Отчет об участие в экологической экспедиции. "экспедиция как форма и способ экологического просвещения". Гидробиология. Водная фауна и флора бассейна Телецкого озера

В рамках проекта экологического просвещения «Знай и люби свой край» Балтийской экологической экспедиции и ГБОУ СОШ №167 Центрального района Санкт-Петербурга была организована и проведена с 10 по 24 июля 2018 года школьная учебно-исследовательская экологическая экспедиция по маршруту №8 на территории Кавказского Государственного Биосферного заповедника.

На протяжении учебного года организаторами экспедиции была проделана большая подготовительная работа, включавшая в себя теоретическую и практическую подготовки.

Теоретическая подготовка участников осуществлялась в соответствии с программой экологического просвещения ГБОУ школы № 167 и экологического кружка при приходе церкви св. Иоанна Предтечи (Чесменской) на базе Балтийской экологической экспедиции. Во время кружковой работы рассматривались история создания заповедника, биоразнообразие его экосистем, экологические проблемы заповедника и пути их решения.

Практическая подготовка осуществляется турклубом «Восхождение» по программе проведения туристических маршрутов соответствующей сложности. Ребята участвовали в нескольких подготовительных туристических походах по Ленинградской области, осваивали технику пешеходного туризма.

Важным в проведении экспедиции стало получение задания от Постоянной Природоохранительной комиссии РГО, включающего в себя следующие виды работ на территории КГБЗ:

  1. Изучение вопроса о соблюдении главного принципа российского

заповедного дела – сохранения природы в полной неприкосновенности на территории заповедника;

  1. Выяснение существования внешних угроз для сохранения целостности

заповедника, в т.ч. в виде изъятия части территории из его состава;

  1. Оценивание изменения в природе, обусловленные изменением климата, в тои числе изменение положения границ высотных поясов: лесного, субальпийского, альпийского;
    1. Оценивание влияния массового туризма на состояние заповедных экосистем на туристских маршрутах, экологических тропах, вокруг разрешённых стоянок;
    2. Разработка рекомендаций по организации «экологического» туризма, вместо существующего «массового», в определённой степени не совместимого со статусом заповедника.

    По собранным во время проведения экспедиции фото- и видеоматериалам, маршрутным записям, ведется следующая работа:

    • готовится отчет в Постоянную Природоохранительную комиссии РГО;
    • составляется отчет для городского и Всероссийского конкурса школьных туристических маршрутов;
    • Разрабатывается вариант «Экологической тропы» по маршруту №8 КГБЗ, учитывающий особенности ландшафтов этих мест.

    Собранные во время экспедиции учебно-исследовательские материалы будут использоваться как основа выполнения соответствующих работ для подготовки к участию во Всероссийской Олимпиаде Школьников по экологии.

    В заключение хотелось бы сказать о большом количестве удивительно положительных эмоций, которые были у каждого участника экспедиции, о восхитительной красоте мест, в которых пришлось побывать, об атмосфере поддержки и взаимопомощи, царившей в экспедиции. Ребята действительно УЗНАЛИ И ПОЛЮБИЛИ до толе незнаемый ими край России, захотели побывать в будущем здесь и в других, не менее потрясающих, местах нашей большой Родины.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ДЕТСКАЯ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ"

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАНДАЛАКШСКИЙ РАЙОН

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Юный исследователь»

естественнонаучной направленности

Срок реализации - краткосрочная

Возраст - 12 -18 лет

Составитель:

Немцева Марина Викторовна

педагог дополнительного

образования

г. Кандалакша, 2019 г.

Пояснительная записка

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе естественнонаучной направленности детского объединения «Юный исследователь»

Настоящая дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:

Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;

распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 г. № 729-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;

распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

устава МАУДО «Детская эколого-биологическая станция».

Направленность общеобразовательной программы естественнонаучная, она опирается на знания полученные в быту или в природе.

Уровень программы базовый

Вид программы - по уровню усвоения дополнительная общеобразовательная общеразвивающая краткосрочная программа, направленная на удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение его информированности в области естествознания.

Важным звеном современного образования в большей степени являются экологическое образование и воспитание. Сегодня особенно остро перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе, перестройки всей деятельности, организации ее сообразно экологическим законам. Эти цели нельзя достигнуть без соответствующего воспитания и образования нового поколения, без становления экологической культуры личности и общества.

Экологические знания школьников, остаются формальными, если дети не используют свои знания в практической деятельности

Задача экологической экспедиции сформировать определенный объем знаний по экологии, способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмысления взаимодействия общества с природой, осознанию значимости своей практической помощи природе. Формирование таких качеств особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность - один из методов проблемного обучения.

Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников инициативы, активного добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем края. Ученическое исследование по экологии сочетает в себе: использование теоретических знаний и эксперимента, требует умения моделировать, строить план исследования, осуществлять эксперимент, иметь навыки экологического картографирования, построения схем, диаграмм.

Экологическая экспедиция способствует формированию знаний обучающихся по общим, региональным и локальным проблемам, углубляет и закрепляет знания по общетеоретическим, гуманитарным и естественнонаучным предметам.

Актуальность программы - реализует потребности общества в решении проблем выживания, охраны природной среды, а также ориентирует на создание ключевых нравственных и других ценностей цивилизации.

Педагогическая целесообразность - программа формирует определённую эколого-этическую позицию, ответственность за свою жизнь, осмысленное отношение ко всему живому, развивает творческую деятельность и креативное мышление.

Сущностью программы является проведение с подростками экологических практикумов, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать явления и процессы, происходящие в природе, изучают взаимосвязи живых и неживых компонентов природы, а также влияние человеческой деятельности на естественные экосистемы.

Цель и задачи программы.

Цель: практическое обучение участников основным методам полевых исследований, формирование экологически компетентной личности подрастающего поколения и популяризация экологических знаний.

Задачи:

Обучающие:

формировать навыки и умения учебно-исследовательской деятельности;

формировать навыки безопасного и грамотного поведения в природе;

овладевать методами научного познания для объяснения природных явлений;

применять полученные знания для решения практических задач в повседневной жизни, предупреждать явления, наносящие вред здоровью человека и окружающей среде;

формировать важнейшие логические операции мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и др.) в процессе познания системы живой природы;

овладевать ключевыми компетенциями (учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными);

изучить разнообразие растений и животных в естественной среде обитания;

освоить методы натуралистической работы, методы полевых исследований, постановки экспериментов;

знакомство с эколого-фаунистическими комплексами животных района;

изучение основных особенностей региональной флоры, изучение эколого-фитоценотической приуроченности важнейших видов;

ознакомить обучающихся с населением животных основных типов биотопов, биологическими чертами главнейших видов и их ролью в природе и хозяйственной жизни человека;

изучить структуру и динамику важнейших фитоценозов в районе кордона Лувеньга, их экологическую приуроченность;

познакомить с правилами поведения в природе и мерами охраны растений и животных, применительно к местным условиям.

Развивающие:

развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

развивать конструктивное мышление и сообразительность;

развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности обучающихся в процессе изучения объектов живой природы;

Развивать коммуникативные навыки работы в коллективе в полевых условиях.

