Эссе о петре 1 кратко. Сочинение про Петра I по истории. Сочинение про Петра I

Урок истории по теме «Роль Петра Первого в истории России» проводится в соответствии с рабочей учебной программой по ОУД 04 «История» в группах 1 курса.

Одной из интересных для студентов форм урока является урок написания эссе об исторических персонажах.

В данной методической разработке приведена структура урока и имеется пример написания эссе с критериями оценки.

При написании эссе нужно учитывать следующие:

  1. Раскрыть тему.
  2. Четко поставить вопросы.
  3. Выразить свою точку зрения на личность Петра 1
  4. Сохранить смысловое единство и логическую связь текста.
  5. Обратить внимание на аргументы и факты, удачное сочетание которых позволяет достичь целостности работы.
  6. Заканчивая работу, есть смысл сослаться на мнение учёного.

Раздел: История России в конце ХVII – в начале ХVIII века.

Цели :

  • Научить написать эссе как самостоятельное изложение в письменном виде свою точку зрения на историческое событие.
  • Формировать потребность выражать собственное мнение.
  • Способствовать воспитанию чувств любви к Родине и её истории.

Задачи:

  • Дать оценку деятельности Петра Первого как исторической личности.
  • Выявить, что он сделал для развития России во внешней политике, в военном строительстве, в экономике, какие результаты были достигнуты.

Метод обучения: Самостоятельная работа с элементами исследовательского и сравнительного характера.

Оборудование урока:

  • Учебник по Истории России для 10 класса А. Н. Сахаров М. 2010 г.
  • Н. И. Павленко «Петр Великий.» серия Ж.З.Л.
  • В.О. Ключевский «История Государства Российского.»
  • С.М. Соловьёв «История Государства Российского.»
  • Е.В. Тарле «Петр Первый.»
  • DVD фильм «История Государства Российского.»

Эпиграф к уроку

«При стуке топора и громе пушек наша страна вошла в число мировых держав»

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка присутствующих студентов.

Вступительное слово преподавателя: «Мы сегодня с вами пишем письменную работу. Эссе по теме «РОЛЬ ПЕТРА ПЕРВОГО В ИСТОРИИ РОССИИ»

Кто знает что такое ЭССЕ?

Ответ нам даёт энциклопедический словарь.

Эссе (от французского-опыт, набросок) - малый жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающей подчеркнутую индивидуальную позицию автора с непринуждённым изложением.

Основатель жанра Мишель Леонтель-французский писатель ХVI века, автор книги «Опыты.» Этот жанр дошёл до нашего времени примером
может быть роман-эссе В.С. Гросмана «Жизнь и судьба.» (о Сталинградской битве).

2. Мысль должна быть подкреплена фактами или аргументами.

4. Эссе призвана удивить читателя (интересным вопросом или высказыванием) проблемным вопросом.

План написания эссе:

1. Вступление или введение – это актуальность темы почему вы решили раскрыть данные вопросы по теме.

2. Основная часть – это изложение тезисов и фактов.

3. Заключение или вывод по теме.

Критерии оценки эссе:

1. За актуальность или введение

2. Раскрытие вопросов и темы с доказательствами

3. За творчество

5. Заключение

Проблемный вопрос урока-эссе:

Для чего пишется эссе? Как вы считаете?

Ответ : Может пригодится в профессиональной подготовке, при работе над дипломным проектом, при поступлении на работу, чтобы составить анкету или резюме, чтобы работодатель разглядел образ конкретного работника.

Работа студентов на уроке:

  • Открыть учебник А.Н. Сахарова «История России» параграф № 41-45
  • Используя текст учебника составить вопросы перед собой по теме которые бы могли раскрыть тему и ответить на них в эссе, тема на доске.

Примеры вопросов:

1. Какие события повлияли на характер Петра I в детстве?

2. Какими методами проводил преобразования в стране ПетрI?

3. К каким результатам привели реформы Петра I Россию?

4. Докажи с помощью фактов, какие задачи решала Россия в Северной войне?

