Адаптация детей с овз в сфере профессионального образования. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья Здоровья в колледже

Социокультурная адаптация детей

с ограниченными возможностями здоровья

Социокультурная адаптация относится к числу наиболее актуальных и востребованных сфер общественной практики. Высокая гуманитарная направленность, социальная духовная поддержка незащищенных слоев населения, забота о социальном и культурном обустройстве детей с ограниченными возможностями здоровья, их приобщении к богатствам общечеловеческой культуры, к самодеятельному ремеслу и творчеству всегда были свойственны передовым слоям российского общества.

Из всех проблем, препятствующих полноценному включению лиц с ограниченными возможностями здоровья в жизнь общества, именно проблема социокультурной адаптации является самой острой. Социокультурная адаптация - сложный и многогранный феномен, характеризующийся постоянными трансформациями. Социокультурная адаптация ребенка с ограниченными возможностями протекает в трех звеньях: личность, общество, культура, где постоянно согласовываются требования и ожидания социальной среды к личности «нетипичного» ребенка. Приобретенные в результате социокультурной адаптации знания и навыки дети с ограниченными возможностями направят на удовлетворение жизненных потребностей, что поможет им стать полноценными членами общества.

Для детей с ограниченными возможностями социокультурная адаптация имеет важное значение в дальнейшей интеграции в общество и жизни в целом.

Реализация основных видов и форм вхождения ребенка с ОВЗ в общество осуществляется в рамках пяти концентров адаптации (первый – социокультурное взаимодействие внутри родительской семьи; второй – с ближайшим окружением семьи; третий – в рамках дошкольного образовательного учреждения, во дворе дома; четвертый – в стенах среднего общеобразовательного учреждения, а также в учреждениях культуры, спорта; пятый – в постшкольный период) .

Успешность адаптационных практик напрямую связана с особенностями социокультурной макро- и микросреды, со спецификой государственной социокультурной политики. Благодаря функционированию институтов семьи и образования возможно достижение ребенком адаптационного стандарта, уровень которого можно определить по разработанной критериальной системе готовности индивида к адаптации и его социальной интегрированности.

Сущность социокультурной адаптации лиц с ограниченными возможностями связана, прежде всего, с их «включением» в общество, в обычные межличностные отношения, вследствие расширения прав и возможностей для участия во всех видах и формах социокультурной жизни.

Основным объектом социокультурной адаптации и поддержки являются социально ослабленные и социально незащищенные группы населения, в первую очередь дети с ограниченными возможностями. Значительную часть этих детей объединяет принятая по инициативе Международной организации здравоохранения (ВОЗ) понятие социальной недостаточности, связанная с нарушениями или ограничениями жизнедеятельности. Под термином «социальная недостаточность», или «дезадаптация», подразумевается нарушение или существенное ограничение у человека свойственной ему привычной жизнедеятельности вследствие преклонного возраста, врожденной или приобретенной инвалидности, болезней, травм или расстройств, в результате чего оказываются утраченными привычные контакты со средой обитания, соответствующие возрасту жизненные функции и роли. Производным от него понятием является социально-культурная недостаточность, которая связана с частичной либо полной неспособностью выполнять социально-культурные функции, считающиеся нормальными для лиц данного возраста, пола и ряда других социально-демографических характеристик .

Как свидетельствует практика, достойный образ жизни детей с проблемами физического и психического развития не может гарантироваться принятием только адекватных мер медицинского или психологического вмешательства. Выйти на такой уровень социально-культурной компетенции, который позволил бы этой части населения без особых затруднений вступать в обычные социальные контакты и взаимодействия, ─ такова цель, объединяющая и гражданские институты, и самих детей с ограниченными возможностями.

В более узком смысле под социокультурной адаптацией ребенка с ограниченными возможностями подразумевается адресная, личностная помощь, совместное выявление с ним его собственных духовных целей, интересов и потребностей, путей и способов преодоления препятствий. Поиск и мобилизация всех имеющихся у самого ребенка резервов и возможностей, в конечном счете, помогут ему адаптироваться и нормально функционировать в окружающей социально-культурной среде, обучении, общении, творчестве .

Проблема адаптации теснейшим образом связана с проблемой здоровья – болезни. Этот континуум неотъемлем от жизненного пути личности. Многофункциональность и разнонаправленность жизненного пути обусловливают взаимосвязь процессов соматического (отношение к своей телесности, к своему здоровью), личностного (отношения к себе как к личности, отношение к своему поведению, настроению, мыслям, защитным механизмам), и социального (общение, отношение к ситуациям и социальным институтам, деятельность) функционирования.

Социокультурная адаптация предполагает оптимизацию взаимодействия ребенка с ограниченными возможностями и его семьи с социокультурной средой, которая является одним из важнейших факторов и условий развития.

Социокультурная среда выступает детерминирующим фактором реализации его потребностей и запросов, является важнейшим условием раскрытия сущности ребенка. Однако социокультурные нормы и ценности ребенок осваивает только через свой опыт, общение, через непосредственный контакт, благодаря своей активности.

Процесс социокультурной адаптации обеспечивается системой мер социальной защиты, направленных на создание личности условий для ее полной или частичной юридической, политической, экономической, социальной, культурной самостоятельности и равных с другими гражданами возможностей участия в общественной жизни и развитии общества.

Однако перед социальными структурами стоит задача повышения активности среди семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, ведь зачастую дети изолированы от общества самими родителями. Здесь необходимо повышать культуру по отношению к инвалидам не только общества в целом, но и самих инвалидов и их семей.

Система социокультурной адаптации должна способствовать формированию активной жизненной позиции у семей с ограниченными возможностями в целом.

