Мине соченение о петре 1. Эссе на тему " Петр l". Сочинение про Петра I

Эссе на тему: «Личность Петра I».

Личность Пётра I является одной из самых известных в истории нашей страны. И на это есть свои причины. Ведь Пётр I, без сомненья, внёс огромный вклад в развитие России, превратив её в действительно сильную империю.

Родился Петр Первый 30 мая (9 июня) 1672 г. в Москве. Он был младшим сыном царя Алексея Михайловича от второго брака с царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной. К власти пришёл в 1682 году (правил с 1689 по 1696 г. вместе с братом Иваном V), с 1721 г. принял титул императора; правил до 1725 г.

Личность Петра I противоречива и неоднозначна, многие историки оценивают его деятельность по-разному. О нём самом и о том, что он сделал для страны за время своего правления, можно рассуждать очень долго. Но я постараюсь в этом эссе разобраться, какое же всё-таки влияние на Россию оказал этот человек.

Пётр I был очень целеустремленным правителем, он отличался трудолюбием, упорством, любознательностью и волевым характером, что и помогало ему в осуществлении своих планов на пути к развитию страны.

Россия в период начала правления Петра Алексеевича находилась в состоянии тяжелого застоя, она отставала от многих европейских стран в социально-экономическом, военном и культурном отношении, находилась в международной изоляции. Всё это царь прекрасно осознавал и видел явную необходимость в осуществлении реформ. Его реформаторский курс охватывал все сферы жизни общества – социальную сферу, экономику, управление, военное дело и культуру.

Им были проведены реформы государственного управления, а именно: созданы Сенат, коллегии и органы высшего государственного контроля и политического сыска; учрежден «Табель о рангах»; страна становится разделена на губернии; церковь подчинена государству; строится город Санкт-Петербург – новая столица России. В сфере торговли и промышленности им проводилась политика меркантилизма: появлялись мануфактуры, заводы (металлургические, горные и др.), пристани и каналы. Происходило упрочнение экономического и политического положения дворянства. Пётр усилил военную мощь страны, он руководил постройкой флота и созданием регулярной армии. Что касается просвещения, то за время правления императора было открыто множество учебных заведений, Академия наук, принята гражданская азбука и т.д.

Пётр I активно участвовал и во внешней политике страны. Он возглавлял армию в Азовских походах (1695-1696), Северной войне (1700-1721), Персидском походе (1722-1723) , Прутском походе (1711), а также руководил войсками в сражениях под Полтавой (1709), при Лесной (1708) и при взятии Нотебурга (1702). В итоге, территории России значительно расширились, был получен выход к Балтийскому морю, налажены дипломатические и торговые связи со странами Европы, Московское царство было провозглашено Российской империей.

Преобразования, которые Пётр Алексеевич совершил как во внутренней, так и во внешней политике, конечно же, повлияли положительно на состояние России и изменили привычные устои русской жизни.

Но таких результатов Пётр I добился далеко не самыми гуманными способами. В его характере часто прослеживалась жестокость, вспыльчивость, порывистость. В своих решениях и действиях он вел себя достаточно жёстко, не жалея жизни людей и не считаясь со средствами, необходимыми для достижения поставленных целей. Так, например, по подсчетам историков, за время строительства Петербурга погибло около 200 тысяч человек.


1682 – 1725 годы – это период правления Петра I, прозванного Великим. С 1721 года он становится императором. Это период больших преобразований. Назову наиболее важные из них.

В 1697 – 1698 годах Пётр отправился с Великим Посольством в Европу. Причиной Великого Посольства была нужда в союзниках против Турции. Целью посольства был найм офицеров, солдат и матросов на русскую службу, закупка оружия. Пётр хотел обучиться у иностранных мастеров корабельному строительству и сам поехал с посольством. Это был первый в истории России выезд царя за рубеж. Итогом этого события был союз России против Швеции (союзников в борьбе против Турции не удалось найти). Также Пётр I, посетив Голландию, обучился плотницкому мастерству, встречался с Ньютоном, посетил Гринвичскую обсерваторию, побывал в парламенте Англии.
Другим значительным событием этого периода является Северная война, которая началась в 1700 году и завершилась в 1721 году подписанием Ништадтского мирного договора. Шведскому королю Карлу XII в начале войны удалось у России союзников и одержать ряд побед. Пётр I, назвав шведов «своими учителями», стал принимать меры, сделавшие армию сильной и боеспособной. Стала создаваться регулярная армия, открывались навигацкие школы, был основан Санкт – Петербург, шло интенсивное строительство кораблей. Всё это усилило русскую армию и позволило ей вырвать победу в Полтавской битве и в ряде других сражений на суше и в море (в 1714 г. при Гангуте, а в 1720 г. у острова Гренгам). Итогом этого события была победа России в войне. По условиям Ништадтского мира к России отошли Лифляндия, Эстляндия, Ингреманландия, часть Карелии с Выборгом, острова Эзель и Даго.

