Как буряты ищут свои корни родословную. «родословная бурят. найди свои корни! Спасибо за интересную информацию

В республике впервые создана электронная информационная база данных «Крестьянство Бурятии»

Состоявшийся на прошлой неделе очередной «Книжный салон» приятно удивил публику, интересующуюся краеведением, историей своего края и своего рода. Среди представленных изданий особый интерес вызвала научная по сути работа Александра Пашинина «Статистические источники по генеалогии крестьянских родов (семей) конца 17-го - начала 20-го века в фондах Государственного архива Республики Бурятия».

Тарбагатайский район, крест на горе Омулевке.

Достаточно сказать, что этот труд стал первой в Бурятии систематизацией генеалогических архивных материалов, в основу которого вошли свыше 3 тысяч дел из 150 тысяч имеющихся в нашем архиве. Более того, исследователь не просто собрал воедино источники, но и на их базе создал уникальную электронную информационную базу с упоминанием 8,8 тысячи лиц, проживавших в республике 300-200 лет тому назад в основном в нынешних Тарбагатайском и Мухоршибирском районах Бурятии.

База содержит 605 фамилий с их различными вариациями, с указанием их происхождения, принадлежности к сословным, религиозным и прочим признакам. К примеру, встречаются там предки Калашниковых, Чебуниных, Думновых, Болоневых, Бурдуковских и многих других известных в республике фамилий. Одним словом, у краеведов, историков, генеалогов и всех, кто интересуется происхождением своей семьи и рода, появился еще один уникальнейший источник информации. Мы встретились с Александром Пашининым, чтобы из первых уст узнать, как писать родословную, с чего начинать это трудное дело и как во всем этом может пригодиться его исследование.

Александр Васильевич, четыре года назад также под эгидой Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН вы издали книгу «Родословная», где без прикрас осветили особенности происхождения ряда местных крестьянских семейств, к которым сами имеете непосредственное отношение. Наверняка очень многие хотели бы сделать то же самое, но еще раз повторюсь, дело это весьма непростое. С чего советуете начать?

Мое базовое образование - историк. Оба моих родителя, светлой памяти которых я посвятил свой труд, тоже окончили тогдашний историко-филологический факультет БГПИ. Идея составить родословную своего семейства, историю своей фамилии родилась давно. Мои корни по материнской линии восходят к Тарбагатайскому и Мухоршибирскому районам. Окончательное решение о составлении родословной нашего большого рода мы приняли лет семь назад. Начали делать первые пробы, сбор и создание общей электронной фотографической базы данных из 10-12 фотоальбомов различных семей. По крупицам собирали и исследовали сведения о родственниках с помощью Государственного архива и Национальной библиотеки Республики Бурятия, прочих архивных хранилищ, порой таких, в которых даже не предполагали что-то найти.

Ко мне часто обращаются с вопросом, с чего начать? Картину, когда в порыве благостного настроения человеку хочется взмахнуть на рубль, а получается на копейку, я наблюдаю в архиве постоянно. Самые частые причины неудач - в элементарной неподготовленности, отсутствии базовых знаний и непонимания самого принципа поиска. Поэтому моя первая методическая рекомендация будет такой - для начала почитать все, что есть на данную тему в библиотеках. Тема - это история своего края, деревни, где родились ваши предки, церкви, которая находилась в данной деревне. В последние годы об этом издано достаточно много литературы. Особо рекомендую посмотреть объемный труд Виктора Филипповича Иванова «Вглубь уходящие корни», который представляет родословную жителей села Хасурта Мухоршибирского района.

Допустим, что после прочтения всего этого желание заниматься родовыми корнями как минимум не пропало, что делать дальше?

Недавно ко мне обратились два взрослых отпрыска, захотевшие к юбилею своего отца, носящего весьма известную в республике фамилию, написать родословную их семьи и испытавшие шок оттого, что на самом деле они об этом мало что знают. У большинства в таких случаях возникает непреодолимое желание бежать в архив, тогда как архив должен стать последним шагом в этом деле. Спрашиваю у юношей, у вас есть пожилые родственники в семье, вы с ними разговаривали на эту тему? Нет. Поэтому вторая моя рекомендация будет такой - переговорить со всеми старейшими родственниками, у кого может остаться зерно информации, переданной им более взрослыми предками, старые фотографии. Рекомендую съездить на родовое кладбище в своей деревне, переписать даты жизни прадедушек-прабабушек, которые помогут соотнести по времени какие-то события. И только когда все эти шаги пройдены и у вас накопился материал, понимание, что вы собственно ищете, только тогда можно отправляться в архив.