Таким образом, социокультурная адаптация детей с ограниченными возможностями должна рассматриваться в двух аспектах. С одной стороны, ее можно представлять как специфическое средство культуры и искусства, рекомендуемое ребенку с ОВЗ в индивидуальной программе реабилитации для восстановления или компенсации нарушенных или утраченных функций. С другой стороны, следует иметь в виду, что приобщение к ценностям культуры, участие в общих культурно-досуговых мероприятиях наряду со всеми членами общества способствуют повышению эмоционального тонуса, социальным коммуникациям, социальному включению лиц с ОВЗ, что носит общий реабилитационный характер.

Список литературы

1. Ильичев Д. Реабилитация детей с ограниченными возможностями //Социальная работа. - 2003. - № 2.- С. 46

2. Комплексная реабилитация инвалидов. Под ред. Т.В. Зозули. – М., 2005.

3. Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка: Социокультурные аспекты. – Саратов, 1996.

4. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация: сущность, направление, механизмы реализации. - Кемерово, 1992.


«АДАПТАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КОЛЛЕДЖЕ ГАВРИЛОВА Н.В. Существенную роль в процессе обучения Substantial role in the process of educatлиц с ОВЗ...»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

АДАПТАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ В КОЛЛЕДЖЕ

ГАВРИЛОВА Н.В.

Существенную роль в процессе обучения Substantial role in the process of educatлиц с ОВЗ играет адаптация их в новом со- ing of persons with ОВЗ adaptation of them

циуме. Данный процесс довольно сложный. plays in new society. This process difficult Автор предлагает использовать для оптими- enough. An author suggests to use for optiзации процесса адаптации лиц с ОВЗ объек- mization of process of adaptation of persons тивные и субъективные критерии адаптации. with the limited possibilities of health the obОсобую роль, по мнению автора, играет кор- jective and subjective tests of adaptation. The поративное волонтерство в колледже. special role, in opinion of author, the corporate volunteering plays in a college.

Эффективность процесса обучения во многом определяется адаптацией и интеграцией личности в новый для нее социум. Это особенно проблематично для обучающихся, имеющих определенные ограничения по здоровью.

Социальное общение – ведущий механизм социальной адаптации человека, функции которого заключаются в том, чтобы направлять и расширять круг усвоения социальных ценностей при активном взаимодействии с другими индивидами, социальными группами . Другими словами, процесс адаптации есть процесс оптимального взаимодействия личности и среды.



Общими задачами по адаптации лиц с ОВЗ в колледже являются:

Содействие обучающемуся с ОВЗ в решении актуальных задач по получению определенной профессии, социализации, проблем с выбором образовательной и дальнейшей профессиональной траектории, взаимоотношений со сверстниками, преподавателями;

Личностное самоутверждение.

Мощнейшим фактором адаптационного процесса, по мнению И.Ю. Ветровой, является взаимоотношение инвалидов и здоровых. У многих из них не хватает социальных навыков, умения выразить себя в общении со своими сверстниками, преподавателями, администрацией .

Адаптацию лиц с ОВЗ в колледже мы рассматриваем как процесс и результат приспособления к новому интегрированному социуму, в котором обучающийся с ОВЗ проходит профессиональное обучение в наиболее комфортных для него физиолого-психологических условиях.

Социально-психологическую адаптацию можно оценивать по удовлетворенности инвалида отношениями с преподавателями, сверстниками.

Адаптационный процесс предполагает взаимодействие различных комбинаций деятельностных, поведенческих, информационно-психологических, частных адаптивных стратегий, вся совокупность которых направлена на реализацию целей и задач, составляющих содержание комплексной стратегии адаптации. Из комплексной адаптационной стратегии личности, определяющей направленность, приоритеты и способы адаптации, имеет смысл выделить те частные адаптивные стратегии, благодаря и посредством которых личность осуществляет адаптацию на всех уровнях: индивидуальном, групповом и социальном и во всех сферах человеческой активности: социальной деятельности, психологическом общении и т.д. .

Адаптация – это начальный этап процесса включения и интеграции инвалида в социальную, образовательную, профессиональную среду, основанный на реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ним. Адаптация характеризует, с одной стороны, процесс взаимодействия объекта с социальной средой, а с другой – является отражением определенного результата работы, который может выступать критерием ее эффективности.

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

Субъективными критериями адаптации нами были выбраны уровень мотивации обучения, удовлетворенность учебной деятельностью, эмоциональное состояние лица с ОВЗ и отношения со сверстниками .

Объективным критериям адаптации мы выбрали состояние адаптирующей среды, организацию процесса адаптации и адаптационные возможности обучающегося с ОВЗ (рис 1).

–  –  –

Лица с ОВЗ 7-8 вида испытывают большие затруднения при общении с окружающими, в первую очередь, из-за недостаточно развитой инициативы в общении, особенно при контакте с незнакомыми людьми. Во многих случаях они испытывают смущение, страх, трудно идут на контакт. Психофизические особенности умственно отсталых обучающихся отрицательно сказываются на их общении, как между собой, так и с окружающими людьми. Фрагментарность и неполнота знаний, неумение анализировать обстановку, малый опыт общения и своеобразие личностных проявлений тормозят развитие коммуникативной функции. Ограниченность вербальных контактов препятствует приобретению знаний и представлений об окружающем мире, затрудняет социальную адаптацию умственно отсталых подростков .

Во многих учебных заведениях сегодня вводят для работы с лицами с ОВЗ тьютеров, к сожалению, часто из неподготовленных людей, так как на сегодняшний день у нас в стране не разработана система подготовки специалистов в этом направлении. Тьютеры, как правило, взрослые люди, с которыми у лиц с ОВЗ не всегда выстраиваются доверительные отношения. В этой ситуации корпоративное волонтерство имеет ряд преимуществ, так как общение со сверстниками - волонтерами, готовыми поддержать их, может сыграть определенную роль в адаптации их к новому социуму.

