«Воспитание чувств» в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского. «Мое отношение к поступку учительницы (по рассказу Распутина "Уроки французского") (2) Поступок лидии михайловны педагогическое преступление или

Скрипко Елена Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №17
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Открытый урок по литературе
Тема: "Что говорит сердце..." по произведению В.Г. Распутина "Уроки французского"
Дата публикации: 23.03.2017
Раздел: среднее образование

Тема: «Что говорит сердце… » Нравственная проблематика рассказа В. Г.

Распутина «Уроки французского».

Форма: открытый урок по литературе в 6 а

Раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут

герои В.Распутина;

Развивать умение анализировать художественное произведение,

коммуникативные навыки учащихся, продолжить работу по развитию

культуры речи учащихся;

Воспитывать у учащихся умение представить точку зрения писателя и

собственные суждения, способствовать воспитанию этических норм

взаимоотношений учащихся;

Корректировать социальное поведение при работе в группах, память,

внимание, логическое мышление.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

Организация класса.

Вступительное слово учителя.

Григорьевич

Распутин. Перед вами выставка книг писателя. (На стенде произведения В. Г.

Распутина: «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Последний поклон»,

«Деньги для Марии» и другие).

Писателя интересуют те моменты человеческой жизни, когда возникает

необходимость совершить поступок, значимый не столько для жизни другого

человека, сколько для

самого себя, для самого главного в себе – для души. Произведениям

Распутина созвучны слова французского писателя 18 века Жозефа Жубера:

«Разум может подсказать, чего следует избегать, и только сердце говорит,

что следует делать». Это высказывание станет эпиграфом к уроку,(Слайд 1)

посвящённому изучению рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского».

Открываем тетради, записываем в тетрадь эпиграф. А как вы понимаете

слова французского писателя?

Ответы детей.

Наша задача на уроке – на примере рассказа «Уроки французского»

выяснить, чего, по мнению Распутина, следует избегать в жизни и что

нужно в ней делать.

Тема: «Что говорит сердце… » Записываем в тетрадь.

Начнём урок с проверки домашнего задания. Вы были разделены на группы.

Задание первой группы : рассказать о детстве писателя.(Клепач, Гварамадзе)

Иркутской области в поселке Усть - Урда, расположенном на берегу

Ангары. Детство совпало с войной: в первый класс будущий писатель пошел

в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь была трудной, временами

Окончив 4 класса в Аталанке, Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в

которой были пятый и последующие классы, находилась в 50 км от родной

деревни. Нужно было уезжать из дома, причем одному. Учиться было

сложно: голод (мать с оказией передавала ему раз в неделю хлеб и картошку,

но их всегда не хватало), бедность, одиночество. Однако учился он только на

отлично. «Что мне оставалось? – затем я сюда и приехал, другого дела у меня

здесь не было…. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня

невыученным хоть один урок », – вспоминал писатель.

Вопрос к классу : что помогло Распутину получить образование и выйти в

люди?(его настойчивость, целеустремленность)

Вторая группа готовила сообщение о жизни героя в райцентре по плану :

Почему мальчик, герой рассказа, оказался в райцентре?

Каковы были успехи героя в школе?

Каково было душевное состояние мальчика?

Олег Дмитриев написал стихотворение об одном мальчишке, но

таких в то время были тысячи (Слайд 4)

Сидит кусочком хлебушка тарелку молча трет

Но за кусочек хлебушка не выдаст, не соврет

И вот тарелка светится, сверкает белизной.

Как будто чудо-зеркальце, из сказочки одной

Еще движенье корочки и выплывет со дна

Холодная, голодная, последняя война

Всплывет щадящей плошкою полуподвальный свод

И мальчуган с ладошкою, протянутой вперед

Все ближе, нестерпимее в заветном там кольце

Кричат глаза огромные на узеньком лице

Забудь, другое времечко и сказочка не та

Но все же чиста тарелочка, тарелочка пуста.

Можно ли данное стихотворение соотнести с биографией автора и с нашим

Вывод: Итак, ребята, из ваших ответов мы поняли, что прообразом главного

героя рассказа является сам В.Г. Распутин. Все события, которые произошли

с героем, были в жизни писателя. Одиннадцатилетний герой впервые волею

обстоятельств оторван от семьи, он понимает, что на него возложены

надежды родных и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению

сельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия,

преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.

Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами ? (ответы

учеников)

Издавна общество рассматривает игры на деньги как безнравственное

занятие. Как вы понимаете значение слова безнравственный? Как вы

почему азартные игры – безнравственное занятие? Какие эмоции вызывает

человек, проигравший в карты или рулетку? А вызывает ли такое чувство

герой рассказа Распутина? Как называется чувство, противоположное

безнравственности? (нравственность)

Что такое нравственность ? Как вы понимаете смысл слова?(Слайд 5)

Найдите определение в словаре и сравните со своим.

Нравственный или безнравственный поступок совершает герой, играя в

«чику»? (Распутин предлагает нам иной взгляд на азартные игры. Для

мальчика игра - единственно возможный способ выжить. Голодный и

постоянно тоскующий по дому деревенский мальчик лишь добывал себе

рубль на молоко. В его поведении не было ничего безнравственного,

плохого. Он никого не обижал и силой денег не забирал, да и разве богатство

это – один рубль?)

Третья группа работала с вопросом : кому посвящен рассказ «Уроки

французского»?(Слайд 6)

Сообщение 3 группы. Рассказ «Уроки французского» посвящен Анастасии

Прокофьевне Копыловой, матери друга В. Г. Распутина и известного

драматурга Александра Вампилова, которая всю жизнь проработала в школе.

В основе рассказа – воспоминание детской жизни. Лидия Михайловна –

учительница Валентина Григорьевича по французскому языку, его классный

руководитель. Она названа в произведении своим именем. Это Молокова

Л.М.. Несколько лет назад она жила в Саранске, преподавала в Мордовском

университете. Когда в 1973 году вышел в свет этот рассказ, она сразу узнала

себя в нем, отыскала Валентина Григорьевича, несколько раз встречалась с

ним. Лидия Михайловна жива и сегодня, она живёт в Москве.

Вопрос классу : как вы думаете, почему автор посвятил рассказ своей(Слайд

учительнице? Какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика ?

Для ответа на этот вопрос обратимся к тексту произведения.

