Д.А. Милютин и его военная реформа. Военная реформа милютина

Их можно условно разделить на две части: организационные и технологические.

Организационные реформы

В августе 1864 года было утверждено «Положение о военных округах», на основании которого Командующему войсками округа подчинялись все расположенные в округе воинские части и военные учреждения, таким образом он становился единоличным начальником , а не инспектором , как это планировалось раньше (при этом все артиллерийские части в округе подчинялись непосредственно начальнику артиллерии округа). В приграничных округах на Командующего возлагались обязанности генерал-губернатора и в его лице сосредотачивалась вся военная и гражданская власть. Структура окружного управления осталась без изменений.

В 1864 году было создано ещё 6 военных округов: Петербургский , Московский , Финляндский , Рижский , Харьковский и Казанский . В последующие годы были образованы: Кавказский , Туркестанский , Оренбургский , Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский военные округа .

Параллельно шла реформа самого военного министерства. По новому штату состав Военного министерства был уменьшен на 327 офицеров и 607 солдат . Значительно сократился и объём переписки. Как положительное можно отметить и тот факт, что военный министр сосредоточил в своих руках все нити военного управления, однако войска не находились в полном его подчинении, так как начальники военных округов зависели непосредственно от царя, который и возглавлял верховное командование вооружёнными силами .

Вместе с этим организация центрального военного управления содержала в себе и ряд других слабых сторон:

  • Структура Главного штаба была построена таким образом, что функциям собственно генерального штаба отводилось немного места.
  • Подчинение главного военного суда и прокурора военному министру означало подчинение судебных органов представителю исполнительной власти.
  • Подчинение лечебных заведений не главному военно-медицинскому управлению , а начальникам местных войск, отрицательно влияло на постановку лечебного дела в армии.

Выводы организационных реформ вооружённых сил, проведённых в -70-х годах XIX века:

  • Уничтожение армейских корпусов и сохранённое деление пехотных батальонов на стрелковые и линейные роты имело отрицательное значение в плане боевой подготовки войск.
  • Реорганизация Военного министерства обеспечила относительное единство военного управления .

1. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население без различия состояний подлежит воинской повинности.
2. Денежный выкуп от воинской повинности и замене охотником не допускается. …
3. …
10. Поступление на службу по призывам решаются жеребьем, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого ими жеребья не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение.
11. К жребию призывается ежегодно один только возраст населения, именно молодые люди, которым к 1-му января того года, когда набор производится, минуло двадцать лет от роду.
12. …
17. Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жеребию определяется в 15 лет, из коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе…
18. Общий срок службы во флоте определен в 10 лет, из коих 7 лет действительной службы и 3 года в запасе.
19. …
36. Государственное ополчение составляется из всего не числящегося в постоянных войсках, но способных носить оружие мужского населения, от призывного до 43-летнего возраста включительно. От призыва в ополчение не освобождаются лица до этого возраста и лица, уволенные из запаса армии и флота.

Технологические реформы

6-линейная винтовка обр. 1856 г.

Винтовка Бердана № 2

В 1856 году был разработан новый вид пехотного вооружения: 6-линейная (15,24-мм), заряжающаяся с дула, капсюльная винтовка . В 1862 году ею были вооружены более 260 тыс. чел. Значительная часть винтовок выпускалась в Германии и Бельгии. К началу 1865 года вся пехота была перевооружена винтовками образца 1856 г. В то же время продолжались работы по совершенствованию винтовок, и в 1868 году на вооружение принимают 10,75-мм винтовку Бердана под унитарный патрон, а в 1870 - её модифицированную версию (№ 2). В итоге, к началу Русско-турецкой войны 1877-1878 годов вся русская армия была вооружена новейшими казнозарядным нарезным оружием уменьшенного калибра.

Введение нарезных, заряжающихся с дула орудий было начато в 1860 году. На вооружение полевой артиллерии были приняты 4-фунтовые нарезные пушки Маиевского калибром 3,42 дюйма, превосходящие ранее выпускаемые как по дальности стрельбы, так и по точности.

В 1866 году было утверждено вооружение для полевой артиллерии, по которому все батареи пешей и конной артиллерии должны иметь нарезные, заряжающиеся с казённой части орудия. 1/3 пеших батарей должна быть вооружена 9-фунтовыми пушками, а все остальные батареи пешей и конная артиллерия - 4-фунтовыми. Для перевооружения полевой артиллерии требовалось 1200 орудий. К 1870 году перевооружение полевой артиллерии было полностью завершено, а к 1871 году в запасе имелось 448 орудий.

В 1870 году на вооружение артиллерийских бригад были приняты скорострельные 10-ствольные картечницы Гатлинга и 6-ствольные Барановского со скорострельностью 200 выстрелов в минуту. В 1872 году была принята на вооружение 2,5-дюймовая скорострельная пушка Барановского , в которой были осуществлены основные принципы современных скорострельных орудий.

Таким образом, на протяжении 12 лет (с 1862 по 1874) количество батарей выросло с 138 до 300, а количество орудий с 1104 до 2400. В 1874 году в запасе находилось 851 орудие, был осуществлён переход от деревянных лафетов к железным.

Реформа военного образования

Новое обмундирование

Обновление армии началось с изменений в военной форме. Только в первый год царствования Александра II было издано 62 приказа, касавшихся изменений в обмундировании . Подобная активность вызывала недоумение в обществе:

Единственные преобразования, за которые тотчас принялся новый государь, состояли в перемене мундиров. На это с горестью смотрели все, кто дорожил судьбами отечества. С изумлением спрашивали себя: неужели в тех тяжелых обстоятельствах, в которых мы находимся, нет ничего важнее мундиров? неужели это все, что созрело в мыслях нового царя во время долгого его пребывания наследником? Вспоминали стихи, писанные, кажется, в начале царствования Александра I, и прилагая их к настоящему, повторяли:

Милютин Дмитрий Алексеевич (1816-1912), генерал-фельдмаршал. Пребывая на посту министра (1860 - 1881 гг.), он провел широкие военные преобразования, идеи которых разработал самостоятельно .

Военная реформа Милютина была практически первой после военной реформы Петра I и вполне успешной «именной» военной реформой, имевшей свое воплощение в личности военного министра, который ее задумал, организовал и исполнил, правда, к сожалению, не полностью и не до конца. Военная реформа Милютина осуществлялась гласно, то есть все шаги Военного министерства публиковались, обсуждались и корректировались.

Основные итоги реформы:

  • 1. Введение военно-окружной системы военного управления (создано 15 военных округов);
  • 2. Реорганизация Военного министерства и Генерального штаба, ставшего органом военного управления, подчиненного Военному министру;
  • 3. Разработка Положения о нолевом управлении войск в военное
  • 4. Проведение военно-судебной реформы и уничтожение системы телесных наказаний солдат;
  • 5. Начало перевооружения Армии и флота новыми современными образцами техники и вооружения;
  • 6. Сокращение численности Армии с 2,3 млн. до 700 тыс. человек;
  • 7. Начало разработки мобилизационного плана;
  • 8. Изменения системы боевой подготовки войск: введены физическая подготовка солдат, саперное дело и обучение грамотности; открыты библиотеки и солдатские чайные в частях; проведено расселение личного состава в гарнизонах в специально построенных казармах; созданы учебные подразделения для подготовки унтер-офицеров в частях и так далее;
  • 9. Введение всеобщей всесословной воинской повинности и сокращение срока службы;
  • 10. Введение льгот по семейному положению, по образованию и имущественному положению .

По семейному положению: 1 разряд - единственному сыну при неработоспособном отце или магери-вдове и при смерти отца при наличии нетрудоспособных членов семьи; 2 разряд - единственному сыну при работающем отце; 3 разряд - для лиц, непосредственно следующих за братьями, находящимися на действительной военной службе.

Льготы по образованию вводились 2-х видов: отсрочка от призыва до окончания высших и средних учебных заведений и сокращение срока действительной службы в соответствии с полученным образованием. Для лиц с высшим образованием срок действительной службы составлял 1,5 года (при общей продолжительности службы в запасе до 36 лет); для лиц, окончивших прогимназии и училища, - 3 года, в запасе - 12 лег; для лиц, окончивших начальные училища, - 4 года, в запасе - 11 лет.

Предоставлялись льготы по имущественному положению: бессемейным, владеющим и управляющим земельным участком с хозяйством или торговыми или промышленными заведениями, - отсрочка на 1 год; по роду занятия - полное освобождение священнослужителям всех христианских вероисповеданий; с зачислением в запас - врачам и ветеринарам, фармацевтам, артистам императорских театров, преподавателям.

10.Осуществление реформы военного образования.

В 1862 г. существовало четыре военных академии: Николаевская Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и Медикохирургическая. В 1867 г. была создана еще одна академия - Военноюридическая.

В 1863 г. были упразднены кадетские корпуса, а на их месте было открыто 3 военных училища - Константиновское, Павловское и Александровское .

Итогом реформы Милютина стало создание боеспособной и мобильной народной армии, успешное окончание Русско-турецкой войны и завершение 60-летней войны на Кавказе. Организационные мероприятия, начатые в 60-е гг., предусматривали сокращение до минимума состава армии в мирное время и максимальное ее увеличение в период войны. Качественно новые изменения были внесены в систему управления армией, ее вооружение, организацию обучения офицеров и их материальное положение. Все уволенные из армии но сокращению получили в собственность землю и финансовые средства, необходимые для первоначального обустройства на новом месте.

