Совмещенные уроки. Структура и организация совмещенного урока производственного обучения и специальной технологии. Совмещенный урок специальной технологии

Мастер - класс

«Методика проведения спаренных уроков»

Дата: 24.10.2014 год Учитель I кв. категории МОУ-СОШ с. Писаревка Антипова Валентина Ивановна Цели: Взаимообмен опытом рационального применения методов обучения в классе –комплекте при проведении спаренных уроков через конкретные приёмы и формы работы в условиях внедрения ФГОС; активный поиск путей роста педагогического мастерства.

Содержание.

Вступление. Уважаемые коллеги, хочется начать нашу работу со слов В.А. Сухомлинского «Становится мастером педагогического труда скорее всего тот, кто почувствовал в себе исследователя». Всех Вас я приглашаю к исследованию и взаимообмену опытом по проблеме «Методика проведения спаренных уроков в классе – комплекте в условиях реализации ФГОС». В информативной части мастер-класса я предлагаю рассмотреть основные принципы работы учителя в классе-комплекте, остановиться на методах и приёмах, позволяющих решать задачи по формированию универсальных учебных действий (УУД) и достижению предметных, метапредметных и личностных результатов. В практической части, я попрошу Вас выступить в роли учеников и с помощью технологической карты урока «примерить» и оценить эффективность используемых приёмов и методов работы в условиях класса-комплекта. И в заключительной части мы проведём рефлексию: обмен мнениями и подведение итогов работы мастер-класса.

    Информативная часть.

В соответствии с новым СанПиНом, 2.4.2.2821-10 п. 10.15., вступившим в действие 01.09.2011 года в малокомплектных сельских образовательных учреждениях в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов-комплектов из обучающихся на I ступени образования. Оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста I ступени образования. При объединении обучающихся I ступени образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4).

При проведении спаренных уроков в классе - комплекте мною выбраны приёмы и формы работы, соответствующие конкретному методу и характерные для малочисленной школы. Они представлены на слайдах презентации «Проблемы организации современного урока в условиях объединённых классов».

1.Понятие малокомплектной школы. Преимущества и недостатки малокомплектной школы.

2.Преимущества малокомплектной школы.

3.Проблемы малокомплектной школы.

4. Решение проблем.

    Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках.

Цели самостоятельной работы.

Условия самостоятельной работы.

Содержание самостоятельной работы:

    Использование опорных таблиц.

    Исполь зование разноуровневых карточек.

    Использование тестов в начальных классах .

    Использование ТСО.

    Формы организации учебных занятий в классе-комплекте.

- Условия совмещения уроков.

5.Структура урока в классе-комплекте.

6. Технологическая карта уроков математики 1,3 класс.




    Практическая часть.

1.Анализ технологической карты уроков математики в 1, 3 классах по теме: Сантиметр- единица длины (1 кл.). Квадратный сантиметр (3 кл.). Цели: Знакомство с единицей измерения длины – сантиметром (1 класс). Знакомство с единицей площади – квадратным сантиметром (3 класс). Формируемые УУД: Регулятивные (самоопределение как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)). Познавательные Коммуникативные

Оборудование уроков: 1 класс – полоски – мерки, линейки, печатные тетради, кружки для рефлексии, электронное приложение к уроку, электронная физминутка для глаз, электронная презентация слайдов «Устный счёт 1, 3» компьютер, проектор, экран. 3 класс – модель квадратного сантиметра, цветные прямоугольники, учебники математики 3 кл, электронная презентация слайдов «Устный счёт 1, 3» кружки для рефлексии.

этапа/ время

1.Задание для практической работы: (Учитель раздаёт мерки разной длины и предлагает измерить длину парты.) - Ребята, а вы можете измерять? Вы можете измерить, например, длину своей парты? Возьмите мерки и измерьте длину своей парты. Результат запишите на доске. Работаем в парах. 2. Решение проблемной ситуации. -Почему ответы вышли разные? Какая же длина у парты? Посмотрите и послушайте как измеряли длину отрезков ёж и лиса. (Учитель включает электронное приложение к уроку.)

Выполняют физминутку .

2.Работа с учителем. 1.Проверка.

Ребята, вспомните сюжет и сделайте вывод о величине мерки.

Как называется единая мера для измерения небольших расстояний.

2.Задание : Измерить длину отрезков и записать результат в пустые клеточки рядом с отрезками. Раздаёт памятки. Просит их прочитать.

3. Включает физминутку для глаз.

1.Работа с учителем. Выполняют практическую работу в парах под руководством учителя: «Измерение длины парты мерками.» Фиксируют результаты измерений на доске.

Поиск выхода из проблемы.

2.Самостоятельная работа с электронным приложением к учебнику.

Слушают, смотрят сюжет и делают вывод.

Вспоминают сюжет из приложения и находят решение проблемной ситуации. Вывод : мерки должны быть одинаковой длины. Знакомятся с названием единицы измерения – сантиметр. Сантиметр – это единая мера для измерения небольших расстояний. Линейка- прибор для измерения длины. На ней у каждого см стоят цифры. Пишут на доске обозначение – см.

3.Самостоятельная работа. 4. Выполняют практическую работу в тетрадях на печатной основе с опорой на памятку. Измеряют длину отрезков с помощью линейки. Применяют алгоритм измерения длины: точка 0 - начало отрезка цифра на конце - результат.

Выполняют физминутку для глаз.

1.Знакомство с новой единицей измерения площади. Вы пользовались такой меркой? (показ модели квадратного см) Задание : изучить мерку, дать ей название.

Проверка : отчет ответственных.

Оценивание : на листах самооценки определить уровень понимания материала на данном этапе урока. 2. Учитель даёт задание для практической работы: Найти площадь прямоугольника, используя новую единицу измерения. Резервный номер: с. 58 № 1.

Проверка : отчет ответственных. Вывод : результат у всех одинаковый.

Подведение итога работы на данном этапе урока.

Учитель просит вспомнить, чем дети занимались и сформулировать тему урока.

1.Самостоятельная работа. 1.Работают в группах, аргументируют свою точку зрения. В случае затруднения обращаются к теоретическому материалу учебника с. 58.

2.Работа с учителем. Делают вывод. Вывод: Квадратный сантиметр –это площадь квадрата, сторона которого 1 см. Площадь фигур измеряется квадратным см.

Осуществляют предварительную оценку. Проводят физминутку.

2.Самостоятельная работа.

