюшку. Пошёл набольший посмотреть.

Пришёл к мужику, видит - созвал мужик богачей, вином их угощает. Подносит хозяйка вино гостям. Только стала обходить, зацепилась за, стол, пролила стакан. Рассердился мужик, разбранил жену.

Ишь, - говорит, - чёртова дура! Разве это помои, что ты, косолапая, такое добро наземь льёшь?

Толканул чертёнок набольшего локтем:

Примечай, - говорит, - как он теперь не пожалеет краюшки.

Разбранил хозяин жену, стал сам подносить. Приходит с работы бедный мужик, незваный; поздоровался, присел, видит - люди вино пьют; захотелось и ему с устали винца выпить. Сидел-сидел, глотал-глотал слюни, - не поднёс ему хозяин; только про себя пробормотал: «Разве на всех вас вина напасёшься!»

Понравилось и это набольшему чёрту. А чертёнок хвалится:

Погоди, то ли ещё будет.

Выпили богатые мужики, выпил и хозяин. Стали они все друг к дружке подольщаться: друг дружку хвалить и масленые облыжные речи говорить.

Послушал, послушал набольший, - похвалил и за это:

Коли, - говорит, - от этого питья так лисить будут да друг дружку обманывать, они у нас все в руках будут.

Погоди - говорит чертёнок, - что дальше будет; дай они по другому стаканчику выпьют. Теперь они, как лисицы, друг перед дружкой хвостами виляют, друг дружку обмануть хотят, а погляди, сейчас как волки злые сделаются.

Выпили мужики по другому стаканчику, стала у них речь погромче и погрубее. Вместо масленых речей стали они ругаться, стали друг на дружку обозляться, сцепились драться, исколупали друг дружке носы. Ввязался в драку и хозяин, избили и его.

Поглядел набольший, и понравилось ему и это.

Это, - говорит, - хорошо.

А чертёнок говорит:

Погоди, то ли ещё будет! Дай они выпьют по третьему. Теперь они как волки остервенились, а дай срок, по третьему выпьют, сейчас как свиньи сделаются.

Выпили мужики по третьему. Рассолодели совсем. Бормочут, кричат сами не знают что и друг дружку не слушают. Пошли расходиться - кто порознь, кто по двое, кто по трое, - повалялись все по улицам. Вышел провожать гостей хозяин, упал носом в лужу, измазался весь, лежит, как боров, хрюкает.

Ещё пуще понравилось это набольшему.

Ну, - говорит, - хорошо питьё ты выдумал, заслужил краюшку. Скажи ж ты мне, - говорит, - как ты это питьё сделал? Не иначе ты сделал, как напустил туда сперва лисьей крови: от неё-то мужик хитрый, как лисица, сделался. А потом - волчьей крови: от неё-то он обозлился, как волк. А под конец подпустил ты, видно, свиной крови: от неё-то он свиньёй стал.

Нет, - говорит чертёнок, - я не так сделал. Я ему всего только и сделал, что хлеба лишнего зародил. Она, эта кровь звериная, всегда в нём живёт, да ей ходу нет, когда хлеба с нужду рожается. Тогда он и последней краюшки не жалел, а как стали лишки от хлеба оставаться, стал он придумывать, как бы себя потешить. И научил я его потехе - вино пить. А как стал он Божий дар в вино курить для своей потехи, поднялась в нём и лисья, и волчья, и свиная кровь. Теперь только бы вино пил, всегда зверем будет.

Похвалил набольший чертёнка, простил его за краюшку хлеба и у себя в старших поставил.

Содержание работы:

    1. Цели и задачи работы.

    2. Актуальность.

    7. Способы отказа от «сорных слов».

Цели нашей работы: (слайд 2)

Задачи, которые мы поставили:

    1. Подобрать литературу и иллюстративный материал.

    2. Проанализировать полученную информацию и создать презентацию на данную тему.

Основные источники, которые мы использовали:

Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. «Русский язык и культура речи»; Ростов – на –Дону, «Феникс»; 2009

«Кльтура устной и письменной речи делового человека: справочник» Москва, 2000

Интернет – источники.

Как бы, 2) По ходу, 3)Блин, 4)Типа, 5)Это, Это самое, 6)Короче, прикинь короче

7)Ну, ну ваще.

2) Сделайте вдох. Когда чувствуете искушение сказать что-то вроде "мгм", просто глубоко вдохните. Это пауза, но пауза всегда лучше любых "мгм".

3) Избегайте их в беседе. Старайтесь не употреблять их в обычной жизни - тогда на выступлениях вы о них и не вспомните.

4) Посчитайте. Прочтите вашу речь другу, а он пусть за это время считает, сколько раз вы употребили ненужные слова.

5) Одна запятая = одна пауза. Приучите себя останавливаться. И если раньше вы по инерции вставляли поток бессмысленных слов, просто привыкните к тому, что в это время вы должны помолчать - слушатели будут вам чрезвычайно благодарны.

Заключение.

Не используйте эти слова ни в коем случае. Пусть ваша речь будет красивой и литературной, ведь как приятно поговорить с человеком, который умеет культурно разговаривать, правильно ставить ударение в словах. Поэтому пишите длинные, красивые письма, экспериментируйте со словом, русский язык ведь такой красивый, а мы за своими заботами, этого вечно не замечаем, и не понимаем!

Помните: «Чистота речи – важнейшая особенность литературного языка.» (слайд 9)

Спасибо за внимание!!! (слайд 10)

Вверх