Реформа Милютина была определена необходимостью реорганизации армии Петровских времён. Это связано с активным развитием промышленности, появлением нового вооружения, но главное - новым политическим и экономическим статусом России. Впервые можно отметить некоторые элементы адаптационных процессов, но лишь в рамках инсгитуга Вооруженных сил. Как и в предыдущей реформе, мы можем видеть лишь элементы социальной помощи и поддержки, проблемы адаптации бывших военнослужащих не анализировались на государственном уровне в силу отсутствия теоретических исследований в этой области.

Дальнейшие переустройства российской армии происходили вследствие изменений внутренней и внешней политики страны, экономических преобразований, изменения общественно-экономических формаций.

Так, Русско-японская война в начале XX века закончилась поражением России, что привело к необходимости военной реформы 1905 - 1912 годов. Основной ее задачей являлось поднятие боеспособности русской армии. В ходе преобразований предусматривалось: переустройство системы управления; сокращение сроков службы (с 6 до 3 лет); омоложение офицерского корпуса (только по возрасту и служебному несоответствию было уволено 7000 офицеров). Одним из основных моментов явилось улучшение материального положения офицерского корпуса; введение новой системы подготовки офицеров.

Однако сложные экономические и политические условия и как следствие дефицит средств не позволили полностью реализовать все преобразования. «Не удалось решить главный, коренной вопрос реформы - укомплектовать армию и флот офицерами с высокими личностными качествами. Офицеры были не удовлетворены моральным и материальным стимулированием службы. Общественный статус их деятельности оставался низким. Многие поступали в армию без призвания к службе» . Не многие выпускники военно-учебных заведений но своим интеллектуальным и моральным качествам отвечали требованиям «звания офицера». Впоследствии, по мнению историков, это стало причиной того, что в 1917 году армия не стала опорой и защитой царствующей в России династии.

Очередное преобразование (1924 - 1925 гг.) было обусловлено необходимостью привести армию в соответствие с новой социальной системой и экономическими возможностями государства. После завершения гражданской войны был осуществлён переход на территориально- милицейскую систему комплектования Красной Армии и уменьшение ее численности почти в 10 раз. За 2 года около 5 млн. бывших военнослужащих вернулись к гражданской жизни.

В силу отсутствия государственной политики в социальной сфере в тот период не предпринимались меры но социальной адаптации уволенных военнослужащих. Но, если учитывать, что в то время среди населения страны и, следовательно, среди личного состава армии были крестьяне, а также была слабая профессиональная дифференциация труда в промышленности, для большинства уволенных военнослужащих переход к трудовой деятельности оказался относительно безболезненным.

В го же время послевоенная разруха и введение в экономику новых (социалистических) форм хозяйствования привели к возникновению в стране безработицы. Вследствие этого часть бывших красноармейцев встала перед необходимостью регистрироваться на специально созданных биржах труда и с их помощью искать себе рабочее место.

Следующая реорганизация Вооруженных сил в нашей стране была связана с окончанием Великой Отечественной и Японской войн. В период с 1945 по 1947 годы с военной службы уволены свыше 8 млн. человек, что связанно не с реформированием армии, а с демобилизацией тех, кто временно призывался на военную службу в ходе войны. Основную часть увольняемых военнослужащих составляли гражданские лица, призванные на период военных действий. По окончанию войны они возвращались к своей работе в промышленности и сельском хозяйстве. Лежавшая в руинах страна нуждалась в восстановлении и испытывала острейший недостаток рабочих рук.

В рамках всеобщего реформирования государственного управления.

Предпосылки проведения военной реформы

Поражение Российского государства в Крымской войне в середине 19 века показало его несостоятельность в экономическом, военном и политическом аспектах. Запрет для России иметь свой черноморский флот и военные базы делало беззащитными ее южные границы.

Создание в Европе военных коалиций, увеличение их вооружения, развитие военной техники требовало от России модернизации военных сил, повышение боеспособности войск. Стало явной устаревшая, со времен , система комплектование рекрутами армии для увеличения ее численности в случае военных действий.

Устарела система управления армией, а также стрелковое и артиллерийское вооружение. Флот был укомплектован устаревшими парусными кораблями. Война также выявила низкую боевую подготовку солдат. Их больше готовили к парадам и смотрам. Командный состав, особенно высший, отличался низким профессионализмом. Процветало воровство.

Пышность и военный престиж России скрывали убогость ее армии. Международный авторитет России был подорван. С целью укрепления государства в царствование Александра II был проведен ряд реформ. Военную реформу подготовил военный министр граф Милютин Д.А., генерал, высокообразованный человек, либерал, сторонник преобразований армии.

Краткие положения реформы

  • Замена системы набора рекрутов на всеобщую воинскую повинность. Всеобщая воинская повинность вводилась для мужского населения с 21 года. От службы освобождали по физической непригодности и по семейным обстоятельствам;
  • Тактической единицей стала дивизия;
  • Вся территория государства было поделена на военные округа;
  • Начальник военного округа командовал местными войсками, окружными военными учреждениями и отвечал за действующие части. В пограничных округах начальник округа сосредотачивал военную и гражданскую власть. Артиллерия подчинялась начальнику артиллерии округа;
  • Срок службы в армии ограничивался 15 годами. 6 лет - в армии, 9 лет - в запасе. На флоте срок службы был 7 лет, 3 года - в запасе;
  • Для решения вопроса о подготовке кадров учреждались военные училища, Академии различных военных специальностей;
  • Войсками стал управлять Генеральный штаб.

Положительные стороны реформы

  • Призывников зачисляли в ополчение, которое призывалось только в военное время. В военное время армейские штаты за счет резервистов доукомплектовывались примерно за месяц, в то время как раньше на это уходило до полугода. Важную роль в этом сыграло развитие железнодорожного сообщения;
  • Телесные наказания были отменены;
  • Запретили отдавать в солдаты в качестве наказания за преступление;
  • Единственный сын или кормилец освобождался от призыва;
  • Был предпринят ряд мер по уменьшению военных расходов. Был уменьшено количество личного состава, сокращен срок службы. Человек возвращался в мирную жизнь еще не старым, что дало несомненный экономический эффект;
  • Создание военных учебных заведений позволило повысить уровень образования офицеров;
  • Было повышено техническое оснащение армии, в том числе проведено вооружение армии винтовками.

Недостатки реформы

  • Не были предусмотрено включение артиллерии в состав пехотных дивизий, что лишало пехоту непосредственной поддержки артиллерии;
  • Не вся кавалерия была снабжена стрелковым оружием;
  • Слабо развита интендантская часть .
  • Некоторые народы Средней Азии, Севера, Кавказа освобождались от военной службы по религиозным соображениям. Жители этих регионов должны были платить специальный налог;
  • Полный срок служили неграмотные (их в армии обучали письму, чтению и счету). Для лиц с начальным образованием служба длилась 4 года, для лиц с высшим образованием - полгода;
  • Отслуживших мужчин записывали в ополчение на 40 лет;
  • В случае тяжелого материального положения давалась отсрочка призыва на 2 года;
  • Призывали только нужное количество. Если призывников было больше, кому идти в армию решали жребием. Остальных записывали в ополчение.

Итоги реформы

  • Российская армия стала кадровой, с большим обученным резервом;
  • Было проведено комплексное преобразование армии, начиная с новобранцев до высшего командного состава;
  • Введение военных округов позволяло осуществлять оперативное руководство армией;
  • Артиллерийские орудия в армии стали нарезными, что повышало дальнобойность и точность стрельбы. Были разработаны казнозарядные орудия, что увеличивало скорострельность артиллерии;
  • Началось строительство парового и броненосного флота, что потребовало создания предприятий судостроительной промышленности. Важное значение для создания броненосного флота имело развитие металлургической промышленности.

Реформа длилась 13 лет. Конфликт с Османской империей в конце 19 века показал положительность проведенных преобразований. Российская армия стала более боеспособной.

Военные реформы Милютина

Слушатель 3111 учебного отделения подполковник В. Сысков

I . Введение

Состояние дореформенной армии определялось социально-экономической обстановкой, сложившейся в России на рубеже XVIII-XIX вв. Первая половина XIX столетия характеризовалась кризисом феодально-крепостнической системы и формированием новых капиталистических отношений.

Отсталость дореформенной экономики определяли состояние русской армии и военной промышленности в середине XIX в. Военное поражение в Крымской войне не оставило ни у кого сомнений в необходимости преобразований в военной области.

В 1956 г. Александр II назначает военным министром генерала Н. О. Сухозанета и поручает ему проведение реформ, генерал не имел никакого плана проведения военной реформы, все его действия сводились к урезанию военного бюджета и сокращению армии. Царь изложил ему собственные идеи, но большинство их касалось изменения военной формы одежды. Более никаких серьезных шагов в области военных реформ не предпринималось вплоть до назначения военным министром в ноябре1861 г. Дмитрия Алексеевича Милютина.

Ii . Основная часть.

Подробно разработанный план военной реформы Милютин представил царю уже 15.01.1862 г., спустя два месяца после своего назначения. Перед военным министром стояли две взаимоисключающие, казалось задачи: сократить военные расходы и в то же время усилить боевую мощь армии.