Выдающимися личностями первого события, то есть Великого Посольства, являются глава Посольского приказа Фёдор Головин и генерал – адмирал Франц Лефорт. Головин был главным руководителем русской внешней политики с 1699 года. Он лично наблюдал и руководил вербовкой на русскую службу 800 инженеров, врачей, офицеров. При его участии были закуплены десятки тысяч ружей со штыками, которых в то время не было в России. Головин после Меншикова стал вторым подданным России, возведенным в графский титул Священной Римской империи. Франц Лефорт был главным официальным лицом посольства. Он вёл активные политические переговоры, устраивал приёмы, переписывался с европейскими политиками, беседовал с теми, кто хотел поступить на русскую службу.

Центральными фигурами во время Северной войны были фельдмаршал Б.П. Шереметьев, А.Д. Меншиков, В.В. Голицын. Шереметьев руководил наступлением в Лифляндии и нанёс шведам сокрушительное поражение. Меншиков захватил ставку Мазепы – город-крепость Батурин, командовал русской кавалерией и участвовал во всех основных сражениях со шведами. В Полтавской битве Меншиков взял в плен 16 тысяч шведов, при этом под его командованием в это время было 9 тыс. солдат. Как видим, роль названых личностей эпохи велика.

Рассмотрим, какие существуют причинно – следственные связи между данными событиями. Оба события – и Великое посольство, и Северная война – были продиктованы общими причинами, среди которых необходимость выхода страны на европейский уровень, расширение торговых связей и дипломатии, желание Петра поставить Россию на новый международный уровень. Следствием стало рост международного авторитета России, выход в Балтийское море («окно в Европу») и укрепление России в целом.

Правление Петра I нельзя оценить однозначно. С одной стороны, благодаря петровским реформам Россия стала великой державой и приобщилась к европейской цивилизации. Эти преобразования носили прогрессивный характер. Так считают Татищев, Ломоносов, Соловьев. С другой стороны, защищая Отечество от врагов, Пётр I опустошил его больше всякого врага. После Петра государство стало сильнее, но народ беднее. Это по мнению Ключевского. Карамзин подчёркивал, что были разрушены русские национальные устои.

Но в целом, эпоха Петра Великого подняла Россию на новый уровень развития и укрепила авторитет страны среди других государств.

Учитель истории МКОУ "Мюрегинская СОШ" Абидова П.Г.

Урок истории по теме «Роль Петра Первого в истории России» проводится в соответствии с рабочей учебной программой по ОУД 04 «История» в группах 1 курса.

Одной из интересных для студентов форм урока является урок написания эссе об исторических персонажах.

В данной методической разработке приведена структура урока и имеется пример написания эссе с критериями оценки.

При написании эссе нужно учитывать следующие:

  1. Раскрыть тему.
  2. Четко поставить вопросы.
  3. Выразить свою точку зрения на личность Петра 1
  4. Сохранить смысловое единство и логическую связь текста.
  5. Обратить внимание на аргументы и факты, удачное сочетание которых позволяет достичь целостности работы.
  6. Заканчивая работу, есть смысл сослаться на мнение учёного.

Раздел: История России в конце ХVII – в начале ХVIII века.

Цели :

  • Научить написать эссе как самостоятельное изложение в письменном виде свою точку зрения на историческое событие.
  • Формировать потребность выражать собственное мнение.
  • Способствовать воспитанию чувств любви к Родине и её истории.

Задачи:

  • Дать оценку деятельности Петра Первого как исторической личности.
  • Выявить, что он сделал для развития России во внешней политике, в военном строительстве, в экономике, какие результаты были достигнуты.

Метод обучения: Самостоятельная работа с элементами исследовательского и сравнительного характера.

Оборудование урока:

  • Учебник по Истории России для 10 класса А. Н. Сахаров М. 2010 г.
  • Н. И. Павленко «Петр Великий.» серия Ж.З.Л.
  • В.О. Ключевский «История Государства Российского.»
  • С.М. Соловьёв «История Государства Российского.»
  • Е.В. Тарле «Петр Первый.»
  • DVD фильм «История Государства Российского.»

Эпиграф к уроку

«При стуке топора и громе пушек наша страна вошла в число мировых держав»

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка присутствующих студентов.