Воспитательные:

Воспитывать нравственнее и духовное здоровье;

Воспитывать активную гражданскую позицию, используя активные формы отдыха, привлекательность экологического туризма и участие в общественно-полезной деятельности.

Учебная программа в лагере сочетается с полноценным отдыхом, что позволяет не только расширить экологический кругозор, приобрести определенные навыки в проведении научных исследований и решении практических природоохранных задач, а также создает условия для воспитания любви и уважения к природе.

Досуговая программа лагеря включает в себя викторины, беседы, игры, мастер-классы, лесные и спортивные эстафеты, экскурсии.

Место проведения экспедиции.

Кордон Лувеньга Кандалакшского государственного природного заповедника н

Условия реализации.

Экспедиция организуется на основе заключения договора с Кандалакшским государственным природным заповедником.

Возраст учащихся:

Программа рассчитана на обучающихся Детской эколого-биологической станции. Программа ориентирована на подростков от 12 до 18 лет.

Прогнозируемые результаты

личностные :

сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно-научной картине мира;

понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную этическую сферы деятельности человека;

способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию, работе в коллективе;

обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской

экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

метапредметные :

повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций в ходе работы с различными источниками информации;

способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения задач;

сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать

видовое разнообразие животных и растений района проведения экспедиции;

виды животных и растений, занесенных в Красную книгу;

русские и латинские названия видов растений и животных района практики;

основные методы полевых флористических и геоботанических исследований;

основные жизненные формы и экологические группы животных и растений района проведения экспедиции;

основные вопросы рационального использования и охраны животных и растений

основные характеристики жизнедеятельности, внешнего строения животных, их

онтогенетических и сезонных изменений, способы размножения и расселения, зависимость от условий обитания.

уметь :

приобрести навыки :

основных методов полевых исследований;

коллекционирования, определения и описания животных и растений;

владения техникой сбора, приемами фиксации зоологических объектов, изготовления

владения методами морфологического описания и определения растений

животных по определителям

Формы фиксации результатов.

Наблюдения педагога, опрос устный и письменный, игра-викторина, тестирование на выявление уровня знаний, анкетирование, защиту проектов, опрос в игровой форме, отслеживание мастерства выступления на конференциях, при проведении экскурсий, участия в конкурсах и олимпиадах, семинарах и научно-практических конференциях.

Форма подведения итогов реализации программы.

Оформление полевого дневника;

Оформление списка видов, обнаруженных группой в ходе экспедиции;

Оформление геоботанических описаний;

Составление отчетов о проделанной работе и их результатах.

Собранный и оформленный гербарный материал.

Узнавание видов в естественных фитоценозах.

Устный зачет по теоретическим вопросам;

Устный доклад по теме самостоятельной работы на заключительной конференции.

Тематический план.

Тема

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

I .Общие методики работы в природе.

1. Основные методы полевых исследований.

опрос, знакомство с методиками

2. Правила поведения в природе.

II . Лес - основной компонент окружающей среды.

1. Роль зелёных растений в природе и жизни человека.

конкурс рисунков «Лес наше богатство»

2. Экологические взаимосвязи растительного и животного мира с окружающей средой.

3. Типы леса. Элементы леса.

практ.работа

4. Определение растительных элементов леса.

практ.работа

5.Экскурсии в лес. Знакомство с особенностями местного леса.

экскурсия

III. Ботаника.

1. Морфология и определение растений, изучение флоры.

практ.работа

2.Экология растений.

3. Экскурсия составление флористического списка участка леса.

IV. Зоология.

1. Видовой состав и численность беспозвоночных животных.

практ.работа

2. Видовой состав, численность и экология позвоночных животных.

практ.работа

V. Экологический мониторинг.

1. Мониторинг наземных экосистем.

практ.работа

2.Методы биоиндикации.

практ.работа

VI . Общественно полезная работа.

Очистка участка леса от антропогенного мусора.

практ.работа

Подведение итогов работы.

конференция

Итого:

I .Общие методики работы в природе (2ч).

Основные методы полевых исследований. Правила оформления дневника наблюдения. Техника безопасности. Правила поведения в природе и на территории заповедника.

II . Лес - основной компонент окружающей среды (12ч).

Роль зелёных растений в природе и жизни человека.Экологические взаимосвязи растительного и животного мира с окружающей средой. Типы леса. Элементы леса. Определение растительных элементов леса. Экскурсия в лес. Знакомство с особенностями местного леса. Экскурсия в горелый лес, знакомство с растениями пирофитами.

III . Ботаника.

Морфология и определение растений, изучение флоры. Экология растений. Экскурсия составление флористического списка участка леса.

Проведение фенологических наблюдений за растениями. Изучение фитоценозов. Охраняемые растения.Ядовитые растения. Съедобные растения. Учёт урожайности дикорастущих ягод. Работа с определителями. Сбор гербария. Рекогносцировочное обследование.

IV . Зоология.

Видовой состав и численность беспозвоночных животных. Животные, занесённыё в «Красную книгу Мурманской области». Опасные животные Заполярья. Определение животных по следам жизнедеятельности.

Учёт птиц в искусственных гнездовьях. Наблюдения за муравьями и учёт муравейников. Работа по заданию заповедника. Участие в исследовательских программах. Птицы леса.

V . Экологический мониторинг.

Мониторинг наземных экосистем. Методы биоиндикации. Лишайники как индикаторы состояния окружающей среды. Методы лихеноиндикационных исследований. Участие в исследовательских программах

VI . Общественно полезная работа по сохранению и улучшению природного окружения лагеря. Подведение итогов работы .

Очистка участка леса от антропогенного мусора. Оформление отчётов для заповедника. Проведение конференции.

Апробация программы.

Программа реализуется с 2006 года во время проведения летней экологической экспедиции на кордоне заповедника. После проведения экспедиции обучающиеся сдают отчёты о проделанной работе в Кандалакшский Государственный природный заповедник и выполняют учебно-исследовательские работы.

Методическое обеспечение.

Методические пособия по полевой практике. Определители. Справочная литература. Дидактические пособия.

Материально-техническое обеспечение.

Гербарный пресс (1шт);

Гербарная папка (1шт);

Бинокулярная лупа (5шт);

Шпагат и колышки для маркировки пробных площадей геоботанического описания;

Рулетка 15м для (1шт);

Лопата штыковая (1 шт).

Бинокли (4 шт)

Сачки (1 шт).

Пинцеты,

Линейки штангенциркули,

Термометр (1 шт).

Упаковочные материалы: мешочки, картонные коробки, пакеты бумажные, полиэтиленовые

Оценка знаний обучающихся.

Проведение «тестовой олимпиады». Умение узнавать природные объекты. Умение оформлять и обрабатывать результаты наблюдений. Участие в учебно-исследовательских конференциях.

Список литературы

Для педагога

Высоцкая М.В. Проектная деятельность учащихся // Волгоград: Учитель, 2010.-203 с.

Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. - М.: Школьная Пресса, 2012, - 112 с.

Мансурова С.Е.., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: Школьный практикум.- М.: ВЛАДОС, 2010.-112с

Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. М.: АРКТИ,2010.-64с.

