Урок дигибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. Повторение изученного материала

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.

Учитель биологии Гусева И.В.

Тип урока: Бинарный урок-исследование с закреплением новых знаний.

Цель урока : расширить знакомство с законами наследственности и рассмотреть, какое скрещивание называется дигибридным, выяснить сущность третьего закона Г.Менделя - закона независимого наследования признаков, как метода изучения наследственности.

Задачи:

Предметные:

Сформировать знания о дигибридном скрещивании как методе изучения наследственности;

Закрепить знания о первом и втором законах Г. Менделя, сформулировать третий закон Г. Менделя;

Способствовать формированию у учащихся умения использовать специальную систематику записи результатов скрещивания (решетку Пеннета) и находить причинно-следственные связи между генотипом и фенотипом, продолжить формирование биологической картины мира;

Закрепить знания терминов и символики, применяемых в генетике.

Продолжить формирование навыков решения генетических задач;

Развивающие:

Развивать умение и навыки самостоятельной работы с учебником, с тестами;

Способствовать формированию научного мировоззрения и познавательного интереса к предмету, к генетике как науке;

Продолжить, через разрешение простейших жизненных задач и примеров, создавать условия для развития логического мышления, умения выделять главное, сравнивать, сопоставлять.

Личностно – ориентированные:

Способствовать формированию у учащихся умения выражать свое мнение, анализировать ответы и мнения других в ходе совместной работы;

Развивать эмоции учащихся и познавательный интерес к изучению проблем генетики, повышению самомотивации учебной деятельности;

Способствовать выбору будущей профессии (растениевод, животновод, селекционер).

Методы: Объяснительно-побуждающий, частично-поисковый, метод самоорганизации познавательной работы.

Оборудование: Дидактический программный продукт (презентация), мини конспект урока с задачами на моно- и дигибридное скрещивание, таблицы, иллюстрирующие законы Г. Менделя, задания для самостоятельной работы.

Формы организации : беседа, решение задач, просмотр презентации, работа с терминами.

Основные понятия: дигибридное скрещивание, закон независимого наследования признаков, решетка Пеннета.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания: решение задачу у доски на моногибридное скрещивание, фронтальный опрос по основным понятиям.

3. Изучение нового материала. Формирование новых понятий и способов действия.

4. Закрепление темы.

5. Рефлексия.

6. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие. Подготовка класса к уроку. Проверка наличия учащихся.

2. Проверка домашнего задания:

Задача №1 .

Голубоглазый мужчина, родители которого имели карие глаза женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза были голубые, а у матери – карие (по данному признаку она гомозиготная). От этого брака родился ребенок, глаза которого оказались карими. Каковы генотипы всех упомянутых здесь лиц?

Решение.

А – карие глаза

а – голубые глаза

Так как у женщины отец имел голубые глаза (аа ) она от него унаследовала рецессивный аллель, значит ее генотип (Аа) . Мать женщины гомозиготная по признаку кареглазости, то есть ее генотип (АА)

Мужчина имеет генотип (аа) так как у него рецессивный признак – голубые глаза.

Р: Аа х аа

G: А,а а

F: Аа, аа

Кар гол

Ответ: кареглазый ребенок гетерозиготен – (Аа)

Фронтальный опрос по основным генетическим терминам. 1. Что изучает наука генетика?

2. Что такое наследственность?

3. Что называется генотипом? Фенотипом?

4. Что такое ген? Аллельные гены?

5. Что такое доминантный признак, как он обозначается?

6. Что такое рецессивный признак, как он обозначается?

7. Почему именно Г.Менделя считают основоположником генетики? Обоснуйте ответ.

8. Почему Г.Мендель выбрал для исследования наследственности именно горох?

9. Какие организмы называют гомозиготными, гетерозиготными? Как они обозначаются?

10. Какие законы открыл Г.Мендель?

3. Изучение нового материала. Формирование новых понятий и способов действия.

Сегодня на уроке, мы продолжаем изучение закономерностей наследования признаков. В природе не встречаются две абсолютно одинаковые особи какого - либо вида живых существ – все организмы отличаются друг от друга по многим признакам. Каждый организм характеризуется очень большим числом признаков, при этом число хромосом ограничено, следовательно, каждая хромосома должна нести большое число генов. Как же будет происходить наследование, если растения различаются не одному, а сразу по двум или нескольким признакам? Связано ли наследование одного признака с другими?

Установив определенные закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании, Г.Мендель решил проверить проявляются ли эти закономерности в том случае, если особи различаются по нескольким признакам. И мы, вместе с ним, постараемся найти ответ на этот вопрос (слайд 2).

(Запись под диктовку)

  1. Скрещивание особей, у которых учитываются отличие друг от друга по двум признакам, называется дигибридное . Например, у гороха: 1 признак - цвет семени, 2 признак - форма семени.
  2. Если родительские особи отличаются по трем признакам – тригибридным и т.д.
  3. В общем случае скрещивание особей отличающихся по многим признакам, называется полигибридным .
  4. Совокупность генов лежащих в одной хромосоме, называется группой сцепления.

Опыты Г.Менделя

Для дигибридного скрещивания Мендель брал гомозиготные растения гороха, отличающиеся по окраске и форме семян. Грегор Мендель использовал растение гороха, которые отличались по двум парам признаков – горох с желтыми гладкими и с зелеными морщинистыми семенами.

Все гибриды первого поколения имели семена желтые и гладкие – о чем говорит этот факт? (В первом поколении при полном доминировании все поколение одинаково и проявляется доминантный признак )

Да такой результат скрещивания показывает, что желтый цвет горошин доминирует над зеленым, а гладкая форма семян над морщинистой.

Второе поколение было получено в результате самоопыления. И оно имело следующие фенотипы:

гладкие, желтые
морщинистые, желтые
гладкие, зеленые
морщинистые, зеленые

Вспомните, какая окраска и форма семян являются доминантными у растения гороха? (желтая окраска, гладкая форма доминирует ) . Скрещивая растения с желтыми и гладкими семенами с растением с зелеными и морщинистыми семенами, Мендель получил единообразное гибридное поколение F1 .

Назовите, каким будет фенотип и генотип поколения F1 ? В результате скрещивания чистых линий гибриды F1 все одинаковы и похожи на одного из родителей.

Какой закон соблюдается при дигибридном скрещивании чистых линий? Как определить количество гамет? Исходными формами для скрещивания были взяты, с одной стороны, горох с желтыми и гладкими семенами, с другой - горох с зелеными и морщинистыми.

Если для скрещивания взяты гомозиготные формы, то все потомство в первом поколении гибридов будет обладать желтыми гладкими семенами - проявится правило единообразия. Следовательно, в первой паре генов доминантной окажется желтая окраска, рецессивной - зеленая (А-а). Во второй паре генов (обозначим их В-Ь) гладкая форма семян доминирует над морщинистой. Во втором поколении гибридов (F2 ) было обнаружено расщепление. Мендель подсчитал, что желтых гладких семян оказалось 315, желтых морщинистых – 101, зеленых гладких – 108, зеленых морщинистых – 32. Проанализировав характер расщепления, Мендель сделал вывод, что при скрещивании особей, гетерозиготных по двум признакам, т. е. дигетерозиготных гибридов первого поколения, в F 2 проявляется расщепление в отношении 9: 3: 3: 1. Девять частей приходится на желтые гладкие семена, три части – на желтые морщинистые, три – на зеленые гладкие и одна часть – на зеленые морщинистые. Г. Мендель обратил внимание на то, что в F 2 появились не только признаки исходных форм, но и новые комбинации: желтые морщинистые и зеленые гладкие.

А - желтый цвет семени.

а - зеленый цвет семени.

В - гладкое семя,

b - морщинистое семя.

Р: ААВВ х аа bb

G: АВ ab

F1: Аа Вb желт, гладк.

На основании этого Мендель сформулировал свой третий закон (слайд 3) или закон независимого расщепления признаков (под запись):

При дигибридном скрещивании у гибридов каждая пара признаков наследуется независимо от других и дает расщепление 3:1, образуя при этом четыре фенотипические группы, характеризующиеся отношением 9: 3: 3: 1 (при этом образуется девять генотипических групп – 1: 2: 2: 1: 4: 1: 2: 2: 1

Мендель сделал вывод, что форма семян наследуется независимо от окраски. Объяснение этого заключается в том, что каждая пара аллельных генов распределяется у гибридов независимо друг от друга, т. е. аллели из различных пар могут комбинироваться в любых сочетаниях (слайд 4).