Какой запомнилась учительница главному герою ? Найдите в тексте

описание

портрета Лидии Михайловны; что особенного отмечено в нем? (чтение

описания «Лидии Михайловны тогда было….»; «В лице ее не было

жестокости…»)

Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик? (Она относилась к

нему с пониманием и сочувствием, ценила его целеустремленность. В связи с

этим учительница начала заниматься с героем дополнительно, рассчитывая

его дома покормить)

Почему Лидия Михайловна решила послать посылку мальчику и почему

затея не удалась ? (Она хотела помочь ему, но наполнила посылку

«городскими» продуктами и выдала себя. Гордость не позволила мальчику

принять подарок)

Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его

гордости? (Она предложила играть на деньги в «пристенок»).

Почему главный герой считал крайне неприличным и безнравственным

принимать деньги от Лидии Михайловны в виде «подачки», но спокойно

относился к «чике» и игре в «замеряшки» с ней? (Главный герой считал

выигранные деньги честно заработанными, а деньги, доставшиеся без

каких-либо усилий с его стороны, ранили самолюбие. Лидия Михайловна

без труда раскрыла причину отказа от подарка. И выбрала иной способ

Как вы относитесь к этому поступку учительницы?

Нравственно ли её решение играть на деньги с собственным учеником?

(Помочь главному герою иначе не было никакой возможности – ужинать он

не садился, подарков или денег не принимал, а дать ему работу по тем

временам было бы ещё более безнравственно.)

А нравственно ли было бы закрыть глаза на его голод? Нравственной ли

была бы профессиональная позиция нейтралитета? (Нет, потому что в

первую очередь это было бы бесчеловечным. Пусть она не воспитывала в

нём высокой морали, не заботилась о его нравственном воспитании. Прежде

всего, Лидия Михайловна заботилась о его физическом состоянии, о том,

чтобы он хотя бы мог нормально учиться, не думая постоянно о голоде).

Вывод учителя . Играя на деньги со своим учеником, Лидия Михайловна, с

точки зрения педагогики, совершила поступок безнравственный. «Но что

голодные, послевоенные годы недоедает, она старалась ему помочь: под

видом дополнительных занятий приглашала домой, чтобы подкормить,

присылала посылку, будто от матери. Но мальчик от всего отказался. И

учительница решается играть с учеником на деньги, подыгрывая ему. Она

идет на обман, но счастлива, потому что ей это удается. Это лучше, чем

нравственное бездушие и профессиональный нейтралитет.

А как отнёсся к игре с учеником директор школы? В чём он обвинил Лидию

Михайловну?

Формально он прав. Но за этим скрывается безнравственность и отсутствие

человеколюбия, понимания трудностей жизни ребёнка, оторванного от

родного дома.

«Разум может подсказать, чего следует избегать, и только сердце говорит,

что следует делать». Как соотносится это высказывание с произведением В.

Г. Распутина «Уроки французского»?

«Прием пластилиновый герой»

Сейчас, используя пластилин, слепите то, что характеризует учительницу как

человека.

– а как по-вашему лучше быть добрыми или лучше строгими

Нужно ли современному учителю чувство юмора? (для чего)

Защита своих поделок.

V. Стадия рефлексии .

– Для чего как вы думаете создан этот рассказ?

Исход борьбы добра и зла может решить только добрый человек, который

протянет руку помощи, проявить милосердие и любовь, таким человеком

оказалась молодая учительница.

Человек есть тайна. Ее надо разгадать. И если будешь ее разгадывать всю

жизнь, то не говори, что потерял зря время, ты занимаешься этой тайной,

значит, ты хочешь быть человеком.

Добро – самая великая тайна на земле, помните об этом.

Почему, на этот вопрос вам ответит Распутин. (слайд 8)

Вывод учителя . Самый грозный судья человека – он сам. Руководствуясь

своими жизненными принципами, этическими нормами, мы все свои

поступки в основном неосознанно подвергаем подробному анализу и

оценке, коря и виня себя за неверный шаг. И именно этот укор совести

гораздо больнее осуждения общества, именно тихий мерзкий голосок,

нашёптывающий: «Ах, как плохо ты поступил… не следовало бы…»

выдвигает обвинения гораздо более страшные, чем самый жестокий

приговор

окружающих людей. И перед ним не оправдаешься. Потому что

нравственность во все времена оценивают по одному и тому же критерию:

насколько человечен был поступок. И Лидии Михайловне не в чем

оправдываться. Она поступила по совести, так, как хотело её сердце.

Домашнее задание. Написать мини – сочинение на тему: «Каким должен

быть учитель, чтобы остаться в памяти ученика»

Рефлексия. Чему научил меня сегодняшний урок? Что я понял на уроке? Что

заставило меня задуматься во время урока?

Автобиография Фомичева, Зозуля, Неговора

Тема: «Воспитание чувств» в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»

Цель: раскрыть душевный мир героя рассказа; отметить роль игры в жизни человека; показать неординарность учительницы; обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем в рассказе.

Ход урока

Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит обсудить три аспекта рассказа «Уроки французского». В первую очередь остановимся на образе главного героя, его душевном состоянии; далее речь пойдет о «необыкновенном человеке» - учительнице французского; завершим разговор о рассказе обсуждением основных его проблем.

Главный герой в рассказе

Учитель: Предлагаю начать разговор с рассказа о герое. Обращаю Ваше внимание на вопросы, которые помогут Вам рассказать о герое.

    Почему мальчик оказался в райцентре? (Тоня)

    Каковы были успехи героя рассказа в райцентре? (Таня)

    Каково было душевное состояние героя? (Степа)

    Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги? (Рафаэль)

    Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами? (Леша)

    Каково было отношение мальчика к учительнице? (Аня)

Примерные ответы:

    «Учился я и тут хорошо… по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки».

    «Так мне было плохо, так горько и постыло! – хуже всякой болезни».

Как вы понимаете слово «постыло»? Почему он свое состояние сравнивает с болезнью?

    «Получив его (рубль)… я покупал на базаре баночку молока».

Герой был не только одинок в этом райцентре, его мучил голод. А представьте теперь эти два чувства вместе! Шел 1948 год. В деревне голод, вокруг нищета, но, несмотря на это, ему присылают продукты «довольно часто». Как? «Примерно раз в неделю».