Он полагал, что сможет достичь этих целей путем преобразования военной администрации и сокращения сроков службы. Громоздкий аппарат управления был дорогостоящим и малоэффективным. А чрезмерная продолжительность службы приводила к тому, что армия имела незначительные призывные резервы, и приходилось поддерживать крупный постоянный контингент. С сокращением срока службы можно было бы иметь в запасе больше подготовленных людей и в мирное время содержать меньшую армию.

Кроме этого, он предложил ряд других насущно необходимых преобразований. Армия нуждалась в улучшении подготовки офицеров (в то время только четверть офицеров имели военное образование), а также порядка назначения на командные должности. Одним из вопросов доклада была реорганизация системы военного образования.

Важнейшей проблемой реформ являлось перевооружение армии.

Большое внимание в докладе уделялось необходимости реорганизации военного управления и созданию местных органов управления - военных округов.

В заключении доклада ставился вопрос о задачах инженерного ведомства - укреплению государственных границ и сооружению казарменных помещений.

1.Реформы в области организации, комплектовании армии и управлении войсками.

Осуществление основной цели Милютина - создание небольшой кадровой армии, которая, при необходимости могла быть быстро увеличена за счет призыва обученных людей из запаса, продолжалось в течении всей военной реформы.

Уже в 1862 г. Военное министерство предприняло ряд мер по к сокращению численного состава армии, главным образом за счет сокращения ее “не боевой” части - этапных команд, рабочих рот, корпуса внутренней стражи (83 тыс. чел.).

В докладе Военного министерства 15.01.1862 г. были рассмотрены меры преобразования всей военной системы, создания более рациональной системы военной организации по следующим направлениям:

Превратить резервные войска боевой резерв, обеспечить пополнение ими состава действующих войск и освободив их от обязанности обучать в военное время рекрут.

Подготовку рекрут возложить на запасные войска, обеспечив их достаточными кадрами.

Всех заштатных “нижних чинов” резервных и запасных войск, в мирное время считать в отпуску и призывать в военное. Рекрутами пополнять убыль в действующих войсках, а не формировать из них новых частей.

Сформировать для мирного времени кадры запасных войск, возложив на них гарнизонную службу, расформировав батальоны внутренней службы.

В отношении организации пехотных и кавалерийских частей указывалось на целесообразность включать в состав батальона 4 роты (а не 5), а в состав полка 4 батальона (а для внутренних губерний - 2 батальона), причем в целях избежания формирования новых частей в случае войны, содержать их в уменьшенном составе. Предполагалось установить для пехоты 3 штатных состава: кадровый, по штатам мирного времени и по штатам военного времени (кадровый составлял половину военного).

Артиллерийские части должны были быть организованы по следующему принципу: при каждой пехотной дивизии иметь одну артиллерийскую бригаду из 4 батарей, (для дивизий 2-батальонного состава - артиллерийскую бригаду из 2 батарей).

Однако быстро внедрить эту организацию не удалось, и лишь с 1864 г., после подавления основных очагов восстания в Польше, была начата планомерная реорганизация армии и сокращение численного состава войск.

Были установлены следующие штатные составы полков: военного времени (по 900 ряд. в батальоне), усиленный мирный (по 680 ряд. в батальоне), обыкновенный мирный (по 500 ряд. в батальоне) и кадровый мирный (по 320 ряд. в батальоне). Вся пехота составила 47 пехотных дивизий (40 армейских, 4 гренадерских и 3 гвардейских). Дивизия состояла из 4 полков, полк из 3 батальонов, батальон из 4 линейных и 1 стрелковой рот.

Артиллерия делилась на конную и пешую. Пешая состояла из 47 артиллерийских бригад (по числу дивизий), каждая из 3-х батарей по 8 (4) орудий. Конная артиллерия состояла из 4 гвардейских конных батарей и 7 конно-артиллерийских бригад по 2 батареи.

Кавалерия состояла из 56 полков - по 4 эскадрона (4 кирасирских, 20 драгунских, 16 уланских и 16 гусарских), составлявших 10 кавалерийских дивизий.

Инженерные войска состояли из 11 саперных батальонов и 6 понтонных полубатальонов.

К действующим войскам относились крепостные полки и батальоны, а также 54 крепостных артиллерийских роты.

К местным войскам с 1864 г. стали относиться как резервные (выполняющие теперь роль функции запасных войск), так и войска внутренней службы (губернские батальоны, уездные, местные этапные и конвойные команды).

К 1869 г. было завершено приведение войск на новые штаты. При этом общее количество войск в мирное время по сравнению с 1860 годом сократилось с 899 тыс. чел. до 726 тыс. чел. (в основном за счет сокращения “не боевого“ элемента). А количество резервистов в запасе увеличилось с 242 до 553 тыс. чел. При этом с переходом на штаты военного новых частей и соединений теперь не формировалось, а части разворачивались за счет резервистов. Все войска могли теперь быть доукомплектованы до штатов военного времени за 30-40 дней, в то время как в 1859 г. на это требовалось 6 месяцев.

Однако новая система организации войск содержала и ряд недостатков:

Организация пехоты сохранила деление на линейные и стрелковые роты (при одинаковом вооружении смысла в этом не было).

Артиллерийские бригады не были включены в состав пехотных дивизий, что отрицательно влияло на их взаимодействия.

Из 3-х бригад кавалерийских дивизий (гусарской, уланской и драгунской), только драгунские были вооружены карабинами, а остальные не имели огнестрельного вооружения, в то время, как вся кавалерия европейских была вооружена пистолетами.

Основным преобразованием в области реорганизации военного управления явилась военно-окружная система.

Создание стройной системы местного управления войск являлось важнейшей задачей, стоящей перед Военным министерством, без выполнения которой были невозможны дальнейшие преобразования в армии. Необходимость данных преобразований обуславливалась тем, что штабы армий выполняли как командные, так и административно-снабженческие функции по отношению подчиненных частей, аналогичные задачи возлагались и на корпусные штабы. Практически штабы не могли эффективно исполнять ни тех, ни других функций, особенно если подчиненные им части были рассредоточены по разным губерниям.

В мае 1862 г. Милютин представил Александру II предложения под заглавием “Главные основания предполагаемого устройства военного управления по округам”. В основе этого документа лежали следующие положения:

Уничтожить деление в мирное время на армии и корпуса, высшей тактической единицей считать дивизию.

Разделить территорию всего государства на несколько военных округов.

Во главе округа поставить начальника, на которого возложить надзор за действующими войсками и командование местными войсками, а также поручить ему заведывание всеми местными военными учереждениями.

Таким образом Милютин предложил создать территориальную, окружную систему, при которой снабжение и материально-технические функции возлагались на штаб округа, а оперативное командование сосредоточивалось в руках дивизионных командиров. Новая система заметно упрощала военное управление и устранялся существенный недостаток - крайняя централизация управления в министерстве.

В соответствии с этим указывалось на необходимость создания 15 военных округов: Финляндского, С - Петербургского, Балтийского (Рига), Северо-Западного (Вильно), Царства Польского, Юго-Западного (Киев), Южного (Одесса), Московского, Харьковского, Верхневолжского (Казань), Нижневолжского (Саратов), Кавказского (Тифлис), Оренбургского, Западно-Сибирского (Омск), Восточно-Сибирского (Иркутск).

Структура главного окружного управления должна была включать в себя: Общее командование и штаб, Окружное интендантство, Артиллерийское управление, Инженерное управление и Врачебно-госпитальное управление.

Уже летом 1862 г. вместо Первой армии были учреждены Варшавский, Киевский и Виленский военные округа а в конце 1862 г. - Одесский.

В августе 1864 г. было утверждено “Положение о военных округах”, на основании которого Командующему войсками округа подчинялись все расположенные в округе воинские части и военные учреждения, таким образом он становился единоличным начальником, а не инспектором, как это планировалось раньше (при этом все артиллерийские части в округе подчинялись непосредственно начальнику артиллерии округа). В пограничных округах на Командующего возлагались обязанности генерал-губернатора и в его лице сосредотачивалась вся военная и гражданская власть. Структура окружного управления осталась без изменений.

В 1864 г. было создано еще 6 военных округов: Петербургский, Московский, Финляндский, Рижский, Харьковский и Казанский. В последующие годы были образованы: Кавказский, Туркестанский, Оренбургский, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский военные округа.

В результате организации военных округов создалась относительно стройная система местного военного управления, устранила крайнюю централизацию Военного министерства, функции которого теперь в осуществлении общего руководства и наблюдения. Военные округа обеспечивали быстрое развертывание армии в случае войны, при их наличии стало возможно приступить к составлению мобилизационного расписания.

Наряду с реформой местного военного управления на протяжении 60-х годов происходила и реорганизация Военного министерства, которая назрела так как в Военном министерстве отсутствовало единство управления и одновременно с этим господствовала доведенная до абсурда централизация. На протяжении пяти лет - с 1862 по 1867 год происходила реорганизация Военного министерства.

Уже в 1862 г. были созданы два главных управления: артиллерийское и инженерное. Эти главные управления по прежнему возглавлялись лицами императорской фамилии.

В 1863 г. была произведена реорганизация департамента генерального штаба. Он был объединен с военно-топографическим депо и Николаевской академией генерального штаба, с наименованием его главным управлением генерального штаба.