Вступительное слово преподавателя: «Мы сегодня с вами пишем письменную работу. Эссе по теме «РОЛЬ ПЕТРА ПЕРВОГО В ИСТОРИИ РОССИИ»

Кто знает что такое ЭССЕ?

Ответ нам даёт энциклопедический словарь.

Эссе (от французского-опыт, набросок) - малый жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающей подчеркнутую индивидуальную позицию автора с непринуждённым изложением.

Основатель жанра Мишель Леонтель-французский писатель ХVI века, автор книги «Опыты.» Этот жанр дошёл до нашего времени примером
может быть роман-эссе В.С. Гросмана «Жизнь и судьба.» (о Сталинградской битве).

2. Мысль должна быть подкреплена фактами или аргументами.

4. Эссе призвана удивить читателя (интересным вопросом или высказыванием) проблемным вопросом.

План написания эссе:

1. Вступление или введение – это актуальность темы почему вы решили раскрыть данные вопросы по теме.

2. Основная часть – это изложение тезисов и фактов.

3. Заключение или вывод по теме.

Критерии оценки эссе:

1. За актуальность или введение

2. Раскрытие вопросов и темы с доказательствами

3. За творчество

5. Заключение

Проблемный вопрос урока-эссе:

Для чего пишется эссе? Как вы считаете?

Ответ : Может пригодится в профессиональной подготовке, при работе над дипломным проектом, при поступлении на работу, чтобы составить анкету или резюме, чтобы работодатель разглядел образ конкретного работника.

Работа студентов на уроке:

  • Открыть учебник А.Н. Сахарова «История России» параграф № 41-45
  • Используя текст учебника составить вопросы перед собой по теме которые бы могли раскрыть тему и ответить на них в эссе, тема на доске.

Примеры вопросов:

1. Какие события повлияли на характер Петра I в детстве?

2. Какими методами проводил преобразования в стране ПетрI?

3. К каким результатам привели реформы Петра I Россию?

4. Докажи с помощью фактов, какие задачи решала Россия в Северной войне?

5. Какие личные качества проявил Петр I в Полтавской битве?

6. Стала ли Россия при Петре I Великой державой?

7. Какие изменения внес Петр I в развитие экономики, политики, культуры?

8. Как реформы Петра I повлияли на развитие образования и просвещения в России?

9. Можно ли говорить о Петре I как о талантливом дипломате?

10. Был ли Петр I организатором побед Русской армии?

11. Сопровождались ли реформы Петра I с напряжением сил народных?

12. Как преобразование в стране повлияли на будущее России?

Пример написания Эссе

Введение

Я выбрал эти вопросы к теме, потому, что, на мой взгляд, она затрагивает проблему личности в истории, которая мне интересна. Петр Первый - одна из важнейших фигур Русской истории, во многом определившая своей деятельностью ее дальнейшее развитие. Правление первого русского императора не оставляет равнодушными историков, а проведенные реформы остаются в центре внимания научных дискуссий. Для меня лично Петр Первый является наиболее любимой царской фигурой, из тех фактов о Петре, которые я узнал, из учебников, различных книг и кинофильмах. Все, что я узнал подтолкнуло меня к дальнейшему изучению личности Петра Первого и его места в истории. Про него можно сказать: «Он был правителем, не имевшим себе равных в мировой истории» - как писал Н.И. Павленко в биографии Петра Первого в книге «Жизнь замечательных людей».

Для того чтобы разобраться в личности Петра я поставил перед собой следующие вопросы:

1. Можно ли говорить о Петре Первом как о дипломате?

2. Был ли Петр Первый талантливым полководцем?

3. Как реформы Петра Первого повлияли на положение народа?

4. Как преобразование в целом отразились на развитие России?

Дипломат

Итак, был ли Пётр дипломатом вообще, и, тем более, талантливым и проницательным? Думаю, на этот вопрос можно ответить утвердительно. Вспомнить только, что Великое посольство I697-1698 гг. имело дипломатические цели (так, Пётр хотел выявить интересы европейских держав и возможность создания союза против Турции), и то, что его провал (было очевидно, что Европа не готова воевать с Турцией) был выгодно использован Петром. Царь понял, что у него есть возможность повернуть силы в другом направлении, и создал Северный союз против Швеции, дипломатически подготавливая Северную войну (1700-1721). Можно сказать, что он также расширял связи Европы с Россией (как политические, так и экономические, и культурные), что всегда идёт на благо дипломатическим отношениям.

