Художественные особенности произведений фета. «Художественное своеобразие поэзии Афанасия Фета Примерная схема анализа поэтического текста

Интерпретация и анализ

IV .Формирование умений анализа и интерпретации поэтического текста

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря

И лобзания, и слёзы;

И заря, заря!

1.Восприятие стихотворения.

Что в тексте показалось необычным?

Что непонятно?

Что увидели?

Что услышали?

Что почувствовали?

Что необычно с точки зрения синтаксиса?

Стихотворение состоит из одного восклицательного предложения.

Что необычно с точки зрения морфологии?

В тексте нет глаголов, в основном имена существительные и прилагательные.

2. Языковая композиция текста.

Какие имена существительные указывают на природу?

Какие имена существительные указывают на состояние человека?

Построим два словесных тематических ряда – природа и человек.

«Природа» - трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья, свет ночной, ночные тени, в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря, заря.

«Человек» - шёпот, робкое дыханье, ряд волшебных изменений милого лица, лобзанье, слёзы.

Вывод. В основе композиции лежит приём психологического параллелизма: сопоставляется мир природы и мир человека.

3. Композиционный анализ.

Первая строфа

Какова микротема?

Свидание влюблённых вечером у ручья.

Какие краски? Почему?

Неяркие краски.

Какие звуки? Почему?

Шёпот, колыханье.

Эпитет «робкое», «сонный», метафора «серебро».

Вторая строфа

О чём идёт речь?

Ночь, которую проводят влюблённые.

Какие звуки?

Тишина.

Какие краски? Почему?

Нет цветовых определений.

Какова роль эпитетов?

Третья строфа

Какова микротема?

Утро, расставание влюблённых.

Какие краски? Почему?

Яркие тона.

Какие звуки? Почему?

Слёзы, поцелуи.

Какова роль средств художественной выразительности?

Вывод. Фет использует приём цветового и звукового контраста. В первой строфе приглушённые, неяркие краски, в последней – яркие тона. Так показано течение времени – от вечера через ночь к заре. Природа и чувства человека меняются параллельно: вечер и робкая встреча, заря и бурное прощание. Через звуки показана смена настроения героев: от шёпота и сонного колыханья через абсолютную тишину к лобзаниям и слезам.

4.Время и действие.

В стихотворении глаголов нет, а действие есть.

В большинстве имён существительных заключено движение – трели, колыханье.

Какова временная характеристика?

Вечер, ночь, утро.

5. Ритмический рисунок стихотворения.

Работа в парах или группах.

Метр – хорей. Размер - разностопный с пиррихиями. Константа на 5 и 7 слогах. Клаузула мужская и женская. Цезуры нет. Чередуются короткие и длинные строки. Анакруза переменная. Рифма в стихе конечная, чередуются мужская и женская, точная и неточная,богатая, открытая и закрытая. Рифмовка в строфе перекрёстная.

Вывод. Ритмический рисунок создаётся разностопным хореем с пиррихиями. Константа, чередующаяся на 5 и 7 слогах, придаёт ритму стройность. Чередование длинных и коротких строк, женских и мужских клаузул даёт сочетание мягкого и твёрдого ритменного начала. В финале строфы твёрдое мужское окончание, последняя строчка короткая.

6. Особенности композиции стихотворения.

В тексте три строфы по 4 стиха. Композиция строфы: в первой строфе 1 стих – человек, 2,3,4 стихи – природа; во второй строфе 1,2 стихи – природа, 3,4 стихи – человек; в третьей строфе 1,2,4 стихи – природа, 3 стих – человек. Эти линии переплетаются, чередуются.

Вывод. Композиция стихотворения построена на параллельном сопоставлении двух словесных рядов – человеческом и природном. Фет не анализирует свои ощущения, он просто их фиксирует, передаёт свои впечатления. Его поэзия импрессионистична: мимолётность впечатлений, фрагментарность композиции, богатство красок, эмоциональность и субъективность.

V .Рефлексия

Что узнали на уроке?

Чему научились?

В чём польза урока?

VI .Домашнее задание

Анализ любого безглагольного стихотворения.

Примерная схема анализа поэтического текста

1.Ритмический рисунок (организация)

Метр (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест). Размер (количество стоп в строчках). Константа (последнее сильное место в строке). Клаузула (окончание). Длина строчек. Анакруза (начальное слабое место в строке). Цезура (словораздел внутри строки). Рифма в стихе. Рифмовка в строфе.

2.Композиция поэтического текста

Строфы и стихи. Микротема каждой части.

Языковая композиция: ключевые слова, словесные тематические ряды.

Композиционные приёмы: повтор, усиление, противопоставление, монтаж.

Сильные позиции текста: название, эпиграф, первое и последнее предложения, рифмы, повторы.

3. Художественные образы и мотивы

Лирический герой.

4.Художественное время и пространство

5. Языковые уровни текста

а) Фонетический уровень . Звукопись. Аллитерация на …(согласные). Ассонанс на …(гласные).

б) Морфемный уровень . Роль морфем.

в) Лексический уровень . Слова книжные, разговорные, нейтральные. Синонимы, антонимы. Эмоциональная окраска. Цветопись.

г) Морфологический уровень . Преобладающие части речи (предметность, описательность, действительность).

д) Синтаксический уровень . Синтаксические конструкции. Необычный порядок слов. Роль знаков препинания. Фигуры.

6. Языковые средства художественной изобразительности

Тропы и фигуры.

7. Тема и идея текста

8. Связь ритма с содержанием текста

Поэзия Фета, не столь широ-кая по тематике, необыкновенно богата разнообразными оттенками чувства, эмоциональных состояний. Она неповторима по своему мелодическому рисунку, насыщена бесконечными сочетаниями цветов, звуков, красок. В своем творчестве поэт предвосхищает мно-гие открытия «серебряного века». Новизна его лирики ощущалась уже современниками, которые отмечали «умение поэта ловить не-уловимое, давать образ и название тому, что до него было не чем иным, как смутным мимолетным ощущением души человеческой, ощущением без образа и названия» (А.В. Дружинин).