Волонтёрская деятельность - это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение, реализация тех личностных качеств, которые зачастую остаются нераскрытыми в повседневной жизни, предполагает самостоятельное принятие решения о помощи ближним .

Волонтеры в колледже набираются на добровольной основе. Участниками корпоративного волонтерства может стать любой желающий, добровольно принимающий идеи волонтерского движеНАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ ния и согласный их реализовывать.

Основными задачами Волонтеров являются: изучение международного и отечественного опыта по вопросам волонтерского движения оказания помощи и поддержки инвалидам и сиротам; помощь в разработке мероприятий для инвалидов, акций и участие в них; сопровождение лиц с ОВЗ в подготовке к мероприятиям, оказание им моральной поддержки.

Выбор волонтеров и их закрепление начинается с анкетирования кандидатов в волонтеры и лиц с ОВЗ по разработанной анкете. Совпадение более 50% ответов по интересам, является основанием выбора подопечного, после чего волонтерам предлагают посмотреть анкету лица с ОВЗ, пообщаться с ним, чтобы принять окончательное решение (рис.2).

Анализ проведенной работы показал, что такое взаимодействие дает положительные результаты в адаптации лиц с ОВЗ к новым для них условиям обучения и социуму, сокращает адаптационный период, оказывает влияние на мотивационную основу обучающихся с определенными ограничениями по здоровью.

Библиографический список:

1. http://www.coolreferat.com/ Молодёжь_и_общество_проблемы_социальной_адаптации_в_современном_мире.

2. Ветрова И.Ю. Проблемы социальной адаптации. http://www.yspu.yar.ru.

3. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1988.

4. Калуженина Т.А. Субъективные критерии адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе /психология в экономике и управлении. – 2009. - №2. – С.95-98.

5. http://wap.fictionbook.ru/author/margarita_igorevna_shishkova/razvitie_rechi_na_urokah_li teraturnogo_c/read_online.html?page=1.

6. http://ru.wikipedia.org Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, объективные и субъективные критерии адаптации, корпоративное волонтерство.

Keywords: persons with the limited possibilities of health, objective and subjective criteria of adaptation, corporate volunteering.

Похожие работы:

«ЧТЕНИЯ ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА ЯКОВЛЕВИЧА ЛЕВАНИДОВА Vladimir Ya. Levanidov"s Biennial Memorial Meetings 2008 Вып. 4 БысТРАЯ РЕАКцИЯ МАКРОБЕНТОсА РЕК ОсТРОВА сАхАЛИН НА КРАТКОВРЕМЕННОЕ ТЕхНОГЕННОЕ ВОзДЕйсТВИЕ В.с. Лабай, М.Г. Роготнев Сахалинский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (СахНИРО) 693000, Россия, г. Южно-...»

«Майти Джамп (Mighty Jump) Ознакомьтесь с инструкцией до начала эксплуатации прибора. Прибор Майти Джамп предназначен для автомобилей, работающих на бензине, с 4,6 или 8 цилиндрам...»

«2 Оглавление 1. Общие положения 2. Условия перевода студента 2.1. Перевод в Университет студента, обучающегося в другом вузе. 7 2.2. Перевод студента на другую образовательную программу, форму обучения 2.3. Перевод студента, обучавшегося на договорной основе на бюджетные места 3. Отчисление студентов 4. Восстановление в число студентов Университета 4.1. Условия восстановления студентов 4.2. Условия восстановления...»

Приоритетом современных исследований проблем функционирования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и возможностей их инклюзии является разработка основ их позитивной социализации, базирующейся на пересечении трех процессов: реабилитации, компенсации, социальной адаптации. По выражению А.Р. Лурии, «человек не может «закрыться» на ремонт», поэтому все три процесса слиты воедино, и их следует рассматривать как открытую динамическую систему, результатом успешного действия которой является позитивная социализация личности человека с ОВЗ .

Компенсация - это процесс возмещения отсутствующих или нарушенных функций на основе перестройки сохранных или частично нарушенных. Согласно Л.С. Выготскому, дефект создает стимулы для выработки компенсаторных процессов в развитии и поведении (замещающих, надстраивающихся, выравнивающих). Оценка степени дефективности или нормальности личности в целом зависит от исхода социальной компенсации . В современном понимании сущность и процессы компенсации нарушенного или отстающего развития - сложное взаимодействие социальных и биологических факторов, системообразующими среди которых являются деятельность и социальные отношения человека. Учитывая системный характер строения психики, компенсация реализуется на следующих уровнях :

1) биологический / телесный: преимущественно автоматические и бессознательные компенсаторные процессы;

2) психологический: способность к адекватной оценке своих возможностей и постановке реальных целей и задач, формирование и сохранение позитивного отношения к себе;

3) социально-психологический: межличностные отношения лиц с ОВЗ с окружающей средой, построенные на основе принципов социального партнерства, толерантности, эмоциональной поддержки и понимания. Это главные условия раскрытия их ресурсных возможностей, укрепления веры в свои силы, восстановления позитивного отношения к себе, осознания нужности, понимания собственной независимости и автономности;

4) социальный: политика государства в отношении лиц с ОВЗ, законодательное предоставление определенных гарантий, стереотипные установки в отношении лиц с ОВЗ и их последствия.

У человека процессы компенсации заключаются, прежде всего, в формировании способов действий и усвоения социального опыта в условиях сознательной целенаправленной деятельности; ведущую роль здесь играет сознание, обусловленное социальными отношениями. Таким образом, компенсация у человека связана с развитием всех сторон личности, то есть с психологическим уровнем - центральным для человека способом восстановления нарушенных функций.