Работа в группах. Выполняют задание: измеряют площадь прямоугольника с помощью квадратных сантиметров.

2.Работа с учителем. Высказывают свое мнение.

«Мы узнали, что такое кв. см.и научились измерять площадь фигур с помощью кв. см.» Формулируют тему урока: «Квадратный сантиметр»

2. Работа участников мастер-класса в роли обучающихся. 3. Рефлексия и подведение итогов: - Самоанализ мастер-класса. - Обмен мнениями.

Приложение.

Самоанализ

мастер-класса

Идея совмещения уроков производственного обучения и спе­циальной технологии родилась в практике обучения. В образова­тельных учреждениях, где есть квалифицированные профессиональ­но-педагогические кадры и соответствующее материально-техни­ческое оснащение учебных мастерских, совмещенное обучение применяется мастерами производственного обучения и препода­вателями специальных дисциплин. В учебных заведениях, где хотя бы несколько раз проводились совмещенные уроки, учащиеся становятся союзниками мастера в совершенствовании методики обучения урока.

На чем базируется идея совмещенного урока? Если рассматри­вать традиционное сводно-тематическое планирование специаль­ной технологии и производственного обучения при подготовке электромонтеров по обслуживанию электрооборудования (срок подготовки - 1 год), нетрудно заметить, что разрыв в изучении смежных тем составляет 2 - 4 недели.

Однако совмещение в планировании изучения смежных тем теоретического и производственного обучения - только одна из


особенностей методики уроков такого вида. Вторая заключается в планировании совмещенных уроков специальной технологии и производственного обучения по конкретной теме.

Суть такого планирования заключается в том, что преподава­тель технологических дисциплин отбирает содержание теорети­ческого материала, который целесообразно изучать одновремен­но с формированием практических умений. Как правило, такое содержание учебного материала включает описание технологии проведения работ. В учебных дисциплинах, посвященных техноло­гии проведения работ, 30 - 40% содержания учебного материала по теме целесообразно совмещать с производственным обучени­ем. Итак, необходимо отобрать материал теоретического обуче­ния, спланировать совмещенные уроки специальной технологии и производственного обучения.

Третья особенность совмещенного обучения касается структу­ры урока. Структура урока совмещенного обучения не совпадает со структурой урока теоретического или производственного обу­чения, так как во время совмещенного урока происходят сочета­ние, чередование, сращивание процессов усвоения теоретических знаний и формирования профессиональных умений. Содержание нового теоретического материала дается порциями; после каждой порции следует практическая деятельность учащихся, т. е. выпол­нение упражнения.

Структуру совмещенного урока можно представить как после­довательное чередование фаз. В свою очередь, каждая фаза состоит из двух шагов. Первый шаг - усвоение порции теоретического ма­териала, второй - практическое формирование умений (рис. 27).

При планировании урока по времени необходимо иметь в виду, что на шаг теории обычно отводятся 10-15 минут шага практи­ки, упражнение по изученной порции теоретического материала занимает у учащихся от 20 до 30 минут.



Следует остановиться отдельно на начале урока, или нулевой фазе. Мобилизуя учащихся на предстоящую работу, формируя интерес к изучению нового теоретического материала, препода­ватель должен раскрыть перед ними всю изучаемую технологию работ по рассматриваемой теме в целом. Учащимся в самом нача­ле урока дается ориентировочная основа деятельности. Затем пре­подаватель переходит к формированию теоретических знаний и практических умений по отдельным частям (блокам) технологи­ческого процесса. Завершает совмещенный урок заключительный инструктаж с подведением итогов работы каждого учащегося.

1-й шаг - формирование знаний

2-й шаг - формирование умений и навыков

Рис. 27. Структура фазы совмещенного урока


Таким образом, обобщенную структуру совмещенного урока можно представить следующей формулой:

У = ф 0 + ф, + ф 2 + ... + ф п + Ф 3 ,

где Ф о - начальная фаза (1-й шаг - организация и целевая уста­новка, 2-й шаг - ориентировка учащихся в предстоящей дея­тельности, краткое объяснение технологии предстоящей рабо­ты); Ф], Ф 2 , ..., Ф„ - промежуточные фазы (1-й шаг - краткие теоретические сведения по блоку знаний, 2-й шаг - содержание практических упражнений); Ф 3 - заключительная фаза (сбор и анализ ученических работ, выставление оценок по теории и прак-.тике).

В заключение приведем пример совмещенного урока по теме «Монтаж электрического контакта проводов».

Цель урока - сформировать первоначальные умения по монтажу электрического контакта проводов. Задачи урока:



Образовательная - изучить свойство электрического контакта проводов, научить учащихся производить пайку медных проводов, опрессовку медных и алюминиевых жил;

Воспитательная - воспитывать бережное отношение к технической документации, инструменту, материалам. Рационально использовать свое рабочее время, соблюдать строго все правила техники безопасности;

Развивающая - в процессе выполнения заданий на основе полученных знаний развивать способности анализировать и осмысливать выполняемую работу.

Вид урока -совмещенный.

Оснащение урока: дидактическое - плакаты «Электромонтаж­ный инструмент», «Пайка проводов», «Опрессование проводов и кабе­лей»; планшеты «Марки проводов», «Электромонтажный материал и из­делия»; электрифицированный стенд «Электрическая схема токарно-винторезного станка модели 1К62».

Образцы электрического контакта проводов: отрезки проводов ПВ - 1 мм 2 , ПГВ - 0,5 мм 2 , АППВ - 2,5 мм 2 , АПВ - 4 мм 2 , ПВ - 2,5 мм 2 ; при­пой ПОС - 40; канифоль; алюминиевые и медные гильзы и наконечни­ки; набор электромонтажного инструмента.

Структура урока

1-я фаза - организационное и мобилизационное обеспечение урока:

а) проверка по журналу присутствующих на уроке, выяснение состояния здоровья (обратить внимание на внешний вид);

б) сообщение цели урока, рассказ о значении правильной подготовки к выполнению электромонтажных работ, о роли надежного электрического контакта, внимательности, самодисциплины, качестве выполняемых работ;

в) объяснение и показ обеспечения электрического контакта с помощью пайки и опрессовки.


2-я фаза - подготовка проводов к монтажу электрического контакта.

1-й шаг - физические свойства электрического контакта. Материал (его свойства) для изготовления монтажных проводов. Выпрямление про­водов. Зачистка изоляции монтажных проводов. Способы разделки кон­цов проводов.

Постановка вопросов:

К чему ведет слабый электрический контакт?