    «Они били меня по очереди… не было в тот день… человека несчастнее меня».

    «Я пугался и терялся… она представлялась мне человеком необыкновенным, не походила на всех остальных».

Учитель: На протяжении всего рассказа мы с вами видим игру, и не просто игру, а игру послевоенную.

    Что в ней особенного?

    Почему дети не играли, например, в войну?

    Почему играли на деньги?

    Как вы думаете, что же такое игра и что она значит в жизни каждого человека?

Игра – выражение сущности человеческих отношений. В игре человек раскрывается, иногда неожиданно и почти всегда проявляет себя.

    Как проявил себя в игре герой рассказа?

    Почему у героя нет имени? Ведь на протяжении всего рассказа мы не слышим его, никто не называет его по имени?

(Наверное, этим мальчиком-пятиклассником был сам Валентин Григорьевич Распутин, который рассказал нам о своем детстве в рассказе «Уроки французского»)

Учитель: Должна с вами согласиться. Послушайте, что написал сам В.Г. Распутин о рассказе: «…Спустя более чем 20 лет я сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то со мной, пятиклассником-мальчишкой из глухой сибирской деревни. Вернее, стал записывать то, что никогда и не забывалось, что постоянно просилось во мне налюди. Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки, лягут на душу как маленького, так и взрослого писателя».

Выводы: Одиннадцатилетний мальчик впервые волею обстоятельств оторван от семьи, вырван из привычного окружения. Однако маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.

Лидия Михайловна - «человек необыкновенный»

Учитель: Какой запомнилась мальчику учительница французского? Прочитайте описание портрета Лидии Михайловны. Что особенно отмечено в нем?

(«Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того…» и далее по тексту: «В лице ее не было жестокости».)

Учитель: Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик?

(К мальчику Лидия Михайловна относилась с пониманием и сочувствием, она ценила его целеустремленность. В связи с этим учительница начала дополнительно заниматься с героем французским языком, рассчитывая дома подкормить его.)

Учитель: Почему он не садился с ней кушать? Понимаете ли вы его поведение?

Учитель: Почему затея с посылкой ей не удалась?

(Учительница наполнила посылку «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. Гордость не позволила мальчику принять «посылку»)

Учитель: Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости?

(Она предложила ему играть на деньги в «пристенок».)

Учитель: Почему Лидия Михайловна прислала вторую посылку?

(Посылка явилась подтверждением добрых чувств Лидии Михайловны к мальчику и уверенности в своей правоте.)

Учитель: Прав ли герой, считая учительницу человеком необыкновенным?

(Лидия Михайловна наделена необыкновенной способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы.)

Выводы: Лидия Михайловна идет на рискованный шаг, играя с учеником на деньги, из человеческого сострадания: мальчик крайне истощен, а от помощи отказывается. Кроме того, она рассмотрела в своем ученике недюжинные способности и готова любыми способами помочь им развиваться.

«Воспитание чувств» в рассказе

Учитель: В.Г. Распутин как-то сказал: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература на мой взгляд, - это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства».

Что такое чувства?

(Чувства - эмоции, «движения (волнения) души»

В повседневной жизни говориться о чувствах голода, жажды, боли; приятного и неприятного; усталости, болезни и здоровья; радости и печали, любви и ненависти; ужаса, стыда, страха, восторга, сострадания, т.е. практически все чувства связаны с душой человека.)

Учитель: Какие чувства воспитывает рассказ «Уроки французского»?

(Доброту, сострадание)

Учитель: Воспитание чувств писатель проводит через образ учительницы, хотя ее игра с учеником на деньги воспринимается весьма неоднозначно. Как можно оценить поступок Лидии Михайловны? Выскажите свое мнение.

(С одной стороны, это непедагогично, с другой стороны, игра с учеником на деньги была единственной возможностью помочь ему.)

Учитель: Почему рассказ назван «Уроки французского»?

(Уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитание чувств.)

Учитель: Чему научились вы на этих уроках?

(Участию, пониманию окружающих людей, чуткости, самоотдаче и целеустремленности.)

Выводы: Игра на деньги учительницы со своим учеником, с точки зрения педагогики, - поступок безнравственный. Но что стоит за этим поступком? – спрашивает писатель. Видя, что школьник (в голодные послевоенные годы) недоедает, учительница французского языка под видом дополнительных занятий приглашает его к себе домой и пытается подкормить. Она присылает ему посылки, как будто от матери. Но мальчик от всего отказывается. Учительница предлагает играть на деньги и, естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И она счастлива, что ей удается этот обман.

Доброта – вот что привлекает в героях рассказа. Герой открывает для себя доброту и участие, понимание среди окружающих людей.

Учитель: Предлагаю вам в заключение нашего сегодняшнего урока открыть «Музей героя» рассказа «Уроки французского».

Учитель: Какие предметы вы поместили бы в музей?

Макароны (говорят о гордости, чувстве собственного достоинства мальчика, которая не позволила ему принять посылку), пол-литровая баночка молока (ради нее ему пришлось играть на деньги), тетради (подчеркивают способности героя в учении), монеты (испытание героя игрой), яблоки (доброе отношение к нему учительницы), картофель, хлеб (меню героя, голод, который ему приходилось преодолевать).

Выводы: Все эти предметы помогают нам лучше понять особенности характера героя, говорят о его сложной судьбе в послевоенной России.

Учитель: Наш урок подошел к концу, и мне хочется вам сказать, что личность человека формируется в детстве, именно в детстве происходит ее становление и все, что человек впитал в себя в детские годы, определяет его дальнейшую судьбу. Если мы с вами посмотрим на жизнь В.Г. Распутина, которому пришлось в детстве нелегко: он не понаслышке знает что такое голод, тоска по родным, но он смог стать писателем с мировым именем, которого признали при жизни (хотя многие писатели и поэты приобретают известность и ценятся после смерти). Как ему это удалось?

Во-первых, он человек целеустремленный, знает, что он хочет от жизни.

Во-вторых, конечно, те уроки, которые он получил в детстве, уроки не только французского, а уроки доброты, милосердия, сострадания, сочувствия, уроки «воспитания чувств» - все это определило его писательскую судьбу.

Вашему вниманию предлагается стихотворение еще одного известного поэта Марка Сергеева, которое называется «Жизнь меня спросила»

Хочется, чтоб это стихотворение натолкнуло Вас на соответствующие мысли.