Таким образом, у гетерозиготной особи образуются четыре возможные комбинации генов в гаметах: AB, Ab, aB, ab. Всех гамет образуется поровну, по 25%. Естественно, что при скрещивании этих гетерозиготных особей любая из четырех типов гамет одной родительской особи может быть оплодотворена любой из четырех типов гамет, образованных другой родительской особью, т. е. возможно 16 комбинаций.

Используя решетку Пеннета (она названа по имени ученого, предложившего удобную форму записи), рассмотрим все возможные сочетания гамет при образовании генотипов гибридов второго поколения F2 (слайд 5).

При подсчете фенотипов, записанных на решетке Пеннета, оказывается, что у гибридов F2 произошло расщепление по фенотипу в отношении 9: 3: 3: 1. Если подсчитать полученные особи по каждому признаку (отдельно по окраске и отдельно по форме), то результат окажется 12 + 4, т. е. такой же, как при моногибридном скрещивании – в отношении 3: 1 (слайд 6, 7).

Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9: 3: 3: 1, то исходные (данные) особи были дигетерозиготными. (слайд 8)

Итогом проведенной Г. Менделем работы стал закон независимого комбинирования признаков (независимого наследования ) (под запись):

При дигибридном скрещивании расщепление по каждой паре признаков у гибридов второго поколения идет независимо от других пар признаков и равно 3: 1, как при моногибридном скрещивании. (слайд 9 )

В XX в. генетики установили, что закон независимого комбинирования признаков справедлив только для тех случаев, когда гены, отвечающие за развитие непарных признаков (например, окраска и форма семян у гороха), находятся в разных негомологичных хромосомах

4. Закрепление темы.

А)Запиши сколько видов гаметы образуют данные генотипы? (слайд 10)
ААВВ
АаВВ
ААВв
ааВВ
Аавв

Б) У человека глухота и болезнь Вильсона (нарушение обмена меди)- рецессивные признаки. От брака глухого мужчины и женщины с болезнью Вильсона родился ребенок с обеими аномалиями. Какова вероятность рождения в этой семье здорового ребенка? (слайд 11)
Дано:
…- глухота
…- норм.слух
…- бол.Вильсона
…- здоров
F1-?

В)У человека альбинизм и способность владеть преимущественно левой рукой- рецессивные признаки, наследуются независимо. Каковы генотипы родителей с нормальной пигментацией и владеющих правой рукой, если у них родился ребенок альбинос и левша? (слайд 12)
Дано:
…-пигментация
…-альбинизм
….-правша
….-левша
Р-?

3. Рефлексия .

Исходя из проделанной работы, какие выводы вы можно сделать (слайд 13). На доске плакат с деревом с голыми ветками. На учительском столе лежат листья на двустороннем скотче. Учащиеся проходят тест по самоорганизации и качеству проведенной на уроке своей работы, после закрепляют листочки на дереве.

«Моя самооценка работы на уроке»
1.Понравился ли мне урок? Да- А Нет- В
2.Понял ли я новую тему? Да понял - А Частично- В
3.Какова была моя активность на уроке? Я работал активно- А
Я не работал- в
4. Уходя с урока я бы сказал учителю: До свидания.- а
До свидания. Спасибо за урок.- В
Уйду молча.- с

Если ты получил генотип- ААВВ, возьмите желтый лист.

Если ты получил генотип - аавв, возьмите зеленый лист.

При получении другого генотипа, возьмите синий лист.

Постепенно все же стали понимать,
Доминантный значит, будет подавлять,
Рецессивный – значит, будет отступать.
И задачки стали лучше мы решать.
Т.к. все патологические признаки
Находятся состоянии рецессивном
И на уроках и в жизни должны вы быть
активны
Прошу не сомневайтесь
Вы в своем таланте
Пусть в вашей жизни-
Все будет в доминанте… (слайд 14)

7.Домашнее задание

1) У кроликов черная окраска меха доминирует над белой окраской. Рецессивным признаком является гладкий мех. Какое потомство будет получено при скрещивании черного мохнатого кролика, дигетерозиготного по обоим признакам, с черной гладкой крольчихой, гетерозиготной по первому признаку?

2) При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным и хохлатым. Определите генотипы родителей и потомства. Какие признаки являются доминантными? Какой процент бурых без хохла цыплят получится в результате скрещивания гибридов во втором поколении?

3) Отец с курчавыми волосами (доминантный признак) и без веснушек и мать с прямыми волосами и с веснушками доминантный признак) имеют троих детей. Все дети имеют веснушки и курчавые волосы. Каковы генотипы родителей и детей?

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя Тема подготовлена учителем биологии. СОШ Гусевой И.В.

Скрещивание особей, у которых учитываются отличие друг от друга по двум признакам, называется дигибридное. Если родительские особи отличаются по трем признакам – тригибридным и т.д. В общем случае скрещивание особей отличающихся по многим признакам, называется полигибридным. Совокупность генов лежащих в одной хромосоме, называется группой сцепления.

III закон Менделя При дигибридном скрещивании у гибридов каждая пара признаков наследуется независимо от других и дает расщепление 3:1, образуя при этом четыре фенотипические группы, характеризующиеся отношением 9: 3: 3: 1 (при этом образуется девять генотипических групп – 1: 2: 2: 1: 4: 1: 2: 2: 1

Решотка Пеннета

Результаты опытов Менделя В первом поколении 100% горошин по фенотипу – желтые, по генотипу - дигетерозиготные Во втором поколении: по фенотипу: 9 ж.г: 3ж.м:3 з.г:1з.м по генотипу: 9 генотипов: 1 ААВВ- гомозиготные; 2ААВв- гетерозиготные; 2 АаВВ - гетерозиготные; 4 АаВв-дигетерозиготные; 1ААвв-гомозиготные; 2 Аавв-гетерозиготные; 1 ааВВ - гетерозиготные; 2 ааВв - гетерозиготные; 1 аавв - гомозиготные

Скрещивание особи неопределенного генотипа с особью, гомозиготной по рецессивным аллелям, называют анализирующим скрещиванием. Такое скрещивание проводят для выяснения генотипа особи. Анализ не только представляет теоретический интерес, но и имеет большое значение в селекционной работе

Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9: 3: 3: 1, то исходные (данные) особи были дигетерозиготными

Закон независимого комбинирования признаков (независимого наследования При дигибридном скрещивании расщепление по каждой паре признаков у гибридов второго поколения идет независимо от других пар признаков и равно 3: 1, как при моногибридном скрещивании

Запиши сколько видов гаметы образуют данные генотипы? ААВВ АаВВ ААВв ааВВ Аавв

У человека глухота и болезнь Вильсона (нарушение обмена меди)- рецессивные признаки. От брака глухого мужчины и женщины с болезнью Вильсона родился ребенок с обеими аномалиями. Какова вероятность рождения в этой семье здорового ребенка? Дано: …- глухота …- норм.слух …- бол.Вильсона …- здоров F1-?

У человека альбинизм и способность владеть преимущественно левой рукой- рецессивные признаки, наследуются независимо. Каковы генотипы родителей с нормальной пигментацией и владеющих правой рукой, если у них родился ребенок альбинос и левша? (слайд 23) Дано: …-пигментация …-альбинизм ….-правша ….-левша Р-?

Рефлексия «Моя самооценка урока» 1.Понравился ли мне урок? Да- А Нет- В 2.Понял ли я новую тему? Да понял - А Частично- В 3.Какова была моя активность на уроке? Я работал активно- А Я не работал- в 4. Уходя с урока я бы сказал учителю: До свидания.- а До свидания. Спасибо за урок.- В Уйду молча.- с

Если ты получил генотип- ААВВ, возьмите желтый лист. Если ты получил генотип - аавв, возьмите зеленый лист. При получении другого генотипа, возьмите синий лист.

Постепенно все же стали понимать, Доминантный значит, будет подавлять, Рецессивный - значит, будет отступать. И задачки стали лучше мы решать. Т.к. все патологические признаки Находятся состоянии рецессивном И на уроках и в жизни должны вы быть активны Прошу не сомневайтесь Вы в своем таланте Пусть в вашей жизни- Все будет в доминанте…

Предварительный просмотр:

Задачи на дигибридное скрещивание

  1. Растение с красными круглыми плодами скрестили с растением, обладающим грушевидными желтыми плодами. Впотомстве все растения дали красные круглые плоды. Каковы генотипы родителей и гибридов. Составьте схему скрещивания

Решение:

А - круглая Р ААВВ х аавв

В - красная G АВ ав

В - желтая F 1 АаВв

Круг.крас.

Р - ? F 1 - ?

2. Фенотипы родителей такие же, как в предыдущей задаче, но результат иной: 25% растений дают красные округлые плоды, 25% - красные, грушевидные, 25% - желтые, круглые, 25% - желтые, грушевидные. Каковы генотипы родителей и потомства?

