Социальные действия. Социальная (общественная) деятельность и ее структура Примеры деятельности человека в социальной сфере

Человек является элементом целостной системы, включающей в себя природу (мир физических объектов) и человеческое общество. Вне этой системы его существование невозможно, поскольку именно здесь он находит все необходимые для своего условия. Поэтому социальное бытие человека предполагает взаимодействие его с окружающим миром физических объектов (природных или созданных человеком предметов и явлений) и с людьми. Оно представляет собой целостную жизненную активность, которая может иметь форму предметной деятельности (взаимодействия типа «субъект - объект») и общения (взаимодействия типа «субъект -субъект»).

Деятельностью называется жизненная человека, направленная на преобразование окружающих объектов (природных или созданных людьми, материальных или духовных). В качестве примера можно назвать профессиональную деятельность инженера, водителя, хирурга, агронома, программиста и др. Деятельность является сущностной характеристикой человека, то есть без нее он не может стать и быть таковым. Она имеет чрезвычайно важное значение для него.

1. Социальная деятельность человека является инструментом удовлетворения его жизненных потребностей. Любая потребность предполагает определенный способ удовлетворения, представляющий собой систему особых действий и операций, направленных на овладение необходимыми жизненными благами.

2. С помощью деятельности осуществляется преобразование окружающего мира и создание материальных и духовных благ. Все, что окружает нас, либо создано деятельностью, либо несет на себе ее отпечаток.

3. В процессе социальной деятельности происходит субъективное воссоздание окружающей действительности и построение ее субъективной модели. Любой образ или мысль по своему содержанию представляет собой не что иное, как субъективный аналог соответствующего объекта, построенный на основе внутренней деятельности: прецептивной, мнемической, умственной и т.д.

4. Социальная деятельность человека выступает как инструмент психического развития человека: его мышления, внимания, воображения, и т.д. Исследования показывают, что ребенок, не включенный в полноценную деятельность, сильно отстает в психическом развитии. Иначе говоря, с помощью деятельности человек преобразует не только окружающий мир, но и самого себя.

5. Активная деятельность является одним из условий сществования человека как полноценного субъекта и как . Выключение его из деятельности приводит к постепенному разрушению психических функций, способностей, умений и навыков. Так, например, по этой причине теряется профессиональная квалификация у специалистов, длительное время не занимающихся профессиональной деятельностью.

6. деятельность является одним из средств самореализации человека как личности и инструментом обретения смысла существования. Лишение человека любимой деятельности может привести к чувству потери смысла своего существования, что выражается в тяжелых внутренних переживаниях.

Структура социальной деятельности человека . Психологический анализ деятельности предполагает выделение в ней основных структурных компонентов и установление характера связи между ними. К ним относятся мотив, цель, условия реализации цели, отдельные деятельности, действия и операции.

Мотив - это внутренний психологический источник деятельности. Он побуждает человека к деятельности и одновременно придает ей разумный личностный смысл (ради чего она выполняется). Без мотива деятельность просто невозможна. Человек далеко не всегда осознает мотивы своей деятельности, однако это не означает, что их нет. Мотив является конституирующим элементом деятельности. Именно поэтому в зависимости от содержания мотива выделяют отдельные виды деятельности. Например, игровая деятельность - игровой мотив, учебная деятельность - учебный мотив и т.д.

Под целью понимается мысленное или образное представление конечного или промежуточного результата деятельности. Например, токарь, вытачивающий на станке деталь, уже представляет ее мысленно. И это характерно для любой деятельности. Благодаря цели деятельность становится упорядоченной и предсказуемой. Она как бы концентрирует в одном направлении все усилия и ресурсы человека. Без цели, так же как и без мотива, деятельность невозможна, она превращается в неупорядоченный набор отдельных движений и поведенческих актов. Целостная деятельность состоит из системы отдельных, относительно самостоятельных действий, выстроенных в определенной временной последовательности. А все вместе они приводят к достижению цели всей деятельности. Например, даже такая простая и привычная деятельность, как удовлетворение пищевой потребности, включает в себя множество отдельных действий: посещение магазина, покупка продуктов, приготовление пищи, сервировка стола, прием пищи и др.

Действием называется элемент или этап деятельности, направленный на достижение отдельной самостоятельной цели. Действие является таковым лишь имея цель. Последняя выступает как основополагающий признак (свойство) действия, поэтому психологический анализ действия предполагает характеристику его цели.

Одно и то же действие может иметь разные мотивы. Однако при изменении цели действие становится иным, по содержанию и сущности, даже в том случае если у него сохраняется мотив. Действие считается успешным и законченным при достижении цели. В ходе этого процесса происходит ее опредмечивание (объективизация) в соответствующем продукте или результате действия, то есть то, что ранее было субъективным образом, теперь становится объективной реальностью.

Реализация любого действия осуществляется в контексте некоторых объективных и субъективных факторов (обстоятельств), имеющих отношение к достижению поставленной цели. Они называются условиями реализации цели. Условия могут быть благоприятными или неблагоприятными с точки зрения субъекта. Однако в любом случае он должен хорошо знать их и принимать во внимание при построении своего действия. Представление субъекта об условиях выполнения действия называется его ориентировочной основой. В зависимости от условий определяются способы осуществления действия. Они называются операциями. Например, способы подготовки к экзамену будут зависеть от следующих обстоятельств: объем и сложность материала, наличие или отсутствие конспектов, насколько успешно и систематически занимался студент на протяжении семестра, имеются ли у него соответствующие способности, на какую оценку он претендует, насколько строг и требователен преподаватель и др. Именно эти обстоятельства повлияют на выбор способов подготовки: будет ли она проходить дома или в библиотеке, сколько она потребует времени, понадобятся ли дополнительные консультации по каким-то вопросам и т.д.