Нинбург Е.А. Технология научного исследования. Методические рекомендации. Санкт-Петербург: 2012.

Кашлева Н.В., Дмитриева Ж.В., Игнаткина Т.В. Школьная проектная лаборатория // Волгоград: Учитель, 2010.-142 с.

Астафьев В.М. Познавательные задачи, задания и вопросы экологического содержания в школьном курсе биологии //Самара,1992.

БоеваА.И.,Переславцев А.А. « Влияние удобрений на почвенную микрофлору.» Научные труды. Воронежского сельскохозяйственного института-2010.

Величковский Б.Т., Кирпичев В. И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа,2007. - 240с

Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т. М. Экология человека: Практикум для вузов. - М.: Гуманитарн.изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 112с.

Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. М.:Просвещение, 2010. 239с.

Методические указания по организации научно-исследовательской работы учащихся / Под общ. ред. Л.В.Егорова - Чебоксары. 2009. - 106с.

Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков /Под ред. В. Н. Кардашенко. М.: Медицина, 2013. 264 с.

Для учащихся и родителей:

Борейко В.Е. Популярный словарь по экологической этике и гуманитарной экологии. Серия «Природоохранная пропаганда», № 22, 2010 г.

Детская энциклопедия. Я познаю мир. - М.: АСТ, 2010 г.

Чернова Н.М. Основы экологии. Учебник для 9-11 класса ОУ. - М.: Просвещение, 2012 г.

Горлов А.А. Жить в согласии с природой. - М., 2013

Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. - М.: 2010

Приложение

Памятки.

Правила техники безопасности и поведения в лесу и на других объектах для учащихся во время прохождения экологической экспедиции.

Всем учащимся на экскурсиях в лесу и других объектах необходимо соблюдать требования о нормах поведения в лесах.

В лесу разрешается работать группами по 3—5 человек. Нельзя отставать от группы в свободное время с целью прогулок или сбора грибов и ягод.

Не делать остановок и не производить работ вблизи сухостойных деревьев, могущих упасть.

Не подходить и не прикасаться к вышкам линий электропередач, к провисшим и оборванным проводам, не влезать на деревянные вышки и сооружения.

Во время грозы не укрываться под высокими деревьями.

При выполнении самостоятельных заданий выполнять лишь работы, указанные руководителем.

Не переходить речек вброд.

Соблюдать в лесу правила пожарной безопасности.

Недопустимо разорять птичьи гнёзда и муравейники.

Бережно относится к растениям: не ломать молодые растения, не рвать цветов целыми охапками, не собирать редкие охраняемые растения для гербария, не засорять лес и другие места прохождения практики мусором.

Всем учащимся соблюдать правила техники безопасности при пользовании лесозаготовительными и землекопными инструментами.

Памятка.

Требования к проведению наблюдений .

Во время проведения наблюдений необходимо соблюдать следующие требования:

Работать строго по плану.

Быть аккуратным при сборе материалов и оформлении, вести чёткие и исчерпывающие записи на полевых бланках и в дневнике.

Растения собирать только в сухую погоду.

Не собирать для гербария редкие и охраняемые виды растений.

Во время экскурсий соблюдать технику безопасности, правила противопожарной охраны леса и полную дисциплину.

Памятка.

Перечень отчётных материалов.

По окончании летней полевой практики учащиеся сдают следующие отчётные материалы:

Дневник заполненный.

Гербарий, правильно оформленный и смонтированный, содержащий определённое количество видов различных лесных, луговых, болотных и других растений.

Отчёт самостоятельной работы по заданию.

План проведения экскурсии по указанному руководителем маршруту.

В конце отчёта должны быть указаны виды растений, которые подлежат охране в районе наблюдений, а также виды - имеющие лекарственное и хозяйственное значение

Разделы: Внеклассная работа

Экологическая ситуация, сложившаяся в стране и во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе, настойчиво требуют скорейшей перестройки мышления человечества и каждого отдельного человека. Отживают свой век идеи неисчерпаемости природных богатств, возможности покорения природы, пренебрежение законами динамики и устойчивости природных систем. Формирование отношения к окружающей среде и природе, как ее части не может дальше происходить стихийно, поскольку это приводит к безответственному отношению к окружающей среде обитания. На сегодняшний день у выпускников школ, как и у населения в целом, преобладает потребительский подход к природе. Еще низок уровень восприятия экологических проблем как лично значимых, поверхностные знания об объектах природы и принципах их охраны, не развита потребность практического участия в реальной природоохранной деятельности.

Изучение мира природы – одна из сторон деятельности человека. Сначала от таких исследований зависела жизнь, позднее люди позволили себе роскошь заняться наукой с познавательными целями.

Биология и экология – дисциплины с необъятным полем деятельности для проведения научных изысканий силами школьников. С первой ступеньки “интереса” к природе ребенок поднимается выше: для поисков ответов ему нужны “знания”. Небольшие научные исследования – наблюдения вполне доступны младшим школьникам (выяснение условий прорастания семян, жизнь обитателей аквариума, фенологические наблюдения).

Ступенька “знания” растянута во времени: ребенок по ней идет долго, отыскивая ответы на все более сложные вопросы. От первого восторга “ой, лягушка!” через наблюдения за ней до смелых замыслов об использовании свойств бактерицидной кожи для создания медицинских препаратов. Далее юный исследователь, задавая новые “почему”, может увлечься самим научным процессом, или будет использовать знания на практике через природоохранные мероприятия, создания проектов и т.д.

На уроках в Томпонской муниципальной гимназии активно используются элементы научного подхода, опытно-экспериментальной работы. Они просматриваются при проведении практических и лабораторных занятий: замеры пульса, определение плоскостопия, изучение экологического состояния квартиры, класса, др.

Дети не должны бояться выдвигать даже ошибочные гипотезы, ведь нередко “безумная идея” дает толчок для правильного решения, и учителю важно поддержать все версии возникающие у учеников при решении познавательных задач по биологии и экологии. Интересны вопросы и серии “ТРИЗ”, требующие умения разработать и провести эксперимент, например, при помощи каких органов чувств ориентируется жук-плавунец. Также важно умение поставить хороший “научный” вопрос к докладу, фильму, сюжету и попытаться дать ответ.

Полигоном для исследований является экскурсионная работа. Предлагаются карточки – задания, как-то: измерение проекционного покрытия леса, изучение деятельности муравьев, биологическая индикация воздушного загрязнения по лишайникам. Итоги экскурсии, могут стать продолжением работы, для дальнейших научных исследований. Многодневные наблюдения в природе и полевой лаборатории за живыми объектами могут быть сделаны в период экспедиций, экологических практик и тематических лагерных смен.

Основная же исследовательская работа проводится на занятиях кружка, в курсе специализации. Программа “Окружающая среда и здоровье человека” включает курс теории и защиту научных проектов. Внеурочная работа по биологии и экологии активно контактирует со специализациями по психологии, ИВТ, химии, литературе. Создаются межпредметные научные проекты: интерактивный словарь терминов к работе по мониторингу или глава о психологическом климате к реферату об экологическом состоянии гимназии. Стимулом для дальнейшей работы являются результаты исследовательских проектов гимназии, их высокая оценка на конференциях, олимпиадах, публикации в сборниках научных работ.