К чему может привести несоблюдение норм при разделке монтаж­
ных проводов?

Почему при пользовании монтерским ножом нельзя делать движе­
ния на себя?

2-й шаг - закрепление знаний на основе следующих упражнений:

а) выпрямление монтажных проводов марки ПВ - 1 мм 2 ; АПВ - 4 мм 2 ; АППВ -2,5 мм 2 ;

б) зачистка изоляции монтажных проводов;

в) разделка концов монтажных проводов.

3-я фаза - технология пайки медных проводов.

1-й шаг - определение марок проводов для пайки. Вспомогательный материал для пайки. Инструмент и приспособления, применяемые при пайке. Правила пользования инструментом и приспособлениями. Пайка жил монтажных проводов.

Постановка вопросов:

В чем отличие марки припоя ПОС-40 от ПОС-30?

Можно ли перед пайкой не зачищать жилы проводов?

Что может произойти, если для электрического паяльника во время
работы не использовать специальную подставку?

2-й шаг - закрепление знаний на основе упражнений:

а) зачистка жил провода в местах соединений;

б) пайка монтажных проводов ПГВ сечением от 0,5 мм 2 до 1 мм 2 и ПВ от 1 мм 2 до 2,5 мм 2 .

4-фаза - опрессование медных и алюминиевых жил проводов.

1-й шаг - определение марок проводов для опрессования. Инстру­мент и приспособления для опрессования. Правила пользования инстру­ментами и приспособлениями. Наконечники и соединительные гильзы. Технология опрессования жил монтажных проводов.

Постановка вопросов:

Что произойдет, если при соединении медных жил проводов применять алюминиевую гильзу?

Какие будут последствия в ходе эксплуатации контактного соединения, если не соблюдать нормы контактного давления, глубины опрессовки?

Что будет, если при соединении алюминиевых жил не использовать кварцевазелиновую пасту?

2-й шаг - закрепление знаний на упражнениях:

а) снятие оксидной пленки с жил проводов;

б) опрессование медных жил проводов марки ПВ сечением 2,5 мм 2 ;

в) опрессование алюминиевых жил проводов марки АПВ сечением 4 мм 2 ;


г) нанесение кварцевазелиновой пасты на контактные соединения алюминиевых жил.

Заключительная фаза:

а) оценка знаний учащихся, уровня сформированности умений и навыков и проявления качеств - точности, пунктуальности, внимательности, дисциплинированности и организованности;

б) задание на дом - повторить тему «Соединение и оконцевание жил проводов и кабелей».

У педагогов могут возникнуть следующие вопросы.

Ведет ли совмещенное обучение к сокращению часов на изуче­ние технологических дисциплин? Ведет. Изучение теоретического материала проводится во время шестичасового урока производ­ственного обучения по данной теме. Традиционный урок специ­альной технологии не проводится. Сокращенное время целесооб­разно использовать для совершенствования профессиональных знаний и умений учащихся.

Кто проводит совмещенные уроки производственного обуче­ния? Можно ли их вести без участия мастера производственного обучения? Как правило, совмещенный урок проводит преподава­тель специальной технологии совместно с мастером производствен­ного обучения. Преподаватель формирует теоретические знания учащихся, показывает технологию проведения работ, упражне­ний и т.д. Мастер подключается для показа отдельных операций, краткого инструктажа перед выполнением упражнений, проведе­ния текущего инструктажа во время формирования практических навыков. Однако уже сегодня мастера, имеющие профессиональ­но-педагогическое образование, проводят уроки по специальной технологии, а проведение совмещенных уроков не вызывает у них методических затруднений.

Вопросы и задания

1. Какова типовая структура урока теоретического обучения?

2. Перечислите признаки учебного материала, которые указывают на
необходимость проведения лабораторных работ.

3. Какова типовая структура урока производственного обучения?

4. Перечислите основные условия применения совмещенного урока.

1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педа­
гогика, 1989. - 190 с.

2. Беспалько В. П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение
учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: учеб.-ме­
тод, пособие. - М.: 1989. - 144 с.

3. Блинчевский Ф.Л. Что такое урок производственного обучения? //
Производственное обучение. - 1946. - № 15. - С. 5-12.

4. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: пер. с англ. - М.: Про­
гресс, 1987. - 336 с.

5. Гомоюнов К. К. Совершенствование преподавания технических дис­
циплин: методические аспекты анализа учебных текстов. Л.: Изд-во Ле-
нингр. ун-та, 1983. - 206 с.

6. Дридзе Т. М. Понятие и метод установления содержательной струк­
туры теста применительно к учебному тексту (информативно-целевой
анализ). Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и осо­
бенности его восприятия / под ред. Ю.А.Жлуктенко, А.А.Леонтьева. -
Киев: Выща шк. Изд-во при Киев, ун-те, 1978. - 100 с.

7. Дьячков В. П. Использование экономических опорных записей учеб­
ного материала в ПТУ. - М.: Изд-во ВНМЦ, 1993. - 62 с.

8. Ерецкий М. И. Совершенствование обучения в техникуме. - М.: Высш.
шк., 1987. - 264 с.

9. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педа­
гогических поисках. - М.: Арена, 1994. - 222 с.

10. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. - М.: Просвещение,
1966. - 523 с.

11. Мучник Б. С. Человек и текст: основы культуры письменной речи. -
М.: Книга, 1985. - 252 с.

12. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. - ML: Сов. энцикл., 1964. - Т. 2. -
848 с.

13. Пинский А.А., Голин Г. М. Логика науки и логика учебного пред­
мета // Сов. педагогика, 1983. - № 12. - С. 54-64.

14. Программа предмета «Электротехника» для средних профессио­
нально-технических училищ. - М.: Изд-во ВНМЦ, 1984. - 54 с.

15. Психология восприятия: Материалы сов.-норв. симпоз. - М.: На­
ука, 1989. - 197 с.

16. Теоретические основы содержания общего среднего образования /
под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. - М.: Педагогика, 1983. - 352 с.

17. Техника в ее историческом развитии / под ред. С. В. Шухардина. -
М.: Наука, 1982. -510 с.

18. Шапоринсшй С.А. Вопросы теории производственного обучения:
Профтехпедагогика. - М.: Высш. шк., 1981. - 208 с.

19. ШихинА.Я. Электротехника. - М.: Высш. шк., 1987. - 336 с.