«Чего ты хочешь?» - жизнь меня

спросила.

И я ответил ей: «Хочу всего:

высот, что нелегки, как доброта,

лесов, что обступают, как сомненья,

дорог, порой ведущих в никуда,

ладоней, что, встречаясь, дарят

сердце».

Подводя итог, хочется спросит: Чем стал для вас рассказ «Уроки французского»? О чем вы задумались на сегодняшнем нашем уроке?

Домашнее задание: Сочинение-рассуждение «Чего ты хочешь?» - жизнь меня спросила.

МОУ СОШ № 2

Открытый урок литературы в 6 классе

Уроки жизни в рассказе В.Г.Распутина

«Уроки французского»

Учитель русского языка и литературы

Меренкова Светлана Петровна

Цели урока:

образовательные:

Продолжить знакомство с творчеством В.Г.Распутина; ввести понятия «духовность» , «нравственность». «этика».

развивающие:

Формировать навыки анализа текста произведения; учить кратко излагать текст; работать над расширением словарного запаса учащихся.

воспитательные:

Показать роль и значение доброты,отзывчивости и душевного благородства в жизни.

Оборудование: - компьютер, мультимедийный проектор, фрагмент фильма презентация, записи на доске.

Тип урока: интегрированный (русский язык, литература, история), с применением компьютерных технологий. Форма урока: урок – размышление Методы урока:1) словесный (слово учителя) . 2) репродуктивный (пересказ прочитанного, беседа по рассказу) 3)наглядно - иллюстративный (слайды компьютерной презентации, фрагмент фильма). 4) частично – поисковый (нахождение эпизодов в тексте). 5) практический (чтение текста, работа со словарём, тестовое задание). Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя. В. Г. Распутин

Ход урока

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня урок литературы буду вести у вас я, поэтому, прежде всего, давайте познакомимся. Меня зовут Светлана Петровна, а ваши имена я узнаю в течение урока.

2. Видеоразминка.

Нашурок литературы предлагаю начать с просмотра отрывка из фильма по рассказу, о котором будем сегодня говорить. Обратите внимание на имя героя, название игры и прощальные слова учительницы.

/см.фильм/

3. Изучение нового материала

1 Знакомство с темой и целями урока:

Мы посмотрели с вами отрывок из большого фильма. Но это очень важный отрывок. Вы увидели героя, каким сделал его режиссёр. - Он похож на то, каким вы его представляли? Почему он такой худой и так бедно одет? (Дети вспоминают текст, время действия рассказа – 1948 год, послевоенный голод).Как его зовут?/Володя, но это только в фильме/А в рассказе речь идёт от 1-го лица.Это автобиографический рассказ. - А в какую игру и с кем он играл? /пристенок / /Лидия Михайловна / - Разве это правильно, что учительница играет с учеником на деньги? Может прав директор, который выгоняет учительницу с работы? - Поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление педагога? -На этот вопрос мы и будем искать сегодня ответ.Так звучит и тема нашего урока. Запишите её в тетрадь . /см.слайд 1/ -А цели нашего урока таковы: - мы должны не только продолжить знакомство с жизнью и творчеством писателя Распутина, его рассказом «Уроки французского», но и выяснить, какие уроки для нашей души он несет; раскрыть тайну духовной красоты героев, их духовные ценности , нравственные законы, по которым живут Лидия Михайловна и герой; и положить в копилку своей духовной памяти понятие о милосердии и любви, о доброте и достоинстве. Мы даже попробуем вырастить Дерево Души. Физкультминутка: - Дерево растить сложно, но мы попробуем.Я буду говорить, какое оно, а вы показывать БОЛЬШОЕ,ВЫСОКОЕ,ШИРОКОЕ,КРЕПКОЕ,ТЯНЕТСЯ,СГИБАЕТСЯ,К СОЛНЦУ ПОДНИМАЕТСЯ. . -Записываем вопросы и понятия из таблицы: Из чего складывается духовная красота? Что такое духовные ценности? Есть ли у нас духовная память ? Это значит, ребята, что мы с вами сегодня будем учиться жить. Учиться у В. Распутина на примере его главного героя. Работая с текстом рассказа, мы в каждой строчке, в каждой фразе будем искать ту главную мысль, которую хотел выразить автор в своем произведении. 2Знакомство с эпиграфом . Писатель надеется, что те жизненные уроки, которые уготовила ему судьба, помогут каждому из нас разобраться в себе, задуматься о своём будущем. Запишите слова В. Г. Распутина, которые станут эпиграфом к нашему уроку (слайд 2), (запись в тетрадь ). С л о в а р н а я р а б о т а: 1) Ребята, сегодня мы будем говорить об этике, нравственности, духовности. Давайте вспомним значение этих слов, ибо они вам уже знакомы (учащиеся объясняют значение слов, пользуясь словарём на слайде / с лайд 3/ (Этика –совокупность норм поведения. Нравственность – правила поведения, качества, необходимые человеку в обществе. Духовност ь –качества, определяющие отношение человека к миру.). 4. Беседа по тексту -Вспомните эпизод с дракой. /см. с.303 /(читаем)Отмечаем главные слова:»Не было в тот день и не могло быть во всём белом свете человека несчастнее меня». -За что избили рассказчика?/честность/ - Почему не убежал?/гордость/ -А какого цвета была крапива на поляне? Какое отношение это имеет к событиям?/игра на деньги – чёрное дело; на душе у героя черно/ - Почему мальчик стал играть в «чику»?/голод, молоко / -Что сделала Лидия Михайловна, когда узнала, что ученик голодает?/прислала макароны/Почему не наказала за игру на деньги и участие в драке?/Пожалела, поняла, посочувствовала/ -А почему герой не взял макароны и как догадался, что посылка не из деревни? /гордость, чувство собственного достоинства, в деревне не было макарон/ -Какие же качества души есть у мальчика, героя рассказа? /см. слайд 4 / Записываем в тетрадь/ - На с.305 читаем описание поведения директора школы. Что было главным для него – стремление помочь или желание наказать? Добрый ли человек директор? А зачем автор говорит нам, что директор воевал? /не хочет, чтобы мы осуждали человека; хочет, чтобы старались понять и простить/ Вывод: директор - чёрствый человек, его душа испорчена войной. -Лидия Михайловна – противоположного характера человек. Она добра, любит детей, старается помочь, но так, чтобы не обидеть человека. Лидия Михайловна пригласила мальчика на дополнительные занятия, пыталась накормить, потом прислала макароны, а когда история с посылкой не удалась, стала играть с ним в «пристенок».Зачем? -Какие качества души свойственны Лидии Михайловне ? \см. слайд 5 и записываем в тетрадь/ Физкультминутка: - Вам нравятся эти качества? Тогда сделайте хлопок руками над головой на каждое хорошее качество после его названия. - Герой рассказа, несмотря на свои одиннадцать лет, прошёл серьёзную школу испытаний.Давайте перечислим их ещё раз: 1 Разлука с близкими и одиночество. 2 Голод, воровство продуктов. 3 Нечестная драка. 4 Трудности с французским языком. 5 Расставание с учительницей, которая стала другом. /см. слайд 6/ - Но через все испытания мальчик с честью прошёл. Вспомним хотя бы уроки французского,которые вначале были как пытка, а затем превратились в удовольствие./см. с.315/ 5. Обобщение материала: - Ребята, почему рассказ называется «Уроки французского»? Какой главный урок преподала учительница?