Одно и то же действие может осуществляться с помощью разных операций. Успешность достижения цели будет зависеть от того, насколько хорошо и полно субъект ориентируется в соответствующих условиях и насколько адекватны выбранные им способы выполнения действия. В зависимости от этого они могут быть разумными и неразумными. Человек далеко не всегда осознает операции. При выполнении обычных и несложных действий операции представляются неосознаваемыми. Их называют автоматизмами. Например, такие операции, как написание букв при письме, почти всегда бывают неосознаваемыми. Для осознания подобных операций необходимо, чтобы при их выполнении возникли определенные трудности.

В заключение отметим, что отношения между структурными компонентами деятельности являются очень динамичными. При определенных условиях они могут трансформироваться друг в друга. Например, действие может превратиться в самостоятельную деятельность, если оно само станет притягательным для человека, то есть обретет мотивационные свойства. По мере многократного выполнения действия, его автоматизации и утраты цели оно становится операцией, входящей в состав другого действия. При деавтоматизации операция может стать целенаправленным действием.

Свойства деятельности человека. К наиболее существенным свойствам деятельности относятся активность, целенаправленность, способность к творческому преобразованию окружающей действительности, орудийность, осознаваемость, предметность, двойственность формы, способность к развитию, способность к порождению психических (душевных) образований, социальность.

Социальная деятельность человека - это не система реакций на внешние раздражители, а изначально активный процесс. Источники этой активности находятся не вне, а внутри человека. В качестве таковых выступают потребности и мотивы. Они не только побуждают к деятельности, но и выступают как источники необходимой для выполнения деятельности энергии. Именно через деятельность субъект вступает в реальный контакт с окружающим миром и черпает необходимые для своего существования условия.

Деятельность человека всегда подчинена определенной цели, которая задает довольно четко ее направление, подчиняет и упорядочивает составляющие ее действия, движения и операции, делает ее устойчивой и надъситуативной. Этим она отличается от поведения животных, которое, как уже отмечалось ранее, характеризуется импульсивностью и повышенной зависимостью от конкретной ситуации (ситуативностью). Данное свойство деятельности противоречит известному закону физического детерминизма. Науке до сих пор непонятно, каким образом цель как субъективное и нефизическое образование воздействует на реальную практическую деятельность, обладающую признаками физического явления.

В процессе социальной деятельности человека происходит творческое преобразование окружающей действительности в соответствии потребностями, мотивами и целями человека. Он не столько адаптируется к реальности, сколько адаптирует ее для себя. Этим человеческая деятельность отличается от поведения животных, которое является исключительно приспособительным по своему характеру. Современный человек живет не в естественном, а в искусственном, созданном им самим мире. Даже природа несет на себе печать антропогенного воздействия. Для преобразования объектов своей деятельности человек использует не только собственные естественные (индивидные) органы (руки, пальцы, ноги, туловище и др.), но и специально сделанные инструменты или орудия. Поэтому деятельность человека является не непосредственной, а опосредованной, орудийной, что также отличает ее от поведения животных.

К числу важнейших свойств социальной деятельности относится осознаваемость. Она выражается в способности человека субъективно выделять выполняемую им деятельность как нечто относительно самостоятельное и отдельное от самого себя как субъекта и от объекта, на который она направлена. При высоком уровне развития деятельности субъект осознает ее мотивы, составляющие действия, условия и операции. Благодаря осознаваемости деятельность становится произвольной и волевой.

Следующее важное свойство деятельности - предметность. Она заключается в своеобразной чувствительности деятельности к своему предмету и в способности подчиняться и уподобляется его свойствам и характеристикам. Благодаря этому свойству деятельность воссоздает их в себе. Это хорошо проявляется в любых предметных действиях. Например, когда человек берет в руки какой-то предмет, то форма и характер действия, а также входящие в его состав движения воспроизводят форму, размеры, вес, материал и другие свойства этого предмета. Характеристики действия будут разными в зависимости от того, каким он окажется: легким или тяжелым, объемным или плоским, скользким или шероховатым, горячим или прохладным и т.д. Выполняя ту или иную деятельность, человек движется к намеченной цели не слепо и не прямолинейно, а очень разумно и гибко. Каждым своим действием он как бы прощупывает предметную реальность, соотносится с ней и воссоздает ее. Особенно это хорошо прослеживается при освоении новых действий или при выполнении деятельности в непривычных и незнакомых условиях.

Существенным и довольно загадочным свойством социальной деятельности человека является изначальная двойственность ее формы. Она представляется одновременно и внешним физическим и внутренним психическим процессом, и объективным и субъективным явлением. С внешней стороны она выглядит как процесс реального физического взаимодействия субъекта с физическим же объектом. При этом человек, используя свое тело (руки, ноги, туловище) как естественный физический инструмент, а также другие необходимые орудия труда и инструменты, осуществляет физическое преобразование объекта и получает некоторый вещественный продукт, соответствующий первоначальному замыслу. Например, портной шьет из ткани костюм, повар готовит из продуктов блюдо, дизайнер оформляет зал и т.п.

Как физический процесс деятельность складывается из конкретных практических действий и движений, совершаемых в определенном пространстве и времени, то есть имеет пространственно-временные координаты и вполне доступна для восприятия. В этом плане она мало чем отличается от многих природных явлений и процессов: химической реакции, развития растения, кипения воды и т.п.

Однако всякая деятельность имеет еще и внутреннюю, скрытую от внешнего наблюдения сторону, без которой она перестает быть таковой. Например, она не может существовать и осуществляться без мотива и цели, которые представляются чисто психическими явлениями, образующими внутренний субъективный (душевный) мир человека. При выполнении сложных и жизненно важных видов деятельности возникает необходимость во многих других внутренних психических компонентах: в эмоциональных переживаниях, в мыслях, в волевом усилии, в оценке своих возможностей, в знаниях и т. д. Причем их присутствие становится просто очевидным. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить несколько примеров из собственного жизненного опыта. Можно сказать, что вся душевная жизнь человека - его психика, представляет из себя внутренний компонент его деятельности, его социального бытия. Следует подчеркнуть, что внутренние компоненты не просто сопровождают внешнюю сторону деятельности, а представляются функционально необходимыми для нее. Без них ее существование просто невозможно. В этом отношении деятельность не обладает никакими физическими характеристиками и определенными пространственно-временными координатами, то есть непонятны ее онтологическая природа и местонахождение.