Введение...................................................................................................................... 3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Хабаровского края

Руководителям органов местного самоуправления,
осуществляющих управление в сфере образования


Министерство образования Хабаровского края направляет для использования в работе методические рекомендации по организации учебных занятий в начальных классах малокомплектных школ края.
Просим довести данные рекомендации до педагогических коллективов подведомственных малокомплектных школ.

Приложение: на 8 л. в 1 экз.


Заместитель министра - начальник
управления общего образования
A.M. Король

Рекомендации по организации учебных занятий в начальных классах малокомплектных школ края


Преподавание в малокомплектной начальной школе имеет ряд особенностей. Из-за малого количества учащихся, детей приходится объединять в классы-комплекты, в одном помещении с разновозрастными учащимися работает один учитель.
Класс-комплект - это постоянная группа детей, работающая по единому годовому учебному плану и программе, согласно постоянному расписанию.
Формирование классов-комплектов определяется конкретными условиями и зависит от числа обучающихся и учителей (п. 2.9.10. СанПиН 2.4.2.1178-02).
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2.4.2.1178-02) допускается объединение обучающихся I ступени в класс-комплект, при этом следует отдавать предпочтение формированию двух совмещённых классов-комплектов. Оптимальным является объединение в один комплект обучающихся 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Наполняемость двухклассных комплектов должна составлять не более 25, а при объединении в один комплект трёх-четырёх классов - не более 15 детей.
Для предупреждения утомления обучающихся следует сокращать продолжительность совмещённых (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5-10 минут (кроме урока физической культуры). Продолжительность совмещённых уроков сокращается до 40 минут, последних уроков до 35 минут. В 1 классе согласно базисному учебному плану 2004 г. продолжительность уроков - 35 минут - весь учебный год.
Таким образом, выбор принципа объединения классов в комплект зависит от объективного фактора (число учащихся каждого класса и число первоклассников, стабильности условий и числа учителей).
Организация учебного процесса в классе, где одновременно под руководством одного учителя в одном помещении обучаются ученики первых, вторых, третьих и четвёртых классов, имеет ряд особенностей, отличающих его от учебно-воспитательного процесса в школе, где один учитель работает с детьми одного класса. Соответственно, и урок в объединённом классе отличается от урока с одной возрастной группой и по структуре, и по организационным формам.
Главная особенность урока в объединённом классе - обязательная самостоятельная работа учащихся на каждом уроке. Чтобы объяснить учебный материал учащимся одного из классов без ущерба для ребят другого класса, учителю надо занять детей из другого класса полезной работой, предложить им самостоятельно, без его непосредственного руководства, выполнить то или иное задание. И пока ученики одного класса самостоятельно выполняют учебные задания, учитель объясняет новое, спрашивает пройденное, разъясняет очередное задание для самостоятельной работы ученикам другого класса.
Вторая особенность урока - чередование работы учащихся под непосредственным руководством учителя, работы с учителем и самостоятельной по заданию учителя или собственному выбору.
Третья особенность - зависимость объёма самостоятельной работы и времени, отводимого на её выполнение, от объёма и времени работы учителя с другим классом.
Количество чередований этапов урока зависит от многих условий: характера расписания (разнопредметное и однопредметное), содержания учебного материала, степени умения учеников самостоятельно работать, а также возрастных возможностей детей. Так, первоклассники в состоянии сосредоточенно работать не более 5 минут, поэтому и количество этапов их самостоятельной деятельности должно соответствовать их возможностям. Они ещё не владеют даже самыми простыми учебными умениями, помощь учителя им нужна постоянно.
Чем старше ученики, чем большим числом умений они владеют, тем больше возможностей для самостоятельной деятельности. Как правило, в один урок включаются две-три самостоятельные работы, иногда пять. Но дробность самостоятельной работы может привести к разрушению целостность восприятия учебного материала.
В общем виде структуру уроков можно представить так

Общий этап работы под руководством учителя

Работа с учителем

Самостоятельная работа учащихся

Самостоятельная работа

Работа с учителем

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Работа с учителем

Самостоятельная работа

Перемена, отдых

Самостоятельная работа

Работа с учителем

Общий этап работы с учителем - подведение итогов урока


Рациональное соединение классов - один из важных компонентов успешной работы на уроке. При объединении классов в один комплект наибольшую трудность вызывает первый класс. Возможные варианты объединения его с другими классами начальной школы.
Первый и второй классы. Положительным в таком объединении становится близость возраста и то, что первый класс - пропедевтический. В этом варианте учителю удобно делать акцент на формирование общеучебных умений и навыков на общем этапе работы: для первоклассников - показ образца, для второклассников - повторение и упражнение в правильном действии. Произвольность внимания у первоклассников - 5 минут, у второклассников - 8 минут. Объединение позволяет работать в парах сменного состава.
Недостатком объединения 1 и 2 классов в комплект является неумение детей обоих классов работать самостоятельно не только из-за несформированности этого умения, но и потому, что дети фактически не владеют беглостью и правильностью чтения, что затрудняет работу с учащимися обоих классов.
Первый и третий классы. Положительным в этом варианте объединения становится то, что ученики третьего класса умеют работать самостоятельно, и время их произвольного внимания - 10-12 минут. Это позволяет учителю организовать самостоятельное выполнение довольно сложных заданий. Относительная подготовленность третьеклассников даёт возможность им помогать учителю в качестве консультантов - «учителей» при использовании технологии коллективного способа обучения.
Недостаток варианта - соблазн и возможность увеличить время и объём самостоятельной деятельности третьеклассников с тем, чтобы высвободить время для работы с первоклассниками.
Первый и четвёртый классы. В данном варианте не следует уделять больше времени первоклассникам за счёт учеников четвёртого класса, организуя их самостоятельную работу, так как четвёртый класс - выпускной, за этот год повторяется и обобщается учебный материал по всему начальному звену на качественно ином уровне. У детей этого возраста появляются новые возможности мыслительной деятельности.
Исходя из специфики малокомплектной школы - обязательности самостоятельной работы учащихся на каждом уровне, основной критерий объединения классов в комплект - возможность детей работать вне постоянного руководства учителя. И с этих позиций объединение в один комплект 1 и 3 классов, 2 и 4 - самое целесообразное.
Обучаясь в классе-комплекте, ученик должен научиться:
- сосредоточиваться на выполнении задания;
- не слушать объяснений учителя для другого класса;
- не обращать внимания на картинки и другие демонстрационные материалы, предназначенные не им;
- не слушать ответы учеников другого класса;
- моментально перестраиваться, когда учитель обращается к ним.
В связи с этим в классах-комплектах необходимо больше, чем в обычных классах, уделять внимания умению школьников самостоятельно работать.
Самостоятельная работа - это деятельность учеников, направленная на овладение знаниями, умениями, способами их применения на практике, которая проводится без участия учителя. Самостоятельная работа развивает активность детей, формирует произвольное внимание, учит сосредоточенно заниматься своим делом, игнорируя происходящее вокруг.
Для учеников 1-4 классов доступны и посильны следующие виды самостоятельных работ:
- подготовительные упражнения, которые выполняются до изучения нового материала (повторение по учебнику, работа с карточками и таблицами и т. п.);
- самостоятельное изучение нового материала, проводимое по детальной инструкции;
- упражнения на закрепление с целью усвоения способов действия с опорой на алгоритмические таблицы, предписания, памятки;
- разнообразные тренировочные упражнения;
- контрольные и проверочные задания, которые предлагаются после усвоения всех частей учебного материала.
По форме самостоятельные работы могут быть устными и письменными. Устные применяются редко. Чаще всего применяются письменные самостоятельные работы, которые необходимо разнообразить, чтобы равномерно нагружались все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная.
Длительность самостоятельных работ зависит от сложности заданий и возможностей учащихся. Длительность необходимо дозировать от класса к классу, постепенно приучая детей выполнять самостоятельную работу за определённое время.