Какие уроки преподал нам В. Распутин? Чем интересен его рассказ? (обращение к эпиграфу).

Вывод:

«Уроки французского» - уроки жизни, мужества, доброты.

Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души. Приобщаясь к нелёгкой судьбе мальчика, мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле, испытываем «чувства добрые».Назовите ещё раз душевные качества героев./ Дети повторяют то, что записали / Эти качества - доброта, любовь, сочувствие, милосердие, гордость, внимание и т. д.- составляют духовные ценности человечества. А те, у кого они есть,- люди с духовной красотой. Духовную красоту человек получает от других. Так герой рассказа на всю жизнь запомнил то, что молодая учительница спасла его от голода и позора. Только духовная память делает человека внутренне красивым. На Дереве своей Души надо выращивать только красивые плоды. /слайд 7/ 6.Итоги урока -Все, кто получил красные кружочки, ставят себе оценки: 4 – за один; 5 – за два и более. - На дом:

Подготовить рассказ о человеке, который делает бескорыстное добро.

7. Чтение стихотворения «Доброта ». Добрым быть совсем не просто, Доброта не зависит от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта – не пряник, не конфета. Только надо, надо добрым быть И в беде друг друга не забыть. И завертится земля быстрей, Если будем мы с тобой добрей. Добрым быть совсем, совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды. Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет. Если доброта, как солнце, светит, Радуются взрослые и дети.

Сочинение

В рассказе Валентина Распутина учительница французского языка совершила необычный поступок по отношению к своему ученику, который жил далеко от дома. Он пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Жил он бедно, у него не хватало денег на пропитание. Больше всего он нуждался в молоке, так как у него из-за малокровия было головокружение. Чтобы заработать на молоко, он стал играть на деньги со старшеклассниками, которые били его за выигрыши.
В школу ученик ходил охотно. У него по всем предметам было хорошо, кроме французского. Из-за произношения. Ученику пришлось каждый день ходить домой к учительнице французского Лидии Михайловне. Ей было жаль голодного мальчика. И она пыталась накормить его у себя после занятий. Но он был гордый и отказывался есть, поэтому шел туда как на пытку. Затем учительница сделала еще одну попытку помочь мальчику. Однажды, когда он пришел заниматься, учительница предложила ему сыграть на деньги в «пристенок». Он согласился. Но позже заметил, что учительница подыгрывала ему. Игра теряла смысл. Однажды привлеченный стуком директор пришел узнать в чем дело и застал учительницу и ученика за игрой на деньги. После этого случая Лидия Михайловна уехала.
Я считаю этот поступок благородным и самоотверженным, потому что учительница разными способами пыталась помочь способному мальчику и ради того, чтобы его никто не тронул, покинула школу.

….А в середине январских каникул мальчику пришла посылка. В ней были макароны и три красных яблока. Мальчик догадался, что это от Лидии Михайловны.

Другие сочинения по этому произведению

Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. Астафьева «Конь с розовой гривой» и В. Распутина «Уроки французского». Нравственный выбор моего ровесника в рассказах В. Астафьева и В. Распутина Приходилось ли вам встречать человека, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро? Расскажите о нем и о его делах (по рассказу В. Распутина «Уроки французского») Чем стали для главного героя эти уроки французского? (по одноименной повести В. Распутина) Школьный учитель в изображении В. Распутина (по рассказу В. Распутина «Уроки фрвнцузского») Анализ произведения "Уроки французского" Распутина В.Г. Мое отношение к поступку учительницы (по рассказу Распутина "Уроки французского") Бескорыстное добро учителя в рассказе Распутина «Уроки французского» Значение образа Лидии Михайловны Образ учительницы в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Формирование коммуникативно-речевых умений

учащихся на уроках литературы

Учитель русского языка и

литературы

МБОУ СОШ№70 г.Кирова

Береснева Зинаида Викторовна

В работе представлен материал по организации речевой деятельности учащихся при работе над рассказом В.Г.Распутина «Уроки французского», который включает в себя описание алгоритма уроков на тему «Формирование отношения к проблеме».

Все уроки нацелены на формирование коммуникативной компетенции, в рамках которой основное умение направлено на создание текста как продукта речевой деятельности.

Предложенные мною уроки развития речи по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского» с использованием выбранной мною модели «Формирование отношения к проблеме» дают основание считать, что в процессе работы над текстом художественного произведения формируются коммуникативно-речевые умения, которые можно объединить в несколько групп:

1 группа - умения, связанные с построением текста, осознанием его структуры, например.

Делить текст на логически законченные части;

Составлять план готового текста, то есть определять главную мысль каждой части и выражать ее одним предложением, а также планировать собственные речевые высказывания;

Составлять вступительные и заключительные части своего речевого высказывания и выделять их в готовом тексте;

Перестраивать текст в соответствии с другими речевыми задачами.