Попав в архив, самое первое, вы должны определиться - какую церковь необходимо «отработать», а для этого надо знать, в каком селе-деревне-волости эта церковь была. Важно это потому, что церковь в дореволюционные времена, которые всех в основном и интересуют, исполняла обязанности нынешнего загса. Зная все это, вероисповедание ваших предков, мы ищем в архиве так называемые метрические книги, то есть те самые церковные записи о рождении, бракосочетании и смерти всех, кто жил в данной деревне. Начинать естественно надо с ближайшего, с тех самых годов, когда родились ваши прадедушка и прабабушка. Сразу скажу, что метрические книги, являясь на сегодня самым массовым архивным источником для поиска, сохранились далеко не по каждой церкви и даже не по каждому году и не по каждой волости. К сожалению, огромная часть архивных материалов была безвозвратно утрачена в период гражданской войны, первых десятилетий Советской власти. Например, Кяхтинская Воскресенская церковь впервые освящалась в 1727 году, повторно в 1836 году, а книги сохранились с 1822 года. Верхнеудинская Спасская церковь освящалась в 1696 году, восстанавливалась после пожара в 1765 году, а метрические книги уцелели только с 1860 года.

Тем не менее всего, согласно моим исследованиям, на сегодня в Государственном архиве Бурятии по крестьянским, мещанским, посадским, казацким родам сконцентрировано около тысячи метрических книг. Именно они являются наиболее ценным источником для поиска родовых связей, потому что позволяют установить родственные связи по материнской линии. Дело в том, что в них существовала отдельная графа, куда вносились имена крестных ребенка. Поскольку в те времена зачастую крестными становились самые близкие родственники матери и отца (в случае смерти родителей они чаще всего и брали ребенка на воспитание), то по отчествам и фамилиям этих людей возможно установить девичью фамилию матери, имя и фамилию ее отца и других близких родственников по материнской линии. К примеру, при составлении собственной родословной мне приходилось трижды «отрабатывать» одни и те же метрические книги, потому что каждый раз находились все новые и новые родственники.

Как человек, который сам занимался исследованием своей родословной и столкнулся с тем, что метрические книги по нашей церкви не сохранились, спрошу, а что делать в этом случае?

На самом деле сохранилось множество других материалов по церковным, административно-полицейским и военно-мобилизационным учетам, в которых также встречается масса сведений на эту тему. Речь идет в первую очередь о ревизских сказках (тогда так называли всероссийскую перепись населения), посемейных и рекрутских списках, исповедных росписях, окладных и подушных книгах и так далее.

- По каким районам республики сохранилось больше всего исторических документов?

Больше всего в этом плане повезло Тарбагатайскому, Кабанскому, Прибайкальскому районам. По Тарбагатаю, в частности, в 20-х годах благодаря усилиям архивистов и энтузиастов своего дела, а где-то и их личному подвигу все дела на подводах перевезли в Верхнеудинский архив. Совершенно не повезло в этом плане бывшим Бичурскому и Большекуналейскому волостям, потому что в 1921-1922 годах архив там был практически полностью уничтожен. Очень сильно пострадал архив в Кяхте, совсем немного осталось по Джидинскому району. Но могу сказать, что часть материалов, к примеру, по Бичурскому, Кяхтинскому, Джидинскому районам, находится сегодня в Чите, в Государственном архиве Забайкальского края.

Моя работа заключалась в том, чтобы проанализировать и систематизировать сохранившиеся источники на предмет генеалогии, установления родства людей различных национальностей - русских, бурят, украинцев, евреев, эвенков. Кроме всего прочего, созданная в рамках этого исследования электронная база данных позволяет, к примеру, по фамилиям первых жителей Западного Забайкалья предположительно определить основателей некоторых сел. Так, основателем села Бурнашево в Тарбагатайском районе в 1747 году мог быть прихожанин Зосимо-Савватиевской церкви Иван Бурнашев, села Харитоново - в 1693 году селенгинский конный казак Стефан Харитонов. По базе данных, к примеру, можно также проследить, как менялись первоначальные варианты некоторых фамилий - Вилмов в 1744 году к 1811-му превратился в Вилимова, Яманаков в 1750 году - в Еманакова в 1751-м и так далее.