Ориентировочные нормы времени на самостоятельную работу на уроке

1 полугодие, мин.

2 полугодие, мин.


Самостоятельная работа выполняет в классе-комплекте преимущественно учебные и контрольные функции. В зависимости от целей и задач её практикуют на всех этапах урока. Чаще всего учителя на самостоятельную работу выносят закрепление и повторение (около 60 % всего объёма), реже - усвоение нового материала (около 20 %), остальная часть самостоятельной работы предназначается для выполнения проверочных работ (около 20 %). Проверочные работы необходимы для контроля знаний, умений, способов их применения. На каждом уроке детям предлагаются работы разнообразного вида и назначения: подготовительные, обучающие, проверочные.
Подготовительные самостоятельные работы предлагаются ученикам с целью повторить изученный материал, который будет необходим для понимания нового знания (этап актуализации знаний). Задания учитель подбирает таким образом, чтобы создалась проблемная ситуация с затруднением или удивлением. То есть помимо заданий на пройденный материал, необходимо включать задания на новый материал. Это даст возможность детям определить проблему, которую им предстоит решить самостоятельно или совместно с учителем.
Самостоятельные работы при изучении нового материала возможны, если у учеников нет проблем с чтением и пониманием прочитанного. При этом хорошо развиваются познавательные способности детей, а главное - успешно формируются навыки самообразования.
Обучающие самостоятельные работы дети выполняют на уроках применения или закрепления нового знания. Их цель - выявить и своевременно устранить имеющиеся пробелы в знаниях. Такие самостоятельные работы предполагают наличие подробных инструкций по выполнению того или иного задания (в виде алгоритма).
На заключительных этапах уроков предлагаются проверочные работы. Их цель: контроль качества усвоения учебного материала.
Эффективность самостоятельной работы зависит от её организации. Планируя и предлагая самостоятельную работу в классе-комплекте, необходимо:
- хорошо понимать её цели;
- отчётливо видеть её место и роль в структуре данного урока;
- ориентироваться в требованиях определённого уровня овладения учебным материалом;
- учитывать уровень подготовленности и возможности учеников;
- определять длительность самостоятельной работы и следить за расходованием времени;
- искать рациональные способы проверки работ;
- правильно сочетать самостоятельную работу с работой под руководством учителя.
Не все предметы и не все уроки одного предмета предоставляют одинаковые возможности для организации самостоятельной работы. Больше всего их на уроках русского языка (иностранного языка), математики, рисования и трудового обучения. Меньше - на уроках литературного чтения и окружающего мира. Уроки музыки и физкультуры проводятся только с участием учителя.
Важную роль в организации самостоятельной работы на всех уроках играют указания: инструкции, алгоритмы, предписания, опорные схемы и т. д. Раздаточный материал содержит «опоры» - готовые образцы, примеры выполнения заданий, рассуждений или действий. Инструкции необходимы для самостоятельной работы.
Больше всего ученику нужна помощь при освоении нового вида работы. В этом случае методика рекомендует в индивидуальных карточках или на доске записывать планы (алгоритмы, инструкции) размышлений. Сначала эти инструкции подробные. Но со временем они становятся всё более сжатыми.
Ответственная роль в поддержании интереса детей и эффективности обучения принадлежит учебникам. Следует остановиться на каком-то одном учебнике, для того, чтобы хорошо изучить его содержание, привыкнуть к учебнику и подготовить комплект раздаточных материалов.
Чтобы облегчить детям работу с учебником, целесообразно:
- в случае необходимости изменять последовательность действий, предложенных в учебнике;
- вводить краткие дополнительные инструкции по выполнению заданий;
- дополнять инструкции алгоритмическими требованиями, к которым привыкли дети.
Любые инструкции должны быть понятны детям.
В условиях работы с двумя классами у учителя особенно остро стоит вопрос о правильном распределении и использовании времени. Если классы и уроки сочетаются так, что один класс начинает работу с выполнения самостоятельного задания, а другой - при непосредственном участии педагога, то потерь времени удаётся избежать.
Резервы сбережения времени кроются не только в рациональном соединении классов, правильно организованной самостоятельной работе учащихся, но и в грамотно составленном расписании занятий.
Малокомплектные школы могут работать в режиме, как пятидневной недели, так и шестидневной. Режим работы начального звена не зависит от того, какой из учебно-методических комплектов школа использует. При составлении расписания педагогами учитываются особенности разных учебных предметов с точки зрения возможности организовывать самостоятельную работу детей на уроке. Чаще всего в расписании используется однопредметное совмещение (математика с математикой, русский язык с русским языком), т.к. учителю легче сосредоточиться, не приходится переключаться с одной области знаний на другую, появляется возможность предлагать учащимся общие задания на разном учебном материале, что в конечном итоге позволяет повысить продуктивность обучения.
В условиях подобного совмещения в расписании предусматривается проведение уроков технологии, физической культуры, изобразительного искусства, музыки. При этом в определённой мере обеспечивается дифференциация содержания занятий с учётом различия программ каждого класса. В расписании часть дня отводится для работы только с одним классом.