Решение:

А - круглая Р АаВв х аавв

А - грушевидная круг.крас. гр. ж.

В - красная G АВ; Ав; аВ; ав ав

В - желтая F 1 25%АаВв; 25%Аавв; 25%ааВв; 25%аавв

Круг.крас. круг.ж. гр.крас. гр.ж.

Р - ? F 1 -

3. Фенотипы родителей те же, но результат расщепления иной: 50% растений дают красные, круглые плоды и 50% - красные, грушевидные плоды. Каковы генотипы родителей и потомства?

Решение:

А - круглая Р АаВВ х аавв

А - грушевидная круг.крас. гр. ж.

В - красная G АВ; аВ; ав

В - желтая F 1 50 %АаВв; 50 %ааВв;

Круг.крас. гр.крас.

Р - ? F 1 -

4. У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым (а), карий цвет глаз (В) - на голубым (в). Определите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосового голубоглазого мужчины гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины. Составьте схему решения задачи.

5. У фигурной тыквы белая окраска плодов (А) доминирует над желтой (а), и дисковидная форма - (В) над шаровидной формой (в). Как будут выглядеть F 1 и F 2 от скрещивания гомозиготной белой шаровидной тыквы с гомозиготной желтой дисковидной?

6. Черный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 черных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 черных без хохла и 2 бурых без хохла. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков. Объясните появление четырех фенотипических групп с точки зрения цитологических основ скрещивания. Доминантные признаки – черное оперение (А), хохлатость (В).

7. Кареглазый мужчина, владеющий правой рукой лучше, чем левой, женился на голубоглазой женщине, которая была левшой. Определите, каких детей следует ожидать в этой семье, если известно, что доминирующим является ген, определяющий карий цвет глаз, и ген, определяющий способность лучше владеть правой рукой, чем левой. Какое число вариантов возможно в случае, если мужчина гетерозиготен по обоим генам?

8. Оба родителя с курчавыми волосами и веснушками, а дочь с прямыми волосами и без веснушек. Их дочь вышла замуж за юношу с курчавыми волосами и веснушками. Мать юноши с прямыми волосами и без веснушек. Каких детей можно ожидать в молодой семье и какова их вероятность?

9. Посеяна желтая морщинистая горошина неизвестного происхождения. Какие могут быть семена на растении гороха, выросшем из этой горошины?


Урок биологии по теме: Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.

Цели урока:

    формирование знаний о дигибридном скрещивании;

Задачи:

    закрепить основные понятия генетики;

    изучить особенности дигибридного скрещивания;

    объяснить сущность закона независимого наследования признаков как метода изучения наследственности; раскрыть цитологические основы и статистическую природу закона независимого наследования;

    продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи;

    продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

    формировать навыки решения генетических задач;

    прививать навыки здорового образа жизни.

Оборудование:

    фрагмент видеофильма по общей биологии (раздел: Генетика.),

    презентация к уроку с основными моментами урока;

    мультимедийный проектор,

    компьютер,

    таблица - решетка Пеннета,

    карточки с заданиями,

    лист успеха для самооценки;

    фотографии детей.

Основное понятия: дигибридное скрещивание, закон независимого наследования признаков.

Требования к уровню подготовки выпускников:

должен знать/понимать

сущность законов Г.Менделя;

сущность гибридологического метода;

биологическую терминологию и символы;

уметь

объяснять родство живых организмов;

объяснять причины сохранения и изменяемости признаков и свойств видов;

решать элементарные биологические задачи;

составлять элементарные схемы скрещивания;

сравнивать биологические объекты; делать выводы на основании сравнения;

изучать явления на моделях, схемах;

находить, анализировать и отбирать необходимую информацию.

Тип урока: комбинированный.

Формы и методы проведения: беседа, индивидуальные опрос, работа с динамической моделью, самостоятельная работа, работа с текстом учебника, работа в группах, составление и работа с различными схемами скрещивания, решение генетических задач.

Ход урока

I . Актуализация знаний.

1.Оргмомент. Приветствие. Подготовка аудитории к работе.

2. Актуализация знаний. Эмоциональный настрой класса.

На столах стихотворение, послушайте его и найдите в тексте ошибки
1)Стих (уч-ль):










Это первый Менделя закон.
Ну а если в F 1 нет расщепления -




Что ж, удачи вам, дерзайте!

Уч-ль: сколько ошибок нашли? (3: рецессивный – подавляемый; доминантный – подавляет; расщепление 1 к 3 – 2 закон Менделя).

2) «История науки в лицах» (отрывок текста). Портрет Г.Менделя (показ слайда).

О ком эти строки?

«У этого господина был странный склад ума. Его почему-то тянуло к математизации своих наблюдений и к выведению закономерностей не из описания конкретного наблюдаемого процесса, а из абстрактных математических выкладок.

Успех его работы объясняется тем, что он обладает двумя существенными качествами, необходимыми для учёного: способностью задавать природе нужный вопрос и способностью правильно истолковывать ответ природы. В дополнение к этому он был исключительно трудолюбив и аккуратен».

Ответ: австрийский учёный Иоганн Грегор Мендель (слайд). Показ портрета Г.Менделя.

Слова – вывод учителя: Именно он на основании обширных опытов по гибридизации различных сортов гороха впервые открыл, обосновал и сформулировал основные закономерности теории наследственности.

3)Индивидуальная работа у доски. Выложить на доске 1 закон Менделя.

4)Знание символики.
Вопрос уч-ля, учащийся показывает карточку с условным обозначением – символом (карточки у каждого на столе).

а АА Аа

И т.д. (за правильные ответы – баллы выставляют в лист успеха).

Ученый, который ввел в генетику данную буквенную символику? Г.Мендель.

Итог. Эти условные обозначения мы будем использовать для записи схем скрещивания …

Подведение итогов работы по карточкам.

5)Карточки с заданием, в котором нужно соотнести понятия.

Соотнесите понятия:

2. Фенотип

3. Моногибридное скрещивание

В. Участок молекулы ДНК.

4. Дигибридное скрещивание

5. Генотип

Проверяется правильность выполнения задания с помощью проектора.

Выясняется, какое понятие встретилось впервые – это дигибридное скрещивание.

II . Изучение нового материала.

Тема “Дигибридное скрещивание” записывается на доске.

Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

Сообщение темы, постановка цели урока.
Что мы сейчас повторили? (Основные понятия генетики).

С какой целью? (Знание данных понятий необходимы для дальнейшего изучения генетики).

Как вы считаете, чем мы сегодня будем изучать на уроке …(?) ……… учащиеся сами формулируют цель урока ……… (Слайд).

Перед началом просмотра видеофильма по дигибридному скрещиванию учащиеся делятся на три группы (3 ряда) и знакомятся с вопросами, на которые им нужно ответить, просматривая фрагмент.

Вопросы к фильму.

1 группа

1. Горошины с каким фенотипом были взяты Г. Менделем для опыта?

2. Какое скрещивание называется дигибридным?

3.Какими по фенотипу были горошины 1-го поколения? Почему не произошло расщепления признака?

2 группа

2. Как происходит наследование разных признаков по отношению друг к другу?

3 группа

После просмотра фрагмента кинофильма в каждой группе обсуждают ответы на поставленные вопросы и сообщают результаты другим группам. (Учащиеся третьей группы используют для ответа заранее приготовленную решетку Пеннета и заполненную во время просмотра фильма и обсуждения)

III . Закрепление материала.

Решение задачи на закрепление третьего закона Г.Менделя

У человека узкий нос (А) по форме доминирует над широким носом (а), а каштановые волосы (В) – над светло – русыми (в). Определите генотипы и фенотипы гибридов F1 от скрещивания двух особей, гетерозиготных по обоим признакам.

Проверка решения задачи по готовому слайду ………

IV . Домашнее задание.

Составить описание своего фенотипа и генотипа по двум выбранным признакам.

Рефлексия.

Уч-ль подводит итог рефлексии ……………..

Определим ПОГОДУ в классе:

Если что-то вызывает затруднения – солнышко прикрытое тучкой.

Если многое непонятно, решать задачи мне трудно – тучка с молнией.

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

ЗАДАЧА 1.

У кроликов черная окраска меха доминирует над белой. Рецессивным признаком является гладкий мех. Какое потомство будет получено при скрещивании черного мохнатого кролика, гетерозиготного по обоим признакам, с черной гладкой кролихой, гетерозиготной по первому признаку.

ЗАДАЧА 2.

При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным и хохлатым. Определите генотипы родителей и потомства. Какие признаки являются доминантными? Какой процент бурых без хохла цыплят получится в результате скрещивания гибридов во втором поколении?