Ваша информационная база данных 605 фамилий крестьянских родов заявлена как электронная, а где с ней можно ознакомиться?

Базу данных планируется разместить в Государственном архиве Республики Бурятия для свободного пользования, в том числе с целью восстановления родословных крестьянских родов (семей) по Западному Забайкалью как по нисходящей, так и по восходящей линиям. Есть возможность составления и реконструкции генеалогических таблиц, росписей, древ, семейных карточек и досье. Планируется, что она будет пополняться за счет дальнейшего накопления в ней архивного материала в результате исследования других источников 18-19 веков.

- Спасибо за интересную информацию!

Многие в стенах архива впервые узнают о высоком положении в обществе, военных заслугах и талантах своих родственников.

Как дерево не проживёт без корней, так и будущее людское немыслимо без прошлого, уверена директор Государственного архива Бурятии Бутит Жалсанова.

Если человек не знает своих корней, неизвестно, какие сведения о своём роде он передаст потомкам, - говорит она. - У каждого человека должна быть история, которая длится испокон веков, а не исчисляется одним «сегодня». Я думаю, каждому было бы интересно узнать, какими его предки обладали способностями, которые, возможно, передадутся его детям. Кроме того, бывает немало случаев, когда, не зная своих корней, люди заключают браки со своими родственниками - троюродными, двоюродными. А ведь у бурят раньше действовало табу на союзы между родственниками вплоть до седьмого колена. Чтобы этого избежать, молодёжи следует знать историю своего рода.

Требования шаманов и простое любопытство

В Госархиве республики чаще используется нисходящий способ установления родословной, то есть от себя к предкам. Самое главное, говорят архивисты, - знать, к какому роду принадлежали ваши предки, или хотя бы местность, где они жили. Пригодится любая информация, в том числе и родовые легенды.

К примеру, я принадлежу к малочисленному Саганскому роду хоринских бурят, - объясняет Бутит Жалсанова. - Мои предки ещё в начале XIX века перекочевали из Тугнуйской долины в Агинские степи под руководством Муху Унаганова, общеизвестного зайсана Саганского рода. Туда его отправили поднимать уровень жизни агинских бурят. Так мои предки и оказались в Аге. У нашего рода уже есть написанная родословная. Но мне однажды стало интересно, действительно ли она совпадает с Ревизскими сказками. И я была приятно удивлена полным совпадением.


Бутит Жалсанова смотрит посемейный список Агинской Степной думы за 1893 год по Могойтуевской инородной управе. «В эту управу и входили мои предки. На левой стороне - ревизия мужчин, на правой - женщин. Также указано, у какой семьи сколько было скота», - говорит она.

Сегодня поиски своей родословной многие люди объясняют шаманскими обрядами, в которых часто требуется знать имя того или иного предка. Другие ищут просто из интереса. Немало русских, старообрядцев, поляков, эвенков и евреев также приходят сюда узнать историю рода.

Раньше было не принято говорить об этом, но сейчас многие ищут своих предков, которые были руководителями местного самоуправления: это староста, голова управы, тайша Степной думы, заседатели и другие. И гордятся, если находят, - называет ещё одну причину директор архива.

С чего начинается изучение родословной?

Дальше прабабушек своих предков мало кто знает, говорит заведующая читальным залом № 1 Государственного архива Бурятии Татьяна Лумбунова. Небывалый интерес к этой теме, по её словам, возник в последние годы.

Возросшую популярность можно объяснить, наверное, возрождением национального самосознания у бурят. В книге учета посетителей в прошлом году мы зафиксировали около тысячи человек, пришедших именно за этим.

В основном в читальном зале архива занимаются исследователи: учёные, аспиранты, дипломники. За родословными сюда приезжают со всей Бурятии, из Иркутской области, Забайкальского края - со всей России и даже из других стран.

Жители нашей республики чаще занимаются самостоятельно, - говорит Татьяна Лумбунова. - Из других регионов направляют запросы по электронной почте в стол справок, по обычной почте или приезжают сами. Обычно ищущие знают только имена своих бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек реже. Мы просим, прежде всего, как следует опросить пожилых родственников, кто из них помнит своих предков по материнской и отцовской линиям. Затем следует обратиться в районные ЗАГСы - по месту рождения, брака и смерти родственников.