Деятельность - это целостный процесс, совмещающий в неразрывном единстве внешние физические (объективные) и внутренние психические (субъективные) компоненты. По своей сущности они представляются абсолютно разными и несовместимыми. Современная наука до сих пор не может объяснить психологическую природу и механизм их связи. Внешние и внутренние компоненты деятельности имеют функциональную специализацию. На основе внешних компонентов осуществляются реальные контакты человека с предметами и явлениями окружающего мира, их преобразование, вос-создание их свойств, а также порождение и развитие психических (субъективных) явлений. Внутренние компоненты деятельности выполняют функцию побуждения, целеполагания, планирования, ориентировки (познания), принятия решения, регуляции, контроля и оценки.

В реальной деятельности соотношение внутренних и внешних компонентов может быть разным. В зависимости от этого выделяют два вида деятельности: внешнюю (практическую) и внутреннюю (психическую). Примером внешней деятельности может служить любой физический труд. Учебная деятельность является примером внутренней деятельности. Однако речь идет только об относительном преобладании тех или других компонентов. В «чистом» виде их существование у человека невозможно. Однако мы предполагаем, что при определенных обстоятельствах, в частности после физической смерти человека, внутренние (психические) компоненты деятельности способны к самостоятельному бытию. По крайней мере, фактов, противоречащих этому предположению, не существует.

Деятельность человека обладает способностью к развитию. Она выражается в том, что по мере упражнений и тренировок деятельность становится более совершенной, уменьшается время ее выполнения, снижаются энергетические затраты, трансформируется структура, сокращается количество ошибочных действий, изменяется их последовательность и оптимальность. Одновременно происходит изменение соотношения внешних и внутренних компонентов деятельности: внешние компоненты сокращаются и редуцируются при одновременном увеличении доли внутренних компонентов. Происходит как бы преобразование деятельности по форме. Из внешней, практической и развернутой во времени и пространстве она становится внутренней, психической и сокращенной (свернутой). Этот процесс в психологии называется интериоризацией. Именно таким образом происходит порождение и развитие психики - на основе преобразования деятельности. Однако внутренняя деятельность представляет собой лишь компонент целостной деятельности, ее сторону. Поэтому она легко трансформируется и выражается во внешних компонентах. Переход внутренних компонентов деятельности во внешние называется экстериоризацией. Этот процесс является неотъемлемым атрибутом любой практической деятельности. Например, мысль, как психическое образование, может легко преобразоваться в практическое действие. Благодаря экстериоризации мы можем наблюдать через внешние компоненты деятельности любые психические явления (процессы, свойства, состояние): намерения, цели, мотивы, различные познавательные процессы, эмоциональные переживания, черты характера, и т.д. Но для этого необходимо иметь очень высокий уровень психологической культуры.

По своему происхождению и сущности деятельность является не врожденной, а воспитанной функцией человека. Иначе говоря, он получает ее не по законам генетики как данность, а овладевает ею в процессе обучения и воспитания. Все человеческие (а не индивидные) формы поведения являются социальными по происхождению. Ребенок не изобретает их, а усваивает. Под руководством взрослых людей он учится пользоваться предметами, правильно вести себя в тех или иных жизненных ситуациях, социально принятым способом удовлетворять свои и т.д. Именно в ходе освоения различных он и сам развивается как субъект и как личность. Социальность предметной деятельности выражается и в функциональном плане. При ее выполнении человек прямо или косвенно соотносится с другими людьми, которые выступают как ее содеятели и соучастники. Особенно ярко и отчетливо это прослеживается в условиях совместной деятельности, где функции ее участников определенным образом распределены. Учитывая, что в предметной деятельности всегда соприсутствуют другой человек, ее можно назвать содеятельностью.

По замечанию К. Маркса, общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу. Социальная связь - это совокупность объективных фактов, условий, определяющих совместную деятельность людей в конкретное время для достижения тех или иных целей. В любых видах деятельности и на различных уровнях общественной жизни происходит взаимодействие между людьми (даже если они не находятся в непосредственном, личном контакте), поэтому оно является основой социальной жизни общества.

Социальные взаимодействия - это система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других людей.

В качестве основы любого взаимодействия, структурным компонентом деятельности выступает социальное действие. Всякое действие есть одновременно и обусловленное и обусловливающее. «Социальное действие» является исходным понятием в любой социальной теории.

М. Вебер, например, считал, что социология «есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие».

Социальное действие - это не всякий поступок, а конкретный акт деятельности общественного субъекта (индивида, группы, движения) по преобразованию социальной ситуации в соответствии с его потребностями, целями и реализуемый посредством изменения установок других людей или общностей. Вебер отмечает, что «действием» мы называем действие человека (независимо от того, носит оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому принятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. «Социальным» мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него».

М. Вебер выделяет четыре типа социального действия, которые составляют основу социальной жизни, определяют характер самого общества, отличающиеся в зависимости от степени рациональности, содержащейся в них:

1) целерациональное действие (основано на совпадении смысла действия и смысла действующего);

2) ценностно-рациональное действие (основано на безусловной вере людей в определенные ценности, представления о должном);

3) аффективное действие (основано на эмоциональном состоянии действующего субъекта, не является целеполагающим, осмысленным);

4) традиционное действие (основано на привычных для сообщества нормах, обычаях, традициях, состоит из повседневных практик, совершаемых почти автоматически).

М. Вебер подчеркивал, что «понимающая социология» должна изучать только осмысленные действия людей.