2 группа - умения, связанные с языковыми средствами:

Пользоваться фонетическим, лексическим синтетическим богатством языка;

Отбирать языковые средства в соответствии с определенным типом текста (повествованием, описанием, рассуждением);

Отбирать языковые средства в соответствии с определенным стилем речи

3 группа включает умения, связанные с текстом в целом, со всеми его сторонами:

Совершенствовать собственный текст;

Прогнозировать возможные трудности при решении речевой задачи и намечать пути и способы их преодоления;

Прогнозировать несколько вариантов речевого высказывания на одну тему или в соответствии с одной и той же основной мыслью;

Организовать индивидуальную (самостоятельную) работу в соответствии с предложенным образцом (моделью, алгоритмом);

Организовать парную и групповую работу по решению речевых задач.

4 группа включает умения, связанные с пониманием речевого высказывания (текста):

Понимать тему текста и определять ее границы;

Догадываться по контексту о значении незнакомых слов;

Отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой или основной мыслью;

Умение прогнозировать содержание текста: тему, цель, дальнейшее продолжение текста по ключевым словам, заголовку;

Понимать основную мысль текста и выражать ее в собственном речевом высказывании;

Формировать вопросы по созданию текста и в связи с ним и т.д.

5 группа умений связана с интерпретацией текста, то есть с творческим стремлением читателя истолковать смысл текста:

Умение формулировать свое отношение к прочитанному.

Выбранная мною модель «Формирование отношения к проблеме: право каждого «свое суждение иметь» применима при работе над текстами художественных произведений,изучаемых с 5 по 11 классы, а также при подготовке к ЕГЭ (написание эссе) при выполнении задания №25 - выразить свое отношение к проблеме.

Модель я решила построить в следующей последовательности.

Прочитав к уроку статью в учебнике В.Г.Распутина «Уроки доброты", дети должны были сформулировать мнение автора. Учащиеся на уроке рассуждают о том, что такое добрый человек, что значит уметь делать добро в понимании автора. Делают вывод о том, что Распутин своими воспоминаниями делает добро, рассказав об учительнице в своем рассказе. Автор побуждает учащихся к размышлениям.

2) Размышления учеников

Что такое добрый человек?

Вежливый даже тогда, когда с ним говорят грубо.

Умеющий помочь любому, даже тому, кто ему неприятен.

Понимающий других людей.

Терпеливый к их недостаткам. Принимающий их такими, какие они есть.

Внимательный, отзывчивый, милосердный по отношению к другим.

Доброжелательный. У доброго человека всегда улыбка на лице.

Способный всегда оказать помощь в трудную минуту.

Бескорыстный человек.

Скрашивающий мир своей улыбкой, вниманием и заботой.

Что значит уметь делать добро?

Перед тем как делать добро, нужно хорошо подумать о последствиях своего поступка для себя и окружающих.

Делать добро может только духовно богатый человек. Он сделает его тихо, получив при этом душевное наслаждение.

Чтобы делать добро, нужно быть душевным человеком, уметь прощать.

Делая добро другим, нужно осознавать то, что добро приходит и к тому, кто совершает добрые поступки.

Человек не должен просить что-то взамен на добро.

Он должен совершать добро совершенно бескорыстно, иначе это не будет называться добром.

Делать добро нужно только с душой. При этом ты получаешь приятное наслаждение.

Добро нужно делать так, чтобы тем, кому ты его делаешь, действительно стало лучше и они бы сказали простое слово «спасибо».

Помогая другим людям, нужно проявлять особое внимание и заботу, не извлекая при этом никакой выгоды.

Если человек совершил добро, не нужно кричать об этом на весь свет.

Лучше тихо порадоваться за счастье другого человека, которому ты помог.

Добро получается сделать тогда, когда ты его хочешь сделать с желанием.

Добро нужно делать искренне, от всего сердца.

Отвечая на поставленные вопросы, учащиеся приходят к выводу, что герой рассказа Лидия Михайловна делает добро, которое не забывается учеником.

Встает проблемный вопрос о том, действительно ли она совершила добрый поступок, решившись играть с учеником на «деньги» в «пристенок».

Учащиеся включаются в дискуссию.

3) Мнения героев рассказа о поступке.

Мнение мальчика

Директора

Лидии Михайловны

Учащиеся включаются в работу над текстом, который заранее прочитан.

Отвечая на поставленные вопросы

Согласен (на) ли я с мнением учительницы о своём поступке

Согласен (на) ли я с мнением директора о поступке Лидии Михайловны

Поступок Лидии Михайловны.

«За» «Против»

Учащиеся дискуссируют.

Мальчик о поступках Лидии Михайловны

Герой рассказа «Уроки французского» был удивлен, что учительница играет с ним «на деньги». Ученик, по-моему, не понимал, что учительница схитрила.

Мальчику было стыдно принимать помощь от учительницы, даже когда он выигрывал, он чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался, что это честный выигрыш.

Мальчику казалось, что игра доставляет Лидии Михайловне удовольствие, так как он видел, как она веселела, смеялась, тормошила его.

Согласна ли я с мнением Лидии Михайловны о совершенном поступке?

Лидия Михайловна после всего случившегося так сказала о своем поступке: «Дурацкий случай. Тут виновата я.»

Я не согласна с тем, что Лидия Михайловна виновата.

У учительницы не было другого способа помочь бедному мальчику. Она решила предложить ему игру на деньги. Что тут плохого? Мальчик на честно выигранные деньги (так он считал) покупал молоко. Никто ему, кроме учительницы, не помог.

Лидия Михайловна поступила правильно. Ей не зачем было обвинять себя.

Я согласна с тем, что поступок Лидии Михайловны действительно, как она выразилась, «дурацкий».

Не нужно было ей с учеником играть на деньги. И тем более она жила одна в доме, а за стеной была расположена квартира директора.

Почему бы Лидии Михайловне не помочь мальчику по-другому?

Можно было отдать деньги матери мальчика, заранее предупредить ее, чтобы она не проговорилась сыну о помощи. От родной матери мальчик принял бы деньги.

Лидия Михайловна правильно оценила свой поступок. Он, действительно, необдуманный.

Разве лучше было бы, если мальчик голодал или постоянно ходил с синяками? Слова, сказанные учительницей, не продуманы. Скорее всего, она сказала это сгоряча.

Согласна ли я с мнением директора?

Директор школы Василий Андреевич посчитал поступок Лидии Михайловны «преступлением, растлением, совращением».

Я не согласна с таким мнением.

Во-первых, Лидия Михайловна не могла совершить преступление. Она просто хотела помочь мальчику.