5. Какие личные качества проявил Петр I в Полтавской битве?

6. Стала ли Россия при Петре I Великой державой?

7. Какие изменения внес Петр I в развитие экономики, политики, культуры?

8. Как реформы Петра I повлияли на развитие образования и просвещения в России?

9. Можно ли говорить о Петре I как о талантливом дипломате?

10. Был ли Петр I организатором побед Русской армии?

11. Сопровождались ли реформы Петра I с напряжением сил народных?

12. Как преобразование в стране повлияли на будущее России?

Пример написания Эссе

Введение

Я выбрал эти вопросы к теме, потому, что, на мой взгляд, она затрагивает проблему личности в истории, которая мне интересна. Петр Первый - одна из важнейших фигур Русской истории, во многом определившая своей деятельностью ее дальнейшее развитие. Правление первого русского императора не оставляет равнодушными историков, а проведенные реформы остаются в центре внимания научных дискуссий. Для меня лично Петр Первый является наиболее любимой царской фигурой, из тех фактов о Петре, которые я узнал, из учебников, различных книг и кинофильмах. Все, что я узнал подтолкнуло меня к дальнейшему изучению личности Петра Первого и его места в истории. Про него можно сказать: «Он был правителем, не имевшим себе равных в мировой истории» - как писал Н.И. Павленко в биографии Петра Первого в книге «Жизнь замечательных людей».

Для того чтобы разобраться в личности Петра я поставил перед собой следующие вопросы:

1. Можно ли говорить о Петре Первом как о дипломате?

2. Был ли Петр Первый талантливым полководцем?

3. Как реформы Петра Первого повлияли на положение народа?

4. Как преобразование в целом отразились на развитие России?

Дипломат

Итак, был ли Пётр дипломатом вообще, и, тем более, талантливым и проницательным? Думаю, на этот вопрос можно ответить утвердительно. Вспомнить только, что Великое посольство I697-1698 гг. имело дипломатические цели (так, Пётр хотел выявить интересы европейских держав и возможность создания союза против Турции), и то, что его провал (было очевидно, что Европа не готова воевать с Турцией) был выгодно использован Петром. Царь понял, что у него есть возможность повернуть силы в другом направлении, и создал Северный союз против Швеции, дипломатически подготавливая Северную войну (1700-1721). Можно сказать, что он также расширял связи Европы с Россией (как политические, так и экономические, и культурные), что всегда идёт на благо дипломатическим отношениям.

Полководец

Нельзя не согласиться и с тем, что Пётр был хорошим военным организатором и полководцем. Нужно сказать, организатором Пётр был прекрасным во всех смыслах, потому что его деятельность по реформированию всех сфер жизни государства повысила работоспособность как страны, так и армии. Но и в самой военной сфере Пётр провёл множество реформ (создание регулярной армии, флота, инженерной, Навигацкой школ и т.д.), что в итоге позволило сосредоточить все силы государства для победы в Северной войне. Как пишет И.В. Курукин, «Пётр завершил в России процесс «военной революции» - переход от традиционного рыцарского войска к современной армии, вооружённой современным оружием». Важнейшие битвы, такие как осада Нотебурга 1702 г., взятие Нарвы 1704 г. были тщательно спланированы до самих битв, крепости изучались по имевшимся о них данным. Пётр и его полководцы применяли и военные хитрости, такие как «маскарад» при взятии Нарвы или использование преимуществ изрезанной береговой линии и более лёгких и небольших кораблей в битве при Гангуте (1714) и Грен-гаме (1720). Личная храбрость Петра Первого проявилась в Полтавской битве как свидетельствуют современники: одна пуля прострелила седло, другая пуля попала в шляпу, третья - повредила нательный крест.

Петр Первый лично участвовал в захвате шведских судов на реке Неве, за это был награжден орденом Андрея Первозванного и получил звание капитана-командора.