Действительно, лирику Фета характеризует импрессионистич-ность (от франц. impersion — впечатление). Это особое качество ху-дожественного стиля, для которого характерны ассоциативные обра-зы, стремление передать первозданные впечатления, мимолетные ощущения, «мгновенные снимки памяти», складывающиеся в цель-ную и психологически достоверную поэтическую картину. Таковы, по сути, все стихотворения Фета.

Слова у поэта многозвучны и многозначны, эпитеты показывают не столько прямые, сколько косвенные признаки предметов, к ко-торым они относятся («тающая скрипка», «благовонные речи», «се-ребряные сны»). Так эпитет «тающая» к слову скрипка передает не качество самого музыкального инструмента, а впечатление от ее звуков. Слово в поэзии Фета, теряя точный смысл, приобретает осо-бую эмоциональную окраску, при этом стирается грань между пря-мым и переносным смыслом, между миром внешним и внутренним. Часто все стихотворение строится на этой зыбкости значений, на развитии ассоциаций («Ярким солнцем в саду пламенеет костер…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…»). В стихотворении «На кресле отвалясь, гляжу в потолок…» целый ряд ассоциаций нанизывается друг на друга: кружок от лампы на потолке, слегка вертящийся, вызывает ассоциацию с кружащимися над садом грачами, которые, в свою очередь, навевают воспомина-ние о расставании с любимой женщиной.

Такая ассоциативность мышления, умение передать мгновения жизни, мимолетные, ускользающие чувства и настроения помогли Фету подойти вплотную к решению проблемы «невыразимости» по-этическим языком тончайших движений человеческой души, над ко-торой бились Жуковский, Лермонтов, Тютчев. Ощущая, подобно им, «как беден наш язык», Фет уходит от слов в стихию музыкальности. Звук становится основной единицей его поэзии. Композитор П.И.Чайковский даже назвал Фета поэтом-музыкантом. Сам поэт говорил: «Ища воссоздать гармоническую правду, душа художника сама приходит в соответственный музыкальный строй. Нет музы-кального настроения — нет художественного произведения». Музы-кальность лирики Фета выражается в особой плавности, напевности его стиха, разнообразии ритмов и рифм, искусстве звукового повтора. Материал с сайта

Можно сказать, что поэт использует музыкальные средства воздействия на читателя. Для каждого стихотворения Фет находит ин-дивидуальный ритмический рисунок, употребляя необычные соче-тания длинных и коротких строк («Сад весь в цвету, / Вечер в огне, / Так освежительно-радостно мне!»), звуковые повторы, основанные на ассонансах и консонансах (в стихотворении «Шепот, робкое дыха-нье…» ассонансы на -а: соловья — ручья — конца — лица — янта-ря — заря), разнообразные размеры, среди которых особо выделяют-ся трехсложные, прекрасно вписывающиеся в традицию романсов («На заре ты ее не буди…», написанное анапестом). Не случайно очень многие из стихотворений Фета были положены на музыку.

Художественные открытия Фета были восприняты поэтами «се-ребряного века». Александр Блок считал его своим непосредствен-ным учителем. Но далеко не сразу такая необычная, ни на что не похожая лирика Фета завоевала признание читателей. Выпустив первые сборники своих стихов еще в 1840-1850-х годах, Фет надолго уходит из литератур ной. жизни и остается известен только узкому кругу ценителей. Интерес к нему возрос на рубеже веков, во время нового расцвета русской поэзии. Именно тогда творчество Фета по-лучило заслуженную оценку. Он по праву был признан тем, кто, по словам Анны Ахматовой, открыл в русской поэзии «не календар-ный, настоящий двадцатый век».

Афанасий Фет «Заря прощается с землею…»

Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.
Как незаметно потухают
Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!
И всё таинственней, безмерней
Их тень растет, растет, как сон;
Как тонко по заре вечерней
Их легкий очерк вознесен!
Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, —
И землю чувствуют родную
И в небо просятся оне.

<1858>
Афанасий Афанасьевич Фет — выдающийся русский лирик, сумевший в своих стихах передать всю красоту природы. Мне кажется, в творчестве А. Фета можно выделить два типа пейзажных стихотворений. В одних он обращается непосредственно к изображению природы, используя при этом множество ярких деталей, сочных красок. Но сильной стороной его пейзажной лирики являются те стихи, в которых доминируют эмоциональные впечатления от природы, настроения, порожденные встречей с ней.

Стихотворение “Заря прощается с землею...” принадлежит к разряду подобных произведений. Оно написано в 1858 году, когда А. Фет оставил военную службу.
Уже в первых строчках дана основная антитеза , на которой построено все стихотворение: вечерняя заря над землею и темнеющие туманные долины.
А в следующих стихах первой строфы антитеза получает свое развитие:

Смотрю на лес, покрытый мглою , И на огни его вершин.

Земли и Неба, столь знакомый нам по лирике М. Ю. Лермонтова, пронизывает все стихотворение Фета.
Лучи зари на лесных деревьях “потухают” и “гаснут под конец”, но устремленный в небеса “пышный венец” деревьев все еще купаются в их золотом сиянии. И хотя “все таинственней, безмерней их тень растет, растет, как сон”, “легкий очерк” вершин “вознесен” на ярком вечернем небе.

Небо и земля оказываются открытыми друг другу, а весь мир раздвигает свои границы “по вертикали”. Создается грандиозная картина мироздань я. Вверху ее — деревья, купающие свои кроны в лучах уходящей зари, внизу — наступающая мгла, окутанная паром земля.
Эмоциональное впечатление передается восклицательной интонацией предложений, а также использованием усилительных конструкций в их начале:
С какою негой... Как тонко...

Неточно было бы утверждать, что природа у Фета “одушевлена”. Правильнее говорить об ее одухотворенности . Она живет своей особой жизнью, не каждый способен проникнуть в ее тайну, познать ее великий смысл. Лишь на высшей ступени духовного подъема человек может быть к этой жизни причастен.
Стихотворение заканчивается строчками, полными глубокого смысла:

Как будто, чуя жизнь двойную,
И ей овеяны вдвойне, —
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.