Примерное однопредметное совмещённое расписание

Комплект

Комплект

Дни недели

Математика

Математика

Русский язык

Русский язык

Русский язык

Русский язык

Окружающий мир

Окружающий мир

Литературное чтение

Иностранный язык

Математика

Математика

Окружающий мир

Окружающий мир

Технология

Технология

Технология

Литературное чтение

Литературное чтение


В соответствии с рекомендациями по организации обучения первоклассников в адаптационный период (Письмо Минобразования и науки РФ N 408/13-13 от 20.04.2001 г .) в первом классе в сентябре и октябре проводится по 3 урока по 35 минут каждый. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми. Чтобы выполнить задачу снятия статистического напряжения школьников, предлагается на четвёртых уроках использовать не классно-урочную, а иные формы организации учебного процесса: экскурсии, уроки театрализации и т. п.
Возможно расписание уроков со «сдвинутым» началом занятий, где учащиеся начинают занятия не одновременно. Первый урок учитель работает с учениками одного класса. В это время, как правило, учащиеся изучают новый материал вместе с учителем, идёт формирование умений использовать теоретические знания для решения практических задач, (устный) индивидуальный опрос.
Ко второму уроку приходят дети другого класса, входящего в комплект, и, как правило, два урока, реже три, учитель занимается с двумя классами одновременно. Затем ученики одного класса уходят домой или в группу продлённого дня, а учитель с оставшимся классом продолжает работать. По второму расписанию уроки для 1 и 4 классов начинаются в 8 ч. 30 мин., а для 2 и 3 классов - в 9 ч. 15 мин.

Расписание уроков со «сдвинутым» началом занятий

Комплект

Комплект

Дни недели

Литерное чтение

Русский язык

Русский язык

Математика

Математика

Русский язык Математика

Математика

Литературное чтение

Литературное чтение

Технология

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство

Технология

Литературное чтение

Русский язык


С позиций интересов школьников и учителя при контингенте свыше 10-12 человек в комплекте такая организация занятий может считаться оптимальной при всей внешней непривлекательности, сложности, кажущихся перегрузок учителей.
Даже самое совершенное расписание нуждается в коррекции на протяжении года. За это время происходят изменения, которые обязательно должны быть учтены.
Проведение любого урока - это творческий индивидуальный процесс. Однако существует ряд обязательных требований, которые должны выполняться. Необходимо:
- определить место конкретного урока в системе и структуре учебного предмета;
- исследовать материал конкретного урока, соотнести с требованиями стандарта;
- выбрать оптимальные методы и приёмы обучения;
- продумать дидактические средства обучения (задания в учебнике, наглядность, раздаточный материал, проверить исправность технических средств обучения);
- распланировать свой урок по минутам в каждом классе, установив - где работа будет выполняться под руководством учителя, где и когда дети будут выполнять самостоятельные задания;
- предусмотреть, что будут делать дети, где они почувствуют затруднения, когда наступит усталость и необходимо будет сделать физкультминутку;
- продумать, как облегчить детям сложности познавательного труда;
- взвесить воспитательные возможности изучаемого материала и постараться внести в канву урока решение воспитательных задач;
- продумать, как осуществить личностно ориентированное обучение и воспитание;
- составить план-конспект урока.
Урок в малокомплектной школе проводится по одному общему для класса-комплекта плану. Для его структуры характерны не этапы урока, а переходы: «с учителем - самостоятельно», «самостоятельно - с учителем». В поурочных планах учителя малокомплектной школы появляются графы «работа с учителем» и «самостоятельная работа».
Большое внимание необходимо уделить в плане общим этапам работы, когда все ученики выполняют одну и ту же работу - слушают объяснение учителя, играют, выполняют задание, работают с дневниками наблюдений.
В объединённых классах иногда проводятся однотемные уроки. Их появление обусловлено тем, что в программах отдельные темы повторяются, дополняются от класса к классу новыми сведениями. Такие уроки сопровождаются наглядностью, а при наличии, используются и компьютерные технологии. В плане урока, должна быть чётко, по минутам, расписана работа детей под руководством учителя в одном классе и самостоятельная работа - в другом. Возможны однотемные уроки и уроки с общими этапами.
Таким образом, начальная малокомплектная школа имеет свою специфику, и качество обучения в ней напрямую зависит от умения учителя организовать учебные занятия с младшими школьниками в разновозрастных классах.



Текст документа сверен по:
Официальная рассылка

Разработка плана совмещенного урока

Рис. 8. Структура фазы совмещенного урока

И производственного обучения (бинарный)

Совмещенный урок специальной технологии

Основные характеристики урока:

Последовательное чередование видов деятельности учащихся (по­знавательной и практической);

Изучение локального отрезка теоретического материала, выполнение упражнений и решение учебно-производственных задач;

Результатом деятельности учащихся на уроке является сформиро­ванная система теоретических знаний и практических умений, опредмечен-ная в материальных объектах;

Длительность урока равна учебному дню (6 или 7 ч);

В структуре урока четко выражены фазы, шаги, характеризующие целевые функции этапов формирования теоретических знаний и практиче­ских умений.

Структуру совмещенного урока можно представить как последова­тельное чередование фаз. В свою очередь, каждая фаза состоит из двух ша­гов. Первый шаг - усвоение порции теоретического материала, второй -практическое формирование умений (рис. 8).

1-й шаг – формирование знаний

2-й шаг – формирование умений и навыков

При планировании урока по времени необходимо иметь в виду, что на шаг теории обычно отводится 10-15 мин; шаг практики (выполнение уп­ражнений по порции теоретического материала) занимает у учащихся от 20 до 30 мин.

Обобщенную структуру совмещенного урока можно представить в виде следующей формулы:

Y = Ф о + Ф1+ Ф 2 + ...+ Ф n + Ф 3 ,

где Ф о - начальная фаза (1-й шаг - организация и целевая установка урока,

2-й шаг - ориентировка учащихся в предстоящей деятельности);

Ф1,Ф 2 , ...,Ф n - промежуточные фазы (1-й шаг - краткое объяснение технологии предстоящей работы, вопросы по проверке знаний, 2-й

шаг - практические упражнения);

Ф 3 - заключительная фаза (сбор ученических работ, анализ работ уча­щихся, выставление оценок по теории и практике).

1. Сформулировать цели совмещенного урока.

2. Определить перечень основных фаз урока.

3. Разработать структуру трех фаз урока.