Напряжение сил народных

Насколько серьёзным испытанием для народа стали преобразования Петра и война? «Для резкого рывка навстречу Европе Пётр был готов пожертвовать всем, даже собой, своими близкими», - пишет С.Ф. Платонов, и так оно и было. Рекрутская повинность, подушная подать и дополнительные повинности, связанные с масштабным строительством, легли тяжёлой ношей на плечи народа. В то же время реформы Петра укрепили это положение, усилив зависимость крестьян от дворянства. Даже производство было организованно по жёстким правилам и, в отсутствие свободной рабочей силы, основано на использовании труда зависимых крестьян. Работных людей набирали из разорившихся горожан, беглых крестьян, бродяг и учили их мастерству. Уходить с заводов было запрещено, поэтому работные люди фактически являлись крепостными. По петровским указам началось массовое строительство заводов (мануфактур). Если в начале правления Петра насчитывалось около 30 крупных предприятий, то к концу правления в России было от 100 до 230 мануфактур.

Будущее страны

Ответим на последний вопрос: а было ли это испытание необходимым? Тарле пишет, что Россия «отстаивает своё будущее», но что он имеет в виду? На мой взгляд, здесь под «будущим» государства подразумевается возведение России в ранг империи. Именно это достижение и стало пиком всей деятельности Петра, главным результатом. К тому же в начале правления Петра Алексеевича, привычные институты управления, вроде тех же приказов, традиционные экономические и социальные отношения начинали устаревать и тормозили развитие государства. Пётр смог вовремя понять нужды России и спасти её от надвигающегося кризиса с помощью реформ.

Заключение

Итак, Петру Первому удалось организовать государство и армию, чтобы проводить необходимую внешнюю политику. Будучи талантливым дипломатом, Пётр сумел создать себе военную поддержку союзников. Его политика позволила России стать империей и в будущем влиять на европейские международные отношения. Но нужно помнить и слова СМ. Соловьёва: «Никогда никакому народу не удавалось совершить такого подвига, как российскому народу во времена Петра Первого». Победы Петра не могли произойти без по-настоящему героического трудового напряжения всех сил страны, и эта черта рассматриваемого периода, на мой взгляд, не должна забываться.

Критерии оценки:

Работы студентов оцениваются в баллах:

1. За введение - 1 балл (за четкую постановку вопросов)

2. За основную часть - 1 балл (тема раскрыта)

5. За заключение - 1 балл (сделан вывод и заключение)

Итого - 5 баллов

Вывод

Умение и навыки полученные при подготовке и написанию эссе, могут на мой взгляд быть полезными в дальнейшей жизни студентов, подготовить аргументированное выступление, написать автобиографию.

Список использованной литературы

  1. Н.И. Павличенко Серия ЖЗЛ «Петр Великий» М-2010г.
  2. П.А. Баранов «История» Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ (схемы, таблицы). М-2017г.
  3. А.А. Талызина «Историческое эссе». М-2016г.
  4. А.Н. Сахаров «История России» Учебник 2 ч. для 10 классов. М-2010г.
  5. С.М. Соловьев «История государства Российского». М-2010г.
  6. DVD-фильм по сочинению Н.М. Карамзина «История государства Российского» 500 серий.
Личность императора Петра Великого всегда ассоциируется у россиян в первую очередь с реформами и преобразованиями. Петр I за годы правления совершил величайший труд во благо страны, дав тем самым толчок к дальнейшему развитию России.

Предпосылками для преобразований послужили, внутренние и внешние факторы. Вызовы времени требовали прихода энергичного государственного деятеля, который бы смог дать толчок к дальнейшему развитию страны – такой личностью стал Петр Великий.

Два с половиной столетия историки, философы и писатели спорят о значении Петровских преобразований, но вне зависимости от точки зрения того или иного исследователя все сходятся в одном - это был один из наиважнейших этапов истории России, благодаря которому всю ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. В российской истории трудно найти деятеля, равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для России полезным, что - вредным, что - главным, а что - второстепенным

В свое время Петр I сделал очень много для своей страны. И не его вина, что не все шло гладко: он не получил даже более или менее приличного образования. Только личный энтузиазм, упорство и воля позволили совершить такой качественный скачок вперед. Точки зрения на этот вопрос разные, однако, что, несмотря на ущемление прав человека, и интересов личности, Петр I вывел страну на новый путь.

