Логомаг. Индивидуальный план работы по коррекции звукопроизношения Упражнения для индивидуальной работы логопеда со школьниками

Предлагаю свой вариант планирования индивидуальной работы на логопункте ДОУ. План составлен с учетом основных этапов работы по коррекции звукопроизношения. Является приложением к речевой карте. Заполнение занимает очень мало времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

I. Подготовительный этап

  1. карандаш», «Ветер» и т.д.
  2. «Ёжик».
  3. «Поменяй голос» и т.д.
  4. язычок».
  5. «Маляр».
  1. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах, текстах
  2. Дифференциация звуков____________________________________________
  3. Работа над развитием речи
  1. Формировать грамматические навыки речи (словоизменение и словообразование). Формировать правильное произношение слов сложной слоговой структуры.
  1. Активизировать и обогащать словарный запас.
  2. Развивать связную речь.

Результат коррекционной работы ____________________________________________________________

Индивидуальный план коррекционной работы

с _______________________________________________________

на __ полугодие 20___- 20____уч.г.

Логопедический диагноз_______________________________

I. Подготовительный этап

  1. Вырабатывать направленную воздушную струю с помощью упражнений «Фокус», «Футбол», «Подуй на листочки», «Шторм в стакане», «Кто дальше загонит мяч», «Забей мяч в ворота», «Сдвинь карандаш», «Ветер» и т.д.
  2. Развивать мелкую моторику рук с помощью упражнений пальчиковой гимнастики, массажа кистей рук с помощью тренажёра «Ёжик».
  3. Развивать слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие с помощью упражнений «Что звучит?», «Где звенит?», «Кто позвал?», «Поймай звук», «Посчитай звуки», «Найди звук в слове», «Где спрятался звук?».
  4. Формировать интонационную выразительность речи с помощью игр «Высоко - низко», «Громко - тихо», «Шагаем по ступенькам», «Поменяй голос» и т.д.
  5. Устранять недостаточность развития речевой моторики, проводить подготовительные артикуляционные упражнения для развития подвижности органов периферического речевого аппарата («Общий комплекс артикуляционной гимнастики»).
  6. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы «Улыбочка - Трубочка».
  7. Вырабатывать движение губ вперёд «Заборчик - Хоботок».
  8. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок».
  9. Вырабатывать умение удерживать кончик языка за нижними зубами «Киска сердится», «Почистим нижние зубки», «Горка».
  10. Укреплять мышцы языка, отрабатывать подъём языка вверх «Приклей конфетку», «Грибок», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Маляр».
  11. Растягивать подъязычную связку (уздечку) «Грибок», «Гармошка».
  12. Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части «Индюк», «Качели», «Лошадка», «Пощёлкать кончиком языка», «Чьи зубы чище?», «Барабанщики».
  13. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать вибрацию кончика языка «Заведём моторчик», «Балалаечка».

II .Постановка звуков __________________________________________________________________

Планирование коррекционной работы по постановке звука [р]

Дата проведения

Этапы работы

Темы занятий

Кол-во занятий

Цели и задачи коррекционной работы

Приемы и средства коррекционной помощи

Используемый наглядный материал

Литература

    Подготовительный этап

Подготовка органов речевого аппарата к постановке звука [р]

    Звук. Знакомство со строением артикуляционного аппарата.

Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к

правильному восприятию и воспроизведению звука

Задачи:

    Выработать умение держать подвижный передний край языка широким и поднимать его к альвеолам.

    Выработать воздушную струю, направленную на широкий, поднятый к верху кончик языка.

    Отрабатывать опорные звуки [д], [с].

Виды артикуляционных упражнений:

    «Чьи зубы чище?»

    «Лопаточка»

    «Вкусное варенье»

    «Индюк»

    «Гармошка»

    «Грибок»

    «Лошадка»

    «Барабанщик»

    «Заведи машину»

    «Останови лошадку»

    «Пулемет строчит»

    Зеркала.

    Набор картинок, фотографий артикулярных упражнений.

    Методические пособия.

    Звук. Знакомство со способом образования звуков.

    Упражнения для мышц кончика языка.

    Выработка умения придавать языку форму ковшика.

    Выработка движения кончика языка вверх и его подвижность.