Земля и небо в понимании А. Фета не просто противостоят друг другу. Выражая разнонаправленные силы, они существуют только в своем двуединстве, более того — во взаимосвязи, во взаимопроникновении.
Последняя строфа стихотворения состоит из отдельного олицетворения : деревья, “чуя” двойную жизнь, чувствуют землю, просятся в небо. А вместе они соединяются в единый образ живого, объемного мира природы.
Однако, на мой взгляд, образ этот можно воспринимать и в его параллелизме с внутренним миром человека . Стихия природы оказывается слитой с мельчайшими подробностями душевного состояния: любовью, желаниями, стремлениями и ощущениями. Любовь к родной земле и постоянное стремление оторваться от нее, жажда полета — вот что символизирует этот образ.

Анализ стихотворения А. А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,


Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,


2 августа 1877
Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» - один из лирических шедевров А. А. Фета, один из лучших образцов русской любовной лирики. Стихотворение посвящено молодой, обаятельной девушке, которая вошла в историю не только благодаря стихотворению Фета, он была одним из реальных прототипов толстовской Наташи Ростовой. Стихотворение Фета (написанное через 10 лет после встречи) не о чувстве Фета к милой Танечке Берс , а о высокой человеческой любви. Созданное 2 августа 1877 года, оно было навеяно пением Т. А. Кузьминской (в девичестве Берс - сестры Софьи Андреевны Толстой), описавшей этот эпизод в своих воспоминаниях.
Как и вся истинная поэзия, поэзия Фета обобщает и возвышает, уводит во всеобщее - в большой человеческий мир. Это ощущение и составляет один из секретов того особенного, радостного и высокого воздействия, которое производит стихотворение на читателя.
Стихотворение автобиографическое. Его лирический герой - сам Фет.
В этом произведении рассказывается о том, как поэт переживает две встречи с возлюбленной, между которыми — долгая разлука (композиционно делится на 2 части ). Но Фет не рисует ни единым штрихом портрет любимой женщины , не прослеживает все изменения их взаимоотношений и своего состояния. Он фиксирует только то трепетное чувство, которое охватывает его под впечатлением от ее пения:

И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь.

Само чувство тоже сложно описать словами. Лирический герой передает неповторимость, глубину и сложность своих переживаний с помощью «глобальных» метафор в последней строке.
В стихотворении две основные темы - любовь и искусство. В лирической пьесе «Сияла ночь…» темы эти слиты воедино. Любовь для Фета - самое прекрасное в человеческой жизни. И искусство - самое прекрасное. Стихотворение - о вдвойне прекрасном, о самой полной красоте.
Стихотворение написано шестистопным ямбом - одним из излюбленных размеров поэта. Это помогает здесь создать не только общий музыкальный тон, но и очень гибкую, с живыми переходами и движением, свободную речь, свободное повествование. Отчасти это получается благодаря паузам, которые возникают не в одном постоянном месте, а в разных местах - то здесь, то там, как в живой, ярко эмоциональной речи. В результате поэтический рассказ о сильном и живом чувстве сам исполнен жизни.
Стихотворение написано в романсово-песенном ключе, очень живописно и необыкновенно музыкально. Одно у Фета тесно связано с другим. Поэт считал, что красота - основная идея лирики - выражается не в линиях, не в изысканных словах, а прежде всего «тонко звучит». Значит, одной из важнейших характеристик поэзии должна быть мелодичность.
Музыкальность этого произведения достигается с помощью повторов на разных уровнях поэтического текста.
Так, в лирическом синтаксисе присутствуют анафоры (И…И…, Что…Что…) параллельные конструкции в пределах строфы («Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь; А жизни нет конца, и цели нет иной»….).
Фет сопоставляет близкие по звуковому составу слова - «вздохах звучных» - придающие стихотворению дополнительные смысловые и эмоциональные «обертоны» (гармонические созвучия). Здесь используются фонетические приемы ассонанса (повтор звуков [а], [о]), аллитерации (повтор звука [р] в строке «Рояль был весь раскрыт и струны в нем дрожали»).
Композиция стихотворения также способствует его мелодичности. В этом лирическом монологе автор использует прием кольца . В строке «Тебя любить, обнять и плакать над тобой», которая обрамляет произведение, Фет выражает главные чувства героя: восторг и преклонение перед силой вокального искусства. (идея стиха )
Безусловно, музыкальность стихотворения продиктована и его темой . Ведь это произведение не только о любви и о природе, оно прежде всего о чудесном пении, о голосе, который рождает множество ярких переживаний.
Фет не изображает определенный пейзаж или интерьер, но все сливается у него в прекрасной гармонии. Поэт создает целостную динамичную картину, в которой сразу предстают впечатления и зрительные, и слуховые, и осязательные, и чувственные. Обобщение и соединение образов природы, любви, музыки помогают поэту выразить всю полноту радости восприятия бытия.
Это стихотворение лишний раз убеждает нас в том, что только искусство способно по-настоящему облагородить человека, очистить душу, раскрепостить и обогатить ее. Наслаждаясь прекрасным произведением, будь то музыка, живопись, поэзия, мы забываем обо всех своих проблемах и неудачах, отвлекаемся от будничной суеты. Человеческая душа вся открывается навстречу красоте, растворяется в ней и таким образом обретает силы, чтобы жить дальше: верить, надеяться, любить. Об этом пишет Фет в последней строфе. Волшебный голос певицы освобождает лирического героя от «обид судьбы и сердца жгучей муки», представляя новые горизонты:
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Говоря о лирическом персонаже стихотворения, автор невольно затронул и тему творца , его миссии. Голос певицы, пробудивший в герое целую гамму чувств, звучит так восхитительно, потому что героиня отдается своему занятию страстно и сама очарована магией музыки. В момент исполнения песни, должно быть, ей кажется, что нет в мире ничего более важного, чем эти прекрасные звуки, чем чувства, вложенные в произведение. Забыть обо всем, кроме творчества - вот доля истинного творца: поэта, художника, музыканта. Об этом тоже говорится в произведении.
Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» поражает разнообразием тематики, глубиной и яркостью образов, необыкновенной мелодичностью, а также своей идеей, которая заключается в удивительном стремлении автора передать красоту искусства и мира всеохватно .