В связи с введением военно-окружной системы, в 1866 г. главное управление генерального штаба и инспекторский департамент были объединены в одно управление под названием Главный штаб. Он состоял из шести отделений, азиатской и судовой части, при Главном штабе находился военно-топографический отдел и Главному штабу была непосредственно подчинена Николаевская академия генерального штаба.

В 1868 г. преобразование Военного министерства было закончено, и с 1 января 1869 г. было введено Положение о Военном министерстве, согласно которого оно состояло из императорской Главной квартиры, военного совета, главного военного суда, канцелярии Военного министерства, Главного штаба и семи главных управлений (интендантское, артиллерийское, инженерное, военно-медицинское, военно-учебных заведений, военно-судовое, иррегулярных войск), а также управления генерал - инспектора кавалерии и инспектора стрелковых батальонов и комитета о раненых.

Права военного министра были значительно расширены. Он являлся главным начальником всех отраслей военно-сухопутного управления, однако по ряду вопросов, находившихся в ведении военного совета, руководил не единолично, а лишь как его председатель.

Военный совет также претерпел изменения. Как состав, так и его функции были расширены. Помимо решения законодательных и хозяйственных вопросов, военному совету подведомственно также и инспектирование войск. При нем состоял ряд комитетов: военно-кодификационный, по устройству и образованию войск, военно-учебный, военно-госпитальный и военно-тюремный.

Главному артиллерийскому управлению подчинялись непосредственно артиллерийская академия и училища. При нем состоял артиллерийский комитет, который ведал обсуждением вопросов, касающихся теории, техники и практики артиллерии и ручного оружия, новых изобретений в этой области и распространением научных знаний среди офицеров артиллерии. Начальник главного артиллерийского комитета подчинялся генерал-фельдцехмейстеру (великому князю Михаилу Николаевичу).

По новому штату состав Военного министерства был уменьшен на 327 офицеров и 607 солдат. Значительно сократился и объем переписки. Как положительное можно отметить и тот факт, что военный министр сосредоточил в своих руках все нити военного управления, однако войска не находились в полном его подчинении, т.к. начальники военных округов зависели непосредственно от царя, который и возглавлял верховное командование вооруженными силами.

Вместе с этим организация центрального военного управления содержала в себе и ряд других слабых сторон:

Структура Главного штаба была построена таким образом, что функциям собственно генерального штаба отводилось немного места.

Подчинение главного военного суда и прокурора военному министру означало подчинение судебных органов представителю исполнительной власти.

Подчинение лечебных заведений не главному военно-медицинскому управлению, а начальникам местных войск, отрицательно влияло на постановку лечебного дела в армии.

Одним из направлений в военной реформе являлась военно-судебная реформа. Основной причиной её внедрения было стремление приспособить военные суды к разбору дел, связанных с революционным движением в армии.

15 мае 1867 г. был принят проект военно-судебного устава, на основании которого устанавливались три рода военно-судебных инстанций: полковые суды, военно-окружные суды и главный военный суд.

Полковые суды учреждались в каждом полку. Он состоял из 3-х человек: председателя - штаб-офицера и 2-х членов - обер-офицеров. Состав суда назначался командиром полка и рассматривал дела, аналогичные мировому суду (о нижних чинах). Дела слушались по приказу командира полка и приговор утверждался командиром полка. Процесс судопроизводства в полковых судах исключал состязательность.

Военно-окружные суды создавались при военных округах. Ему были подведомственны все дела о генералах, штаб- и обер-офицерах, чиновниках военного ведомства. Отдача под суд решалась командиром части. Процесс судопроизводства предполагал состязательность.

Главный военный суд создавался при Военном министерстве, в качестве “верховного кассационного суда”. Председатель и члены суда назначались из генералов непосредственно царем. Функции главного военного суда заключались в следующем: обсуждение дел в связи с кассационными жалобами и протестами, рассмотрение дел о о пересмотре приговоров по вновь открывшимся обстоятельствам, решения о передаче суду лиц в генеральском звании, обсуждение законодательных вопросов, наложение дисциплинарных взысканий на лиц военно-судебного ведомства.

5 мая 1868 г. был принят воинский устав о наказаниях, в котором предусматривалось 2 вида наказаний - уголовные и исправительные. К уголовным относились: смертная казнь, ссылки на каторжные работы, поселение с лишением всех прав и заключение в крепости. Исправительные наказания определялись в зависимости от сословной принадлежности: для офицеров (ссылка в Сибирь с увольнением и лишением прав, временное заключение в крепости с увольнением, временное заключение в тюрьме с увольнением, содержание на гауптвахте, денежные взыскания), для нижних чинов (временное направление в военно-исправительные роты, заключение в военной тюрьме, денежные взыскания, лишение нашивок за беспорочную службу с переводом в разряд штрафных).

Наиболее тяжко каралось неповиновение (в мирное время от 4 до 12 лет, в военное - расстрел), нарушения обязанностей в карауле (офицерам - разжалование с заключением в крепости, рядовым - военная тюрьма, а в военное - расстрел), преступления по должности (ссылка) и особенно строго наказывались нарушение обязанностей во время военных действий.

Новая организация военных судов предусматривала состязательность процессов, гласность, однако суды сохранили зависимость от командования (особенно полковые), что лишало их самостоятельности.

Одновременно с проведением военной реформы, в 1868 г. было разработано Положение о полевом управлении войск в военное время, согласно которому при ведении боевых действий, войска на ТВД образуют одну или несколько армий, во главе каждой стоит главнокомандующий, назначаемый и подчиняющийся царю. Военные округа на ТВД подчиняются главнокомандующего и снабжают армию.

На основании Положения была значительно упрощена структура полевого управления армии, уточнены взаимоотношения главнокомандующего и военного министра. Однако имелся и целый ряд существенных недостатков: Возможное наличие нескольких главнокомандующих с одинаковыми правами; Не предусматривалось создание отдела военных сообщений.

Вопрос организации полкового хозяйства в течении длительного времени являлся предметом обсуждения в Военном министерстве. Первые полковые хозяйства стали внедряться с 1863 г. С 1867 г. полковые командиры были лишены права пользоваться хозяйством полка, как личным. В связи с этим командирам полков было увеличено денежное содержание с 720 до 1200 руб. в год, а командирам отдельных батальонов на 360 руб. Кроме того начальники дивизий могли выдавать полковым командирам ежегодно, в виде пособия, определенную часть экономии, полученной от ведения полкового хозяйства.

Выводы:

На протяжении первых 8 лет Военному министерству удалось осуществить значительную часть намеченных реформ в области организации армии и управления войсками.

В области организации армии была создана система, способная в случае войны увеличить численность войск, не прибегая к новым формированиям.

Уничтожение армейских корпусов и сохраненное деление пехотных батальонов на стрелковые и линейные роты имело отрицательное значение в смысле боевой подготовки войск.

Реорганизация Военного министерства обеспечила относительное единство военного управления.

В результате проведения военно-окружной реформы были созданы местные органы управления, устранена излишняя централизация управления, обеспечивалось оперативное управление войсками и их мобилизация.

2. Перевооружение армии.

Одним из важнейших вопросов военных преобразований являлось перевооружение армии. Развитие военной техники, обусловившее переход от гладкоствольного к нарезному вооружению, влекло за собой изменение всей боевой подготовки, требовало иных тактических принципов.

В 1856 г. был разработан новый вид пехотного вооружения 6-линейная, заряжающаяся с дула, нарезная винтовка. В 1862 г. ей были вооружены более 260 тыс. чел. Значительная часть винтовок выпускалась в Германии и Бельгии.

К началу 1865 г. вся пехота была перевооружена 6-линейными винтовками.

Перевооружение армии в первую очередь зависело от сталелитейного производства. В 1855 г. Обухов разработал проект производства орудий из литой стали, и лишь в 1857 г. в Златоусте началось строительство сталепушечного завода. В конце 1860 г. в Петербурге были произведены испытания 12-фунтовой пушки Обухова. Пушка выдержала 4000 выстрелов, а анализ стали показал, что она содержит в своем составе 99,81% железа, в то время, как сталь Круппа - 98,54% при цене в 3 раза меньшей, чем Германская. В 1862 г. пушка Обухова заняла первое место на всемирной выставке в Лондоне. Таким образом к началу 60-х годов в России были созданы все условия для развития отечественного сталепушечного производства. В 1863 г. началось строительство сталепушечных заводов в С-Петербурге и Перми, начали отливать орудия в Петрозаводске и Александровском заводе.

Введение нарезных, заряжающихся с дула орудий было начато в 1860 г. На вооружение полевой артиллерии были приняты 4-фунтовые нарезные пушки калибром 3,42 дюйма, превосходящие ранее выпускаемые, как по дальности стрельбы, так и по точности.

В первой половине 60-х годов большое внимание уделялось вопросу изготовления орудий, заряжающихся с казенной части. В 1863 г. в Германии было закуплено 100 полевых пушек, заряжающихся с казенной части. В течении ряда лет группа ученых артиллеристов - Маиевский, Гадолин (профессоры МАА) разрабатывала улучшенные системы орудий, пытаясь устранить недостатки, присущие немецким орудиям.

В 1866 г. было утверждено вооружение для полевой артиллерии, по которому все батареи пешей и конной артиллерии должны иметь нарезные, заряжающиеся с казенной части орудия. 1/3 пеших батарей должна быть вооружена 9-фунтовыми пушками, а все остальные батареи пешей и конная артиллерия - 4-фунтовыми.