Предпосылки для дальнейшего реформирования страны давно назрели. Слабая экономическое состояние, постоянные военные угрозы, и другие вызовы требовали решительных внутренних действий. Как и любая страна Россия нуждалась в реформах и преобразованиях, нужен был только смелый лидер таким лидером в то время для нашего отечества оказался Пётр Первый вписавший себя в историю как яркий реформатор.

Во втором периоде реформы были более планомерными и направленными на внутреннее обустройство государства.

В целом реформы Петра были направлены на укрепление Российского государства и приобщение правящего слоя к европейской культуре с одновременным усилением абсолютной монархии. К концу правления Петра Великого была создана мощная Российская империя, во главе которой находился император, обладавший абсолютной властью. В ходе реформ было преодолено технико-экономическое отставание России от ряда других европейских государств, завоёван выход к Балтийскому морю, проведены преобразования во многих сферах жизни российского общества. В то же время, народные силы были крайне истощены, разросся бюрократический аппарат, были созданы предпосылки (Указ о престолонаследии) для кризиса верховной власти, которые привели к эпохе «дворцовых переворотов».

В письме послу Франции в России, Людовик XIV так отзывался о Петре: «Этот государь обнаруживает свои стремления заботами о подготовке к военному делу и о дисциплине своих войск, об обучении и просвещении своего народа, о привлечении иностранных офицеров и всякого рода способных людей. Этот образ действий и увеличение могущества, которое является самым большим в Европе, делают его грозным для его соседей и возбуждают очень основательную зависть».

Интересны замечания историка Ключевского относительно дальнейшего развития реформ Петра. Из книги Василия Осиповича Ключевского: «Он надеялся грозою власти вызвать самодеятельность в порабощенном обществе и через рабовладельческое дворянство водворить в России европейскую науку, народное просвещение как необходимое условие общественной самодеятельности, хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно. Совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства – это политическая квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у нас со времен Петра два века и доселе не разрешенная».

Итак, в данной связи нужно отметить, что реформы Петра дали некий толчок к дальнейшему развитию России. Реформаторская деятельность Петра Первого коснулась многих сфер. Историки по-разному оценивают деяния императора, указывая на большие жертвы проведенных реформ. К сожалению и надо это признать реформы протекали совсем не мирно. Но в тоже время, они помогли поставить Россию в дальнейшем в один ряд с великими державами мира и с мнением и волей России приходилось считаться многим. Московия из региональной державы благодаря реформам Петра и его приемников превратилась в крупного мирового политического игрока.

Значение реформ Петра Первого на дальнейшее развитие государства весьма велико. Петровские преобразование коренным образом повлияли на дальнейшую судьбу Российской империи. Петр резко повернул развитие страны на Запад, определив тем самым вектор развития России. Положенные преобразования легли в основу развития государства. Следует признать что были и негативные последствия Петровских времен и некоторые реформы подорвали привычный уклад жизни россиян, столкновения разных культур также не могло произойти незаметно все это вызывало недовольства определенных слоев русского общества, которое негативно сказалась на дальнейшую судьбу нашего Отечества.

Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы ни относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории.

Реформы Петра Первого

Реформа государственного управления

Создание Ближней канцелярии (или Консилиума министров) в 1699 г. Было преобразовано в 1711 г. в Правительствующий Сенат. Создание 12 коллегий, имеющих определенную сферу деятельности и полномочия.

Система государственного управления стала более совершенной. Деятельность большинства государственных органов стала регламентированной, коллегии имели четко очерченную область деятельности. Были созданы контролирующие органы.

Областная (губернская) реформа

1708-1715 гг. и 1719-1720 гг.