Анализ стихотворения А. А. Фета «Одним толчком согнать ладью живую..."

Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов,

Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет
Усилить бой бестрепетных сердец -
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!

(28 октября 1887)
В стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую…» соединились все основные мотивы лирики Фета - такие, как чувство, творчество, любовь, звук, тишина, сон. Перед нами краткий миг, когда перед героем открывается мир во всей его красоте, всей полноте чувств. Стихотворение проникнуто гармонией, ощущением покоя, хотя, казалось бы, оно целиком состоит из перечисления действий: согнать, подняться, прервать, дать, шепнуть, усилить.
Размер - пятистопный ямб с женскими и мужскими окончаниями - вписывает стихотворение в ряд произведений любовной лирики - ряд, начатый еще пушкинским «Я вас любил. Любовь еще, быть может…», - в которых ярко высвечены прежде всего чувства и думы лирического героя.
И действительно, у Фета ни слова нет ни о других людях, ни о внешнем мире - только состояние души человека. Однако может показаться, что здесь нет лирического героя как такового (в самом деле, ни в одной строке этого стихотворения нет слов я, мой и т.д.), но это все же не так: просто герой находится в полной гармонии с жизнью, природой - его я не выделяется на фоне всего окружающего мира, а «растворяется» в нем, принимает его, готовое чужое вмиг почувствовать своим…. Поэтому на дальний план отступают все острые переживания, мучения, и даже любовь здесь упоминается мельком - как чувство, однородное всем прочим в этом тихом гармоничном состоянии: герой мечтает шепнуть о том, пред чем язык немеет….
В стихотворении лирический герой ощущает себя частью Вселенной: “Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, чужое вмиг почувствовать своим”.
Противоречие с окружающим миром здесь только внешнее (оксюморон “неведомым, родным”).
“Цветущие берега” и “жизнь иная” — описание того таинственного идеального мира , из которого приходит к поэту вдохновение . Рационально этот мир непознаваем, потому что он “неведом”; но, встречаясь с проявлениями его в повседневности, поэт интуитивно ощущает родство с “неведомым”. Утонченная восприимчивость поэта по отношению к явлениям внешнего мира не может не распространиться и на чужое творчество. Способность к творческому сопереживанию - важнейшая черта истинного поэта.
Стихотворение построено как вереница похожих по синтаксису фраз (синт. параллелизм ), произносится будто бы как заклинание , нагнетающее какое-то таинственное и в то же время сладостное ощущение. Это заклинание должно наконец разрешиться неким утверждением, которое бы разрядило нарастающее на протяжении всего стихотворения чувство и объяснило его источник, - такое утверждение и завершает стихотворение :

Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чем его и признак и венец!

Последние строки противопоставлены всем остальным и по ритму: в них первая строфа не ямбическая, а хореическая - ударно произносятся указательные частицы ВОТ . Так подчеркнута особая важность финальных строк для всего стихотворения.
Во-первых, они прерывают перечисление действий и характеризуют их как признак и венец певца, то есть любимое дело поэта, только для него одного возможное.
Во-вторых, эти строки переносят ситуацию, описываемую в стихотворении, в вечность: теперь не остается никаких сомнений в том, что все названные действия не минутные желания героя, не картины, которые встают в его воображении, а извечно существовавшие проявления поэтического дара.
Эти строки вводят в стихотворение тему творчества , что позволяет по-новому взглянуть на весь предыдущий перечень. Если в первой строфе герой предстает как деятель, способный резко изменить что-то в мире вокруг себя (одним толчком согнать ладью живую, одной волной подняться в жизнь иную), то во второй он уже прежде всего созерцатель, чья душа открыта для всего мира и жадно вбирает все впечатления и чувства, мечтая упиться вдруг неведомым, родным, чужое вмиг почувствовать своим. Теперь же, в финальных строках, появляется еще один лик героя, включающий в себя два предыдущих: он творец, способный и наполняться впечатлениями от окружающего его мира, и вдруг что-то в этом мире создавать (усилить бой бестрепетных сердец), разрушать (тоскливый сон прервать единым звуком), двигать (согнать ладью живую).

Таким образом, перед нами стихотворение о поэзии . Попробуем отнести его к русской поэтической традиции разговора о творчестве. Как и все его предшественники, Фет называет поэзию даром, отличающим поэта от всех остальных людей (певец назван избранным, его дело - признак и венец ).
Однако это единственное, в чем стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую…» вторит стихам других поэтов. У Фета , как мы видим, нет ни противопоставления поэта толпе (как, например, в пушкинском сонете «Поэту», стихотворении «Поэт и толпа», лермонтовских «Пророке», «Смерти Поэта»), ни «общего дела», объединяющего поэта и народ (как, например, в лермонтовском «Поэте»).
Пожалуй, представление Фета о поэзии ближе всего к тому, которое мы встречаем у Жуковского и Тютчева: поэзия - это таинственный дар, ниспосланный свыше «Она с небес слетает к нам - // Небесная к земным сынам, // С лазурной ясностью во взоре…», - читаем у Тютчева в стихотворении «Поэзия»). Казалось бы, Фет продолжает линию Жуковского и Тютчева: он пишет о поэзии как о даре, изображает момент нисхождения этого дара на поэта, при этом все внимание сосредоточено на его чувствах в это мгновение. Однако у Фета мы не найдем утверждения, что вдохновение нисходит с небес : процесс творчества , каким он предстает в стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую…», подвластен в большей степени поэту.
Итак, о чем же стихотворение? О счастье творчества, о поэтическом даре, который неразрывно связан с другими светлыми чувствами в мире героя: с наслаждением природой, любовью, способностью ощущать жизнь во всей ее полноте и многогранности, переживать каждое ее явление как что-то личное, жить в гармонии с миром.