Полководец

Нельзя не согласиться и с тем, что Пётр был хорошим военным организатором и полководцем. Нужно сказать, организатором Пётр был прекрасным во всех смыслах, потому что его деятельность по реформированию всех сфер жизни государства повысила работоспособность как страны, так и армии. Но и в самой военной сфере Пётр провёл множество реформ (создание регулярной армии, флота, инженерной, Навигацкой школ и т.д.), что в итоге позволило сосредоточить все силы государства для победы в Северной войне. Как пишет И.В. Курукин, «Пётр завершил в России процесс «военной революции» - переход от традиционного рыцарского войска к современной армии, вооружённой современным оружием». Важнейшие битвы, такие как осада Нотебурга 1702 г., взятие Нарвы 1704 г. были тщательно спланированы до самих битв, крепости изучались по имевшимся о них данным. Пётр и его полководцы применяли и военные хитрости, такие как «маскарад» при взятии Нарвы или использование преимуществ изрезанной береговой линии и более лёгких и небольших кораблей в битве при Гангуте (1714) и Грен-гаме (1720). Личная храбрость Петра Первого проявилась в Полтавской битве как свидетельствуют современники: одна пуля прострелила седло, другая пуля попала в шляпу, третья - повредила нательный крест.

Петр Первый лично участвовал в захвате шведских судов на реке Неве, за это был награжден орденом Андрея Первозванного и получил звание капитана-командора.

Напряжение сил народных

Насколько серьёзным испытанием для народа стали преобразования Петра и война? «Для резкого рывка навстречу Европе Пётр был готов пожертвовать всем, даже собой, своими близкими», - пишет С.Ф. Платонов, и так оно и было. Рекрутская повинность, подушная подать и дополнительные повинности, связанные с масштабным строительством, легли тяжёлой ношей на плечи народа. В то же время реформы Петра укрепили это положение, усилив зависимость крестьян от дворянства. Даже производство было организованно по жёстким правилам и, в отсутствие свободной рабочей силы, основано на использовании труда зависимых крестьян. Работных людей набирали из разорившихся горожан, беглых крестьян, бродяг и учили их мастерству. Уходить с заводов было запрещено, поэтому работные люди фактически являлись крепостными. По петровским указам началось массовое строительство заводов (мануфактур). Если в начале правления Петра насчитывалось около 30 крупных предприятий, то к концу правления в России было от 100 до 230 мануфактур.

Будущее страны

Ответим на последний вопрос: а было ли это испытание необходимым? Тарле пишет, что Россия «отстаивает своё будущее», но что он имеет в виду? На мой взгляд, здесь под «будущим» государства подразумевается возведение России в ранг империи. Именно это достижение и стало пиком всей деятельности Петра, главным результатом. К тому же в начале правления Петра Алексеевича, привычные институты управления, вроде тех же приказов, традиционные экономические и социальные отношения начинали устаревать и тормозили развитие государства. Пётр смог вовремя понять нужды России и спасти её от надвигающегося кризиса с помощью реформ.

Заключение

Итак, Петру Первому удалось организовать государство и армию, чтобы проводить необходимую внешнюю политику. Будучи талантливым дипломатом, Пётр сумел создать себе военную поддержку союзников. Его политика позволила России стать империей и в будущем влиять на европейские международные отношения. Но нужно помнить и слова СМ. Соловьёва: «Никогда никакому народу не удавалось совершить такого подвига, как российскому народу во времена Петра Первого». Победы Петра не могли произойти без по-настоящему героического трудового напряжения всех сил страны, и эта черта рассматриваемого периода, на мой взгляд, не должна забываться.

Критерии оценки:

Работы студентов оцениваются в баллах:

1. За введение - 1 балл (за четкую постановку вопросов)

2. За основную часть - 1 балл (тема раскрыта)

5. За заключение - 1 балл (сделан вывод и заключение)

Итого - 5 баллов

Вывод

Умение и навыки полученные при подготовке и написанию эссе, могут на мой взгляд быть полезными в дальнейшей жизни студентов, подготовить аргументированное выступление, написать автобиографию.

Список использованной литературы

  1. Н.И. Павличенко Серия ЖЗЛ «Петр Великий» М-2010г.
  2. П.А. Баранов «История» Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ (схемы, таблицы). М-2017г.
  3. А.А. Талызина «Историческое эссе». М-2016г.
  4. А.Н. Сахаров «История России» Учебник 2 ч. для 10 классов. М-2010г.
  5. С.М. Соловьев «История государства Российского». М-2010г.
  6. DVD-фильм по сочинению Н.М. Карамзина «История государства Российского» 500 серий.