На первом этапе реформы Петр 1 поделил Россию на 8 губерний: Московскую, Киевскую, Казанскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Архангелогородскую, Смоленскую, Азовскую, Сибирскую. Они управлялись губернаторами, ведавшими войсками, расположенными на территории губернии, а также обладавшими всей полнотой административной и судебной власти. На втором этапе реформы губернии были поделены на 50 провинций, управляемых воеводами, а те делились на дистрикты, руководимые земскими комиссарами. Губернаторы были лишены административной власти и решали судебные и военные вопросы.

Произошла централизация власти. Органы местного самоуправления почти полностью потеряли влияние.

Судебная реформа

1697 г., 1719 г., 1722 г.

Петром 1 были образованы новые судебные органы: Сенат, Юстиц-коллегия, гофгерихты, нижние суды. Судебные функции также исполняли все коллеги, кроме Иностранной. Судьи были отделены от администрации. Был отменен суд целовальников (аналог суда присяжных), утрачен принцип неприкосновенности неосужденной личности.

Большое количество судебных органов и лиц, осуществлявших судебную деятельность (сам император, губернаторы, воеводы и др.) вносили в судопроизводство сумбур и неразбериху, введение возможности "выбивания" показаний под пытками создали почву для злоупотреблений и необъективности. Вместе с тем, была установлена состязательность процесса и необходимость того, чтобы приговор основывался на конкретных статьях закона, соответствующих разбираемому случаю.

Военные реформы

Введение рекрутской повинности, создание военно-морского флота, учреждение Военной коллегии, ведавшей всеми военными делами. Введение с помощью "Табели о рангах" воинских званий, единых для всей России. Создание военно-промышленных предприятий, а также военных учебных заведений. Введение армейской дисциплины и воинских уставов.

Своими реформами Петр 1 создал грозную регулярную армию, насчитывавшую к 1725 г. до 212 тыс. человек и сильный военно-морской флот. В армии были созданы подразделения: полки, бригады и дивизии, на флоте – эскадры. Было одержано множество воинских побед. Эти реформы (хотя и неоднозначно оцениваемые разными историками) создали плацдарм для дальнейших успехов русского оружия.

Церковная реформа

1700-1701г.; 1721 г.

После смерти патриарха Адриана в 1700 г. был фактически ликвидирован институт патриаршества. В 1701 г. было реформировано управление церковно-монастырскими землями. Петр 1 восстановил Монастырский приказ, контролировавший церковные доходы и суд над монастырскими крестьянами. В 1721 году принят Духовный регламент, фактически лишивший церковь самостоятельности. На смену патриаршеству создан Святейший Синод, члены которого подчинялись Петру 1, которым и назначались. Церковное имущество часто отнималось и тратилось на нужды императора.

Церковные реформы Петра 1 привели к почти полному подчинению духовенства светской власти. Помимо устранения патриаршества многие епископы и простые священнослужители подверглись гонениям. Церковь уже не могла проводить самостоятельную духовную политику и отчасти потеряла авторитет в обществе.

Финансовые реформы

Почти все царствование Петра 1

Введение множества новых (в том числе косвенных) налогов, монополизация продажи дегтя, алкоголя, соли и других товаров. Порча (уменьшение веса) монеты. Копейка становится основной монетой. Переход к подушной подати.

Увеличение доходов казны в несколько раз. Но во-первых, достигнуто оно за счет обнищания основной массы населения, во-вторых - большая часть этих доходов разворовывалась.

Ещё в юном возрасте Пётр понял, что такое борьба. Он мог наблюдать её на протяжении всего детства. Причиной того был двойной брак отца мальчика – Алексея Михайловича. Первой его женой была Мария Милославская, но после её смерти царицей стала Наталья Нарышкина – мать Петра 1. Из-за этого мальчик был вынужден править вместе со своим сводным братом Иваном, под контролем их старшей сестры – Софии.

Ещё в детские годы Пётр 1 показывал свои способности к управлению войско. Из друзей – мальчишек он собрал войско, которое в будущем стало называться гвардией. Маленький Пётр и его друзья не замечали, как играя в войну они росли, и становились сплочённой командой.