Работать лучше начать с самых близких к вам предков - например, с бабушек и дедов, а затем уже углубляться всё дальше и дальше.

Метрические книги церквей и документы Степных дум

В архиве республики есть документальная база вплоть по 1917 год. Русское православное население обычно изучает свои родословные по Метрическим книгам церквей. Большинство книг уже оцифровано, а в читальном зале установлены пять компьютеров, что значительно облегчает работу.

У бурят, если они крещеные православные, тоже можно вести поиск по Метрическим книгам церквей, но чаще - по документам Степных дум, - говорит Татьяна Лумбунова. - В них есть Ревизские сказки с именными списками по родам. Поэтому мы спрашиваем, какого вы рода. Многие не знают этого, и мы стараемся выяснить род по населённому пункту, в котором проживал предок человека.

Трудность поиска у бурят обычно обусловлена сложностью прочтения документов XIX века.

Часто ко мне обращаются за подсказкой, как прочесть то или иное слово, разобрать имя, фамилию и другое, - говорит архивист. - Если это русский текст, советую воспользоваться старославянским алфавитом. По восточным же бурятам документы в основном на монгольской письменности - это Кяхтинский, Селенгинский, Хоринский, Мухоршибирский, Еравнинский районы. Нередко возникает проблема перевода - в штате Госархива нет своего переводчика. Впереди ещё много работы по переводу этих документов на русский и бурятский языки. Многим мы предлагаем приходить сразу с переводчиком, которого можно найти в БНЦ или на Восточном факультете БГУ, на монгольском отделении.

По Иркутской области в архиве много подворных и посемейных списков на русском языке - их исследовать легче.

Если же вы хотите найти предка, погибшего в годы войны, вы можете обратиться к сайтам «Мемориал», «Подвиг народа 1941 - 1945» и к сайту Центрального архива Минобороны России.

«Среди предков оказались такие лица, которых я даже не предполагал обнаружить»

Александр Пашинин, к.и.н., исследователь по источникам по генеалогии крестьянских родов (семей) дореволюционного периода в фондах Госархива Бурятии:

Свою первую монографию я посвятил моей родословной. В 2011 году я впервые зашёл в архив и по сей день систематически его посещаю с целью исследований. На восстановление моей родословной ушло примерно полтора года. Среди предков оказались такие лица, которых я даже не предполагал обнаружить. Например, пятидесятник, один из основателей Верхнеудинска Гаврила Ловцов, прибывший сюда в 1665 году. Множество родственников обнаружилось среди государственных крестьян, посадских, разночинцев, оседлых крещеных инородцев, в экспедиции ссыльных. К сожалению, наши источники имеют определенные ограничения: так, четвертая Ревизская сказка 1782 года по жителям Бурятии у нас есть, а 1-й, 2-й и 3-й нет. Они есть в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) в Москве.

«Если покопаться, можно найти всё»

Леонтий Красовский, заведующий отделом рескома КПРФ по работе с молодежью:

- Большинство молодых людей сегодня не заморачивается на теме родословной. Думают, что восстановить её нереально. Но если покопаться, можно найти всё. И чем ближе ты к истине, тем больше вдохновляешься. Я расписал своё родовое древо до 11-го колена - до Булагата. Идея появилась где-то полтора года назад, я общался со старшими родственниками и вёл поиски в Интернете. Недавно моя сестра отправила мне значительные наработки её мамы, и вся картина стала ясной. Мой род Онгой. Когда однажды шаман спросил меня, какого я рода, и узнал, что Онгой, он сказал, что мне вдвойне больше нужно молиться, потому что в роду были сильные шаманы. Сейчас занимаюсь поиском информации о том, как и чем жили мои предки, чем занимались. Не ленитесь и ищите своих предков!

Леонтий смог расписать своё родовое древо до 11-го колена

Читальный зал Государственного архива Бурятии работает с понедельника по четверг. Пятница - санитарный день.

Адрес: Улан-Удэ, ул. Сухэ-Батора, 9а (вход во двор через здание Народного Хурала Бурятии по паспорту).

DIV_ADBLOCK358">


Искони у людей заведено, и это – в их природе: забота старших о младших, сохранение памяти о своих добрых делах, прародителях. В глубокой древности, когда еще не было письменности, монголы и буряты ревниво берегли о них память, из поколения в поколение рассказывали детям о своем родословии, что было своеобразной устной «мемуаристикой» в переводе с латинского означает «память», «воспоминание».