Афанасий Афанасьевич Фет (1820 —1892)
А.А.Фет - один из тончайших русских лириков. Его поэтическая судьба сложилась непросто. Современники упрекали Фета за непонятность поэзии, неопределенность содержания, за невнимание к запросам жизни (Добролюбов и Чернышевский), за тяготение к темам "чистого искусства". Сам поэт, защищаясь от подобных упреков, с эпатажем высказывался так: "Мне было бы оскорбительно, если бы большинство понимало и любило мои стихотворения: это было бы только доказательством, что они низменны и плохи".
Одна из причин непонятности фетовской поэзии - ее новизна, отличие от лирики предшественников. Фет, конечно же, понимал условность термина "искусство для искусства" и в своей поэзии шел от человека, от природы, от чувства. Но главное в его поэзии - живое чувство красоты, красоты как единственной цели искусства вообще и поэзии в частности. У Фета сильно ощущение недостаточности словесного выражения: "где слово немеет, где царствуют звуки, где слышишь не песню, а душу певца". Поэтому особенное место в лирике Фета занимает мелодическая организация стиха : его благозвучие, использование ассонанса, аллитерации , разнообразные ритмические ходы и т.д. Взгляды Фета на роль поэзии, его поэтическое мастерство повлияли на поколение русских символистов .
"Шепот, робкое дыханье..." (1850). Это одно из самых известных стихотворений Фета, с которого началась его слава. Оно стало для многих читателей символом всей фетовской поэзии, его своеобразным автопортретом. Одно-временно новаторство поэтического языка, развитие любовной темы в стихотворении вызывало двойственное отношение современников, неоднократно служило предметом пародий. Поэзия А.Фета, по словам Л.Толстого, отмечена "лирической дерзостью". Прежде всего бросается в глаза безглагольность стихотворения: оно построено только из одних назывных предложений.

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

Автор не использует глаголы - это придаёт стихотворению большую выразительность и красоту.
Огромное количество глухих согласных в каждой строфе замедляет речь, делает ее тягучей, более плавной, созвучной поэтическому языку XX века.
Но, несмотря на это, его трудно назвать вещественным, предметным. В стихотворении передается самый распространенный сюжет любовной поэзии - свидание в саду . Но это свидание окутано у Фета таинственным полумраком: время действия - ночь, эпитеты - "ночные" (робкое дыханье, сонный ручей, ночной свет). Фету важно было передать "музыку любви", поэтому он искал "музыкальные способы" в выражении своего поэтического чувства. Фет - один из первых в русской поэзии импрессионистов : он изображает не столько предметы, явления, сколько отдельные обрывки явлений, тонкие оттенки, отражения, тени, неопределенные эмоции. Но, взятые вместе, они образуют цельную и достоверную картину. Все три строфы этого стихотворения образуют одно-единственное предложение, как будто небольшие кадры.
Стихотворение хорошо иллюстрирует такую особенность фетовского творчества: любовная и пейзажная лирика составляют у него одно целое. Поэтому близость к природе тесно связана с любовными переживаниями. Чувства влюбленных (шепот, робкое дыханье) - это то же самое, что и "трели соловья", колыханье ручья.
Упоминаются ключевые образы лирики Фета - "роза" и "соловей" Они символически воплощают в его лирике связь любви, природы и вдохновения. Именно в этих символических деталях внешнего мира все-таки проступает неясное переживание. "Роза" - это символ природной красоты, огня страсти, земной радости.В стихотворении значим финал: он завершает лирический сюжет. "Пурпур розы" переходит в финале стихотворения в торжествующую "зарю". Последние слова стихотворения - и заря, заря! - звучат нс в ряду других, а выделены. Заря символизирует свет любви, восход новой жизни - это высшее выражение душевного подъема.
Стихотворение А. А. Фета «Учись у них - у дуба, у берёзы..."

Учись у них - у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Всё злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

Очень важное место в лирике Фета занимает описание природы, жизнь человеческой души, зримые и незримые их связи. Такая лирика называется натурфилософской
С первых строк природа и человек слиты воедино у Фета. У других поэтов, до него,- сначала изображался пейзаж, а потом говорилось о переживаниях человека, внутреннем состоянии лирического героя.
Композиция стихотворения основана на противопоставлении двух частей и двух образов: зимы и весны, их можно считать символами. В упоминании конкретных времён года заключён скрытый смысл.
Фет говорит о том, что необходимо молчать в трудные минуты жизни, когда «за сердце хватает холод лютый». Нужно смириться с трудностями молча, не высказывая своего недовольства , гнева, разочарования, как переживают «жестокую пору», зиму, деревья, которые «стоят, молчат» с «застывшими слезами», «треснувшей корой» под злым ветром, срывающим последние листья...
Как в природе наступает весна , «теплом и жизнию дыша», воскрешает деревья к новой жизни, пробуждает все вокруг, так и в жизни человека наступает период «ясных дней», его «скорбящая душа переболит для новых откровений». Фет не призывает к вечному молчанию, к замкнутости в себе в отличие от Тютчева, который считает молчание единственным спасением души от невзгод.
Фет видит своеобразный приют человеческой души в природе, поэтому призывает людей учиться у деревьев. Дуб и берёза рождают ассоциации. Дуб - сильный, мужественный мужчина. Берёза - белая, кудрявая - нежная женщина.
Сколько жизненной силы в этом стихотворении, какое оно свежее, музыкальное.
Стихотворение созвучно нашему суровому, сложному времени, словно написано в наше время.
Стихотворение Фета оптимистическое, оно овеяно верой в то, что человек способен стойко перенести трудности в молчании, учиться мудрости, ибо молчание — золото — вековая мудрость, и он непременно будет вознагражден за пережитые им страдания временем для «новых откровений», возможностью для его души «высказать себя».
Анализ стихотворения А. А. Фета «Это утро, радость эта..." 1881 (?)

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,

Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.

Основное свойство импрессионизма - явное и сконцентрированное представление о красоте как о реально существующем элементе мира, окружающего человека. В полной мере этим обладал Афанасий Афанасьевич Фет. Звуки, шорохи, мимолётные впечатления - не мотивы, а темы фетовского творчества.

Фет стремится наиболее естественно и непредвзято запечатлеть весь окружающий его мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Фету, как поэту-импрессионисту, присущ обострённый интерес к неповторимости каждого отдельного мгновения, оттенка материальной красоты, изменчивого настроения.