    Выработка длительной, направленной струи.

    Отработка подъема языка вверх.

    Постановка звука.

Постановка звука [р]. Способы: 1.по подражанию, 2.механический, 3.смешанный.

1. Воспитание правильного произношения звука [р].

Цель: воспитание правильного звучания изолированного звука.

Задачи:

    Объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикулярного аппарата.

    Создать артикуляционную базу звука [р], с добавлением воздушной струи и голоса.

    Выработать вибрацию.

    Произносить утрированно звук [р], повышая и понижая голос.

    Развивать мелкую моторику рук.

    Развивать фонематический слух.

    Учиться обозначать звук буквой.

    Находить букву –Р- в словах.

Виды упражнений:

    Артикуляционные упражнения

    «Заведи мотор»

    «Слоговые песенки»

Вор она на вор отах.

    Зеркала.

    Предметные картинки со звуком [р].

    Методические пособия.

2. Звук [р].

3. Звук [р] и буква Р.

    Автоматизация звука.

Цель: автоматизация правильного произношения звука во фразовой речи.

Автоматизация звука [р] в прямых слогах.

Задачи:

    Постепенно, последовательно вводить поставленный звук [р] в слоги.

    Развивать мелкую моторику рук.

    Развивать фонематический слух.

    Соотносить произносимый слог с его буквенным обозначением.

    Учить произносить интонационные ряды (по 2, 3 слога с выделением ударения)

    Учить выделять из слов изучаемый слог на слух, в тексте.

    Уточнять лексическое значение слов.

    Автоматизировать медленное произнесение слов с данным слогом.

Виды упражнений:

    «Слоговые песенки»

    «Подбери слово к схеме»

    «Половинки»

    «Раскрась звуковую схему»

    «Чего не стало?»

    «Фотограф» (запомни)

Р-ра,

Рара-рарара

Р-ра-ро

Ра-ру-ры-ро-рэ

Воро та, ро за, ры ба, ру кав.

Рак – это … .

    Зеркала;

    Набор фотографий артикуляционных упражнений.

    Карточки со звукосочетаниями и слогами;

    Дидактический материал.

    Методические пособия.

Автоматизация звука [р] в обратных (закрытых) слогах.

Задачи:

    Вводить поставленный звук в обратные слоги, учить соотносить произносимые слоги с их буквенным обозначением.

    Составлять предложения с опорой на предметную картинку с использованием обобщающего слова.

    Развивать фонематический слух.

    Развивать мелкую моторику рук.

    Формировать навыки звукового анализа слова.

Виды упражнений:

    «Слоговые песенки»

    «Подбери слово к схеме»

    «Половинки»

    «Раскрась звуковую схему»

    «Чего не стало?»

    «Угадай» (по признаку, действию, описанию)

    «Фотограф» (запомни)

    «Придумай признак»

Ар-ор-ур-ыр

Арра-урру-рыыр

Ир-ер-ёр

Ер-ер, ер-ёр, ир-ер

Мир, катер , Фёдор, комар.

Комар – это … .

    Зеркала

    Дидактический материал

    Методические пособия

Автоматизация звука [р] в слогах со стечениями согласных.

Задачи:

    Учить произносить слоги, соотносить произносимые слоги с их буквенным обозначением.

    Уточнять лексическое значение слов с данным слогом.

    Выделять в словах изучаемые слоги, их местонахождение.

    Учить медленно произносить слова с данным слогом.

    Составлять предложения с опорой на предметную картинку с использованием обобщающего слова.

    Развивать фонематический слух.

    Развивать мелкую моторику рук.

    Формировать навыки звукового анализа слова.

Виды упражнений:

    «Слоговые песенки»

    «Подбери слово к схеме»

    «Половинки»

    «Новые слова»

    «Раскрась звуковую схему»

    «Чего не стало?»

    «Угадай» (по признаку, действию, описанию)

    «Фотограф» (запомни)

Тра-тро-тру-тры-трэ

Дра-дро-дры-дру-дрэ

Пра-про-пру-пры-прэ

Бра-бро-бру-бры-брэ

Фра-фро-фру-фры-фрэ

Вра-вро-вру-вры

Кра-кро-кру-кры-крэ

Гра-гро-гру-гры

Тра ва, матро сы, дро ва, квадра ты, пра вда, пру жина, бру сника, кобра , Фро ся, вру нишка, крот , кры шка, гра бли, гру да

Тра ва – это ….