Научно-исследовательская деятельность учащихся ставит образовательную цель: расширяется кругозор, формируется мировоззрение, происходит приобщение к экологической культуре. Преследуется и цель воспитательная: дети приучаются работать в группах, общаться со специалистами, отыскивать информацию.

Наука – лишь один из путей познания окружающего нас мира. Предоставьте детям возможность через научную деятельность глубже понять явления природы, и быть может, кому-то из них удастся раскрыть ее тайны.

Экологическое образование организовано по трехуровневой системе: младших, средних и старших классов.

Для младшего школьного возраста (5-6 класс), организовано обучение по комплексной программе “Человек и окружающая среда” в форме элективного курса “Наша окружающая среда”. Содержание данного курса программы направлено на достижение цели экологического образования и воспитания у младших школьников эмоционально-нравственного гуманного отношения к окружающей среде обитания. Реализация данной цели достигается решением следующих задач:

  • формирование представлений об окружающей среде, как среде жизнедеятельности человека;
  • расширение кругозора детей о ближайшем природном окружении: растениях, животных, памятниках природы и города;
  • воспитание эстетического, нравственного, гуманного и практического отношения к среде жизнедеятельности человека;
  • умение вести себя в соответствии с общечеловеческими правилами поведения в природе и окружающей среде.

Учащиеся среднего звена (7–8 классы) изучают элективный курс “Человек и природная среда”. В рамках данного курса учащиеся получают систему научных знаний, адекватных их возрасту, овладевают системой научных понятий и основой техники простейшего эксперимента, выявляют объективно существующие в мире связи и закономерности.

Третья ступень экологического образования – лаборатория экологического мониторинга (научно-творческое объединение учащихся старших классов). Клуб “Сталкер”.

Существенную роль в экологическом образовании играют летние и зимние экологические лагеря, экспедиции, походы. Это праздники детской души, их свобода. Удивление чудом природы и общения со сверстниками, старшими товарищами и взрослыми, ненавязчивая подзарядка знаниями и энергией.

Именно серьезная летняя работа с детьми позволяет обеспечить непрерывность и всеобщность экологического образования через тесное общение с природой и заботу о природе. Формы этой работы могут быть многообразными.

Основными особенностями организации летней экологической работы со школьниками являются следующие:

  • общение с природой для воспитания чувств и формирования чувства благоговения перед жизнью;
  • проведение экологических лагерей на особо охраняемых природных территориях;
  • использование современных информационных технологий для обучения школьников и проведения учебно-исследовательской деятельности;
  • создание среды взаимодействия, сочувствия друг другу, природе;
  • использование инновационных технологий – сюжетно-ролевые игры, имитационное моделирование, поисковые методы;
  • направленность на развитие личности, увеличения социальной адаптации детей;
  • постоянная природоохранная работа на конкретном природном объекте, знакомом с детства, с проведением мониторинга состояния этого объекта;
  • создание регионального детского экологического движения;
  • социальная активность учащихся, направленная на диалог с органами власти, природоохранными структурами, населением, средствами массовой информации, с целью неуклонного достижения улучшения экологического состояния на конкретном объекте.

Для реализации задачи формирования и развития рефлексивных умений учащихся в процессе приобщения их к методам научного познания целесообразно использовать внеурочную научно-исследовательскую деятельность школьников. С целью формирования у ребят потребности к познавательной деятельности, к саморазвитию, организована и работает экологическая экспедиция “Сталкер”, которая была основана летом 1998 года, на базе средней школы п.Хандыга, по инициативе учителей биологии Томпонской муниципальной гимназии Огневой Е.П. и Бердиковой П.Н.- учителя биологии Хандыгской средней школы. Создавая экологическую экспедицию, были определены задачи:

  • Освоение школьниками эмпирических методов: наблюдение (прямое и косвенное) с целью описания биотических, абиотических компонентов природной систем, состояния здоровья, наблюдение за развитием личностно-характерологических особенностей людей, межличностных отношений;
  • Формирование умений экспериментирования;
  • Формулирование проблемы, гипотезы, исследовательской задачи, составление плана, проведение вариантов опыта, оформление результатов, интерпретация данных;
  • Овладение методами: количественного учета живых существ в единицах пространства и времени, инвентаризация природных объектов (разработка цели, формы документов, метода учета, способов обобщения результатов), слежение (мониторинг) за состоянием окружающей среды, психологической диагностики;
  • Овладение приемами оформления данных наблюдений и опытов в виде таблиц, диаграмм, графиков;
  • Освоение школьниками: теоретических методов (анализ, синтез, обобщение, выдвижение гипотез), социологических методов (анкетирование, опрос, беседа, тестирование);
  • Развитие умения построить связанный рассказ о проведенном исследовании, используя термины и соответствующие понятия;
  • Формирование навыков аргументированного отстаивания своей позиции;
  • Пропаганда опыта лучших юных исследователей;
  • Привлечение к руководству творчеством школьников научной, педагогической, и инженерно-технической общественности, расширение творческих контактов между юными исследователями и коллективами, создание благоприятных условий для учебно-исследовательской и научно-практической деятельности школьников.

Индивидуальная внеурочная исследовательская деятельность – наиболее оптимальная форма развития интеллектуальных способностей учащихся. Это объясняется наличием практически неограниченного времени общения педагога с учащимися, заинтересованностью учащихся конкретными вопросами, определенной проблемой, свободой выбора темы по содержанию, а также конкретными результатами этой деятельности. Педагоги имеют возможность работать с детьми самого широкого диапазона, образовательный процесс не имеет фиксированных сроков. Благодаря этому исследовательская деятельность последовательно переходит из одной стадии в другую: сначала создается почва, благоприятная для творческой деятельности ребенка, затем обеспечивается сотрудничество в теоретических группах начинающих с теми, кто уже овладел соответствующими навыками, и, наконец, учащийся выходит на уровень самостоятельного творчества.

Благодаря самостоятельности ученик научается управлять своим мышлением: ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные факты с позиции выдвинутых гипотез. Критичность мышления проявляется в том, что дети начинают оценивать свою и чужую точку зрения с учетом законов природы и общества. В школьные годы рабочее исследование – это форма, расширяющая кругозор, формирующая познавательный интерес. Навыки исследования, сформированные в школьные годы, помогают моим выпускникам быть успешными в вузе.

Экологическая экспедиция “Сталкер” – первая экологическая практическая деятельность подростков. Данная деятельность направлена на слежение, наблюдение за происходящим в окружающей среде, за ее качеством для жизни.

Цели мониторинга:

  1. Воспитание экологической культуры;
  2. Развитие общественного экологического мнения на окружающую среду обитания;
  3. Выполнение научно-исследовательского эксперимента по контролю окружающей среды.

Исследуются: состав воздуха, воды открытых питьевых источников и водопроводной, почва и ее загрязнения, влияние автотранспортных выбросов на окружающую растительность и человека.

При этом полагаем, что учащийся овладел экспериментом, если он отчетливо и в полном объеме представляет его условия, результат и умеет проводить анализ. При этом полагаю, что учащийся овладел экспериментом, если он отчетливо и в полном объеме представляет его условия, результат и умеет проводить анализ. Выделим следующие уровни знания наблюдения и эксперимента.