Продуктивной в научном плане представляется теория социального действия современного немецкого исследователя Ю. Хабермаса. Общество он рассматривает как продукт человеческого взаимодействия. Основой социальной жизни, по его мнению, выступают: труд (в его основе лежит инструментальная рациональность, которая имеет стратегический характер и нацелена на максимальную эффективность) и межчеловеческая коммуникация (в ее основе лежит коммуникативная рациональность, стремление к взаимопониманию и согласованию взглядов, что может быть достигнуто в процессе открытых дискуссий между равными партнерами, дискурсивной практики). Общество складывается из взаимодействия «системы», состоящей из институтов, и «жизненного мира», включающего в себя спонтанные практики и значения, признанные членами группы. Отсюда Хабермас типологизирует социальное действие на четыре группы:

1. Стратегическое действие. Под ним понимается действие, управляемое эгоистическими целями. Оно рационально в той степени, в какой субъект действия избирает наиболее эффективное средство получения желаемого. Это предполагает отношение участников стратегического действия к другим лицам как к объективированным средствам или препятствиям на пути к выбранной цели.

2. Нормативное действие. Под ним понимается социальное действие, нацеленное на создание взаимовыгодных ситуаций. Это достигается через подчинение действия властных структур, организаций разделяемым ценностям и нормам.

3. Драматургическое действие. Его целью выступает «представление самого себя» или создание публичного имиджа.

4. Коммуникативное действие. Его целью выступает свободное соглашение участников для достижения совместных результатов в определенной ситуации.

Ю. Хабермас считает, что современное постиндустриальное общество способствовало смещению акцентов с экономической на другие сферы жизнедеятельности - культурную, коммуникационную, что и стало источником социального развития.

Социальная деятельность предполагает активное отношение к миру, в ходе которого происходит, во-первых, его целесообразное изменение и преобразование на основе усвоения и развития наличных форм культуры, во-вторых, преобразование внутреннего мира самого человека. Таким образом, деятельность по своему содержанию есть не что иное, как производство материальных и культурных ценностей, разнообразных форм общения людей, преобразование социальных условий и отношений, а также развитие самого человека.

Социальную деятельность можно условно дифференцировать на практическую (ее цель - преобразование действительности) и духовную (ее цель - отражение действительности).

Деятельность также разделяют на живую и опредмеченную, которые взаимодополняют друг друга. Этот процесс включает в себя следующие составляющие: сам процесс деятельности, цель, средство и результат. Следует подчеркнуть, что все четыре составляющих должны быть согласованы и сбалансированы. Однако господствующее положение, определяющее все другие стороны единства, занимает цель как идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности, как духовный образ деятельности, ее проект. Цель представляет собой предвидение самой деятельности, ее результата, итога. Средство подчиняется цели, оно существует ради цели, и поэтому средство является определенностью самой цели. Цель есть идеальное, мысленное предварение результата деятельности и путей его осуществления с помощью определенных средств.

Взаимодействия могут быть устойчивыми, многоразовыми, постоянными. В ходе устойчивого взаимодействия взаимоожидания людей постоянно изменяются, однако складывается определенный набор устойчивых социальных ожиданий, придающих взаимодействию достаточно упорядоченный, устойчивый, предсказуемый характер. Такой тип связи называют общественными отношениями.

Говоря об «общественном отношении», необходимо учитывать, что социальное взаимодействие рассматривается в контексте условий этого взаимодействия. Общественные отношения проявляются в человеческой деятельности. Вне деятельности людей не может существовать социальная реальность. Деятельность, как определенный тип отношения к действительности, определяется историческими социокультурными программами.

Те общественные отношения между людьми, которые складываются в экономической жизни (по поводу средств производства и их использования в производственно-трудовой деятельности), носят название экономических.

Общественные отношения, складывающиеся в политической сфере жизнедеятельности (по поводу власти), позволяющие осуществлять управление социумом, называются политическими.

Духовные отношения, формирующие духовно-культурную сферу, позволяют человеку реализовывать духовные потребности, способствуют нормативному регулированию общества в целом.

Собственно социальные отношения, составляющие социальную сферу, возникают «из взаимодействий, направленных на достижение разного рода ценностей», регламентируют потребление и распределение различных благ для удовлетворения жизненных потребностей людей. Социальные взаимодействия составляют основу не только общественных отношений, но и образуют социальные институты и социальные общности.

Развитие любого общества напрямую зависит от деятельности его членов в любой из сфер – экономической, социальной, культурной, духовной, бытовой, научной, политической, производственной или других. В зависимости от того, к какой отрасли принадлежат люди, они состоят во взаимоотношениях друг с другом, находясь в рамках своего социального пространства.

В результате этого взаимодействия образуется социальная сфера общества. В прошлом каждый ее слой отгораживался от других своими традициями, правилами или правами. Например, попасть в знатные слои общества ранее можно было только по праву рождения.

Социальная система

Каждое общество развивается по системам, свойственным непосредственно ему. Оно состоит не только из социальных субъектов, но и вмещает все формы человеческой жизнедеятельности. Общество – очень сложная организация, включающая в себя многочисленные подсистемы, которые в совокупности представляют сферы социальной деятельности его членов.

Когда между его субъектами налаживаются устойчивые отношения, формируется общественная жизнь, включающая в себя:

  • многочисленные виды человеческой деятельности (религиозную, образовательную, политическую и другие);
  • социальные институты, например, партии, школы, церкви, семьи и т.д.;
  • различного направления связи между людьми, например, в экономической, политической или других сферах;

Современный человек может находиться в разных социальных областях одновременно и соприкасаться с другими людьми какими-либо сторонами жизни.

Например, официант (низкая социальная ступень) в дорогом ресторане связан с представителями знатной элиты, обслуживая их за столом.

Сферы общественной жизни

Видов человеческой деятельности много, но всех их можно условно поделить на 4 основные категории:

  • социальная сфера касается взаимоотношений различных слоев общества;
  • экономическая – имеет отношение к действиям, связанным с материальными благами ;
  • политической сфере присущи движения различных классов в рамках их гражданских прав и предпочтений;
  • духовная складывается из отношений людей к различным видам материальных, интеллектуальных, религиозных и моральных ценностей.

Каждая из этих категорий подразделяется на свои сферы, в каждой из которой происходит человеческая деятельность, ограниченная ее рамками. В современном обществе нет резких границ между разными социальными областями, поэтому один и тот же индивидуум может находиться сразу в нескольких из них.