ЗАДАЧА 3.

Отец с курчавыми волосами (доминантный признак) и без веснушек и мать с прямыми волосами и веснушками (доминантный признак) имеют троих детей. Все дети имеют веснушки и курчавые волосы. Каковы генотипы родителей и детей.

А –курч. Ж ааВВ * м. ААВВ

а – пр гам. аВ АВ

В – весн АаВВ

F 1 -?

ЗАДАЧА 4.

Растение тыквы с белыми дисковидными плодами, скрещенное с растением, имеющим белые шаровидные плоды, дало потомство с белыми дисковидными плодами, с белыми шаровидными, с желтыми дисковидными и с желтыми шаровидными плодами в соотношении 3: 3: 1: 1. Определите генотипы родителей.

ЗАДАЧА 5.

Голубоглазый правша женился на кареглазой правше. У них родилось двое детей: кареглазый левша и голубоглазый правша. Определите вероятность рождения в этой семье голубоглазых детей, владеющих преимущественно левой рукой.

Р ж АаВв* м ааВв

На столах у каждого учащегося лист самооценки. Инструктаж по самооценке на уроке.

Приложение.

Лист успеха

Фамилия Имя

Виды деятельности на уроке:

Баллы и оценка:

(8 баллов).

(каждый закон по 3 балла).

Всего баллов:


«5» - от 24 и больше;
«4» - от 19 до 23 баллов;
«3» - от 14 до18 баллов;
«2» - менее 13 баллов.

Поставьте себе оценку:

Лист успеха

Фамилия Имя

Виды деятельности на уроке:

Баллы и оценка:

1. За нахождение ошибок и терминов в стихотворении

(8 баллов).

2.За знание символики (7 баллов).

3.За знание определений генетических понятий
(по 1 баллу за каждое; всего 4 балла).

4.За знание формулировок законов Г. Менделя.

(каждый закон по 3 балла).

5. Работа в паре (3 балла); решение задачи.

6. Работа в группе по вопросу к фильму (3 балла).

7. За работу у доски (3 балла).

Всего баллов:

Оценка ставится по примерной шкале баллов за урок:
«5» - от 24 и больше;
«4» - от 19 до 23 баллов;
«3» - от 14 до18 баллов;
«2» - менее 13 баллов.

Поставьте себе оценку:

Продолжаем мы сегодня разговор вести
Про генетику – науку о наследственности.
Трудно было, очень трудно начинать,
Столько терминов пришлось запоминать:
Генотипы, фенотипы, локусы, ген, аллели,
Чтобы выучить все это, сил мы не жалели.

Потихоньку все же стали понимать,
Рецессивный – значит, будет подавлять,
Доминантный – значит, будет отступать.
И задачки стали лучше вы решать.

Если видим расщепление 1 к 3 (один к трём),
Это первый Менделя закон.
Ну а если в F 1 нет расщепления -
Это правило единообразия первого поколения.

Победителем в начале будет тот,
Кто ошибки в этом стихотворении найдет!
Кто запомнил больше терминов – считайте!
Что ж, удачи вам, дерзайте!

Продолжаем мы сегодня разговор вести
Про генетику – науку о наследственности.
Трудно было, очень трудно начинать,
Столько терминов пришлось запоминать:
Генотипы, фенотипы, локусы, ген, аллели,
Чтобы выучить все это, сил мы не жалели.

Потихоньку все же стали понимать,
Рецессивный – значит, будет подавлять,
Доминантный – значит, будет отступать.
И задачки стали лучше вы решать.

Если видим расщепление 1 к 3 (один к трём),
Это первый Менделя закон.
Ну а если в F 1 нет расщепления -
Это правило единообразия первого поколения.

Победителем в начале будет тот,
Кто ошибки в этом стихотворении найдет!
Кто запомнил больше терминов – считайте!
Что ж, удачи вам, дерзайте!

Соотнесите понятия:

А. Совокупность всех генов организма.

2. Фенотип

Б. Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма.

3. Моногибридное скрещивание

В. Участок молекулы ДНК.

4. Дигибридное скрещивание

Г. Скрещивание по одной паре признаков.

5. Генотип

Соотнесите понятия:

А. Совокупность всех генов организма.

2. Фенотип

Б. Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма.

3. Моногибридное скрещивание

В. Участок молекулы ДНК.

4. Дигибридное скрещивание

Г. Скрещивание по одной паре признаков.

5. Генотип

Соотнесите понятия:

А. Совокупность всех генов организма.

2. Фенотип

Б. Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма.

3. Моногибридное скрещивание

В. Участок молекулы ДНК.

4. Дигибридное скрещивание

Г. Скрещивание по одной паре признаков.

5. Генотип

1 группа

1 группа

1. Горошины с каким фенотипом были взяты Г. Менделем для опыта? ________________

2. Какое скрещивание называется дигибридным?___________________________________

3.Какими по фенотипу были горошины 1-го поколения? _____________________________

1 группа

1. Горошины с каким фенотипом были взяты Г. Менделем для опыта? ________________

2. Какое скрещивание называется дигибридным?___________________________________

3.Какими по фенотипу были горошины 1-го поколения? _____________________________

1 группа

1. Горошины с каким фенотипом были взяты Г. Менделем для опыта? ________________

2. Какое скрещивание называется дигибридным?___________________________________

3.Какими по фенотипу были горошины 1-го поколения? _____________________________

1 группа

1. Горошины с каким фенотипом были взяты Г. Менделем для опыта? ________________

2. Какое скрещивание называется дигибридным?___________________________________

3.Какими по фенотипу были горошины 1-го поколения? _____________________________

1 группа

1. Горошины с каким фенотипом были взяты Г. Менделем для опыта? ________________

2. Какое скрещивание называется дигибридным?___________________________________

3.Какими по фенотипу были горошины 1-го поколения? _____________________________

2 группа

1. Каково соотношение разных по фенотипу горошин во 2-ом поколении?

Ж.г. - желтый гладкий горох; ж.м. - желтый морщинистый;

З.г. - зеленый гладкий горох; з.м. - зеленый морщинистый.

2 группа

1. Каково соотношение разных по фенотипу горошин во 2-ом поколении?

Ж.г. - желтый гладкий горох; ж.м. - желтый морщинистый;

З.г. - зеленый гладкий горох; з.м. - зеленый морщинистый.

2 группа

1. Каково соотношение разных по фенотипу горошин во 2-ом поколении?

Ж.г. - желтый гладкий горох; ж.м. - желтый морщинистый;

З.г. - зеленый гладкий горох; з.м. - зеленый морщинистый.

2 группа

1. Каково соотношение разных по фенотипу горошин во 2-ом поколении?

Ж.г. - желтый гладкий горох; ж.м. - желтый морщинистый;

З.г. - зеленый гладкий горох; з.м. - зеленый морщинистый.

2 группа

1. Каково соотношение разных по фенотипу горошин во 2-ом поколении?

Ж.г. - желтый гладкий горох; ж.м. - желтый морщинистый;

З.г. - зеленый гладкий горох; з.м. - зеленый морщинистый.

3 группа

1. Какие типы мужских и женских гамет образовались при скрещивании гетерозиготных растений? Какие горошины образовались во 2-ом поколении?

3 группа

1. Какие типы мужских и женских гамет образовались при скрещивании гетерозиготных растений? Какие горошины образовались во 2-ом поколении?

У вас возникли проблемы с поиском определенного видеоролика? Тогда эта страничка поможет вам отыскать так необходимый вам ролик. Мы с легкостью обработаем ваши запросы и выдадим вам все результаты. Неважно чем вы интересуетесь и что вы ищете, мы запросто отыщем необходимый ролик, какой бы направленности он не был бы.


Если же у вас интересует современные новости, то мы готовы предложить вам самые актуальные на данный момент новостные сводки во всех направлениях. Результаты футбольных матчей, политические события или же мировые, глобальные проблемы. Вы всегда будете в курсе всех событий, если будете пользоваться нашим замечательным поиском. Информированность предоставляемых нами видеороликов и их качество зависит не от нас, а от тех, кто их залил в интернет просторы. Мы всего лишь снабжаем вас тем, что вы ищете и требуете. В любом случае, пользуясь нашим поиском, вы будете знать все новости в мире.


Впрочем, мировая экономика это тоже довольно интересная тема, которая волнует очень многих. От экономического состояния различных стран зависит довольно многое. Например, импорт и экспорт, каких либо продуктов питания или же техники. Тот же уровень жизни напрямую зависит от состояния страны, как и зарплаты и прочее. Чем же может быть полезна такая информация? Она поможет вам не только адаптироваться к последствиям, но и может предостеречь от поездки в ту или же иную страну. Если вы отъявленный путешественник, то обязательно воспользуйтесь нашим поиском.