    Зеркала

    Набор фотографий артикуляционных упражнений

    Карточки со звукосочетаниями и слогами

    Дидактический материал

    Методические пособия

Автоматизация звука [р] в словах.

Задачи:

    Вырабатывать навык правильного уклада при произнесении звука [р] на конце слов, в середине и в начале слова.

    Учить правильно произносить звук в словах по одному, по два, по три.

    Называть предметные картинки, выделяя голосом нужный слог.

    Составлять предложения с опорой на предметную картинку с использованием обобщающего слова.

    Развивать фонематический слух.

    Развивать мелкую моторику рук.

    Формировать навыки звукового анализа слова.

    Активизировать словарь.

Виды упражнений:

    «Чего не стало?»

    «Мой, моя, моё»

    «Подбери слово к схеме»

    «Раскрась звуковую схему»

    «Доскажи словечко»

    «Подбери слова на слоги»

    «Загадки»

    «Что делает?»

    «Живое-неживое»

    «Один-много»

    «Четвертый лишний»

    «Посчитай»

    «Новые слова»

    «Подбери слово-предмет к признакам»

    «Слово рассыпалось»

    «Расшифруй слова»

    «Ребусы»

    «Кроссворды»

Рак, рама, Рая, рука, рубить, рыба, корыто, …

Рак – это … .

    Зеркала

    Набор фотографий артикуляционных упражнений

    Карточки со звукосочетаниями и слогами

    Дидактический материал

    Методические пособия

Автоматизация звука [р] в предложениях.

8-10

Задачи:

    Закреплять навык правильного произношения звука [р], [р"] в словах предложений.

    Учить произносить предложения отраженно.

    Выделять слова со звуком [р] из предложений, находить слоги в слове.

    Учить отвечать на вопросы по содержанию предложения.

    Составлять предложения по:

а) опорным схемам,

б) предметным картинкам,

в) сюжетной картине,

г) схеме.

    Развивать фонематический слух, память, мышление, воображение.

Виды упражнений:

    «Чего не стало?»

    «Мой, моя, моё»

    «Подбери слово к схеме»

    «Доскажи словечко»

    «Загадки»

    «Что делает?»

    «Составь предложение»

    «Вчера, сегодня, завтра»

«Исправь предложение»

Юра умеет ру бить топором.

Шура ру ки мыла в ру чье.

Мурка мяукает.

Ра я пьет кефир.

Матрос поднимает трап.

Кедры ра стут в тайге.

В магазине про дают про дукты.

Зебра тра воядное животное.

Фра нцузы живут во Фра нции.

В кру жке кры жовник.

Дядя Ро ма умеет играть в раз ные игры.

    Зеркала

    Набор фотографий артикуляционных упражнений

    Сюжетные картинки

    Карточки с предложениями

    Дидактический материал

    Методические пособия

Автоматизация звука [р] в связной речи:

1. Звук [р] в стихах, чистоговорках, скороговорках, потешках.

Задачи:

    Закреплять навык правильного произношения звука [р"] в стихотворениях, чистоговорках, потешках и т.д., при чтении и пересказе текста.

    Развивать фонематический слух.

    Развивать чувство языка.

Виды упражнений:

    «Чего не стало?»

    «Доскажи словечко»

    «Загадки»

    «Что делает?»

    «Измени порядок слов в предложении»

    «Составь предложение»

    «Вчера, сегодня, завтра»

    «Сложи картинку»

    «Пересказ с картинками»

    «Рассказчики»

    «Собери группу»

    Считалочки

    Скороговорки

    «По дорожке»

    Зеркала

    Набор фотографий артикуляционных упражнений

    Сюжетные картинки

    Карточки с предложениями

    Дидактический материал

    Методические пособия

2. Звук [р] при пересказе текста.

3. Звук [р] при чтении текста.

4. Звук [р] в играх.

5. Звук [р] в спонтанной речи.

    Дифференциация звуков.

Дифференциация звуков [р] и [л], [р"] и [л"]

    Дифференциация [р - р`] в слогах, в словах.