Для перевооружения полевой артиллерии требовалось 1200 орудий. В связи с тем, что заводы не могли в короткие сроки перейти к массовому выпуску стальных стволов, было принято решение добиться выпуска бронзовых орудий, заряжающихся с казенной части. Во второй половине 60-х начале 70-х годов под руководством А.С.Лаврова проводились дальнейшие опыты по улучшению артиллерийской бронзы. К 1870 г. перевооружение полевой артиллерии было полностью завершено, а к 1871 г. в запасе имелось 448 орудий.

В 1870 г. на вооружение артиллерийских бригад были приняты скорострельные 10-ствольные картечницы Гатлинга и 6-стволльные Барановского со скорострельностью 200 выстрелов в минуту. В 1872 г. была принята на вооружение 2,5 дюймовая скорострельная пушка Барановского, в которой были осуществлены основные принципы современных скорострельных орудий. За границей такие орудия были изобретены лишь в начале 1890-х годов.

Опыт франко-прусской войны 1870-1871 гг. привел к необходимости увеличения количества батарей полевой артиллерии. В 1873 г. было принято решение усилить состав артиллерийских бригад до 6 батарей (две вновь формируемых батареи вооружались 9-фунтовыми орудиями). В 1870 г. профессором Маиевским была спроектирована 4-фунтовая утяжеленная пушка с начальной скоростью 1700 футов в сек. (против 1000 у обычной). Но на вооружение она принята не была, в связи с отсутствием финансирования. По ее образцу на заводах Круппа для германской армии выпускалось аналогичное орудие.

Таким образом, на протяжении 12 лет (с 1862 по 1874 гг.) количество батарей выросло с 138 до 300, а количество орудий с 1104 до 2400. В 1874 г. в запасе находилось 851 орудие, был осуществлен переход от деревянных лафетов к железным.

Большое значение в совершенствовании тяжелой крепостной и осадной артиллерии имело изобретение в начале 70-х годов полковником Семеновым железных поворотных и башенных лафетов. Несмотря на ряд мер, предпринятых Военным правительством, дело перевооружения крепостной артиллерии производились крайне медленно. На 1.01.1875 г. количество крепостных орудий составляло лишь 72% к штату.

Рождение русского винтового флота в годы Крымской войны было связано с развитием тесных отношений верфями и заводами Петербурга и Москвы с Морским министерством. В 1859 г. морское ведомство заключило контракт на изготовление двух двигателей мощностью по 800 л.с. для фрегатов “Дмитрий Донской” и “Александр Невский”.

Послевоенное сотрудничество военно-морского ведомства с частной промышленностью, в 1860-е годы переросло в тесный союз, т.к. в этот период морское министерство оказалось перед очередным переворотом в военно-морской технике - строительстве броненосцев. В октябре 1861 г. была спущена на воду 270-тонную канонерку “Опыт”, с 4,5-дюймовой носовой броней, которая была выплавлена в Англии. Первый 3277-тонный броненосец “Первенец” был построен в Лондоне, где группа русских морских инженеров, посланная для надзором за постройкой, одновременно и вела разведку с целью ознакомления с новейшей технологией постройки броненосцев. В 1862-63 гг. был заключен контракт с английским кораблестроителем Митчелом на постройку двух броненосцев “Не тронь меня” и “Кремль” уже в России. За три года Морское министерство смогло перейти от закупок броненосцев за рубежом к постройке их в России. В 1864 г. Морское министерство приняло программу на строительство 8 броненосных кораблей с завершением в 1869 г. В 1870-е годы был построен броненосный корабль “Петр Великий” общей стоимостью 5,5 млн. руб., после чего, вследствие скудности флотских ресурсов и финансового кризиса в государстве, броненосцы сооружались лишь в малом количестве.

В начале 60-х годов в армиях Европы возник вопрос о переходе к нарезному стрелковому оружию, заряжающемуся с казенной части. Таким образом перед Военное министерство, едва закончив к середине 60-х годов перевооружение армии нарезным оружием заряжающимся с дула, вынуждено было снова изыскивать новые системы стрелкового вооружения. Первоначально было принято решение на переделку стоящих на вооружении 6-линейных винтовок. В 1866 г. этот образец, (со скорострельностью 5-6 выстрелов в мин.) принимается на вооружение, как временный.

Наряду с изготовлением новых и переделкой старых 6-линейных ружей, в конце 1868 г. на вооружение принимается малокалиберная винтовка системы Бердана, усовершенствованная полковником Горловым и капитаном Гуниусом, калибром 4,2 линии. К 1874 г. оружейные заводы окончательно освоили производство малокалиберных ружей, однако к началу русско-турецкой войны лишь третья часть пехоты была перевооружена на малокалиберные винтовки.

Выводы:

Преобразования в области перевооружения ставили своей задачей обеспечить армию современным оружием и были рассчитаны на создание отечественной военной промышленности.

Изобретения и открытия русских ученых и инженеров Обухова, Гадолина, Маиевского, Чернова, Лаврова, Горлова и др. В значительной степени способствовали реализации программы перевооружения.

Однако, экономическая отсталость страны, являлась непреодолимым препятствием в деле перевооружения. Эти трудности усугублялись преклонением Александра II и придворных перед иностранным, в ущерб развития собственной промышленности.

В силу этих обстоятельств, к середине 70-х гг. перевооружение армии далеко не было закончено. Многосистемность вооружения, отсутствие должного количества тяжелой и осадной артиллерии, а также дальнобойных орудий полевой артиллерии, представляли серьезный недостаток, обнаружившийся во время войны 1877-1878 гг.

3. Изменения в области боевой подготовки войск.

Неудачи в Крымской войне вызвали серьезную критику существующей системы боевой подготовки войск. Следовало изменить систему подготовки солдат: готовить их к действиям на местности, а не только к парадам на плацу, нужно было учить их грамоте, чтобы они исполняли службу более осмысленно.

Вследствие этого с конца 50-х годов в отдельных частях войск боевая подготовка принимает несколько иной характер. В 1858 г. были сформированы учебные батальоны для подготовки учителей “искусной стрельбы”, вошло в практику прикомандирование к артиллерийским частям офицеров и солдат пехоты, для обучения их стрельбе из орудий. Обращена было внимание на физическую подготовку солдат, в этих целях в Петербурге и Москве в 1858 г. создаются учебные фехтовально-гимнастические школы для подготовки инструкторов гимнастики и фехтования.

Были приняты меры для распространения грамотности в войсках. В 1858 г. помимо войск гвардии, обучение письму, чтению и арифметике осуществлялось в гренадерском, 4,5 и 6 АК.

В 1863 г. издается специальный приказ военного министра об обучении рекрут, в котором указывалось на необходимость обучения рекрут строго практическим целям - обучению тому, что необходимо на войне, с главным упором на осмысленном усвоением солдатами приобретаемых ими знаний.

Большое развитие получает новая отрасль военного образования - обучение саперному делу. С этой целью к саперным бригадам прикомандировывались на месячный срок команды для обучению саперному делу инструкторов.

На протяжении 60-х годов были разработаны и изданы новые уставы. Основные положения боевой подготовки войск наиболее полно были раскрыты в учебнике тактики проф. Драгомирова, в основу которого были положены три условия обучения: 1.Учить войска в мирное время только тому, что необходимо на войне. 2. Учить солдат боевому делу необходимо в той последовательности, чтобы они получали ясное понятие о назначении предмета обучения. 3. Учить преимущественно примером. Придавалось большое значение одиночной подготовке солдата. Устанавливалось 2 вида боевого построения войск: рассыпной (при применении огнестрельного оружия) и сомкнутый (при применении холодного оружия).

“Устав строевой пехотной службы” был разработан в 1866 г. Общий характер этого устава определялся новыми тактическими принципами ведения боя: развитии огня пехоты в сочетании с действием холодным оружием, совершенствованием рассыпного строя, развитием гибкости построения рот и батальонов.

Строевые уставы пешей и конно-артиллерийской служб были изданы в 1859 г. В этих уставах по-прежнему большое внимание уделялось плац - парадным приемам. Тактической единицей являлось орудие. Командир батареи лишь определял дистанцию для первого выстрела, а далее наводчик самостоятельно вводил поправки. Этот принцип, оставшийся от гладкоствольной артиллерии, явно не соответствовал новым видам вооружений.

Однако более чем недоработанные уставы, подготовке артиллеристов препятствовали непрерывные изменения в материальной части артиллерии, отсутствие должного количества боеприпасов и отсутствие разработанной теории стрельбы из нарезных орудий. Лишь в 1874 г. был принят способ пристрелки путем захвата цели в “вилку”. Причиной невысокого уровня огневой подготовки являлся так же недостаток строевых офицеров - артиллеристов (так в Виленском военном округе некомплект офицеров - артиллеристов составлял 72%). Несмотря на все эти недостатки, общая тактическая подготовка артиллерии значительно повысилась. Наиболее серьезным недостатком являлось отсутствие должного взаимодействия с пехотой.

Устав о кавалерийской строевой службе был издан в 1869 г. По которому состав полка определялся 4 эскадронами и 5-м резервным. Эскадрон делился на 4 взвода, по 16 рядов в каждом. Главное внимание в уставе отводилось одиночному обучению всадников, был значительно расширен раздел “Об атаке”. Как недостаток можно отметить то, что значение оружейного огня для кавалерии по-прежнему отрицалось. Новый устав был направлен на обучение кавалерийских частей тому, что необходимо на войне, однако плац - парадные традиции, действовавшие в кавалерии сильнее, чем в пехоте, являлись серьезным тормозом внедрения новой системы обучения, что обуславливало слабую подготовленность отдельных частей кавалерии к действиям в боевых условиях.