Российский царь с 1682 (правил с 1689), первый российский император (с 1721), младший сын Алексея Михайловича. Провел реформы государственного управления (созданы Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля и политического сыска; церковь подчинена государству; проведено деление страны на губернии, построена новая столица - Санкт-Петербург). Использовал опыт западноевропейских стран в развитии промышленности, торговли, культуры. Проводил политику меркантилизма (создание мануфактур, металлургических, горных и других заводов, верфей, пристаней, каналов). Возглавлял армию в Азовских походах 1695-1696, Северной войне 1700-21, Прутском походе 1711, Персидском походе 1722-23 и др.; командовал войсками при взятии Нотебурга (1702), в сражениях при д. Лесная (1708) и под Полтавой (1709). Руководил постройкой флота и созданием регулярной армии. Способствовал упрочению экономического и политического положения дворянства. По инициативе Петра I открыты многие учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука и т. д. Реформы Петра I проводились жестокими средствами, путем крайнего напряжения материальных и людских сил, угнетения народных масс (подушная подать и др.), что влекло за собой восстания (Стрелецкое 1698, Астраханское 1705-06, Булавинское 1707-09 и др.), беспощадно подавлявшиеся правительством. Будучи создателем могущественного абсолютистского государства, добился признания за Россией странами Зап. Европы авторитета великой державы.

ПЕТР I ВЕЛИКИЙ , российский император. Сын царя Алексея Михайловича от второго брака с Н. К. Нарышкиной (см. Нарышкины).

Детство, юность, образование

Лишившись в 1676 отца, Петр до десяти лет воспитывался под присмотром старшего брата царя Федора Алексеевича, который выбрал для него в учителя подьячего Никиту Зотова, обучавшего мальчика грамоте. Когда в 1682 Федор умер, престол должен был наследовать Иван Алексеевич, но, поскольку он отличался слабым здоровьем, сторонники Нарышкиных провозгласили царем Петра. Однако Милославские, родственники первой жены Алексея Михайловича, с этим не смирились и спровоцировали стрелецкий бунт, во время которого десятилетний Петр стал свидетелем жестокой расправы над близкими ему людьми. Эти события оставили в памяти мальчика неизгладимый след, отразившись и на его психическом здоровье, и на мировоззрении. Результатом бунта был политический компромисс: на трон были возведены вместе Иван и Петр, а правительницей названа их старшая сестра царевна Софья Алексеевна. С этого времени Петр с матерью жили в основном в селах Преображенском и Измайлове, появляясь в Кремле лишь для участия в официальных церемониях, а их отношения с Софьей становились все более враждебными. Ни светского, ни церковного систематического образования будущий царь не получил. Он был предоставлен сам себе и, подвижный и энергичный, много времени проводил в играх со сверстниками. Позднее ему было позволено создать собственные “потешные” полки, с которыми он разыгрывал сражения и маневры и которые впоследствии стали основой русской регулярной армии. В Измайлове Петр обнаружил старый английский бот, который по его приказу отремонтировали и опробовали на р. Яузе. Вскоре он попал в Немецкую слободу (см. Кукуй), где впервые познакомился с европейским бытом, испытал первые сердечные увлечения и завел друзей среди европейских купцов. Постепенно вокруг Петра сложилась компания приятелей, с которой он проводил все свободное время. В августе 1689, когда до него дошел слух о подготовке Софьей нового стрелецкого бунта, он бежал в Троице-Сергиев монастырь, куда к нему прибыли из Москвы верные полки и часть двора. Софья, почувствовав, что сила на стороне брата, предприняла попытку примирения, но было поздно: она была отстранена от власти и заточена в Новодевичий монастырь.

Начало самостоятельного правления

Во второй половине 17 в. Россия переживала глубокий кризис, связанный с социально-экономическим отставанием от передовых стран Европы. Петр с его энергией, пытливостью, интересом ко всему новому оказался человеком, способным решить стоявшие перед страной проблемы. Но поначалу он передоверил управление страной матери и дяде, Л. К. Нарышкину (см. Нарышкины). Царь по-прежнему мало бывал в Москве, хотя в 1689 по настоянию матери женился на Е. Ф. Лопухиной. Петра привлекали морские забавы, и он надолго уезжал в Переславль-Залесский и в Архангельск, где участвовал в постройке и испытании кораблей. Лишь в 1695 он решил предпринять настоящий военный поход на турецкую крепость Азов. Первый Азовский поход закончился неудачей, после чего в Воронеже был спешно построен флот, и во время второго похода (1696) Азов был взят. Тогда же был основан Таганрог. Это была первая победа молодого Петра, значительно укрепившая его авторитет. Вскоре после возвращения в столицу царь отправился (1697) с Великим посольством за границу. Петр побывал в Голландии, Англии, Саксонии, Австрии и Венеции, учился корабельному делу, работая на верфях, знакомился с техническими достижениями тогдашней Европы, ее образом жизни, политическим устройством. Во время его заграничной поездки была заложена основа союза России, Польши и Дании против Швеции. Известие о новом стрелецком бунте заставило Петра вернуться в Россию (1698), где он с необычайной жестокостью расправился с восставшими (см. Стрелецкое восстание 1698).