Например, во времена рабства или крепостного права эти грани существовали, и то, что мог господин, не позволялось смерду. Сегодня человек может работать в разных сферах, придерживаться определенных политических взглядов, выбирать религию и иметь противоречивое мнение о материальных благах.

Экономическая область общественной деятельности

Социально-экономическая сфера занимается производством, обменом, распределением и потреблением различных материальных благ. Человеческая деятельность при этом направлена на претворение в жизнь научно-технических достижений путем межпроизводственных отношений людей, обмена опытом и информацией и перераспределения ценностей.

Эта сфера является пространством, в рамках которого формируется хозяйственная жизнь общества, основанная на взаимодействии всех отраслей как внутренней, так и международной экономики. В этой области реализуются как материальная заинтересованность индивидуума в результатах своего труда, так и его творческие способности под руководством институтов управления.

Без этой сферы невозможно развитие ни одной страны. Как только экономика приходит в упадок, тот час начинают разрушаться другие области общественной жизни.

Политическая сфера

В любом обществе, на какой бы ступени развития оно не находилось, происходят политические противостояния. Они являются результатом того, что различные партии, социальные группы и национальные общности стремятся занять главенствующую ступень на политической лестнице.

Каждый индивидуум в отдельности стремится оказать влияние на процессы, которые происходят в стране. Чтобы это можно было осуществить, они объединяются в партии, соответствующие их гражданской позиции и воплощают свою политическую волю.

Эта сфера общественной жизни играет важную роль в формировании здоровой конкуренции между различными партиями, и тем самым влияет на демократическое развитие стран, где люди открыто высказывают свое мнение.

Область духовной деятельности

Духовная сфера представляет собой отношение людей в обществе к тем ценностям, которые создаются, распространяются и усваиваются всеми его членами. К ним относятся не только материальные объекты (живопись, скульптура, архитектура, литература), но и интеллектуальные (музыка, достижения науки, человеческие знания и моральные нормы).

Духовная сфера сопровождала человека на всем пути развития цивилизаций и проявлялась в искусстве, воспитании, религиях и многом другом.

Человек в структуре общества

Социальная сфера – это область взаимоотношения людей, входящих в различные классовые и национальные группы. Их целостность определяется демографическими (старики, молодежь), профессиональными (врачи, юристы, учителя и т. д.) и другими признаками, чье социальное обеспечение должно соблюдаться с учетом прав всех членов общества.

Основным направлением в этой сфере является создание оптимальных условий жизни для каждого человека, его здоровья, образования, трудовой деятельности и социальной справедливости для всех слоев населения, какое бы классовое разделение ни существовало в стране.

В зависимости от того, насколько удовлетворены потребности каждого индивидуума в отдельности, а также семей, нацменьшинств, религиозных и рабочих коллективов, можно судить о благосостоянии общества в целом.

Основные статьи расходов в социальной сфере

Бюджет любой страны состоит из множества статей, регламентирующих куда направляются и как распределяются деньги налогоплательщиков, но только в высокоразвитых обществах большая часть этих средств идет на социальные программы.

Основные статьи расходов, которые должны быть заложены в бюджете, это:

  • здравоохранение;
  • образование;
  • культура;
  • жилищно-коммунальные объекты;
  • социальные программы по защите прав и обеспечения граждан.

С появлением первых общин, а в дальнейшем государств, образовались примитивные системы по защите и поддержки бедных слоев населения.

Например, в некоторых странах древности было принято отдавать часть урожая или произведенных товаров в общую казну. Эти средства распределялись между бедняками в трудные времена, например, в неурожайные годы или во время войны.

Социальные модели стран мира

В зависимости от того, насколько государство имеет или не имеет влияние на процессы распределения благ во всех слоях общества, оно разделяется на несколько моделей:

  1. Патерналистская система, при которой население полностью зависит от государства и подчиняется его воле. Социальная сфера жизни людей в такой стране может быть крайне низкой (Куба, Россия, Северная Корея и другие), а люди воспринимаются как «винтики» в системе, которые можно наказывать, уничтожать, поощрять. В этой модели общества население полностью перекладывает ответственность за свою жизнь на правительство.
  2. Шведская модель считается одной из самых прогрессивных в мире, так как экономика в ней на 95% строится на частном капитале, но социальная сфера полностью контролируется государством, которое распределяет большую часть бюджета в здравоохранение, образование и социальные программы. В Швеции бесплатные не только школы и высшие учебные учреждения, но и медицина для детей и молодежи до 21 года. Поэтому в этой стране одни из самых высоких налогов в мире (60%) и лучшее качество жизни.
  3. Социально настроенные модели характеризует достаточно большое влияние государства на поддержку и регулирование социальных программ. В таких странах создают особые условия для ведения малого и среднего бизнеса, вводятся налоговые льготы для предпринимателей, так как основным направлением развития подобной модели является поощрение людей брать инициативу по улучшению качества жизни в свои руки. Ярким примером подобных обществ являются Германия, Австрия, Франция, Италия, Испания и Португалия.

Развитие социальной сферы в любой из этих моделей напрямую зависи строя и состояния экономики, которые существуют в стране.

Сфера культуры

В зависимости от того, на какой ступени развития находится социально-культурная сфера страны, можно в целом судить о благосостоянии ее граждан. Именно в этой области находятся все важные для качественной жизнедеятельности людей отрасли:

  • здравоохранение – количество бесплатных больниц и клиник по сравнению с платным медицинским обслуживанием и его качество;
  • культура – посещение объектов с предметами достояния народа должен быть доступно всем слоям населения. Так же важна защита интеллектуальной собственности деятелей культуры и достойная оплата их труда и творчества;
  • образование – доступность и уровень бесплатного школьного и высшего образования для всех слоев населения;
  • спорт и физическое воспитание – это область культуры, главной задачей которой является поддержание здоровья и красоты, увеличение продолжительности жизни населения;
  • социальное обеспечение – это программы, направленные на помощь малоимущим людям или многодетным семьям.