4. Привести подробный план одной из перечисленных фаз урока.

Недостатки традиционных уроков – типовая структура урока, вовлечение обучающихся в традиционные формы учебной деятельности и как следствие - снижение интереса к предмету, ориентация преподавателя на среднего учащегося и на общие дидактические цели, преобладание репродуктивной деятельности учащихся на уроке.

Инновационный урок - занятие, имеющее гибкую нестандратную структуру, проводимое с целью активизации деятельности учащихся путем вовлечения их в различные нетрадиционный формы организации учебной деятельности, направленные на повышение интереса учащихся к предмету.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области основная общеобразовательная школа с. Старое Максимкино муниципального района Кошкинский Самарской области

Конкурс

«Лучшая методическая разработка урока

в совмещенных классах в малокомплектной школе»

«Математика»

2-3 класс

Номинация

«Лучший урок в начальной школе»

Учитель начальных классов

ГБОУ ООШ с.Старое Максимкино

Григорьева Наталья Геннадьевна

2015 г

Пояснительная записка

Данный урок по математике проводится в 2 и 3 классах в 3 четверти.

1. Характеристика класса

В 2,3 классах всего 10 учащихся.

2 класс - 4 учащихся: 2 девочки и 2 мальчика. Из них на «5» и «4» обучаются 4 уч. Место и роль данного урока в курсе математики были определены правильно, урок находится в связи с предыдущими и последующими уроками.

Материал урока способствует развитию устных вычислительных навыков, подготавливает к письменному приему умножения. Обеспечивает прочность знаний и совершенствование вычислительных умений и навыков.

3 класс – 6 учащихся: 3 девочки и 3 мальчика. Из них обучаются на «5»и «4» 3учащихся, 3 учащихся - на «3».

Класс работоспособный, познавательная активность высокая.

2. Характеристика темы.

3. Система целей.

Темы:

2 класс - Письменные способы сложения и вычитании в пределах 100

Тип урока: урок закрепления знаний.

Форма урока : урок - игра

Дидактическая цель: вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Цели урока:

    закрепить устные приемы табличного умножения и деления, сложения двузначных чисел в пределах 100;

    совершенствовать умение решать задачи на нахождение периметра, задачи на нахождение площади;

    совершенствовать вычислительные навыки;

    развивать умение рассуждать, делать умозаключения;

    воспитывать интерес к математике положительную мотивацию к учебе;

Структура урока.

    Оргмомент – 1 мин.

    Мотивационная установка, планирование работы – 1 мин.

    Повторение изученного. Актуализация знаний учащихся – 8 мин.

    Минутка чистописания

    Устный счёт

    Ромашка вопросов

    Закрепление полученных знаний – 30 мин.

    Решение задачи (в паре)

    Физминутка

    Геометрический материал (периметр, площадь)

    Разноуровневая самостоятельная работа

    Игра с палочками

    Графический диктант

    Подведение итогов урока. Рефлексия. – 3 мин.

    Сообщение домашнего задания, инструктаж. – 2 мин.

Предмет: математика

Класс: 2,3

2 класс - Письменные способы сложения и вычитания в пределах 100

3 класс - Устные приёмы умножения и деления в пределах 100

Образовательные

    Закрепить письменные приёмы сложения двузначных чисел в пределах 100

    Совершенствовать умение решать задачи в два действия, нахождение периметра

Развивающие

Воспитательные

Здоровьесберегающие

    Обеспечение двигательной активности на уроке.

Образовательные

    Закрепить устные приемы табличного умножения и деления

    Совершенствовать умение решать составные задачи, задачи на нахождение площади

    Совершенствовать вычислительные навыки

Развивающие

    Развивать умение рассуждать, делать умозаключения.

    Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, грамотную и правильную речь.

Воспитательные

    Воспитание познавательных интересов к предмету

    Воспитание коммуникативных навыков

    Воспитывать интерес к математике положительную мотивацию к учебе

    Воспитывать уважение к одноклассникам, умение вести себя в гостях

Здоровьесберегающие

    Создание условий для снятия физического напряжения;

    Создавать условия для возникновения ситуации успеха и психологического комфорта на уроке

    Индивидуальный подход к учащимся

    Обеспечение двигательной активности на уроке.

Ход урока:

I. Орг. момент.

Настрой учащихся на сотрудничество и на успешную работу.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

II . Мотивационная установка, планирование работы

Наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Каждый день прибавляет частицу мудрости.

Как вы понимаете её? (Каждый день мы изучаем что-то новое.)

Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и используем.

Сегодня мы проверим наши знания. Будем работать дружно, помогать друг другу и у нас все получиться.

Правила дружной работы:

    Не говорить всем сразу.

    Не спорить, а обсуждать и доказывать.

    Стараться понять друг друга.

    Точно, чётко и грамотно формулировать ответ.

    Обращаться за помощью к учителю по необходимости

С каким настроением вы приметесь за работу? (С хорошим, …)

Улыбнитесь друг - другу! В путь!

Я пригласила сегодня в гости наших любимых героев, поэтому скучать нам сегодня не придётся.

А вот и они. Встречайте их! (на экране появляются Маша и Медведь.)

III . Повторение изученного. Актуализация знаний учащихся.

    Минутка чистописания

    Закрепление полученных знаний

Сегодня Маша собирается в гости к Мише. Надо помочь собрать гостинцы.

2 класс собирает в корзину яблоки (числа меньше 90)

57, 91, 25, 34, 93, 61, 85, 80

Прочитайте числа. Какое число лишнее? Почему?

Запишите числа в тетрадь в виде суммы разрядных слагаемых.

Взаимопроверка. Поменялись тетрадями, проверяем.

91=90+1

93=90+3

3 класс собирает груши (числа, в которых отсутствуют десятки)

102, 340, 506, 967, 830, 702, 400, 208

Прочитайте числа? Какое лишнее и почему?

Запишите в тетрадь оставшиеся числа, запишите в виде суммы разрядных слагаемых

340=300+40+0

967=900+60+ 7

830=800+30+0

Самопроверка

Ромашка вопросов

    Как называются компоненты сложения? (1,2 слагаемое, сумма)

    Как называется фигура, у которой все стороны равны? (квадрат, ромб)

    В трамвае ехали несколько человек. На остановке вышли 5, а вошли 9 человек. Увеличилось или уменьшилось количество людей в трамвае и на сколько? (увеличилось на 4)

    Как называется фигура, у которой все углы прямые? (прямоугольник)

    Продолжи высказывание: от перестановки слагаемых… (сумма не изменяется)

    Как найти вычитаемое? (из уменьшаемого вычесть разность)

Ромашка вопросов

1.Как называются компоненты умножения? Деления?