Цель: формирование умения дифференцировать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Задачи:

    Учить различать звуки [р] и [л], [р"] и [л"] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

    Выделять звуки [л], [р], [л`], [р`] из слов на слух, обозначать последовательность звуков буквами.

    Составлять словосочетания, предложения, рассказы по вопросам, картинкам, опорным словам, плану.

    Развивать память, мышление, воображение.

    Развивать чувство языка.

    Расширять словарный запас.

Виды упражнений:

    «Загадки»

    «Четвертый лишний»

    «Новые слова»

    «Озорные буквы» (сложи слова)

    «Слово рассыпалось»

    «Расшифруй слова»

    «Ребусы»

    «Кроссворды»

    «Доскажи словечко»

    «Измени порядок слов в предложении»

    «Составь предложение»

    «Пересказ с картинками»

    «Рассказчики»

    «Собери группу»

    Скороговорки

    «По дорожке»

Крыло (р, л ), ларёк (л, р )

Л ар а у Вал и игр ает на р оял е

    Зеркала

    Набор фотографий артикуляционных упражнений

    Сюжетные картинки

    Карточки с предложениями

    Дидактический материал

    Методические пособия

    Картинки-символы

    Предметные картинки

    Дифференциация [р] – [р`] в словосочетаниях и предложениях.

    Дифференциация [р] – [р`] при чтении текста и при пересказе.

    Дифференциация [р] – [р`] в спонтанной речи.

    Дифференциация [р - л] в слогах, в словах.

    Дифференциация [р - л] в словосочетаниях, в предложениях.

    Дифференциация [р - л]в спонтанной речи.

Методические пособия

    Комарова Л.А. Автоматизация звука [р] в игровых упражнениях.

    Громова О.Е. Говорю правильно Р-Р".

    Лебедева И.Л. Трудный звук, ты нам друг! Звуки Р, Рь.

    Норкина Ю. Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звук Р.

    Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Эффективное поурочное планирование коррекции произношения звуков [р] и [л] на лексическом материале.

    Лазаренко И.О. Альбом для автоматизации произношения звука Р.

    Пособие «Логопедическое лото»

    Логопедическая тетрадь на звуки Р, Рь.

    Логопедическая раскраска. Звуки Р, Рь.

    Бобылева З. Т. Игры с парными карточками. Звуки Р, Л. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет.

    Пособие «Язычок рычит»

    Гальская Н. В. Говорящий карандашик. Тетрадь для закрепления произношения звуков Р, Р".

    Перегудова Т. С, Османова Г. А. Вводим звуки в речь. Картотека для автоматизации звуков [Р], [Р"].

    Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Р, Рь.

    Баскакина И.В. Логопедические игры. День рождения Р. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука Р.

    В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Автоматизация сонорных звуков у детей Р, Рь.

    Светлова И. А. Домашний логопед. (стр.155-176).

Планирование составлено учителем-дефектологом средней школы №21 г. Гомеля С.С.Сидоровец

Артикуляции звуков [ р] , [ р`]

    Положение губ и расстояние между резцами зависит от следующего звука.

    Язык принимает форму ложечки: боковыми краями он прилегает к верхним коренным зубам.

    Передний край языка поднят к альвеолам и дрожит под напором выдыхаемого воздуха.

    Мягкое нёбо поднято и закрывает проход воздуха в нос.

При произнесении ре, ри (перед гласными переднего ряда) спинка языка поднимается выше, а передний край языка передвигается вперед, ближе к верхним резцам.

Рис. Профиль артикуляции звука [р]

Характеристика дефектов произношения звуков [р], [р`]

    Смягчение. Вместо [р] слышится [р`]. Слова работа, рыба звучат как рябота, риба. Недостаток обусловлен тем, что спинка языка слишком поднята (палатизация), а передний край языка вибрирует не у альвеол, а ближе к верхним резцам. Дефект не очень грубый, так как есть все элементы артикуляции.

логопату надо дать послушать, как звучит [р] и [р`] изолированно, в слогах. Затем предложить воспроизвести [р]. При невозможности воспроизведения правильного звука следует предложить произнести звук при несколько более широко открытом рте . При этом язык обычно автоматически перемещается назад.