Во-вторых, Лидия Михайловна бескорыстно помогала мальчику, при этом не думая о себе.

Добрая, заботливая учительница сделала так много для своего ученика. Разве это преступление?

Уволив с работы Лидию Михайловну, директор был не прав.

Я согласна с мнением директора. Лидия Михайловна совершила преступление. Некорректно играть в азартные игры с учеником педагогу.

Я не согласна с мнением директора. Лидия Михайловна поступила правильно. Учительница переживала за мальчика, а директор школы этого не понял. У учительницы не было другого выхода.

Я согласен с мнением директора школы. Учительница нарушила школьные правила. Знала о последствиях своего поступка. Она не должна была играть с учеником на деньги. Это не выход из положения.

Я не согласен с мнением директора.

Молодая учительница проявляла внимание к мальчику, помогла ему выжить в трудные послевоенные годы. А каким способом? Это не важно.

Благодаря Лидии Михайловне мальчик не голодал, продолжал учебу в школе.

Урок 2

4) Мнение читательской аудитории: родители, бабушка, одноклассники.

Получив к уроку домашнее задание, ученики высказывают мнения о поступке учительницы.

- Согласен(на) ли мама (папа, бабушка) с поступком Лидии Михайловны?

Мнения родителей о поступке Лидии Михайловны.

Моя мама считает, что Лидия Михайловна поступила абсолютно правильно и педагогично. Лидия Михайловна, не уронив достоинство мальчика, уважая его гордость, нашла способ ему помочь, чтобы он не голодал.

А тот факт, что она не забыла ребенка даже тогда, когда её уволили, говорит о том, что она глубоко гуманный, ответственный и самоотверженный человек. Моя мама восхищается учительницей.

Папа считает, что Лидия Михайловна была не права в том, что она воспитывала в ученике мягкую добычу денег, пристрастие к азартным играм. Лидии Михайловне нужно было найти другой способ выхода из сложившейся ситуации.

Бабушка считает, что Лидия Михайловна с одной стороны поступила правильно, а с другой она совершила ошибку, играя с учеником на деньги.

Мама считает, что Лидия Михайловна «скрасила» детство школьника, уберегла его от сомнительной компании подростков, помогла выжить в те трудные послевоенные годы.

Лидия Михайловна, по мнению моей мамы, оказалась очень смелой женщиной. Она ради ребенка согласилась играть с ним в «пристенок» на деньги, зная, что её могут за это уволить. Это настоящий поступок!

Моя бабушка одобряет поступок Лидии Михайловны. Учительница защищала интересы ребенка и его здоровье, пусть и не педагогическим методом.

Моя мама согласна с поступком Лидии Михайловны. Поступок был очень этичный. Учительница чувствовала, что по-другому не может помочь этому ребенку.

Моя бабушка считает, что Лидия Михайловна поступила правильно. Она перепробовала все способы помочь мальчику, но безуспешно. Тогда Лидия Михайловна решилась на азартную игру, тем самым помогая мальчику выжить. Она совершила смелый поступок.

Мой папа считает, что Лидия Михайловна поступила благородно, но неправильно.

Нельзя играть на деньги с несовершеннолетним учеником. Нужно было найти другой способ помочь мальчику.

Моя мама считает, что Лидия Михайловна могла бы обратиться за помощью к директору школы. Возможно, вместе они придумали бы другой способ помочь ребенку.

Мнения одноклассников

- Согласен(на) ли я с поступком Лидии Михайловны?

Согласна ли я с поступком Лидии Михайловны?

С поступком Лидии Михайловны я согласна. Во-первых, в районе, куда мальчик приехал с одной целью получить образование, у него не было ни родных, ни близких. Как было не помочь учительнице способному одинокому мальчику. Во-вторых, Лидии Михайловне нужно было отвлечь ученика от игры в “чику” с подростками, которые не раз избивали его.

В-третьих, кто, кроме нее, мог оказать ребенку помощь? Учительница была уверена, что мальчик на выигранные у нее деньги покупал молоко.

С моей точки зрения, учительница французского языка Лидия Михайловна поступила правильно, согласившись играть в “пристенок” на деньги со своим учеником.

Мне кажется, что Лидия Михайловна поступила благородно. Она играла с учеником не для интереса, а тем самым помогала ему.

Мальчик жил бедно. Денег на еду у него не хватало. В большинстве случаев он голодал. Для того учительница с ним и играла на деньги, чтобы он, выиграв их, смог купить молоко.

Когда Лидия Михайловна садила его за стол кушать, он отказывался, посылку от нее он не взял. Вот учительница и придумала игру на деньги.

Играя с учеником в “пристенок”, Лидия Михайловна была уверена, что он больше не пойдет играть с сомнительными подростками в “чику”. Сейчас мальчик был под присмотром. Значит, Лидия Михайловна все-таки поступила, на мой взгляд, правильно.

Лидия Михайловна не сделала ничего плохого. Она помогала своему ученику как могла. Так как мальчик отказывался от ее открытой помощи, она схитрила. Разве за это можно наказывать?

Я не считаю поступок Лидии Михайловны преступлением. Она совершала добро, каждый раз помогая мальчику выйти из трудного положения, избавляя его от голода. Она была уверена, что мальчик покупал на выигранные деньги молоко. Для него игра была единственным источником дохода. Лидия Михайловна совершила добрый поступок.

Урок 3

Учащиеся раскрывают своё отношение к поступку Лидии Михайловны, получив домашнее задание:

- Объясните смысл пословиц о добрых делах, опираясь на поступки Лидии Михайловны.

Доброе дело «делается» смело.

Доброе дело два века живет.

Доброе дело без награды не останется.

Доброе начало не без конца.

Доброе дело делается смело

Мне понравилась пословица. Читая её, сразу вспоминаешь Лидию Михайловну. Учительница, когда помогала мальчику, играя с ним на деньги в «пристенок», совсем не задумывалась о последствиях своего поступка. А её ведь из–за этого уволили с работы. В те трудные времена, мне кажется, работу было не легко найти.

Учительница не думала о себе, о своей судьбе. Ей было важно помочь мальчику, который голодал. Лидия Михайловна совершила не просто добрый поступок. Я считаю, что она ещё и совершила смелый поступок. И это сможет сделать только мужественный человек.