Распространение грамотности являлось “вспомогательной отраслью военного образования”. Приток в армию новых командных кадров, окончивших военные и юнкерские училища, и подготовка значительного количества грамотных унтер-офицеров, способных обучать солдат чтению и письму - обусловило в конце 60-х, первой половине 70-х годов определенные успехи в распространении грамотности в войсках. Во всех полках, бригадах и батальонах в начале 70-х г. создаются ротные библиотеки, в ряде частей были открыты солдатские чайные.

Успех обучения войск зависел в первую очередь от качества подготовки офицерского и унтер-офицерского состава. В 1867 г. создаются учебные команды при штабах полков и отдельных батальонов для подготовки унтер-офицеров в пехоте и кавалерии со сроком обучения 2 года. В команды выделялись по 4-5 чел. от каждой роты и эскадрона ежегодно.

В 1874 г. было принято решение о создании учебных команд в артиллерийских и инженерных частях. Учебные команды в артиллерии создавались 2-х типов: при батареях, парках и крепостных ротах - для подготовки бомбардиров, наводчиков и лаборатористов - со сроком подготовки 1 год (в программу подготовки включались строевое образование, знание караульной службы, гимнастика, грамота, арифметика и артиллерия). В учебных командах этого типа обучались 10% состава батарей. И второго типа - при артиллерийских бригадах и крепостях для подготовки фейерверкеров со сроком обучения 2 года (в программу подготовки включались русский язык, арифметика, геометрия, артиллерия, фортификация, коневодство). В эти команды включались 50% успешно окончивших батарейные команды.

Для сокращения некомплекта унтер-офицеров в 1871 г. было принято положение о приеме на сверхсрочную службу чинов унтер-офицерских званий. В 1874 г. им было увеличено денежное содержание: фельдфебелям и ст. вахмистрам - 84 р., унтер-офицерам - 60 р.

В качественном отношении состав офицерского корпуса, в середине 60-х годов был чрезвычайно низок. Большинство офицеров не имело никакого военного образования (около 70%). В 1872 г. Военным министерством был принят ряд мер к улучшению материального положения офицеров (значительное увеличение жалования, установление квартирных окладов, выдача жалования ежемесячно, а не 3 раза в год). Вместе с этим вводятся офицерские собрания и устраиваются библиотеки. Эти меры, в сочетании с регулярными занятиями с офицерами, введенными в 1873 г. способствовали уменьшению некомплекта и повышению образованности офицеров.

Выводы:

Серьезным препятствием в деле боевой подготовки являлось недостаточное финансирование Военного министерства.

Второй причиной, значительно влияющей на боевую подготовку являлось отсутствие казарм (в них было размещено чуть больше четверти солдат, а остальные расквартировывались среди населения и собирались в свои части только во время летних лагерей)..

Реформы в области обучения войск являлись следствием развития новых тактических принципов, внедрения новых образцов вооружения и были направлены на обучение войск тому, что необходимо на войне.

Реформы военно-учебных заведений.

В 1862 г. существовало четыре военных академии - Николаевская Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и Медико-хирургическая.

Серьезные изменения в программе АГШ произошли в 1865 г. На первое место были вынесены вопросы подготовки высокообразованных офицеров Генерального штаба, хорошо знакомых со всеми сторонами военной организации. Число принимаемых слушателей было ограничено 50 офицерами в год. Приему подлежали офицеры, прослужившие в войсках не менее 4-х лет, причем не менее 2-х из них на строевых должностях.. Продолжительность обучения составляла 2,5 года.

В 1863 г. Артиллерийская и Инженерная академии были переподчинены соответственно артиллерийскому и инженерному ведомствам. Комплектование Артиллерийской академии существенно изменилось. Если ранее в академию принимались выпускники артиллерийских училищ, то теперь лишь офицеры, прослужившие в войсках на строевых должностях не менее 2-х лет. В 1862 г. было произведено разделение академии на 2 факультета: строевой с продолжительностью обучения 2 года и технический с продолжительностью обучения 3 года. В 1865 г., в связи с преобразованием Михайловского артиллерийского училища, разделение на факультеты было упразднено. Контингент слушателей не превышал 60 чел. которые предназначались преимущественно “к занятию мест в артиллерийских учебных заведениях, в главном и окружных артиллерийских управлениях”. В 60-70-х гг. качество преподавания в академии значительно повысилось. Ее профессора Маиевский, Гадолин, Чебышев и др. превратили академию в подлинный центр русской военно-технической мысли.

В 1867 г. была создана еще одна академия - Военно-юридическая.

В 1863 г. были упразднены кадетские корпуса а на их месте было открыто 3 военных училища - Константиновское, Павловское и Александровское. Продолжительность обучения в них составляла 2 года, а количество юнкеров в каждом составляло 300 чел. Оканчивающие училища по 1 разряду получали чин подпоручика, а по 2-му - прапорщика. В строевом отношении каждое училище составляла батальон, подразделяющийся на роты.

В 1864 г. Николаевское училище гвардейских юнкеров было преобразовано в Николаевское кавалерийское училище с контингентом юнкеров в 240 чел. Михайловское артиллерийское и Николаевское инженерное училища также подверглись серьезной реорганизации. С 1865 г. Михайловское артиллерийское училище было переведено на 3-х годичный срок обучения. Контингент юнкеров составлял 160 чел.

Помимо перечисленных училищ военные кадры готовились в Военно-топографическом училище, созданном в 1860 г. и в специальных школах: военно-фельдшерских и артиллерийских.

В общем, подготовка офицеров в военных училищах значительно повысилась, по сравнению с дореформенными кадетскими корпусами, однако полностью вопрос подготовки и укомплектования войск офицерами решен не был.

Вследствие того, что военные училища не могли обеспечить потребности в офицерских кадрах, возник вопрос о создании юнкерских училищ. Таким образом, основной контингент офицеров должны были давать юнкерские училища, создаваемые при военных округах. Осенью 1864 г. были созданы первые четыре училища: Московское, Виленское, Гельсингфорсское и Варшавское. В последующие 2 года были открыты еще 8 юнкерских училищ, в том числе 2 кавалерийских.

Первоначально юнкерские училища создавались для подготовки к офицерскому званию войсковых юнкеров и вольноопределяющихся из дворян, а с 1869 г. в них принимались и унтер-офицеры, призванные по рекрутскому набору. Поступление в юнкерские училища для всех вышеперечисленных категорий было не обязательно, но никто теперь не мог быть произведен в офицеры, не окончив юнкерского училища, т.е. не получив определенной общеобразовательной и военной подготовки.

Учебный курс юнкерских училищ был рассчитан на 2 года. Окончившие юнкерские училища делились на 2 разряда. Окончившим по 1 разряду присваивалось офицерское звание в войсках не зависимо от имеющихся вакансий, окончившие по 2 разряду - по мере открытия вакансий.

К концу рассматриваемого периода, количество юнкерских училищ достигло 17, в т.ч. пехотных - 11, кавалерийских - 2, казачьих - 4. На 1.01. 1877 г. в штатах юнкерских училищ числилось 4750 чел., и было выпущено 11536 чел.

Юнкерские училища обеспечили потребности армии в офицерах. Приток в войска офицеров из числа не имеющих образования недорослей из дворян был остановлен.

Выводы

Разработанная и внедренная Военным министерством система военного образования явилась значительным шагом вперед.

Реорганизация военных академий способствовала лучшей подготовке офицерских кадров высшей категории, однако количество выпускников академий было ничтожно мало.

Серьезным недостатком, являлось отсутствие краткосрочных курсов переподготовки старших офицеров.

Создание военных училищ значительно подняло уровень подготовки офицеров, однако из-за недостаточного количества выпускников, не удовлетворялись потребности армии офицерами даже по штату мирного времени. Если для пехоты и кавалерии этот вопрос решался за счет юнкерских училищ, то для артиллерии и инженерных войск этот вопрос остался не решенным.

Реформы в области организации армии и комплектования войск в 70-е годы.

Международная обстановка конца 60-х годов, характеризовавшаяся значительным ростом вооружений в ряде европейских государств, требовала от России увеличения штатов военного времени. Это было связано еще и с большой протяженностью границ Российской империи, когда при ведении боевых действий в регионе, значительная часть войск не могла быть передислоцирована.

Путь увеличения постоянной армии не мог быть больше приемлем, из-за больших финансовых расходов. Увеличение состава существующих частей по штату военного времени так же отвергалось Милютиным, т.к. во-первых не давало ощутимых результатов (введение по войне во всех полках четвертых батальонов увеличило бы армию всего на 188 тыс. чел.), а во-вторых это привело бы к “увеличению численности армии в ущерб ее достоинству”, при отсутствии должных условий увеличения. Отвергнув эти пути, Милютин приходил к выводу о необходимости формирования резервной армии. Которая должна формироваться из числа лиц, прошедших военную службу. При этом планировалось изменения порядка воинской повинности и сокращение сроков действительной военной службы.