Нынче очень сложно разобраться в политических интригах и для понимания ситуации нужно найти и сравнить очень много различной информации. А потому мы запросто найдем для вас различные выступления депутатов ГОСДУМЫ и их заявления за все прошедшие года. Вы сможете с легкостью разобраться в политике и в ситуации на политической арене. Политика различных стран станет вам ясна и вы запросто сможете подготовить себя к грядущим переменам или же адаптироваться уже в наших реалиях.


Впрочем вы можете найти тут не только различные новости всего мира. Вы также запросто сможете подыскать себе киноленту, которую будет приятно посмотреть вечером с бутылкой пива или же попкорна. В нашей поисковой базе существуют фильмы на любой вкус и цвет, вы без особых проблем сможете найти для себя интересную картину. Мы запросто найдем для вас даже самые старые и трудно находимые произведения, как и известную всем классику - например Звездные войны: Империя наносит ответный удар.


Если же вы просто хотите немного отдохнуть и находитесь в поиске смешных роликов, то мы можем утолить и тут вашу жажду. Мы найдем для вас миллион различных развлекательных видеороликов со всей планеты. Короткие приколы запросто поднимут вам настроение и еще целый день будут вас веселить. Пользуясь удобной системой поиска, вы сможете найти именно то, что рассмешит вас.


Как вы уже поняли, мы трудимся не покладая рук, что бы вы всегда получали именно то, что вам необходимо. Мы создали этот замечательный поиск специально для вас, что бы вам удалось найти необходимую информацию в виде видеоролика и посмотреть её на удобном плеере.

Дата урок 44 10 класс

Тема:

Практические работы.

Решение генетических задач.

Цель урока:

Задачи:

Ход урока

Организационный момент

Тест

Вариант 1

а) закон расщепления;

в) правило доминирования;

а) окраске и форме семян;

б) двум парам признакам;

в) одной паре признаков;

г) форме и размерам семян.

а) гибридологическим;

б) биохимическим;

в) цитогенетическим;

г) генеалогическим.

а) сцепленного наследования;

б) расщепления;

г) правило доминирования.

а) генофондом;

б) фенотипом;

в) наследственностью;

г) генотипом.

2 Разноуровневые задания

Ген

Генетика

Гомозигота

Гетерозигота

Доминирование

Фенотип

Генотип

Рецессивный ген

Аллели

2 ученик







Это первый Менделя закон.

Или еще вариант задания

3. Подавляемый признак.

3 ученик

А) ааВВСс

Б) ААВЬсс

В) AabbCcDDee

Г) AaBbccDdEE

Задача №1

Решение. слайд №3

А – карие глаза

а – голубые глаза

Р: Аа х аа

G: А,а а

F: Аа, аа

кар гол

Объект: томат.

Признак: кожица плодов

А – гладкая

а – опушенная

Решение:

Объект: корова.

Признак: наличие рогов

D – комолые

d – рогатые

решение

1. Генетика-это наука …

4. Что такое гибридизация?

5.Что такое “ген”?

12 Что такое генотип?

13. Что такое фенотип?

3 Новая тема

1 Группа задание

Маршурутная карта

1 группа Аналитики

Сайты википедия

Решить задачу

Задача: Елизавета Борисовна решила заняться разведением фигурной тыквы с желтыми плодами, потому что Дарья Викторовна выращивала такие тыквы уже в прошлом году. Одно растение Елизавета Борисовна стянула ночью у соседки, а еще одно выпросила у Марии Петровны, которая тоже выращивала тыквы, но с белыми круглыми плодами. Поработав пчелкой-опылительницей в перерыве между сериалами, она стала ждать плодов. И они появились.

Почему Елизавета Борисовна пила валерьянку?

1 группа

Задают вопрос

О ком эти строки?

Задают группам вопросы

2. Почему именно горох…………..

Маршурутная карта

2 группа Генетики

Сайты википедия

Решить задачу

Задача: Елизавета Борисовна решила заняться разведением фигурной тыквы с желтыми плодами, потому что Дарья Викторовна выращивала такие тыквы уже в прошлом году. Одно растение Елизавета Борисовна стянула ночью у соседки, а еще одно выпросила у Марии Петровны, которая тоже выращивала тыквы, но с белыми круглыми плодами. Поработав пчелкой-опылительницей в перерыве между сериалами, она стала ждать плодов. И они появились.

Почему Елизавета Борисовна пила валерьянку?

Опыты Г.Менделя

А - желтый цвет семени.

а - зеленый цвет семени.

В - гладкое семя,

b - морщинистое семя.

Р: ААВВ х аа bb

G: АВ ab

F1: АаВb

желт, гладк.

Ответ 16

Вы правы получается

3 группа

Статисты

Сайт википедия

Почему Елизавета Борисовна пила валерьянку?

Томас Пеннат дата рождения:

ответ

AB Ab aB ab

AB AABB AABb AaBB AaBb

Ab AABb AAbb AaBb Aabb

aB AaBB AaBb aaBB aaBb

ab AaBb Aabb aaBb aabb

Закрепление

Тест


А) расщепления

Б) доминирования

В) независимого наследования

Г) сцепленного наследования


А) расщепления

Б) неполного доминирования

В) независимого наследования
Г) сцепленного наследования


А) BbAa

Б) bbAa

В) Bbaa

Г) BBAA


А) сцепленного наследования

Б) независимого наследования

Г) расщепления признаков

Ответ:

3 Г

Рефлексия

«Моя самооценка урока»

1.Понравился ли мне урок?

2.Понял ли я новую тему?

Я не работал

До свидания

Уйду молча.-

Если останется время

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

  • Биология

Описание:

Дата урок 44 10 класс

Тема: Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.

Практические работы.

Решение генетических задач.

Цель урока:
Продолжить знакомство с законами наследственности. Рассмотреть, какое скрещивание называется дигибридным и выяснить сущность третьего закона Г.Менделя.

Задачи:

закрепить основные понятия генетики;

изучить особенности дигибридного скрещивания;

объяснить сущность закона независимого наследования признаков как метода изучения наследственности; раскрыть цитологические основы и статистическую природу закона независимого наследования;

продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи;

продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

формировать навыки решения генетических задач;

прививать навыки здорового образа жизни.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, поисковый, практический.

Методы познания: анализ, сравнение, моделирование, логический.

Тип урока: изучение новой темы

Ход урока

Организационный момент

Здравствуйте, садитесь, я рада вас и наших гостей приветсвовать всех на нашем уроке. Класс поделен на 3 группы 1- аналитики, 2- генетики,3 – статисты по интересам с группы выбирите командира самостоятельно.

И начать урок хотелось с задачи

Задача: Елизавета Борисовна решила заняться разведением фигурной тыквы с желтыми плодами, потому что Дарья Викторовна выращивала такие тыквы уже в прошлом году. Одно растение Елизавета Борисовна стянула ночью у соседки, а еще одно выпросила у Марии Петровны, которая тоже выращивала тыквы, но с белыми круглыми плодами. Поработав пчелкой-опылительницей в перерыве между сериалами, она стала ждать плодов. И они появились.

Почему Елизавета Борисовна пила валерьянку?

И тема нашего урока: дигибридное скрещивание

И сегодня мы должны с вами определить так почему же пила валерьянку Елизавета Борисовна.

Чтобы решить эту задачу нам необходимо повторить тему прошлого урока.

Работаем в следующем порядке.

3 ученика с каждой группы за компьютерами отвечают на тнст

Тест

Вариант 1

1. При скрещивании двух гомозиготных организмов, различающихся по одной паре признаков, новое поколение гибридов окажется единообразным и будет похоже на одного из родителей. Это положение иллюстрирует следующий закон генетики:

а) закон расщепления;

б) закон сцепленного наследования;

в) правило доминирования;

г) закон независимого распределения генов.

2. Моногибридное скрещивание – это скрещивание родительских форм, которые различаются по:

а) окраске и форме семян;

б) двум парам признакам;

в) одной паре признаков;

г) форме и размерам семян.

3. В своей работе Г.Мендель применил метод исследования, при котором скрещивал различающиеся по определенным признакам родительские формы и прослеживал появление изучаемых признаков в ряде поколений. Этот метод исследования называется:

а) гибридологическим;

б) биохимическим;

в) цитогенетическим;

г) генеалогическим.

4. При скрещивании гибридов первого поколения между собой наблюдается расщепление: вновь появляются особи с рецессивными признаками. Это положение иллюстрирует следующий закон генетики:

а) сцепленного наследования;

б) расщепления;

в) независимого наследования, распределения генов;

г) правило доминирования.