    Оглушение. В случае оглушения звук [р] произносится без голоса. Дефект как будто не грубый, потому что есть все элементы артикуляции и остается включить только голос. Некоторые дети (не обязательно со сниженным слухом) долгое время не могут овладеть озвонченным [р].

При устранении этого недостатка необходимо начать озвончением на основе подражания. Если на основе слухового восприятия [р] не озвончается, можно прибегнуть к тактильно-вибрационному контролю. Если и это не дает желаемого результата, можно попробовать прием озвончения по аналогии. Предлагается произносить пары глухих и фрикативных согласных: с-з; ш-ж; р-р.

    Дорзальный [р]. Слышится очень грубый рокот, сопровождающийся шумом. Часто дрожит не только язык, но и нижняя челюсть. Причина в том, что вибрация образуется не передним краем языка, а спинкой, которая ударяется в переднюю часть неба или альвеолы, передний край языка очень опущен. Дефект очень грубый.

При устранении этого дефекта исходить нужно из фрикативного [р] и проводить работу при помощи описанных ниже приемов.

    Грубая вибрация. В момент произнесения [р] дрожит щека и верхняя губа. Язык оставляет с одной стороны большую щель, так как не прилегает одним боковым краем к верхним коренным резцам. Дефект очень грубый.

    Боковой [р]. Вместо [р] слышится сочетание искаженных [р] и [л`]. Причина заключается в том, что переднеязычная вибрация заменяется отрывом бокового края языка от верхним коренных зубов, в результате чего получается боковая щель. Часто такую ошибочную артикуляцию вызывает то, что логопед приступает к выработке вибрации языка в тот момент, когда логопат еще не усвоил фрикативный [р] и удерживает язык в форме «жала». Дефект грубый.

Звук [р] надо ставить заново.

    Горловой [р]. Один из наиболее распространенных вариантов нарушения. Имеет два варианта:

а) увулярный (язычок). Язык соприкасается своей корневой частью с мягким небом; по средней линии языка остается желобок, в который попадает язычок. Проходя через получающуюся щель, выдыхаемый воздух приводит язычок в колебание, откуда и получается рокот, присоединяющийся к звуку голоса.

б) велярный (мягкое небо). Оттягиваясь всей массой назад, язык образует более растянутую (вправо и влево) щель. Выдыхаемый воздух, проходя через щель, приводит в колебание не только язычок, но и значительную часть края мягкого неба. Именно поэтому слышится хрипящий звук.

Исправляя данный дефект (оба варианта) следует перевести ученика на длительное употребление в речи фрикативного [р].

    Мелкодробный [р]. В этом случае слышится очень напряженный звук. Причиной этого дефекта является то, что язык вибрирует не у альвеол, а у зубов, иногда между зубами. Дефект носит негрубый характер.

При устранении этого дефекта необходимо произносить звук, более широко открывая рот, в результате чего язык оттягивается назад к альвеолам и звук [р] звучит нормально.

    Призвук других согласных перед [р]. При устранении недостатка необходимо использовать сопоставление правильно и неправильной артикуляции на слух с опорой на буквенное изображение.

    Замена [р] на правильный другой звук. Эти дефекты не очень грубые, хотя у некоторых детей могут иметь стойкий характер. Замены на [ л`] и носят характер детского лепета.



Приемы постановки звука [р]

    По подражанию.

Логопату предлагается послушать, как звучит звук [р], рассмотреть положение и работу языка, обратить внимание на выдыхаемую воздушную струю. При воспроизведении горлового звука сразу отказаться от постановки по подражанию.

    Способ постановки [р] от верхнего звука [ш].

    Произнести протяжно звук [ш] с открытым ртом.

    Приблизить язык к верхним резцам и произнести протяжно звук [ш] с открытым ртом.

    Закрепить фрикативный звук [р].

    Выработать вибрацию языка.

    Способ постановки звука [р] от правильной артикуляции.

    Просунуть широко распластанный язык между губами, выдыхая воздух по средней линии языка.

    Поднять язык к верхней губе, выдыхая воздух (если язык не поднимается, можно прибегнуть к механической помощи, т.е. придерживать язык у верхней губы пальцами)

    Отработать продолжительность и силу выдыхаемой воздушной струи, рот при этом открыт.

    Перевести язык за верхние резцы, когда рот открыт.