Если во внутренней политике государства, как культурная, так и социальная сфера занимают ведущее место, то его население процветает.

Цель социальной деятельности

Управление социальной сферой осуществляется институтами власти и находящимися в их ведомствах учреждениями. Объекты, производящие контроль по организации и выполнению программ, необходимых для улучшения качества жизни членов общества, делятся на региональные, областные или местные.

Цель социальной деятельности этих учреждений:

  • охрана здоровья и жизни людей;
  • обеспечение их жильем;
  • равные права для всех на образование и работу;
  • обеспечение после выхода человека на пенсию;
  • право на самовыражение и творческое развитие.

Экономика социальной сферы напрямую зависит от того, как осуществляется распределение товаров и услуг различными органами управления. В развитых странах этим занимается государство, прослеживая уровень жизни всех слоев населения.

Назначение социальной деятельности

Социальная сфера по своему целевому назначению заключается:

  • в развитии человеческих ресурсов ;
  • обслуживание населения на бытовом, торговом, жилищном и других уровнях;
  • социальная защита по системе оказания материальной помощи, страхования, обеспечения условий труда и жизни.

Особое внимание и поддержка должна уделяться тем органам власти и организациям, которые занимаются распределением социальных благ в обществе.

Становление любой профессиональной деятельности, тем более тех ее видов, которые связаны с общением людей, представляет длительный и неоднозначный процесс. История формирования социальной работы как профессиональной деятельности является красноречивым свидетельством этого. На основе издаваемых (начиная с 1750 г. до н. э. в Вавилоне) кодексов справедливости, гражданских актов, призывающих к любви к ближнему, заботе о бедных и т. д., в разных странах в разное время формировался особый вид деятельности - социальная работа.

Предпосылками для ее становления во всем цивилизованном мире являются попечительство, благотворительность, совместный соборный труд, бескорыстное служение различных общин, братств клерикального и светского характера, а также различные формы социальной помощи и поддержки человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации.

Как самостоятельный вид профессиональной деятельности социальная работа в России конституировалась только в 1991 г., когда постановлением Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. № 92 в квалификационный справочник должностей была включена должность “специалист по социальной работе”. Эта должность, установленная для всех отраслей народного хозяйства, стала эквивалентом принятой в мире должности “социальный работник”.

Постановлением Министерства труда РФ от 12 октября 1994 г. № 66 дана тарифно-квалификационная характеристика должности “специалист по социальной работе” в новой редакции, в которой его обязанности расширены.

Рассматривая содержание и структуру социальной работы как вида деятельности, надо исходить, с одной стороны, из общепринятой философской и психологической трактовки деятельности, а с другой - учитывать специфические особенности и факторы, характеризующие ее. Л. П. Буева определяет деятельность как способ существования и развития общества и человека, всестороннего процесса преобразования им окружающей природной и социальной реальности, включая его самого, в соответствии с его потребностями, целями и задачами. Среди основных признаков деятельности она выделяет следующие: целенаправленность, преобразующий и созидательный характер, предметность, детерминированность общественными условиями, обмен деятельностью, общение действующих индивидов .

В исследовании М. С. Кагана дан морфологический анализ деятельности (преобразовательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная деятельность) . Автор выделяет три основных элемента деятельности: субъект, который направляет свою активность на объекты или другие субъекты; объект, на который направлена эта активность; сама активность, которая выражается в установлении субъектом коммуникативного взаимодействия с другими.

По Б. Г. Ананьеву , деятельность имеет многоуровневый характер: во-первых, целостная деятельность как исторически сложившаяся система программ, операций и средств производства, материальных и духовных ценностей общества; во-вторых, деятельность как отдельный акт-действие, включающий в себя цель, мотивы ее выдвижения и способы достижения; в-третьих, деятельность на уровне макродвижений, из которых посредством опредмечивания и построения программ строятся действия; в-четвертых, деятельность на уровне микродвижений, из которых строятся макродвижения.

В этом случае первые два уровня соответствуют рассмотрению деятельности человека как субъекта социального общества, как личности, а последние уровни определяют деятельность человека как природного индивида. Наряду с понятием деятельности в научной литературе часто используется понятие “поведение”.

Разнообразие подходов к рассмотрению понятия деятельности и толкования самого термина способствует появлению множества оснований для классификаций различных форм и типов деятельности. Исходя из этого можно говорить о правовой деятельности, медицинской, производственной и т. д.

Социальная деятельность, цель которой состоит в поддержании жизнеобеспечения и социального функционирования личности, а также создании социального благополучия в обществе, является пространством осуществления социальной работы.

Можно выделить ряд конкретных видов деятельности социального работника. К ним относятся: психологическая, педагогическая, организаторская, управленческая и др. Но при этом надо иметь в виду, что тот или иной вид деятельности преобладает в зависимости от основных функций того или иного социального специалиста.

Любая социальная активность (и социальная работа в том числе) обладает такими компонентами, как цель, средства, условия. Цель социальной работы как деятельности - это гармонизация социальных отношений в обществе, содействие индивидам в защите их социальных прав. Однако следует иметь в виду, что существуют различные основания для возникновения разных видов и форм социальной работы. Одним из таких оснований могут выступать сферы социальной практики. И в этом случае можно говорить о социальной работе в образовании, здравоохранении, сфере досуга и т. д. Другим основанием могут служить социально-демографические или психологические особенности клиентов социальной работы - женщины, молодежь, группы социального риска, лица, склонные к суициду, и т. д. Третьим - характер проблем, встающих перед социальными работниками. Во всех этих случаях будет происходить конкретизация целей социальной работы (например, от профилактики до коррекции).

Для каждого вида социальной работы также будут конкретизироваться, включая различные уровни и сферы (от федерального до местного), условия ее осуществления: политические, экономические, социально-психологические и этнонациональные. Средства в данном случае могут рассматриваться как социальные институты, методы осуществления социальной работы. В этой связи особое значение имеет выделение оснований для типологии социальных служб, организации практической социальной работы.