2. Как определяется площадь прямоугольника?

3. Делимое 74, делитель 2. Укажи частное.

4. Как узнать, сколько раз по 3 содержится в 17?

5.Сумму чисел 63 и 12 раздели на 3.

6. Продолжи предложение: «Умножение двух чисел можно проверить так…»

Маша часто плохо себя ведет. Давайте напомним ей, как нужно вести себя в гостях.

Поблагодари, если тебя приглашают в гости.

    Сначала спроси разрешения у родителей, а потом уже дай ответ.

    Если обещал, приди обязательно.

    Не опаздывай в гости, но и не приходи слишком рано.

    На день рождения принято приходить с подарком. В подарке главное не его стоимость, а внимание к человеку.

    В гостях будь приветлив и весел.

    Веди себя в гостях просто, не привлекай внимания окружающих к себе, не смейся слишком громко, не кричи и не балуйся.

    Если тебя угощают, не следует привередничать или спешить попробовать вкусные угощения.

    Выходя из-за стола, не забудь сказать «спасибо».

Идёт Маша к Мишке и по дороге рассматривает божьих коровок и бабочек

Подберите ответ к выражению (на бабочках ответы)

8+5= 15-7=

9+3= 11-8=

7+4= 16-9=

9+9= 14-5=

Полюбовались? К какой группе животных они относятся?

А теперь мы их отпустим на свободу.

Села Маша на пенёк передохнуть и начала на Ромашке гадать (Ромашка вопросов – 2 штуки) по очереди

    На полке 16 книг, а на столе 4. Во сколько раз меньше книг на столе, чем на полке? (4)

    Как найти делимое? (частное умножить на делитель)

    Бабушке 60 лет. Внук в 10 раз моложе бабушки. Сколько лет внуку? (6)

    Уменьши 9 в 9 раз. (1)

    Продолжи высказывание: от перестановки множителей… (произведение не изменяется)

    Когда журавль стоит на одной ноге, он весит 3 кг. Сколько будет весить журавль, если встанет на две ноги? (3кг).

Для начинки медведь взял 18 больших ягод клубники, а маленьких на 5 больше. Сколько всего ягод медведь положил в пирог?

О чём задача? Какие ягоды медведь положил в пирог? Значит, какие слова запишем в краткое условие?

Можем сразу узнать, сколько больших ягод в пироге?

Почему? А можем узнать: сколько маленьких? Каким действием?

Как узнать сколько всего? Почему?

- Решаем самостоятельно

- Самопроверка

Сколько ягод в начинке всего? (41 ягода)

Пирог получился на славу!

Форму какой фигуры имеет пирог? (прямоугольник) Докажите.

Найдите периметр пирога.(работа у доски)

Р=30 см+20 см+30 см+20см=100см

Выразите в дм.

А медведь ждёт Машу и решил он испечь для неё пирог клубникой (самостоятельная работа)

Придумать задачу по условию и решить её (работа в паре)

Сахар- ? 2 стакана по 100 г

Мука -? 3 стакана по 100 г

Сколько всего?

Взаимопроверка.

Во сколько действий решили задачу?

Что узнали в 1 действии?2?3?

Найдите периметр (сильные учащиеся разными способами) и площадь пирога.

(Работа в парах)

Р=(30+20)*2=100 см

S =30*20=600 см 2

Игра с палочками

Выложите из палочек

2класс - лампу, 3 класс – телевизор.

Из каких геометрических фигур состоит лампа? Телевизор?

Вот и Маша пришла, обрадовался Мишка и начал танцевать!

Музыкальная физминутка с героями урока

В гости к Маше и медведю пришел заяц.

Угостил Миша гостей и стали они играть в игру

- «Догони меня» (разноуровневая самостоятельная работа). Давайте и мы поиграем в эту игру

    уровень

1.Из чисел 48, 1, 14. 4, 40. 81, 8, 18, 84, 44, 80, 88 выпиши все двузначные числа в порядке возрастания

2 уровень

Реши уравнение :

30 + х = 67

3 уровень

Вычисли значения выражений:

40 + 5 = 30 + 20 =

26 + 2 = 70 + 13 =

4 уровень*

В коробке 15 конфет. Когда Саша съел 6 конфет и несколько конфет съел его брат, в коробке осталось 7 конфет. Сколько конфет съел брат?

Проверка по шаблону. Самопроверка

Ребята кто у нас оказался впереди? Кто успел выполнить все задания?

- Танаграм «Зайка» (складывают на партах)

- «Догони меня» (разно- уровневая самостоятельная работа)

1 уровень

Сравните числа:

401 … 386 699 … 700 220 … 202

2 уровень

Реши уравнение :

х : 6 = 9

3 уровень

Найдите значение выражений:

47 + 5 · 3 – 18 = (36: 6 + 3) · 2 =

4 уровень*

Каждые вторник, четверг и субботу Алёша смотрит по одному новому мультфильму. Сколько новых мультфильмов Алёша посмотрит за 6 недель?

- Самопроверка

-Проверка по шаблону. Самопроверка

Наша встреча подходит к концу, Маша решила сделать вам подарок, а какой, вы сейчас узнаете, выполнив графический диктант

Отступи 3 клетки слева, 3 клетки сверху поставь точку и начинай рисовать

Что вам подарила Маша?) (Цветочек)

Попрощаемся с нашими героями

Итог урока

Рефлексия

Ели вам понравился урок, похлопайте в ладоши, если нет - потопайте ногами.

Какие задания понравились?

Какое было самым трудным?

Что было интересным на уроке?

Выставление оценок

Домашнее задание

Приложение

Список использованной литературы

1. Калинина И.Г. Развитие внимания на уроках математики в малокомплектной школе. / Начальная школа, 1999г

2. Математика. 2 класс. Учеб. пособие для общеобр. учрежд. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2012

3. Математика. 3 класс. Учеб. пособие для общеобр. учрежд. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2013

4. Ситникова Т.Н. , Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике 2 класс – М.: ВАКО, 2013.

5. Ситникова Т.Н. , Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике 3 класс – М.: ВАКО, 2013.

6. Суворова Г.Ф. Совершенствование учебного процесса в малокомплектной школе. – М.: Педагогика, 1999г

Интернет ресурсы:

Вверх