    Выработать вибрацию языка.

    Закрепить (автоматизировать) звук в речи.

    Способ постановки звука [р] от звуков [т] - [д].

    При полуоткрытом рте (кончик языка находится у альвеол) логопат произносит длинный ряд «д-д-д-д», ускоряя темп и увеличивая напор воздуха.

    При достаточно быстром темпе и сильном напоре воздушной струи слышится сочетание звуков [тр].

    Выработать вибрацию языка.

    Закрепить (автоматизировать) звук в речи.

    Постановка [р] механическим способом.

Логопату, сидящему с логопедом перед зеркалом, предлагается широко открыть рот, поднять кончик языка за верхние резцы и длительно выдохнуть и произносить звуки [т] или [д].

    Логопед шпателем или зондом, подложенным под кончик языка, производит частые колебания. Получается рокот, характерный для произношения [р].

    Логопат ощущает вибрацию языка, запечатлевает ее кинестетически.

    Воспроизведение вибрации логопатом.

    Закрепление звука в речи.

Последовательность автоматизации звука [р]

    Звук [р].

    Протяжное произнесение звука [р] (изолированное) : р-р-р-р…

    Звук [р] в начальной позиции перед гласными (прямой слог ): ра, ро, ру, ры,…

Автоматизация [р] в прямых слогах, в словах с этими слогами (ра ма, со ро ка) и в предложениях (Ро ма бьет в ба ра бан).

    Звук [р] в обратных слогах : ар, ор, ур, ыр, …

Автоматизация [р] в обратных (закрытых) слогах, в словах с этими слогами ар , помид ор ) и в предложениях (В п ар ке новая гор ка).

    Звук [р] в слогах со стечениями согласных : тра, фро, бру, гры, …

Автоматизация [р] в словах с этими слогами (бру сника, зу бры ) и в предложениях (У Юры и Веры в доме ковры ).

    Автоматизация звука [р] в словах .

    Автоматизация звука [р] в словах со стечениями согласных .

    Автоматизация звука [р] в словосочетаниях, предложениях.

    Автоматизация звука [р] в связной речи : в стихах, чистоговорках, скороговорках, потешках, при пересказе текста, при чтении текста, в играх, в спонтанной речи.

    Звук [р`] (ставится по подражанию)

Последовательность автоматизации аналогично звуку [р]. Часть детей с недостатком произношения звука [р`] не нуждается в специальной работе по постановке и автоматизации звука. Как правило, и занятий по дифференциации звуков [р] - [р`] им не требуется.

    Дифференциация звуков [р] - [р`], [л] - [р], [л`] - [р`] .

    Изолированное произнесение [р], [р`].

    Дифференциация звуков во всех видах слогов и их сочетаниях.

    Дифференциация [р] - [р`] в словах и предложениях.

    Дифференциация [р] - [р`] в связных текстах.

    Дифференциация изолированных звуков [л] - [р], [л`] - [р`].

    Дифференциация [л] - [р], [л`] - [р`] в слогах.

    Дифференциация [л] - [р], [л`] - [р`] в словах.

    Дифференциация [л] - [р], [л`] - [р`] в предложениях.

    Дифференциация [л] - [р], [л`] - [р`] в связных текстах.

Подготовила учитель - логопед Дерябина Екатерина Александровна

МБДОУ "Детский сад № 32"-КВ г.Стерлитамака

Индивидуальный план работы (I год обучения)

б) подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков _____________________________________________

в) уточнить артикуляцию звуков_______________________________________________________________________

в) учить различать на слух гласные и согласные звуки

г) учить различать согласные по твёрдости-мягкости;

е) учить анализу и синтезу 1-2-сложных слов.

4. Преодоление нарушений слоговой структуры слов _____________________________________________________

6. Формирование грамматического строя речи: учить правильно употреблять _________________________________

7. Развитие связной речи:

а) учить диалогической речи;

Дневник _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индивидуальный план работы (II год обучения)

с _____________________________________________на 20___ - 20___ год

1. Развитие неречевых процессов:

а) развивать все виды восприятия, внимания, памяти, мышления;

б) развивать общую, мелкую моторику.

в) работать над речевым дыханием, темпом, ритмом, интонационной выразительностью речи.