Психологическая компенсация является процессом, направленным на достижение или восстановление чувства внутренней стабильности и самопринятия в связи с переживанием несостоятельности в различных аспектах жизни.

Л.С. Выготский выделял несколько линий компенсаторного развития характера: реальная компенсация - реакция на более или менее реально учитываемые трудности; фиктивная - установка настороженности, подозрительности, мнительности - как защита от возникших трудностей; бегство в болезнь - превращение слабости в силу путем культивирования в себе болезни, дающей право требовать повышенного к себе внимания. В современных трактовках компенсация - это противопоставление неуспеха в одной сфере успехов в другой («зато», «вместо»); гиперкомпенсация - наращивание усилий в сфере несостоятельности («преодоление»); оптимальная же форма компенсации - взаимодополнение названных способов. Высшая форма компенсации -поведение, направленное на достижение цели: уравновешивание жизненных амбиций и уровня притязаний с уровнем своих способностей в неблагоприятных условиях ограниченных возможностей здоровья и жизнедеятельности .

Социально-психологический уровень компенсации осуществляется в сфере межличностных отношений лиц с ОВЗ с ближайшим окружением. Важнейший средовый фактор этой компенсации - социальная поддержка в виде информации, приводящей человека к убеждению, что его любят, ценят, заботятся о нем, и что он является членом социальной сети и имеет с ней взаимные обязательства. Ощущение социально-психологического благополучия связывается с тремя основными жизненными опорами: семьей, профессией и ближайшим окружением вне семьи: здесь человек реализует осознание своей причастности и независимости .

Взаимодействуя с социальной средой, человек социализируется: усваивает социальный опыт и преобразует его в свои ценности, ориентации, установки. В контексте личностного здоровья можно выделить ряд значимых параметров социализации (табл. 1).

Таблица 1

Условия и личностные предпосылки позитивной социализации

Условия/критерии оценки психического и личностного здоровья человека

Характеристики личности, необходимые для позитивной социализации

Реакция на другого как на равного себе

Способность к изменению своих ценностных ориентаций

Реакция на факт существования норм в отношениях между людьми, то есть выделение этих норм и стремление следовать им

Ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных норм

Характер переживания своей относительной зависимости от других людей

Умение находить баланс между своими ценностями и внешними требованиями

Процесс и результат социализации - следствия внутреннего противоречия между идентификацией человека с обществом и его обособлением. Личность, адаптированная в обществе и неспособная противостоять ему, является жертвой социализации, неадаптированная - такой же жертвой, девиантом. Отметим также, что изменчивость социальной среды может превратить ранее сформированную социализацию и социальную адаптацию в неудачную, и успех ее во многом обеспечивается тем, насколько человек научился ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях.

Социальный уровень компенсации связан с макросоциальными масштабами существования человека: это политика государства в отношении лиц с ОВЗ, в том числе образовательная и профессиональная; законодательство; характер отношения к людям с ОВЗ в сфере обыденного массового сознания, зависящий от конфессиональных, этнокультурных и исторических традиций общества, от системы образования и СМИ.

Отношение общества к лицам с ОВЗ, главным образом их ближайшего окружения, определяются специфическим взаимодействием, опосредуемым наличием у них того или иного нарушения развития. Такой человек значительно больше, чем обычный, зависит от эмоциональных и социальных отношений среды. Согласно Л.С. Выготскому, каждый биологический недостаток сказывается в первую очередь на отношениях с людьми и реализуется как социальная ненормальность поведения, перестраивающая взаимоотношения личности .

Реабилитация - это сложное многоуровневое образование, система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество. Результатом реабилитационного воздействия является формирование активного отношения к нарушению здоровья и восстановление позитивного отношения к жизни, к семье, обществу и к самому себе .

Эффективность реабилитационного процесса зависит во многом от меры его сопричастности потребностям и интересам, идеалам и ценностям, сущности и существованию человека, нуждающегося в реабилитации. Можно сказать, что если личность человека является объектом реабилитационного воздействия, то ее активное творческое начало превращает ее в субъекта реабилитации. Важнейшей задачей психолога в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья является создание предпосылок личностного роста, формирование способности позитивно воспринимать себя и жизнь .

В рамках социологической концепции жизненных сил утверждается, что их реализация зависит не только от возможностей, предоставляемых обществом, но и от индивидуально-личностных характеристик, опирающихся прежде всего на духовные ценности и установки человека. Уровень развитости жизненных сил, степень самореализации личности в различных сферах жизнедеятельности выражается в форме удовлетворенности (неудовлетворенности) своей дееспособностью, состоянием здоровья, психологическим состоянием, окружающей микро- и макросредой, получаемым доходом, включенностью в социальную инфраструктуру и т.д. . Все это обусловливает различия в уровне образования, стиля жизни, профессиональной базы, возможности выбора жизненных стратегий между социальными группами.

Психологическая реабилитация ориентирована на реорганизацию и оптимизацию социально-психологического бытия личности, приведение возможностей человека в соответствие с его потребностями и ценностями. Реабилитация направлена не на само нарушение, а на личность человека с тем или иным нарушением, на восстановление ее полноценного существования в обществе, на преодоление социальных последствий заболевания или недостатка развития .

С психологической точки зрения, драма инвалидности - в конфликте полноценных человеческих потребностей с ограниченными возможностями их реализации. Реабилитация направлена на максимальное преодоление и разрешение этого конфликтного состояния; в противном случае возможна постепенная деформация личности человека с ОВЗ . Основная цель психологической реабилитации - не допустить превращение личности инвалида в инвалидную личность .