Когда Пётр был ребёнком, он любил бегать в Немецкую слободу – квартал, где проживали иностранцы. Он проводил там достаточно много времени, общаясь с приезжими.

Как только Пётр стал единственным правителем, он сделал Россию империей, а себя – императором. Этот титул сохранился и у его потомков.

Почти сразу же после восхождения на престол новый император принял решение “прорубить окно в Европу”. Так началась Северная война. Самые значимые бои были в Полтаве и на островах Балтийского моря. Для завоевания земель пришлось построить флот. Пётр сам строил некоторые корабли. Это поднимало дух народа. В результате войны многие земли отошли России.

На завоёванных землях Пётр основал город Санкт-Петербург и сделал его столицей империи. Многие здания в Санкт-Петербурге были построены по проекту итальянского архитектора Доменико Трезини. В моду также были внесены большие изменения. Девушки вынуждены были носить европейские неудобные платья с тугими корсетами, а мужчинам насильно состригали бороды. Из Европы Пётр привёз табак и другие вредные вещи.

Император был не только активным политическим деятелем, но и интересующимся человеком. За свою жизнь он обучился многим ремёслам, знал культуру многих европейских стран, выучил несколько иностранных языков.

Пётр 1 сделал много хорошего для страны. Он дал России торговый путь в Европу по Балтийскому морю. Сделал Россию европейской страной. Создал мощный флот. Но его правление имело также и минусы. Например во время его правления собирали много налогов, применяли физическое насилие по отношению к народу, приучали к вредным привычкам.

`

Популярные сочинения

  • Дружба Ивана и Конька-Горбунка - сочинение

    Петр Павлович Ершов написал чудесное произведение Конек-Горбунок. Многие поколения читают её свои детям. Её часто рекомендуют к прочтению. Эта сказка очень хорошая и полезная, с глубоким смыслом.

  • Сочинение-описание по картине Домик с красной крышей Рылова (8 класс)

    Девятнадцатый век в изобилии преподнёс русской культуре именитых и талантливых живописцев, готовых в огне гореть за свою мечту, пополняя ряды произведений искусств своими работами. Такая характеристика вполне пригодна

  • Кто же такой Мцыри? Мцыри – это очень добрый и милосердный молодой человек. Он всегда говорил, правда, так сказать был человеком с чистейшей душой и с характером настоящего героя, ведь он не чего не боялся.

Эссе на тему: «Личность Петра I».

Личность Пётра I является одной из самых известных в истории нашей страны. И на это есть свои причины. Ведь Пётр I, без сомненья, внёс огромный вклад в развитие России, превратив её в действительно сильную империю.

Родился Петр Первый 30 мая (9 июня) 1672 г. в Москве. Он был младшим сыном царя Алексея Михайловича от второго брака с царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной. К власти пришёл в 1682 году (правил с 1689 по 1696 г. вместе с братом Иваном V), с 1721 г. принял титул императора; правил до 1725 г.

Личность Петра I противоречива и неоднозначна, многие историки оценивают его деятельность по-разному. О нём самом и о том, что он сделал для страны за время своего правления, можно рассуждать очень долго. Но я постараюсь в этом эссе разобраться, какое же всё-таки влияние на Россию оказал этот человек.

Пётр I был очень целеустремленным правителем, он отличался трудолюбием, упорством, любознательностью и волевым характером, что и помогало ему в осуществлении своих планов на пути к развитию страны.

Россия в период начала правления Петра Алексеевича находилась в состоянии тяжелого застоя, она отставала от многих европейских стран в социально-экономическом, военном и культурном отношении, находилась в международной изоляции. Всё это царь прекрасно осознавал и видел явную необходимость в осуществлении реформ. Его реформаторский курс охватывал все сферы жизни общества – социальную сферу, экономику, управление, военное дело и культуру.