Особый интерес представляют безглагольные стихотворения А.А. Фета, так называемые безглагольные картины. "Это утро, радость эта…" - одно из них. Это стихотворение о чудесном времени года - о весне. Весной всё живое на земле пробуждается от зимней спячки и приходит в движение. И главное, к чему стремился Фет, - не упустить, не утратить миг этого безостановочного движения, запечатлеть пробуждение природы; добиться того, чтобы каждая строка "дышала", "звенела", одним словом, "жила".
В чём "изюминка" этого стихотворения? Здесь нет ни одного глагола . Но сколько движения, сколько жизненной энергии заложено в каждой строке. Здесь нет ни единой точки (кроме конца стихотворения)! Читаешь это стихотворение на одном дыхании, ни на секунду не останавливаясь, сразу же представляя себе всю весеннюю суматоху. Этот приём "одного предложения" смог как нельзя лучше передать движение жизни, "воскрешение" природы весной.

Короткие строки будто "набегают" одна на другую. Фет не случайно написал стихотворение четырёхстопным хореем, где последняя стопа каждой третьей строчки строфы неполная. Благодаря этому задаётся определённый ритм, напоминающий биение сердца. Каждая строка словно "пульсирует".
"Это утро, радость эта…" Первая строка передает ликование весенней природы. Обратим внимание на то, что Фет начинает стихотворение словами "это утро, радость эта", а заключает выражением "это всё весна".

Если приглядеться внимательнее, то мы заметим, что это стихотворение "вмещает" целые сутки , без единого глагола поэт передает движение времени: в первой строфе изображается утро, во второй - день, а в третьей - ночь , наполненная запахами весны, с чарующими трелями соловья.
Все образы объединены, связаны анафорой : указательным местоимением "это" в разных формах, что создает эффект движения не только природного времени, но и "поэтической мысли" в стихотворении. Но одновременно с этим - и движение пространства: взгляд лирического героя охватывает и небо, и землю, и мельчайшие частицы окружающего мира.
Фет рассказывает нам о том, как "просыпаются" реки, пчёлы, деревья, и повсюду звучат "зык и свист". В стихотворении только одно прилагательное, находящееся в составе метафоры: "вздох ночной селенья". Как же создается образ весны? Отглагольные существительные "крик", "говор", "свист", "дробь" и слова "зык", "трели" "рисуют" атмосферу весеннего шума. Один лишь образ - "мощь и дня и света" - и мы уже "видим" сияние солнца.

Казалось бы, перед читателем обычное перечисление через запятую впечатлений лирического героя. Но, читая это строки, сразу же можно представить себе целостную картину и расцветить ее своими красками. Пчелы - золотистые, мошки -серебристые, легкие, пух - зеленовато-желтый, капли - жемчужные… В этом-то вся прелесть стихов Фета, как поэта-импрессиониста. Каждое слово вызывает ряд ассоциаций, для каждого человека - свой. В эту мозаику Фет смог "вместить" образ всей весенней природы , показал, что весна - это утро, утро года.
Фет изобразил лишь миг, то, что произошло однажды и больше никогда не повторится. Фет любуется природой; при этом он не столько описывает природу, сколько передает восторг, которая она вызывает.

А.Фет «Ещё майская ночь»

Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звёзды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.

Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд её убор.



Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной - и последней, может быть.

Стихотворение "Еще майская ночь..." было написано поэтом " 1857 году, впоследствии положено на музыку А.С Аренским. Это стихотворение уже зрелого мастера, получившего широкую известность. Оно представляет собою картину прекрасной майской ночи, набросанную всего несколькими легкими, но выразительными штрихами. В этой картине - восхищение поэта и его любовь к родной земле.

Лирический герой начинает свой монолог с показа общей картины этой дивной ночи. Чем она так хороша?
«Нега» - вот главная ее характеристика . Ночь нежна. Ее теплый, приятный воздух дышит ароматами цветов и трав, ветерок ласково освежает. За это герой благодарен родному краю , к которому растроганно обращается.
Почему в майскую ночь персонаж вспоминает о зимнем «царстве» (метафора) ? Может быть, потому, что белые лепестки цветущих яблонь и вишен так похожи на снег?
А еще май «свеж и чист» (эпитеты ) своей молодой зеленью, обилием света и легкостью, прозрачностью воздуха, еще не знающего, что такое изнурительная жара. Именно в этом месяце весна предстает перед нами во всей красе.

Как мастерски достигает этого поэт, хотя, казалось бы, используемые им художественные средства глубоко традиционны для русской лирики! Как тонко подмечена каждая деталь! Ничто не ускользнуло от внимательного взгляда автора. С помощью чувственных олицетворений («звезды смотрят», «березы ждут, дрожат», «лист застенчиво манит»). Фет передает жизнь природы, которая всегда рядом с человеком, сочувствует ему, отвечает на его состояние.

Не случайно с настроением новобрачной девы сравнивается «переживание» деревьев. Это сопоставление встречается еще в устном народном творчестве. Издавна на Руси сравнивали березу и девушку . Однако Фет находит новое в этой традиции. Он сопоставляет счастливый трепет березы, которую «венчает» свежая листва, и невесты в свадебном уборе. Очень точное, изящное, интересное сравнение!
Повторы восклицаний ("Какая ночь!") создают эффект эмоционального подъема , обращения к ночи делают ее действующим участником картины, способным отзываться и сопереживать.