Первые преобразования

За границей в основном сложилась политическая программа Петра. Ее конечной целью стало создание регулярного полицейского государства, основанного на всеобщем ему служении, государство понималось как “общее благо”. Сам царь считал себя первым слугой отечества, который собственным примером должен был учить подданных. Нетрадиционное поведение Петра, с одной стороны, разрушало веками складывавшийся образ государя как сакральной фигуры, а с другой - вызывало протест у части общества (прежде всего у старообрядцев, которых Петр жестоко преследовал), видевшей в царе антихриста.

Реформы Петра начались с введения иностранного платья и приказа брить бороды всем, кроме крестьян и духовенства. Так изначально русское общество оказалось разделенным на две неравные части: для одной (дворянство и верхушка городского населения) предназначалась насаждаемая сверху европеизированная культура, другая сохраняла традиционный уклад жизни. В 1699 была также осуществлена реформа календаря. В Амстердаме была создана типография для издания светских книг на русском языке, основан первый русский орден - Св. апостола Андрея Первозванного. Страна остро нуждалась в собственных квалифицированных кадрах, и царь распорядился отправить на учебу за границу юношей из знатных семейств. В 1701 в Москве была открыта Навигацкая школа. Началась и реформа городского управления. После смерти в 1700 патриарха Адриана нового патриарха избирать не стали, и Петр создал Монастырский приказ для управления церковным хозяйством. Позднее вместо патриарха было создано синодальное правление церковью, сохранявшеся до 1917. Одновременно с первыми преобразованиями интенсивно шла подготовка к войне со Швецией, для чего предварительно был подписан мирный договор с Турцией.

Уроки Северной войны

Война, главной целью которой было закрепление России на Балтике, началась с поражения русской армии под Нарвой в 1700. Однако этот урок пошел Петру впрок: он понял, что причина поражения прежде всего в отсталости русской армии, и с еще большей энергией принялся за ее перевооружение и создание регулярных полков, сперва путем сбора “даточных людей”, а с 1705 с помощью введения рекрутской повинности. Началось строительство металлургических и оружейных заводов, поставлявших для армии высококачественные пушки и стрелковое оружие. Поход шведских войск во главе с королем Карлом XII на Польшу позволил русской армии одержать первые победы над противником, захватить и опустошить значительную часть Прибалтики. В 1703 в устье Невы Петр основал Санкт-Петербург - новую столицу России, которая по замыслу царя должна была стать образцовым городом-“парадизом”. В эти же годы Боярскую думу сменила состоявшая из членов ближайшего окружения царя Консилия министров, наряду с московскими приказами в Петербурге создавались новые учреждения. В 1708 страна была разделена на губернии. В 1709 после Полтавского сражения наступил перелом в войне и царь смог больше внимания уделять внутриполитическим делам.

Реформа управления

В 1711, отправляясь в Прутский поход, Петр основал Правительствующий сенат, имевший функции главного органа исполнительной, судебной и законодательной власти. С 1717 началось создание коллегий - центральных органов отраслевого управления, основанных принципиально иначе, чем старомосковские приказы. Новые органы власти - исполнительные, финансовые, судебные и контрольные - создавались и на местах. В 1720 был издан Генеральный регламент - детальная инструкция по организации работы новых учреждений. В 1722 Петр подписал Табель о рангах, определившую порядок организации военной и статской службы и действовавшую вплоть до 1917. Еще ранее, в 1714, был издан Указ о единонаследии, уравнявший в правах владельцев поместий и вотчин. Это имело важное значение для формирования российского дворянства как единого полноценного сословия. Но первостепенное значение для социальной сферы имела податная реформа, начатая в 1718. В России была введена подушная подать с лиц мужского пола, для чего проводились регулярные переписи населения (“ревизии душ”). В ходе реформы была ликвидирована социальная категория холопов и уточнен социальный статус некоторых других категорий населения. В 1721, после окончания Северной войны Россия была провозглашена империей, а Сенат удостоил Петра титулами “Великий” и “Отец отечества”.