Доброе дело без награды не останется

Как бы ты ни делал добро, в чём бы оно ни заключалось, в любом случае ты не останешься без награды за совершённое тобой добро.

В.Г.Распутин посвятил свой рассказ учительнице. Он запомнил на всё жизнь то добро, которое она для него сделала.

Доброе начало не без конца

Лидия Михайловна, совершив добрые дела, осталась наказанной. Поэтому я считаю, что добро не всегда имеет хороший конец.

Может быть, его нужно было делать как-то по-другому?

Доброе дело два века живёт

Лидия Михайловна, совершив добрый поступок, тихо радовалась за мальчика, не крича об этом на весь свет. Ученик надолго запомнил поступок своей учительницы. Я думаю, урок доброты, преподанный учительницей, останется в памяти мальчика, а он расскажет об этом другим. Добрые дела никогда не забываются.

Добрые дела остаются всегда в памяти любого человека. Главный герой рассказа навсегда запомнил доброту Лидии Михайловны. Такая бескорыстная помощь никогда не забывается. Доброта Лидии Михайловны побудила взрослого человека посвятить ей своё произведение. Уроки доброты, описанные в рассказе, останутся в душе читателей и будут жить века.

Доброе начало не без конца

Данная пословица применима к поступкам Лидии Михайловны, главного героя рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». Учительница совершает ряд добрых дел. Она начинает свои добрые дела по следующего поступка: не рассказывает об игре мальчика на деньги, боясь, что его выгонят из школы. В следующий раз Лидия Михайловна, пригласив мальчика к себе домой, занимается с ними и предлагает поужинать. Потом учительница посылает мальчику посылку с макаронами и гематогеном. Но только тогда, когда мальчик не принимает эти добрые дела, она решается играть с ними на деньги, на которые мальчик покупает себе молоко. Когда Лидию Михайловну уволили с работы, и она уехала на Кубань, мальчик снова получил посылку от своей учительницы.

Добрым поступкам Лидии Михайловны нет конца.

На этом же уроке ученики рассуждают о том, как поступил бы современный учитель на месте Лидии Михайловны.

Как смог бы поступить современный учитель, оказавшись на месте Лидии Михайловны?

Современный учитель мог бы поступить по-разному в зависимости от характера.

Добрый учитель всегда бы протянул руку помощи ученику, который «голодал». Возможно, он бы поступил так же, как Лидия Михайловна, не думая о последствиях своего поступка.

Учитель, думающий о том, что его могут уволить, никогда бы не поступил так.

Мне кажется, современный учитель не отреагировал бы так хорошо, как это сделала Лидия Михайловна.

Сейчас, когда стали жить лучше, такой доброты уже нет.

Современный учитель наругал бы ученика, сообщил родителям, в лучшем случае поговорил по душам. Но такого поступка учитель бы не совершил. Он бы дорожил своей профессией и авторитетом.

Мне кажется,современный учитель не стал бы играть с учеником в азартную игру из-за боязни потерять работу.

Современный учитель поговорил бы с учеником по-доброму. Убедил, что играть на деньги опасно и неправильно. Помог бы найти другой способ заработать деньги.

Современный учитель, узнав об игре мальчика с подростками в «чику» на деньги, сразу увёл бы его к директору. И правильно! Играть на деньги в азартные игры нельзя.

Современный учитель увлёк бы мальчика интересными классными делами, чтобы он забыл о своих проблемах. Учитель нашёл бы другой способ помочь мальчику, которому было нечего кушать.

Выбранная мною модель работы над текстом рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» эффективна, так как в процессе работы над текстом художественного произведения учащиеся высказывают своё мнение, самостоятельно осмысливая произведение. Слушая чужие мнения, они познают сами себя. Тем самым ученики приобретают опыт разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыт познания и самопознания. Во время работы по данной модели у учащихся формируется умение участвовать в диалоге и дискуссии.

Обсуждая проблемы, поставленные в рассказе, учащиеся выходят за рамки школьной программы. Из-за нехватки времени, боязни сказать что-то лишнее, педагоги обходят стороной серьёзный и важный вопрос связи литературы с жизнью. Работая по данной модели, школьники высказывают своё мнение, учатся создавать связный текст (устный и письменный), опираясь не только на текст художественного произведения, но и на факты из жизни.

На уроках литературы учитель должен формировать у учащихся целостное представление о мире, готовить их к жизни, развивать коммуникативно-речевые умения. И в этом помогают уроки литературы, построенные по данной модели.

Литература

1 . Архипова Е.В.Основы методики развития речи учащихся. М.2004

2 . Ипполитова И. А. Текст в системе изучения русского языка в школе: материалы к спецкур­су. М. 1992

3. Кобелева Е.А. Основные компоненты формирования коммуникативной компетенции школьников в контексте современной языковой политики. Киров. 2007

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М. 2002

5. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 6 класс . Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях М.: Просвещение, 2012

В.Распутин Статья «Уроки доброты»

Рассказ «Уроки французского»

6. Аникина В. Русский фольклор Москва.»Художественная литература»,1985


  1. Основная образовательная программа основного общего образования на период 2013-2017 г

    Основная образовательная программа

    В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции . Обучающиеся овладеют чтением как ...

  2. Образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

    Образовательная программа

    Этих предложений . (Я), (К) Свободная работа с текстами художественных и публицистический произведений . Владение монологической и диалогической речью Никитина, Е. И. Русская речь . Развитие речи . 8 класс; Крундышев, А. А. Как работать над ...

  3. Пояснительная записка Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №13 г. Аргун» (бывшая средняя школа №4)

    Пояснительная записка

    ... , что обусловлено единством составляющих коммуникативной компетенции как цели обучения: речевой , языковой, социокультурной. Основной линией следует считать коммуникативные умения , которые представляют...

  4. 1. романтизм в русской литературе 1800-1840-х годов: этапы, проблема типологии, положение жанров

    Документ

    В текстах использованных отрывков и художественных произведений . Обучая школьников различным речевым умениям , необходимо одновременно уделять внимание формированию у них эстетического отношения ...

  5. Гидденс Э. Социология

    Документ

    ... отношением к отцу и матери, сохраняют свое значение и на позднейших этапах развития личности. Вполне вероятно, что процесс формирования ... по этой причине основным полем деятельности для женщины становится домашнее хозяйство. Как

Вверх