В этом стихотворении заметна такая тенденция: изображая майскую ночь в деталях, автор тяготеет к понятиям женского рода («нега», «песнь», «душа», «тревога», «любовь», «береза», «дева» и другие). Почему? Но ведь и ночь, и весна того же рода! Видимо, Фет сознательно или интуитивно указывает здесь на то, что природа женственна , отсюда ее красота и гармония, которые всегда будет воспевать поэт:
Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Ощущая себя единой частью огромного Божьего мира, поэт вдохновляется природой на лирическое творчество. Нахлынувшие чувства его так сильны, что сродни пронзительному ощущению близкой смерти - смерти от счастья : «Опять к тебе иду с невольной песней, Невольной - и последней, может быть».
Великое счастье граничит с глубоким отчаянием, так как лирический герой боится потерять прекрасные мгновения майской ночи. Они безвозвратны, потому что неповторимы, но не только в этом источник печали героя. Быть может, творец в стихотворении Фета переживает еще и о своей будущей возможной несостоятельности . Ведь муза коварна . Кто знает, посетит ли она поэта в следующий раз? Сможет ли она снова «выразить в звуке» всю прелесть подобных ночей?
Каждому из нас порой хочется остановить время, но оно неумолимо движется вперед. Именно поэтому все надо делать, как в последний раз, отдаваясь целиком, и, конечно, радоваться тому, что уже создано.
Анализ стихотворения А. А. Фета «Вечер"

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем. 1855г

У Фета была очень сложная судьба: он был незаконнорожденным ребенком, в будущем он много лет пытался восстановить свою фамилию. Возможно, жизненная борьба повлияла на то, что А.Фет видел настоящую красоту природы, даже любая, почти незаметная деталь была в глазах поэта истинно прекрасной.
В стихотворении «Вечер» А.А.Фет описывает один промежуток времени - между днем и ночью. Вечер - переходное состояние между днем и ночью, союзник, который объединяет их: «Вздохи дня есть в дыханье ночном».

Пейзаж стихотворения очень конкретен, детально выписан : ясная река, померкший луг, немая роща. Но в то же время создаётся целостная картина бытия , гармонично и едино слитая умелой рукой мастера. Каждую секунду происходят изменения, и череда этих изменений и есть вечер. Безличные глаголы 1-ого предложения сразу же задают динамику: прозвучало, прозвенело, прокатилось, засветилось . А дальше - убегает на запад река, разлетелись , как дым, облака.
О непостоянстве, мимолётности, переходности говорят строки:

На пригорке то сыро , то жарко ,
Вздохи дня есть в дыханье ночном ,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.

Вечер - это особое время суток, время быстрой смены явлений. Поэт стремится увековечить «преходящие моменты», «миги» бытия.

Очень интересно показано солнце: оно прячется за горизонтом, оставляя свой след на краях облаков

Погорев золотыми каймами ,
Разлетелись, как дым, облака.

У Фета река - это живое существо, она «луками убегает на запад», спасаясь от надвигающейся ночи , любое препятствие ее не помеха, но все в природе гармонично, и нет ночных страхов, а наоборот - «ночное дыхание» романтично, потому что его как бы смягчает тёплая лучезарность вечера.

Контрастность картине придаёт антитеза : день - ночь, ясной - померкшем, засветидось - погорев, полумрак - зарница, огонь.
Неотвратимый финал вечернего пейзажа, последний «мазок» кисти художника подчёркивается союзом НО : ночь неумолимо приближается, зарница чуть «теплится» , огонь заката пусть ещё яркий, но уже «голубой и зелёный».
Стихотворение «Вечер» - это описание яркого мгновенья, в котором отразилась красота, видимая любому человеку.

1.Тема: Осень

2.Идея: В осени Фета мы слышим отголоски человеческой души.

1) Осень, как и человек, способна жить (“...в крови золотолиственных уборов”), любить (“...Горящих осень ищет взоров // И знойных прихотей любви”), стареть и умирать (“...И, замирающей так пышно, // Ей ничего уже не жаль”)...

2) Осень, как и человек, способна переживать печальные моменты в своей жизни и счастливые. И, подобно человеку, осени «замирающей так пышно» «ничего уже не жаль».

3.Композиция:

Вторая часть противопоставлена первой.Здесь осень оживляется, расцветает, наполняется светом и теплом. Для усиления смысловой и поэтической значимости этой части А.А. Фет использует приём градации. Эти метафоры являются в стихотворении контекстуальными синонимами. В словах же “знойных прихотей любви” скрыта вся насыщенность цветовой и смысловой гаммы осени, её завораживающего очарования.

В третьей части эмоции стихают и приобретают умеренный, степенный ритм. Нет больше ярких красок, движения, есть только “стыдливая печаль”. Все снова затихает.

Эту композицию поддерживает и рифма : кольцевая.

4.Особенности (от импрессионизма):

  • перед нами обрывки событий, явлений, когда читателю нужно додумывать,
  • в отличие от других произведений, где все строится на смене действий, персонажей, здесь сменяются эмоции и ощущения.
  • Важно: Фет использует много прилагательных, его речь эпитетна, что закономерно при описании мгновения = импрессионист.

5.Тропы:

эпитеты: сумрачные дни; беззвучной осени и хладной; золотолиственных уборов.

метафора : в крови золотолиственных уборов.

градация: золотолиственных уборов... горящих взоров... и знойных прихотей любви.

Где еще сходное описание осени?

Александр Пушкин "Унылая пора! Очей очарованье!"

Конспект урока литературы в 5 классе

Афанасий Афанасьевич Фет. В художественном мире поэта. Анализ стихотворения «Весенние воды»

Цель деятельности учителя: ввести учащихся в поэтический мир А.А. Фета; ознакомить с особенностями мировосприятия поэта; развивать умения выразительного чтения и анализа художественного произведения, способность наслаждаться красотой природы.

Планируемые результаты изучения темы.

Предметные умения: владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении);

Предметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осознаёт свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные : адекватно оценивает свои достижения, осознаёт возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование: репродукция картины Ф.А. Васильева «Мокрый луг» (1872); мёд, чайные ложки; рисунок солнца; листы бумаги чёрного цвета в виде туч.

Тип урока: комбинированный.

Что не выскажешь словами,

Звуком на душу повей.

А. А. Фет

Ход урока:

I . Актуализация опорных знаний.

Что такое лирика?

Назовите главное в лирических произведениях.

Что такое рифма?

Какие художественные средства (тропы) вы знаете?

II . Постановка целей и задач урока.

III . Работа над темой урока.

1.«Давайте познакомимся»: сообщения о биографии поэта

(рассказ учителя или чтение учениками по учебнику)

Родился А.А. Фет в 1820 году в усадьбе Новосёлки Орловской губернии. Носил фамилию матери, немецкой подданной. Всю жизнь упорно служил, чтобы вернуть дворянское звание (незаконный сын дворянина). У него была несчастная любовь. В конце жизни ему удалось вернуть дворянское звание и фамилию отца. Но в литературу вошёл под прежней фамилией матери и сделал её известной.