В основе классификации различных видов и форм социальной работы могут лежать различные основания (это в какой-то степени связано с наличием разных подходов к пониманию сущности и характера социальной работы как деятельности), но все они в конечном счете сводятся к следующим:

  • работа с проблемой клиента;
  • работа с другими службами, учреждениями, организациями;
  • работа по разрешению социальной проблемы.

Эти три формы в свою очередь классифицируются по видам социальной работы. Так, в первом случае можем говорить, с одной стороны, о характере проблемы клиента (развод, потеря работы, смерть близкого человека, инвалидность и т. п.), с другой - об особенностях клиента, так как в качестве клиента может выступать и индивид, и группа, в том числе и общество как большая социальная группа, с третьей - о бедности, наркомании, алкоголизме, бездомности.

Во втором случае, с одной стороны, речь идет о сфере деятельности, в процессе которой возникают проблемы взаимодействия с иными службами, учреждениями, ассоциациями (например, сфера образования, здравоохранения, быта и т. д.), с другой - о статусе этих организаций (государственные, общественные, благотворительные, частные и т. д.).

Выбрав в качестве логического основания для классификации тип клиента со спецификой его социальных проблем, можно говорить о следующих службах:

  • а) служба социальной помощи населению, одной из целей которой является выявление семей, групп социального риска (многодетных, неполных, студенческих, имеющих инвалида, проживающих в неблагоприятных жилищных условиях, асоциального поведения родителей и детей, одиноких, престарелых) и оказание им содействия в получении материальной, медицинской, юридической, психолого-педагогической, социально- бытовой и иной необходимой помощи; выявление у взрослых и детей социальных, личных и ситуативных трудностей; помощь в их преодолении путем поддержки, защиты, коррекции и реабилитации; привлечение в необходимых случаях с этой целью специалистов - юристов, психологов, педагогов и др.;
  • б) служба социальной реабилитации, целью которой является социальная помощь лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, вернувшимся из мест лишения свободы, закрытых учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений;
  • в) службы по оказанию различных видов помощи семье: семейные консультации, службы знакомств, различные виды семейного просвещения и самообразования, сексологические кабинеты, педиатрические кабинеты, педагогические консультации и др.

Основанием для классификации может также выступить сфера деятельности:

  • а) служба социальнобытовой помощи, целью которой прежде всего является расширение спектра предоставляемых услуг престарелым, одиноким, инвалидам; содействие строительству для данной категории людей специальных жилых домов; развитие и совершенствование системы обеспечения инвалидов протезно-ортопедической помощью и специальными изделиями для компенсации дефекта и облегчения быта;
  • б) служба социальной профилактики отклоняющегося поведения, целью которой является работа по предупреждению преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, бродяжничества, правонарушений и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних; содействие созданию и функционированию в учебных заведениях системы профилактики социальной дезадаптации.

Основным документом, на основе которого осуществляется деятельность сотрудников социальной службы, является положение, разработанное на основе действующего законодательства и содержащее следующие основные разделы:

  • общие положения (в этом разделе определяются статус социальной службы, источники ее финансирования);
  • задачи (выделяются основные задачи, обусловливающие специфику деятельности службы);
  • основные направления деятельности;
  • технологии.

В настоящее время существуют более десяти типовых положений различных социальных служб. В каждом из них в той или иной форме присутствуют эти основные четыре раздела.

Одни специалисты, рассматривающие социальную работу как деятельность, осуществляемую на уровне индивида, группы, общества, склонны к формированию концепции, охватывающей все сферы и формы социальной помощи, поддержки, заботы о нуждах людей. Другие, признающие социальную работу деятельностью, направленной на социальную поддержку либо групп риска, либо слабых слоев общества, находящихся в сложном положении (например, нетрудоспособных, семей с детьми, молодежи и т. д.), как бы отождествляют концепции социальной помощи и социальные проекты (программы) по осуществлению и реализации конкретных форм этой помощи.

Важным фактором развития социальной работы в современном обществе стала стандартизация, определяющая понятийный аппарат, нормативы, функции, принципы социальной защиты населения в обществе.

В условиях новых социально-экономических отношений в обществе меняется содержание социальной работы. Она становится важным атрибутом социальной политики государства.

Модель социальной защиты населения, сложившаяся 20 лет назад для решения чрезвычайных задач обеспечения выживания людей в трудных ситуациях, становится важным фактором их социального развития.

Можно признать, что сформированная в этот период практически заново система успешно поддержала значительные группы населения, дезорганизованные и отброшенные за грань выживания радикальными социально-экономическими преобразованиями “лихих девяностых”. Получила большое развитие инфраструктура услуг по надомному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов. Сотни тысяч пожилых людей смогли в преклонном возрасте жить в своих жилищах, в привычном окружении, сохраняя соседские связи и социальные контакты.

Требования времени предполагают усиление внимания к вопросам концептуального изменения и модернизации социальной политики. На практике это означает:

  • отказ от патернализма;
  • частичное разгосударствление социальной сферы;
  • формирование рынка социальных услуг;
  • появление нового субъекта в социальной политике - самого человека (ранее он был преимущественно объектом);
  • переход от преимущественно социальной поддержки к преимущественно социальному страхованию.

Либерализация социальной сферы усиливает многосубъект- ность социальной политики: помимо государства в ней участвуют также общественные институты, предприятия и корпорации. Наконец, субъектом социальной политики может быть отдельная семья, реализующая свои социальные права, формирующая стратегию своего развития.

Следует иметь в виду, что предстоящие изменения в системе социальной работы, на пороге которых мы стоим и которые именно нам предстоит осуществлять, касаются как формирования нового облика социального работника, так и воспитания нового потребителя социальных услуг - свободного от иждивенчества, способного к ответственности за себя и своих близких, умеющего находить социальную информацию и избирательно оценивать предлагаемые социальные услуги.

Хотя значительная часть населения по-прежнему нуждается в поддержке государства, до настоящего времени, к сожалению, не сформулированы представления о том, как именно следует уходить от старой распределительной системы социальной помощи, какими средствами побуждать людей самостоятельно инвестировать свой труд, средства, энергию и предприимчивость в социальную защищенность себя и своей семьи.