Им были проведены реформы государственного управления, а именно: созданы Сенат, коллегии и органы высшего государственного контроля и политического сыска; учрежден «Табель о рангах»; страна становится разделена на губернии; церковь подчинена государству; строится город Санкт-Петербург – новая столица России. В сфере торговли и промышленности им проводилась политика меркантилизма: появлялись мануфактуры, заводы (металлургические, горные и др.), пристани и каналы. Происходило упрочнение экономического и политического положения дворянства. Пётр усилил военную мощь страны, он руководил постройкой флота и созданием регулярной армии. Что касается просвещения, то за время правления императора было открыто множество учебных заведений, Академия наук, принята гражданская азбука и т.д.

Пётр I активно участвовал и во внешней политике страны. Он возглавлял армию в Азовских походах (1695-1696), Северной войне (1700-1721), Персидском походе (1722-1723) , Прутском походе (1711), а также руководил войсками в сражениях под Полтавой (1709), при Лесной (1708) и при взятии Нотебурга (1702). В итоге, территории России значительно расширились, был получен выход к Балтийскому морю, налажены дипломатические и торговые связи со странами Европы, Московское царство было провозглашено Российской империей.

Преобразования, которые Пётр Алексеевич совершил как во внутренней, так и во внешней политике, конечно же, повлияли положительно на состояние России и изменили привычные устои русской жизни.

Но таких результатов Пётр I добился далеко не самыми гуманными способами. В его характере часто прослеживалась жестокость, вспыльчивость, порывистость. В своих решениях и действиях он вел себя достаточно жёстко, не жалея жизни людей и не считаясь со средствами, необходимыми для достижения поставленных целей. Так, например, по подсчетам историков, за время строительства Петербурга погибло около 200 тысяч человек.

Период правления Петра 1 был важной эпохой в истории Российского государства, которая ознаменовалась значительными сдвигами в культуре, экономике и государственном строе. Особенно изменения коснулись международных отношений. Именно в это время Россия вошла в число сильнейших государств Европы.

Можно выделить некоторые события и изменения, коснувшиеся государства в этот период. Во-первых, это борьба за выход к морям, во-вторых, реформы, затрагивающие все сферы жизни и, в-третьих, постройка Санкт-Петербурга. Все эти реформы связаны с именем последнего цар я всея Руси , первого русского императора, реформатора и полководца Петра 1. Он был провозглашён царём в 10-летнем возрасте и стал править самостоятельно с 1689 года.

Реформы Петра начались по его возвращению из Великого Посольства с введения иностранного наряда и приказа брить бороды всем, кроме крестьян и духовенства. В 1699 году указом царя была осуществлена реформа календаря. Царь также поощрял обучение ремеслам, создавал многочисленные мастерские, приобщая русских людей к западному стилю жизни. Появились светские учебные заведения, основана первая русская газета. Специальным указом были созданы ассамблеи. Также были введены арабские цифры и гражданские шрифты; учреждались типографии. Была основана Академия наук. В 1701 году открывается первая Навигацкая школа. Начались и реформы городского управления, упразднилось патриаршество с учреждением Святейшего Синода. В 1703 началось строительство бастионов крепости Петербурга в дельте Невы.

Петр 1 всячески способствовал развитию русской промышленности и торговли, в том числе внешней. Было построено множество заводов и фабрик, возникли новые отрасли промышленности, начался экспорт оружия в Пруссию. Немало молодых людей отправлялось изучать науки и ремесла за границу, приглашались иностранные специалисты.

Первый Азовский поход в 1695 году показал, что России необходим регулярный военный флот, в том числе для выхода к Балтийскому морю, находящегося под властью Швеции. Россия, в составе Северного союза (Дания, Польша, Саксония), в 1700 начала Северную войну против Швеции. Для начала этой войны было несколько причин, но одна из важнейших – необходимость для России выйти к Балтийскому морю. Итогом же стала победа российского государства с получением по Ништадскому мирному договору 1721 г. земель, за счет чего расширились его границы. Был выстроен крупный город-порт, ставший впоследствии столицей, в 1720 году переименованный в Санкт-Петербург. Кроме того, в 1700-1721 годах был построен российский военно-морской флот. Выход к Балтике привел и к положительным экономическим результатам: Россия наладила морскую торговлю с Европой.

Вверх