В 1886 г. Избран членом Петербургской академии наук.

    Выразительное чтение стихотворения учителем.

3. Расстановка пауз, логических ударений (под руководством учителя).

4. Повторное чтение стихотворения учащимися.

5.Анализ стихотворения «Весенний дождь».

    Беседа:

    Какова тема стихотворения?

    Какие образы предстают перед нами? (образ солнца, воробья, дождя, сада)

    Какой образ главный?

    Как вы об этом догадались? (отражён в названии стихотворения, автор описывает его наиболее полно, чётко, долго)

    Какие художественные средства использовал поэт?

Эпитеты : золотая пыль, душистый мёд, свежие листья.

Сравнения : и, будто в золотой пыли, опушка стоит…

    Что помогает чётче представить, ощутить художественные образы? (описание звуков, запахов, цвета)

    Напишите, какие запахи вы почувствовали (душистым мёдом тянет), какие цвета увидели (золотая пыль дождя), какие звуки услышали (трепет крыла воробья, как барабанит дождь) в стихотворении

А.А. Фета «Весенний дождь».

    Встречались ли вы когда-нибудь с тем, что авторы стихотворений старались всесторонне передать свои впечатления, представить возможность полноты ощущений и читателю?

    Можно ли стихотворение А.А. Фета представить только на картину со звуковыми эффектами и запахами? (Нет) Почему?

    Какие глаголы и глагольные формы использовал автор в стихотворении? Выпишите их. (Блещет; трепещет, купаяся; движется, качаясь; стоит; брызнули; тянет; подошло; барабанит)

    Распределите то, что описывает поэт по кадрам. (Коллективная работа.)

    Окно, за окном свет.

    Луч солнца пробивается сквозь облака (общий план).

    Воробей купается в песке (крупный план).

    Надвигается дождевая туча, из которой льёт дождь, видны струи (общий план).

    Вдали, освещённая солнцем, стоит роща, которую дождь уже миновал (общий план). Выражение «в золотой пыли» заставляет нас показать эту опушку ближе, показать капли на листьях деревьев (крупный план).

    Стекло, на которое брызнули две капли (крупный план).

    Качаются липы (крупный план). Звук капель дождя.

Подчеркните глаголы в тексте. Какие из них кажутся вам наиболее выразительными? (почти каждая строчка открывает перед нами новую картину. Поэт чередует крупный и общий планы, благодаря ярким, динамичным глаголам («блещет», «трепещет», «движется», «брызнули», «тянет», «барабанит») мы чувствуем движение, видим изменения в природе.)

    Слово учителя с элементами беседы

Именно глаголы и глагольные формы не дают возможности представить картину застывшей. В ней всё движется, переливается. У нас получится маленький эпизод жизни со звуками, запахами, движением, чувствами.

Мы как будто при помощи волшебства переносимся в зарисовку, подаренную поэтом. Как же пейзаж связан с чувствами человека, видевшего всё это? Прочитайте первое четверостишие.

    Какое чувство возникает у вас? (радость)

    Оно названо, обозначено словами в стихотворении, как это было в стихотворении «Я пришёл к тебе с приветом…»? (нет)

    Как же мы его получили? (читаем между строк)

    Прочитайте второе четверостишие. Какое здесь преобладает чувство?

    Какие слова вызвали эту небольшую тревогу? («Качаясь, движется завеса»…)

    Прочитайте последнюю строфу. А здесь какое чувство рождается?

    «Творческая лаборатория»

(каждый ученик набирает в свою ложку немного мёда)

Сейчас мы попробуем попасть в это стихотворение. Для этого нужно настроиться и понять, как мы это сделаем. Я буду читать стихотворение, а вы при чтении первой строфы, не вставая с места, посмотрите в окно на яркое солнце (если хорошая погода) и представьте, что уже наступает весна (при плохой погоде на доске нужно вывесить рисунок весёлого солнца). При чтении второго куплета медленно закрывайте тучей солнце. При чтении первой строчки третьего – закрывайте глаза, на второй строчке – начинайте тихонько стучать ногами и нюхать мёд в ложке, представляя себе весенний ливень. Итак, начали.

* Кому удалось перенестись в стихотворение А.А. Фета?

* А теперь съешьте мёд из ложки и почувствуйте тепло весеннего солнышка.

7. Сопоставительная работа.

* Рассмотрите репродукцию картины Ф.А. Васильева «Мокрый луг» (1872).

Что общего между картиной и стихотворением А.А. Фета? Какие образы повторяются?

    Какие чувства она вызывает у вас? Похожи ли они на те чувства, которые появились после прочтения стихотворения?

    Если представить, что картина иллюстрирует стихотворение, то какой момент изображён на ней?

    Что вам ближе: картина или стихотворение? Запишите название картины и имя автора в раздел «Картинная галерея».

IV. Рефлексия. Подведение итогов.

- Какие выявили «сквозные» темы, ключевые проблемы лирики А.А. Фета?

Что можете сказать о поэтической манере письма А.А. Фета? Каков «фетовский почерк»?

Можем ли мы утверждать, что в основном в лирике Фета встречаются стихи о красоте природы, её совершенстве, о том, что человек должен стремиться к той внутренней гармонии, которая присутствует в природе?

- Соотнесите цель и задачи урока с полученными результатами.

V . Домашнее задание:

Выучить стихотворение наизусть;

Сочинить (по желанию) стихотворения о весне, используя различные художественные приёмы и секреты автора.

Литература.

    Литература.5 класс в 2-х частях под ред. В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина; М.: Просвещение, 2013;

    Литература. 5 класс. Система уроков по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина; авторы-составители: И.В. Карасева, В.Н. Пташкина. Волгоград, издательство «Учитель», 2014;

    И.Л. Челышева. Литература 5 класс. Планы – конспекты уроков. Серия «Педагогический конспект», издание 2-е. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2015.

    Интернет-ресурсы.

Вверх