Основным направлением в формировании резерва пехоты было развертывание на базе местных батальонов (численностью 500 чел.) резервных полков (численностью до 3050 чел.) и местного батальона, остающегося на месте для несения караульной службы, обучения рекрут и формирования из них маршевых батальонов. Таким образом, на базе 120 местных батальонов, в случае войны формировалось 120 полков (30 дивизий подвижного резерва), 120 новых местных батальонов и 240 ополченских дружин, общим числом 660 тыс. чел. Эти предложения были изложены в записке Милютина Александру II “О развитии наших вооруженных сил” в ноябре 1870 г. и был положен в основу реорганизации армии.

В августе 1871 г. Милютин составляет новую записку, в которой освещает новые соображения о увеличении вооруженных сил в случае войны, не прибегая к формированию новых частей.

Предполагалось увеличить число пехотных дивизий в мирное время до 64 (без гвардейских и гренадерских), т.е. на 10 дивизий причем половину их, расположенных в пограничных районах - с укомплектованностью 75% военного времени, а вторую половину, расположенных во внутренних округах - с укомплектованностью 56% военного времени. Одновременно с этим сокращались армейские стрелковые бригады, в итоге общая численность войск возрастала всего на 80 батальонов. 2

Состав артиллерии усиливался формированием новых 10 бригад (по числу дивизий) и увеличением до 6 числа батарей в существующих бригадах. Конно-артиллерийские бригады расформировывались, а их батареи включались по одной в состав кавалерийских дивизий.

Планировалось увеличить с 10 до 19 количество кавалерийских дивизий, за счет ограничения их состава 4-мя полками: драгунским, уланским, гусарским и казачьим.

Таким образом, общее количество полевых действующих войск в мирное время должно было составлять 651 тыс. чел. (увеличение на 113 тыс. чел.), а в военное 1095 тыс. чел. (увеличение на 119 тыс. чел.).

Резервные или вспомогательные войска должны были формироваться только в военное время. При каждом из запасных батальонов, создавался отдельных резервный батальон. Таким образом общее количество этих резервных частей должно было составлять 200. Резервные артиллерийский части предполагалось формировать при запасных артиллерийских батареях.

28 февраля 1873 г. открылось секретное совещание, под председательством Александра II. На совещании была окончательно утверждены организация и состав действующих войск. Количество пехотных дивизий осталось без изменений, за исключением формирования одной дивизии в Кавказской армии. Каждая дивизия разделялась на 2-е бригады. Организационно дивизия включала 4 полка, полк - 4 батальона, по 4 роты в каждом.

В кавалерии существующие дивизии, состоящие из 6 полков, было принято разделить пополам, образовав 16 дивизий 4-полкового состава, для чего каждой из них придавалось по одному донскому казачьему полку. Каждая дивизия так же разделялась на 2-е бригады.

Состав артиллерийских частей определялся 8-батарейными бригадами, из расчета на 1 пехотную дивизию - 1 артиллерийская бригада пешей артиллерии, а на 1 кавалерийскую дивизию - 2 конно-артиллерийских батареи.

Создавались армейские корпуса в приграничных районах в мирное время. Корпусные командиры подчинялись главнокомандующим и командующим войсками округов.

Сокращался срок действительной военной службы до 6 лет (в 1856 г. срок действительной военной службы был официально уменьшен до 15 лет, в 1859 г. - до 12 лет, а в 1868 г. - до 10 лет. В результате этих мероприятий численность армии была сокращена с 2,3 млн. в 1856 г. до 700 тыс. человек в 1868 г. Еще 500 тыс. подготовленных резервистов могли быть призваны из запаса в любой момент. Но по численности солдат, способных в случае войны сразу встать под ружье, Россия еще отставала от ведущих европейских держав).

Переходя к рассмотрению вопроса о подготовке всесословной повинности, остановимся на записке “О главных основаниях личной военной повинности” от 7 ноября 1870 г. В ней излагался проект положения о личной военной повинности:

Все лица от 21 до 41 года, независимо от сословной принадлежности, состоят в одном из 4-х разрядов ВС: а) в регулярной армии или флоте, б) в войсках иррегулярных, в) в запасных войсках, г) в ополчении.

Зачисление на действительную службу решается жребием.

Льготы по семейному положению - освобождение от жеребьевки предоставляются: а) единственному сыну (внуку - не имеющим сыновей) вдовы (вдовца), б) брату круглых сирот, в) единственному сыну, оставшемуся после смерти родителей, если он имеет семейство, хозяйство или дом.

Льготы по образованию - отсрочки предоставляются лицам, обучающимся к моменту призыва в средних и высших учебных заведениях.

В мирное время допускалось замещение призыва выкупной суммой с зачислением в ополчение.

Общий срок службы устанавливался в 10 лет, из них срок действительной службы определялся необходимостью государства, после чего военнослужащий состоял 5 лет в запасных войсках и далее до 41 года в ополчении.

Лицам, окончившим высшие и средние учебные заведения предоставляется право поступать в армию вольноопределяющимися, и по окончанию службы, выдержав экзамен, зачисляться в запас офицерами.

Воинская повинность распространялась на все население Империи и Царства Польского, за исключением Закавказского края, Туркестанского военного округа, Приморской и Амурской областей, северных областей Енисейской, Тобольской и Томской губерний.

Общий срок службы по призыву устанавливался в сухопутных войсках в 15 лет (6 лет действительной и 9 запаса) и по ее окончании - пребывание в ополчении до 38 лет. Призыву подлежали лица, достигшие 20 лет. Ежегодный контингент призыва определялся в 30% от числа лиц, достигших призывного возраста, остальные зачислялись прямо в ополчение. Вопрос о призыве определялся наличием льготы, а при ее отсутствии - жеребьевкой.

Льготы по семейному положению определялись: 1 разряда - единственному сыну при неработоспособном отце или матери - вдове и при смерти отца при наличии нетрудоспособных членов семьи. 2 разряда - единственному сыну, при работающем отце. 3 разряда - для лиц, непосредственно следующих за братьями, находящимися на действительной военной службе.

Льготы по образованию устанавливались 2-х видов: отсрочка от призыва до окончания высших и средних учебных заведений; и сокращение срока действительной службы, соответственно полученному образованию. Для лиц с высшим образованием - 1,5 года (при общей продолжительности службы в запасе до 36 лет). Для лиц, окончивших прогимназии и училища - 3 года, в запасе - 12 лет. Для лиц, окончивших начальные училища - 4 года, в запасе - 11 лет.

Льготы по имущественному положению предоставлялись бессемейным одиночкам, владеющим и управляющим земельным участком с хозяйством или торговыми или промышленными заведениями - отсрочка на 1 год.

Льготы по роду занятия предоставлялись: полное освобождение - священнослужителям всех христианских вероисповеданий; с зачислением в запас - медицинским и ветеринарным врачам, фармацевтам, пансионерам академии художеств и артистам императорских театров, преподавателям.

В середине апреля 1873 г. проект Устава о воинской повинности поступил на обсуждение в Особое присутствие Государственного совета. В результате чего в проект Устава был внесен ряд изменений, не коснувшихся основных принципиальных положений.

Выводы

Обширная программа преобразования армии утвержденная секретным совещанием 1873 г. в течении ближайших 3-4 лет реализована почти не была в основном из-за отсутствия средств.

В деле разработки мобилизационного плана был предпринят ряд серьезных мер. В конце 1875 г. был создан мобилизационный комитет, который с 1875 по 1877 гг. привел в надлежащую систему все сведения о готовности армии по всем отраслям ее личного и материального снабжения.; обсудил и указал на меры, которые должны быть приняты управлениями для наилучшего распределения имеющихся средств и пополнения недостающих предметов. В мае 1876 г. он приступил к составлению общего мобилизационного плана, однако осложнение политической обстановки весной 1876 г. заставила отказаться от этой работы и приступить к подготовке ряда неотложных мер, связанных с угрозой войны.

Заключение

Лучшей проверкой военных преобразований является война. В этом отношении огромное значение имела война 1877 - 1878 гг., приведшая к освобождению балканских народов от турецкого гнета.

Однако выводы, сделанные по результатам этой войны не могут быть абсолютно точными, т.к. ряд реформ либо еще не был полностью реализован, либо не мог еще принести своих результатов. С другой стороны, русско-турецкая война не потребовала всеобщей мобилизации.

Милютинские военные реформы в период 60 - 70-х гг. XIX века составляли неразрывную часть буржуазных реформ, проводимых Александром II.

Организация войск, принятая в 60-е гг., ставила своей задачей сокращение до минимума состава армии в мирное время и максимальное ее увеличение в период войны.

Реорганизация Военного министерства и введение военно-окружной системы создали относительное единство управления, ликвидировали излишнюю централизацию.

Мероприятия в области перевооружения армии сводились к обеспечению ее новыми видами вооружения, однако эта задача осуществлялась крайне медленно и к началу 80-х гг. не была полностью завершена.

Преобразования в области боевой подготовки были направлены на обучение войск тому, что необходимо на войне, внедрение новой техники и развитие личной инициативы солдата.

Реформы военно-учебных заведений существенным образом изменили всю систему подготовки офицерских кадров, был решен вопрос об укомплектовании войск офицерами в мирное время.


Судьба российских реформаторов нелегка: народ их не любит, коллеги критикуют, пресса относится с подозрением. В отставку или в мир иной они уходят, провожаемые бранью, и только через много лет потомки воздают им должное. Так было и с военным министром Российской Империи Дмитрием Алексеевичем Милютиным, которому 10 июля исполняется 200 лет.