Разносторонняя функциональная недостаточность, возникающая как следствие первичного нарушения здоровья, приводит, прежде всего, к диссоциабельности , отклонениям в «социальном поле» :

  • · к нарушениям социальной перцепции - адекватного восприятия других людей с их достоинствами, недостатками, проблемами. В то же время и собственная личность, в том числе внутренняя картина болезни или дефекта, представляется искаженно, а неадекватность собственных установок не чувствуется;
  • · к противоречиям между ценностными отношениями личности человека с ОВЗ и требованиями среды, приводящим к сужению возможностей вследствие субъективно завышенных ожиданий и требований;
  • · к отсутствию или подавлению социально значимых мотиваций, искажению ценностей, причинами чего являются недостаточность индивидуального опыта, связанная с болезнью или дизонтогенезом, дефицит навыков и знаний, а также негативный опыт деятельности и общения.

Реабилитация - это восстановление утраченных способностей и пригодности. Врожденное или рано приобретенное нарушение здоровья, физического или психического развития детерминируют отсутствие периода нормального развития, а также исходную дезадаптацию . По отношению к инвалидам с детства употребляется термин абилитация . В дословном переводе с латыни абилитация - приобретение способности к чему-либо, то есть речь идет не о возвращении способности, а о первоначальном ее формировании. Сущностью социально-психологической абилитации детей и подростков является формирование личности с такими качествами и свойствами, которые позволили бы не просто интегрироваться в трудовую деятельность, но и налаживать продуктивные отношения с другими людьми. Это может быть достигнуто только на основе социально-психологической адаптации и гармонизации личности ребенка . Систематизация функций социально-психологической адаптации и критериев гармонизации личности (табл. 2) позволяет увидеть их внутренние связи и взаимовлияние.

Таблица 2

Критерии гармонизации личности в процессе социально-психологической адаптации

Функции социально-психологической адаптации

Критерии гармонизации

личности

Достижение оптимального равновесия в динамичной системе «личность - социальная среда»

Достижение приемлемого уровня внутренней честности

Проявление и развитие творческих возможностей и способностей личности

Высокий уровень самооценки силы собственного Я

Повышение социальной активности личности, регулирование общения и взаимоотношений

Способность к саморуководству

Формирование эмоционально-комфортных позиций

Развитие способности к эмоциональному принятию себя

Самореализация

Положительная оценка своего Я по критериям духовности и внутреннего богатства личности

Самопознание и самокоррекция

Гармоничность отношений между Я-реальным и Я-идеальным

Защита личности

Адекватное действие механизмов самоподдержки и защиты Я

Повышение эффективности деятельности

Снижение периодичности возникновения негативных эмоций в адрес собственного Я

и отсутствие необходимости в самооправдании

Повышение стабильности и сплоченности социальной среды

Снижение уровня эмоциональной напряженности и тревожности

Сохранение психического здоровья

В основе виктимологической концепции социокультурной реабилитации инвалидов - понятие адаптационных барьеров, возникающих вследствие дефицита социальной, эмоциональной и когнитивной компетентности, блокирующих социальную адаптацию лиц с ОВЗ и возможность его полноценного социального функционирования. Анализ литературы показал: виктимность лиц с ОВЗ - это сложный системный феномен, при котором наблюдается фиксиро-ванное, негибкое построение отношений с собой и окружающими на основе действия механизма отчуждения, попытках разрешить трудную жизненную ситуацию неадекватными способами, то есть непродуктивная (защитная) адаптация к жизни. Поэтому содержание психологической помощи лицам с ОВЗ предпола-гает не коррекцию недостатков, а поиск скрытых ресур-сов развития личности : опору на собственные возможности и со-здание на этой основе психологических, социальных и педаго-гических условий для реконструкции образа мира, образа Я и построения продуктивных связей с самим собой, другими людьми, миром в целом.

Позитивная социализация лиц с ОВЗ предполагает формирование такого качества, как адаптивность, понимаемого как способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в трудных жиз-ненных ситуациях .

Здесь важно дифференцировать механизмы компенсации и адаптации, обеспечивающие организму запас «прочности» на случай резких неблагоприятных изменений во внешней и внутренней среде. Наличие эффекта приспособления роднит эти механизмы между собой, различия же заключаются в следующем:

  • · адаптация начинает функционировать, когда баланс между человеком и средой нарушает изменения в среде, и для его восстановления человеку необходимо изменить что-то в самом себе, отказаться от своего прежнего состояния;
  • · компенсаторные процессы начинаются в ситуации нарушения баланса из-за изменений в самом человеке, и для восстановления баланса человек должен частично или полностью вернуться к исходному состоянию.

Сформулируем выводы. Основой позитивной социализации лиц с ОВЗ является взаимодействие и взаимопроникновение процессов психологической компенсации, реабилитации и социально-психологической адаптации. Триединство данных процессов позволяет максимально использовать внешние (инклюзивная инфраструктура и культура) и внутренние (жизнеспособность, социально-психологическая компетентность , психологическая суверенность, коммуникативные установки и др.) ресурсы лиц с ОВЗ для достижения их независимости, самостоятельности, эффективного социального функционирования.

Башаев С.В. 1 , Горелик В.В. 2

1 Магистрант, 2 Доцент, Кандидат биологических наук, Тольяттинский государственный университет

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация

В статье приведена статистика по числу инвалидов в России. Проведена группировка по полу, возрасту, группе инвалидности. Приведены особенности адаптации инвалидов к условиям современного общества, и адаптации в нем. Приведены проблемы, из-за которых, лица с ограниченными возможностями здоровья не могут чувствовать себя комфортно среди здоровых людей, быть в социуме и жить в нем. Раскрыты особенности социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями в России. Проанализированы возможности для лиц с ограниченными возможностями в современных развитых странах и в России. Дана оценка проблем у инвалидов в нашей стране, указаны пути их решения, которые в коечном счете позволять лучше адаптироваться в современной непростой социально-экономической ситуации.