Преобразования в экономике

Петр I отчетливо понимал необходимость преодоления технической отсталости России и всячески способствовал развитию русской промышленности и торговли, в том числе внешней. Его покровительством пользовались многие купцы и промышленники, среди которых наиболее известны Демидовы. Было построено много новых заводов и фабрик, возникли новые отрасли промышленности. Однако ее развитие в условиях военного времени привело к приоритетному развитию отраслей тяжелой индустрии, которые по окончании войны существовать без поддержки государства уже не могли. Фактически закрепощенное положение городского населения, высокие налоги, насильственное закрытие Архангельского порта и некоторые другие правительственные меры не благоприятствовали развитию внешней торговли. В целом продолжавшаяся в течение 21 года изнурительная война, требовавшая крупных капиталовложений, получаемых в основном путем чрезвычайных налогов, привела к фактическому обнищанию населения страны, массовым побегам крестьян, разорению торговцев и промышленников.

Преобразования в области культуры

Время Петра I - это время активного проникновения в русскую жизнь элементов светской европеизированной культуры. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета. Успех по службе Петр поставил для дворян в зависимость от образования. Специальным указом царя были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царем плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта, времяпрепровождения. Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр. Постепенно в образованной среде складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений. В 1724 была основана Академия наук (открылась в 1725).

Личная жизнь царя

По возвращении из Великого посольства Петр окончательно порвал с нелюбимой первой женой. Впоследствии он сошелся с пленной латышкой Мартой Скавронской (будущая императрица Екатерина I), с которой венчался в 1712. Она родила ему нескольких детей, из которых выжили лишь дочери Анна и Елизавета (будущая императрица Елизавета Петровна). Петр, по-видимому, был очень привязан к своей второй жене и в 1724 короновал ее императорской короной, намереваясь завещать ей престол. Однако незадолго до смерти он узнал об измене жены с В. Монсом. Не складывались и отношения царя с сыном от первого брака, царевичем Алексеем Петровичем, который погиб при не до конца выясненных обстоятельствах в Петропавловской крепости в 1718. Сам Петр умер от болезни мочеиспускательных органов, не оставив завещания.

Итоги петровских реформ

Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление кризиса традиционализма путем модернизации страны. Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. Значительно вырос авторитет России в мире, а сам Петр стал для многих образцом государя-реформатора. При Петре были заложены основы русской национальной культуры. Царь создал также систему управления и административно-территориального деления страны, сохранявшуюся в течение долгого времени. Вместе с тем, главным инструментом проведения реформ было насилие. Петровские реформы не только не избавили страну от сложившейся ранее системы социальных отношений, воплощенной в крепостничестве, но, наоборот, консервировали и укрепили его институты. В этом заключалось главное противоречие петровских реформ, предпосылки будущего нового кризиса.

Сочинения:

Письма и бумаги императора Петра Великого. Т. 1-7. СПб., 1887-1917. Т. 8-12. М., 1946-1975.

Список литературы

Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. СПб., 1859-1863. Т. 1-4, 6.

Соловьев С. М. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1984.

Ключевский В. О. Курс русской истории. Ч. 4 // Соч. М., 1958. Т. 4.

Павленко Н. И. Петр Великий. М., 1989.

Анисимов Е. В. Время петровских реформ. Л., 1989.

Масси Р. Петр Великий. Смоленск, 1996. Т.1-3.

Эссе-рассуждение.

«Мое отношение к Петру I

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,-

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Нетрудно догадаться о ком идет речь в эпиграфе. Конечно же, о великом правителе, реформаторе Петре I. , по-моему, очень справедливо подметил достоинства Петра, ведь немного на Руси было таких государей, известных своим трудолюбием, настоящим патриотизмом, своей обширной реформаторской деятельностью. Мое положительное мнение о Петре I сложилось еще до углубленного изучения его правления. Но прежде чем твердо объявить о своем отношении к великому монарху, нужно подробнее рассмотреть его деятельность, выявить «плюсы» и «минусы».