В канун юбилея Дмитрия Алексеевича в Новодевичьем монастыре силами Российского военно-исторического общества с подачи «Российской газеты» и журнала «Родина» , уничтоженное в 1930-е годы.

Идущее сегодня преобразование российской армии, обусловленное глобальными вызовами, невозможно без осмысления опыта прошлых реформ - в том числе и тех, что в течение 20 лет проводились под руководством Дмитрия Милютина (в числе других комплексных реформ Александра II).

Осознание необходимости

Все преобразователи делятся на две категории: одни, уже достигнув вершин власти, под давлением обстоятельств приходят к выводу, что «так жить нельзя». Другие же вынашивают свои убеждения с детства и планомерно идут к ним, до поры не открывая своих намерений. Милютин, без сомнения, принадлежит ко вторым.

Его мать была сестрой видного сановника николаевской эпохи Петра Дмитриевича Киселева, тоже слывшего реформатором. Отец, небогатый помещик, собрал большую библиотеку, и Дмитрий ещё в детстве прочёл множество книг, в том числе по русской истории. Он был старшим из пяти детей, которым родители изо всех сил старались дать не только образование, но и нравственное развитие.

Позже, рекомендуя Милютина на должность министра, фельдмаршал Барятинский писал о нём царю: «Человек честный, неуёмного рвения, усидчивости ни с чем не сравнимой… всегда осторожный, деловитый, благородно-нравственный, далёкий от всяких личных видов, совершенно бескорыстный и чуждый всякой зависти».

В 13 лет его вместе с братьями отдали в Благородный пансион при Московском университете. Там Дмитрий увлёкся математикой, издал - в 16 лет! - первую научную работу и завершил учёбу круглым отличником. Недолго послужив простым солдатом - правда, в столичной гвардейской части, - он был принят в военную академию и уже через год окончил её, тоже с отличными результатами.

После службы в штабе гвардии его отправили «понюхать пороху» на Кавказ, где он принял участие в осаде аула Ахульго, где скрывался Шамиль, и был ранен пулей в плечо. На Кавказе он пробыл шесть лет, продолжая между боями с горцами заниматься научной работой. По возвращении в Петербург Милютин стал профессором Военной академии и советником военного министра.

Его книга по истории Итальянского похода привлекла внимание самого Николая I - по его настоянию автора наградили почетной Демидовской премией. К тому времени Милютин был уже отцом семейства, женившись на генеральской дочери Наталье Понсет. У них родились четыре дочери и сын Алексей, которого все ругали за несхожесть с отцом: его, ставшего позже курским губернатором, интересовали только карты (отнюдь не штабные) и лошади.

Первая попытка

Дмитрий Алексеевич живо интересовался политикой и понимал, что Россия неизбежно и очень скоро столкнётся с европейскими державами. Понимал и то, что русская армия, занятая в основном парадами и сельскохозяйственными работами, не готова к будущей войне. Уже тогда он начал разрабатывать планы военных реформ, хотя ни министр Василий Долгоруков, ни сам царь не собирались прислушиваться к его советам.

Ситуация изменилась после проигранной Крымской войны и восшествия на престол нового императора. Александр II сразу же упразднил военные поселения и создал комиссию по разработке военных улучшений, в которую вошёл и Милютин.

В 1856 году он подал записку о необходимых реформах, смотря в корень: для улучшения боеспособности армии он рекомендовал отменить крепостное право и приблизиться в политическом устройстве к «передовым странам» - то есть ввести конституцию. Понятно, что это было слишком и для молодого царя, и для нового военного министра, старика Николая Сухозанета, который потребовал увольнения дерзкого советника. Милютина опять послали на Кавказ, где он в качестве начальника штаба Кавказской армии отомстил Шамилю: в 1859 году имам был взят в плен в ауле Гуниб.

Реформы в армии буксовали, и Дмитрия Алексеевича вернули в столицу, назначив товарищем (то есть заместителем) министра, а в 1861 году, после предсказанной им отмены крепостного права - министром, и эту должность он занимал в течение следующих двадцати лет. Немалую роль в этом сыграла тётка царя великая княгиня Елена Павловна, в кружке которой Милютин был частым гостем.

Получив от царя карт-бланш на самые решительные меры, он взялся за преобразование армии.

Идеология и практика военной реформы

Первой и главной его задачей стало создание массовой армии , небольшой в мирное время и быстро увеличивающейся во время войны. Это было возможно только при наличии обученного резерва, для чего требовалось радикальное сокращение срока службы в армии. Стараниями министра строк службы был сокращен с 25 лет до 15 - шесть (на флоте - семь) на действительной службе и девять в запасе. В 1874 году устаревшие и тяготившие общество рекрутские наборы были заменены всеобщей воинской обязанностью. Отныне призыву подлежали все мужчины, достигшие 21 года - правда, не поголовно, а по жребию.

Милютин считал, что солдаты, не говоря уже об офицерах, должны быть грамотными . До него 80% солдат не умели читать и писать, но благодаря его реформам эта доля сократилась до 40%. В частях были созданы школы и курсы, выпускались книги и журналы специально для солдатского чтения. Офицеров, тоже зачастую полуграмотных, стали готовить в военных гимназиях, а в 1864 году министр учредил юнкерские училища.

Создал он и военно-юридическую академию для борьбы с частыми в армии беззакониями . Для той же цели были отменены жестокие наказания солдат - розги, шпицрутены, кандалы, легендарный «прогон сквозь строй».

Не мог он обойти вниманием и военную медицину - по рекомендациям великого хирурга Н.И. Пирогова были реорганизованы больничное и санитарное дело в войсках, открылись первые курсы медсестёр.

Другим важным направлением реформы стала перестройка военной промышленности . Многие предлагали закупать новейшее вооружение за рубежом, но Милютин решительно возразил: нужно создавать собственное производство, чтобы в случае войны не зависеть от возможного противника . У США - едва ли не единственной после Крымской войны дружественной нам страны - был куплен патент на новую нарезную винтовку, которую стали производить на тульских заводах. В Москве и Петербурге начали делать первые стальные пушки, по числу которых Россия скоро догнала Францию.

Военные заводы, построенные на казённые средства, становились «локомотивами» для развития промышленности в целом: эту закономерность российской «оборонки» первым заметил и использовал именно Милютин. Он всячески поощрял строительство железных дорог, по которым среди прочего перевозились и военные грузы.

Укрепление армии он считал не самоцелью, а составной частью развития экономики и страны вообще . Истинный патриот, он мечтал видеть Россию не только могучей в военном отношении, но богатой и свободной, защищаемой своими гражданами не из страха, а из любви.

Милютин изменил и систему управления войсками - был создан Генеральный штаб, а место корпусов заняли 15 военных округов, обладавших определённой самостоятельностью.

Консерваторы в армии и при дворе не раз пытались оспорить его нововведения, но ради дела министр, обычно вежливый и мягкий, был готов на крутые меры. Морской министр Николай Краббе рассказывал, как проходило заседание Государственного совета по обсуждению нового закона о воинской повинности: «Сегодня Дмитрий Алексеевич был неузнаваем. Он не ожидал нападений, а сам бросался на противника, да так, что вчуже было жутко. Зубами в глотку и через хребет. Совсем лев. Наши старички разъехались перепуганными».

Реформы Милютина достойно прошли проверку во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Всего за четыре недели русская армия была полностью отмобилизована, а через 42 дня готова к дальнему походу. До конца 1877 года министр находился на фронте, давая военачальникам советы. «Вот он новый солдат, — с гордостью говорил он, — старый без офицеров умирал бы, а эти сами знают, куда им броситься. У этих почин!» Многое его не устраивало, но он утешал себя тем, что реформы пока далеки от завершения. После заключения мирного договора Александр II возвёл министра в графское достоинство и наградил орденом Святого Георгия.

Финал… и продолжение

Но после убийства царя народовольцами его преемник Александр III начал свёртывание военных и других реформ. На другой день после опубликования в апреле 1881 года царского Милютин подал в отставку вместе с другими либеральными министрами. Вместе с женой он уехал в крымское имение Симеиз, откуда с тех пор почти не выезжал - даже когда его в 1898 году наградили званием генерал-фельдмаршала.

Не одобряя новую политику, он писал: «Мы оказались стадом баранов, которое бежит туда, куда бежит первый баран. Вот что грустно».

На пенсии Дмитрий Алексеевич работал так же напряжённо, как и прежде - из-под его пера вышли семь томов воспоминаний и пять томов дневников, ставших ценнейшим источником по истории второй половины XIX века.

Он умер в январе 1912 года, всего на два дня пережив любимую жену и немного не дожив до своего столетия. Незадолго до смерти он сокрушался на страницах дневника, что Россия идёт не туда, что, оттягивая неотложные реформы, власть невольно приближает революцию. Так и случилось всего через пять лет после его кончины; надолго позабыли и самого фельдмаршала. И даже надгробие в Новодевичьем мимоходом разрушили в 30-е годы.

А вот милютинскую идеологию военных реформ не забыли: её легко узнать в практике советского государственного и военного строительства - тех же 30-х годов. Именно тогда замыслы реформатора XIX века оказались востребованы, развиты и реализованы в полном объёме и совершенстве.

Вверх