Социальные тенденции в деятельности государства в современных условиях имеют свои противоречия.

С одной стороны, государство объективно заинтересовано в снижении социальной нагрузки на бюджет, более рациональном использовании выделяемых средств. С другой - задачи современного социального развития требуют значительных ресурсов для оказания адекватных мер поддержки индивидов. В связи с этим социальные расходы государства как на федеральном, так и на региональном уровнях должны быть оптимальными, а требования адресности являются императивом в организации социальной работы.

Задачи социальной работы - не просто устранить идеологическое несоответствие нерыночного сектора и развивающейся рыночной экономики, но и вывести систему социальной защиты населения на новые направления развития, более высокий качественный уровень их оказания.

20 лет назад в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР в стране была введена профессия “специалист по социальной работе”.

Праздник День социального работника учрежден Указом Президента Российской Федерации от 27.10.2000 г. № 1796 “О Дне социального работника”. День 8 июня для праздника выбран не случайно. Именно 8 июня в 1701 г. Петр I издал Указ “Об определении в домовыя Святейшего Патриарха богаделен для нищих, больных и престарелых” (о создании при церквях богаделен для нищих, больных и престарелых).

В начале 90-х гг. прошлого столетия в условиях резкого ухудшения жизни миллионов граждан социальные работники обеспечили выживание пожилых людей, нуждавшихся в постоянной помощи, безнадзорных и беспризорных детей, инвалидов и беженцев. Их труд позволил снизить уровень социальной напряженности в обществе.

В связи с этим возрастает и роль социальных работников в обществе, которую трудно переоценить. Они обеспечивают реализацию социальной политики, направленную на сохранение и поддержание социальной стабильности в обществе. Благодаря им люди получают реальную поддержку, а зачастую вновь обретают возможность и желание жить. Их чуткость и отзывчивость, терпение и душевное тепло, щедрость и милосердие сглаживают одиночество, боль и страдания людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Модернизация - это не только разработка и использование новой техники и технологий, основанных на достижениях современной науки. Главное - это модернизация сознания людей, социальных работников, которые должны понимать смысл проводимых преобразований и иметь мотивацию к их успешной реализации.

  • См.: Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.
  • См.: Каган М. С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М., 1974.
  • См.: Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (об-во, класс, личность) в различн. сферах и на различн. уровнях соц. организации об-ва, преследующих определенные соц. цели и интересы и использующих во имя достижения этих целей и удовлетворения интересов различн. средства - экономия., соц.. политич. и идеологические. Д.с. имеет место тогда, когда личность, группа, класс или об-во в целом ставят перед собой цели и активно участвуют в их реализации. Многообразие соц. действий можно свести к 4 основным группам: 1) целенаправленное действие, связанное с изменением данной соц. системы или условий деятельности; 2) действие, направленное на их стабилизацию; 3) действие, преследующее адаптации к данной соц. системе и условиям деятельности; 4) интегративное действие, предполагающее включение личности, группы или какой-либо общности в более крупную соц. общность или систему. Д.с. характеризует субъекта. Ее элементами являются предметность, обусловленная рез-тами прошлой деятельности, накопленным опытом и знаниями, целесообразность, преобразование объекта, на к-рый направлена , или создание нового, ранее неизвестного объекта. Любая деятельность включает 4 взаимосвязанные подсистемы: объективно-предпосылочную (потребности и интересы); субъективно-регулятивную (диспозиции); исполнительскую (совокупность поступков, совершаемых во имя реализации поставленной цели); объективно-результативную (рез-ты деятельности). Лит.: Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа М., 1974; Сагатовский В.Н. Структура

деятельности//3акономерности научного познания. Томск, 1982. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. Осипов Г.В. Природа и общество//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996. Г.В. Осипов

Российская социологическая энциклопедия. - М.: НОРМА-ИНФРА-М . Г.В. Осипов . 1999 .

Смотреть что такое "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ" в других словарях:

    Деятельность социальная - динамическая система активного взаимодействия личности, социальной группы или общества с окружающим миром, в процессе которого осуществляется целесообразное изменение и преобразование природной и социальной среды, самого человека … Социологический словарь Socium

    СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ - концептуально автономная область филос. познания, обращенная на общество, историю и человека как субъекта социокультурных взаимодействий. В истории филос. мысли выделяются два типа социального философствования, исходящие из разного понимания… … Философская энциклопедия

    деятельность - целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. В качестве объяснительного принципа психики категория Д. используется при изучении различных областей психической реальности (психология познавательных процессов, мо …

    Социальная инженерия (социология) - Социальная инженерия это совокупность подходов прикладных социальных наук, которые ориентированы на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое поведение и обеспечивающих контроль за ним. На становление и… … Википедия

    Социальная организация - общества (от позднелат. organizio формирую, сообщаю стройный вид < лат. organum орудие, инструмент) установленный в обществе нормативный социальный порядок, а также деятельность, направленная на его поддержание или приведение к нему. Под… … Википедия

    Социальная политика - Социальная политика политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных… … Википедия

    Социальная инженерия (проектирование) - Социальная инженерия деятельность направленная на изучение, прогнозирование и проектирование развития социальных систем (групп, общностей, организаций). В отечественной науке и практике управления впервые этот термин употребил в начале ХХ века… … Википедия

    социальная психология - наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. В течение длительного периода социально психологические идеи… … Большая психологическая энциклопедия

    СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологич. характеристики этих групп. С. п. возникла в сер. 19 в. на стыке психологии и социологии. Ко 2 й… … Философская энциклопедия

    Социальная защита - в широком смысле деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену… … Финансовый словарь

Книги

  • Социальная педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата , Соколова Н.А. , В учебнике рассматриваются теоретические, методологические и технологические аспекты социальной педагогики, а также дается характеристика отдельным категориямклиентов социальной работы. Курс… Издатель: ЮРАЙТ , Производитель:
Вверх