Ключевые слова : инвалиды, адаптация, проблемы адаптации, общество, поддержка.

Bashaev S.V. 1 , Gorelik V.V. 2

1 Undergraduate, 2 Associate professor, PhD in Biology, Togliatti State University

PROBLEMS OF SOCIAL ADAPTATION OF PERSONS WITH DISABILITIES IN MODERN SOCIETY

Abstract

The article presents statistics on the number of disabled people in Russia. Grouping by gender, age, disability group. The features of adaptation of persons with disabilities to the conditions of modern society, and adapting to it. Given the problems that people with disabilities may not feel comfortable among healthy people, to be social and live in it. The features of social adaptation of persons with disabilities in Russia. Analyzed opportunities for persons with disabilities in the developed countries and in Russia. The estimation problems of the disabled in our country, the ways of their solution, in which the number of beds to allow better adapt in the current difficult socio-economic situation .

Keywords: disabled, adaptation, adaptation problems, society, support.

Работа с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, относится к одному из острых вопросов в социальной работе.

В России долгое время слово «инвалид» было под запретом. Наличие таких людей все время умалчивалось и никогда не выпячивалось на всеобщее обозрение. Таких людей очень редко можно было увидеть на улицах, в магазинах. Их можно было увидеть либо в больницах, либо дома .

В это же время, в европейских странах, провозглашалось равенство людей, их взглядов, их желаний, и инвалиды считались полноправными членами общества, и находясь в нем, чувствовали себя полноценными людьми .

Провозглашение равенства, позволило лицам с ограниченными возможностями, полноценно пользоваться всеми правами, которыми пользуются здоровые люди. У них появилось право на всё: обучение, трудоустройство, медицинское обеспечение, психологическую помощь и пр.

Благодаря всесторонней поддержке государства, такие люди очень быстро «акклиматизировались» в обществе и начали жить полноценно, ограничиваясь лишь специфическими особенностями своего здоровья и последствиями перенесенного заболевания .

Рухнувший «железный занавес» открыл России весь тот быт людей с ограниченными возможностями там, в Европе, и раскрыл печальность всей ситуации здесь, в своей стране. После этого начались шаги к тому, чтобы перенять опыт европейских стран и воспроизвести в нашей стране ту модель взаимоотношений между здоровыми людьми и инвалидами, которая сложилась в европейских странах.

Насущность темы исследования имеет несколько причин:

  1. Проблема инвалидности обрела масштабные рамки. В России больше 12 млн. человек имеющих различные заболевания.
  2. Размер финансового и социального снабжения инвалидов на сегодняшний день, остается достаточно низким, вопреки тому, что, начиная с 2008 года, после запуска программы «Доступная среда» для лиц с ограниченными возможностями, государство проделало огромную работу, благодаря которой, постепенно, социальное и финансовое обеспечение инвалидов стало улучшаться.

Важным фактором социальной адаптации инвалидов в обществе, является их приспособленность к жизни в социуме здоровых людей. Данная проблема имеет особую важность, исходя из того, что с каждым годом, взгляды здоровых людей на тех, кто родились или стали инвалидами в течение жизни, стало существенно меняться (Табл.№1,№2),.

В России, около 10% населения, признанных инвалидами.

Таблица № 1 «О бщая численность инвалидов по группам инвалидности»

Таблица № 2 «Распределение инвалидов по полу и возрасту»

Сложность адаптационной работы с инвалидами проявляется по следующим причинам:

  1. У инвалида из-за проблем со здоровьем возникают преграды, которые приводят к снижению качества его жизни и лишают его полноценного сосуществования в обществе,
  2. Отсутствуют довольно интенсивные социальные контакты, которые приводят к торможению их интеллектуальных способностей
  3. Отсутствует доступная психологическая, правовая и информационная помощь, которые приводят к утрате или неиспользованию инвалидами тех потенциалов интеграции в общество, которыми они располагают.

В нашей стране, здоровые люди относятся к инвалидам, отталкиваясь от медицинских терминов, для которых, инвалид – это человек, который имеет ограничения, такие как: самостоятельно ходить, слышать, видеть, говорить.

Неблагоприятное социально-экономическое состояние таких людей зачастую сводится к тому, что они лишены профессиональной помощи; степень их социализации - привыкание к вынужденным условиям жизни и формирование новых навыков и умений для своей самореализации в обстоятельствах нынешнего социума. Социально-экономическое положение инвалидов (родственные отношения, образование, материальное положение, степень благоустроенности местности, где проживает инвалид, и пр.) играет немаловажную роль в акклиматизации инвалида и его социализации .

В этой сформировавшейся ситуации, возникла большая необходимость в разработке государством стратегии по вопросу социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, а также процессов взаимодействия органов государственной власти для поддержки людей с ограниченными возможностями здоровья.

Одно из важных условий социализации – это внедрение в сознание здоровых людей идеи равноправных возможностей для лиц с ограниченными возможностями. Процесс адаптации инвалидов к обществу имеет свои особенности, которые зависят от пола и возраста инвалида, вида патологии, особенностей его социального положения .

В России, лица с ограниченными возможностями воспринимаются обществом здоровых людей как люди, существенно отличающиеся от них в не лучшую сторону, не имеющие больших возможностей, и это порождает у здоровых людей либо неприятие инвалидов как полноправных членов социума, либо жалость по отношению к ним.

Европейский и отечественный опыт демонстрирует, что зачастую, инвалиды, даже, имея большой потенциал для оживленного участия в жизни общества и даже возможность работать, не могут их осуществить.

Наряду с этим, возникает такое понятие, как «неготовность» большинства здоровых людей к близкому контакту с инвалидами в условиях жизни, которое приводит к такой ситуации, что инвалид не имеет возможности реализоваться наравне с ними.