Исторически признано в мире, что у монголов и монголоязычных народов свято сохраняются имена из старшего поколения, наши сказители - , и многие другие знали отлично своих предков до 18-20 колена, то, что было 5-6-7 веков назад. Персидский ученый, историк Рашид–ад-дин еще вначале ХIV века писал: «… обычай монголов таков, что они хранят родословие своих предков и учат и наставляют в знании родословия каждого появившегося на свет ребенка. У монголов, у всех четкое и ясное родословное древо, что ни у одного из других племен, исключая монголов, нет этого обычая».

2. Моя семья

Мой дед - Федор Николаевич Коняев, ему сегодня 84 года. Родился в Хохорске, учился, работал трактористом, бригадиром, председателем Сельского Совета два созыва. Кавалер ордена Трудового Красного Знамени за выращивание высокого урожая пшеницы в 1967 году, Победитель Соцтруда, многократно награждался грамотами за достижения и лучшие показатели труда. Он ведет активный образ жизни, занимается домашним хозяйством: доит корову, выращивает за год несколько свиней. Постоянно ездит на рыбалку, на охоту, на Байкал, на Ангару. В свободное время читает газеты, книги, смотрит многие телепередачи, играет в шахматы, в карты. Вредных привычек не имеет. До сих пор самостоятельно управляет автомобилем.

Мою бабу звали Анисья Николаевна Коняева, урожденная Асалханова, родилась в деревне Хохорск, они с дедом прожили 52 года, родили и воспитали пятерых детей.

Моего прадеда звали Мисюлха Коняев, у него было 13 детей, только пятеро выжили - мой дед Федор и его братья: Ион, Иван, Сергей, сестра Федосья. Буряты раньше давали детям имена в честь кого-то. Эта традиция соблюдается в нашей семье: я назван в честь своего деда, мой отец Сергей назван именем брата моего деда, мой брат Николай назван в честь прадеда Мисюлха, в переводе на русский язык означает Николай. Энгельсину назвали в честь бабушки по материнской линии. Вторую сестру назвали именем жены, дяди, знатока нашей родословной Георгия Егоровича Коняева – Сожи.

У моего прадеда Мисюлхи Коняева отец Ермэ, который работал у тайши Иннокентия Пирожкова экспедитором, возил хлеб на разные ярмарки, продажи, хорошо управлял конями, быстро ездил, говорят, у них были самые быстрые кони в улусе, поэтому моим предкам дали такую фамилию Коняев, а бурятская фамилия у нас Хуяатаан. Версия про фамилию Коняевы была сказана родной тетей моего отца Федосьей Николаевной Балхановой,(у нее высшее образование по специальности учитель родного языка и литературы). Хуяа был правнуком Хохора, основателя нашей деревни Хохорск. Настоящее имя Хохора было Дархи, согласно преданиям (по) он был слеповат на один глаз, который повредил во время облавной охоты «Зэгэтэ аба». (Записано со слов моей тети Коняевой ТФ, 3 октября 2010 года).

3. Моя родословная

Федор Коняев

11 класс Хохорская СОШ

Боханского района.

Все больше жителей Бурятии хотят узнать свои корни

В последнее время появляется все больше желающих узнать свои корни, найти своих предков. В Бурятию, по словам работников архивов, для этих целей люди приезжают не только из других городов, но и из-за границы. Способы обрести корни разнообразны. Кто-то предпочитает наводить справки у своих родственников, кто-то посещает всевозможные архивы, пытаясь найти хоть какую-то ниточку. Чтобы открыть завесу над прошлым, требуется, как оказалось, приложить немало усилий.


Найти свой род не так-то просто

— В архиве хранится множество представляющих историческую ценность документов. Здесь можно найти своих предков, но сделать это не так-то просто, — рассказывает директор национального архива РБ Марина Бухаева. — У нас есть метрические книги, есть кое-что по полякам, евреям, но, конечно, все это разрозненно. Найти что-то можно только в пределах республики, хотя кое-какая информация есть и по Усть-Ордынскому и Агинскому округам.