5. Совокупность внешних и внутренних признаков организма называется:

а) генофондом;

б) фенотипом;

в) наследственностью;

г) генотипом.

2 Разноуровневые задания

3 учеников работают у доски 1 ученик в роли учителя проверяет

1 ученик Найти правельный путь

1 Наука о закономерностях наследственности и изменчивости

2 Совокупность всех генов организма –

3Совокупность всех признаков организма –

4Явление преобладания у гибридов признаков одного из родителей –

5Признак, не проявляющийся у гибридов первого поколения –

6Особи, не дающие расщепления признака в следующем поколении

7Особи, дающие расщепление признака в следующем поколении 8Наследственный фактор –

9Различные состояния гена, определяющие различные формы одного и того же признака

Ген

Генетика

Гомозигота

Гетерозигота

Доминирование

Фенотип

Генотип

Рецессивный ген

Аллели

2 ученик

Выделите допущенные ошибки и обьясните их.

Про генетику - науку о наследственности.
Трудно было, очень трудно начинать,
Столько терминов пришлось запоминать:
Генотипы, фенотипы, локусы, аллели,
Чтобы выучить все это, сил мы не жалели.
Даже ночью снились нам темные аллеи,
А по ним идут, гуляют гены и аллели.
Потихоньку все же стали понимать,
Рецессивный значит, будет подавлять,
Доминантный - значит, будет отступать.
И задачки стали лучше мы решать.
Если видим расщепление 1 к 3 (один к трём),
Это первый Менделя закон.
Ну а если в F1 нет расщепления -
Это правило единообразия первого поколения.

Или еще вариант задания

Допишите термины, соответствующие определениям:

1. Свойство организма приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития.

2. Участок хромосомы, в котором расположен ген.

3. Подавляемый признак.

4. Элементарная единица наследственности, участок молекулы ДНК, несущий информацию об одном белке, тем самым определяя развитие признака.

5. Гены, расположенные в одинаковых локусах гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного и того же признака.

6. Совокупность всех генов организма.

7. Зигота, содержащая одинаковые аллели данного гена.

3 ученик

Определи сколько доминантных и рецессивных генов в предложенных генотипах. Доминантные гены выделите красным цветом

А) ааВВСс

Б) ААВЬсс

В) AabbCcDDee

Г) AaBbccDdEE

3 ученика решают задачи у доски.

Задача №1

Голубоглазый мужчина, родители которого имели карие глаза женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза были голубые, а у матери – карие (по данному признаку она гомозиготная). От этого брака родился ребенок, глаза которого оказались карими. Каковы генотипы всех упомянутых здесь лиц?

Решение. слайд №3

А – карие глаза

а – голубые глаза

Так как у женщины отец имел голубые глаза (аа) она от него унаследовала рецессивный аллель, значит ее генотип (Аа). Мать женщины гомозиготная по признаку кареглазости, то есть ее генотип (АА)

Мужчина имеет генотип (аа) так как у него рецессивный признак – голубые глаза.

Р: Аа х аа

G: А,а а

F: Аа, аа

Кар гол

Кареглазый ребенок гетерозиготен – (Аа)

Задача 2. У томата гладкая кожица плодов доминирует над опушенной. Гомозиготная форма с гладкими плодами скрещена с растением, имеющим опушенные плоды. В F1 получили 54 растения, в F2 – 736.

Сколько типов гамет может образовывать растение с опушенными плодами?

Сколько растений F1 могут быть гомозиготными?

Сколько растений F2 могут иметь гладкие плоды?

Сколько растений F2 могут иметь опушенные плоды?

Сколько разных генотипов может образовываться в F2?

Объект: томат.

Признак: кожица плодов

А – гладкая

а – опушенная

Решение:

1. Записываем схему скрещивания. В задаче сказано, что скрещивают гомозиготное растение с гладкими семенами, значит его генотип АА, опушенного растения – аа.

2. Записываем скрещивание потомков F1.

3. Проводим анализ скрещивания. В F2 произошло расщепление: по генотипу – 1 (АА) : 2 (Аа) : 1 (аа); по фенотипу 3 (желтосеменные растения) : 1 (зеленосеменные растения).

Задача 3. От скрещивания комолого быка айширской породы с рогатым коровами в F1 получили 18 телят (все комолые), в F2 – 95. Каково количество комолых телят в F2?

Объект: корова.

Признак: наличие рогов

D – комолые

d – рогатые

решение

95 * 3/4 = 71,5 = 72 комолых телят

Ответ: 72 комолых телят в F2.

Фронтальный опрос оставшиеся ученики

1. Генетика-это наука …

2. Что такое наследственность?

(Ответ. Наследственность – это способность организмов передавать следующим поколениям свои специфические признаки и особенности развития.)

3. Каковы материальные основы наследственности?

(Ответ. Материальные основы наследственности – ДНК и РНК, ген – участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного белка (это единица генетической, или наследственной, информации).)

4. Что такое гибридизация?

(Ответ. Гибридизация – это скрещивание особей с контрастными, альтернативными, признаками.)

5.Что такое “ген”?

6.Как называется место дислокации гена в хромосоме

7.Что такое неаллельные гены?

8.Какие гены называются аллельными?

(Ответ. Аллельные гены (аллели) – это разные формы одного и того же гена, расположенные в одних и тех же участках (локусах) гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признака (окраска, рост и т.д.). Гомологичные хромосомы – это хромосомы, сходные по строению и несущие одинаковые гены.)

9. Что такое доминантные и рецессивные признаки?

(Ответ. Доминантный признак (лат. dominantus – господствующий) – признак одной из родительских особей, появляющийся у гибридов первого поколения и подавляющий признак другой родительской особи. Рецессивный признак (лат. recessus – отступление, удаление) – признак, не появляющийся у гибридов первого поколения.)

10. Какой организм называется гомозиготным? Гетерозиготным?

(Ответ. Гомозиготный организм – это организм, имеющий одинаковые аллельные гены (АА, аа – особи, не дающие расщепления в поколениях по этому признаку). Гетерозиготный организм – организм, имеющий разные аллельные гены (Аа – особи, в потомстве которых образуется расщепление по этому признаку).)

11. Каким символом мы можем обозначить гетерозиготный организм?

12 Что такое генотип?

(Ответ. Генотип – это система взаимодействующих генов организма.)

13. Что такое фенотип?

(Ответ. Фенотип – это совокупность всех признаков и свойств данного организма. Фенотип формируется под влиянием генотипа и условий внешней среды.)

3 Новая тема

1 Группа задание

Маршурутная карта

1 группа Аналитики

История происхождение опытов Г.Менделя.

Его вклад в развитие генетике.

Сайты википедия

Решить задачу

Задача: Елизавета Борисовна решила заняться разведением фигурной тыквы с желтыми плодами, потому что Дарья Викторовна выращивала такие тыквы уже в прошлом году. Одно растение Елизавета Борисовна стянула ночью у соседки, а еще одно выпросила у Марии Петровны, которая тоже выращивала тыквы, но с белыми круглыми плодами. Поработав пчелкой-опылительницей в перерыве между сериалами, она стала ждать плодов. И они появились.

Почему Елизавета Борисовна пила валерьянку?

1 группа

Задают вопрос

О ком эти строки?

«У этого господина был странный склад ума. Его почему-то тянуло к математизации своих наблюдений и к выведению закономерностей не из описания конкретного наблюдаемого процесса, а из абстрактных математических выкладок.

(Ответ грегор мендель портрет на доске)

Грегор Мендель (Грегор Иоганн Мендель) родился 22 июля 1822, Xейнцендорф, Австро-Венгрия, ныне Гинчице. Скончался 6 января 1884, Брюнн, ныне Брно, Чешская Республика.- австрийский естествоиспытатель, ученый-ботаник и религиозный деятель, монах, основоположник учения о наследственности (менделизм). С 1856 Грегор Мендель начал проводить в монастырском садике (шириной в 7 и длиной в 35 метров) хорошо продуманные обширные опыты по скрещиванию растений (прежде всего среди тщательно отобранных сортов гороха) и выяснению закономерностей наследования признаков в потомстве гибридов.

Мендель изучал, как наследуются отдельные признаки.

Мендель выбрал из всех признаков только альтернативные - такие, которые имели у его сортов два чётко различающихся варианта (семена либо гладкие, либо морщинистые; промежуточных вариантов не бывает). Такое сознательное сужение задачи исследования позволило чётко установить общие закономерности наследования.