Существенным показателем социально-психологической адаптации инвалидов является отношение инвалидов к своей собственной жизни после перенесенного заболевания, или будучи уже рожденным с ним. Больше половины таких людей оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное и считают свое состояние безвыходным, не имеющим перспектив. Причём понятие удовлетворённости или неудовлетворённость жизнью в большинстве случаев, сводится к нестабильному или недостаточному финансовому состоянию инвалида, неимению возможности реализовать свои замыслы, свои способности, которые он может развить в себе, несмотря на свое заболевание, но, к сожалению, не имея материальной обеспеченности для всего этого. Чем ниже доходы инвалида, тем безнадежнее его отношение на свою жизнь и тем ниже его самомнение .

У инвалидов финансовое обеспечение чаще всего, гораздо ниже, чем у здоровых людей. Многие инвалиды не имеют высшего образование. Из числа инвалидов, которые трудоустроены, не все удовлетворены своей заработной платой, а те, кто не трудоустроены, вынуждены жить лишь на одну пенсию, которой не хватает для более комфортной жизни и удовлетворения своих потребностей.

Редко кто из инвалидов создают семью. У большинства лиц с ограниченными возможностями отсутствует полноценный интерес к жизни, они часто впадают в депрессию.

Удовлетворение вышеперечисленных нужд – непременное условие успешной интеграции инвалидов.

До тех пор, пока обществом не будут сделаны взвешенные шаги к сближению, социализация инвалидов к пребыванию в обществе здоровых людей, состояться не может .

Залог успеха социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями к полноценной жизни в современном обществе-тесное взаимоотношение инвалидов со здоровыми людьми.

Литература

  1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/
  2. «Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями» Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева, Институт социальной работы, М., 1996 г.
  3. Заборова Е.Н. Социологический анализ городского социального пространства // Автореф. дис. на соиск. уч. степ. докт. социол. наук. Екатеринбург, 2007. 38 с.
  4. Петрова Л.Е. К вопросу о понятии “социальное самочувствие” // Молодые социологи о социальных проблемах молодежи // Сборник тезисов и материалов студентов и аспирантов вузов Урала к X Уральским социологическим чтениям “Молодежь – будущее России”. – Екатеринбург, 2010 г. 56 с.
  5. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальное конструирование инвалидности // Социол. исслед. 2014. № 4.

References

  1. Federal’naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki . – Rezhim dostupa: – http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/
  2. «Social’naja rabota s sem’ej rebenka s ogranichennymi vozmozhnostjami» N. F. Dement’eva, G. N. Bagaeva, T. A. Isaeva, Institut social’noj raboty, M., 1996 g.
  3. Zaborova E.N. Sociologicheskij analiz gorodskogo social’nogo prostranstva // Avtoref. dis. na soisk. uch. step. dokt. sociol. nauk. Ekaterinburg, 2007. 38 s.
  4. Petrova L.E. K voprosu o ponjatii “social’noe samochuvstvie” // Molodye sociologi o social’nyh problemah molodezhi // Sbornik tezisov i materialov studentov i aspirantov vuzov Urala k X Ural’skim sociologicheskim chtenijam “Molodezh’ – budushhee Rossii”. – Ekaterinburg, 2010 g. 56 s.
  5. Jarskaja-Smirnova E.R. Social’noe konstruirovanie invalidnosti // Sociol. issled. 2014. № 4.

Занятие 7. «Образовательная интеграция и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья как социальная и психолого-педагогическая проблема»

1. Коммуникативная компетенция как ключевое условие социальной адаптации лиц с ОВЗ.

Коммуникативная компетенция названа в современной модели образования одной из базовых компетентностей современного человека (умение эффективно сотрудничать с другими людьми). Интеграция и социальная адаптация учащихся с ОВЗ невозможна без речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения, оказываются расстроенными взаимоотношения между индивидом и обществом. Особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. Проблема формирования коммуникативной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья как средство наиболее полной и успешной социализации учащихся, имеет огромную значимость и актуальность. Уровень коммуникативных умений учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяется реально сложившимся узким социальным кругом их общения; недостаточностью их возможностей для формирования коммуникативной компетенции подростков. От уровня коммуникативнойкомпетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и их интеграция в школьное сообщество. Сейчас мы живем в информационном, быстро меняющемся обществе, которое предъявляет к выпускникам школы, а тем более с ОВЗ, более строгие требования. Практическая направленность развития коммуникативных навыков выходит на первый план. Для этого необходима организация общения между учащимися в процессе обучения, проведения совместных мероприятий, занятий в кружках дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками общеобразовательных школ; между обучающимися и их родителями. Учиться общению, общаясь – вот основной принцип коммуникативности. Здесь необходим комплексный подход к развитию устной диалогической речи детей - уделять внимание на всех этапах обучения и воспитания. С этой целью можно разработать модель (инвариативный модуль) ««Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья как основное условие их успешной социализации», состоящуя из блоков: учебная деятельность , воспитательная работа , дополнительное образование, социально - психологическое сопровождение, семья, социум. После этого начать работу по формированию коммуникативной компетенции детей с ОВЗ. Коммуникативная составляющая или его компонент должен включаться в каждый урок и внеклассное мероприятие. К данной деятельности могут быть привлечены следующие участники образовательного процесса: учащиеся, педагоги школы (учителя начальных классов , учителя среднего звена, воспитатели, учителя-дефектологи, педагоги дополнительного образования), педагоги дополнительного образования вне школы, родители. Обучающиеся с ОВЗ принимают участие во всех мероприятиях совместно с учащимися массовых школ.


2. Технологии социальной адаптации в условиях образовательной интеграции .