По словам специалистов архивов, чтобы найти хоть какую-то информацию, обязательно нужно знать, во-первых, как звали ваших ближайших родственников — дедушку, бабушку, а, вовторых — в какой местности они жили. Для бурятов обязательно знать название рода. Оказывается, жителям республики бурятской национальности найти родословную сложнее.

— Дело в том, что до 1917-го года у бурят метрических данных не было, — поясняет Марина Григорьевна. — У русских же православных имелись метрические книги церквей, где записывали дату рождения, смерти, бракосочетания. То есть по этим церковным книгам (в основном XIX века) можно восстановить какие-то данные: найти бабушку, прабабушку, прапрабабушку и т. д. У бурят сложнее. Бурятское население официально нигде не регистрировалось.

В других документах, в тех же списках на уплату налогов и списках населенных пунктов не всегда можно найти полные данные. Например, здесь указывались только данные о мужчинах.

— По бурятам у нас есть разве что документы степных дум, их нужно изучать и по ним как-то восстанавливать связь по местности и роду предков. Ведь у бурят не было фамилии как таковой: сын фамилию получал по имени отца. Например, сын Баир, отец Доржи — и получалось Баир Доржиев. Одной фамилии у отца и ребенка, как сейчас, не было до 1917 года. У православных проще, можно восстановить родословную по фамилии.

У некоторых бурят до революции родословная расписана по родам. Поэтому название рода бурятам нужно знать обязательно, так же как и место жительства бабушек, дедушек. Затрудняет поиск и то обстоятельство, что буряты часто кочевали.

— У православных проще, — объясняет Марина Григорьевна. — У них как стояло какое-нибудь село Михайловка, так и стоит. Там и церковь, где все регистрировались и т.д.

По старообрядцам также почти невозможно установить предков из-за отсутствия метрических книг. Зато в архиве есть сведения по синагоге, но только данные о тех, кто жил, родился и умер в Верхнеудинске с 1880 годов до начала ХХ века. Есть данные по католическому костелу, по мечети.

— Многие думают, что, придя в архив, обнаружат здесь готовые, расписанные по семейным спискам родословные, — замечает директор архива. — На самом деле это далеко не так. Придется очень много работать. Искать крупицы информации в документах органов местного управления. Тем более, что документы все дореволюционные, в основном рукописные. Старые документы трудночитаемы. Что-то восстановить по ним достаточно трудно.


Узнать предков, чтобы понять себя

Однако такие трудности отпугивают не всех. Работники архивов замечают, что в последние годы желающих найти хоть какие-то сведения о своих давно умерших родственниках стало намного больше.

Денис Григорьев посвятил поиску своих предков чуть ли ни всю жизнь (Имеется в виду сознательная жизнь, - прим. Д.Г. ). Изучение истории семьи переросло в хобби. По его словам, знать свои истоки жизненно важно для каждого человека. И несмотря на то, что Денис живет в Москве, он неоднократно посещал Бурятию, чтобы найти какую-нибудь информацию о своих бурятских предках со стороны матери (Опечатка; о монгольских корнях со стороны отца, - прим. Д.Г., - по матери корни - семейские, т.е. старообрядческие ).

— Бывая в Бурятии, я всегда поражался, как некоторые буряты говорили, мол, мой дед знает о своем прадеде то-то и то-то, — рассказывает Денис. — Я всегда восхищался этим. Мне кажется, чем более глубоко мы знаем своих предков, тем более понятными нам становятся те или иные наши поступки. Зачастую в наш век "денежного бешенства" мы отводим семью на второй план. А семья — это не только живущие сегодня с нами родственники. Ведь нас отделяет от прабабушек и прадедушек всего лишь время, на самом деле связь очень сильная...

Исходя из собственного опыта, Денис советует:

— Начинать поиски своих корней следует с самих себя. Советую не лениться и вспомнить всех, кого только можно, из своих родных. Поговорить с родителями, с бабушками и дедушками... Необходимо все записывать, завести себе папку, куда вы будете складывать пусть даже незначительные сведения, зафиксированные на бумаге. Если бабушек и дедушек уже нет в живых — поиски приостанавливать не стоит.

Обратитесь к старшим: своим дядям и тетям — они вам расскажут то, о чем не знают или забыли родители. Пообщайтесь с друзьями своих бабушек и дедушек... В каждом региона есть свои местные архивы, в Бурятии — НАРБ. Обращайтесь туда. Поиски могут занять много времени, но не стоит отчаиваться: ваши дети вам будут безмерно благодарны за проделанную работу.