Самым главным нововведением Петра I, на котором была основана вся его политика, было открытие «окна в Европу ». На самом деле, с моей точки зрения, это не «чудо», открытие «окна в Европу» достаточно закономерно, ведь еще Иван Грозный пытался наладить контакты с западными державами, добиться выхода к Балтийскому морю. Я считаю, что эта реформа полностью оправдала надежды Петра, укрепила и улучшила положение государства, но все же в ней есть некоторые минусы. Сама суть открытия «окна в Европу» заключалась в перенятии Россией военного дела, быта и культуры западных стран. Поэтому вводилась новая одежда западного стиля, в города вносились европейские элементы правильности, а старые русские традиции, на которых основывалась устоявшаяся культура матушки-Руси, разрушались. Конечно, по-моему, сразу по приказу Петра I сказать «НЕТ» исторически сложившимся обычаям русского народа нельзя. В фильмах, связанных с Петром I, неоднократно показывали, как жестокий монарх насильно обрубал всем бороды, что вызывало недовольство людей деятельностью великого царя. И эта попытка полного подчинения европейской моде всех слоев населения (в т. ч. исконно русских бояр, крестьян) подготовила почву для восстаний (вспомним восстание Булавина октября 1707 года). Исходя из всего этого мое мнение таково: «Нельзя столь строго обходиться с народом! Невозможно в один миг сломить складывающуюся испокон веков русскую культуру, да и не надо этого делать! Надо быть более толерантным с населением. Но если и вводить какие-то новшества, то постепенно, чтоб люди привыкали к этому!».


Еще открытие «окна в Европу» привело к зарождению в России курения и пьянства, что тоже немаловажно, т. к. до сих пор проблема алкоголизма, курения (да еще и наркотизма) является весьма актуальной и нерешимой.

Но, как я уже сказала в начале, «окно в Европу» имеет и положительные стороны. Благодаря приезду из западных стран специалистов в Россию, началось развитие науки (создания Кунсткамеры и известной Российской Академии наук), системы образования. Так же Россия получила возможность вести полноценную торговлю с западными державами, за счет чего улучшалась экономика страны. (Так что в целом я не против открытия «окна в Европу»).

Происходили преобразования и в военной жизни государства. Военная реформа была направлена на укрепление армии, т. к. наша устаревшая армия не только не могла организовывать походы против других стран, но ей было уже трудно самостоятельно отбиваться от нападавших врагов. Поэтому с этой целью:

P вводилась рекрутчина (заменялись неопытные стрельцы на профессионалов-рекрутов);

P развивалась военная промышленность, создававшая усовершенствованное вооружение;

P поощрялось налоговыми льготами развитие частных производств;

P создавался флот

P Издавались уставы: «Устав воинский», «Устав морской»

Но для управления новой армией нужны были специалисты, поэтому началось обучение командного состава, что очень поддерживал великий русский царь. Петр I говорил: «Аз есмь в чину учимых», я думаю, что этими словами он не только как бы восхвалял себя, но и призывал всю страну следовать его примеру. По-моему, Петр I сделал все, что требовалось для улучшения армии и добился желаемого результата.

Однако сам метод насилия, с помощью которого проводились некоторые реформы, вызвал недовольство крестьян, ведь их принуждали работать на мануфактурах, строить каналы и известный всем город Санкт-Петербург (после ставший столицей). И все это приводило к гибели изнеможенных работой людей. Поэтому один этот факт приводит меня в ужас, но реформы того требовали, т. к. нельзя добиться успехов без потерь.

Проводившиеся петровские реформы коснулись также и политического устройства государства: вводились Сенат, Тайная канцелярия, «Табель о рангах », административное деление, церковь подчинялась государству, расширялось дворянское землевладение , увеличилось налоговое обложение. Я считаю, что данные реформы мало повлияли на жизнь населения (за исключением дворян им, предоставлялись льготы), только повышение налогов усугубило положение крестьян, но в тоже время они укрепили власть монарха, т. к. даже церковь стала уже зависеть от государя.

Немаловажной, на мой взгляд, является удачная для нас Северная война. В ходе этой войны у нас были и проигрыши, но они, с моей точки зрения, только закаляли бесстрашие воинов и показывали недостатки армии, над которыми надо было поработать. Но, в конце концов, Россия все-таки выиграла войну, длившуюся 21 год, и заключила со Швецией выгодный договор. Выход к Балтийскому морю был окончательно завоеван! И это очень важно, ведь все прежние правители направляли свои действия на достижение именно этой цели, но не смогли ее реализовать.

Я считаю, что Петр I был не только хорошим реформатором, отличным правителем, замечательным полководцем, но и настоящим патриотом, я говорю настоящим, потому что он всю жизнь вечно работал и воевал ради Отечества, не щадя себя и не боясь за свою жизнь, что еще больше развивает во мне к нему симпатию.

Говорить о том, что в правлении Петра I есть только одни положительные стороны нельзя, т. к. в любом царствовании любого государя есть как свои «плюсы», так и свои «минусы». И забыть про насилие, совершаемое над крестьянами со стороны монарха, невозможно. Но реформы Петра I, итоги Северной войны возвысили авторитет России, сделали ее мощной, «морской» державой , поэтому отношение у меня к Петру I положительное.

Вверх