0 уровень. Учащийся не владеет экспериментальным доказательством, не знает условия и результата эксперимента или наблюдения, а значит, и не может провести его анализ.

1 уровень. Учащийся не владеет экспериментальным доказательством, но по известному условию опыта правильно предсказывает его результат, то есть отвечает на вопрос: “Что произойдет, если…(сформулировано условие опыта)?”, затрудняясь при этом сделать анализ эксперимента.

2 уровень. Учащийся не владеет экспериментальным доказательством, но знает условие-результат-анализ данного эксперимента, то есть на вопросы: “Что произойдет, если…(сформулировано условие опыта)? Чем это объясняется?” правильно описывает результат и проводит анализ.

3 уровень. Учащийся владеет экспериментальным доказательством, то есть при выполнении задания: “ Докажите существование данного явления (функциональной зависимости)” описывает условие, результат опыта, доказывающего это явление (функциональную зависимость), проводит его анализ. Для определения уровня, возможно, использовать тесты или более гибкий метод оценки – беседу, которая должна быть построена по следующему принципу: сначала задается вопрос, соответствующий более высокому уровню знаний, затем, если ответ неудовлетворительный, вопрос, отвечающий более низкому уровню.

В экспедиции “Сталкер” действует разновозрастная, доброжелательная среда общения: дети разного возраста от 12 до 17 лет, преподаватели и специалисты Комитете охраны природы.

Всех детей в “Сталкере” объединяет совместная общественно значимая природоохранная работа. Начало лето 1998 года – исследовательская деятельность по оценке экологического состояния и очистке береговой зоны водоемов, которые являются зоной отдыха жителей поселка. Начиналось как игра. Общественный интерес в виде публикаций в прессе и по телевидению подогревал стремление к продолжению этой деятельности. А затем дети увидели результаты своего труда – чистые берега и дорожки, таблички с призывами сохранять чистоту и порядок, мусорные ящики в зоне отдыха, а также созданная общими усилиями экологическая тропа.

Следующие три года, 1999 –2001, “Сталкер” выезжал в природный резерват “Сунтар – Хаята” (южные отроги Верхоянского хребта), созданный для охраны редких животных и растений, занесенных в Красную книгу России. Резерват пересекает Магаданская трасса – автодорога федерального значения, которая соединяет Якутию и Магаданскую область. Участники экспедиции изучали влияние автомобильного транспорта и человека на экологическое состояние резервата. Проведена экологическая оценка состояния почвы, фауны и флоры вблизи автотрассы, также сделаны анализы воды рек пересеченных мостами и непосредственно автотрассой. По итогам исследований сделаны выводы:

Автодорога отрицательно влияет на состояние фауны (ежегодно уменьшается биоразнообразие насекомых, птиц млекопитающих, как результат распугивания, загрязнения нефтепродуктами почвы, хищнической охоты на редких животных –эндемиков Якутии и России – снежного барана, черношапочного сурка, бабочки Аммосова и тд.);

Ежегодные пожары, возникающие по халатности человека, резко уменьшили разнообразие уникальных растений резервата – лишайников, мхов, рододендронов, рябинокизильника Позднякова и тд.;

На всем протяжении дороги через резерват, на обочинах встречаются мусорные свалки в местах несанкционированных остановок водителей дальнобойщиков (стоянки запрещены на территории резервата и преследуются законом).

В 2002-2003 году группа учащихся и преподавателей выезжала в устье реки Амга (левого притока р.Алдан), где на правом берегу был разбит палаточный лагерь. Работа проводилась по секциям почвоведения, зоологии, ботаники по заранее составленным планам.

В результате:

  1. Детально была изучена растительность береговой зоны, ее разнообразие и изменение в зависимости от рельефа местности, и влияние наводнения 2001 года.
  2. Изучена энтомофауна заливных, пойменных лугов;
  3. Изучена береговая и луговая орнитофауна, учащиеся научились определять и различать птиц не только по внешнему виду, но и по голосу, характеру полета, по гнездам, следам на песке и почве;
  4. Собраны лекарственные травы 7 видов для проведения аромотерапии и фитотерапии в учебный период;
  5. Собраны растения для изготовления гербария и занятий по флористике в зимний период;
  6. Изучены состав и строение почв береговой зоны;
  7. Взяты пробы воды реки Амга и ее притоков для химического и бактериологического анализа.

Каждый год при организации летних экспедиций мы сталкиваемся с определенными трудностями, самые главные из которых:

  • отсутствие научного руководства выполняемыми работами;
  • недостаток информации об экологических проектах проводимых в республике и за ее пределами;
  • отсутствие литературы необходимой для проведения исследований (определителей растений, животных, насекомых и т.д.);
  • отсутствие оборудования для проведения исследований непосредственно в природе (лупы, микроскопы, миниэколаборатории и т.д.).

По результатам данного эксперимента учащиеся пишут научно-исследовательские работы и успешно защищают их на районных, республиканских научно-практических конференциях “Шаг в будущее”, также в зимний период проходит интенсивная теоретическая и практическая подготовка к летней экспедиции.



За период с 1998 по 2003 год в экологической экспедиции “Сталкер” приняли участие 142 ученика с 6 по 10 классы средней школы и гимназии, они в сумме провели полгода в естественных условиях приобщаясь к красоте окружающей их Родной Природы. Помимо природоохранной и исследовательской работы учащиеся освоили навыки горного туризма, а также в каждом походе активно занимались спортом, развивали самостоятельность, так как приходилось добывать и рубить дрова, ловить рыбу, готовить пищу и тд. В течение существования экспедиции изменение отношения к Природе у учащихся отслеживалось с помощью психологических тестов, по результатам которых хорошо видно повышение уровня ответственного отношения к Природе и возрастание экологического сознания. Также положительным итогом экспедиций можно считать тот факт, что большинство учащихся выпускников школы и гимназии, принимавших участие в экспедиции, выбрали для дальнейшего обучения вузы с биолого-экологическим профилем.

Такая эколого-практическая деятельность с наиболее близким и доступным школьнику конкретным региональным проявлением, аккумулирующим в себе специфику местных условий, дает адекватную и дифференцированную оценку моральным ситуациям окружающей среды обитания.

Отчет о молодёжной геоэкологической экспедиции в рамках проекта «Экологический патруль Зеленой волны» в верховья реки Кадада

13 – 15 июля 2018 проведена экспедиция в Неверкинский район Пензенской области верховья реки Кадада под руководством к.г.н., доцента кафедры «География» ПГУ Артемовой С.Н.. В экспедиции приняли участие школьники, студенты, учителя, члены Русского географического общества – активные участники движения «Зелёная волна».

Цель экспедиции – провести полевые исследования для оценки экологического состояния ландшафтов в верховьях реки Кадада.

Основная задача – выявление нарушений природных процессов в верховьях реки Кадада, причин уменьшения водности и ухудшения экологического состояния реки Сура и ее притоков. В рамках экспедиции решались социальные задачи – формирования экологической культуры и патриотизма молодежи Пензенской области, привлечение внимания общественности к экологическому состоянию своего края, а также образовательные задачи – изучить природу своего края, познакомиться с методами и получить навыки ландшафтно-экологических исследований.