Мендель спланировал и провёл масштабный эксперимент. Им было получено от семеноводческих фирм 34 сорта гороха, из которых он отобрал 22 «чистых» (не дающих расщепления по изучаемым признакам при самоопылении) сорта. Затем он проводил искусственную гибридизацию сортов, а полученные гибриды скрещивал между собой. Он изучил наследование семи признаков, изучив в общей сложности около 20 000 гибридов второго поколения. Эксперимент облегчался удачным выбором объекта: горох в норме - самоопылитель, но легко проводить искусственную гибридизацию.

Мендель одним из первых в биологии использовал точные количественные методы для анализа данных. На основе знания теории вероятностей он понял необходимость анализа большого числа скрещиваний для устранения роли случайных отклонений.

Применив статистические методы для анализа результатов по гибридизации сортов гороха сформулировал закономерности наследственности.

В 1863 он закончил эксперименты и в 1865 на двух заседаниях Брюннского общества естествоиспытателей доложил результаты своей работы. В 1866 в трудах общества вышла его статья «Опыты над растительными гибридами», которая заложила основы генетики как самостоятельной науки. Это редкий в истории знаний случай, когда одна статья знаменует собой рождение новой научной дисциплины.

На развитие генетики оказали влияние и другие естественные науки

Биология – учение Ч. Дарвина и клеточная теория.

Физика - идея элементарности, атомарности, дискретности.

Статистика - раздел математики.

Задают группам вопросы

1. Горошины с каким фенотипом были взяты Г. Менделем для опыта?

2. Почему именно горох…………..

3. Какие рассчеты использовались при постановке опыта

4.От чего зависит успех работы ответ 2 группа

5 .Какой результат получил Мендель

Маршурутная карта

2 группа Генетики

Дать определение 3 закону Менделя раскрыть его сущность

Объяснить решение задачи с горохом до гибридов 1 поколения.

Сайты википедия

Решить задачу

Задача: Елизавета Борисовна решила заняться разведением фигурной тыквы с желтыми плодами, потому что Дарья Викторовна выращивала такие тыквы уже в прошлом году. Одно растение Елизавета Борисовна стянула ночью у соседки, а еще одно выпросила у Марии Петровны, которая тоже выращивала тыквы, но с белыми круглыми плодами. Поработав пчелкой-опылительницей в перерыве между сериалами, она стала ждать плодов. И они появились.

Почему Елизавета Борисовна пила валерьянку?

отвеч 2 группа а о результатах мы вам детально сейчас расскажем

Совокупность генов лежащих в одной хромосоме, называется группой сцепления.

Скрещивание особей, у которых учитываются отличие друг от друга по двум признакам, называется дигибридное. Например, у гороха: 1 признак - цвет семени, 2 признак - форма семени.

Если родительские особи отличаются по трем признакам – тригибридным и т.д. В общем случае скрещивание особей отличающихся по многим признакам, называется полигибридным.

Закон независимого наследования (третий закон Менделя) - при скрещивании двух особей, отличающихся друг от друга по двум (и более) парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях (как и при моногибридном скрещивании). мендель взял горох который отличался по двум парам признаков, это цвет и признак желтый зеленый морщинистый гладкий горох напомним еще раз что он самоопыляемые

Запишим условие задачи буквенным выражением показывают на одном примере дальше записывают сами проверяют

Опыты Г.Менделя

Для дигибридного скрещивания Мендель брал гомозиготные растения гороха, отличающиеся по окраске и форме семян.

Вспомните, какая окраска и форма семян являются доминантными у растения гороха? (желтая окраска, гладкая форма доминирует)

Скрещивая растения с желтыми и гладкими семенами с растением с зелеными и морщинистыми семенами, Мендель получил единообразное гибридное поколение F1.

Назовите, каким будет фенотип и генотип поколения F1?

В результате скрещивания чистых линий гибриды F1 все одинаковы и похожи на одного из родителей.

Какой закон соблюдается при дигибридном скрещивании чистых линий? Как определить количество гамет?

Исходными формами для скрещивания были взяты, с одной стороны, горох с желтыми и гладкими семенами, с другой - горох с зелеными и морщинистыми.

Если для скрещивания взяты гомозиготные формы, то все потомство в первом поколении гибридов будет обладать желтыми гладкими семенами - проявится правило единообразия.или первый закон менделя Следовательно, в первой паре генов доминантной окажется желтая окраска, рецессивной - зеленая (А-а). Во второй паре генов (обозначим их В-Ь) гладкая форма семян доминирует над мор¬щинистой.

Не забываем о составлении написании ген таблице

А - желтый цвет семени.

а - зеленый цвет семени.

В - гладкое семя,

b - морщинистое семя.

Р: ААВВ х аа bb

G: АВ ab

F1: АаВb

Желт, гладк.

Этот гибрид гетерозиготен по двум парам аллелей - дигетерозиготен, но так как у него присутствуют гены А и В, то по фенотипу он сходен с одним из родителей.

задача будет на слайде показать запись и объяснить своими словами

Записываем условие задачи при скрещивании гибридов 2 поколения

Попробуйте 1 и 3 группа сами записать гаметы ………..

Задаете вопрос: А вы можете сейчас определить гибриды и как вы думаете, сколько вариантов должно получиться

Ответ 16

Вы правы получается

Во втором поколении наблюдалось расщепление фенотипов по формуле 9:3:3:1, то есть 9:16 были желтыми горошинами морщинистыми, 3:16 с желтыми гладкими горошинами, 3:16 с и зелёными морщинистыми горошинами, 1:16 с и зелёными гладкими горошинами

А вот как решить эту задачу и не запутаться в правильности определения гибридов нам поможет 3 группа

3 группа

Статисты

История озникновения решетки Пеннета

Научить пльзоваться решеткой при решении задач

Сайт википедия

Решить задачу Задача: Елизавета Борисовна решила заняться разведением фигурной тыквы с желтыми плодами, потому что Дарья Викторовна выращивала такие тыквы уже в прошлом году. Одно растение Елизавета Борисовна стянула ночью у соседки, а еще одно выпросила у Марии Петровны, которая тоже выращивала тыквы, но с белыми круглыми плодами. Поработав пчелкой-опылительницей в перерыве между сериалами, она стала ждать плодов. И они появились.

Почему Елизавета Борисовна пила валерьянку?

Томас Пеннат дата рождения:

14 июня 1726 В 1922 году ему была вручена медаль Дарвина. Его имя носит двумерная таблица для определения сочетаемости аллелей - решётка Паннета.

Решётка Пеннета, или решётка Паннета - 2D-таблица, предложенная в качестве инструмента, представляющего собой графическую запись для определения сочетаемости аллелей из родительских генотипов. Вдоль одной стороны квадрата расположены женские гаметы, вдоль другой - мужские. Это позволяет легче и нагляднее представить генотипы, получаемые при скрещивании родительских гамет.

Показывают на интер доске и записывают гаметы от 2 группы

Следующий пример иллюстрирует дигибридное скрещивание между гетерозиготными растениями гороха. A представляет доминирующую аллель по признаку формы (круглый горох), a - рецессивную аллель (морщинистый горох). B представляет доминирующую аллель по признаку цвета (жёлтый горох), b - рецессивную аллель (зелёный). Если каждое растение имеет генотип AaBb, то, поскольку аллели по признаку формы и цвета независимы, может быть четыре типа гамет при всех возможных сочетаниях: AB, Ab, aB и ab.

И попросить группы 1 и 2 заполнить, потом нажать и проверить.

ответ

AB Ab aB ab

AB AABB AABb AaBB AaBb

Ab AABb AAbb AaBb Aabb

aB AaBB AaBb aaBB aaBb

ab AaBb Aabb aaBb aabb

Получается 9 круглых жёлтых горошин, 3 круглых зелёных, 3 морщинистых жёлтых, 1 морщинистая зелёная горошина. Фенотипы в дигибридном скрещивании сочетаются в соотношении 9:3:3:1.

Существует еще и Древовидный метод

Существует и альтернативный, древоидный метод, но он не отображает генотипы гамет верно: показать на слайде

Его выгодно использовать при скрещивании гомозиготных организмов:

Вывод поэтому мы будем пользоваться для решения задач при определении генотипов и фенотипов гибридов всех поколений решеткой пиннета.

Хорошо, а теперь мы можем с вами ответить на вопрос, почему же пила валерьянку Елизавета Борисовна решаем задачу решение на слайде уч-ся проверяют и делают выводы.