Технологизация учебного процесса в условиях интеграции требует учета современного видения содержания и задач образования, которое включает не только формирование знаний, умений и навыков, не только передачу от одного поколения к другому социального опыта, но и создание среды для развития личности. В условиях интегрированного обучения это означает обеспечение защищенности личности школьника с ограниченными возможностями. Образовательная среда характеризуется открытостью, целостностью, ориентированностью на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся.

Технология социальной адаптации в условиях образовательной интеграции основывается на следующих концептуальных положениях. Требования комплексности задают необходимость разностороннего изучения возможностей и особенностей обучающихся, нуждающихся в коррекционно-образовательных услугах, использования различных методов, методик, приемов и средств из арсенала общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии. Критически переосмысленные и взятые на вооружение различные подходы могут быть противоречивыми, не всегда применимыми ко всем ученикам класса, но они создают мощный инструмент в руках учителя, благодаря которому он сможет помочь любому ученику и его родителям. Системность решения коррекционно-образовательных задач отражает взаимосвязь достижения учебных и воспитательных целей, прогнозирования и преодоления актуальных трудностей взаимодействия школьников с различными познавательными возможностями. Системность требует, чтобы учитель не только решал сиюминутные задачи, связанные с освоением программного учебного материала, но и вовремя принимал превентивные меры по оптимизации взаимоотношений в детском коллективе, по коррекции девиаций поведения, развитию сильных сторон личности ученика. В классе интегрированного обучения необходима системная работа над созданием благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей, принимая во внимание особенности их развития, обусловливающие специфические цели и задачи обучения.

Не менее важным является деятельностный характер обучения, воспитания. Теоретической основой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка и об особой роли ведущей деятельности в формировании психических новообразований. Указанный подход означает, что главным способом осуществления подлинной интеграции является успешность активной деятельности учеников. Только в ней могут быть смоделированы и воспроизведены условия, трудные для ученика, но возможные в жизни, анализ и проигрывание которых могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности школьника.

Коррекция в условиях интегрированного обучения включает в себя не только коррекцию знаний, психических функций, но и коррекцию девиаций взаимоотношений. Это возможно только в рамках деятельности учеников, осуществляемой в тесном сотрудничестве со взрослым и под его руководством. Любая коррекция основывается на том или ином виде деятельности . В ней можно объективировать трудные конфликтные ситуации и направить ориентировку ученика на их конструктивное разрешение. Деятельность позволяет воссоздать ту форму взаимодействия, которая отвечает требованиям социального окружения.

Значимым является развитие механизмов социальной адаптации у детей с разным уровнем развития, вместе с тем желательно, чтобы эти уровни не отличались друг от друга более чем на один шаг (уровень); учащиеся включаются в социальное взаимодействие, содействующее их продвижению; диалоговая форма отношений, коммуникативные связи между участниками учебного процесса становятся внешними побудителями изменений в умственной деятельности, они являются в определенной мере катализаторами развития ребенка. Концептуальным является обеспечение эмоциональной сопричастности к учебному процессу, вызывание у школьников переживаний, чувствований в связи с учебной деятельностью, основываясь на признании того, что именно переживания стимулируют развитие интеллекта и что эмоциональные побуждения более действенны , чем интеллектуальные в связи с большей сохранностью эмоциональной сферы у отдельных категорий детей, имеющих значительные отклонения в интеллектуальном развитии.


Следует признать актуальность индивидуального характера обучения, что позволит при необходимости перевести ребенка с низкого на более высокий уровень развития; оказать индивидуальную помощь по тому или иному предмету, улучшить психологическое здоровье, скорригировать имеющиеся недостатки развития. Весьма важным с позиции образовательной интеграции является принцип рефлексивности, в основе которого - самооценка, самоанализ, самоконтроль, т. е. постоянная рефлексия собственной деятельности, оценка достижений и недостатков. Рефлексия позволяет обеспечить перспективность проводимой работы, ее тональность, что предполагает вовлечение в процесс интеграции всех: руководителя, учителей, родителей, учащихся. Рефлексия дает возможность отслеживать достижения, видеть недостатки на данном этапе развития ученика и его коррекционного обучения.

Позитивный результат во взаимоотношениях школьников в условиях интегрированного обучения, преодоление когнитивного кризиса учащихся с отклонениями в развитии предполагает продуманную системную работу, включающую формирование позитивной установки на учащихся с особенностями психофизического развития, расширение опыта продуктивного общения с ними. Эти задачи могут быть реализованы в системе коррекционных занятий и занятий по учебным предметам, решающим одновременно задачи интеграции, включения. Последний термин достаточно широко используется в иностранной литературе в значении интегрированного (совместного) обучения.

По мнению Гонеева АД., технология в условиях образовательной интеграции характеризуется следующими чертами :

1. проектируется, отбирается актуальное содержание образования детей с ограниченными возможностями, которое освобождается от второстепенного материала и позволяет устранить перегрузку учащихся и многократно обратиться к основному, главному, наиболее существенному в программном материале;

2. признается и обеспечивается открытость содержания специального образования для изменений на основе интегративного подхода к нему на основе учета программных требований, прогрессивных и мировых тенденций в сфере общего и специального образования и положительного локального опыта; обеспечивается реализация коммуникативного компонента образования в условиях интеграции, что предполагает положительное взаимодействие участников образовательного процесса, их позитивное отношение друг к другу, обмен информацией, имеющимся социальным опытом;

3. использование вариативных образовательных программ и определение образовательного маршрута учащихся (в специальной школе или в условиях интеграции) с учетом многих факторов, в том числе и среды обитания, педагогической культуры родителей и познавательных возможностей учащихся, привлечение разнообразных методических средств, являющихся гарантом того, что образовательная среда является средством развития личности.

Вверх