Район исследований включал водосборную площадь реки Илим-Кадада, базовый лагерь располагался в пойме реки близ с. Бикмурзино Неверкинского района.

В ходе экспедиции были проведены исследования в ключевых точках, которые включали описание геологических обнажений, описание рельефа и рельефообразующих процессов, гидрологические исследования реки, описание почв и растительности, а также визуальные наблюдения и оценка экологического состояния геосистемы. Для географической привязки ключевых точек использовалось навигационное оборудова-нии (GPS-навигатор Garmin) и геопорталы Google в мобильных устройствах. По результатам экспедиции все участники оформили полевые дневники. В камеральных условиях результаты полевых исследований были обработаны. При составлении отчетов и подготовке материала к публикации использовались географические данные о Пензенской области с географической привязкой.

В результате комплексных геоэкологических исследований выявлены особенности природного устройства осевой части Приволжской возвышенности (возышенность Сурская Шишка) и геоэкологических процессов. Описание обнажений в правобережье Илим-Кадада, в овраге Тут-Шеи у истока на склоне возвышенности, позволили сделать вывод о том, что мощный слой опок и опоковидных песчаников палеогена в виде бронирующего слоя удерживает возвышенность от разрушения, обеспечивая высоты более 300 м над уровнем моря. Однако, медленные поднятия осевой части Приволжской возвышенности приводят к нарушению сплошности бронирующих слоев и, как следствие, усиление глубинной эрозии. Рост оврагов, обнажения мест разгрузки подземных вод (родники), «каменные реки», углубление русла рек – характерные явления для данного района.

Правый берег реки Илим-Кадада крутой высотой более 50 м, подмывается рекой. Правобережье занято преимущественно широколиственным лесом на серых лесных щебнистых почвах. Здесь бронирующий слой сохранился больше всего. Однако, в понижениях развивается эрозия, есть реки, овраги. На склонах оврагов и балок увеличивается мощность четвертичных суглинков и развиваются более плодородные почвы, поэтому здесь распаханные земли. Распашка способствует усиленной эрозии почв. Изучение экологического состояния растительности лесов позволило сделать вывод о том, что все леса нарушены неоднократными рубками, имеют небольшое видовое разнообразие. Наибольшая сохранность лесов в урочище Шура-Сиран (памятник природы), где произрастают редкие для нашей области растения. В верхней части склона встречаются болота и заболоченные земли. Что обусловлено процессами суффозии, характерными для плакоров всей зоны лесостепи.

Пойма реки имеет ассиметричное строение, имеет сложное строение в результате длительного меандрирования. Об интенсивности русловых процессов свидетельствуют русловые валы, притеррасное заболачивание, речной аллювий. В русле реки на глубине несколько десятком см. обнаружена голубая глина предположительно древнечетвертичного возраста. Река протекает в неглубоком русле, средняя скорость течения 0,083 м/с.

Левобережье реки пологое, сложено мощным слоем четвертичных отложений (делювиальные суглинки). Сильно изрезано реками и густой овражно-балочной сетью. Луговые степи под плодородными черноземами почти повсеместно распаханы. Лишь в балках можно встретить луговую растительность с сильно обедненным видовым составом. На крутых склонах водоразделов сохранились небольшие участки нагорных лесов. Особенности геологического строение левого склона речной долины способствуют развитию процесса засоления почв. Обнаружено несколько солонцов и даже солончаков, где растительность почти отсутствует или угнетена. Неоднократная распашка таких участков приводила к нарушению экосистемы и уничтожению голофитной растительности, а затем и к потере урожая сельскохозяйственных культур.

Таким образом, результаты полевых исследований подтвердили необходимость оптимизации природопользования на территории Пензенской области. Территориальная организация хозяйства должна учитывать особенности природного устройства и протекающих природных процессов.

Заключительное мероприятие XXI экспедиции «Начни с дома своего» прошло в начале недели, 20 августа, в конференц-зале Минприроды Алтайского края - организатора экспедиции, куда юные экологи прибыли с последней точки маршрута этого года - Бийска.

За каждым проведенным в экспедиции днем интересующиеся могли наблюдать на официальных сайтах Правительства Алтайского края, Минприроды, Общероссийского народного фронта, Общественной палаты края, при поддержке которых прошла экспедиция, а также на информационном интернет-портале «Природа Сибири». В этом году ребята охватили экологическими акциями Сибирский федеральный округ.

Накануне отчетного выступления ребята выступили со своей программой в детском лагере «Лесная сказка» под Бийском, потом репетировали на базовой стоянке, работали с дневниками, создавали историю экспедиции в рисунках, чтобы передать встречающим эмоции от двухнедельной экспедиции. В зале разместились фотолетопись экспедиции-2018, созданная в дороге, плакаты, буклеты, календари и издания экологической тематики.


За одним круглым столом собрались представители исполнительной власти, депутаты, руководители учреждений культуры, экологического образования и просвещения, научно-образовательных учреждений и общественных организаций.

Мероприятие начал идейный вдохновитель и бессменный руководитель движения «Начни с дома своего» Сергей Иванович Малыхин , задав тон выступления агитбригады. По-детски простыми и по-взрослому наполненными словами: «я просто очищала школьный сад», «я просто спасла птенца», «я просто садила цветы», «я просто кормила птиц зимой», «я просто очищала берега Алея» команда «Орлята» начинала каждое свое выступление в этом году.


Командный дух отчетливо ощущался в каждой песне, в каждом стихотворении и высказанном впечатлении о прожитых в полевых условиях 14 днях и ночах. В песнях под гитару «Дело есть дело», «Изгиб гитары желтой», «Детство», «Ты, да я, да мы с тобой», «Перевал» многие узнавали светлое время школьных походов студенческих отрядов. Ребята исполнили гимны СФО («Сибирский Федеральный») и экологического движения «Начни с дома своего», авторскую песню, написанную командой экспедиции в 2014 году «Парусят наши куртки крылато».


Первые дни

Как отметил Сергей Иванович, самые важные дни в экспедиции - это первые. Помогают организовать совместную работу ребята, которые неоднократно бывали в экспедиции, их ласково называют «старичками».

Рублев Александр : «Мне 17 лет, я из Третьяковского района. Больше всего мне запомнились первые дни экспедиции, которые прошли в лагере «Экосапиенс» на Бердском водохранилище - потому что мы столкнулись с первыми трудностями, но постепенно со всем справились. В экспедиции мне больше всего дарит радость помогать ребятам, петь с ними песни, выступать».


Сергей Иванович представил команду педагогов, которые помогали ребятам освоиться в новых для себя условиях. С агитбригадой девятый год работает учитель немецкого языка Староалейской школы №1, член Общественной палаты края Виктор Майзенгельтер , ставший фактически заместителем начальника экспедиции. Каждый год с экспедицией ездят педагоги Алтайского краевого детского экологического цента - на этот раз Валентина Ивановна Мещерякова и Людмила Евгеньевна Параскун . Большая работа ложиться на волонтёров, помогающих в хозяйственной части - это студенты географического факультета АлтГУ Дмитрий Григоренко и Светлана Агафонова , а также Наталья Лебедева из педагогического университета. Журналисты газеты «Природа Алтая» Елена Панфило и Ирина Шильреф на протяжении двух недель описывали все события экспедиции. А за здоровьем группы следила медицинский работник из Кулунды Наталья Викторовна Буданова .