Закрепление

Тест

1Появление всего потомства с одинаковым фенотипом и одинаковым генотипом свидетельствует о проявлении закона
А) расщепления

Б) доминирования

В) независимого наследования

Г) сцепленного наследования

2 Получение в первом поколении гибридного потомства с одинаковым фенотипом и генотипом, но отличающегося от фенотипа родительских форм, свидетельствует о проявлении закона
А) расщепления

Б) неполного доминирования

В) независимого наследования
Г) сцепленного наследования

3 При скрещивании гомозиготных растений томата с круглыми жёлтыми плодами и с грушевидными красными плодами (красный цвет А доминирует над жёлтым а, круглая форма В над грушевидной b), получится потомство с генотипом
А) BbAa

Б) bbAa

В) Bbaa

Г) BBAA

4Если при скрещивании двух гомозиготных организмов во втором поколении у 1/4 потомства обнаружится рецессивный признак, значит проявился закон
А) сцепленного наследования

Б) независимого наследования

В) промежуточного характера наследования

Г) расщепления признаков

5 При самоопылении красноплодного томата в его потомстве могут появиться растения с желтыми плодами, что свидетельствует о
А) гетерозиготности родительского растения

Б) наличии у гибридов доминантных аллелей

В) гомозиготности родительского растения

Г) проявлении сцепления генов

Ответ:

3 Г

Командиры групп подводят итог урока, делают вывод и регламентируют сами выставленные и откоректированные оценки каждому уч-ся.

Рефлексия

«Моя самооценка урока»

1.Понравился ли мне урок?

2.Понял ли я новую тему?

3.Какова была моя активность на уроке? Я работал активно

Я не работал

4. Уходя с урока я бы сказал учителю:

До свидания

До свидания. Спасибо за урок.

Уйду молча.-

Домашнее задание каждому ученику самостоятельно дома решить задачу(раздаются индивидуально). Чит пар 39.

Если останется время

Решение задач на закреплениеи 157, 2, 4, 5

Найдите верные и неверные утверждения (да – 1, нет – 0)

Доминантный ген – преобладаемый

Доминантная гомозигота обозначается АА

При решении задач родители обозначаются F

Первый закон Менделя – закон единообразия

Неполное доминирование наблюдается тогда, когда доминантный ген не полностью подавляет рецессивный, и появляется промежуточный признак

Урок биологии в 9 классе. «_____»__________________ 20_____ г.

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Цель. Сформировать знания о дигибридном скрещивании как методе изучения наследственности.

Образовательные: познакомить учащихся с экспериментом Г. Менделя, в результате которого был открыт закон независимого наследования признаков; раскрыть сущность третьего закона Менделя и дать его формулировку.

Развивающие: продолжить формировать умения работать с генетической символикой; решать генетические задачи, развивать умения сравнивать, анализировать и делать выводы.

Воспитательные: бережное отношение к своему здоровью.

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Повторение изученного материала.

Вариант 1.

___ВВ _________ ___вв _________

гаметы:_____В_________ __в_ _________

F1 ______Вв _ _____ - курчавая шерсть

Вв х вв

F 1 ВВ курчавая

вв гладкая

Вариант 2.

Допишите схему, иллюстрирующую закономерности наследования признаков, установленных Грегори Менделем при моногибридном скрещивании.

Серый цвет

Коричневый цвет

__СС ____ ____сс_ _______

гаметы:_____С _ _____с _______

F1 _________Сс _ ______ - серый цвет

Доминантная гомозигота

серый

Рецессивная гомозигота

коричневый

Гетерозигота

серый

Сс х СС

F 1 СС серый

Сс серый

Изучение новой темы .

Дигибридное скрещивание - это скрещивание по двум парам признаков.

А - желтые семена

а - зеленые семена

В - гладкие семена

в - морщинистые семена

Р: ААВВ х аавв

Р: _________ х ________

фенотип: ________________ _____________________

гаметы: _________________ ______________________

Сколько типов гамет образует родительское растение с желтыми гладкими семенами? ___1_ _____ С зелеными морщинистыми семенами?_____1_ _______

Какова вероятность (в%) появления в результате первого скрещивания растений F1 с желтыми семенами?___100 _______ С зелеными семенами?________0 _________

Сколько разных генотипов образуется среди растений первого поколения? ______1 ___

Сколько разных фенотипов образуется среди растений первого поколения? ______1 __

Сколько типов гамет образует растение первого поколения с желтыми гладкими семенами?________4_ ___________

Какова вероятность (в%) появления в результате самоопыления растений F2 с желтыми гладкими семенами?__________ С желтыми морщинистыми? ______________ С зелеными гладкими? ___________ С зелеными морщинистыми?_________________

Третий закон Менделя - закон независимого расщепления признаков: При дигибридном скрещивании расщепление по каждому признаку идет независимо от другого признака в ряду поколений; в результате среди гибридов второго поколения появляются потомки с новыми комбинациями признаков в соотношении 9:3:3:1.

Анализирующее скрещивание проводят для определения генотипа организма, для этого данный организм скрещивают с рецессивной гомозиготой.

задача . У гороха нормальный рост наследуется как доминантный признак. нормальное растение гороха скрещено с карликовым. В потомстве произошло расщепление признаков: 123 растения нормальные, 112 - карликовых. Определите генотипы родителей и потомков.

Закрепление.

Решение задач.

У овса нормальный рост доминирует над гигантизмом, а раннеспелость над позднеспелостью. Признаки наследуются независимо. Какими признаками будут обладать гибриды, полученные от скрещивания гетерозиготного растения по обоим признакам и доминантного гомозиготного по обоим признакам родителей. Каков фенотип родительских особей? Сколько разных генотипов может быть среди гибридов первого поколения?

Р: курчавая шерсть х гладкая шерсть

____________ ____________

F1 __________________________ - курчавая шерсть

Доминантная гомозигота

Рецессивная гомозигота

Гетерозигота

Гибрид F1 скрестили с рецессивной гомозиготой. Определите генотипы и фенотипы гибридов F2 .

Вариант 2.

Допишите схему, иллюстрирующую закономерности наследования признаков, установленных Грегори Менделем при моногибридном скрещивании.

Серый цвет

Коричневый цвет

Р: серый цвет х коричневый цвет

____________ ____________

гаметы:______________ ____________

F1 __________________________ - серый цвет

Доминантная гомозигота

Рецессивная гомозигота

Гетерозигота

Гибрид F1 скрестили с доминантной гомозиготой. Определите генотипы и фенотипы гибридов F2

Рабочая карта урока.

Учени ___ 9 класса _________________________________________________________________

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Дигибридное скрещивание__________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Объект исследования: горох (стр.71-72, рис. 29)

А - желтые семена

а - зеленые семена

В - гладкие семена

в - морщинистые семена

Р: ААВВ х аавв

фенотип: ________________ _____________________

гаметы: _________________ ______________________

F1 __________________________ _______________________

Скрестим гибриды первого поколения.

Р: _________ х ________

фенотип: ________________ _____________________

гаметы: _________________ ______________________

На основании полученных результатов скрещивания, ответьте на вопросы.

Сколько типов гамет образует родительское растение с желтыми гладкими семенами? _________ С зелеными морщинистыми семенами?_____________

Какова вероятность (в%) появления в результате первого скрещивания растений F1 с желтыми семенами?__________ С зелеными семенами?_________________

Сколько разных генотипов образуется среди растений первого поколения? __________

Сколько разных фенотипов образуется среди растений первого поколения? _________

Сколько типов гамет образует растение первого поколения с желтыми гладкими семенами?

Какова вероятность (в%) появления в результате самоопыления растений F2 с желтыми гладкими семенами?__________ С желтыми морщинистыми? ______________ С зелеными главными? ___________ С зелеными морщинистыми?_________________

Сколько разных генотипов может быть среди гибридов второго поколения?________

Сколько разных фенотипов может быть среди гибридов второго поколения?________

Третий закон Менделя - ______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анализирующее скрещивание - _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Задача . У гороха нормальный рост наследуется как доминантный признак. Нормальное растение гороха скрещено с карликовым. В потомстве произошло расщепление признаков: 123 растения нормальные, 112 - карликовых. Определите генотипы родителей и потомков.

А) Р: нормальное х карлик

гаметы:______________ ____________

Фенотип

Б) Р: нормальное х карлик

гаметы:______________ ____________

F1 __________________________ - генотип

Фенотип

Задача. У овса нормальный рост доминирует над гигантизмом, а раннеспелость над позднеспелостью. Признаки наследуются независимо. Какими признаками будут обладать гибриды, полученные от скрещивания гетерозиготного растения по обоим признакам и доминантного гомозиготного по обоим признакам и гомозиготного по обоим признакам родителей. Каков фенотип родительских особей? Сколько разных генотипов может быть среди гибридов первого поколения?

Фенотипы родителей ___________________________________________________

Сколько разных генотипов может быть среди гибридов первого поколения?_________

Вверх