В результате длительных поисков у Дениса накопилось множество интересного материала, который касается не только его семьи. Поэтому он решил создать сайт в Интернете, где, кроме его исследования, размещена сопутствующая информация.

— Бороздя просторы Интернета, я всюду пытался искать необходимую мне информацию, задавал вопросы, — вспоминает Денис. — И однажды мне ответил какой-то мужчина. В процессе диалога оказалось, что он живет, как и я, в Москве, и у нас оказались общие родственники! Теперь мы постоянно общаемся, в том числе и на созданном мною сайте. Несколько месяцев назад ко мне на сайт зашел житель Бурятии с фамилией, встречавшейся в книге моего родственника, М.Н. Григорьева (Григорьев М.Н. приходится мне Великим Дядькой, он написал титанический труд об истории нашего семейства - "Родословная казаков Григорьевых из Джидинской долины (1700-2000гг)" - именно эта книга позволила мне "копнуть" в глубину веков истории моей семьи. - прим. Д.Г. ). Оказалось, что это потомок той самой семьи, с которой мое семейство Григорьевых породнилось в 1886 году. Изучая свою родословную, я много узнал об истории Бурятии, Монголии, о миграции монгольских племен, истории Забайкальского казачества, о семейских. Когда подрастет мой сын (ему сейчас чуть больше года) мне будет что ему рассказать о наших пращурах и об истории родного края. А он в свое время расскажет это своим детям.


За родословной приезжают даже из-за границы

Даже из-за границы приезжают в Бурятию, чтобы найти что- то о своих предках. Недавно швейцарец Андрэ Майер посетил Новоселенгинск, где захоронен его знаменитый предок Николай Бестужев.

В интервью телеканалу "Ариг Ус" швейцарец рассказал, как четыре года назад он узнал, что Николай Бестужев был прадедом его бабушки: — Я живу в Швейцарии, в Цюрихе. Работаю учителем начальных классов. В семейном архиве я нашел фотографию своего прадеда. Надписи на русском языке и униформа российского чиновника привели меня в Санкт-Петербург, где историки выяснили, что на фото начала прошлого века изображен Николай Гомбоев — муж дочери Николая Бестужева Екатерины.

Узнав об этом, Андрей Майер загорелся желанием посетить родину своих предков. О своих впечатлениях от поездки в Бурятию, Андре высказался так:

— Это особенное чувство — быть там, где мои прародители провели всю жизнь.


Родословные восстанавливают, чтобы избавиться от проклятья

Кроме национального архива Бурятии, некоторые данные можно найти в архиве БНЦ, архивах ЗАГСа (там содержатся сведения регистрационного характера — официальные даты рождения, смерти) и по родословным картам древа личных фондов ученых.

Как рассказывают специалисты БНЦ, кроме обычных посетителей, движимых простым любопытством в поиске родословной, рыться в архивах приходят множество людей довольно преклонного возраста, также частенько появляются посетители, страдающие какими-то заболеваниями или... патологической неудачливостью.

Объясняется это просто: люди в поисках помощи обращаются к шаманам, коих в нашем городе несметное количество. И многим советуют для улучшения жизненной ситуации совершить обряд почитания духов предков. Но для совершения этого обряда, необходимо знать имена своих предков. Иногда шаманы при этом замечают, что это едва ли не единственное средство избавления от проблемы и даже назначают определенный срок, до которого всю информацию нужно собрать.

Для Зоригто Доржиева поиск своих предков — просто занимательное занятие. Ему интересно узнать, чем занимались его прадеды. По его словам, многое, из того, что он узнал, сказали ему шаманы:

— Хороший шаман может рассказать о твоих предках, о родовом местоположении (где можно сделать "сэржэм" для духов предков и твоей дальнейшей хорошей дороги в жизни". Вообще, если смесь кровей, то шаман скажет, в чью, как говорится, родову ты пошел. Он может дать дельный, причем практический совет в данной жизненной ситуации, сказать, как правильно вести себя, чтобы твое состояние было комфортным. Он может сказать даже о незаконных, побочных детях твоих родственников и т.п. В общем, надо хорошо спрашивать и еще лучше запоминать.

В любом случае поиски своей большой, пусть и ушедшей в небытие семьи — это, прежде всего, поиски себя.

Вверх