Сами ребята охотно делились своими впечатлениями от экспедиции, многие стали частью команды «Начни с дома своего» впервые.

Татьяна Бирюкова: «В экологической экспедиции я в первый раз. Это движение подарило мне возможность путешествовать по городам Сибири, посещать интересные места, а также изучать взаимодействие сибирских городов. Говорят, что мы дети потерянного поколения, мы здесь, чтобы доказать обратное. Мы делаем то, что другим лень, на что другие не обращают внимания, хотя это не требует больших усилий. Я хочу вам сказать: наслаждайтесь, изучайте и сохраняйте то, что окружает вас».

В течение двух недель ребятам приходилось постоянно преодолевать себя. Через преодоление общих трудностей ребята стали настоящей командой.

Иван Никитенко: «Мне 14 лет. Это моя первая экспедиция. Благодаря ей, я понял, что никогда и ни при каких условиях нельзя сдаваться. Если что-то не получается - нужно пробовать еще, еще и еще. До тех пор, пока не получится. Я понял, что я могу - всё!»

Сергей Иванович поделился историей, когда, приступив к уборке берегов реки Томь в Кемеровской области, ребята оказались под дождём, но продолжили экологическую акцию.

«Эта история стала той точкой, которая бывает в жизни каждого человека и в жизни каждой экспедиции. Это был тот «перевал», который надо было пройти», - отметил руководитель.


Вслед за своим руководителем ребята подтверждают, что именно с этого момента ощутили небывалое сплочение.

Майя Казанцева : «Я из Барнаула, и это моя первая экспедиция. Мы побывали в четырех регионах. Из всех мест больше всего мне полюбился Кузбасский ботанический сад за его липовую аллею, коллекцию бадана, смотровую площадку с видом на реку. Мне показалось, что именно там мы стали командой, когда, несмотря на дождь, мы убирали мусор на берегу Томи. Так что это место стало для меня родным».

Программа

Сергей Иванович рассказал о распорядке дня юных экологов: утро начинается с зарядки, день наполнен содержательной работой - заполнение дневников, посещение культурных объектов, заложенных в программу, проведение экологических акций, репетиции выступлений, заготовка дров, вечерний костер, приготовление еды на огне. Каждое занятие не случайно в экспедиции, например, кроме привития практических навыков жизни в полевых условиях и формирования экологической культуры, ребят учат писать, связно излагать свои мысли на бумаге, пробуждая тем самым интеллектуальную деятельность.

В этом году, как и в последние несколько выездов, маршрут выстраивали по принципу дополнения: в Академгородке посетили геологический музей, где показали саркофаг, в котором была захоронена принцесса Укока. А в Республике Алтай, в музее Анохина, удалось попасть в зал, где в настоящее время хранится древняя сакральная мумия. Таким образом - в двух разных точках получили информацию, проанализировали, обобщили и составили разноплановое представление знаменитой находке археологов начала 90-х гг.

В экспедиции четко распределены роли и каждый знает свою.

Данил Лебедев: «Я являюсь волонтером из Третьяковского района. У каждого из членов экспедиции есть своя роль. На мне лежит ответственность за костер, теплую баню и дрова. Экспедиция - это семья, поскольку каждый знает свою роль в ней. Спасибо большое всем руководителям и участникам - я вас не подведу».

На каждой остановке на переездах от точки к точке ребята убирали мусор на территории вокруг себя, ведь на этих местах останавливаются и туристы, оставляющие после себя «следы».

Виктор Лапоногов: «Я живу в Каменском районе. В экоцентре занимаюсь пятый год и это моя третья экспедиция. Рассмотрим ситуацию: однажды вы соберётесь в лес, чтобы послушать птиц, набрать грибов или посидеть на берегу озера. И что вы видите? Пакеты на деревьях, бутылки в кустах. Сейчас это называется «отдохнуть на природе». Так было на берегу Томи в Кемерово и на озере Уткуль в Бийске до нашего приезда. Мусор в таких местах не просто некрасиво, а очень опасно для почвы, воды, леса. Поэтому я прошу вас: в следующий раз, когда вы пойдете в лес, возьмите с собой хотя бы маленький пакетик, чтобы убрать тот мусор, который встретится вам на пути. Ведь нужно понимать, что мы тоже часть природы и должны о ней заботиться».

Планы на будущее и соратники


В этом году ребята посетили много музеев: Центральный Сибирский геологический музей Института геологии и минералогии СО РАН, музей истории культуры народов Сибири и Дальнего Востока Института археологии и этнографии СО РАН, Музей Солнца в Новосибирской области; Историко-этнографический музей Беловского района «Чолкой», музей-заповедник «Красная Горка» в Кемеровской области; музей имени Виталия Бианки в Бийске; Национальный музей Республики Алтай имени А.В. Анохина в Горно-Алтайске. Параллельно собирали информацию для нового интересного туристического маршрута «Сибирь музейная», который и станет основой экспедиции следующего года.


Кроме музейных экспонатов впечатление на ребят произвел Бачатский угольный разрез. Его масштаб позволяет осознать всю мощь человека, которая может быть направлена как на разрушение природы, так и на ее восстановление. В Кузбасском ботаническом саду ребята научились проводить правильную обрезку деревьев, помогли с прополкой саженцев.

В Новосибирске встретились с организацией «Юные экологи Сибири» (единственная в городе, она создана по инициативе и помощи движения «Начни с дома своего»), с представителями Минприроды области и дирекции ООПТ.

В Бийске юных экологов встретил главный специалист отдела регионального экологического надзора по Бийскому округу Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Владимир Степанов . Новый экспедиционный лагерь установили на базе отдыха Уткуль недалеко от Бийска. Больше своё местоположение участники экспедиции не меняли, а шесть дней совершали выезды в соседние районы и города. Это особенность маршрута этого года - акцент на работе на территории края. Ребята посетили детский оздоровительный лагерь «Лесная сказка», провели экологическую акцию на берегу озера Уткуль, где базировался их палаточный лагерь. За один час юные экологи собрали 25 мешков мусора. По наблюдениям участников экспедиции, которые уже несколько лет подряд принимают участие в экспедиции, в этом году мусора было заметно меньше, как и на берегах реки Томь.

Кроме того, ребята побывали в национальном музее Республики Алтай имени А.В. Анохина в Горно-Алтайске, познакомились с уникальными материалами археологических раскопок, коллекциями предметов быта алтайцев и русской старообрядческой культуры, историей Горного Алтая XIX века.


В Бийске в воскресный день, накануне отчетного мероприятия в Барнауле, провели широкомасштабную экологическую акцию по уборке бора от мусора, в рядах участников которой был и мэр города Александр Студеникин . Эта акция, как и другие в экспедиции, прошли в рамках проекта ОНФ «Генеральная уборка».