2. Коррекционная работа по звукопроизношению:

а) путём проведения массажа, артикуляционной гимнастики добиться полноты, чёткости, переключаемости движений органов речевого аппарата.

б) подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков ________________________________________________

в) уточнить артикуляцию звуков__________________________________________________________________________

г) автоматизировать поставленные звуки во всех речевых структурах.

д) дифференцировать оппозиционные звуки.

3. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, обучение основам грамоты:

а) учить выделять звуки из ряда звуков, из состава слова;

б) учить подбирать картинки на заданный звук;

в) учить различать на слух гласные и согласные звуки;

г) учить различать согласные по твёрдости-мягкости, звонкости - глухости;

д) учить находить место звука в слове;

е) учить анализу и синтезу 1-2-3 сложных слов;

ж) обучать печатанию букв, слогов, слов и предложений.

4. Преодоление нарушений слоговой структуры слов ________________________________________________________

5. Расширение и активизация словаря.

6. Формирование грамматического строя речи: учить правильно употреблять ___________________________________

7. Развитие связной речи:

а) учить диалогической речи;

б) учить подробному пересказу.

в) учить составлению описательного рассказа, рассказа по серии сюжетных картин, по картине, рассказа по теме.

г) обучать рассказыванию с элементами творчества.

Дневник ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

План логокоррекционной работы составляется логопедом на учебный год на основе анализа речевой карты ребенка.

В индивидуальном плане представлены направления кор-рекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребенка.

Такой план позволит систематизировать занятия, повысить их эффективность и усилить коррекционную направленность, а также осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.

План индивидуальной логокоррекционной работы на 200_/00__ уч. Год

Фамилия, имя ребенка - Иванов С. Логопедическое заключение: ФФН, минимальные проявления дизартрии.

Основные направления логокоррекционной работы

Виды занятий

Примечание

Развитие артикуляционной моторики:

Артикуляционные упражнения;

Логопедический массаж;

Самомассаж языка, губ

Индивидуальные

Формирование правильного звукопроизношения:

Развитие фонематических процессов

Индивидуальные, групповые

Уточнение, обогащение словаря по темам: грибы;

Детеныши животных; продукты питания;

Транспорт

Групповые

Работа над слоговой структурой малознакомых и труднопроизносимых слов

Индивидуальные

Совершенствование грамматического строя речи:

Употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа;

Согласование имен числительных с именами существительными;

Употребление в речи несклоняемых существительных

Индивидуальные, групповые

Совершенствование психологической базы речи:

расширение объема зрительной и слуховой памяти;

Развитие вербального мышления

Знания, умения и навыки, полученные ребенком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, профильными специалистами и родителями.

Планы индивидуальных занятий с ребенком

Основная задача индивидуальных логопедических занятий - формирование звуковой стороны речи: нормализация артикуляционной моторики, постановка отсутствующих звуков, коррекция произношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков. При необходимости на индивидуальных занятиях проводится работа по формированию лексико-грамматического строя речи, связного высказывания, а также по развитию психологической базы речи и мелкой моторики.

Планы индивидуальных занятий логопед составляет на основании индивидуального плана логокоррекционной работы. При планировании индивидуальных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка, его индивидуально-личностные особенности.

Примерная запись плана индивидуальных логопедических занятий

Фамилия, имя ребенка - Иванов С.

Логопедическое заключение: ФФН, минимальные проявления дизартрии.

Результаты

Выполнение артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков: «Заборчик», «Лонаiочка», «Почистим нижние зубки».

Самомассаж языка, губ:

- «Накажем непослушный язычок»;

- «Покусаем верхнюю и нижнюю губы»;

Артикуляционное упражнение «Расческа».

Постановка звука [е] (смешанный способ).

Игра «Что изменилось?» (Тема «Грибы»)

Выполнение артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков: «Заборчик», «Лопаточка», «Почистим нижние зубки», «Киска сердится».

Проведение логопедом массажа языка, губ.

Постановка звука [с] (смешанный способ).

Классификация картинного материала (Тема «Грибы») по признаку: съедобные, несъедобные

В графе «Результаты» логопед оценивает деятельность ребенка после выполнения каждого вида заданий условными обозначениями («+», «--») или короткой фразой (не получается, затрудняется).

Вверх