Дисциплина - в первую очередь

Появление ребят экспедиции на встречах с общественными организациями, с ветеранами, юными спортсменами всегда сопровождалось выступлением агитбригады. Каждого нового человека ребята посвящали в свои ряды, повязывая зеленый галстук.

Анастасия Бойко обратилась к присутствующим с такими словами:

«Я из Третьяковского района. В экспедиции второй раз. Год назад я бы и не смогла представить, что 35 человек могут стать реальной силой. Мы - за защиту окружающей среды. Мне приятно, когда наши идеи находят отклик. В каждом регионе к нам присоединяются новые люди: в Новосибирске это «Юные экологи Сибири». Нас поддерживают доктора наук, профессора, министры, депутаты Государственной Думы. Надеюсь, нас поддержите и вы».

Также в Бийске после прошлой экспедиции открыта общественная организация «Начни с дома своего». По словам Малыхина С.И., на октябрь запланирована встреча с мэром Александром Петровичем Студеникиным и педагогами для проработки дальнейших совместных планов.

Жесткая дисциплина, которую поддерживает в рядах участников экспедиции Сергей Иванович - совершенно оправданная обстоятельствами мера, отработанная на практике не один год, благодаря чему удается держать ситуацию на контроле и возвращать участников экспедиции в целости и сохранности. За 21 год экспедиций - ни одной серьезной травмы! Как ни удивительно, такая напряженная работа, в том числе по самоорганизации, не мешает ребятам ощущать всю прелесть детства.

Что же заставляет детей ехать в экспедицию, ведь это полевые условия, дожди, возможно - холод, долгие часы в автобусе. Какова мотивация ребят? Вот как объясняют это сами участники - новичок и ветеран экологической экспедиции:


Татьяна Зырянова:
«Я из Алтайского района, мне 15 лет. Вхожу в команду «Борцы экологического движения». Я очень много работала, поэтому попала в экспедицию. Здесь познакомилась с новыми людьми, нашла единомышленников, завела друзей. Узнала много о себе и своих возможностях. Познакомилась с такими проблемами как избыток пластика и других отходов, жестокость по отношению к животным. У меня есть кошка Екатерина и собака Рекс, я их очень люблю, поэтому не хочу, чтобы к животным относились жестоко. В экспедиции я помогала очищать берега рек и озер, а также сохранять отдельные виды животных и растений. Очень рада, что поехала в экспедицию, это была моя мечта. Я - в экспедиции!»


Светлана Водякова:
«В экспедиции я четвертый год. Она для меня - это увлекательное путешествие, которое с нетерпением жду каждое лето. Здесь мы не только находим себе новых друзей и товарищей, близких по духу, но и помогаем природе. В каждом регионе проводим экологические акции с местными жителями. Я счастлива, что снова нахожусь здесь. Для меня лето - это экспедиция!».

Воспитание патриотов

За многие годы руководства детьми в экспедиции у Сергея Ивановича сложилась четкая методика воспитательного процесса, и он охотно делится своими выводами: «Ребята способны выдерживать любые сверхнагрузки, если работа выстроена правильно. Поэтому развитие патриотизма - одна из главных составляющих экспедиции».

Стихи на патриотические темы декламировали Екатерина Карякина («Мы прошли с тобою пол-Европы»), Светлана Водякова («Алеша»), песни о войне «Последний бой» (исполнитель Настя Манакова ), «О той весне» зал слушал стоя. У многих на глазах были слезы.

В завершение выступления юных экологов слова благодарности высказали почетные гости, радеющие за продолжение развития экологического движения «Начни с дома своего», которое не имеет аналогов в России.

«Сейчас вы представляете из себя сплоченную команду. Это дорогого стоит, когда чувствуешь локоть товарища и готов вместе свернуть горы. Передайте эту силу горения своим сверстникам в школьный класс, друзьям во дворе», - напутствовал Валерий Анатольевич Елыкомов , член Комитета Государственной Думы РФ по охране здоровья.

Благодарственные слова в адрес руководителя экспедиции произнес Лев Александрович Коршунов , председатель Общественной палаты Алтайского края:

«Сергей Иванович нашел такую тропинку, по которой нужно идти дальше. И пусть на этом пути вам будет попутный ветер. Патриотический блок тронул до глубины души - когда поющие начинают плакать и зал вместе с ними - вот тогда и возникает чувство, которое мы называем патриотизмом».

Поддержка региона

Владимир Николаевич Попрядухин , врио министра природных ресурсов и экологии Алтайского края поблагодарил ребят за отчет в литературно-патриотическом воплощении, который «очищает души»:

«Все это время, пока ждали вас, мы испытывали постоянное чувство ответственности. Для нас большая честь встречать и видеть вас здоровыми, невредимыми, энергичными и сплоченными. В Минприроды уверены, что в вашем лице мы нашли истинных сподвижников и патриотов экологического движения. Будем рады встретиться и работать с вами в дальнейшем в профессиональном сообществе экологов».

Руководитель природоохранного ведомства выразил готовность оказывать содействие в продвижении и дальнейшем развитии данной экологической экспедиции:

«Начни с дома своего» - уникальный проект, не имеющий аналогов на территории всей страны. Мы, как специалисты-экологи, понимаем, что сегодня бережное отношение к природе должно воспитываться с малого возраста - это является залогом успешной работы по сохранению биологического разнообразия и всего того богатства, которым обладает Алтайский край. Природоохранные мероприятия были бы невозможны без системы экологического воспитания и просвещения. Именно поэтому вся экологическая общественность, научно-образовательные учреждения, органы власти поддерживают юных экологов, выступая в качестве идейных вдохновителей. Данное направление включено в государственную программу Алтайского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края» на 2015 - 2020 годы» и будет проводиться, как и прежде, ежегодно. Минприроды края как организатор экологической экспедиции выступило с инициативой сделать данный проект абсолютно независимым в финансовом плане, поскольку в предыдущие периоды приходилось привлекать значительную спонсорскую помощь. Предложение поддержало Правительство Алтайского края, и в текущем году весь объем финансирования выделен из средств краевого бюджета», - отметил Владимир Попрядухин.

Существующее мнение о том, что современным детям совершенно чужды ценности предыдущих поколений, они оторваны от реальности, пропадают в интернете, им нельзя доверить сохранение культуры и природы. Сергей Иванович напомнил, что подобные опасения высказывались еще древними мыслителями четыре тысячи лет тому назад (Папирус Присса). Ребята из экспедиции «Начни с дома своего» - лучший пример того, что подрастающее поколение интересующееся, пытливое и активно познающее.

Малыхин С.И. выразил уверенность в том, что дальнейшее развитие движения должно быть связано с расширением географии проекта, с подключением других субъектов Сибири. С подобными предложениями к руководству уже обращались коллеги из Кемеровской области, Новосибирской области и республики Алтай.

В качественном плане организация процесса отточена до мельчайшей детали - дает плоды 21 год выстраивания системы не только экологического, но и эмоционального, психологического воспитания, что, безусловно, приводит ребят к личностному росту и повышает уровень экологической культуры. А это, считают участники движения «Начни с дома своего», - главное направление их работы.

Пресс-служба Минприроды АК совместно с газетой "Природа Алтая"

Вверх